У православных христиан Пасха (Светлое Христово Воскресение) в 2024 отмечается 5 мая.
Пасхалия на 2000 - 2030 годы
В Великую субботу христиане собираются на всенощное бдение в храмах. Там же освящают специальную праздничную пищу: крашеные яйца, творожные пасхи и куличи. Есть несколько версий, почему на этот праздник красят яйца. Согласно одной из них, последовательница Христа Мария Магдалина после воскресения своего учителя сообщила о чуде римскому императору Тиберию и подарила ему куриное яйцо как символ новой жизни. Император усомнился и ответил, что такое настолько же невозможно, насколько и белое яйцо не может стать красным.
Произошло чудо: яйцо изменило цвет и стало красным. Красный цвет яйца символизирует кровь Христа, само яйцо — могилу Спасителя, а расколовшееся яйцо — его воскресение. Позже появилась традиция биться яйцами. Побеждает тот, у кого скорлупа яйца останется целой.
Считается, что победа в битве яиц приносит удачу и счастье на целый год.
За Христом в столицу Израиля последовало множество народа. Люди были поражены чудом с Лазарем и оказывали Спасителю невероятные почести.
Когда он въезжал на ослике в Иерусалимские ворота, все вокруг восклицали: «Осанна! Благословен грядущий во Имя Господне, Царь Израилев! Эти дни подводят нас к особому периоду — Страстной седмице, которая, хотя и является постной, но уже вплотную приближает нас ко дню Воскресения Христова. Страстная седмица 29 апреля — 4 мая — особая неделя в церковном году, когда мы переживаем пребывание Христа в Иерусалиме, Его предательство Иудой, Тайную вечерю, Распятие и положение во гроб.
Каждый день седмицы, ввиду важности вспоминаемых событий, называется «великим». Почему второе название дня — Вербное воскресенье? В народе этот праздник называют Вербным Воскресеньем.
Почему на Пасху красят яйца и пекут куличи? Кулич символизирует артос — хлеб, который ученики Христа после Его воскрешения ставили на стол во время трапезы. По христианской традиции, пасхальное угощение готовится из сдобного теста с изюмом или орехами. Православные считают кулич символом присутствия Иисуса Христа в доме во время трапезы в Пасху. Куличи принято печь накануне Светлого Христова Воскресения, в Чистый четверг.
В 2023 году он выпадает на 13 апреля. Пасхальная выпечка подаётся в качестве первого и основного угощения, перед другими блюдами. Версий, почему принято красить яйца в Пасху, много. Согласно одной из них, ученики Христа после Его воскрешения, став апостолами, отправились в разные уголки Земли, чтобы рассказать людям о Спасителе и Его победе над смертью. Последовательница Христа Мария Магдалина пришла к императору Рима и в качестве подарка преподнесла ему единственное, что у неё нашлось, — куриное яйцо. Смысл подарка заключался в том, что яйцо считается символом жизни: цыплёнок вырывается из скорлупы так же, как Иисус вырвался из оков смерти. Император не поверил Марии Магдалине и сказал, что воскрешение невозможно, как и изменение белого цвета яичной скорлупы на красный.
Через три дня ученицы Сына Божьего хотели совершить ритуальное умащение тела благовониями, но увидели, что склеп пуст. Христос воскрес и явился своим последователям.
Так, Пасха стала означать «перехождение от смерти к жизни, от земли к небу». Христиане верят, что Иисус Христос, приняв мученическую смерть, взял на себя грехи человечества, а вера в Спасителя и его воскрешение подарят вечную жизнь. В месте погребения и воскресения Иисуса Христа в храме Гроба Господня, который находится в Иерусалиме, ежегодно в Великую субботу сходит Благодатный огонь. Его передаёт патриарх Иерусалимский служителям греческой церкви и представителям других конфессий христианской церкви. Почему на Пасху красят яйца и пекут куличи? Кулич символизирует артос — хлеб, который ученики Христа после Его воскрешения ставили на стол во время трапезы. По христианской традиции, пасхальное угощение готовится из сдобного теста с изюмом или орехами. Православные считают кулич символом присутствия Иисуса Христа в доме во время трапезы в Пасху. Куличи принято печь накануне Светлого Христова Воскресения, в Чистый четверг.
В 2023 году он выпадает на 13 апреля.
Даты православной Пасхи с 1800 по 2100 год
В 2023 году Пасху в России православные верующие отмечают 16 апреля. Православные христиане отметят Пасху 16 апреля. «Ямал-Медиа» выяснил, когда можно печь куличи и красить яйца, в какой день святить пасхальные угощения и как правильно отмечать праздник. Православная и католическая Пасха обычно празднуется в разное время.
Какого числа Пасха в 2023 году и как её принято отмечать?
Хорошего урожая жди, если морозец ударил. Если на Пасху бровь зачесалась — суженого встретишь. Губы горят и сохнут — к скорой свадьбе. Если в пасхальную тарелку положить пасхальное яичко и крестик на весь день, то это повысит шанс забеременеть. Отказать нуждающемуся в Пасху — на весь год удачи в денежных делах лишиться. Тот, кто в яичной битве победит — на весь год удачлив будет. Тот, кто ходит в Пасху со злобой в душе — негатив к себе притянет. В большинстве городов России проводится пасхальная ярмарка, включающая разнообразные семейные мероприятия. Например, Московский фестиваль «Пасхальный дар» предлагает целый ряд мероприятий для семей, включая охоту за пасхальными яйцами, украшение яиц и посещение пасхального кролика.
Дети празднуют Пасху с играми и весельем, как и американские дети. Одна из таких игр, в которую играют обычно дети, связана с пасхальными яйцами.
Преображение Господне относится к двунадесятым праздникам. В народе его называют Яблочным Спасом, освящают яблоки и груши, которые до того не едят.. Он посвящен событию, произошедшему на горе Фавор при земной жизни Иисуса Христа. Считается, что Иисус в этот день явил ученикам свою божественную природу для того, чтобы в час испытаний они не дрогнули и не поколебались в своей вере. Успение Пресвятой Богородицы. Великий христианский праздник, входящий в число двунадесятых. Это день, когда православные верующие вспоминают Успение усыпание Божией Матери — Ее переход из земной жизни в мир небесный. Сентябрь 21 сентября.
Рождество Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии — большой христианский праздник. Богородица считается покровительницей женщин и семейного очага. В день праздника женщины молятся о продолжении рода, здоровье детей и благополучии семьи. Воздвижение Креста Господня. Праздник установлен в честь обретения в 326 году распятия Иисуса Христа. Вспоминают, как царица Елена, разрушив языческое капище, обнаружила три креста и узнала тот, на котором был распят Христос. Октябрь 14 октября. Покров Пресвятой Богородицы. Этот праздник установлен в память явления Богородицы в X веке во Влахернском храме в Константинополе. С тех пор это стало пониматься как знак покровительства Богородицы всем молящим и прибегающим к ее заступничеству.
Дмитриевская родительская суббота. День, когда вспоминают и поминают усопших. Народная традиция крепко связала этот день с Куликовской битвой: дескать, благоверный князь Димитрий Донской просил в этот день преподобного Сергия Радонежского отслужить панихиду по воинам, полегшим в Мамаевом побоище. Ноябрь 18 ноября. Михайловская суббота. День, когда поминают усопших. Названа в честь Архангела Михаила. Рождественский пост длится 40 дней и является последним в уходящем году. В период поста нельзя принимать в пищу мясные и молочные продукты, а также яйца. Декабрь 4 декабря.
Введение во храм Пресвятой Богородицы. Это один из главных праздников церковного календаря. По преданию, в этот день родители привели трехлетнюю Деву Марию в Иерусалимский Храм, исполнив свой обет — посвятить долгожданного ребенка Богу. Фото: из архива редакции.
Но есть христиане, следующие Григорианскому календарю. Календарную реформу Папы Григория XIII критикуют как раз за то, что при использовании этой системы летосчисления происходит нарушение канонического правила празднования Пасхи Христианской не ранее иудейской. Так, с 1851 по 1950 г.
Так происходит и в 2024 году, когда католики отмечают Пасху 31 марта, а Песах отмечается еврейским народом 23 апреля. В православии считается, что подобные нарушения не просто "календарная формальность". Точное воспроизведение исторических событий Страстной недели и Воскресения Христова позволяет войти в духовную историю событий, произошедших два тысячелетия назад. Это духовная история человечества, которую верующие должны пережить. Для исчисления точного дня Пасхи по поручению Александрийского Патриархата была создана методика подсчета точного дня празднования, так называемая Пасхалия, которая имеет свои математические формулы и свой цикл размером в 532 года. Задача Пасхалии совместить две системы исчисления времени, которые разнятся изначально: систему отсчета, принятую при жизни Иисуса , и нашу. Они действительно различные - у иудеев, даже ночь, например, делилась не на 12 часов, а на так называемые "стражи", у них был лунно-солнечный календарь. У христиан солнечный календарь, основанный на движении Солнца, в котором стремились согласовать между собой сутки и год.
А календарь иудеев, принятый при жизни Христа, лунно-солнечный, в нем делается попытка согласовать между собой все три единицы времени: сутки, месяц и год. В основе христианской пасхалии системы правил и поправок для вычисления даты празднования Пасхи на каждый год лежит еврейский лунно-солнечный календарь. Совмещение даты Пасхи по лунно-солнечному календарю и по солнечному приводит к тому, что каждый год этот праздник выпадает на разные даты. Но при этом, если мы пользуемся юлианским летоисчислением, введенным верховным языческим жрецом Рима Юлием Цезарем, то признак историчности не нарушается. А вот при следовании календарной реформе, которую в 1582 году провел папа Римский Григорий XIII григорианский календарь , принцип исторической последовательности важнейших христианских событий может быть нарушен - как это и произошло в 2024 году.
Причина различий состояла в следующих двух нюансах: 1 в Александрии днем весеннего равноденствия считали 21 марта, в Риме — 18 марта; 2 самая ранняя Пасха в Александрии приходилась на 15-й день луны, в Риме — на 16-й день. Последнее означает, что если пасхальное полнолуние случалось в субботу, то в Александрии завтрашний день уже был Пасхой, тогда как в Риме Пасху праздновали в следующее воскресенье. В результате в 387 году Рим отпраздновал Пасху 21 марта, тогда как Александрия — 25 апреля; разница составила пять недель. Этот факт произвел впечатление на современников; в следующем V веке каждый раз, когда даты Пасхи отличались существенно, Рим и Александрия предварительно обсуждали данную проблему. В самом Риме были предприняты шаги к согласованию пасхалии; окончательно же проблема была решена в 525 году, когда римский аббат Дионисий Малый известен тем, что фактически ввел хронологию от Рождества Христова взял за основу александрийскую пасхалию и по ней составил новую римскую пасхалию.
Итак, в отношении даты Пасхи действует принцип, сформулированный на I Вселенском Соборе: Пасху праздновать в воскресный день после того полнолуния, которое будет следовать за днем весеннего равноденствия. Частные следствия примеры применения этого правила таковы. Если мартовское полнолуние наступает раньше дня весеннего равноденствия 21 марта , пасхальным полнолунием считается уже на мартовское, но апрельское. Если оно выпадает, к примеру на воскресенье 18 апреля, то Пасха переносится на следующее воскресенье — 25 апреля. Это самая поздняя дата празднования Пасхи. Самым же ранним днём является 22 марта. Это случается, когда мартовское полнолуние выпадает на субботу 21 марта. Где находились святые и праведники до Воскресения Христова — в Раю или в аду? Как известно, пока первозданные люди хранили невинность и нравственную чистоту, местом их пребывания был особый благоустроенный Сад — Рай Быт. Однако, злоупотребив своими природными совершенствами и своей свободой, они нарушили заповедь Божью, подверглись тленности, сделались смертными и были изгнаны из обители прочь Быт.
С тех пор и вплоть до совершения Искупления Господом Иисусом Христом, все люди, умирая, сходили душами в ад. Путь в Царство Небесное был для человека закрыт. В ад попадали как грешники, так и праведники Быт. Другое дело, что степень испытываемых мук и местa заточения душ, в зависимости от степени их греховности или праведности, были различными Иез. Из притчи о богатом и Лазаре известно, что в аду существовала особая область — лоно Авраамово Лк. В эту область попадали души тех ветхозаветных людей, кто особенно угодили Господу верой и добродетелями. Насколько контрастным было отличие их состояния от состояния грешников, видим из содержания той же притчи Лк. Иногда понятие «лоно Авраамово» относят и к Царству Небесному. А, например, в иконографии Страшного Суда образ «лона…» используется в качестве одного из наиболее распространённых и значимых символов Райских жилищ. Но это, конечно, не значит, что и до сокрушения Спасителем адовых врат праведники пребывали в Раю победа Христа над адом состоялась после Его Крестных Страданий и смерти, когда Он, пребывая телом во гробе, Душой сошёл в преисподние места земли Еф.
Хотя праведники и не испытывали тех тягчайших страданий и мук, что испытывали лютые злодеи, однако они не были причастны и тому неописуемому блаженству, какое стали испытывать по освобождении из ада и возведении в Славные Небесные селения. Можно сказать, что в каком-то смысле лоно Авраама служило прообразом Рая. Отсюда и традиция употреблять этот образ в отношении Небесного Рая, отверстого Христом. Ныне наследовать Царство Небесное может каждый, ищущий спасения. В какой момент службы в субботу заканчивается Страстная и начинается Пасха? Вечером в субботу, обычно за час или полчаса до полуночи, как решит настоятель, в храмах совершается предпразднственная полунощница. Несмотря на то, что в отдельных пособиях последование этой службы печатается вместе с последованием Святой Пасхи, согласно Уставу, она относится ещё к Постной Триоди. Бдение перед Пасхой Христовой подчеркивает важность и значимость ожиданий грядущего Торжества. Вместе с тем оно напоминает о бдении народа Божьего сынов Израиля в ночь перед выходом их из Египта подчеркнём, что именно с этим событием была связана ветхозаветная пасхальная жертва , прообразовавшая Крестную Жертву Христа. В продолжении полунощницы осуществляется каждение вокруг плащаницы , после чего священник, подняв её на главу, уносит Ликом к востоку в алтарь через Царские врата.
Плащаница укладывается на Престоле , после чего вокруг него совершается каждение. По окончании этой службы бывает Крестный ход в ознаменование того, как жены-мироносицы ходили, с ароматами, ко Гробу Спасителя , а затем уже совершается Пасхальная утреня. Фактически, граница между Страстной седмицей и Пасхой проходит перед Крестным ходом. По окончании Крестного хода верующие с благоговением останавливаются перед вратами храма, как бы пред Гробом Христовым. Здесь настоятель полагает начало утрени: «Слава Святей…». После этого воздух наполняется звуками праздничного тропаря: «Христос воскресе из мертвых»… В Православной среде существует мнение, что если человек умер в день Пасхи, то его мытарства облегчены. Это народное поверье или церковная практика, традиция? Полагаем, что в различных случаях такое «совпадение» может иметь различную интерпретацию. С одной стороны, мы хорошо понимаем, что Бог всегда открыт человеку Своей любовью 1Ин. С другой стороны, мы не можем отрицать, что в дни Главных Праздников Церкви, и, конечно, во время Пасхальных Торжеств, единство верующих с Богом проявляется по-особенному.
Заметим, что в такие дни храмы нередко наполняются даже и теми христианами, кои весьма далеки от регулярного участия в храмовом богослужении. Думаем, что иногда смерть в Пасху может свидетельствовать об особой милости к человеку например, если в этот день умирает Божий святой ; однако подобного рода соображения нельзя возводить в ранг безусловного правила так можно дойти и до суеверия. Почему на Пасху принято красить яйца? Какие цвета допустимы?
Выходные на Пасху 2024 в России
В 2024 году православная Пасха отмечается 5 мая. Сколько дней празднуется Пасха? Праздник Пасхи продолжается семь дней. Когда отмечается Пасха в 2024 году?
Пасха в 2023 году: дата празднования и откуда пришла традиция красить яйца
Христианская же Пасха стала праздником Воскресения Христова — великого торжества после Страстной недели и распятия. Пасха в 2022: когда отмечается православная и католическая Пасха. Узнать сколько длится Пасха, католические и православные традиции праздника, о чем Еврейская история и почему к воскресенью красят яйца каждый год в разные дни. Пасха, Светлое Воскресение Христово — главный праздник христианской церкви, в этом году его празднуют 5 мая. Когда празднуется православная Пасха в 2024 году, какого числа она будет — многие из нас интересуются уже заранее. Пасха в 2024 году: какого числа и сколько дней празднуется главный христианский праздник.
Когда будет Пасха в 2023 году: почему её отмечают в разное время
праздник Воскресения Иисуса Христа - РИА Новости, 1920, 14.04.2023. Именно поэтому празднование Пасхи никогда не соотносили с историческим днем Воскресения: например, первые христиане Божие «Восстание Христово» праздновали вообще каждый первый день седмицы – именно отсюда его название, воскресенье. В чем заключается суть этой памятной даты, на какое число выпадает православная Пасха в 2023 году, когда отмечают ее католики, протестанты и иудеи, как в России празднуют Светлое Христово воскресение, — в материале РИА Новости. Праздник Христианской Пасхи наполнен иным, чем Пасха Ветхозаветная, смыслом.
Какого числа Пасха в 2024 году и почему дата празднования меняется каждый год
Как написано в двенадцатой главе книги Исход, Господь повелел тогда сынам Израилевым помазать кровью непорочного агнца косяки дверей. Это было знаком, и ангел-губитель прошел мимо их домов, при этом не пощадив египетских младенцев. Это событие так напугало фараона, что он отпустил евреев из Египта, и они, возглавляемые пророком Моисеем, ушли искать землю обетованную. В память об этом событии Бог установил для своего богоизбранного народа пасхальное служение, и праздник Пасхи был самым важным и уважаемым у израильтян, существовала даже традиция: накануне праздника, по выбору народа, отпускать на свободу одного из узников. Дата, когда отмечали Песах, тоже была установлена Богом и приходилась на срединный день первого месяца года нисана, который соответствовал второй половине марта и первой половине апреля по нашему, солнечному, календарю. А еврейский календарь исчислял время по луне и солнцу, то есть был лунно-солнечным. Событие исхода произошло примерно 3300 лет назад, в 2448 году по еврейскому календарю. Праздник Песах отмечает цепь событий, вследствие которых евреи стали народом. В православии Песах часто называют Ветхозаветной Пасхой - чтобы отличить ее от Пасхи Новозаветной, то есть той, что стали отмечать уже христиане после Рождения Рождества Иисуса Христа.
Потому что Рождество Христово наполнило праздник Пасхи новым смыслом. Начав отмечать Песах более чем за тысячелетие от Рождества Христова, еврейский народ сохранил эту традицию. Отмечал этот праздник и Сам Сын Божий. Свою последнюю Ветхозаветную Пасху Иисус совершил перед Своими страданиями, которые Церковь вспоминает в Страстную неделю. Об этом рассказано в Евангелии от Луки. Именно поэтому, чтобы соблюсти историчность событий, православная Пасха празднуется обязательно после Пасхи иудейской. Праздник Христианской Пасхи наполнен иным, чем Пасха Ветхозаветная, смыслом.
Чтобы проникнуться истинным пасхальным духом, нужно обязательно начать праздничный день с похода в храм: «И не забудьте принести еду в церковь, таким образом вы выразите Богу благодарность за все, что у вас есть. И часть еды принято оставлять в храме — для обездоленных людей», напомнил игумен Пётр Еремеев. Кроме того, считается, что перезвон колоколов, совершаемый во время пасхальной службы, способен очистить душу человека от нечистой силы, злых помыслов, подарить ему здоровье. По возвращении из храма нужно накрыть праздничный стол и собрать за ним родных и близких, поскольку Пасха — традиционно семейный праздник. Трапезу, как правило, начинают с молитвы и деления одного освященного яйца и кулича на всех. Можно при желании дарить подарки — открытки, сувениры, посуду, книги или иконы. Еще на Пасху принято целоваться. Чаще всего целуются с близкими родственниками и друзьями — целовать незнакомцев необязательно. По традиции, с приветствием «Христос воскресе! В общем, на Пасху можно делать все, что вас радует и наполняет, кроме чревоугодия и чрезмерного увлечения алкоголем большой грех, способный навлечь гнев Божий, говорят священники.
При этом десятину десятую часть оставляли для нуждающихся, и только после этого люди разговлялись. В наши дни соблюдается обычай, когда, отмечая светлое Христово Воскресенье, люди встречаются с друзьями и близкими, накрывают праздничный стол, к которому подают традиционные пасхальные блюда. Пасхе из творога по-церковнославянски она называется «млеко загустевшее» придают форму четырехгранной пирамиды — олицетворения Голгофы, где был распят Христос. Можно приготовить сырую или заварную творожную пасху, а можно запеченную, которая дольше хранится. Куличи и пасхи украшают изображениями креста, буквами «ХВ» «Христос Воскрес» , оформляют орехами, сухофруктами, шоколадной крошкой, цукатами, посыпают кулинарной посыпкой или цветным сахаром. Когда можно разговляться на Пасху 2024 года? Начиная со Страстной субботы в храмах проходят торжественные богослужения. Этот день следует посвятить молитвам и обязательно посетить церковь. Пост, который соблюдают верующие, заканчивается в полночь накануне праздника, с момента символического открытия священниками дверей храма. В 2024 году это случится в ночь с 4 на 5 мая. Что и во сколько можно начинать есть на Пасху? Хотя Церковь не устанавливает каких-либо определенных запретов, существуют определенные традиции, которых придерживаются все истинно верующие люди. После Литургии, то есть около трех-четырех часов утра, прихожане разговляются кусочком пасхи, ломтиком кулича, яйцом и овсяным киселем. Праздничные блюда, которые подают к столу на праздник Пасхи, готовят заранее и освящают в церкви в Великую субботу на Страстной неделе или утром в воскресенье. Для удобства все продукты кладут в корзинку, которую ставят в храме для освящения на общий стол.
Иисус заменил собой место пасхальной жертвы, и в результате «ветхая Пасха становится Пасхой нового Агнца, закланного ради очищения людей единожды и навсегда», а новой пасхальной трапезой становится Евхаристия [16]. Поскольку казнь состоялась в пятницу, «то Иудеи, дабы не оставить тел на кресте в субботу … просили Пилата, чтобы перебить у них голени и снять их» Ин. Иоанн Богослов , который рассказывает об этих событиях, находит в них исполнение слов Священного Писания: «Ибо сие произошло, да сбудется Писание: кость Его да не сокрушится» Ин. Новое понимание пасхальной жертвы хорошо отражают слова апостола Павла 1Кор. Символическое изображение. Крышка саркофага. Музей Пио-Кристиано , Ватикан Праздник Пасхи существовал уже при апостолах и первоначально был посвящён воспоминанию смерти Иисуса Христа, поэтому сначала на всём Востоке совершался 14-го дня месяца нисана, в день приготовления евреями пасхального агнца, когда, согласно Евангелию от Иоанна и мнению древнейших отцов церкви Иринея, Тертуллиана, Оригена , последовала крестная смерть Иисуса Христа [2]. Праздник Пасхи был главным из церковных праздников с самого начала существования христианской Церкви [17]. В некоторых ранних источниках говорится о том, что пятница была днём поста и скорби в воспоминание страданий Христа « Пастырь Ермы », III,V:1 , а воскресенье — днём радости Тертуллиан , «De corona mil. Эти еженедельные празднования были более торжественными, когда они совпадали с днями годовщины смерти и воскресения Иисуса Христа [2]. В малоазийских церквях, особенно иудеохристианами , в I веке н. Иероним, Толк. Некоторые церкви переносили празднование на первое воскресенье после иудейского Песаха, потому как Иисус Христос был казнён в день Песаха и воскрес по Евангелиям в день после субботы — то есть в воскресенье. Уже во II веке праздник принял характер ежегодного во всех церквях. В то время некоторые христиане держали так называемый «пасхальный пост», который длился где сутки, где двое, а где 40 часов [18]. В сочинениях ранних христианских писателей — в послании св. Ипполита Римского есть сведения и о праздновании ежегодного дня крестной смерти и Воскресения Христова. В современном богослужебном уставе сохранились следы этих древних праздников [20]. Особенно это заметно в праздничных элементах служб Великих Четверга, Пятницы и Субботы и в структуре ночной службы в Неделю Пасхи, состоящей из минорной пасхальной полунощницы с каноном Великой Субботы, и из торжественно-радостной пасхальной утрени [20].
Пасха Христова: история и традиции праздника
Потом преподнесла в дар императору куриное яйцо. Он рассмеялся и сказал, что скорее яйцо станет красным, чем он поверит в это. И тогда яйцо в руках Магдалины покраснело. Увидев это, Тиберий произнес: «Воистину воскрес! Пасхальный стол Стол на праздник принято накрывать богато и разнообразно. Знаковое блюдо — пасхальный кулич — высокий и круглый сладкий хлеб, верхушку которого украшают белковым кремом и цветной посыпкой. На праздничном столе пасхальный кулич символизирует Божие присутствие в мире и в человеческой жизни. Еще одно знаковое блюдо называется так же, как и праздник — пасха.
Оно делается из творога с добавлением изюма, кураги, цукатов.
Со II века праздник стал ежегодным. Современная православная пасхалия была принята в 325 году на I Вселенском соборе в Никее. Несмотря на то, что часть православных церквей мира живут по григорианскому, а часть - по юлианскому календарю, Пасху все православные празднуют в один день. Богослужения этой ночи особенно торжественны и проходят во всех православных приходах, которых только у Московского патриархата насчитывается около 40 тыс.
Именно паства Русской церкви составляет основную часть православного мира.
Общины первых христиан праздновали Пасху в разное время. Одни вместе с иудеями, как пишет блаженный Иероним, другие — в первое воскресенье после иудеев, поскольку Христос был распят в день Песаха и воскрес наутро после субботы. Постепенно различие пасхальных традиций поместных Церквей становилось все более заметным, возник так называемый «пасхальный спор» между восточными и западными христианскими общинами, возникла угроза единству Церкви. На Первом Вселенском Соборе , созванном императором Константином в 325 году в Никее, рассматривался вопрос о едином для всех праздновании Пасхи. По словам церковного историка Евсевия Кесарийского, все епископы не только приняли Символ Веры, но и условились праздновать Пасху всем в один день: Для согласного исповедания Веры спасительное празднование Пасхи надлежало совершать всем в одно и то же время.
Поэтому сделано было общее постановление и утверждено подписью каждого из присутствовавших. Окончив эти дела, василевс Константин Великий сказал, что он одержал теперь вторую победу над врагом Церкви, и потому совершил победное посвященное празднество Богу. С того времени все поместные Церкви стали праздновать Пасху в первое воскресенье после первого полнолуния, наступившего после весеннего равноденствия. Если же в это воскресенье выпадает Пасха иудейская, то христиане переносят празднование на следующее воскресенье, поскольку еще в правилах святых Апостолов , согласно 7-му правилу, запрещено христианам праздновать Пасху вместе с иудеями. Как рассчитать дату Пасхи? Для расчета Пасхи нужно знать не только солнечный равноденствие , но и лунный календарь полнолуние.
Поскольку лучшие знатоки лунного и солнечного календаря жили в то время в Египте, честь вычисления православной пасхалии была предоставлена Александрийскому епископу. Он должен был ежегодно извещать все поместные Церкви о дне Пасхи. Со временем была создана Пасхалия на 532 года. Она основана на периодичности юлианского календаря, в котором календарные показатели расчета Пасхи — круг Солнца 28 лет и круг Луны 19 лет — повторяются через 532 года. Этот период называется «великим индиктионом». Начало первого «великого индиктиона» совпадает с началом эры «от сотворения мира».
Текущий, 15 великий индиктион, начался в 1941 году. На Руси пасхальные таблицы включали в состав богослужебных книг, например, Следованную Псалтырь. В них содержатся не только Пасхалия на 532 года, но и таблицы для расчета даты Пасхи по руке, так называемая Пятиперстная Пасхалия или «рука Дамаскина». Рука Дамаскина из рукописи Великий миротворный круг Стоит отметить, что в старообрядчестве до настоящего времени сохранились знания, как рассчитать по руке дату Пасхи, любого подвижного праздника, умение определить, в какой день недели приходится тот или иной праздник, продолжительности Петрова поста и другие важные сведения, необходимые для совершения богослужения. Православная пасхальная служба Всю Страстную седмицу, предшествующую Пасхе, каждый из дней которой называется Великим, православные христиане совершают службы и вспоминают Страсти Христовы, последние дни земной жизни Спасителя, Его страдания, распятие, смерть на Кресте, погребение, схождение во ад и Воскресение. Для христиан это особо почитаемая неделя, время особо строгого поста, подготовки к встрече главного христианского праздника.
Перед началом праздничной службы в храме читаются Деяния апостолов. Пасхальная служба, как и в древности, совершается ночью. Богослужение начинается за два часа до полуночи Воскресной полунощницей, во время которой читают канон Великой субботы «Волною морскою». На 9-й песни канона, когда поется ирмос «Не рыдай Мене, Мати», после каждения, Плащаница уносится в алтарь. У старообрядцев-безпоповцев после третьей песни канона и седальна читается слово Епифания Кипрского «Что се безмолвие». После полунощницы начинается подготовка к Крестному ходу.
Священнослужители в блестящих ризах, с крестом, Евангелием и иконами выходят из храма, за ними следуют молящиеся с горящими свечами; трижды обходят храм посолонь по солнцу, по часовой стрелке с пением стихеры: «Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небеси, и нас на земли сподоби чистыми сердцы Тебе славити». Этот крестный ход напоминает шествие мироносиц глубоким утром ко гробу, чтобы помазать Тело Исуса Христа. Крестный ход останавливается у западных дверей, которые бывают затворены: это напоминает снова мироносиц, получивших первую весть о воскресении Господа у дверей гроба. Крестный ход на Пасху у старообрядцев Священник, покадив иконы и присутствующих, начинает светлую утреню возгласом: «Слава Святей, и Единосущней, и Животворящей, и Неразделимей Троице». Храм освещается множеством светильников. После этого тропарь многократно повторяют певчие при возглашении священником стихов: «Да воскреснет Бог» и прочих.
Затем священнослужитель с крестом в руках, изображая Ангела, отвалившего камень от дверей гроба, открывает затворенные двери храма и все верующие входят в храм. Далее, после великой ектении, поется торжественным и ликующим напевом пасхальный канон: «Воскресения день», составленный св. Иоанном Дамаскиным. Тропари пасхального канона не читаются, а поются с припевом: «Христос воскресе из мертвых». Во время пения канона священник, держа в руках крест, на каждой песни кадит святые иконы и народ, приветствуя его радостным восклицанием: «Христос воскресе». Народ отвечает: «Воистину воскресе».
Многократный выход священника с каждением и приветствием «Христос воскресе» изображает многократные явления Господа своим ученикам и радость их при виде Его. После каждой песни канона произносится малая ектения. Перевод: Царь и Господь! Уснув плотью, как мертвец, Ты воскрес тридневный, воздвигнув от погибели Адама и уничтожив смерть; Ты — пасха безсмертия, спасение мира. Затем читаются хвалитные псалмы и поются стихеры на хвалитех. К ним присоединяются стихеры Пасхи с припевом: «Да воскреснет Бог и разыдутся врази Его».
После этого, при пении тропаря «Христос воскресе», верующие дают друг другу братское лобзание, то есть «христосуются», с радостным приветствием: «Христос воскресе» — «Воистину воскресе». После пения пасхальных стихер бывает чтение слова св. Иоанна Златоустого: «Аще кто благочестив и боголюбив». Затем произносятся ектении и следует отпуст утрени, который священник совершает с крестом в руке, возглашая: «Христос воскресе». Далее поются пасхальные часы, которые состоят из пасхальных песнопений. По окончании пасхальных часов совершается пасхальная литургия.
Вместо Трисвятого на пасхальной литургии поется «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся. Апостол читается из Деяний св. В некоторых приходах староверов-поповцев есть интересный обычай — на пасхальной Литургии читать Евангелие одновременно несколькими священнослужителями и даже на нескольких языках повторяя каждый стих Евангелия несколько раз. Так, в некоторых липованских приходах читают на церковно-славянском и румынском, в России — на церковно-славянском и греческом. Некоторые прихожане Покровского собора на Рогожском вспоминают, что владыка Геронтий Лакомкин на Пасху читал Евангелие по-гречески. Отличительная особенность пасхальной службы: она вся поется.
Как некогда Моисей освободил евреев от рабства, так и Христос исходит в преисподнюю и освобождает томящиеся там души. И не просто освобождает, а переводит их в царство Правды и Света. Сошествие во ад. Средиземноморье, сер.
XVI в. Андрей Рублев, 1408-1410 Дионисий. Икона «Сошествие во ад» конец XV в. Воскресение со Страстями Господними.
Великий Устюг, XVI в. Воскресение Христово и Сошествие во ад. Палехские письма, кон. ХVIII в.
Воскресение и сошествие во ад cо Страстями и с праздниками. XIX век. Иерусалимский храм Воскресения Христова. Храмы Воскресения Христова на Руси строились во имя Воскресения Словущего, или Обновления, то есть освящения после восстановления Храма Гроба Господня, совершенного в 355 году при святом равноапостольном Константине Великом.
В Москве сохранились несколько храмов в честь этого праздника, один из них — храм Воскресения Словущего на Успенском Вражке. Первое упоминание о храме датируется 1548 годом. Это была деревянная церковь, которая сгорела в большой московский пожар 10 апреля 1629 года. На её месте к 1634 году был построен существующий каменный храм.
Почти два века храм простоял без изменений, в 1816—1820 годах были перестроены трапезная и колокольня. Москва Один из древнейших храмов в г. Коломне освящен в честь Воскресения Словущего. Храм неоднократно перестраивался.
В 1990-х гг. Коломна Во времена Золотой Орды в Коломенском посаде был воздвигнут храм во имя Николы «Мокрого» , упомянутый в писцовых книгах 1577—1578 годах. В начале 1990-х годов этот один из старейших и красивейших храмов города Коломны администрация передала общине Русской Православной старообрядческой Церкви. Главный храмовой праздник теперь отмечается 19 декабря, в честь св.
Николы «зимнего», а в народе этот храм до сих пор многие знают как храм Воскресения Христова. Храм св. Николы РПсЦ в г. Коломне Старообрядческие храмы Воскресения Христова Знаменитая рогожская колокольня была освящена 18 августа 1913 года во имя Воскресения Христова, после того как на средства благотворителей этот храм был возведен в честь дарования старообрядцам свободы вероисповедания.
После того, как во время гонений безбожников храм был осквернен, его нужно было переосвятить. В 1949 году он был освящен во имя Успения Пресвятой Богородицы, поскольку старый антимис во имя Воскресения Христова исчез, однако на Рогожском хранился антимис, освященный во имя Успения Божией Матери. В таком положении храм пребывал до 31 января 2014 года. В конце 1990-х годов стали изучать предложения вернуть храму его историческое имя.
После реконструкции и капитального ремонта храма в 2012 году его необходимо было переосвятить. Инициатива переосвятить храм с его историческим наименованием была поддержана предстоятелем Русской Православной старообрядческой Церкви митрополитом Корнилием Титовым на Освященном соборе 2014 года. Таким образом ему было возвращено историческое имя. Храм-колокольня Воскресения Христова.
Это первая старообрядческая церковь поморской общины 2-й Московской общины поморского брачного согласия , возведённая после манифеста о веротерпимости 1905 года в Москве. История у этого храма очень многострадальная. Сейчас продолжается реставрация храма на средства членов общины, при этом проходят службы. ДПЦ Также в Литве в г.
Христианская Пасха и Песах у иудеев Еврейская Пасха В 2021 году православные празднуют Пасху 2 мая, а иудейский праздник Песах Еврейская Пасха в этом году прилучается на 27 марта—4 апреля. Таким образом, многие внимательные христиане задаются вопросом: «Почему в 2017 году православные празднут Пасху вместе с иудеями? Такой вопрос исходит из 7-го правила святых апостол, которое дословно звучит так: Если кто, епископ, или пресвитер, или диакон святой день Пасхи прежде весеннего равноденствия с иудеями праздновать будет: да будет извержен от священного чина. Получается, что якобы в этом году все православные будут нарушать 7-е апостольское правило?
В сознании некоторых христиан получается целый «экуменический клубок», когда в 2017 году православные, католики и иудеи празднуют Пасху в один день. Как же быть? Для разрешения этого вопроса следует знать, что споры о вычислении дня Пасхи в Православной церкви, по сути, закончились с утверждением православной Пасхалии на Первом Вселенском соборе. Таблицы Пасхалии позволяют вычислять день Пасхи календарно, то есть не глядя на небо, а с помощью календарных таблиц, циклически повторяющихся каждые 532 года.
Эти таблицы были составлены так, чтобы Пасха удовлетворяла двум апостольским правилам о Пасхе: Праздновать Пасху после первого весеннего полнолуния то есть после первого полнолуния, наступившего после дня весеннего равноденствия ; не сопраздновать Пасху с иудеями. Поскольку эти два правила не определяют день Пасхи однозначно, к ним были добавлены еще два вспомогательных правила, которые совместно с апостольскими главными правилами позволили определить Пасху однозначно и составить календарные таблицы православной Пасхалии. Вспомогательные правила не так важны, как апостольские, и к тому же одно из них со временем начало нарушаться, поскольку календарный способ вычисления первого весеннего полнолуния, заложенный в Пасхалию, давал небольшую ошибку — 1 сутки за 300 лет. Это было замечено и подробно обсуждалось, например, в Собрании святоотеческих правил Матфея Властаря.
Однако поскольку данная ошибка не затрагивала соблюдения апостольских правил, а лишь усиливала их, сдвигая день празднования Пасхи немного вперед по датам календаря, в Православной церкви было принято решение не менять Пасхалию, утвержденную отцами Вселенского собора. В Католической же церкви Пасхалия была изменена в 1582 году таким образом, что потерявшее силу вспомогательное правило стало вновь выполняться, зато апостольское правило о несопраздновании с иудеями начало нарушаться. В итоге Православная и Католическая Пасхи разошлись во времени, хотя иногда они могут совпадать.