Новости исторические фильмы советские

Смотреть советские исторические фильмы онлайн на нашем сайте.

11 лучших фильмов в жанре «история» по версии Афиши-КП

  • История по годам
  • Исторические фильмы ссср список фото
  • Содержание
  • 100 наших лучших исторических фильмов,советских и российских - YouTube

Советские фильмы про Российскую империю

Документальное кино РСФСР По приглашению советского правительства из эмиграции возвратились ведущие деятели раннего русского кино – А. А. Ханжонков, Я. А. Протазанов, П. И. Чардынин.
Кино сталинской эпохи — Нож Постер к фильму Воспоминания Победы 2021.
Советское кино (Социализм с человеческим лицом) | Альтернативная История | Fandom Советские исторические фильмы смотрите онлайн на Иви.
Не сможем повторить: лучшие документальные фильмы о войне | Статьи | Известия Исторический детектив. Советская империя.
Жить было лучше, жить было веселее: 10 современных фильмов о жизни в Советском Союзе Советская Россия (почти вся история русского кино — советская история) была и "самой читающей", и "самой смотрящей" страной в мире.

«Я дурно делал, что людей мучил? Ну, виноват, прости»

  • Возникновение советского кино
  • Подкатегории
  • Четыре российские школьницы стали победительницами Европейской математической олимпиады
  • Четыре российские школьницы стали победительницами Европейской математической олимпиады
  • Советские фильмы про Российскую империю

Советские фильмы про Российскую империю

Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых. Исторический детектив. Советская империя. Курсы Книги Фильмы Видеовикторины Видеоголоволомки Аудиокниги Радиоспектакли Списки. Смотреть бесплатно видео пользователя николаи шкурин в социальной сети Мой Мир. В рейтинге участвуют лучшие советские исторические фильмы по мнению российских критиков. стопроцентная выдумка авторов, в лучшем случае не имеющая с историей ничего общего, а в худшем - полностью её искажающая.

Все советские исторические фильмы

Избранное советское кино – смотреть онлайн в хорошем качестве на Большой выбор фильмов, сериалов в отличном качестве, с хорошим переводом и без рекламы в онлайн-кинотеатре Триколор Кино и ТВ.
Советское кино (Социализм с человеческим лицом) | Альтернативная История | Fandom Рассмотрим фильмы Рязанова и Гайдая. В кино Старики-разбойники (1971) менты выходят на пенсию в 60 лет, как все нормальные люди.
Документальное кино РСФСР Пусть достоверность всей истории – весьма сомнительна, некоторые характеры – нарочито анекдотичны, а многие важные эпизоды – излишне гротескны, фильм тщательно прорисовывает советский тюремный пейзаж.
Кино сталинской эпохи — Нож Статья автора «История с Дашей Письмак» в Дзене: Перед тем, как представить свой топ лучших советских исторических фильмов, я должна сделать две ремарки.
33 лучших исторических фильма, которые стоит посмотреть Гамлет советского кино.

Документальное кино РСФСР

Снять большой фильм о контрнаступлении советских войск под Москвой было идеей Сталина, его личным заказом Госкино. Первый советский фильм, рассказывающий о событиях лета 1941 года, где в общей для всей Красной Армии катастрофе уже проглядывали ростки будущих побед. Предлагаем Вашему вниманию список из самых лучших российских исторических фильмов, которые помогут Вам прикоснуться к событиям прошлого и познакомиться с реально существовавшими личностями. Чтобы узнать больше о своей истории, предлагаем подборку самых лучших фильмов про Древнюю Русь. В фильме описана история жизни Бабека, согласно сюжету фильма возглавлявшего движение хуррамитов против Арабского халифата, которое представлено как азербайджанское народно-освободительное движение. стопроцентная выдумка авторов, в лучшем случае не имеющая с историей ничего общего, а в худшем - полностью её искажающая.

СОВЕТСКИЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ФИЛЬМЫ

Багров П. Основные тенденции ленинградского киноавангарда 1920-х годов на материале творчества Евгения Червякова. Белодубровская М. Не по плану. Бенгт Я. Ставка — жизнь: Владимир Маяковский и его круг. Перевод со шведского Аси Лавруши и Бенгта Янгфельдта. Гращенкова И. Кино Серебряного века. Русский кинематограф 10-х годов и кинематограф Русского послеоктябрьского зарубежья 20-х годов. Данелия Георгий.

Ефимов H. Желябужский Ю. Забродин В. Балаган лучше кинематографа. Комментарии к первому выступлению В. Зоркая Н. История отечественного кино. XX век. Карасева М. Окаянный сценарий.

Малышев В. Госфильмофонд: земляничная поляна. Марголит Е. Живые и мертвое. Заметки к истории советского кино 1920—1960-х годов. Матвиенко К. Мачерет В. Советские художественные фильмы. Аннотированный каталог. Том 1, 2: Немые фильмы 1918—1935.

Огнев В. Разумный А. У истоков... Воспоминания кинорежиссера. Ромащук И. Салынский Д. Фильм Андрея Тарковского "Солярис". Федоров А. Рекордсмены запрещенного советского кино 1951—1991 в зеркале кинокритики и зрительских мнений. Тысяча и один самый кассовый советский фильм: мнения кинокритиков и зрителей.

Фомин В. Вишневский; Всес. Кабинет киноведения. Избранные произведения: В 6 т. Цымбал Е. Рождение "Сталкера": Попытка реконструкции: хроника. Онлайн-кинотеатр "Мосфильма". Государственным комитетом Российской Федерации по печати. Отдельные публикации могут содержать информацию, не предназначенную для пользователей до 16 лет.

Такое разночтение — не ошибка, а стандартная практика при подобных рассчётах. Недавние рецензии.

Такими увидел немецкий кинооператор руины Константиновской батареи в 1942 году. Фото: Музейно-выставочный комплекс "Константиновская батарея" - Многие материалы еще ждут своего исследователя, - отмечает Сергей Шуневич. Киноархивы по всему миру сегодня переживают второе рождение. Нас интересуют, конечно, и съемки советских фронтовых кинооператоров, которые работали в Севастополе. Это, например, Дмитрий Рымарев и Владислав Микоша, снимавшие документальный фильм "Черноморцы" в 1941 году. Он вышел на экраны годом позже, когда Севастополь был уже оккупирован. Фильм рассказывал о самоотверженности защитников города и должен был дать надежду, что мы отомстим и обязательно вернемся в славный город. Так в итоге и произошло. Видим много знаковых мест, можем оценить масштаб разрушений. Позже вышел документальный фильм, озвученный Юрием Левитаном, "Битва за Севастополь" 1944 г. Он в целом повествует о ходе операции по освобождению Крыма, венцом которой стало взятие Сапун-горы и мыса Херсонес. Картина фактически впервые открывала широкой аудитории подробности этой уникальной военной операции. Немецкая полевая батарея ведет огонь по Константиновской батарее в июне 1942 года. Фото: Музейно-выставочный комплекс "Константиновская батарея" Начиная с 1944 года в городе и его окрестностях проходит много документальных съемок. Например, о восстановлении Севастополя. Видно, как на месте развалин вырастают новые дома, а на месте пустырей появляются широкие проспекты. Послевоенная история и первые блокбастеры В 1959 году в город приезжает съемочная группа киностудии Мосфильм вместе с режиссером и партийным деятелем киностудии Леоном Сааковым. В свое время он был фронтовым кинооператором, а в Севастополь приехал снимать эпизоды фильма "На дорогах войны". По сюжету картины фронтовой кинооператор попадает в осажденный Севастополь. В городе он сталкивается с различными трудностями. По воспоминаниям современников, когда режиссер со сценаристом Николаем Фигуровским работали над материалом, они поняли, что картина в итоге получается про Севастополь - так много материала здесь было отснято. Одна из экспозиций севастопольского киномузея, посвященная Черноморскому флоту, с которым связано творчество кинодокументалистов. Снимали, например, еще не тронутые после войны развалины Константиновской батареи. Каждый год Сааков приезжал в Севастополь, ходил в музеи, посещал архивы, общался с ветеранами, был на месте боев. Так родилась идея снять "Море в огне". В то время существовала цензура и многие эпизоды обороны не разрешалось показывать в кино. Например, трагедию 35-й батареи, защитники которой были брошены на произвол судьбы в июле 1942 года. Однако при съемках "Моря в огне" ветераны просили Саакова упомянуть о них. С цензурой это было сложно, тем не менее режиссер все продумал так, что этот эпизод остался. Сразу после трагедии в фильме показано освобождение города. Таким образом, выходило, что жертвы были не напрасны. Слово, данное ветеранам, он сдержал. Причем в те годы 1968 - 1972 гг.

Дорониной, И. Лапикова, Г. Польских, Т. Самойловой, Р. Быкова, Н. Рыбникова, И. Макаровой и др. Новаторство в осмыслении жизни породило богатство и разнообразие художественных направлений, стилей. Шире используются возможности искусства кино. Первый существенный сдвиг в решении современной темы был сделан во 2-й пол. Вслед за многоплановым произведением о советском рабочем классе - "Большая семья" 1954 г. Хейфиц , создаётся ряд значит, фильмов о жизни тружеников современного города и деревни. Среди лучших фильмов: "Чужая родня" 1956 г. Швейцер , "Поэма о море" 1958 г. Солнцева, сцен. Довженко , "Простая история" 1960 г. Егоров , "Дело было в Пенькове" 1958 г. Ростоцкий , "Председатель" 1965 г. Зархи , "9 дней одного года" 1962 г. Ромм , "Дело Румянцева" 1956 г. Хейфиц , "Серёжа" 1960 г. Данелия, Таланкин , "Мне 20 лет" 1964 г. Хуциев , "Журналист" 1967 г. Эти и многие другие фильмы о современности талантливо решают вопросы морали, любви, дружбы, творческого труда, ставят важные проблемы искусства социалистического реализма на новом этапе; в них показаны сложные процессы преобразования не только быта или природы, но и человеческого сознания. Борьбе с пережитками прошлого, воспитанию ответственности перед обществом посвящены лучшие комедии этого периода: "Верные друзья" 1954 г. Калатозов , "Карнавальная ночь" 1956 г. Рязанов , "Берегись автомобиля" 1966 г. Широкое признание получили фильмы по-новому осмыслявшие подвиг народа в Отечеств, войне: "Солдаты" 1957 г. Иванов, по повести В. Некрасова "В окопах Сталинграда". Тема верности, моральной чистоты и гражданского мужества с огромной эмоциональной силой прозвучала в фильме "Летят журавли" 1957 г. Калатозов, операт. Суровость интонаций характерна для филма "Дом, в котором я живу" 1957 г. Кулиджанов, Я. Сегель и "Баллада о солдате" 1959 г. О несгибаемой воле, жизнеутверждающем гуманизме советского солдата рассказывает фильм "Судьба человека" 1959 г. Шолохову, реж. Философскими раздумьями проникнуты фильмы о войне: "Мир входящему" 1961 г. Алов, Наумов , "Вступление" 1963 г. Таланкин , "Иваново детство" 1962 г. Традиции фильмов военных лет были продолжены в картинах: "Повесть пламенных лет" 1961 г. Солнцева, по сцен. Довженко и "Живые и мёртвые" 1964 г. Столпер, по роману К. Симонова , они возвращают зрителей к трудной правде о жестоких испытаниях и подвиге народном. Эпической широтой мысли характеризуются лучшие историко-революционные фильмы - "Коммунист" 1958 г. Райзман, в гл. Урбанский , "Рассказы о Ленине" 1958 г. Достижением актёрского искусства является создание образа В. Ленина актёром М. Значительным достижением в области историко-революционной темы является фильм режиссера Л. Кулиджанова "Синяя тетрадь" 1963 г. Произведения советской литературы послужили основой ряда историко-революционных фильмов: "Сорок первый" 1956 г. Чухрай, по рассказу Б. Лавренёва , трёхсерийные эпопеи по произведениям Шолохова "Тихий Дон" 1957-58 г. Герасимов и А. Толстого "Хождение по мукам" 1957-59 г. Рошаль , "Оптимистическая трагедия" 1963 г. Самсонов, по пьесе Вс. Вишневского и др. Известность приобрели экранизации русской и зарубежной классики: "Попрыгунья" 1955 г. Самсонов , "Дама с собачкой" 1960 г.

Советские фильмы о царской России

Советское кино. Избранное Среди художественных фильмов о советской действительности послевоенных лет завоевал популярность музыкальный фильм "Сказание о земле Сибирской" (1948 г., реж.
Советские фильмы смотреть онлайн Смотреть советские исторические фильмы онлайн на нашем сайте.

Кино - жанры: Исторический

Это дало толчок к развитию национального кинопроизводства. Только в Москве снимали фильмы 23 компании. Среди них и товарищество «Русь», основанное в 1915 году костромским купцом-старовером Михаилом Семеновичем Трофимовым. Михаил Семёнович Трофимов 1856-1934 Российский предприниматель, костромской купец-старовер, кинопромышленник. Михаил Трофимов сколотил состояние на строительных подрядах, однако увлечение театром и кинематографом сделало его известным прежде всего как одного из организаторов кинопроизводства в дореволюционной России.

Однако подражание второсортным голливудским джаз-ревю — было главной претензией советских критиков к авторам. Газета «Правда» писала: «мюзик-холл на экране — веселое и занятное зрелище, но надо давать его в меру». Режиссёр же был награждён за фильм орденом Красной Звезды. Тем временем не менее значительных успехов достигли и представители серьезных жанров, а именно: производственного и героико-приключенческого кино. Так, в конце 1932 года на экраны страны вышел фильм «Встречный», который впервые в истории советской кинематографии глубоко и правдиво показал современный рабочий класс это была оптимистическая драма о рабочих ленинградского турбинного завода, построивших первую советскую турбину. Именно этот фильм дал импульс отечественной кинематографии развиваться в реалистическом направлении.

А «Окраина» 1933 Бориса Барнета выиграла главный приз на Венецианском кинофестивале. В 1930-х Андрей Жданов роль искусства, и в частности кино и литературы, формулировал так: «Литература призвана не только к тому, чтобы идти на уровне требований народа, но более того, — она обязана развивать вкусы народа, поднимать выше его требования, обогащать его новыми идеями, вести народ вперёд». И это была не игра чиновника на публику. В 1930 году индийский писатель и общественный деятель Рабиндранат Тагор приехал в Москву. В рамках визита он встретился с людьми, отвечающими за производство советского кино. Искусство не может существовать ради искусства. Башни из слоновой кости абсурдны. Художник не смеет рассматривать своё творчество только как выражение собственных эмоций. Здесь это так и есть», — писал бродвейский режиссёр Норрис Хоутон. Американских режиссёров, актёров критиков, посетивших Россию, потрясало то, что большевики первыми в истории «принуждали к культуре» советских граждан.

Поклонение искусству — неотъемлемая часть русского образа жизни. И таких паломников были десятки: Эдмунд Уилсон, Пол Стрэнд, Элмер Райс, Поль Робсон — они и многие другие хорошо знали «как тягостна и безжалостна зависимость от биржевой конъюнктуры, капризов спонсоров, рыночной диктатуры массового вкуса». Поражённый тем, что студенты не только не платят за обучение, но ещё получают стипендию, комнаты в общежитиях и им гарантируется работа по специальности, писал своей подруге: «Москва — родина цивилизации». Первые блокбастеры и несостоявшийся советский Голливуд В 1934 году вышел первый советский блокбастер «Чапаев». Режиссёры и сценаристы Георгий и Сергей Васильевы не были родными братьями, а всего лишь однофамильцами, однако, учитывая схожесть своих жизненных и творческих взглядов, решили взять себе псевдоним «братья Васильевы». В кино они пришли в 30 и 29 лет. До 1930 года они работали монтажерами на разных киностудиях, снимая документальные фильмы. Сценарий «Чапаева» был написан по одноименной книге фронтовика Д. Фурманова, ставшего одним из главных героев. До них было снято множество фильмов о Гражданской войне, но всегда в качестве героев действовали вымышленные персонажи.

По словам режиссёров: «Гражданская война много раз служила поводом для создания неглубоких, примитивных агиток». Василий Иванович, ты за большевиков или за коммунистов? С современной киноведческой точки зрения здесь представлена не столько романтика, сколько трагедия Гражданской войны. Причём белые здесь, да и вообще в советском кино, не демонизировались, а были показаны достойными противники выбравшими не ту сторону. Психическая атака Каппелевцев — одна из лучших сцен в фильме. Одним из достоинств советского кино по прежнему оставались массовые сцены. Вообще «Чапаев» получился очень достоверным. Фильм был мгновенно разобран на цитаты. За год его просмотрело свыше 30 миллионов человек — цифра по тем временам небывалая. Фильм горячо приняли и ветераны Гражданской войны, и молодежь.

Он стал лауреатом множества престижных советских, европейских и американских премий. Непосредственно к «чапаевскому» направлению в советском кино можно отнести в первую очередь такие замечательные фильмы, как «Трилогия о Максиме» 1935-1939 , «Депутат Балтики» 1937 , «Член правительства» 1940 и другие. Эти фильмы исследовали характеры героев революции и социалистического строительства, сделав то чем творческий метод «бессюжетности», «монтажа» и «типажа» не занимался. Андрей Жданов в 1937 году. Так что у каждого была возможность себя проявить. И к началу войны большая часть руководства страны включая наркомов министров были из рабочих и крестьян в возрасте от 30 до 40 лет. Например, инженер из рабочей семьи Николай Байбаков стал замом наркома нефтяной промышленности в 29 лет и в 1944 году наркомом в 33. Одним из таких людей был сын провинциального священника Андрей Жданов, который во второй половине 1930-х становится вторым человеком в государстве и «генеральным продюсером» советского кино. Приток молодых кадров затрагивал все сферы общества. Вместе с тем обновлялось и руководство кинематографа.

Взрывной культурный рост неизбежно порождал большой дефицит качественных «культурных работников». Отсюда — эти попытки создать такие кадры ускоренным, «промышленным» способом. Алексей Волынец, историк Приход молодёжи из рабочей среды и повышение роли чиновников повело ситуацию в другую крайность. Со слов Эрмлера и других режиссёров «руководство кинематографии рассматривало художников кино как шайку мелкобуржуазных бездельников, как рвачей, как богему». Вспоминая НЭП, нельзя сказать, что эти претензии возникли на пустом месте и сами творцы ещё неоднократно это подтверждали. Это создавало проблемы уже другого рода. Чиновники могли зарезать некоторые идеи из личной неприязни или сославшись на позицию руководства, но многое вырезалось из-за желания перестраховаться. Например, возможность делать партийных чиновников главными антагонистами пришлось подтверждать на встрече режиссёров со Сталиным. Постоянные же доработки сценария приводили к простою оборудования и персонала, съедая кучу денег и выбивая всех из плана. Так что бюрократизация производства тоже имела место.

С этим пыталось разобраться перед самой войной руководство Кинокомитета вместе со Ждановым. Но не смотря на все жалобы режиссёров наверх, именно эти люди утверждали сценарии и выделяли деньги на фильмы, которые завоёвывали международные награды, становились всенародно любимыми и пополняли списки классики мирового кинематографа. Советское руководство по-прежнему внимательно смотрело на Голливуд и не стеснялось заимствовать, то что хорошо работало. В 1935 году Борис Шумяцкий с небольшой группой деятелей кино посетил Голливуд. Ещё в начале 1930-х выходили приключенческие фильмы: «Сам себе Робинзон» 1930 , «Настоящие охотники» 1930 и «Полесские Робинзоны» 1934 , но они снимались в основном в расчете на детскую аудиторию. Однако с середины 1930-х годов на экранах страны стали появляться и приключенческие ленты рассчитанные для всех возрастов. Одним из таких фильмов был «Джульбарс». В нем рассказывалась захватывающая история о борьбе пограничников и смышленого пса Джульбарса с бандой басмачей, возглавляемой бывшим баем. Фильм вышел в 1936 году и был восторженно встречен зрителями, в особенности подростками. Когда «Джульбарса» посмотрели американцы, побывавшие в Москве, они заявили, что это — типичный вестерн, но снятый по-русски.

Не смотря на все успехи, по масштабам производства советское кино отставало от Америки. Когда Шумяцкий в 1935 году предложил построить свой «советский Голливуд», Сталин ответил: «Конечно, нужен город. Возражающие не видят дальше носа. Разве может наше кино сидеть на карликовой базе? Нам нужны не только хорошие картины, но нужно, чтобы их было куда больше и в количестве, и в тираже. Ведь противно становится, когда во всех театрах идет по месяцам одна и та же картина». Проект «советского Голливуда» в Алуште был готов в уже 1936 году. В это же время в Испании начался франкистский мятеж и гражданская война. Укрепление фашизма было свершившимся фактом и затребованные 500 млн. Сталин и «Закон жизни» Известно, что Сталин был большим киноманом.

И не только отсматривал новинки советского кино вместе с друзьями, но и часто обсуждал их с авторами. Для понимания сути большинства претензий не только вождя, но и официальной критики, приведу историю с фильмом «Закон жизни» 1940 о «нравственном противостоянии секретаря обкома комсомола Огнерубова и комсорга медицинского института Паромова». Сценаристом выступил 32 летний Александр Остапович Авдеенко, сын донецкого шахтёра, в годы Гражданской войны ставший беспризорником.

Актеры познакомились в 1974 году на съемках картины «Пропавшая экспедиция», в которой их персонажи влюбляются друг в друга. В жизни сюжет повторился, и в 1975 году Александр и Евгения поженились. Вместе снялись в продолжении истории — «Золотая речка» 1977.

К этому времени у них родилась дочка Зоя. Расстались супруги через пять лет после свадьбы. Причин оказалось немало: занятость, ревность, характеры. Татьяна Самойлова и Василий Лановой. Эти роли режиссер Александр Зархи предложил бывшим супругам, уже девять лет находившимся в разводе. Лановой и Самойлова поженились, когда были студентами Щукинского училища.

Роман случился в Одессе, где Василий снимался в картине «300 лет тому…», а Татьяна в «Мексиканце». Они прожили вместе всего два года, хотя, по словам актрисы, очень подходили друг к другу. Однако у каждого были свои мечты о карьере, а после решения Самойловой не иметь ребенка, отношения быстро сошли на нет. Ко времени съемок «Анны Карениной» оба были во втором браке. Ирина Купченко и Василий Лановой.

Слухи, коллективные представления отвечали рецептивным ожиданиям зрителя: матросы - с бескозыркой «Амур»; штык в руках матроса - орудие любви; осада и штурм Зимнего дворца - в образах любовной победы. Монтажные записи смелее: «В белье находят ударниц» [Там же, с. Игра слов и образов в «Октябре» создает рискованные шутки: оленьи рога на стене кабинета Керенского после титра «Казачья артиллерия изменила». В «Карпали-стике» Юрий Цивьян уточняет, что Керенский занимал покои не императрицы, а Александра III и скрылся не как «Бонапарт в юбке», но, помимо исторических точностей, для режиссера была важнее метафора «Павлин и Керенский»: павлин поворачивается задом, Керенский входит в клоаку Зимнего и кадр с замком, Керенский «попался». Как считает киновед, шутки такого сорта входили в этос левого искусства 1920-х гг. Это резоннее, - добавляет Ю. Цивьян, - объяснить «любовью к Домье и к площадному театру, чем ненавистью к классовым врагам» [Цивьян, 2010, с. В книге «На подступах к карпалистике» Юрий Цивьян подробно анализирует эйзенштей-новского «Ивана Грозного», и вновь его внимание привлекают разные источники этого фильма. Юрий Гаврилович приводит, в частности, тот факт, что Эйзенштейн посылал Михаила Кузнецова, исполнителя роли Федьки Басманова, в алма-атинский зоопарк изучать повадки, оскалы хищных животных. Цивьян посвятил «Ивану Грозному» главу «Капралистика в свете биологии и антропологии», которая имеет параграфы «Руколикость», «Горько! Юрий Цивьян указывает на то, что Эйзенштейна пленяли работы Лисицкого, режиссер увлекался и читал в этот период литературу по биологии, психологии. Режиссер изучал антропологию Люсьена Леви-Брюля, общался с психологами Л. Выгодским и А. Лурией, ходил на лекции Марра, интересовался достижениями биологических наук. Сергея Эйзенштейна увлекал феномен синестезии - утечки информации из одного сенсорного канала в другой. Книга писалась под впечатлением демонстраций ритмической гимнастики швейцарца Эмиля Жака-Далькроза, опыта перенесения музыкального ритма на человеческое тело согласно идее, что каждой эмоции соответствует телесное движение. Искусство будит в нас биологическую память, - считал Эйзенштейн. В круг чтения режиссера входила и книга «Вырождение» Макса Нордау. Характеризуя фильм «Иван Грозный», Ю. Цивьян вводит прилагательное «фрактальный». Термин относится к фигурам, обладающим свойством самоподобия. Фрактальная фигура -это фигура, составленная из частей, каждая из которых подобна фигуре, взятой в целом. Помнить о фрактальности особенно полезно, - пишет Ю. Цивьян, - когда речь заходит об «Иване Грозном». Фильм на глазах у зрителя двоится и дробится, причем дробится, как подобает фракталам. В «Иване» играются две свадьбы. Одна - светлая, гетеросексуальная, вторая - ее антипод, темное отражение. Юрий Цивьян находит, что симметрия эта выстаивается в зарисовках и рабочих записях Эйзенштейна: фрактальная симметрия - зеркальная и негативная. Академик Милица Нечкина писала в письме, что Грозный не был таким уж кошкодавом и нельзя ли сократить количество казней, на что Эйзенштейн записал в дневнике, что казней сдавать нельзя, а не то пропадет «оскал эпохи обеих! В дневнике Эйзенштейна Юрий Гаврилович находит фразу «ляпы исторические», но замечает, что режиссер должного внимания им не уделял. Звонкий звук разбиваемых чаш и окна был нужен и интересен Эйзенштейну именно как звук, как шумовой мотив, соотнесенный с темой падающих колоколов и звоном монет, ведущих счет душам. Первоначально Эйзенштейн намеревался закончить первую серию панихидой по Анастасии, по-голливудски. Возникает мотив бисексуальности. Дневниковые записи говорят, что бисексуальность интересовала Эйзенштейна. Цивьян обращается не только к монтажным и дневниковым записям Эйзенштейна, но и к его рисункам в том числе Малюты в духе Бердсли. В зарисовках Эйзенштейна в образе Федьки проглядывают Лермонтов и Врубель, ангелоподобный Серафит из Бальзака, юноша с портрета Боттичелли. И в рукописных записях Сергей Эйзенштейн об этих образах-источниках пишет. Одна доминанта в развитии образа Федьки обозначена у Эйзенштейна именем Серафита, другая выступает под именем Вотрен. В фильме происходит превращение Федьки из Серафита в Вотрена. Первая серия проходит под знаком Анастасии, вторая - Федьки. В рабочей записи Эйзенштейна, как цитирует киновед, «Федор -Ersats Анастасии», Иван видит в нем «чистоту» и «голубиность» Анастасии. Во второй серии лицо ангела-андрогина, сменив освещение, походит на Демона и Вотрена. Гульба опричников парадирует свадьбу Ивана и Анастасии. День сменился ночью, одежды потемнели» [Там же, с. Вместо белых лебедей на блюдах несут черных. Лицо Анастасии превратилось в глумливую маску Федьки, «демонского воеводы». В главе «Жест революции III: трон и стул» Юрий Цивьян возвращается к дискуссиям об «Октябре» и определениям революционного жеста: революционный жест не в том, чтобы перевернуть картинку трамвай на рельсах - это трамвай, трамвай на боку - это баррикада , а в том, чтобы перевернуть ценностный мир. Считается, что съемки штурма Зимнего причинили дворцу больше ущерба, чем события 7 ноября 1917 г. Это предположение можно понимать метафорически, символически, в смысле роли кинематографа в создании коллективного мифа об Октябре. Историко-киноведческий анализ «внутреннего монолога» режиссера «открывает двери» не только в кухню-мастерскую-лавку старьевщика, но показывает скрытое сопротивление - сопротивление материала, искусства, элитарной художественной оппозиции. Критики «Ивана Грозного» рассмотрели в фильме вместо «прогрессивной политики» придворные интриги и «опричников беснующихся». Сопротивление режиссера навязываемому идеологическому дискурсу выражено и в выборе оператора для съемки «Ивана» - фэксовского оператора А. Москвина, чьи гигантские тени управляют маленькими, суетливыми, интригующими марионетками в реальности «заговоров и застенков» выражение О. Историки сегодня оценивают результаты и эффекты технологичной работы государства с психологией масс. Киноведы смотрят на отдельную личность в искусстве, монтажный лист, культурный контекст и генеалогию, узнавая потенциал авангарда, вскрывая энергию художественного противостояния, потенциал жеста обновления в искусстве. Список источников Эйзенштейн С. Избранные произведения: в 6 т. Библиографический список Добренко Е. Музей революции.

Внешняя политика России первой половины XVIII столетия

  • Рождённые революцией
  • Энциклопедия советского кино-Исторические фильмы
  • Все исторические
  • 9 лучших белорусских исторических фильмов
  • Советские фильмы о царской России
  • Советское кино как исторический источник и как стимул изменений в общественных отношениях

Возникновение советского кино

Статья автора «История с Дашей Письмак» в Дзене: Перед тем, как представить свой топ лучших советских исторических фильмов, я должна сделать две ремарки. Костюмированный исторический фильм о романе цесаревича и балерины Мариинского театра стал самым убыточным проектом при поддержке Фонда кино, принеся рекордный убыток в 1,28 миллиарда рублей. кинозал советского кино – смотреть фильмы онлайн.

74 советских фильма об Октябрьской революции и гражданской войне

Использование художественного фильма как источника исторических сведений не должно являться самоцелью для исследователя и ни в коем случае не быть проявлением очередной «моды». В соответствии с положениями информационного подхода при выборе типа документа синтаксический аспект информации историк должен исходить из поставленной проблемы [51]. В ряде случаев аудиовизуальные материалы не способны добавить ничего нового к информации письменных источников. Чтобы судить о степени достоверности содержащейся в фильме информации, необходимо выяснить следующее: Какие факторы, действовавшие в момент создания фильма, способствовали искажению реальности? Кадры из фильмов «Земля», реж. Довженко, 1930 и «Цвет граната», реж. Параджанов, 1968 В какой степени автор был заинтересован в правдивом отображении реальности? Какие элементы изображаемого в наибольшей степени подверглись искажающему влиянию замысла, а какие — в наименьшей? После ответа на эти вопросы станет ясно, какие части отображаемой действительности нуждаются в дополнительной верификации, а где она бесполезна, т.

К числу факторов, искажающих реальность в советском художественном кинематографе, относятся следующие. Теоретическая и эстетическая установка автора. Влияние этого фактора особенно сильно проявляется в 1920—1930-е гг. Концепция «новой реальности» ярко представлена в работах С. Эйзенштейна, кинодокументалиста Д. Вертова и ряда других режиссеров. Сугубо авторский взгляд нашел отражение в киноромантизме А. Сюда же относится авторское кино 1960—1980-х гг.

Тарковского, Э. Климова, С. Параджанова, К. Муратовой и др. Исследователю принципиально важно разделять бесспорные художественные достоинства фильмов и их пригодность для изучения прошлого. Более того, посредственные фильмы нередко содержат больше ценной для историка информации, чем шедевры это характерно для мирового кинематографа XX в. Идеологическое вмешательство с целью формирования лояльного власти гражданина. Это одна из ключевых позиций при характеристике советского кинематографа.

Наиболее сложными для анализа исторического прошлого на основе кино являются фильмы сталинского периода, а самыми информативными оказываются фильмы второй половины 1950-х — начала 1960-х гг. Примерно равные возможности для анализа предоставляют фильмы 1920-х гг. В 1920-е гг. Нередко идеологическое вмешательство ограничивалось призывом покупать облигации, либо вступать в профсоюз «Папиросница от Моссельпрома», «Дом на Трубной». Кадр из фильма «Папиросница от Моссельпрома», реж. Желябужский, 1924 Кадр из фильма «Дом на Трубной», реж. Барнет, 1928 Кадр из фильма «Свадьба с приданым», реж. Лукашевич и Б.

Ровенских, 1953 Достоверность показанного образа жизни и жизненных ситуаций легко верифицируется документальными письменными источниками периода нэпа. Постепенное расширение границ дозволенного в брежневские годы также давало возможность относительно достоверно отражать советскую действительность. Напротив, «театральный» экранный мир сталинского периода почти не имеет отношения к реальности и пригоден лишь для изучения идеологии и пропаганды этого времени. Эвристической ценностью для историка-исследователя обладает суждение З. Кракауэра о том, что псевдореалистические декорации театральны не менее, чем созданные кубистом или абстракционистом. Иными словами, они лишают фильм как раз той реальности, к которой тяготеет кино» [53]. Многие фильмы сталинской эпохи подчеркнуто театральны, снимались в декорациях. Среди них «Кубанские казаки» И.

Пырьева 1949 , «Свадьба с приданым» Т. Ровенских 1953 и др. Коммерциализация кинематографа, которая кажется меньшим злом по сравнению с идеологией, но на самом деле нисколько не уступает ей по искажающему эффекту. Для обеспечения кассовых сборов авторы фильма избегают показа неприглядных сторон действительности, в «скучной повседневности» случаются необычные события от появления «прекрасного принца» до вселенской катастрофы , при массовой презентации приобретающие признаки обыденности. Если политическое влияние призвано обеспечить идеологически «правильную» концовку, то коммерческое — комфортное зрительское восприятие. В советских кинокартинах — лидерах проката обе составляющие часто выступают вместе счастливый конец в комедиях 1930-х гг. Для решения проблемы достоверности художественного кинематографа не менее важен вопрос о том, почему создатели фильма в большинстве случаев все же стремились к отображению реальности. Причин тому несколько.

Как известно, изначальной миссией кино, отличающей его от изобразительного искусства и театра, являлось как раз отражение реальности. Именно это качество кинематографа заставляет зрителя увлечься фильмом. Зритель должен узнавать знакомый ему мир на экране — в этом своеобразный залог достоверности отображаемого. Кино стремится к типизации. Эта претензия на типичность является очень большим подспорьем для историка. В контексте исторического познания проблема типического реализуется с привлечением эстетической категории типического «специфически-реалистический способ и результат художественного обобщения, ориентированного на изображение средствами искусства характерных, существенных черт и признаков жизненных явлений и предметов» [55] , теории «идеальных типов» М. Вебера, а также гносеологических подходов к типологизации, заявленных Д. Горским, И.

Ковальченко, А. Ракитовым и др. Существенно, что между художественным и историческим познанием есть немало общего в понимании и интерпретации типического, что облегчает источниковое изучение художественных текстов [56]. Привлечение методического инструментария для анализа типического в советском художественном кинематографе позволяет квалифицированно судить, во-первых, о репрезентации на экране советского быта, а во-вторых, о типичности героев и жизненных ситуаций. Часто говорится о том, что препятствием для корректной исторической интерпретации является идеологизированность советских фильмов. Проблема действительно существует, и здесь можно согласиться с утверждением, что жесткий институциональный вариант идеологии, существовавший в СССР, оказывал существенно большее влияние на восприятие и интерпретацию действительности литераторами и деятелями кино, нежели при «мягком» идеологическом давлении, существующем в более демократических обществах [57]. С другой стороны, стоит напомнить, что историки давно научились справляться с этой проблемой при анализе письменных документов. Существенно, что «содержание как художественного, так и исторического типического образа оказывается привязанным к типу мировоззрения, общественной организации, к характеру социальной структуры» [58].

С учетом этого обстоятельства квалифицированному историку не придет в голову интерпретировать кинообразы вне исторического и идеологического контекстов. Так, типичность героев и обстоятельств художественных фильмов сталинской эпохи обоснованно воспринимается в качестве составной части общего идеологического мифа. Кадр из фильма «Застава Ильича», реж. Хуциев, 1965 3. Политический запрос на правду. Авторы фильмов стремились показывать окружающий мир возможно более реально с целью избавления от обмана предшествующей эпохи «хрущевское» кино против «сталинского»; «перестроечное» против «брежневского». Следствием политических изменений в Европе и СССР после Второй мировой войны стали новые эстетические и теоретические установки на показ реальности. Надо заметить, что особенно актуальным запрос на правду в кино был в странах, освободившихся от тоталитаризма.

Ниже приведена характеристика ситуации в послевоенной Италии, которая имеет общие черты с послесталинским СССР, где количество людей, снимающих кино, всего за несколько лет сильно выросло: «Тогда жизнь кинорежиссеров протекала, как и у всех остальных, на улицах и на дорогах. Они видели то же, что видели все. Для подделки того, что они видели, у них не было ни съемочных павильонов, ни достаточно мощного оборудования, да и не хватало денег. Поэтому им приходилось снимать натурные сцены прямо на улицах и превращать простых людей в кинозвезд» [59]. В СССР новые веяния выразились в том, что на смену реалистичным киноповестям второй половины 1950-х гг. Калатозов, 1957; «Баллада о солдате», Г. Чухрай, 1959; «Дом, в котором я живу», Л. Кулиджанов, Я.

Сегель, 1957 и др. Данелия, 1963 , «Застава Ильича», «Июльский дождь» М. Хуциев, 1965 и 1966 [60]. Кадр из фильма «История Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж», реж. Больше всего достоверного — в предметном мире, окружающем экранных персонажей. Убедительным примером является фильм А.

Только в Москве снимали фильмы 23 компании. Среди них и товарищество «Русь», основанное в 1915 году костромским купцом-старовером Михаилом Семеновичем Трофимовым. Михаил Семёнович Трофимов 1856-1934 Российский предприниматель, костромской купец-старовер, кинопромышленник. Михаил Трофимов сколотил состояние на строительных подрядах, однако увлечение театром и кинематографом сделало его известным прежде всего как одного из организаторов кинопроизводства в дореволюционной России. История Компания основана в Москве костромским купцом-старовером Михаилом Трофимовым и инженером Моисеем Алейниковым в 1915 году.

Наш народ пережил в те времена множество вражеских нашествий, объединился в единое государство. Те времена подарили своих героев, ставших легендарными. Чтобы узнать больше о своей истории, предлагаем подборку самых лучших фильмов про Древнюю Русь.

Лента заканчивается сражением на Чертовом мосту, которое было в начале Швейцарского похода. Из биографии Суворова режиссер выбирал те эпизоды, которые наиболее ярко характеризуют его как человека. Отвага Александра Васильевича была сама собой разумеющейся — в то время генералы не в штабах сидели, а шли вперед войска на неприятеля. Но в личности Суворова уживались противоположные качества: шутовские чудачества в сцене во дворце императора он кланяется лакею, говоря, что «сегодня лакей, а завтра граф» , благородство к противникам, отеческая забота о вверенной ему армии, строгое следование своим принципам. Суворов никогда не отступал перед трудностями, поэтому, заведя армию высоко в горы, где холод, лед и нет пути вперед, он выходит с речью к войску. Пудовкин в точности воспроизвел исторические слова Александра Васильевича, которые он произнес по случаю ропота своих «детей» именно так он именовал солдат , не желавших рисковать жизнью и идти по непрочному Чертовому мосту: «Ну что же, коли так, — похороните здесь нашу славу боевую, только вместе со мной. Седины мои позору не отдам. Сдаваться не стану. Ройте мне могилу, похороните здесь!.. Импульсивный Суворов указал рукой на то место, где ему надлежит вырыть могилу, как бы давая понять войску, что его слова следует понимать буквально. Большой удачей стало приглашение на роль Суворова бывшего оперного тенора Черкасова-Сергеева, который с середины 1930-х стал играть в театре и в кино. В его характере Пудовкин увидел суворовские черты, прежде всего импульсивность. Как вспоминал режиссер, когда Черкасову-Сергееву что-то не понравилось в трактовке образа Суворова Пудовкиным, он быстро встал и начал прощаться, не потрудившись объяснить причину столь внезапного поступка. Он одновременно гордый и добрый, сумасбродный и расчетливый. Его жесты и речь быстрые, словно тело боится не поспеть за движением мысли. Блестяще владеющий своим голосом, Черкасов-Сергеев вполне использовал это умение в актерской игре. Суворов говорит порывисто, отчасти театрально, но это вполне сочетается с его склонностью к дурачествам. Вместе с тем он никогда не упускает случая поддержать солдат добрым отеческим словом, что вкупе с глазами, преисполненными живого интереса, сочувствия к каждому конкретному бойцу, делает образ полководца-отца вполне законченным. Для Суворова армия — это семья, его похвалой дорожат солдаты. Армии Павла I, основанной на бездушной муштре, Суворов противопоставляет армию-семью. Он уверен, что способны побеждать только люди, которых вдохновляет на подвиг верность долгу, а не боязнь наказаний за нарушение устава. Кутузов появлялся в эпизоде фильма Пудовкина — Суворов встречает его во дворце императора. Александровский полководец был учеником Суворова, как и еще один герой Отечественной войны 1812 года, князь Петр Багратион. Владимир Петров «Кутузова» снял известный советский режиссер Владимир Петров 1896—1966. Он, как и Пудовкин, начинал в пору советского авангарда, работая помощником Григория Козинцева и Леонида Трауберга в картинах второй половины 1920-х. Самостоятельную режиссерскую деятельность он начал в 1928 году, поставив не сохранившиеся фильмы для детей «Золотой мед» и «Джой и дружок». Они были отмечены влиянием экспрессионизма, что неудивительно — советские авангардисты следили за достижениями своих немецких коллег, порой усваивая их успехи через отрицание эстетики. К примеру, Сергей Эйзенштейн резко негативно отзывался о «Кабинете доктора Калигари», но влияние экспрессионизма можно увидеть как в сохранившемся в виде фотофильма «Бежине луге», так и в «Иване Грозном». Он снимал самые разные ленты — от экранизации классической пьесы А. Островского «Гроза» до монументальной постановки «Петр Первый». В 1941 году он снял монтажную короткометражную агитку «Чапаев с нами», где искусно совместил хронику и постановочные фрагменты. В следующем году он выпустил еще один антинацистский фильм «Неуловимый Ян», прежде чем вновь обратился к истории. Естественно, в 1943 году перед советским кино стояли другие задачи — не просто выпускать духоподъемные фильмы о российской истории, но вдохновлять солдат Красной Армии на подвиг, в том числе напоминанием о победах над неприятелем в прошлые века. Переклички между двумя войнами очевидны. Если Суворов участвовал в заграничных походах и ни разу не бил врага на родной земле, то Кутузов отражал атаки неприятеля так же, как приходилось это делать советскому народу спустя почти 130 лет.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий