24 апреля в Микуличской сельской библиотеке прошёл библиотечный урок «Мечты писателя-фантаста А.Р. Беляева». Писатель-фантаст Александр Романович Беляев — пост пикабушника ksenobianinSanta. 16 марта отмечается 140 лет со дня рождения Александра Беляева – русского писателя-фантаста, репортёра и адвоката, журналиста. Увидев Беляева на сцене ему предложил место в своей труппе сам Станиславский, но тот отказался.
Просто фантастика. О коварном иезуите, еврейском заговоре и подводном гуманизме
В это время семья Беляевых переселилась в Ленинград. Но климат Северной столицы им не подошел, и они снова переезжают, на этот раз в Киев. С того самого времени начался тяжелый период в жизни семьи. Не стало из старшей дочери Людмилы, младшая Света стала сильно болеть, сам Александр страдал от обострения болезни. Киевские издания отказывались печатать произведения Беляева, требовали перевести на украинский язык. Беляевы не долго думали, вернулись обратно в Ленинград, в начале 1931-го поселились в Пушкине.
В те годы Александра всерьез заинтересовала человеческая психика — работа мозга, его влияние на тело и эмоциональное состояние. Результатом этих исследований стали несколько произведений — «Хойти-Тойти», «Человек, который не спит», «Продавец воздуха», «Человек, потерявший лицо». Писатель считал, что намного важнее осветить большую проблему, нежели передавать в своих произведениях то, что уже открыли ученые. Он верил, что цель научно-фантастического произведения — дать направление к самостоятельной научной работе, поиску нового и неизведанного. Беляев и космос В 30-х годах писатель серьезно увлекся изучением космоса.
Среди его друзей появились люди, участвовавшие в изучении реактивного движения и сотрудники, работавшие под началом инженера Фридриха Цандера. Беляев зачитывался трудами Циолковского, которые и натолкнули его на мысль написать роман «Воздушный корабль». После прочтения в 1934-м этого романа, Циолковский сказал, что он написан очень остроумно и очень научно, как для фантастики. Он выразил признательность писателю за доставленное удовольствие от прочитанной книги. Переписка Беляева с Циолковским Это письмо стало началом постоянной переписки Беляева и Циолковского.
Во время пребывания в Евпатории, куда писатель отправился на лечение, он сообщил Циолковскому, что собирается начать работу над новым романом под названием «Вторая Луна». Но в сентябре 1935-го Циолковский умер, и переписка прервалась. В 1936-м на страницах журнала «Вокруг света» был опубликован новый роман Беляева «Звезда КЭЦ», который писатель посвятил памяти великого изобретателя. В 1939 году писатель начал публиковаться в газете «Большевистское слово». Тогда же вышел из печати и новый роман-фантазия «Лаборатория Дубльвэ» и статья под названием «Золушка», раскрывающая трудное положение жанра фантастики в мире литературы.
Перед самой Великой Отечественной войной было опубликовано последнее прижизненное произведение автора — роман «Ариэль», в основе которого мечта писателя о полетах. Смерть После начала Великой Отечественной войны многие жители Пушкина эвакуировались. Беляевы остались, потому что Александру недавно сделали операцию. Из дома он не выходил, у него хватало сил только умыться и поесть. Известный писатель-фантаст умер 6 января 1942 года.
Дочь писателя — Светлана, позже писала, что когда немцы оккупировали город, у них было немного продуктов, крупа, картошка, квашеная капуста — подарок знакомых. Они обходились и такой скудной едой, а Беляеву, перенесшему операцию, этого было недостаточно. Он опух от голода и умер. Местом упокоения Александра Беляева стала братская могила, где похоронены и другие жители Пушкина. Памятник Александру Беляеву Жену и дочь писателя немцы угнали в Германию.
Они находились в плену в разных лагерях, пока в мае 1945-го их не освободили войска Красной Армии. После победы женщин сослали в Западную Сибирь, где они пробыли 11 лет.
Рассказывает Александр Етоев 1953 год рождения; литературный критик : "Лично у меня устойчивое воспоминание о Беляеве такое: иду я, лет в десять, по своей старой петербургской Коломне, а в руках толстый синий том "Остров погибших кораблей". Я его домой несу, а по дороге все время открываю и читаю украдкой - не терпится".
В доме царила атмосфера набожности и благочестия, но русская поговорка "Кто к Богу, к тому и Бог" применительно к семейству Беляевых себя не оправдала: сестра Саши умерла в детстве от саркомы, а старший брат утонул, катаясь в лодке. Неудивительно, что после таких трагедий оставшиеся надежды отец инвестировал в Александра. Несмотря на шебутной характер и его сугубо мирские интересы любовь к изобретательству, к приключенческим романам и театру , в 10-летнем возрасте Беляева-младшего определили в Духовное училище, из которого четыре года спустя он был переведен в Смоленскую семинарию. И хотя учился он неплохо, карьера священнослужителя не прельщала.
Годы своего духовного образования Беляев считал потерянными для жизни, а из семинарии вышел и вовсе убежденным атеистом. Александр мечтал о гуманитарном университетском образовании, но по тогдашним российским законам выпускников духовных семинарий в университеты не допускали. И тогда несостоявшийся служитель культа уехал из родного города в Ярославль, где поступил в Демидовский юридический лицей. Год спустя отец Беляева скончался и своей смертью окончательно развязал руки сыну: чтобы содержать себя и помогать матери Беляев берется подрабатывать такими "греховными" занятиями, как работа в театре, игра на скрипке в цирке и светская журналистика.
По окончании лицея Беляев получает должность частного поверенного адвоката в родном Смоленске. Хотя и юридические науки также довольно быстро разочаровали молодого человека, в период своей адвокатской карьеры Александр нередко брался за самые отчаянные дела. Однажды к нему за помощью к нему обратилась некая ясновидящая. Дело обещало быть незаурядным: ясновидящая предупредила двоих женщин о близкой кончине их мужей и после того, как оба кормильца вскоре действительно ушли из жизни, вдовы обвинили предсказательницу в их смерти.
Александр Романович согласился взять в производство дело женщины, в суде ее оправдали. Модный адвокат и любитель путешествий Александр Беляев. Смоленск, 1905. Казалось бы, взрослый, солидный мужчина, а в голове — жульверновщина.
Ну да впечатления дореволюционной молодости сослужат Беляеву хорошую службу — действие многих его романов развернется в странах, которые он успеет увидеть собственными глазами. Все это время Александр не прекращает своих журналистских опытов, но в рамках газетного жанра ему уже тесновато. В 1914 году, в московском детском журнале "Проталинка", печатается его первое художественное произведение — пьеса-сказка "Бабушка Мойра", а вскоре Беляев принимает решение оставить опостылевшую адвокатуру и пуститься в вольное литературное плавание. Но… Весной 1915-го, только-только разменявшего четвертый десяток лет Александр, скосила болезнь: в результате рецидива неудачно залеченного плеврита развился туберкулез позвоночника, осложнившийся временным параличом ног.
Провинциальные медики разводили руками и прозрачно намекали на пожизненную отныне постель. В начале 1920 года газета «Приазовский Край» была закрыта большевиками как враждебное буржуазное издание. Это уже второй неудачный для него брак: первый продержался чуть больше года, второй — не более двух. Мать, единственный оставшийся близкий человек, перевозит ограниченного в движениях сына сперва в Ялту, а затем в Ростов-на-Дону.
Иной бы в подобной ситуации опустил руки, сломался.
Интересный сюжет и активно происходящие события держат читателя в постоянном вопросительно-напряжённом состоянии. Повесть имеет необычную структуру: она состоит из двух неравных частей. В первой, включающей в себя четыре главы, речь идет об экспедиции американского миллиардера Солли, который, отойдя по состоянию здоровья от дел, решил, во что бы то ни стало, разыскать древнюю Атлантиду.
Начинание его, первоначально получившее большую поддержку общественности, никак не давало положительных результатов: исследовательский флот малых субмарин абсолютно безрезультатно бороздил воды Атлантического океана на протяжении нескольких лет. Положение спас доктор Ларисон, нанятый Солли и фанатично преданный идее. Атлантида была обнаружена, произведены обширные раскопки на дне океана, в ходе которых была собрана богатейшая коллекция. Наряду с множеством предметов в неё входила и громадная храмовая библиотека книг, созданных из бронзовых листов с вытравленными на них письменами.
Эти письмена «удалось расшифровать одному русскому ученому-лингвисту». Вторая часть разворачивает перед нами хронику последних дней обреченного материка. Автор старается поразить воображение величественностью столицы Атлантиды — Посейдониса, рассказать о нравах и обычаях, царивших тогда в государстве атлантов, показать повседневную жизнь как господ, так и рабов. Ожидание неизбежного финала придает сюжету оттенок обреченности, когда надежды и планы абсолютно всех действующих лиц будут разрушены, а их дома, перед тем как скрыться в пучине, сгорят в пламени подземного огня.
Повесть увидела свет в далеком 1925 году, первоначально она была опубликована по частям в журнале и лишь затем, через два года, появилось её первое книжное издание. Беляев говорил о ней: «Моя повесть об Атлантиде слишком научна для романа и слишком романтична для науки». Однако ее «излишняя романтичность» не помешала автору сделать в ней целый ряд весьма удачных научных прогнозов, сегодня ставших реальностью. Задача погружения читателя в атмосферу исчезнувшей цивилизации выполнена и перевыполнена автором с блеском.
Книга написана так увлекательно и правдиво, что сразу представляется пейзаж с необыкновенными деревьями, цветами и домами, нестерпимая жара и люди, которых никто из нас никогда уже не увидит... Безгранично романтичное произведение, ставшее эталоном отечественной фантастики. Это, наверное, не просто мастерство, а такое весьма редкостное чутьё писателя. Ведь надо так чувствовать и текст и читателя, так уметь ухватить вечное — да хоть ту же идею человека живущего как на земле, так и в воде — ведь это мечта, вечная мечта, иначе не было бы произведений на подобную тему даже сейчас.
И сделать всё так мягко, так привлекательно, что наслаждаешься каждым моментом. Как прекрасен океан глазами Ихтиандра! Как сочно переданные ощущения, чувства. Это роман, читая который забываешь обо всем.
Основная тема этого замечательного произведения Беляева — моральная ответственность ученых за результаты своей научной деятельности. Еще писатель сумел показать, что любые достижения науки, попавшие в ненадежные руки, используются в корыстных целях. Действие «Человека-амфибии» происходит в начале 20-го века, однако его идея не менее актуальна и сейчас, спустя почти сто лет.
После осложнения и неудачной операции Александр Беляев три года не мог передвигаться и еще три ходил в специальном корсете. Вместе с матерью он отправился в Ялту на реабилитацию. Все это время рядом с ним была медсестра Маргарита Магнушевская — они познакомились в 1919 году. Она стала третьей женой Беляева. Первые два брака распались довольно быстро: обе супруги оставили писателя по разным причинам. В 1922 году Беляеву стало лучше.
Он вернулся к работе: сначала устроился воспитателем в детский дом, затем стал инспектором уголовного розыска. Я же — фотограф, снимающий преступников, я же — лектор, читающий курсы по уголовному и административному праву и «приватный» юрисконсульт. Несмотря на все это, приходится голодать. Здесь Александр Беляев начал заниматься литературой: его научно-фантастические рассказы печатали журналы «Вокруг света», «Знание — сила» и «Всемирный следопыт». Последний в 1925 году опубликовал рассказ «Голова профессора Доуэля». Позже писатель переделал его в роман: «С тех пор положение изменилось. В области хирургии достигнуты огромные успехи. И я решил переработать свой рассказ в роман, сделав его, не отрываясь от научной основы, еще более фантастичным».
◦ Новости ◦
Средний ребёнок Беляевых был самым активным, за что дома его прозвали Царевичем-непоседой. Александр Романович Беляев – один из основоположников советской научной фантастики, сумевший в своих произведениях соединить науку и жизнь, настоящее и будущее. В Национальной библиотеке Ингушетии проходит книжная выставка «Советский Жюль Верн», посвященная 135-летию со дня рождения известного писателя-фантаста Александра Беляева. Однако мало кто мог предположить вероятность появления целой супергеройской вселенной, основанной на произведениях Александра Беляева. Литературная премия имени писателя-фантаста Беляева была учреждена в 1990-м году и с тех пор претерпела серьезные изменения. Через некоторое время писатель-фантаст дополнил свое произведение и выпустил его романом.
Мистическое предвидение писателя-фантаста Александра Беляева
На горе солнце выхватило из наступающего мрака несколько домиков, и они стояли, точно раскалённые внутренним огнём кратера. Близость вершины сказывалась... Везувий — это символ, это бог южной Италии. Только здесь, сидя на этой чёрной лаве, под которой где-то внизу бурлит до времени смертоносный огонь, становится понятно обожествление сил природы, царящих над маленьким человеком, таким же беззащитным, несмотря на все завоевания культуры, — каким он был тысячи лет назад в цветущей Помпее». А в кратере огнедышащего великана «...
Он то стлался по чёрным, изъеденным влагой и пеплом неровным краям жерла, то белым клубком вылетал вверх, точно из гигантской трубы паровоза. И в тот момент где-то глубоко внизу тьма освещалась, точно далёким заревом пожара... Неряшливость они умеют соединять с глубоким пониманием прекрасного, жадность — с добротой, мелкие страстишки — с истинно великим порывом души». Всё увиденное, преломив через призму своего восприятия, писатель отразит потом в произведениях.
Наверное, можно утверждать, что путешествие помогло ему наконец определиться с окончательным выбором профессии. В 1913—1915 годы, расставшись с адвокатурой, Александр Романович работает в редакции газеты «Смоленский вестник» сначала секретарём, затем редактором. Сегодня на здании, где находилась редакция, установлена мемориальная доска. Нереализованной пока осталась только его тяга к театру.
Он с детства устраивал домашние спектакли, в которых был и артистом, и сценаристом, и режиссёром, исполнял любые роли, даже женские. Перевоплощался мгновенно. О театре Беляева быстро узнали и стали приглашать для выступлений у знакомых. В 1913 году Беляев вместе с прекрасной смоленской виолончелисткой Ю.
Сабуровой поставил оперу-сказку «Спящая царевна». Сабуровой и А. Беляева, взявших на себя грандиозную, если подумать, задачу — поставить оперу, хотя бы и детскую, пользуясь лишь силами учебного заведения». Первое литературное произведение Александра Романовича — пьеса «Бабушка Мойра» — появляется в 1914 году в московском журнале для детей «Проталинка».
Бывая наездами в Москве которая манила и притягивала его , Беляев встретился с Константином Сергеевичем Станиславским и даже прошёл у него актёрские пробы. Всё ему пока удавалось. Будущее сулило успех в начинаниях. Но наступил трагический для А.
Беляева 1915 год. На молодого человека обрушилась тяжкая болезнь: туберкулёз позвоночника. От него уходит жена. Врачи рекомендуют поменять климат, мать и няня перевозят его в Ялту.
Шесть лет Александр Беляев был прикован к постели, три года из них находился в гипсовом корсете. А какие это были страшные годы! Октябрьская революция, Гражданская война, разруха... Беляев спасается только тем, что много читает, особенно переводную фантастическую литературу; изучает литературу по медицине, биологии, истории; интересуется новыми открытиями, достижениями науки; осваивает иностранные языки.
Только в 1922 году его состояние несколько улучшилось. Помогла, конечно, любовь и забота Маргариты Константиновны Магнушевской, ставшей его второй женою. Они обвенчались в 1922 году перед Рождественским постом, а 22 мая 1923 года зарегистрировали свой брак в загсе. После женитьбы «...
Я же — фотограф, снимающий преступников, я же — лектор, читающий курсы по уголовному и административному праву и "приватный" юрисконсульт. Несмотря на всё это, приходится голодать». Через год сбывается давняя мечта Александра Романовича — они с женой переезжают в Москву. Помог счастливый случай: в Ялте он встретил свою давнюю смоленскую знакомую, Нину Яковлевну Филиппову, которая и предложила Беляеву поехать в Москву, предоставив ему две комнаты в своей большой, просторной квартире.
После переезда Филипповых в Ленинград Беляевым пришлось освободить эту квартиру и поселиться в сырой комнате полуподвального помещения в Лялином переулке. Александр Романович в эти годы работал в Наркомпочтеле — Народном комиссариате почты и телеграфа — плановиком, через некоторое время — в Наркомпросе юрисконсультом. А вечерами он занимается литературой. Беляеву 41 год.
На страницах журнала «Всемирный следопыт» опубликован его рассказ «Голова профессора Доуэля». Именно рассказ, а не роман. Первая проба пера писателя-фантаста. И начало новой, творческой жизни Александра Романовича Беляева.
В статье «О моих работах» Беляев позже расскажет: «Могу сообщить, что произведение "Голова профессора Доуэля" — произведение в значительной степени... Болезнь уложила меня однажды на три с половиной года в гипсовую кровать. Этот период болезни сопровождался параличом нижней половины тела. И хотя руками я владел, всё же моя жизнь сводилась в эти годы к жизни "головы без тела", которого я совершенно не чувствовал — полная анестезия.
Вот когда я передумал и перечувствовал всё, что может испытать "голова без тела"».
В 1928 году свет увидел самый известный роман писателя - "Человек-амфибия". Беляева вдохновила заметка в газете, в которой рассказывалось о докторе из Буэнос-Айреса, незаконно экспериментировавшего с людьми и животными.
В 1928 году семья переехала в Ленинград, где Беляев написал "Продавца воздуха", "Человека, потерявшего лицо", "Золотую гору". Знаменитый английский писатель Герберт Уэллс признался, что с удовольствием прочитал два великолепных романа советского коллеги и позавидовал его успеху. Последнее произведение - роман "Ариэль" - Беляев написал перед началом Великой Отечественной войны.
В 30-е годы для писателя настали сложные времена: в СССР посчитали фантастику "элементом, чуждым социалистическому строю", редакции стали публиковать Беляева намного реже. Он уехал в Заполярье, год проработал в мурманском "Севтралтресте". На его новый роман "Прыжок в ничто", опубликованный в 1934 году, вышла разгромная рецензия.
Тогда же Беляев увлекся изучением космоса, читал труды Константина Циолковского - они вдохновили его на написание романа "Воздушный корабль". Циолковский произведение фантаста оценил: заявил, что оно написано "очень остроумно и очень научно", выразил признательность за доставленное удовольствие от прочитанной книги. Беляев и великий ученый активно переписывались - до самой смерти последнего в 1935 году.
В 1935 году Беляев устроился в журнал "Вокруг света", получил жилье в Ленинграде от Союза писателей, но снова серьезно заболел - три года провел в гипсовом корсете. После лечения Александр Романович с семьей переехал в Пушкин. В числе его работ появилась статья о бедственном положении любимого им жанра: "Фантастика - Золушка литературы".
Эвакуироваться из Пушкина он отказался: писателю только-только сделали операцию. После окупации города немецкой армией начался голод. Родным Беляева хватало скудной еды, которая еще оставалась дома.
А ослабленному после операции писателю этого оказалось недостаточно - 6 января 1942 года он умер от голода.
Потом форму снимали и, когда она высыхала, больной получал жёсткую кровать, в которой можно было лежать только в одной и той же позе. Сам Беляев писал об этом: «Паралич прошел чрез несколько месяцев, но три года пришлось выдерживать скучный курс лечения абсолютным покоем!
Увы, только не моральным покоем! Она заявила, что не для того выходила замуж, чтобы стать сиделкой. За ним ухаживала мать, но она умерла.
К счастью, в этот период Беляев знакомится с очень хорошей девушкой, которая скоро станет его новой женой. В конце концов болезнь отступила. И Беляев постепенно стал возвращаться к полноценной жизни.
Для него изготовили лёгкий корсет из целлулоида. Это материал, из которого в то время делали кино- и фотоплёнку, а также шарики для пинг-понга. В таком корсете он уже вполне мог передвигаться.
Теперь он снова устраивается работать юристом. В это время Александр Беляев начинает писать научно-фантастические рассказы и повести. В возрасте сорока лет он печатает свой первый рассказ "Голова профессора Доуэля".
Позже этот рассказ он переделает в роман. Сам писатель признавался, что это произведение во многом автобиографическое. Ведь ему очень хорошо было знакомо это чувство, когда голова живёт сама по себе и не может управлять телом.
Через несколько лет Александр Беляев забросил юридическую работу и занимался уже только писательством. К нему пришла известность. Он переписывался с Константином Циолковским.
Его романы высоко ценил Герберт Уэллс. В Голливуде ещё в конце сороковых годов хотели экранизировать его роман "Человек-амфибия". Но отказались от этой задумки.
Беляев начинает сотрудничество с журналами, которые легли ему на душу, - "Всемирный следопыт" и старое доброе издание "Вокруг света". В 1926 году выходит первая его книга - сборник научно-фантастических рассказов "Голова профессора Доуэля". Затем вторая - "Современная почта за границей"...
А через два года любители фантастики зачитываются "Человеком-амфибией". К Беляеву приходит известность. Он снова обретает возможность путешествовать, ездить.
Пусть недалеки его маршруты - Киев, Ленинград... Но мир снова открывается душе очарованного странника, искателя приключений, великого выдумщика. Однако былая болезнь снова напоминает о себе, и в 1931 году Беляев перебирается подальше от столичной суеты - под Ленинград, в бывшее Царское, а тогда Детское Село ныне город Пушкин.
Эти места, взрастившие пушкинскую музу, облюбовали к тому времени и Алексей Толстой, и Вячеслав Шишков, и Юрий Тынянов... Воистину Детское Село стало Писательским Селом. Во всяком случае его можно считать своеобразной столицей советской фантастики.
Ведь и замыслы "Аэлиты", и "Гиперболоида инженера Гарина" вызревали именно там. А потом грянула война... В разоренное Детское Село пришли немцы.
Слегший Беляев уехать не сумел. Ни один литературовед не смог мне сказать, где и как оборвался жизненный путь российского фантаста, под каким камнем упокоен его прах. На все вопросы - недоуменное пожатие плечами: "как-то не приходило в голову...
Узнав, что писатель, прикованный болезнью к постели, умер в голодном 1942 году, Морозов начал свой поиск со старинного царскосельского кладбища - Казанского. В регистрационных книгах имя писателя не значилось. Стал расспрашивать старушек, продававших у ворот цветы, что им известно о кончине фантаста.
Одна из старожилок указала место, где в сорок втором в общем рву закопали тело оставившего сей мир фантаста. Там трудами местных энтузиастов и поставили недавно скромное надгробие. На нем начертаны перо и книга.
К нему мы с Георгием Баутиным, бывшим командиром нашей подводной лодки, и положили свои цветы - от всех моряков-подводников, подпавших под обаяние человека глубин - Ихтиандра. А через неделю, надо ж такому случиться, я оказался на той самой шхуне, которую снимали в фильме "Человек-амфибия". Она стоит теперь в Баку, навечно пришвартованная к набережной в качестве плавучего ресторана.
В суете перестроек и в пылу реформ как-то забыли о классике отечественной фантастики. Великолепен музей Александра Грина в Феодосии. Наверное, не менее интересным мог бы стать музей Александра Беляева в Смоленске или Пушкине.
Прекрасный памятник воздвигли псковичи литературным героям "Двух капитанов" Каверина.
Портал правительства Москвы
Гроб с телом отца поставили в пустой квартире по соседству, и мама каждый день ходила его навещать. Через несколько дней кто-то снял с папы костюм. Так он и пролежал в одном белье, пока его не забрал могильщик. Он опередил не только своё время, но время в целом. Человек в романах Александра Беляева обладает способностями едва ли не всех живых существ на земле, в воде и даже в безвоздушном пространстве. Он плавает, как Ихтиандр, и летает, как Ариэль. Но, конечно же, самым запоминающимся его персонажем навсегда останется профессор Доуэль - человек-мозг, человек-мысль, прообраз мирового разума. Он беспомощен и всемогущ, как Бог на земле. В своих научно-фантастических романах Александр БЕЛЯЕВ предвосхитил появление огромного количества изобретений и научных идей: в "Звезде КЭЦ" изображён прообраз современных орбитальных станций, в "Человеке-амфибии" и "Голове профессора Доуэля" показаны чудеса трансплантологии, в "Вечном хлебе" - достижения современной биохимии и генетики.
Он обладал огромным воображением и умел смотреть далеко в будущее, благодаря чему великолепно живописал людские судьбы в необычных, фантастических обстоятельствах. Одного Александр Беляев не мог предвидеть - какими будут его собственные последние дни. Если о жизни писателя биографам известно почти всё, то обстоятельства смерти "советского Жюль Верна" до сих загадочны. Место его захоронения - тоже тайна. Ведь памятная стела на Казанском кладбище Царского Села бывший Пушкин. Смотреть предварительно "Логикология - о судьбе человека". Справка: Туберкулёз позвоночника - как проявляется, способы... Туберкулёз позвоночника, или туберкулёзный спондилит — это опасная инфекционная патология, которая поражает различные отделы позвоночного столба и переходит в хроническую форму.
Брусенцева «Александр Беляев. Жизнь на смене эпох» рассказывает о непростой жизни и творчестве писателя-фантаста, уроженца Смоленска. В картине подробно говорится о смоленском периоде жизни Беляева, который уехал из родного города из-за тяжелой болезни. В фильме приняла участие дочь писателя Светлана Беляева, живущая в Петербурге, также выступили известные историки литературы, современные писатели-фантасты.
Хотя и юридические науки также довольно быстро разочаровали молодого человека, в период своей адвокатской карьеры Александр нередко брался за самые отчаянные дела. Однажды к нему за помощью к нему обратилась некая ясновидящая. Дело обещало быть незаурядным: ясновидящая предупредила двоих женщин о близкой кончине их мужей и после того, как оба кормильца вскоре действительно ушли из жизни, вдовы обвинили предсказательницу в их смерти. Александр Романович согласился взять в производство дело женщины, в суде ее оправдали.
Модный адвокат и любитель путешествий Александр Беляев. Смоленск, 1905. Казалось бы, взрослый, солидный мужчина, а в голове — жульверновщина. Ну да впечатления дореволюционной молодости сослужат Беляеву хорошую службу — действие многих его романов развернется в странах, которые он успеет увидеть собственными глазами.
Все это время Александр не прекращает своих журналистских опытов, но в рамках газетного жанра ему уже тесновато. В 1914 году, в московском детском журнале "Проталинка", печатается его первое художественное произведение — пьеса-сказка "Бабушка Мойра", а вскоре Беляев принимает решение оставить опостылевшую адвокатуру и пуститься в вольное литературное плавание. Но… Весной 1915-го, только-только разменявшего четвертый десяток лет Александр, скосила болезнь: в результате рецидива неудачно залеченного плеврита развился туберкулез позвоночника, осложнившийся временным параличом ног. Провинциальные медики разводили руками и прозрачно намекали на пожизненную отныне постель.
В начале 1920 года газета «Приазовский Край» была закрыта большевиками как враждебное буржуазное издание. Это уже второй неудачный для него брак: первый продержался чуть больше года, второй — не более двух. Мать, единственный оставшийся близкий человек, перевозит ограниченного в движениях сына сперва в Ялту, а затем в Ростов-на-Дону. Иной бы в подобной ситуации опустил руки, сломался.
Беляев — нет. В больницах он продолжает сочинять, и в том же 1915-м ростовская газета "Приазовский край" публикует его очерк "Берлин в 1925 г. Очерк крохотный, тем не менее, Беляев умудрился предсказать в нем ядерное оружие, ГМО, дистанционное обучение и даже лабораторное производство смертоносных вирусов: "Оратор сделал жест по направлению к синклиту учёных, поклонился и сошёл с кафедры. Его место занял пожелтевший, высохший как мумия, безволосый старик в огромных очках.
Он хитро улыбнулся и, потирая руки, вкрадчивым голосом начал: - Я приручил бациллу чумы. Как приручают зверьков. Я открыл античумную прививку. Она будет привита всем нам, и тогда, не боясь заразы, мы можем пустить чуму на врагов!
Гром аплодисментов покрыл слова оратора. Однако доклад вызвал споры. Некоторые указывали, что таким путём будет уничтожена не только армия, но и всё население страны.
С 1916 года тяжелая болезнь заковывает 32-летнего Александра Беляева в броню гипса. И это в то время, когда вокруг бушуют такие события, как революции, перевороты, войны. Для него вдвойне мучительно было не участвовать, а наблюдать кипение жизни с высоты... Прошел не один год, прежде чем ему удалось превозмочь себя, одолеть болезнь, встать с постели, включиться в ритм нового времени. Ему даже удается поработать в уголовном розыске - вот где обилие типов и сюжетных находок.
Однако врачи рекомендуют ему найти более спокойную работу. И он становится воспитателем в детском доме. Но и это не синекура - из огня да в полымя. Чтобы выкроить время для литературных опытов, Беляев устраивается совслужащим в одну государственную контору, другую, третью... Наконец, перебирается из родного Смоленска в недалекую Москву, где вовсю бьет ключом газетно-журнальная жизнь. Беляев начинает сотрудничество с журналами, которые легли ему на душу, - "Всемирный следопыт" и старое доброе издание "Вокруг света". В 1926 году выходит первая его книга - сборник научно-фантастических рассказов "Голова профессора Доуэля". Затем вторая - "Современная почта за границей"...
А через два года любители фантастики зачитываются "Человеком-амфибией". К Беляеву приходит известность. Он снова обретает возможность путешествовать, ездить. Пусть недалеки его маршруты - Киев, Ленинград... Но мир снова открывается душе очарованного странника, искателя приключений, великого выдумщика. Однако былая болезнь снова напоминает о себе, и в 1931 году Беляев перебирается подальше от столичной суеты - под Ленинград, в бывшее Царское, а тогда Детское Село ныне город Пушкин. Эти места, взрастившие пушкинскую музу, облюбовали к тому времени и Алексей Толстой, и Вячеслав Шишков, и Юрий Тынянов... Воистину Детское Село стало Писательским Селом.
Во всяком случае его можно считать своеобразной столицей советской фантастики. Ведь и замыслы "Аэлиты", и "Гиперболоида инженера Гарина" вызревали именно там. А потом грянула война... В разоренное Детское Село пришли немцы. Слегший Беляев уехать не сумел. Ни один литературовед не смог мне сказать, где и как оборвался жизненный путь российского фантаста, под каким камнем упокоен его прах. На все вопросы - недоуменное пожатие плечами: "как-то не приходило в голову... Узнав, что писатель, прикованный болезнью к постели, умер в голодном 1942 году, Морозов начал свой поиск со старинного царскосельского кладбища - Казанского.
В регистрационных книгах имя писателя не значилось. Стал расспрашивать старушек, продававших у ворот цветы, что им известно о кончине фантаста.
«Трастовый «фантаст» Беляев
Лучшие и новые книги 2024 автора: Беляев Александр Романович в интернет-магазине Лабиринт. Средний ребёнок Беляевых был самым активным, за что дома его прозвали Царевичем-непоседой. 16 марта исполнилось 140 лет со дня рождения известного писателя-фантаста Александра Беляева.
Произведения фантаста Беляева признаны народным достоянием
Биография писателя-фантаста Александра Беляева: личная жизнь, дата рождения по новому стилю, образование юриста, отношения с женами. Через некоторое время писатель-фантаст дополнил свое произведение и выпустил его романом. Из пятидесяти предсказаний, сделанных Беляевым, восемнадцать уже сбылись. Кем же он был, этот почти забытый ныне писатель–фантаст? Александр Беляев родился в далёком 1884 году, но написанные им произведения можно смело отнести к современной фантастике.
Сын священника предсказывал будущее. Александр Беляев
Главный редактор сетевого издания И. Адрес редакции: 125124, РФ, г. Москва, ул. Правды, д.
Все материалы Выдающийся писатель-фантаст Александр Беляев родился 135 лет тому назад, 16 марта 1884 года, в Смоленске, а придумал большинство своих удивительных героев и идеи романов и повестей, находясь в Крыму. Мастер слова парил в своих дерзких мечтаниях, будучи прикованным болезнью к постели В советские времена книги Александра Беляева были желанной добычей для читающей детворы и юношества. Да и взрослые, отдадим им должное, не стеснялись увлечения его фантастическими мирами. Это был как раз тот автор, чьи произведения брали почитать у соседей, получали в районных библиотеках по знакомству — а уж иметь заветные томики в собственной коллекции было пределом мечтаний. Засмеют же в приличном обществе. Фантастика вообще высоко ценилась нашей самой читающей в мире публикой, но Беляев котировался особенно. Шут его знает, как получалось у писателя быть таким понятным, доходчивым, но вместе с тем таинственным и притягательным для публики.
В принципе, его сюжеты были вполне созвучны «генеральной линии», во всяком случае, не диссонировали с ней. Но при этом и раздражения совершенно не вызывали, прямолинейной пропаганды в них не было. Александр Беляев помещал своих героев в самые различные части света — от Якутии или глухой немецкой рыбацкой деревеньки до Сан-Франциско и Латинской Америки. Полеты в космос и проживание под водой тоже составляли достойный антураж историям фантаста, а писал он, учтите, в 20-30-е годы. Словом, рецепторы читателей были предельно взбудоражены, публику пленял ловкий слог и закрученный беляевский сюжет. Причем выдумки Беляева оказались чрезвычайно долгоиграющими. Они находили своего читателя — а когда до их драгоценной россыпи добралось кино, и зрителя — и в 60-80-е годы прошлого века. И теперь нафантазированные Александром Романовичем персонажи все еще востребованы, хотя многим из них уже под сто лет. Замечательно, что сюжетные линии своих будущих книг, где человеку доступно все или почти все, Беляев стал обдумывать и умозрительно шлифовать, будучи прикованным к постели. Немощный, больной костным туберкулезом позвонков, не имеющий возможности встать без посторонней помощи писатель — и вдруг сумел выстроить удивительную историю и систему ценностей человека-амфибии.
Как это возможно? Ну вот вам пример, что такое случается. После длительных сомнений, споров на различных уровнях, многочисленных согласований по Спорткомитету СССР разошлось распоряжение «О развитии борьбы карате в СССР» Хворь привела Беляева в Ялту, где у него появились хотя бы какие-то шансы на выживание. Здесь его застали и отзвуки Гражданской войны, и приход советской власти.
В этой части дело направлено на новое рассмотрение. Сумма компенсации в пользу "Терры" будет пересчитана и, по всей видимости, уменьшена.
Автор более 70 научно-фантастических произведений, в том числе 13 романов. Иногда его называют российским "Жюль Верном". Беляев получил юридическое образование и одно время был известен в родном Смоленске как очень хороший юрист. Однако в возрасте 35 лет он заболел туберкулезным плевритом, осложнившимся параличом ног, и на 6 лет оказался прикован к постели. В этот период жизни он много читал и начал заниматься литературным творчеством. Свой самый, наверное, знаменитый роман "Голова профессора Доуэля" он опубликовал в 1925 году.
Эту книгу сам писатель называл автобиографической историей.
Куда более интересным кажется вопрос, отчего же всё-таки умер Александр Беляев. Публицист Фёдор Морозов считает, что смерть писателя вполне могла быть связана с тайной Янтарной комнаты. Дело в том, что последняя вещь, над которой работал Беляев, была посвящена именно этой теме. Никто не знает, что он собирался написать о знаменитой мозаике. Известно только, что Беляев ещё до войны многим рассказывал о своём новом романе и даже цитировал знакомым некоторые отрывки.
С приходом в Пушкин немцев активно заинтересовались Янтарной комнатой и спецы гестапо. Они, кстати, так и не смогли до конца поверить, что им в руки попала подлинная мозаика. А потому активно искали людей, которые располагали бы информацией по этому поводу. Не случайно два офицера гестапо ходили и к Александру Романовичу, пытаясь выведать, что ему известно об этой истории. Рассказал ли писатель им что-нибудь, или нет, не известно. Во всяком случае, никаких документов в архивах гестапо пока обнаружить не удалось.
А вот ответ на вопрос, могли ли Беляева убить из-за его интереса к Янтарной комнате, кажется не таким уж сложным. Достаточно вспомнить, какая участь постигла многих исследователей, которые пытались отыскать чудесную мозаику. Скончался писатель в оккупированном городе Пушкине в 1942 году, не очень понятно только, как и почему это произошло. Одни утверждают, что Александр Романович умер от голода, другие считают, что он не вынес ужасов оккупации, третьи полагают, что причину гибели писателя следует искать в его последнем романе. Умирать - так вместе Разговор с дочерью "советского Жюля Верна" мы начали с "дооккупационного" периода. Самостоятельно передвигаться он мог только в специальном корсете.
Беляев – 140
Он был настоящим его сподвижником и создал за свою короткую жизнь несколько десятков повестей и романов, множество рассказов, очерков, таких удивительных по смелости научной мысли, оригинальности сюжетов и яркости изображения. Судьба великого писателя-фантаста». Ведущие познакомили ребят с биографией и творчеством писателя.
Он вообще был очень разносторонней личностью. В 16-18 лет изобрел стереоскопический проекционный фонарь. Через 20 лет такой же был изобретен в Америке. Получил высшее юридическое образование, музыкальное — по классу скрипки. Изучал историю искусств, ездил в Италию изучать Ренессанс. Был в Швейцарии, Германии, Австрии, на юге Франции. В студенческие годы зарабатывал одно время игрой в оркестре цирка Труцци. С самого раннего детства Саша Беляев грезил полетами, он мечтал о покорении пространства: ради этой мечты он прыгал с крыши дома с раскрытым зонтиком этот прыжок закончился переломом позвоночника, тяжко отозвавшимся через много лет , конструировал планера, летал на аэроплане Гаккеля.
Он просто не мог долго находиться на одном и том же месте. Его постоянно тянуло в дорогу, к новым горизонтам. В 1921 году на Беляева обрушилась страшная болезнь - костный туберкулез позвоночника, болезнь, не оставлявшая его уже до конца жизни.
Герой ложится в клинику и превращается в красавца. Материалы по теме:.
В ходе мероприятия присутствующие познакомились с нелегкой, но очень интересной судьбой А. Ребята узнали, что писатель обладал прекрасным воображением и умел смотреть далеко в будущее, благодаря чему великолепно живописал людские судьбы в необычных, фантастических обстоятельствах. К мероприятию была подготовлена выставка одного автора «Он обгонял время…Он звал вперед…», на которой были представлены наиболее известные читателям произведения А.