В романе «Игрок» Достоевский рассматривает игру с позиции религиозного мыслителя, поэтому проблематика азарта приобретает демоническую окраску и статус испытания для героя, в ходе которого предполагается радикальная трансформация его личности и духовное преображение. Достоевский впервые дал портрет русского поэта-пророка, того, кто указывает народу, как жить.
Когда закончится Достоевский?
Федор Достоевский: «Наступит нечто такое, чего никто и не мыслит» - Михаил БУДАРАГИН | Фёдор Михайлович Достоевский — чем известен, биография, библиография и творческое наследие — РУВИКИ: Интернет-энциклопедия. |
Жизнь Фёдора Достоевского в 20 событиях | Достоевский гордился, что ввел в русскую речь один глагол – «стушеваться», то есть, по авторскому определению, «деликатно опуститься в ничтожество». |
Биография Достоевского
Впервые на такое особое отношение Достоевского к своим персонажам обратил внимание М. М. Бахтин. Доктор Степан Яновский, лечивший Достоевского и ставший впоследствии его другом, рассказывал, что тот часто брал у него медицинские книги, посвященные душевным и нервным болезням. Достоевский является классиком русской литературы и одним из лучших романистов мирового значения. Сам Федор Достоевский своих корней не знал – род к его рождению уже многие годы был в упадке и разорении, а история и генеалогия была забыта. В январе 1881 Достоевский выступает на заседании совета Славянского благотворительного общества, работает над первым выпуском возобновленного «Дневника писателя», разучивает роль схимника в «Смерти Иоанна Грозного» А. К. Толстого для домашнего спектакля в салоне. Биография Достоевского Ф.М.: рождение и семья, юность Достоевского, первые литературные публикации, арест и ссылка, расцвет творчества, смерть и похороны писателя.
Долитературная жизнь
- Поделитесь статьей с друзьями
- Сообщить об опечатке
- Достоевский Фёдор Михайлович. Большая российская энциклопедия
- Биография Федора Достоевского – читайте об авторе на Литрес
- Родители Федора Достоевского: сын священника
- Ссылка Достоевского
Достоевский – противоречивый и гениальный
ДОСЬЕ: Достоевский бессмертен! Факты о жизни и творчестве к 200-летию классика 3 | В первой половине 2023 года Достоевский и Чуковский стали самыми издаваемыми авторами в России. |
Каторжник, игроман, гений: необыкновенная история жизни Достоевского | В Некрополе Александро-Невской Лавры к этому событию приурочили открытие обновленного памятника на месте погребения Достоевского. |
Биография Федора Достоевского: родители, арест, жены, дети, смерть и похороны писателя | Федор Достоевский родился 11 ноября (30 октября по старому стилю) 1821 года в семье разночинцев в Москве. |
Биография Достоевского | Главная» Новости» 200 лет исполнилось со дня рождения классика мировой литературы федора достоевского новости. |
Федор Достоевский: биография, жизнь и творчество, фото и смерть писателя | Биография Достоевский, биография читать Достоевский Фёдор Михайлович. |
Федор Михайлович Достоевский
Затем Достоевского и других облачили в белые саваны с капюшонами и крестами, и на эшафот явился священник. Расстреливать предполагалось тройками, привязывая осуждённых к столбам. Достоевский был во второй тройке. В первой, конечно, был сам Петрашевский. Сразу за столбами были вырыты могилы, куда должны были падать трупы.
Когда Петрашевский и два его единомышленника уже были привязаны к столбу, когда на них уже были направлены ружья, было объявлено, что смертная казнь отменяется. Ни Достоевский, ни его товарищи расстреляны в этот день не были: выяснилось, что «казнь» была жестокой инсценировкой. Над головами петрашевцев, включая Достоевского, сломали шпаги, что означало лишение их дворянских привилегий, и объявили о разных сроках каторги. На самом деле, смертный приговор, действительно, был вынесен изначально — но его довольно быстро сочли слишком суровым и заменили ссылкой и каторгой.
Но инсценировку Николай I решил провести в «воспитательно-показательных» целях. Цели эти были достигнуты сполна: один из участников этой «гражданской казни», Николай Григорьев, сошёл с ума из-за нервного перенапряжения. Неизгладимый отпечаток наложило это происшествие и на самого Достоевского. В повести впервые в истории русской литературы рассказывалось о жизни и быте каторжников, отбывающих наказание в самом суровом месте — сибирском остроге.
Иллюстрация к "Запискам из Мёртвого дома" Николая Каразина, 1893 г. А происходило там разное, от контрабанды алкоголя до жестоких телесных наказаний, от суровой работы до самозарождающейся тюремной иерархии. Не секрет, что это произведение полностью основано на личном опыте Достоевского. После показательной «гражданской казни» писатель четыре года провёл в Омской тюрьме, вместе с другими каторжниками — в большинстве своём, из самых простых и бедных слоёв населения.
Но — какова тенденция! Какой-то иронический сайт запустил информацию о том, что в Таганроге идет судебный процесс над сказкой «Приключения Буратино», который не тонет в воде, а стало быть, похож на Христа и является на Него пародией. То есть запускается некая информация, как сейчас говорят — фейк. Но люди на него покупаются. Это значит, что такова тенденция: судить и репрессировать литературу. И вот я думаю, богохульство… Скажем, ранний Достоевский был бунтарь и пошел против правительства, в вольнолюбивый кружок, в «разговорное общество». Но вспомните роман «Подросток».
Это уже 1876 год. Один из главных героев — Андрей Петрович Версилов, впадает в бунт и разбивает старинную икону об угол стола. И что с ним делают? На него доносят? Нет, его жалеют, как сумасшедшего, как несчастного, как жалкого. Его хотят привести в ум и в чувство. То есть предлагается совершенно другое отношение к нарушителю, преступившему правила.
Очень не хотелось бы, чтобы в нашей стране богословие любви, которое олицетворяет у Достоевского старец Зосима, мной обожаемый персонаж, я его многие проповеди знаю наизусть, уступило место богословию ненависти, которое воплощает старец Ферапонт. Мне очень жаль, если это два направления русского православия никогда не смогут найти общий язык. Именем Достоевского Сегодня многие публицисты, и церковные, и не церковные, на каждом шагу клянутся именем Достоевского. Достоевский — словно скрижаль. Вот скажешь: «Достоевский — наше все», и, кажется, что ты себя уже заявил как человек, всецело преданный православной культуре, ее правильному направлению. Но мы забываем о том, что «Братья Карамазовы» — вершинный роман мировой и русской литературы — не был с восторгом принят тогдашним духовенством. Старца Зосиму нашли каким-то «не таким», оптинские старцы над ним посмеивались, а замечательный русский философ, умнейший человек Константин Леонтьев, позиционировавший себя тогда, как бы сейчас сказали, православным активистом, осудил Достоевского.
Он нашел в нем «розовое» православие, неправильное, неверное. Гениальную «Пушкинскую речь» Леонтьев назвал «космополитической выходкой», ересью. Давайте к этому вернемся, сегодняшние Ферапонты, давайте возбудим судебный процесс? Если так относиться к территории искусства, к территории литературы, мы лишимся половины, если не больше, наших великих классиков. У нас полностью уйдет М. Горький, уйдет Александр Блок, разумеется, вся атеистическая советская литература, и многое, многое другое. Уже вытесняют «Сказку о попе и его работнике Балде» Пушкина версией Жуковского о купце-остолопе.
Надо остановиться, надо понять, где территория веры, и где территория культуры. Не оскорбляйте чувств! Сейчас много говорят об оскорблении чувств верующих. Мое чувство, человека православного, и в то же время литературоцентричного, глубоко оскорбляет подход с топором к искусству, с секирой и с кулаком. И меня, как православного человека, оскорбляет пьяный поп на «Мерседесе», который отказывается от теста на выявление алкоголя в крови. И потом почему-то видеоматериалы об этом исчезают, их пожирает какой-то вирус. Я знаю название этого вируса, он к православию не имеет никакого отношения.
У нас почему-то сегодня общество разделилось на православных верующих и на, так скажем, остальных. В православии Достоевского сомневаться не приходится. Но он был великий гражданин, в нем жило колоссальное гражданское чувство справедливости. Он посещал судебные процессы, вступался за неправедно осужденных. Почему наши православные люди, у которых чувства оскорблены посягательством на священные символы такое посягательство, безусловно, безобразно , не имеют гражданских чувств? Почему они забывают, что они еще и граждане России, которых так же, как и других, как и, допустим, неверующих, как и людей других вероисповеданий, должна возмущать и социальная несправедливость, гражданская несправедливость, неправедные суды. В Интернете уже появилась рубрика «новости неправосудия».
Люди возмущаются: «Ну как же так, насильнику, изнасиловавшему девочку, дают лишь год или месяц заключения…» Достоевский как-то умел в себе сочетать и православные чувства, и чувства гражданские. И одно другому совсем не мешало, гармонировало, органично сочеталось в писателе. Почему у нас это как-то разделено? Почему одни люди у нас православные активисты, а другие — гражданские активисты? Моя мечта, мое сердечное упование — чтобы эти два направления активизма сошлись в едином сердце человека. И чтобы православное чувство, и гражданское чувство в нем одинаково было живо. Чтобы он понимал неправосудные вещи.
И понимал, что его долг православного человека — быть и граждански активным. Таким, как был Достоевский. Видите, вдруг в этом году актуальность Достоевского у нас выплыла, я бы даже сказала, выстрелила, такой стороной, о которой раньше даже и представить было невозможно. Потому что казалось — все ушло в прошлое, сгладилось. И письмо Белинского к Гоголю — великое письмо, как и ответ Гоголя, как и «Выбранные места из переписки с друзьями», на которые реагировал Белинский, — великий спор, спор цивилизационный — уже навсегда в истории литературы, русской мысли. Федор Михайлович Достоевский И то, что молодой, двадцатисемилетний Достоевский, написавший роман «Бедные люди», читал Письмо Белинского с волнением, с горящими глазами. Шпион Антонелли в своих доносах написал в полицию, в Третье отделение, что Достоевский это Письмо читал и глаза-то у него горели.
Думая об этом, я вижу эти горящие глаза, и горжусь Достоевским, что в его сердце сочеталось и православное, и гражданское.
Дети росли в атмосфере строгости и благочестия, в семье царил культ русской истории и литературы. Карамзина , а также произведения М.
Ломоносова , Г. Державина , В. Жуковского , А.
В 1833 г. Достоевский был отдан в полупансион Н. Драшусова; с осени 1834 г.
Достоевский и его старший брат Михаил посещали частный пансион Л. Чермака, где их кумиром стал учитель русской словесности Н. Билевич: под его влиянием они стали думать о литературе как о профессии.
Потеряв в 1837 г. С января 1838 г. Достоевский учился в Главном инженерном училище, однако тяготился специальными предметами — артиллерией, фортификацией и т.
Дружеское общение в узком кругу в том числе с воспитанником Д. Григоровичем и художником К. Трутовским проходило под знаком романтической поэзии, творчества Ф.
Шиллера , У. В 1839 г. Достоевский сформулировал своё творческое кредо: «Человек есть тайна.
Её надо разгадать, и ежели будешь её разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время; я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком» Полное собрание сочинений: В 30 т. Ленинград, 1985. В начале 1841 г.
Достоевский читал друзьям отрывки из двух своих драм — «Борис Годунов» и «Мария Стюарт»; в 1844 г. Рукописи драм не сохранились, но их названия дают представление о литературных ориентирах Достоевского: А. Пушкин, Ф.
Шиллер, Н. По окончании курса 1843 и после кратковременной службы полевым инженером-подпоручиком Петербургской инженерной команды в 1844 г. Живя в Санкт-Петербурге как «литературный пролетарий», Достоевский познал хроническое безденежье, сопутствовавшее ему до конца жизни, унизительную зависимость от издателей.
Дебютировал в печати в 1844 г. В 1846 г. Некрасова «Петербургский сборник» опубликовал роман в письмах «Бедные люди», вобравший в себя опыт повестей о «бедном чиновнике» в русле традиций натуральной школы прежде всего «Шинели» Н.
Гоголя , но радикально его переосмысливший: эпистолярная форма позволила Достоевскому перенести акцент с изображения внешней жизни персонажа на раскрытие его самосознания, утвердить внутреннее, человеческое достоинство «маленького человека». Речевой стиль, выработанный Достоевским в этом первом произведении, отличающийся «напряжённым предвосхищением чужого слова» М. Бахтин , станет отныне характерной приметой творчества писателя.
Роман был восторженно встречен В. Белинским , определившим талант автора как необыкновенный и самобытный, а его произведение — как первую попытку русского социального романа. Однако уже в 1846 г.
Вместе с тем оригинальность Достоевского как глубокого психолога оценил В. Майков , заметивший, что у Достоевского изображения действительности составляют лишь «фон картины и обозначаются большею частию такими тонкими штрихами, что совершенно поглощаются огромностью психологического интереса» «Нечто о русской литературе в 1846 году», 1847. Среди произведений этого периода: комическая переписка двух шулеров «Роман в девяти письмах», 1846 , рассказ «Господин Прохарчин» 1846 о чиновнике-скопидоме, фантастическая повесть «Хозяйка» 1847 , рассказ-очерк о шуте по доброй воле «Ползунков», 1848 , сентиментальная повесть о жизни петербургской бедноты «Слабое сердце», 1848 , водевильный рассказ об обманутом муже «Чужая жена и муж под кроватью», 1848 , очерк-фельетон «Честный вор» 1848 , фельетон «Ёлка и свадьба» 1848 , а также повесть о мечтателях «Белые ночи» 1848 и незавершённый роман «Неточка Незванова» 1849 , в которых наметились черты, получившие развитие в дальнейшем творчестве писателя: исключительность характеров и ситуаций, углублённый психологический анализ противоречивых чувств и мыслей персонажей.
Конфликт с В. Белинским и его кругом вынуждал Достоевского искать новые литературные связи.
Имя Фёдор было выбрано, по мнению биографов, по имени деда по матери — купца Фёдора Тимофеевича Нечаева [36] [38]. С тех пор как я себя помню, я помню любовь ко мне родителей…», — вспоминал спустя полвека Фёдор Михайлович [36]. В семье Достоевских строго соблюдались патриархальные обычаи [36]. Домашний порядок подчинялся службе отца. В шесть часов Михаил Достоевский просыпался, проводил утренний обход в больнице, объезжал пациентов по домам. После двенадцати был обед с семьёй, отдых и снова приём в больнице. Подобное препровождение времени повторялось ежедневно», — вспоминал Фёдор Михайлович [39]. Самые ранние воспоминания писателя относятся к 1823—1824 годам.
По свидетельству первого биографа Достоевского Ореста Фёдоровича Миллера , таким воспоминанием как раз стала молитва перед сном перед образами в гостиной при гостях [40] [41]. После рождения в конце 1822 года сестры Варвары няней в семье Достоевских становится Алёна Фроловна, о которой у будущего писателя остались самые лучшие воспоминания: «Всех она нас, детей, вырастила и выходила. Была она тогда лет сорока пяти, характера ясного, весёлого и всегда нам рассказывала такие славные сказки! В произведениях Достоевского няня упоминается в романе « Бесы » [42] [38]. После рождения в марте 1825 года Андрея семья перебирается в левый флигель больницы. Новая квартира, по воспоминаниям Андрея, состояла из двух комнат, передней и кухни. Детской для старших детей служило «полутёмное помещение», отгороженная задняя часть передней [43] [41]. Из воспоминаний Андрея, в детстве Достоевские слушали сказки про « Жар-птицу », « Алёшу Поповича », « Синюю бороду », сказки « Тысячи и одной ночи » и другие [44] [45]. На Пасху смотрели Подновинские балаганы с « паяцами , клоунами, силачами, Петрушками и комедиантами». Летом устраивались семейные вечерние прогулки в Марьину рощу.
По воскресеньям и праздникам Достоевские посещали обедни в больничной церкви, а летом мать с детьми ездила в Троице-Сергиеву лавру [46] [47]. Друзьями дома в основном были сослуживцы отца и их семьи: эконом Мариинской больницы Фёдор Антонович Маркус, семьи старшего лекаря Кузьмы Алексеевича Щировского и ординатора больницы Аркадия Алексеевича Альфонского. Позже многие из них появляются в произведениях и упоминаются в неосуществлённых замыслах писателя [49]. Начало обучения. Имение Даровое Усадьба « Даровое », Зарайский район Домашний уклад Достоевских способствовал развитию воображения и любознательности [50]. Позже в своих воспоминаниях писатель называл родителей, стремящихся вырваться из обыденности и заурядности, «лучшими, передовыми людьми» [51]. Особенно выделял позднее Фёдор Михайлович чтение отцом « Истории Государства Российского »: «Мне было всего лишь десять лет, когда я уже знал почти все главные эпизоды русской истории» [52] [53]. Чтению обучала детей Мария Фёдоровна [54]. Начинали с дешёвых лубочных сказок про Бову Королевича и Еруслана Лазаревича , сказаний о Куликовской битве , повестей про Шута Балакирева и Ермака [54]. Вместе с чином коллежского асессора весной 1827 года Михаил Андреевич получил право на потомственное дворянство [51] ; 28 июня 1828 года Достоевские стали дворянским родом, записанным в часть III родословной книги дворянства Московской губернии [51] [56] , что позволяло приобрести собственное имение, где большая семья могла бы проводить летние месяцы [57].
Летом 1831 года Михаил Андреевич, заплатив около 30 тысяч рублей ассигнациями из скопленных и взятых взаймы средств, приобрёл село Даровое в Каширском уезде Тульской губернии в 150 км от Москвы. Земли в этой местности были худородные, одиннадцать его крестьянских дворов — бедные, а господский дом представлял собой маленький, плетнёвый, связанный глиною флигелёк из трёх комнат. Из-за оставшихся в селе шести дворов, принадлежащих соседу, практически сразу начались распри , перешедшие в судебную тяжбу [58] [59]. Кроме того, весной 1832 года по вине одного из крестьян в Даровом случился пожар, общие убытки от которого составили около 9 тысяч рублей. Летом 1832 года дети впервые знакомятся с деревенской Россией. Дом Достоевских располагался в большой тенистой липовой роще, примыкавшей к березняку Брыково, «очень густому и с довольно мрачною и дикою местностью». Андрей Михайлович вспоминал, что «лесок Брыково с самого начала очень полюбился брату Феде», а «крестьяне, в особенности женщины, их очень любили». Впечатления от этой поездки впоследствии отразились, в частности, в романах « Бедные люди », « Бесы », а также в « Дневнике писателя » [60] [63]. После возвращения в Москву для Михаила и Фёдора начинаются годы обучения. Изначально отец собирался отдать старших сыновей в « Московский университетский благородный пансион », но передумал из-за преобразования последнего в гимназию, в которой практиковали телесные наказания [64].
Старшие дети занимались с учителями. Закон Божий , русский язык , словесность , арифметику и географию преподавал приходящий дьякон Екатерининского института И. Хинковский [65] [66]. Ежедневно ездили на полупансион к преподавателю Александровского и Екатерининского институтов Н. Драшусову, который учил братьев французскому языку [67] [66]. Там же сыновья Драшусова, Александр и Владимир преподавали математику и словесные науки [68]. Так как у Драшусова не было преподавателя латинского языка, то Михаил Андреевич «купил латинскую грамматику Бантышева», и осенью-зимой «каждый вечер начал заниматься с братьями Михаилом и Фёдором латынью». Михаил позже вспоминал, что «отец, при всей своей доброте, был чрезвычайно взыскателен и нетерпелив, а главное очень вспыльчив» [69]. Став пансионерами, Михаил и Фёдор могли приезжать в Даровое только летом на полтора-два месяца [70]. Согласно проводимой в это время ревизии у Достоевских имелось «около ста крестьян и более пятисот десятин земли» [71].
Фактчек: 13 самых популярных легенд о Достоевском
Интервью с правнуком Ф.М. Достоевского – Дмитрием Достоевским | русский писатель, мыслитель, философ и публицист. |
ДОСТОЕВСКИЙ ФЕДОР МИХАЙЛОВИЧ - Древо | Достоевскому смертную казнь заменили четырехлетней каторгой в Омске, после которой он должен был отправиться на службу обычным солдатом в Семипалатинск. |
ДОСТОЕВСКИЙ ФЕДОР МИХАЙЛОВИЧ
С особой теплотой маленький Достоевский относился к своей няне Алене Фроловне, которая выходила всех детей семейства, привила им любовь к народному творчеству. Впервые на такое особое отношение Достоевского к своим персонажам обратил внимание М. М. Бахтин. В середине 1874 года Достоевский в письме к жене так обозначил идею романа: он – современный отец, а его сын – подросток.
Достоевский Фёдор
Читайте полную биографию писателя Федора Достоевского на нашем сайте. Узнайте, кто были его родителями, за что Достоевский был арестован, все жены, женщины и дети писателя. Фёдор Достоевский — на странице писателя вы найдёте биографию, список книг и экранизаций, интересные факты из жизни, рецензии читателей и цитаты из книг. В январе 1881 Достоевский выступает на заседании совета Славянского благотворительного общества, работает над первым выпуском возобновленного «Дневника писателя», разучивает роль схимника в «Смерти Иоанна Грозного» А. К. Толстого для домашнего спектакля в салоне. значительная личность не только в русской, но и мировой литературе.
Гений и злодеи. Кем был Фёдор Достоевский?
За свою короткую непростую жизнь писатель сумел создать великолепное творческое наследие и повлиять на творчество других литераторов, среди которых были и лауреаты Нобелевской премии. Происхождение и ранние годы Дом, в котором родился Достоевский в Москве Ф. Достоевский появился на свет 11 ноября по старому стилю 30 октября 1821 года в Российской империи Москва. Ранние годы будущего писателя прошли в большой семье дворянского происхождения. Многие исследователи утверждают, что среди предков Достоевского были такие личности, как татарин Аслан—Челеби-мурзы и его сын по прозвищу Широкий Рот, от которого пошел род Ртищевых. Особого внимания заслуживает боярин Данила Ртищев, который получил за службу государю имение «Достоев». Федор родился вторым из семи детей.
Отец — Михаил Андреевич Достоевский, лекарь в больнице для малоимущих людей. Ее не стало, когда Федору было 16 лет. О своей семье потом писатель вспоминал так, что происходил он «из семейства русского и благочестивого». С детства дети были приучены к молитве. В доме соблюдались патриархальные обычаи: весь распорядок дня соотносился с работой отца в больнице. С особой теплотой маленький Достоевский относился к своей няне Алене Фроловне, которая выходила всех детей семейства, привила им любовь к народному творчеству.
Образование Родители Федора стремились дать хорошее образование своим детям. Учили их читать с раннего возраста.
Проблема в другом: необходимо улучшить преподавание литературы в средней школе. Нужно сделать так, чтобы дети не для галочки читали «Преступление и наказание», а приобщались к серьёзной литературе. Думающая молодёжь была, есть и будет. Вопрос лишь в проценте этой молодёжи. Желательно, чтобы он был повыше», — добавил Руткевич.
Читайте также: От Достоевского до QR-кодов на выход из дома Литература без обязаловки Чтобы тиктокеры не уничтожили память о великом писателе, его книги «нужно актуализировать и рассматривать через существующие реалии», отметил политолог Сергей Марков. Он привёл как пример роман «Преступление и наказание», где поднята «актуальная для нашего времени проблема: имеет ли гражданин право убивать человека, которого он считает плохим, бесполезным». Но она, к сожалению, растворяется, разбегается. Нужно концентрировать эту мысль. То же самое касается «Бесов». По сути, это роман об иностранных агентах. Через такую современность и нужно смотреть на Достоевского.
Если этого не делать, то те же самые проблемы, озвученные в «Преступлении и наказании», в «Идиоте», в «Бесах», придут к нам, но уже в западных комиксах. Угроза Достоевскому — западные комиксы и плохое преподавание литературы», — сказал ForPost Марков. Заслуженный учитель России Лев Соболев также считает, что настало время менять методику преподавания литературы в школе. Однако вряд ли эти реформы приведут к желаемому результату, считает он: «Литература — предмет специфический, требующий серьёзных усилий и не имеющий отношения к прагматике. Если ты будешь усиленно заниматься математикой, то у тебя больше шансов поступить в вуз, найти высокооплачиваемую работу.
Отца не стало два года спустя — он скончался в Даровом при не вполне ясных обстоятельствах, не то от апоплексического удара, не то от рук собственных крестьян. После смерти матери братья Михаил и Фёдор отправились в столицу, чтобы готовиться к поступлению в Инженерное училище. Год они занимались в приготовительном пансионе К. Фёдора в 1838 году в училище приняли, а Михаила — нет, и братьям пришлось расстаться. Сохранилась их живая переписка того времени, из которой ясно, что оба нисколько не вдохновлялись математикой и инженерными науками, а грезили исключительно литературой. Тем не менее, Фёдор в 1843 году окончил училище и даже поступил в столичную инженерную команду, однако вскоре бросил военную службу и решил целиком посвятить себя русской словесности. Начало писательской деятельности Юношеские литературные опыты, о которых Фёдор Достоевский писал своему брату, не сохранились, однако ясно, что первые произведения Достоевский начал писать ещё во время учёбы в Инженерном училище. После выхода в отставку Достоевский занимался переводами, а в 1845 году завершил свой первый роман «Бедные люди», получивший успех у публики. Достоевский присоединился к кружку В. Белинского, постепенно обрастая литературными знакомствами. Впрочем, все соратники Белинского, да и сам знаменитый критик, не сумели оценить второе произведение начинающего писателя — повесть «Двойник». Достоевский рассорился и с Белинским, и с Некрасовым, и с Тургеневым и покинул общество редакции «Современника». С 1846 года он публиковался в «Отечественных записках» и продолжал расширять круг своих литературных связей — познакомился с И. Гончаровым, присоединился к литературно-философскому кружку Бекетовых и Майковых. Арест и ссылка В середине 1840-х гг. В 1846 году он познакомился с М. Петрашевским, объединившим вокруг себя революционно настроенную молодёжь. В обществе петрашевцев распространялись опальные тексты и обсуждались идеи государственного переворота. В 1849 году деятельность кружка была раскрыта, его участники арестованы, в их числе и Фёдор Достоевский, признанный одним из опаснейших преступников. Как и другие петрашевцы, он провёл 8 месяцев в одиночной камере Петропавловской крепости, а затем выдержал процедуру смертной казни, которую отменили в последний момент. После мучительного ожидания смерти их оповестили о помиловании и замене казни на каторгу. Император Николай I назначил Достоевскому наказание в виде четырёх лет каторжных работ. Годы сибирской ссылки писатель провёл в Омске, где, несмотря на запреты, тайно вёл дневник, известный впоследствии как «Сибирская тетрадь». Каторжный опыт писателя впоследствии лёг в основу «Записок из Мёртвого дома». После четырёх лет в сибирском остроге Достоевский отправился на службу в Семипалатинск. Лишь после смерти императора Николая I писатель, как и другие петрашевцы, был помилован Александром II, но вернуться в Петербург смог только в 1859 году.
С января 1850 г. В 1855 г. Весной 1857 г. Достоевскому было возвращено потомственное дворянство и право печататься. В 1857 г. Исаевой, овдовевшей супруге местного чиновника; согласие на брак с «бывшим каторжником» Исаева дала после длительных колебаний; их союз был несчастлив. В марте 1859 г. Достоевский по прошению вышел в отставку в чине подпоручика и получил разрешение жить в Твери с запретом въезда в обе столицы. В конце года последовало разрешение свободного повсеместного проживания, и в декабре 1859 г. Исаевым переехал в Санкт-Петербург. В этом же году были опубликованы написанные в Сибири повести «Дядюшкин сон» и «Село Степанчиково и его обитатели», проникнутые атмосферой скандалов, мистификаций и разоблачений, которая станет характерной для поздних романов Достоевского. Герой второй из них — лицемерный паразит Фома Опискин, «воплощение гротескного, беспричинного, мелкого и в конце концов безрадостного зла» Д. Святополк-Мирский , — один из самых ярких образов, созданных писателем. Достоевский возлагал на повести большие надежды, полагая, что универсальные характеры и комический элемент «провинциальных» повестей упрочат его литературное имя. Однако критика обошла сибирские произведения молчанием, а Н. Некрасов вынес скандальный приговор: Достоевский «вышел весь», ему больше ничего не написать. Возвращение в столицу, приобщение к культурной жизни, возобновление прежних и установление новых литературных знакомств пробудили в Достоевском интерес к острым общественным дискуссиям, злободневным темам. Елена Самокиш-Судковская. Иллюстрация к роману Фёдора Достоевского «Униженные и оскорблённые». Российская государственная библиотека. Достоевский и его брат Михаил задумали издавать журнал и иметь при нём кружок единомышленников. Журналы «Время» 1861—1863 и «Эпоха» 1864—1865 , сотрудниками которых стали критики Н. Страхов и А. Григорьев , дали трибуну Достоевскому как романисту, публицисту, полемисту. В журнале «Время» был опубликован роман «Униженные и оскорблённые» 1861 , утверждающий отказ от личной гордыни, христианское смирение и самоотречение во имя любви к ближнему. Роман связал раннее творчество Достоевского с сюжетами поздних произведений, а его название стало символом гуманистического таланта писателя. Огромный успех имели «Записки из Мёртвого дома» 1861—1862 , отразившие впечатления Достоевского от четырёхлетнего пребывания на каторге. В воссозданной широкой панораме типов и характеров каторжан преломились размышления писателя о тайнах человеческой души, о присущих ей стремлении к страданию, способности как к глубокому падению, так и к нравственному преображению, о свободе как основе человеческой личности, а также о трагическом отчуждении русского образованного сословия от основной массы народа, его идеалов. Крах социалистических иллюзий, пережитый Достоевским, обострил его восприимчивость к человеческому страданию, усилил напряжённый поиск социальной справедливости. Суть перемен писатель формулировал как возврат к народным истокам, как узнавание русской души. На страницах журнала Достоевский выступил идеологом почвенничества. Скептически относясь к революционным путям преобразования России, он ратовал за мирное сотрудничество власти, интеллигенции, православной церкви и народа, пытался обосновать особый исторический путь развития России, который даст ей шанс избежать революционных потрясений и крайностей капитализма. В «Ряде статей о русской литературе» 1861 Достоевский, полемизируя с революционно-демократической программой Н. Чернышевского и Н. Добролюбова , отстаивал социальную ценность искусства, выступал как против искусства для искусства , так и против утилитаризма в эстетике. В «Зимних заметках о летних впечатлениях» 1863 остро критиковал лицемерие, фальшь и буржуазный порядок Западной Европы, в которой невозможно преобразование общества на братских, христианских началах; осуществить его, считал он, можно лишь в России, где народ, несмотря на вековое рабство, сохранил в душе нравственный идеал. Прелюдией к поздним романам Достоевского стала повесть «Записки из подполья» 1864 , утверждавшая идеи безграничной свободы как высшей ценности человеческой личности и иррациональной, «подпольной» основы сознания. В саморазоблачительных признаниях героя-парадоксалиста, «первого героя-идеолога в творчестве Достоевского» М. Бахтин , сочетавшего в себе черты романтика и циника, психологию социально униженного, бедного чиновника с демонизмом и эгоистическими амбициями «лишнего человека» , выразился протест писателя против разделявшегося социалистами убеждения о возможности познания законов человеческой природы и управления ими. Летом 1862 г. Достоевский впервые отправился в заграничное путешествие, посетил Германию, Францию, Швейцарию, Италию; в Лондоне познакомился с А. В 1863 г. Сусловой, драматические отношения с которой 1861—1866 найдут отражение в его произведениях.
Что запрещал писатель своей жене и кем работал его правнук. 10 любопытных фактов о Достоевском
В связи с романом «Бесы», помню, что мы говорили в девяностых годах о бесах революции, бесах бунта, бесах мятежа. О том, что мы, наконец, от этого избавились, преодолели, наконец, эту бациллу. Мы поняли, что «Бесы» — это история о политическом клейстере, которым хотят помазать революционеров, чтобы они были скреплены одной кровью. Чтобы они составили партийную ячейку, которая затем и вырастет в партию на крови. На крови вырастут все радикальные партии. Но мне никогда не пришло бы в голову, что придет такое время, когда актуальность Достоевского будет обретаться сферах богохуления. Появилась довольно смешная информация о том, будто затевается суд над сказкой о Буратино.
Я сразу почувствовала, что это какая-то подстава, как потом и оказалось. Но — какова тенденция! Какой-то иронический сайт запустил информацию о том, что в Таганроге идет судебный процесс над сказкой «Приключения Буратино», который не тонет в воде, а стало быть, похож на Христа и является на Него пародией. То есть запускается некая информация, как сейчас говорят — фейк. Но люди на него покупаются. Это значит, что такова тенденция: судить и репрессировать литературу.
И вот я думаю, богохульство… Скажем, ранний Достоевский был бунтарь и пошел против правительства, в вольнолюбивый кружок, в «разговорное общество». Но вспомните роман «Подросток». Это уже 1876 год. Один из главных героев — Андрей Петрович Версилов, впадает в бунт и разбивает старинную икону об угол стола. И что с ним делают? На него доносят?
Нет, его жалеют, как сумасшедшего, как несчастного, как жалкого. Его хотят привести в ум и в чувство. То есть предлагается совершенно другое отношение к нарушителю, преступившему правила. Очень не хотелось бы, чтобы в нашей стране богословие любви, которое олицетворяет у Достоевского старец Зосима, мной обожаемый персонаж, я его многие проповеди знаю наизусть, уступило место богословию ненависти, которое воплощает старец Ферапонт. Мне очень жаль, если это два направления русского православия никогда не смогут найти общий язык. Именем Достоевского Сегодня многие публицисты, и церковные, и не церковные, на каждом шагу клянутся именем Достоевского.
Достоевский — словно скрижаль. Вот скажешь: «Достоевский — наше все», и, кажется, что ты себя уже заявил как человек, всецело преданный православной культуре, ее правильному направлению. Но мы забываем о том, что «Братья Карамазовы» — вершинный роман мировой и русской литературы — не был с восторгом принят тогдашним духовенством. Старца Зосиму нашли каким-то «не таким», оптинские старцы над ним посмеивались, а замечательный русский философ, умнейший человек Константин Леонтьев, позиционировавший себя тогда, как бы сейчас сказали, православным активистом, осудил Достоевского. Он нашел в нем «розовое» православие, неправильное, неверное. Гениальную «Пушкинскую речь» Леонтьев назвал «космополитической выходкой», ересью.
Давайте к этому вернемся, сегодняшние Ферапонты, давайте возбудим судебный процесс? Если так относиться к территории искусства, к территории литературы, мы лишимся половины, если не больше, наших великих классиков. У нас полностью уйдет М. Горький, уйдет Александр Блок, разумеется, вся атеистическая советская литература, и многое, многое другое. Уже вытесняют «Сказку о попе и его работнике Балде» Пушкина версией Жуковского о купце-остолопе. Надо остановиться, надо понять, где территория веры, и где территория культуры.
Не оскорбляйте чувств! Сейчас много говорят об оскорблении чувств верующих. Мое чувство, человека православного, и в то же время литературоцентричного, глубоко оскорбляет подход с топором к искусству, с секирой и с кулаком. И меня, как православного человека, оскорбляет пьяный поп на «Мерседесе», который отказывается от теста на выявление алкоголя в крови. И потом почему-то видеоматериалы об этом исчезают, их пожирает какой-то вирус. Я знаю название этого вируса, он к православию не имеет никакого отношения.
У нас почему-то сегодня общество разделилось на православных верующих и на, так скажем, остальных. В православии Достоевского сомневаться не приходится. Но он был великий гражданин, в нем жило колоссальное гражданское чувство справедливости. Он посещал судебные процессы, вступался за неправедно осужденных. Почему наши православные люди, у которых чувства оскорблены посягательством на священные символы такое посягательство, безусловно, безобразно , не имеют гражданских чувств? Почему они забывают, что они еще и граждане России, которых так же, как и других, как и, допустим, неверующих, как и людей других вероисповеданий, должна возмущать и социальная несправедливость, гражданская несправедливость, неправедные суды.
В Интернете уже появилась рубрика «новости неправосудия». Люди возмущаются: «Ну как же так, насильнику, изнасиловавшему девочку, дают лишь год или месяц заключения…» Достоевский как-то умел в себе сочетать и православные чувства, и чувства гражданские. И одно другому совсем не мешало, гармонировало, органично сочеталось в писателе. Почему у нас это как-то разделено? Почему одни люди у нас православные активисты, а другие — гражданские активисты? Моя мечта, мое сердечное упование — чтобы эти два направления активизма сошлись в едином сердце человека.
И чтобы православное чувство, и гражданское чувство в нем одинаково было живо. Чтобы он понимал неправосудные вещи.
В казино немецкого города Висбадена сохранилась рулетка, на которой играл писатель. В России есть 6 музеев, открытых в его честь. Первый памятник установили в Москве на Цветном бульваре в 1918 году. Район рядом с Сенной площадью в Санкт-Петербурге тесно связан с творчеством писателя. Его называют «зоной Достоевского». На одноименной станции Московского метрополитена воссозданы сцены из романов «Преступление и наказание», «Идиот», «Бесы» и «Братья Карамазовы».
Аллюзии на произведения Фёдора Михайловича есть во многих фильмах американского режиссера Вуди Аллена. Прототипом тщеславного и жеманного писателя Кармазинова в «Бесах» стал литературный враг Иван Тургенев. Помимо этого, Достоевский сыграл в любительской постановке «Ревизора» в пользу Литературного фонда. Критики отмечали, что он очень удачно и с большим комическим талантом передал образ почтмейстера Шпекина. После выхода «Преступления и наказания» студенты Петербурга и других городов разочаровались в своем любимом писателе. Им не понравилось, что их образ получился таким негативным. В 1877 году прорицательница госпожа Фильд точно предсказала Достоевскому великую славу, но и семейное горе — смерть сына Алексея. Роман «Бесы» во Франции считается пророческим.
Писатель будто бы отразил на страницах события 1917 года в стране. Несмотря на то, что Достоевский и Толстой ни разу не виделись лично, и не переписывались, они высоко ценили творчество друг друга. Современники рассказывали, что на похороны Фёдора Михайловича в Санкт-Петербурге пришло около 60 тысяч человек, которые заполнили весь Невский проспект. На его могиле выбита цитата из Евангелия: «Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, падши в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода». Эти же строки были эпиграфом к «Братьям Карамазовым». Произведения Достоевского высоко оценивал основатель психоанализа Зигмунд Фрейд. К слову, «Идиот» в названии романа считается не оскорблением. Имеется ввиду «юродивый и блаженный» человек.
Сыновья преподавателя Драшусова занимались с Михаилом и Федором математикой и словесностью. Позднее в период с 1834 по 1837 годы Федор и Михаил продолжили обучение в столичном пансионе Л. Чермака, который тогда был весьма престижным учебным заведением.
К сожалению, зимой 1835 года, предположительно, у Достоевского случился первый припадок падучей. В 1837 году в семье произошла трагедия: Мария Федоровна Достоевская скончалась от чахотки. Федору в момент смерти матери было всего 16 лет.
Отец хотел, чтобы мальчики впоследствии поступили в Главное инженерное училище. Интересно, что оба старших сына Достоевского на тот момент увлекались литературой и хотели посвятить ей свою жизнь, но отец не воспринимал их увлечение всерьез. Перечить воле отца мальчики не смели.
Федор Михайлович успешно прошел обучение в пансионе, поступил в училище и окончил его, однако все свободное время он посвящал чтению. Произведения всех этих прославленных авторов он предпочитал инженерной науке. В 1838 году Федор Достоевский вместе с приятелями даже организовали в Главном инженерном училище собственный литературный кружок, в который, помимо Федора Михайловича, вошли Григорович, Бекетов, Витковский, Бережецкий.
Уже тогда писатель начал создавать свои первые произведения, но все же не решался окончательно встать на путь литератора. После смерти матери отец уехал в Даровое, где было их имение. Однако долго там не прожил.
В 1839 году Михаил Достоевский скончался при невыясненных обстоятельствах. После выпуска он получил должность инженера-подпоручика в Петербургской инженерной команде, однако продержался на службе недолго. В 1844 году он решил заниматься исключительно литературой и подал в отставку.
Ещё во время учебы в училище Федор Достоевский с 1840 по 1842 год работал над драмами «Мария Стюарт» и «Борис Годунов», отрывки из которых читал брату в 1841 году. К сожалению, эти первые юношеские произведения не сохранились. Однако переводы его не удовлетворяли, он их так и не завершил.
В то же время он одновременно начал работу над собственным романом «Бедные люди». Тогда же Достоевский писал рассказы, потом опять занялся переводами. В 1844 году он окончил перевод на русский язык романа «Евгения Гранде» Бальзака, опубликованного в журнале «Репертуар и пантеон» без указания имени переводчика.
В конце мая 1845 года Достоевский завершил свой первый роман «Бедные люди». При посредничестве Григоровича с рукописью ознакомились Некрасов и Белинский. Достоевский радушно был принят в кружок Белинского и стал знаменитым еще до публикации романа.
Все заговорили о «новом Гоголе». Через много лет Достоевский вспоминал слова Белинского в «Дневнике писателя»: «Вам правда открыта и возвещена как художнику, досталась как дар, цените же ваш дар и оставайтесь верным и будете великим писателем!.. По словам Григоровича, восторженное признание и возведение Достоевского «чуть ли не на степень гения» сменилось разочарованием и недовольством.
Белинский изменил своё первое благоприятное отношение к начинающему писателю. Критики «натуральной школы» писали о Достоевском как о новоявленном и непризнанном гении с сарказмом. Белинский не смог оценить новаторство «Двойника».
Кроме «неистового Виссариона», положительную оценку первым двум произведениям Достоевского дал только начинающий и многообещающий критик Майков. Близкие отношения Достоевского с кружком Белинского закончились разрывом после стычки с Иваном Тургеневым в конце 1846 года. В то же время Достоевский окончательно рассорился с редакцией «Современника» в лице Некрасова и стал публиковаться в «Отечественных записках».
Нужно сделать так, чтобы дети не для галочки читали «Преступление и наказание», а приобщались к серьёзной литературе. Думающая молодёжь была, есть и будет. Вопрос лишь в проценте этой молодёжи. Желательно, чтобы он был повыше», — добавил Руткевич. Читайте также: От Достоевского до QR-кодов на выход из дома Литература без обязаловки Чтобы тиктокеры не уничтожили память о великом писателе, его книги «нужно актуализировать и рассматривать через существующие реалии», отметил политолог Сергей Марков. Он привёл как пример роман «Преступление и наказание», где поднята «актуальная для нашего времени проблема: имеет ли гражданин право убивать человека, которого он считает плохим, бесполезным».
Но она, к сожалению, растворяется, разбегается. Нужно концентрировать эту мысль. То же самое касается «Бесов». По сути, это роман об иностранных агентах. Через такую современность и нужно смотреть на Достоевского. Если этого не делать, то те же самые проблемы, озвученные в «Преступлении и наказании», в «Идиоте», в «Бесах», придут к нам, но уже в западных комиксах.
Угроза Достоевскому — западные комиксы и плохое преподавание литературы», — сказал ForPost Марков. Заслуженный учитель России Лев Соболев также считает, что настало время менять методику преподавания литературы в школе. Однако вряд ли эти реформы приведут к желаемому результату, считает он: «Литература — предмет специфический, требующий серьёзных усилий и не имеющий отношения к прагматике. Если ты будешь усиленно заниматься математикой, то у тебя больше шансов поступить в вуз, найти высокооплачиваемую работу. От того, что ты будешь знать все романы Достоевского, в твоей жизни, скорее всего, ничего не изменится.
Читайте также:
- Ссылка Достоевского
- Гений и злодеи. Кем был Фёдор Достоевский?
- Возвышение Москвы. От Невского до Донского
- Маленький Достоевский: 9 интересных фактов из детства писателя - Православный журнал «Фома»
Детство и семья
- Достоевский Федор Михайлович - Русский Писатель - Биография
- Ссылка Достоевского
- Фактчек: 13 самых популярных легенд о Достоевском
- Гений и злодеи. Кем был Фёдор Достоевский?
- Другие сюжеты
Гений и злодеи. Кем был Фёдор Достоевский?
Серия Факты и один вопрос Факты и один вопрос. Современные, самые влиятельные деятели искусства и науки публично признают своё обожание творчества Фёдора Михайловича. Достоевский, по собственному признанию, всю жизнь занимался «тайной человека» — исследовал душевную жизнь. Писатель родился в Мариинской больнице для бедных. В «Книге для записи рождений…» церкви Петра и Павла при больнице осталась запись: «Родился младенец, в доме больницы бедных, у штаб-лекаря Михаила Андреича Достоевского». Азартный человек. Игры на деньги сопровождали писателя почти в течении всей жизни.
Фёдор постоянно находил утешения всем невзгодам в азартных играх, а именно в рулетке. Однажды на отдыхе в Баден-Бадене Достоевский проиграл так много, что забрал у своей подруги все наличные, за что ему было очень стыдно. Ради выплаты долгов Достоевский подписал договор с издательством на написание книги «Игрок» за 26 дней. Однажды, когда у Достоевского не шло с написанием романа, его жена отдала ему почти последние деньги 120 талеров. Она знала, что он проиграет, но это прибавит ему энергии для написания нового произведения. Достоевский проиграл 180, но написал жене: «Надо мной великое дело совершилось, исчезла гнусная фантазия, мучившая меня почти 10 лет.
Десять лет или, лучше, с смерти брата, когда я был вдруг подавлен долгами я все мечтал выиграть. Мечтал серьезно, страстно. Теперь же все кончено!
Также были попытки подготовки государственного переворота в Российской Империи. За участие в кружке «петрашевцев» в 1849 году Достоевского приговорили к расстрелу, но в последний момент заменили казнь восьмилетней каторгой в Сибири. Каторга рассматривалась как помилование. Из ссылки с эпилепсией и женой Ссылку Достоевский провел в Омске и в Семипалатинске.
Из ссылки Федор Михайлович вернулся с «падучей болезнью» эпилепсия и с женой, в ссылке он сочетался браком с вдовой чиновника Марии Исаевой. Их союз продлится до 1867 года и прервется из-за отвращения Исаевой к эпилептическим припадкам супруга и его рукоприкладства по отношению к ней. Путь к Богу После окончательного помилования и разрешения опубликовывать свои литературные труды Федор Михайлович стал очень набожным и верующим человеком. По свидетельству современников Достоевский приобщился к религии еще будучи под арестом в ожидании суда в равелине Петропавловской крепости. К тому же ссыльным на каторге разрешалось читать только Евангелие. Единственным идеалом на всю оставшуюся жизнь для него стал Иисус Христос. Вместо лечения — рулетка В 1862 году Достоевский уже в ранге известного и успешного русского писателя выехал на лечение в Европу.
Но вместо лечения он на курорте Баден-Баден увлекся разорительной игрой на рулетке. Игромания отравила жизнь писателю на девять лет — до 1871 года он периодически выезжал в немецкие город, где спускал деньги в казино. И все эти годы он проигрывался так, что закладывал в ломбард даже свое пальто.
Новые литературные связи позволили ему не пасть духом, но душа Федора Михайловича была истерзана этой историей. А вот знакомство с кружком Михаила Петрашевского сыграло в его судьбе знаковую роль. Среди последователей Михаила Васильевича встречались и скучающие болтуны, и прожектеры, но и радикально настроенные люди. Меры, принятые к петрашевцам, были связаны не с тем, что они читали письмо Белинского к Гоголю, а с их пропагандой свержения строя.
Вряд ли их воспринимали всерьез, но дабы было не повадно, самых активных «дебоширов» в апреле 1849 года арестовали. Попал в их число и Федор Михайлович: Военно-судная комиссия признала его «одним из важнейших преступников» и приговорила к «смертной казни расстрелянием». Бунтарей решили проучить: сымитировав подготовку казни, их затем огорошили прощением. Один из петрашевцев сошел с ума, а Достоевский жил с перенесенным потрясением всю жизнь: это было путешествие в ад. Все дальнейшее было бесконечным исцелением души от боли, грехов, тьмы и соблазнов — он помнил лес в Даровом и мечтал увидеть луч солнца... Этот «лес» был и на каторге... Но все — рядом: там же он полюбил замужнюю даму, Марию Исаеву, позже овдовевшую, ставшую его первой женой, но не принесшую счастья.
А потом началось его возвращение к себе и успеху. Из всей этой истории Достоевский, «искатель правды в человеке», вышел глубоко религиозным человеком, лучом солнца для которого будет Иисус Христос. Вернувшись с каторги, он грезил повторением литературного успеха. Александр Герцен назовет Достоевского русским Данте, спустившимся в ад. Не отличаясь богатым языком, он был фантастически психологичен и практически в каждом произведении совершал прогулку в преисподнюю той или иной души. И читатели шли за ним — ужасаясь возможной глубине падения, падая вместе с героями и с мучительной надеждой поднимаясь затем обратно. Уже ощущая болезненную страсть к бильярду, летом 1862 года Достоевский отправился за границу подлечить больные легкие.
Кажущаяся простота выигрыша крупной суммы для покрытия долгов просто лишила его разума. Мелькнул ярким лоскутом обжегший его душу роман с известной прелестницей Аполлинарией Сусловой он опишет это в романе «Игрок» , резанут и заставят кровоточить сердце смерти жены и старшего брата: он возьмет на себя его долги и, чтобы продолжать издание его журнала, положит голову на эшафот долговых расписок. Идеи затем воплощенные в «великом пятикнижии» — «Преступлении и наказании», «Бесах», «Подростке», «Идиоте» и «Братьях Карамазовых» требовали работы, включения, но силы отъедали мысли о бесконечных долгах, и он играл снова и снова, чтобы однажды огромная сумма освободила его от материального порабощения — в пользу духовного. Фото: Public Domain Он даже придумал свою систему выигрышей, но она из раза в раз давала сбой.
Пока он писал пять своих великих романов, его жизнь, наполненная испытаниями и трагическими поворотами, создавала шестой — его биографию.
О ключевых фактах пути Достоевского — в материале «Правмира». Достоевский — москвич Писатель, породивший феномен «Петербург Достоевского», не был петербуржцем по месту рождения. Как ни странно звучит само это словосочетание, Достоевский — москвич. Родился он 30 октября 11 ноября 1821 года в первопрестольной, в семье Михаила Андреевича Достоевского и Марии Федоровны Нечаевой. Отец принадлежал к древнему роду шляхтичей.
В начале XVI века боярину Даниле Ивановичу Иртищеву, от которого, по мнению исследователей, берет свое начало род Достоевских, было пожаловано имение «Достоев» в Пинском уезде. Считается, что слово «достоево» произошло от польского «dostoinik» — сановник, приближенный государя. Мама писателя, Мария Федоровна, принадлежала к купеческому роду. Ее отец — купец 3-й гильдии — торговал в суконном ряду. С тех пор как я себя помню, я помню любовь ко мне родителей…» — вспоминал спустя полвека Федор Михайлович.
Родился в больнице для неимущих Точное место рождения Достоевского — знаменитая Мариинская больница для неимущих на Божедомке. Сейчас эта улица в районе Марьина роща носит название в честь самого писателя — Достоевская. Фасад бывшей Мариинской больницы и памятник Ф. Фото: Семен Звонарев, 1989 г. В этой больнице работал отец будущего классика русской литературы, штаб-лекарь Михаил Достоевский.
Она была одной из первых бесплатных клиник в стране. Был третьим ребенком в многодетной семье Семья Достоевских была многодетной. Отношения с семьей и внутри нее довольно серьезно отразились на характере Федора Михайловича и, по мнению ряда исследователей, на физическом здоровье писателя. Например, считается, что его мать больше любила старшего Михаила — «видимым» проявлением чего стали болезни горла и груди Федора. Мать Достоевского и Александр Пушкин умерли с разницей в месяц В юности на Достоевского огромное впечатление произвели две смерти — матери и Пушкина, которые случились с разницей в месяц: 29 января 10 февраля 1837 года погиб поэт, а 27 февраля скончалась Мария Федоровна от туберкулеза.
Спустя два года, в июне 1839 года, Федор Достоевский, студент Петербургского Главного инженерного училища, получил известие о скоропостижной смерти отца. Так семнадцатилетний юноша остался сиротой. Моглила М. Достоевской на бывшем Лазаревском кладбище в Москве. Фото: А.
Лебедев, 1934 г. ГМИРЛ им. Даля Михаил Алексеевич умер от апоплексического удара, спровоцированного, по одной из версий, конфликтом с крепостными крестьянами, которых он-де оскорбил в пьяном виде а в пьянство он впал по причине потери жены. У этой версии есть противники, но в любом случае уход отца стал еще одним неожиданным ударом для Федора. Некоторые называют это событие прямой причиной развившейся у писателя эпилепсии.
Окончил инженерное училище — по настоянию отца Техническое образование совсем не соответствовало внутреннему устроению юноши, любившего литературу и вообще склонного к постоянной рефлексии. Все свое свободное от занятий время Достоевский уделял чтению. Почти всего Пушкина будущий писатель знал наизусть. Ночи юный Достоевский проводил за первой пробой своего пера. Достоевский справа с этнографом Чоканом Валихановым.
Фото: wikimedia commons Закончив учебное заведение, Федор Михайлович немного проработал по специальности, но вскоре вышел в отставку и больше никогда не возвращался к инженерному делу. Был помилован на эшафоте За участие в кружке петрашевцев Достоевский был приговорен к смертной казни. Руководитель кружка Михаил Буташевич-Петрашевский обвинялся в «замысле на ниспровержение государственного устройства». Достоевский — «в распространении копии письма Белинского к Гоголю», где критик, «разбирая положение России и народа, сперва говорил о православной религии в неприличных и дерзких выражениях, а потом о судопроизводстве, законе и властях». Смертный приговор был вынесен двадцати одному участнику кружка.
Несмотря на то, что было готово императорское помилование, власти приняли решение провести показательную акцию: осужденных привезли на площадь, где их стали готовить к расстрелу… «Казнь петрашевцев на Семеновском плацу». Рисунок: Б.