Главная Новости Митрополит Леонид: ядро Африканского экзархата будет коваться в Москве.
Поддержать канал
- Поддержать канал
- Патриарх запретил в служении протоиерея, который «препятствовал» перенесению «Троицы» в храм
- Горбачева могли наказать за гласность
- Митрополит Леонид освобожден от должности Патриаршего экзарха Африки | Правмир
Синод РПЦ освободил митрополита Леонида от управления епархией в Армении
Пребывание владыки Леонида на Владикавказской кафедре было насыщено знаковыми событиями и годы его архипастырского служения уже называют периодом «возрождения. Владыка отметил, что существует закономерность между радушием встречи нового Владыки в Искитиме и соответственно встречи епископа Луки на Бердянской кафедре. от временного управления. Патриарший экзарх Африки, митрополит Леонид, прокомментировал решения Болгарского Синода в своем телеграм-канале. Ранее, согласно сообщениям в Telegram-канале митрополита Леонида, после встречи.
митрополит Леонид (Горбачев)
Легенда гласит, что на сайте когда-то публиковались «тайные знания» — информация, которая долгое время была сокрыта, оставаясь лишь достоянием посвящённых. Ознакомившись с этой информацией, вы могли бы соприкоснуться с источником глубокой истины и взглянуть на мир другими глазами. Однако в настоящее время, общеизвестно, что это только миф.
Постановили: преосвященного митрополита Клинского Леонида освободить от временного управления Ереванско-Армянской епархией и почислить на покой. Временное управление Ереванско-Армянской епархией поручить Преосвященному архиепископу Люберецкому и Подольскому Аксию», — говорится в журналах заседания синода, опубликованных на сайте РПЦ. Митрополит Леонид возглавлял Ереванско-Армянскую епархию с момента её создания. Почисление на покой отправка в отставку архиерея в РПЦ обычно происходит по достижении им 75-летнего возраста, как правило, «с благодарностью за понесенные труды».
Священный синод РПЦ ранее назначил епископа Зарайского Константина Островского исполняющим обязанности экзарха вместо митрополита Леонида, который занимал эту должность с момента создания экзархата РПЦ в декабре 2021 года. До этого митрополит Леонид указом Патриарха Московского и всея Руси Кирилла был также освобожден от должности настоятеля патриаршего подворья, храма Всех Святых на Кулишках. После этих событий в Telegram-каналах и социальных сетях стали высказываться различные оценки, в том числе критические мнения в адрес публичной деятельности митрополита Леонида. Прежде всего достаточно заметить, что по решению Синода владыка Леонид освобожден от этой должности с благодарностью за понесенные труды и даже с сохранением за ним временного управления недавно созданной и очень важной для нашей церкви Ереванско-Армянской епархии", - сказал Малер.
Они в свою очередь рассказали архиерею Леониду, что надеются на оживление церковной жизни. Епископ Леонид поклонился памятнику героических воинов спецназа, которые отдали свои жизни, защищая заложников. К приезду нового Управляющего епархией все готово. Владыку встречают дети из православной гимназии три пирога и хлеб соль. Под сводами самого собора молебен в честь восшествия на Аланскую епископскую кафедру. И особая церемония. Архиерей Леонид расписался на антиминсе — это священный плат, который стелят на престол и так проводят Божественные литургии. У епископа репутация трудолюбивого и энергичного человека. Его первые заявления подтверждают ее. Как говорили сами прихожане, «мы смотрим на отца Леонида с надеждой и радостью». Аслан Тедтоев: «От нового владыки Леонида мы ждем большего.
Чем запомнился митрополит Иларион (Алфеев) и как встретили его отставку
Помимо общеканонических тропарей и песнопений о Воскресении Христовом, у каждой народности есть, что сказать по-своему. Это украшает Православие и вносит свою изюминку, этого не надо бояться — это просто нужно правильно корректировать, чтобы не было "перегибов на местах", чтобы все было в рамках канонического поля и во славу Бога. Плюс постоянно приезжают кандидаты в священнослужители в рамках повышения квалификации. За последние полгода я рукоположил 12 человек. Это те, кто уже имеет богословское образование, высшее образование, и готовы были к принятию сана. Они проходили у нас краткосрочные курсы по некоторым дисциплинам и предметам: я рукополагаю их, когда они готовы стать священнослужителями.
Слава Богу, у нас география сейчас по Москве расширяется, и я хотел бы поблагодарить всех наших священников, которые берут на себя это тяжелое бремя, потому что мы понимаем, что на время богослужения приходится менять язык. В тех храмах, которые приглашают наших священников на практику, Литургия совершается либо на английском, либо на французском. Плюс церковнославянский, плюс малагасийский, другие африканские языки. Это интересный опыт, может быть, для наших прихожан в Москве он нов, но никакого антагонизма от них мы не слышали. В частности, в нашем храме Всех святых на Кулишках, где мне сейчас сослужат клирики Африканского экзархата, приход с радушием принял наше духовенство.
Конечно, это расширяет и рамки кругозора, расширяет возможность соприкоснуться с другой языковой культурой в плане богослужения и песнопений — это очень интересный опыт, и я считаю, что он не несет никакой негативной окраски. Конечно же, надо отдать должное и клирикам нашего экзархата, и нашему Миссионерскому отделу, который возглавляет иерей Георгий Максимов: мы занимаемся плотно переводом богослужения на африканские языки. Полный перевод Литургии Иоанна Златоуста у нас уже имеется практически на всех языках, мы выпускаем молитвословы для обычных прихожан, африканцев, для того чтобы они могли спокойно молиться каждый на своем языке. Как бы Вы охарактеризовали это событие? Могло бы оно стать моделью для уврачевания углубляющегося раскола на Украине?
Не знаю, можно ли назвать это моделью. Я считаю, что очень грамотно и своевременно сработали прежде всего эфиопские власти, очень грамотно и своевременно обратился к своей пастве Патриарх Эфиопский Абуна Матфий.
Летом 1871 года во время поездки в Троице-Сергиеву лавру Николай встретил иеромонаха Феофила Успенского , имевшего семинарское образование и опыт миссионерского служения в Америке. Эта встреча помогла Николаю разобраться в себе, а с зимы 1872 года началась его переписка и общение с отцом Феофилом, который для него в течение тех лет был духовным наставником. При переводе отца Феофила в конце 1873 года в Абхазию Николай вновь должен был искать духовного наставника и вспомнил о встрече 22 декабря 1872 года с настоятелем Ново-Иерусалимского монастыря архимандритом Леонидом Кавелиным. С последним с февраля 1874 года началась переписка и духовное общение. Два важных вопроса задавал Николай в письмах к архимандритам Феофилу и Леониду: о целесообразности при его слабом здоровье продолжать обучении в духовной академии и о выборе дальнейшего поприща для служения — быть миссионером.
Небольшая община иночествующих сложилась и проживает при храме во имя сошествия святого Духа на апостолов в селе Кольцово. Село вычеркнуто из списка населённых пунктов, так как постепенно после войны оно опустело. Однако тольяттинские верующие по благословению архиепископа Самарского и Сызранского Сергия ныне митрополит Самарский и Новокуйбышевский в 2006 году построили здесь храм и келейный корпус с трапезной и домовым храмом во имя святителя Николая Чудотворца в память о храме, бывшим в селе до революции. Приход был приписан в разное время к Воскресенскому мужскому монастырю города Тольятти и Богородично-Казанскому мужскому монастырю села Винновка. После образования в июле 2019 года Тольяттинской епархии в августе епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор посетил приход и назначил настоятелем храма клирика Воскресенского мужского монастыря Тольятти иеромонаха Силуяна Старостина. По благословению Правящего архиерея службы ведутся по старому обряду. По материалам сайта Тольяттинской епархии.
Или у нас работает система только в одну сторону? Мне нужно сказать простите, благословите и признаться в том, что я не делал!? Ради чего, точнее кого? Как христианин я свою смиренную позицию обозначил. Кроме того напомню, что ревизионную комиссию прислали спустя 2 ДВА месяца после того, как меня освободили от должности настоятеля. Вы на суде меня ставите в один ряд с архиереями раскольниками, гомосексуалистами, наркодилерами и предателями Родины? За хозвопросы если они есть! Вы серьёзно? А теперь к уважаемым собратьям-архиеереям. В моём лице сейчас рассматривается прецедент и если он будет создан, то следующим может быть каждый из вас». Здесь особенно примечательны три момента. Во-первых, митрополит Леонид обращается уже ко всем архиереям, прямо говоря, что его судьба может постичь и других собратьев-епископов. Во-вторых, он обращает внимание на то, что ревизионная комиссия прибыла проверять передачу дел не сразу, а спустя два месяца после, то есть за это время уже много воды утекло. И, в-третьих, он справедливо обращает внимание на несоразмерность обвинения и наказания, когда его за вероятные хозяйственные нарушения на Подворье ставят в один ряд с «раскольниками, гомосексуалистами, наркодилерами и предателями Родины». Напомним о чём идёт речь. Церковный суд за последние 20 лет рассматривал дела четверых архиереев. Был извергнут из сана ушедший в раскол Диомид Дзюбан , бывший епископ Чукотский. Были запрещены в служении два епископа, фотографии гомосексуальных похождений которых были выложены перед тем в сеть, — Игнатий Бузин , бывший епископ Армавирский и Игнатий Тарасов , бывший епископ Костомукшский, которым суд предписал жить в монастырях. И, наконец, был извергнут из сана бывший епископ Череповецкий Флавиан Митрофанов , на квартире которого ФСБ обнаружила нарколабораторию, которую создал его сексуальный партнёр, скрываясь от правосудия бывший епископ сбежал в Великобританию, гражданство которой он получил, когда служил там по линии ОВЦС. И вот теперь пятый случай, но тут судят не раскольника, не содомита, не наркодиллера, а нарушителя финансово-хозяйственной дисциплины. Поскольку внятного разъяснения, за что митрополит Леонид подвергается столь жёстким прещениям, нет, в православных и околоправославных телеграмм-каналах распространяются самые разные версии. Согласно одной версии, всему виной обострение отношений митрополита Леонида с председателем ОВЦС митрополитом Антонием Севрюком , который весьма близок к Патриарху Кириллу. Вторая версия скорее критична к митрополиту Леониду.
В Искитимской епархии назначен новый Владыка
Отец Леонид (Степан Солдатов), назначенный весной епископом в Аргентину, управляет вверенной ему епархией на расстоянии — из Алапаевска. 1 января 2022 года в Оптиной пустыни состоялась встреча нового наместника обители епископа Можайского Иосифа По решению Священного Синода Русской Православной Ц. Постановили: преосвященного митрополита Клинского Леонида освободить от временного управления Ереванско-Армянской епархией и почислить на покой.
Эксперт назвал причину освобождения митрополита Леонида с должности патриаршего экзарха
Наместник Киево-Печерской лавры с этого дня на свободе. За митрополита канонической Украинской православной церкви внесли залог почти в миллион долларов. Владыка Леонид, митрополит Патриаршего экзархата Африки. О персоне. Должность или род деятельности. митрополит Патриаршего экзархата Африки. Биография Подкасты. «Преосвященного митрополита Клинского Леонида освободить от временного управления Ереванско-Армянской епархией и почислить на покой», − сказано в журнале Синода 129. В должности заместителя председателя отдела внешний церковных связей владыка Архиепископ Аланский и Владикавказский Леонид планирует продолжить укреплять.
Отца Леонида освободили от занимаемых должностей за то, что вступился за «Троицу»
При этом экзарх всегда вносит что-то личное, активно защищает и церковь, и свое дело от нападок извне. Это ярко проявилось и в ходе противостояния владыки со старейшинами в Северной Осетии, и в полемике с самим александрийским патриархом. С той же энергией Леонид защищал семинаристов из Африки, которых не пускали на таможне, что, конечно, сформировало имидж Леонида как человека, который решает любые вопросы». Заслугой Леонида является предварительный итог миссии в Африке. Все-таки 215 приходов и более сотни священников в разных странах континента — это удивительный результат. Количество реальных общин может быть меньше, но отчеты о поездках по Африке, собраниях духовенства, группы семинаристов, стажирующихся в России, показывают впечатляющий результат». Лункин уверен: «Снятие митрополита Леонида с должности настоятеля в храме Всех Святых на Кулишках в Москве вряд ли является большим наказанием для экзарха». Он был не так давно включен в клир этого храма. У самого экзарха должны быть собор и канцелярия в Африке. Такие люди, как Леонид, незаменимы, так как они могут сказать и сделать то, что не может себе позволить тот, кто их назначает. Некоторая нестабильность компенсируется зримыми достижениями, а затем и новыми сферами применения этой неисчерпаемой церковной энергии», — заключил собеседник издания.
Есть поговорка: «В чужой монастырь со своим уставом не ходят». Митрополит Леонид нарушил правило, когда архиереи одной епархии не вмешиваются в дела другой. Он же проявлял большую активность в вопросах деятельности Западноевропейского экзархата. Это скорее всего было расценено как нарушение правил игры и тех принципов, которые существуют в церкви. Во-вторых, любая институция стремится к определенной умеренности и старается минимизировать крайности. У тех же, кто проявляет любые несогласованные шаги, либо слишком либеральные, либо слишком реакционные, возникают проблемы. В таких институтах публичная активность всегда должна быть согласованной», — считает эксперт. Политолог также отметил, что еще одним поводом для «сигнала» Горбачеву могли стать его сложности с госслужбами. Он как минимум дважды за последний месяц об этом писал.
В этом качестве архиепископ Леонид занялся самым амбициозным и конфликтным проектом РПЦ последних десятилетий — африканским. Африканский экзархат 24 сентября 2021 года решением Священного синода архиепископ Леонид был назначен викарием патриарха Московского и всея Руси с титулом «Клинский», с пребыванием в Москве. Кроме того, ввиду «многочисленных обращений клириков Александрийской Православной Церкви в адрес Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с просьбой о принятии их под омофор Московского Патриархата», ему поручено «по тщательном изучении поступивших обращений представить предложения Священному Синоду». Речь шла о священнослужителях из африканских стран, входивших в юрисдикцию Александрийского патриархата. Также Синод констатировал «невозможность дальнейшего отказа клирикам Александрийской Православной Церкви, которые подавали соответствующие прошения, в принятии их под омофор Московского Патриархата». К началу ХХ века Александрийский патриархат представлял собой маленькую греческую церковь, представленную в основном в Египте, где она уступала по влиянию и численности прихожан Коптской церкви, придерживающейся миафизитского умеренного монофизитского — то есть еретического с точки зрения ортодоксальной церкви учения. В 1926 году александрийским патриархом стал один из самых ярких и противоречивых церковных деятелей ХХ века Мелетий Метаксасис , либерал и сторонник церковных реформ, последовательно занимавший афинскую, константинопольскую и александрийскую кафедры, инициатор перевода греческих церквей на новоюлианский календарь. Из Греции он был изгнан после прихода к власти консервативных монархистов, из Стамбула — вскоре после занятия города войсками Кемаля Ататюрка. Возглавив Александрийский патриархат, Мелетий укрепил за Александрийским патриархатом юрисдикцию надо всей Африкой которая до этого была номинальной , и, объезжая континент, учредил кафедры в Йоханнесбурге, Бенгази, Тунисе, Судане и Эфиопии. Его преемники продолжили этот курс. Африканскую политику Александрийского патриархата активно поддерживал и кипрский архиепископ Макарий III, бывший по совместительству президентом Кипра. Синод РПЦ также постановил образовать Патриарший экзархат Африки в составе Северо-Африканской и Южно-Африканской епархий во главе с архиепископом Леонидом, ставшим одновременно управляющим Северо-Африканской и временно управляющим Южно-Африканской епархиями. Епархиальный архиерей получил титул «Каирский и Северо-Африканский». Епархиальный архиерей получил титул «Йоханнесбургский и Южно-Африканский». На следующий день Александрийский патриархат выразил «глубочайшее сожаление» в связи с решением Московского патриархата о создании собственной структуры в Африке. В интервью агентству ТАСС 31 декабря 2021 года архиепископ Леонид заявил, что после признания ПЦУ патриархом Феодором «нам безразлично, будут ли предприниматься какие-либо действия со стороны Александрийского патриархата», подчеркнув, что «если священноначалие АПЦ признает свою ошибку и принесёт покаяние, мы будем готовы о чём-то говорить. Но принятое решение Священного синода РПЦ о создании экзархата в Африке обратной силы иметь не будет в любом случае». Конфликт обострялся. Синод Александрийского патриархата на заседании 12 января 2022 года принял заявление, в котором осудил учреждение Московским патриархатом своего экзархата в пределах юрисдикции Александрийской церкви, охарактеризовав такое деяние как «безнравственное вторжение Церкви России, осуществленное неканоническими и недостойными методами». В ответном заявлении Священного синода РПЦ от 28 января 2022 года говорилось: «Такое непростое решение, принятое в ситуации признания Александрийским Патриархом украинских раскольников, никоим образом не является выражением притязания на каноническую территорию древней Церкви Александрийской, но преследует единственную цель — дать каноническую защиту тем православным клирикам Африки, кто не желает участвовать в беззаконной легитимизации раскола на Украине». Есть люди, которые смотрят, есть сомневающиеся». По состоянию на июль 2023 года общины экзархата действуют в 25 странах Африканского континента. В Московском патриархате утверждают, что африканские священники недовольны как украинским расколом, так и доминированием греков в структурах Александрийского патриархата — здесь РПЦ вписывается в антиколониальную стилистику внешнеполитического позиционирования российского государства. В Александрийском патриархате обвиняют Москву в переманивании клириков на материальной основе. Владыка Леонид сформировал команду миссионеров, которая стала активно продвигать интересы Московского патриархата в Африке. Миссионерской концепцией стало продвижение аутентичного православия русской традиции с уставными службами более длительными, чем у греков и апелляцией к опыту русского православного благочестия. Такое миссионерство отличается от привычного, так как предусматривает не привлечение неофитов, а конкуренцию разных вариантов православия, борьбу за паству между православными церквями. Председателем миссионерского отдела экзархата стал священник Георгий Максимов, имеющий опыт преподавания в нескольких семинариях и придерживающийся крайне консервативных взглядов, последовательный критик старообрядчества. Он является последователем священника Даниила Сысоева, занимавшегося миссионерской деятельностью среди московских мусульман и убитого радикальным исламистом в 2009 году священноначалие РПЦ крайне осторожно относилось к деятельности отца Даниила из-за его жесткой позиции по отношению к исламу и старообрядчеству. Руководителем миссионерской группы экзархата стал протоиерей Андрей Новиков. Бывший секретарь Одесской епархии, убежденный противник украинской автокефалии в любом виде, он был вынужден покинуть Украину после победы Майдана в 2014 году и вызова на допрос в СБУ. В Москве он стал настоятелем Троицкого храма на Воробьевых горах, активно занимался критикой властей Украины и Константинопольского патриархата. Александрийский патриарх в ответ применил свой титул «Судии Вселенной», который ранее использовался как почетный. В марте 2022 года Синодальный суд Александрийской православной церкви постановил лишить сана протоиерея Андрея Новикова и священника Георгия Максимова за совершение богослужений на канонической территории Александрийского патриархата без благословения Патриарха Феодора II и его епископов, в сослужении с запрещенными священниками, «заговоре», «сговоре» и «введении в соблазн». Оба священника не признали этого решения — как и права александрийского суда их судить. Лишить меня сана может только та Церковь, в которой я несу своё служение. Священный Синод РПЦ поддержал митрополита Леонида, тогда как Священный синод Элладской православной церкви также признавшей Православную церковь Украины согласился с решением Александрийского патриархата.
Мы не знали какой вы человек, каким будете архиереем, но последующие несколько недель буквально все поставили на свои места. Много разного произошло за эти пять лет. Но есть два момента, которые безусловно дали мне понимание того, как дальше нужно себя вести в таких ситуациях: когда вдруг изъявили желание закрыть наши храмы, Вы, волею правящего архиерея, этого не позволили. Благодаря вам, владыка, мы отслужили Пасху и это была удивительная Пасха. И второй момент - это то, как вы защищали наше Православие. Спасибо вам за то, что вы отстояли нас, спасибо, что научили: сейчас не то время, когда нужно молчать. Сейчас то время, когда церковь должна говорить, а наши пастыри должны озвучивать позицию Церкви. Спасибо Вам! Попрощаться с архиереем приехали верующие как Севера так и Юга Осетии. Архиепископ Леонид внес неоценимы вклад в развитие и укрепление духовного православного единства двух республик. Благодаря его личным усилиям, при финансовой поддержке Фонда Андрея Первозванного, был решен вопрос о строительстве в столице Республики Южная Осетия городе Цхинвал храма Пресвятой Троицы, который сегодня является одним из главных украшений югоосетинской столицы. За пять лет служения на аланской земле, владыка Леонид стал для осетинского народа не просто родным, но близким по духу «воином христовым». Архипастырем, который запомнится пастве стойкостью, мудростью, непоколебимой верой. Декан исторического факультета СОГУ Залина Плиева, отмечает, что все время пребывания на Владикавказской кафедре, владыка оказывал огромную поддержку и помощь научному сообществу республики: «Сегодня день для нас грустный, потому что мы прощаемся с владыкой Леонидом, но вместе с тем, это тот день, когда мы можем подвести итог. На все чаяния своей паствы, которая имеет отношение к науке, образованию, владыка Леонид всегда отвечал с готовностью и есть очень значимые результаты: во-первых, продолжали существовать, благодаря ему, Свято-Георгиевские чтения. Которые всегда проходили и проходят и будем надеяться будут проходить на базе СОГУ. Благодаря владыки во многом решен вопрос с наследим Пчелиной, исследовательницы Кавказа. И очень многие ответы на загадки истории мы ждем как раз из того наследия, которое получит ученое сообщество Алании.
Строгий, но в то же время заботливый инспектор заменил многим семинаристам отца больше половины мальчишек тогда росло без отцов — ему досталось самое «военное» поколение. Часто он подкидывал ребятам деньги, покупал угощения. Но чем выше он ценил человека, тем строже к нему относился и тем ближе сходился с ним. Однажды митрополита Леонида тогда еще в сане архимандрита пригласил на обед в патриаршую резиденцию патриарх Алексий I. Обстановка была домашней, и патриарх заинтересовался фамилией архимандрита: «Поляков? Во время блокады начальник госпиталя, Лев Львович Поляков, спас меня от голодной смерти, передавая мне часть своего пайка. Только жаль, что я его никогда не видел… Он случайно не ваш родственник? Через несколько недель архимандрита рукоположили в епископы и направили в Курскую епархию. В 1962—м он вернулся в Москву и был назначен председателем хозяйственного управления патриархии и настоятелем Елоховского Богоявленского патриаршего собора. Но время было советское — инициативный епископ, говорящий блестящие проповеди и умеющий привлекать молодежь, был сразу же взят на заметку властями, и через год его выслали из Москвы. За три года владыка сменил три кафедры. Он был архиепископом Ярославским и Ростовским, Пермским и Соликамским, а также временно управляющим Свердловской и Челябинской епархиями. Одновременно владыка Леонид продолжал заниматься научной деятельностью и был избран почетным членом Московской духовной академии. В списке его церковных наград были ордена от Александрийской патриархии, Пражской и Чехословатской митрополий.
Владыка Леонид покидает Аланскую епархию
Новый наместник обители перед началом всенощного бдения обратился к насельникам с приветственным словом, в котором рассказал о своем монашеском пути и выразил надежду, что братия обители будет поддерживать его и помогать ему. Владыка также пожелал продолжать сохранять благочестивые традиции, положенные Оптинскими старцами и его предшественниками. Затем епископ Иосиф совершил первое всенощное бдение в должности наместника монастыря в Казанском храме Оптиной пустыни в сослужении архимандрита Илии Ноздрина и братии обители в священном сане.
Не будет "котиков" для хорошего настроения. Начнём с серьёзного и положительного. Есть женщины в русских селеньях С спокойною важностью лиц, С красивою силой в движеньях, С походкой, со взглядом цариц... Некрасов Почему с утра пришло желание перечитать классика русской литературы?
Лункин уверен: «Снятие митрополита Леонида с должности настоятеля в храме Всех Святых на Кулишках в Москве вряд ли является большим наказанием для экзарха». Он был не так давно включен в клир этого храма. У самого экзарха должны быть собор и канцелярия в Африке. Такие люди, как Леонид, незаменимы, так как они могут сказать и сделать то, что не может себе позволить тот, кто их назначает. Некоторая нестабильность компенсируется зримыми достижениями, а затем и новыми сферами применения этой неисчерпаемой церковной энергии», — заключил собеседник издания. Есть поговорка: «В чужой монастырь со своим уставом не ходят». Митрополит Леонид нарушил правило, когда архиереи одной епархии не вмешиваются в дела другой.
Он же проявлял большую активность в вопросах деятельности Западноевропейского экзархата. Это скорее всего было расценено как нарушение правил игры и тех принципов, которые существуют в церкви. Во-вторых, любая институция стремится к определенной умеренности и старается минимизировать крайности. У тех же, кто проявляет любые несогласованные шаги, либо слишком либеральные, либо слишком реакционные, возникают проблемы. В таких институтах публичная активность всегда должна быть согласованной», — считает эксперт. Политолог также отметил, что еще одним поводом для «сигнала» Горбачеву могли стать его сложности с госслужбами. Он как минимум дважды за последний месяц об этом писал.
А потом его активность резко снизилась. Это указывает на то, что у него возникли проблемы. Сегодня в церкви часто говорят о симфонии с государством, подразумевая под этим конструктивное сотрудничество без скандальных ситуаций. И даже когда они возникают, о них стараются не говорить, и все конфликты решают тихо. Митрополит Леонид вынес их на публичное обсуждение, что также могло не понравиться», — полагает Макаркин. Здесь есть два момента.
Были запрещены в служении два епископа, фотографии гомосексуальных похождений которых были выложены перед тем в сеть, — Игнатий Бузин , бывший епископ Армавирский и Игнатий Тарасов , бывший епископ Костомукшский, которым суд предписал жить в монастырях. И, наконец, был извергнут из сана бывший епископ Череповецкий Флавиан Митрофанов , на квартире которого ФСБ обнаружила нарколабораторию, которую создал его сексуальный партнёр, скрываясь от правосудия бывший епископ сбежал в Великобританию, гражданство которой он получил, когда служил там по линии ОВЦС. И вот теперь пятый случай, но тут судят не раскольника, не содомита, не наркодиллера, а нарушителя финансово-хозяйственной дисциплины.
Поскольку внятного разъяснения, за что митрополит Леонид подвергается столь жёстким прещениям, нет, в православных и околоправославных телеграмм-каналах распространяются самые разные версии. Согласно одной версии, всему виной обострение отношений митрополита Леонида с председателем ОВЦС митрополитом Антонием Севрюком , который весьма близок к Патриарху Кириллу. Вторая версия скорее критична к митрополиту Леониду. Сторонники её утверждают, что он перестал бывать в Африке, где ему надлежало трудиться. Жил большей частью в Москве на Подворье, прикрываясь тем, что ему нужно ухаживать за больной матерью. При этом начал активничать в телеграмме, где писал о всякой всячине, чем создавал впечатление, что он ищет дешёвой популярности в обществе, появлялся на светских тусовках, активно раздавал интервью. Снятие с должности настоятеля Подворья в Москве его, мол, не вразумило, в Африку он не поехал, продолжая жить в столице. Это соответствующим образом преподнесли Патриарху и на ближайшем Синоде его сняли с должности Экзарха. Он оскорбился и вместо того, чтобы поехать к месту служения в Ереван, продолжал оставаться в Москве, да еще и начал намекать на какие-то разоблачения в телеграмме.
И вот печальный, но закономерный финал. Третья версия гласит, что всему виной Ватикан. Якобы митрополит Леонид проявил слишком большое усердие в миссии в Африке и начал вовлекать в состав РПЦ не только клириков Александрийского патриархата, но и тех священников-негров, кто принадлежал к Римо-католической церкви, чем вызвал недовольство не только Александрийского патриарха, но и влиятельных лиц в Ватикане. А к голосу из Ватикана Московская Патриархия очень сильно прислушивается, поскольку надеется через контакты с Ватиканом добиться победы в борьбе против Константинопольского патриархата. Осторожные намёки на месть католиков делал и сам митрополит Леонид. А расправа над митрополитом Леонидом — вовсе не инициатива Патриархии, а настойчивая просьба одной из башен Кремля, которой Патриарх не смог отказать. Как оно было на самом деле, сказать трудно. Возможно, отчасти верны все четыре версии, а может быть есть и какие-то пятая и шестая версии. В условиях отсутствия прямого и ясного разъяснения со стороны Патриархии журналистам и экспертам приходится только гадать о подоплёке происходящих вокруг митрополита Леонида прискорбных событий, которые, к сожалению, подрывают авторитет Церкви в обществе.
Редакция Русской народной линии.