На этот раз новую интерпретацию получила история “Кощей Бессмертный”.
Бессмертие Кощея в поп-культуре: бандит, похититель невест или тьма во плоти
Буквально в один день мне попались два совершенно разных фильма, в кторых речь шла об одной и той же сказке о Кощее Бессмертным, точнее о том его фрагменте, когда нужно было найти его смерть в сундуке и так далее. Бессмертный злодей Кощей крадет Марью-царевну и заточает ее в подземелье, пока она не даст согласие выйти за него замуж. Кощей — антагонист многих русских сказок и весьма загадочный персонаж. В анимационном фильме пойдет речь об одном из самых загадочных персонажей русских сказок – Кощее Бессмертном.
Кощей Бессмертный
Об этом сообщил ТАСС. В этой живой, оригинальной истории зритель сможет по — новому взглянуть на этого извечного антигероя, который предстанет в совершенно ином для себя, лиричном свете Сказку адаптируют к сегодняшнему дню и современной эстетике, иными словами осовременят.
Помощь [ показать ] Поиск по определенным полям Чтобы сузить результаты поисковой выдачи, можно уточнить запрос, указав поля, по которым производить поиск. Список полей представлен выше. Например: author:иванов Можно искать по нескольким полям одновременно: author:иванов title:исследование По умолчанию используется оператор AND. Оператор AND означает, что документ должен соответствовать всем элементам в группе: исследование разработка оператор OR означает, что документ должен соответствовать одному из значений в группе: исследование OR разработка оператор NOT исключает документы, содержащие данный элемент: исследование NOT разработка author:иванов NOT title:разработка Тип поиска При написании запроса можно указывать способ, по которому фраза будет искаться.
Поддерживается четыре метода: поиск с учетом морфологии, без морфологии, поиск префикса, поиск фразы.
Яга не побеждает его, а лишь подсказывает героям, что Кощея может погубить. Сам же герой выглядит потрясающе: этакий скелет в богатом облачении, укравший в свои владения невесту-красавицу. Он сжигает деревни, летает чёрным вихрем в сопровождении демонических всадников, при этом бережно относится к украденной им самим Марье Моревне. Смерть происходит оттого, что дух-похититель возлюбил живого и унёс его в царство мёртвых для брака». Хотя Пропп говорит о змее, описание также подходит и Кощею. Герои взаимозаменяемы в сказках: полёты обоих вызывают бурные перемены погоды, оба летают и сжигают деревни. Но поп-культура знает и другие роли Кощея.
При этом сам Кощей — положительный герой. Добрый, отзывчивый и мечтающий о потомстве: «Здоровье у Кощея железное, да житьё бесполезное». Хороша ли такая трактовка? С другой, если разобраться в системе архаичных обрядов, Кощей сам по себе не был злом во плоти. Скорее, он выполнял функцию посвятителя в свадебном обряде: похищал невесту в загробное царство, где она переживала символическую смерть перед женитьбой. Но с распространением сказок и мифов о Кощее такая версия стёрлась, уступив место негативному образу демонического существа. Его слуги вырывают страницы из детских сказок, а всех, кто узнал его тайну, Кащей прячет у себя. Сам антагонист не похож на каноничного Кащея: это скорее бандит из девяностых, контролирующий район, воплощение жажды власти и денег.
Довольно странно смотрятся герои сказок в современном мире — но почему-то кинопроизводители безумно любят такие истории. В самом начале он вроде бы противник Ивана, но проходит немного времени, и герой уже становится на сторону добра без обоснований. Пусть внешне он похож на каноничного Кощея — жилистый и старый мужчина, но вот с намерениями и логикой у героя явно беда. Если вы в это верите, не стоит начинать 2021-й в кинотеатре на сиквеле «Последнего богатыря». Иначе ближайшие двенадцать месяцев пройдут нелогично, скучновато и под песню Стаса Михайлова. По инерции он крадёт невесту, но в течение мультфильма превращается из злого чёрта в доблестного рыцаря. Насколько героя смогут раскрыть и доказать зрителю, что такая интерпретация имеет право на существование — узнаем в скором времени.
Получив свободу, Кощей уносит с собой жену героя. В сказках Кощей часто не имеет определённого облика иногда он может описываться как старичок или как карлик с большой бородой — «сам с ноготок, борода с локоток» , зато обладает характерными особенностями: неуязвимостью, огромной силой от его дыхания богатыри разлетаются как комары и волшебными свойствами: он может летать, оборачиваться ветром, вихрем, вороном, его появление сопровождается громом и градом. Он превращает в предметы других персонажей героя в орех или камень, царевну — в змею, целое царство — в камень. Он обладает необычным обонянием, по запаху ощущая присутствие героя, спрятанного в чулане, сундуке, шкафу. Царство Кощея дворец, замок, большой дом, избушка-вертушка расположено далеко за пределами человеческого мира в лесу, на стеклянной горе. Чтобы туда добраться, герой изнашивает железные сапоги и железную шапку. В некоторых сказках упоминаются сокровища, которыми обладает персонаж мешки с золотом и серебром, богатый дом , однако мотив Кощея-скупца, чахнущего над своим богатством, в фольклорных текстах отсутствует и принадлежит литературе «Там царь Кащей над златом чахнет…», поэма «Руслан и Людмила», А. Пушкин , 1820. Из волшебных сказок образ Кощея был заимствован в былины с сюжетом «Муж ищет исчезнувшую или похищенную жену» былины об Иване Годиновиче и Михайле Потыке. В отличие от сказок, где похищенная невеста или жена героя всегда помогает ему победить Кощея, в былинах она поддерживает Кощея и предает героя. В былине «Михайло Потык» Кощей похищает жену богатыря Михаила Потыка Лебедь Белую, которая, желая быть царицей, трижды опаивает своего мужа и превращает его в камень. Герой убивает неверную жену, а сам женится на дочери Кощея. Если в сказках Кощей вредит лично герою, в былинах он олицетворяет враждебную иноплемённую силу, представляющую опасность не только для эпических героев, но и для всего русского государства; он именуется царём Золотой Орды , у него есть войско, с которым он осаждает Киев, требуя отдать ему жену богатыря. Вторичное переосмысление образа Кощея характерно для современных анекдотов, в которых обыгрываются два стереотипных мотива — его эротизм и озабоченность своей смертью например, Кощей не ест яиц, чтобы не умереть от сальмонеллёза. Среди многочисленных интерпретаций образа Кощея нет ни одной бесспорной. В частности, А.
Сказка Кощей Бессмертный
Было похоже. Ему показалось это любо… и вдруг он смял яйцо совсем. Тут я свалился и помер. Ну, это царевичу так показалось. Я бессмертный. Мы понимаем, что вы идете на обман, чтобы сохранить себе жизнь. Но почему вы притворились мертвым? От царевичей да сплетен.
Да, если хочешь ты отнять у меня Василису, так тебе живому не быть, но царицу и третьего сына не трогал.
Ребята готовые всегда работать, идущие навстречу», - поделился режиссер. Спектакль «Как Кощей Бессмертный на Василисе женился» ноябряне увидели 14 февраля. Совпадение с днем всех влюбленных случайное, но приятное событие, говорит режиссер. Для тех, кто не успел купить билет на эту дату, спектакль сыграют 28 февраля. Смотрите полный выпуск Время Ямала. Итоги от 13 февраля.
Например: author:иванов Можно искать по нескольким полям одновременно: author:иванов title:исследование По умолчанию используется оператор AND. Оператор AND означает, что документ должен соответствовать всем элементам в группе: исследование разработка оператор OR означает, что документ должен соответствовать одному из значений в группе: исследование OR разработка оператор NOT исключает документы, содержащие данный элемент: исследование NOT разработка author:иванов NOT title:разработка Тип поиска При написании запроса можно указывать способ, по которому фраза будет искаться. Поддерживается четыре метода: поиск с учетом морфологии, без морфологии, поиск префикса, поиск фразы. По-умолчанию, поиск производится с учетом морфологии. В применении к одному слову для него будет найдено до трёх синонимов.
Это заблуждение, товарищи. Как и то, что Кощей — один-единственный, но об этом позже. Посудите сами: если Кощей — бессмертный, то и никакой смерти у него на конце иглы быть не может. В 90-х годах прошлого столетия известный кощееолог, Клинских Ю.
Знаете ли вы кто такой Кощей Бессмертный?
Мифологический архетип Кощея Сюжет о Кощее Бессмертном восходит к мифологическому мотиву о Змее, хтоническому существу, хранителю Мирового яйца. Выставка «День рождения Кощея» с 26 февраля по 4 марта 2022, Осколищенский сельский библиотечный филиал № 9 в Волоконовском районе — дата и место проведения, описание и программа мероприятия, купить билет. Известная русская народная сказка о Кощее Бессмертном рассказывает нам, что на краю мира на высокой горе стоит дуб, а на дубе том висит хрустальный сундук. Положительный Кащей Отрицательный иван/правда о Кощее Бессмертном. Видео от пользователя. Буквально в один день мне попались два совершенно разных фильма, в кторых речь шла об одной и той же сказке о Кощее Бессмертным, точнее о том его фрагменте, когда нужно было найти его смерть в сундуке и так далее.
День рождения Кощея Бессмертного
В русской сказке о Кощее Бессмертном рассказывается, что жизнь его находится в игле, игла находится в яйце, яйцо — в зайце, заяц – в утке, утка – в сундуке, а сундук где-то подвешен на ветвях дуба, в море-океане. Кощей — антагонист многих русских сказок и весьма загадочный персонаж. Кощей Бессмертный, персонаж восточнославянских волшебных сказок, реже русских былин и их поздних пересказов 17–18 вв., а также современных.
САКРАЛЬНЫЙ СМЫСЛ СКАЗКИ О КОЩЕЕ БЕССМЕРТНОМ
Перед Телепинусом ставят вечнозеленое дерево эя. На дереве эя висит овечья шкура. В овечьей шкуре помещается бараний жир. В нем же, в свой черед, помещаются Богиня-Зерно, Богиня Полей и вино.
В них же, в свой черед,— бык и баран. В них же — долголетье. В них же — потомство, сыновья и дочери.
В них же — зрелость смертных людей, быков и овец. В них же — мужество и могущество. В них же — вечный огонь.
В нем же — весть о мягкошерстных ягнятах. В них же — полное послушание. В нем же — правый кострец.
В нем же — рост, цветение и насыщение соками. И Телепинус вкладывает в руки царя овечью шкуру. И он ему дает все блага!
Кстати, Кощей по-чеченски будет Хожа. В ангольской сказке «Цари животных» угадывается известный всем сюжет русской сказки «Иван-царевич и серый волк»: — Уходи скорее!
Почему жезл надо сломать?
Да по той простой причине, что жезл этот, судя по всему, принадлежал если не самому Кощею, то верховному жрецу его культа. Только уничтожив жезл, можно оборвать нить жизни древнего, но отнюдь не бессмертного демона. Что и проделал Иван в сказке, хотя Кощей был уверен, что тому не дано дойти своим умом до подобных премудростей.
Бессмертный был уверен, что русские люди позабыли, откуда они пришли в леса. Ан нет, не позабыли: вспомнили в нужный момент, и тут Кощею пришел «карачун» — то есть конец. Есть и другое предположение о том, что же представляет собой заветная Кощеева игла.
Бессмертный не вполне живой, но и не совсем мертвый, он находится будто бы на середине пути между тем и этим светом, то есть является практически тем же, что и ходячие мертвецы; их тела были преданы земле, но они поднимаются из могил и привидениями приходят в свой дом, чтобы тревожить родственников. Обезопасить себя от назойливых мертвецов можно было единственным известным способом: в полночь разрыть их могилу, найти невидимую «навью» косточку и уничтожить ее, сломав, а еще вернее было сжечь ее. И тогда мертвец успокаивался, умирал окончательно.
Если иглу, спрятанную в яйце, считать «навьей» косточкой самого Кощея, то понятно, отчего его настигала смерть. Возможно, в древности существовал какой-то ритуал, который обещал человеку обретение бессмертия. Во всяком случае, в раскопанной археологами могиле основателя города Чернигова не забудем, что чернигами называли на Руси служителей Чернобога , князя Черного, найдена изображенная в сказке сцена: смертельная игла в яйце, яйцо — в утке, утка — в зайце, заяц — в заветном ларце.
И здесь мы подходим к пониманию того, чем же, собственно, является бессмертие. Наказание ли это или благо? Сам ритуал обретения бессмертия давно забыт, но сохранился его символ — цветы бессмертники, о которых, вспоминая родное село Антоновку, писал Миролюбов: «В Антоновке принято было сеять на могилках бессмертники, особые шероховатые, сухие на ощупь цветы, желтоватые, красноватые и, кажется, голубоватые, которые можно было сорвать и поставить в стакан с водой, и они могли стоять так месяцами; если же их ставили в вазу без воды, они тоже стояли месяцами.
Жизнь в них, видимо, была, но как бы и не была. Но почему именно их предпочитают крестьяне сеять на кладбище. Старая Трембочка, баба на селе, как бы знахарка, объясняла иначе: «Та те ж цветы цветут в яме!
Они из ямы, и все, кого яма забирает, через те цветы с нами сообщаться могут. Эти цветы меж нами и ими, как черта граница , и мы до них дотрагиваемся здесь, а они — там. Смерть их не берет.
Сорваны они или нет, но жизнь для них, как и смерть — одно и то же. Цветы эти без смерти». Другая баба, жившая у моста через речку Желтые Воды, говорила: «Оттож, коли Бог свет делал, так взял и стал творожить землю, а смерть не хотела.
Тогда Бог сел на коня и стал смерть на бой звать, а она вооружилась всякими ножами, когтями железными, дубинками, ружьем и пошла против Бога. Бой длился целую вечность. То Бог поборяет, а то она, треклятая, и пока Бог бился против смерти, Он творил урывками, то — то, то — другое.
И после Воскресения Христова мы все воскреснем. Нравится нам это или нет — это случится. Что же остается нам? Об этом говорит Господь Иоанну Богослову в момент откровения, когда он являет ему будущее за чертой Воскресения. Будущее человечества. Так вот, там нас подстерегает вторая смерть. Но разделение не души и тела — оно уже преодолено Христом — а разделение человека и Бога в вечности. И вот это уже наша задача — воспитать свое сердце, свою душу, сделать себя способным к общению с Богом. Если мы вспомним последнюю седьмую книгу Джоан Роулинг про Гарри Поттера , то в главе Кингс-Кросс мы обнаруживаем после смерти героев — самого Гарри Поттера, доброго волшебника, и главного злодея Волан-де-Морта.
И вот там, в посмертии, злодей оказывается карликом, который ничего не видит и не слышит. Ему там очень плохо. А Гарри Поттеру хорошо.
Тем более что в сказке Кощей «не царь, не полководец — его государство не упоминается, дворца у него нет; нет ни войска, ни слуг; есть только какое-то жилье, конь, с которым он беседует, и сабля» [12].
Однако нельзя не упомянуть о символике образа коня у славянских народов. Конь связан с солярным божеством, ведь именно лошади везли повозку с небесным светилом по небу. Более того, в верованиях славян конь вообще был небожителем. Например, по древним поверьям, Утренняя Заря Денница ведёт по узды сияющих белых коней, которые символизируют рассветные облака.
Днём кони становятся рыжими, вечером сивыми, и Вечерняя Заря уводит их с небосвода. Приходит вороной конь, который олицетворяет ночь. Млечный путь также называли молоком небесной кобылицы. В славянских сказках конь чаще всего является помощником главного героя, т.
Даже серый волк, второй по частотности помощник героя, выполняет несвойственную ему лошадиную функцию — возит героя на своей спине. Получается, что с помощью коня, помощника солярных богов, Кощея убивают небесные силы. Однако возникает вопрос: зачем высшим солярным силам способствовать гибели божества, хоть и не самого высокого ранга? В славянской мифологии существует описание борьбы Даждьбога и Кощея, при котором Даждьбог добывает Золотое яйцо, в котором заключена смерть Кощея, и убивает своего соперника.
Этим своим действием он нарушает порядок мироздания и вызывает всемирный потоп. Обратим внимание на эту деталь — всемирный потоп. Она пригодится нам немного позже. Аникин, обращаясь к сказке «Марья Моревна», указывает, что герою помогают не только небесные, но и природные силы: его родственники по женской линии, мужья сестёр: орёл, сокол и ворон [1, с.
Как видим, в противостоянии героя и Кощея в сказке «Марья Моревна» словно участвует всё мироздание: человеческие, небесные и природные силы. Интересен также момент «добивания» Кощея Иваном-царевичем: он разводит на его груди огонь, а прах пускает по ветру. С одной стороны, здесь можно наблюдать языческий обряд сожжения мёртвых, посвящения их огню. С другой стороны, Кощей является злым колдуном, соответственно обряд «захоронения» должен был быть особым, иначе, по поверьям, колдун может вернуться.
Например, А. Байбурин пишет о славянском погребальном обряде «порчи» тела колдуна или человека, подозреваемого в колдовстве. Их тела разрубали на части, чтобы прекратить «хождение» [3]. В сказках часто встречается расчленение тела «разрубил на части» , однако это является лишь временной смертью: после определённого обряда собрать все части и окропить мёртвой и живой водой герой воскресает и даже становится сильнее.
Чтобы не допустить воскрешения колдуна, его тело надо разделить на мелкие фрагменты, в нашем случае — распылить. Рассмотрим теперь второй, более частый вариант смерти Кощея. В большинстве сказок2 с небольшими дополнениями встречается такое описание его смерти: «На море на океане есть остров, На том острове дуб стоит, Под дубом сундук зарыт или в дупле , А в сундуке — заяц, В зайце — утка, В утке — яйцо, В яйце — смерть Кощея». Рыбакова, «местонахождение кощеевой смерти соотнесено в сказке с моделью Вселенной — яйцом.
Недаром охранителями этого сокровища являются представители всех сил природы, всех цартсв: вода океан , земля остров , растения дуб , звери заяц , птицы утка » [9]. Это не случайный набор нескольких предметов или животных, «вложенных» друг в друга по принципу матрёшки. Все они несут сакральное значение, важное для древних славян, и связаны с культом смерти. Например, во всех сказках говорится именно о дубе, под которым и зарыт сундук со смертью Кощея.
Это дерево является амбивалентным символом. С одной стороны, это — символ силы, мужества и долголетия. С другой — древние славяне верили, что в огромной кроне дуба, среди листвы, живут души умерших и призраки, что не противоречит фигуре Кощея, как божества, управляющего душами усопших. Более того, Кощею нельзя отказать в силе и долголетии.
Дуб выступает как символ Мирового древа, который отражает трёхуровневый миропорядок: небесные боги — люди - подземные боги. Поэтому сундук со смертью Кощея зарыт под дубом, в его корнях. Либо же сундук висит на цепи, которая, как Мировой змей, обвивает дерево. Заяц является символом демоническим, он связан с нечистой силой, по поверьям, он находится в подчинении у лешего.
У некоторых славян считалось, что в образе зайца появляются ведьмы и колдуны. Толкование символического значения образа утки более обширно. Она является прародительницей мироздания. Существуют различные варианты космогонических мифов, связанных с уткой.
По одному мифу, Утка плавала в мировом океане, нырнула на дно и достала оттуда комочек земли, из которой впоследствии возникла Земля, по другому — пролетая над мировым океаном, Утка обронила яйцо, из которого потом возникла Земля. Утка, как прародительница, создаёт мир, в котором сосуществуют две стороны: добро и зло, изначально живущие в гармонии. Яйцо, в котором находится игла, является символом мироздания. Почти во всех мифологиях в начале всего существует мировое яйцо, из верхней половинки которого получается Небо, из нижней — Земля.
Существует также славянский миф об изначальном яйце, в котором томился родитель богов и всего сущего — Род. Силами любви к Ладе он разрушил свою темницу и создал Мир. Надо заметить, что именно яйцо использовалось в погребально-похоронных обрядах: его, настоящее или глиняное, вместе с покойником клали в гроб, поскольку оно является символом воскрешения, что следует даже из современных христианских обычаев. Яйцо — это символ мироздания, символ новой, готовой начаться жизни: и в значении жизни после смерти, и в плане рождения нового мира.
Не случайно смерть Кощея находится именно в игле. Игла в славянском культе связана с потусторонним миром, она могла быть как инструментом порчи, так и оберегом, т. Игла является контактом с иным миром, так называемой «путеводной нитью». Кротова пишет о карельских сказках, в которых упоминается «сонная иголка».