28 апреля 1994 года Приднестровье и Молдова официально вступили в переговоры. Песков: ситуация в Приднестровье далека от спокойной.
Срочно! В Молдавии четко ответили Киеву на заявление о «захвате» Приднестровья
Приднестровье сегодня — Политолог предрек Молдавии гражданскую войну из-за желания войти в Евросоюз. По ее словам, причиной приднестровского конфликта стали действия России, которая «прислала людей, чтобы воспрепятствовать независимости Молдовы». Более явственно стал ощущаться неповторимый аромат пороха: многие люди считают румынскую военную интервенцию в Молдавию и Приднестровье вполне реальной.
Кишинев не хочет мирного решения приднестровского вопроса
Как будет развиваться ситуация в Приднестровье и к чему приведут обстрелы регионов рядом с Украиной? Риторика официального Кишинева о рисках нового военного конфликта с Приднестровьем развернулась на 180 градусов по сравнению с заявлениями тех же молдавских политиков годичной давности. Более явственно стал ощущаться неповторимый аромат пороха: многие люди считают румынскую военную интервенцию в Молдавию и Приднестровье вполне реальной.
Карабахские уроки для Приднестровья
После этого атаки на некоторое время прекратились. В Минобороны РФ заявили , что Украина готовится к вторжению на территорию республики. Для этого участвующие в постановочном вторжении украинские диверсанты будут переодеты в форму военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации», — говорилось в сообщении ведомства. Украина в свою очередь заявляла об опасности вторжения российских войск с территории Приднестровья.
В результате вторжения ни с одной стороны не произошло, однако в марте того же 2023 года в ПМР заявили о предотвращении покушения на главу республики Вадима Красносельского , якобы организованного Службой безопасности Украины СБУ. Украинское ведомство назвало эти обвинения провокацией. Соответствующую декларацию принял съезд депутатов ПМР.
Как объяснил глава МИД непризнанной республики Виталий Игнатьев в интервью Financial Times , из-за потерь, связанных с экономическим давлением со стороны Кишинева, власти Приднестровья не в состоянии выплачивать зарплаты, пенсии и социальные пособия. Кроме того, по словам дипломата, республика испытывает проблемы с импортом лекарств и медицинского оборудования. В ответ на это глава МВД Молдавии Адриан Ефрос назвал фальшивыми фото- и видеокадры атаки, в результате которой был якобы уничтожен военный вертолет.
Это было частью кампании по дезинформации с целью спровоцировать панические настроения в обществе и нестабильность в регионе», — сказал чиновник.
Целью возможных провокаций ВСУ в Приднестровской Молдавской республике ПМР могут быть расположенные там военные склады с огромным количеством боеприпасов. Украинские и российские эксперты и политики размышляют над тем, к каким последствиям может привести попытка их захвата Такое развитие ситуации выглядит вполне реальным. В Киеве уже и не скрывают агрессивных намерений. Представитель украинского штаба сил обороны «Юг» Наталья Гуменюк в эфире украинского телемарафона 27 февраля подтвердила, что ВСУ сосредотачивают подразделения на границе с ПМР.
Все просто: «Россия провоцирует». Но все понимают, что провокации возможны как раз со стороны киевского режима и его западных кураторов. Ранее председатель движения «Мы вместе с Россией», член главного совета администрации Запорожской области Владимир Рогов сообщил РИА «Новости», что «согласно поступившей оперативной информации, режим Зеленского отдал приказ о переброске войск к границам Приднестровья». По его мнению, планы киевских властей в очередной раз доказывают, что границы спецоперации нужно расширить до Одессы. Самая сложная позиция российских войск сейчас не на Донецком направлении, не на Запорожском направлении, а именно в Приднестровье, считает украинский журналист и общественный деятель Дмитрий Василец.
С одной стороны, Молдавия, куда, по его мнению, в негласном порядке уже зашли румынские войска — «и в районе Приднестровья ведут свою разведывательную и подрывную деятельность». В Киеве признали факт стягивания войск и обосновали это некоей угрозой с этого направления «С другой стороны, натовские войска на территории Украины. Фактически российская группировка войск миротворцев на базах в Приднестровье — они окружены с двух сторон», — констатировал Василец в очередном своем видео.
Вадим Красносельский, глава непризнанной Приднестровской Молдавской республики: «Я глубоко убежден, что через Приднестровье прямой путь к мировой войне. Это, может быть, такие громкие заявления, но тем не менее. Если вмешается Приднестровье, вмешается и Молдавия.
Похоже, вы используете устаревший браузер, для корректной работы скачайте свежую версию 19 июня 2022, 15:05 Статья Приднестровский гамбит. Кому была нужна война на берегах Днестра В непризнанном Приднестровье вспоминают о трагических событиях, которые 30 лет назад произошли в Бендерах. Причины этого конфликта до сих пор не урегулированы, что не позволяет вернуться к доверительному диалогу, а в условиях проводимой Россией спецоперации на Украине старые разногласия могут вспыхнуть с новой силой.
Расколотая страна Прологом к конфликту в Приднестровье стали события 1989 года, когда на волне горбачевской "перестройки" парламент Молдавии утвердил государственным языком молдавский, вернув ему латинскую графику по примеру Румынии. У соседней страны также переняли флаг и гимн. Голосуя за эти решения, депутаты не отреагировали на просьбы узаконить вторым государственным языком русский, на котором говорило более трети населения. Новая власть провела кадровую чистку; депутатов с левого берега Днестра, возражавших против такой политики, демонстранты избили прямо у входа в парламент. Читайте также Президент Молдавии призвала не допустить повторения Бендерской трагедии Лидер Приднестровья в годовщину трагедии в Бендерах заявил о важности миротворцев РФ Глава Приднестровья: примирение с Молдавией невозможно без покаяния за трагедию конфликта В 1990 году правительство объявившей о суверенитете республики возглавил Мирча Друк - лидер Народного фронта, провозгласившего курс на объединение с Румынией. После этого в Кишиневе объявили незаконными последствия пакта Молотова - Риббентропа. Отмену решений Сталина, в результате которых в итоге была образована Молдавская ССР, многие восприняли как намерение объединиться с Румынией, но уже без Приднестровья, которое он включил в состав республики в 1940 году. Вскоре выяснилось, что идея объединения с Румынией не находит поддержки у большинства молдаван. Зная об этих настроениях, власти побоялись проводить референдумы о независимости, языке, других судьбоносных для страны вопросах.
Вместо этого ограничились митингами своих сторонников в Кишиневе, которые назвали "великим национальным собранием". В августе 1990 года напуганные развитием ситуации депутаты из районов компактного проживания гагаузов провозгласили на юге собственную республику - Гагаузию. Через две недели их примеру последовали и приднестровцы. Сделано это было не без поддержки руководства СССР, пытавшегося сдержать развал страны путем создания непризнанных республик. Не лучшим образом отреагировали на это и в Кишиневе, направив на усмирение гагаузов отряды вооруженных добровольцев под руководством Друка. Неизбежное, казалось бы, кровопролитие предотвратили присланные Михаилом Горбачевым внутренние войска.
Эксперт оценил слова Лаврова: для Приднестровья включили режим «разморозки» конфликта
Новости Приднестровья из официальных источников и военкоров. Россия продолжает настаивать на урегулировании конфликта с учетом интересов обеих сторон — и Молдовы, и Приднестровья. Комментарий официального представителя МИД России вой в связи с реакцией молдавской стороны на работу по консульскому обслуживанию российских граждан, проживающих в Приднестровье. Более явственно стал ощущаться неповторимый аромат пороха: многие люди считают румынскую военную интервенцию в Молдавию и Приднестровье вполне реальной. Быть может, следующий конфликт на постсоветском пространстве вспыхнет в отколовшемся от Молдавии непризнанном Приднестровье.
Крутой разворот: Приднестровье может уйти из «русского мира» и попроситься в Евросоюз
Дубоссары не только с севера, но и с юга, пытаясь перерезать и автотрассу Дубоссары - Тирасполь , атаковав позиции дубоссарских ополченцев [80]. В ходе вооружённых столкновений молдавская сторона применила автоматическое и стрелковое оружие, военную технику, артиллерию, в частности, противоградовые установки « Алазань » против плохо вооружённых приднестровских гвардейцев и казаков, состоящих из местных дубоссарских ополченцев, а так же иностранных добровольцев Дубоссары [81]. С 14 марта 1992 года вооружённые силы Молдовы начали генеральное наступление в районе пригородных сёл города Дубоссары. После того, как Молдовой была захвачена российская воинская часть в с.
Кочиеры , на её территории Молдова начала формировать штурмовые подразделения: было несколько попыток Молдовы перейти из села Голерканы по льду Дубоссарского водохранилища в захваченную воинскую часть, но приднестровцы, во главе с директором Дубоссарской ГЭС Сытниковым Антоном Григорьевичем и двумя крановщиками контролировавшие Дубоссарскую ГЭС [82] , спустили часть воды из водохранилища. Бои за Дубоссары. Ситуация в конце весны — первой половине лета[ править править код ] В ходе боёв за Дубоссары в мае 1992 года погибло 39 человек, в том числе из них 24 участника приднестровских вооружённых формирований и 15 мирных жителей — гражданских лиц [83].
Пик противостояния в Дубоссарах пришёлся на вторую половину мая 1992 года. Молдаванам с брошенных военных складов досталось 34 истребителя , 8 вертолётов , 54 БТР , 54 ПТУРС , 144 орудия , 87 миномётов , 27 гранатомётов , 50 пулемётов. Усиленная группировка с 17 по 20 мая произвела более десяти безуспешных атак, а также подвергла Дубоссары интенсивному артиллерийско-миномётному обстрелу [2] В итоге 19 мая пятитысячная толпа жителей г.
Дубоссары овладела частью танков и зенитных установок «Шилка» 14-й армии, возвращавшихся с полигона из с. Афанасьевка, и вывела их на позиции силами дубоссарских трактористов [65]. Военные действия в Дубоссарах прекратились летом 1992 года, после инцидента в Бендерах и начала мирных переговоров.
Основные статьи: Бендеры в Приднестровском конфликте 1990-1992 и Инцидент с молдавским МиГ-29 1992 Когда 15 марта Молдавия объявила о перемирии и потребовала у приднестровских гвардейцев и прочих формирований сложить оружие [65] , руководство ПМР категорически отказалось от таких действий. Президент Приднестровья Игорь Смирнов ввёл чрезвычайное положение [84] , а 17 марта военные действия возобновились, начались артиллерийские обстрелы Дубоссар и Григориополя. Гвардейцы оказали сопротивление, развязался бой.
Под перекрёстный огонь попал автобус с работницами хлопкопрядильной фабрики, одна из женщин была убита, ещё несколько гражданских лиц были ранены. Кроме того, потери понесли полицейские и гвардейцы. На юге Приднестровья, в Слободзейском районе , активизировалась группа «Бужор» Народного Фронта Молдовы во главе с Илие Илашку , совершившая несколько политических убийств местных приднестровских лидеров в том числе депутата Парламента Молдавии — учителя Кицканской школы Николая Остапенко и руководителя Слободзейского поселкового совета народных депутатов С.
В данной ситуации основные силы Республики Молдовы перебрасываются на усиление позиций Республики Молдовы под Дубоссарами на Кочиерском и Кошницком плацдармах на левом берегу Днестра , куда прибыли военная техника, военные специалисты и волонтёры из Румынии.
Накануне Молдавский коммерческий банк, в котором открыты счета ряда предприятий ПМР, заблокировал проведение всех операций, мотивируя это тем, что приднестровские предприятия якобы занимаются отмыванием денег. Всего в молдавских банках обслуживалось более 400 предприятий Приднестровья. В ПМР это обвинение расценили как действие, которое ставит под угрозу наметившийся диалог представителей конфликтующих сторон. Целью такого формата, уже доказавшего свою эффективность, является нахождение приемлемой площадки для переговоров по приднестровской проблеме. Чуть позже эта тема получила развитие в ходе переговоров Д. Козака с премьер-министром РМ М. Но глава молдавского правительства вновь настаивала на том, что руководство республики ни при каких обстоятельствах не согласится на федерализацию страны. В свою очередь, представитель России заверил, что этот вопрос в любом случае не будет решаться без участия молдавских властей16. В противовес России они всецело поддерживают позицию РМ, утверждая, что именно вмешательство РФ в Приднестровский конфликт ведет к невозможности принятия адекватного разрешения - то есть условий Кишинева.
Как и Россия, западные политические структуры изначально пытались участвовать в выработке механизмов прекращения данного противостояния, но шли здесь несколько иными путями. Соединенные Штаты до начала XXI века вообще мало уделяли внимания РМ и Приднестровью, поскольку рассматривали эти образования в качестве так называемых «барьерных государств», которые должны отделить Россию от Европы на западе, от Черноморского бассейна на юге и от Каспийского бассейна на востоке. Соответственно, и Приднестровскому конфликту американские политики уделяли меньше внимания в сравнении с конфликтами на Кавказе - в Абхазии, Южной Осетии и в Нагорном Карабахе. Но ситуация кардинально поменялась после того, как в ходе так называемого «пятого расширения» альянса на саммите НАТО в Стамбуле в марте 2004 года в Организацию была принята Румыния тогда же к альянсу присоединились Болгария, Словакия и Словения, а также и бывшие советские республики Прибалтики 17. Именно тогда - в свете согласия Румынии разместить на своей территории натовские а фактически американские военные базы и системы так называемого ЕвроПРО - Приднестровье стало предметом внимания США. С 1995 года между Молдовой и США установились регулярные двусторонние контакты в военной сфере. Тогда же военные ведомства двух стран подписали «Меморандум о военном сотрудничестве»18. Однако нейтральный статус Молдовы, который провозглашен в ст. Она, в частности, запрещает размещение на территории республики вооруженных сил других государств19. А поскольку Молдова продолжает настаивать на распространении своей юрисдикции на территорию Приднестровья, это положение де-юре распространяется и на проблему разрешения Приднестровского конфликта, на который, с позиции молдавского руководства, распространяется и нейтралитет РМ.
Стратегия Евросоюза Последнее время не менее активно развиваются отношения РМ с Евросоюзом ЕС , и здесь можно выделить несколько ключевых моментов. В 2019 году этой инициативе исполнилось десять лет, ее механизмы были запущены ЕС после его очередного расширения в мае 2004 года. В-третьих, предоставление с апреля 2014 года гражданам РМ, имеющим биометрические паспорта, возможности беспрепятственного въезда в Шенгенскую зону. В-четвертых, начало работы с 2005 года Миссии ЕС по содействию пограничному контролю в Республике Молдова и Украине EUBAM , в задачу которой входит помощь в урегулировании ситуации на общей границе и поддержка конкретных шагов по разрешению конфликта вокруг Приднестровья20. Необходимо отметить, что до 2002 года ЕС непосредственно не был задействован в механизме урегулирования конфликта в Приднестровье. В качестве примера можно сослаться на вступившее в силу в июле 1998 года Соглашение о партнерстве и сотрудничестве, которое было заключено между ЕС и РМ. В этом соглашении приднестровская тема не затрагивалась вовсе, не считая оговорки о поддержке официальным Брюсселем территориальной целостности Молдовы21. Со временем ЕС активизировал свою деятельность на приднестровском направлении. Одним из первых шагов стал запрет с 27 февраля 2003 года поездок представителей приднестровского руководства на территорию государств Евросоюза. В августе 2004 года перечень руководителей ПМР, на которых распространяются подобные санкции, был расширен22.
Сам этот формат себя не оправдал: он не только не решил проблему Приднестровского конфликта, но и, по сути, даже не пытался этого сделать. Что касается программы ЕС «Восточное партнерство», то ее рамки вообще не затрагивали и не затрагивают проблему приднестровского урегулирования. Важно отметить, что активизация деятельности ЕС вокруг проблемы Приднестровья была воспринята руководством России как проявление явного стремления нарушить своеобразный статус-кво в зоне конфликта, втянуть Молдавию и ПМР в зону влияния евроатлантических структур. И ответом на все эти инициативы тогда явился «Меморандум Козака». Но ЕС попытался в этой ситуации использовать события в соседней Украине. Там, как известно, в начале 2005 года к власти пришло новое руководство во главе с Президентом В. Ющенко, которое ориентировалось на евроатлантические структуры. Этот фактор был использован ЕС для усиления экономического и политического давления на Приднестровье. Развернутая в ноябре 2005 года миссия ЕС по приграничной помощи Молдавии и Украине была наделена правом не только посещать любые объекты на украинско-молдавской границе, но и изучать таможенные документы, а также требовать их изменения. Под давлением ЕС с марта 2006 года Украина перестала принимать таможенные декларации ПМР, что фактически парализовало экспорт из Приднестровья.
Итогом всех этих действий стала определенная стагнация в разрешении Приднестровского конфликта, а сама непризнанная республика сделала еще больший крен в сторону России. Одной из попыток ЕС вновь взять под контроль процесс урегулирования конфликта в Приднестровье стала так называемая Мезебергская инициатива, названная так по итогам переговоров в июне 2010 года в немецком городе Мезеберг канцлера ФРГ А. Меркель и Д. Была достигнута договоренность об ускорении разрешения Приднестровского конфликта24 и подписан меморандум, который предусматривал создание Комитета Россия - ЕС. Главным значением Мезебергской инициативы стало возобновление после шестилетнего перерыва переговорного процесса. Однако каких-то видимых подвижек в решении проблемы ПМР и на этот раз достичь не удалось, поскольку слишком очевидными являлись различия в позициях России и ЕС относительно путей урегулирования конфликта. Тем не менее проблема Приднестровья продолжает оставаться в центре внимания ЕС. В ноябре 2018 года делегация Евросоюза во главе с П. Кроме того, обсуждались вопросы взаимодействия ЕС и ПМР в сфере экономического и культурно-гуманитарного сотрудничества.
В ее состав вошли Бендеры, левобережные территории и еще несколько населенных пунктов на правом берегу. Кишинев, естественно, не признал это решение, но с ответными мерами не спешил. Обстановка продолжала накаляться — три местных жителя погибли во время столкновения с молдавским Народным фронтом в Дубоссарах. Противостояние нарастало, в 1992 году начали разворачиваться открытые военные действия. События в Бендерах и стали поворотной точкой, после которой Россия была вынуждена вмешаться в конфликт. В Приднестровье инкогнито приехал генерал Александр Лебедь, позже он возглавил армию, которая перешла к открытой поддержке непризнанной республики. Между Приднестровьем и Молдавией была создана зона безопасности, которую контролировала Российская армия. В 2006 году там прошел референдум, на котором большая часть жителей проголосовала за независимость с последующим присоединением к России.
Продолжение Дрон-камикадзе атаковал воинскую часть в Приднестровье - СМИ 17 марта 2024 20:21 Ранее СМИ сообщили о том, что Приднестровье регион в Восточной Европе, который располагается в пределах границ Молдовы обратилось к России с просьбой о "защите". Участники съезда депутатов в Тирасполе впервые прошедшего за 18 лет заявили об "усилении давления Молдовы". Они также обратились к международным и европейским институтам. Кроме того, реакция Лаврова министр иностранных дел РФ - прим. Поэтому, как и другие эксперты, я тоже ждала, что скажет российский лидер в своем послании народу об этом призыве защитить "сограждан" из самопровозглашенной республики на территории Молдовы, которая, как известно, подала заявку о вступлении в ЕС", - отметила эксперт. Вместе с тем, как заметила политолог, несмотря на резкие высказывания своих подопечных, президент России Владимир Путин в своем послании не упомянул обращение приднестровских депутатов, в котором они просили принять "дипломатические меры защиты".
Кишинев не хочет мирного решения приднестровского вопроса
Отчасти это объяснялось абсолютно различными подходами участников процесса к урегулированию конфликта. С 2011 года начался третий этап урегулирования, который продолжается по настоящее время. Попытка решить на этом этапе приднестровскую проблему была связана со сменой президентов в самой непризнанной республике. В течение 20 лет с декабря 1991 г. Смирнов, в 2011-2016 годах президентом ПМР был Е.
Шевчук, а с 2016-го главой республики является В. Несмотря на различные политические предпочтения, позиция всех трех президентов оставалась неизменной - ПМР является независимым государством, и в этом качестве республика должна быть признана международным сообществом6. Диаметрально противоположный взгляд на данную проблему имеет руководство РМ. Обращает на себя внимание то, что позиция официального Кишинева существенно не изменилась и после избрания в 2016 году Президентом страны социалиста И.
Додона, который неоднократно заявлял, что Приднестровье - неотъемлемая часть РМ, и никак иначе этот вопрос рассматриваться не может. Несмотря на ряд встреч и переговоров, которые в двустороннем формате провели И. Додон и В. Красносельский, эта позиция молдавского руководства остается неизменной7.
Российский фактор процесса Проблемным остается вопрос и о присутствии в широком смысле России в Приднестровье. С определенной долей условности здесь можно выделить несколько сегментов. Во-первых, военное присутствие. Местное население в целом согласно с тем, что Россия продолжает оставаться главным гарантом безопасности в регионе; это присутствие поддерживается и руководством ПМР.
Во-вторых, политическое присутствие. Оно выглядит более проблемным в связи с тем, что не налажен механизм постоянных политических контактов и консультаций между двумя сторонами. Однако это отчасти компенсируется достаточно регулярными переговорами на уровне парламентских делегаций и наличием должности спецпредставителя Президента РФ по торгово-экономическим отношениям с Молдовой с июля 2018 г. Козак , которая появилась взамен упраздненной должности спецпредставителя Президента РФ по Приднестровью.
В-третьих, социально-экономическое присутствие является крайне несбалансированным. Важным шагом, с одной стороны, стало решение о выплате российских пенсий приднестровским пенсионерам, правда не всем, а только гражданам России, постоянно проживающим на территории Приднестровья. Но при этом в Приднестровье практически не реализуются какие бы то ни было серьезные инвестиционные проекты, за исключением деятельности российского инвестора «Интер РАО», который владеет Молдавской ГРЭС, осуществляет поставки электроэнергии главным образом на молдавский рынок, но при этом активно работает и в Приднестровье. В целом же российский бизнес, несмотря на крайне либеральное по отношению к иностранным инвесторам законодательство Приднестровья, не спешит развивать свою активность в этой непризнанной республике.
В-четвертых, гуманитарное сотрудничество достаточно активно развивается, на регулярной основе проводятся конкурсы, олимпиады, научные конференции, семинары и т. Но возникает большой вопрос: достаточно ли этого для маленькой республики, зажатой между ориентирующимися на США и ЕС Молдовой и Украиной? Ведется ли активная работа по линии соответствующих российских ведомств, например Россотрудничества и др.? В-пятых, оставляет желать лучшего институциональное сотрудничество, то есть постоянное взаимодействие российских и приднестровских профильных органов.
В ПМР работают несколько пунктов выездного консульского обслуживания, общественные приемные отдельных депутатов Госдумы, но отсутствуют полноценные консульские учреждения, нет генерального консульства, так и не было создано «Бюро специального представителя Президента России по Приднестровью» о его создании в свое время заявлял Д. Рогозин, занимавший эту должность в 2012-2018 гг. Нет аккредитованных в России специальных центров, которые могли бы контролировать поставки в Россию приднестровской продукции. Все это позволяет сделать вывод, что России необходимо в будущем более детально проработать свою политику по Приднестровью, чтобы избежать подобных пробелов9.
Это еще раз подтверждает тот факт, что большая часть международного сообщества поддерживает позицию Молдавии, о которой уже говорилось выше. Против данной позиции выступает не только Россия, но и МИД ПМР, который сразу же напомнил, что присутствие в зоне конфликта российских миротворцев закреплено соглашением 1992 года10. Правовую базу участия России в урегулировании конфликта в Приднестровье изначально содержало Соглашение о принципах мирного урегулирования вооруженного конфликта в Приднестровском регионе Республики Молдова, которое было подписано 21 июля 1992 года в Москве президентами РФ Б. Ельциным и РМ М.
Главным достижением этого соглашения явились договоренность о прекращении огня в зоне конфликта и обязательство РФ и РМ поддерживать это положение11. Не удалось реализовать, как уже отмечалось выше, и «Меморандум Козака»: с одной стороны, это произошло из-за противодействия Запада, с другой - по причине нежелания властей Молдовы сохранить присутствие в Приднестровье российских миротворцев. Тогда был подготовлен визит В. Путина в Кишинев, но в последний момент, явно поддавшись давлению со стороны Запада, Президент Молдовы В.
Воронин отказался от подписания «Меморандума». Новое пришествие Д. Козака в процесс разрешения данной проблемы состоялось 11 июля 2018 года, когда, согласно Указу Президента РФ, он был назначен специальным представителем президента по развитию торгово-экономических отношений с РМ12, что рассматривалось как возврат к «Меморандуму Козака» 2003 года. Козак действительно развил бурную деятельность.
Так, только в июне 2019 года он дважды посещал столицу Молдовы Кишинев, и его визиты в какой-то мере изменили расклад политических сил в стране. В частности, Д. Козак встретился не только с представителями традиционно считающейся пророссийской Партии социалистов Республики Молдова ПСРМ , лидером которой является Президент страны И.
Такое количество снарядов частично бы утолило снарядный голод ВСУ. Замысел Киева и Кишинева, а точнее, их западных кураторов состоит в том, чтобы вынудить правительство Приднестровья и командование российских миротворцев отдать эти боеприпасы Молдавии, а та передаст их Украине. Именно по этой причине о демилитаризации края заявил Речан, а Украина начала переброску техники в Одесскую область, чтобы убедить Россию и Приднестровье в том, что скоро начнется вторжение. События могут развиваться следующим образом. Украина заявит, что некое село в Одесской области было обстреляно артиллерией с территории Приднестровья. Зеленский обратится к Санду с требованием разрешить ВСУ навести порядок в республике. Санду заявит, что не хочет войны на территории Молдавии и выдвинет Тирасполю ультиматум: разоружение приднестровской армии, вывод российских миротворцев, передача контроля над складами возле Колбасны молдавской армии.
В противном случае Приднестровью придется воевать и с Кишиневом, и с Киевом. Принятие такого ультиматума означает конец Приднестровской республики. Тирасполь его отвергнет. Тогда будет сделано тайное предложение о передаче всех боеприпасов формально Молдавии, но реально Украине, иначе война. Расчет Украины и Молдавии строится на том, что у правительства Приднестровья и российских миротворцев просто не будет другого выхода, кроме как отдать боеприпасы Украине, так как по сравнению с войной на два фронта это представляется меньшим из зол. Второй сценарий предполагает, что Кишинев не будет ввязываться в войну в Приднестровье, но даст карт-бланш Киеву, чтобы в случае победы ВСУ получить регион из рук Зеленского.
Там собран очень мощный ударный прозападный кулак. Сама Санду — это фанатичный сторонник Запада, сторонник западных ценностей. Она по-своему даже аскетична. Для нее очень важно войти в историю в качестве политика, который покончил с российским присутствием в регионе.
Это говорят люди, которые ее лично хорошо знают. Это абсолютно искренний, фанатичный враг России. Как только они сейчас закончат процесс перевооружения, сразу же перейдут к финальной силовой стадии ликвидации Приднестровья. Вокруг Приднестровья создается информационный ажиотаж, предпринимаются усилия, чтобы нанести максимальный экономический, социальный, информационно-психологический ущерб Приднестровью. Это прелюдия уже к каким-то роковым событиям.
По итогам этих встреч решено было создать государственную комиссию по содействию политическому урегулированию проблемы Приднестровья во главе с авторитетным российским политиком академиком Е. Но в итоге проект соглашения, выработанный этой комиссией, из-за его критики как в Молдове, так и ПМР не получил дальнейшего развития.
В 2003 году Россия предложила еще одну модель урегулирования данного конфликта, которую обосновал Д. Козак в связи с этим документ получил название «меморандум Козака» , являющийся ныне заместителем председателя правительства РФ, а в ту пору - бывший заместителем руководителя администрации президента РФ. Главная идея «Меморандума» сводилась к плану создания на территории Молдовы ассиметричной федерации под названием «Федеративная Республика Молдова», в составе которой должны были быть представлены два субъекта федерации - Приднестровье и Гагаузия, что выглядело вполне оправданным5. Этот документ предусматривал нахождение до 2020 года на территории будущей федерации российских миротворцев, что и вызвало наибольшие возражения - этого не хотели ни Запад, ни молдавское руководство. А начавшиеся в Молдове массовые антироссийские выступления окончательно поставили крест на этом проекте, который в итоге так и не был реализован. Не удалось решить приднестровскую проблему и путем создания «Постоянного совещания по политическим вопросам в рамках переговорного процесса по приднестровскому урегулированию». Отчасти это объяснялось абсолютно различными подходами участников процесса к урегулированию конфликта.
С 2011 года начался третий этап урегулирования, который продолжается по настоящее время. Попытка решить на этом этапе приднестровскую проблему была связана со сменой президентов в самой непризнанной республике. В течение 20 лет с декабря 1991 г. Смирнов, в 2011-2016 годах президентом ПМР был Е. Шевчук, а с 2016-го главой республики является В. Несмотря на различные политические предпочтения, позиция всех трех президентов оставалась неизменной - ПМР является независимым государством, и в этом качестве республика должна быть признана международным сообществом6. Диаметрально противоположный взгляд на данную проблему имеет руководство РМ.
Обращает на себя внимание то, что позиция официального Кишинева существенно не изменилась и после избрания в 2016 году Президентом страны социалиста И. Додона, который неоднократно заявлял, что Приднестровье - неотъемлемая часть РМ, и никак иначе этот вопрос рассматриваться не может. Несмотря на ряд встреч и переговоров, которые в двустороннем формате провели И. Додон и В. Красносельский, эта позиция молдавского руководства остается неизменной7. Российский фактор процесса Проблемным остается вопрос и о присутствии в широком смысле России в Приднестровье. С определенной долей условности здесь можно выделить несколько сегментов.
Во-первых, военное присутствие. Местное население в целом согласно с тем, что Россия продолжает оставаться главным гарантом безопасности в регионе; это присутствие поддерживается и руководством ПМР. Во-вторых, политическое присутствие. Оно выглядит более проблемным в связи с тем, что не налажен механизм постоянных политических контактов и консультаций между двумя сторонами. Однако это отчасти компенсируется достаточно регулярными переговорами на уровне парламентских делегаций и наличием должности спецпредставителя Президента РФ по торгово-экономическим отношениям с Молдовой с июля 2018 г. Козак , которая появилась взамен упраздненной должности спецпредставителя Президента РФ по Приднестровью. В-третьих, социально-экономическое присутствие является крайне несбалансированным.
Важным шагом, с одной стороны, стало решение о выплате российских пенсий приднестровским пенсионерам, правда не всем, а только гражданам России, постоянно проживающим на территории Приднестровья. Но при этом в Приднестровье практически не реализуются какие бы то ни было серьезные инвестиционные проекты, за исключением деятельности российского инвестора «Интер РАО», который владеет Молдавской ГРЭС, осуществляет поставки электроэнергии главным образом на молдавский рынок, но при этом активно работает и в Приднестровье. В целом же российский бизнес, несмотря на крайне либеральное по отношению к иностранным инвесторам законодательство Приднестровья, не спешит развивать свою активность в этой непризнанной республике. В-четвертых, гуманитарное сотрудничество достаточно активно развивается, на регулярной основе проводятся конкурсы, олимпиады, научные конференции, семинары и т. Но возникает большой вопрос: достаточно ли этого для маленькой республики, зажатой между ориентирующимися на США и ЕС Молдовой и Украиной? Ведется ли активная работа по линии соответствующих российских ведомств, например Россотрудничества и др.? В-пятых, оставляет желать лучшего институциональное сотрудничество, то есть постоянное взаимодействие российских и приднестровских профильных органов.
В ПМР работают несколько пунктов выездного консульского обслуживания, общественные приемные отдельных депутатов Госдумы, но отсутствуют полноценные консульские учреждения, нет генерального консульства, так и не было создано «Бюро специального представителя Президента России по Приднестровью» о его создании в свое время заявлял Д. Рогозин, занимавший эту должность в 2012-2018 гг. Нет аккредитованных в России специальных центров, которые могли бы контролировать поставки в Россию приднестровской продукции. Все это позволяет сделать вывод, что России необходимо в будущем более детально проработать свою политику по Приднестровью, чтобы избежать подобных пробелов9. Это еще раз подтверждает тот факт, что большая часть международного сообщества поддерживает позицию Молдавии, о которой уже говорилось выше. Против данной позиции выступает не только Россия, но и МИД ПМР, который сразу же напомнил, что присутствие в зоне конфликта российских миротворцев закреплено соглашением 1992 года10. Правовую базу участия России в урегулировании конфликта в Приднестровье изначально содержало Соглашение о принципах мирного урегулирования вооруженного конфликта в Приднестровском регионе Республики Молдова, которое было подписано 21 июля 1992 года в Москве президентами РФ Б.
Ельциным и РМ М. Главным достижением этого соглашения явились договоренность о прекращении огня в зоне конфликта и обязательство РФ и РМ поддерживать это положение11. Не удалось реализовать, как уже отмечалось выше, и «Меморандум Козака»: с одной стороны, это произошло из-за противодействия Запада, с другой - по причине нежелания властей Молдовы сохранить присутствие в Приднестровье российских миротворцев. Тогда был подготовлен визит В.
Наша миссия
Кишинёв отказывается от переговоров по приднестровскому урегулированию, договорённости нарушаются или игнорируются, и переговорный процесс искусственно загнан в стагнацию, отмечалось в заявлении, принятом депутатами Приднестровья всех уровней. Россия не исключает, что Молдавия рассчитывает на военное решение проблемы Приднестровья, хотя такая попытка была бы безрассудной, заявил ранее министр иностранных дел России Сергей Лавров.
Она по-своему даже аскетична. Для нее очень важно войти в историю в качестве политика, который покончил с российским присутствием в регионе. Это говорят люди, которые ее лично хорошо знают. Это абсолютно искренний, фанатичный враг России. Как только они сейчас закончат процесс перевооружения, сразу же перейдут к финальной силовой стадии ликвидации Приднестровья.
Вокруг Приднестровья создается информационный ажиотаж, предпринимаются усилия, чтобы нанести максимальный экономический, социальный, информационно-психологический ущерб Приднестровью. Это прелюдия уже к каким-то роковым событиям. Я поддерживаю то, что озвучили господа Лавров и Додон — да, это обоснованное прогнозирование развития ситуации в регионе. По аналогии с фразой «Карфаген должен быть разрушен» они говорят сегодня: «Приднестровье должно быть разрушено».
Во время службы Василий подал документы на получение гражданства в Донецке, но ответа так и не получил. Контракт закончится 30 апреля, продлить его нет возможности, поскольку батальон расформирован. Срок действия регистрации истекает 15 мая, после этого Василия могут депортировать в Молдову, где он находится в розыске за «наёмничество».
Поэтому да, эта зона может начать расширяться. И в принципе, конечно, подготовить возможность для укрытия населения — это правильный шаг. Опять же, я не понимаю, почему это не было сделано раньше. Я не исключаю частичной эвакуации жителей, по крайней мере, из непосредственно приграничных районов. Но, откровенно говоря, вряд ли что-то масштабное будет происходить, просто потому что возможности Украины по нанесению таких ударов пока что весьма и весьма ограничены. Сомнения по поводу качества планирования операции уже существуют. Да, недовольство жителей тех районов такой политикой, конечно, будет, и сомнения тоже. Но до тех пор, пока это все останется в ограниченных масштабах, я не вижу серьезного политического влияния на эти настроения. О ресурсах на ведение спецоперации на Украине Мое личное ощущение, что активные боевые действия, скорее всего, продлятся не больше месяца. Ограничены ресурсы со стороны России, со стороны Украины тоже. Потому что оружие оружием, но нужны люди, нужно горючее, нужны боеприпасы и все такое прочее. Очень сложно перебрасывать войска. Дальше будет еще сложнее, особенно, если Россия возьмется за мосты. Поэтому я думаю, что в течение месяца стороны более-менее израсходуют свои ресурсы для активных боевых действий. На какой линии остановится фронт?
Наша миссия
приднестровский конфликт - последние новости сегодня и главные события по теме - Sputnik Молдова | История вооруженного конфликта между Приднестровьем и Молдовой восходит к событиям конца 1980-х годов, когда летом 1989 года Верховный Совет Молдавской ССР (МССР) принял законы о языке. |
Новости | Новости Приднестровья | Быть может, следующий конфликт на постсоветском пространстве вспыхнет в отколовшемся от Молдавии непризнанном Приднестровье. |
Приднестровье — последние и свежие новости сегодня и за 2024 год на | Известия | В 1992 году конфликт в Приднестровье был «заморожен» благодаря вмешательству Москвы. |
Что сейчас происходит в Приднестровье | 1. Обратиться в Совет Федерации и Государственную Думу России с просьбой о реализации мер по защите Приднестровья в условиях усиления давления Молдовы. |
Президент Молдавии пообещала не допустить нового конфликта в Приднестровье
Новости про Приднестровье - РТ на русском | Для того чтобы переговорный процесс по ситуации вокруг Приднестровья вышел из тупика, власти Молдавии должны пересмотреть свою политику по данному вопросу, заявила 28 апреля официальный представитель МИД РФ Мария Захарова. |
Вооружённый конфликт в Приднестровье — Википедия | По мнению Сафонова, молдавские власти уже отказались от серьезных переговоров по урегулированию конфликта, предпочитая подготовить дипломатическую почву для военного нападения на Приднестровье. |
Почему Приднестровье обратилось за помощью к России и что это значит? | Андрей Сафонов, депутат Верховного совета Приднестровской Молдавской Республики, глава Ассоциации независимых политологов Приднестровья: 20 октября пройдут выборы президента Молдовы. |
Удар из Приднестровья или совместная миссия с Турцией — как Россия может защитить Гагаузию | России не нужен конфликт в Приднестровье, а возможные провокации нацелены лишь на создание дополнительных проблем для РФ, подчеркнул Сергей Станкевич. |
RS: США не должны поощрять стремления Молдавии и Украины захватить Приднестровье | Украина планирует развязать конфликт в ответ на якобы наступление российских войск с территории Приднестровья. |