из чего его изготавливали и как использовали. Также расскажем для чего использовали бересту и когда на Руси появилась привозная бумага. История возникновения бумаги Наскальные изображения Глиняные и деревянные дощечки Папирус, пергамент, береста. хорошем состоянии и прочитывают записки новгородских купцов, бумагу в Китае начали делать из хлопка, во 2-веке нашей эры, а уж кроме письма много где она применима.(бересту обожают мастера народных промыслов.).
Глина, камень, береста: как и на чем учились писать до изобретения тетрадей
В качестве примера можно привести слова «пергамент, береста, бумага». Сейчас бумагу активно используются в абсолютно разных сферах деятельности, несмотря на то, что многие документы, газеты, журналы и даже книги переходят в электронный формат, бумага по-прежнему не теряет своей популярности и как раньше, является весьма ходовым товаром. Береста — это верхний слой берёзы, который использовали как бумагу.
Антикварный магазин «Лавка Старины»: оценка, покупка и продажа антиквариата
это различные материалы, которые в разные времена и культуры использовались для написания текстов и хранения документов. У нас есть ответ: Береста пергамент бумага одним словом Ответ дали 2 человека. История возникновения бумаги Наскальные изображения Глиняные и деревянные дощечки Папирус, пергамент, береста. Береста и пергамент как замена бумаге. Церы представляли собой, если так можно выразиться, стационарное устройство для письма.
Заказать мероприятие
- Пергамент береста - фотоподборка
- Пергамент береста
- Похожие презентации
- Задание МЭШ
Берестяные грамоты
В других географических областях, где не было известно о папирусе, люди начали производство материала для письма из кожи животных — пергамента. С древности и до наших дней пергамент известен у евреев под названием «гвиль», как канонический материал для записи Синайского Откровения в рукописных свитках Торы. На более распространённом виде пергамента «клаф» писались также отрывки из Торы для тфил и мезуз. Для изготовления этих разновидностей пергамента используются исключительно шкуры кошерных видов животных. По свидетельству греческого историка Ктесия в V в. Откуда она под именем «дифтера» перешла в Грецию, где наряду с папирусом употреблялись для письма обработанные овечьи и козьи шкуры. По свидетельству Плиния Старшего во II в. Тогда в Пергаме обратили внимание на выделку кожи, усовершенствовали древнюю дифтеру и пустили её в оборот под именем pergamena.
Ошибочно в качестве изобретателя пергамента указывается царь Пергама Эвмен II 197—159 до н. Пергамент уступал папирусу в дешевизне, но зато был гораздо прочнее и мог исписываться с обеих сторон, но дороговизна пергамента повлекла за собой многочисленные случаи вытравливания старых текстов для нового употребления, особенно средневековыми монахами — переписчиками. Бурный рост книгопечатания в Средние века привел к сокращению использования пергамента, так как его цена и сложность изготовления, а также объем производства уже не удовлетворяли потребностей издателей. Отныне и по наши дни пергамент стал использоваться в основном художниками и в исключительных случаях для книгоиздания. В поисках более практичных носителей информации люди пробовали писать на дереве, его коре, листьях, коже, металлах, кости. В странах с жарким климатом часто использовали высушенные и покрытые лаком пальмовые листья. На Руси же самым распространенным материалом для письма была береста — определенные слои коры березы.
Так называемая берестяная грамота, кусок бересты с выцарапанными знаками, была найдена археологами 26 июля 1951 года на раскопках в Новгороде. На сегодняшний день таких находок более семисот, они свидетельствуют, что в древнем Новгороде не только знатные люди, но даже крестьяне и ремесленники знали грамоту. Пока в западном мире шла конкуренция между восковыми табличками, папирусом и пергаментом в Китае во II веке до н. Сначала бумагу в Китае делали из бракованных коконов шелкопряда, затем стали делать бумагу из пеньки. Затем в 105 году н. Цай Лунь начал изготавливать бумагу из растолченных волокон шелковицы, древесной золы, тряпок и пеньки. Все это он смешивал с водой и получившуюся массу выкладывал на форму деревянную раму и сито из бамбука.
После сушки на солнце, он эту массу разглаживал с помощью камней.
Лихачёва 1862—1934 [1], изучавшего водяные знаки древней бумаги Руси и России, для обоснования этих двух периодов: появления на Руси бумаги и начала её производства. Академик А. Лихачёв Академик А. Лихачёв, имя этого человека и его работы упоминают все кто занимается историей бумаги и не только бумаги И академик Н. Лихачёв и другие исследователи сходятся на том, что пользоваться бумагой на Руси стали в конце первой половины XIV столетия [1, 2, 3, 4].
При этом вплоть до XVIII века в России использовалась берёзовая береста, и пергамент, о чём свидетельствуют многие подлинные документы в различных хранилищах и библиотеках страны. Папирус видимо не использовался. Берестяная грамота Наши предки ещё в XVIII писали на бересте Первые из найденных на бумаге русских документов датируются 1340 —ми годами. Этих документов найдено несколько. Но нет оснований считать, что бумагой не пользовались и немного раньше.
Она боится позора, но не ищет оправданий. А используя самоуничижительный синоним местоимения «я» «моя худость» , показывает, что считает себя вправе судить своего возлюбленного первой после Бога. Скорее всего, в первой половине письма Моисей писал о том, что его собственные сердце и душа разгорелись до тела и вида какой-то женщины, и ожидал от нее взаимности. Вероятно, первая часть послания была уничтожена, чтобы не компрометировать предмет воздыханий Моисея.
Однако есть также версия, что этот отрывок — любовный заговор, приворотное заклинание. Впрочем, не все были так изысканы в выражениях, как неизвестная новгородка и Моисей, и переходили сразу к делу, как, например, Микита: «От Микиты к Малании. Пойди за меня — я тебя хочу, а ты меня; а на то свидетель Игнат Моисеев…» «Хотеть» в данном контексте означает «желать жениться», и Микита, похоже, настроен серьезно — даже свидетеля уже нашел. При этом довольно необычно, что жених обращается напрямую к девушке, а не к ее родителям. О том, как учились грамотности Как уже было сказано, берестяные грамоты доказали, что на Руси было немало грамотных людей. Из этого следует, что существовала и какая-то система обучения. На Руси, по крайней мере в Новгороде, она была неплохо развита. Грамоте начинали учиться с детских лет примерно с четырех до восьми , осваивая азбуку и слоги — склады. Так, в одном из писем XIV века сохранилось прямое указание видимо, от мужа жене отдать ребенка «грамоти уцити».
Однако в целом ученические берестяные грамоты попадаются редко, так как для обучения нужно было слишком много писчего материала. Поэтому писать и читать учились с помощью специальных табличек — цер. В них были специальные выемки, в которые заливали воск, и уже на нем ученики выводили буквы и слова всё теми же писалами. Лопаточкой на другой стороне палочки воск можно было разгладить и писать снова. Понять назначение таких табличек помогла высеченная на обратной стороне одной их них азбука. Церы и писало. Источник Самыми известными ученическими грамотами стали листочки бересты, на которых упражнялся и рисовал новгородский мальчик XIII века Онфим. Он, как и любой ребенок, освоив новое буквы, слоги, фразы , судя по всему, повторял их ради забавы. Например, записал азбуку и слоги «ба», «ва», «га» и т.
Но иногда Онфиму становилось скучно писать, и он рисовал. Например, на том же донышке туеса он изобразил фантастического зверя и сделал соответствующую подпись: «я звере». Здесь же сохранилось его упражнение в составлении письма: «поклон» от Онфима к Даниле. Благодаря тому, что Онфим подписывал некоторые свои записи, он стал единственным учеником Древней Руси, имя которого нам известно. Мальчик жил во времена Александра Невского и грезил о приключениях и ратных подвигах. Например, на одной из грамот он нарисовал себя сидящим на коне и поражающим копьем врага. Помечтав, Онфим, судя по всему, вспомнил об учебе и вывел на небольшом свободном уголке несколько букв. На одной стороне — азбука и склады, на другой — рисунок и «поклон». Источник Упражнялся Онфим и переписывая тексты.
Например, документы о взыскании долгов. Так, на одной из грамот он написал: «На Домитре возяти доложзике», то есть «взять должки на Дмитре». Интересно, что в тот момент Онфим еще не умел считать — на рисунке, сделанном рядом с записью, у человечков от трех до восьми пальцев. А азбуку, похоже, мальчик переписывал так часто, что машинально поставил после «ж» лишнюю «з». Скорее всего, Онфиму было около шести-семи лет. Его руке принадлежат 12 грамот и пять рисунков без текста. Не все были так старательны, как Онфим. Однако после буквы «з» он или она , видимо, запутался и стал рисовать какие-то закорючки. О школьных остротах Находилось в грамотах учеников место и для шуток-дразнилок.
Например, в документе за номером 46 замысловатым образом буквы нужно читать по вертикальным столбцам написано: «Невежда написал, пустомеля сказал, а кто это прочитал, тот…» Хотя конец фразы неизвестен, понятно, что прочитавшего обругали в духе более поздней школярской шутки: «Кто писал, не знаю, а я, дурак, читаю». Впрочем, концовка грамоты могла быть и более непристойной. Так, на одном листе бересты какой-то ученик XIII века написал алфавит дальше буквы «д» он не дошел и мольбу к Господу с просьбой «помочь рабу своему». Здесь же он вывел похабную нелепицу: «Гуска задница сологая, гузка гозу ебае… заляко х хусту». Перевести это можно примерно так: «Задница сладкая, задница непоседу ебет… задрав штаны». Скорее всего, это была дразнилка, высмеивающая кого-то конкретного и, возможно, даже рифмованная, вроде матерной частушки. Однако есть предположение, что у фразы может быть и более тривиальный перевод: «Селезень гусыню сношает». Об обсценной лексике Матерные выражения, причем довольно нетривиальные, попадаются и в других берестяных грамотах. К примеру, Хотеслав из Старой Руссы XII века язвительно отвечает брату Радославу на требование забрать деньги у прасола торговца : «Якове брате, еби лежя, ебехото аесово!
Судя по всему, Яков — крестильное имя Радослава, которое Хотеслав использовал специально, чтобы посильнее уязвить брата. По другой версии, ругательством требование к родственнику дополнил сам Радослав. Обнаружить матерные слова можно и в письме новгородки Милуши к Марене. Милуша пишет собеседнице, что было бы хорошо, если бы некая Большая Коса вышла за Сновида. После этого, видимо адресуя это пожелание Марене, Милуша восклицает: «Маренко! Пеи пизда и съкыле! Источник Это и похожие выражения — часть традиционных «срамных» песен по случаю свадьбы, которые сохранялись в народе вплоть до XIX века. Смысл фразы Милуши совсем не похабный — это просто пожелание забеременеть. Возможно, Милуша была свахой, которая удачно выдала Марену замуж.
Косвенно это подтверждает последняя часть письма, где Милуша просит отдать ей две «гривны вчерашние». По другой версии, письмо — часть добрачных переговоров.
Однако надписей на них видно не было, поскольку они могли быть сделаны чернилами, чьи следы не сохранялись во влажном грунте.
В 1930 г. Первая найденная грамота Первая новгородская берестяная грамота была найдена 26 июля 1951 г. Возглавлял ее доктор исторических наук Артемий Арциховский.
Раскопки велись на Неревском конце к северу от новгородского кремля на площади порядка 10 тыс. Обнаружила грамоту в культурном слое XIV-XV веков подрабатывавшая на раскопках местная жительница, Нина Акулова: она заметила на извлеченной из земли полоски бересты выцарапанные символы.
Лист пергамента картинки
На воске писали заостренной палочкой — стилусом. На противоположном конце палочки находилась плоская широкая лопаточка. Если что-то было записано неверно, можно было перевернуть стилус и стереть ошибку. Церы использовали для учебы и бытовых записей, на них набрасывали черновики писем и книг. Самая древняя цера датируется началом VII века до нашей эры. И они не выходили из употребления аж до XIX века. В Германии и Франции на них вели записи на рынках и соляных промыслах. Вся Европа училась писать по воску. Долгое время считалось, что эта традиция не существовала на Руси, но потом археологи обнаружили стилусы и церы с вырезанной на обороте азбукой.
Так что, несмотря на то, что главным материалом для бытовых записей была береста, для обучения грамоте использовали и восковые таблички тоже. Береста В Древней Руси отец школьника должен был не покупать тетрадки, а обдирать березы. Правда, дети быстро взрослели, так что вскоре они сами ходили в лес за материалом для письма. Наши предки пользовались берестой для всевозможных записей с XI по XV век. Школьные задания на бересте находят сравнительно редко. Огромную известность получили берестяные грамоты маленького мальчика по имени Онфим.
Симптоматично, что стойка пюпитра нередко изготовлялась в виде вертикально вытянутой рыбы — распространенного с древнейших времен христианского символа.
Переплет По завершении работы над рукописью она сшивалась конопляными либо льняными нитями и «одевалась» в переплет. Переплет — лицо книги, ее защита и украшение. Элементы переплета: крышки передняя и задняя ; корешок — закрывает место сшива листов; форзацы — листы, соединяющие книжный блок с переплетными крышками. Переплетенная книга, как правило, имеет каптал — хлопчатобумажную или шелковую тесьму с утолщенной кромкой, прикрепляемую к корешку книжного блока с целью более прочного скрепления листов книги и ее украшения. Однако позднее ранние кодексы были перешиты на ремни, а еще позднее — на шнуры на западноевропейский манер. Корешок длительное время оставался плоским. Защитные пергаменные листы в начало и в конец древнерусской рукописи подшивались довольно редко.
С XVI столетия на внутренние стороны крышек стали наклеивать бумажные форзацы. В случае если рукопись имела особо роскошную миниатюру или иное украшение, при переплете манускрипта, чтобы предохранить рисунок, вклеивался сдвоенный лист бумаги с «окном», прорезанным по величине иллюстрации. Это окно затягивалось тонкой шелковой тафтой, чаще зеленоватого или розового оттенков. Ткань помещалась между двумя склеенными листами, а края, как правило, орнаментировались. Крышки переплетов славянорусских рукописных и старопечатных книг до конца третьей четверти XVII столетия изготовлялись исключительно из дерева — липы, дуба в основном средняя полоса или сосны как правило, на севере , иногда использовался кипарис чаще юг и средняя полоса. Для крышек большого формата в них вделывали шпонки. Позже получили распространение картонные переплеты для небольших по объему рукописей.
Крышки и корешок сшитой книги оборачивали в кожу чаще в телячью или бычью или в ткань в бархат, парчу, шелк, атлас или в простой холст. Кожа, как правило, употреблялась дубленая, но порой использовали и толстый пергамен. С начала XV в. Накатка — роликовый штамп. Среди композиций, украшающих среднюю часть позднесредневекового кожаного переплета, — Распятие с предстоящими; Адам и Ева; Самсон со львом; лев и единорог как по отдельности, так и в паре ; пеликан с птенцами; орел со змеей над Константинополем; двуглавый орел; дерево перидексий; ваза с цветами и пр. Практиковалось и тиснение золотом. С конца XVI в.
Теснились не только переплеты, но и некоторые обрезы. Обрезы книг также окрашивали — как правило, в красный или золотой цвет. Начиная с XV столетия, с усвоением техники готического переплета, русские переплетчики стали использовать металлические замки до того в качестве застежек применялось «византийское» кольцо на ремне. Переплеты подносных и вкладных книг нередко покрывались поверх ткани окладом из золота или серебра с драгоценными камнями и жемчугом. Иногда подобные переплеты украшались миниатюрами. Таковы главные «смысловые перспективы» письменных атрибутов в новозаветной книгописной традиции, в основе которых лежит не что иное, как символика евхаристической Жертвы. Литература 1.
Арутюнян А. Краски и чернила по древнеармянским рукописям. Ереван, 1941. Гренберг Ю. Греческие и южнославянские ерминии и типики в списках XV—XIX веков о технике иконописи, настенной живописи и рукописной книги. Свод письменных источников по технике древнерусской живописи, книжного дела и художественного ремесла. Гудков А.
Иван Гаврилович Блинов: «книжных дел мастер» из Городца. К 70-летию со дня кончины. Вопросы истории и теории христианского искусства. Дионисий Фурноаграфиот. Порфирия, епископа Чигиринского. Виннера и Н. Карскiй Е.
Очеркъ славянской кирилловской палеографiи. Варшава, 1901. Клепиков С. Исследования и материалы. Лихачевъ Н. Мокрецова И. Материалы и техника византийской рукописной книги.
Покровский Н. Путешествие за редкими книгами. Новосибирск, 2005. Техника старог писма и миниjaтуре. Београд, 1984. Симони П.
В 2011 году моему брату Дмитрию Дулькину позвонил губернатор Калужской области Анатолий Дмитриевич Артамонов и предложил создать на территории фабрики музей бумаги. В 2013 году идея постепенно начала воплощаться в жизнь: мы совместно с будущим директором музея Константином Гавриленко разработали концепцию и фирменный стиль музея, был создан проект по восстановлению здания. Придумывая название, мы понимали, что музей должен носить короткое, яркое, звонкое и запоминающееся имя. Сейчас это зарегистрированный товарный знак». Несколько лет ушло на формирование уникальной экспозиции. Иногда нам звонят коллекционеры, предлагают купить их коллекции — мы рассматриваем такие предложения, участвуем в аукционах, посещаем антикварные магазины». Сейчас в залах «Бузеона» представлено 993 уникальных экспоната. Еще около четырехсот находятся в музейных запасниках. Музей «Бузеон» был открыт 24 августа 2018 года по инициативе губернатора Калужской области и руководства компании «Объединенные бумажные фабрики», в состав которой входит Полотняно-Заводская бумажная мануфактура. Это событие было приурочено к 300-летию ПЗБМ.
Письменность на бересте. Береста текстура. Ламинат береста. Береста дерево. Кусочек бересты. Бумага из коры. Бумага текстура береста. Бумага береста для принтера. Бумага текстурная береста. Берестяной свиток. Пергамен береста бумага. Фон для презентации береста. Старый свиток. Рамка береста. Береста листовая. Березовая бумага. Пергамент береста бумага. Папирус пергамент береста. Пергамент берёста бумага общее название. Общее название к словам пергамент береста бумага. Фон Березовая береста. Хлебница из бересты. Берестяная хлебница. Хлебница из бересты большая. Берестяные дощечки. Берестяные дощечки на Руси. Береста дощечки. Бумага Папирусная. Старая бумага. Старая Папирусная бумага. Письменность на берестяной коре. Писание на бересте в древней Руси. Письмо на бересте. Береста для детей.
История использования материалов для письма на Руси
Что такое папирус, пергамент и береста: особенности и применение | Недорогая и удобная бумага была изобретена не так давно, в то время как грамоте дети учатся несколько тысячелетий. |
Как появилась письменность. Папирус. Пергамент. Бумага | Ведь пергамент, который изготавливали из шкур животных, и бумага в те времена стоили очень дорого. |
Потрясающие возможности бумаги бересты и пергамента в твоем творчестве
1 Береста 2 Пергамент 3 Бумага из бамбука и шелка 4 Первое изобретение бумаги 5. Изобретение бумагоделательной машины 6 Появление бумаги в Европе 7 Как изготовляется современная бумага 8 Как изготовляется современная бумага. После этого листы бумаги просушивали, проклеивали клеем, вновь просушивали, а в конце разглаживали куском стекла. хлопок) - это листовой материал, получаемый из специально обработанных, переплетенных наподобие войлока волокон целлюлозы - природного полимерного вещества растительного происхождения.