Валерий Чкалов родился в селе Василево, 2 февраля 1904 года.
Чкалов, Валерий Павлович
Однако, благодаря заступничеству высокопоставленных лиц, включая Ворошилова , в тюрьме он не пробыл и одного месяца. В 1930 г. За пару лет проведенные в институте он выполнил свыше 800 испытательных полетов, опробовав около 30 типов самолетов, в числе которых был и тяжелый бомбардировщик. В последующие годы биографии Чкалов продолжил испытывать новейшие истребители.
Тогда же он стал автором новых маневров высшего пилотажа — восходящего штопора и замедленной бочки. В 1935 г. Подвиг Осенью 1935 г.
Однако Сталин выступил против этого, изменив маршрут на «Москва — Петропавловск-Камчатский». Через несколько месяцев советский экипаж без особых трудностей справился с поставленной задачей. Интересен факт, что протяженность данного маршрута составила 9375 км.
За данный подвиг пилоты получили звания Героев Советского Союза, тогда как Чкалову был подарен еще и личный самолет «У-2». Именно тогда летчик обрел всесоюзную популярность. Желая достичь больших высот, Валерий продолжил просить разрешения у Сталина на перелет «Москва — Вашингтон».
В результате, ему удалось заручиться поддержкой вождя и начать подготовку к историческому полету. Старт произошел 18 июня 1937 г. Не смотря на сложные метеорологические условия Чкалов вместе с товарищами благополучно поднялся в воздух и прибыл в американский город Ванкувер Вашингтон 20 июня.
В Америке советские летчики, пролетевшие над Северным полюсом, удостоились теплого приема и в одночасье стали знаменитостями. За совершенный перелет все члены экипажа были награждены орденами Красного Знамени. В том же году жители села Василева добились того, чтобы их поселок переименовали в Чкаловск.
Чкалов не только выполняет фигуры высшего пилотажа, но и разрабатывает новые. Чкалов стал всенародным героем. Еще при жизни Чкалова его родной поселок Василёво переименовывают в Чкаловск. Погиб Чкалов при испытаниях нового истребителя И-180. Состояние Нижегородская земля помнит Чкалова.
Имя Чкалова носит и еще один аэродром — «Чкаловский» в Московской области. В честь легендарного летчика названы горные вершины, заводы, теплоходы, самолеты, улицы, площади. Впечатления В Чкаловске есть мемориальный музей Валерия Чкалова, а на набережной Волги в Нижнем Новгороде построена огромная монументальная Чкаловская лестница с памятником Чкалову. Со своими 560 ступенями она претендует на звание самой большой лестницы страны, а своим архитектурным решением ассоциируется с легендарной Испанской лестницей в Риме.
Через два часа он скончался в больнице. Гибель Чкалова породила массу легенд и домыслов. Официальная версия гласила, что причиной аварии стали существенные недоработки конструкции самолета. За халатность и неорганизованность в работе, приведшей к гибели пилота ,под суд была отправлена большая часть руководства авиазавода. Есть и сторонники другой версии, в том числе дети Чкалова, считающие, что это была подстроенная смерть, спланированная НКВД и Берией. IX Какой след оставил летчик в истории? Масштаб фигуры Чкалова, конечно, впечатляет: личный друг и протеже Сталина, общенародная, мировая знаменитость, рекордсмен, увешенный с ног до головы наградами. Неудивительно, что память о нем сохранилась не только в официальных документах и пыльных архивах, но и в названных в честь него объектах культуры, архитектуры и памятников. Так, в честь него названо несколько городов и сел, бесчисленное количество улиц и площадей, станций метро и заводов, а по мотивам его жизни снято несколько биографических фильмов. Ярким примером является памятник Чкалову, который стоит в Нижнем Новгороде. X Что это за памятник? Монумент расположен в одном из самых красивых мест города — на Верхне-Волжской набережной вблизи Георгиевской башни Кремля. В этом месте Валерий Чкалов любил гулять. Авторами проекта выступили: скульптор И.
Как испытатель он участвовал в разработке многих типов советских самолётов, а в 1936—1937 годах совершил два рекордных перелёта: из Москвы на Дальний Восток и обратно, а затем из столицы СССР через Северный полюс в канадский Ванкувер. Это принесло ему мировую известность. Всего через год, на пике славы, Валерий Чкалов разбился во время испытаний истребителя И-180. Когда ему было всего 6 лет, его мать умерла.
Биография Чкалова
- Звезда по имени Чкалов - МК
- Биография Валерия Павловича Чкалова
- Валерий Чкалов: Свой в небе
- Чкалов Валерий Павлович
15 декабря - День Памяти Валерия Чкалова, Героя Советского Союза
120 лет назад родился советский летчик-испытатель Валерий Чкалов, ФедералПресс вспоминает, чем прославился герой, а также как сейчас живут его потомки. Валерий Павлович Чкалов 2 февраля 1904 году. Родился в Василёво, Балахнинский уезд, Нижегородская губерния. Будущий Герой Советского Союза, легендарный летчик Валерий Чкалов родился 2 февраля (20 января по старому стилю) 1904 года в селе Василево (ныне — город Чкаловск Нижегородской области) в семье мастера-котельщика.
Валерий Павлович Чкалов
Отец оставлял дочерям и сыну по одному билету, а остальные раздавал ребятам во дворе. После последнего полёта Валерия Павловича, который закончился крушением самолёта, в кармане лётчика нашли листки бумаги, на которых было написано, кому и чем он должен помочь. В частности, там было напоминание о детском доме, воспитанников которого Чкалов опекал. Страна, искренне любившая своего героя, горевала, когда он разбился, и бережно хранила память о нём.
Бытуют версии, что авария его самолета не была случайной, что неудобный характер Чкалова и чрезмерная народная любовь к лётчику были её причиной. С началом Великой Отечественной войны жители Горьковской области собрали деньги на создание лётной эскадрильи. На каждом самолёте было написано «Валерий Чкалов».
Так что и после смерти он продолжал бороться за мирное небо людей, которых так любил при жизни. Чкалов никогда не причислял себя к элите, несмотря на то, что имя его гремело на весь мир после беспосадочных перелётов через Ледовитый океан и Северный полюс. Валерий Павлович говорил: «Там, где речь идёт о счастье моего народа, там я ищу себе работу».
Будучи десятым ребёнком в бедной рабочей семье, Валерий с шести лет рос без матери.
За выполнение этого полета был удостоен звания Героя Советского Союза. Это был мировой рекорд беспосадочного полета на то время. Валерий Павлович Чкалов погиб 15 декабря 1938 года при проведении испытательного полета нового истребителя «И-180» на Центральном аэродроме в Москве. По результатам проверки летчик сделал все возможное, чтобы отвести самолет от жилых строений. Чкалов был похоронен у Кремлевской стены на Красной площади в Москве.
Двое взрослых и восемь детей ютились в одной комнате. Чкалов выбил для них отдельную квартиру. Валерий Павлович, вхожий в кабинеты больших начальников, не боялся заступаться за репрессированных. В 1937-38-ом годах — в самое тяжёлое время массовых арестов — Чкалов, рискуя собой, добивался пересмотра дел невинно осуждённых. Чкалов и в частной жизни оставался справедливым, добрейшей души человеком. У него было трое детей. Каждый Новый год им присылали множество приглашений на ёлки. Отец оставлял дочерям и сыну по одному билету, а остальные раздавал ребятам во дворе.
После последнего полёта Валерия Павловича, который закончился крушением самолёта, в кармане лётчика нашли листки бумаги, на которых было написано, кому и чем он должен помочь. В частности, там было напоминание о детском доме, воспитанников которого Чкалов опекал. Страна, искренне любившая своего героя, горевала, когда он разбился, и бережно хранила память о нём.
Чкалов был среди участников этого праздника и ему было разрешено делать фигуры высшего пилотажа на малой высоте [4]. Сын Игорь родился 1 января 1928 года , когда Чкалову было 23 года [4].
Во время базирования в Брянске с самолётом Чкалова произошла первая в его жизни серьёзная авария. На перелёте из Гомеля в Брянск в составе звена Чкалов врезался в железнодорожные провода и потерпел аварию. Он был обвинён в воздушном лихачестве и многочисленных нарушениях дисциплины. Приговором военного трибунала Белорусского военного округа от 30 октября 1928 года Чкалов был осуждён по статье 17 пункт «а» Положения о воинских преступлениях и по статье 193-17 УК РСФСР на 1,5 года лишения свободы, а также был уволен из Красной армии. Отбывал наказание лётчик не долго, всего 16 дней, после чего по ходатайству Я.
Алксниса и К. Ворошилова оно было заменено на условное, и Чкалов был освобождён из Брянской тюрьмы, но в армию его не вернули [4]. Будучи в запасе, в начале 1929 года Чкалов вернулся в Ленинград и до ноября 1930 года работал в Ленинградском Осоавиахиме , где руководил школой планеристов и был лётчиком-инструктором [4]. За 2 года работы в НИИ он совершил более 800 испытательных полётов, освоив технику пилотирования 30 типов самолётов [4]. Перебазирование из обыденного события превратилось в первый в СССР воздушный парад с пролётом над Красной площадью.
Совместно со своим старшим товарищем Александром Анисимовым он испытывал новейшие самолёты-истребители 1930-х годов И-15 биплан и И-16 моноплан конструкции Поликарпова. Встреча после перелёта на Дальний Восток. Щёлковский аэродром, 10 августа 1936 года. Осенью 1935 года лётчик Г. Весной 1936 года Чкалов, Байдуков и Беляков обратились в правительство с предложением провести такой перелёт, но Сталин указал другой план маршрута: Москва — Петропавловск-Камчатский [4].
Перелёт экипажа Чкалова из Москвы на Дальний Восток стартовал 20 июля 1936 года и продолжался 56 часов до посадки на песчаной косе острова Удд позднее остров был переименован в Чкалов в честь лётчика в Охотском море. Общая протяжённость маршрута составила 9375 километров , полёт совершался на самолёте АНТ-25 [4]. За перелёт на Дальний Восток весь экипаж был удостоен звания Героев Советского Союза с вручением ордена Ленина : медаль «Золотая Звезда» , введённая в 1939 году уже после смерти Чкалова, была вручена только в 2004 году его детям. Кроме того, Чкалову был подарен личный самолёт У-2 находится в музее в Чкаловске [4]. Об исключительной важности этого перелёта для своего времени говорит то, что И.
Сталин лично приехал 10 августа 1936 года на Щёлковский аэродром близ Москвы встречать возвратившийся экипаж самолёта. АНТ-25 в полёте Чкалов продолжал добиваться разрешения на совершение перелёта в США , и в мае 1937 года разрешение было получено.
Биография Валерия Чкалова
Валерий (имя при рождении Валериан) Павлович Чкалов родился 2 февраля (20 января) 1904 года в селе Василёво Нижегородской области. Национальный герой Валерий Чкалов, проживший всего 34 года, настолько любим и популярен в народе, что возникли легенды не только о его жизни, но и о его гибели. 2 февраля 1904 года родился выдающийся советский лётчик, Герой Советского Союза – Валерий Павлович Чкалов. Валерий Чкалов был рожден 20 января (2 февраля) 1904 года в простой рабочей семье: отец Павел Григорьевич служил котельщиком, мать Ирина Ивановна вела хозяйство. Дети Валерия Чкалова – Игорь, Валерия и Ольга, родившаяся через семь месяцев после гибели отца, – считали, что катастрофа была спланированным убийством.
«До последнего момента управлял самолётом»: 115 лет со дня рождения Валерия Чкалова
Невдалеке железнодорожный мост, по которому шёл поезд, преграждая путь к единственному и жалкому подобию посадочной площадки. И Валерий Чкалов посадил самолёт на этот маленький спасительный островок, пролетев под аркой железнодорожного моста. Валерию приходилось очень часто испытывать такие страшные для нас, земных людей, минуты. Человек беспримерной храбрости и мужества, он считал их обычными в своей жизни». Посадка была жёсткой, самолёт был разбит, но Чкалов и механик остались практически невредимы. Позже комиссия установила, что, если бы не эта вынужденная посадка, машина врезалась бы в железнодорожную платформу и экипаж неминуемо бы погиб.
Лётчики Чкалов, Байдуков и Александр Беляков обратились в правительство страны с этим предложением. На острове Удд героический экипаж разместился в доме гостеприимной местной жительницы Фетиньи Смирновой фото из книги Георгия Байдукова «Чкалов» 10 августа Иосиф Сталин лично приехал на Щёлковский аэродром под Москвой, чтобы встретить вернувшийся героический экипаж, которым командовал Валерий Чкалов. С этого момента он приобрёл всесоюзную славу. Встреча после перелёта на Дальний Восток. Щёлковский аэродром, 10 августа 1936 года.
Фото, опубликованное в газете «Правда», является общественным достоянием. Лётчик Александр Беляков За этот перелёт весь экипаж был удостоен звания Героев Советского Союза с вручением ордена Ленина медаль «Золотая Звезда», введённая в 1939-м, только в 2004 году была вручена детям Чкалова. Кроме того, Чкалову был подарен личный самолёт У-2 — сейчас этот кукурузник находится в музее в Чкаловске. Перелёт в Америку Но главный триумф был ещё впереди. В мае 1937 года было получено разрешение на перелёт в США.
Полёт через Северный полюс проходил в условиях, которые были намного сложнее, чем во время предыдущего перелёта. Отсутствие видимости, густая облачность, обледенение, сильный боковой ветер. Не хватало кислорода. Да и фактический расход горючего превышал расчётный. Командир экипажа принял решение изменить конечную точку маршрута: лететь не в Сан-Франциско, как планировалось, а совершить посадку на военном аэродроме Пирсон в городе Ванкувере штат Вашингтон.
Преодолев по воздуху 9 130 км с учётом всех изгибов и обходов , самолёт благополучно приземлился в 16:20 20 июня 1937 года. Беспосадочный перелёт длился 63 часа 16 минут. Для перелёта Москва — Северный полюс — Ванкувер эта величина составила 8 582 км и 900 м. Рекорд дальности — 9 104 км по прямой — принадлежал французам Морису Росси и Полю Коде, которые в 1933 году совершили беспосадочный перелёт из Нью-Йорка в Сирию на расстояние 9 104 км по прямой. Правда, в полёте они находились 55 часов да и летели не через Северный полюс , так что вполне можно утверждать, что экипаж Чкалова побил рекорд французов по продолжительности полёта.
Но дело даже не в этом. Перелёт из Москвы в Америку имел важное историческое значение. Как сказал кто-то из американских журналистов на пресс-конференции экипажа, «за 63 часа полёта вы сделали столько, сколько не смогли сделать дипломаты США и СССР за многие годы…», имея в виду сложные в тот период взаимоотношения двух стран. А авторитетный английский журнал Flight International написал: «Тот факт, что им не удалось побить существующий рекорд беспосадочного перелёта, не так важен в сравнении с тем фактом, что трое русских — Чкалов, Байдуков и Беляков — впервые в истории соединили Советскую Россию с США через Северный полюс». В Америке советским лётчикам устроили шикарный приём.
Говорят, Рузвельт попросил своих помощников поднять его из его инвалидного кресла, чтобы приветствовать героических советских лётчиков стоя. Байдукова «Чкалов» Разбился во время испытательного полёта В начале декабря 1938 года Валерия Чкалова, к тому времени имеющего звание комбрига, вызвали из отпуска для испытания нового истребителя И-180. Выпуск этого самолёта на лётное поле готовился в большой спешке, чтобы успеть до конца года. Авиаконструктор Поликарпов говорил, что гонка при подготовке И-180 к первому вылету ни к чему хорошему не приведёт, за что был временно отстранён от работы. Сначала полёт проходил штатно.
При заходе на посадку, когда до лётного поля осталось один — полтора километра, двигатель неожиданно заглох. Валерий Чкалов до последнего управлял самолётом и смог отвести машину от расположенных неподалёку жилых домов. Уже над самой землёй самолёт зацепился за провода, ударился крылом об электрический столб и упал. Чкалова выбросило из кабины на 10 — 15 метров.
За полет, длившийся двое с половиной суток, в течение которого впервые было преодолено более девяти тысяч километров, всем трем частникам в экипаж Чкалова входили также летчики Беляков и Байдуков присвоили звания Героев Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда». Протяженность маршрута составляла 8 504 км, а длительность полета — 63 ч 16 минут. Героический экипаж радостно встречали жители многих американских городов, также их принял у себя дома генерал Джордж Маршалл.
За успешное осуществление этого задания весь экипаж был награжден орденами Красного знамени. Причиной его гибели стала неустранимая поломка мотора, которая привела к крушению. Совершая, по сути, еще один подвиг, Чкалов старался отвести падение от жилых построек, в результате чего врезался в высоковольтную опору. От полученных ран он скончался два часа спустя в Боткинской больнице. Существует множество версий того, что его гибель была неслучайна, поскольку на тот момент был разгар политических репрессий и острый на язык и несдержанный Чкалов мог быть неугодным для многих. Это в многочисленных интервью утверждали его сын и дочь. Как бы то ни было, известно, что при жизни Чкалов на хорошем счету у советского руководства.
Сталин лично встречал экипаж Чкалова на Щелковском аэродроме в августе 1936 года по его возвращению из беспересадочного полета на Дальний Восток. Также, Чкалов неоднократно бывал приглашен Сталиным в Кремль на светский прием, а в личном общении советский вождь позволял фамильярное его отношение к себе. В советские годы, Чкалов стал одним из самых известных людей в Советском Союзе. В честь него назывались пионерлагеря, школы, станции метро, учебные заведения, предприятия и другие объекты.
Продолжительность полета составила более двух суток — 56 часов 20 минут. За этот подвиг каждый член экипажа самолета был удостоен звания Героя Советского Союза. Чкалов погиб 15 декабря 1938 г. Оренбург был переименован в г.
Чкалов, а Оренбургская область — в Чкаловскую. Бобров Н.
Любил залезать как можно выше, любил реку. Старшая сестра Валерия, Анна Павловна, позже рассказывала о детстве брата, как он быстро научился плавать, как много времени проводил на Волге. Мальчишки не раз переплывали реку, подныривали под плоты, залезали на отчаливающие от пристани пароходы и прыгали с палубы, распугивая пассажиров.
С восьми лет Чкалов ходил в местную школу. Учился без особого прилежания, но обладал отличной памятью и способностями к математике, приносил двойки — обычно по поведению. Затем отец послал юношу получать ремесло мастера токарного дела в Череповецкое училище, которое вскоре закрылось. Валерий вернулся обратно и сначала помогал отцу в кузнице, потом устроился на работу «полегче» — кочегаром на пароход «Баян».
Биография Валерия Павловича Чкалова
Будущий Герой СССР Валерий Павлович Чкалов родился 2 февраля 1904 года в небольшом поселке Васильево Нижегородской области. Будущий Герой СССР Валерий Павлович Чкалов родился 2 февраля 1904 года в небольшом поселке Васильево Нижегородской области. Будущий Герой Советского Союза, легендарный летчик Валерий Чкалов родился 2 февраля (20 января по старому стилю) 1904 года в селе Василево (ныне — город Чкаловск Нижегородской области) в семье мастера-котельщика. Валерий Чкалов родился 2 февраля 1904 года в городе Василево, Нижегородской области. Летчик-испытатель В 1933-1936 гг. Валерий Чкалов был летчиком-испытателем Московского авиазавода им. Менжинского (№39) и Опытно-конструкторского бюро Николая Поликарпова. Валерий Чкалов рос без матери – она умерла, когда ему исполнилось шесть лет.
Валерий Чкалов: фанатичная любовь к небу и каждодневный риск
Тогда же был утверждён состав экипажа: командир — Валерий Чкалов, знаменитый к тому времени лётчик-испытатель, которому исполнилось 32 года. И стал бы Валерий Чкалов капитаном, но вскоре случилось новое событие он увидел впервые летящий самолет. Летчик-испытатель В 1933-1936 гг. Валерий Чкалов был летчиком-испытателем Московского авиазавода им. Менжинского (№39) и Опытно-конструкторского бюро Николая Поликарпова. Ранним утром 15 декабря 1938 года Валерий Чкалов приехал на Ходынский аэродром – предстояло испытать на взлёт новый истребитель И-180. Валерий Чкалов (в центре), Георгий Байдуков (слева) и Александр Беляков после приземления на острове Удд (22 июля 1936 года). Его детство (Валерий Чкалов родился в 1904 году) прошло на Волге, в небольшом селе в Нижегородской губернии.
Валерий Чкалов: фанатичная любовь к небу и каждодневный риск
Учился он средне, но выделялся отличной памятью и математическими способностями. После окончания школы поступил в ремесленное училище в Череповце, куда его направил отец. Затем работал молотобойцем и кочегаром в Волжском пароходстве. Именно в это время 15-летний Чкалов познакомился с авиацией, которой «заболел» на всю жизнь. По совету односельчанина, работавшего слесарем по ремонту и сборке самолетов в Канавинском авиационном парке в Нижнем Новгороде, юноша пошел в ученики в том же авиапарке. Тогда многие молодые люди мечтали связать свою жизнь с авиацией, новой и стремительно развивающейся отраслью. Но именно Чкалов получил направление на учебу в Егорьевскую военно-теоретическую школу военно-воздушных сил ВВС.
Ему было всего 17 лет.
Совместно со своим старшим товарищем Александром Анисимовым он испытывал новейшие самолёты-истребители 1930-х годов И-15 биплан и И-16 моноплан конструкции Поликарпова. Автор новых фигур высшего пилотажа — восходящего штопора и замедленной бочки. Гагарин восхищался Чкаловым и считал его своим покровителем. Сталин, Ворошилов, Каганович, Чкалов и Беляков. Встреча после перелёта на Дальний Восток. Щёлковский аэродром, 10 августа 1936 года.
АНТ-25 в полёте Первое издание 1939 г. Осенью 1935 года лётчик Г. Весной 1936 года Чкалов, Байдуков и Беляков обратились в правительство с предложением провести такой перелёт, но Сталин указал другой план маршрута: Москва — Петропавловск-Камчатский , опасаясь повторения неудачной попытки Леваневского в августе 1935 года полёт С. Леваневского, Г. Байдукова и В. Левченко по маршруту Москва — Северный полюс — Сан-Франциско был прерван из-за неисправности. Перелёт экипажа Чкалова из Москвы на Дальний Восток стартовал 20 июля 1936 года и продолжался 56 часов до посадки на песчаной косе острова Удд в Охотском море.
Общая протяжённость маршрута составила 9375 километров. Уже на острове Удд на борт самолёта была нанесена надпись «Сталинский маршрут», сохранённая и при следующем перелёте — через Северный полюс в Америку. Оба чкаловских перелёта официально носили это название вплоть до начала борьбы с культом личности Сталина. За перелёт на Дальний Восток весь экипаж был удостоен звания Героев Советского Союза с вручением ордена Ленина: медаль «Золотая Звезда» , введённая в 1939 году уже после смерти Чкалова, была вручена только в 2004 году его детям. Кроме того, Чкалову был подарен личный самолёт У-2 сейчас находится в музее в Чкаловске. Об исключительной пропагандистской важности этого перелёта для своего времени говорит то, что И. Сталин лично приехал 10 августа 1936 года на Щёлковский аэродром близ Москвы встречать возвратившийся экипаж самолёта.
Чкалов продолжал добиваться разрешения на совершение перелёта в США , и в мае 1937 года разрешение было получено. Старт самолёта АНТ-25 состоялся 18 июня на Щёлковском аэродроме всё с той же длинной взлётно-посадочной полосы со стартовой горкой, сооружённой специально для полётов на рекордную дальность. Полёт проходил в значительно более сложных условиях, чем предыдущий отсутствие видимости, обледенение и т.
Обычно ребятам удавалось отсчитать двадцать-тридцать бревен. Чкалов отсчитывал до сорока.
В то время на Волге был обычай драться стенка на стенку. Бились на кулаках и взрослые, и ребята. Валерка Чкалов был предводителем самой сильной в селе группы ребят. В 12 лет он начал работать помощником молотобойца в затоне, где ремонтировал суда его отец — котельщик Павел Чкалов. Каждый день по десять-двенадцать часов я поднимал и опускал молот.
От непосильной работы ломило руки, спину, кружилась голова. А потом привык. Привык к чертовски тяжелой работе, за которую получал гроши Валерий Чкалов«Высоко над землей», 1939 год В 14 лет Валерий устроился кочегаром на землечерпалку, а через год уже плавал на пароходе «Баян». Об авиации он тогда еще не думал. Более того, пройдет еще долгих пять лет, прежде чем он первый раз в жизни увидит самолет — гидроплан.
Это случилось в 1919 году. Во время Гражданской войны в Нижнем Новгороде располагался авиационный полк. Изредка самолеты пролетали над рекой. Услышав шум мотора, Чкалов выбегал из кочегарки и любовался «невиданными птицами». Тогда он и сделал свой выбор.
Мои детские мечты совершить что-нибудь особенное, дерзкое и отважное свелись теперь к одному — летать! Валерий Чкалов«Высоко над землей», 1939 год Небесный хулиган Осенью 1919 года Чкалов вступил добровольцем в Красную армию, получив направление в IV авиационный полк, расположенный в Заречной части Нижнего Новгорода. Работал слесарем, затем — сборщиком самолетов. Присматривался к летчикам, изучал матчасть. В 1921 году Чкалову удалось, наконец, получить рекомендацию для поступления в Егорьевскую авиашколу.
Курсанты называли ее «терка», что означало теоретическая школа. Самолетов в «терке» было мало, все они были старые, изношенные и постоянно ломались. За два года Чкалов поднялся в воздух всего несколько раз и лишь в качестве пассажира. В апреле 1923 года Чкалова направили учеником-летчиком в Борисоглебскую авиашколу, потом перевели в Московскую военно-авиационную школу высшего пилотажа. Молодой Чкалов обучался там искусству боевых разворотов, петель, штопоров, переворотов и других сложнейших воздушных фигур После этого была Серпуховская школа стрельбы, бомбометания и воздушного боя.
Наконец-то он добился того, о чем так мечтал, и здесь ярко проявились противоречия его характера. С одной стороны, ему не было равных в умении управлять самолетом. Из старых, исчерпавших свой ресурс машин Чкалов умудрялся выжимать максимум, выделывая на них фигуры высшего пилотажа. Но одновременно с этим он оказался человеком своевольным, плохо поддающимся военной дисциплине. Мне хотелось неожиданно ринуться вниз, к земле, или сделать на глазах у изумленных товарищей какую-нибудь замысловатую фигуру.
Часто я уходил в сторону от аэродрома и накручивал одну фигуру за другой». Я ставил машину в трудные, рискованные положения. Однажды в течение сорока минут я сделал пятьдесят мертвых петель Валерий Чкаловиз посмертного сборника «Моя жизнь принадлежит Родине» Самым дерзким и демонстративным нарушением дисциплины был трюк, проделанный Чкаловым на спор в Ленинграде , где он пролетел под Троицким мостом, едва не коснувшись колесами воды. В другой раз, увидев два дерева, расстояние между которыми было меньше размаха крыльев, он поставил машину на ребро и проскочил между ними. Старенькая техника не выдерживала яростного молодого напора, и зачастую после чудесного приземления самолеты буквально разваливались на куски.
Чкалова наказывали за разбитые машины и пренебрежение воинской дисциплиной. За год он просидел на гауптвахте едва ли не больше времени, чем провел на службе. Но все равно каждый раз, оказываясь за штурвалом, не мог удержаться от лихачества. Не все было гладко и на земле. Вот какую характеристику дал в то время Чкалову его непосредственный командир, инструктор Николай Шелухин: «Чкалов — хороший летчик, но исключительно недисциплинированный человек, не хочет выполнять распоряжений, требований и приказов… Он злостно нарушает приказы, увлекается выпивкой и морально-отрицательно влияет на окружающих товарищей».
В конце концов после очередного загула, когда пьяного летчика пришлось вытаскивать из самолета силой, Чкалов был отдан под трибунал и приговорен к году заключения. Однако за решеткой он провел лишь три месяца и был досрочно освобожден.
Он родился в селе Василево Нижегородской губернии ныне — город Чкаловск. В 15 лет юноша впервые увидел самолет и, загоревшись мечтой об авиации, вступил в Красную армию учеником слесаря в авиапарке. За свою короткую жизнь он, как и Юрий Гагарин прожил всего 34 года Чкалов дослужился до звания комбрига ВВС, что соответствует нынешнему полковнику. Впрочем, в личном деле летчика-испытателя Валерия Павловича Чкалова есть все для того, чтобы он никогда и ни при каких обстоятельствах не стал образцом для подражания у миллионов своих современников. Записи на пожелтевших листах говорят о том, что этот человек был дважды судим. Первый раз - на 1 год за «дискредитацию авторитета и звания командира Красной армии» вышел на службу в пьяном виде. Второй годичный срок он получил за неумышленное уничтожение самолета летел на высоте 3-5 метров, врезался в железнодорожные провода и потерпел аварию. Во врачебном освидетельствовании того времени есть такие строки: «Имеет шизоидный статус, выражающийся в недостаточной выдержанности в поступках, бравадой ими, самоуверенности».
За время службы в ВВС Чкалов проявил себя как дерзкий и отважный летчик. Совершал рискованные полеты, за что получал взыскания и неоднократно отстранялся от полетов.
Валерий Чкалов: фанатичная любовь к небу и каждодневный риск
Валерий Чкалов окончил теоретическую школу авиации в Егорьевске, Вторую военную школу летчиков Красного воздушного флота в Борисоглебске и Первую высшую школу красных военных летчиков в Москве. Гибель Валерия Чкалова Чкалов погиб 15 декабря 1938 года при проведении первого испытательного полёта на новом истребителе И-180 на Центральном аэродроме. Родился и вырос Валерий Чкалов в Василеве – живописном, красивом селе на волжском высоком берегу. Валерий Павлович Чкалов родился 2 февраля 1904 года в селе Василево (ныне город Чкаловск). Когда снимали фильм «Валерий Чкалов» в 1940 году, такой же трюк на камеру совершил летчик Евгений Борисенко.