Если прочитать стихотворение по-иному: сначала первые два стиха каждой строфы, а потом два заключительных стиха, то исчезнет переживаемое напряжение. «Парус», являясь лирической новеллой по жанру, относится к пейзажно-символическим стихотворениям и имеет глубокий философский смысл. Несмотря на то, что «Парус» был написан еще в начале XIX века, его глубокий смысл и философская направленность до сих пор не перестают восхищать читателей, вот почему так важно знать историю создания стихотворения. Далее мы разовьем эту мысль поэта и рассмотрим стихотворение Лермонтова «Парус». Начинать анализ стихотворения «Парус» Лермонтова хотелось бы с определения основной мысли произведения.
Главная тема и идея
- Остались вопросы?
- Какова тема и идея стихотворения "Парус" Лермантова
- Идея стихотворения парус
- Анализ стихотворения «Парус» (М. Ю. Лермонтов) | Литерагуру
- Анализ стихотворения «парус» (м. ю. лермонтов)
Краткий анализ стихотворения Лермонтова «Парус» по плану
Стихотворение «Парус» он написал в семнадцать лет, то есть ему было немногим больше лет, чем вам, и по возрасту его можно сравнить с нашими старшеклассниками. Смысл стихотворения «Парус» заключается и в том, что жизнь подобна морю — она испытывает судно, гнет и ломает мачту, обрушивает на корабль гнев стихии. Накануне поступления в юнкерскую школу Лермонтов написал стихотворение «Парус», которое в полной мере отражает его настроения и далеко не самые радостные мысли. Какова основная мысль стихотворения лермонтова парус? Парус в стихотворении символизирует жизнь молодого поэта, его внутренний мир. «Парус», являясь лирической новеллой по жанру, относится к пейзажно-символическим стихотворениям и имеет глубокий философский смысл.
Михаил Лермонтов — Парус (Белеет парус одинокий): Стих
Поэт покинул привычное место жительства, оставив там друзей и родных. Приехав на новое место, он еще не нашел новых друзей. В такие моменты одиночество ощущается особенно сильно. Человек часто оказывается в мире одиноким. Особенно тот, кого волнуют важные вопросы, кто ищет свое место, смысл жизни. И все же одинокий парус — не жертва моря в стихотворении. Он — бунтарь, вызывающий бурю. Мало того, он считает, что в самой буре может обрести покой. Внутренний конфликт и боль человека может притупиться, если он активно участвует во внешней деятельности. Если ему некогда прислушиваться к глубинным вопросам бытия.
Но бурная деятельность не может ответить на важные вопросы. Она лишь отодвигает их на время, поэтому буря не может принести покой. Самое лучшее для трудных вопросов — не отодвигать их, а искать на них ответ. Найдя ответ на вопросы своей жизни, человек обретает тот самый покой, который позволяет вести полноценную, деятельную и радостную жизнь, «дышать полной грудью». Человек, научившийся слышать свое истинное «я» намного меньше суетится, но успевает сделать важное, не гонясь за иллюзией того, что «будто в бурях есть покой» Главный герой Главный герой стиха — одинокий белый парус как прообраз самого автора. В начале произведения о нем повествуется со стороны внешнего наблюдателя, описывается картина голубого моря и белеющего паруса. Далее автор размышляет о нем как о личности, способной мыслить, искать будущего, оставлять что-то в прошлом. Описывая красоту, в которой находится парус, поэт употребляет красивые образы, сравнения, сообщая что главный лирический герой, если смотреть со стороны, имеет все самое лучшее: «Под ним струя светлей лазури, Над ним луч солнца золотой…» Но парусу красота и комфорт не важны. Он желает бури, чтобы можно было разделить с ней глубину своих волнений.
Возможно, жизнь с бабушкой в Петербурге, ее повышенная опека над внуком породили эти переживания? Или жажда приложить свои молодые силы в каком-нибудь важном деле и достичь чего-то в жизни? Читатель может только предполагать, что именно породило стремление молодого автора к буре. Автор ясно выразил жажду своей мятежной души в действии, в применении сил и поиске единомышленников. Он сообщает, что не ищет комфорта и счастья. А также не убегает ни от счастья, ни от волнений. Автора не волнуют временные ощущения счастья или несчастья, ему хочется совершить что-то важное. Второстепенные герои Парус находится в море, которое описывается как образ событий жизни, забросившей поэта далеко от дома, друзей и привычной обстановки. Море жизни поэт описывает как самое комфортное для паруса.
В нем есть и ветер, и волны, струя воды под кормой удивительно красива. Но все же парус находится в тревоге и поиске. Море огромно, в нем парус теряется, и поэтому он настолько одинок. Он жаждет действий, бури. И все же, несмотря на жажду действий парус ищет покой, но не умиротворенный, а полный деятельности и стремления к цели. Главная идея стиха В стихе автор рассказывает о стремлении от одиночества, неопределенности и растерянности к деятельному покою. Ведь только тогда, когда человек находит свое предназначение в жизни и начинает его исполнять, он находит покой своей душе и чувство, что стоит на своем месте в жизни и делает свое дело. Через прекрасный образ паруса в море, поэт рассказывает о метаниях своей души, которые не касаются понятий «счастье-несчастье». Он счастия не ищет И не от счастия бежит!
Он жаждет смысла своей жизни, участия в чем-то по-настоящему важном. Поэт не уверен, что оставил это, самое важное, позади. Он также не знает, что найдет на новом месте. Автор стихотворения еще не знает, что именно может привести его к цели и надеется, что ему поможет буря.
Сам поэт стоял перед своим выбором пути в жизни.
Покинув университет и забыв мечту стать филологом, Лермонтов поступил в юнкерскую школу.
Быть может, грустное восприятие паруса, переходящее в глубокое философское раздумье, и сам образ были навеяны стихами А. Бестужева-Марлинского «Андрей, князь Переяславский». По композиции стихотворение представляет собой расчлененный символический образ, данный в развитии. В стихотворении три строфы. Каждая состоит из двух различных по своему характеру частей: первый и второй стихи строчки воссоздают предметный образ меняющуюся картину моря и паруса , а третий и четвертый — мысли и переживания лирического героя. Если прочитать стихотворение по-иному: сначала первые два стиха каждой строфы, а потом два заключительных стиха, то исчезнет переживаемое напряжение.
При всей своей лаконичности двенадцать строк оно поражает образностью, поэтической красотой, глубиной переживаний, чувств и мыслей, заключенных в нем. Образ паруса навевает спокойствие и гармонию, настраивает на чуть мечтательный лад. Но в сущности этот парус так похож на самого автора, что невольно за простыми строками чувствуешь душу самого поэта. Романтическое мироощущение, свойственное ранним стихам Лермонтова с их неприятием повседневной действительности, темой одиночества и жаждой неограниченной свободы, в стихотворении "Парус" уже переосмысливается и углубляется. Лермонтов старается быть объективным, изображая внутреннее "я". Это не однозначное роман-тическое самоутверждение. Мы это можем видеть, анализируя композицию стихотворения. В первых двух строках каждой строфы поэт рисует меняющуюся картину моря и парус, а в двух последних показывает реакцию лирического героя, который пытается разгадать тайну судьбы паруса и дать ей оценку. Все стихотворение построено на ярких и контрастных противопоставлениях. С одной стороны, буря, а с другой — покой и умиротворение, чужая и далекая страна и родной край, движение навстречу неизвестности и бегство от постылой и наскучившей жизни, обретения и потери, далекое "там" и "тогда" и близкое "здесь" и "сегодня", сиюминутное "сейчас" и вечное "всегда".
«Парус», анализ стихотворения Лермонтова
Мы видим в ней, как зеркале, душу поэта, и парус — это уже сам поэт, его душа, его ищущее сердце. И ближе становится смысл: в сущности, стихи не о парусе — стихи о самом себе. Поэт всегда таков, таким он должен быть, для этого он и рожден. И все стихотворение подчинено этой мысли, переданной через образ паруса.
Одни историки склонны верить ранее представленной версии о том, что Михаил Юрьевич сам бросил учебу. Другие же уверены в том, что его безалаберное поведение в университете стало причиной принудительного окончания ВУЗа в Москве. Лермонтов по «Парусу» анализ стихотворения не составлял, а также не комментировал те сложные события в его жизни.
Поэтому подлинная история создания стихотворения остается предметом спора историков и литераторов. Парус: средства выразительности Михаил Юрьевич использовал популярные средства выразительности в своем знаменитом стихотворении. Благодаря богатому литературному языку автора, что подтверждается в анализе стихотворения «Парус» Лермонтова за 9 класс, произведение получилось ярким, запоминающимся, глубоким и легким одновременно. Чтобы понять, в чем секрет творчества поэта, требуется проанализировать, какие использовались в «Парусе» Лермонтова средства выразительности, и почему автор выбрал именно их. Опытному читателю сразу бросается многообразие эпитетов. Их можно подробно разобрать в анализе стихотворения «Парус» Лермонтова за 7 класс.
Среди примеров: «одинокий» парус , «голубом» о морском тумане , «золотой» про луч солнца. Если изучать «Парус» Лермонтова в анализе с цитатами, акцентируя внимание на прочих средствах выразительности, следует упомянуть олицетворения. Они используются в одной строчке второго четверостишия произведения: «Играют волны — ветер свищет». Здесь природные явления волна, ветер приобретают не свойственные им «живые» черты. Волны по своей природе не могут играть — это особенность одушевленных предметов, ровно как и ветер, который не наделен свойством свистеть. Но для убедительного изображения бури автор использует олицетворение, придавая пейзажу признаки «живого» персонажа.
Среди прочих средств выразительности, упомянутых в анализе стихотворения «Парус» Лермонтова за 5 класс, отмечена синекдоха. Она характеризует упоминание части предмета в качестве целого. Синекдохе посвящена тема стихотворения.
Инверсии придают стихотворению большую выразительность. В стихотворении Лермонтов передал свои мысли и переживания относительно изменений, которые произошли в его жизни.
А также показал, что он не ищет счастья и гармонии, а жаждет бурь, потому что таков его «одинокий» и «мятежный» нрав. Анализ стиха Лермонтова Парус Михаил Лермонтов переживал трудные для себя времена. Писатель был вынужден отправиться в Петербург, отказавшись от своей мечты стать филологом, в пользу другой, новой, неизвестной жизни. По просьбе своей бабушки, Лермонтов отказывается от учебы в университете Москвы, и поступает в юнкерскую школу Петербурга. Именно в момент переезда юного писателя посещают мысли о своем прошлом и будущем.
Гуляя по городу, и берегу залива, автор наблюдает за красотой, он решается отобразить свои чувства в произведении «Парус». В стихотворении Лермонтов отчетливо и тонко передает не только глубину чувств, но и зрелые мысли. В стихотворении четко виднеются грани между лирическим героем и самим парусом. Морской пейзаж, который меняется под буйство волн, полностью отображает внутренние переживания, терзающие главного героя изнутри. Через образ моря писатель решает изобразить саму жизнь, а вот изображая парус, автор описывает душу человека.
Таким образом, возникающий конфликт между морем и парусом символизирует непосредственно конфликт между жизнью и человеком. Герой, словно парус, брошенный в море жизненных преград. Он словно выбран, бесконечно блуждать между такими же одинокими людьми как сам. Стихотворение «Парус» написано в жанре новеллы. Его можно отнести к пейзажно-символическому произведению.
В первую очередь «Парус» имеет в своем замысле философское начало, а вот описанный пейзаж олицетворяет внутренний мир героя. Для более точного описания главной темы писатель применяет метафоры, использует эпитеты, он даже пользуется антитезой. В центре событий оказывается одинокий парус, плывущий по морю, которое не слишком спокойное на тот момент. Возникшая буря, становится сложной преградой для маленького паруса, но он должен преодолеть ее и выстоять, чтобы не сбиться с намеченного пути. Так вот и человек, намечая что-то в своей жизни, сталкивается с множеством проблем, кто-то с ними справляется, а кто-то, словно парус в бурю, уходит ко дну.
Произведение слишком тесно связано с личными переживаниями поэта. Ему очень тяжело было оставить родной город, прежнюю жизнь полностью изменив ее. Он уверен, что жизнь приготовила массу неизведанных приключений и загадок, которые он просто обязан решить. Юный поэт придает своему произведению некую мелодичность и красоту. В нем полностью раскрываются чувства.
Лермонтов убежден, что душа поэта, словно парус из стихотворения, ей суждено скитаться по земле в одиночестве. Только душа, жаждущая свободы будет искать, и ждать бурю, как толчок для чего-то нового на своем пути. Таким образом, произведение «Парус» несет в себе философское размышление самого автора о жизни, и принятых им решениях. Как бы нам этого не хотелось, но судьба все равно распределится иначе, как решит сама. Несмотря на душевные терзания в момент написания стихотворения, Лермонтов все же в полной мере отобразил душевный настрой самого себя.
Его стихотворение "Парус", положенное на музыку, стало песней. Но и читая его в стихотворной форме, можно насладиться описанием голубого моря, прочувствовать легкий морской бриз и чарующее восходящее солнце. Само слово "парус" вызывает в человеке жажду скитаний и открытий, мечтаний и таинственности. Белый цвет паруса символизирует безмятежность и покой. Он символизируется с человеком, который одинок.
Но одиночество не является признаком плохих людей. По мнению Лермонтова на одиночество обречены люди талантливые. Отражение этой мысли мы находим и в других произведениях Михаила Юрьевича, например, в "Пророке".
Идёт направо - песню лает. Налево ходит как и все. Там чудеса, там леший бродит, Сидит Ундина на траве. Там на тропинках неизвестных Ждут отпечатков наших ног. Там - дом на крокодильих лапах Стоит без окон, на дверях - замок. Станислав Чеменов Профи 550 6 месяцев назад "Парус" - это одно из самых известных стихотворений Михаила Лермонтова, написанное им в 1832 году. Это произведение отличается своей глубиной и многогранностью толкования. В "Парусе" автор использует изображение парусника на море, чтобы выразить философскую мысль о жизни, судьбе и борьбе с ними.
Анализ стихотворения Лермонтова Парус 6 класс
В стихотворении “Парус” Лермонтов помимо темы одиночества, поднимает также главную и вечную тему – цель и смысл человеческой жизни. Попробуйте передать идею стихотворения, как вы понимаете её, чтением наизусть (1-2 учащихся по желанию). А теперь послушайте актёрское исполнение и объясните, какие чувства выразил чтец и как он относится к парусу. Парус, рассмотрим тему, идею, средства выразительности и основную мысль. Основная мысль произведения-это тема одиночества поэта,он как парус,белеет на фоне моря. Главная мысль стихотворения — поиск своего предназначения. Одинокий парус не видит спасения в безмятежном покое и решается вступить в бой со стихией.
Анализ стихотворения «Парус» Лермонтова - интересные факты и отзывы
Основная мысль произведения-это тема одиночества поэта,он как парус,белеет на фоне моря. ^^^1 вариант анализа стихотворения (230 слов)Стихотворение «Парус» было написано в 1832 году, в самом начале творческого пути Лермонтова. Стихотворение «Парус» — образец раннего творчества М.Ю. Лермонтова, к которому сам писатель не относился довольно-таки серьезно, он даже не включил его в список избранных. Центральные символы стихотворения – парус и море, которые подобны человеку на его безбрежном жизненном пути. Парус, рассмотрим тему, идею, средства выразительности и основную мысль. Смысл стихотворения «Парус» заключается и в том, что жизнь подобна морю — она испытывает судно, гнет и ломает мачту, обрушивает на корабль гнев стихии.
Определите тему и идею стихотворения Парус - Лермонтова
Таким образом, парус одновременно символизирует человека с определенной судьбой и характером. Авторское Я в стихотворении спрятано в 3 и 4 строках каждой строфы, где, не делая констатирующих выводов, автор наталкивает нас на размышления: Что ищет он в стране далекой? Что кинул он в краю родном? Как будто в бурях есть покой. Хронотоп «Паруса» несет в себе пространственно-временные несоответствия.
В первой строфе кажется, что времена глаголов употреблены в полном соответствии с линейным течением времени белеет — ищет — кинул , но парус находится в море, а ищет что-то «в стране далекой», и логичнее было бы сказать «что хочет найти». Соотнося все три строфы, можно отметить, что в море одновременно и туман, и буря, и «луч солнца золотой», но мы понимаем, что автор хотел передать, наоборот, разновременность этих событий, не один момент в судьбе паруса, а целый отрезок жизни. Этим и будут мотивированы эти пространственно-временные несоответствия. А его «мятежный» герой в то же время проходит все эти состояния, не изменяя себе, но и не находя в них отрады, противясь им всем.
Также несоответствия в хронотопе могут быть вызваны тем, что, как отмечает в комментариях к Белой книге Павел Матюшев, Лермонтов пишет не то море, которое видит перед собой а скорее, не только его , «а воссоздаёт по памяти собственную акварель с морем и парусом, скопированную им два года назад в Москве с колтыковского иллюстрированного издания «Сказки о царе Салтане». О композиции стихотворения мы уже упоминали, когда говорили о жанровой принадлежности стихотворения. В двух первых строчках каждого четверостишия возникает картина меняющегося моря, а в двух последних передаётся чувство, вызванное ею. Композиция «Паруса» чётко показывает разделение паруса и лирического героя стихотворения.
Таким образом, в стихотворении можно выделить два сюжета. Первый, внешний — движение паруса в море, второй — размышления о парусе, попытка понять его тайну. Говоря о поэтическом языке стихотворения, хочется привести цитату Н. Шанского: «Перед нами изумительное по своей образности и выразительности стихотворение, могущее быть эпиграфом ко всей лермонтовской лирике».
Так, академик Дмитрий Лихачёв , вспоминая о Петербурге своего детства, воспроизвёл одну из городских легенд, рассказывающую о том, что «Парус» был сочинён Лермонтовым на террасе Монплезира [5]. Сам Лермонтов не относился к «Парусу» серьёзно, а потому не включил этот поэтический экспромт в собственное собрание сочинений 1840 [7]. Основная тема[ править править код ] Лермонтов. Эта тема «море — жизнь» была начата его предшественниками ещё в конце XVIII века и продолжена Пушкиным , который в стихотворении «Предчувствие» 1828 писал: «Равнодушно бури жду». Восемнадцатилетний пылкий Лермонтов, по словам Шанского, «не ждёт бури, а просит её» [9] : Пусть впереди не видно пока ничего особо утешительного, надо действовать, искать, бороться.
Свидетельством того, что тема морской стихии была по-настоящему близка Лермонтову, является его акварельная работа 1828—1831 , которую исследователи называют «своеобразным графическим комментарием к литературным замыслам поэта», в частности, к «Парусу». Рисунок близок к основной теме стихотворения: Лермонтов-художник и Лермонтов-поэт «слились в едином, тревожно-романтическом восприятии мира» [10]. Авторское я спрятано. Даже в психологической половине стихотворения оно лишь угадывается. Местоимения я в тексте нет вовсе.
Зато местоимение он употребляется шесть раз, постоянно отсылая нас к парусу, в том числе и тогда, когда перед нами мысли и раздумья поэта.
Перспектива стать военным, с одной стороны, не сильно вдохновляла юного поэта. Но в то же время он мечтал о подвигах, которые выпали на долю его предков, хотя и понимал, что в лучшем случае судьба забросит его на Кавказ, где в то время велись военные действия. Накануне поступления в юнкерскую школу Лермонтов написал стихотворение «Парус», которое в полной мере отражает его настроения и далеко не самые радостные мысли. Если отбросить предысторию и не брать в расчет факты, то это произведение можно по праву отнести к одному из самых романтических и возвышенных стихотворений поэта.
Однако это далеко не так, потому что автор не ставил перед собой задачу создать образец пейзажной лирики. В этом стихотворении он отождествляет себя с парусом, который одиноко белеет « в тумане моря голубом», подчеркивая тем самым, что, пожалуй, впервые в жизни оказался перед необходимостью принятия важного решения. И в то же время автор мысленно оглядывается назад, осознавая, «что кинул он в краю родном». Уход из университета поэт не считает для себя серьезной потерей, так как не видит смысла продолжать учебу и заниматься наукой. Гораздо больше Лермонтова беспокоит тот факт, что придется покинуть любимую Москву и единственного по-настоящему близкого ему человека — бабушку Елизавету Алексеевну Арсеньеву, которая заменила ему и отца, и мать.
Однако поэт понимает, что эта разлука неизбежна, так как ему предначертан свой собственный жизненный путь, который, как предполагает Лермонтов, будет отнюдь не простым. Эту мысль в стихотворении автор выражает при помощи удивительно красивой метафоры, отмечая, что «ветер свищет, и мачта гнется и скрипит». При этом поэт с горечью отмечает, что в своих предстоящих скитаниях «он счастия не ищет, и не от счастия бежит». Однако до того, как жизнь поэта кардинально изменится, пройдет еще несколько лет, которые покажутся Лермонтову невыносимо скучными. Приняв решение в пользу карьеры военного, он рвется в бой и мечтает о славе.
Именно поэтому идиллическая картина морского пейзажа, так напоминающая жизнь Лермонтова-юнкера, совершенно его не прельщает. И, отвечая самому себе на вопрос, чего же он хочет в жизни, поэт отмечает, что «он, мятежный, просит бури, как будто в буре есть покой», вновь олицетворяя себя с одиноким парусом. Таким образом, данное стихотворение является философским размышлением Лермонтова над собственным будущим. Впоследствии именно жажда подвига толкала его на рискованные и необдуманные поступки. Однако судьба распорядилась иначе: Лермонтов не стал великим полководцем, но вошел в историю как блестящий русский поэт и писатель, чьи произведения спустя почти два века по-прежнему вызывают искреннее восхищение.
Краткий анализ История создания — стихотворение было написано в 1828 году на берегу Невы в Петербурге. Тема — одиночество, неизвестность, душевный мятеж.
Лермонтов уподобляет человеческую душу парусу, который ищет удовлетворения в этой жизни, но постоянно мечется между жизнью и смертью. Она ищет смятений и потрясений, жаждет чего-то нового и иного; покой не приносит ей удовлетворения, поэтому она готова пойти на все, чтобы осуществить свои желания. Спокойный образ жизни не способен удовлетворить такую душу; ей нужна постоянная борьба, неповиновение и стремление к трансформации. История создания Это был трудный период в жизни Лермонтова, когда он переехал в Петербург, незнакомое и чужое для него место, покинув Москву и университет, где он изучал литературу. Прислушавшись к наставлению бабушки, которая видела в нем только военного, он записался в школу гвардейцев. Литературоведы считают, что прогулки по набережным Невы и подтолкнули поэта к созданию этого стихотворения о белеющем парусе. Лермонтов не относился к своему литературному творению серьезно, считая его чем-то неважным. Он даже не включил его в свой сборник стихов, опубликованный в 1840-ом г.
Но именно этому стихотворению была суждена вечная слава. Анализ стихотворения В центре повествования в стихотворении — парус, который служит аналогией для поэта. Изначально он представлен с точки зрения постороннего человека и уподоблен тому, кто ищет ответы о жизни. Море символизирует социальный контекст, судьбу и все то, что заставило автора отдалиться от дома и семьи. Красота океана и теплый солнечный свет… Что еще нужно для безмятежной жизни? Но этого недостаточно для парусника, он хочет испытать шторм, желая погрузиться в собственные эмоции. Жизнь подобна морю, она изгибается как змея, бушует как океан и пытается своими водами разорвать парусник на части.
Исследование структуры стихотворения Лермонтова «Парус» по плану
Если в первой строфе прослеживается единение белоснежного паруса и героя в чувстве одиночества, то в завершении они противопоставляются. Штиль вокруг паруса противоположен внутренним метаниям героя, желанию окунуться в стихию, жить настоящей жизнью, полной чувств и авантюрных приключений. Жанр произведения — пейзажно-символическая лирика, лирическая новелла. Потому что в произведении сквозь изображение пейзажа проступает глубокий философский смысл: в жизненной стихии каждый человек напоминает парус, который по сути своей одинок, и вся жизнь посвящена попыткам выплыть, выбраться из бури житейских перипетий. Написан стих четырехстопным ямбом, рифма — перекрестная.
Образы и аллегории Главный образ в произведении — сам автор, его экзистенциальная суть. Необычна его подача, он будто проступает из-за морского пейзажа. Читатель может его почувствовать в отстраненном рассказе автора о белоснежном парусе. Лирическое «Я» скрыто за образом паруса, качающегося на морских волнах.
Поэт выразил таким образом неопределенность его молодой жизни, внутренние поиски своего призвания и неуверенность в будущем. Парус аллегоричен, через него показана внутренняя жизнь героя. Точно так же через образ бушующего моря передается понимание жизни как переменчивой стихии, с которой необходимо бороться и преодолевать трудности. В образе паруса заключены две самые важные для Лермонтова аллегории — одиночество и свобода.
Для автора эти понятия были синонимичны. Именно поэтому в завершение автор решает обрести внутреннюю гармонию в буре. Выбор тропов подчиняется общему символизму произведения. Скрытым смыслом наполняют пейзаж олицетворения: волны играют, свищет ветер, просит бури.
В последней строфе автор создает контраст между тихой картиной штиля, ярко описанной при помощи сравнения «струя светлей лазури», эпитета «луч солнца золотой», и внутренними переживаниями героя. Стих насыщен глаголами, что придает определенной динамичности в изображении героя наряду с тем, что пейзаж в основном статичен, и позиция героя якобы созерцательная. Часто автор употребляет повторы и анафоры. Также символизма придает использование синтаксического параллелизма в сочетании с анафорой.
Произведение «Парус» — яркий пример романтической лирики. Лермонтов начал писать необыкновенно рано. Знаменитый «Парус» — создание семнадцатилетнего поэта. Образы бури, моря и паруса характерны для ранней лирики Лермонтова, где свобода поэтически связывается с одиночеством, мятежными стихиями.
Развитие поэтической мысли в нём своеобразно и отражено в особой композиции произведения: читатель всё время видит морской пейзаж с парусом и автора, размышляющего о них. Причём в двух первых строчках каждого четверостишия возникает картина меняющегося моря, а в двух последних передаётся чувство, вызванное ею. Композиция «Паруса» чётко показывает разделение паруса и лирического героя стихотворения. Центральный образ стихотворения тоже двух планов : это и реальный парус, что «белеет в тумане моря голубом», и одновременно человек с определённой судьбой и характером.
В композиции чувствуется двойное движение: парус углубляется в просторы морской стихии. Это внешний сюжет стихотворения. Другое движение связано с нашим пониманием тайны паруса : от вопросов 1 строфы к сочувственным восклицаниям второй, от них к узнаванию самого страстного и заветного желания паруса и оценке этого желания. В 1 строфе взгляд поэта останавливается на овеянной туманом морской дали с одиноким парусом, который белеет , не сливаясь с морем.
Сколько людей не один раз в жизни видели такой пейзаж, но у Лермонтова с ним связано поэтическое раздумье. Возникают вопросы: Что ищет он в стране далёкой, Что кинул он в краю родном? Антитеза ищет — кинул, далёкой — родном вводит в стихотворение контраст , который служит основой композиции в данном произведении. Стих звучит легко и плавно, обилие звуков Л, Р, Н, М и пропуск одного и того же ударения в первых двух строках передают лёгкое колыханье морской волны во время штиля.
Но вот море меняется. Набежавший ветер поднял волны, и они, кажется, готовы смять парус, «мачта гнётся и скрипит». Свист ветра и шум моря передаются новой звуковой гаммой: преобладающими становятся С, Т, Ч, Щ. Чувство смутной тревоги при виде этой картины переходит в грустную безнадёжность от сознания, что для паруса нет не было счастья и что счастье для него вообще невозможно: Увы!
Он счастия не ищет И не от счастия бежит. Одиночество и простор не несут освобождения от мучительных вопросов, встреча с бурей не даёт счастья. Буря не избавляет парус от томительности существования, но буря всё же предпочтительнее умиротворения и гармонии. Эта мысль звучит в последней строфе стихотворения.
И снова стихает и голубеет море, светит солнце. Но эта радостная для глаз картина успокаивает совсем ненадолго. Мысль автора контрастна ей по настроению и звучит вызовом всякому спокойствию: А он, мятежный, просит бури, Как будто в бурях есть покой! Резкие переходы от одного состояния к другому, смена контрастных пейзажей подчёркивает разновременность событий, непохожесть их друг на друга.
Парус, однако, во всех случаях противостоит окружению. Контрасты пейзажей выявляют противостояние паруса любой среде, открывают его мятежность, неутомимость его движения, вечное несогласие паруса с миром. Природа в «Парусе», как и во многих стихотворениях поэта, живописна. Вот целая палитра ярких и радостных красок: голубых туман , лазурных море , золотых лучи солнца , белых парус.
Главного героя стихотворения поэт характеризует двумя эпитетами : «одинокий» и «мятежный». Для Лермонтова одиночество связано с невозможностью счастья, отсюда лёгкая грусть в самом начале стихотворения. Но парус не боится бури, силён духом и непокорен судьбе — мятежный! Для многих поколений стихотворение «Парус» стало не только поэтическим признанием Лермонтова, но и символом тревожной неуспокоенности, вечных поисков, мужественного противостояния высокой души ничтожному миру.
Добавил: MrYava 127020 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение. В первоначальном варианте первая строка звучала: «Белеет парус отдаленный». Окончательный вариант этой строки был заимствован из поэмы «Андрей, князь Переяславский» А.
В стихотворении нашли отражение личные переживания юноши. Незадолго до этого он покинул Московский университет, оставив мечту стать филологом. По настоянию любимой бабушки Лермонтов переехал в Петербург, намереваясь поступить в юнкерскую школу. Перед поступлением молодой человек много размышлял о своем прошлом и возможной будущей судьбе — эти мысли и чувства легли в основу произведения.
Стихотворение молодого поэта отличает не только яркая образность, мелодичность и поэтическая красота, но и отраженная в нем глубина переживаний и чувств, удивительная зрелость мысли. Читайте также: Загадки про реки и моря Композиционно стихотворение состоит из трех строф. Композиция четко разделяет парус и лирического героя: в каждой строфе две первые строки рисуют меняющийся морской пейзаж, а две последующие строки отображают внутреннее состояние и чувства наблюдающего за парусом лирического героя. Лермонтов использует многоточие для разделения описания природы и строк, посвященных психологическому состоянию героя.
Образы стихотворения аллегоричны. Для обозначения жизни поэт использовал традиционный образ моря, символизирующий жизненные перипетии, а парус — символ самого человека, его души. Конфликт «парус — море» переходит в конфликт «человек — жизнь». Человек, брошенный в житейское море, бесконечно одинок среди таких же барахтающихся в нем людей.
В «Парусе» авторское «я» спрятано, но его легко угадать за местоимением «он»: в отличие от слова «парус», употребленного лишь в первой строке, оно встречается в тексте шесть раз. В первой строфе образы паруса и лирического героя объединены словом «одиночество». Одиночество героя вызвано разочарованием в жизни, горечью каких-то утрат; он задается мучительным вопросом: как достичь внутренней гармонии. Во второй строфе герой ищет спасение от одиночества в борьбе со стихией, но, «увы», встреча с бурей не приносит счастья — счастье невозможно найти извне, оно заключено внутри человека.
В третьей строфе наперекор умиротворенной, гармоничной картине мира герой стремится обрести душевный покой в обновлении жизни, в очистительной буре. Наряду с мотивом одиночества, Лермонтов поднимает в «Парусе» неизменно интересующую его тему — проблему цели и смысла человеческого бытия. Пейзаж в произведении отображает внутренний мир поэта.
Таким образом, произведение «Парус» несет в себе философское размышление самого автора о жизни, и принятых им решениях. Как бы нам этого не хотелось, но судьба все равно распределится иначе, как решит сама. Несмотря на душевные терзания в момент написания стихотворения, Лермонтов все же в полной мере отобразил душевный настрой самого себя. Его стихотворение "Парус", положенное на музыку, стало песней. Но и читая его в стихотворной форме, можно насладиться описанием голубого моря, прочувствовать легкий морской бриз и чарующее восходящее солнце. Само слово "парус" вызывает в человеке жажду скитаний и открытий, мечтаний и таинственности. Белый цвет паруса символизирует безмятежность и покой.
Он символизируется с человеком, который одинок. Но одиночество не является признаком плохих людей. По мнению Лермонтова на одиночество обречены люди талантливые. Отражение этой мысли мы находим и в других произведениях Михаила Юрьевича, например, в "Пророке". Используя в стихотворении бушующее море, поэт подразумевает под ним людей жестоких и резких на слово и дело. Пугающее великолепие морских волн сменяется переживаниями самого автора, ведь Лермонтов сильно переживал по поводу своего ухода из университета, в котором учился. Но уход требовался. Он выбрал иную жизненную дорогу - путь поэта и пророка. Лермонтовский "Парус" литературоведы относят к жанру лирической новеллы, в которой автор рассматривает философские мысли и преподносит читателю свои размышления. Мы видим одиночество автора.
Он, мятежный, просит бури, как будто в буре есть покой. Лермонтову удалось передать читателю свои чувства по поводу того, что он покинул Москву. Виднеющийся вдалеке белый парус очень точно проявляет чувства поэта. Он пытается найти далекий берег, на который он сможет-таки вступить твердой ногой и почувствовать, что это его пристанище. Только там он сможет спастись от неустойчивости моря. Строки этого стихотворения сплошь наполнены душевными переживаниями поэта, которые мы все так же ярко можем прочувствовать спустя две сотни лет... Лермонтов с раннего детства рос замкнутым ребенком, его не редко дразнили из-за броской необычной внешности и буйного характера. Кроме того, юный Лермонтов все больше обособлялся от общества своих сверстников, часто уезжая лечиться на Кавказ и меняя свое окружение. К семнадцати ситуация накалилась до предела: поэту пришлось расстаться со своей мечтой, бросить обучение в университете Москвы и переехать в Питер по настоянию бабушки. Все эти обстоятельства явились предтечей сложного душевного состояния юного поэта, которое нашло отражение в знаменитом стихотворении «Парус».
Рассуждения поэта кажутся мудрыми, не по годам точными и лучше всего передают читателю сложный характер юного поэта. Стихотворение просто — в нем всего три строфы. Поэтом четко проведены грани между образом произведения и его лирическим героем. В то же время этот переход не заметен читателю. Образ одинокого парусника, будто бы сливается с героем произведения: две первые сроки описывают картину моря, а следующие продолжают описание человеческих чувств. Именно этот прием помогает Лермонтову добиться метафоричности произведения, заключить один образ в другом, при этом не соединяя их в одно целое. Жизнь, в понимании поэта, предстает в образе моря, парус - в образе человека. При этом брошенный в «тумане моря голубом» парусник остается так же одинок, как человек, отдаленный от других людей в жизни: где-то в море есть еще парусники — где-то в мире есть люди, но в этот миг вблизи никого, в этот миг существует лишь одиночество. Лермонтов, продолжая играть взаимосвязанными образами «жизнь — море», задается в стихотворении философскими вопросами: чего ищет человек в мире, одинок ли он в своем поиске? Волнует поэта и другой вопрос: почему многие люди будь то отважные солдаты или неутомимые деятели искусства постоянно желаю пребывать в поиске неизведанного, сквозь бури и штор возвращаться в тихую спокойную жизнь, в которой находят ответы на свои вопросы и вновь стремиться назад, в неизвестное и опасное.
Стихотворение является ярким примером пейзажно-символического произведения: душевное состояние лирического героя передается через состояние природы. В «Парусе» использована рифма, повторяющаяся через строку. Средства выразительности: повторы, с упором на вопросительные фразы что ищет?
Именно он обосновал романтическую идею полной свободы художника: противостояние одинокой романтической личности миру, контрастный способ изображения действительности и выражения души поэта. Байрон и Руссо также были близки Лермонтову. Английский поэт не принимал лицемерия общественных установлений, поставив личность и общество во враждебные отношения. Что же касается Руссо, то Лермонтову наиболее близка руссоистская коллизия: природа — цивилизация, особенно в байроновском преломлении.
Это отразится в стихотворении Лермонтова «Парус», анализ которого предстоит сделать. Природа, общество, личность в творчестве М. Лермонтова Природе у Лермонтова противостоит общественный человек, который выдумал свои законы. Гармоничная природа и страдающее от противоречий общество враждуют между собой. Для романтизма мир, каким он мыслился Богу, в замысле прекрасен и совершенен. Но он не совершенен в исполнении, потому что Создатель поручил его завершение человеку. Однако человек не исполнил достойно задачу, поставленную перед ним Творцом.
Эти кратко обрисованные истоки, питавшие Лермонтова, предопределили стиль его ранней лирики. На первый план в ней вышла идея личности, которая заявляла о своих неотъемлемых правах, обращалась к миру со своими вопросами, сомнениями и претензиями. Выражение идеи личности потребовало нового стиля. Все почувствовали разрушение пушкинского канона. Юный Лермонтов внёс напряжение в нашу поэзию. Он лишает стих и поэзию гармони и равновесия, чтобы стихи звучали более страстно и остро. В дальнейшем, примером послужит анализ стихотворения Лермонтова «Парус».
У поэта всё рассчитано на внушение читателю определённого эмоционального впечатления. Всё должно работать на создание выразительности целого. С этим связаны две противоречивые тенденции. С одной стороны, поэт не избегает простых определений. С другой стороны, утонченная и изощренная книжно-поэтическая живопись, а также напряженность психологических состояний. А теперь, ознакомившись в целом с тенденциями поэзии юного творца, мы приступим к анализу стихотворения Лермонтова «Парус». История создания В 1832 году М.
Лермонтов из Москвы уезжает в северную столицу, чтобы поступить в университет.
Что кинул он в краю родном? Играют волны, ветер свищет, И мачта гнется и скрыпит; Увы! Незадолго доэтого он покинул Московский университет, оставив мечту стать филологом.