Гротеск в литературе — одна из разновидностей комического приёма, которая сочетает в фантастической форме ужасное и смешное, безобразное и возвышенное, а также сближает далёкое, сочетает несочетаемое, переплетает нереальное с реальным, настоящее с будущим. Гротеск нарушает границы правдоподобия, придаёт изображению условность и выводит образ за пределы вероятного, деформируя его. Примеры гротеска в литературе Образы, возникающие пред сознанием в гипертрофированном виде, чаще всего призваны воздействовать на подсознание, выдавая таким образом секретные мысли и тайные метания. Термин «гротеск» получил распространение в XV – XVI веках, когда при раскопках древнеримских подземных помещений были обнаружены настенные росписи с причудливыми узорами, в которых широко использовались мотивы из растительной и животной жизни. Элементы реальности в обоих этих произведениях имеет гротеск, и не только в них: примеры из литературы, представленные творчеством других авторов, также доказывают присутствие двух элементов в нем (фантастических и реалистических).
Значение слова «гротеск»
Гротеск в литературе возникает тогда, когда реальное и фантастическое сталкиваются в едином образе (чаще всего это гротесковый персонаж). Обычно слово это служит для обозначения смешного, странного или исключительного явления, и с этой стороны «гротеск» может иметь значение известного приема в области искусства вообще и литературы, в частности. это комический прием. От юмора и иронии гротеск отличается тем, что комическое в нем неотделимо от страшного. В эстетическом отношении гротеск в литературе является реакцией на “принцип правдоподобия”, на искусство педантичной верности “природе”. Социально-психологический, или реалистический, гротеск в русской литературе впервые был наиболее полно реализован в прозе Андрея Синявского (Абрама Терца) и Юлия Даниэля (Николая Аржака). Таким образом, гротеск в повести Гоголя «Нос», который возникает из фантастической обусловленности, открывает целое пространство для развития героев и сюжета.
Гротеск в литературе
Социально-психологический, или реалистический, гротеск в русской литературе впервые был наиболее полно реализован в прозе Андрея Синявского (Абрама Терца) и Юлия Даниэля (Николая Аржака). Значение слова гротеск – что это такое в литературе. Разновидности гротеска В литературе исторически сформировались следующие основные виды гротеска: Карнавальный, основанный на противоречиях бытия.
Этапы развития гротеска
Гротеском в литературе называется художественный приём, с помощью которого описывается что-то фантастическое, абсурдное, невозможное для реально существующего мира. Обычно слово это служит для обозначения смешного, странного или исключительного явления, и с этой стороны «гротеск» может иметь значение известного приема в области искусства вообще и литературы, в частности. Гротеск сочетает в фантастической форме ужасное и смешное, безобразное и возвышенное, а также сближает далёкое, сочетает несочетаемое, переплетает нереальное с реальным, настоящее с будущим, вскрывает противоречия действительности. Гротеск — архитектурный декор и жанр в литературе: что такое гротеск, особенности, история возникновения. Примеры гротеска в литературе Образы, возникающие пред сознанием в гипертрофированном виде, чаще всего призваны воздействовать на подсознание, выдавая таким образом секретные мысли и тайные метания.
Этапы развития гротеска
В позапрошлом году вышла книга Ю. Манна «О гротеске в литературе», содержащая теоретическое рассмотрение проблемы литературного гротеска, характеризующая место гротеска в реализме. Гротеск стал популярным приемом и в литературе. Гротеск — изображение человека, событий или явлений в фантастическом, уродливо-комическом виде. В литературе — одна из разновидностей комических приёмов, которая сочетает в фантастической форме ужасное и смешное, безобразное и возвышенное. Слово гротеск в литературе Гротеск в википедии означает соединение реальности и фантастики, как комбинация правды и карикатуры, как сплетение гиперболы и алогизма. Grotesque от французского причудливый. Гротеск — это особый стилистический прием, который используется в литературе, изобразительном искусстве, а также в дизайне и рекламе.
Что такое гротеск в литературе?
Использование гротеска в литературе. В литературе гротеск используют для достижения нескольких целей. В эстетическом отношении гротеск в литературе является реакцией на “принцип правдоподобия”, на искусство педантичной верности “природе”. Гротеск и чертовщина. В середине 1830-х Гоголь обращается к городским сюжетам, сочетая социальную сатиру с более глубокими наблюдениями за иррациональностью русской жизни. Гротеск – это «изображение людей, предметов, деталей в живописи, театре и литературе в фантастически преувеличенном, уродливо-комическом виде; своеобразный стиль в искусстве и литературе, которым подчеркивается искажение общепринятых норм и одновременно. Гротеск в зарубежной литературе. гротеск в литературе. Определение гротеска включает в себя соотношение изображения с реальностью с целью подчеркнуть явную, бросающуюся в глаза фантастичность и нелепость.
Литература гротеска 1-я часть
Смешение человеческих и животных форм - это древнейший вид гротеска. В языке слово гротеск закрепилось в значении странное, неестественное, причудливое, алогичное, и в этом отражение важнейшей стороны эстетического явления, свойственного всем родам искусства. Гротеск в литературе может быть не только приемом, элементом стиля, окрашивающим произведение в алогичные тона, но и способом типизации. В эстетическом отношении гротеск в литературе является реакцией на «принцип правдоподобия», на искусство педантичной верности «природе». Такой реакцией на искусство классицизма стал романтизм. В это время приходит и осознание эстетической сущности гротеска. Гюго популярность этого термина возросла.
Гротеск часто внешне непритязателен. Рабле во введении к роману обращается к читателям, «добрым ученикам и прочим бездельникам» с просьбой не судить по внешней веселости, не подумав как следует, не начинать смеяться. Гротескный образ стремится к крайнему обобщению, выявлению квинтэссенции времени, истории, явления, человеческого бытия. В этом гротескный образ сродни символу. Гротескная «Шагреневая кожа» была помещена Бальзаком над «нижним слоем» произведений - «Сценами нравов». Гоголевская «Шинель» - это не только и не столько защита «маленького человека», сколько квинтэссенция ничтожности его бытия.
По словам Салтыкова-Щедрина, «История одного города» возникла, чтобы вобрать в себя самую суть «тех характеристических черт русской жизни, которые делают ее не вполне удобною». Гротеск в литературе - художественное единство контрастов: верха и низа человеческою тела у Рабле , сказочного и реального у Гофмана , фантастики и быта у Гоголя. Бахтин, - характеризует явление в состоянии его изменения, незавершенной еще метаморфозы, в стадии смерти и рождения, роста и становления». Ученый показал амбивалентность гротескного образа народной культуры средневековья и Возрождения, в которой он одновременно высмеивает и утверждает в отличие от отрицающей сатиры нового времени. В гротеске эпохи Возрождения первостепенное значение имел контраст верха и низа человеческого тела, их взаимозамещение. В реалистическом же гротеске контраст социален.
Природа комического в Г. Комическое высвобождается вместе с постижением сущности Г. Природа Г. Гоголя, «История одного города» М. Салтыкова-Щедрина, «Остров пингвинов» А. Франса, «Шестеро персонажей в поисках автора» Л. Пиранделло, «Процесс», «Превращение» Ф. Кафки, «Круглоголовые и остроголовые» Б. Брехта, «Хулио Хуренито» И. Эренбурга, «Баня» В.
Маяковского, «Голый король» Е. Шварца, «Вор в раю» Э.
Но иногда происходит дубляж открытий и тем, например, проявившаяся один раз в произведениях Рабле тема «бессмысленности бессмертия» затем повторяется аналогичным образом и у Свифта, и у Борхеса. Рассказ Борхеса «Бессмертный» в этом плане содержит анализ самой темы, раскладку ее по составляющим самой философии бессмертия. Итак, что есть бессмертие?
По идее это отсутствие угрозы физического исчезновения. Человек, прямо как по Свифту, выпивает воды из колодца бессмертия, и становиться «вечным». И тут возникает вопрос, а что дает бессмертие смертному? Человек проходит гигантский путь по пустыне, с яростью отрешенного ищет источник, также как искали конквистадоры золото, то есть, как нечто самоизбыточное и удовлетворяющее все мечты и потребности… Он находит источник, находит бессмертие и сталкивается с ситуацией ужаса. Перед ним открывается мир бессмертных, а точнее, мир потери рассудка.
Гигантский город, в котором нет ворот, дома, в которых нет дверей, лестницы, на которых нет и двух одинаковой высоты ступенек. Окружающий мир, открытый героем, подавляет своим ужасом. Это мир распавшегося разума и потери ориентации и во времени, и в пространстве, мир подавляющий своей гротескной грандиозностью и абсолютной бессмысленностью и невозможностью существования в нем. Этот мир, то есть Город Бессмертных, и есть распад разума в столкновении с потерей угрозы физического исчезновения. А, заметив, сколь он необычен, сказал: - Построившие его боги были безумны.
И сказал -- это я твердо знаю -- с непонятным осуждением, чуть ли не терзаясь совестью, не столько испытывая страх, сколько умом понимая, как это ужасно. К впечатлению от глубокой древности сооружения добавились новые: ощущение его безграничности, безобразности и полной бессмысленности. Я только что выбрался из темного лабиринта, но светлый Город Бессмертных внушил мне ужас и отвращение…» Что мы имеем в итоге? Потеря угрозы физического исчезновения дает смертному существу одновременно власть, подобную власти бога, с другой стороны, отменяет необходимость борьбы за существования, необходимость думать о существовании, необходимость самосовершенствования и развития. Фактически бессмертие отменяет не смерть, а именно жизнь.
Обессмысливает любые рассуждения, любые желания и любые обычные жизненные восторги. Бессмертие оставляет человеку только чудовищный внутренний монолог, в ситуации распада разума и дает шизофренический результат в виде Города Бессмертных. Истинное бессмертие Борхес трактует по-другому. Это не бессмертие в физической оболочке, а отсутствие забвения, то есть бессмертие в ноосфере Вернадского. В этом заключается смысл контакта персонажа Борхеса с Гомером.
Ибо Гомер, на котором базируется фактически вся европейская литература, действительно бессмертен во всех отношениях. Это вечный автор и бессмертный учитель. Литература гротеска 3-часть Литература гротеска Третья часть, была представлена в третьем номере журнала «Gород Gротеска» Вообще, довольно сложно определить, кто является основателем, родоначальником литературы гротеска. Так можно найти элементы гротеска и в творчестве Свифта, и в гениальном произведении Франсуа Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль», и в философских трактатах Монтеня и, безусловно, в философской прозе Вольтера.
Ирония Ирония — это комический приём, при котором слово используется в противоположном значении. Представьте, что вы снова маленький ребёнок. Вас на десять минут оставили без присмотра, и за это время вы успели разбить пару-тройку чашек, постричь кота, своровать из потайного шкафчика шоколадку, а потом вытереть лицо и пальцы о штору. И вот в комнату заходят папа или мама, и что они говорят?
Ирония встречается чуть ли не в каждом юмористическом произведении, и распознать её нетрудно. Так что ограничимся одним примером — из романа И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев», в котором авантюрист Остап Бендер и его друг по несчастью Ипполит Матвеевич Воробьянинов разыскивают бриллианты, якобы зашитые одной богачкой в подкладку стула. Но где теперь этот стул? В поисках сокровища приятели останавливаются в гостинице «Сорбонна»: В номере, обставленном с деловой роскошью две кровати и ночной столик , послышались конский храп и ржание: Ипполит Матвеевич весело умывался и прочищал нос. Великий комбинатор лежал в постели, рассматривая повреждения в штиблетах. Конечно, ни о какой «роскоши» в таком заведении речи идти не может.
Наоборот, номер Остапа Бендера оказался одним из самых дешёвых. И «великим комбинатором» главного героя, положа руку на сердце, называть не стоило бы. Гротеск Гротеск — это намеренное сгущение красок в литературном произведении. С одной стороны, это всё то же доведение ситуации до абсурда; с другой — создание заведомо отталкивающих, неестественных образов, которые кажутся смешными лишь поначалу, а затем вызывают страх или отвращение. Королём гротеска в русской литературе был и остаётся, конечно же, Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин, а самым смешным и одновременно пугающим его произведением — «История одного города» , роман о вымышленном государстве, который поразительно напоминает Российскую Империю.
Что такое гротеск в литературе? Определение и примеры
Средняя оценка: 3. В литературе часто используются различные художественные приемы, которые помогают автору донести свою мысль до читателя. Одним из таких приемов является гротеск. Так что же такое гротеск в литературе, и какие особенности он имеет? Определение гротеска и его особенности Гротеск от французского grotesque, от итальянского Grotesko — причудливый — художественный прием, сочетание контрастного, фантастического с реальным. Широко используется в сатирических целях. В гротеске происходит сочетание, казалось бы, несочетаемых вещей: трагического и комического, возвышенного и безобразного, смешного и ужасного.
С тех пор художники стали использовать в своих работах сюжеты с выдуманными созданиями, подражая древнему живописцу. Так, работая над лоджиями Апостольского дворца, Рафаэль изобразил на стенах гротескных сказочных существ — единорогов с драконьими крыльями и рыбьими хвостами, людей с чешуей и плавниками, грифонов. Позже возник целый жанр, построенный на гротеске, — карикатура. Его первооткрывателем исследователи считают Леонардо да Винчи. Он делал наброски людей, намеренно уродуя их облик. Например, рисовал огромный нос, выдающуюся челюсть, искажал мимику. Такие изменения во внешности делали характер героя более ярким и вызывали у зрителей смех.
Мы так друг друга съедим! Надо разговором отвлечься! Бросили говорить, стали читать 1: Вчера у почтенного начальника нашей древней столицы был парадный обед. Стол был сервирован на сто персон со всей роскошью. Тут была и стерлядь золотая, и фазан, и столь редкая в нашем севере в феврале месяце, земляника. Да неужто ж, В. Виновника торжества внесли на громадном блюде, обложенного огурчиками и держащего в пасти кусок зелени. Вырвал газету, стал читать сам, поник головой, вдруг закричал 2: А что, если бы нам мужика найти? Он бы сейчас нам булок подал, рябчиков наловил, рыбы! Наверное, он где-нибудь спрятался, от работы отлынивает! Вскочили и бросились искать. Мужик спит под деревом 1: Спишь, лежебок! Покопался в земле, добыл картофелю, из собственных волос сделал силок и поймал рябчика. Развел огонь, наготовил столько снеди, что генералам пришла мысль: «Не дать ли тунеядцу частичку? Не позволите ли теперь отдохнуть? Автор: Набрал мужичина дикой конопли, размочил в воде, к вечеру веревка была готова. Этой веревкой генералы привязали мужичину к дереву, чтоб не убег, а сами легли спать. Прошел день, другой. Мужичина до того изловчился, что стал даже в пригоршне суп варить. Сделались наши генералы веселые, рыхлые, сытые. Долго ли, коротко ли, однако генералы соскучились. Стали припоминать об оставленных ими в Петербурге кухарках и втихомолку поплакивать. И начал мужичина на бобах разводить, как бы ему своих генералов порадовать за то, что они его, тунеядца, жаловали и мужицким его трудом не гнушались.
Диккенса «Большие надежды». Фаустов, Воронеж. Понурова, Куйбышев, Новосиб. Функция гротеска в прозе Д. Данилкова, Москва. Гротеск в произведениях Ф. Турышева, Екатеринбург. Кафки: Логика гротеска. Пономарёва, Челябинск. Специфика гротеска в малой прозе М. Ковалёва, Волгоград. Гротеск в романе М. Осоргина «Сивцев Вражек». Козьмина, Екатеринбург — Москва, О. Федунина, Москва. Функции снов и картина мира в романе-антиутопии «Мы» Замятина и «Приглашение на казнь» Набокова. Козьмина, Екатеринбург — Москва. Гротескная образность в романе В. Набокова «Приглашение на казнь. Зусева, Москва. Формы и функции гротеска в романе В. Набокова «Дар». Рягузова, Краснодар. Гротеск в творческой интерпретации В. Александрова, Нижний Новгород. Поэтика гротеска в романе Б. Окуджавы «Свидание с Бонапартом». Бойко, Москва.
Границы гротеска
Сатирический гротеск политической поэзии Т. Шевченко, восходящий к фольклорным традициям, традициям Гоголя, Мицкевича, был явлением новаторским, он предшествовал сатирическому гротеску Салтыкова-Щедрина. Искусство развивало традиции романтического и реалистического гротеска. Так, под влиянием традиций Гофмана, Гоголя, Достоевского родился гротескный стиль Ф. Для Кафки характерно сочетание в произведении сказочно-фантастических, кошмарных событий с правдоподобным изображением деталей быта и «нормальным» поведением людей в необычных ситуациях. Герой рассказа Кафки «Превращение» коммивояжер, проснувшись, видит себя превращенным в насекомое. Формы гротеска использованы А. Франсом в сатирических романах «Остров пингвинов».
Чапеком, Т. Манном, И. Эренбургом «Хулио Хуренито» , М. Булгаковым в сатирических рассказах сборник «Дьяволиада» , пьесе Бег», романе «Мастер и Маргарита». В поэзии и драматургии гротеск встречается реже, чем в прозе. Среди драматургических гротесков можно назвать пьесы Д. Пиранделло, Б.
Брехта, Э. Ионеско, пьесы-сказки Е. Признаки гротеска имеет «страшная картина» в стихотворении В. Маяковского «Прозаседавшиеся»: на заседании «сидят людей половины».
В оригинальном и не до конца понятном нам замысле «Мёртвые души» — синтез сатиры с мессианством; многие исследователи указывали на близость этого замысла к «Божественной комедии» Данте. От этой идеи нам остался только первый том и половина черновика второго — но и этого достаточно, чтобы в русском сознании появился с десяток раз и навсегда ухваченных человеческих типов и ситуаций, не говоря уж о сотнях выражений, перешедших из гоголевской поэмы в прозе в русскую речь. Двойник Фёдор Достоевский1845 Самое «гоголевское» произведение Достоевского: у чиновника Якова Петровича Голядкина появляется двойник, он портит первому Голядкину карьеру и в конце концов доводит его до не вполне понятной катастрофы.
Первые главы повести были с восторгом приняты Белинским, который затем несколько охладел к «Двойнику» и вообще таланту Достоевского. Здесь, впрочем, уже присутствует одна из стихий классического, позднего Достоевского: скандал, высвечивающий истинные лица героев. Село Степанчиково и его обитатели Фёдор Достоевский1859 Одно из первых произведений Достоевского после каторги. Живущий в доме полковника Ростанева Фома Фомич Опискин создал себе репутацию гения и благодетеля и подчинил весь дом. Он ведёт рискованную игру, но с помощью истеричного шантажа и напуcкной многозначительности всякий раз добивается своего — перед нами ёмкий текст об отношениях тирана и тех, кто попал к нему в зависимость. Среди персонажей повести — лакей Видоплясов, чей поэтический сборник «Вопли Видоплясова» дал название украинской рок-группе. Первая часть, «Свадьба Кречинского» 1854 , частично написанная в тюрьме, — одна из самых популярных русских комедий XIX века; вторая и третья, «Дело» 1861 и «Смерть Тарелкина» 1869 , были долгое время запрещены к постановке: тон пьес, объединённых общим сюжетом, становится всё более мрачным, угнетающим, бесчеловечным до абсурда.
Младшие современники называли Сухово-Кобылина более безжалостным сатириком, чем Гоголь и Салтыков-Щедрин.
Молнии от взоров бегут впереди, Дубы грядою лежат позади Г. Литературное преувеличение в прозе Гипербола нашла применение в классических произведениях литературы: 1. Между тем перед глазами ехавших расстилалась уже широкая, бесконечная равнина, перехваченная цепью холмов. Чехов «Степь» 2. Редкая птица долетит до середины Днепра. Гоголь «Вечера на хуторе близ Диканьки» Презентация. Основа использования гиперболы Преувеличение количества эту новость уже рассказали миллион раз Затронуто качество они поругались в пух и прах Задействованы эмоции он бросил ее одну, и мира для нее не стало Презентация.
Отсюда - представление о метаморфизме как основной черте амбивалентности. В феномене амбивалентности М.
Бахтин подчеркивает динамический характер взаимодействия полюсов гротеска: «Гротескный образ характеризует явление в состоянии его изменения, незавершенной еще метаморфозы, в стадии смерти и рождения, роста и становления. Конечно, это красиво: «беременная смерть, рождающая смерть»6, но не попадаем ли мы здесь опять во власть бахтинских метафор, которые, при всем их блеске и значительной объяснительной силе, все-таки не вполне соответствуют принципам научной точности, да и принципам здравого смысла, исходящего в конечном итоге из факта четкого структурирования семантических полей, четкой дифференциации лексико-семантических парадигм. Понятно, что в художественном образе границы между семантическими полями разрушаются, но все-таки, говоря об этом разрушении как принципе создания художественного образа, уместно исходить, как из основания, из факта наличия этих самых границ - с тем, чтобы корректно отслеживать логику дан -ного разрушения. Амбивалентность не есть противоречивость - последняя предполагает возможность взаимодействия и взаимопере-хода. Амбивалентные объекты и части объекта - это не переходящие друг в друга, не соотносящиеся друг с другом объекты, это объекты разноположенные. По крайней мере, таковыми они являются в рамках креативной фазы литературной фазы дискурса. Жизнь не есть смерть, смерть и рождение не соотносятся, не взаимодействуют друг с другом и не являются звеньями единой последовательности событий в рамках биологического если расшифровывать метафору М. Бахтина процесса. Другое дело, что в переломные моменты культуры компоненты становящегося гротескового образа вдруг оказываются соположенными в едином ментальном пространстве. Но разорванное, дисгармоничное сознание и гротесковый образ как продукт текстуализации этой разорванности -это явления разного порядка, хотя и связанные между собой.
Логика формирования интегрированных ментальных и текстуальных пространств описывается теорией концептуальной интеграции Ж. Тернера, которая активно обсуждается и развивается ныне в рамках когнитивной лингвистики и психолингвистики. Она может прояснить динамику создания и, соответственно, структуру гротескового образа, который создает ощущение целостности а также иллюзию динамичности , не имея к этому никаких внутренних предпосылок, а только - внешние. Идея концептуальной интеграции, описывающая формирование комбинированных blends ментальных пространств на основе пространств исходных input 1, input 2... Комбинированное ментальное пространство в нашем случае пространство гротеска есть результат этого интегрирования, и, как таковое, оно неизбежно представит как взаимосвязанные и взаимодействующие объекты, которые в исходных пространствах могут существовать как разнородные и даже несовместимые incompatible 8. Принципиальной, в частности, для дифференциации гротеска и иных процессов создания художественного мира, связанных с комбинированием ментальных пространств к примеру, метафоры , является мнение Фоконье - Тернера о том, что ин- тегрированные в комбинированных пространствах объекты могут либо иметь как мы полагаем, это имеет отношение к метафоре , либо не иметь это случай гротеска общих черт на уровне исходных пространств9. В метафоре благодаря сходству объектов осуществляется связь между ними, а также становится возможным переход от одного объекта к другому, т. Как комбинированное ментальное пространство метафора структурируется на базе компонентов объектов, элементов , связанных в исходном ментальном пространстве общим признаком. В образовании гротеска - комбинированного ментального пространства -участвуют взаимоисключающие явления жизнь-смерть, гармония-дисгармония, дух-тело и т. Это означает, что такие объекты не могут быть интегрированы на уровне исходных ментальных пространств; но эта интеграция возможна при образовании пространств комбинированных.
Гротеск есть ментальное пространство, основанное на искусственном, насильственном интегрировании амбивалентных объектов. Якобсоном и Ю. Лотманом принцип со-противопо-ставления10. Не соотносимые на когнитивном уровне феномены, подчиняясь закону проекции парадигматики на синтагматические ряды, становятся элементами формирующейся в рамках текста единой семантической парадигмы и, уже на фазе рецепции, создают иллюзию взаимодействия и взаимоперехода, при отсутствии всяких -кроме внешних - оснований к этому.
Гротеск и чертовщина
Одним из них является гротеск. В нём совмещаются, казалось бы, не сочетаемое — это ужасное и смешное, возвышенное и отвратительное. Гротеск в википедии означает соединение реальности и фантастики, как комбинация правды и карикатуры, как сплетение гиперболы и алогизма. Grotesque от французского причудливый. В отличие от той же иронии, тем что в данном стиле забавные и смешные образы одновременно ужасные и пугающие.
Это как бы две стороны одной медали. В литературе гротеск и сатира идут рука об руку. Но это не одно и то же. Под маской неправдоподобия и фантастичности кроется своеобразный обобщающий взгляд художника на мир и важные события в нём.
На основе этого причудливого стиля создаются пьесы, декор и костюмы. Он борется с обыденностью и позволяет авторам и художникам открыть неограниченные возможности своего таланта. Стиль поможет расширить внутренние границы мировоззрения человека. Гротеск примеры использования стиля Яркий пример применения — это сказки.
Если вспомнить, то всплывает образ Кощея Бессмертного. Создававшись, эта фигура сочетала в себе и человеческую природу, и неведомые силы, мистические возможности, делая его практически непобедимым.
В основе гиперболы лежит исключительное, но возможное. Границы между фантастическим и реальным размыты, но не исчезают. Основа гротеска — немыслимое, невозможное, но необходимое писателю для достижения определенного художественного эффекта. Гротеск — это фантастическая гипербола. Гипербола ближе к реальности, гротеск — к сну-мороку, кошмарному сну, в котором фантастические видения, будоражащие воображение, неподдающиеся логическим объяснениям, могут стать для людей ужасающей «реальностью». Возникновение гротескной образности связано со сложнейшими механизмами человеческой психики, в которой взаимодействуют сознательное и бессознательное.
Недаром впечатляющие гротескные образы в произведениях русских писателей нередко возникают именно в сновидениях героев. Сон Татьяны Лариной пятая глава романа «Евгений Онегин» наполнен гротескными образами чудовищ: Один в рогах с собачьей мордой, Другой с петушьей головой, Здесь ведьма с козьей бородой, Тут остов чопорный и гордый, Там карла с хвостиком, а вот Полужуравль и полукот.
Язык: Русский Один человек слишком много лжет и однажды попадает в пространство, где обитают его выдумки.
Другой человек всегда живет с закрытыми глазами, потому что так удобнее фантазировать. А третий пережил кому и теперь скучает по тому, что в ней увидел. А четвертому непременно надо поехать в детский сад на большом синем автобусе.
Я верностью с тобой дружил, а ты со мной — какой-то детородной слизью, которая из центра наготы безумно перемигивалась с жизнью. Очевидно для гротеска столкновение сакрального и профанного. Эти миры могут быть поняты и определены один через другой. Образ Бога у Кальпиди также связан с гротескной эстетикой. Богоборческие мотивы предстают в комическом ключе. В творчестве поэта происходит снижение библейских мотивов и снижение самого образа Бога. Но сам поэт не отрицает существование Бога. Бог для него — это то, что можно постигнуть.
В стихотворении «Положа на сердце руку» автор отрицает сложившийся веками в искусстве образ Бога, делая его гротескным, но более своим для поэта: Например, что бог — не фраер, а фанерный ероплан, рухнувший в районе рая, разломившись пополам Стихотворение «Монтаж декораций Рая…» направлено на сближение с сущностью Бога, а гротеск позволяет показать действительность иного мира, вымышленного автором, его хаотичность и фантастическую сущность. Гротеск — кривое зеркало, отражение реалий, то, каким поэт видит мир. Здесь образ Бога десакрализуется с помощью красочных эпитетов и просторечной лексики: «бабах», «бабы», «каланче». Авторская идея направлена на стирание границ между высшим миром и земным, отсюда образ Бога помещен в шуточный облик. Бог в ненакрашенных губах Арбузы делают — бабах!