Крещение отмечают и бойцы, которые сейчас находятся на передовой. В Херсонской области российские десантники побывали на службе в часовне, а затем смогли окунуться в купель. 19 января православные христиане отметят один из величайших праздников – Крещение Господне. Считается, что именно в этот день пророк Иоанн Предтеча окрестил Иисуса Христа в реке Иордан.
Главные крещенские традиции
Подготовка по мероприятиям «Крещения» продолжается в рабочем режиме. Крещение Господне Каждый год 19 января, православные христиане отмечают Великий праздник Крещения Господня. Уборка на Крещение. Праздник Крещения на Руси имел особую традицию предпраздничной уборки, которую совершали люди 18 января, возвратившись с утренней службы. Все про праздник Крещения: история, традиции, что делать 19 января, когда брать крещенскую воду и все о купании в крещенскую ночь; комментарий священника Андрея Синицына.
Крещение Господне: история, особенности и главные традиции праздника
Первая из них связана с порядком, установленным у ранних христиан: крестить новообращенных в Навечерие праздника. Именно поэтому праздник когда-то имел третье имя: его называли «днем Просвещения» — в знак того, что Таинство Крещения очищает человека от греха и просвещает светом Христовым. Но впоследствии тех, кто хотел принять Христову веру, стало так много, что одного дня для этого оказалось явно недостаточно. Крещение стали совершать и по другим датам. Обычай же святить воду в Навечерие — даже если никого из новообращенных нет в храме — сохранился. Сначала ее святили только один раз, в полночь. Еще в IV веке святитель Иоанн Златоуст писал о водосвятии так: «Христос крестился и освятил естество вод; и потому в праздник Крещения все, почерпнув воды в полночь, приносят ее домой и хранят во весь год. И так вода в существе своем не портится от продолжения времени, почерпнутая ныне целый год, а часто два и три года остается свежей и неповрежденной, и после толикого времени не уступает водам, только что почерпнутым из источника». Лишь с X века водосвятие перенесли с полуночи на Навечерие. Традиция святить воду во второй раз имеет другие корни. Изначально она касалась только Иерусалимской церкви.
Там второе освящение воды начали совершать в IV — V веках, поскольку существовал обычай выходить на реку Иордан для водосвятия в память о Крещении самого Спасителя. Оттуда обычай второго освящения воды постепенно распространился по всему Православному миру. С незапамятных времен существует обыкновение пить крещенскую воду во здравие и кропить ею все углы в доме — для «отгнания нечистой силы». Епископ Иларион Алфеев так объясняет этот обычай: «На Иордан к Иоанну пришел Сам Господь Иисус Христос, чтобы погрузиться в воды Иордана — не для очищения от греха, но для того, чтобы освятить их, преобразить, наполнить жизнью… И в воды Иорданские Он сошел, чтобы взять на Себя тяжесть греха и смерти и водную стихию вновь сделать стихией жизни. С тех пор ежегодно мы освящаем воду, и вода эта становится великой святыней.
Сохранилась и вера в леших, домовых, русалок. Однако пережитки языческих представлений не делали верующего христианина язычником. Последствия принятия христианства на Руси Значение перехода к христианству было огромно и проявлялось во всем - от повседневного пищевого рациона и приемов земледелия до международного положения страны. Утверждение христианства на Руси в качестве государственной религии оказало большое влияние на разные сферы общественной и духовной жизни страны. Требуя многодневных постов, христианство заставляло есть больше овощей, а, следовательно - совершенствовать огородничество.
Многие овощи стали известны на Руси благодаря византийцам. Не случайно лучшими огородниками были монахи. Принятие христианства стало значительным шагом в развитии восточнославянской цивилизации, оно способствовало созданию единой государственности и единой церковной организации. Учение христианства о едином Боге, освящающем власть одного государя, помогло Владимиру преодолеть деление восточных славян по племенным признакам, хотя некоторые основы сепаратизма сохранились, поддерживаемые местной знатью. Тем не менее, центральная власть была укреплена, о чем говорит необычайный рост международного престижа, дипломатических, торговых, политических и культурных связей Киева. Уже в правление Владимира обычными становятся династические браки киевского великокняжеского дома Рюриковичей с правящими домами Европы. Древнерусская знать отныне могла опираться на церковные каноны законы , идеи и учреждения, пришедшие из Византии. Принятие православия способствовало возникновению и укреплению феодальной земельной собственности, как светской, так и церковной. После возникновения церковной земельной собственности появилась в более широких масштабах и частная боярская земельная собственность. Распространение на Руси норм византийского права также стимулировало формирование феодальных отношений, складывание отдельных социальных групп, слоев, что способствовало развитию феодализма.
С принятием христианства пришло понимание общности судьбы Руси и всего мира. Древнерусские писатели осознавали себя неотъемлемой частью современного им мира. В отличие от национальных религий христианство имеет интернациональный характер, способствует осознанию единства истории человечества. С принятием православия начала выстраиваться церковная иерархия, занявшая важное место в древнерусском обществе. Русская церковь изначально, по образцу греческой, зависела от великого князя, и церковные иерархи были самостоятельны лишь в церковных вопросах. Источники умалчивают, когда появилась митрополия на Руси и кто был первым митрополитом, сколько епископов было первоначально. Известно, однако, что во главе церкви стоял киевский митрополит, назначаемый из Константинополя или самим киевским князем с последующим избранием собором епископов. Церковь в Древней Руси была не только господствующей силой в духовной жизни народа, но и влиятельной общественной и политической силой. Церковь имела обширные земельные владения, свои села и города, своих холопов и даже свои полки, а также свой суд и, законодательство. Князья платили десятую часть налогов на содержание церкви десятину.
Создававшиеся на Руси монастыри становились сильнейшими церковными организациями. Первым из них был Киево-Печерский «печера» — пещера, в которой селились монахи монастырь, основанный во второй половине XI в. Общее число монастырей в домонгольские времена доходило до 70. Православной церкви пришлось вести упорную борьбу с дохристианскими верованиями. Сила и живучесть язычества на протяжении многих веков позволяют говорить о своеобразном двоеверии как историко-культурном феномене народной жизни на Руси. В отдельных областях языческие обряды и обычаи сохранились практически в неизменном виде вплоть до начала XX в. До принятия христианства Киевская Русь была государством со значительно развитой языческой культурой, языческим летописанием. Восточные славяне в середине I тыс. Постепенно славяне стали использовать для записи греческие буквы, но без всякой системы, «без устроения», то есть не приспособив их к особенностям своего языка. Создание славянской азбуки связано с именами Кирилла и Мефодия — «равноапостольных» просветителей, греков по происхождению, крестивших Болгарию, а во второй половине IX в.
Сначала «солунские» братья, из Солуни нынешние Салоники , создали глаголицу, с помощью которой переписали первые церковные книги для южных славян, и крестили Болгарию. Позже из смешения глаголицы с элементами греческого письма возникла более легкая и удобная кириллица. Кириллический алфавит в России дважды подвергался серьезным изменениям — при Петре Великом и после октября 1917 г. В настоящее время древняя кириллица сохранилась как язык православного богослужения — церковнославянский. После крещения Руси получила небывалый стимул к развитию восточнославянская письменность. По выражению академика Д. Лихачева, «с христианством пришла письменность иного, высочайшего класса. Это была письменность с устроением, со знаками препинания, с разделением на слова, с определенной грамматикой». Настоящими носителями древнерусского просвещения становятся монастыри, где велось русское летописание и собирались богатейшие библиотеки рукописных книг. Киево-Печерский монастырь стал крупным центром древнерусской образованности, воспитывавшим уважение к книжности как к христианской добродетели.
В основе школьного монастырского образования лежали принципы «энкиклиос педиа» греч. Рукописные книги писались на пергамене — тончайшей телячьей коже специальной выделки. Древнейшей из книг, дошедшей до нас, является «Остромирово Евангелие», названное по имени его владельца — новгородского посадника Остромира. Она датируется серединой XI в. В домонгольской Руси бытовала в основном переводная литература византийских, античных и других иностранных авторов. Основными жанрами древнерусской литературы были агиография жития святых и другая литература религиозного содержания. Но создавались и выдающиеся светские произведения, среди которых знаменитое «Слово о полку Игореве». После принятия христианства Владимир организовал на Руси первые школы. Принятие новой религии и усвоение церковнославянской письменности сопровождалось перенесением на Русь основных памятников раннехристианской и византийской литературы: библейские книги, сочинения отцов церкви, исторические сочинения. Хотя основная масса книг была переводная, есть предположение, что при Владимире была составлена и первая русская летопись, охватывающая в изложении события от времени Рюрика до начала XI в.
Книги были дороги, до народа не доходили, и он нашел выход отражению своим чаяниям и представлениям о политике Руси в устном народном творчестве, в былинах, появление которых многие ученые относят ко времени княжения Владимира. В князе Владимире народ видел выдающегося политического деятеля, символ государственного единства Руси. Но положительно относясь к нему, былины не идеализируют его: подчеркивается разница между ним и богатырями. Князь — только центр, вокруг которого группируются богатыри. Именно они с их подвигами, силой, добротой, справедливостью — истинные выразители идеалов народных масс. С принятием христианства на Руси получило широкое распространение монументальное каменное зодчество. Софии в Киеве, Новгороде и Полоцке, соединившие византийский канон с местными условиями и требованиями киевского князя.
История возникновения Крещения Праздник Крещения имеет долгую и богатую историю. Согласно библейских книг, пророк Иоанн Предтеча, долго постившийся и странствовавший по пустыне, пришел ради совершения религиозных омовений к реке Иордан. Он рассказывал собравшимся вокруг него людям о важности покаянии в своих грехах и о крещении, чтобы эти грехи были прощены. Конечно, в те годы Крещение не было таким сложным таинством, каковым является сейчас, но люди охотно верили пророку и крестились в реке Иордан. Через некоторое время к реке пришел тридцатилетний Иисус Христос, с просьбой к Иоанну о крещении. Во время проведения обряда крещения, народ Израилев впервые стал свидетелем чуда, когда на Христа сошел Святой Дух, принявший образ голубя, а голос, прогремевший с неба назвал его Сыном Божьим. Это Богоявление не могло не затронуть души обычных людей, которые решили стать учениками Иисуса Христа. Первыми его последователями стали апостолы: Андрей, Петр, Филипп, Нафанаил. Затем Спаситель ушел на сорок дней в пустыню, ради поста и борьбы с искушениями дьявола, дабы таким образом подготовиться своей величайшей миссии на земле. Праздник Крещения Господня верующие люди стали праздновать еще при жизни апостолов, правда, в те времена Крещение с Рождеством являлись одним праздником, который звали «Богоявлением». И только в конце четвертого столетия праздник Крещения Господня стал отдельным. Раньше новообращенных было принято крестить на праздник Богоявления, этот день порой звали - «днем Просвещения», потому как человек, проходивший обряд и таинство Крещения, очищался от грехов, омываясь в освященных водах водоемов, и просвещался Светом Христа. Традиции празднования Крещения на Руси и в России Перед праздником нужно было навести чистоту в доме, выбросить все лишнее и ненужное, обмести углы, - такая чистка жилища позволяла выгнать всю нечисть и болезни, улучшала энергетику. Накануне праздника — восемнадцатого января, в «Крещенский Сочельник» - все православные христиане должны соблюдать один день строгого поста. В этот день, по традиции, было принято есть «сочиво» - крупяное блюдо с добавлением меда, изюма. Перед тем, как вся постящаяся семья садилась за стол, на небо должна взойти первая звезда. На стол накрывается двенадцать угощений, главным среди них является кутья или сочиво. Кашу готовили из пшеницы или риса — символа достатка, урожая, семейного благополучия. Православные христиане говорят, что приметы, связанные кутьей, сделанной на Крещение, всегда сбываются: если каша получилась вкусная, то весь следующий год семья будет жить хорошо и сладко, если каша пригорит, то стоит ожидать неприятностей в новом году. Вот почему хозяйки варила крещенскую кашу с любовью и при этом произносили молитвы. Да и ингредиенты, которые добавляли в сочиво, были символичны: мед — для сладости жизни, мак — для изгнания нечисти, орехи — для преодоления проблем, изюм - для богатства. Кутью, которую семья не доела, выбрасывать нельзя, ею нужно накормить животных или птиц. Помимо сочива, на стол в Крещение ставили следующие угощения: вареники, голубцы с рыбой и крупой, грибной суп, блины, компот из сушеных фруктов.
Впрочем, считается, что вся вода, даже текущая из крана в городских квартирах, становится чудесной но все же не равной той, что благословлена в церкви. Вода освещается в храмах особым обрядом — Великим Иорданским освящением, которое символизирует погружение в нее Бога во плоти. Крещенские традиции Посещение церкви с целью набора освященной воды, а также зимнее купание являются основными традициями на праздник Крещения для большинства православных. Накануне праздника, в Крещенский сочельник, не принято много есть и принимать жирную и высококалорийную пищу. Раньше в селах перед Крещением со стогов собирали снег, поскольку считалось, что только он может по-настоящему отбелить полотно, этим же снегом умывались девушки, чтобы всегда быть молодыми и привлекательными. Там, где снег зимой — явление не такое уж частое, умываться можно освященной водой, взятой в храме. Феномен крещенской воды? Японский ученый Масару Эмото доказал, что вода способна «запоминать» информацию.
Доклад по истории на тему крещение руси
И тут Дух Святой сообщает водам благодать и силу порождать жизнь в Таинстве Крещения, быть водой, "скачущей в жизнь вечную". Преобразовательно голубь, выпущенный Ноем из ковчега и возвратившийся в него с масличной ветвью в клюве, знаменует Духа Святого в Богоявлении над водами Иордана. Иоанн Златоуст так изъясняет образ голубя, который принял Дух Святой в Богоявлении: "Христос, принимая Крещение от руки Иоанна, пришел исполнить всякую правду. Правдою называется исполнение всех заповедей. Так как исполнять правду должны были все люди, но никто из них не соблюл и не исполнил ее, то Христос, придя, исполняет эту правду.
Итак, если повиновение Богу составляет правду, а Бог послал Иоанна, чтобы крестить народ, то Христос исполнил и это. Долг должен был уплатить род наш, но мы не уплатили, и нас, подпавших такой вине, объяла смерть. Христос, пришедши и найдя нас одержимыми, уплатил этот долг. Такова причина Его Крещения.
Поэтому Дух нисшел в виде голубя, где примирение с Богом, там и голубь.
В дело шел и крещенский снег — его добавляли в корм животным, чтобы они были здоровыми и приносили больше приплода. Крещенская свеча Еще одной традицией праздника Крещения было бережное хранение свечи, принесенной с праздничной службы — люди верили, что эта зажженная свеча поможет уберечь дом от пожара во время грозы.
Крещенские купания Крещенские купания — до сих пор известная и широко используемая традиция среди верующих. Не смотря на самые крепкие крещенские морозы, люди окунаются в специальную прорубь — иордань — в знак того, что они смывают с себя все грехи. Церковь никого не призывает и не принуждает к крещенским купаниям, это дело сугубо личного выбора каждого человека, если он чувствует себя достаточно здоровым для купания в студеной воде.
При этом необходимо помнить, что крещенские купания — это занятие достаточно экстремальное — и должно проходить только в специально оборудованных для этой цели местах и со строгим соблюдением техники безопасности. Святки Также среди традиций праздника Крещения есть понятие «святки». Святками называются дни после Рождества и до Крещения.
Раньше считалось, что именно в это время открывается дверь в потусторонний мир, откуда могут вернуться души умерших. Со святками связана и еще одна распространенная традиция — крещенские гадания, ведь по преданиям это лучший период для ворожбы. Особенно «сильным» с энергетической точки зрения считался вечер 18 января, а самыми распространенными гаданиями — гадания незамужних девушек о суженых.
Приметы на Крещение С датой праздника Крещения Господня связано множество примет и поверий. Так, например, до сих пор считается, что крестить ребенка 19 января — значит наделить его счастливой судьбой.
На протяжении тысячелетий складывались приметы, связанные с Крещением. Так, по погоде пытались предсказать урожайность: если ясно — жди засухи, если пасмурно — урожай будет богатым. Одна из сомнительных традиций — воткнуть в дно крещенской проруби палку, которая якобы обеспечит успех пчеловодам и тем, кто разводит голубей, - не более чем суеверие. Предки использовали и крещенский снег, собирая его в специальные кувшины. Считалось, что талая вода способна излечить ноги парализованного или помочь при эпилепсии. Женщины же применяли ее в качестве аналога современного отбеливателя. Снег добавляли в корм домашним животным и птице.
Люди верили, что лошади от него становились выносливее, а куры лучше неслись. Одним из крещенских оберегов становилась свеча, купленная во время церковной службы. Ее клали возле икон. Считалось, что и не зажженная свеча на протяжении всего года сохраняла свет и тепло в доме. Крещеные в Крещение считаются самыми счастливыми людьми. По поверью, в ночь с 18 на 19 января, перед утренней службой «небеса открываются», а значит, любой может вознести молитву с просьбами, которые будут непременно услышаны.
После возвращения с Анной в Киев князь принял решение приступить к введению христианства на всей территории государства, что явно свидетельствует об усилении его авторитета и власти. Начало было положено в столице Древней Руси. Владимир приказал разрушить языческий пантеон, вслед за чем последовало массовое крещение киевлян в Днепре. Учреждение церковной организации в Киеве Владимир привез из Херсонеса в Киев иконы, священные сосуда, мощи святых. Также на Русь с ним прибыли митрополит Феодор Ефесский вскоре вернувшийся в Византию и несколько епископов. Первоначально просвещением Киевской земли занимался херсонский архиепископ. Крещение других русских земель В Киеве крещение прошло довольно-таки спокойно. Вероятно, в столице уже было достаточно много христиан, да и Владимир располагал мощным аппаратом принуждения. Не вызвала особых затруднений христианизация других городов Среднего Поднепровья. Но на остальных территориях Киевской Руси князю и миссионерам пришлось столкнуться с мощным сопротивлением язычества. Следующим объектом христианизации стала Новгородская земля. Свидетельство об этом событии имеется в Новгородской первой летописи, которая относит его к 989 г. Не обошлось без столкновений с язычниками: "Путята крести мечем, а Добрыня огнем". Владимир и его сыновья прилагали значительные усилия по христианизации всей Киевской Руси. Проследить этот процесс помогают археологические раскопки. В дружинных погребениях, относящихся к концу X — началу XI вв. В этот период они уже встречаются в самом Киеве, на Верхнем Днепре и Верхней Волге, в земле радимичей, будущей Ростово-Суздальской земле. Эти находки доказывают, что представители знати быстро осознавали необходимость принятия новой общегосударственной религии. В самых отдаленных от Киева районах процесс христианизации носил ярко выраженный насильственный характер. Так обстояло дело в Ростовской и Муромской землях. Владимир Мономах совершил ряд походов на вятичей, одной из главных целей которых было их крещение. В летописях содержатся свидетельства об активном сопротивлении язычников во главе с волхвами, гибели христианских миссионеров. Следует отметить, что жители крупных городов охотнее и быстрее принимали новую религию. В глухих сельских районах процесс христианизации растягивался на столетия. Миссионерская деятельность в таких землях была очень опасна. Владимир Святославич начинает рассылать по городам епископов и диаконов. Огромное значение в процессе христианизации имело церковное строительство. Величественные соборы и храмы поражали сознание древних славян, что оказывалось намного действеннее проповедей миссионеров и насильственного крещения. Язычество не собиралось сдавать свои позиции и активно сопротивлялось насаждению новой религии. В XI веке произошло несколько крупных т. Многие люди, приняв крещение, продолжали верить в своих прежних богов, тайно совершать языческие обряды, обращаться за помощью к волхвам. Такое "двоеверие" постепенно приводило к определенному компромиссу: в официальную христианскую обрядность плавно входили языческие элементы, сохранившиеся до нашего времени. Самым значительным успехом миссионеров в рассматриваемый период стала повсеместная замена трупосожжения на трупоположение т. Таким образом, подавляющая часть населения продолжала придерживаться язычества. Все же следует признать, что постепенно православие все глубже проникало в народное самосознание, становилось неотъемлемой частью древнерусской культуры. XI-XII вв. Все древнерусские князья подчеркивали свою приверженность православию, а священники и монахи становились для людей образцами праведности и настоящими духовными учителями. Результаты крещения Руси Результаты крещения Руси были огромны и проявились во всех областях политической, социальной и культурной жизни государства. Прежде всего, существенно повысился авторитет Киевской Руси на международной арене. Вместо непрочного союза варварских племен, поклоняющихся своим многочисленным богам, возникло монолитное государство с единой религией. Русь автоматически становилась союзником и преемником могущественной Византийской империи. С этим были вынуждены считаться ее ближайшие соседи. Принятие православия дало мощный толчок культурному развитию страны. Это проявилось в области литературы летописи , архитектуры строительство церквей , живописи иконопись и т. Древнерусские мастера могли опираться на богатый культурный опыт Византии. С крещения Руси по сути берет начало русская письменность и русская литература. Все без исключения летописцы были священниками или монахами, которые являлись самой образованной категорией в древнерусском обществе. Уже во второй половине XI века грамотность широко распространяется среди городского населения. А первые образцы деловой письменности относятся к концу X века. Распространение православия усиливало великокняжескую власть, что в целом вело к укреплению государства, сплочению населения, размыванию межплеменных границ и формированию единой нации. Крещение Руси на века предопределило культурное развитие и исторический путь России. Вплоть до 1917 г. Даже в современную эпоху термины "русский" и "православный" многими воспринимаются чуть ли не в качестве синонимов. До середины Х века основным религиозным течение на Руси было язычество. У славян существовал свой собственный пантеон богов, праздники и религиозные украшения. Тем не менее христианство на Руси существовало за долго до крещения, первые упоминания относятся к 860—870 гг. А в Х веке в Киеве была построена церковь Святого Ильи. На Русь оказывала большое влияние христианская Византия, она же распространяла христианскую литературу. Согласно летописи, в дружине князя Игоря были христиане, а сама княгиня Ольга приняла крещение. Наиболее весомый вклад в становление христианства внёс Владимир Святославович. В 980 г он отстоян своё право на престол, а позже расширил границы. После этого Владимир задумался о создании единой религии. Рассматривалось множество вариантов: языческий культ, состоящий из шести племенных богов, мусульманство, за которое его агитировали волжские болгары, принимал посланников от Папы Римского, а также хазарских иудеев. Но после, как утверждается, самого долгого общения с греческим православным проповедником основное предпочтение отдавалось восточному христианству. Также наблюдатели из Киева были особенно впечатлены именно священнодействиями в Константинополе. В 987 г. Был заключён союз между Русью и Византией, для подавления мятежа князь Владимир отправил в помощь русское войско, за что получил бы в жёны царевну Анну, а сам должен был принять христианство. После подавления мятежа Константинополь не выполнил обещаний, в связи с чем Владимир Красное Солнышко осадил и взял Корсунь Херсонес. Позже он всё же женился на царевне и крестился, точная дата и место не известно, чаще всего считается, что в Крыму в 988 или 989 г. Крещение Владимира было в большей степени шагом политическим. Византийское христианство представляло организованный институт управления, оно отлично сочеталось со славянскими обычаями, уже была создана христианская литература на славянском языке и культурное влияние Византии уже распространилось по Руси. Киевский митрополит являлся главой русской церкви, однако назначался Византией. На протяжении долгого времени митрополиты и большая часть священников были греками. Церквям и монастыря отдавались обширные территории, кроме того им обязательно жертвовалась десятина.
Все о детях, все для родителей
Крещение Господне, или Богоявление, православные христиане празднуют 19 января. В этот день Церковь вспоминает евангельское событие – как пророк Иоанн Предтеча крестил Иисуса Христа в реке Иордан. Реферат по истории на тему Крещения Крещение Господне является значимых праздников у христиан и всегда отмечается 19 января. Из текста Евангелия мы знаем, что в этот день Иисус Христос принял крещение от рук пророка Иоанна Предтечи.
Читать реферат по религиоведению: "Крещение Господне" Страница 1
Крещение Господне 2022 года: история, традиции и приметы. Если на Крещение идёт дождь, дождливо будет до конца января. Если на Крещение видно усыпанное звёздами небо, то летом и осенью можно ожидать большого урожая грибов, гороха и ягод. Крещение и омовение восходят к одним и тем же древним принципам очищения души и тела перед знаковыми событиями. Человек погружается в живую воду, чтобы возродиться к новой жизни.
Крещение Господне: что нужно знать о святой воде
В древности в этот день принимали Крещение оглашенные при множестве горящих свечей. Инок Григорий Круг. Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта.
Поста в праздник Крещения нет.
А вот в Крещенский сочельник, то есть накануне праздника, православные соблюдают строгий пост. Традиционное блюдо этого дня — сочиво, которое готовят из крупы например, пшеницы или риса , меда и изюма. Крещенские приметы 1.
Если на Крещение выпадает полнолуние, то будет очень сильное половодье. Если на Крещение будет новолуние, то такая же погода, как в этот день, будет еще целый месяц. Если на Крещение снег привалил прямо к забору, урожай будет плохим 4.
Если в ночь много звезд на небе, то будет много ягод, а овцы дадут хороший приплод. Если в этот день собаки лают, будет много дичи в лесах. Кто на праздник засватан, будет счастлив в семейной жизни.
Если жена своего мужа на Крещение трижды осыплет снегом, год проживут в мире. Чтобы с любимыми не ссориться, нужно выйти вместе на перекресток в полночь и три раза поцеловаться. Крещение начали праздновать, еще когда были живы апостолы — упоминания об этом дне находятся в Постановлениях и Правилах апостольских.
В первые века христианства на Богоявление крестили новообращенных их называли оглашенными , поэтому этот день часто называли «днем Просвещения», «праздником Светов», или «святыми Светами» — в знак того, что таинство крещения просвещает Светом Христовым. Просвещением этот праздник называется также и оттого, что в древности, как пишет архимандрит Рафаил Карелин , «был обычай в ночь под Крещение зажигать костры и факелы на улицах, площадях, перекрестках и во дворах, петь дивные песни Богу всю ночь, так что столица Византии, Константинополь, в эти ночи казалась объятой пламенем. Богоявлением же этот праздник называется потому, что Господь после Крещения выступил на Евангельскую проповедь, показал Себя миру как Спаситель и Мессия».
Как правило, учениками становились дети князей и бояр. Жизнь страны, а в частности развитие технических возможностей, развивалась прогрессирующими темпами. Общение с греческими христианами позволило, повысить уровень сбора урожая. Русичи переняли у них новые предметы и технику для занятия сельских хозяйством. Влияние Византийской архитектуры на Киевскую Русь дало нам большой скачок в строительстве. Здания стали строить больше из камня, чем из дерева, хотя деревянное зодчество русских мастеров и сейчас поражают нас своей красотой и добротностью.
Особым этапом в строительстве на Руси стало возведение каменных церквей по византийскому типу. Хорошими мастерами-строителями были греки. Христианские архитекторы поделились техникой кладки камня с народом Руси, научили сводить и возводить купольные покрытия зданий. По причине столь больших изменений и развитию всех отраслей, стороной не обошло и развитие ремесел. Развивалась мозаика, которой украшали внешние и внутренние поверхности зданий. Появилась резьба по камню.
Живопись русских художников древнерусской эпохи ярко выражено в произведениях, которые сохранились до наших дней. Эпоха расцвета повлияла на произведение лучших творений образцов византийского строительства. Художество и строительство тесно шагали в ногу. Также до наших дней сохранились в разных местах тогдашней территории Киевской Руси поразительные образцы архитектурного искусства. Христианская религия внесла славянские государства в систему христианских стран Европы и ее культурой и достижениями. Русская культура обогатилась глубокими историческими традициями и обычаями Византии и стран ближнего Востока.
Согласно русской летописи «Повесть временных лет», князь во время крещения своего народа вознёс следующую молитву: «Боже великий, сотворивый небо и землю! И в настоящее время, когда мы повернулись лицом к нашей религии, России вернулась былая мощь, уважение и сила, которая спасает не только наше государство, но и многие другие. Список литературы Алексеев С. Беляев С. Вопросы медиевистики. Голубинский Е.
История Русской Церкви. Первая пол.. Знаменский П.
В идеале людям рекомендуется посетить утреннее и вечернее богослужение 18 января и праздничную литургию уже в саму дату — 19 января. Уборка на Крещение Праздник Крещения на Руси имел особую традицию предпраздничной уборки, которую совершали люди 18 января, возвратившись с утренней службы.
По поверьям, вместе с сором из избы в этот день выметался и нечистый. Непосредственно 19 января мирскими делами, в том числе уборкой, заниматься не рекомендуется, а особенно этот запрет накладывается на стирку. Связано это с тем, что крещенской воде приписываются особые свойства, поэтому тратить ее на такие «грязные» дела — нецелесообразно. Святая вода На вечерней службе в церкви освящали воду — совершали богосвятие. Вода после чтения над нею специальных молитв называется агиасма или крещенская вода и, как считается, имеет великую силу.
Люди бережно хранили ее и считали, что она всегда оставалась свежей. По возвращению домой эта вода добавлялась в пищу, ею опрыскивали дома и даже скотину. В дело шел и крещенский снег — его добавляли в корм животным, чтобы они были здоровыми и приносили больше приплода. Крещенская свеча Еще одной традицией праздника Крещения было бережное хранение свечи, принесенной с праздничной службы — люди верили, что эта зажженная свеча поможет уберечь дом от пожара во время грозы. Крещенские купания Крещенские купания — до сих пор известная и широко используемая традиция среди верующих.
Не смотря на самые крепкие крещенские морозы, люди окунаются в специальную прорубь — иордань — в знак того, что они смывают с себя все грехи.