Новости что такое сухоядение во время поста

Во время поста Церковь предписывает умеренное употребление пищи и пития, и притом пищи не скоромной, а но монастырским уставам, предписывается:в понедельники, среды и пятницы — сухоядение;по вторникам и четвергам — варёная пища без масла. Что нужно делать во время Великого поста.

О посте в вопросах и ответах. Об ограничениях в пище и допустимых послаблениях

Что можно есть во время поста? Наступило время Великого поста, самого долгого и строгого из всех в православии. Каждый год пост начинается сразу после Масленицы. Во время Рождественского поста, который начинается 28 ноября, запрет налагается на все продукты животного происхождения: масло, сметану, кефир, сыры, мясо, яйца, полуфабрикаты с продуктами мясного происхождения. Если во время поста что-то пошло не так. рассказывает, что во время поста можно есть, а что категорически запрещено. Во время Великого поста из рациона исключаются.

Сухоядение

Страстная неделя - это седьмая, завершающая седмица Великого поста, которая в 2024 году продлится с вечера 28 апреля по субботу 4 мая. Эта неделя хоть и считается частью Великого поста, на самом деле, по церковному канону является отдельным периодом, в который сохраняются и даже усиливаются ограничения Четыредесятницы первых 40 дней поста. Страстная неделя - это время, когда верующие христиане сопереживают и разделяют все те страдания, которые пережил Иисус перед распятием. То есть в отличие от предыдущих недель поста фокус внимания смещается с внутренних переживаний и борьбы с искушениями на Спасителя, который ценой своей жизни искупил грехи всего человечества. Страстная седмица - дань уважения Иисусу Христу, поэтому все церковные службы, проводящиеся в храмах в это время, посвящены последним дням жизни Мессии и его смерти.

Те, кто не постился во время Четыредесятницы, могут держать пост в Страстную неделю, однако с осторожностью и без крайностей. В целом, такой строгий пост на Страстной неделе предписывается в основном для служителей церкви и монахов, верующим достаточно отказаться от молочных продуктов, мяса, рыбы и алкоголя. То есть Страстная неделя - это неделя страданий, через которые прошел Иисус Христос ради всех людей.

Следует питаться просто приготовленными блюдами из овощей, фруктов и злаков. В понедельник, среду и пятницу постящиеся придерживаются сухоядения, во вторник и четверг разрешена тушеная и вареная еда.

В субботу и воскресенье допускается горячая еда с небольшим количеством растительного масла. Шестая неделя Великого поста 3 апреля — 9 апреля Неделя носит название Вербной и приближает светлую Пасху. В понедельник и среду придерживаемся сухоядения. Во вторник и четверг — едим вареное и тушеное. А вот питание в пятницу, субботу и воскресенье существенно отличается.

Первый и последний день поста - самые строгие: не рекомендуется принимать пищу вообще. В Церкви призывают вступить в Великий пост без каких-либо взаимных обид. Для этого нужно примириться с родными, близкими, друзьями и коллегами, попросив у них прощения. Особых правил подготовки к посту универсальных для всех нет. В любом конкретном случае в церкви рекомендуют посоветоваться со священнослужителем. Главное - не принимать на себя то, что не по силам. Иногда бывает так, что верующий, особенно те, кто соблюдает пост впервые, ставят для себя слишком сложные задачи, строгий пост, не в силах его соблюдать в полной мере, разочаровываются и вовсе бросают.

Ряд священнослужителей говорят, что лучше начинать с малого, если пока соблюдать пост по всей строгости не получается. Начало Великого поста — самое строгое. В первый день — Чистый понедельник — предписывается пить только воду и полностью воздерживаться от пищи. Далее следует придерживаться сухоядения — это особый период поста, описанный в церковном уставе, при котором пища не варится и не жарится.

Распространяется преимущественно на монашествующих. Для мирян считается дополнительным подвигом, на который рекомендуется получить благословение духовника. Чаще всего на трапезе в такие дни: хлеб, соль и вода, а также сырые овощи и фрукты, сухие фрукты изюм, курага, инжир, финики и т. Растительное масло и вино, хотя и приготовлены без термической обработки, употреблять в такие дни не дозволяется. Кофе в турке нельзя, а чай можно, потому что это настой, а не отвар.

Сухоядение — это значит «без воды»?

Великий пост – 2023: главные правила и подробный календарь питания с 27 февраля по 15 апреля сухоядение (хлеб, овощи. фрукты) - их есть в первозданном виде или готовить можно (салат, например).
Что можно кушать в сухоядение в пост - список продуктов, примерные варианты блюд Что такое сухоядение в пост и что можно кушать? Люди, далекие от соблюдения церковных канонов, нередко думают, что в дни строгого поста верующим приходится практически голодать.
Сухоядение - что это, постные рецепты и календарь постов с сухоядением Что нельзя делать во время Великого поста.
Что такое сухоядение в пост православный — церковная еда объясняем принципы питания, предлагаем оригинальные и простые рецепты.

Основные ошибки постящихся:

  • Какого числа Великий пост в 2024 году
  • 12 рецептов: что можно есть в пост
  • Сухоядение в пост - что можно кушать: список продуктов и готовых блюд 2021 :: Рецепты :: Клео.ру
  • 10 рецептов для сухоядения

Что такое сухоядение в пост и что можно кушать?

Для мирян считается дополнительным подвигом, на который рекомендуется получить благословение духовника. Чаще всего на трапезе в такие дни: хлеб , соль и вода , а также сырые овощи и фрукты , сухие фрукты изюм , курага , инжир , финики и т. По одним источникам в такие дни разрешается печёная но не варёная еда и чай, по другим запрещена любая пища, подвергшаяся термической обработке Растительное масло и вино , хотя и приготовлены без термической обработки, употреблять в такие дни не дозволяется. Горячие напитки, включая кофе и компоты не разрешены. Запрещается употребление любой пищи животного происхождения, в том числе мяса , рыбы , яиц , молока и молочных продуктов. Сухоядение предписано Уставом в большинство дней Великого поста : кроме суббот , воскресений и дней, когда «отнюдь вовсе ясти не подобает» Ссылок много - выбирайте сами из 236 000.

Мы не выше святого Иоанна Златоуста, которого немощь телесная понудила жить в городе, чтобы иметь удобную пищу, хотя и простую, но удобоваримую. К стыду своему, должно сознаться: как я никогда не был постником, то и написал вам все сказанное, как бы в свое оправдание. И к сказанному прибавлю Евангельское слово Самого Господа: «могий вместити да вместит» Мф. Пост перед причастием для больных Те, кто страдает такой тяжелой болезнью, как диабет, могут перед причастием и сделать укол и немного поесть — это не является препятствием для причащения. Все, кому по болезни необходимо принимать с утра лекарства, могут это сделать перед причастием.

Еще до революции по этот вопрос рассматривался на специальном заседании Священного Синода, где было благословлено принимать лекарства перед принятием Святых Христовых Таин. Протоиерей Андрей Ефанов: "В случае, если приём лекарств обязателен с самого утра, то после лекарства можно причащаться, даже если после таблеток необходимо немного поесть. В частности, об этом сказано в документе Об участии верных в Евхаристии: От приуготовительного поста следует отличать евхаристический пост в строгом смысле слова — полное воздержание от пищи и питья с полуночи до святого причащения. Этот пост канонически обязателен см. При этом требование евхаристического поста не применяется к младенцам, а также к лицам, страдающим тяжелыми острыми или хроническими заболеваниями, предполагающими неопустительный прием лекарств или пищи как, например, при сахарном диабете , и к умирающим. Кроме того, это требование, по усмотрению духовника, может быть ослаблено в отношении беременных и кормящих женщин". Пост супружеский Церковь, по слову апостольскому, предписывает супружеское воздержание во время поста: «по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве» 1 Кор. Протоиерей Александр Ильяшенко: «По традиции воздержание от супружеской близости соблюдается в те дни, когда не совершается венчание, а именно: накануне среды, пятницы, и воскресенья в течение всего года, двунадесятых, храмовых и великих праздников, в продолжении многодневных постов Великий, Рождественский, Успенский, Петровский , в период святок с 7 января по 19 января , в неделю мясопустную «неделя» на церковно-славянском означает воскресный день, а «седмица» это неделя в современном русском языке , в течение сырной седмицы масленицы и в неделю сыропустную; в течение Пасхальной Светлой седмицы; в дни и накануне Усекновения главы Иоанна Предтечи 11 сентября и Воздвижения Креста Господня 27 сентября ». Иеромонах Иов Гумеров : "Действительно ли Церковь никак не определяет свое отношение к вопросу супружеского воздержания в период поста? На самом деле она точно выражает свою позицию: в период постов не совершается таинство венчания, причем именно потому, что после таинства брака должны начаться супружеские отношения.

На соблюдение во дни Великого поста супружеского воздержания положительно указывает церковное правило: «От жен воздержатися весь святый великий пост. Аще ли падется с женою во святой пост, весь пост обезчествова» Требник. Супружеский пост — это вопрос, требующий сугубого рассуждения, взаимной любви супругов и пастырского наставления. К несчастью, в наше время бывает так, что неумеренное, по ревности выше разума, воздержание одного из супругов превышает силы другого, ещё не пришедшего к вере, или неокрепшего в ней, и ведёт к нестроениям в семьях, супружеской неверности и разводам. Без сомнения, Богу не может быть угоден пост одного из супругов, ведущий к таким катастрофическим последствиям. Диакон Георгий Максимов пишет о жене, старающейся с максимализмом неофита заставить неверующего супруга нести подвиг воздержания, посильный лишь для верующего: «И если бы такая женщина обратилась к Писанию и Преданию Церкви, то нашла бы там много ответов на насущные для нее вопросы. Например, читая Послание апостола Павла к Коринфянам, узнала бы, что не имеет права отказывать мужу в супружеской близости под предлогом поста, ибо супружеский пост разрешен только в случае обоюдного добровольного согласия обоих супругов: «Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена. Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе» 1 Кор. И открыв творения св. Иоанна Златоуста, узнала бы, что «та, которая воздерживается против воли мужа, не только лишится награды за воздержание, но и даст ответ за его прелюбодеяние, и ответ более строгий, чем он сам.

Потому, что она, лишая его законного совокупления, низвергает его в бездну распутства. Если она не имеет права делать это и на короткое время без его согласия, то какое прощение может получить она, постоянно лишая его этого утешения? Иоанн Златоуст. Книга о девстве. Иоанн Златоуст: «Послушай, что говорит блаженный Павел: "во избежание блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа. Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена" 1Кор. Пусть слышат это и жены; пусть они поймут, к чему призывает их Христос, конечно с соблюдением святости, и пусть говорят: "жена не властна над своим телом, но муж". Вникни, какая мудрость заключается в этих словах Павла. В виду того, что многие воздерживаются и имеют чистых и целомудренных жен, притом воздерживаются сверх должного, так что воздержание делается поводом к прелюбодеянию, в виду этого он говорит: каждый пусть пользуется своей женой. И он не стыдится, но входит и садится на ложе днем и ночью, обнимает мужа и жену и соединяет их друг с другом, и громко взывает: "не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию" 1Кор.

Ты соблюдаешь воздержание и не хочешь спать с мужем твоим, и он не пользуется тобою? Тогда он уходит из дому и грешит, и, в конце концов, его грех имеет своей причиной твое воздержание. Пусть же лучше он спит с тобою, чем с блудницей. Сожитие с тобою не запрещено, а сожитие с блудницей запрещено. Если с тобою он будет спать, нет никакой вины; если же с блудницей, тогда ты погубила собственное тело. Итак, садится апостол почти на брачное ложе и взывает: "не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию". Для того ты жена и имеешь мужа, для того ты муж и имеешь жену, чтобы соблюдать целомудрие. Ты хочешь иметь воздержание? Убеди к тому и мужа твоего, чтобы было два венца — целомудрие и согласие, но чтобы не было целомудрия и сражения, чтобы не было мира и войны. Ведь если ты воздерживаешься, а муж распаляется страстью, и между тем прелюбодеяние запрещено апостолом, значит, он должен терпеть бурю и волнение.

Но "не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию". И, конечно, где мир, там все блага; где мир, там и целомудрие сияет; где согласие, там и воздержание увенчивается; а где война, там и целомудрие подрывается. Но "не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию"» Св. Собеседование на надписание псалма 50. Канонические ответы святейшего Тимофея Александрийского: Вопрос 13. Совокупляющимся в общение брака, в которые дни седмицы должно соблюдать воздержание от совокупления друг с другом, и в которые дни иметь им право на оное? Прежде сказал я, и теперь говорю, Апостол глаголет: не лишайте себе друг друга, только по согласию, до времени, да пребываете в молитве; и паки вкупе собирайтеся, да не искушает вас сатана невоздержанием вашим 1 Кор. Впрочем, необходимо должно воздерживаться в день субботний и воскресный, потому что в сии дни духовная жертва приносится Господу. Вопрос 5. Если жена пребудет ночью со своим мужем, или муж с женою своею, и на утро будет священнослужение, то могут ли они причаститься, или нет?

Не должны. Поскольку Апостол глаголет: не лишайте себя друг друга, только по согласию до времени, да пребываете в молитве, и опять вместе собирайтесь, да не искушает вас сатана невоздержанием вашим 1 Кор. Правило 3 архиеп. Дионисия Александрийского: Вступившие же в брак сами себе должны быти довлеющими судиями. Ибо они слышали Павла пишущаго, яко подобает воздерживатися друг от друга, по согласию, до времени, дабы упражнятися в молитве, и потом паки купно быти 1 Кор. Толкование св. Никодима Милоша : В обоснование требований настоящего правила, Дионисий ссылается на апостола Павла, по которому муж и жена должны по согласию ;; ;;;;;;;; воздерживаться от полового общения во времена, предназначенные для молитвы; ослушникам же пусть судьей будет их совесть. Таким образом, воздержание в супружеской жизни на время поста нужно, но оно должно достигаться путем взаимного согласия. Потому что через воздержание одного из супругов может впасть в грех другой. Апостол Павел об этом пишет как раз в связи с постом и упражнением в молитве.

Это библейский принцип». Протоиерей Сергий Бельков: «Апостол Павел учит нас, удаляться от супруги или супруга во время поста по обоюдному согласию ради упражнения в молитве. Но бывают пары, в которых жена неверующая или маловерующая, а муж верующий, и наоборот. Бывает даже, когда оба ходят в храм, но кому-то из супругов такое воздержание пока не по силам, и отказ в близости со стороны супруга может подтолкнуть к измене или рукоблудию, поэтому, безусловно, в таком случае меньшим злом будет частичное неисполнение супружеского воздержания. Таково православное учение. Жесткий ригоризм в данном случае неуместен». Иерей Алексий Мороз: «По канонам супружеское воздержание во время поста обязательно. В это время мы воздерживаемся от скоромной пищи и от всякого рода телесных удовольствий и всяческих развлечений, и, естественно, как от одного из видов удовольствия мы воздерживаемся и от внешних супружеских отношений. Это есть общий закон, к исполнению которого все должны стремиться. Но бывают разные ситуации, например, если верующая жена будет отказывать неверующему мужу в супружеских отношениях, то это может подвигнуть его к измене.

В такой ситуации верующая жена из двух зол должна выбрать меньшее и уступить мужу. Но уступить в этом своему неверующему мужу она должна не по похоти плоти, а для того, чтобы избежать греха. То же самое может произойти, если верующий муж в отношении своей неверующей супруги будет жестко придерживаться поста. Но мы должны стремиться правильно вести себя, стараться жить по Типикону, в то же время понимая, что иногда возникают случаи, когда лучше нарушить закон поста, чтобы избежать большего греха». Что же касается супружеских пар, в которых оба супруга считают себя православными людьми, то, сказал отец Алексий, им надо стараться воздерживаться весь Великий пост. Каждый человек должен действовать исходя из своих сил. Нет, нельзя! Но во избежание большего греха можно пойти на нарушение, понимая, что это будет являться нарушением поста, что за это нужно принести покаяние. Надо стараться соблюдать пост, как положено, и тогда Господь, видя нашу немощь, будет нас укреплять в дальнейшей нашей жизни. И тогда супруги смогут весь Великий пост проводить со всей строгостью».

Священник Валерий Духанин: «Воздержание как от скоромных продуктов, так и от супружеского общения никогда не рассматривалось Церковью как самоцель. Воздержание всегда было средством к тому, чтобы научиться владеть своим естеством, побеждать в нем сокрытые душевные и телесные страсти для свободного общения с Богом. Смысл поста состоит не в самом по себе воздержании от чего-то можно и не воздерживаться — это свободный выбор каждого , а в том, чтобы наш дух наконец-то научился управлять нашей душевной и телесной жизнью. И вот здесь-то оказывается, что одной пищевой диеты не достаточно, потому что телесная сторона человека представлена не только его желудком, но и его половой сферой, и далеко не только голод стремится командовать нами. Какой же смысл в воздержании от некоторых продуктов, если плотские страсти за время поста оказываются нисколько не умаленными, напротив, диктуют свои условия так же, как и в любое время года? В таком случае, лучше уж нарушить пост, чем супружескую верность. Подобные слабости врачуются терпением, молитвой и участием в Таинствах Церкви. Церковь не есть институт запретов, но Церковь являет собой тот путь, на котором можно придти к подлинной свободе. Если же кто-то не может преодолеть немощи собственной плоти, не может пройти путь поста без преткновений, то и такого человека Церковь не отвергает. Но одно дело, когда человек осознает свою немощь, кается в этом на Исповеди, и Церковь с радостью примет его.

Совсем другое дело, когда человека заранее настраивают на потакание своим немощам, учат признавать это за должное: «Не надрывайся, ты и так хорошо живешь»». Нарушение правила поста Преп. Макарий Оптинский: Вы находитесь в недоумении относительно поста; бывши у родных, надобно обедать и кушать скоромное, а требовать, чтобы для вас готовили постное, боитесь подать повод, что вы ставите себя выше других и себя превозносите. Спрашиваете, — что в таком случае делать? Не налагаю на вас уз, но даю такой совет: по моему мнению, просить родных готовить для вас постный стол не опасайтесь. Это не значит выказать себя выше других. Совсем нет, вы исполняете долг и послушание Церкви, — чем же возвышаться? Глядя на вас, найдутся и другие подражатели вам. А если вы будете кушать скоромное, то и другие примером вашим увлекутся и не поболят о том, что погрешают; а вы будете в этом виновны сугубо — за себя и за других. Что вам до того, что будут о вас говорить, — не внимайте тому и будьте покойны.

Если родные ваши кушают по болезни, то сие извинительнее, но, конечно, и они должны в этом каяться. А если так употреблять, только опасаясь переговоров, то это неловко. Вы знаете, что Господь определил за преслушание Церкви. Игнатий Брянчанинов : "Плотской человек всецело погружен в греховные наслаждения. Он неспособен вообще к духовным занятиям: он пригвожден к земли, утонул в вещественности, заживо — мертв душою. Таково изречение Слова Божия нарушителям заповеди святого поста. Чем будете вы питаться в вечности, когда научились здесь единственно пресыщению вещественными брашнами и вещественными наслаждениями, которых нет на небе? Чем будете вы питаться в вечности, когда вы не вкусили ни одного небесного блага? Как можно вам питаться и наслаждаться небесными благами, когда вы не стяжали к ним никакого сочувствия, стяжали отвращение? Паисий Святогорец: — Геронда, должны ли люди, живущие духовной жизнью в миру, показывать перед неверующими, что они постятся?

Однако другие посты, совершаемые от подвижничества ради любви ко Христу или для того, чтобы была услышана наша молитва о каком-то прошении, должны совершаться втайне. В то же время святые отцы дали нам пример рассудительного отношения и в отношении соблюдения поста в некоторых случаях, когда нарушение этого правила Церкви продиктовано любовью к ближнему, снисхождением к его слабостям, немощам, болезням. Рассказывают, что, когда святитель Тихон Задонский жил на покое в Задонском монастыре, однажды в пятницу на шестой неделе Великого поста он посетил монастырского схимника Митрофана. У схимника в это время был гость, которого за его благочестивую жизнь любил и святитель. Случилось, что в этот день знакомый рыбак принес отцу Митрофану для Вербного воскресенья живого верезуба. Так как гость не рассчитывал пробыть до воскресенья в обители, то схимник распорядился сразу же приготовить из верезуба уху и холодное. За этими яствами и застал святитель отца Митрофана и его гостя. Схимник, испугавшись такого неожиданного посещения и считая себя виновным в нарушении поста, пал к ногам святителя Тихона и умолял его о прощении. Но святитель, зная строгую жизнь обоих друзей, сказал им: «Садитесь, я знаю вас. Любовь — выше поста».

При этом сам сел за стол и стал есть уху. О святителе Спиридоне, Тримифунтском чудотворце, рассказывается, что во время Великого поста, который святой держал очень строго, зашел к нему некий путник. Видя, что странник очень устал, святитель Спиридон велел своей дочери принести ему еды. Та отвечала, что в доме нет ни хлеба, ни муки, так как в преддверии строгого поста едой не запаслись. Тогда святитель помолился, попросил прощения и приказал дочери изжарить оставшегося от мясопустной седмицы соленого свиного мяса. После его изготовления, святитель Спиридон, посадив с собой странника, принялся есть мясо и угощать им своего гостя. Странник стал отказываться, ссылаясь на то, что он христианин. Тогда святитель сказал: «Тем менее надобно отказываться, ибо Слово Божие изрекло: для чистых все чисто Тим. Священное Писание о посте Сам Господь Иисус Христос постился: «Тогда Иисус возведен был Духом в пустыню, для искушения от диавола, и, постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал» Мф. Там сорок дней Он был искушаем от диавола и ничего не ел в эти дни, а по прошествии их напоследок взалкал Лук.

И сказал им Иисус: могут ли печалиться сыны чертога брачного, пока с ними жених? Но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься» Мф. Он сказал им: можете ли заставить сынов чертога брачного поститься, когда с ними жених? Но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься в те дни Лк. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» Мф. Апостолы Христовы всегда приготовляли себя к службе постом: «Савл встал с земли, и с открытыми глазами никого не видел. И повели его за руки, и привели в Дамаск. И три дня он не видел, и не ел, и не пил» Деян. Тогда они, совершив пост и молитву и возложив на них руки, отпустили их» Деян.

Игнатий Брянчанинов : «Заповедь поста возобновлена или подтверждена Евангелием. Внемлите же себе, да не когда отягчают сердца ваша объядением и пьянством Лк. Горе вам, насыщеннии ныне: яко взалчете Лк. На самом же деле Слово Божие говорит здесь не о посте, а о гнушении тем или иным видом пищи. Христиане же постятся не потому, что считают что-либо из сотворённого Богом плохим и нечистым, но ради борьбы со страстями, упражнения в самоограничении, в самоотвержении. На этот аргумент не почитающих пост отвечают святые отцы: Преп. Амвросий Оптинский:... Пишешь, что на основании слов Самого Спасителя: «не то, что входит в уста, оскверняет человека, но то, что выходит из уст, оскверняет человека» Мф. Но слова Спасителя, приведенные тобою, вовсе не к тому сказаны, чтобы они могли служить основанием к нарушению постов... Некоторые фарисеи и книжники укоряли Господа за то, что ученики Его ели хлеб не омовенными руками.

Тогда Господь, в обличение их неправильного понятия о чистоте человеческой, и сказал: «ничто входящее в человека не может осквернить его, но что исходит от него, то оскверняет человека» Ср. То есть как бы так сказал Господь: «как бы ни бывали нечисты твои руки, но если ты, не омывши их, будешь браться ими за хлеб и есть, то это не может осквернить тебя». Пища же скоромная вовсе не есть скверна. Она не оскверняет, а утучняет тело человека. А святой апостол Павел говорит: «аще внешний наш человек тлеет, обаче внутренний обновляется по вся дни» 2 Кор. Если, говорит, внешний наш человек, т. И наоборот, если тело питается и утолстевается, то душа истлевает, или приходит в забвение Бога и высокого своего назначения, как и в псалмах сказано: «уты, утолсте, разшире: и забы Бога сотворшаго его» Ср. На вопрос: «Не все ли равно Богу, какая пища? Почему и теперь в четверг или вторник можно есть, что хочешь, и не наказываемся за это, а за среду и пятницу наказываемся, потому что не покоряемся заповеди. Особенно же важно тут то, что чрез послушание вырабатывается покорность».

Очень рад, что служащие у вас стали почитать среду и пятницу, не нарушая правила Церкви о посте. Примеры немцев и других иностранцев ввели в заблуждение русских православных не уважать поста, уверяя, что в пище мало греха или совсем нет греха. Если бы это было справедливо, то Адам и Ева не были бы изгнаны из рая за вкушение плода от запрещенного древа, а древо это было смоковница. Но сила греха состояла не в плоде древа, а в запрещении и преслушании. Так и теперь грех не в пище, а в запрещении и преслушании правил Церкви. Феофан Затворник: Говорят: не входящее в уста сквернит... Кто против этого спорит? Разве постящиеся воздерживаются от пищи потому, что боятся оскверниться ею? Помилуй Бог! Никто так не думает.

А это хитрецы мирские сплетают ложь, чтоб как-нибудь прикрыть себя благовидностию. Нарушающие пост сквернят себя, только не пищею, а нарушением заповеди Божией, непокоривостию и упорством. И те, кои постятся, а не хранят сердца своего чистым, не считаются чистыми. Надобно то и другое: и пост телесный, и пост душевный. Так в поучениях говорится, так и в Церкви поется. Кто не исполняет сего — не пост виноват! Зачем же от поста-то отказываться под сим предлогом? Спросить бы тех, кои не хотят поститься, хранят ли они свое сердце чистым? Дело невероятное! Если при посте и других подвигах едва-едва можно управляться с нашим любезным сердцем, то без поста — уж и говорить нечего.

Ведь это наставление! Поставляя себя в число постящихся, поблагодарим за совет или напоминание. Но непостящийся чрез это не высвобождается от обязанности поститься и от ответственности за непощение. Кто осуждает непостящегося, тот грешит, но непостящийся чрез это не становится праведным. И не будем осуждать. Пусть всякий себе, как знает. А за правило или закон поста стоять надо и не давать вольникам коварно сплетать ложь. Наконец, снисхождение Златоуста к непостившимся означает только доброту его сердца и желание, чтоб в Светлое Христово Воскресенье все радовались и не было печального лица ни одного. Таково желание святого отца, а сбывается ли оно на деле — Бог весть! Говорите больному: будь здоров, будь здоров...

Поздоровится ли ему от сего? То же и там. Всех приглашают радоваться, а все ли истинно радуются? Совесть-то куда девать? Шум да гам не есть радость. Радость бывает на сердце, которое не всегда радуется при внешних увеселениях. Каноны Церкви о посте Правила святых Апостолов Правило 69 Аще кто, епископ, или пресвитер, или диакон, или иподиакон, или чтец, или певец, не постится во святую четыредесятницу пред пасхою, или в среду, или в пяток, кроме препятствия от немощи телесныя: да будет извержен. Аще же мирянин: да будет отлучен. Толкование епископа Никодима Милоша : Это правило предписывает каждому члену церкви, как клирику, так и мирянину, за исключением случаев физической слабости, поститься в Великий пост перед Пасхою , а также по средам и пятницам, причем за нарушение этого предписания угрожает первому извержением из сана, а второму — отлучением. Предписание поста основывается на Св.

Сам Бог положил начало посту еще в ветхозаветной церкви Лев. Иисус Христос освятил пост Своим примером Мф. Апостолы Христовы всегда приготовляли себя к службе постом Деян. Подобное же предписание находим мы и в Апостольских постановлениях V, 13 , следовательно, пост является божественным установлением. Цель церковного поста: "смирите себе пред Богом, плотских страстей стремление укротити, способным быти к истинному покаянию, к молитвам, к службе Божией и другим должностям и ко испрошению милости у Бога" [Кн. Пост четыредесятницы, или Великий, всегда строго соблюдался во всей церкви, о чем имеем бесчисленные свидетельства из истории церкви; такие же бесчисленные свидетельства имеем и о всегдашнем соблюдении церковью поста в среду и пятницу.

В первый день — Чистый понедельник — предписывается пить только воду и полностью воздерживаться от пищи.

Далее следует придерживаться сухоядения — это особый период поста, описанный в церковном уставе, при котором пища не варится и не жарится. В период сухоядения можно есть только хлеб, соль, фрукты, мед, орехи, овощи без термической обработки. Такое правило следует соблюдать в первую и последнюю неделю Великого поста, а также по понедельникам, средам и пятницам. По вторникам и четвергам можно есть термически обработанную пищу — но приготовленную без масла. Например, можно сварить картофель или потушить овощи, добавив только соль. Такие же ограничения действуют и на период Страстной седмицы, во все дни этой недели разрешено сухоядение, а в пятницу нельзя есть до выноса плащаницы во время вечерни. На Благовещение Пресвятой Богородицы 7 апреля в 2023 году и в Вербное воскресенье 9 апреля разрешено принимать в пищу блюда из рыбы, в Лазареву субботу перед Вербным воскресеньем допускается употребление рыбной икры.

Отмечается, что все строгие правила питания в Великий пост установлены монастырским уставом для монахов, мирянам не обязательно их придерживаться. Прихожане могут согласовать свой рацион питания с духовными наставниками и лечащими врачами, исходя из возраста, состояния здоровья и жизненных обстоятельств. Что исключается из рациона в дни Великого поста: мясо и птица, мясные полуфабрикаты и колбасные изделия; молоко и кисломолочные продукты, в том числе сливочное масло и сыр, соусы на основе сливок; яйца и все продукты с их содержанием; алкогольные напитки кроме вина в отдельные дни ; сдоба и кондитерские изделия, в том числе те, в которых есть сливочное масло и яйца.

Такие продукты, как чипсы, лапша быстрого приготовления, сушки, сухарики, карамельные конфеты, шоколад, являясь формально постными продуктами, не могут считаться пищей, полезной для здоровья, так как имеют несбалансированный состав, практически лишенный витаминов, минералов, белка и клетчатки, с преимущественным содержанием углеводов и жиров, и высокую калорийность. При избыточном поступлении углеводов возрастает чувствительность к аллергенам, что ведет к обострению инфекционных и аллергических заболеваний. Лишенный разнообразия рацион Есть на протяжении семи недель только гречневую кашу на воде, яблоки или рис и квашеную капусту да, и такое часто встречается - это не вкусно, не полезно и быстро приедается. Следует стремиться к разнообразию рациона, благо сейчас для этого есть все возможности. Из овощей доступны капуста белокочанная, цветная, брокколи, морковь, свекла, тыква, лук репчатый и порей, сельдерей корневой и черешковый. Фрукты: яблоки, груши, гранат, хурма, цитрусовые, виноград. Бобовые: горох, нут, чечевица, соя, фасоль.

Крупы: гречневая, овсяная, ячневая, пшенная, кукурузная, киноа, булгур. Советы постящимся: Употребляйте достаточное количество белковой пищи. Ежедневно ешьте продукты с высоким содержанием растительного белка гречневая крупа, бобовые, киноа, тофу. Употребляйте рыбу в те дни, когда это разрешено. Важно соблюдать умеренность, не более 300-350 г за день. Употребляйте достаточное количество растительной клетчатки.

Хоть редьки хвост: как питаться во время Великого поста

На время Рождественского поста мы убираем из рациона животные жиры и белок, но оставляем растительные, то есть, идет адекватная замена животного жира и белка на растительный. При составлении плана питания в пост удобно пользоваться обычной пищевой пирамидой. Эти продукты разрешаются постом: крупы, ржаной или отрубной хлеб, макароны твердых сортов пшеницы. То есть, мы никоим образом не нарушаем пищевую пирамиду в пост, мы просто убираем некоторые «кирпичики» из нее в виде белка и жира животного происхождения, заменяя их на белок и жир растительного происхождения. Если есть заболевания почек, печени, желудка, кишечника, нужно посоветоваться с врачом и побеседовать лично с батюшкой, чтобы он разрешил послабление в каком-то продукте. По пищевым дневникам моих пациентов я вижу, что правильное соотношение продуктов часто нарушено, что и приводит в итоге к развитию заболеваний желудочно-кишечного тракта, полноте. А пост дисциплинирует, учит управлять собой, своим сознанием, помогает наладить питание. Как замечают постящиеся, постом меняется аппетит.

Уже не влечет к тому, что очень хотелось в начале. И это тоже работа над собой. При разумном подходе я как врач полностью за пост. Это белок и клетчатка. Чтобы не быть голодным во время поста, желательно включить в свой рацион бобовые, небольшое количество грибов, овощи, фрукты, ржаной или отрубной хлеб, каши, кунжут, орехи, семечки. Если вы не любите вареные горох, фасоль, чечевицу, то можно прокручивать их через мясорубку, добавлять в какие-то продукты. Так белок будет легче усваиваться.

Из сладкого приветствуются фруктовые салаты, сухофрукты, мармелад. При этом не надо забывать, что цель поста — ограничение себя, в том числе и в сладостях. Пост — это время смирения, радости от добрых дел, молитвы, посещения храма. А эндорфины можно получать не только от вкусной еды, но и от занятий спортом, прогулок на свежем воздухе, например. Кроме того, улучшают настроение профилактические дозы витамина Д, рыбий жир.

Фрукты становятся отличной альтернативой десерта и полезным перекусом. Их большое разнообразие позволяет сделать свой рацион насыщенным и интересным. Сухофрукты и орехи.

Курага, чернослив, финики, изюм, грецкие орехи, миндаль, кешью станут главными лакомствами во время поста. Эти продукты богаты витаминами, а орехи содержат высокий процент жиров и белков. Однако не стоит забывать об их высокой калорийности. Рынки и супермаркеты предлагают большое разнообразие круп: рис, гречка, киноа, кукурузная крупа, овсянка, производные пшеницы станут отличным гарниром. Приправив кашу медом, сухофруктами или орехами можно получить сладкий и сытный десерт. Крупы являются источником сложных углеводов, что отвечает за чувство насыщения и позволяет долго не ощущать голода. Бобовые культуры. Соя, горох, нут, чечевица, бобы, фасоль — отличный источник белка во время поста.

Правильно приготовленные блюда заменят мясные продукты. Тем, кто не может отказаться от молочных продуктов можно разнообразить свой рацион сырами, молоком, йогуртом, которые делаются из сои. По своим вкусовым качествам они не уступают продуктам, изготовленным на молочном сырье. Ценный источник белка и альтернатива мясу. Их употребляют в пищу в сыром, сушеном, соленом виде, тушат, жарят, варят, готовят на пару. Рыба и морепродукты. Разрешается только 2 раза в пост — на Благовещение Пресвятой Богородицы и в Вербное воскресенье. Рыбу лучше не жарить.

Рекомендуется отдать предпочтение тушеным, вареным или приготовленным на пару блюдам. Растительное масло. Служит источником жиров и жирорастворимых витаминов. Добавляется в качестве заправки к салатам и гарнирам. Разрешено в дни нестрого поста. Его едят в качестве десерта, а также добавляют в другие блюда: фруктовые салаты, каши, кисели, компоты, выпечку. Кондитерские и хлебобулочные изделия. Разрешены те продукты, для приготовления которых не используют яйца и продукты молочного происхождения.

Что нельзя кушать во время Великого поста Мясо и все производные продукты: колбасные изделия, ветчину, копчености. Животные жиры Яйца и продукты, для производства которых они используются. Молочные продукты: молоко, кефир, йогурт, сметана, сыры, сливочное масло Пищу с интенсивным вкусом: слишком соленые или сладкие продукты, пряности Рыбу и морепродукты за исключением Благовещения Пресвятой Богородицы и в Вербного воскресенья Жирные сладости: сдоба, шоколад, фаст-фуд Растительное масло разрешается только в дни нестрогого поста Алкоголь в нестрогие дни допускается немного вида — до двух бокалов Нельзя переедать Правила поведения и традиции Великого поста Великий пост — важный период для христиан, во время которого люди проверяют и воспитывают себя. В этот период не только придерживаются пищевых ограничений, а и отказываются от удобств повседневной жизни, освобождая место для духовных ценностей.

А растительное масло — в отдельные дни. Есть и послабления. В праздник Благовещения Пресвятой Богородицы 7 апреля и в Вербное воскресенье Вход Господень в Иерусалим 28 апреля разрешено употреблять рыбу. В Лазареву субботу перед Вербным воскресеньем дозволяется рыбная икра. По субботам и воскресеньям, а также на Благовещенье допускается выпить 200 мл сухого вина. Но, если алкоголь для вас является привычкой, то на время поста лучше от него полностью отказаться. Сейчас существует огромное количество постных рецептов, поэтому вы и в пост можете продолжать есть вкусную и полезную пищу ниже будет ссылка на несколько вариантов постного меню на каждый день. Но даже с постной едой нужно быть аккуратнее — важно есть в меру и не переедать. Если вы откажетесь от мяса и вместо этого набьете живот кучей постных пирожков с картошкой, вряд ли получится ощутить всю прелесть воздержания. Постоное меню на каждый день Первая неделя Полный отказ от еды, разрешается только вода; 19. Либо вареную пищу, но не горячую, без приправ и масла. Разрешены также хлеб, соль, вода.

Накануне поста попросим прощения за наши грехи и долги: детей перед родителями, родителей перед детьми, супруга перед супругом и т. И будем сохранять мир со всеми во время поста и всю жизнь. Преподобный Ефрем Сирин так и сказал: Если ты, человек, не прощаешь всякого согрешившего против тебя, то не утруждай себя постом и молитвой …Бог не примет тебя. У нас в приходе принято в Прощеное воскресение просить друг у друга прощения. Первым это делает настоятель, обращаясь к людям после проповеди, прося прощения за всякое свое согрешение словом и делом и помышлением. Затем и христиане друг у друга просят прощение. В этот день в храме бывает много народа, как на большой праздник. Знаю, что во многих приходах молятся всю первую неделю Великого поста. Мы молимся только понедельник и вторник. На большее не хватает сил, некому читать и петь. Но мы молимся в храме каждый день Великую павечерницу с покаянным каноном святого Андрея Критского. Назначаем ее на 18:00, чтобы всякий работающий человек мог успеть прийти помолиться. Многие первую неделю говеют и готовятся к исповеди. Иерей Иоанн Севастьянов: Мне совсем недавно попались слова святителя Иоанна Златоуста о том, что не следует ни убавлять свой личный подвиг и труд, ни прибавлять, а соблюдать постоянство и меру. В отношении подготовки к Великому посту это как нельзя более подходит. К посту нужно готовиться так, как велит Устав. И по возможности этот Устав соблюдать. И в отношении молитвы, и в отношении пищи. Пост сам есть наша подготовка. Не стоит готовиться к подготовке. В пост лучше входить открытым сердцем и ждать, что же в этот раз Господь со мной сделает. Думаю, каждый, кто постился хотя бы несколько постов, замечал, что каждый раз после поста мы получаем разные результаты, разные состояния души, хотя постимся одинаково. Поэтому мы знаем, что результат поста — это то, что нам посылает Господь. А Он посылает нам дары по Его благой милости. И, конечно же, не стоит весь год копить гнев и обиды, чтобы в Прощеное воскресенье было о чем просить прощение. Просите прощение тогда, когда возникает конфликт и неприязнь, а не тогда, когда все это делают ради красного словца. Церковный устав предписывает воздержание от еды в первые дни поста, а в остальные дни — сухоядение. Что это означает и насколько обязательно исполнение этих требований мирянами? Иерей Иоанн Курбацкий: Святые отцы в один голос говорят о посте с рассуждением. Это значит, что надо брать подвиг по силам, так, чтобы были силы молиться и трудиться. Важно выдержать весь пост. Нередко бывает, что люди, имеющие болезни, начинают очень строго поститься. Их хватает на неделю, а потом обостряются болезни, и они уже не в силах идти дальше, нарушают пост. Это подобно тому, как какой-нибудь спортсмен пробежит 100 метров со всей скоростью и упадет обессиленный. А другой, пусть медленно, но пройдет всю дистанцию в 10 км. Иными словами, лучше весь пост есть с маслом, чем одну неделю попоститься, а потом есть творог, кефир и т. На первой и последней неделе пост самый строгий. Но некоторые уставы допускают употребление пищи ежедневно, ведь и молимся мы: «хлеб наш насущнныи даждь нам днесь». Я знал таких ревностных людей, особенно в молодом возрасте, которые рьяно брались за неядение, а наутро не могли встать, не имели никаких сил к молитве.

Великий пост 2023: что нельзя делать, традиции, питание

Что такое и что значит сухоядение в пост: для чего нужно, когда и как отказываться от горячей пищи, вкусные и простые рецепты. Пост – это время, когда мы отказываемся от своей плотяности (от слова «плоть»). Сухояде́ние — одна из строгих степеней поста, термин в монастырском уставе, означающий разрешение на вкушение в пост только такой пищи растительного происхождения. Что такое сухоядение в пост и что можно кушать? Люди, далекие от соблюдения церковных канонов, нередко думают, что в дни строгого поста верующим приходится практически голодать. При правильном подходе, сухоядение можно преодолеть с наименьшим трудом и страданиями. Действительно, ваши рецепты разнообразят пищу во время поста. Это Великий понедельник (сухоядение), Великий вторник (сухоядение), Великая среда (сухоядение), Великий четверг — это воспоминание о тайной вечере, установление таинства причастия, в этот день благословляется пища с растительным маслом, Великий пятог.

Как поститься без вреда для здоровья

Во время поста христиане усиливают свою борьбу с грехами, уделяя больше времени молитве и покаянию, чем в обычные дни. Великий пост – особенное время, которое истинно верующие люди выбирают для физического и духовного очищения. Пост в дни сухоядения может включать в себя только сырые овощи и фрукты, орехи, а также черный постный хлеб. Если во время поста что-то пошло не так. В остальное время Великого поста питаться следует по такому графику: в понедельник, среду, пятницу положено придерживаться сухоядения. По вторникам, четвергам можно употреблять горячую пищу без масла.

Страстная неделя Великого поста: что можно есть, что можно и что нельзя делать?

Во время Великого поста нужно чаще вспоминать Бога, молиться и совершать добрые дела. Великий пост в 2024 году начнется 18 марта и закончится 4 мая. Сухоядение представляет собой строгую степень поста. Во время поста СМИ, в том числе центральные телеканалы, обычно рассказывают о самых строгих, монастырских его образцах. Сухоядение, вареное без масла. Во время поста верующие отрешаются не только лишь от еды, да и от развлечений и греха. Сухоядение (греч. ξηροφαγία) — одна из строгих степеней поста, термин в монастырском Уставе, означающий разрешение на вкушение в пост только такой пищи растительного происхождения, которая не поддавалась термической обработке, неварёная пища, свежие.

Хоть редьки хвост: как питаться во время Великого поста

Что можно есть в великий пост и что нельзя: календарь питания по дням Что нельзя есть? В Великий пост нужно исключить из своего рациона мясо, молочную продукцию, сладости и сдобу, яйца, рыбу и морепродукты. Конечно же, нужно отказаться от алкоголя. Что можно есть? На самом деле, список разрешенных продуктов намного больше. Разрешаются овощи, ягоды и фрукты, зелень, орехи, мед, сухофрукты и грибы. Можно есть любые крупы и все виды бобовых культур. Хлеб и выпечка допускаются, если они приготовлены без яиц и молока. А растительное масло — в отдельные дни.

Есть и послабления. В праздник Благовещения Пресвятой Богородицы 7 апреля и в Вербное воскресенье Вход Господень в Иерусалим 28 апреля разрешено употреблять рыбу. В Лазареву субботу перед Вербным воскресеньем дозволяется рыбная икра.

Продолжительность поста в 40 часов не случайна — это дань памяти Спасителю, который постничал в пустыне 40 дней и ночей. К середине III столетия был учрежден шестидневный пост, который существовал наряду с сорокачасовым. Сорокадневный пост был установлен церковью в V столетии.

Традиции Великого поста Во многих семьях традиции Сорокоднева передаются из поколения в поколение, и у людей не возникает вопросов, почему что-то можно делать, а что-то — категорически запрещается. Тем, кто ничего об этом не знает, требуется информация. Одной из главных примет Великого поста является добровольный отказ от пищи, то есть от того, чему люди посвящают значительную часть своего времени. Во время Сорокоднева принято вспоминать святых угодников, их благие дела, которые они посвятили церкви. Первую неделю Великого поста называют Федоровой — в честь великомученика Феодора Амасейского. Чудовищные пытки, которым его подвергли язычники, не сломили дух христианина, отказавшегося поклоняться идолам.

Вторая неделя Великого поста посвящена Григорию Паламе. Выходец из богатой семьи, православный богослов и философ часть жизни в полном одиночестве провел на горе Афон. В историю православия он вошел как архиепископ Фессалоникийский. Третья неделя Великого поста называется Крестопоклонной. В это время христиане поклоняются Животворящему Кресту и вспоминают о тех страданиях, которые выпали на долю Иисуса Христа. Воспоминания о его подвиге призваны помочь постящимся в их воздержании от мирских утех и соблазнов.

Иоанн Лествичник. Фото: ikona7. История его жизни — образец служения православию. Юноша, в шестнадцать ставший иноком, сорок лет прожил в пустыне, а после этого был назначен настоятелем обители в Синае. В историю христианства он вошел еще и как создатель Лествиц. Так называются духовные аскетические скрижали, помогающие христианам в их духовном совершенствовании.

На пятой неделе Великого поста проходят молебны в честь Марии Египетской, которая покровительствовала всем кающимся грешницам. В прошлом она сама была грешницей.

Вторые блюда Картошку в мундире можно запечь в духовке или в микроволновке. Кушать с солью и зеленью, запивать соком или водой. Можно ошпарить кипятком репу или редьку чтобы избавиться от горечи , но не варить. К картофелю в мундире можно подать квашения, соления, заготовки без масла. Десерты Для детей или просто любителей сладкого в период сухоядения можно приготовить особое печенье. Для этого понадобится четыре стакана орехов кешью, половина стакана смеси сухофруктов на выбор курага, яблоки, инжир. Компоненты пропускаются через мясорубку для получения клейкой однородной массы.

Затем катаются шарики, которым придают нужную форму. Если сделать по центру печенья углубление, в него можно поместить ягоды в свежем виде или в виде пасты, смешанной с мёдом. Из указанного количества ингредиентов получается количество печенья, достаточное, чтобы побаловать сладким большую компанию. Перекусы Для тех, кто привык питаться часто, на помощь придут перекусы. В этом качестве можно использовать любые сухофрукты, семена и семечки. А также можно смешивать различные их комбинации в разных пропорциях с мёдом. Для усиления вкуса помогут соль, мускатный орех, корица. Перемолов компоненты на мясорубке или в блендере, можно получить привлекательный, полезный и вкусный десерт, которым можно подкрепиться в перерывах между едой. Бутерброды В период поста можно побаловать себя бутербродами, которые не только вкусны, но и полезны.

Для вкуса можно добавить сок грейпфрута. Тыква, фаршированная яблоками и грушами Набор продуктов: Яблоки, мягкие груши — по 200 г. Слива — 100 г. Корица, сахар по вкусу. Небольшую тыкву хорошо промыть, срезать верхушку.

Удалить мякоть, оставив небольшое ее количество на стенках. Нарезать груши, яблоки соломкой или натереть на терке. Убрать косточки из сливы. Мякоть тыквы без семян измельчить. Перемешать ее с изюмом, яблоками, грушей, сливой.

По вкусу добавить корицу, сахар. Заполнить тыкву этой смесью, накрыть верхушкой, поставить в духовку. Запекать в течение часа при температуре 180 градусов. В заключение полить фаршированную тыкву медом. Предварительно развести его в небольшом количестве воды.

Вот таким может быть сухоядение в пост. Рецепты в эти дни допускают использование семечек подсолнечника, тыквы. Их можно подсушить в микроволновке, измельчить и добавить в блюдо. Салат из капусты с орехами Нашинковать капусту, посолить, перетереть руками. Порубить кинзу, рукколу, петрушку.

Натереть на терке морковь, яблоко, репу.

Кому поститься можно, а кому вообще не стоит? Разбираемся в нюансах

Во время поста верующие отказываются не только от пищи, но и от развлечений и греха. Питание во время поста повышает иммунитет, дает возможность пищеварительной системе работать лучше, так как увеличивается количество потребляемой клетчатки, что положительно сказывается на работе кишечника. Великий пост в 2023 году начинается 27 февраля. Во время Великого поста нужно чаще вспоминать Бога, молиться и совершать добрые дела.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий