Социальные новости. Вопрос, почему первым человеком в космосе стал Гагарин, а не Титов, волнует любителей истории и по сей день. Пользователь Юрий Гагарин задал вопрос в категории Естественные науки и получил на него 8 ответов. 56 лет назад человек впервые поднялся в космос – Самые лучшие и интересные новости по теме: СССР, истории, факты на развлекательном портале
Полёт Гагарина. Подвиг науки. Подвиг человека.
- Рассекречены слова Гагарина перед стартом
- Защита от безумца
- Полёт Гагарина. Подвиг науки. Подвиг человека.
- 10 неизвестных фактов о полете Гагарина
День космонавтики – 2023: история полета Гагарина в цифрах / Известия
Когда "Восток-1" вышел на орбиту, Гагарин передал: "Вижу горизонт, горизонт Земли выплывает. жена местного лесника Анихайят Тахтарова и её шестилетняя внучка Румия. Особенности космического корабля «Восток», на котором Юрий Гагарин полетел в космос, не предполагали совершения мягкой посадки.
Движение вверх: как СССР сумел вырваться в космос первым
Небо не прощает ошибок. История жизни Юрия Алексеевича Гагарина | Если отвечать на подразумеваемый вопрос "Какие у нас есть доказательства того, что Гагарин вообще был в космосе", то список чуть длиннее. |
Первый полет глазами Юрия Гагарина // Новости НТВ | Все просто, Гагарин несколько отклонился от расчетной траектории и оказался в районе секретного ракетного дивизиона. |
Малоизвестные факты о полете в космос Юрия Гагарина | Навсегда советский гражданин Юрий Гагарин будет в нашей памяти и памяти наших потомков первым человеком, оказавшимся в космосе. |
Человек с голливудской улыбкой, или как в Москве встречали Юрия Гагарина | Удивительной была первая награда Гагарина, полученная после полета в космос, — медаль «За освоение целинных земель». |
Эффект Гагарина. Из-за режима секретности первый человек в космосе стал загадкой
Подробнее об этой версии можно прочитать тут. На самом деле это было не так - апогей орбиты по сути, ее высшая точка был выше, по некоторым данным, на 100 километров. Как уже сказал Андрей, Гагарин в "Востоке" не ел, хотя запас еды у него был. Титов, который провел в космосе более суток, на орбите питался. Но организаторы не рассчитали количество пищи, и второй космонавт жаловался на постоянное чувство голода.
У нас в редакции, мне кажется, прохладнее. Я бы на месте первого космонавта уж язык бы американцам с орбиты точно показал - все-таки к этому моменту уже точно было ясно, кто первый. Подробнее о том, как зарубежные издания рассказывали о крупнейшей на тот момент победе СССР в космической гонке, можно прочитать здесь. Его космический аппарат достиг высшей точки орбиты.
Самочувствие Гагарина хорошее, настроение бодрое. Давление в кабине атмосферное, влажность - 65 процентов, а температура - 20 градусов по Цельсию. Бортовые системы справляются. Очень такой красивый ореол.
Сначала радуга от самой поверхности Земли и вниз. Очень красиво". Гагарин продолжает полет в тени Земли, и светила стали хорошо видны. Она проходит слева направо по иллюминатору.
Ушла звездочка. Уходит, уходит". По словам самого космонавта, в это время он "пролетал над морем". Имелся в виду, кстати, Атлантический океан 11:11 Напоминаем, что в 1961 году московское время опережало поясное всего на час.
Сейчас - на два. Поэтому мы не сошли с ума и не ведем онлайн с опозданием, а просто пытаемся быть точными. Сотни корреспондентов из самых разных стран мира штурмуют здание Телеграфного агентства. Тогда же это была просто-напросто революция.
Все СМИ мечтали первыми сообщить о наступлении новой эпохи в истории человечества. Интересно, а из космоса можно увидеть жирафа? Ну, например, если взять очень-очень большой бинокль. Там сегодня взлетает ракета и вообще полная красота.
Уж больно тут уместно: "Послушай: далеко, далеко, на озере Чад изысканный бродит жираф". По-моему, очень приятно. В день перед стартом космонавты на Байконуре всегда смотрят фильм "Белое солнце пустыни", в котором есть вот эта замечательная песня. Среди прочего, эта лента содержит большое количество интереснейших архивных переговоров и видео.
Первый полет человека в космос был осуществлен с Тюратама. Из-за отказа системы тормозной блок не отделился от "Востока" вовремя позже сам Гагарин доложил, что отделение произошло на 10 минут позже расчетного времени. Из-за этого аппарат вошел в плотные слои атмосферы, кувыркаясь. Перегрузки достигали, по субъективным оценкам космонавта, 10g 11:32 С момента включения тормозной двигательной установки начался самый тяжелый в смысле физических ощущений этап полета.
Именно во время спуска космонавты испытывают наибольшие перегрузки.
Федоров, Циолковский, Гагарин… В эту связь стоит вглядеться, чтобы понять не только то, почему Советский Союз вышел в космос, но и в целом приблизиться к тайне русской культуры. Глушко, М. Янгелем, Г. Бабакиным, А. Богомоловым, М. Рязанским, А. Исаевым, С. Косбергом, Н.
Пилюгиным, В. Барминым, В. Кузнецовым, В. Яздовским и многими другими учёными.
Дублирующая копия не макет [1] гагаринского «Восток-1». И только 6 человек в итоге попали в группу подготовки. Некоторые ограничения накладывала и конструкция корабля. Поэтому кандидат должен был соответствовать определенным физическим параметрам: не старше 35 лет, ростом не выше 175 сантиметров и весом не более 75 килограмм. Из-за этого даже возникла угроза отчисления, однако он вышел из положения, подкладывая маленькую подушечку на сидение. Гагарин шел первым в списке, а его главным конкурентом считали Германа Титова. Первый человек в открытом космосе Подробнее Когда до полета оставался один месяц, то шансы быть первым остались только у Гагарина, Титова и Нелюбова, ведь только для них изготовили индивидуальные скафандры. Драма космонавта Нелюбова». Такое решение было обусловлено несколькими факторами. Он адекватно реагировал на стресс и меняющиеся условия. Бытует даже мнение, что первое место Гагарину обеспечила его обезоруживающая улыбка. Впрочем, это поддерживают не все эксперты.
И даже немногочисленные отщепенцы-диссиденты, злобно клеветавшие на советский строй даже по самым невинным поводам в общем говоря, хватало и поводов вполне возмутительных , не находили — да, наверно, и не искали — дурных слов по поводу «нашего Юры». Ну, может быть, истории о благосклонном отношении к алкоголю — а кто на Руси к нему не благосклонен? Мелкие слабости лишь добавляли штрихи к образу простого парня из деревни Клушино, который сказал: «Поехали! Понимание, что Гагарин выше любых идеологических и любых других различий, стало, наверно, всеобщим. Снегирев Летчик-космонавт Юрий Гагарин занимается утренней зарядкой И со «свободными европейцами» не поспоришь: Гагарин действительно почти моментально стал едва ли не единственным супергероем для всего мира родом с одной шестой части суши. Над майором Гагариным не работали имиджмейкеры тогда и слова-то такого не было — но всё в нем магическим образом складывалось в образ самого земного и самого живого человека. Азартно игравшего в баскетбол, поднимавшего в гостях у Шолохова в Вёшенской тосты простецким самогоном и фотографировавшегося с королевой Елизаветой после парадного приема при чинном британском дворе, разъезжавшего по Москве на подаренной французами спортивной Matra Djet и продолжавшего летать — побывав в космосе, он продолжал жить небом. Превратить его в забронзовелый монумент — ни при жизни, ни в последовавшем бессмертии — не удалось даже советской пропагандистской махине. От знаменитой улыбки до мелких деталей, вроде столь же легендарного развязавшегося шнурка во Внуково — всё в Гагарине было слишком человеческим, к большому удивлению тогдашних наших идеологических противников. И если Ivan был мрачноватым типом в шапке-ушанке и с калашниковым наперевес, то Yuri улыбался как настоящая звезда и летал к звездам. Для очеловечивания образа советского — и, в самом широком смысле, русского — человека в остальном мире, пожалуй, никто не сделал столько, сколько сам того, наверно, не замечая Гагарин. Сравниться по степени влияния на западную аудиторию с ним смог, пожалуй, только спустя десятилетия Горбачев, но Михаила Сергеевича действительно любили и хотя бы отчасти уважали только «там». Мировой парень Гагарин дал жизнь множеству культурных мемов от «в космосе был, Бога не видел» до по сей день бродящей по Сети истории с обучением королевы Елизаветы II правильному чаепитию с лимоном.
Ровно 60 лет назад Юрий Гагарин стал первым человеком в космосе
Покорение космоса принесет Гагарину внимание самых знаменитых женщин. космос, космонавтика, история, гагарин, гибель гагарина 30 марта 1968 года урны с прахом Юрия Гагарина и Владимира Серегина были захоронены у Кремлевской стены с воинскими почестями. От магистральной дороги к месту приземления Гагарина ведет узкая асфальтированная дорога, окаймленная пирамидальными тополями. На главную Новости Шымкента Общество Гагарин в космосе!
«Звёзды мелькали в иллюминаторе, как светлячки», - Юрий Гагарин
еще до того, как приземлился Гагарин, - что Советы успешно отправили человека в космос. Социальные новости. Все просто, Гагарин несколько отклонился от расчетной траектории и оказался в районе секретного ракетного дивизиона. Юрий Гагарин сошел по трапу самолета и доложил первому секретарю ЦК КПСС и председателю Совета министров СССР Никите Хрущеву о том, что задание Родины выполнено, полет в космос прошел успешно. делится воспоминаниями Богданова Любовь, одна из гостей мероприятия.
Юрий Гагарин: «Паша, посмотри на приборы, сердце у меня бьется?»
Повсюду были видны самодельные транспаранты и плакаты: «Москва — космос. Над Октябрьской сейчас — Калужской площадью пролетел вертолет, рассыпавший листовки с портретом Гагарина. Центром всех мероприятий стала Красная площадь. На Лобном месте декораторы соорудили огромную 22-метровую космическую ракету. В 14 часов 30 минут на трибуну мавзолея вместе с Гагариным поднялись члены правительства. Прозвучал гимн Советского Союза. Затем к собравшимся обратился Юрий Гагарин. Над площадью раздались бурные овации.
Завершил митинг Никита Хрущев. Вечером на импровизированных эстрадах гремели оркестры, выступали танцевальные ансамбли.
Нельзя сбрасывать со счетов и то, что до апрельского полёта «Востока-1» уже было произведено шесть тестовых стартов и три из них завершились трагедиями. В сентябре 1960 года непосредственно при взлёте произошёл взрыв ракеты, на её борту находились две собаки. Запуск от 1 декабря начинался неплохо: собаки Пчёлка и Мушка поднялись, как было задумано, на орбиту. А вот спусковая траектория в конце полёта оказалась неправильной — корабль с животными внутри него взорвался и полностью сгорел.
Легендарный полёт: 108 минут, которые изменили историю «Восток-1», пилотируемый Юрием Гагариным, стартовал с Байконура 12 апреля 1961 года в 09:07 время московское. Руководителем старта являлся ракетный инженер Анатолий Кириллов — он давал команды по стадиям пуска ракеты и осуществлял контроль за их выполнением, следя за ситуацией из командной рубки. Взлёт ракеты-носителя утром 12 апреля 1961 года Как только ракета-носитель начала подъём, Гагарин сказал то самое знаменитое слово: «Поехали! В целом ракета-носитель исполнила свои функции без каких-либо проблем. Лишь на заключительной стадии не сработала система, отвечающая за отключение двигателей третьей ступени. Двигатели выключились лишь после того, как сработал дублирующий механизм.
К этому моменту корабль-спутник уже находился на сто километров выше запланированной орбиты. Гагарин, будучи на орбите, рассказывал о собственных наблюдениях. Он в окно иллюминатора смотрел на Землю с её облаками, горами, океанами и реками, видел облака и атмосферу из черноты космоса, Солнце и далёкие звёзды. Ему понравился открывшийся ему вид нашей планеты. Он даже призвал людей хранить эту красоту, а не разрушать её. Больше всего Гагарина впечатлила линия горизонта — она отделяла земной шар от очень чёрного неба.
Гагарин первым увидел Землю из космоса и восхитился её красотой Гагарин также провёл несколько экспериментов: поел, выпил воду, сделал пару записей простым карандашом. В какой-то момент он отпустил карандаш, и тот сразу же начал уплывать от него. Гагарин пришёл к выводу, что подобные вещи в невесомости следует фиксировать. До полёта оставалось загадкой, как психика человека может отреагировать на условия космоса, поэтому внутри корабля была реализована особая защита от умопомешательства пилота. Чтобы управлять кораблём, Гагарин должен был перейти на ручное управление. А для этого ему необходимо было открыть конверт с одним листочком, на котором была записана математическая задача.
Только решив её, можно было узнать код доступа к панели управления. В целом полёт прошёл спокойно, серьёзных нештатных ситуаций не случилось. Длительность этого полёта составила 108 минут, за это время корабль-спутник сделал один-единственный оборот вокруг земного шара.
Она началась с проверки состояния моего здоровья и определения надежности датчиков для записи физиологических функций, которые были наклеены накануне вечером. Затем производились запись физиологических функций на медицинской аппаратуре и медицинское обследование. Все это прошло хорошо. По мнению врачей, которые осматривали и записывали данные организма, — состояние мое было хорошим. Сам я чувствовал себя хорошо, так как перед этим хорошо отдохнул и выспался. После этого штатной командой боевого расчета производилось одевание скафандра. Скафандр одели правильно, подогнали, опрессовали. Затем положили меня в технологическое кресло, пробовали, как на скафандре лежит подвесная система, вентиляцию скафандра, проверили связь. Все действовало хорошо. Затем состоялся выезд на стартовую позицию в автобусе. На старте меня на лифте подняли к кабине корабля. Все подсоединения и подключения были осуществлены хорошо. Проверка оборудования также прошла хорошо. Связь была двухсторонняя, устойчивая. Хорошая связь. Настроение в это время было хорошее, самочувствие хорошее. Доложил о проверке оборудования, о готовности к старту, о своем самочувствии. Все время была непрерывная связь. Слышал, как его закрывают, как стучат ключами. Потом начинают люк вновь открывать. Смотрю, люк сняли. Понял, что-нибудь не в порядке. Мне Сергей Павлович говорит: «Вы не волнуйтесь, один контакт почему-то не прижимается. Все будет нормально». Расчетом скоро были переставлены плата, на которых установлены концевые выключатели. Все подправили и закрыли крышку люка. Все было нормально. Объявили часовую готовность, получасовую, записали физиологические функции. В общем, все проходило нормально. Самочувствие 6ыло хорошее. Настроение также хорошее. Потом объявили 15 мин. Надел гермоперчатки. Закрыл шлем. Пятиминутная готовность. Минутная готовность и старт. До этого было слышно, как разводили фермы. Получаются какие-то мягкие удары по конструкции ракеты. Ракета как бы немножко покачивалась. Потом началась продувка. Слышал, как работали клапана. Затем был произведен запуск. Двигатели вышли на предварительную ступень. Появился легкий шум. Затем на промежуточной ступени шум усилился. Когда двигатели вышли на главную, основную ступень, шум усилился, но не был слишком резким, который заглушал или мешал бы работе. Шум приблизительно такой же, как в самолете. Я готов был к гораздо большему шуму. Затем ракета плавно, мягко снялась со своего места. Я даже не заметил, когда она пошла. Потом чувствовал, как по конструкции ракеты пошла мелкая дрожь. Характер вибрации: частота большая, амплитуда небольшая. Я приготовился к катапультированию. Сижу, наблюдаю процесс подъема. Слышу, докладывает Сергей Павлович о том, что идет 70 сек. В районе 70 сек, плавно меняется характер вибрации. Частота вибрации падает, а амплитуда растет. Возникает как бы тряска. Потом постепенно эта тряска затихает, и к концу работы первой ступени вибрация становится такой же, как в начале ее работы. Перегрузка плавно растет, но она вполне переносимая, как на обычных самолетах. Примерно 5ж. При этой перегрузке я вел все время репортаж и связь со стартом. Было несколько трудно разговаривать, так как стягивало все мышцы лица. Несколько поднапрягся. Дальше перегрузка стала расти, достигла своего пика и начала плавно уменьшаться. Затем почувствовал резкий спад перегрузки. Ощущение было таким, как-будто что-то сразу отрывается от ракеты. Почувствовал что-то вроде хлопка. При этом резко упал шум. Будто возникло состояние невесомости, хотя в это время перегрузка примерно равна 1. Затем опять появляется и начинает расти перегрузка. Начинает прижимать к креслу, уровень шума значительно меньше. На 150 сек. Процесс очень яркий. Получился толчок, хлопок. Одна половина обтекателя как раз была против «взора». У меня светофильтр «взора» был закрыт, а шторка открыта. Обтекатель медленно пошел вниз от «взора», за ракету. В это время во «взоре» была очень хорошо видна Земля. Как раз не было облачности. Видел складки местности, немножко гористый район. Видно было лес, реки, овраги. Я не мог привязать то, что видел, так как во «взоре» оказалось очень мало территории. По-моему Обь там была или Иртыш, но видно было, что это большая река и на ней острова. Можно видеть все. Я вел репортаж об этом. Когда идет ракета, то по «взору» можно наблюдать, что она немножко колеблется вокруг продольной оси по крену, но колебания незначительные. Ракета как бы живет. К концу работы первой ступени, когда слетел головной обтекатель, во «взоре» горизонт немного до верхнего края не доходил. Ракета шла с некоторым углом тангажа. Затем к концу работы второй ступени она легла по горизонту и даже несколько ниже горизонта. Здесь был некоторый небольшой просвет по «взору». На 211 сек. Вторая ступень выключается примерно так же, как и первая. При этом происходит такой же резкий спад перегрузок и падение шума, такое же ощущение невесомости. Невесомость была примерно секунд 10-15 до включения третьей ступени. Затем слышал глухой хлопок и включение третьей ступени. Она работала очень плавно. Ракета как бы подошла и нежненько все повела от нуля. Очень плавно стала появляться перегрузка. Затем по «взору» горизонт занял все его кольцо. Начал увеличиваться угол тангажа, и к концу работы третьей ступени примерно только половина внешнего кольца «взора» была занята горизонтом. Затем я наблюдал, передавал, вел репортаж, видел облачность, тень облаков на Земле. Землю во «взор» видно очень хорошо. Предметы на Земле хорошо различимы. Выключение третьей ступени было резким. Перегрузка немножко возросла, почувствовал резкий хлопок. Примерно секунд через 10 произошло разделение. При этом почувствовал толчок. Корабль начал медленно вращаться. Земля стала уходить влево, вверх, затем вправо, вниз. Вращение было хорошо видно во «взоре». Видел я горизонт, звезды, небо. Небо совершенно черное, черное. Величина звезд и их яркость немножко четче на этом черном фоне, скорость перемещения их во «взоре» и в правом иллюминаторе большая. Виден очень красивый горизонт, видна окружность Земли, Горизонт имеет красивый голубой цвет. У самой поверхности Земли нежно-голубой цвет, постепенно темнеющий и переходящий в фиолетовый оттенок, который плавно переходит в черный цвет.
Лишь на высоте около 30 метров космонавта развернуло лицом по сносу, что позволило приземлиться уверенно и мягко. Гагарин спускался в герметичном скафандре. После раскрытия основного парашюта космонавт должен был открыть клапан, чтобы дышать атмосферным воздухом, но открывающий тросик затерялся в складках одежды. Получилось так, что шарик клапана, когда одевали, попал под демаскирующую оболочку. Подвесной системой было все так притянуто, что я минут шесть никак не мог его достать. Потом расстегнул демаскирующую оболочку и с помощью зеркала вытащил тросик и открыл клапан нормально", — вспоминал сам Гагарин. Во время спуска у Гагарина выпал носимый аварийный запас НАЗ. Внутри была надувная лодка, она пригодилась бы в случае приводнения на Волгу, продукты, медикаменты, радиостанция и пистолет. Через подвесную систему я ощутил сильный рывок и все. Я понял, НАЗ пошел вниз самостоятельно. Вниз я посмотреть не мог, куда он падает, так как в скафандре это сделать нельзя — жестко к спинке привязан", — говорил Гагарин. Однако потеря этих 30 кг сделала космонавта легче, и его отнесло еще дальше от берега. Примерно через 108 минут после старта с Байконура Юрий Гагарин вернулся на родную землю. Он приземлился в поле недалеко от Энгельса в Саратовской области. Местным жителям, которые могли принять его за сбитого американского летчика, Гагарин говорил: "Я советский человек, прилетел из космоса". За два дня до полёта в космос Юрий Гагарин написал прощальное письмо супруге на случай, если произойдёт катастрофа. В 1961 году это письмо не потребовалось. Жене Гагарина Валентине Ивановне это письмо передадут после авиакатастрофы 27 марта 1968 года, в которой погиб первый космонавт Земли. Много ещё было мелких и не очень неурядиц, но Юрий Гагарин выжил и стал первым из первых! Давайте помнить, какой ценой! Не случайно Юрий Алексеевич задавался вопросом перед полетом: кто он - первый космонавт или последняя собака... Гжатск - родина Юрия Алексеевича Гагарина. Сейчас этот город назван в честь своего героического жителя. Музей первого полёта - это место, где должен побывать каждый человек, чтобы понять, что космос - это будущее, будущее человечества! И о Земном... Одной из самых запомнившихся подробностей о первом полёте человека в космос стали… шнурки. Во время прохождения Юрием Гагариным по ковровой дорожке перед докладом Никите Хрущёву об успешном осуществлении полёта в кадр попали развязавшиеся шнурки на ботинке первого космонавта. Эта бытовая деталь только добавила народной любви к Гагарину. Между тем Сергей Хрущёв, сын Никиты Хрущёва, присутствовавший на той церемонии, уверяет, что шнурки у Гагарина были в порядке. Подвела героя космоса подтяжка для носков. Раньше носки делали без резинок, и на икрах носили подтяжки, чтобы носки не сползали. У Гагарина на одной ноге отцепилась эта резинка, и железная пряжка била его по ноге...
Первый полет глазами Юрия Гагарина
Саратовская область, 12 апреля 1961 года Юрий Гагарин у врача после полета в космос, 1961 год Юрий Гагарин в самолете на пути в Москву после успешного завершения первого в истории человечества полета в космос, 14 апреля 1961 года Москвичи присутствуют на торжественной встрече первого космонавта Юрия Гагарина на Внуковском аэродроме Юрий Гагарин и первый секретарь ЦК КПСС Никита Хрущев во время торжественной встречи в аэропорту, 14 апреля 1961 года Встреча Юрия Гагарина в Москве, 14 апреля 1961 года Митинг на Красной площади, посвященный первому в мире космическому полету, 14 апреля 1961 года Митинг на Красной площади, посвященный первому в мире космическому полету, 14 апреля 1961 года Юрий Гагарин дает автографы на приеме в Большом Кремлевском дворце, 14 апреля 1961 года Студенты Московского университета на демонстрации в честь полета Юрия Гагарина в космос, 12 апреля 1961 года Афиши в Одессе в день полета Юрия Гагарина в космос, 12 апреля 1961 года.
В результате нештатной работы тормозных двигателей была нарушена логика стабилизации корабля, и его раскрутило до значительной угловой скорости. Получился "кордебалет": голова-ноги, голова-ноги с очень большой скоростью вращения. Все кружилось. То вижу Африку, то горизонт, то небо. Только успевал закрываться от Солнца, чтобы свет не падал в глаза. Я поставил ноги к иллюминатору, но не закрывал шторки.
Мне было интересно самому, что происходит. Я ждал разделения", — рассказывал потом Гагарин. Когда корабль вошёл в более плотные слои атмосферы, команда на разделение спускаемого аппарата и приборно-двигательного отсека поступила также нештатно. Разделения не было, потому что при неполной выдаче тормозного импульса оно блокировалось системой управления: разделение допустимо, когда есть гарантии скорого входа в атмосферу. Если же есть риск остаться на орбите, отделять приборный отсек с его мощными аккумуляторами и системой ориентации равносильно гибели. Поэтому спускаемый аппарат с космонавтом входил в атмосферу в связке с приборным отсеком. По моим ощущениям больше прошло времени, но разделения нет.
На приборе "Спуск" не гаснет, "приготовиться к катапультированию" — не загорается. Разделение не происходит. Затем вновь начинают загораться окошки на ПКРС: сначала окошко третьей команды, затем — второй и затем — первой команды. Подвижный индекс стоит на нуле. Разделения никакого нет. Я решил, что тут не все в порядке. Засек по часам время.
Прошло минуты две, а разделения нет. Прикинул, что все-таки сяду нормально, так как тысяч шесть есть до Советского Союза, да Советский Союз тысяч восемь километров, значит, до Дальнего Востока где-нибудь сяду. По телефону доложил, что разделение не произошло", — сообщал впоследствии Гагарин. Лишь через 10 минут после торможения, на высоте около 110 км, в результате нагрева до 150 градусов Цельсия от трения об атмосферу сработали термодатчики резервной системы разделения и была разблокирована команда на отделение приборного отсека. Спускаемый аппарат начал самостоятельный спуск. Спуск происходил по баллистической траектории как и у остальных космических кораблей серий «Восток» и «Восход» , то есть с 10-кратными перегрузками, к которым Гагарин был готов. В этот момент, вспоминает Гагарин, он пережил максимальные перегрузки, видимо, до 12g, которые чуть не закончились для него потерей сознания.
Был такой момент, примерно секунды 2—3, когда у меня начали "расплываться" показания на приборах. В глазах стало немного сереть", — вспоминал космонавт. Потеря фокуса зрения и потемнение в глазах явный признак того, что дело идет к потере сознания. Обычно такое происходит при 10—12g, но Гагарин смог выдержать и это испытание. Он думал, что это гибель.
Я прошу не перегружать программу встреч». Но визит вежливости в ИСКО все же пришлось нанести. Каманин попросил местные власти сократить количество мероприятий, ссылаясь на усталость от пребывания в Индии и недавно перенесенную Гагариным операцию. Но услышал в ответ: «У нас даже королева Великобритании выполняла нашу программу визита. Если сократить программу встреч Гагарина с народом, то могут быть проявления недовольства и плохие высказывания в прессе». По дороге в южную часть страны кортеж с Гагариным под палящим солнцем более 15 раз останавливался, члены делегации поднимались на трибуны и произносили речи. Каманин не без тревоги наблюдал за своим подопечным: Физически Юра здоров и ни на что не жалуется, но его очень нервируют дополнения и изменения в программах встреч. Его тяготят выступления, а встречи без выступлений и особенно встречи за столом ему нравятся, и иногда он сам их затягивает. Даже после происшествия в Крыму он не отказался совсем от выпивок. За полмесяца он выпивал всего два-три раза, и то по одной-две рюмки. Но неприятно то, что пьет он с видимым удовольствием и в соответствующей обстановке легко может «набраться лишнего». Каманину пришлось признаться себе: «Титов оказался более трудным, своенравным и капризным по сравнению с моими представлениями о нем до полета. До этого он производил впечатление стойкого, очень выдержанного человека, а сейчас какой-то мятущийся, все время спешит, все делает на ходу». Оба молодых офицера ВВС вели себя как юные курсанты, вырвавшиеся в увольнительную из стен училища. Например, за два месяца до полета в космос, дурачась, Гагарин перебрался по карнизу пятого этажа из своей квартиры в квартиру Титова. Двух майоров нужно было срочно загружать практической работой. Весной 1962 года Титов в составе советской делегации побывал в США. Он встретился с астронавтом Джоном Гленном, первым из своих коллег по NASA [Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства], совершившим орбитальный полет, и вместе с ним был принят в Белом доме американским президентом Джоном Кеннеди. Юра молодец, он не посрамит любое звание. Гагарин с честью выдержал 15-тимесячное испытание такой лавины приветствий и восторгов, какой на долю одного человека еще никогда не выпадало. Свою маленькую форосскую ошибку он оценил правильно, и я верю ему, из него выйдет хороший руководитель в борьбе за освоение космоса». Подготовка к полету Валентины Терешковой. Обе они провели всю ночь в квартире Германа. Девчонки поступили глупо, а еще неразумнее действия Титова. Его влияние на космонавток скорее принесет им вред. Здесь, на старте, не время заниматься Титовым, но заняться им нужно, и очень серьезно». Число космонавтов, побывавших на околоземной орбите, — все увеличивалось. В августе 1962-го туда слетали Андриян Николаев и Павел Попович, в июне 1963-го настал черед Валерия Быковского и первой женщины-космонавта Валентины Терешковой. В марте 1965-го впервые в истории в открытый космос вышел Алексей Леонов, его подстраховывал Павел Беляев. Пресс-конференция в МГУ, посвященная первому в мире полету в космос на многоместном корабле-спутнике «Восход-1». В ноябре 1963-го он получил звание полковника, пройдя за три года путь от старшего лейтенанта — дистанцию, на которую у обычного офицера требуется 15-20 лет. Первый заместитель главнокомандующего ВВС маршал авиации Сергей Руденко, посетив в январе 1963 года Центр, вместо того чтобы поблагодарить коллектив за напряженную и плодотворную работу, придрался к Гагарину и Титову. Военачальника возмутило, что они пришли не в казенных форменных ушанках, а в шапках из серого каракуля. Поставив в присутствии многих офицеров по стойке смирно начальника ЦПК Карпова и Гагарина, Руденко, по-барски сидя, принялся их распекать за недисциплинированность. Гагарин хладнокровно выслушал маршальский разнос, ответив, что зимнее обмундирование шили в военном пошивочном комбинате, а там прекрасно знают уставные требования. Он не стал сажать высокое начальство в лужу и напоминать, что, согласно приказа министерства обороны, «офицерам разрешается носить шапку-ушанку из серого каракуля при повседневной форме одежды вне строя». Карпов был отстранен от управления ЦПК, а на его место назначен генерал Михаил Одинцов, до этого командовавший авиационной дивизией. Но руководить космонавтами оказалось куда сложнее: с первых же шагов новый начальник, который встал на путь сухих служебных отношений, не понравился подчиненным. Назревал серьезный конфликт, в котором Руденко выступил не на стороне космонавтов: «Одинцова нужно поддержать, а Гагарину объявить выговор, провести закрытое партийное собрание отряда и указать критиканам их место». Удар для самолюбивого Нелюбова оказался слишком сильным, и 18 февраля 1966 года он погиб под колесами поезда в возрасте 31 года. При этом, по информации Каманина, никаких пьянок на старте не было. Ему стало понятно, что Одинцова надо снимать с должности. С ним был солидарен и Сергей Королев: Он солдафон и многого не понимает, надо его заменять. При этом и он, и Вершинин выступали категорически против кандидатуры Гагарина, которого отстаивал Каманин. В итоге Одинцов был заменен на генерала Николая Кузнецова. В отличие от своего самоуверенного предшественника, Кузнецов поспешил заручиться поддержкой Гагарина в 1964-м тот стал замначальника ЦПК , подозревая, что тот может его подсидеть на посту. Генералу предстояло постичь всю сложность руководства Центром, которое заключалось, в частности и в том, что космонавтами нельзя командовать, с ними надо советоваться. Считался он и с тем, что особый статус подчиненного позволял Гагарину напрямую выходить на политическое руководство страны. В новогоднем выпуске 1966-го он вместе с Леоновым и Беляевым поучаствовал в интермедии: все трое изображали операторов, снимающих выступление Ларисы Мондрус, которая исполняла песню «Нас звезды ждут». Впрочем, кинокамера, которую на экране держал Гагарин, была не бутафорской — первый космонавт увлекался любительской киносъемкой. В число других его хобби входили игра в бильярд, катание на водных лыжах, рыбалка и охота. Будучи в нетрезвом виде, в Москве он подсадил в свою машину голосовавшую женщину и в условиях плохого освещения, не справившись с управлением, врезался в кучу камней и старого асфальта. Подполковник получил легкие ушибы, тогда как его попутчица, 33-летняя учительница, скончалась. Каманин отметил: Несмотря на целый ряд автопроисшествий, которые ранее случались с Титовым, и невзирая на внушения начальства и полученные взыскания, он продолжает пьянки, встречи с женщинами и бесконечные нарушения правил вождения автомобиля. Я не верю версии вчерашнего происшествия, изложенной Гагариным со слов Титова. По-видимому, он посадил эту девушку в свою машину не на троллейбусной остановке и не с целью подвезти. Впрочем, не буду гадать... Военная прокуратура пришла к выводу, что имел место несчастный случай, но Каманину было очевидно, что будь на месте Титова рядовой летчик, ему бы не поздоровилось. На заседании бюро партийной организации первого отряда космонавтов товарищи по ЦПК, в том числе и Гагарин, в лицо говорили Титову о том, что он своим поведением позорит всех космонавтов и вредит делу, которому они посвятили жизнь. Чтобы не спровоцировать скандал международного масштаба, выносить сор из избы не стали, ограничившись строгим выговором, понижением по службе и запретом водить автомобиль рецидивы случались и у Гагарина, например, в декабре 1966-го. В дальнейшем Титов отошел от космической подготовки и переключился на реактивные самолеты, пробуя себя в роли летчика-испытателя, его дисциплина повысилась. Но генерал не в силах был помочь: это было вне его компетенции. Имелись тысячи заявок на встречи с космонавтами, и оставалось лишь уповать на крепкий организм офицеров ЦПК. И они же — эти самые руководители — спрашивают с нас, почему космонавты ведут себя плохо и часто отрываются от учебы и работы». С 1966 года Гагарин начал активно готовиться к полетам на новом корабле «Союз», был назначен дублером Владимира Комарова. Да, он любил жизнь, людей, умел порадоваться от души, был удивительно чутким.
Я несколько раз повторял свои доклады и донесения. Вся система спуска заработала. Произвел доклад. Но по KB подтверждение докладов и команд в это время ни от кого не получал. Связи не было. Примерно градусов около 30 сев. На этом фоне услышал телеграфные позывные «ВСН» — «Весны». В это время я опять начал связь с «Весной», но никто не отвечал. Производил записи наблюдений в бортжурнал. При пролете над морем поверхность его казалась серой, а не голубой. Поверхность неровная, как бы в виде песочных барханов на фотографии. Мне кажется, что сориентироваться над морем будет вполне возможно. Можно вести ориентировку, привязаться к местности, сориентировать корабль для включения тормозной установки. Доклады осуществлял в соответствии с заданием в телеграфном и телефонном режимах. Произвел прием воды и пищи. Воду и пищу принял нормально, принимать можно. Никаких физиологических затруднений при этом я не ощущал. Чувство невесомости несколько непривычное по сравнению с земными условиями. Здесь возникает такое ощущение, как будто висишь в горизонтальном положении на ремнях, как бы находишься в подвешенном состоянии. Видимо, подогнанная плотно подвесная система оказывает давление на грудную клетку, и поэтому создается такое впечатление, что висишь. Потом привыкаешь, приспосабливаешься к этому. Никаких плохих ощущений не было. Производил записи в бортжурнал, доклады, работал телеграфным ключом. Когда принимал пищу, пил воду, пустил планшет, и он с карандашом «плавал» передо мной. Затем надо было мне записать очередной доклад. Взял планшет, а карандаша на месте не оказалось. Улетел куда-то. Ушко было привернуто к карандашу шурупчиком, но его, видимо, надо было или на клей поставить или потуже завернуть. Этот шуруп вывернулся, и карандаш улетел. Свернул бортжурнал и вложил в карман. Все равно не пригодится, писать же нечем. В это время я был в тени Земли, а еще до входа в тень Земли все время производил запись на магнитофон Перед входом в тень Земли в магнитофоне кончилась вся лента. Магнитофон не работал. Я принял решение перемотать ленту, чтобы произвести дальнейшие записи. Переключил его на ручное управление и перемотал. По-моему, не до конца перемотал. И затем, когда производил доклады, то запись на магнитофон осуществлял вручную, так как при автоматической работе магнитофона он почти все время работает и, естественно, много расходуется ленты. Это вызывается высоким уровнем шума в кабине. Перед этим я вошел в тень Земли. Вход в тень Земли очень резкий. До этого временами наблюдал сильное освещение через иллюминаторы. Приходилось отворачиваться от него или прикрываться, чтобы свет не попадал в глаза. Затем посмотрел в один иллюминатор — на горизонте ничего не видно. В другой «взор» — тоже темно. Думаю, что же такое? Заметил по времени, что это связано со входом в тень. В это время корабль вращался, градуса 2-3 в секунду. Горизонта и Земли не было видно. Звезд тоже не видно. Но тут я сообразил, что, очевидно, попал иллюминатор на Землю. Когда «взор» и иллюминатор выходили на небо, то на черном его фоне видны звезды. Иногда в иллюминатор попадало 2-3 звезды каких-то созвездий. Но созвездия определить было трудно, потому что не все созвездие попадает в иллюминатор. Включилась солнечная система ориентации, о чем я доложил по KB и по телеграфу. Начал расходоваться воздух. При работе солнечной ориентации воздух расходовался из обоих систем одновременно. К моменту выхода из тени давление в системах ориентации было примерно 150-152 атм. Я почувствовал, что когда включилась система ориентации, угловое перемещение корабля изменилось и стало очень медленным, почти незаметным. В это время производил доклад по KB и через систему «Сигнал» в телеграфном режиме. При подлете примерно градусов до 40 южн. Градусов около 40-45 южн. Меня телефоном вызывали: «Кедр, я Весна» и еще что-то говорили, но остальных слов я разобрать не мог. Позывные повторялись три раза. Я сразу включился на передачу, стал передавать: «Как меня слышите? Ответьте на связь». Чем ближе подлетал к апогею, тем больше улучшилась слышимость, и, примерно, когда проходил мыс Горн, в апогее получил очередное сообщение. Мне передали, что меня поняли, и я очень хорошо понял это. Мне сообщили, что корабль идет правильно, орбита расчетная, все системы работают хорошо. Я соответственно продолжал доклады. Перед выходом из тени я внимательно смотрел в иллюминатор «взора», который был под углом к горизонту. Очень хорошо был виден горизонт. По самому горизонту наблюдал радужную оранжевую полосу, напоминавшую по своей окраске цвет скафандра. Далее окраска немного темнеет и цветами радуги переходит в голубой цвет, а голубой переходит в черный цвет. Совсем черный. В это время стало плавно падать давление в системах ориентации. Почувствовал более упорядочное движение объекта, по тангажу. Затем корабль стал рыскать. Я понял, что системой солнечной ориентации Солнце «загоняется» в центральный датчик. Вскоре корабль приобрел устойчивое исходное положение для спуска. ТДУ было направлено на Солнце и довольно устойчиво. В это время была очень хорошая ориентация по «взору». Во внешнем кольце весь горизонт был вписан совершенно равномерно. Видимые мною предметы двигались строго по стрелкам «взора», т. В это время производил доклады. В системе ориентации давление постепенно падало и к моменту запуска ТДУ было примерно 110 атм. Производил записи на магнитофон, доклады по телеграфу и телефону, по КВ. В это время КВ-связь была хорошая. Очевидно, со мной работали радиостанции Москвы. На 56 минуте прошла первая команда. Я сразу доложил об этом. Ориентация была хорошей, корабль некоторое время имел вращение по крену, но очень малое. За время, как корабль вышел из тени и до включения ТДУ, он развернулся примерно градусов на 30. Может быть, даже несколько меньше. Затем прошла вторая команда. При этом я опять сделал доклад в телефонном и телеграфном режимах. Заметил давление в баллоне ТДУ, давление в системе ориентации, показания всех приборов, время прохождения команды и все записал на магнитофон. Приготовился к спуску. Закрыл правый иллюминатор. Притянулся ремнями, закрыл гермошлем и переключил освещение на рабочее. Затем в точно заданное время прошла третья команда. Как только погасло окошко при прохождении третьей команды, я стал наблюдать за давлением в ТДУ и в системе ориентации. Оно стало резко падать с 320 атм. Стрелка прибора четко шла на уменьшение давления. Я почувствовал, как заработало ТДУ. Через конструкцию ощущался небольшой зуд и шум. Я засек время включения ТДУ. Перед этим секундомер поставил на нуль. ТДУ работал хорошо. Его включение произошло резко. Перегрузка наросла, немного, и потом резко опять появилась невесомость. Стрелки в этот момент в системе автоматической ориентации и в баллоне ТДУ сразу прыгнули на нуль. Время работы ТДУ составило точно 40 сек. В этот период произошло следующее. Как только выключилась ТДУ, произошел резкий толчок, и корабль начал вращаться вокруг своих осей с очень большой скоростью. Земля у меня проходила во «взоре» сверху справа вниз и влево. Скорость вращения была градусов около 30 в секунду, не меньше. Получился «кардибалет»: голова-ноги, голова-ноги с очень большой скоростью вращения.