Новости академик нигматуллин биография

Академик Аганбегян – старейший наш академик и среди экономистов – номер 1, всегда начинает объяснять происходящее именно с этой позиции. Академик Роберт Нигматулин о том, как просил у Путина «полфутболиста», в чем выражается ренессанс татар и за что Билл Гейтс ценил его дочь. Обо всём этом выдающийся советский и российский учёный, профессор и крупный государственный деятель Булат НИГМАТУЛИН рассказывает главному редактору «Аргументов недели» Андрею УГЛАНОВУ. Биография Талгата Нигматулина. Талгат Нигматулин.

Роберт Нигматулин

Нигматулин Роберт Искандрович российский учёный-механик,академик,профессор, научный руководитель РАН имени П.П. Ширшова родился 17 июня 1940 года в Москве. Репортаж о выступлении академика РАН Роберта Нигматулина на Международном экономическом форуме в Орле появился накануне в ряде открытых интернет-ресурсов. Главная» Новости» Нигматуллин академик выступление на форуме. Роберт Искандерович Нигматулин. директор Института океанологии им. Новости - Уфа - UTV.

Академик ран нигматуллин. Роберт Искандерович Нигматулин: биография. Семья и увлечения

Инженер-механик, математик, академик РАН, академик АН РБ, доктор физико-математических наук, профессор. Роберт Искандерович Нигматулин. директор Института океанологии им. видному представителю российской науки, академику РАН исполняется 75 лет. биография, дата рождения.

Профессор Нигматулин: о Мишустине, Мантурове, Голиковой, обвале рубля и росте смертности

Заведующий кафедрой, Академик РАН, д.ф.-м.н. Нигматулин Роберт Искандерович. Ро́берт Искандерович Нигмату́лин — советский и российский учёный-механик, педагог. Научный руководитель ИО РАН имени П. П. Ширшова с 2017 года, академик РАН. Нигматулин Булат Искандерович. Генеральный директор Института проблем энергетики, первый заместитель генерального директора Института проблем естественных монополий.

Российских ученых заставили получать справки о психическом здоровье

Нигматулин Роберт Искандерович Доктор физико-математических наук, академик РАН. Академик Нигматулин: школой должен управлять учитель, а не чиновник. Талгат Нигматулин — биография. Талгата Нигматулина давно стали называть легендой советского кино. академиком Российской академии наук (РАН).

«Счастья на должности президента Академии никто не получил»: интервью Роберта Нигматулина

С 2005 года по настоящее время — первый заместитель директора Института проблем естественных монополий. Член Ядерного общества России, оргкомитетов ежегодных международных конференций по тепломассообмену. Основное направление профессиональной деятельности — безопасность ядерной энергетики. О компании Институт проблем естественных монополий ИПЕМ является одной из ведущих экспертно-аналитических организаций России. Деятельность института направлена на исследование состояния естественномонопольных секторов российской экономики электроэнергетика, газовая промышленность, железнодорожный и трубопроводный транспорт и взаимосвязанных с ними отраслей промышленности транспортное и энергетическое машиностроение, металлургия, станкостроение и другие.

Институт активно участвует в процессах формирования промышленной политики России, определения инструментов её реализации в отраслевом и региональном аспектах.

Значит, нет социальной сферы. И нам рассказывают про предприятия культуры и науки — а мы совершенно не доплачиваем сотрудникам этого сегмента. Теперь о доле среднего класса. Вообще во власти это мало кого беспокоит.

У нас сверхвысокая концентрация сверхбогатых. Что в результате? Это ужасный график. Общий коэффициент смертности от всех причин на 1 тыс.

В природе царит разнообразие, и среди людей должно быть разнообразие. И путь приобщения к культуре не связан с переходом на один язык, тогда вообще надо перейти на английский или китайский, этот путь связан с многоязычием. Та же Европа вся многоязычная, все говорят на нескольких языках. В Америке в 70-80е было много иностранцев на стажировках, и они учились в будни на английском. Но в воскресной школе была возможность изучать и свой родной язык.

Такое должно быть везде! Чтобы учить родной язык нужны усилия, и этим должны заниматься родители, это вопросы воспитания. Наш сын говорит на татарском, у него жена татарка, и внуки наши приобщены к языку, знают хотя бы самые необходимые слова. Знать родной язык должно стать признаком хорошего тона! К сожалению, с уходом языка национальные проблемы никуда не денутся, человек все равно будет помнить и знать, что его дедушка был татарин, и не захочет считать, что его дед был хуже, чем кто-то другой. Есть ли выход? Евреи показали всему миру показательный пример — взяли и возродили свой язык. А здесь какой выход? Получается, вся надежда на самих людей, на семью, на татарские деревни, которые еще сохранили традиции и язык?

Это жемчужины, которые тоже, увы, исчезают. И наши деревни тоже пропадут, телевидение проникает всюду. Даже если исчезнет татарский язык, татары не исчезнут, я не знаю, как будет, но знаю одно: потеря языка ведет к обеднению нации и всего российского народа. Это значит мозги будут недостаточно развиты, а у нас сейчас вообще в стране главная проблема — кадры, нужны таланты. Можно сколько угодно выделять денег на различные сферы экономики, но при нынешнем уровне руководителей, это все пойдет не в то русло, это только способствует повышению цен и инфляции. Нужны люди! Нужны инвестиционные проекты! И не вкладывать нельзя, у нас ВВП на душу населения меньше, чем во всех бывших соцстранах, Португалии, Турции. Мой сын проводил опрос в Санкт-Петербурге, люди не знают, где Балтийское море!

Я спросил своих знакомых, 30-летних, и половина не знает, где Балтийское море. У нас в России почему-то не принято показывать проблемы начальству, у нас начальству все время отчитываются, что все хорошо. Встречаясь с начальством надо прежде всего сказать о проблемах. У нас есть ресурсы, золото-валютные запасы, но их нельзя вкладывать под этих людей, которые руководят нашей экономикой, образованием и наукой, они будут неэффективно их использовать. Поэтому я полушутя говорю: Россию без евреев и татар не поднять! У нас сейчас опора на что? А эксперты, способные двигать страну к успеху, прозябают или уезжают. Это к чему приведет? Это уже четкая тенденция.

Даже без сноски на ковид, у нас ежегодно умирает на 200000 чел. Больше, чем при советской власти, а по отношению к западной Европе — на 400000 чел. И бедность — одна из причин. А руководят всем чиновники! Вот в министерстве науки и образования практически нет ученых, профессоров. Раньше был Госкомитет по науке, и его возглавляли академики. Однажды, конечно, это всем станет понятно, но пока об этом никто не говорит, к сожалению. Когда ученые не востребованы, это как мышцы: без нагрузки и работы мышцы становятся дряблыми. Так и научное сообщество от не востребованности становится слабым.

Чиновники решают и назначают, а ученые молчат или тоже идут в чиновники, так как это сейчас престижно. А чиновники должны помогать! Я 10 лет руководил Институтом океанологии, представьте, если сделать директором научного института главбуха это может быть прекрасный человек, но не ученый , а меня заместителем на науке. Ученые должны руководить и подбирать директоров, а не чиновники. Даже Сталин, насколько он был жестокий тиран, но и он делал уроки. Баумана, ректорами институтов были студенты и аспиранты, так как профессора остались от царской власти и им, как считалось, нельзя было доверять. Лет 5-6 такой ситуации привели к развалу, и ректорами снова стали крупные ученые. Ректор ВУЗа — это человек государственного уровня. Я общался в Башкортостане с главой республики, он мне сказал, что ему неинтересно встречаться с ректорами, значит, таких ректоров назначают.

В Академии Наук вопрос назначения ректора института океанологии решался узким кругом глубоко знающих специфику работы людей, меня рекомендовал вице-президент академии, например. Задача была поднять институт, я был человек со стороны, но человек науки, меня рекомендовали, институт обсуждал и выбирал. Инициатива должна исходить от лидеров отрасли! Чиновник, бухгалтер, менеджер должны помогать лидеру, который, например, на заводе, прошел все ступени и стал лучшим. Ничего не меняется, с к лучшему, во всяком случае. Надеюсь, и в наше время эти выводы будут сделаны. В 2012 году Владимир Путин издал указ, что к 2020 году у нас должно быть 25 миллионов высоко-технологических мест, что мы должны выйти в пятерку крупнейших экономик мира и другие серьезные цели, но ни одна из них не была выполнена! Сейчас он издал указ о целях на 2030 год: добиться устойчивого роста населения страны: у нас за 2 года естественная убыль населения 1750000 человек, здесь и ковид, конечно, добавил.

Научная деятельность Работал в Институте механики МГУ и преподавал на механико-математическом факультете. Является научным руководителем физфака ТюмГУ см. Физический факультет Тюменского государственного университета. Примерно раз в год, обычно в марте, приезжает в Тюмень с интересными лекциями об океанологии, современной науке и инженерии. Политическая деятельность Избирался депутатом Государственного Собрания-Курултая Республики Башкортостан в 1995 и 1999 годах.

Феномен Роберта Нигматулина

В европейских странах были сильны позиции компартий. Американские граждане, участвующие в разработке атомного оружия бескорыстно и с риском для жизни передавали секреты советской разведке. Чего только не было! И великого, и трагичного, и наивного и преступного, гуманного и кровавого. И на этом фоне удивительные достижения в искусстве и науке! Несопоставимые с «нынешним временем свободы и демократии».

Ленин защитил Российскую академию наук от попыток ее «модернизации» революционно настроенными большевиками. Институт географии РАН был создан постановлением правительства, подписанным им в тяжелейшем 1918 году. В этом же году была создана Фундаментальная библиотека по общественным наукам РАН. А сейчас там произошел пожар из-за того, что в институтах РАН в последние годы практически прекратилось финансирование ремонтных работ. Сталиным через полгода после окончания войны, когда страна была в крови и руинах.

А что сейчас? А сейчас уровень обеспечения океанских экспедиций относительно 1980-х годов сократился в 20 раз! Таких примеров очень много. И все это на фоне растрат на роскошь, утечку капиталов, коррупцию, увеселения и т. Для ныне живущих на первый план вышли не опасения государственных репрессий, а опасения отсутствия созидательной воли со стороны нынешнего правительства для решения ключевых проблем страны.

Знаменитый русский поэт Виктор Боков Оренбургский платок, На Мамаевом кургане, На побывку едет, … , «за разговоры» в 1942 г. В Сибирь из-за него я не поеду. Что теперь со мной — не пойму: От ненависти пришел я к лойальности. Тянет и тянет меня к нему, К его кавказской национальности. Так же как Лев Толстой в романе «Воскресение» показал гнусность тогдашнего российского суда, так же фильм Андрея Звягинцева «Левиафан» показал беззащитность простого человека от мерзости нынешней коррумпированной местной «демократически избранной» власти.

Не видя во власти воли преодолеть нынешние мерзости, многие обращаются к аскетическому образу Сталина с его железной волей, хотя мало, кто хочет возврата тех жестоких времен. Характерна поэтическая «Молитва сталиниста» еще одного замечательного русского поэта Валерия Алексеева, участника Великой Отечественной войны, с 1948 по 1954 годы проведшего в ГУЛАГЕ: И я тебя, отца родного Прошу тебя, как старый ветеран, Устрой стране головомойку И разберись, кто друг, кто враг. До какой же степени надо было довести поэтов Виктора Бокова и Валерия Алексеева, чтобы в 2000-е годы они написали такие стихи? Они не только знали, что Сталин ответственен за разрушительную коллективизацию села, за репрессии, за провалы в начале Великой Отечественной войны и летом 1942 года, но и сами пострадали от преступных репрессий. Они многие годы ненавидели Сталина за это.

Также к нему относился и я вслед за своим отцом, его родными и товарищами. Но опыт последних 25-ти лет заставил многих понять больше, чем понимают одномерные толкователи истории, которые из-за объяснимого чувства ненависти к Сталину утверждают, что победил народ вопреки Сталину. В отличие от одномерных толкователей многие поняли, что, несмотря на катастрофические и преступные провалы, стоившие нашему народу миллионы жизней, в решающий момент Сталин, проявил беспощадную силу и мощный интеллект. Он сумел убрать негодных, к которым уже привык, и собрать вокруг себя самых талантливых руководителей и полководцев, многие из которых были в тюрьмах и лагерях. Он безжалостно сплотил весь народ как на фронтах, так и в тылу.

Не только мужчин, но и женщин и детей. Он мудро мобилизовал его исторический и религиозный дух, и все это сумел направить на защиту погибавшей страны. В эти трагические и кровавые годы он сумел стать непоколебимым вождем своего народа. Именно такой способности они не видят у современных руководителей. Концепция — победил народ вопреки Сталину — бессмысленна и является следствием одномерной ненависти к Сталину.

Стая львов во главе с овцой будет побеждена стадом овец во главе со львом арабская пословица, которую повторял Наполеон. Еще один характерный эпизод сталинских времен. От академика Н. Лаверова я узнал историю про дело «геологов-вредителей», сфабрикованное по ложному доносу в 1949 году. Их обвинили в сокрытии урановых месторождений.

Они безвинно отбыли 5 лет наказания, а 6 человек погибли. Академик Н. Над этим списком есть вопрос И. Сталина: «А что Заварицкий? Обручев написал: «А.

Заварицкий дал стране железную руду горы Магнитной. Такой человек не может быть вредителем». Заварицкого не тронули. Что-то зависело и от академиков. И не дай нам Бог испытать революционный взрыв, после которого власть могут захватить не только жестокие, но и ничтожные.

Тогда меч, мерзавцы и безумная толпа будут карать и виноватых, и невиноватых, а более удачливых испытывать на мужество. Сейчас ведётся много споров о том, каким должен быть учебник истории России для школы. На мой взгляд, нужно, чтобы в нем было стремление понять проблемы наших предков и сочувствовать им. Надо отказаться от одномерных оценок руководителей страны и их оппонентов. У каждого главы государства, оппонента и революционера, у каждой эпохи надо отмечать вышеупомянутый набор характеристик его деятельности, отмечать с учетом исторических условий и достижения страны, и провалы, и трагедии в их единстве.

В любом случае нужно воспитывать единое ощущение причастности к своему Отечеству, к своим предкам, порой боровшихся друг с другом. Чтобы на первый план выступали научный анализ «белых, красных и черных сторон», сочувствие своему народу, сострадание невинно убиенным, уважение к достижениями, а не ругань своих царей, генсеков, президентов, бунтовщиков и революционеров. Меру ответственности всех вовлеченных в исторические события, виновных в преступлениях, в безумных реформах, отсутствия созидательной воли и интеллекта надо отмечать, но не возвышаться над ними. Не менее важно на уроках развивать память, культуру, способность излагать и обосновывать свои мысли, чтобы они научились формулировать уроки истории, учитывая открывающиеся факты. А моральные суждения лучше перенести в художественную литературу, театр и кино, где допустимо и часто интересно творческое воображение художника для домысливания своего варианта художественного образа исторической личности в рамках известных исторических событий.

Тут могут быть разные симпатии и антипатии. Но учитывая, что утверждение пушкинского Моцарта: «… гений и злодейство — две вещи несовместные» действует только в мирное время, а во время войн и революций гений и злодейство перемешиваются и совмещаются даже в одном лице. Многоязычие — основа многоэтнической гармонии. В мире имеется около 7000 языков. Например, малые северные народы России говорят по-русски, хотя у них есть свои языки.

В мире ежегодно исчезают не только виды животного мира, но и десять малых языков. Я нерелигиозный человек, но когда начинаешь рассматривать живое и неживое, о способности языков народов выражать все великое разнообразие жизни, то моя научная нерелигиозность ослабевает и даже стремится к нулю. Представьте все разнообразие живого мира, тысячелетиями не только воспроизводящего себя, но и эволюционирующего. Представьте муравьев и пчел с их сложнейшими системами коллективной организации, птичек и огромных птиц, рыбок и огромных рыб, мышек и огромных тигров, львов, медведей, слонов и китов, разнообразие их инстинктов, и, наконец, человека — царя природы. И все это — как результат стохастических молекулярных процессов, начавшихся с неорганической материей «всего» около миллиарда лет тому назад.

Мой научный атеизм не может победить «предрассудок»: кто-то неведомый с неведомыми помыслами и сверхразумом запустил этот процесс. Для меня каждый язык любого народа — это нечто божественное. Нельзя придумать живой язык. Эсперанто, придуманный человеком, не приживается. Когда исчезает язык какого-то этноса, умирает часть мировой цивилизации.

Это невозвратимая потеря человечества, беда «интеллектуальной экологии». Я знаю только один пример возрождения практически умершего языка. Это, когда евреи, собравшиеся в Израиль из разных стран и разговаривавшие на разных языках немецком, английском, русском, испанском и др. На иврите уже никто не разговаривал, поэтому каждой языковой группе пришлось преодолевать одинаковый для всех барьер. И израильтяне смогли.

Никто не потерял свой язык с места своего рождения, но каждый приобрел язык своих далеких предков. И это является величайшим национальным и духовным подвигом, скрепившим Израиль. Удивительный факт. Среди людей, страдающих в конце своей жизни болезнью Альцгеймера потерей памяти из-за деградации мозга , те, кто владел несколькими языками, сохраняют большую память, и болезнь менее критична. В многоэтничной стране этническая гармония достигается через многоязычие народа.

Это очень важно, потому что, если язык какого-то малого народа будет рассматриваться как ненужный, то многие люди этого народа будут бунтовать даже после утери этого языка. Никто не согласится, если скажут, что его прадеды, которых мы никогда не видели, были хуже, чем прадеды другого. Что один язык лучше другого. Это невозможно и не нужно признавать. Поэтому надо содействовать сохранению всех языков, несмотря, на естественные процессы умирания этносов.

Мы смертны, но мы стараемся продлить жизнь каждого, что является фундаментом гуманизма. В Швейцарии четыре государственных языка: французский, немецкий, итальянский и ретороманский. На последнем говорят всего несколько процентов. И государственность языка меньшинства — это нормально. Должно быть так, чтобы в государственных структурах можно отстаивать свои интересы на любом из этих языков.

Как можно понять президентов Украины, которые говорят о свободном использовании русского языка, но русский язык не должен быть государственным? Хотя он веками был там таковым. Он должен носить статус государственного, то есть быть под защитой государства. Как можно оправдать правящие режимы в Прибалтике, которые во имя понятного стремления расширить функции латышского, литовского и эстонского языков вопреки европейским нормам препятствуют государственности русского языка, на котором говорят около половины населения? Все такие действия — типичные проявления серости, эгоистичности и убогости чиновничества и национализма миллионов.

Каждый язык, которым пользуется какая-то заметная часть населения, должен носить такой статус. В частности украинский язык должен иметь государственный статус и в России. Это не значит, что все должны изучать все государственные языки. Это означает, что государство должно заботиться о его преподавании в соответствующих школах, о их сохранении и развитии, о возможности людей защищать себя на родном языке. Это особенно важно, если язык сконцентрирован только в этом месте.

Более того, общество должно поощрять многоязычие человека и понимать, что каждый дополнительный к языку матери язык делает человека интеллектуально богаче и умнее. У меня есть друг, профессор George Yadigaroglu, он живет в Швейцарии. Он грек, родился в Турции, жена у него - франкоязычная швейцарка, у них два сына. При мне сыновья по телефону со своим дедом-греком говорили по-гречески, с мамой - по-французски. Джордж был профессором в США и его семья жила там.

Его сыновья окончили там школу. Английский — как родной. Потом семья переехала в Швейцарию, и сыновья Джорджа учились в университете в Цюрихе, где обучение на немецком. Оба инженеры. У них четыре практически родных языка.

Но они учили еще испанский и турецкий. Сравните их интеллект с одноязычным большинством в России и в США? Я их спрашивал: «Когда сборные Финляндии и Швеции играют в хоккей, вы за кого болеете? То есть шведско-язычные граждане Финляндии — патриоты Финляндии, той страны, в которой живут. Но свой язык они сохраняют, и финско-язычное большинство помогает им в этом, признав шведский язык вторым государственным языком.

А в Казани и Уфе в татарско-башкирских семьях владеют только русским языком. А когда ведут речь о введения татарского и башкирского языка в школах большинство возмущается. Нужно понимать, что ничего хорошего не получится без серьезных усилий учиться, причем не только своей профессии. Появилась свобода — не хочешь учиться с усилием, не надо, что популярно в США. Я против такой свободы.

Народ надо заставлять учиться и тренировать свой мозг. В СССР, если ребенок плохо учился, его прорабатывали пионеры, комсомольцы, вызывали маму, потом папу. Если не помогает, писали папе в парторганизацию, что он плохо воспитывает свое дитя. Если бы отец Паганини не заставлял своего сына играть на скрипке, не было бы великого Паганини. Мы не должны говорить: «Нам не нужен твой осетинский или еще какой-то язык», и это не значит, что все обязаны его учить, но мы должны помочь его сохранить, раз представляем великую нацию.

Это очень важно. Спокойная ассимиляция относительно небольшого этноса преобладающим этносом сопровождается накоплением скрытой пассионарности, которая может стать разрушительной. То, что многие башкиры и татары в городах, не знают свой родной язык, — очень плохой показатель. Кстати для меня башкирский и татарский языки настолько близки там, в основном только фонетические различия , что для меня это единый татарско-башкирский. В 1990-е годы некоторые возбужденно говорили: «Надо заставить русских учить башкирский язык».

Я отвечал: «Вы свою жену и детей сначала обучите, а потом думай о русских». Но что надо делать в Башкортостане, как и Татарстане и других республиках России, так это создавать условия для развития башкирского и соответственно остальных языков России, и ни в коем случае не возмущаться развитием школ с «национальными» языками. Надо стимулировать людей изучать «национальный» язык. Основа межэтнического мира - понимание, что каждый язык - это духовный дар. Языкам небольших народов трудно выживать, но надо все делать для того, чтобы они сохранялись.

Вот это и есть государственность всех языков Российской Федерации и важная основа межэтнической гармонии и интеллектуальной силы страны. Они с детства слышали и говорили на титульных языках этих республик — украинском, армянском, узбекском, татарско-башкирском, чеченско-ингушском, бурятском, мордовском, марийском и других языках России и СССР. Я заметил, что они не только обладают более активным умом, но очень часто лучше и грамотнее в русском языке, чем их коллеги, в том числе и русские, учившиеся только на русском языке. А это особенно заметно у тех, кто язык своих родителей подкрепил занятиями этим языком в школе. Многие в республиках опасаются, что распыление сил школьника на два языка — русский и язык малой родины — приведет к ухудшению грамотности в русском языке и проблемами при поступлении в вуз.

Часто, но не всегда, это действительно так к моменту окончания школы. Но к годам 25-ти двуязычные а фактически с двумя родными языками вырываются вперед. Парадоксально, но их русский язык грамотнее и богаче. Они более фундаментальны и шире смотрят на все обстоятельства. Среди них меньше проявлений химерного национализма.

Как и в физической культуре, большие усилия в молодости в занятиях спортом приводят к укреплению физической силы и здоровья, так и большие усилия в молодости на учебу всегда вознаграждаются развитием более сильного ума. Мой друг, академик Ривнер Фазылович Ганиев первые 7 классов учился в татарской школе в Башкортостане.

Я не за изоляцию, не надо бояться открытых границ. Да, Россия всегда в научно-техническом плане шла за Европой, но есть и российская миссия. Мы самая северная цивилизация, мы живем в холодной климате, у нас миссия освоения территорий, чтобы эти территории были равноценны европейским землям с точки зрения культуры, науки, образования. Даже в Финляндии и Исландии зима мягче, чем у нас.

Может быть, потепление климата сделает наши широты самыми благоприятными, и люди поедут к нам жить. Даже недалеко от Москвы это уже на миссию не похоже. Но в России всегда помогает чудо! Представляете, в 1941 году, когда Германия напала на СССР, к зиме уже враг стоял в 30 километрах от Москвы, потом дошел до Сталинграда, европейская часть страны была под врагом, и тем не менее, чудо произошло. Так и сейчас в обществе могут происходить невидимые нашему глазу изменения, которые повернут ситуацию в лучшую сторону. Люди другие.

Я убежден, что многое поменяется. Да, этот класс чиновников и бюрократов, конечно, будет ухудшать и ухудшать ситуацию. Чиновник не созидатель, а нужны творцы. Европа тоже этим страдает, там какие-то молодые женщины вдруг стали министрами энергетики, например, и говорят о закрытии атомных станций. Профессора говорят «Что вы творите?! Менеджеризация — беда всего мира, в Америке и Европе все то же самое, и эту проблему надо преодолевать всем миром.

Я иногда говорю: «Государством должен управлять инженер». Это не значит, что во всех сферах, но это показывает вектор развития. Он создал машину, технологию, организовал крупное производство, руководил отраслью или заводом. Таких людей не хватает сейчас. Мой сын 10 лет проработал в General Electric, сделал там карьеру, и он говорил, что там тоже сменился руководитель, постепенно прошла менеджеризация руководства и компания стала терять свои позиции. Это как комиссары были раньше, приходят и говорят банальности, это людей нервирует.

Такая задача всего мира: преодолеть менеджеризацию. Главные проблемы почему-то обсуждаются между партиями, а должны обсуждаться с участием ученых. Грубо говоря, парламент должен избираться наполовину по партийным критериям, а вторая половина должна избираться по сословному признаку: часть из медицинского сообщества, часть инженеры, часть ученые. Почему мы строим страну по западным лекалам? Забвение традиционных ценностей, все важное забывается. Однажды я услышал от академика Шибаревича о влиянии малого народа, не нации, а народа.

Оппоненты борются за несколько процентов голосов, которые решают исход борьбы. Есть малые консолидированные группы, например, сторонники однополых браков. И вот чтобы получить голоса этой группы, один политик говорит что-то в их пользу, другой в чем-то уступает, и в конце концов дело дошло до того, что католическая церковь считает однополые браки равнозначными обычным, и не надо использовать слова «мама» и «папа». Люди могут жить как угодно и с кем угодно, но брак — это семья, в которой рождаются дети. К этому может прийти — мы станем существами, которых можно выводить и изводить. Технический прогресс почему-то всегда ведет к разрушению.

Изобрели огонь и мы готовим пищу, но это пожары. И так во всем. Развилась химия — все отравили. Технологический прогресс вызывает отрицательные последствия, и они опять же преодолеваются развитием технического прогресса. Другого пути нет. Будем надеяться, что здравый смысл будет побеждать, я в это верю.

Технический прогресс довел поверхность земли до истощения и глобального засорения, в том числе и океаны пластиком засорены. Очистят океаны, и они станут клондайком для добычи полезных ископаемых, создания акваферм. Испортили землю, перейдем к океанам. Почему в науке сначала «как использовать? Одна наука идет по пути «ура — техника-прогресс-смерть всему». Что делать?

Вот, например, в Германии был засорен весь Рейн. В конце концов, уровень жизни поднялся, река погибала, и люди поняли, что они творят. Сейчас в Рейне снова ловят рыбу. Да, так все и происходит, к сожалению. Не будем преувеличивать, конечно, про засорение океана пластиком, с ними правда связано решение многих проблем. Сейчас люди все-таки понимают, что добыча чего-то со дна океана чревата экологическими катастрофами.

Поэтому у нас в институте работаю люди разных специальностей, кончившие разные факультеты: биологи, физики, химики, математики. Деньги должны выделяться на науку, образование, здравоохранение и культуру — это главные компоненты развития человека. Мы на них в два раза меньшую долю ВВП тратим, чем в Европе. Кто это делает? Чиновники, они командуют парадом, а мы приспосабливаемся. До этого все сферы производства, собственно, все принадлежало государству, которому было важно наращивать силу и мощь страны.

Но что более неприятно, к этому надо прибавить вредительские реформы, которые двигают наши чиновники. При социализме у нас была диктатура пролетариата. Расправились с ней. Взамен Россия получила диктатуру необразованного, бестолкового чиновничества, которое еще и вредит стране. Об этом я сказал на недавнем общем собрании Российской академии наук, на котором был и первый вице-премьер Белоусов, министр науки и высшего образования Фальков, председатель комитета по науке Госдумы Кабышев.

И я им то же самое сказал. Как исходящие претензии от народа. К ЧЕМУ приводит двукратное недофинансирование социальной сферы? Хроническое недофинансирование образования, умноженное на вредительские реформы, разрушило среднюю школу. Мои сын и дочь, для своих детей, моих внуков, сейчас ищут школу в Москве, в которой было бы нормальное образование.

И это в Москве. И такие школы очень дорогие. Заслуга Советской власти в том, что обучался весь народ. Всех заставляли учиться. И надо было заставлять учиться.

Без этого не будет никакого развития государства. Но мы пошли по американскому пути. Должен вам сказать, я работал и в Америке, и во Франции, в Дании, поэтому могу со знанием дела сказать, что там нормальное образование получают всего несколько процентов населения. Подавляющая часть народа довольствуется облегченным образованием. Им синусы не нужны.

Сочинения писать не нужно. Я же уверен, что в нашей стране все должны пройти эти синусы, тангенсы и котангенсы. Просто потому, что должны быть тренированы мозги. Обязательно должна быть языковая подготовка. Русскую литературу все должны знать.

Плюс еще национальные языки. Но у нас все это загибается. Именно поэтому в стране не хватает квалифицированных рабочих, квалифицированных токарей, квалифицированных слесарей. Не хватает и не будет хватать в дальнейшем квалифицированных инженеров, технологов, конструкторов. И это будет страшная проблема.

Страна серьезно заплатит за разрушение всеобщего образования. Отдельная тема — двукратное недофинансирование науки. Помноженные на вредительские реформы в этой сфере. В России деградировала наука. Количество публикаций, их качество, активность ученых стали дряблыми.

Это как в живом организме. Если мышцы не задействованы, не работают, они дрябнут. По числу научных сотрудников мы сейчас находимся на 29-м месте в мире. Вы можете себе представить великую Россию на 29-м месте по числу научных сотрудников на душу населения? Только 10 процентов аспирантов делают диссертации.

Наука на 70 процентов делается именно в диссертациях — это аксиома. У нас осталась только пропаганда науки, если взять какой-то «Сириус». Кстати, как аспирант может написать диссертацию, если у него стипендия 8000 рублей? А ведь это взрослые люди с высшим образованием. Многие даже не догадываются, что смертность в России самая высокая в Европе.

Более того, несмотря на революционные открытия в медицинских технологиях, а сейчас фантастические методы лечения и сердечно-сосудистых, онкологических заболеваний, у нас смертность гораздо выше, чем во времена СССР. На 200 тысяч человек! Целый город умирает сверх всяких норм. Плюс к этому двукратный прирост смертности в пандемийные два года. И это несмотря на все современные достижения медицины.

Кто-то, как Британия, мог легко инвестировать в свою экономику, имея многовековой запас награбленного. И все они отдавали крошки со своего стола этой самой Прибалтике, чтобы с Россией она стала пограничной овчаркой. Прибалтика сама не зарабатывала ничего. Ее ВВП рос от подачек. Но - все! Сказка закончилась.

Посмотрим, что будет теперь. ВВП на душу населения в России кратно меньше, чем даже в мелких европейских государствах. Опять же, даже Прибалтика по этому показателю опережает нашу страну. Послушайте, уважаемый академик! Мелкие страны Европы - это тоже ЕС, а мы в отличии от Европейского Союза деньги вагонами ежедневно печатать не можем. Их европейская экономика как раз и стоит на таком ростовщичестве.

Мы изначально были в другой финансовой парадигме. А сколько при нашем климате и наших расстояниях необходимо тратить населению и бизнесу на обогрев или логистику! Европейцам подобное и не снилось. Обходим Китай. А Индию или Украину еще в довоенных показателях - обходим в разы! А когда академик говорит о том, что при прежнем курсе наше отставание в экономике будет только увеличиваться, мне хочется его спросить - Последний год он точно был с нами?

Ни один из важнейших пунктов президентских указов до сих пор не выполнены. Без конкретики не понимаю о чем идет речь. Что опять не так? Кто вообще сказал президенту, что средний класс — это когда доход на душу населения — 18 тыс. Есть научное определение среднего класса. Здесь вообще идет непонятный набор цифр.

Без прикрас: академик Нигматулин выставил «неуд» всей системе госуправления экономикой

Люди эти прижались к стене, чтобы пропустить Пьера с Анной Михайловной, и не показали ни малейшего удивления при виде их. Если бы Институту океанологии выделили финансирование, равное стоимости одного футболиста, научные суда не пришлось бы отдавать в аренду бизнесменам Чиновники, уже полностью разрушившие образование, медицину и культуру, добрались и до науки. Директор Института океанологии академик Нигматуллин рисует жуткую картину тотального разрушения науки, без которой вообще невозможно существование народа и государства. Обычная зарплата ученого в России - около 10 тыс. Зато на разные увеселения, типа олимпиад, тратятся десятки миллиардов долларов.

Теперь чиновники полностью возьмут в руки управление академией, и она будет окончательно уничтожена, превратившись в клуб по интересам. По сути, пока ничего. Все эти годы финансирование РАН шло по своеобразному пути. Каждый год, поскольку мы бюджетники, нам из-за инфляции чуть увеличивали фонд заработной платы, не увеличивая при этом самого финансирования.

В результате сегодня доля, приходящаяся на зарплату сотрудникам, составляет 70 процентов от всего, что нам выделяют. Так наука развиваться не может. Нам необходимо ходить в экспедиции, приобретать новые приборы, содержать здания и так далее. И если в ближайшие годы финансирование не будет увеличиваться, то придется сокращать численность ученых.

Иначе мы все будем одновременно умирать. Для нашего института самые серьезные расходы связаны с содержанием судов. Денег, которые мы сегодня получаем от государства, хватает ровно на неделю работы каждого судна в год. Что это значит?

Я могу дойти из Калининграда в Санкт-Петербург и обратно, а вот в океан - уже не смогу. Критики по этому поводу много в свой адрес слышите? Действительно, нам приходится идти на эту вынужденную меру, чтобы как-то сохранить исследовательский флот и проводить океанские экспедиции. Два наших судна имеют пассажирский класс.

Туристическая компания берет одно из них в аренду на нашу зиму и гонит на южную оконечность Южной Америки , где в течение нескольких месяцев возит экскурсии. Дорога в каждую сторону для нас это получается бесплатно занимает полтора месяца, а все остановки мы расписываем по часам, чтобы получилась как раз та неделя, на которую нам выделяется финансирование. Та же картина получается, когда нашим летом судно идет в северный канадский порт, три недели туда и затем три недели обратно. Во время дороги мы проводим запланированные измерения и эксперименты.

А вот самое большое наше судно, «Келдыш », простаивает. Мы с удовольствием сдавали бы его любой фирме для инженерных работ или экологических изысканий. Пока же оно не просто простаивает, но и разоряет нас. Его ведь нельзя закрыть и уйти.

Один день нахождения в порту стоит 2,5 тысячи долларов плюс затраты на электроэнергию и обслуживание, плюс зарплата экипажу, которая должна быть на европейском уровне, иначе люди разбегутся. А судовой состав у нас 225 - человек. Чиновничеству ни в коем случае нельзя вмешиваться в дела науки, культуры и образования. И реформы в этих областях должны быть очень консервативными и осторожными.

Резкие перестроения ничего хорошего не дают. На протяжении последних десятилетий мы непрерывно меняем систему образования, здравоохранения, а лучше не становится. Где, скажите, стало лучше, в какой сфере? По сравнению с Советским Союзом , наверное, только машину стало легче заправить, поскольку нет дефицита бензина и отсутствуют очереди на бензозаправках.

Глава ФАНО уже назначен, и сейчас активно разрабатывается положение об этой, пока еще малопонятной организации. Именно в ее недрах будут определяться финансирование наших институтов и численность сотрудников, там же будут утверждаться научные программы. Все решения, касающиеся нашей жизни, будут приниматься этой, совершенно далекой от нас организацией. Бывшая академия наук и академики практически отстранены от этого.

Есть планы по существенному сокращению численности как институтов, так и сотрудников. Лично у меня все это вызывает большие опасения. Почему вдруг стали считать, что из чиновников получатся лучшие руководители , чем из ученых? Назовите хоть один проект, где они делают что-то разумное?

Может быть, «Оборонсервис »? Мы прекрасно помним и видим, что из этого получилось. Что чиновникам дает право считать, что наша система неэффективна? На недавнем заседании президиума РАН президент Академии сельскохозяйственных наук обратил внимание на всего лишь один принципиальный момент.

Одной из задач, стоящей перед его академией, было обеспечение научного прогресса и научного уровня сельского хозяйства. И по мере возможности это выполнялось. Что мы имеем сегодня? Институты, переданы в ведение ФАНО, то есть бюрократического учреждения.

Сможет ли оно отвечать за научный и технологический уровень сельского хозяйства? Тот же вопрос можно задать и по медицине и любой наукоемкой отрасли. По всей видимости, бывшая академия наук превратится в некий клуб ученых. Время от времени мы будем собираться по отделениям, заслушивать научные доклады, обсуждать их и...

Академики принимают в этом участие? Кстати, с вариантом положения о ФАНО, который появился на сайте правительства, произошла удивительная метаморфоза - из него исчезло все положительное, что содержалось в законе в отношении академии наук. Теперь ФАНО определяет все: распоряжается имуществом, формирует планы работ, осуществляет их финансирование и проводит кадровую политику. Сказать могу только одно, наша жизнь существенно усложнится.

В марте планируется общее собрание членов академии наук, на котором будет избран новый президиум, принят новый устав. Правда, институтов принятые решения касаться не будут. Создание агентства, подобного ФАНО, потребует не один месяц. Думаю, на это уйдет весь следующий год.

У нас еще теплится надежда, что такие принципиальные вопросы, как утверждение планов работы и назначение директоров институтов, каким-то образом будет согласовываться с РАН. Но в положении о ФАНО это до сих пор не отражено. Отсюда возникает вопрос, насколько современная Россия готова участвовать в этом, когда наши ведущие научно-исследовательские суда и знаменитые глубоководные аппараты МИР годами простаивают на причалах Калининградского морского порта в ожидании заявок со стороны правительства и крупных национальных компаний? Мы не только готовы, но и уже участвуем.

В этом году группа наших сотрудников даже получила премию правительства России за экологическую часть работы по разработке сернистых руд на дне Атлантического океана. Участие в подобных исследованиях чрезвычайно важно, и мы будем продолжать делать это. Если страна занимается исследованиями, участвует в экспедициях, то это закрепляет ее право на данную территорию. Например, в Тихом океане существует зона Кларион - Клиппертон, где у нас есть свой «кусок».

Если мы проводим исследования, снаряжаем туда экспедиции, то это закрепляет наше право на данную территорию. Если мы докажем, а сделать это могут только ученые, что он является продолжением континентального фундамента, то это будет наша территория. И наш институт вовлечен в решение этой наиважнейшей для России задачи. Если говорить об обороне и флоте, то на сегодняшний день мы не получаем от военных ведомств ни копейки.

Это в корне неправильная ситуация. Возьмем подводный флот. Мы должны не только защищаться от подводных лодок возможных противников, но и вовремя суметь их обнаружить. А это довольно трудная задача.

Ученые нашего института хорошо знают сезонную обстановку любого района, в том числе и того, куда могут подойти нежданные гости. И даже небольшие изменения, произошедшие в одной акватории относительно сезонного фона, могут являться признаком нахождения чужеродного объекта. Сейчас много говорится о глобальном потеплении. Наверняка ваш институт тоже занимается данными вопросами.

Я думаю, вы слышали гипотезу о том, что течение Гольфстрим останавливается. Американцами на эту тему был даже снят очень интересный фильм. В нем говорится о том, что в результате таяния арктических и гренландских ледников талая вода идет в Атлантику и подтормаживает Гольфстрим. Поэтому тепло с юга не приходит, и Нью-Йорк и Европа замерзают.

Мы же каждый год отправляем туда две экспедиции и прекрасно знаем, что, хотя расход Гольфстрима и колеблется, но тренда с уменьшением расхода Гольфстрима нет. Человечество последние годы много спорит на тему наступления глобального потепления , высказываются различные точки зрения. Если оно наступает, то необходимо готовиться и принимать экономические решения, например, сокращать объемы сжигаемого топлива. Климат определяется прежде всего океаном, который можно назвать диктатором.

Атмосфера очень неустойчива, температура меняется по несколько раз каждые сутки. А океан - стабилен. Изменения в нем происходят медленно, их бывает трудно найти, но они являются чрезвычайно важными. В этом заключается специфика исследования океана.

Сегодня все громче озвучивается мысль о том, что Земля в скором времени не сможет прокормить свое население. И в этом аспекте на помощь сможет прийти океан, поскольку он обладает огромными резервами обеспечения белковой пищей человечества. Прибавьте сюда возможность разведения аквакультур. А это уже разработка новых океанских технологий.

Не забывайте, что океан занимает 72 процента территории земного шара. И Россия будет оставаться великой страной до тех пор, пока она будет являться океанской державой. Необходимым условием развития русской цивилизации я считаю присутствие русского исследовательского флота в Мировом океане. На сегодняшний день нами разработана теория предсказания цунами.

И если где-то возникла волна ее скорость достигает скорости самолета , то мы сможет определить, куда она придет, и предупредить людей, чтобы они успели подняться на возвышенность. Подобные предсказания определяются малоизученными и тяжело изучаемыми процессами в глубинах Земли. Проще говоря, цунами вызывается землетрясениями под дном океана. Сейчас мы уже знаем, что в местах столкновения плит возникают значительные относительные смещения плит и их большие деформации.

Если они упругие, то нет сейсмического шума. Это означает, что происходит накопление упругих деформаций, что может привести к взрывному их освобождению, как это происходит, когда лопается растянутая пружина. Если плита размером сто на сто километров ударно поднимется или опустится всего на один метр, то энергия поднятой воды будет такая же, как от десятков миллионов атомных бомб. Эта потенциальная энергия превращается в кинетическую энергию движения воды, а возникшая волна называется цунами.

Если же движение плит идет без накопления упругой энергии, раздается некий сейсмический шум. А это свидетельствует об отсутствии накопления упругой энергии, угрозы землетрясения и угрозы цунами. Понимание всех этих процессов пришло в последние десятилетия. Прогресс, конечно, колоссальный, но он достигается тяжелым трудом.

Накопление деформаций трудно изучать и на суше, а что уж говорить про океан. Но мы стараемся. Много еще неизведанного? Неизвестного, как всегда, больше, чем известного.

Мы с вами говорили про одну проблему - цунами. Что-то нами уже понято.

Ты должна знать, моя милая, были ли написаны завещание и письмо, и уничтожены ли они. И ежели почему нибудь они забыты, то ты должна знать, где они, и найти их, потому что… — Этого только недоставало! Ты так умна: как ты не понимаешь, — ежели граф написал письмо государю, в котором просит его признать сына законным, стало быть, Пьер уж будет не Пьер, а граф Безухой, и тогда он по завещанию получит всё? И ежели завещание с письмом не уничтожены, то тебе, кроме утешения, что ты была добродетельна et tout ce qui s"en suit, [и всего, что отсюда вытекает,] ничего не останется.

Это верно. Я тебе говорю десятый раз, что ежели письмо к государю и завещание в пользу Пьера есть в бумагах графа, то ты, моя голубушка, и с сестрами, не наследница. Ежели ты мне не веришь, то поверь людям знающим: я сейчас говорил с Дмитрием Онуфриичем это был адвокат дома , он то же сказал. Видимо, что то вдруг изменилось в мыслях княжны; тонкие губы побледнели глаза остались те же , и голос, в то время как она заговорила, прорывался такими раскатами, каких она, видимо, сама не ожидала. Она сбросила свою собачку с колен и оправила складки платья. Очень хорошо!

Мне ничего не нужно, князь. Но княжна не слушала его. А успевают только те, которые подлы и гадки. Я знаю, чьи это интриги. Княжна хотела встать, но князь удержал ее за руку. Княжна имела вид человека, вдруг разочаровавшегося во всем человеческом роде; она злобно смотрела на своего собеседника.

Ты помни, Катишь, что всё это сделалось нечаянно, в минуту гнева, болезни, и потом забыто. Наша обязанность, моя милая, исправить его ошибку, облегчить его последние минуты тем, чтобы не допустить его сделать этой несправедливости, не дать ему умереть в мыслях, что он сделал несчастными тех людей… — Тех людей, которые всем пожертвовали для него, — подхватила княжна, порываясь опять встать, но князь не пустил ее, — чего он никогда не умел ценить. Нет, mon cousin, — прибавила она со вздохом, — я буду помнить, что на этом свете нельзя ждать награды, что на этом свете нет ни чести, ни справедливости. На этом свете надо быть хитрою и злою. Успокойся и parlons raison, [поговорим толком,] пока есть время — может, сутки, может, час; расскажи мне всё, что ты знаешь о завещании, и, главное, где оно: ты должна знать. Мы теперь же возьмем его и покажем графу.

Он, верно, забыл уже про него и захочет его уничтожить. Ты понимаешь, что мое одно желание — свято исполнить его волю; я затем только и приехал сюда. Я здесь только затем, чтобы помогать ему и вам. Я знаю, — говорила княжна. Прошлую зиму она втерлась сюда и такие гадости, такие скверности наговорила графу на всех нас, особенно Sophie, — я повторить не могу, — что граф сделался болен и две недели не хотел нас видеть. В это время, я знаю, что он написал эту гадкую, мерзкую бумагу; но я думала, что эта бумага ничего не значит.

Теперь я знаю, — сказала княжна, не отвечая. Но я ей выскажу всё, всё. Придет время! В то время как такие разговоры происходили в приемной и в княжниной комнатах, карета с Пьером за которым было послано и с Анной Михайловной которая нашла нужным ехать с ним въезжала во двор графа Безухого. Когда колеса кареты мягко зазвучали по соломе, настланной под окнами, Анна Михайловна, обратившись к своему спутнику с утешительными словами, убедилась в том, что он спит в углу кареты, и разбудила его. Очнувшись, Пьер за Анною Михайловной вышел из кареты и тут только подумал о том свидании с умирающим отцом, которое его ожидало.

Он заметил, что они подъехали не к парадному, а к заднему подъезду. В то время как он сходил с подножки, два человека в мещанской одежде торопливо отбежали от подъезда в тень стены. Приостановившись, Пьер разглядел в тени дома с обеих сторон еще несколько таких же людей. Но ни Анна Михайловна, ни лакей, ни кучер, которые не могли не видеть этих людей, не обратили на них внимания. Стало быть, это так нужно, решил сам с собой Пьер и прошел за Анною Михайловной. Анна Михайловна поспешными шагами шла вверх по слабо освещенной узкой каменной лестнице, подзывая отстававшего за ней Пьера, который, хотя и не понимал, для чего ему надо было вообще итти к графу, и еще меньше, зачем ему надо было итти по задней лестнице, но, судя по уверенности и поспешности Анны Михайловны, решил про себя, что это было необходимо нужно.

На половине лестницы чуть не сбили их с ног какие то люди с ведрами, которые, стуча сапогами, сбегали им навстречу. Люди эти прижались к стене, чтобы пропустить Пьера с Анной Михайловной, и не показали ни малейшего удивления при виде их. Если бы Институту океанологии выделили финансирование, равное стоимости одного футболиста, научные суда не пришлось бы отдавать в аренду бизнесменам Чиновники, уже полностью разрушившие образование, медицину и культуру, добрались и до науки. Директор Института океанологии академик Нигматуллин рисует жуткую картину тотального разрушения науки, без которой вообще невозможно существование народа и государства. Обычная зарплата ученого в России - около 10 тыс. Зато на разные увеселения, типа олимпиад, тратятся десятки миллиардов долларов.

Теперь чиновники полностью возьмут в руки управление академией, и она будет окончательно уничтожена, превратившись в клуб по интересам. По сути, пока ничего. Все эти годы финансирование РАН шло по своеобразному пути. Каждый год, поскольку мы бюджетники, нам из-за инфляции чуть увеличивали фонд заработной платы, не увеличивая при этом самого финансирования. В результате сегодня доля, приходящаяся на зарплату сотрудникам, составляет 70 процентов от всего, что нам выделяют. Так наука развиваться не может.

Нам необходимо ходить в экспедиции, приобретать новые приборы, содержать здания и так далее. И если в ближайшие годы финансирование не будет увеличиваться, то придется сокращать численность ученых. Иначе мы все будем одновременно умирать. Для нашего института самые серьезные расходы связаны с содержанием судов. Денег, которые мы сегодня получаем от государства, хватает ровно на неделю работы каждого судна в год. Что это значит?

Я могу дойти из Калининграда в Санкт-Петербург и обратно, а вот в океан - уже не смогу. Критики по этому поводу много в свой адрес слышите? Действительно, нам приходится идти на эту вынужденную меру, чтобы как-то сохранить исследовательский флот и проводить океанские экспедиции. Два наших судна имеют пассажирский класс. Туристическая компания берет одно из них в аренду на нашу зиму и гонит на южную оконечность Южной Америки , где в течение нескольких месяцев возит экскурсии. Дорога в каждую сторону для нас это получается бесплатно занимает полтора месяца, а все остановки мы расписываем по часам, чтобы получилась как раз та неделя, на которую нам выделяется финансирование.

Та же картина получается, когда нашим летом судно идет в северный канадский порт, три недели туда и затем три недели обратно. Во время дороги мы проводим запланированные измерения и эксперименты. А вот самое большое наше судно, «Келдыш », простаивает. Мы с удовольствием сдавали бы его любой фирме для инженерных работ или экологических изысканий. Пока же оно не просто простаивает, но и разоряет нас. Его ведь нельзя закрыть и уйти.

Один день нахождения в порту стоит 2,5 тысячи долларов плюс затраты на электроэнергию и обслуживание, плюс зарплата экипажу, которая должна быть на европейском уровне, иначе люди разбегутся. А судовой состав у нас 225 - человек. Чиновничеству ни в коем случае нельзя вмешиваться в дела науки, культуры и образования. И реформы в этих областях должны быть очень консервативными и осторожными. Резкие перестроения ничего хорошего не дают. На протяжении последних десятилетий мы непрерывно меняем систему образования, здравоохранения, а лучше не становится.

Где, скажите, стало лучше, в какой сфере? По сравнению с Советским Союзом , наверное, только машину стало легче заправить, поскольку нет дефицита бензина и отсутствуют очереди на бензозаправках. Глава ФАНО уже назначен, и сейчас активно разрабатывается положение об этой, пока еще малопонятной организации. Именно в ее недрах будут определяться финансирование наших институтов и численность сотрудников, там же будут утверждаться научные программы. Все решения, касающиеся нашей жизни, будут приниматься этой, совершенно далекой от нас организацией. Бывшая академия наук и академики практически отстранены от этого.

Есть планы по существенному сокращению численности как институтов, так и сотрудников. Лично у меня все это вызывает большие опасения. Почему вдруг стали считать, что из чиновников получатся лучшие руководители , чем из ученых? Назовите хоть один проект, где они делают что-то разумное? Может быть, «Оборонсервис »? Мы прекрасно помним и видим, что из этого получилось.

Что чиновникам дает право считать, что наша система неэффективна? На недавнем заседании президиума РАН президент Академии сельскохозяйственных наук обратил внимание на всего лишь один принципиальный момент. Одной из задач, стоящей перед его академией, было обеспечение научного прогресса и научного уровня сельского хозяйства. И по мере возможности это выполнялось. Что мы имеем сегодня? Институты, переданы в ведение ФАНО, то есть бюрократического учреждения.

Сможет ли оно отвечать за научный и технологический уровень сельского хозяйства? Тот же вопрос можно задать и по медицине и любой наукоемкой отрасли. По всей видимости, бывшая академия наук превратится в некий клуб ученых. Время от времени мы будем собираться по отделениям, заслушивать научные доклады, обсуждать их и... Академики принимают в этом участие? Кстати, с вариантом положения о ФАНО, который появился на сайте правительства, произошла удивительная метаморфоза - из него исчезло все положительное, что содержалось в законе в отношении академии наук.

Теперь ФАНО определяет все: распоряжается имуществом, формирует планы работ, осуществляет их финансирование и проводит кадровую политику. Сказать могу только одно, наша жизнь существенно усложнится. В марте планируется общее собрание членов академии наук, на котором будет избран новый президиум, принят новый устав. Правда, институтов принятые решения касаться не будут. Создание агентства, подобного ФАНО, потребует не один месяц. Думаю, на это уйдет весь следующий год.

У нас еще теплится надежда, что такие принципиальные вопросы, как утверждение планов работы и назначение директоров институтов, каким-то образом будет согласовываться с РАН. Но в положении о ФАНО это до сих пор не отражено. Отсюда возникает вопрос, насколько современная Россия готова участвовать в этом, когда наши ведущие научно-исследовательские суда и знаменитые глубоководные аппараты МИР годами простаивают на причалах Калининградского морского порта в ожидании заявок со стороны правительства и крупных национальных компаний? Мы не только готовы, но и уже участвуем. В этом году группа наших сотрудников даже получила премию правительства России за экологическую часть работы по разработке сернистых руд на дне Атлантического океана. Участие в подобных исследованиях чрезвычайно важно, и мы будем продолжать делать это.

Если страна занимается исследованиями, участвует в экспедициях, то это закрепляет ее право на данную территорию. Например, в Тихом океане существует зона Кларион - Клиппертон, где у нас есть свой «кусок». Если мы проводим исследования, снаряжаем туда экспедиции, то это закрепляет наше право на данную территорию. Если мы докажем, а сделать это могут только ученые, что он является продолжением континентального фундамента, то это будет наша территория. И наш институт вовлечен в решение этой наиважнейшей для России задачи. Если говорить об обороне и флоте, то на сегодняшний день мы не получаем от военных ведомств ни копейки.

Это в корне неправильная ситуация. Возьмем подводный флот. Мы должны не только защищаться от подводных лодок возможных противников, но и вовремя суметь их обнаружить. А это довольно трудная задача. Ученые нашего института хорошо знают сезонную обстановку любого района, в том числе и того, куда могут подойти нежданные гости.

После этого, согласно закону, кандидатуры были направлены в правительство для согласования. Фото: en. Он отметил, что соответствующее распоряжение правительства было сделано в безупречно бюрократической форме, однако кураторы науки даже не удосужились познакомиться с программой академика. А тогда Президент В. Путин собрал всех нас семерых.

Социально ориентированный нефинансовый институт развития, крупнейший организатор общероссийских, международных, конгрессных, выставочных, деловых, общественных, молодежных, спортивных мероприятий и событий в области культуры. Фонд Росконгресс — социально ориентированный нефинансовый институт развития, крупнейший организатор общероссийских, международных, конгрессных, выставочных, деловых, общественных, молодежных, спортивных мероприятий и событий в области культуры, создан в соответствии с решением Президента Российской Федерации. Фонд учрежден в 2007 году с целью содействия развитию экономического потенциала, продвижения национальных интересов и укрепления имиджа России. Фонд всесторонне изучает, анализирует, формирует и освещает вопросы российской и глобальной экономической повестки. Обеспечивает администрирование и содействует продвижению бизнес-проектов и привлечению инвестиций, способствует развитию социального предпринимательства и благотворительных проектов.

Для продолжения работы вам необходимо ввести капчу

  • Первый заместитель Премьер-министра Республики Татарстан
  • Академик нигматуллин биография
  • Сотрудники Института. Алфавитный указатель
  • «Если сближать орфографию тюркских языков, это поможет их сохранить»
  • Нигматулин Булат Искандерович
  • Роберт Искандерович Нигматулин - биография и семья

Без прикрас: академик Нигматулин выставил «неуд» всей системе госуправления экономикой

Роберт Искандерович Нигматулин - биография и семья Нигматулин Роберт Искандерович Доктор физико-математических наук, академик РАН.
Академик Нигматулин и идиоты Биография и достижения Ерлана Нигматулина. Ерлан Нигматулин родился в городе Караганда Казахской ССР 31.08.62 года.
Нигматулин Искандер Нигматуллович Ро́берт Искандерович Нигмату́лин — советский и российский учёный-механик, педагог. Научный руководитель ИО РАН имени П. П. Ширшова с 2017 года, академик РАН.
Нигматулин, Роберт Искандрович — Энциклопедия Главная» Новости» Роберт нигматулин академик.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий