Традиционные национальные праздники Существуют 5 основных праздников у башкир, которые празднуются как издревле и так в настоящее время: Ураза-байрам Данный праздник связан с религией мусульманства. Главная» Новости» Национальные праздники башкиров. Башкирские народные праздники Праздник по-башкирски называется байрам. Башкирский праздник весенне-летнего цикла, известен в центральных и восточных районах Башкортостана, в Зауралье. Точно следуя Указу Президента нашей страны, мы приглашаем вас в соседний город Советский на встречу с представителями башкирского народа – членами клуба башкирской культуры «Заман», дабы познакомить с новогодними традициями этого народа.
В Березниках отметили народный праздник татар и башкир – Сабантуй
Сейчас же дата отмечается, в том числе, как символ национального единства и культурных традиций татарского и башкирского народов. Из национальных праздников башкир особым почетом пользовался сабантуй праздник плуга, который справлялся с языческих времен и сохранился до наших дней. это народный весенний праздник у татар и башкир, посвященный окончанию весен-них полевых работ.
VI Республиканский праздник башкирского фольклора «Ашкадар тандары» продолжил свою работу.
Напрашивается только один вывод – башкирский народ обладает уникальной способностью радоваться и отмечать как религиозные, так и национальные праздники. Уникальный национальный праздник состоялся в селе Барда Пермского края. Башкирская этнодеревня была одной из самых ярких с богатым и разнообразно украшенным убранством и пользовалась заслуженной популярностью у гостей праздника.
БАШКОРТОСТАН 24
- Башкирия волнения народа
- НАРДУГАН, праздник
- В Самарской области прошел ежегодный областной башкирский национальный праздник «Йыйын»
- В Пермском крае состоялся национальный праздник башкир
- Содержание
- В Самарской области прошел ежегодный областной башкирский национальный праздник «Йыйын»
Башкирский народный праздник – Сабантуй
В руке у него посох, а за спиной — большой мешок с подарками. Иногда его сопровождает внучка Снегурочка. В переводе с фарси Навруз означает «новый день». Традиционно этот праздник отмечают представители ираноязычных и тюркских народов.
История Навруза, по разным источникам, восходит ко временам Авесты — священной книги зороастризма. И хотя встреча Нового года у всех народов, проживающих в России, проходит чаще всего в семейном кругу, с этим праздником связаны разные традиции и обычаи.
С древних времен во время праздника проводились соревнования среди молодых людей, а победитель входил в число уважаемых членов общины. К празднику была подготовлена насыщенная концертная программа с участием ансамбля танца «Уралтау», вокального ансамбля, а также лауреатов международных и республиканских конкурсов. Звучали народные башкирские песни, исполнялись национальные танцы. Неподалеку проходили традиционные соревнования: бег с яйцом на ложках, командные соревнования на лыжах, бой мешками на бревне, бег с коромыслом и ведрами с водой и другие национальные забавы. По словам председателя молодежного крыла Башкирского этнокультурного объединения «Акбузат» Закира Бикмухаметова, изначально «Йыйын» проводился как собрание башкирских родов. В рамках празднования люди могут насладиться концертной программой Учалинской филармонии Республики Башкортостан, поучаствовать в спортивных состязаниях и принять участие в мастер-классах», — сказал председатель молодежного крыла. На мероприятии также присутствовали гости из регионов Казахстана, Башкортостана и России.
Тимур Аюпов прибыл из Барнаула для участия в круглом столе и празднования «Йыйын» по приглашению Башкирского этнокультурного центра «Акбузат». Вчера во время круглого стола сделал обширный доклад на тему «Проблемы самоидентификации и самоорганизации башкир Казахстана», где использовал статистические данные, сделал исторический обзор, как башкиры появились на территории Казахстана и Центрально-азиатского региона, какими были особенности формирования башкирского этноса.
После того вывозят в поле несколько пахотных орудий и начинают веселиться — каждый по своему возрасту. Старики обыкновенно садятся пить кумыз, приготовленный к этому времени, и смотрят на резвящуюся молодежь, которая поет, пляшет, играет на чибизгах прим. К вечеру вся эта суматоха стихает и на следующий день начинаются обычные занятия. Кочевые башкиры с этого времени начинают перебираться на кочевку».
Несмотря на факт фиксации праздника «сабантуй» у башкир уже в 17-18 вв. Современные формы праздника возникли на основе более древней традиции народных собраний буквально с башк. Исследователями фиксировались схожие праздники у башкир и родственных им тюркоязычных народов с развитой кочевой культурой, которые проводились в день откочевки на летние пастбища. Есть все основания полагать, что башкирский сабантуй сформировался на основе древних представлений и верований башкир, а не был привнесен из других культур и не появился с массовым земледелием. Последние исследования ученых четко доказали, что древние башкиры и существовавшие до них народы и культуры саки и скифы занимались земледелием, что выразилось в наличии культа плуга, поклонении ему. Виды и формы состязаний также не случайны, а служат сакральным целям; обязательное наличие высокого шеста в центре площадки для сабантуя, например, символизирует мировое дерево, древний архетип народного сознания.
Борьба на кушаках куреш символизирует борьбу двух начал, светлого и темного, добра и зла, зимы и весны. Например, еще в XX веке у якутов борьба открывалась схваткой специально одетых людей, и победить должен был именно представитель светлых сил. У башкир до принятия ислама было так же.
Башкирская свастика Когда празднуют Нардуган В Башкирии Нардуган принято справлять в период с 25 декабря по 7 января. Хозяева одаривали детей сладостями. Для празднования собирались в одном из домов аула, каждый приходил с кушаньями. Девушки собирались отдельно на «аулак» — посиделки, гадали. Праздник продолжался на улице: пели, плясали, играли в народные игры. Второй раз Нардуган празднуют в день летнего солнцестояния.
Приходят к рекам, пускают вниз по течению сорванные цветы. В этот день нельзя рубить лес, косить сено, ловить рыбу или убивать зверей. Зато можно собирать лекарственные растения — считается, что, собранные в Нардуган, они имеют особую силу. В наши дни праздник Нардуган снова обрел популярность. В районах, райцентрах, городах организуется проведение праздника как массового обрядового мероприятия. Участники праздника переодеваются в национальные костюмы, с песнями и танцами обходят окрестные дома, организуют хороводы вокруг костра на одной из центральных площадей. Девушки собираются вместе, чтобы погадать на суженого. Принято выделять 5 основных сценариев, которые проводят до сих пор. Меньше в деревнях, больше - в культурных центрах, чтобы не забывать свои корни.
Первый обряд. Праздник солнца, нардуган! Друг, иди на нардуган! Конечно же, все это не просто так. Хозяева тех домов, куда заглядывают дети, щедро одаривают их сладостями. Второй обряд. Ритуальное обращение к Солнцу, жертвоприношение с участием взрослых Взрослые встают в один круг, допускается присутствие детей. Вместе они поднимают руки к небу и повторяют следующие фразы: Нар, нар, нарына! Солнце, солнце!
Жирным куском мяса угощу!
В Аскинском районе прошёл народный праздник «Шэжэре байрамы»
Оно проводилось в целях расширения научно-исследовательской, краеведческой, этнографической деятельности в ходе составления шэжэре родословной , привлечения молодежи к исследовательской и научной работе, способствования повышению у населения интереса к истории, корням. В ней приняла участие делегация Пермских башкир. Более 20 башкирских родов из 14 северо—западных районов Башкортостана представили свои шэжэре, традиции и быт, — рассказала методист Башкирского историко-культурного центра в Пермском крае Зауя Махатова.
Как думаете, есть ли у башкир традиция ходить 31-го декабря в баню? И как они отмечают новый год? Есть ли какие-то особые традиции, которые присуще только этому народу.
Возможно, какие-то необычные блюда. Начнем, пожалуй, с вопроса гастрономического. История знаменитого салата началась в 1918 году. Кстати, накануне новогодних праздников.
В полдень собравшихся поприветствовали первые лица Сургута, гости, приехавшие на Сабантуй. На сцене выступили национальные коллективы. В Сабантуе традиционно приняли участие коллектив татарской культуры «Сандугач» и народный самодеятельный ансамбль народного танца «Шатлык». Гостями юбилейного праздника стали коллективы Нефтеюганска и Лянтора, мастера искусств Татарстана и Башкортостана. Это один из главных наших национальных праздников. Он всегда проходит ярко, красочно, весело, в дружеской атмосфере.
В Пермском крае на празднике «Барда-зиен» гости познакомились с культурой башкир и татар Уникальный национальный праздник состоялся в селе Барда Пермского края. В Пермском крае на празднике «Барда-зиен» гости познакомились с культурой башкир и татар Участники мероприятия окунулись в удивительный мир национального колорита и бардымского гостеприимства, а также познакомились с культурой и традициями проживающих в нем башкир и татар. С приветственным словом к присутствующим обратился первый заместитель руководителя администрации губернатора Пермского края Леонид Политов.
В Башкирии прошел региональный праздник "Йыйын демских башкир рода кыркуйли-минцы"
Национальные праздники башкирского народа Йыйын. Традиционные национальные праздники Существуют 5 основных праздников у башкир, которые празднуются как издревле и так в настоящее время: Ураза-байрам Данный праздник связан с религией мусульманства. 22 июля в п. Южный Большеглушицкого района прошел ежегодный областной башкирский национальный праздник «Йыйын». Во время праздников башкиры исполняют народные танцы Запреты в традициях башкир Богатая многовековая башкирская культура сложилась на основе древних верований и ислама, что в наши дни является господствующей религией. С удовольствием посетила праздник Венера Мухатаева, представитель компаний, депутат Березниковской городской Думы по округу №12. Как отметил в своём приветствии собравшихся на Сабантуй-2022 губернатор Ленобласти Александр Дрозденко, этот древний национальный башкир и татар давно обрел яркое место в палитре культурных событий 47 региона РФ.
Башкиры Нижнекамска отметили национальный праздник урожая Сумбуля
С утра во всех мечетях Башкортостана проходят праздничные богослужения и особый обряд жертвоприношения. Потом в каждом доме накрываются столы, в этот день обязательно нужно одарить кого-то из нуждающихся. Нередко глава семьи покупает на базаре тушу животного: барана, корову, коня и, разделывая ее часть, отдает бедным. После этого башкиры отправляются друг к другу в гости, где за праздничным столом восхваляют Господа. Каргатуй Почти во всех культурах есть праздник, знаменующий завершение зимы.
Каргатуй - башкирский праздник, посвященный прилету грачей. В переводе с башкирского этот день так и называется - «Грачиная свадьба». В этот день принято много веселиться. Люди наряжаются в национальные костюмы, выходят на улицу, чтобы всем вместе петь и танцевать.
Традиционно башкиры украшают в этот день деревья лентами, серебром, бусами, платками. Также обязательно готовится и раскладывается повсюду пища для птиц. Башкиры в этот день просят природу о благосклонности, хорошем урожае. Народные гулянья в этот день состоят не только из танцев и песен, но и включают различные состязания мужчин в силе и ловкости.
Завершается праздник пышной трапезой из национальных блюд. Сабантуй Многие башкирские праздники связаны с сезонными сельскохозяйственными циклами, Сабантуй или праздник плуга - один из них. Он обозначает завершение Люди молятся о хорошем урожае и стараются умилостивить богов. Гулянья проводятся на больших площадях, где может собраться все население села.
Принято приходить на этот праздник семьями. Веселье включает традиционные песни, обряды и танцы. Также в этот день принято проводить шуточные соревнования по борьбе, бегу в мешках, других видах состязаний. Приз самому ловкому и сильному - живой баран.
В этот день обязательно нужно улыбаться и много шутить, у башкир существуют специальные песни, которые призывают милость богов. Йыйын Если многие праздники башкирского народа возникли под влиянием других культур, то Йыйын - это исконный, очень древний праздник именно этого народа. Отмечается он в день Праздник произошел из народного собрания, на котором решались все важные вопросы общины. Участвовали в нем только мужчины, позже эта традиция была ослаблена.
Для проведения торжества оформлялась площадка в виде круга, где могли рассесться все уважаемые мужчины села. Сегодня праздник перестал быть своеобразным народным вече, но остался сходом, в ходе которого юноши доказывали свою состоятельность как ловкие, умелые и сильные члены общины. Для них проводятся разнообразные испытания. Нередко в ходе Йыйына принимаются решения о будущих свадьбах.
Государственные праздники Кроме того что в республике отмечаются башкирские национальные праздники, за годы существования в рамках российской культуры появились традиции отмечать и Во вполне привычном формате проходит празднование Нового года 1 января , День Защитника Отечества, 8 марта, День Победы, День народного единства. Основное отличие заключается в праздничном меню. Башкиры очень любят свою национальную кухню и поэтому даже в такие светские, гражданские праздники ставят на стол свои излюбленные народные блюда: казы колбаса , губадия, баурсак, бэлиш с мясом. Религиозные праздники Башкиры - мусульмане, поэтому они отмечают события, значимые для этой религии.
Так, в Башкортостане празднуют уже упомянутые ураза и курбан-байрам, а также мавлид, сафар, день Арафат и другие. Башкирские праздники во многом сходны с подобными событиями в Татарстане, у культур выработались очень похожие религиозные традиции. Разница состоит больше всего в песнях, костюмах, танцах, которые у башкир сохранили национальный колорит. Семейные праздники Так как семья - это самое дорогое и важное, что есть у башкир, здесь существует много сложных и уникальных традиций отмечать родовые события.
Семейные башкирские праздники отличаются долгой историей и тщательно прописанными обрядами. Даже современные жители городов в день свадьбы или рождения ребенка возвращаются к своим истокам и повторяют обряды с вековой историей. Свадьбы, рождение детей, похороны всегда отмечаются всем родом, то есть собирается 3-4 поколения семьи. Каждый праздник связан с поднесением даров, угощениями, восхвалению богов.
Для каждого из этих событий существуют специальные костюмы, множество особых песен и строгая последовательность действий. У башкирского народа сложились свои многовековые национальные традиции. И в наше время, когда основными религиозными мусульманскими праздниками в Башкирии являются Ураза- и Курбан-байрам, одновременно свято почитаются и с размахом отмечаются языческие праздники, которые в народе чтят и с любовью празднуют. Официально в Башкирии в 2016 году мусульманские праздники будут проходить: Ураза-байрам — 5 июля, и Курбан-Байрам — 12 сентября.
Ураза-байрам После многих ограничений и строгого поста, предписанного в сложный месяц Рамадан, приходит Ураза-байрам, один из главнейших исламских праздников. А за четыре дня до этого принято наводить порядок не только в жилых домах, но и в хлевах, чистить домашнюю скотину и прибираться самим, чтобы ничто не могло омрачить праздник. А непосредственно в этот день каждый может навестить могилы усопших, попросить прощения у живых и мертвых. Курбан-байрам А по прошествии 70 дней после Ураза-байрама, 12 сентября 2016 года в Башкирии отмечается еще один важный религиозный праздник.
Курбан-байрам, или день жертвоприношения, связан со знаковым событием для исламистов и посвящен паломничеству пророка Ибрахима в Мекку, где он принес в жертву Аллаху агнеца. Курбан-байрам также имеет свои ритуалы: это гусль, или полное омовение, изменение пути до храма, по примеру Мухаммеда, подаяние милостыни, жертвоприношение. В качестве жертвы выступают животные — баран, коза, верблюд или корова, причем не меньше полугодовалого возраста. Каргатуй и Сабантуй Найдете ли вы хоть одного башкира, который игнорировал бы такие народные праздники, как Каргатуй и Сабантуй?
Пожалуй, нет. Как нет и народа, который не провожал бы зиму и встречал весну. Во всяком случае, в тех землях, где весна, как правило, наступает после зимы. Именно этому переходу посвящен башкирский народный праздник Каргатуй.
Каргатуй в тюркской группе языков переводится как праздник птиц «карга»—ворона, «туй» — праздник или, как вариант, грачиная свадьба, так как в доисламские времена был посвящен особо распространенному в народе культу птиц, в силу веры в перевоплощение душ. Со временем Каргатуй стал весенним праздником, ведь грач — птица перелетная, и с древних времен отмечался в каждом селении в те дни, когда возвращаются грачи, то есть в первые дни марта. В разных регионах Каргатуй празднуют по-своему, но общее одно: люди радуются наступлению весны, пляшут, готовят традиционные блюда, проводят игры, мальчишки с деревьев весело копируют крики птиц. В некоторых местах украшают лентами, платками, бусами, серебром деревья и кустарники, раскладывают под ними кашу для угощения птиц, обращаются к предкам об урожае и благополучии, кое-где даже совершают обряд жертвоприношения юго-восток Башкортостана.
Все вместе выбирают распорядительницу — алсабыр, юлбарсы. Ее наряжали в тулью из красной ткани и головной убор из бересты. Не напоминает ли это русскую Масленицу? Еще одно название явно знакомо каждому, только не всякий знает, что слово сабантуй, которое вошло в наше современное понятие как имя нарицательное, в Башкирии служит названием праздника с более чем 15- вековой историей и досконально переводится как «праздник, триумф плуга» «сабан» -плуг и «туй» - праздник.
Праздник отмечают в июне, когда весенние полевые работы окончены. Как видно, именно язычество связывало праздники с природой, земледелием. Современный Сабантуй — это праздник для всей семьи, когда дети и взрослые вместе весело проводят время. Это и соревнования по тюркской борьбе на поясах — курешу, где в качестве приза победителя ждет баран, и гонки в мешках, другие конкурсы и игры.
Плюс выступления вокальных и танцевальных коллективов, башкирская кухня, множество бонусов и призов. Йыйын Еще один праздник башкир следует вспомнить на этих страницах — это Йыйын. В древние времена так называлось народное собрание, где справедливо решались важнейшие вопросы. А в конце обсуждений устраивались праздничные гулянья.
Со временем народное собрание утратило первоначальные полномочия, но праздник в народе чтят и отмечают в дни летнего солнцестояния. В разных местах этот праздник отмечают по-разному. В заключение стоит добавить, что праздничный календарь Башкирии будет благосклонен к тем, кто любит хорошо отдохнуть. Как известно из данных сайта правительства, новый год для башкир выльется 10-дневными каникулами с 1 по 10 января , трехдневными — на день Защитника Отечества 21-23 февраля , Праздника весны и труда 1-3 мая , Дня Победы 7-9 мая и Дня России 11-13 июня.
Кстати, накануне новогодних праздников. Один купец, именуемый Анастас Богомилов, сильно озаботился состоянием своих трактиров в Москве, и тем, что в них подают. И один из его поваров, некто Аристарх Прокопцев, придумал интересный рецепт. Он взял сельдь символизирующую пролетариев , добавил картошки символизирующей крестьян , красной свеклы цвета крови и большевистского знамени и французский соус провансаль символизирующий по видимому французскую революцию. И красиво выложил все ингредиенты на блюде, перемазав соусом. В таверне Богомилова это блюдо было презентовано в канун Нового 1919-го, года, под названием «Ш. В то неспокойное время сокращения всего было очень популярным, также как и яркие лозунги.
Сабантуй празднуют в честь окончания полевых работ, его называют торжеством труда и плуга», — отметила секретарь местного отделения партии «Единая Россия» Бурзянского района Альфия Башарова. Неотъемлемой частью праздника всегда являлось богатое и красочное оформление юрт сельскими поселениями и предприятиями, организациями и учреждениями района.
Более 20 башкирских родов из 14 северо—западных районов Башкортостана представили свои шэжэре, традиции и быт, - рассказала методист Башкирского историко-культурного центра в Пермском крае Зауя Махатова. Было приятно пообщаться со всеми. Большое спасибо организаторам!
Традиционный районный праздник башкирской культуры «Йыйын»
В Пермском крае состоялся национальный праздник башкир | Нардуган — Новый год — древний праздник зимнего солнцестояния у башкир и некоторых других народов Поволжья. |
Новогодние семейные традиции разных народов Башкортостана | Праздник 25 декабря, известный как Нардуган, ежегодно отмечается татарами, чувашами, башкирами и удмуртами. |
Национальный башкирские праздники: история, описание и традиции | Сабантуй — национальный праздник башкир Сабантуй — один из наиболее популярных национальных праздников в Башкортостане. |
Национальный башкирские праздники: история, описание и традиции | Какие есть зимние национальные праздники у башкир? |
Праздники.docx
- Башкирия волнения народа
- В Аскинском районе прошел народный праздник «Шэжэре байрамы»
- Культура и традиции
- Башкиры Нижнекамска отметили национальный праздник урожая Сумбуля. В городе его отмечают ежегодно.
- Муниципальный район
- В Березниках отметили народный праздник татар и башкир – Сабантуй
Фольклорный праздник «Зимний Нардуган»
Зимние башкирские праздники | Древнейший праздник Нардуган по своему сюжету коррелирует с рождением Исидой Гора от умершего Осириса. |
В Аскинском районе прошёл народный праздник «Шэжэре байрамы» | Традиционные национальные праздники Существуют 5 основных праздников у башкир, которые празднуются как издревле и так в настоящее время: Ураза-байрам Данный праздник связан с религией мусульманства. |
В Пермском крае состоялся национальный праздник башкир | В давние времена Нардуган был главным зимним праздником предков современных башкир. |
VI Республиканский праздник башкирского фольклора «Ашкадар тандары» продолжил свою работу.
Кто приходит в Новый год к народам Башкортостана? | Сейчас же дата отмечается, в том числе, как символ национального единства и культурных традиций татарского и башкирского народов. |
Новогодние семейные традиции разных народов Башкортостана | Главная» Новости» Башкирские праздники. |
Башкирский народный праздник – Сабантуй
Уникальный национальный праздник состоялся в селе Барда Пермского края. Напрашивается только один вывод – башкирский народ обладает уникальной способностью радоваться и отмечать как религиозные, так и национальные праздники. Сабантуй – ежегодный народный праздник окончания весенних полевых работ у татар и башкир – обычно отмечается в июне. Сабантуй — национальный татаро-башкирский праздник плуга, символизирующий завершение весенних посевных работ.
Национальный башкирские праздники: история, описание и традиции
Новости, статьи, другие публикации, а также фото-, видео-, графические материалы являются объектами авторского и исключительного права газеты «Восход». Перепечатка допускается только по согласованию с редакцией. Ссылка на авторство газеты «Восход» обязательна. Для интернет-изданий прямая активная гиперссылка на сайт газеты «Восход» обязательна.
Татары чуваши башкиры молодежь. Башкирская Кавалерийская дивизия Шаймуратова. Башкирская кавдивизия 1919. Башкирия 1919 год.
Мобилизация из Башкирии. Районы мобилизации. Мобилизация в Башкирии в Архангельском районе. Народы России башкиры. Национальные костюмы Татаров народов Башкортостана. Башкирское восстание 1681-1684. Башкирские Восстания 1735 1755. Башкирское восстание при Петре 1 причины и итоги.
Итоги Восстания башкир 1704-1711. Башкортостан Башкирский народ. Башкирское восстание картинки. Шихан Куштау в Башкирии. Республика Башкортостан башкиры. Национальная культура Башкирии. Башкиры — народ, населяющий регион Башкортостан. Яйляу башкир.
Йыйын Башкирский праздник. Народы Южного Урала башкиры. Культура Урала. Ансаибль Файзи Гаскаров. Ансамбль Файзи Гаскарова. Костюмы ансамбля Файзи Гаскарова. Национальные танцы Башкиров. Национальный костюм народа Башкиров.
Национальные костюмы Башкиров народов России. Башкиры Каргатуй. Башкирия праздник Каргатуй. Башкирский народный праздник Каргатуй. Зимний национальный праздник башкир Каргатуй. Национальные костюмы башкир для детей Башкортостана. Башкиры природа Башкортостан. Башкиры на Урале.
Нематериальное культурное наследие Башкирии. Нематериальное культурное наследие народов Южного Урала. Емельян Пугачев 1773 1775. Восстание Пугачева яицкие казаки. Башкирка в национальном костюме. Башкирские обрядовые танцы. Круковский башкиры. Иргизо камеликские башкиры.
Восстание в Башкирии 1705-1711. Восстание в Башкирии 1705-1711 карта. Башкирское восстание 1735-1740 карта.
В это время запрещались охота на зверей и птиц, убой скота, рубка леса, сенокос, но именно этот период считался наиб. В эти дни в водоёмы бросали различные полевые цветы с пожеланиями благоприятного лета. Считалось, что проведение Н. Йола фольклоры.
Хозяева одаривали их сладостями. Для празднования собирались в одном из домов аула, каждый приходил с кушаньями. Для того, чтобы предсказать, каким будет наступающий год, хозяевам задавались иносказат. Девушки собирались отдельно на аулак, урнаш см. Праздник продолжался на улице: пели, плясали, играли в народные игры.
Национальный башкирские праздники: история, описание и традиции
Праздник произошел из народного собрания, на котором решались все важные вопросы общины: во время его проведения проводились различные торговые операции, родители договаривались о браке детей, проходили ярмарочные распродажи. Сегодня праздник перестал быть своеобразным народным вече. Он стал народным гулянием, куда из окрестных деревень пригла-шаются родственники, друзья, знакомые. Вот и в Б-Канчерово съехались в этот день гости и родные из соседних сел. Для праздника были накрыты богатые столы, наполненные блюдами национальной кухни.
Местные жители с угощениями встречали каждого гостя праздника. Перед началом мероприятия собрался совет старейшин, они решали насущные вопросы, а в конце праздника огласили своё решение. Много национальных песен и танцев дарили участникам праздника самодеятельные артисты из Мухамедьярово, Юлгутлы, Зиянчурино, Барангулово, Чураево, Кувандыка. В рамках праздника проводились разные игры и состязания среди молодых людей.
Победитель, в старые времена, входил в число уважаемых членов общины. Традиционные соревнования включали в себя: бег с яйцом на ложках, командные соревнования на лыжах, бой мешками на бревне, бег с коромыслом и ведрами с водой и другие национальные забавы.
Лепешки ели, разламывая руками, нельзя ни в коем случае резать их ножом, ведь это означало ранить солнце, рушить целостность мироздания.
Молодые люди традиционно устраивали хождение по домам для получения у почитаемых старейшин, долгожителей благословения. Устраивали знакомства для молодых, организуя веселые вечера с играми — Аулак. Еще одна важная традиция связана с зимой. В это время старики рассказывали вечерами молодым и детям сказки, предания, эпические сказания, загадывали загадки.
Главное условие: голову животного оставляли до весны, потом варили ее и приглашали самых почетных гостей на баш ите — головное мясо. Люди верили, что в голове сосредоточены сила, биогенетическая энергия, жизненные начала, мудрость. Она от зимы до весны соединяла жизненные нити, охраняла род. Как только ее съедали с молитвами в дни весеннего равноденствия, живые получали благословение на новый виток времени, соединялись с новой фазой года.
Еще пример — пока не родившей детей невестке запрещалось делать прорубь. Считали, что она еще ничего не подарила этому роду и была бесправной на «хозяйские» отношения с благами земли, с дарами природы. Обязательно зимой устраивали гадания. Например, когда забивали скотину во время жертвоприношения, брали правую лопатку для мужчины и левую для женщины и по ней определяли судьбу.
Какой был Дед Мороз — Был ли у древних башкир Кыш-бабай? Или это уже современный персонаж? Он не любит криков или когда о нем отзываются плохо, жалуются на него. Не нравится ему, когда человек самонадеянно на ночь глядя, собирается в дорогу.
Подул сильный ветер — распустил свою бороду Селле-бабай, значит, собери скотину ближе ко двору. Трескаются дрова в печи -— Селле-бабай гуляет по деревне. Были и другие приметы. Чтобы умилостивить зимний дух, в четырех углах двора выкладывали кашу, кусочки мяса или жира.
А еще гадали на судьбу, спрашивая у Суык-бабая, что ждет в будущем. Для этого заходили вечером в хлев, в темноте брали клок шерсти с овцы и на свету его разглядывали. Черная шерсть для девушки означала замужество. Если шерсть была белой — ожидало благополучие.
Потом этот клочок вешали во дворе до весны как оберег. Весной нельзя его делать — так считали предки. Потому что в это время года оно посеяно, нельзя соединять с огнем смертью , оно должно дать живой урожай. Потому в Навруз ели только пророщенные зерна, «в живом виде».
Сегодня об этом мало кто помнит, даже наши бабушки. И жарят не ко времени, не к событиям. Традиционно зимой подавали каши, вареное мясо, бишбармак, пекли блины и оладушки, йыуаса — кусочки теста, обжаренные в масле, обязательно — казылык колбаса из конины , который заготавливали впрок. Отправлявшегося в дорогу воина могли пять раз опоясать казылыком.
Украшал зимний стол также корот башкирский творог. К сожалению, сегодня мы отошли от наших корней. А ведь любой ритуал, культурное действие — это наша историческая память. Розалия Султангареева родилась 28 марта 1955 г.
В 1978 году окончила Башгоспединститут. Доктор филологических наук. Автор более 450 научных трудов и монографий, исполнительница народных песен-кубаиров. С увеличением светового дня и усилением солнца ослабевает действие темных сил Фото: Leonid Ikan, по лицензии Shutterstock.
Проведение праздника приходится как раз на время, когда начинает расти световой день. Наиболее распространенное мнение, что 25 декабря. Основные празднования разворачивались вместе с увеличением светового дня и, соответственно, усилением солнца, когда, по поверьям, ослабевает действие темных сил. Праздник символизирует пробуждение природы и торжество жизни.
В праздник ряженые с обрядовыми песнями ходили по домам, желая всем радости, здоровья, достатка. Ряженых угощали, как и на святочных колядках.
Сабантуй празднуют в честь окончания полевых работ, его называют торжеством труда и плуга», — отметила секретарь местного отделения партии «Единая Россия» Бурзянского района Альфия Башарова. Неотъемлемой частью праздника всегда являлось богатое и красочное оформление юрт сельскими поселениями и предприятиями, организациями и учреждениями района.
Профессиональным артистам Нефтекамской государственной филармонии не уступали и местные таланты. Ансамбль башкирского народного танца «Ляйсан» из города Самары представил яркие номера собственных постановок. Потому что танец не может и не должен быть механическим повторением. Девочки должны раскрываться в танце, находить себя, ощущать полет. Судя по тому, с какой любовью занимаются наши девочки — башкирский народный танец дает такую возможность. Конечно, мы рады, что наш коллектив уже более шестнадцати лет успешно выступает на мероприятиях областного уровня.