Свадебный портал для молодожёнов расскажет, какие традиции на свадьбе в России всё больше становятся популярны, а какие свадебные обряды отходят на второй план. Традиции свадьбы в России можно условно разделить на: досвадебные традиции и обычаи (смотрины невесты, сватовство, обручение, девичник, посиделки жениха он же мальчишник). О новых и старых обычаях в стране, особенностях их соблюдения в России — в материале РИА е традиции и обычаиРусские традиции формировались и видоизменялись на протяжении многих веков. В конце свадебного вечера по традиции невеста бросает свой букет толпе незамужних девушек. часть свадебного обряда, в ходе которой достигалась окончательная договорённость по поводу свадьбы, но в любой традиции именно с этого дня начиналась.
Традиции на свадьбе: русские приметы и обычаи для начала счастливой семейной жизни
8 современных свадебных традиций - Weddywood | В тонкостях свадебных традиций народов России разбиралась «». |
Играем свадьбу. Традиции | Все о свадебных традициях и обычаях в России: современные, классические и устаревшие ритуалы, их описание и смысл. |
Свадебные обряды и традиции | Какие свадебные традиции и обычаи существуют в России. |
Свадебные традиции в России — 2024: каравай
- Названы самые любимые свадебные традиции россиян. Драка в них не входит
- Современные свадебные традиции и обычаи
- Sorry, your request has been denied.
- Традиции и обычаи на свадьбе
- Несколько идей для свадьбы в традициях славянской культуры | Сибирский Новостной
Лучшие свадебные традиции в России. Свадебные обычаи в России
Считается, что это последнее огорчение, доставленное супругу. Кстати, традиция кричать на свадьбе «Горько! На самом деле это требование гостей торжества «подсластить» им напитки и побудить новобрачных к продуцирующим действиям — детей в семье, полагали наши предки, должно быть много и нечего с этим тянуть! Ради многочисленного потомства Старая славянская традиция обсыпания молодожёнов пшеницей, рожью или овсом придумана с той же целью — её соблюдение сулило многодетность. Деньги, рис, лепестки роз — эти атрибуты вошли в обиход, как вы понимаете, много позже. Но если вам нравится кидать лепестки — пусть будут лепестки. В старину на свадьбу непременно приглашали беременных женщин — они должны были передать эстафету новобрачной. Как по мне, так подобные «жирные» намёки немного обидны и для девушки, которая только вступает в брак, и для женщины, в качестве намёка выступающей. Зовите всех, кого считаете нужным. И зовите просто так, чтобы делили с вами удовольствие и радость! А взамен мы посоветуем осуществить довольно молодой свадебный обряд, но очень красивый — посадите плодовое дерево.
Например, яблоню. Обряд будет символизировать, что ваша семья только-только пускает корни. Но очень крепко врастает в родную землю и украшает её. Это, согласитесь, гораздо полезней, чем цеплять замки на перила моста — традиция родом из Италии, которая к нам не имеет никакого отношения. Зажигать свечу разрешается в исключительных случаях: на рождение малышей, годовщины бракосочетания и при других важных событиях. Свадебные обереги В старину практически каждая молодая жена делала для себя куколку-оберег, которая называлась Роженица. Обрядовая кукла «Неразлучники». Её делает в подарок молодым кто-то из близких, желательно, сам имеющий благополучную семью. Основа изделия — деревянная палочка-перекладина, общая для двух фигурок.
Барин мог пожелать воспользоваться правом «первой ночи» и подослать народ, чтобы похитить молодую жену.
Чтобы вернуть невесту, приходилось выплатить солидный выкуп. В наше время это считается веселым обрядом, который можно организовать, а можно и не устраивать на своем свадебном торжестве. Часто инициаторами этого действа являются сами гости. Подружки уводят молодую супругу, а затем просят жениха откупиться. Необязательно деньгами. Можно, например, исполнить какой-то танец. В идеале традиционное похищение невесты стоит согласовать с ведущим свадьбы. Он поможет гостям вместе организовать этот этап вечеринки весело, и никого при этом не обидеть. Бросание букета и подвязки Европейские традиции, помогающие определить, кому из неженатых и незамужних гостей в ближайшее время тоже предстоит вступить в брак. Ритуал хороший и давно полюбившийся в России.
Правда, цветы во время бросания могут сильно пострадать, особенно если композиция большая. Поэтому иногда делают специальный букет-дублер, который выглядит компактнее и лаконичнее. Или кидают бутоньерку. Оригинал букета в таком случае невеста может оставить себе. Танец с папой Еще один трогательный момент. Пожалуй, он даже чаще вызывает слезы умиления, чем танец новобрачных. Отец провожает свою ненаглядную дочь и передает в надежные руки жениха, а перед этим танцует с ней под медленную мелодию. Аналогичным образом жених может пригласить свою маму. Родители в конце песни торжественно вручают новобрачных друг другу. Танец невесты и отца на свадьбе Медовый месяц Отправляться в путешествие после свадьбы — замечательная традиция.
Она дает возможность жениху и невесте отдохнуть от свадебных хлопот. Время, проведенное вдвоем после всех забот и шумных празднований — бесценно. Его называют медовым месяцем в честь сладкого напитка. Древнее племя тевтонцов потчевало супругов медовухой — на свадьбу и четыре недели после нее. Пить другие напитки паре запрещалось. Представляете, как действительно сладко проходил этот период для молодоженов. ТОП устаревших традиций В этот небольшой список мы включили обычаи, которые считаются уже совсем не актуальными. Разумеется, никто не запрещает их использовать, если очень хочется. Ведь это ваш день, и он пройдет по вашим правилам. Возможно, наоборот, захочется вспомнить почти забытые свадебные традиции.
Поэтому на всякий случай оставляем их здесь: Кортеж с шариками. Процессия из машин, украшенных лентами и шарами. Голуби в небо. Жених и невеста берут двух красивых птичек, а потом подбрасывают вверх. Главное — не повредить хрупких пернатых и не испачкаться. Замок на ограду. Устройства в виде сердечек с инициалами рекомендовалось повесить прямо на мост, калитку, решетку городского сада или другие знаковые места. Ключ предполагалось выбросить, чтобы никто не нашел. Девичник и мальчишник На Руси невесте накануне свадьбы расплетали косы. Сопровождалось прощание с девичеством веселыми песнями, угощениями и походом в баню.
Современный девичник часто напоминает этот процесс, только еще смелее. Будущая жена с подружками организует поход в СПА, тур по клубам на лимузине, приглашение стриптизера или даже выезд за город.
Раздетую до рубашки невесту сваха и знахарь просили обнять и поцеловать мужа, уложить его в постель, потом молодая ложилась сама. Когда они ложились, сваха от радости плясала. Знахарь поправлял постель, обходил вокруг и нашептывал заговор. Затем молодых оставляли до утра.
Утром к молодым приходил знахарь и будил их. Молодая одевалась и одевала молодого в чистое белье. Второй день свадьбы начинался с того, что гостей приглашали позавтракать. После завтрака продолжался свадебный пир. Тесть и теща очень редко приглашались на второй день свадьбы. Молодая жена приглашала всех родственников вымыть руки перед тем, как садиться на стол, этим она выражала свою покорность и смирение перед новой родней.
После умывания всем дарились подарки. Молодые кланялись отцу с матерью, а затем передавали им подарки — вино, сыр, каравай и медную монету. Этой медной монетой отец тер усы и бороду, а затем сам одаривал их деньгами, которые клал на блюдо. Подаренные деньги молодая жена брала себе. Праздничный пир начинался примерно в три часа, потому что процедура одаривания была достаточно продолжительной. В конце обеда дружка спрашивал родителей: «Не пора ли молодых спать уложить?
Отец говорил: «Не пора». Только после третьего вопроса дружки, отец соглашался и стол заканчивался. Молодые, кланялись трижды по пояс, трижды в землю, потом опять трижды в пояс, падали отцу и матери в ноги и просили благословения. Знахарь вел молодых спать, приносил рюмку вина или стакан пива, нашептав в напиток и отплюнув в сторону, давал выпить молодым и уходил. Все разъезжались по домам, кроме знахаря и дружки. Через полчаса дружка, по поручению родителей, отправлялся за молодой.
Молодая, по приказанию свекрови заводила хлеб или брагу к завтрашнему дню и опять отправлялась спать. Собирали гостей и на третий день. В этот день собирали так называемый пирожный стол, молодые угощали всех пирогами. Это символизировало желание водить хлеб-соль с новой родней. Молодые сами не садились за стол на третий день, они только подавали угощение и напитки гостям. Свадьбы на Руси были двух типов — драма или праздник.
Свадьба-драма праздновалась, как правило, на севере, особенно в Сибири. Ее отличительной особенностью являлось большое количество причитаний, сопровождавших действо с момента сговора и до венчания. Для южных регионов была характерна свадьба-праздник. Причитания на южной свадьбе были возможны только в том случае, если невеста была сиротой. Невеста-сирота причитала на могилах своих родителей о том, что они не дожили до этого счастливого дня и не могу выдать ее замуж. Подруги невесты пели грустные песни, поэтому же поводу.
Убор невесты. Муромский историко-художественный музей, г. Муром Фольклорно-историческая трактовка традиционных свадебных обрядов В древности свадебный обряд был неразрывно связан с магией. Именно поэтому многие свадебные обряды имеют конкретное «магическое» содержание. Например, можно говорить о таком обряде, как необходимость обвести молодых вокруг дерева или печного столба. Переход молодой жены из отцовского рода в род мужа являлся одновременно и переходом под покровительство духов другого рода.
Такой переход требовал защиты молодых специальными оберегами. Эти обереги не только защищали молодую жену, но и способствовали здоровью молодых и возможности иметь много детей. Во многих словесных выражениях сохранилась символика обвода молодых вокруг дерева: окручаться выходить замуж, жениться , крученка любовная связь , крутить, повивать менять невесте прическу и девичий головной убор на женский , округа, повойник, завивало головной убор замужней женщины. Разумеется, с течением времени, изменением религиозных представлений русского народа этот обряд утратил свое первоначальное значение и стал представлять собой эстетическое действие, обязательную свадебную игру, не имеющую под собой той особой магической базы — принятие из чужого рода в свой род. Это положение верно для огромного количества свадебных обрядов, которые с течением времени утратили свое значение и либо стали восприниматься просто как обязательная, но ничем не подкрепленная часть свадебного действа, либо получили новое значение в соответствии с веяниями времени. Например, обычай, согласно которому жених не видит невесту с момента сговора до свадьбы, объясняемый тем, что жених не участвовал в ее выборе и порой был не знаком с ней до дня свадьбы, сохранился и в настоящее время.
Современные молодые люди, которые зачастую живут вместе до свадьбы, предпочитают разъезжаться по разным квартирам в ночь перед свадьбой, при этом объяснение этому многие не могут найти. Что касается традиций, получивших новую трактовку в соответствии с веяниями времени, то здесь можно сказать об уже упомянутой традиции преломления свадебного каравая. Она возникла в XIX веке в Англии. Каждый гость на английской свадьбе приносил с собой маленький пирог, эти пироги складывались перед женихом и невестой, которые должны были целоваться над ними. В настоящее время традиция преломления пирога получила новую трактовку — тот, кто отломит или откусит от пирога больший кусок, будет главой семьи. Интересна традиция кражи и покупки невесты.
Так, покупка невесты в выражается в обряде выкупа невесты, в символической продаже ее косы и даже в словах, с которых начинается сватовство — «У вас — товар, у нас — купец». Обряд кражи невесты сохранился до сих пор, он уходит корнями в те времена, когда древние славяне воровали понравившихся им девушек, которые затем жили с ними в качестве жен. На форму проведения свадебных обрядов ощутимо повлияло представление об умирании и возрождении молодых в качестве супругов. Именно поэтому во всех свадебных обрядах тесно переплетаются слезы и смех, радость и грусть. Традиция заключения брака путем сговора сторон, когда семья жениха отправляет сватов к невесте диктовала строгое соблюдение всех примет, обещающих благополучный исход дела. Так из дома выгонялись собаки и кошки, поскольку считались нечистыми, все присаживались «на дорожку», на стол мать жениха выставляла каравай и соль, которые являются древнейшими мифическими воплощениями благополучия, счастья, постоянства и верности.
Шибанов М. Празднество свадебного договора. Государственная Третьяковская галерея. Москва Боязнь отпугнуть удачу приводила к тому, что приход сватов в дом невесты сопровождался соблюдением целого ряда условностей. При входе в избу свату полагалось перенести через порог сначала правую ногу, да еще пристукнуть о порог пяткой, чтобы невеста не попятилась, то есть свадьба не сорвалась. Войдя в дом, сваты останавливались под поперечной балкой, которая служила опорой потолку.
Она называлась матицей. Выражение «стать под матицу» приобрело значение «прийти посвататься», так как стояние сватов под ней уже означало начало посредничества между домами жениха и невесты. Одним из наиболее распространенных мотивов русского фольклора является мотив испытания жениха путем выполнения различных русских заданий. Этот мотив исследует известный ученый фольклорист, В. Пропп на материале русской волшебной сказки. Невеста в ответ на сватовство предлагает жениху трудное задание, от выполнения которого зависит ее ответ: «Раньше, чем вступить в брак, она испытывает жениха, задавая ему различные трудные задачи.
Мотив «трудных задач» - один из самых распространенных в сказке… Иногда задача может задаваться в самом начале сказки. Сказка начинается с того, что царь желает выдать свою дочь и кличет всенародный клич, сообщая условия выдачи. В таких случаях сватовство вызвано задачей. Здесь мы имеем сперва задачу, а потом сватовство, состоящее в попытке решить эту задачу… Что, собственно, заставляет царя задавать задачу, об этом ничего не говорится. Другими словами, задачи не мотивированы. Неясно пока и другое.
Задачи настолько трудны, что они должны быть признаны невыполнимыми. Герой их выполняет, потому что у него есть волшебный помощник. Пока совершенно неясно, должны ли эти задачи привлечь или отпугнуть женихов, или помочь найти единственного достойного жениха… Герой сватается, но ему ставят условие сперва решить задачи невесты. Первый случай, как мы видели, не содержит мотивировки. В этом же случае мотивировка есть. Сам ли царь, будущий тесть, задает задачу или это делает царевна-невеста, это роли не играет.
Иногда это задаванье задач исходит от отца, иногда — от царевны. Но это не всегда бывает так. Можно проследить некоторую дифференциацию: враждебен к жениху только отец царевны, будущий тесть, а царевна, наоборот, помогает герою, обманывая своего отца». Множество свадебных обрядов связано с кругом, который является, по своей сути, древним символом брака. Именно исходя из этого формируются предметные воплощения круга — кольца, венки, круглый каравай, свадебные калачи. Со времен покупки невест идет и другая традиция — скрепление брачного договора после сговора рукобитием и залогом.
После рукобитья во многих деревнях невесту покрывали платком от сглаза и жгли куделю на ее прялке, отмечая тем самым ее переход от девичества к замужеству. Девушку называли «сговоренной», и ей полагалось ходить в темном платке, с распущенной лентой в косе и реже показываться на людях. Обряд предсвадебного мытья в бани символизировал собой очищение невесты, причем как физическое, так и духовное. Множество примет сопровождало и отправление свадебного поезда. Так, число подвод должно было быть нечетным. Четные числа символизировали неудачу, смерть, зло и тьму.
Отправлялся поезд к дому невесты не по прямой, а по объездной дороге, чтобы обмануть злые силы и не дать им расстроить свадьбу. Кстати, до сих пор в деревнях принято отправляться к дому невесты вокруг деревни, но дело уже идет не о боязни злых сил, а о желании показать всем в деревне, что в этой семье свадьба. С необходимостью отпугивать злых сил связано и приглашение колдуна на свадьбу. Причем, если колдуна не приглашали, то считалось, что он может расстроить свадьбу, например, превратить в стаю волков свадебный поезд. От древнего обычая похищать невесты сохранились обряды, согласно которым родные невесты оказывают притворное сопротивление жениху, не желая якобы отдавать ему невесту. Обмен хлебами между сватами со стороны жениха и невесты знаменовал примирение сторон.
Сохранились до сих пор обряды, связанные с ритуальным жертвоприношением. Например, осыпание молодых хмелем, зерном или деньгами представляет собой просьбу высшим силам о богатстве и достатке для этой семьи.
Сакральный смысл этого обряда практически утерян, сейчас выкуп превратился в веселое действо, рассчитанное на развлечение гостей. Жениху приходится проявлять недюжинную смекалку, чтобы справиться со всеми заданиями, которые приготовили ему подруги невесты. Часто они помогают продемонстрировать, как хорошо будущий муж знает любимую и какую райскую жизнь он ей обещает. Если задание не выполнено, приходится откупаться деньгами или конфетами — от самых маленьких участниц. Подмогой жениху выступают его друзья. Порой им удается прорваться, пропустив часть заданий. В любом случае выкуп — один из самых веселых обрядов.
Букет невесты и бутоньерка жениха С букетом невесты связаны лучшие русские свадебные традиции и самые красивые. Раньше жених составлял его сам. Он мог нарвать цветов в поле или попросить любого из соседей срезать понравившееся растение в саду. В такой просьбе обычно не отказывали. Сегодня редкая девушка позволит жениху заказать букет в салоне без ее одобрения, все же он является одним из главных свадебных аксессуаров и должен гармонично вписаться в образ. Жениху же не позволяется видеть платье заранее, поэтому он вряд ли сможет подобрать цветы самостоятельно. Впервые свою роль букет играет на выкупе невесты. Когда будущий счастливый супруг преодолевает все препятствия, он дарит свой букет любимой. Выкуп прекращается в тот момент, когда она берет букет в руки — это означает согласие.
Дальше девушка должна вынуть один цветок из букета и приколоть его на грудь жениха. Отсюда пошла традиция бутоньерки. Она всегда состоит из тех же цветов и сходным образом оформлена. Обычай бросать в толпу незамужних подруг букет невесты, и второй — подвязку друзьям жениха, пришел к нам из Европы. Не так уж часто всем известная примета срабатывает, но веселая традиция прекрасно прижилась. И гости ее с удовольствием поддерживают. Основной букет обычно берегут, для бросания заказывают второй, меньших размеров, который может забрать себе поймавшая его девушка, иногда используют искусственные цветы. Осыпание молодоженов зерном После окончания церемонии бракосочетания, обычно на выходе из ЗАГСа, гости, ожидающие молодоженов, выстраиваются по обеим сторонам выхода, образуя тоннель, сквозь который жених на руках проносит невесту, и осыпают их зерном, мелкими монетками или лепестками роз. Это действие входит в свадебные традиции народов России и многих других стран.
Могут использоваться разные предметы, но смысл обряда один и тот же. Он символизирует пожелания счастья, богатства и плодовитости новоиспеченной семье.
Лучшие свадебные традиции в России. Свадебные обычаи в России
Похоже, вы используете устаревший браузер, для корректной работы скачайте свежую версию 26 апреля, 14:56 Жители Тулы предоставили свыше 110 фото из личных архивов в рамках выставки о свадьбах Выставка открылась 26 апреля в филиале Государственного исторического музея ТУЛА, 26 апреля. Жители Тулы предоставили более 110 фотографий разных лет в рамках акции "Свадебный альбом", приуроченной к открывшейся в пятницу в Тульском филиале Государственного исторического музея ГИМ выставке "Русская свадьба. Традиции и обряды". Эти документы вошли в мультимедийный альбом, который можно увидеть в экспозиции, передает корреспондент ТАСС.
Спасибо вам большое за сохранение памяти, за ваше отношение к истории, к семье", - сказал на церемонии награждения участников акции генеральный директор ГИМ Алексей Левыкин.
Молодая произносила молитву, разувала мужа. Верхнее платье молодой снимал сам. Затем гости уходили, оставались только знахарь и сваха. Раздетую до рубашки невесту сваха и знахарь просили обнять и поцеловать мужа, уложить его в постель, потом молодая ложилась сама. Когда они ложились, сваха от радости плясала. Знахарь поправлял постель, обходил вокруг и нашептывал заговор.
Затем молодых оставляли до утра. Утром к молодым приходил знахарь и будил их. Молодая одевалась и одевала молодого в чистое белье. Второй день свадьбы начинался с того, что гостей приглашали позавтракать. После завтрака продолжался свадебный пир. Тесть и теща очень редко приглашались на второй день свадьбы. Молодая жена приглашала всех родственников вымыть руки перед тем, как садиться на стол, этим она выражала свою покорность и смирение перед новой родней.
После умывания всем дарились подарки. Молодые кланялись отцу с матерью, а затем передавали им подарки — вино, сыр, каравай и медную монету. Этой медной монетой отец тер усы и бороду, а затем сам одаривал их деньгами, которые клал на блюдо. Подаренные деньги молодая жена брала себе. Праздничный пир начинался примерно в три часа, потому что процедура одаривания была достаточно продолжительной. В конце обеда дружка спрашивал родителей: «Не пора ли молодых спать уложить? Отец говорил: «Не пора».
Только после третьего вопроса дружки, отец соглашался и стол заканчивался. Молодые, кланялись трижды по пояс, трижды в землю, потом опять трижды в пояс, падали отцу и матери в ноги и просили благословения. Знахарь вел молодых спать, приносил рюмку вина или стакан пива, нашептав в напиток и отплюнув в сторону, давал выпить молодым и уходил. Все разъезжались по домам, кроме знахаря и дружки. Через полчаса дружка, по поручению родителей, отправлялся за молодой. Молодая, по приказанию свекрови заводила хлеб или брагу к завтрашнему дню и опять отправлялась спать. Собирали гостей и на третий день.
В этот день собирали так называемый пирожный стол, молодые угощали всех пирогами. Это символизировало желание водить хлеб-соль с новой родней. Молодые сами не садились за стол на третий день, они только подавали угощение и напитки гостям. Свадьбы на Руси были двух типов — драма или праздник. Свадьба-драма праздновалась, как правило, на севере, особенно в Сибири. Ее отличительной особенностью являлось большое количество причитаний, сопровождавших действо с момента сговора и до венчания. Для южных регионов была характерна свадьба-праздник.
Причитания на южной свадьбе были возможны только в том случае, если невеста была сиротой. Невеста-сирота причитала на могилах своих родителей о том, что они не дожили до этого счастливого дня и не могу выдать ее замуж. Подруги невесты пели грустные песни, поэтому же поводу. Убор невесты. Муромский историко-художественный музей, г. Муром Фольклорно-историческая трактовка традиционных свадебных обрядов В древности свадебный обряд был неразрывно связан с магией. Именно поэтому многие свадебные обряды имеют конкретное «магическое» содержание.
Например, можно говорить о таком обряде, как необходимость обвести молодых вокруг дерева или печного столба. Переход молодой жены из отцовского рода в род мужа являлся одновременно и переходом под покровительство духов другого рода. Такой переход требовал защиты молодых специальными оберегами. Эти обереги не только защищали молодую жену, но и способствовали здоровью молодых и возможности иметь много детей. Во многих словесных выражениях сохранилась символика обвода молодых вокруг дерева: окручаться выходить замуж, жениться , крученка любовная связь , крутить, повивать менять невесте прическу и девичий головной убор на женский , округа, повойник, завивало головной убор замужней женщины. Разумеется, с течением времени, изменением религиозных представлений русского народа этот обряд утратил свое первоначальное значение и стал представлять собой эстетическое действие, обязательную свадебную игру, не имеющую под собой той особой магической базы — принятие из чужого рода в свой род. Это положение верно для огромного количества свадебных обрядов, которые с течением времени утратили свое значение и либо стали восприниматься просто как обязательная, но ничем не подкрепленная часть свадебного действа, либо получили новое значение в соответствии с веяниями времени.
Например, обычай, согласно которому жених не видит невесту с момента сговора до свадьбы, объясняемый тем, что жених не участвовал в ее выборе и порой был не знаком с ней до дня свадьбы, сохранился и в настоящее время. Современные молодые люди, которые зачастую живут вместе до свадьбы, предпочитают разъезжаться по разным квартирам в ночь перед свадьбой, при этом объяснение этому многие не могут найти. Что касается традиций, получивших новую трактовку в соответствии с веяниями времени, то здесь можно сказать об уже упомянутой традиции преломления свадебного каравая. Она возникла в XIX веке в Англии. Каждый гость на английской свадьбе приносил с собой маленький пирог, эти пироги складывались перед женихом и невестой, которые должны были целоваться над ними. В настоящее время традиция преломления пирога получила новую трактовку — тот, кто отломит или откусит от пирога больший кусок, будет главой семьи. Интересна традиция кражи и покупки невесты.
Так, покупка невесты в выражается в обряде выкупа невесты, в символической продаже ее косы и даже в словах, с которых начинается сватовство — «У вас — товар, у нас — купец». Обряд кражи невесты сохранился до сих пор, он уходит корнями в те времена, когда древние славяне воровали понравившихся им девушек, которые затем жили с ними в качестве жен. На форму проведения свадебных обрядов ощутимо повлияло представление об умирании и возрождении молодых в качестве супругов. Именно поэтому во всех свадебных обрядах тесно переплетаются слезы и смех, радость и грусть. Традиция заключения брака путем сговора сторон, когда семья жениха отправляет сватов к невесте диктовала строгое соблюдение всех примет, обещающих благополучный исход дела. Так из дома выгонялись собаки и кошки, поскольку считались нечистыми, все присаживались «на дорожку», на стол мать жениха выставляла каравай и соль, которые являются древнейшими мифическими воплощениями благополучия, счастья, постоянства и верности. Шибанов М.
Празднество свадебного договора. Государственная Третьяковская галерея. Москва Боязнь отпугнуть удачу приводила к тому, что приход сватов в дом невесты сопровождался соблюдением целого ряда условностей. При входе в избу свату полагалось перенести через порог сначала правую ногу, да еще пристукнуть о порог пяткой, чтобы невеста не попятилась, то есть свадьба не сорвалась. Войдя в дом, сваты останавливались под поперечной балкой, которая служила опорой потолку. Она называлась матицей. Выражение «стать под матицу» приобрело значение «прийти посвататься», так как стояние сватов под ней уже означало начало посредничества между домами жениха и невесты.
Одним из наиболее распространенных мотивов русского фольклора является мотив испытания жениха путем выполнения различных русских заданий. Этот мотив исследует известный ученый фольклорист, В. Пропп на материале русской волшебной сказки. Невеста в ответ на сватовство предлагает жениху трудное задание, от выполнения которого зависит ее ответ: «Раньше, чем вступить в брак, она испытывает жениха, задавая ему различные трудные задачи. Мотив «трудных задач» - один из самых распространенных в сказке… Иногда задача может задаваться в самом начале сказки. Сказка начинается с того, что царь желает выдать свою дочь и кличет всенародный клич, сообщая условия выдачи. В таких случаях сватовство вызвано задачей.
Здесь мы имеем сперва задачу, а потом сватовство, состоящее в попытке решить эту задачу… Что, собственно, заставляет царя задавать задачу, об этом ничего не говорится. Другими словами, задачи не мотивированы. Неясно пока и другое. Задачи настолько трудны, что они должны быть признаны невыполнимыми. Герой их выполняет, потому что у него есть волшебный помощник. Пока совершенно неясно, должны ли эти задачи привлечь или отпугнуть женихов, или помочь найти единственного достойного жениха… Герой сватается, но ему ставят условие сперва решить задачи невесты. Первый случай, как мы видели, не содержит мотивировки.
В этом же случае мотивировка есть. Сам ли царь, будущий тесть, задает задачу или это делает царевна-невеста, это роли не играет. Иногда это задаванье задач исходит от отца, иногда — от царевны. Но это не всегда бывает так. Можно проследить некоторую дифференциацию: враждебен к жениху только отец царевны, будущий тесть, а царевна, наоборот, помогает герою, обманывая своего отца». Множество свадебных обрядов связано с кругом, который является, по своей сути, древним символом брака. Именно исходя из этого формируются предметные воплощения круга — кольца, венки, круглый каравай, свадебные калачи.
Со времен покупки невест идет и другая традиция — скрепление брачного договора после сговора рукобитием и залогом. После рукобитья во многих деревнях невесту покрывали платком от сглаза и жгли куделю на ее прялке, отмечая тем самым ее переход от девичества к замужеству. Девушку называли «сговоренной», и ей полагалось ходить в темном платке, с распущенной лентой в косе и реже показываться на людях. Обряд предсвадебного мытья в бани символизировал собой очищение невесты, причем как физическое, так и духовное. Множество примет сопровождало и отправление свадебного поезда. Так, число подвод должно было быть нечетным. Четные числа символизировали неудачу, смерть, зло и тьму.
Отправлялся поезд к дому невесты не по прямой, а по объездной дороге, чтобы обмануть злые силы и не дать им расстроить свадьбу. Кстати, до сих пор в деревнях принято отправляться к дому невесты вокруг деревни, но дело уже идет не о боязни злых сил, а о желании показать всем в деревне, что в этой семье свадьба. С необходимостью отпугивать злых сил связано и приглашение колдуна на свадьбу. Причем, если колдуна не приглашали, то считалось, что он может расстроить свадьбу, например, превратить в стаю волков свадебный поезд. От древнего обычая похищать невесты сохранились обряды, согласно которым родные невесты оказывают притворное сопротивление жениху, не желая якобы отдавать ему невесту.
Нередко за этим похищением следует похищение молодой. Воруют её подруги и возвращают мужу после успешного прохождения конкурсов-испытаний. Выездная регистрация Представитель ЗАГСа сейчас может оформить законный брак в любом месте, и всё больше пар пользуются этой возможностью. Кто-то выбирает красивый ландшафтный парк, кто-то — старинные дворцы, побережья рек или морей. Есть пары, предпочитающие сделать это за границей в экзотической стране. Такой подход позволяет воплотить в жизнь любые фантазии и превратить праздник в индивидуальный. Единственное, что может огорчить во время выездной регистрации — это плохая погода. Но такой вариант заранее прорабатывает организатор или распорядитель. Осыпание лепестками Наши предки осыпали молодожёнов зерном, чуть позже это стали делать ещё и с медными монетами. Это было символичное действо для сытой и богатой жизни. Даже во времена СССР такая традиция сохранялась, но сейчас она видоизменилась. Это вызвано тем, что пшеница и другие крупы застревали в причёске невесты, а медяки могли ударить по лбу довольно больно. Поэтому обычай трансформировали на восточный манер, где новобрачных осыпают лепестками роз. Это совершенно безопасно и очень красиво выгладит на видео, поэтому осыпание лепестками утвердилось как одна из современных свадебных традиций в России. Первый танец Это очень романтичный и красивый обряд, который стараются запечатлеть все фотографы и видеооператоры. Постановка танца, выбор песни — ко всему этому сейчас подходят очень серьёзно. А начало этому обычаю было положено ещё при Петре I, когда бал был обязательной частью свадьбы у дворян. Букет и подвязка Бросание свадебного букета — относительно давняя традиция, её очень любили в Советском Союзе. Считалось, что девушка, уловившая цветы, брошенные невестой, следующей выйдет замуж. Бросание подвязки — аналогичный ритуал, но уже для мужской аудитории, поэтому бросает её жених. Переняли ритуал в Европе, и он прижился у нас, причём, вызывает не меньший ажиотаж, чем попытки женской части гостей уловить букет. Белые голуби Одна из самых красивых современных традиций на свадьбе в России — выпускание белых голубей. Это связано с тем, что этих птиц всегда ассоциировали с чистотой и преданностью, со счастливым браком, ведь они выбирают себе пару раз и на всю жизнь. Молодые держат голубей в руках и одновременно выпускают их в небо. Если самка и самец сразу взмыли вверх, то семейная жизнь будет долгой и лёгкой. Свадебный торт Появилась целая индустрия для выпусков таких тортов. Они всегда большие, многослойные, могут располагаться на многоярусных подставках. Оформление и дизайн продумываются заранее так, чтобы он гармонировал с направленностью всего праздника. Особый пункт — разрезание торта. Молодожёны должны делать это одновременно, потому что теперь они — одна семья, и всё будут делать вместе. Финансовый вопрос Один из самых важных вопросов заключается в том, кто по традиции оплачивает свадьбу в России. Раньше все финансовые расходы ложились на плечи родителей молодожёнов, но с каждым десятилетием эта обязанность всё больше переходит к самим молодым.
Эти документы вошли в мультимедийный альбом, который можно увидеть в экспозиции, передает корреспондент ТАСС. Спасибо вам большое за сохранение памяти, за ваше отношение к истории, к семье", - сказал на церемонии награждения участников акции генеральный директор ГИМ Алексей Левыкин. Всего жители Тулы прислали более 110 фотографий разных лет, самая старая - 1902 года. На ней запечатлено бракосочетание Елены и Михаила Котюховых, который до 1916 года был управляющим тульским отделением Императорского Земельного банка. Все собранные в ходе акции документы вошли в мультимедийный альбом выставки "Русская свадьба.
Свадебные обряды и традиции в России Часть 2
Показ невесты происходил различным образом. Иногда смотрительницу вводили в убранную комнату, где невеста стояла в лучшем своем наряде, с лицом, закрытым покрывалом; иногда же невеста сидела за занавесом, и занавес отдергивался, когда приближалась смотрительница. Смотрительница прохаживалась по комнате, заговаривала с нею, стараясь выпытать, умна ли она, хороша ли, не безъязычна ли, и речью во всем исправлена ли. Бывало, у родителей дочь-невеста урод, то показывали младшую дочь, а то и служанку показывали смотрительнице.
Так как жених не имел права видеть невесту до брака, а потому должен был довольствоваться теми сведениями, которые сообщала смотрительница. Он узнавал обман только после венчания. Обманутый жених мог жаловаться духовным властям; производился розыск, допрашивали соседей, знакомых и дворовых людей, и если обман открывался, то виновного наказывали кнутом и брак расторгали; но это случалось очень редко, чаще подводили дело так, что жених должен был жить со своей новобрачной, и ему тогда говорили позднее нравоучение: «Не проведав доподлинно, не женись».
Зато муж в утешение себе колотил свою жену, принуждал ее постричься, а иногда тайно умерщвлял; поэтому некоторые женихи, чувствуя в себе довольно силы и значения перед семьею невесты, настаивали, чтобы ему дозволили самому видеть невесту, и родители позволяли, если дорожили женихом. Но тогда этому жениху было трудно отделаться. Видеть невесту и отказаться от нее считалось бесчестием, и родители невесты могли напутать на жениха духовным властям много такого, что и не снилось жениху, и вовлечь его в беду и ответственность.
Костомаров приводит такой пример. Один молодой человек, вероятно не имевший родителей, задумал жениться и поручил свату найти ему невесту. Приятель условился с одним посадским обмануть его.
У этого посадского была кривая дочка. Родитель этой красавицы обещал приятелю щедрую награду, если он сбудет ее за охотника. Сват отправляется к жениху и говорит, что он может видеть из окна невесту, когда она пройдет по улице.
Девицу провели во всем убранстве, и жених смотрел на нее из окна. Девица, идя, держалась так, что жених видел только ее здоровый глаз и, не заметив другого, решился на ней жениться. Плохое житье было как мужу, так и жене; выиграл в этом только один сват.
И ныне есть в обычае в старинных русских семействах и особенно между провинциалами-староверами, что родители, не спрашивая согласия своих детей, соглашаются между собою и насильно совершают брак ради своих дружеских отношений, коммерческих выгод или хорошего собутыльничества. Брачный сговор После смотра происходил сговор, первая часть брачного праздника, или вступление к торжеству. Сговорный день назначался родителями невесты.
Родители жениха, сам жених и его близкие родственники приезжали к ним. Это случалось иногда до обеда, иногда после обеда, вечером, смотря по тому, как угодно было это назначить родителям невесты. Тут родители невесты принимали гостей с почестями, выходили к ним навстречу, кланялись друг другу до земли, сажали гостей на почетных местах в переднем углу под божницей, а сами садились возле них.
Несколько времени проходило в молчании, глядя друг на друга. Этого требовало приличие того времени. Михаил Шибанов.
Потом или отец жениха, или родственник жениха, человек близкий, говорил речь такого смысла, где высказывалась причина приезда и доброе его назначение. Родители невесты необходимо должны были отвечать, что они рады этому приезду. После того писалась рядная запись, где означалось, что обе стороны постановляли: в такое время жених обязывался взять себе в жены такую-то, а родственники ее должны были выдать и дать за нее такое-то приданое.
Сроки были различные, смотря по обстоятельствам: иногда свадьбы совершались и чрез неделю после сговора, а иногда между сговором и венчанием проходило несколько месяцев. Приданое, как и теперь, всегда было важным условием русской свадьбы и состояло в постели, платьях, домашней утвари и украшениях, в рабах и деньгах, и недвижимых имениях, если девица принадлежала к дворянскому происхождению. Обыкновенно приданое доставлялось в дом новобрачных после свадьбы; но недоверчивость родителей жениха нередко достигала того, что вызывала немедленное исполнение обещанного по пословице: «Денежки на стол, девушку за стол».
Роспись приданого в прежнее время называлась рядною записью, где писалось подробно все, что давалось за невестою; причем в противном случае договаривалась неустойка или попятное. Та сторона, которая отступала, обязывалась платить известную сумму. Такие суммы были велики, смотря по состоянию, и всегда таковы, что могли быть отягощением для нарушителя своего обязательства.
Рядную запись писал подьячий, которого нарочно для того приглашали. Случалось, что в той же рядной записи прибавлялось в виду условия, чтобы мужу не бить своей жены; чтобы при случае можно было взыскать обиду судом. Эта мера считалась необходимою, потому что, в противном случае, новобрачный мог в полной мере выражать свою лютость и досаду безнаказанно над супругою.
При сговоре невесты в то время не было. Но по окончании условий одна из женщин, принадлежащих к членам семейства или состоя в близкой родне невесты, приносила жениху и сопровождающим его родственникам от имени невесты — подарки. Сговор вообще представлял собою характер укрепляющий для будущей цели брачного союза, нарушить который со стороны жениха значило оскорбить семью невесты.
Как бы то ни было, но, начиная от сговора до свадьбы, как бы ни был продолжителен срок, жених не видит своей будущей невесты. Но вот наступает день бракосочетания: у жениха и невесты делаются приготовления; собирали поезжан, снаряжали разные свадебные чины, которые по духу времени составляли необходимость брачного торжества; замечание профессора Костомарова чрезвычайно удачно, когда он говорит, что вступление в новую жизнь жениха и невесты имело подобие с возведением старинных князей в достоинство их власти, а потому жених носил название князя, а невеста — княгини. Здесь подразумевается и то еще, по нашему мнению, что каждый отец и каждая мать обещает новое потомство, которое во всяком случае своего родоначальника или родоначальницу может почтить высоким достоинством и очень почтенным.
Свадебные чины Главный чин со стороны жениха был тысяцкий, точно так же, как такие чины существовали во времена удельно-вечевые. Должность тысяцкого была сопровождать повсюду жениха и всюду остерегать и предупреждать его действия и совершать по порядку, притом так, чтобы из правил, соблюдаемых при венчании и на свадебном пиру, не нарушался порядок церемонии ни на одну черту. Затем следовали посаженные отцы и матери, если не было родных; в более благоприятном случае эту должность исполняли самые родители.
Отец и мать жениха благословляли его на брак; отец и мать выдавали невесту. С обеих сторон выбирались старшие и меньшие дружки и две свахи из замужних женщин; одна сваха была со стороны жениха, а другая — со стороны невесты; с обеих сторон выбирались сидячие бояре и боярыни, которые должны были образовать почетный совет; также с обеих сторон назначались свадебные дети боярские, или поезжане, сопровождавшие шествие жениха и невесты и во время церемонии составлявшие второй класс гостей после бояр. Наконец, к свадебному чину принадлежали лица, выбранные из прислуги: свечники, коровайники и фонарщики.
Сверх всех свадебных чинов, был один очень важный, которого должность была оберегать свадьбу от всякого лиха и предохранять ее от колдовства и порчи, ибо свадебное дело в старину считалось особенно удобным для порч и колдовских лиходейств. Он назывался ясельничий или конюший. Накануне свадьбы собирались к жениху его гости, а также и к невесте ее гости, которые должны были составлять поезд, и те и другие пировали.
В царских свадьбах царь сидел с невестою за одним столом, и все приносили поздравления. У простых же людей в эти дни выбранные свадебные чины с обеих сторон находились отдельно. У посадских и у крестьян велось в обычае, что жених в то время посылал невесте в подарок шапку, пару сапог, ларец, в котором румяна, перстни, гребешок, мыло и зеркальце, а некоторые, что проф.
Костомаров приписывает обычаям XVI и XVII веков, посылали принадлежности женских работ: ножницы, нитки, иглы, а вместе с тем лакомства, состоящие из изюма и фиг, и розгу. Это было символическим знаком того, что если молодая жена будет прилежно работать, то ее будут кормить и лакомить, а если лениться, то будут сечь розгами. Подготовка брачного ложа Венчание происходило большей частью вечером.
Утром, в день торжества, иногда накануне, сваха невесты отправлялась в дом жениха приготовлять брачное ложе. В те времена суеверие допускало особенное приволье действиям колдунов, там, где рядят свадьбу, и потому принимали все меры предосторожности. Так, например, сваха обходила кругом хоромину, где устраивалось брачное торжество, и кровать, где постилалось брачное ложе, с рябиновой ветвью в руках, на которой нарезывались какие-то знаки.
Ее шествие совершалось церемонно. За свахою человек пятьдесят и более несли принадлежности брачного ложа и брачной комнаты.
Напротив, разрешено надевать шикарные платья любых цветов, подчеркивающих красоту девушки. Калмыцкая Пожалуй, самая быстрая свадьба у народа России. Сговор, сватовство и прочие этапы, вплоть до обсуждения меню стола и приглашенных гостей, проводили в один вечер! На следующий день уже отмечали. Ну а чего тянуть : Конечно, это было все возможно только при согласии обоих любящих, о котором знали, естественно, задолго до официального предложения. Интересные обряды: свататься в дом невесты шли обязательно с дарами, среди которых была водка, но ее никогда не пили, а берегли для того, чтобы лечить заболевших в общине.
Обычными дарами был чай и густое масло, которое тоже добавляли в напитки и блюда; традиционное жертвоприношение на счастливую жизнь молодых была свежеотрубленная баранья голова. Она находилась в доме все время, пока семья «оформлялась»; невеста после свадьбы получает другое имя, которое ей «назовет» дух предков жениха. Для скрепления союза произносится йорял — молитва, похожая на шаманские камлания. Это очень колоритно, но в наши дни придется долго уговаривать настоящего колдуна взяться за дело — они не любят суеты и показухи. Тувинская Культура относится к буддийским, отсюда и свадебные обряды, и традиции с соответствующим колоритом. В принципе, сватовство и прочие этапы помолвки схожи с общепринятыми, но есть несколько интересных моментов, отличающих тувинскую свадьбу от остальных: сватовство происходило только в доме родителей девушки, иначе считалось, что она «не вышла», и свадьбу могли даже признать недействительной. Даже теперь современные молодые люди поддерживают этот обычай и едут для этого шага в родные края, если живут отдельно от родных; связывание кос — в старину их носили и мужчины. На свадьбе молодым связывали концы волос и соединяли руки шерстяной ниткой.
Так молодые сидели все торжество, не веселясь в прямом смысле; возможный развод считался проклятием для женщин — ради них на сватовство забивался баран, а это в буддийской вере считается страшным грехом, если жертвоприношение было сделано зря. Также будущий муж и вообще все родственники жениха просто обязаны были одарить молодую драгоценностями. Для этого на свадьбе с нее снимали простые кольца и сережки и надевали «богатые». Все сокровища оставались в распоряжении будущей жены навсегда. Армянская Этот народ славится своими традициями, пышными торжествами и «громким» сопровождением. На таких свадьбах всегда много хлеба, вина, мяса. И это не случайно — с древних времен армяне проводили свадьбы по завершении уборки урожая, заготовок на зиму. Есть и другие интересные факты: лучшим временем для сватовства и начала семейной жизни считается осень и начало зимы еще и потому, что дети, зачатые в это время, отличались силой и красотой; торжества продолжаются 7 дней — число считается магическим в культуре; в каждой будущей семье есть кавор — крестный жениха.
В будущем он и шафер, и будущий крестный всех родившихся детей, и вообще самый уважаемый человек клана, практически талисман. После образования новой семьи молодые не принимают самостоятельных решений, пока живы старшие родственники третьего поколения — бабушки и дедушки. Потомки, в свою очередь, также отнесутся и к ним. Еврейская Ортодоксальная культура очень сложна для точного повторения. Но без неё не обойдется, если будущие муж и жена принадлежат этой вере. Устроением свадьбы будут заниматься специальные люди.
Какие из них нравятся россиянам больше всего, «Секрету» рассказали представители платформы «Авито.
В списке любимых также конкурсы с тамадой, откусывание каравая и выкуп невесты. Но есть и обычаи, которые не всем по душе. Самые непопулярные — разбивание бокалов, зажжение семейного очага и отпускание голубей. Любовь к той или иной традиции зависит от пола. Женщинам, к примеру, больше нравится бросание букета. А вот мужчины больше любят выкуп невесты и бить бокалы.
Белое свадебное платье Для платья выберите цвет айвори и добавьте яркие акценты: пояс, туфли, кардиган или украшения. Сейчас есть платья в цвете шампань или пудровых оттенков — хорошая альтернатива белому цвету. Снятие фаты Тоже старая традиция, которая использовалась на свадьбах. Во которой свекровь заменяет фату на платок, обозначая переход статуса девушки от невесты к жене. Смените фату изящной вуалеткой, стильной повязкой или кружевной шапочкой с цветами из ткани и перьями. Голову украсьте трессуаром или необычной заколкой, либо вообще не пользуйтесь украшениями. Устраивать мальчишник и девичник По традиции молодожены организуют отдельные вечеринки перед свадебной церемонией. Но мы хотим предложить ознакомиться с интересным трендом, который популярен за рубежом и начинает приобретать популярность в России. Мальчишник и девичник — два в одном! Часто у молодоженов общие друзья: они могут быть в одной компании или их друзья знакомы друг с другом. Это позволяет участникам вечеринки чувствовать себя комфортно, а для новобрачных это возможность устроить один большой праздник, а не два отдельных и скромных. Что делать, если друзья не знакомы? Мальчишник, объединенный с девичником, становится своеобразной репетицией свадебного банкета, где гости познакомятся друг с другом в непринужденной, веселой обстановке. Молодые не должны видеться до церемонии росписи Эту традицию также смело отправляйте в архив! Лучше использовать промежуток перед церемонией для фотосессии, чтобы потом не тратить больше времени, когда все гости нагуляют аппетит и устанут. Роспись происходит в ЗАГСе под марш Мендельсона Сейчас есть возможность расписаться где захочется: на красивой лесной поляне, на берегу моря, в гостинице, в галерее, на смотровой крыше или дома. Возможности ЗАГСов сужены, а организация выездной регистрации наделяет свободой делать так, как хотите. Это будет незабываемо. Выберите мелодию для регистрации, от традиционного марша, до ремикса на любимую песню. Или пригласите музыкальный коллектив — он исполнит композицию, которая вам действительно нравится. Саксофонист, скрипач или диджей с интересными аранжировками известных композиций. Современные свадебные традиции Утро невесты и жениха Это возможность насладиться началом новой жизни, проводив старую. Его можно провести с мамой или подругами, позвать фотографа или записать утро на видео, чтобы сохранить волшебные моменты. Либо позавтракать с будущим супругом. Свадебная клятва Одним из самых милых, трогательных моментов на свадьбе является произнесение клятв новобрачными. Необходимо заранее подготовить речь, отрепетировать ее и четко произнести в день свадьбы. Клятва может быть самостоятельно придуманной или заказанной в интернете, в прозе или в красивых стихах, главное — искренность.
Традиции свадьбы в России
- Свадебные обряды и традиции в России, других странах и народов.
- Современные и привычные традиции для празднования
- Свадебный каравай как традиция
- Русская свадьба
Свадебные традиции в XIX веке: ярмарки невест, сватовство и мальчишники
С этой традицией я столкнулась на цыганской свадьбе в конце 90-х, на которой работала в качестве певицы. 8926-591-29-27 Мой контакт: инстаграм: fb: #свадебный_ведущий Обычаи и традиции на свадьбе часто, словно краеугольный камень, приносят споры и замешательства. Приметы и обычаи свадьбы. За свадебным столом молодожены должны были переплести ноги или поставить нога на ногу, чтобы между ними не пробежала черная кошка.
Свадебные традиции и обычаи в России
В этой статье расскажем какие свадебные традиции актуальны на сегодняшний день и от каких лучше отказаться. Старинный обряд, в разных регионах России он проводится по-разному, как и многие другие традиции и обряды. О новых и старых обычаях в стране, особенностях их соблюдения в России — в материале РИА е традиции и обычаиРусские традиции формировались и видоизменялись на протяжении многих веков. Современные традиции на русской свадьбе во многом перекликаются с традициями прошлых веков и большой частью с привычками советской эпохи.
История свадебных обрядов на Руси
- Свадебные обряды и традиции
- Как выходили замуж на Руси: 10 традиций, которые вызовут у вас улыбку | Femmie
- Современная свадьба в России
- Исторический музей знакомит жителей Тулы с истоками русского свадебного обряда
- Больше не «Горько!»: как проводит свадьбы молодежь и почему банкеты больше не в моде
О женитьбах и свадьбах в старину на Руси
Традиции и обряды", изображения проецируются на стену в одном из экспозиционных залов. Свадебные традиции бракосочетания в России являются смесью из старинных русских обрядов, традиций советского периода и западных веяний. Свадебные обычаи в России 5. Такие ритуалы, как прощание с печкой и плач на могиле родни безвозвратно утеряны вместе с печками. Обычаи, обряды и традиции славянской свадьбы. Свадебные традиции и обряды существуют уже не одну сотню лет.