Соловецкое восстание имело большое значение в укреплении старообрядчества на севере России.
Соловки в огне: самое кровопролитное «сидение» в истории
По деревням и селениям зачитывали указ, отписывающий вотчины монастыря на царя, но крестьяне продолжали снабжать осажденных. Огромный духовный авторитет старинной обители, складывавшийся столетиями, уничтожить росчерком пера было невозможно. Сочувственно относилась к восставшим и часть царского войска, состоявшего на первых порах преимущественно из стрельцов — архангельских, холмогорских, кемских, вологодских — все они не отличались желанием воевать с монастырем. Продолжавшаяся в течение нескольких лет осада не приносила ощутимых результатов. Соловецкий монастырь превращался в дестабилизирующий фактор для обширного северного региона. Оттуда потоком лилась пропаганда против церковных новшеств, раздавались призывы сжигать новые книги, ломать четырехконечные кресты, кои называли «латинским крыжем», уничтожать даже утварь с их изображением. Вместо царя и патриарха начали молиться за здравие православных архиепископов, то есть за тех, кто не принял реформу. Осажденные также впервые ввели не только религиозные, но и бытовые разграничения между «верными» и «неверными», вплоть до выделения последним особой посуды. Требовали перекрещивать греков и киевлян, а находившихся в монастыре ссыльных украинцев изолировали от остальных.
Разочарование итогами Большого собора дало толчок к формированию беспоповской идеологии, превратившейся затем в ведущий народный религиозный тренд. Ее начала были разработаны одним из книжников Соловков Герасимом Фирсовым. В своем «Трактате о двуперстии» он заключил: если духовные наставники погрешат против веры и будут прельщать ересями, то это не пастыри, а лжеучителя, противопоставляющие себя христианским идеалам благолепия. Вину за смущение церкви Фирсов полностью возлагал на верховных иерархов, а также на тех священников, которые не проявили решимости в отторжении зла. Как установили специалисты, беспоповская практика постепенно утверждается в монастыре: чтение текстов перешло от священников к верующим, последовали изменения в исповеди, в погребальном обряде и т. Несложно понять, что все происходящее вызывало у властей не только раздражение, но и серьезную тревогу. Соловецкий мятеж, учитывая поддержку населения, мог длиться долго. Поэтому ликвидация этого очага смуты превращается в неотложную задачу правительства.
В сентябре 1673 года от командования осадой отстраняются воеводы Волохов, а затем Иевлев, чьи действия признаны неэффективными. На смену им приходит новое руководство в лице И. Мещеринова, хотя в действительности его фамилия была Мещерский. Этот персонаж был преисполнен решительности и жестокости по отношению к восставшим. Численность войска увеличивается в два раза за счет стрельцов из других регионов.
Летом 1619 г.
Филарет вернулся из плена. Митрополита торжественно встретили царь Михаил Фёдорович, духовенство и простой люд. Филарет успешно занимался укреплением авторитета новой правящей династии и самодержавной власти, а вот важные церковные вопросы решить не сумел ни он, ни его преемники — патриархи Иоасаф I и Иосиф. Причиной кризиса стала попытка унифицировать церковные книги и обряды, так как из-за многовекового переписывания книг от руки накопились бесчисленные неточности и ошибки. Ещё в 1518 г. Но этого не произошло.
Вопрос пересмотра церковных книг был поднят снова во время правления Ивана Грозного. В 1551 г. Дальнейшие политические события не позволили осуществить задуманное. К вопросу о единообразии православных книг, используемых в Русском государстве, вернулись в правление Алексея Михайловича. Развитие книгопечатания в стране позволяло быстро править тексты, но нужно было решить, что брать за образец для исправления — древнерусские книги или греческие оригиналы. Одни считали, что богословие и обряды нужно исправлять на основе греческих источников.
Этой идеи придерживался и сам царь Алексей Михайлович. Другие, в том числе патриарх Иосиф, утверждали, что раз Византию завоевали турки, значит, к грекам нет доверия. К тому же после падения Византии православная греческая литература печаталась в католической Италии. Портрет патриарха Никона с клиром. Постепенно вокруг Алексея Михайловича сложился круг лиц преимущественно духовного звания, которые называли себя «ревнителями древнего благочестия». В эту группу входили: боярин Фёдор Михайлович Ртищев, архимандрит Никон 1605—1681 , протопоп Аввакум 1620—1682 и другие.
Участники кружка так и не сумели достичь согласия между собой в вопросе реформирования церковной жизни. Аввакум считал, что России следует опираться на старые традиции, отказаться от иностранного влияния и изолироваться от остального мира. Никон, а также Алексей Михайлович и его приближённые, наоборот, придерживались мнения, что возвышения не достичь без опоры на знания и опыт других народов и государств.
Мы ничего не боимся, ведь после смерти от руки твоей нас ждет Рай! Алексей Михайлович решил, что, если братия хочет войск — она их получат. И 22 июня 1668 года на Соловецком острове высадились лучшие солдаты русской армии того времени — стрельцы во главе со стряпчим Игнатием Волоховым.
Правда, на царский «меч» они никак не походили, ведь в распоряжении стряпчего было всего 100 человек. Собственно, предполагалось, что небольшого отряда вполне хватит для демонстрации силы и решимости, после которой непокорные признают свою ошибку и подчинятся царской власти. Но Соловецкий монастырь не был обычной монашеской обителью. Представьте себе — укрепленная крепость, 90 пушек, около 700 человек внутри, которые владеют оружием. Полно пороха и припасов лет на 10. И перед ней стоит всемеро меньший отряд стрельцов, который должен все это богатство как-то взять.
При этом в монастырь постоянно пребывают паломники, так как у стрельцов не хватает сил даже на то, чтобы его остановить. А среди этих паломников, кроме обычных верующих, попадаются и крайне серьезные люди. Например, боевые холопы, обученные воины, сбежавшие от хозяев, разбойники, участники Медного бунта 1662 года 4-я часть «бунташного» цикла , казаки, и, наконец, разинцы 5-я часть. То есть контингент на Соловках собрался отчаянный, из тех, кому от царской власти пощады ждать не приходилось. Во главе восставших встал архимандрит Никанор, избранный ими самими же вместо сторонника реформы отца Иосифа, которого назначили «из центра». Восстание Соловецкого монастыря против новопечатных книг в 1666 году» Всерьез брать крепость, занятую этими людьми с интересной биографией, немногочисленным стрельцам вовсе не хотелось.
Поэтому на протяжении следующих четырех лет осада шла крайне вяло. Летом Волохов сотоварищи высаживался на острове и вел огонь по монастырю, но без особых результатов. Одновременно с этим он слал монахам грамоты с уговорами, так как правительство все еще хотело решить дело миром. А зимой стрельцы отправлялись обратно на материк, в Сумский острог, причем часть из них еще и распускали по домам. Время шло, а с ним шло и жалование. Причем хитрый стряпчий еще и постоянно просил его увеличить, поскольку у него там вообще-то осада, и стрельцы постоянно находятся в опасных и трудных условиях севера.
Власть соглашалась, задавая, однако, логичные вопросы о том, собирается ли Волохов вообще брать крепость. В ответ стряпчий писал: «Утеснения в монастыре им, ворам, нынешним зимним временем учинить никакого нельзя, окроме летние поры и осады, а осадить монастырь крепко надобно людей тысеча не одна». Тысячу ему никто не дал, но 200 стрельцов прислали, а также и жалование повысили. Правда, ситуация от этого не изменилась. Стрельцы В 1672 году власти это положение дел, наконец, надоело, и она заменила Игнатия Волохова на московского сотника Климентия Иевлева, а само войско было увеличено до 725 стрельцов. При этом осаждавших усилили еще и иностранными кадрами.
Дьякон Игнатий Соловецкий писал: ««Воевали сию обитель и немцы, и поляки, истинные латынцы». Правда, и это не помогло. Вместо полноценной осады силами, уже превосходящими восставших, Иевлев занялся грабежом монастырских волостей. В итоге при попытке штурма крепости двинские стрельцы взбунтовались со словами: ««Посылали же нас на верную смерть, а кормов не дают, ходим голы и босы». В результате летом 1673 года Климентия Иевлева тоже отстранили от командования, а затем отозвали в столицу и арестовали за многочисленные преступления. Осада Соловецкого монастыря же, все больше походившая на Троянскую, продолжалась.
Однако теперь власть, уставшая от долгой и бессмысленной осады, на которую уходили деньги и солдаты, в сентябре 1673 года назначила во главе войска воеводу Ивана Мещеринова с приказом «воровство и мятеж искоренить вскоре» любыми средствами. Включая и обстрел стен Соловецкого монастыря из пушек, что прежде было запрещено, так как царь надеялся на мирное окончания восстания и обещал прощение всем бунтовщикам, которые сами явятся с повинной. Для того, чтобы воевода, в отличие от своих предшественников, все-таки взял монастырь, его еще дополнительно «простимулировали» приказом: «Воровство и мятеж искоренить вскоре, на зимовье к Сумскому острогу не ходить, а буде ты, Иван, с Соловецкого острова без нашего, великого государя указу, впредь сойдёшь, и за то тебе учинена будет смертная казнь». С такой мотивацией Мещеринов просто не мог не активизировать военные действия.
Это привело к длительной осаде монастыря, которая продолжалась несколько лет и вошла в историю как Соловецкое сидение. Причины восстания старообрядцев: глубинный анализ Соловецкое восстание причины его возникновения зародились задолго до событий 1668 года. Среди основных факторов, спровоцировавших конфликт, можно выделить: реформы патриарха Никона, это были радикальные изменения в церковных обрядах и текстах, которые многие восприняли как отступление от истинной веры; попытки централизованной власти укрепить свой контроль над церковью и обществом; социальное недовольство, которое было вызвано ростом обложений и налогов, а также усилением феодального гнета. В контексте этих событий дата Соловецкого восстания стала символом начала долгой борьбы за веру и традиции, которая продолжалась на протяжении многих лет. Воевода Мещеринов подавляет Соловецкое восстание. Лубок XIX века Соловецкое восстание 1668 года как переломный момент Исторический 1668-й вошел в анналы как год Соловецкого восстания, когда монахи, во главе с архимандритом Авраамием, закрыли ворота монастыря перед лицом царских войск.
Соловецкое восстание против церковной реформы. Соловецкое восстание (1668–1676)
Восстание соловецкого монастыря против новопечатных книг в 1666 году» 1885. «Соловецкое сидение», религиозное восстание или мятеж раскольников? Одним из самых крупных восстаний, вызванных церковными реформами, стало: вопрос и ответ теста. На церковном соборе 1666-1667 гг. один из предводителей соловецких раскольников Никандр избрал иную, чем Аввакум, линию поведения. Итоги Соловецкое восстание (Соловецкое сидение) (22 июня 1668 г. 1 февраля 1676 г.) восстание соловецких монахов против церковной реформы патриарха Никона, продлившееся восемь лет. это ответ насельников находившегося на моря Соловецкого монастыря попыткам властей силой укоренить в нём установки новой реформы.
Анатомия протеста
Предводительствуемые Никанором и соловецким казначеем старцем Геронтием, они подняли церковное "восстание" против соборных преобразований. церковная реформа патриарха Никона. церковная реформа патриарха Никона.
Соловецкое восстание против церковной реформы. Соловецкое восстание (1668–1676)
Вокруг монастыря были возведены укрепления, с которых происходили обстрелы, а также производились подкопы. Это помогло сжать кольцо осады. Но проводившиеся штурмы не увенчались успехом. Пушки со стен монастыря били по наступающим войскам, нанося им тяжелые потери. А подкопы были завалены благодаря умелым действиям осажденных. В начале января 1676 года был отбит очередной штурм, после которого командующий Мещеринов утвердился во мнении, что дальнейшие штурмы не принесут результата и приведут к еще большим потерям. При этом штурме были убиты 36 стрельцов. Ротмистр Степан Потапов также был убит.
Предательство Проведенный в Соловецком монастыре в 1674 году Собор постановил, что продолжать молиться за царя бессмысленно. Но не все монахи были согласны с этим. Примером тому служит Феоктист, который не согласился с данным решением. Он был изгнан из крепости за такие взгляды. Как и другие монахи, придерживавшиеся его точки зрения. Это сыграло на руку Мещеринову и царским войскам, а также положило начало захвату Соловецкого монастыря. Захват монастыря Изгнанный Феоктист пришел к Мещеринову с важной информацией.
Чернец знал о слабом месте в обороне монастыря, которое находилось у Белой башни. Феоктист подробно рассказал, когда происходит смена караула. Именно в это время на постах было минимальное количество защитников. Такой полезной информацией просто не мог не воспользоваться командующий царскими отрядами стрельцов. Войска начали готовиться к решающему штурму. Воспользовавшись погодными условиями и ночным временем, Мещеринов отправил отряд стрельцов в 50 человек к заложенному кирпичом окну, о котором доложил Феоктист. Это произошло 1 февраля 1676 года.
Отрядом командовал Степан Келин. Стрельцы выполнили поставленную задачу и проникли внутрь монастыря. После этого они взяли под контроль ворота и открыли их войскам. Защитников застали врасплох и они не смогли оказать действенного сопротивления. Соловецкий монастырь был занят стрелецким войском. Итоги восстания Итоги восстания были неутешительными для монахов Соловецкого монастыря.
Мещеринову, как можно проникнуть в обитель. Соловецкое восстание - итоги. Значение Восстание было подавлено с невероятной жестокостью. Из 500 повстанцев, находившихся в Соловецком монастыре, остались в живых после взятия крепости лишь 60. Все они за исключением нескольких человек в последствии были казнены. Соловецкое восстание имело большое значение в укреплении старообрядчества на севере России. Несмотря на то, что бунт был жестоко подавлен, а возможно, именно благодаря этому оно послужило укреплению морального авторитета старой веры среди местного люда, привыкшего видеть в Соловецкой обители одну из главных святынь православия. Восстание показало, что в идейном социальном отношении монастырь не представлял из себя сплоченного коллектива. Монастырь той эпохи нельзя рассматривать как некую однородную организацию, которая действует лишь в одном, официальном направлении. Это был социальный организм, и в нем действовали силы разных классовых интересов.
Из них половина — монахи, но не простые, а обученные ратному делу и порой даже более искусные, чем поморские и архангельские стрельцы. Монастырь был одним из форпостов России на севере. Толщина стен у основания составляла 5-7 метров, высота — 8-11, а длина — чуть более километра. В арсенале святых отцов находилось 90 пушек, 900 пудов пороха и большие запасы ручного огнестрельного оружия. Зачем осада? Все началось в 1653 году, с неожиданно обрушившейся в Великий пост церковной реформой, затеянной патриархом Никоном. Вместе с паломниками до монастырской братии дополз слух о том, будто в московских церквях стали креститься не двумя, а тремя перстами. А в 1657-м нововведения коснулись и самого монастыря: от патриарха пришли новые служебные книги. Но иноки были осведомлены о реформе, знали и самого Никона, потому заперли еретические книги под замок, не читая. Отношения Никона с Соловецким монастырем начались задолго до его патриаршества. Еще в 1639 году он был изгнан отсюда, а, став через десять лет митрополитом Новгородским и Великолукским, принялся всячески притеснять оказавшуюся в его подчинении соловецкую братию. Докатился он и до откровенного грабежа: мало того, что «одолжил» из монастырской библиотеки несколько книг, заплатив лишь за одну, и присвоил себе подаренную Симеоном Бекбулатовичем монастырю золотую запонку с яхонтом и изумрудом, так еще и вывез в Москву останки митрополита Филиппа. Архимандрит Никанор Главным идеологом восстания явился популярный среди монахов старец Никанор. С его личностью связаны и истоки конфликта царя с Соловецким монастырем. Так совпало, что именно в 1653 году, когда появились первые признаки церковного раскола, скончался настоятель монастыря, и в новые настоятели братия выбрала Никанора. Однако в Москве не утвердили их решение и навязали игуменом Варфоломея.
Впрочем, к тому времени его конфликт с монастырским руководством отошел на второй план. Главным стало столкновение с новыми, гораздо более радикально настроенными лидерами соловецкой оппозиции. А прежние — кто уехал в Москву на церковный собор или с челобитьями царю, кто умер, кто был арестован и сослан. В конце концов сбежал и Игнатий. А в монастыре вспыхнул уже открытый мятеж. Через голову игумена монахи послали царю очень грубую челобитную. Царь вызвал к себе игумена и архимандрита Никонора и велел им увещевать недовольных, но обратно в монастырь их даже не впустили. Это было уже открытым сопротивлением царской власти. Тогда-то и началась осада. Впрочем, те сто человек, которых поначалу прислали из Москвы, вряд ли могли реально осадить, а тем более штурмовать самую большую валунную крепость Северной Европы, да еще с боеспособным гарнизоном в 700 человек. К 1673 году защитников монастыря осталось уже около 500: самые ярые противники реформ просто выгнали сторонников мирного «стояния за веру». В этом же году в монастырских храмах прекратили поминать царскую семью, а царь прислал на Соловки нового воеводу Ивана Мещеринова и двух «иностранных специалистов» — Степана Келлена и Гаврилу Буша. К 1675 году воеводе удалось организовать блокаду, в монастыре начался голод. Когда 22 января 1676 года стрельцы наконец его взяли, там после их штурма осталось не более шестидесяти человек.
Народные восстания 17 века в России (Таблица)
Восстание под предводительством Степана Разина. Итоги Соловецкое восстание (Соловецкое сидение) (22 июня 1668 г. 1 февраля 1676 г.) восстание соловецких монахов против церковной реформы патриарха Никона, продлившееся восемь лет. Итоги Соловецкое восстание (Соловецкое сидение) (22 июня 1668 г. 1 февраля 1676 г.) восстание соловецких монахов против церковной реформы патриарха Никона, продлившееся восемь лет. Название восстания Дата и участники Причины Основные события Итог 1. Астраханское восстание ние под руководством Булавина ское восстание ления старообрядцев ления работников мануфактур ления против реформ. Название восстания Дата и участники Причины Основные события Итог 1. Астраханское восстание ние под руководством Булавина ское восстание ления старообрядцев ления работников мануфактур ления против реформ. Один из важнейших столпов Русского Севера, Соловецкий монастырь не желал подчиняться церковной реформе.