В этом году его произносил Директор Государственного музея А.С. Пушкина Евгений Анатольевич БОГАТЫРЕВ. Ежегодно 10 февраля в нашей стране отмечается День памяти Александра Сергеевича Пушкина — русского поэта, прозаика, драматурга, литературного критика, основоположника русского литературного слова.
Ко Дню памяти А.С. Пушкина, 185 лет со дня смерти (10 февраля 2022 года)
- Навигация по записям
- Правильные даты дня рождения А.С.Пушкина и дня его смерти
- Четыре российские школьницы стали победительницами Европейской математической олимпиады
- 10 февраля – День памяти Александра Сергеевича Пушкина. 186 лет со дня гибели поэта (1837)
- Последние часы Пушкина: как умирал поэт
Правильные даты дня рождения А.С.Пушкина и дня его смерти
Смерть царя Александра I, восстание в Петербурге в 1825 году, коронация Николая I изменили судьбу Пушкина. В этот день, 6 июня 2023 года, весь мир отмечает знаменательное событие – 225 лет со дня рождения великого русского поэта и писателя Александра Сергеевича Пушкина. Президент России Владимир Путин подписал указ о праздновании в 2024 году в стране 225-летия со дня рождения великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина.
Смерть и дуэль Пушкина. Малоизвестные факты. 27 января 1837 год. Смерть поэта
Пушкина в Москве прошел День памяти поэта По сложившейся многолетней традиции в этот день Государственный музей А. Пушкина пригласил к себе всех желающих поклониться памяти поэта. В субботу, 10 февраля, постоянные экспозиции и действующие выставки Государственного музея А. Пушкина, Дома-музея И. Тургенева и Выставочных залов на Арбате были открыты в режиме свободного посещения. В этот день была открыта для посетителей выставка «Последняя дуэль».
Пушкина «Михайловское» и Пскове в первые выходные дни июня проводится большой поэтический праздник Дни Пушкинской поэзии и русской культуры. Это одно из главных литературных событий в культурной жизни страны, посвященных А. Программа мероприятия традиционно включает в себя множество ярких событий с чтением стихов поэта, концертами, выставками, спектаклями театральных, музыкальных и народных коллективов из разных уголков России. В честь юбилейной даты нам необходимо приступить к подготовке проведения праздничных мероприятий в Псковской области.
У нас уже есть конкретные предложения для того, чтобы это по-настоящему большое и важное событие зазвучало по-новому», - добавил он.
Её открыл актер театра и кино Иван Кокорин. В его исполнении прозвучали отрывки из стихотворных произведений А. Продолжил памятный вечер концерт «Приношение А. В нем прозвучали арии и сцены из опер на сюжеты А.
Пушкина, романсы на стихи поэта в сопровождении Московского государственного академического хора Хор Минина. В День памяти великого поэта Музей А.
Эти слова стали крылатыми. Знаменитый поэт, оставивший такой глубокий след в поэзии и культуре России XIX века, слыл человеком свободолюбивым и дерзким. Наверное, иначе не родились бы из-под его пера такие сильные, глубоко проникающие в сердце произведения. Его литературное наследие является неоценимым вкладом не только в литературу России, но также и в мировую культуру. Александр Сергеевич отлично знал историю, являлся членом масонской ложи и написал подробное научное исследование «История Пугачёвского бунта». Работал над полной историей Петра I. Все работы его были основаны исключительно на архивных документах.
Несмотря на то, что Пушкин умер совсем молодым, за свою недолгую жизнь он написал множество выдающихся литературных произведений, оказавших многолетнее влияние на русскую культуру и общество. Среди самых известных произведений Пушкина являются поэмы «Руслан и Людмила», «Кавказский пленник», «Полтава», «Медный всадник», роман в стихах «Евгений Онегин», трагедия «Борис Годунов», пьесы «Моцарт и Сальери», «Каменный гость» и многие другие бестселлеры русской поэзии. Извечные воспеваемые Пушкиным ценности, пронизанные светом добра, любви и красоты, по-прежнему живы и востребованы, его бессмертные строки живут в сказках детства каждого россиянина, в уникальных произведениях литературы и искусства. Вся поэзия Пушкина — это его лирический дневник, в котором он запечатлевает черты своей личности, своего мировосприятия. Она, поэзия, не только его «памятник», но и его «душа в заветной лире». Говорят, что Александр Сергеевич по характеру был не только вспыльчив, задирист, неугомонен, но и остер на язык, любил шутки и обладал немалым чувством внутреннего достоинства. Однажды, когда он принес для альбома Елизаветы Ушаковой свои стихотворения, на вопрос редактора, «а почему они без подписи? В 1824 году, когда он служил в Одессе, у него были натянутые отношения с губернатором графом Воронцовым. Как-то тот отправил поэта выполнить неисполнимое поручение: бороться с саранчой.
Пушкин поехал, созвал крестьян и спросил: «А знаете ли вы, что такое саранча? И, вернувшись в Одессу, Пушкин на все вопросы графа отвечал словами бедных крестьян и пояснил, что спорить с Богом — себе же дороже. Как-то в ресторане граф Завадовский, намереваясь уколоть Пушкина, сказал: «Однако, Александр Сергеевич, туго набит у вас бумажник! Александр Сергеевич много времени уделял своей внешности: носил бакенбарды в ту пору на них была мода , делал маникюр на руках и даже регулярно захаживал в маникюрный кабинет. На мизинце его всегда был длинный ноготь, спрятанный в золотой напёрсток. Несмотря на то что великого поэта нельзя было считать верхом физической красоты, при небольшом росте и совсем неброской внешности он сам много любил и был любим женщинами. Нельзя передать выражение этих глаз: какое-то жгучее и при том ласкающее, приятное. Я никогда не видела лица более выразительного: умное, доброе, энергичное», — так отзывалась о поэте современница Пушкина Л. Но при первом знакомстве с Александром Сергеевичем светской даме не очень понравилась его внешность, и она признавалась, что «немного смуглое лицо его было оригинально, но некрасиво: большой открытый лоб, длинный нос, толстые губы — вообще неправильные черты.
Но что у него было великолепно — это глаза... Поэтому ни один из портретов А. Пушкина не был точно схож с поэтом. А фотографий его нет, потому что Александр Сергеевич умер на пару лет раньше первых полученных фотокарточек. Первые мастера фотографических изображений и дизайнеры попытались восстановить облик поэта по описаниям его современников, которые остались в блокнотных записках и некоторых архивных документах. Кроме этого, поэт сам изображал свои мини-автопортреты на рукописных листках, которые сохранились до наших дней. В конце 1828 года Пушкин познакомился с красивейшей девушкой петербургского высшего света — Натальей Гончаровой. Но вскоре он изъявил желание принять добровольное участие в военном походе на Кавказе с казачьими частями полка Н. Раевского, которые воевали с Турцией за взятие крепости Арзрум.
Это время Пушкин описывает в книге «Путешествие в Арзрум во время похода 1829 года». Эта поговорка, вероятно, родилась во время крестовых походов, когда бедные рыцари, оставляя голые стены и дубовые стулья своих замков, увидели в первый раз красные диваны, пестрые ковры и кинжалы с цветными камушками на рукояти. Ныне можно сказать: азиатская бедность, азиатское свинство и прочее, но роскошь есть, конечно, принадлежность Европы. В Арзруме ни за какие деньги нельзя купить того, что вы найдете в мелочной лавке первого уездного городка Псковской губернии», — так описал единственную посещённую заграницу Александр Сергеевич Пушкин в своих путевых заметках. Вернувшись в Петербург, Пушкин поступил на службу в министерство иностранных дел и состоял при дворе, где у него было множество недоброжелателей. В феврале 1831 года Пушкин и Гончарова повенчались. Пушкин очень любил свою жену, стремился улучшить материальное благополучие своей семьи, но это ему не очень удавалось — они жили весьма бедно. К сожалению, кроме жены и других женщин, которые были у него до женитьбы, Пушкин не менее страстно любил карты, причём проигрыши были не редким явлением, так что частенько семья оставалась без средств к существованию.
Уникальные документы о дуэли Пушкина раскрыл сотрудник Генпрокуратуры
Среди тех, кто провёл с Пушкиным последние часы его жизни, был Владимир Даль. Он не мог смириться с тем, что его друг погибает, поэтому всё время ухаживал за Пушкиным, как врач: давал лекарства, прикладывал лёд к голове, ставил припарки. При этом сам поэт заставил всех присутствовавших сдружиться со смертью и уже спокойно ожидал её. Он общался с друзьями и шутил. Все, видя его весёлое настроение, понадеялись на благоприятный исход. Врачи тоже приободрились и решили лечить смертельное ранение пиявками. К ночи Пушкин почувствовал себя хуже, к тому же им овладела болезненная тоска. Периодически он ненадолго засыпал, а когда просыпался, просил пить, но пил только по несколько глотков. Поэт жаловался на тоску и слабость и постоянно спрашивал: "Скоро ли это кончится?
К утру пульс поэта стал ослабевать, а потом поднялся до 120 ударов в минуту, также у поэта начался небольшой жар. Арендт объявил, что Пушкину осталось жить не более двух часов. А публика продолжала атаковать дом поэта. Данзас даже был вынужден обратиться в Преображенский полк с просьбой поставить у крыльца, к которому уже невозможно было протиснуться, часовых. Тем временем Пушкину становилось всё хуже и хуже, он слабел с каждым мгновением.
О том, для чего Пушкин приезжал на Кавказ и как эта тема отразилась в его творчестве, читайте в большом материале информагентства «Победа26». Читайте также:.
Александр Сергеевич считается основоположником современного русского литературного языка. Концерт открыл Лобачев Сергей Алексеевич стихотворением А. Далее на сцене выступали как юные, так и взрослые артисты.
Кому же верить?
Пушкин был известен и популярен еще при жизни. Его поэмы, сказки, стихи и проза наполнены жизнью.
Они не просто отражают события, очевидцем которых был сам автор, но и точно передают боевой настрой действующих персонажей. Его герои преданы России. Произведения А.
Пушкина переведены на все языки мира. Он считается основателем литературного русского языка и символом русской классической литературы.
Сколько лет Пушкину?
186 лет со дня гибели поэта (1837). В этот день, 10 февраля 1837 года, великий русский поэт в возрасте 37 лет скончался от ранения, полученного во время дуэли с Дантесом двумя днями ранее. Главная» Новости» Сколько лет пушкину в 2024. 10 февраля 2022 года исполняется 185 лет со дня его смерти.
В Минкультуры России обсудили празднование 225-летия Александра Пушкина в 2024 году
Министр культуры Российской Федерации Ольга Любимова и митрополит Псковский и Порховский Тихон обсудили подготовку к празднованию в 2024 году 225-летия со дня рождения Александра Пушкина. С днём смерти а у некоторых иногда возникает проблема. Меньше, чем за год до последней дуэли, в начале февраля 1836 года, Пушкин уже чуть не вышел к барьеру. Главная» Новости» Сколько лет пушкину в 2024. Последние годы жизни Пушкина прошли в тяжелой обстановке все обострявшихся отношений с царем и вражды к поэту со стороны влиятельных кругов придворной и чиновничьей аристократии. Главная» Новости» День смерти пушкина 10 февраля мероприятия.
«День гибели А.С. Пушкина»
Современник Владимир Одоевский в газетном извещении о смерти за 1837 год назвал его «солнцем русской поэзии». Его творчество, по словам Сталина, должно было объединить советский народ, поэтому Александр Пушкин вместе с поэтами-революционерами и писателями-реалистами был объявлен классиком советской литературы. В тот же год было издано советское собрание сочинений поэта в 16 томах, куда, помимо основных произведений, вошли его письма и критические статьи. Издание было подготовлено пушкинистами специально к 100-летию со дня смерти писателя. Членами комитета была утверждена специальная культурная программа на тот год.
Здесь будут звучать романсы на стихи Пушкина, пройдёт встреча дискуссионного клуба «Диалог». Участники развеют мифы о последней, смертельной, дуэли поэта.
О том, для чего Пушкин приезжал на Кавказ и как эта тема отразилась в его творчестве, читайте в большом материале информагентства «Победа26».
Поэт оставил секундантов обсудить условия дуэли, которые согласно правилам были оформлены письменно: «Драться Пушкин с Дантесом должен был в тот же день 27 января в 5-м часу пополудни. Место поединка было назначено секундантами за Черной речкой возле Комендантской дачи. Оружием выбраны пистолеты. Стреляться соперники должны были на расстоянии двадцати шагов, с тем чтобы каждый мог сделать пять шагов и подойти к барьеру; никому не было дано преимущества первого выстрела; каждый должен был сделать один выстрел, когда будет ему угодно, но в случае промаха с обеих сторон дело должно было начаться снова на тех же условиях.
Личных объяснений между противниками никаких допущено не было; в случае же надобности за них должны были объясняться секунданты». Судя по воспоминаниям современников, оскорбление было нанесено бароном Геккереном — приемным отцом Жоржа Дантеса. Получив документ, Данзас отправился к другу. Он застал его дома, одного. Не прочитав даже условий, Пушкин согласился на все.
В разговоре о предстоящей дуэли Данзас заметил ему, что, по его мнению, он бы должен был стреляться с бароном Геккереном, отцом, а не с сыном, так как оскорбительное письмо он написал Геккерену, а не Дантесу. На это Пушкин ему отвечал, что Геккерен, по официальному своему положению, драться не может». После разговора с другом секундант отправился сделать нужные приготовления и приобрел дуэльные пистолеты в магазине Куракина. Дуэльные пистолеты пушкинской эпохи в экспозиции Музея-квартиры Пушкина на Мойке. По наружности он был покоен...
По дороге к месту дуэли Пушкин разминулся с экипажем Натали. Данзас надеялся, что она увидит мужа и попытается его остановить, но подвела близорукость Натали. Гау, 1842-1843, Акварель. Литография с портрета работы неизвестного художника. Морозу было градусов пятнадцать.
Закутанный в медвежью шубу, Пушкин молчал, по-видимому, был столько же покоен, как и во все время пути, но в нем выражалось сильное нетерпение приступить скорее к делу.
Графиня Фикельмон писала по этому поводу в своих записках: «Вскоре Дантес, хотя и женатый, возобновил прежние приемы, прежние преследования». Сохранилось свидетельство, что особо вызывающе Дантес вел себя по отношению к Наталье Николаевне 23 января 1837 году на балу у Воронцовых. Фикельмон в дневнике сделала такую запись об этом вечере: «Он так скомпрометировал госпожу Пушкину своими взглядами и намеками, что все ужаснулись, а решение Пушкиным было с тех пор принято окончательно». Так, факты опровергают и ложь Дантеса относительно его якобы учтивого по отношению к Пушкину поведения. Напротив, допрошенный почти одновременно с Дантесом Данзас совсем по-другому объяснил поведение обоих Геккеренов и их роль в наступлении трагической развязки: «Г. Геккерен даже после свадьбы не переставал дерзким обращением с женой его… давать повод к усилению мнения, поносительного как для его чести, так и для чести его жены» это формулировка была принята судом и легла в основу многих официальных документов дела. Прошло всего лишь 10 дней после начала работы суда, и судьи целиком и полностью встали на сторону умершего к тому времени поэта во мнении о причинах этой дуэли. Чего стоит только едва ли не дословное совпадение некоторых предложений, формулирующих вопросы Военно-судной комиссии Дантесу, и фраз из предыдущего допроса Данзаса.
Следствие приближалось к концу. Следователь и судьи считали, что дело подлежит завершению вынесением приговора подсудимым. И аудитор Маслов придерживался иного мнения по поводу окончания следствия. Он подал официальный рапорт в Военно-судную комиссию, и она, изучив его, вынесла определение: «О заслушивании в Комиссии рапорта Аудитора Маслова о том, что он считает не излишним потребовать от вдовы Камергерши Пушкиной некоторые объяснения, а как Комиссия при слушании вчерашнего числа дела имела оные в виду, нашла дело довольно ясным, то, дабы без причин не оскорблять Г-жу Пушкину требованиям изложенных в рапорте Аудитора Маслова объяснений, определила, приобщив помянутый рапорт к делу, привести оное к окончанию…». Не известно ли ей, какие безымянные письма получил покойный муж, которые вынудили его написать… к Нидерландскому Посланнику Барону Геккерену оскорбительное письмо, послужившее, как по делу видно, причиною» дуэли... Какие подсудимый Геккерен, как он сам сознался, писал к Ней письма или записки… где все сии бумаги ныне находятся… И 3-е. Из письма умершего подсудимого Пушкина видно, что Посланник Барон Геккерен, когда сын его подсудимый Геккерен, по болезни был содержан дома, говорил жене Пушкина, что сын его умирает от любви к ней и шептал возвратить ему его, а после уже свадьбы Геккерена… они, Геккерены… давали повод к усилению поносительного для чести Пушкиных мнения. Посему я считал бы нужным о поведении Гг. Геккеренов в отношении обращения их с Пушкиной взять от нее такие объяснения.
Если Комиссии военного суда неблагоугодно будет истребовать от вдовы Пушкина по вышеуказанным предметам объяснения, то я всепокорнейше прошу, дабы за упущение своей обязанности не подвергнуться мне ответственности, рапорт сей приобщить к делу для видимости высшего начальства». Аудитор был достаточно поднаторевшим в судебных делах чиновником и вполне юридически профессионально отметил ряд пробелов судебного следствия. Во-первых, он был единственным, кто обратил внимание на то, что в деле отсутствует анонимный диплом, который должен был бы стать и вскоре стал одним из главных документов в этом процессе. Во-вторых, он настойчиво обращает внимание суда на то, что позднее Пушкин получал и другие оскорбительные анонимные письма, и делает попытку выяснить что-либо по этому вопросу. И, в-третьих, по нашему мнению, аудитор лично пришел к убеждению о виновности Дантеса, но обеспокоен тем, достаточно ли судебных доказательств его вины. В связи с этим аудитор и указывает на пути способы собирания новых дополнительных доказательств, которые, по его мнению, должны были усилить виновность подсудимого. Именно поэтому Маслов и настаивает на допросе вдовы поэта. Портрет Н. Пушкиной Фото: en.
Не может нас не подкупить и то, что в своих убеждениях незначительный по своему официальному положению судейский чиновник исходит из позиции самого погибшего поэта, изложенной им в письме к Нидерландскому Посланнику. Военно-судная комиссия отклонила ходатайство аудитора, сославшись при этом на две причины: первая — достаточная ясность по делу и без дополнительных документов и данных; вторая — нежелание причинить лишние моральные страдания вдове поэта. Строго по закону аудитор в части его предположений об устранении такого пробела судебного следствия был прав, а оценка того, противоречил ли возможный допрос вдовы Пушкина нормам существовавшей морали, - вещь достаточно тонкая. Забегая вперед, укажем, что, например, один из самых крупных военных персон, как отмечалось, причастных к делу, командующий Отдельным гвардейским корпусом генерал Бистром человек, входивший в ближний круг самого царя, и не понаслышке знакомый с моральными принципами придворного общества полностью солидаризировался с позицией «стряпчего»-аудитора по этому вопросу. Пушкину - «надлежало бы назначить такое же наказание, но, как он уже умер, то суждение его за смертью прекратить». Со смертной казнью вышла неувязка. С 1 января 1835 года вступил в силу Свод законов Российском империи 1832 году, и в соответствии с ним суд не мог в 1837 года приговорить кого-либо за дуэль к смертной казни. Это противоречило и сложившейся судебной практике. За дуэль переводили из гвардии в армию вспомним, например, «Капитанскую дочку» , из столичных центров — на Кавказ, виновные подвергались кратковременному заключению в крепости Лермонтов за дуэль был переведен в действующую армию на Кавказ.
Мартынов — убийца Лермонтова был приговорен к трем месяцам гауптвахты, а секунданты прощены. Так что смертный приговор объяснялся недостаточной профессиональной юридической компетенцией как аудитора, так и членов военно-судной комиссии, что и было исправлено в решении ревизионной по современному «кассационной» инстанции по делу — определении Генерал-аудиториата вынесен и подписан 9-ю генералами-членами этой судебной инстанции. Там наконец-то уточнено настоящее придворное звание поэта: камер-юнкер, а не камергер. Жорж Шарль Дантес. Таковым его именуют не только судьи, но и Дантес, и представители николаевского генералитета например, командир корпуса и другие военачальники, в том числе и приближенные к императору, люди, прямо скажем, не новички и не профаны в придворной геральдике. И лишь генерал-аудитор уже 16 марта, то есть почти через месяц после вынесения приговора по делу, усомнился в столь высоком придворном звании поэта. В Придворную контору из Аудиторского Департамента был направлен запрос, в котором была просьба разъяснить: «Какое имел звание умерший от полученной на дуэли раны Пушкин, Камер-Юнкера, или Камергера? На следующий день, 18 марта 1837 года, на определении Генерал-аудиториата по делу о дуэли Николай I начертал следующую резолюцию: «Быть по сему, но рядового Геккерена, как не русского подданного, выслать с жандармом за границу, отобрав офицерские патенты». Фактически царь свел наказание ему чуть ли не к символическому.
Уже после его вынесения, но до принятия по нему решения Генерал-аудиториатом, Дантес написал и отправил письмо на имя презуса Военно-судной комиссии, в котором он пытался вновь объяснить причины дуэли только поведением смертельно раненого на ней поэта и его необузданной и беспричинной ревностью. Но этот документ примечателен другим. Дантес высказал в нем определенную обиду на петербургское светское общество в целом и, в частности, на якобы предвзятое отношение к нему судей, вынесших ему приговор. Как уже отмечалось, в самые трудные преддуэльные дни поэт был страшно одинок. Напротив, Дантес до последнего рокового дня был принимаем, например, даже в салоне Карамзиных, людей, как будто бы наиболее близких поэту Софья Карамзина в письме брату Андрею осуждает поведение Пушкина и его жены и сочувствует «несчастному» Дантесу. Однако после смерти Пушкина многие из тех, кто раньше брал сторону Геккеренов, вынуждены были изменить о них мнение. Выраженная поистине всенародная любовь к умирающему поэту и всенародная же скорбь в связи с его трагической гибелью были настолько сильными, что заставили тех представителей светского общества, кто был способен на более или менее объективную оценку случившегося, понять наконец, что Пушкин был национальной гордостью и не мог быть судим лишь по меркам этого общества. Поэтому вход во многие дома, где Дантес еще вчера был с любовью и восторгом принимаем, стал для него закрыт. Дантес утверждал в письме: «Правда, все те лица, к которым я Вас отсылаю, чтобы почерпнуть сведения, от меня отвернулись с той поры, как простой народ побежал в дом моего противника…» Тон обиженности, присутствовавший в письме, объясняется именно тем, что суровый приговор был для Дантеса полной неожиданностью.
Пост-релиз: День памяти А.С. Пушкина. 187-я годовщина со дня гибели поэта
Пушкин при этом сказал: "Неужели вы думаете, что мне весело стреляться?.. Да что делать? То есть - я имею несчастье быть публичным человеком, а это, знаете ли, хуже, чем быть публичной женщиной. Шуточка тоже так себе… Пушкин, как обычно, попадает в тон собеседника. Который, как показала дальнейшая жизнь, образцом добродетели не был. Но который впоследствии писал, что если бы дело дошло до барьера - ему пришлось бы выдерживать огонь Александра Сергеевича, потому что рука у него не поднялась бы. Художник А. Наумов, 1884 г. Фото: ru. Племянник Фёдора Толстого, сосед Гончаровых по имению, Семен Хлюстин, тоже 11-ю годами моложе Пушкина, будучи в первых числах февраля у него в гостях кстати, они виделись не первый раз - а в Полотняном Заводе Хлюстин даже немножко присматривался к Екатерине Гончаровой , имел неосторожность заговорить о литературе. Ну как - неосторожность?
Понятно, что Пушкин кого угодно наведет на мысли о литературе. Беда в том, что получивший французское воспитание богач ни черта в русской литературе не смыслил. И представить себе не мог, что, пересказывая отзыв Сенковского о переводе "Вастолы", он совершает чудовищную бестактность. История такая: в пушкинские времена в Лицее служил в завхозах некто Ефим Люценко. Через двадцать лет он обратился к знаменитому лицеисту, которого помнил мальчишкой, с просьбой посодействовать в публикации своего перевода поэмы Кристофа Виланда "Вастола". Пушкин, приятно удивившись, что завхоз не чужд изящной словесности, мигом свел его со Смирдиным, но перевод был очень тяжеловесный, и Смирдин отказался. Но Пушкин всё-таки хотел помочь в том числе - материально небогатому пожилому человеку, - и поэма вышла у другого издателя, без указания имени переводчика, но с указанием на обложке: "Издал А. Сенковский в своей "Библиотеке для чтения" сделал вид, что не понимает разницу между "издать" и "перевести", и разругал перевод как пушкинский, а потом еще делано удивился - ах, зачем же Пушкин "одолжил свое имя"! Одолжил бы лучше денег. А Пушкин со своей стороны сделал вид, что не понимает, как так можно было смешать: "Обвинение несправедливое: печатать чужие произведения, с согласия или по просьбе автора, до сих пор никому не воспрещалось.
Это называется издавать; слово ясно; по крайней мере до сих пор другого не придумано", - оправдывался он в первой книге своего "Современника".
Именно Аполлон Григорьев первым обратил внимание на общенациональное значение творчества Пушкина и отметил его принципиальную неисчерпаемость. Полностью начало этого обширного рассуждения выглядит так: «А Пушкин — наше всё: Пушкин — представитель всего нашего душевного, особенного, такого, что остается нашим душевным, особенным после всех столкновений с чужим, с другими мирами. Пушкин — пока единственный полный очерк нашей народной личности, самородок, принимавший в себя, при всевозможных столкновениях с другими особенностями и организмами, все то, что принять следует, отбрасывавший все, что отбросить следует, полный и цельный, но еще не красками, а только контурами набросанный образ народной нашей сущности, образ, который мы долго еще будем оттенять красками. Сфера душевных сочувствий Пушкина не исключает ничего до него бывшего и ничего, что после него было и будет правильного и органически нашего». С момента появления этой статьи прошло уже больше 170 лет.
Фикельмон в дневнике сделала такую запись об этом вечере: «Он так скомпрометировал госпожу Пушкину своими взглядами и намеками, что все ужаснулись, а решение Пушкиным было с тех пор принято окончательно». Так, факты опровергают и ложь Дантеса относительно его якобы учтивого по отношению к Пушкину поведения. Напротив, допрошенный почти одновременно с Дантесом Данзас совсем по-другому объяснил поведение обоих Геккеренов и их роль в наступлении трагической развязки: «Г. Геккерен даже после свадьбы не переставал дерзким обращением с женой его… давать повод к усилению мнения, поносительного как для его чести, так и для чести его жены» это формулировка была принята судом и легла в основу многих официальных документов дела. Прошло всего лишь 10 дней после начала работы суда, и судьи целиком и полностью встали на сторону умершего к тому времени поэта во мнении о причинах этой дуэли. Чего стоит только едва ли не дословное совпадение некоторых предложений, формулирующих вопросы Военно-судной комиссии Дантесу, и фраз из предыдущего допроса Данзаса. Следствие приближалось к концу. Следователь и судьи считали, что дело подлежит завершению вынесением приговора подсудимым. И аудитор Маслов придерживался иного мнения по поводу окончания следствия. Он подал официальный рапорт в Военно-судную комиссию, и она, изучив его, вынесла определение: «О заслушивании в Комиссии рапорта Аудитора Маслова о том, что он считает не излишним потребовать от вдовы Камергерши Пушкиной некоторые объяснения, а как Комиссия при слушании вчерашнего числа дела имела оные в виду, нашла дело довольно ясным, то, дабы без причин не оскорблять Г-жу Пушкину требованиям изложенных в рапорте Аудитора Маслова объяснений, определила, приобщив помянутый рапорт к делу, привести оное к окончанию…». Не известно ли ей, какие безымянные письма получил покойный муж, которые вынудили его написать… к Нидерландскому Посланнику Барону Геккерену оскорбительное письмо, послужившее, как по делу видно, причиною» дуэли... Какие подсудимый Геккерен, как он сам сознался, писал к Ней письма или записки… где все сии бумаги ныне находятся… И 3-е. Из письма умершего подсудимого Пушкина видно, что Посланник Барон Геккерен, когда сын его подсудимый Геккерен, по болезни был содержан дома, говорил жене Пушкина, что сын его умирает от любви к ней и шептал возвратить ему его, а после уже свадьбы Геккерена… они, Геккерены… давали повод к усилению поносительного для чести Пушкиных мнения. Посему я считал бы нужным о поведении Гг. Геккеренов в отношении обращения их с Пушкиной взять от нее такие объяснения. Если Комиссии военного суда неблагоугодно будет истребовать от вдовы Пушкина по вышеуказанным предметам объяснения, то я всепокорнейше прошу, дабы за упущение своей обязанности не подвергнуться мне ответственности, рапорт сей приобщить к делу для видимости высшего начальства». Аудитор был достаточно поднаторевшим в судебных делах чиновником и вполне юридически профессионально отметил ряд пробелов судебного следствия. Во-первых, он был единственным, кто обратил внимание на то, что в деле отсутствует анонимный диплом, который должен был бы стать и вскоре стал одним из главных документов в этом процессе. Во-вторых, он настойчиво обращает внимание суда на то, что позднее Пушкин получал и другие оскорбительные анонимные письма, и делает попытку выяснить что-либо по этому вопросу. И, в-третьих, по нашему мнению, аудитор лично пришел к убеждению о виновности Дантеса, но обеспокоен тем, достаточно ли судебных доказательств его вины. В связи с этим аудитор и указывает на пути способы собирания новых дополнительных доказательств, которые, по его мнению, должны были усилить виновность подсудимого. Именно поэтому Маслов и настаивает на допросе вдовы поэта. Портрет Н. Пушкиной Фото: en. Не может нас не подкупить и то, что в своих убеждениях незначительный по своему официальному положению судейский чиновник исходит из позиции самого погибшего поэта, изложенной им в письме к Нидерландскому Посланнику. Военно-судная комиссия отклонила ходатайство аудитора, сославшись при этом на две причины: первая — достаточная ясность по делу и без дополнительных документов и данных; вторая — нежелание причинить лишние моральные страдания вдове поэта. Строго по закону аудитор в части его предположений об устранении такого пробела судебного следствия был прав, а оценка того, противоречил ли возможный допрос вдовы Пушкина нормам существовавшей морали, - вещь достаточно тонкая. Забегая вперед, укажем, что, например, один из самых крупных военных персон, как отмечалось, причастных к делу, командующий Отдельным гвардейским корпусом генерал Бистром человек, входивший в ближний круг самого царя, и не понаслышке знакомый с моральными принципами придворного общества полностью солидаризировался с позицией «стряпчего»-аудитора по этому вопросу. Пушкину - «надлежало бы назначить такое же наказание, но, как он уже умер, то суждение его за смертью прекратить». Со смертной казнью вышла неувязка. С 1 января 1835 года вступил в силу Свод законов Российском империи 1832 году, и в соответствии с ним суд не мог в 1837 года приговорить кого-либо за дуэль к смертной казни. Это противоречило и сложившейся судебной практике. За дуэль переводили из гвардии в армию вспомним, например, «Капитанскую дочку» , из столичных центров — на Кавказ, виновные подвергались кратковременному заключению в крепости Лермонтов за дуэль был переведен в действующую армию на Кавказ. Мартынов — убийца Лермонтова был приговорен к трем месяцам гауптвахты, а секунданты прощены. Так что смертный приговор объяснялся недостаточной профессиональной юридической компетенцией как аудитора, так и членов военно-судной комиссии, что и было исправлено в решении ревизионной по современному «кассационной» инстанции по делу — определении Генерал-аудиториата вынесен и подписан 9-ю генералами-членами этой судебной инстанции. Там наконец-то уточнено настоящее придворное звание поэта: камер-юнкер, а не камергер. Жорж Шарль Дантес. Таковым его именуют не только судьи, но и Дантес, и представители николаевского генералитета например, командир корпуса и другие военачальники, в том числе и приближенные к императору, люди, прямо скажем, не новички и не профаны в придворной геральдике. И лишь генерал-аудитор уже 16 марта, то есть почти через месяц после вынесения приговора по делу, усомнился в столь высоком придворном звании поэта. В Придворную контору из Аудиторского Департамента был направлен запрос, в котором была просьба разъяснить: «Какое имел звание умерший от полученной на дуэли раны Пушкин, Камер-Юнкера, или Камергера? На следующий день, 18 марта 1837 года, на определении Генерал-аудиториата по делу о дуэли Николай I начертал следующую резолюцию: «Быть по сему, но рядового Геккерена, как не русского подданного, выслать с жандармом за границу, отобрав офицерские патенты». Фактически царь свел наказание ему чуть ли не к символическому. Уже после его вынесения, но до принятия по нему решения Генерал-аудиториатом, Дантес написал и отправил письмо на имя презуса Военно-судной комиссии, в котором он пытался вновь объяснить причины дуэли только поведением смертельно раненого на ней поэта и его необузданной и беспричинной ревностью. Но этот документ примечателен другим. Дантес высказал в нем определенную обиду на петербургское светское общество в целом и, в частности, на якобы предвзятое отношение к нему судей, вынесших ему приговор. Как уже отмечалось, в самые трудные преддуэльные дни поэт был страшно одинок. Напротив, Дантес до последнего рокового дня был принимаем, например, даже в салоне Карамзиных, людей, как будто бы наиболее близких поэту Софья Карамзина в письме брату Андрею осуждает поведение Пушкина и его жены и сочувствует «несчастному» Дантесу. Однако после смерти Пушкина многие из тех, кто раньше брал сторону Геккеренов, вынуждены были изменить о них мнение. Выраженная поистине всенародная любовь к умирающему поэту и всенародная же скорбь в связи с его трагической гибелью были настолько сильными, что заставили тех представителей светского общества, кто был способен на более или менее объективную оценку случившегося, понять наконец, что Пушкин был национальной гордостью и не мог быть судим лишь по меркам этого общества. Поэтому вход во многие дома, где Дантес еще вчера был с любовью и восторгом принимаем, стал для него закрыт. Дантес утверждал в письме: «Правда, все те лица, к которым я Вас отсылаю, чтобы почерпнуть сведения, от меня отвернулись с той поры, как простой народ побежал в дом моего противника…» Тон обиженности, присутствовавший в письме, объясняется именно тем, что суровый приговор был для Дантеса полной неожиданностью. Подобного рода возможных последствий он для себя не допускал, так как ответственность за участие в таких поединках обыкновенно сводилась, как отмечалось, к незначительному наказанию. При этом явная поддержка его преддуэльного поведения светским общественным мнением выглядела в его глазах чуть ли не как аванс будущего милосердия юстиции или как гарантия символического наказания, которое будет назначено ему.
На выставке представлены издания, посвященные биографии и произведениям великого русского поэта, книги о жизни или особенностях творчества А. Пушкина, а также его художественные произведения. На выставке также представлены издания поэта для самых разных читателей. Для детей — сказки, а старшему возрасту советуем прочесть пушкинскую прозу: «Повести Белкина», «Полтава», «Евгений Онегин», «Пиковая дама», лирику. Книги великого поэта объединяют людей всех возрастов, переводятся на десятки языков мира. Последние записи:.