Новое здание Государственной думы РФ, бывший Госплан (Государственный плановый комитет Совета Министров СССР). В данной статье вы рассмотрите события после роспуска I Государственной думы, узнаете о выборах во II Государственную думу, об аграрном вопросе, а также о роспуске Государственной думы. Вторая Государственная Дума Российской Империи. Депутаты Второй Государственной Думы на заседании в Таврическом дворце. Роспуск 2-й Государственной думы, произошедший в 2007 году, стал одним из самых значимых событий в политической жизни России.
Госдума в новейшей истории России
Право Президента РФ роспуска Государственной Думы в виду высказанного ею недоверия Правительству РФ уравновешивается невозможностью повторного роспуска Государственной Думы по этому основанию в течение года после ее избрания (ч. 3 ст. 109 Конституции). Советская историография, определяя роспуск Второй Думы государственным переворотом, объясняла это тем, что, согласно Манифесту от 20 февраля 1906 года, Император имел право вводить или менять законы в обход Думы только в перерывах между её сессиями. Роспуск Государственной Думы был законным правом Государя Императора. 9 июля 1906 года был обнародован Манифест о роспуске Государственной Думы первого созыва. указ, манифест, Сенат, Государственная Дума.
Первая Госдума Российской империи
В этот день, 116 лет назад, произошёл процесс роспуска II Государственной думы, которая проработала 102 дня, что вошло в историю как «Третьеиюньский переворот», сопровождавшейся изменением избирательной системы. Роспуск 2-й Государственной думы, произошедший в 2007 году, стал одним из самых значимых событий в политической жизни России. Государственная дума избиралась на 5-летний срок, до истечения которого могла быть распущена императором, назначавшим одновременно новые выборы и время созыва.
Вторая государственная дума
В дальнейшем были внесены правки в избирательное законодательство, чтобы состав Госдумы подбирался более лояльный к исполнительной власти. В результате процедура выборов усложнилась, что спровоцировало рост недоверия к Думе как институту власти. На заседаниях первого созыва поднимались крайне острые вопросы. В дальнейшем депутаты себе такого радикального поведения не позволяли. Вопросы об амнистии всех политических заключённых, отмене смертной казни, упразднении Государственного Совета, установлении ответственности Совета министров перед Думой, наделении крестьян землей — за обсуждением этих тем и коротали время депутаты на заседаниях. Практически на все предложения и требования Думы правительство ответило отказом. Более того, в начале июня Совет министров, обвиняя Думу в нагнетании обстановки и нервировании населения, принял решение о ее роспуске.
А через месяц последовал соответствующий указ Николая II.
Заявив, что работать с правительством она не хочет. Работать с верхней палатой — Государственным советом — она тоже не хочет. А хочет сама составить правительство. Депутацию по этому поводу царь не принял. А Горемыкин старческим голосом, еле слышно зачитал правительственную декларацию. Очень простую по содержанию.
Забудьте, мол, ребята. Ребята никак не отреагировали и начали заниматься своими делами, о которых им посоветовали забыть. Казалось бы, на этом — все. Можно распускать. Правительство так и решило. Но тут в дело неожиданно вмешался дворцовый комендант Дмитрий Трепов. Считавшийся самым реакционным деятелем.
Ушедшим в отставку с поста замминистра внутренних дел после Манифеста 17 октября. Чего-то вдруг заклинило в голове у этого представителя полицейской династии Треповых. Он вдруг стал сторонником парламентаризма. И повел переговоры с Милюковым. Чтобы кадеты сформировали правительство. А заодно — с председателем Думы кадетом Муромцевым. На эту же тему.
В итоге Муромцев и Милюков почти разругались, кому это правительство возглавить.
Левый состав Думы. Радикализм настроений депутатов Думы, считавших, что через Думу как народную представительницу они смогут провести радикальные политические и социальные реформы, которые могли привести к введению парламентской монархии, частичному выкупу дворянской земли.
Дума рассматривала радикальные аграрные проекты — кадетов и трудовиков, предусматривавших отчуждение части помещичьей земли или ее конфискацию. Правительство боялось, что обсуждение этих проектов приведет к росту числа крестьянских выступлений. Кроме того, эти проекты предусматривали конфискацию или отчуждение помещичьего землевладения.
Кадеты в нарушение Основных вопросов потребовали провести радикальные политические реформы: ликвидировать Государственный совет, передать Думе право формирования правительства, проведение политической амнистии. Вторая Государственная дума. Февраля — 3 июня 1907 года.
Состав Всего было избрано 518 депутатов. Депутаты распределились следующим образом: По партийным фракциям они распределялись так: - трудовая крестьянская фракция — 104 депутата, - кадеты — 98, - фракция октябристов и группа умеренных — 44, - социалисты-революционеры — 37, И другие.
Правительство так и решило. Но тут в дело неожиданно вмешался дворцовый комендант Дмитрий Трепов. Считавшийся самым реакционным деятелем. Ушедшим в отставку с поста замминистра внутренних дел после Манифеста 17 октября. Чего-то вдруг заклинило в голове у этого представителя полицейской династии Треповых. Он вдруг стал сторонником парламентаризма. И повел переговоры с Милюковым. Чтобы кадеты сформировали правительство.
А заодно — с председателем Думы кадетом Муромцевым. На эту же тему. В итоге Муромцев и Милюков почти разругались, кому это правительство возглавить. А Николай II начал думать, не стоит ли и вправду пойти на уступки. Тут уж в дело вмешался родной брат Трепова — Владимир. Который начал на каждом углу кричать, что его братец сошел с ума. Тогда в дело вмешался набиравший силу министр внутренних дел Столыпин. Он тоже повел переговоры с Милюковым. Нельзя ли создать коалиционное правительство. Из бюрократов и депутатов.
Только без вас лично. Это уж непременно. Столыпин, естественно, к Милюкову интерес потерял.
Одобрена поправка о праве президента распустить Госдуму
Члены 1-й Государственной думы послееё роспуска (слева направо):Г. Н. Шапошников, Д. И. Шаховской, Ф. Ф. Кокошкин, Пётр Д. Долгоруков,С. А. Муромцев. 9 июля 1906 года был обнародован Манифест о роспуске Государственной Думы первого созыва. 26 февраля Николай II на два месяца распустил Государственную думу. Третьеиюньский переворот — это государственный переворот 3 июня 1907 года в Российской империи, который заключался в незаконном роспуске второй Государственной думы и внесения изменений в новый избирательный закон. Манифест о роспуске II Государственной Думы Высочайший манифест БОЖИЕЙ МИЛОСТИЮ МЫ, НИКОЛАЙ ВТОРЫЙ, Император и Самодержец Всероссийский, ЦАРЬ ПОЛЬСКИЙ, ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ ФИНЛЯНДСКИЙ, и прочая, и прочая, и прочая Объявляем всем нашим.
Деятельность Первой и Второй Государственной думы
Причиной роспуска II Думы послужила невозможность наладить конструктивное взаимодействие между правительством, возглавляемым премьер-министром П. А. Столыпиным, и Думой, значительную часть которой составляли представители крайних левых партий. Роспуск второй государственной Думы. Вторая государственная Дума 1907. Вторая Государственная Дума Российской империи существовала с 20 февраля по 2 июня 1907 года.
II ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА
Нет даже точного подсчета численности депутатских объединений. В литературе обычно воспроизводятся не во всем правильные данные указателя к стенографическим отчетам Думы. Поэтому необходимо рассмотреть численность, состав, идеологию и тактику всех фракций и на этом материале выявить варианты формирования того или иного большинства палаты, их политические позиции и роль в принятии решений. Вскоре после начала сессии 24 февраля 1907 г. II Дума включала 491 депутата. Таким образом, к концу сессии имелось 517 депутатов5. Демин Вадим Александрович - кандидат исторических наук, доцент Московского государственного индустриального университета. Не проводились выборы на Дальнем Востоке, имевшем четыре депутатских места. На левом фланге Думы находилась социал-демократическая фракция.
К началу сессии она включала 57 членов, в конце февраля - марте в нее вошло еще девять депутатов вновь прибывших или не определившихся ранее. В апреле-мае из фракции вышло двое один фактически примкнул к кадетам, один перешел к трудовикам. Среди членов фракции с решающим голосом было 15 большевиков и трое примыкающих к ним8. Остальные депутаты шли за меньшевиками. К ним тяготели и примыкавшие к фракции, в частности, четыре члена Литовской социал-демократической партии. Больше половины фракции 36 депутатов представляли окраины. Средний возраст социал-демократов - 32 года. Примерно половину фракции составляли средние и низшие слои интеллигенции, избранные по преимуществу от окраин.
Их ядром являлись журналисты седьмая часть фракции. Остальные, избранные в основном от европейской части Великороссии, являлись рабочими, в том числе свыше трети - промышленными и железнодорожными. Председателем фракции являлся 25-летний редактор кутаисского журнала И. Эсдеки заняли ряд второстепенных руководящих постов в Думе в том числе председателя подкомиссии о местном управлении и самоуправлении. Как известно, программа-минимум РСДРП предусматривала установление республики, конфискацию всех частновладельческих земель и упразднение постоянной армии. Пользу менее радикальных преобразований эсдеки отрицали. Была очевидна невозможность выполнения такой "минимальной" программы с помощью Государственной думы, действовавшей в соответствии с Основными законами 1906 года. Поэтому социал-демократы считали бессмысленным участие в законодательной работе.
Председатель фракции так сформулировал ее цель: "Задача настоящего момента заключается именно в том, чтобы разрушить эту государственность с ее помещичье-бюрократической основой и на развалинах этой государственности создать государственность современную, на новых, культурных началах". Для этого необходимо "организованной силе правительства" противопоставить "организованную силу народа". Именно на это социал-демократические депутаты, и меньшевики и большевики, решили направить "всю свою работу"9. При этом меньшевики стремились не только критиковать правительство в своих речах, но и проводить соответствующие постановления через Думу. Это было немыслимо без соглашений с кадетами, поэтому меньшевики считали такие договоренности возможными по организационным и отдельным тактическим вопросам. К тому же меньшевики считали, что при буржуазной революции у власти должны стать буржуазные партии. Поэтому они фактически были не против перехода власти к думскому большинству, образованному вокруг конституционалистов-демократов 10. Большевики же стремились отмежеваться от кадетов в глазах народа и, соответственно, считали необходимым нападать не только и, быть может, не столько на правительство, сколько на кадетов, рассматривая их как дезорганизаторов революционного движения.
Большевики не желали способствовать переходу власти в руки либералов, стремясь захватить ее сами11. Обычно позицией фракции оказывались взгляды меньшевиков. Социал-демократические депутаты вели революционную агитацию вне Думы. Их думские речи распространялись местными партийными комитетами в виде листовок. В ходе сессии в группу вошло 8 депутатов: три члена Армянского революционного союза Дашнакцутюна , один трудовик, один бывший трудовик, один неопределившийся и два вновь прибывших. Выбыло 6: два перешли в народно-социалистическую фракцию, три - в Трудовую группу, один был исключен за пьяные дебоши. Средний возраст эсеров - 38 лет. Номинальным председателем группы был 36-летний пятигорский вольнопрактикующий врач Г.
Горбунов, до выборов не входивший в ПСР 13. Фактически группу возглавлял 34-летний екатеринодарский адвокат П. Член группы В. Успенский14 был избран старшим товарищем секретаря Думы. Эсер был избран председателем Комиссии о помощи безработным и другой - товарищем председателя Комиссии о народном образовании. Они придерживались более умеренных взглядов, чем основная часть партии, особенно в тактических вопросах. По газетным сведениям, "террор не только тягостен для чувств многих членов группы, но не признается ими и принципиально" 15. О внедумской работе депутатов-эсеров нет сведений.
Народно-социалистическая фракция в начале сессии включала 14 депутатов. За время сессии в нее перешло три трудовика и два эсера. Один депутат покинул фракцию из-за несогласия с решением голосовать против законопроекта о призыве новобранцев16. Две трети фракции представляли европейскую часть Великороссии, остальные - Украину и Западную Сибирь. Средний возраст энесов - 37 лет. Основную часть энесов составляли обеспеченные интеллектуалы, пятую часть - земледельцы. Председателем фракции являлся 33-летний черниговский помещик В. Обладая наиболее высоким интеллектуальным потенциалом среди всех народнических фракций, энесы пользовались во II Думе большим влиянием, не соответствовавшим их незначительной численности.
Народные социалисты получили должности товарища председателя Аграрной комиссии и председателей ее ключевых подкомиссий по законодательным указам одно время и земельным комитетам. Трудовая группа "трудовая группа и фракция Крестьянского союза" отличалась самым непостоянным составом. В начале сессии в ней было примерно 80 членов. В конце февраля - марте к трудовикам примкнули еще 23 депутата: 10 правых, шесть членов мусульманской фракции, три эсера, два неопределившихся, один кадет и один вновь прибывший. Выбыло два: один перешел к кадетам, другой к энесам. В апреле-мае группа потеряла 28 депутатов в том числе два выходили дважды, на короткое время вернувшись в группу , в основном несогласных с ее революционными выступлениями. По двое вступили в группу эсеров и фракцию энесов. Еще один депутат выходил из группы на короткое время и вскоре вернулся обратно.
В это же время к трудовикам примкнуло пять членов Думы: трое вновь прибывших один из них затем перешел к энесам , один эсдек и один кадет. Два из этих депутатов значатся в списках народно-социалистической фракции, еще один - группы эсеров и четвертый - кадетской фракции. Большинство этих депутатов проводили влияние своих партий. Вообще лишь четверть трудовиков были избраны как таковые. В группу вошли как депутаты, имевшие твердые крайне левые убеждения, так и умеренные или аполитичные, связанные с группой аграрной программой19. Трудовики представляли все регионы империи, кроме Прибалтики. Средний возраст группы -39 лет. Высшее образование получили лишь 10 трудовиков, среднее и незаконченное среднее - 11, начальное и домашнее - 56.
Один депутат был неграмотным. Два трудовика были членами I Государственной думы. До начала апреля председателем трудовой группы являлся 50-летний екатеринославский земский врач А. Он придерживался умеренных взглядов и ориентировался на сотрудничество с кадетами. В частности, он поддержал кадетского кандидата в председатели Аграрной комиссии против энеса. Большинство трудовиков с этим не согласилось, и Караваев был вынужден временно выйти из группы. После этого ее фактическим лидером являлся 42-летний бывший заведующий статистическим бюро саратовского губернского земства М. Как товарищ председателя Думы, он не был формально избран председателем группы.
Березин был членом ПСР и уже отсидел три года20. Представитель трудовой группы был избран вторым товарищем председателя Думы. В комиссиях доля трудовиков нередко была занижена относительно их численности. Березин в Аграрной комиссии возглавил подкомиссию по законодательным указам. Народнические фракции находились в блоке между собой. Они создали информационное бюро и совместные комиссии, собирались на соединенные заседания21. Их идеологические позиции были сходны, поэтому имеет смысл рассмотреть их совместно. Народники проводили прежде всего идею сословной исключительности крестьян: на них держится государство, все же остальные социальные слои паразитируют на них22.
Между тем крестьяне, по мнению народников, находились в тяжелом положении. Председатель трудовой группы заявлял, что "Россия вымирает и вырождается"23 из-за нехватки средств у крестьян. Ответственность за это возлагалась на правительство и помещиков. Эсер крестьянин И. Кирносов рассуждал так: "Бог сотворил человека и вручил ему землю, но у нас ее нет, почему это? Я прямо скажу и откровенно: украли у нас ее"24. По мнению народнических депутатов, жившие в 1907 г. Именно этого народники стремились добиться с помощью Думы.
В дебатах по земельному вопросу народники избегали конкретных оценок возможного увеличения крестьянского землевладения и не отвечали на указания о недостатке земли для всех. Передача земли крестьянам считалась актом не столько экономической целесообразности, сколько социальной справедливости. Политическая про- стр. Думская тактика народнических фракций II Думы не отличалась последовательностью. Неонародническая идеология, как известно, предусматривала постепенное развитие социалистических отношений в рамках буржуазного строя. Народнические фракции, состоявшие из более зрелых по возрасту людей, имевших самостоятельные занятия, были настроены прагматичнее эсдеков. Не отрицая агитационно-пропагандистского значения Думы, народники стремились использовать ее и для проведения реформ, прежде всего касавшихся земельного вопроса, расширения политических свобод и демократизации местного самоуправления. Более всего но не только это касалось депутатов из крестьян.
Они не хотели роспуска Думы25, были озабочены главным образом землей и были склонны избегать конфликтов по другим вопросам. Вследствие такого социального состава трудовая группа в большинстве придерживалась более умеренных позиций по сравнению с энесами и эсерами. Народники-интеллектуалы, как и социал-демократы, относились к своим политическим требованиям как к религиозным догматам и были малоспособны к лавированию и компромиссам. Они считали императорское правительство воплощением зла, и какие-либо уступки властям признавали невозможными в принципе26. По данным полиции, эсер Д. Зимин заявил на собрании выборщиков: "Дума должна предъявить счет с процентом высокому лицу за все хищения его и его дворни, и если счет не будет оплачен, то народ должен ответить кровавой баней - беспримерной в истории"27. В Думе об этом не заявлялось, но многими подразумевалось. Поэтому попытки народников разрабатывать реформы чередовались с революционными выступлениями.
Эсеры решили голосовать за отклонение бюджета без передачи в комиссию. Все три фракции в апреле высказались за отклонение проекта об определении числа призываемых новобранцев28 впрочем, большинство трудовиков не явилось на голосование , а в мае отсутствовали в зале при обсуждении вопроса о подготовке покушения на императора крестьяне сочли это демонстрацией не против монархии, а против группы правых. Между тем Основные законы 1906 г. Постепенно члены народнических фракций убеждались в невозможности радикальных реформ и переходили на последовательно революционные позиции 29. Но многие крестьяне-трудовики первоначально не сочувствовали такому повороту30. Некоторые трудовики в переписке с избирателями призывали их к радикальным выступлениям, вплоть до убийств полицейских, прибывших для подавления беспорядков, в то время как другие советовали сохранять спокойствие и не допускать насилий31. После решительного отказа правительства провести принудительное отчуждение земли середина мая "бережение" Думы потеряло для крестьян-народников смысл32. Однако в конце мая при обсуждении в Думе законопроекта об амнистии значительная по некоторым данным, большая часть трудовиков проголосовала за кадетское предложение сдать этот законопроект в комиссию для выяснения его конституционности33, отложив тем самым революционную демонстрацию Думы, на которой настаивало их руководство.
Как и социал-демократы, многие народники особенно из интеллектуалов сочувствовали революционерам и сочли своим долгом "по мотивам совести и чести" провести через Думу законопроект о политической амнистии, имевший значение лишь для революционной агитации34. На деловой работе Думы сказалось влияние народников. Они прежде всего трудовики и консервативные крестьяне добились постановки на обсуждение аграрного вопроса, а также передачи в комиссию правительственных проектов крестьянской реформы "столыпинской" , уже введенных в стр. Однако из-за малой компетентности народнических депутатов и, быть может, нежелания кадетов ускорять события добиться отмены этих указов не удалось. Радикальные депутаты от Украины с начала марта создали межфракционную украинскую группу. Первоначально в нее вошел 21 член, затем ее численность выросла до 41 - 4235. Незадолго до роспуска Думы украинские трудовики сделали попытку создать на ее основе фракцию, и на ее заседании присутствовало, по сообщениям в печати, около 40 членов. Однако, судя по документам, украинские депутаты вышли только из Трудовой группы, остальные же, оставаясь в своих фракциях, в украинской работали параллельно36.
Пять ее членов покинули Трудовую группу к концу мая большинство протестовало против революционных выступлений , а 15 вышли в связи с созданием фракции. Восемь членов новой фракции в том числе четверо беспартийных в начале сессии примыкали к правым, два трудовика являлись членами ПСР. Все 20 депутатов представляли Украину. Их средний возраст - 40 лет. Украинская фракция состояла из одних крестьян и отличалась самым скромным образовательным уровнем. Один депутат получил незаконченное среднее, остальные 19 - начальное и домашнее образование. Председателем фракции являлся 28-летний полтавский крестьянин и московский бухгалтер эсер Е. Фракция добивалась "национальной и территориальной автономии всех областей Российской империи", передачи частновладельческих земель сверх трудовой нормы в краевой земельный фонд вместо общегосударственного, на чем настаивали трудовики , издания законов об охране труда и национализации "заводских имуществ"38.
К концу сессии во II Думе было шесть беспартийных депутатов левее кадетов. Из них четверо А. Гриневич, М. Деревянко, А. Лопатин, В. Ширяев ранее входили в трудовую группу и покинули ее в знак протеста против революционных выступлений, еще один, А. Кузнецов был исключен из группы эсеров за безнравственное поведение, Н. Познанский не входил во фракции, но объявил себя сочувствующим трудовикам.
Крайне левых взглядов придерживались, предположительно, два члена казачьей группы. Председатель ее, 56-летний кубанский землевладелец, историк и экономист Ф. Щербина, до апреля входил в народно-социалистическую фракцию, но покинул ее, протестуя против решения отклонить проект о новобранцах39. Другой член группы Н. Фомин был избран как беспартийный левый, а в Думе ничем себя не проявил. Средний возраст восьми беспартийных и других членов казачьей группы левее кадетов - 39 лет. Трое получили высшее образование, один - среднее, четверо - начальное. Четверо из восьми принадлежали к средним и высшим слоям, остальные занимались земледелием.
К этим депутатам принадлежал старший товарищ председателя Думы. Беспартийные и другие члены казачьей группы левее кадетов относились к правительству а крестьяне - и к имущим классам столь же враждебно, как и прочие крайне левые, однако в большинстве не поддерживали революционные голосования и выступления в Государственной думе. Средний возраст членов кружка - 43 года. Девять членов польского кружка были депутатами I Государственной думы. Председателем коло являлся 43-летний редактор польской газеты Р. Член коло стал председателем Финансовой комиссии. Польское коло поддерживало радикально-демократические реформы в области политики, нередко оказываясь решительнее кадетов. Лидер кружка с думской трибуны заявлял, что царское правительство необходимо "уничтожить"41.
В то же время польские автономисты выступали за неприкосновенность частной собственности и возражали против принудительного отчуждения частновладельческих земель42. Основной целью своей деятельности польские депутаты считали самостоятельность Польши. Коло подготовило проект автономии на основе конфедеративной связи с империей, который даже кадеты и трудовики сочли чрезмерно радикальным43, а также проект полонизации учебных заведений в Польше. Для достижения своей цели кружок считал необходимым заключать "политические контракты", то есть отдавать свои голоса по не затрагивавшим Польшу вопросам в обмен на уступки, ведущие к достижению ее самостоятельности. В случае отказа правительства от такой покупки автономисты были готовы голосовать вместе с революционерами44. Мусульманская фракция в начале сессии насчитывала 30 членов. В начале марта из-за разногласий по вопросу о помощи голодающим шесть депутатов перешли в трудовую группу45; во фракцию вступили пять вновь прибывших депутатов. Средний возраст членов фракции составлял 43 года.
Татьяна Замахина Комитет Госдумы по госстроительству и законодательству поддержал поправку к Конституции РФ, которая дает право президенту распустить Госдуму при ряде обстоятельств. В поправках указывается, что после трехкратного отклонения Госдумой кандидатур премьер-министра глава государства вправе, но не обязан, распустить Думу и назначить новые выборы. В этом случае президент назначает председателя правительства Президент также будет вправе распустить Думу и назначить выборы при другом условии - если после трехкратного отклонения кандидатур членов правительства кроме "силового блока" более трети должностей членов правительства остаются вакантными.
Что делать, если вдруг Дума не утверждает.
Такая же процедура есть трехкратного отклонения для премьера. Появилась норма, которая говорит о том, что если не утверждено более трети кабинета министров, то президент вправе распустить Госдуму и назначить новые выборы", - сказал Крашенинников на заседании рабочей группы. Он озвучил проект поправок ко второму чтению соответствующего законопроекта. Подгруппы утвердили тексты поправок ко второму чтению по второй и четвертой главам Конституции, в них идет речь о президенте и правительстве РФ.
Так, в главе о президенте предлагается уточнить, что глава государства обеспечивает "гражданский мир и согласие в стране" и согласованное функционирование органов публичной власти.
Судебной властью был раскрыт заговор целой части Государственной Думы против Государства и Царской Власти. Когда же Правительство Наше потребовало временного, до окончания суда, устранения обвиняемых в преступлении этом пятидесяти пяти членов Думы и заключения наиболее уличаемых из них под стражу, то Государственная Дума не исполнила немедленно законного требования властей, не допускавшего никакого отлагательства. Все это побудило Нас Указом, данным Правительствующему Сенату 3 сего Июня, Государственную Думу второго созыва распустить, определив срок созыва новой Думы на 1 Ноября сего 1907 года... Созданная для укрепления Государства Российского, Государственная Дума должна быть русскою и по духу. Иные народности, входящие в состав Державы Нашей, должны иметь в Государственной Думе представителей нужд своих, но не должны и не будут являться в их числе, дающем им возможность быть вершителями вопросов чисто русских. В тех же окраинах Государства, где население не достигло достаточного развития гражданственности, выборы в Государственную Думу должны быть приостановлены.
Роспуск II Государственной Думы
Журнал "Коммерсантъ Власть" - Коммерсантъ: последние новости России и мира. указ, манифест, Сенат, Государственная Дума. «Третьеиюньский переворот» широко распространённое название произошедшего 3 (16) июня 1907 года в России досрочного роспуска II Государственной Думы, сопровождавшегося изменением избирательной системы.