имеющей в основании круг- стенки и конической крыши из шестов, покрытых оленьими шкурами (яранга). переносная у оленных коряков и чукчей и стационарная у азиатских эскимосов и приморских чукчей. это переносное жилище народов северо-восточной европы (саами, ненцы) и сибири (эвенки, манси, северные якуты, ороки, мганасаны, тувинцы-тоджинцы и др.). ЯРАНГАЯранга – переносное жилище некоторых кочевых народов (чукчей, коряков, эвенов, юкагиров) Севера России на протяжении многих веков.
Чум, яранга, иглу - малоизвестные факты о быте северных народов
Жизнь, быт и занятия народов Севера | ДетиАрктики.РФ | имеющей в основании круг - стенки и конической крыши из шестов, покрытых оленьими шкурами. |
Презентация на тему: "Жилища народов Севера" | Коренные народы Севера соблюдают и особые ритуалы, связанные с жилищем. |
Национальные дома народов Севера: чум, яранга и иглу
Теперь необходимо сделать помещение для жилья. На противоположной от входа стенке, при помощи жердей крепят каркас прямоугольной формы, который покрывают шкурами, шерстью вовнутрь. Это полог - жилое помещение в яранге. В пологе спят, сушат одежду посредством естественного испарения влаги , а в зимнее время и едят. Отапливается полог при помощи жирника или керосинки. За счёт того, что шкуры подворачивают вовнутрь полог становится почти герметичным. Это хорошо в части сохранения тепла, но плохо в плане вентиляции. Однако мороз самый эффективный борец с натурами с утончённым восприятием запахов.
Так как открывать полог ночью нельзя, то нужду, в специальную ёмкость справляют тут же, в пологе. Поверьте это вас тоже не смутит если вы окажетесь в тундре без транспорта больше чем на два дня. Потому что одна из главных потребностей человека - это потребность в тепле. А тепло в тундре, только в пологе. В настоящее время, в яранге обычно один полог, раньше могло быть два и даже три. В пологе живёт одна семья. Если в семье появились взрослые дети, у которых уже есть свои семьи, на первое время в яранге ставится второй полог.
Но со временем, молодым нужно будет собрать свою ярангу. Полог снаружи Полог внутри. Освещается и отапливается жирником или керосинкой Очаг организовывается в центре чоттагина. Дым от костра уходит через отверстие в куполе. Но несмотря на такую вентиляцию в чоттагине почти всегда дымно. Поэтому стоять в яранге не рекомендуется. Разведение костра Где же взять дрова для костра если в тундре не растут деревья?
Снежные блоки составляют округлую постройку размером в 3-4 метра, ее высота обычно равняется двум метрам. Приток кислорода и отток углекислого газа обеспечивается с помощью создания входа немного ниже самого жилища. Такой подход также позволяет сохранить в иглу тепло. Если вы никогда не обучались строительству дома из снежных блоков, отстроить иглу будет непросто. Однако, местное население и вовсе тратит на создание жилища всего 1-2 часа. Дело в том, что опытные северяне знают, какого размера блоки должны составлять определенную часть иглу. Кстати, благодаря форме сужающейся раковины, жители иглу не слышат шума самой сильной пурги. Это кажется странным, но чем холоднее «за окном», тем больший нагрев выдерживает жилище изо льда внутри.
Как мы уже поняли, важную роль играет правильное создание входа, так вот, благодаря нему, жители иглу могут нормально дышать. Забавно, что для освещения северянам не надо создавать ничего дополнительно - свет проходит в дом через ледяные стены. Для нас иглу всегда будет являться неким символом севера, правда, представляется он порой не таким, какой есть, а немного романтизированным. Особой популярностью образ иглу пользуется у детей.
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью.
Присоединяйтесь к нам в Дзен и ВКонтакте. Подписка Отписаться можно в любой момент. Несмотря на то, что на дворе XXI век на планете все так же, как и несколько тысяч лет назад есть люди, ведущие кочевой образ жизни, и в их случае, мобильное жилище — это оптимальное решение. И если у жителей теплых регионов есть масса вариантом обустройства крыши над головой, то у северян выбор невелик. Взять, к примеру, оленеводов Ямала, у которых за многовековую историю выработалась своя технология обустройства арктического жилища.
Современные кочевники Крайнего Севера России Чум — арктический мобильный дом, спасающий от холода не одно поколение кочевников-оленеводов. Фото: journal. На Крайнем Севере России есть не только городские и сельские жители, этот регион стал местом обитания кочевников-оленеводов, которые следуют по маршрутам выпаса за поголовьем оленей, причем дислокацию могут менять через две-четыре недели. Такая специфика наложила отпечаток на жизнь многих поколений оленеводов, которые смогли приспособиться к суровым условиям, диктующим свои правила. Далеким от такого образа жизни людям сложно себе представить, как можно организовывать быт в постоянном движении, да еще и в столь экстремальном регионе, но местные народы, не избалованные цивилизацией, нашли свой путь.
Коренные народы Крайнего Севера не готовы расставаться со свободной жизнью кочевников. Справка: Больше всего кочевников около 10 тыс. Ненцы, эскимосы, ханты, селькупы — относятся к основным коренным народы Севера, которые тесно переплели свои жизни с оленеводством, рыболовством и охотой. Чум — традиционное мобильное жилище северных народов Не перевелись еще оленеводы на Крайнем Севере России. Как и сотни лет назад коренные народы занимаются оленеводством, обустраивая свою жизнь в чумах.
Фото: naked-science. Специфика разведения оленей требует постоянного присутствия человека, который из-за климатических условий не может обеспечить животных кормом, как это происходит на животноводческих фермах, содержащих коров или лошадей в любых других регионах страны. При этом во главу угла ставится «желание» оленей, ищущих вкусную еду, а не стремление человека организовать себе достойный быт. Хотя и люди не забывают о себе, стараясь обеспечить своим семьям сносные условия существования.
Добрый вечер! Здравствуйте, уважаемые дамы и господа! В эфире капитал-шоу «Поле чудес»! И как обычно, под аплодисменты зрительного зала я приглашаю в студию тройку игроков.
Что означает слово «Яранга»
- Комментарии
- Переносное жилище некоторых народов Севера, 6 букв
- Прикрепить изображение
- Развитые типы жилищ
Переносное жилище народов Севера России
Уникальные видео о Крайнем Севере, Арктике и нашем доме, планете "Земля". Как устроено традиционное жилище у кочевых народов Чукотки? Жилища народов севера. Условия сурового северного климата повлияли на особенности национальных сооружений народов, которые проживали в этих условиях. У чукчей было два типа жилищ: переносное и постоянное. Переносное, круглое в плане жилище некоторых народов Севера, остов и коническая крыша которого, состоящая из шестов, покрыты оленьими шкурами. Аналогичные жилища имеются и у некоторых других народов северо-востока Сибири и Аляски: эскимосов (эским.
Жилища народов Севера
Очаг среди тундры. Сколько стоит традиционное жилище оленеводов | На Ямале проживают около 42 тысяч представителей коренных малочисленных народов Севера. |
Традиционные жилища народов российской Арктики – – Портал о развитии Арктики | чумов, технология создания которых на полуострове почти утрачена. |
ПЕРЕНОСНОЕ ЖИЛИЩЕ НЕКОТОРЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА. - 6 Букв - Ответ на кроссворд & сканворд | У чукчей было два типа жилищ: переносное и постоянное. |
Жизнь в чуме, или Традиционные дома народов Севера
Круглое в плане переносное жилище у народов северо-востока Сибири, с конич. кровлей из шестов, покрытых оленьими шкурами 6 букв. Традиционное жилище коренных народов Севера видели все. Уникальные видео о Крайнем Севере, Арктике и нашем доме, планете "Земля". я, последняя - а).
Традиционные жилища чукчей
Самыми известными жилищами народов севера являются чум, балаган, яранга и иглу. • У нек-рых народов северовосточной Сибири: переносное жилище с конической крышей. ЯРАНГА, -и, ж. Переносное, круглое в плане жилище некоторых народов Севера, остов и коническая крыша которого, состоящая из шестов, покрыты оленьими шкурами. Ответ на вопрос: «Переносное жилище некоторых народов Севера.» Слово состоит из 6 букв Поиск среди 775 тысяч вопросов. Чум представляет собой универсальное жилище кочевых народов Севера, занимающихся оленеводством – ненцев, хантов, коми и энцев. Чум представляет собой универсальное жилище кочевых народов Севера, занимающихся оленеводством – ненцев, хантов, коми и энцев.
Национальные особенности домов народов севера России. Чум. Яранга. Иглу.
Можно предположить, что и возраст жилья оленеводов — яранги — тоже около двух десятков веков. Это очень простое строение. На деревянный каркас, стянутый ремнями, надевается верх — ретэм. Внутри в зимнее время устанавливается полог — прямоугольник из шкур длиной около двух метров и высотой полтора метра. В этом пологе и спят, предварительно прогревая его.
Для этого предусмотрена специальная емкость. Соответственно чоттагин — холодная хозяйственная часть яранга. Зимой температура в нем такая же, как на улице, разве что ветра нет. В одном яранге может быть несколько пологов. На одну семью приходится один полог в яранге. Однако, это временная мера.
Очень скоро, молодая семья получит собственное жилище, а не отдельное помещение. Внутри дымно и тепло Абсолютно в каждом яранге есть верхние и боковые жерди, которые используются для мяса и рыбы. Они висят в дыму, который поднимается от очага в центре жилища. К слову, дым выступает неплохим консервантом. Не трудно догадаться, что в тундре проблемы с деревьями. Поэтому топят огонь преимущественно кустарниками, которые растут, как правило, у рек. Очаг, который стоит в чоттагине используется исключительно для приготовления еды, а не для обогрева. Жилища народов Украины Самыми исторически ценными и известными жилищами народов Украины являются: мазанка, закарпатская колыба, хата. Многие из них существуют до сих пор. Это старинное традиционное жилище Украины, она в отличие от избы, предназначалась для проживания в областях с мягким и теплым климатом.
Строили ее из деревянного каркаса, стены состояли из тонких веток, снаружи их мазали белой глиной, а внутри раствором из глины, смешанной с камышом и соломой. Крыша состояла из камыша или соломы. Дом-мазанка не имел фундамента и не был никак защищен от влаги, но служил своим хозяевам 100 и более лет. В горных районах Карпат пастухи и лесорубы строили временные летние жилища, которые назывались «колыба». Это сруб из бревен, у которого не было окон. Крыша была двускатая, и покрывалась плоскими щепками. Вдоль стен внутри устанавливали деревянные лежаки и полки для вещей. Посередине жилища размещался очаг. Это традиционный вид жилища у белорусов, украинцев, южных русских народов и поляков. Крыша была четырехскатной, из камыша или соломы.
Стены строились из полубревен, обмазывались смесью конского навоза и глины. Белилась хата как снаружи, так и изнутри. На окнах были ставни. Дом окружала завалинка широкая лавка, заполненная глиной. Хата делилась на 2 части, разделенные сенями: жилая и хозяйственная. Жилища кочевников Юрта Юрта во все времена была жилищем кочевников. Сейчас она продолжает оставаться традиционным домом в Казахстане, Монголии, Туркмении, Кыргызстане, на Алтае. Юрта представляет собой жилище круглой формы, покрытое шкурами или войлоком. Основу ее составляют деревянные жерди, поставленные в форме решеток. В верхней части купола располагается специально отверстие для выхода дыма от очага.
Вещи внутри юрты располагаются по краям, а в центре находится очаг, камни для которого всегда возят с собой. Пол обычно устилают шкурами или досками. Это жилище очень мобильное. Его можно собрать за 2 часа и также быстро разобрать. Благодаря войлоку, который покрывает его стены, внутри сохраняется тепло, а жара или сильный холод практически не меняют климат внутри помещения. Круглая форма этого строения придает ему устойчивости, которая необходима при сильных степных ветрах. Кот на «цепи» У женщин-чумработниц каждый день также расписан по минутам. Забот у них, пожалуй, больше, чем у мужчин. Утром нужно собрать мужчин, накормить, одеть, вечером встретить, одежду обсушить. А помимо этого еще снег растопить, дров натаскать, печь затопить».
Зимой работы чуть поменьше, поэтому женщины могут уехать в отпуск на квартиру в город. Семья Ного свое благоустроенное жилье ждала больше десяти лет. Сейчас там живет старенькая мама Василия, а остальные члены семьи приезжают «в отпуск». Центральное место в чуме занимает печь: и еду приготовить, и жилище обогреть. Так как тумб и шкафов нет, то вещи либо в коробках на полу, либо, как, например, умывальник, радио, перекидной календарь. Не обходится здесь и без домашних животных. Только если лайки бегают на улице сами по себе, то кот в чуме сидит на привязи — чтобы под ногами не путался. Кстати, живет он там не ради красоты, а для отлова мышей, которые в жилье коренных народов Севера тоже наведываются. Кот и собака — лучшие друзья. Чум на несколько часов превращается в баню», — отвечает она.
Постепенно небольшой чум начал наполняться гостями. За небольшой, но богатый стол садиться пришлось в два захода. Для гостей — все то, чем славится север: мясо оленины, строганина из щекура, морошка и национальная выпечка. Такой стол готовится преимущественно по праздникам.
Карантин вводят решением Чрезвычайной противоэпидемической комиссии, охватывая им всю территорию очага. Больных чумой и пациентов с подозрением на это заболевание госпитализируют в специально организованные госпитали. Транспортировка больного чумой должна осуществляться в соответствии с действующими санитарными правилами по биологической безопасности. Больных с бубонной чумой размещают по несколько человек в палате, больных лёгочной формой — только в отдельные палаты. Выписывают больных при бубонной форме чумы не ранее 4 нед, при лёгочной — не ранее 6 нед со дня клинического выздоровления и отрицательных результатов бактериологического исследования. После выписки переболевшего из стационара за ним устанавливают медицинское наблюдение в течение 3 мес. В очаге проводят текущую и заключительную дезинфекцию. Лица, соприкасавшиеся с больными чумой, трупами, заражёнными вещами, участвовавшие в вынужденном забое больного животного и т. При лёгочной чуме проводят индивидуальную изоляцию в течение 6 дней и профилактику антибиотиками стрептомицин, рифампицин и др. Переносчики чумы и пути заражения Сегодня точно известен не только возбудитель чумы, но и способы распространения болезни. Опасными для человека разносчиками и носителями инфекции являются грызуны, к которым чумная полочка передается через зараженных блох. Медики выделяют несколько географических зон, где риск появления заболевания максимален, но это не значит, что жители других регионов могут пребывать в спокойствии. На сегодняшний день природных очагов инфекции не выявлено только в Австралии. От блох, в теле которых чумные палочки остаются жизнеспособны до одного года, инфекция попадает в организм крыс и мышей. Они разносят болезнь на огромные расстояния, заражая все новых блох, людей и сородичей. Если учесть, что для паразитирующих на грызунах блох человек является желанной добычей, то риск заболеть в зараженной местности многократно возрастает. От человека к человеку инфекция передается контактным и воздушно-капельным путем. Опасными могут не только капли мочи, пота или слюны, но и предметы, которыми пользовался больной, а также не подвергнутые обработке продукты питания. Московский чумной бунт Фото: East News Убийство архиепископа Амвросия во время Московского чумного бунта В России вспышки чумы были не столь масштабными, однако про московский чумной бунт написано во всех учебниках истории. Все началось в сентябре 1771 года. В то время в Москве случилась особенно сильная вспышка чумы. В какой-то момент трупов на улицах стало так много, что их попросту не успевали вывозить. И вот тогда в народе пошел слух: якобы причина мора в том, что москвичи слишком мало молятся Боголюбской иконе Божией Матери у Варварских ворот Китай-города. К иконе потекли толпы верующих. Тогда московский архиепископ Амвросий, понимая, все это только способствует распространению заразы, запретил молебны, а икону повелел перенести в церковь Кира и Иоанна. Как только за реликвией пришли солдаты, толпа с криками: «Богородицу грабят! В поисках митрополита десять тысяч бунтовщиков разграбили Чудов и Донской монастыри — Амвросия нашли и растерзали. Для наведения порядка императрица Екатерина II отправила в первопрестольную четыре лейб-гвардейских полка и своего фаворита Григория Орлова. Орлов запретил постоянный набатный звон в церквях, который создавал ощущение беды и нагонял страх на жителей. Приказал открыть новые изолированные инфекционные больницы, увеличил число лечебниц общих практик, разрешил лечение на дому. Орлов также приказал докторам поднять жалованье, а людям, выписанным из карантина, оказывать материальную поддержку: мужчинам по 15 копеек в день, а женщинам — по 10. Это сработало лучше всяких запретов. Орлов даже переделал под госпиталь свои собственные апартаменты. Он лично обходил больницы, сопровождая врачей, и проверял качество содержания пациентов. Эпидемия пошла на спад. Вскоре вернулись к работе городские службы, возобновились поставки в город продовольствия и питьевой воды. В итоге эпидемия стала причиной улучшения санитарно-эпидемиологической обстановки. Открывались новые бани, чинились дороги, вывозился мусор. Московская чума стала одной из последних массовых вспышек заболевания на территории Европы. Вначале по кругу устанавливают треноги из жердей и фиксируют их камнями. К треногам привязывают наклонные шесты боковой стенки. Сверху крепится каркас купола. Всю конструкцию покрывают оленьими или моржовыми шкурами. Две-три жерди ставят посередине для того, чтобы подпереть потолок. Яранга делится пологами на несколько помещений. Иногда внутри яранги ставят маленький накрытый шкурами «домик». Мы благодарим Отдел образования администрации Кировского района Санкт-Петербурга и всех, кто бескорыстно помогает в распространении наших стенгазет. Наша искренняя признательность замечательным фотографам, любезно разрешившим использовать в этом выпуске свои фотографии. Большое спасибо Людмиле Семёновне Грек — за оперативные консультации. Ваши отзывы и пожелания направляйте по адресу: [email protected] или через диалоговое окошко на сайте к-я. Дорогие друзья, спасибо, что вы с нами! Это здание лаборатории, где доктор Йерсен впервые выделил чумную палочку В конце XIX века эпидемия чумы захватила Китай. Ее долго замалчивали, даже не докладывали императору, отказывались от европейской медицины. Весной 1894 года в одном только городе Гуанчжоу моровая язва погубила 80 тысяч человек и вскоре перекинулась на Гонконг. В конце концов в Китай прибыл ученик Пастера швейцарец Александр Йерсен. Исследуя под микроскопом срезанный с тела бубон, Йерсен еле-еле смог разглядеть злополучные бактерии. На следующий день мышь, зараженная взвесью обнаруженных Йерсеном бактерий, умерла. Сомнений не осталось — возбудитель чумы найден. Когда через пару лет эпидемия повторилась, Александр Йерсен вновь прибыл в Гонконг уже с пузырьком противочумной сыворотки. А вскоре появилась и вакцина.
Переносное жилище некоторых народов Севера 6 букв Ad Ответ на сканворд Яранга Переносное жилище некоторых народов Севера, состоящее из вертикальной- имеющей в основании круг- стенки и конической крыши из шестов, покрытых оленьими шкурами 6 букв Слово из 6 букв на букву Я, вторая буква Р, третья буква А, четвертая буква Н, последняя буква А НАЙТИ переносное жилище боковая стенка выше крыши светлые круги убогое жилище Похожие вопросы в кроссвордах и сканвордах Круглое в плане переносное жилище у народов северо-востока Сибири, с конич.
Чум – традиционное жилище народов Севера | Это Ямал!
Свет проникает через толщу стен, иногда через окна из озерного льда или тюленьих кишок. Отапливается и освещается жирниками — плошками с жиром, светильниками 19. Ураса - традиционное летнее жилище якутов 20. Балаган-традиционное зимнее жилище якутов 21. Состоит из деревянных решётчатых стенок с куполом из жердей и войлочным покрытием. В центре юрты — очаг; место у входа предназначалось для гостей;.
С появлением европейской цивилизации на Чукотке, особенно в советский период , в жизни оленеводов появились такие понятия как керогаз, примус, абешка генератор , которые несколько упростили некоторые стороны жизни. Готовка пищи, особенно выпечки теперь производится не на костре, а на примусах или керогазах. В некоторых оленеводческих хозяйствах, зимой в ярангах устанавливают печки, которые топятся углём. Без всего этого разумеется можно жить, но если оно есть почему бы не пользоваться? Послеобеденное время Вечерний досуг В каждой яранге на верхних и боковых жердях обязательно висит мясо или рыба. Рационализм, как я уже выше говорил, ключевой аспект жизни человека в традиционном обществе. Чего зря дыму пропадать? Тем более если он, дым, является отличным консервантом. Размеры селения определялись промысловыми возможностями того или иного района. К приходу русских чукчи жили в полуземлянках. Круглый каркас жилища делали из челюстей и рёбер кита. Отсюда её название валхаран - "дом из челюстей кита" [Левин Н. Покрывали каркас дёрном и засыпали сверху землёй. Жилище имело два выхода: длинный коридор, которым пользовались только зимой, так как летом его заливало водой, и круглое отверстие сверху, закрываемое лопаточной костью кита, служившее только в летнее время. В центре жилья помещался большой жирник, горевший целые сутки. По всем четырём сторонам полуземлянки устраивали возвышения в виде нар, и на них сооружали по числу семей пологи обычного типа [Головнев А. Покрышками служили шкура оленей и шкура моржа, которые перетягивались кожаными ремнями, обмотанными вокруг камней, чтобы свирепствующие на Чукотке ветры не разрушили и не опрокинули жилище. Основной формой поселений оленеводов были стойбища, состоящие из нескольких переносных жилищ шатрового типа - яранг. Они располагались в ряд, вытянутый с востока на запад. Первый в ряду с востока ставилась яранга главы кочевой общины. Чукотская яранга представляла собой большой шатер, цилиндрический в основании и конический в верхней части См. Остов шатра состоял из вертикально поставленных по кругу жердей, на верхние концы которых клались горизонтально перекладины, к ним привязывались наклонно еще другие жерди, соединявшиеся вверху и образующие конусообразную верхнюю часть. В центре ставились три шеста в виде треноги, на которую опирались верхние жерди остова. Сверху каркас покрывали покрышками, сшитыми из оленьих шкур шерстью наружу, и обтягивали ремнями. Пол устилали шкурами. Внутри яранги к одной из горизонтальных перекладин обычно у задней стенки с помощью дополнительных шестов привязывался меховой полог. Полог являлся специфической особенностью жилища чукчей, коряков и азиатских эскимосов. По форме он напоминал ящик, перевернутый дном к верху. Обычно в яранге имелось не более четырех пологов. В нем могли поместиться несколько человек отдельные брачные пары. В полог проникали ползком, приподнимая переднюю стенку. Здесь бывало так жарко, что сидели, раздевшись до пояса, а иногда донага. Для отопления и освещения полога служил жирник - каменная, глиняная или деревянная чашка с фитилем изо мха, плавающим в тюленьем жиру [Левин Н. При наличии древесного топлива в холодной части яранги разводили для варки пищи небольшой костер. В яранге сидели на разостланных шкурах. В обиходе также были низкие трехногие стулья или древесные корни. Для этой же цели приспособляли оленьи рога, срезанные вместе с теменной костью. Они не казались, имеют огромное значение для развития всего мира во многих смыслах этого слова, так как они не только могут наглядно показать нам всю глубину и сущность эволюционного процесса, но и прийти на помощь в некоторых непредвиденных ситуациях. Именно такие на протяжении многих веков способны, во что бы то ни стало, сохранить свой язык, традиции и обычаи. И это касается не только , традиционных блюд и одежды, но и. Поэтому сегодня мы решили рассказать вам о национальных домах народов Севера — чумах, ярангах и иглу , которые до сих пор используются местными жителями во время охоты, кочевки и даже в повседневной жизни. Чум — жилище северных оленеводов Чум представляет собой универсальное кочевых народов Севера, занимающихся оленеводством — ненцев, хантов, коми и энцев. Любопытно, но вопреки часто встречающему мнению и словам небезызвестной песни «Чукча в чуме ждет рассвета», чукчи в чумах никогда не жили и не живут — на самом деле их жилища называются ярангами. Возможно, путаница возникла из-за созвучности слов «чум» и «чукча». А возможно, что эти два несколько похожие между собой строения просто путают и называют не своими именами. Что же касается чума, то по сути это , которая имеет конусообразную форму и отлично приспособлена к условиям тундры. Снег легко скатывается с крутой поверхности чума, поэтому при переезде на новое место чум можно разобрать, не прилагая лишних усилий для очистки строения от снега. Кроме того, форма конуса делает чум устойчивым к сильным ветрам и метелям. Летом чум накрывается корой, берестой или мешковиной, а вход завешивается грубой тканью например, той же мешковиной. Зимой для обустройства чума используют шкуры лосей, оленей, изюбров, сшитых в одно полотнище, а вход завешивают отдельной шкурой. В центре чума располагается , служащая источником тепла и приспособленная для приготовления пищи. Жар от печи поднимается вверх и не позволяет осадкам попадать внутрь чума — они просто испаряются под действием высокой температуры. А для того, чтобы ветер не проникал в чум, к его основанию с наружной стороны подгребают снег. Как правило, чум оленеводов состоит из нескольких покрытий и 20-40 шестов, которые при переездах укладывают на специальные нарты. Размеры чума непосредственным образом зависят от длины шестов и их количества: чем больше будет шестов и чем длиннее они будут, тем вместительнее получится. С давних времен установка чума считалась делом всей семьи, в котором принимали участие даже дети. После того, как чум полностью установлен, женщины застилают его внутри циновками и мягкими оленьими шкурами. У самого основания шестов принято класть малицы верхняя одежда народов Севера из оленьих шкур с мехом внутрь и другие мягкие вещи. Также оленеводы возят с собой , перины и теплые спальные мешки из овчины. На ночь хозяйка расстилает постель, а днем прячет спальные принадлежности подальше от посторонних глаз. Яранга — национальное жилище народов Чукотки Как мы уже говорили, яранга имеет некоторое сходство с чумом и представляет собой переносное кочевых коряков, чукчей, юкагиров и эвенков. Яранга обладает круглым планом и вертикальным деревянным каркасом, который сооружен из шестов и увенчан коническим куполом.
Зайдешь в какой-нибудь такой туристский чум, а внутри - столовая или кафе, но никак не традиционный чум оленеводов, - говорит Лилия Тайбарей. По словам предпринимательницы, ошибки этим не ограничиваются. Нередко бывает, что туристы мерзнут в чумах даже с меховыми нюками. В традиционном ненецком чуме тепло даже при минус 50 градусах. Правда, зачастую недочетов не замечают и владельцы, чьи предки сами были оленеводами. Они даже проводят для туристов какие-то вымышленные обряды или игры, - констатирует Тайбарей. Причину предпринимательница видит в том, что чум становится даже для местных жителей какой-то экзотикой. Из-за этого некоторые даже бросают оленеводство, - констатирует председатель правления Союза оленеводов НАО Владислав Выучейский и приводит пример. Что происходит дальше? Молодым негде жить, денег на чум у них нет, самостоятельно сделать не из чего, они идут к родителям мужа. У родителей жены не живут, это против традиций. Двум семьям сложно вести в чуме хозяйство, начинаются конфликты. В какой-то момент молодые решают жить самостоятельно. Да потому что там можно взять ипотеку. А на чумы ипотеки нет, это же не недвижимость. В тундре остаются самые стойкие и обустраивают быт исходя из своих возможностей. Пока не накоплены шкуры для нюков, используют сукно. Правда, если в Коми на чумах серое шинельное сукно, то в НАО - черное, бушлатное. Раньше такое производили в Петербурге, сейчас фабрика закрылась. Можно купить китайское сукно, оно стоит 1700-2000 рублей, есть еще ткани из Ирана, у них качество получше, но и цена высока - от трех тысяч рублей за метр. Хорошая печка стоит 25-35 тысяч рублей. В общем, чум эконом-класса обходится около 300 тысяч рублей.
Отапливается такое помещение чувалом — открытым очагом с широкой трубой. В отличие от кочевых оленеводов, странствующих по тундре круглый год, охотники и рыболовы тайги — ханты, манси, ительмены, селькупы — ведут оседлый и полуоседлый образ жизни. Ительмены спускались в землянку юрту сверху по бревну с перекладинами, а сбоку устраивали дымоход. Полуземлянки юкагиров назывались чандал. Каркасом им служили четыре дерева с корнями, а на поперечины клали плоскую крышу, крытую дерном. Землянки оседлых эвенов с плоской крышей и входом через дымовое отверстие назывались утан. Ханты Средней Оби и Васюгана строили каркасные землянки без опорных столбов, а окно прорубали в скате крыши. Нганасаны, эвенки, долганы зимой жили в голомо — стационарных постройках из плах, крытых корой и обложенных землей или дерном. Обогревается голомо чувалом — камином из жердей, обмазанных глиной. В таких землянках жили коренные народы Севера, занимающиеся охотой. В древности вепсы жили в полуземлянках. Со временем их сменили рубленые дома, похожие на дома карел и северных русских — с хозяйственными помещениями и двором.
Презентация на тему "Жилища народов Севера" 5 класс
Переносное жилище некоторых народов Севера, 6 букв | В строгой последовательности также собираются и разбираются переносные жилища народов Севера (ненцев, лопарей и некоторых других), конструкция которых не менялась веками. |
Переносной домик у народов Севера 6 букв | Традиционное жилище коренных народов Севера видели все. |
Яранги и дома коренных народов Камчатки | Уникальные видео о Крайнем Севере, Арктике и нашем доме, планете "Земля". |
На Таймыре начали возрождать строительство традиционных домов северных народов | Яранга – традиционное жилище народов Крайнего Севера. |
Народы крайнего севера долганы. Жилища северных народов | мобильное переносное жилище оленеводов необходимая для территории, где отсутствует строевой лес, но есть необходимость в постоянной перекочёвке за оленьим стадом. |
Значение слова «Яранга»
Эти оленеводы традиционно жили в переносных каркасных жилищах, покрытых оленьими шкурами. ЧУМ — ЧУМ — переносное жилище народов Севера России. Все ответы для определения Переносное жилище некоторых народов Севера в кроссвордах и сканвордах вы найдете на этой странице. Поэтому вопрос с жилищем для коренных народов Крайнего Севера до сих пор актуален.
Слово «Яранга»
Ваша гостья Матрена вам приготовила сюрприз, о котором вы узнаете в конце занятия. Сегодня на занятии мы с вами поговорим о жилищах народов Севера, которые появились в глубокой древности, но существуют и сейчас. Эти переносные жилища собираются и разбираются в строгой последовательности, конструкция которых не менялась веками. Посмотрите на карту, какая это страна? Конечно же, Россия. Весь Север России населен народами разных национальностей, название некоторых из них, возможно, вы впервые слышите. Это - саамы, ненцы, энцы, лопари, эвенки, манси, ханты, северные якуты, ороки, нганасаны, тувинцы, тоджинцы, эскимосы, чукчи, коряки, юкагиры и многие другие, посмотрите, сколько разных народностей на севере и все они дружно живут. Показывает фотографии северных народностей. Первый слайд: Первое жилище, с которым я хочу вас познакомить это- иглу. Зимнее жилище эскимосов часто в виде полусферического купола, сложенное из снежных глыб. Высота около двух метров, диаметр - 3 или 4 метра.
Второй слайд: Следующее жилище — яранга, переносное жилище кочевых чукчей, коряков, эвенков, юкагиров. Яранга имеет круглый план и деревянный вертикальный каркас с коническим куполом, сооруженным из шестов. Снаружи шесты покрывались оленьими или моржовыми шкурами. Третий слайд: Ну и мы с вами плавно перешли к третьему жилищу. Может, вы мне подскажете, что это за жилище? Это всем нам знакомый — чум. Это переносное жилище народов Северо-Восточной Европы и Сибири. Чум имеет коническую форму.
За спиной оставалась Галечная коса, яранги , утонувшие в снегу и напоминавшие о живой жизни лишь тоненькими струйками дыма. На побережье Охотского моря, до самого Гижигинска, и на обоих берегах Камчатки, восточном и западном, все от мала до велика знали Прохора Захаровича Пьяных как желанного и занятного гостя в каждой избе и яранге : Пьяных, как никто, умел расцветить мрак темных жилищ Приполярья рассказами о странствиях и приключениях во всех широтах Великого океана.
Образ жизни обитателей тайги связан со сменой охотничьих и рыболовных сезонов. Охотятся на снежных баранов, диких северных оленей, медведей, лосей, птицу, кабанов. Важный источник пропитания а для некоторых народов — например, ительменов, хантов — основной — рыболовство. Рыбу сушат, вялят, варят, квасят в ямах, делают юколу и строганину. Коренные жители тайги — ханты, манси, ительмены, селькупы и другие народы — не только охотятся и рыбачат, но также собирают коренья и травы, ягоды, грибы, птичьи яйца, кедровые орехи, дикий лук. Охота считается мужским занятием, однако у селькупов, эвенков, хантов и некоторых других народов в ней также участвовали женщины и дети.
Строительство жилья — тоже мужское дело. Уйдя в тайгу на промысел, мужчина может отсутствовать дома месяцами. Сбор растений, дров, коры для хозяйственных нужд, воспитание детей, ведение дома остается на женщинах. Они же занимаются выделкой шкур, пошивом одежды, заготовкой рыбы, мяса и ягод. По типу хозяйствования среди народов тайги особо выделяют эвенков. Это прирожденные кочевники и охотники, их визитная карточка — верховые олени: чукчи называют эвенков «всадниками на оленях».
Она разжигала огонь, говорила с ним, гадала по треску дров, дыму, силе и цвету пламени. Костер разводили внутри чума на земле или на снегу. Строительство чума тоже было женской работой, отсюда народная присказка: «Неженатый ненец, даже имеющий достаточное количество оленей, но ни одной женщины в семье, не может кочевать, так как некому поставить чум». Чум прост в конструкции и хорошо приспособлен для кочевого образа жизни. Он быстро собирается и разбирается, не теряя в прочности и тепле. Форма конуса помогает ему быть устойчивым при ветрах и метелях, а снег не задерживается на нем и скатывается с крутой поверхности.