Президент Ирана Ибрагим Раиси после прибытия в Исламабад провел 22 апреля совместную пресс-конференцию с премьер-министром Пакистана Шехбазом Шарифом. По сообщению Тасним новости, статистика министерства торговли Пакистана показывает, что экспорт Ирана в эту страну за первый квартал этого года достиг 286 миллионов долларов при росте на 16%.
Иран оказался в кольце войны
Правительство Ирана имеет хорошие отношения с Пакистаном, поэтому нам следует поговорить с ними. Растущая роль Азии в мировой геополитике толкает мировое сообщество пристальнее вглядываться в региональную систему отношений и острее реагировать на местные новости. Вспыхнувший в январе конфликт между Ираном и Пакистаном вызвал ажиотаж в мировом. Пакистан совершил атаку по Ирану из-за информации о надвигающейся крупномасштабной террористической атаке со стороны террористов пакистанского происхождения, называющих себя «сармачарами».
Раиси: Иран и Пакистан будут укреплять отношения во всех областях
Заместитель губернатора Систана и Белуджистана Алирез Мархамати объявил , что погибли 3 женщины и 4 детей — все иммигранты из Пакистана. Исламабад назвал свою операцию Marg Bar Sarmachar «Смерть сармачарам» — так себя называют белуджские сепаратисты в Иране. В МИД Пакистана отметили, что в результате ударов «ликвидировано несколько террористов» по данным пакистанцев, были убиты члены «Фронта освобождения Белуджистана» Доста Алиас и Ашгар Алиас Башам , и заявили: «Этим утром Пакистан осуществил ряд высокоскоординированных и целенаправленных высокоточных военных ударов по укрытиям террористов в иранской провинции Систан и Белуджистан». Можно выделить две основные версии и причины происходящего. Согласно первой, эскалация конфликта в целом не нужна ни одной, ни другой стране. Власти Пакистана также борются с белуджским сепаратизмом, а с Ираном складывались хорошие отношения. Поэтому возможна предварительная договорённость, цель которой — разобраться с опасными для властей экстремистами чужими руками.
Жертвами с обеих сторон границы становятся белуджские сепаратисты, которые угрожают обеим сторонам и используются как прокси третьих стран: США, стран Залива и Индии для борьбы с Пакистаном. Также это даёт Ирану и Пакистану обоюдную возможность приструнить вооружённые группировки, действующие в приграничных районах, поддержать в тонусе свои войска, а также рассказать местной аудитории о мощи национальных ВС. Согласно второй версии, белуджские экстремисты являются инструментом, который Запад и Израиль используют одновременно против Ирана и Китая, два ближайших соседа которого, входящих в ШОС Шанхайскую Организацию Сотрудничества , уже обменялись ударами из-за региона Белуджистан, в котором очень тесно завязаны интересы Пекина и где боевые действия, если они начнутся, очень сильно ударят по энергетической безопасности КНР. В пользу этой версии говорят по сути и считающиеся близкими к военному истеблишменту пакистанские журналисты, которые сообщают, что между Пакистаном и Ираном «ещё не закончилось». На территории Ирана удар наносится по самому государству и его территориальной целостности. Белуджские экстремисты уже заявили о расширении своей активности в Иране.
Согласно официальному заявлению министра иностранных дел Ирана, эти «террористы, подвергшиеся нападению в Пакистане, связаны с Израилем».
Партия Хана «Пакистанский Техрик-э-Инсаф» PTI бросила вызов многомесячным репрессиям, которые препятствовали проведению предвыборной кампании и вынуждали кандидатов баллотироваться как независимые кандидаты, добившись совокупных результатов, которые по-прежнему бросали вызов их соперникам. Военные занимают важное место в политическом ландшафте Пакистана: генералы управляли страной почти половину ее истории с момента отделения от Индии в 1947 году. После длительных задержек с получением результатов, которые вызвали дальнейшие обвинения в том, что военное ведомство участвовало в фальсификации результатов голосования, ПМЛ-Н объявила о победе в пятницу как партия, получившая наибольшее количестве мест Однако для формирования правительства партия, основанная трехкратным бывшим премьер-министром Навазом Шарифом, будет вынуждена заключить сделки с соперниками и независимыми кандидатами.
Поздно вечером в пятницу появились сообщения о том, что лидеры нескольких партий прибыли на базу власти ПМЛ-Н в Лахоре для переговоров.
В свою очередь, теперь уже Тегеран выразил протест против «антитеррористической операции» Пакистана на собственной территории. Как сообщает иранское агентство Tasnim, временного поверенного в делах Пакистана в Тегеране вызвали в иранский МИД после ракетного удара по территории Исламской Республики. Таким образом, можно сказать, что Тегеран со своими великодержавными амбициями наконец встретился с не менее амбициозным региональным игроком в лице Исламабада и при этом обладающим ядерным оружием. Пакистан в отличие от многих соседних стран, в той или иной степени пострадавших от действий Ирана, не стал ждать с ответом и не испугался возможной эскалации. Другой вопрос, что подобные пакистано-иранские разногласия могут быть при желании сторон достаточно быстро улажены, так как обе страны являются ближайшими партнерами Китая, с которым тесно связаны не только экономически, но и военно-политически. Исламабад, правда, больше, Тегеран несколько меньше. В целом же нельзя исключать, что ответные действия Пакистана проводились под контролем Пекина и могли быть даже согласованы с Тегераном.
Но об этом мы узнаем только по тому, как в итоге уже Иран ответит на пакистанские атаки. Кроме того, и Пакистан, и Иран являются членами ШОС и у Организации появился хороший повод напомнить о себе и своем измерении безопасности в виде антитеррористического центра ШОС в Ташкенте. ШОС могла бы предложить обеим странам выработать некий алгоритм совместных действий против террористических и сепаратистских группировок белуджей, которые используют территории Пакистана и Ирана для атак с обеих сторон границы. Горячий Белуджистан Территория Белуджистана — географической области, населенной белуджами, одним из индоевропейских народов, разделена между Пакистаном и Ираном. На этих территориях действуют различные группировки, стремящиеся к независимости от Исламабада и Тегерана соответственно. При этом часто спонсорами этих движений являются внешние силы. Так, Иран ранее, до нормализации отношений с Эр-Риядом, обвинял Саудовскую Аравию в поддержке суннитских джихадистских группировок, присутствующих в иранской провинции Систан и Белуджистан. В настоящий момент там до сих пор активна целая мозаика различных суннитских формирований.
Большинство из них возникло на фундаменте ведущей повстанческой фракции иранского Белуджистана — «Джундалла», которая так и не смогла оправиться после разгрома в 2010—2011 годах. Следует отметить, что сам лидер «Джундалла» Абдульмалик Риги отвергал обвинения в том, что «Джундалла» — радикальная салафитская организация.
В прошлом «Джейш аль-Адль» неоднократно брала на себя ответственность за нападения на иранских силовиков, в основном в Систане и Белуджистане.
Тегеран утверждает, что эту группировку поддерживают США и Израиль. По данным американской разведки, эта группировка могла быть причастна к покушению на президента Ирана Махмуда Ахмадинежада в 2005 году. В 2008 году иранские власти поймали лидера «Джейш аль-Адли» Абдулмалика Риги и обвинили его в организации терактов и в том, что он — агент США и Великобритании.
В 2010 году его повесили. Пакистанский дипломат Мохаммед Аббаси, служивший в то время в Иране, утверждал, что Пакистан помог иранцам схватить Риги. Почему сейчас?
Пакистанский международный обозреватель Сайед Мохаммад Али отмечает, что сейчас на власти Ирана давят как внутренние, так и внешние силы и обстоятельства: их союзники, «Хезболла», ХАМАС и хуситы, требуют, чтобы они начали действовать. Аналитик сказал Би-би-си, что, по его мнению, Иран нанес удары в Ираке, Сирии и, наконец, в Пакистане, чтобы отвлечь внимание внутренней аудитории от внутренних же проблем, а также от ситуации на Ближнем Востоке. По имеющимся у Сайеда Мохаммада Али сведениям, в ночь, когда Иран нанес удар по пакистанской территории, официальные лица Ирана и Пакистана встречались между собой.
Однако Иран нанес удар, не дождавшись никакого предлога, и именно поэтому, как считает аналитик, Пакистан был вынужден сделать ответный шаг. Общий враг Профессор Кандил Аббас, эксперт по международной политике из исламабадского Университета Каид-и Азама, сказал Би-би-си, что для Ирана и Пакистана действующие в районах вдоль ирано-пакистанской границы сепаратисты и вооруженные группировки — общий враг. По словам профессора Аббаса, и Иран, и Пакистан уже не раз проводили операции против сепаратистов-белуджей на территории друг друга и с согласия друг друга, хотя официально стороны информацию об этом никогда не подтверждают и не опровергают.
Застарелый конфликт
- Иран и Пакистан
- Reuters: Пакистан принял решение прекратить противостояние с Ираном - Российская газета
- Что произошло между Ираном и Пакистаном: хроника событий
- Пакистан начал стягивать боевые подразделения к иранской границе
- Война разгорелась: Пакистан нанес ответные удары по территории Ирана
- Взаимные обстрелы Ирана и Пакистана
На границе Ирана и Пакистана произошли боестолкновения
Ссылаясь на совместную позицию Ирана и Пакистана в области прав человека, защиты угнетенного народа Палестины и борьбы с терроризмом, он пояснил:"Исламская Республика Иран заинтересована в улучшении отношений с Пакистаном в соответствии с принципами. Премьер Пакистана Анвар-уль-хак Какар срочно вернулся из Давоса из-за обострения отношений с Ираном. Премьер Пакистана Анвар-уль-хак Какар срочно вернулся из Давоса из-за обострения отношений с Ираном. До этого Пакистана неоднократно высказывал свою озабоченность Ирану по поводу боевиков, которые скрываются на его территории и «безнаказанно проливают кровь невинных пакистанцев».
Конфликту Ирана и Пакистана предсказали быстрый финал
Комитет национальной безопасности Пакистана захотел добиться полного восстановления дипломатических отношений с Ираном, сообщает Reuters. Ожидаемо отношения Пакистана и Ирана, с трудом налаженные в течение прошлых двух лет, в один момент дали серьёзную трещину. Иранские ракеты нанесли удары по территории Ирака, Сирии и Пакистана. — И Иран, и Пакистан позиционируют эти удары не как атаки на сопредельное государство, а как борьбу с террористическими группировками. В Пакистане удар со стороны Ирана назвали "неспровоцированным нарушением воздушного пространства" и пригрозили "возмездием". Ссылаясь на совместную позицию Ирана и Пакистана в области прав человека, защиты угнетенного народа Палестины и борьбы с терроризмом, он пояснил:"Исламская Республика Иран заинтересована в улучшении отношений с Пакистаном в соответствии с принципами.
Конкуренция между пакистанским портом Гвадар и иранским Чехбехар нарастает
В апреле того же года в результате атаки боевиков погибли четыре пакистанских военных в провинции Белуджистан. Associated Press AP со ссылкой на двух представителей службы безопасности Пакистана сообщило, что иранские ракеты повредили мечеть и жилой дом в районе Панджгур в Белуджистане примерно в 50 км от иранской границы. По данным пакистанских властей, в результате атаки погибли двое детей, три девушки получили ранение. По словам высокопоставленного источника AP, иранские власти, перед тем как нанести удар по целям, не консультировались с пакистанскими властями. Удар будет взвешенным и соответствовать ожиданиям пакистанской общественности», — добавил он.
При этом накануне дипломатического кризиса ВМС двух стран успешно провели однодневные совместные военно-морские учения в Ормузском проливе у берегов иранского портового города Бандар-Аббас. А министр иностранных дел Ирана Хоссейн Амир Абдоллахиян провел переговоры с премьер-министром временного правительства Пакистана Анвар-уль-Хак Какаром в Давосе, в ходе которого стороны договорились расширить сотрудничество в области энергетики, передает Tasnim. Рандхир Джаисва, представитель МИД Индии, имеющей тесные партнерские отношения с Ираном и многолетние конфронтационные — с Пакистаном, вечером 17 января дистанцировался от конфликта. Он подчеркнул, что Дели стоит на позициях «нулевой толерантности» к проявлениям терроризма, добавив, что «мы понимаем действия государств, направленные на самооборону», подразумевая подоплеку иранского удара, нанесенного по группировке белуджей.
Исламабад это отрицает и обвиняет Иран в том, что и на его территории есть группировки, совершающие нападения на территории Пакистана. Тем не менее конкретно эта атака необычна еще и тем, что за несколько часов до нее глава МИД Ирана провел встречу с премьер-министром Пакистана в Давосе, отмечает Bloomberg. Две стороны обсуждали необходимость следовать предыдущим соглашениям о борьбе с терроризмом. При этом Иран не делился никакой информацией до удара, пишет АР со ссылкой на анонимные источники в правительстве Пакистана. Действия Ирана — а конкретно удары по территориям Сирии, Ирака и Пакистана — подчеркивают опасения, что конфликт на Ближнем Востоке может стать более масштабным и смертоносным, пишет NYT.
С тех пор как началась горячая фаза старой войны между Израилем и ХАМАС, Иран посылает противоречивые сигналы о своих намерениях в регионе. В частном порядке иранские официальные лица говорят, что хотят избежать разрастания конфликта, но при этом публично заявляют о важности вооруженных группировок в регионе для оказания давления на Израиль и его союзников. В частности, Иран поддерживает йеменских хуситов, из-за которых возникла напряженность в Красном море. Также стало известно, что власти США намерены вновь внести движение хуситов «Ансар Алла» в список террористических организаций: ранее его исключали, чтобы облегчить доставку гуманитарной помощи в Йемен.
Шариф дал понять, что «необходимо справедливое и детальное решение палестинской проблемы», подчеркнув, что Пакистан не будет выдвигать условий в отношении своей поддержки Палестины. Он сказал, что Исламабад продолжит сотрудничать с Тегераном по этому вопросу до тех пор, пока не будет создано палестинское государство со столицей в Иерусалиме.
Агентство IRNA сообщает, что пакистанские власти переименовали одну из улиц в столице государства Исламабаде в «проспект Ирана». Постоянный адрес новости: eadaily.
На редкость для такого конфликтогенного региона, этого не произошло. Две исламские республики были буквально в полушаге от полномасштабных боевых действий, но прагматизм, мудрость, холодный рассудок и косвенные усилия посредников взяли верх: ссора уладилась так же быстро, как и началась... Как известно, элитные подразделения вооружённых сил Ирана КСИР Корпус стражей исламской революции 16 января атаковали баллистическими ракетами и беспилотниками территорию Пакистана - район Панджгур провинции Белуджистан, в результате чего погибли двое детей, а ещё три получили ранения. Но этим дело не кончилось.
В тот день Иран, что называется, разошёлся: под ударом оказались территории не только Пакистана, но ещё Сирии и Ирака, по которым КСИР выпустил свыше 20 баллистических ракет. Такое решение, по утверждению Тегерана, было продиктовано необходимостью «защиты независимости, антитеррористическими мерами и необходимостью наказать нарушителей безопасности». За несколько дней до инцидента иранский верховный лидер Али Хаменеи обратился к шиитскому Фронту сопротивления в арабских странах с призывом «наносить удары по врагу, где бы он ни был». Если ракетные удары по Ираку и Сирии можно расценить как ответ на теракт 3 января, когда на кладбище в Кермане пострадали не менее 211 человек, то авиаудары по Панджгуру стали реакцией на устроенную группировкой «Джейш аль-Адль» в декабре 2023 года диверсию в иранской области Раск. В результате погибли не менее 12 полицейских и ещё несколько человек получили ранения. Застарелый конфликт Этнорелигиозный конфликт правительств Ирана и Пакистана с народом белуджи - разделённой нации, отстаивающей независимость, длится с 1948 года.
При этом суннитская группировка «Джейш аль-Адль» «Армия справедливости» , являющаяся последователем другой группы «Джандулла» в пакистанской провинции Белуджистан, рассматривается в Тегеране как террористическая. Основанная в 2012 году, за последние несколько лет эта группировка совершила ряд похищений, нападений и взрывов, жертвами которых стали иранские военнослужащие. Вооружённые нападения в иранской провинции Систан и Белуджистан осуществляются, как утверждается, исключительно для «защиты прав суннитов-белуджей», считающих местные власти и доминирующее шиитское население врагами.