Кодификация военных законов — в России впервые произведена в 1838 г. для работы с текстом параграфа №3. Объясните, в чём состояла кодификация законов. издание Уложения 1649 г., которое заменило устаревший Судебник Ивана Грозного от 1550 г. Объясните, в чём состояла кодификация законов. Отделению была поставлена задача собрать все законы Российской империи с момента Соборного уложения 1649 года, которые часто находились в разных архивах и не были упорядочены. Задачей II отделения канцелярии стало упорядочение законодательства (кодификация законов) и подготовка единого Свода законов.
В чем состояла кодификация законов николая 1
Кодификация российских законов при Николае I началась в 1826 году. Кодификация законов Российской империи Николай 1. Кодификация законов при Николае 1. Кодификация российского законодательства. Кодификация законов – это при Николае Первом упорядочивание действующих на тот момент законов и норм поведения в обществе.
Объясните в чём состояла кодификация законов при Николае I?
Объясните, в чём состояла кодификация законов. Отделению была поставлена задача собрать все законы Российской империи с момента Соборного уложения 1649 года, которые часто находились в разных архивах и не были упорядочены. Под кодификацией законов подразумевается упорядочивание законов и. В этом состоят главные основания принятого в Своде разделения законов. Кодификация законов состояла в процессе систематизации и упорядочении законодательства государства в единый и комплексный кодекс или кодифицированный сборник законов.
От Русской Правды до наших дней. Краткая история отечественного права
В чем состояла суть кодификации законов. Кодификация законов состояла в собирании и систематизации законов, создании Свода законов. Под кодификацией законов подразумевается упорядочивание законов и. В этом состоят главные основания принятого в Своде разделения законов. Вопрос к III пункту.
Кодификация законов Российской империи при Николае 1: дата, суть
Первой задачей было собрать все законы, начиная с Соборного уложения 1649 года, ведь они часто хранились в разных архивах у которых не было каталогов в современном смысле этого слова. Объясните в чем состояла кодификация законов. Изначально кодификация законов возникала в контексте развития городских цивилизаций. империи» (ПСЗ), которое состоит из 45 томов: 40 томов законов и 5 томов указателей к ним. В чем состояла суть кодификации законов. Каковы были результаты кодификации законов. Кодификация законов состояла в процессе систематизации и упорядочении законодательства государства в единый и комплексный кодекс или кодифицированный сборник законов. Одновременно на основе «Полного собрания законов» готовился и «Свод законов. для работы с текстом параграфа №3. Объясните, в чём состояла кодификация законов. Кодификация законов Российской империи заключалась еще и в ревизии текста.
Объясните в чём состояла кодификация законов при Николае I?
Кодификация русских законов при Николае I началась в 1826 году. В чем состояла суть кодификации законов. Кодификация законов состояла в собирании и систематизации законов, создании Свода законов.
Свод законов Российской империи: история создания
На заседании большую речь произнес Николай I, подчеркнув важность издания Свода законов. После речи он наградил М. Сперанского орденом Андрея Первозванного. После такой парадности Свод был принят и введен в действие с 1 января 1835 г. Свод законов состоял из 15 томов. Он отражал сложившиеся к тому времени основные отрасли права: государственное, гражданское, административное, уголовное и процессуальное. В Своде законов была сформулирована идея самодержавия: «Император Российский есть монарх самодержавный и неограниченный. Повиноваться верховной его власти не только за страх, но и за совесть сам бог повелевает». Царская власть закреплялась исключительно как наследственная. Управление подразделялось на верховное и подчиненное.
Органами верховного управления объявлялись: Государственный совет, Кабинет министров, Собственная его императорского величества Канцелярия и царский двор. К органам подчиненного управления относились Сенат и министерства, при этом Сенат провозглашался высшим судебным органом, который одновременно надзирал за деятельностью министров.
Давние акты и уложения составлялись на устаревшем варианте русского языка. Составителям Свода приходилось избавляться от таких формулировок и писать их заново.
Это была колоссальная работа по толкованию права. Прежние нормы и понятия нужно было перенести на тогдашние условия российской действительности XIX века. Каждый закон сопровождался массой примечаний и ссылок на источники. Так статьи становились достоверными, а читатели могли при желании проверить подлинность законов.
Если составители отступали от оригинального текста или использовали его модификацию, то это обязательно указывалось в приложении. Ревизия Окончательная проверка Свода проводилась в специальном ревизионном комитете. В него вошли представители сената и министерства юстиции. В первую очередь проверялись уголовные и основные законы государства.
Ревизоры внесли множество поправок. Они настояли на том, что в Свод должны были быть добавлены нормы, имевшиеся в распоряжениях и циркулярных предписаниях различных министерств. Например, этого добивался глава финансового ведомства Егор Канкрин. В Российской империи все таможенное дело основывалось на разрозненных предписаниях его министерства.
Издание Свода Непосредственная работа над составлением и ревизией издания проводилась с 1826 по 1832 гг. В апреле 1832-го появился первый пробный том. Манифест о полном издании Свода был подписан императором Николаем I 31 января 1833 года. В знак признательности царь наградил всех причастных к огромной работе званиями, пенсиями и т.
Для монарха издание свода стало вопросом чести, так как он с самого начала своего правления озаботился этой задачей. Руководитель Второго отделения Михаил Сперанский получил высшую государственную награду — орден Андрея Первозванного. Кроме того, незадолго до смерти, в 1839 году, он стал графом. Перед своим изданием Свод прошел проверку в Государственном совете, которой руководил председатель этого органа Виктор Кочубей.
На заседаниях присутствовал и император. Так завершилась кодификация законов при Николае 1. Дата этого события 31 января 1833 года была навсегда вписана в историю российского правоведения и юриспруденции. При этом в манифесте предусматривался подготовительный срок, в течение которого государственные органы должны были ознакомиться со Сводом и подготовиться к началу его использования.
Это издание вступало в силу 1 января 1835 года. Действие его норм распространялось на всю территорию Российской империи. Недостатки Хотя Свод обладал стройной внешней формой, она не соответствовала характеру внутреннего содержания. Законы исходили из разных принципов и были неоднородными.
В отличие от западноевропейских сборников, Свод составлялся по принципу инкорпорации. Он заключался в том, что законы не менялись, даже если противоречили друг другу. Второе отделение имело право лишь сокращать формулировки. Николай не стал затрагивать суть законодательства, потому как видел в этом начинании опасную реформу.
Аналогичные нормы содержат Трудовой, Земельный кодексы Российской Федерации. Во многих кодексах указано, что другие федеральные законы, регулирующие соответствующую сферу общественных отношений, принимаются в соответствии с этими кодексами. Листайте галерею. То есть все деяния, которые считаются преступлениями, должны быть зафиксированы именно в нём! Кодексы и система права О системе права можно почитать в этом посте. На первый взгляд может показаться, что принятые кодексы совпадают с делением права на отрасли. Уголовное право — Уголовный кодекс, гражданское право — Гражданский кодекс, трудовое право — Трудовой и т.
Тогда начинаем! Нужна помощь в написании работы? Написание учебной работы за 1 день от 100 рублей. Посмотрите отзывы наших клиентов и узнайте стоимость вашей работы.
Подробнее Кодификация законов Кодификация законов — это процесс систематизации и упорядочения правовых норм, с целью создания единого и унифицированного законодательства. В России кодификация законов началась в XIX веке и была связана с необходимостью упорядочить и сделать понятными множество разрозненных и противоречивых законов, которые существовали в стране. Основная цель кодификации законов — обеспечить единообразие и ясность правовых норм, чтобы граждане могли легко понять их и соблюдать. Кодификация также способствует укреплению правового государства и обеспечению справедливости в обществе.
Процесс кодификации законов в России был связан с правлением Николая I, который придал большое значение законности и порядку. Он признал необходимость создания единого и унифицированного законодательства, чтобы упростить и улучшить правовую систему страны. Основные законы и кодексы, которые были созданы в результате кодификации законов, включали в себя Гражданский кодекс, Уголовный кодекс, Торговый кодекс и другие. Эти законы определяли права и обязанности граждан, устанавливали ответственность за нарушение закона и регулировали различные сферы жизни общества.
Результаты кодификации законов были значительными. Они способствовали упорядочению правовой системы, улучшению правоприменительной практики и защите прав граждан. Кодификация законов также содействовала развитию гражданского общества и укреплению государственности в России. Правление Николая I Правление Николая I, который правил Россией с 1825 по 1855 год, было периодом значительных изменений и реформ.
Николай I был известен своей авторитарной властью и стремлением к укреплению государства. Во время правления Николая I произошло несколько важных событий и реформ, которые оказали значительное влияние на историю России. Одним из таких событий было подавление Декабристского восстания в 1825 году, которое стало первым серьезным испытанием для нового императора. Николай I также провел ряд реформ, направленных на укрепление государства и поддержание социальной стабильности.
Он ужесточил цензуру и контроль над прессой, чтобы предотвратить распространение оппозиционных идей. Он также укрепил полицейскую систему и ввел строгий надзор за деятельностью общественных организаций. Однако, несмотря на свою авторитарную власть, Николай I также провел ряд социальных реформ, направленных на улучшение условий жизни населения. Он улучшил систему образования, расширил доступ к земле для крестьян и провел ряд мер, направленных на сокращение крепостного права.
Объясните в чем состояла кодификация законов
Чем занималось II отделение? Объясните, в чём состояла кодификация законов. Почему в правление Николая резко возросла численность чиновников? Какие меры предпринимались с целью контроля за «состоянием умов»? Дайте общую оценку внутренней политики Николая I.
В связи с чем последние годы правления Николая I называют «мрачным семилетием»? Почему в 1840-е гг.
Он был издан в 1832 г. Каждый из 15 томов «Свода законов Российской империи» делился на книги, а те включали 8 разделов, подразделявшихся в свою очередь на главы, а главы — на отделения. В 1842 г.
После этого издавались только отдельные тома с указанием упраздненных и введенных в действие правовых актов. В результате кодификации 30-х годов XIX в. Тем не менее «Свод законов Российской империи» содержал уже устаревшие нормы особенно в сфере уголовного права. Поэтому в 1836 г. Он получил название «Уложение о наказаниях уголовных и исправительных».
Гражданское право. Гражданско-правовые отношения нашли в основном отражение в статьях X тома «Свода законов Российской империи». В нем четко различались: право владения, право собственности, право на чужую вещь сервитут и залоговое право. В первой части «Свода законов Российской империи», которая получила название «Свод законов гражданских», большое внимание уделялось защите права собственности. В статье 262 впервые в русском законодательстве было дано понятие права собственности: «Собственность есть власть в порядке гражданскими законами установленном, исключительно и независимо от лица постороннего владеть, пользоваться и распоряжаться оным имуществом вечно и потомственно».
В статье 276 определялось также и право собственности на землю как право «на все произведения на поверхности ее, на все, что заключается в недрах ее, на воды, в пределах ее находящиеся, и, словом, на все ее принадлежности». В данном томе особое внимание уделялось праву владения, подразделявшемуся на законное и незаконное. Обязательства возникали по Своду законов из договора и из причинения вреда. Договор заключался по взаимному согласию сторон, а его предметом могло быть имущество или действия лиц. Сторонам разрешалось включать в текст договора статьи о сроках, неустойке, средствах обеспечения и т.
Договоры оформлялись как письменном, так и устном виде. Однако для таких договоров, как купля-продажа недвижимости, займа, дарения, залога недвижимого имущества, поклажи и некоторых других была необходима письменная форма. Среди средств обеспечения договора в Своде законов указывались: неустойка, поручительство, залог недвижимого имущества и заклад движимого имущества. Договор купли-продажи заключал сам собственник или другое лицо на основании доверенности. Продаже подлежало только имущество, принадлежавшее одной из сторон на праве собственности.
Недвижимое имущество продавалось только путем оформления купчих крепостным порядком. Особое место в системе договорных обязательств занимал договор запродажи, в соответствии с которым одна сторона брала на себя обязательства продать в установленный в договоре срок имущество с указанием цены, а также суммы неустойки. Такой договор необходимо было оформлять на гербовой бумаге, нотариально заверять и заносить в специальную книгу. Договор поставки и подряда не подразделялся на два и рассматривался как единый. Он распространялся на такие виды деятельности, как постройка, ремонт, перевозка людей и материалов.
При заключении договора имущественного найма недвижимое имущество запрещалось сдавать на срок более 12 лет. Кроме того, наем недвижимого имущества, а также торговых судов предусматривал составление договора только в письменном виде. Ограничения, применявшиеся при заключении договора личного найма в предшествующий период, в основном сохранялись и касались вопросов найма государственных и помещичьих крестьян, замужних женщин и т. Срок договора личного найма не должен был превышать 5 лет. В договоре займа необходимо было указывать процент, взимавшийся кредитором с должника.
В Своде законов определялись причины, по которым договор займа мог быть признан недействительным. К ним относились следующие обстоятельства: 1 договор, заключенный подложным путем; 2 договор, наносивший вред другим кредиторам; 3 договор, составленный во время игры в карты; 4 договор, не имевший финансового обеспечения. Договор займа, составленный домашним или крепостным порядком, мог передаваться другому лицу, бравшему на себя соответствующие обязательства. Но при этом в тексте договора должна была производиться так называемая передаточная запись. В условиях становления и развития капиталистических отношений широкое распространение получил договор товарищества.
В «Своде законов Российской империи» указывались товарищества четырех видов: 1 полное товарищество; 2 товарищество на вере или по вкладам; 3 товарищество по участкам; 4 трудовое товарищество или артель. Полное товарищество представляло собой объединение нескольких лиц, отвечавших всем своим имуществом.
Есть сомнения? Не нашли подходящего ответа на вопрос или ответ отсутствует? Воспользуйтесь поиском по сайту, чтобы найти все ответы на похожие вопросы в разделе История. Трудности с домашними заданиями? Не стесняйтесь попросить о помощи — смело задавайте вопросы!
Помимо тяжелой пехоты в войске имелось немалое число легковооруженных вспомогательных отрядов из разных городов Греции. Общая численность пехоты составляла 30 тыс. Несмотря на сравнительно небольшую численность, греко-македонское войско было хорошо обучено и вооружено. Битвы при Гранике и Иссе В 334 армия македонского царя переправились через Геллеспонт совр. Дарданеллы , началась война под лозунгом отмщения персам за поруганные греческие святыни Малой Азии. На первом этапе военных действий Александру противостояли персидские сатрапы, управлявшие Малой Азией. Их 60-тысячное войско было разгромлено в 333 в битве при реке Граник, после чего греческие города Малой Азии были освобождены.
Объясните, в чём состояла кодификация законов.
Кодификация российского права в первой половине 19 века. Кодификация российского законодательства в 19 веке. Кодификация законов при Александре 2. Кодификация законодательства под руководством Сперанского Николая 1. Сперанский свод законов 1832. Свод законов Российской империи 1832. Свод законов Российской империи 1835 года. М Сперанский при Николае 1. Внутренняя политика Николая 1 кодификация законов кратко. Кодификация законов Российской империи участники Сперанский. Кодификация законов Российской империи Сперанским.
Законодательные акты Российской империи. Свод законов Сперанского. Свод законов Российской империи 1832 г. Кодификация российского. Основные направления внутренней политики. Внутренняя политика Николая 1 кодификация законов. Основные направления внутренней политики Николая 1 кодификация. Направления внутренней политик. Свод законов Российской империи при Николае 1 Сперанский. Издание полного собрания законов и свода законов Российской империи.
Свод законов Российской империи 1832 кратко. Последствия кодификации законов при Николае 1. Внутренняя политика Николая i 1825-1855 таблица. Усиление самодержавия при Николае 1 кратко. Самодержавие при Николае i 1825 — 1855 гг. Меры для укрепления самодержавия при Николае 1. Полное собрание законов Российской империи 1830 Сперанский. Принятие нового свода законов Российской империи при Николае 1. Внутренняя политика Николая 1. Внутренняя политика Николая 1 цензура.
Политика Николая 1 политическая цензура. Систематизация законодательства при Николае 1.
Николай I хорошо понимал нетерпимость подобного положения: отсутствие свода законов уничтожало всякую возможность планомерного управления, затрудняло деятельность правительственного аппарата, создавало благоприятную почву для воровства и лихоимства чиновников. С этой целью со времен Екатерины II предпринимались попытки упорядочить законодательство, провести его кодификацию, но все они не были успешными.
Николай I организовал всю работу по кодификации российских законов на высоком государственном уровне. Для ее проведения было специально создано II отделение Его Императорского Величества Канцелярии, за деятельностью которой постоянно и внимательно следил сам монарх. Более того, к этой работе император привлек М. Сперанского, правда, по началу с большой осторожностью.
Сперанский вернулся из ссылки в Петербург в 1821 г. Между тем, Николай I хорошо понимал, что Сперанский являлся одним из самых образованных и юридически опытных государственных сановников. Именно он и стал фактическим руководителем намеченной работы.
Институции Юстиниана состояли из четырех книг, разделенных на титулы; в основу их содержания были положены Институции Гая. Параллельно с этими кодификационными работами Юстиниан разрешил в законодательном порядке ряд наиболее спорных вопросов гражданского права. Эти законы, известные под названием «50 решений», были использованы в целях пересмотра только что изданного кодекса.
В результате этого пересмотра в 534 г. Собранный в Дигестах материал состоял из трех больших групп: а из сочинений классиков, относящихся к цивильному праву так называемые libri ad Sabinum; такое название дано потому, что Сабину принадлежал комментарий к цивильному праву ; б из сочинений классиков, посвященных преторскому эдикту libri ad edictuin ; в из сочинений Папиниана и некоторых других, не попавших в две первые категории. Составление Институций, Дигест, Кодекса не могло, разумеется, остановить дальнейшее развитие жизни и устранить потребность в издании новых законов. Юстинианом был издан после окончания кодификационных работ ряд законов, которые известны под названием Новелл т. Новеллы объединены в сборник уже не во времена Юстиниана, а позднее до нас дошли некоторые частные собрания [14]. В средние века Институции, Дигесты, Кодекс и Новеллы получили в своей совокупности название Corpus iuris civilis Свод гражданского права.
В Восточной империи в течение примерно пяти веков после кодификации Юстиниана составленные им сборники служили базой научной и практической работы. По мере изменений в социально-экономической жизни и возникновения новых потребностей вносились поправки и производилась переработка отдельных частей Юстиниановой кодификации, например Базилики императора Льва Мудрого, конец IX — начало X в. Однако характер этих кодификаций резко отличался от современного. Во-первых, создатели кодифицированных актов стремились охватить в них все национальное право, а не его отдельную отрасль; во-вторых, кодексы XII—XVIII вв. Первой из таких кодификаций стали Siete Partidas — всеобъемлющая кодификация, составленная в Кастилии Испания в 1256—1263 гг. Siete Partidas состояла из семи частей отсюда название , каждая из которых была посвящена определенной сфере правового регулирования — церковному праву и месту католической церкви в государственной и общественной жизни часть 1 , королевской власти и деятельности органов управления 2 , судопроизводству 3 , семейному праву 4 , договорному праву 5 и, наконец, преступлениям и наказаниям 6 и 7.
Некоторые разделы «Партид» представляли собой более или менее самостоятельное переложение норм римского часть 5 либо канонического часть 1 права, но в целом это было столь полное, систематизированное и умело составленное собрание правовых норм, что со временем «Партиды» не только оказали существенное влияние на развитие собственно испанского законодательства, но и долгое время непосредственно применялись как основной источник права сначала в испанских колониях в Латинской Америке, а затем в возникших там независимых государствах[16]. В XVII в. Во Франции основные кодексы разработаны в период Консулата и Империи: Гражданский кодекс 1804 г. Позднее они подверглись многочисленным изменениям по существу, но в структурном плане оставались неизменными. Другой этап принятия новых кодексов охватывает период с Реставрации до Второй мировой войны. В это время были приняты: Лесной кодекс 1827 г.
Особую группу кодексов составляют фискальные кодексы, которые правительственным декретом от 6 апреля 1950 г. Во Франции под кодексом понимается «юридический документ, объединяющий совокупность законодательных и регламентарных предписаний, применяемых в определенной отрасли права»[18]. Таким образом, кодификация является завершающим этапом оформления отрасли законодательства как элемента его системы. Почти на 100 лет позже вышло Германское гражданское уложение 1896 г. Законодательство воссозданного в XIX в. Источниками в этом процессе послужили: Прусское земельное уложение 1794 г.
Учитывалось также и общее право, представлявшее собой сложное переплетение норм, восходящих к римскому и каноническому праву и правовым обычаям древних германцев. Медленный, но последовательный процесс издания общегерманских законов начался с образованием Северо-Германского Союза. Были приняты разработанные ранее Торговое уложение 1866 г. Германский гражданский кодекс является крупнейшей буржуазной кодификацией. Он насчитывает 2385 параграфов, не считая 218 статей Вводного закона. Техника построения материала кодекса достаточно нова и оригинальна.
Кодекс построен по так называемой пандектной системе. Для нее характерно сведение юридических институтов в обязательственное, брачно-семейное и наследственное право. Нормы, общие для всех институтов, сконцентрированы в отдельной книге. Пандектная система Германского ГК существенно отличается от традиционной римской системы расположения гражданско-правового материала — системы институционной. Последняя состояла из трех частей книг , каждая из которых заключала как общие, так и специальные институты и нормы. Именно по такой институционной системе был построен знаменитый французский Кодекс Наполеона 1804 г.
Германское гражданское законодательство и наука о праве XIX в. Уже саксонский законодатель при создании своего гражданского кодекса 1863 г. Составители ГГК 1896 г. Ее значение нельзя недооценивать. Общая часть по модели ГГК была позаимствована на практике бразильским, китайским, греческим и некоторыми другими кодексами. Общая часть, введенная в гражданское право Германским гражданским кодексом, свидетельствует, по мнению современного французского ученого-юриста, о явном разрыве, происшедшем в XIX в.
По своему содержанию ГГК стал одним из образцовых буржуазных кодексов.
Узнайте, используя дополнительные источники информации, какие писатели и журналисты подверглись гонениям цензуры в 1830-1840-е гг. Подготовьте сообщение на эту тему.
От Русской Правды до наших дней. Краткая история отечественного права
Однако именно при этом императоре её деятельность достигла наибольшего размаха, причём особо она усерствовала во время мрачного семилетия 1848-1855 годов. Особенно «отличился» в этот период так называемый Бутурлински комитет. Данный комитет был назван так по фамилии своего председателя Дмитрия Петровича Бутурлина — боевого офицера и чиновника высокого ранга, сенатора, кроме того занимавшегося также и военной историей. Официально орган назывался Комитет для высшего надзора за духом и направлением печатаемых в России произведений и встал во главе цензурного ведомства империи. В 1848-1849 годах по Европе пронеслась волна революций.
Россия, всеми силами стремившаяся не допустить подобной ситуации на своей территории, чувствовала себя единственным островком стабильности в бушующем море или осаждённой крепостью. Предпринимались соответствующие меры. Теперь авторов гораздо чаще наказывали на написание неблагонадёжных произведений. Две жертвы таких гонений впоследствии стали наиболее известны в русской литературе.
Иваном Сергеевичем Тургеньевым власти заинтересовались, видимо, ещё в связи с частыми его выездами за границу с 1847 года он проводил там примерно столько же времени, сколько и на родине. Причём ездил совсем не в безобидные страны: в частности, был в Париже в разгар революции 1848 года. Ужасы тех дней на самом деле навсегда сделали писателя противником революций, но власти сделали другие выводы. Произведения молодого литератора также не отличались благонадёжность.
Некролог на смерть Николая Васильевича Гоголя возможно, и не стал причиной наказания сам по себе, но переполнил чащу терпения: этого писателя тогда также не полностью одобряли, а Тургеньев писал о Гоголе восторженно. Причём писатель не проявил осторожности, проигнорировав вполне недвусмысленное предупреждение. Цензурный комитет в Санкт-Петербурге просто не пустил некролог в печать, но не предпринял ничего против автора. Однако Тургеньев вместо того, чтобы осознать опасность, отослал его в «Московские ведомости», где те были напечатаны.
В 1852 году писателя выслали в имение незадолго до этого он получил богатое наследство. Пропустивший в печать выходившие как раз тогда «Записки охотника» князь Владимир Владимирович Львов был уволен с поста цензора Московского цензурного комитета без права на пенсию правда, потом получил прощение, но без возвращение к деятельности цензора. В ссылке Тургеньев не пал духом. Он продолжал писать.
Значение деятельности Сперанского Однако были и причины, по которым кодификация законов Российской империи при Николае 1 затягивалась. Это происходило, потому что проекты часто возвращались обратно к составителям из-за замечаний ревизоров. Сам Сперанский вычитал каждую строчку в 15 томах Свода. На черновиках, которые ему не нравились, он оставлял свои замечания. Так проект мог курсировать между составителями и комиссией по несколько раз, пока, наконец, его не отшлифовывали до блеска. Толкование устаревшего права Согласно требованиям, которые выдвинул Николай 1, кодификация законов не была просто механической работой по переписыванию документов. Давние акты и уложения составлялись на устаревшем варианте русского языка. Составителям Свода приходилось избавляться от таких формулировок и писать их заново. Это была колоссальная работа по толкованию права. Прежние нормы и понятия нужно было перенести на тогдашние условия российской действительности XIX века.
Ревизия Окончательная проверка Свода проводилась в специальном ревизионном комитете. В него вошли представители сената и министерства юстиции. В первую очередь проверялись уголовные и основные законы государства. Ревизоры внесли множество поправок. Они настояли на том, что в Свод должны были быть добавлены нормы, имевшиеся в распоряжениях и циркулярных предписаниях различных министерств. Например, этого добивался глава финансового ведомства Егор Канкрин. В Российской империи все таможенное дело основывалось на разрозненных предписаниях его министерства. Издание Свода Непосредственная работа над составлением и ревизией издания проводилась с 1826 по 1832 гг. В апреле 1832-го появился первый пробный том. Манифест о полном издании Свода был подписан императором Николаем I 31 января 1833 года.
В знак признательности царь наградил всех причастных к огромной работе званиями, пенсиями и т. Для монарха издание свода стало вопросом чести, так как он с самого начала своего правления озаботился этой задачей. Руководитель Второго отделения Михаил Сперанский получил высшую государственную награду — орден Андрея Первозванного. Кроме того, незадолго до смерти, в 1839 году, он стал графом. Перед своим изданием Свод прошел проверку в Государственном совете, которой руководил председатель этого органа Виктор Кочубей. На заседаниях присутствовал и император. Так завершилась кодификация законов при Николае 1. Дата этого события 31 января 1833 года была навсегда вписана в историю российского правоведения и юриспруденции. При этом в манифесте предусматривался подготовительный срок, в течение которого государственные органы должны были ознакомиться со Сводом и подготовиться к началу его использования. Это издание вступало в силу 1 января 1835 года.
Действие его норм распространялось на всю территорию Российской империи.
Сперанский и его подчиненные пользовались плодами работы прежней Комиссии составления законов времен Александра I, так и не успевшей завершить свою работу. Во Втором отделении стали работать юристы, правоведы, историки, статистики и важные государственные деятели. Все эти люди представляли собой интеллектуальную элиту страны. Они были лучшими в своих областях, а объединив усилия, смогли сделать, казалось бы, невозможное.
Кодификация законов до того считалась невероятной. Достаточно сказать, что специалистам пришлось включать в будущий Свод документы, датированные XVII веком и все еще действовавшие на территории России. Сбор документов Оригинальные бумаги хранились в разных архивах, разбросанных по всей стране. Некоторые документы пришлось искать в зданиях упраздненных учреждений. Такими органами были: Коллегия иностранных дел, Вотчинный департамент, закрытые приказы и т.
Кодификация российских законов осложнялась и тем, что все еще не существовало единого реестра, по которому могли бы сверяться составители Свода. Второму отделению пришлось создавать его с нуля, ориентируясь на московские, сенатские и министерские архивы. Когда реестр, наконец, был готов, оказалось, что в него попало более 53 тысяч актов, принятых в разных столетиях. В Санкт-Петербурге требовали редкие книги, которые могли отыскиваться и доставляться неделями. Кодификация законов Российской империи заключалась еще и в ревизии текста.
Специалисты сравнивали несколько редакций, анализировали старые источники, проверяли их правомочность, вносили и вычеркивали из реестра. Многие акты фактически дублировали друг друга, хотя могли быть приняты в разное время и по разным поводам. В таких случаях, как правило, ориентировались на более ранний документ, оставляя его для черновика Свода. Анализ исторически актов Правила составления Свода Организуя работу Второго отделения, Михаил Сперанский решил не рисковать, а взять за основу былой зарубежный опыт в подобных предприятиях. Искать долго не пришлось.
В качестве ориентира были выбраны рекомендации Фрэнсиса Бэкона. Этот английский философ в начале XVII века исследовал юридическую теорию и оставил после себя богатое книжное наследие. Опираясь на его рассуждения, Михаил Сперанский сформулировал несколько правил, по которым в итоге стал составляться Свод российских законов. Исключались повторения. Слишком длинные формулировки законов сокращались, при этом Второе отделение не имело права касаться их сущности.
Делалось это для будущего упрощения работы государственных органов, судов и т. Законы распределялись по предметам регулирования, после чего они излагались в форме статей, которые и попадали в Свод. В итоговом издании каждый фрагмент имел свой номер. Человек, пользовавшийся Сводом, мог быстро и легко найти интересующий его акт. Именно этого и хотел достичь Николай 1.
Кодификация законов, кратко говоря, стала одним из самых важных начинаний его правления. Предварительная подготовка Свода была закончена.
В таких непростых условиях император Юстиниан во имя сохранения будущего для империи приступил к процессу кодификации законодательства, с целью упорядочения правовой системы. Кодификация Юстиниана проводилась в несколько этапов и потребовала усилий от самых авторитетных правоведов того времени. Для проведения столь сложной и скрупулезной работы императором была создана специальная комиссия, составленная из прославленных юристов того времени. Данная комиссия провела систематизацию законодательных актов за последние 500 лет, так называемых императорских конституций — сборников законов отдельных императоров. Уже через год после начла своей деятельности, в 529 году был опубликован первый кодекс Юстиниана, ставший «фундаментом» будущей системы законодательства. Структура Римского права была такова, что частью законодательства считались труды признанных и авторитетных римских юристов. Данные труды накапливались в течение столетий и зачастую вступали в противоречие друг с другом, считаясь частью законодательства. Именно систематизация трудов известных правоведов древности стала следующей задачей перед Римскими юристами.
Комиссия, занимавшаяся этим вопросом, состояла из 15 человек, в нее входили как авторитетные юристы, так и преподаватели права из лучших учебных заведений Империи. В результате трехлетней деятельности комиссии труды древнеримских юристов были систематизированы в сборники, получившие название Дигесты.