Референдум о статусе Крыма состоялся 16 марта, а 18 марта выяснилось, что подавляющее большинство населения выступает за вхождение в состав РФ. обстоятельства в Крыму (реальная угроза жизни крымчан, как высшей ценности; развязывание гражданской войны) не позволяли провести референдум без мер по обеспечению его проведения, входящих в компетенцию законных властей Крыма. 16 марта 2014 года прошел общекрымский референдум, по итогам которого 97% избирателей Крыма и 95,6% — Севастополя проголосовали за вступление в состав России.
Социальные сети
- Исполняется семь лет со дня проведения референдума о статусе Крыма
- Telegram: Contact @simfadm
- Как проходил референдум о присоединении Крыма к России 16 марта 2014 - 16 марта 2014 - Е1.ру
- «Идем домой!» Ровно 10 лет назад состоялся референдум о статусе Крыма и Севастополя
- ПравдаИнформ, Статьи, аналитика
- Онлайн-репортаж: как Крым голосовал за вхождение в состав России
Пять лет назад в Крыму прошел референдум. Как РФ забрала полуостров, а Украина-потеряла
16 марта 2014 года в Крыму состоялся референдум, который решил вопрос о правовом статусе Республики Крым и о вхождении полуострова в состав Российской Федерации. Референдум о статусе Крыма прошел 16 марта на территории полуострова. Правовой аспект вхождения Крыма и Севастополя в состав России. По результатам обработки 100% бюллетеней общекрымского референдума, за вхождение Крыма в состав России проголосовали 96,77% избирателей. 96,77% жителей Крыма, принявших участие в референдуме, проголосовали за вхождение в состав России. Об этом сообщил глава комиссии по организации референдума. Референдум о статусе Крыма (укр. Референдум про статус Криму, крымскотат. Референдум о статусе Крыма прошел 16 марта на территории полуострова. Правовой аспект вхождения Крыма и Севастополя в состав России.
История референдумов в Крыму. Досье
Референдум про статус Криму, крымскотат. Избирателям было предложено сделать выбор между вхождением Крыма в состав России в качестве субъекта Федерации или восстановлением Конституции Республики Крым 1992 года и сохранением Крыма в составе Украины. Незначительное большинство государств — членов ООН 100 из 193 не признало крымский референдум [5] , что нашло своё отражение в принятой 27 марта 2014 года рекомендательной резолюции Генеральной Ассамблеи ООН. Перед этим президиум парламента заявил, что на Украине произошёл «неконституционный захват власти радикальными националистами при поддержке вооружённых бандформирований» и в такой ситуации парламент автономии «принимает на себя всю ответственность за судьбу Крыма» и «единственным возможным путём выхода из сложившейся ситуации» является применение принципов прямого народовластия" [7]. За проведение референдума проголосовал 61 из 64 присутствовавших депутатов [8].
Вечером 1 марта депутаты городского совета Севастополя проголосовали за поддержку проведения в Крыму референдума о расширении статуса автономии и наделили соответствующими полномочиями координационный совет Севастополя по обороне и обеспечению жизнедеятельности города [9]. В тот же день председатель Совета министров автономной республики Сергей Аксёнов сообщил о переносе даты проведения референдума на 30 марта 2014 года, поскольку «конфликт вышел за пределы разумного» [10] [11]. Президиум Верховного Совета АРК принял заявление об отношении к развитию политической ситуации на Украине, которое, по мнению депутатов, «даёт веские основания для опасений за судьбу страны, создаёт угрозу миру и стабильности в Крыму»: « Соглашение о порядке выхода из политического кризиса от 21 февраля 2014 года, подготовленное с участием представителей Евросоюза и Российской Федерации и подписанное представителями власти и оппозиции Украины, определяло правовой путь урегулирования конфликтной ситуации. Однако радикальные силы оппозиции сорвали выполнение соглашения, избрав путь силового отстранения от власти легитимного главы государства, в результате чего деятельность высших органов государственной власти вышла за рамки конституционно-правового поля.
Были созданы не предусмотренные действующим законодательством институты власти, которые наделялись неконституционными полномочиями». В заявлении указывалось, что, по мнению президиума крымского парламента, постановление Верховной рады Украины «О самоустранении президента Украины от выполнения конституционных полномочий и назначении внеочередных выборов президента Украины» было принято с нарушением Конституции Украины, которая не предусматривает прекращение полномочий главы государства по причине самоустранения от выполнения своих полномочий — «следовательно, правовые основания для возложения обязанностей президента Украины на председателя Верховной рады Украины Турчинова А. Со своей стороны, подчёркивалось в заявлении, Верховный совет АР Крым «действовал и продолжает действовать строго в рамках правового поля.
Представители этих движений стали движущей силой оппозиции не только в Киеве, но и во многих областях Украины. Их тактика провокационного характера, а также агрессивные действия при противостоянии с органами правопорядка страны привели к массовому кровопролитию в Киеве, а затем, после незаконной отставки президента Украины Януковича, начали с невероятной скоростью распространяться на регионы страны. Это явление было связано с поддержкой националистов в правящей структуре новой власти на Украине. Открытые выступления лидеров оппозиции носили не просто националистический, но и открыто русофобский характер. На фоне борьбы за власть события в регионах Украины принимали острый оборот.
Начал вставать вопрос о необходимости федерализации страны, исходивший, прежде всего, со стороны восточных областей и Крыма, где русофобские настроения новой власти и намерения националистов вызывали справедливые опасения. Новое правительство Украины категорически отказывалось от рассмотрения вопроса о возможности федерализации и продолжало оказывать давление на своих противников, постепенно доведя ситуацию на востоке Украины до состояния гражданской войны — когда началось противостояние вооружённых формирований вновь образованных Луганской и Донецкой Народных Республик и правительственных войск при поддержке вооружённых формирований националистической направленности. События в Крыму приняли иной оборот.
Некрасов; - два председателя райсоветов Севастополя — Нахимовского В. Сокольский и Ленинского В. Интересно, что Пархоменко, выступивший при обсуждении данного вопроса на президиуме горсовета, не был включен в состав делегации, а единственным представителем партии в списке делегатов от Севастополя оказался заведующий организационным отделом горкома партии и одновременно — председатель мандатной комиссии горсовета И. В дальнейшем активное участие в превращении на уровне города референдума «о статусе Крыма» еще и в референдум о статусе Севастополя, в продвижении «севастопольского» вопроса из членов делегации приняли только Ступников, Круглов и Костенецкий.
Первые месяцы рабочая группа президиума областного совета по вопросу о статусе Крыма занималась анализом экономического положения области, степени его зависимости от УССР и РСФСР, изучением истории Крымской АССР и ее правового положения — начиная с создания в 1921 году до ее упразднения в 1945—1946 годах. Как севастопольцы принимали участие в этой работе и принимали ли вообще — неизвестно, во всяком случае, ни президиум горсовета, ни сессии горсовета до осени 1990 года этот вопрос не обсуждали. Но осенью ситуация изменилась. По докладу Ступникова в президиуме севастопольского горсовета на заседании 21 сентября приняли «протокольное решение» то есть даже не стали оформлять это отдельным постановлением — «поддержать все требования». В это время руководители Крыма обсуждали уже не просто вопрос о статусе Крыма как было заявлено в июне 1990 года , а вопрос о референдуме по определению этого статуса. Важно, что в Крыму идея референдума шла одновременно и по государственной облсовет , и по партийной обком линиям, т. А главным вопросом межнациональных отношений в Крыму был «крымско-татарский».
Грача, в котором он говорил: «Для областной партийной организации, пожалуй, единственным выходом является сильная региональная политика, в которой время и инициатива — главные факторы успеха. Именно формированием такой политики занят сейчас областной комитет партии. Ключевыми здесь являются проблемы статуса Крыма и весь спектр вопросов, связанных с межнациональными отношениями. По этому поводу мы все должны четко уяснить, что изменения государственного статуса Крыма можно достичь только правовым путем и не следует поддаваться на подбрасываемые крымчанам «легкие» варианты типа гагаузского или приднестровского. Проблему статуса необходимо решать цивилизованно и взвешенно, не превращая ее в территориальный спор между Россией и Украиной, предмет политической борьбы и общественных движений. Основой может послужить только мнение крымчан». Форманчук и А.
Клименко — интервью было опубликовано в преддверии 42-й областной т. На замечание корреспондента о том, что тема статуса Крыма сама по себе выводит «на вопрос о том, где быть Крымской республике — в составе Украины или в составе России, а может быть, и союзной республикой? Таким образом, тема возможного пророссийского выбора подменялась темой будущей равноправности Крыма с другими союзными республиками. Впрочем, можно предположить, что именно на фоне этой темы в спешном как пишет севастопольский историк С. Тезисы Грача, Форманчука, Клименко повторил в своем докладе на уже упомянутой партийной конференции первый секретарь обкома партии Багров: «Определение статуса Крыма как самостоятельного субъекта Федерации, имеющего договорные отношения со всеми суверенными республиками, имеющими интересы в Крыму» станет базой для экономики Крыма и его национальной политики в духе «гармоничного сочетания национального и интернационального». Итак, Крым заходил на повышение собственного статуса через решение межнационального вопроса, связанного с крымскими татарами. Однако Севастополь находился в стороне от этой темы — так, государственная программа по возвращению крымских татар, как следует из документов президиума горсовета от 19 октября 1990 года, не распространялась на город Севастополь.
Тогда, создавая временную комиссию по крымско-татарскому вопросу, президиум отмечал, что в его компетенции находится только создание такой временной комиссии, «учитывая многочисленные обращения крымских татар по вопросу прописки в городе Севастополе, отсутствие государственной программы по возвращению крымских татар применительно к Севастопольской зоне,… принимая во внимание особый статус города Севастополя». Появление в севастопольской газете в конце октября 1990 года сразу нескольких материалов по теме статуса Крыма было не случайным. На 12 ноября была назначена внеочередная сессия областного совета народных депутатов «О статусе Крыма и об отношении к подписанию союзного договора» — предполагалось участие председателя Верховного Совета УССР и первого секретаря компартии Украины Л. Кравчука, и требовалось участие депутатов от Севастополя. Решение о присоединении к заседанию в Крымском облсовете было принято на заседании президиума горсовета Севастополя 19 октября в отсутствии Ступникова, по докладу его заместителя Н. Глушко, после выступлений Пархоменко, Круглова и ряда других членов президиума. Накануне отъезда в Симферополь на сессию крымского областного совета народных депутатов уезжавшие севастопольские депутаты дали интервью газете «Слава Севастополя».
Руководитель делегации Ступников заявил, что является противником идеи референдума о статусе Крыма конкретно для Севастополя, который немыслим вне Союза и которому для противостояния тенденциям украинизации лучше проводить через Верховный Совет УССР концепцию федерализации — это позволит отделиться от закона УССР об украинском языке как единственном государственном, а именно это является ключевой проблемой для города. Об особом статусе Севастополя говорили в своих интервью и другие участники севастопольской делегации, и только Минаев высказался в духе заявлений руководителей Крыма о референдуме как единственном способе решения вопроса о статусе Крыма в контексте предстоящего подписания нового союзного договора. В этом положении Севастополь упоминался один раз. Вероятно, на сессии крымского областного совета стало ясно, что Севастополь не слишком лоялен теме референдума о статусе Крыма. Во всяком случае, через неделю после этой сессии и накануне сессии городского совета в газете «Слава Севастополя» появилась большая статья еще одного представителя крымской партийной верхушки — заведующего государственно-правовым отделом крымского обкома партии В. Бурмистрова, в которой объяснялось, зачем в этом референдуме принимать участие городу-герою. Начинался материал с повторения аргумента, что положительный результат референдума «сразу» приведет Крым в «участники Союзного договора», при этом «Если Украина не станет подписывать Союзный договор, то мы сами будем решать свою судьбу, оставаться нам в Союзе ССР или нет».
Как до этого и Грач, и Форманчук на страницах «Славы Севастополя», а Багров — на сессии крымского областного совета, Бурмистров подчеркивал: «Нельзя забывать, что мы — часть Украины. Ибо Крым был ранее частью Российской Федерации. Вполне возможно, что так оно со временем и будет. Но сегодня вопрос поставлен только о восстановлении утраченной в 1946 году государственности. Мы же должны идти строго конституционным путем. А он только в автономии как части Украины». Новым мотивом в статье Бурмистрова по сравнению с предыдущими заявлениями руководителей и членов крымского обкома партии по поводу референдума было обращение непосредственно «к севастопольцам с тем, чтобы они отдали свой голос за воссоздание нашей будущей республики».
При этом в «будущей республике … естественно, положение города должно быть особым. У него должно быть не меньше, а даже больше прав в самоуправлении, чем есть сейчас, как у города республиканского подчинения, замыкающегося непосредственно на Киев. Все эти права, если хотите, особенности должны быть специально законодательно оговорены в будущей Конституции республики… Как бы то ни было, Севастополь — часть Крыма, и он должен быть представлен в Верховном Совете республики. На сегодняшний день есть определенный разрыв в работе областного и городского Советов. Общекрымские проблемы должны решаться с участием севастопольцев». Итак, уже в ноябре 1990 года была озвучена та властная конфигурация, которая, по мнению руководства Крымской области, должна была возникнуть между Севастополем и Крымом в результате референдума о статусе Крыма, — вхождение севастопольцев в крымский парламент, в том числе, видимо, для преодоления обозначенного Бурмистровым «разрыва в работе областного и городского Советов». Интересно, что Бурмистров упрекнул в отрыве Севастополя от Крыма только государственный институт — севастопольский городской совет народных депутатов.
Это означает, что крымскому обкому не в чем было упрекнуть севастопольский горком партии, проблема состояла только в позиции горсовета, а именно горсовет и принимал решение об участии Севастополя в референдуме Крыма. На 4-й внеочередной сессии севастопольского городского совета от 21 ноября, на которую был вынесен единственный вопрос — «О проведении референдума», и на которую приехало руководство Крымской области во главе с заместителем председателя облсовета Г.
Аксенов попросил Россию обеспечить мир на территории Крыма.
Сразу после этого там появились «вежливые люди» — российские военные, которые взяли под контроль Верховный Совет Крыма и начали разоружать расположенные на полуострове части ВСУ. Где находится Крым Крым — это полуостров на севере Черного моря, с северо-востока его омывает Азовское море. Площадь — более 26 тысяч квадратных километров, население — свыше 1,9 миллиона человек, по данным на начало 2023 года.
Благодаря мягкому климату и удобному расположению люди поселились в Крыму более 150 тысяч лет назад. В состав Российской империи Крым вошел в 1783 году, когда Екатерина II подписала приказ о присоединении полуострова. В начале 1991 года крымчане провели референдум за превращение области в автономный субъект СССР.
В конце весны 1992 года крымчане приняли свою Конституцию и ввели должность президента. Просуществовали они недолго — до марта 1995 года. Верховная Рада и украинский лидер в одностороннем порядке решили отменить Конституцию республики и упразднить должность ее президента.
Новая Конституция Крыма начала действовать через три года — тогда же у территории появилось новое название — Автономная Республика Крым. В таком статусе полуостров оставался более 15 лет. Решение поддержали и в правительстве Севастополя.
Дату проведения референдума назначили на 16 марта. А 11 марта Верховный совет Автономной Республики Крым и Севастопольский городской совет приняли декларацию о независимости полуострова, которая как раз позволяла оформить юридически вхождение Крыма в состав России, если жители выберут такой вариант. Тем временем Сергей Аксенов обратился к российским властям с просьбой помочь обеспечить безопасность на территории полуострова.
Крымские референдумы - путь к независимости?
На голосовании в бюллетенях было два вопроса: "Вы за воссоединение Крыма с Россией на правах субъекта Российской Федерации? Бюллетени были напечатаны на трех языках: русском, украинском и крымско-татарском. За проведением референдума следили более 50 наблюдателей из 21 страны, в том числе Израиля, Франции, Италии. После этого Крым обратился к ООН и всем странам мира с призывом признать новое государство. Кроме того, в постановлении прописали предложение к России принять Крым в состав РФ в качестве нового субъекта со статусом республики. Городской совет Севастополя единогласно решил войти в состав РФ в качестве города федерального значения. В тот же день крымский парламент был переименован в Государственный совет Республики Крым, а Севастопольский городской совет — в Законодательное собрание.
Избирательные участки в Крыму 16 марта 2014 года были празднично украшены. В тот же день, 6 марта, когда Госсовет принял решение о проведении Общекрымского референдума, была организована избирательная комиссия. Целый ряд задач нужно было выполнить в сжатые сроки. При этом Украина полностью закрыла нам доступ к реестру избирателей. Но на руках у глав поселений, администраций и советов оставались списки с предыдущих выборов. Используя их, и удалось организовать проведение референдума. Других сложностей как таковых не было. Был принят текст бюллетеня, он был напечатан, имел определенную степень защиты. В этом плане были соблюдены все необходимые нормы, и мы могли с уверенностью сказать, что все требования к проведению плебисцита были соблюдены. Причем мы были настолько в работе, что какие-либо страхи до нас и не дошли. Все делалось так, как и должно было быть. И, слава богу, все получилось именно таким образом. Такого не было никогда, тем более в украинский период.
За ходом голосования следили 135 международных наблюдателей из 23 стран, а также более тысячи представителей различных организаций. Референдум прошёл без нарушений и в полном соответствии с международными нормами и демократической процедурой.
Протестующие не хотели признавать новое украинское правительство, и главным из требованием стало отделение Крыма от Украины. В это время в Севастополе также прошел митинг, на котором главой города выбрали предпринимателя Алексея Чалого. Аналогичные акции прошли в Керчи и других городах Крыма, на полуострове стали формировать отряды самообороны. В результате беспорядков два человека погибли, более тридцати получили ранения. Работа Верховного совета была блокирована, но уже на следующий день депутаты отправили в отставку правительство Анатолия Могилева и назначили новым премьер-министром АРК лидера местного движения "Русское единство" Сергея Аксенова.
16 марта (2014г.) - День референдума в Крыму
В Крыму 20 января 1991 года состоялся референдум, на котором подавляющее большинство жителей полуострова высказались за воссоздание Крымской АССР и выход из состава Украинской ССР. Назначив и проведя общекрымский референдум о статусе полуострова, власти Крыма пошли по легитимному, демократическому пути, который фактически означал совет с каждым жителем Крыма. Общекрымский референдум прошел 16 марта и был призван решить дальнейшую судьбу республики. Референдум о статусе Крыма (укр. Референдум про статус Криму, крымско-тат.
Крым проголосовал за выход из состава Украины 33 года назад: как это было
Референдум о статусе Крыма (укр. Референдум про статус Криму, крымскотат. ↑ Референдум о статусе Крыма не будут переносить, он пройдет 30 марта. На общекрымский референдум 16 марта были вынесены два вопроса: "1. Вы за воссоединение Крыма с Россией на правах субъекта РФ? 2. Вы за восстановление действия Конституции Республики Крым 1992 года и за статус Крыма как части Украины?". 10 лет прошло после референдума о присоединении Крыма.
Референдум в Крыму 16 марта результаты
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»? Да Не сейчас 16 марта 2023, 18:19 Девять лет исполнилось историческому референдуму о воссоединении Крыма с Россией Ровно девять лет назад крымчане сами выбрали свое будущее. Сегодня вся страна вспоминает день, который стал поистине судьбоносным — на историческом референдуме миллионы людей сказали «да» воссоединению с Россией.
Незадолго до этого президиум парламента заявил, что на Украине произошёл «неконституционный захват власти радикальными националистами при поддержке вооружённых бандформирований» и в этой ситуации региональный парламент «принимает на себя всю ответственность за судьбу Крыма» и «единственным возможным путём выхода из сложившейся ситуации» является применение принципов прямого народовластия" [18]. По сообщению пресс-службы Верховного Совета, за проведение референдума проголосовал 61 из 64 присутствовавших депутатов [19]. На следующий день депутат крымского парламента Николай Сумулиди , значившийся как голосовавший за проведение референдума, заявил, что он не присутствовал на голосовании, а само голосование происходило в отсутствие кворума депутатов [20].
Вечером 1 марта депутаты городского совета Севастополя проголосовали за поддержку проведения в Крыму референдума о расширении статуса автономии и наделили соответствующими полномочиями координационный совет Севастополя по обороне и обеспечению жизнедеятельности города [21]. В тот же день председатель Совета министров автономной республики Сергей Аксёнов сообщил о переносе даты проведения референдума на 30 марта 2014 года, поскольку «конфликт вышел за пределы разумного» [22] [23]. Президиум ВС АРК также принял заявление об отношении к развитию политической ситуации на Украине, которое, по мнению депутатов, «даёт веские основания для опасений за судьбу страны, создаёт угрозу миру и стабильности в Крыму»: « Соглашение о порядке выхода из политического кризиса от 21 февраля 2014 года, подготовленное с участием представителей ЕС и Российской Федерации и подписанное представителями власти и оппозиции Украины, определяло правовой путь урегулирования конфликтной ситуации. Однако радикальные силы сорвали его выполнение, избрав путь силового отстранения от власти легитимного главы государства, в результате чего деятельность высших органов государственной власти вышла за рамки конституционно-правового поля. Были созданы не предусмотренные действующим законодательством институты власти, которые наделялись неконституционными полномочиями».
В заявлении указывалось, что, по мнению президиума крымского парламента, постановление Верховной рады Украины «О самоустранении президента Украины от выполнения конституционных полномочий и назначении внеочередных выборов президента Украины» было принято с нарушением Конституции Украины, которая не предусматривает прекращение полномочий главы государства по причине самоустранения от выполнения своих полномочий — «следовательно, правовые основания для возложения обязанностей президента Украины на председателя Верховной рады Украины Турчинова А. Со своей стороны, подчёркивалось в заявлении, Верховный совет АР Крым «действовал и продолжает действовать строго в рамках правового поля. С первых дней кризиса мы призывали к соблюдению конституционного порядка, исходя из необходимости сохранения суверенитета и территориальной целостности Украины, и продолжаем придерживаться этих позиций». Однако парламент автономии, несущий ответственность за обеспечение прав и свобод её жителей, не может оставаться сторонним наблюдателем разрушительных процессов, происходящих в стране, и «именно эти обстоятельства побудили депутатов Верховного совета Автономной Республики Крым принять решение о проведении республиканского местного референдума как формы прямого народовластия по вопросам усовершенствования статуса и полномочий автономии.
Декларация гласила, что, если на референдуме 16 марта 2014 года жители региона примут решение о вхождении Крыма в состав России, то Крым будет объявлен независимой республикой, и в таком качестве обратится к России с предложением о принятии в состав Федерации в качестве ее нового субъекта. Фото из википедии Вхождение Крыма в состав России в качестве независимого государства снимало необходимость изменения действовавшего порядка присоединения новых субъектов Федерации, который, в ином случае, стал бы препятствием для присоединения территории полуострова к РФ. Уже 13 марта в Крыму и Севастополе началась работа участковых комиссий.
Вопросы референдума и его результаты 6 марта 2014 года был утвержден перечень вопросов референдума. Его участникам предлагалось выбрать один из двух вариантов: «Вы за воссоединение Крыма с Россией на правах субъекта Российской Федерации? Москва, Кремль, 18 марта 2014 года. Фото из википедии Правом голоса на референдуме были наделены только жители Крыма и Севастополя, достигшие на день голосования возраста 18 лет и зарегистрированные в соответствующей административно-территориальной единице, что не давало возможности гражданам России, проживавшим на территории Крыма, принять участие в референдуме. Российские власти обеспечили доступ журналистов к освещению референдума, разрешив присутствовать представителям некоторых европейских стран. Наталья Поклонская.
Президент страны Виктор Янукович покинул Киев, а исполнение обязанностей главы государства было возложено на председателя Верховной Рады Александра Турчинова. В тот же день депутаты парламента Украины отменили закон, предоставляющий русскому языку статуса регионального в ряде областей страны. Жители Крыма и Севастополя начали бессрочную акцию протеста против политики, проводимой новыми властями Украины.
Пять лет назад в Крыму прошел референдум. Как РФ забрала полуостров, а Украина-потеряла
Референдум прошёл без нарушений и в полном соответствии с международными нормами и демократической процедурой. Читайте также на «Вести Крым»:.
Решение поддержали и в правительстве Севастополя. Дату проведения референдума назначили на 16 марта. А 11 марта Верховный совет Автономной Республики Крым и Севастопольский городской совет приняли декларацию о независимости полуострова, которая как раз позволяла оформить юридически вхождение Крыма в состав России, если жители выберут такой вариант. Тем временем Сергей Аксенов обратился к российским властям с просьбой помочь обеспечить безопасность на территории полуострова.
Тогда там появились «вежливые люди» — военные в форме без опознавательных знаков. Позднее оказалось, что это войска РФ, среди которых были морские пехотинцы, десантники и разведчики 16 марта в Крыму прошел референдум. Явка составила более 80 процентов. Всего в голосовании приняли участие около 1,5 миллиона человек. Абсолютное большинство из них — более 95 процентов — проголосовали за воссоединение Крыма с Россией.
Как выглядели бюллетени на референдуме? Ответы на бюллетенях были представлены на трех языках: русском, украинском и крымско-татарском. Выбрать можно было один из двух вариантов: «Вы за воссоединение Крыма с Россией на правах субъекта Российской Федерации? Тогда же правительство полуострова попросило власти России принять территорию в состав страны. В ответ на это российский лидер признал независимость Республики Крым и города Севастополь.
А на следующий день был подписан договор о присоединении Крыма и города федерального значения Севастополь к Российской Федерации. Так в стране появились два новых субъекта.
События 1991 года имеют такую же природу. Серьёзно актуализировалась региональная повестка — это было связанно с тем, что недостаточно адекватно были распределены полномочия между Центром и Крымской областью. Также начался процесс возврата ранее депортированных из Крыма граждан, а также каждому жителю полуострова нужно было дать себе ответ на вопрос с происходившими на Украине процессами национального возрождения», - рассказал инициатор референдума. Ефимов уверен, что эти злободневные вопросы заставили сообщество Крыма осмыслить своё место в мире и предложить своё видение будущего. Принимать те решения, которые нужны сообществу.
Конечно, варианты будущего предлагались разные. Как тогда, так и в последующем, большинство хотели единения с Россией. В 1991 году, осмысливая возможность реализации различных векторов, достигли понимания того, что нужно воссоздать вначале Республику и стать субъектом всех процессов государственного строительства. После этого решать главные вопросы», - пояснил депутат Верховного Совета Крыма I созыва. Сергей Ефимов Ефимов отметил, что свершилось главное - Крымский областной совет принял решение воссоздавать Республику путём референдума. Никакие другие способы не привели бы к легитимному, устойчивому итогу. Решение о проведении всенародного голосования было принято 12 ноября 1990 года на внеочередной сессии крымского областного Совета народных депутатов.
Шла подготовка, люди бурно обсуждали грядущее голосование. Журналисты тоже работали без передышки, в архиве сохранились интересные плёнки с интервью того времени. Я думаю, что народ Крыма откликнется на призыв к проведению референдума. И думаю, что вопрос будет решен положительно, и Крым приобретет статус автономии», - говорила в январе 1991 года крымчанка Любовь Серебрянская, заслуженный тренер УССР, мастер спорта и мать будущей олимпийской чемпионки по художественной гимнастике. Проводилась разъяснительная работа в коллективах, сейчас ведется подворный обход депутатами сельского районного совета, агитаторами по проведению референдума. Мнения очень разные. Есть люди, которые категорически отказываются от участия в голосовании, есть те, кто считают, что правильно поставлен вопрос, что нужна автономия Крыму, что это даст большую экономическую самостоятельность», - разъясняла в том же январе 1991-го Зинаида Довгалюк, зампредседателя колхоза «Победа» Советского района.
Далеко не всех тогда радовала возможность крымчан высказать свое мнение насчет вероятной автономии. Украинские власти предлагали «альтернативы» референдуму, предполагавшие гораздо большую зависимость региона от решений, принимаемых в Киеве. Если Верховный Совет Украины не поддержит результаты нашего референдума , если Верховный совет выступит за неподписание союзного договора, нового союзного договора в рамках союзных государств - то тогда мог бы пройти этот проект. Так что правильно поступили депутаты областного совета, что положили его в архив без обсуждения, чтобы в любой момент его можно было бы вынести снова на обсуждение», - заявлял народный депутат Верховного Совета УССР от Крыма Владимир Севастьянов. Тогда люди почувствовали, что в стране проходит что-то неладное.
Там же находился и 26 февраля, когда в результате столкновений пророссийских активистов и проукраинских экстремистов у крымского парламента погибли двое крымчан. Шевцов вспоминает, что в тот момент испытывал тревогу. Мне тогда уже было 66 лет. Но я добровольно приходил в одно из казачьих подразделений и дежурил возле крымского парламента. Если была возможность, беседовал с корреспондентами иностранных СМИ, разъяснял им суть происходящего... На улицах было немало засланных с Украины пропагандистов.