Курс прослеживает жизнь Русской Церкви в период гонений XX века, акцентируя внимание на личном подвиге новомучеников и их верности Церкви, неизменной в условиях постоянно меняющейся политической, экономической и социальной ситуации в советской России. В книге «Старая вера и русская земля» Дуглас Роджерс прослеживает периоды расцветов и спадов популярности народных практик в небольшом российском городке на протяжении трех столетий. Полный текст житий опубликован в книге «Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века, составленные игуменом Дамаскиным (Орловским). Мученик Иоанн Петрович Коротков принадлежит к тому немногому числу мирян Русской Православной Церкви, которые в условиях безбожного государства стали исповедниками Истины Христовой и свидетельствовали свою веру даже до смерти.
Новомученики и исповедники РПЦ XX века
Подписаться Новомученики российские. Церковная мифология XX века Гонения — одна из любимых тем постсоветских церковников, этим оправдывается любой беспредел со стороны РПЦ. Попы не говорят о жестокости православной церкви, но зато упоминают о жестокости, проявленной к ним, преувеличивая и смакуя подробности. Священник Димитрий Свердлов указывает: «В 1937-38 гг. Из которых расстреляно 107!!! Вопрос: откуда взялись эти 165 тысяч в 1937 году? А ведь арестованы были не все.
В данном случае речь идет о священнослужителях, коих в 1915 году было 51105 человек, а диаконов — 15035[2]. Выходит, что в 30-е годы было больше попов, чем в 1915 году, когда церковь была государственной и когда попам выделялись деньги? В это поверит только мракобес. Тем более что попы не уточняют, сколько их собратьев было во времена царизма. В 1948 году всего 11827 священников и диаконов[3]. Их столько по той причине, что в период войны открылись тысячи храмов.
Следовательно, в конце 30-х действующих священников было как минимум в два раза меньше, но уж точно не 165 тысяч. Тут главный вопрос: где список репрессированных? Почему не все 165 тысяч являются новомучениками? Отдельные попы признали подлог. Игумен Дамаскин Орловский утверждает: «К сожалению, точных цифр пострадавших в этот период времени нет, не приводит их и правительственная Комиссия при Президенте РФ по реабилитации жертв политических репрессий, ограничившись всего лишь обобщенными подсчетами, подготовленными Православным Свято-Тихоновским богословским институтом»[4]. Интересно получилось.
Комиссия по реабилитации вместо того, чтобы изучить вопрос, просто обратилась к РПЦ, а там выдали такую цифру, какую захотели, не основываясь ни на чем. Проверять это не стали.
Разве не видно в них сознательного выбора в пользу верности Церкви Христовой и своему служению, а в этом выборе разве не видно, что для сих страдальцев служение Христу значило больше, чем собственная жизнь? И если даже мир восхищается воинами, которые, несмотря на смертельную опасность, остаются на посту и исполняют свой долг, то как не восхититься подвигом этих воинов Христовых и не воздать ему должное? Если требовалось мужество даже просто для того, чтобы в те времена остаться честным и добросовестным пастырем, то насколько больше требовалось мужества для того, чтобы явно возвысить свой голос в защиту веры и Церкви? Может быть, для современных людей это уже не так очевидно, но публично сказать или написать слово против действий власти в то время — совсем не то же самое, что сказать или написать сейчас. Особенно если это слово исходит от человека в рясе.
Конечно, мученики догадывались, что безбожники не оставят это без последствий. Можно вспомнить поступок священномученика Димитрия Овечкина , который согласился идти на публичный диспут с лектором-атеистом, хотя близкие отговаривали и предупреждали, что после этого его арестуют. Но святой Димитрий пошел и отстаивал христианскую веру, а затем действительно был арестован и осужден. В упомянутых примерах мы видим то, что можно видеть во всех православных мучениках всех времен — ревность о вере и отсутствие страха перед людьми. Они показывают, что для этих страдальцев любовь к правде Божией была дороже своей жизни. Это — исповедничество еще до ареста. Для неподготовленного человека даже обычное психологическое давление при допросах — немалое испытание, но в коммунистическом делопроизводстве психологическим давлением дело не ограничивалось, и в ход шли откровенные издевательства, избиения и пытки.
Следователи, скрывая подлинные причины ареста, находили ложных свидетелей, фабриковали улики, но самое главное — пытались заставить подсудимых признаться в вымышленных преступлениях против государственной власти. В определенные периоды широко практиковались пытки. Дочь священномученика Александра Ильенкова вспоминала, что однажды подсмотрела, как ее отца выводят после допроса: «У него был разбит весь лоб, и он еле переставлял ноги. Как потом мы узнали, пытки проводили самым изощренным способом. Били по лицу, по животу и ниже, избивали до потери сознания» 24, С. Жене священномученика Гавриила Масленникова отдавали из тюрьмы окровавленные рубашки мужа, когда он был под следствием 12, С. А вот как священномученик Виктор Киранов описывал методы допросов в письме к жене: «Сперва отборная, пересыпанная матерщиной ругань, затем толчки, удары до грыжи, а затем бессонная стойка в течение 300 часов с перерывом в 6 часов заставили подписать составленный начальником НКВД Еременко протокол — бред сумасшедшего… я держался до 29 июня — больше месяца без сна и днем и ночью» 24, С.
И, несмотря на все это, они остались непреклонны. В этих страданиях они уподобились Христу, терпевшему побои и издевательства во дворе первосвященника после того, как Его арестовали, но до того, как привели на суд к Пилату. При рассмотрении вопроса о причислении того или иного страдальца к лику святых внимательно изучается его дело на предмет того, как он вел себя во время следствия. Важным и даже одним из ключевых критериев является то, сохранил ли страдалец твердость, не поддался ли он давлению, и не признал ли возводимую на него ложь, а также не давал ли показаний против других. Многих в то время арестовывали и пытали, но мучениками и исповедниками мы считаем не всех, а только тех, кто принимал эти страдания из-за искренней веры, принадлежности Церкви, служения Богу и исповедания правды Его и кто не испугался, не сдался, остался тверд. И таких было немало. Есть еще один показатель внутреннего христоуподобления страдальцев во время их крестного пути.
Действительно, много сил нужно, чтобы не поддаться пыткам, но для людей, выдержавших мучения, крайне сложно избежать чувства сильного гнева и даже ненависти к обидчикам. Трудно не сломиться, но еще труднее не озлобиться. И наши новомученики, избегая этого искушения, подражали Христу, молившемуся за палачей: «Отче! Многие прямо повторяли эти слова Спасителя. Например, женщины, подсмотревшие расстрел священномученика Николая Любомудрова рассказали, что он, стоя перед палачами, перекрестился и со словами: «Господи, прими дух мой. Прости им, ибо не ведают, что творят» — поднял руку и благословил их, и после этого был убит 7, С. Те же слова сказал и священномученик епископ Макарий Гневушев , и даже ободрил одного из своих палачей, смутившегося тем, что ему придется стрелять в духовное лицо 26, С.
Эти слова Христовы повторяли перед казнью и священномученик Сергий Шеин , и священномученик Михаил Каргополов. Но и не дожидаясь казни мученики христоподобно прощали всех тех, кто их предал, кто доносил на них, свидетельствовал против них, кто мучил их в тюрьмах. Священномученик Онуфрий Гагалюк писал: «Меня возили с позором под конвоем много раз по улицам. Я сидел в тюрьме среди воров, убийц и насильников… Оглядываясь на жизнь в ссылке, я вижу лишь светлые картины. Все темное, мрачное, позабыто. А между тем я перенес от людей много злобного, всякого презрения, насмешки, печатную клевету, видел явное предательство со стороны близких, был ранен, испытывал нервные страдания и большие страхи. И от всего этого нет следа… Да будет воля Божия.
Везде Господь с нами, лишь бы мы только не отходили от Него. Он поддерживает душу мою, направляя ее на стези правды» 8, С. Преподобноисповедник Рафаил Шейченко так писал из лагеря о тех, благодаря кому он там оказался: «Дорогое дитя мое прошу: и за меня, и за себя не сердись ни на кого… как не сержусь ни на кого я, и всем, всем простил в самый час скорби моей еще 11 июля [день ареста], и сейчас, как и до самой смерти, буду о них молиться не яко за врагов и обидчиков своих, а яко о благодетелях спасения моего, — да помилует и спасет их Господь» 3, С. И смерть мученики встречали христоподобно — не сдавшись, без страха и озлобленности. Священномученика епископа Макария Гневушева казнили в составе группы из четырнадцати человек. Расстреливали по очереди. Владыка был последним, при этом он молился с четками в руках и благословлял каждого: «С миром отыди».
Какое присутствие духа нужно сохранять, чтобы при виде ужасных убийств, осознавая, что это последние минуты твоей жизни, продолжать исполнять свой пастырский долг, напутствуя умирающих! Согласно распространенному стереотипу от мучеников гонители непременно должны потребовать отречения от Христа в обмен на жизнь и свободу. Такой момент действительно встречается в житиях многих древних святых. Имел место он и в коммунистическое время. В Советском Союзе большинство священников еще на свободе в приватных беседах с представителями власти слышали призывы отречься от веры и публично снять с себя сан — и обещания значительных карьерных перспектив в таком случае, равно как и угрозы в случае неповиновения. А после ареста и во время следствия некоторым — хотя далеко не всем — следователи предлагали прекращение уголовного дела в обмен на публичное отречение от Бога. В редких случаях бывало, что даже прямо перед казнью такой выбор ставился перед христианином.
Конечно, ситуация устно проговариваемого выбора наилучшим образом подчеркивает высоту и красоту мученического подвига, но все же это не то, что делает мученичество мученичеством. Не только в житиях новомучеников, но и в некоторых житиях древних мучеников мы не увидим такой ситуации, чтобы непременно им предлагали отречься от веры в обмен на жизнь. Не предлагали этого выбора священномученику Феогену, епископу Парийскому, которого арестовали при Ликинии за то, что отказывался служить на военной службе у языческого правителя. Его подвергли избиению, а затем по приказу Ликиния утопили в море. Не предлагали этого святым Асийским мученицам Марфе, Марии и брату их Ликариону — их сразу же приказали казнить после того, как те сказали, что являются христианами. Также и святого мученика Никифора Антиохийского казнили просто по факту исповедания Христа, без угроз и уговоров. Не предлагали отречения священномученику ПанкратиюТавроменийскому — несколько обозленных на него язычников, выбрав подходящее время, тайно напали на него и убили.
Не предлагали и преподобномученице Евдокии Илиопольской — после смерти прежнего наместника-христианина новый наместник-язычник, зная о Евдокии как о выдающейся христианке, без всякого суда и следствия послал воинов отсечь ей голову. Не давали никакого выбора и священномученику Протерию, Патриарху Александрийскому, которого убийцы-монофизиты долго искали, а когда нашли, сразу же умертвили. Наконец, не предлагали такого выбора и преподобномученикам Синайским и Раифским, которые были убиты при грабительском набеге на монастыри, — однако же монахи, погибшие при этом нападении, называются Церковью «пострадавшими и умершими за Христа». Выбор «отречься или не отречься» стоит перед каждым мучеником независимо от того, произносят ли эти слова люди, которые его допрашивают, судят, пытают или убивают. Этот выбор ставят бесы в духовной брани, которую испытывает каждый мученик, когда идет на страдания. Доказательством этому служат те несчастные, которые, будучи призваны на исповеднический подвиг, оказались падшими. Например, документально описан случай священника Василия К.
Будучи арестован в 1929 году, во время следствия признал свою вину, каялся перед безбожниками, обещал: «По выходе из-под ареста священником больше служить не буду, так как осознал, что религия является дурманом для народа». Но это не спасло его, и он получил столько же, сколько в тот период обычно получали священники — три года концлагерей, где работал на рудниках, получил туберкулез и ревматизм ног, а через год после освобождения скончался 22, С. Похожий случай был десятью годами раньше, когда в одну ночь арестовали священномученика епископа Митрофана Краснопольского и его викария епископа Леонтия. На следствии святитель Митрофан держался мужественно, Леонтий же давал показания против него, а себя называл «единственным епископом земли русской… выражавшим полное сочувствие советской власти», говорил о готовности проповедовать коммунизм в Церкви и всячески заискивал перед следователем. Но это не помогло Леонтию сохранить жизнь, и они были расстреляны в один день 19, С.
Проник и стал нормой дух мирской — гордость, жадность к богатству и так далее. Христиане стали понимать мир, как душевный комфорт.
Это привело к тому, что христианин стал жить лишь внешней церковной жизнью, а само Христианство стало неким элементом культуры. Внезапно возникло гонение от безбожников, не исповедающих Иисуса Христа, как Сына Божия... В их жизненном пути, исполненном страдания и скорби, православные христиане находят образ веры, пример жертвенной любви к Богу и ближним, опору в переживаемых испытаниях... В каждой Поместной Церкви в разные исторические эпохи люди идут ко спасению то путем преподобническим, то мученическим.
Священномученик Иоанн Гранитов , протоиерей 11 февраля 1921 года батюшка был арестован чекистами. В тот же день приговорен к расстрелу. Убит в ночь на 12 февраля. По рассказам очевидцев, перед казнью безбожники отца Иоанна пытали, рвали бороду, выкололи ему глаза и цепью наперсного креста пилили шею. Во время пыток батюшка закричал: «Не отрекайтесь от Бога!
Новомученики и исповедники Церкви Русской
Борисоглебская епархия - «Герои XX века. Подвиг новомучеников и исповедников российских» | От Московской епархии Новомученик Михаил Александрович Новосёлов – издатель религиозно-философской библиотечки и почетный участник Всероссийского поместного собора 1917-18 г.г: (по некоторым сведениям – тайный епископ Марк), в особенности известный российскому. |
Новомученики Русской Церкви. Курс свящ. Александра Мазырина on Apple Podcasts | век восстановления патриаршества после двухсотлетнего «вдовства» престола Всероссийских Первосвятителей. Век XX - век мучеников и исповедников, в годину тяжких испытаний сохранивших веру Православную. |
Новомученики Церкви Русской XX века: лики и лица
Священномученик Павел Фелицын родился в 1894 г. Служил в селе Леоново Ростокинского района. Был арестован 15 ноября 1937 г. Обвинен в антисоветской агитации.
Преподобномеченик Феодосий Бобков родился 7 февраля 1874 г. Последнее место служения — храм Рождества Богородицы села Вихорна Михневского района. Священномученик Алексий Зиновьев родился 1 марта 1879 г.
Был обвинен в том, что проводил службы в домах людей и вел антисоветские беседы. Надо отметить тот факт, что зачастую на допросах они не признавались в том, чего не делали. Обычно говорили, что никакой антисоветской деятельностью не занимались, но это не имело никакого значения, потому что допросы были чисто формальными.
Он не прославлен в лике мучеников, но жизнь его была мученической потому, что патриаршее служение выпало на его плечи в эти тяжелые и кровавые годы. Его жизнь была полной трудностей и страданий, самое большое из которых — знать, что вверенную тебе Церковь уничтожают. Семья Императора Николая также не канонизирована как мученики, но за их веру и достойное принятие смерти Церковь почитает их святыми страстотерпцами.
День памяти новомучеников и исповедников Российских Еще на архиерейском соборе 1817—1818 гг. Но на тот момент канонизировать никого не могли. Русская Православная Церковь за границей первая сделала шаг на их прославление 1-го ноября 1981 г.
В России их прославление совершилась на Архиерейском Соборе 2000 г. Традиции празднования Православная Церковь все свои праздники отмечает Святой Литургией.
От Московской епархии прославлено 508 человек. В своем докладе на Архиерейском Соборе 04 октября 2004 года Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, Председатель Синодальной комиссии по канонизации святых отметил, что "в Соборе новомучеников поименно прославлено 1588 святых. Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий в своем выступлении 25 января 2004 года на Рождественских чтениях указал, что "на сегодняшний день в Соборе новомучеников и исповедников Российских прославлено 1538 человек, из них от Московской епархии 393 человека" Прославлению этих угодников Божиих посвящаем мы наш малый труд.
На последующих страницах вы сможете найти имена тех святых, день памяти которых нам известен. Мы старались найти для каждого из них ссылки в интернете и в литературе.
Властью, данною Нам от Бога, запрещаем вам приступать к Тайнам Христовым, анафематствуем вас, если только вы носите ещё имена христианские и хотя по рождению своему принадлежите к Церкви Православной». Патриарху пришлось пережить также собственный арест, убийство ближайших сподвижников. Святейший отошел ко Господу, до конца завершив земной подвиг. Тихон, Патриарх Московский и всея России Новомученики из императорского дома Тяжелые времена гонений явили святость тех, кто волей Божией был поставлен у кормила власти. Святого Страстотерпца царя Николая 1894-1917 гг. Многие говорят о его ошибках, провалах, некомпетентности окружения. Но практически неизвестен остался его путь к святости: когда народ отрекся от своего царя, а его семья подверглась унизительному аресту, Николай ни словом, ни делом не показал оскорбленных амбиций, со смирением приняв свою участь.
Ему, его семье ныне также прославленной как Страстотерпцы предстоял долгий путь — от ареста до Тобольской ссылки, затем — гибели в Екатеринбурге. Через многие скорби шла к Царству Небесному сестра святой царицы Александры , великая княгиня Елисавета Феодоровна 1864-1918 гг. Ее муж, великий князь Сергей сейчас все чаще говорят также о его возможной канонизации был убит террористом 1905 г. Горе не сломило Елисавету: она покинула царский двор; основала Марфо-Мариинскую обитель, где монашеское делание сочеталось с социальным служением, помощью бедным. Матушку Елисавету арестовали 7 мая 1918 г. Ее крестный путь завершился под Алапаевском 18 июля того же года — на следующий день после гибели царской семьи. Соловецкие новомученики Страшным для православных местом должна была стать всероссийская святыня — Соловецкая обитель, духовное сердце Русского Севера. С 1920-х, здесь появился концлагерь. Сюда верующих отправляли на «принудительные работы», на самом деле на смерть — от голода, холода, болезней.
Некоторых расстреливали сразу по прибытии к месту заключения — просто ради устрашения остальных. Но смерть святых сделала святую землю Соловков еще более чтимой православным народом. Ныне особо почитаема здесь Секирная гора — место массовых расстрелов. Интересный факт Собор Соловецких святых за 500 лет существования обители включает 52 имени. А Собор страдальцев за веру XX в. Среди них архиереи, монахи, священники, миряне. Вот лишь некоторые: сщмч. Иларион Троицкий , епископ Верейский; образованнейший богослов, яркий проповедник; владыка считался главой находившегося в лагере духовенства — только архиереев здесь было 29; он — один из авторов «Записки» Соловецких епископов, обличавшей гонения власти на Церковь, призывавших верующих не мириться с богоборчеством; сщмч. Иоасаф Жевахов , епископ Могилевский впервые был арестован мирянином за свое княжеское происхождение; полгода тюрьмы не просто не сломили его: он решил полностью изменить жизнь, посвятив ее Богу; князь пишет Патриарху Тихону: «После пережитой в текущем году Голгофы, выразившейся в полугодовалом тюремном заключении, я почувствовал всю необходимость Воскресения к новой жизни и бесповоротно решил, совершенно уйдя из мира, остаток дней своих посвятить Богу…».
Епископ Могилёвский Иоасаф 29 июня 1934 — октябрь 1936. Урожденный князь Владимир Давидович Жевахов Джавахишвили Вскоре он становится епископом, сменяет несколько кафедр, последняя — в Белоруссии; здесь его арестовали; владыка скончался на Соловках 1937 г. Читайте также: Соловецкий монастырь: всё, что надо знать паломнику об островах спасения Бутовский полигон Урочище Бутово — место расстрела более 20000 человек. Все это только за 1937-38 гг.
В 1918 году анафематствовал гонителей Церкви и участников кровавых расправ. В 1922—23 году содержался под арестом. Несмотря на шантаж, отказался присоединиться к обновленческому расколу и пойти на сговор с безбожной властью. Скончался в возрасте 60 лет от сердечной недостаточности. Священномученик Петр Полянский , митрополит Крутицкий Память 10 октября 27 сентября ст. Принял священный сан в 1920 году, в возрасте 58 лет, был ближайшим помощником Святейшего Патриарха Тихона в делах церковного управления. Местоблюститель Патриаршего престола с 1925 года смерть Патриарха Тихона и вплоть до ложного сообщения о его смерти в 1936 году. С конца 1925 года находился в заключении. Несмотря на постоянные угрозы продлить заключение, остался верен канонам Церкви и отказывался снять с себя сан Патриаршего местоблюстителя до законного Собора. Болел цингой и астмой. После беседы с Тучковым в 1931 году был частично парализован. Последние годы жизни содержался в качестве «секретного узника» в одиночной камере Верхнеуральской тюрьмы. В 1937 году в возрасте 75 лет по приговору «тройки НКВД по Челябинской области был расстрелян за «клевету на советский строй» и обвинение советской власти в гонениях на Церковь. Священноисповедник Агафангел Преображенский , митрополит Ярославский Память 16 октября 3 октября ст. После смерти супруги и новорожденного сына в 1885 году принял священный сан и монашество, с 1889 года служил епископом. Один из кандидатов на пост местоблюстителя Патриаршего престола, согласно завещанию Патриарха Тихона. Был склоняем ОГПУ к сотрудничеству, но безрезультатно. За сопротивление обновленческому расколу в 1922 -23 гг пребывал в заключении, в 1923-25 гг. Скончался в г. Ярославле в возрасте 74 лет. Преподобноисповедник Гавриил Игошкин , архимандрит Память 18 октября 5 октября ст. Выходец из крестьянской семьи, принял священный сан в разгар гонений на веру в 1921 году. В тюрьмах и лагерях провел в общей сложности 17,5 лет. Еще до официальной канонизации во многих епархиях Русской Церкви архимандрита Гавриила почитали как святого. В 1959 году он скончался в г. Мелекессе ныне — Дмитровград в возрасте 71 года. Священноисповедник Николай Могилевский , митрополит Алматинский и Казахстанский Память 25 октября 12 октября ст. Выходец из бедной многодетной семьи, с детства мечтал о монашестве. В 1904 году принял постриг, в 1919 году, в разгар гонений на веру, стал епископом. За сопротивление обновленчеству в 1925—27 гг пребывал в заключении. В 1932 году был приговорен к 5 годам концлагерей по признанию следователя, «за популярность». В 1941 году по той же причине сослан в Казахстан, в ссылке едва не погиб от голода и болезней, долго был бездомным. В 1945 году досрочно освобожден из ссылки по ходатайству митрополита Сергия Страгородского , возглавил Казахстанскую епархию. Скончался в Алма-ате в возрасте 88 лет. Почитание митрополита Николая в народе было огромным. В похоронах владыки в 1955 году, несмотря на угрозу гонений, принимали участие 40 тысяч человек. Священномученик Николай Пробатов , протоиерей Память 11 ноября 29 октября ст. Потомственный сельский священник, миссионер, бессребреник. В 1918 году поддержал антисоветское крестьянское выступление в Рязанской губернии, благословил народ «идти на борьбу с гонителями Церкви Христовой». Все они были зверски убиты красноармейцами на берегу реки Цны под Рязанью. На момент гибели отцу Николаю было 44 года. Один из лидеров иосифлянского движения, убежденный монархист и противник большевизма. Многократно подвергался арестам и ссылкам. В завещании Святейшего Патриарха Тихона был указан первым кандидатом на пост местоблюстителя Патриаршего престола. В 1926 году, когда среди епископата происходил тайный сбор мнений о кандидатуре на пост Патриарха, наибольшее число голосов было отдано митрополиту Кириллу. На предложение Тучкова возглавить Церковь, не дожидаясь Собора, владыка ответил: «Евгений Александрович, вы не пушка, а я не бомба, которой вы хотите взорвать изнутри Русскую Церковь», — за что получил очередные три года ссылки. В 1937 году, будучи в ссылке в Казахстане, был обвинен в руководстве несуществующей «контрреволюционной организацией» и расстрелян в возрасте 74 лет. Священномученик Евграф Еварестов , протоиерей Память 7 декабря 24 ноября ст.
Новомученики и исповедники веры XX века. Покров.
Отношение государства и церкви в XX веке По данным Правительственной комиссии по реабилитации жертв политических репрессий, только в 1937 году были арестованы 136900 православных священно- и церковнослужителей, из них 85300 человек расстреляны. В следующем, 1938 году к ним прибавились еще 28300 арестованных и 21500 расстрелянных. Количество пострадавших за веру и церковь в первые два десятилетия советской власти сопоставимо, наверное, лишь с числом мучеников первых веков христианства, когда гонения на церковь были особенно сильными. В начале XX столетия Россия переживает целый ряд событий, оказавших влияние не только на политическую и социально-экономическую ситуацию в стране, но и на духовно-религиозную жизнь общества. Неудачная война с Японией, январские события, нарастающая волна забастовок заставили правящие круги России идти навстречу предъявленным требованиям, побудили искать новые пути осуществления социальных реформ. Именно под натиском событий 1905 года в России закладываются основы парламентской власти. Создается представительное, законодательное выборное учреждение, так называемая Государственная Дума.
Николай II выступает с Манифестом, обещая гражданскую свободу, участие в выборах в высший законодательный орган страны всех слоев населения. Манифест, изданный 17 октября 1905 года, обещал «даровать населению незыблемые основы гражданской свободы на началах действительной неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний и союзов. На волне происходящих в России событий 17 апреля 1905 года был издан указ о веротерпимости. Несмотря на резкие возражения со стороны официальной церкви, правительство начинает проводить политику религиозной свободы и выносит целый ряд вероисповедных законопроектов для обсуждения в Думе.
Священномученик Петр Озерецковский, 21 октября 2.
Мученица Ольга Евдокимова, 10 февраля 3. Священномученик Григорий Сербаринов, 8 января; 2. Священномученик Павел Никольский, 22 января; 3. Священномученик Петр Успенский, 23 января; 4. Священномученик Павел Косминков, 2 марта 5.
Священномученик Михаил Букринский, 14 марта 6. Священномученик Василий Колосов, 22 мая 7. Священномученик Иоанн Соловьев, 9 августа 8. Священномученик Иоанн Лебедев, 9 сентября 9. Священномученик Иоанн Смирнов, 9 сентября 10.
Священномученик Николай Житов, 25 сентября 11. Преподобномученица Мария Мамонтова-Шашина, 2 октября 12. Священномученик Петр Соловьев, 13 октября 13. Священномученик Алексий Никонов, 29 сентября 14. Священномученик Созонт Решетилов, 5 ноября 15.
Преподобномученик Евтихий Качур, 27 ноября 16. Священномученик Алексий Аманов, 3 декабря 17. Священномученик Иоанн Заболотный, 3 декабря 18. Священномученик Андрей Шершнев, 8 декабря 20. Преподобномученик Серафим Щелоков, 21 октября 2.
Священномученик Петр Воскобойников, 13 ноября 3. Священномученик Петр Троицкий, 13 января 2. Священномученик Василий Холмогоров, 16 января 3. Священномученик Александр Русинов, 31 января 4. Священномученик Евгений Исадский, 31 января 5.
Священномученик Александр Минервин, 17 февраля 6. Священномученик Алексий Троицкий, 20 февраля 7. Священномученик Иоанн Калабухов, 21 февраля 8. Священномученик Василий Горбачев, 26 февраля 9. Священномученик Петр Успенский, 1 марта 10.
Священномученик Павел Косминков, 1 или 2 марта 11. Священномученик Константин Пятикрестовский, 5 марта 12. Преподобномученица Мстислава Фокина, 9 марта 13. Священномученик Вениамин Фаминцев, 14 марта 14. Священномученик Иоанн Стрельцов, 14 марта 15.
Священномученик Матфей Рябцев, 14 марта 16. Священномученик Александр Лихарев, 17 марта 17. Преподобномученица Ксения Петрухина, 20 марта 18.
Когда я, будучи еще едва знаком с ним, заболел, он приехал и ко мне навестить меня, хотя я жил где-то совсем на задворках...
Исполненный глубокой, пламенной веры - он является не кабинетным администратором, не далеким от жизни ученым, а живым практическим деятелем, чутко и горячо отзывающимся на духовные нужды своей паствы, не находящим себе ни минуты покоя, жаждущим быть на народе, молиться с ним, утешать его, наставлять его, нести на себе его немощи и болезни. Это архипастырь по преимуществу народный, и народ саратовский полюбил и оценил его... Епископ Гермоген, ревнуя о чистоте православия, выступил с особым мнением, справедливо упрекая устроительницу Марфо-Мариинской обители великую княгиню Елизавету Федоровну в подражании протестантизму. На том же заседании Святейшего Синода митрополит Санкт-Петербургский Антоний Вадковский выступил с особым мнением, согласным с мнением епископа Гермогена.
Он писал: «Пока не восстановлен чин диаконисс в древнем его значении, сестрам Марфо-Мариинской обители не может быть усвоено наименование диаконисс, в чине коих они не состоят». Он писал: «В настоящее время в Святейшем Синоде поспешно усиливаются проводить некоторые учреждения и определения прямо противоканонического характера... Святейший Синод учреждает в городе Москве чисто еретическую корпорацию диаконисс, подавая основательнице сей обители великой княгине Елизавете Федоровне "камень вместо хлеба, фальшивое, подложное учреждение вместо истинного"... На заседании Святейшего Синода 10 января 1912 года Синод постановил сообщить резолюцию Императора митрополиту Владимиру к исполнению, и таким образом наименование «диакониссы» принято не было стр.
Увольнение отстранение от участия в работе Синода было вызвано обличением епископом Гермогеном Г. Распутина и клеветой последнего на святителя это произошло совершенно неожиданно, - сказал один из иерархов, которого попросили пояснить происшедшее, - еще третьего дня, вечером, я беседовал по телефону с Преосвященным Гермогеном относительно некоторых вопросов, подлежащих обсуждению на первом заседании Святейшего Синода, а вчера утром уже был объявлен указ о разрешении владыке возвратиться в свою епархию... В первый же день по прибытии в Петербург, в начале зимней сессии, он высказался, что крайне огорчен бесплодностью работ Святейшего Синода и полной зависимостью последних от указаний Совета Министров и других светских лиц и учреждений и потому намерен сделать попытку возвратить Высшему церковному управлению в России хотя бы некоторую самостоятельность стр. В своей жизни епископ Гермоген воплощал идеал подвижника-аскета, у него не было ничего своего; белье он носил общее с братией монастыря, где жил; когда у него изнашивался подрясник, он посылал к эконому, и тот выдавал ему из монастырского, которым пользуются послушники; пищу он получал из общей монастырской трапезы.
В то время уже вошло в недушеспасительный обычай давать архиерею деньги после совершенного им богослужения, но епископ Гермоген никогда не брал денег в вознаграждение за богослужение, но все определенные ему законом средства и те, что ему доброхотно жертвовали, он целиком отдавал на церковные нужды и раздавал нуждающимся стр. Владыка тут же выехал в Тобольск и последнюю неделю Великого поста уже служил в кафедральном соборе. Он служил почти ежедневно - то в соборе, то в приходских храмах. Непоколебимо отстаивая истину во времена абсолютистской монархии, он с тем большей ревностью противостал лжи и насилию государственного безбожия.
Свою Тобольскую паству он призывал «сохранить верность вере отцов, не преклонять колена перед идолами... Особой заботой владыки стали возвращавшиеся с полей сражений фронтовики. Развращаемые большевистской пропагандой, они были, по существу, брошены обществом, а власть имущие смотрели на них как на бессловесное стадо, которое они толкали на грабежи и разбой, чтобы кровавыми преступлениями крепче связать их с собой. Забота епископа о фронтовиках привела большевиков в бешенство: они старались солдат разорить и озлобить, в то время как святитель оказывал им материальную помощь и звал к миру стр.
Во время богослужения в алтарь вошел член епархиального совета Гаврилов и предупредил владыку о требовании властей скрывать правду.
Димитрий Игнатенко , прот. Ираклий Мотях , схим. Онисим Пылаев , еп. Феодосий Ганицкий , еп.
Иаков Маскаев , архиеп. Сергий Стрельников , прот. Василий Эрекаев , иером. Димитрий Павский , прот. Платон Колегов , иером.
Михаил Жук , иером. Александр Хотовицкий , протопр. Алексий Воробьев , прот. Афанасий Егоров , игум. Елисей Штольдер , диак.
Иоанн Воронец , прот. Михаил Плышевский , прот. Леонид Бирюкович , прот. Серафим Звездинский , еп. Елевферий Печенников , схиархим.
Владимир Смирнов , прот. Николай Толгский , прот. Ева Павлова , игум. Димитрий Остроумов , прот. Феодор Каллистов , прот.
Алексий Орлов , архиеп. Иоанн Троянский , еп. Феодор Смирнов , еп. Иерофей Глазков , иером. Иларион Цуриков , иером.
Иоанн Лаба , иером. Иосиф Медведь , прот. Иоанн Лебедев , прот. Иоанн Смирнов , прот. Мефодий Иванов , игум.
Мирон Ржепик , прот. Герман Ряшенцев , еп. Дамаскин Цедрик , еп. Евфимий Горячев , прот. Илия Бажанов , прот.
Григорий Лебедев , еп. Сергий Дружинин , еп. Стефан Кусков , иером. Михаил Богородский , прот. Константин Богословский , прот.
Евгений Выжва , игум. Евгений Зернов , митр. Лев Егоров , архим. Николай Ащепьев , игум. Пахомий Ионов , иером.
Алексий Успенский , прот. Димитрий Троицкий , диак. Захария Лобов , архиеп. Василий Максимов , прот. Гавриил Яцик , архим.
Мелетий Федюнев , иером. Карп Эльб , прот. Иоанн Прудентов , прот. Николай Житов , прот. Феодор Лебедев , прот.
Иоанн Бороздин , прот. Николай Скворцов , прот. Николай Цветков , протодиак. Григорий Раевский , прот. Амфилохий Скворцов , еп.
Иоанн Васильев , прот. Феоктист Смельницкий , прот. Маврикий Полетаев , архим. Александр Левитский , прот. Димитрий Розанов , прот.
Петр Полянский , митр. Иларион Громов , иером. Александр Орлов , прот. Петр Пушкинский , прот. Петр Соловьев , прот.
Симеон Лилеев , прот. Александр Агафонников , прот.
Описание подвигов и икона новомучеников и исповедников российских, тропарь
Цикл документальных фильмов «Русская Голгофа» о подвиге новомучеников XX века прошел несколько лет назад на канале «Культура» в рамках авторской программы «Кто мы?». Собор новомучеников и исповедников Российских. Церковная мифология XX века. Гонения — одна из любимых тем постсоветских церковников, этим оправдывается любой беспредел со стороны РПЦ. Новомучениками и исповедниками Церкви Русской называют православных христиан, пострадавших от атеистич. власти в СССР в период с 1917 по нач.
Новомученики XX столетия: как это начиналось и к чему это привело
Таким образом, данные базы «За Христа пострадавшие» стали основой епархиальных списков новомучеников для канонизации на Юбилейном соборе. Практически все благочиния Московской областной епархии имели в это время договора о сотрудничестве с ПСТГУ в подготовке материалов к канонизации. В то и последующее время ОНИРЦ проводил консультации, делился архивными материалами и собранными фотографиями со множеством епархиальных и индивидуальных исследователей, трудившихся над восстановлением памяти о подвижниках веры XX века. Заседание Юбилейного Собора, посвященное канонизации Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской, проходило в особенно благодатной атмосфере. В абсолютной тишине звучал доклад митрополита Ювеналия, председателя Синодальной комиссии по канонизации святых.
Решение о церковном прославлении Собора новомучеников и исповедников Российских XX века было принято единогласно. Был прославлен и сонм святых дореволюционного периода, включавший Оптинских старцев и многих других подвижников. После Божественной Литургии Высокопреосвященный митрополит Ювеналий зачитал Деяние собора о канонизации, протоиерей Владимир Воробьев и протоиерей Александр Салтыков вынесли из алтаря икону Собора новомучеников при пении тропаря, написанного к акту канонизации. Святейший Патриарх Алексий II вместе с главами и представителями всех автокефальных Православных Церквей и всем епископатом Русской Православной Церкви, весь присутствовавший в храме народ молитвенно участвовали в небывалом торжестве.
Ребята узнали, что пережила Русская Церковь в ХХ веке и кого сегодня называют новомучениками и исповедниками. На примере одного из святых Борисоглебской епархии — сщмч. Александра Орлова, отец Дмитрий рассказал о судьбе духовенства и верующих Воронежской области в период гонений на Церковь.
Священномученик Вениамин Казанский , митрополит Петроградский и Гдовский Память 13 августа 31 июля ст. В 1922 году был арестован за сопротивление большевистской кампании по изъятию церковных ценностей. Фактическая причина ареста- неприятие обновленческого раскола. Вместе со священномучеником архимандритом Сергием Шеиным 52 года , мучеником Иоанном Ковшаровым адвокатом, 44 года и мучеником Юрием Новицким профессором Санкт-Петербургского университета, 40 лет он был расстрелян в окрестностях Петрограда, предположительно на Ржевском полигоне. Перед расстрелом все мученики были обриты и одеты в лохмотья, чтобы палачи не опознали духовных лиц. На момент гибели митрополиту Вениамину было 45 лет.
Священномученик Иоанн Восторгов, протоиерей Память 5 сентября 23 августа ст. На момент смерти протоиерею Иоанну Восторгову было 54 года. Мученик Феодор Иванов, мирянин Память 11 сентября 29 августа ст. На момент расстрела — 41 год. Преподобномученик Лев Егоров , архимандрит Память 20 сентября 7 сентября ст. На момент расстрела — 48 лет. Мученица Татиана Гримблит, мирянка Память 23 сентября 10 сентября ст. Расстреляна на Бутовском полигоне под Москвой в возрасте 34 лет. Скончался в возрасте 60 лет от сердечной недостаточности.
Священномученик Петр Полянский , митрополит Крутицкий Память 10 октября 27 сентября ст. Священноисповедник Агафангел Преображенский , митрополит Ярославский Память 16 октября 3 октября ст. После смерти супруги и новорожденного сына в 1885 году принял священный сан и монашество, с 1889 года служил епископом. Один из кандидатов на пост местоблюстителя Патриаршего престола, согласно завещанию Патриарха Тихона. Был склоняем ОГПУ к сотрудничеству, но безрезультатно. За сопротивление обновленческому расколу в 1922 -23 гг пребывал в заключении, в 1923-25 гг. Скончался в г. Ярославле в возрасте 74 лет. Преподобноисповедник Гавриил Игошкин , архимандрит Память 18 октября 5 октября ст.
Выходец из крестьянской семьи, принял священный сан в разгар гонений на веру в 1921 году. В тюрьмах и лагерях провел в общей сложности 17,5 лет. Еще до официальной канонизации во многих епархиях Русской Церкви архимандрита Гавриила почитали как святого. В 1959 году он скончался в г. Мелекессе ныне — Дмитровград в возрасте 71 года. Священноисповедник Николай Могилевский , митрополит Алматинский и Казахстанский Память 25 октября 12 октября ст. Скончался в Алма-ате в возрасте 88 лет. Почитание митрополита Николая в народе было огромным. В похоронах владыки в 1955 году, несмотря на угрозу гонений, принимали участие 40 тысяч человек.
Священномученик Николай Пробатов, протоиерей Память 11 ноября 29 октября ст. На момент гибели отцу Николаю было 44 года. Один из лидеров иосифлянского движения, убежденный монархист и противник большевизма. Многократно подвергался арестам и ссылкам. В завещании Святейшего Патриарха Тихона был указан первым кандидатом на пост местоблюстителя Патриаршего престола. В 1926 году, когда среди епископата происходил тайный сбор мнений о кандидатуре на пост Патриарха, наибольшее число голосов было отдано митрополиту Кириллу. Священномученик Евграф Еварестов, протоиерей Память 7 декабря 24 ноября ст. На расстрел его повели в одном нижнем белье, босиком по снегу. Священномученик Серафим Чичагов , митрополит Память 11 декабря 28 ноября ст.
Офицер царской армии, выдающийся артиллерист, а также врач, композитор, художник… Он оставил мирскую славу ради служения Христу и принял священный сан по послушанию своему духовному отцу — святому Иоанну Кронштадтскому. В тюрьму его везли на карете скорой помощи, на расстрел — вынесли на носилках. Священномученик Иларион Троицкий , архиепископ Верейский Память 28 декабря 15 декабря ст. Выдающийся православный богослов, писатель, миссионер. Во время Поместного Собора 1917—18 годов тогда еще архимандрит Иларион был единственным не-епископом, которого в кулуарных разговорах называли в числе желательных кандидатов на патриаршество. Он принял епископский сан в разгар гонений на веру — в 1920 году, и вскоре стал ближайшим помощником святого патриарха Тихона. Ему было 43 года. Мученица княжна Кира Оболенская, мирянка Память 17 декабря 4 декабря ст. На момент расстрела мученице Кире было 48 лет.
Мученица Екатерина Арская, мирянка Память 17 декабря 4 декабря ст. Купеческая дочь, родилась в Петербурге. В 1920 году она пережила трагедию: от холеры скончался ее муж — офицер Царской армии и староста Смольного собора, затем — пятеро их детей. Ища помощи у Господа, Екатерина Андреевна включилась в жизнь Александро-Невского братства при Феодоровском соборе в Петрограде, стала духовной дочерью священномученика Льва Егорова. На момент расстрела ей было 62 года. Мученик Михаил Новоселов, мирянин Память 21 января 8 января ст. Историк, публицист, почетный член Московской Духовной Академии. Внук священника, в молодости он пытался создать собственную общину, живущую по учению графа Толстого. Затем вернулся в Церковь и стал православным миссионером.
С приходом к власти большевиков, Михаил Александрович вошел во Временный Совет объединенных приходов города Москвы, который на первом же своем заседании призвал верующих встать на защиту храмов, оградить их от посягательств безбожников. Священномученик Александр Туберовский, иерей Память 23 декабря 10 декабря ст. На момент революции он был мирянином, доцентом кафедры догматического богословия Московской Духовной академии. В 1919 году академической карьере пришел конец: Московская академия была закрыта большевиками, а профессура разогнана. Тогда Туберовский принял решение вернуться на родную Рязанщину. В начале 20-х годов, в самый разгар антицерковных гонений, он принимает священный сан и вместе со своим отцом служит в храме Покрова Богородицы в родном селе. Отцу Александру Туберовскому на момент расстрела было 56 лет. Преподобномученица Августа Защук , схимонахиня Память 8 января 26 декабря ст. На момент расстрела схимонахине Августе было 67 лет.
Священномученик Сергий Мечев, иерей Память 6 января 29 декабря ст. На момент расстрела ему было 49 лет. Фотокарточки исповедников Трудности почитания Новомучеников и исповедников Российских в настоящее время Митрополит Климент: Нужно активно повествовать о подвиге новомучеников и исповедников ХХ век в истории России ознаменован жестокими репрессиями Советской власти против собственных граждан. Людей карали за малейшее несогласие с коммунистической идеологией и за религиозные убеждения. Многие православные христиане стали жертвами большевиков, не отступив от своей веры. Новомученики и Исповедники Церкви Русской — сонм святых Русской Православной Церкви, принявших мученическую кончину за Христа или подвергшихся гонениям после Октябрьской революции 1917 года. Собор Новомучеников и Исповедников начал формироваться в 1989 году, когда был канонизирован первый святой — патриарх Тихон. Затем, по мере исследования биографий и других архивных документов, из года в год канонизировали несколько человек. Среди Новомучеников и Исповедников есть священнослужители и миряне, люди разных профессий, званий и сословий, объединённые любовью к Богу и людям.
Безбожная власть Христианство и коммунизм несовместимы. Их моральные нормы противоречат друг другу. Бог есть любовь, а не революционный террор. Церковь учила не убивать, не красть, не лгать, не творить кумиров, прощать врагов, чтить родителей. А большевики убивали невинных, сокрушали традиции предков, растаскивали чужое имущество, насиловали, воспевали блуд в ущерб семье, на место икон вешали портреты Ленина и Сталина. С точки зрения христианина, строили Ад на земле. Легко представить, как такой лидер государства проявил себя в отношении Церкви, когда получил власть. Взрыв православной церкви, 1918 год Разграбление церкви, послереволюционные годы Только с началом Великой Отечественной войны репрессии священнослужителей сократили свой размах. Поскольку Советское правительство решило использовать Церковь для патриотической пропаганды.
Открывались храмы. Прихожане под руководством священников собирали деньги для фронта. За период 1941-43 г. Но война окончилась, и неблагодарная власть более не нуждалась в Церкви. С 1948 года начинаются новые аресты духовенства, которые продолжаются весь период с 1948 по 1953 год, и снова закрываются храмы.
Кому принадлежит авторитет в определении этих периодов истории? Ближайшим образом, конечно, тем, для кого изучение истории является профессиональным занятием. Однако, подход историка к изучаемым событиям всегда опосредован определенной философией истории.
В зависимости от «исповедуемой» философии истории одни и те же исторические сумерки могут истолковываться и как рассвет, и как закат… Переживаемое Россией последнее десятилетие в зависимости от общемировоззренческой ориентации можно истолковывать и как простое следствие развала СССР, — и тогда перед нами встает мучительный вопрос: а остались ли еще в России после 1991 года какие-то духовные и материальные скрепы, способные удержать от дальнейшего развала и саму Россию? Но можно понять и как драматическую попытку стать «цивилизованным государством», — хотя целесообразность и оправданность этого стремления достаточно сомнительна: а так ли уж нужно стремиться «варварской» будто бы, России в семью так называемых «цивилизованных государств»? Где та авторитетная инстанция, которая выберет единственно правильную философию истории и вынесет окончательное суждение и о прошедшем периоде, и о смысле настоящего? К счастью для России, она имеет такую авторитетную инстанцию в лице Православной Церкви. Церковь, как богочеловеческий организм, как хранительница благодатного Света, просвещающего и сердце, и ум человека, имеет возможность соотнести все историческое с нормами Абсолютной Истины, явленной в ней. И хотя уяснение деталей исторического процесса, как и разработка целостной философии истории остаются для церковной мысли не менее трудной задачей, чем для секулярной науки, все же рассмотрение истории в свете церковного опыта истины позволяет увидеть главное, ноуменальное в изучаемой исторической эмпирии, позволяет подвести итог прошедшему, увидеть его, так сказать, sub specie aeternitatis. Историческая действительность сложна и многообразна. Так и 70-летняя история советского режима имеет много сторон, может изучаться в разных аспектах.
Здесь было все: и успехи индустриализации, и победа в Великой Отечественной Войне, и мощная советская наука, обеспечившая создание стратегических ядерных сил, выход в космос; были здесь определенные успехи и в социальной политике, образовании, здравоохранении. Есть множество pro и contra советского образа жизни, чем же мерить, что является здесь главным? Если оценивать советский период по успехам техники и науки, — точнее, естественных наук, — то тут было много значительного, истинный масштаб которого мы смогли по-настоящему оценить только сегодня, на фоне перестроечного развала всех сфер экономической и культурной жизни. Но если оценивать с нравственной точки зрения советскую действительность, то нужно со всей прямотой заявить: действительность эта была глубоко безнравственной. Посмотрите, что делается: проституция, наркомания, убийства среди бела дня! Неприкрытая пропаганда насилия и разврата на телевизионном экране! Разве что-то подобное можно было найти в СССР? Обвальная коммерциализация нашей жизни, эта вожделенная свобода «дикого капитализма» привели к серьезной моральной деградации общества.
Современная жизнь России во многом контролируется и направляется мафиозными группами, навязывающими обществу свое понимание экономики, политики, культуры и морали. Это невозможно отрицать. И тем не менее… У Церкви есть свое понимание нравственности. Ядром этого понимания является отношение к Богу. Это звучит несколько абстрактно, попытаемся это объяснить. У человека есть потребность веры, потребность веры в Истину. Независимо от того верующий человек или нет, эта фундаментальная антропологическая характеристика определяет жизнь любого человека. В силу безграничности свободы, дарованной Богом, человек не может без веры, он должен эту свою свободу на что-то «замкнуть», он способен умирить свое метафизическое беспокойство только «вписавшись» в некоторый мировоззренческий «проект».
Новомученики - святые 20-го века
Христианские новомученики России своим подвигом высветили для нас эту центральную истину советской истории: коммунистическая власть была властью, боровшейся с Богом. 20 лет назад произошло одно из самых замечательных событий в истории Русской Православной Церкви – Юбилейный Архиерейский собор канонизировал Собор новомучеников и исповедников Российских XX века. Новомученики Российские — Собор святых новомучеников и исповедников российских — российские святые, принявшие мученическую кончину за Христа или подвергшиеся гонениям после Октябрьской революции 1917 года; название праздника в их честь. Ты здесь:Главная/Новомученики XX столетия: как это начиналось и к чему это привело. Храм Святых Царственных Страстотерпцев в Ясеневе. НОВОСТИ. Объявления. БОГОСЛУЖЕНИЯ. Новомученикам и исповедникам Российским. На «СПАСе» есть огромная библиотека фильмов и проектов о мучениках гонений XX века. Смотрите многосерийный проект «Новомученик дня с Юрием Батуриным» в соцсетях и на сайте телеканала.
Новомученики и исповедники РПЦ XX века
В XX веке православная церковь обрела множество новомучеников. Цикл документальных фильмов «Русская Голгофа» о подвиге новомучеников XX века прошел несколько лет назад на канале «Культура» в рамках авторской программы «Кто мы?». Новомученики и исповедники Новомученикам и Исповедникам Святителя Николая Чудотворца, Архиепископа Мир желающие могут оказать посильную финансовую помощь в строительстве нового здания Храма. Начинаем цикл публикаций о новомучениках XX столетия.
Новомученики и исповедники Российские XX века
Епископ Гермоген, ревнуя о чистоте православия, выступил с особым мнением, справедливо упрекая устроительницу Марфо-Мариинской обители великую княгиню Елизавету Федоровну в подражании протестантизму. На том же заседании Святейшего Синода митрополит Санкт-Петербургский Антоний Вадковский выступил с особым мнением, согласным с мнением епископа Гермогена. Он писал: «Пока не восстановлен чин диаконисс в древнем его значении, сестрам Марфо-Мариинской обители не может быть усвоено наименование диаконисс, в чине коих они не состоят». Он писал: «В настоящее время в Святейшем Синоде поспешно усиливаются проводить некоторые учреждения и определения прямо противоканонического характера... Святейший Синод учреждает в городе Москве чисто еретическую корпорацию диаконисс, подавая основательнице сей обители великой княгине Елизавете Федоровне "камень вместо хлеба, фальшивое, подложное учреждение вместо истинного"... На заседании Святейшего Синода 10 января 1912 года Синод постановил сообщить резолюцию Императора митрополиту Владимиру к исполнению, и таким образом наименование «диакониссы» принято не было стр. Увольнение отстранение от участия в работе Синода было вызвано обличением епископом Гермогеном Г. Распутина и клеветой последнего на святителя это произошло совершенно неожиданно, - сказал один из иерархов, которого попросили пояснить происшедшее, - еще третьего дня, вечером, я беседовал по телефону с Преосвященным Гермогеном относительно некоторых вопросов, подлежащих обсуждению на первом заседании Святейшего Синода, а вчера утром уже был объявлен указ о разрешении владыке возвратиться в свою епархию... В первый же день по прибытии в Петербург, в начале зимней сессии, он высказался, что крайне огорчен бесплодностью работ Святейшего Синода и полной зависимостью последних от указаний Совета Министров и других светских лиц и учреждений и потому намерен сделать попытку возвратить Высшему церковному управлению в России хотя бы некоторую самостоятельность стр. В своей жизни епископ Гермоген воплощал идеал подвижника-аскета, у него не было ничего своего; белье он носил общее с братией монастыря, где жил; когда у него изнашивался подрясник, он посылал к эконому, и тот выдавал ему из монастырского, которым пользуются послушники; пищу он получал из общей монастырской трапезы. В то время уже вошло в недушеспасительный обычай давать архиерею деньги после совершенного им богослужения, но епископ Гермоген никогда не брал денег в вознаграждение за богослужение, но все определенные ему законом средства и те, что ему доброхотно жертвовали, он целиком отдавал на церковные нужды и раздавал нуждающимся стр.
Владыка тут же выехал в Тобольск и последнюю неделю Великого поста уже служил в кафедральном соборе. Он служил почти ежедневно - то в соборе, то в приходских храмах. Непоколебимо отстаивая истину во времена абсолютистской монархии, он с тем большей ревностью противостал лжи и насилию государственного безбожия. Свою Тобольскую паству он призывал «сохранить верность вере отцов, не преклонять колена перед идолами... Особой заботой владыки стали возвращавшиеся с полей сражений фронтовики. Развращаемые большевистской пропагандой, они были, по существу, брошены обществом, а власть имущие смотрели на них как на бессловесное стадо, которое они толкали на грабежи и разбой, чтобы кровавыми преступлениями крепче связать их с собой. Забота епископа о фронтовиках привела большевиков в бешенство: они старались солдат разорить и озлобить, в то время как святитель оказывал им материальную помощь и звал к миру стр. Во время богослужения в алтарь вошел член епархиального совета Гаврилов и предупредил владыку о требовании властей скрывать правду. Но епископ Гермоген как при власти Императора, так и при власти безбожников оставался прежде всего служителем Христовым и в ответ сказал: - Я считаю себя нравственно не вправе не говорить с церковного амвона о тех кощунствах, которые были допущены при обыске в храмах, а в свою неприкосновенность я совершенно не верю. Пусть меня завтра убьют, но я, как епископ, как страж святыни церковной, не могу и не должен молчать стр.
В половине первого ночи 16 июня епископа Гермогена вывели из трюма на палубу.
Приглашаем вас на медиаресурсы Скорбященского храма г. Вы сможете найти там информацию о самых значимых событиях в жизни Русской Православной Церкви, новости Клинского благочиния и прихода Скорбященского храма, а также посмотреть свежие выпуски телепрограммы «Дорога к храму». Новый сайт с актуальной информацией: правклин. Сейчас многие страдают за веру, но это — золото очищается в духовном горниле испытаний. После этого будет столько священномучеников, пострадавших за веру Христову, сколько не помнит вся история христианства» 9, С. Эти слова сказал в 1937 г. Действительно, с наступлением свободы Православная Церковь канонизировала около 1800 новомучеников — и в их числе самого митрополита Серафима. Это были подлинные герои XX века, великаны духа, молитвам которых мы обязаны всему доброму, что имеем сейчас. Даже со стороны, внешние люди, отмечали величие их подвига.
Так, А. Солженицын, который попал в лагерь неверующим человеком, позднее в своем «Архипелаге» писал: «Христиане шли в лагеря на мучение и смерть — только чтоб не отказаться от веры! Они хорошо знали, за что сидят, и были неколебимы в своих убеждениях! Они единственные, может быть, к кому совсем не пристала лагерная философия и даже язык… И женщин среди них — особенно много… За просвещенным зубоскальством над православными батюшками и мяуканьем комсомольцев в пасхальную ночь, — мы проглядели, что у православной Церкви выросли все-таки дочери, достойные первых веков христианства. Христиан было множество, этапы и могильники, этапы и могильники, — кто сочтет эти миллионы? Они погибли безвестно, освещая, как свеча, только в самой близи от себя. Это были лучшие христиане России… И как сохранились в лагере уж мы видели не раз истые религиозные люди?.. Твердость, не виданная в XX веке! И как нисколько это не картинно, без декламации. Как не позавидовать этим людям?
Существуют некоторые стереотипные представления о мученичестве, которые мешают должным образом осознать и оценить подвиг новомучеников. Например, некоторые люди считают, что мучеником можно назвать лишь того, кто погиб от руки гонителей, прямо декларирующих, что убивают его именно за христианские убеждения. Если же убийцы говорят, что убили его по каким-либо другим причинам, например, за преступления против государства, то это уже и не мученичество. При поверхностном взгляде это может казаться убедительным, однако здесь кроется ошибка. Ведь такая постановка вопроса предполагает, что мученика делают мучеником не его слова и дела и состояние духа перед лицом смерти, мужество и верность Христу, а намерения его убийцы, и что судить об этих намерениях будто бы следует по словам самих убийц. Подобный подход несостоятелен и сам по себе, потому что нигде в церковном предании мы не найдем, чтобы Церковь, при определении мученического подвига, прерогативу в этом отдавала бы свидетельству мучителей. Несостоятелен он и исторически. Да, в древности бывало, что сами убийцы и гонители прямо декларировали, что они преследуют человека ни за что иное, как за то, что он христианин, — как гласил один из эдиктов Диоклетиана: «да погибнет имя христиан». В Римской империи христианство было вне закона и являлось государственным преступлением. В советское время христианство формально не было запрещено и поэтому нужно было искать другую форму для преследований.
Если посмотреть на то, как объясняли свои действия вдохновители убийства Христа, то в их словах мы увидим ту же самую риторику о политической неблагонадежности и преступлении против государственной власти: «если отпустишь Его, ты не друг кесарю; всякий, делающий себя царем, противник кесарю» Ин. В этом русле шли и гонители XX века. Они старались оформить свое черное дело так, чтобы оно не выглядело как гонения по религиозному признаку, для чего обвинения новомучеников оформлялись как преследования за государственные преступления. Поэтому, например, в делах самые часто повторяемые словосочетания: «враг народа», «контрреволюционная деятельность», «противодействие мероприятиям советской власти» и т. О том, как именно коммунисты умудрялись инкриминировать христианам разнообразные «государственные преступленья», можно получить представление, обратившись к житиям новомучеников. Ниже мы приведем несколько реальных примеров, закончившихся тюремными сроками, а иногда и расстрелами. Священномученик Матфей Александров был бессребреником и за требы денег не брал, и вообще о деньгах говорил пренебрежительно. Когда его арестовали, то на основании этого обвинили, что он «в церкви ведет контрреволюционную пропаганду против советских денег и отказывается их брать» 23, С. Священномученика Михаила Самсонова обвинили в том, что он колокольным звоном хотел «отвлечь избирателей от участия в выборах» и что он «отдельных активистов села вовлекал в Церковь через опаивание водкой» 20, С. Священномученика Петра Рождествина обвинили в том, что он подолгу служил, и тем самым будто бы «затягивал церковную службу с целью срыва полевых работ в колхозе» 18, С.
При аресте священномученика Илии Бенеманского ничего компрометирующего не обнаружили, но нашли сорок пять рублей мелкой серебряной монетой и на основании этого обвинили священника в том, что «он умышленно придерживал у себя разменную серебряную монету, преследуя цель подрыва правильного денежного обращения» 10, С. Священномученику Константину Некрасову поставили в вину то, что он, отмечая в календаре числа по старому стилю, случайно поставил цифру «8» на фотографию Сталина, что было расценено как «враждебное отношение к советской власти и руководителям партии» 14, С. Узнав, что священномученик Димитрий Остроумов давал некоторым прихожанам лекарства, его обвинили в том, что он «занимался нелегальным лечением больных» 5, С. Про священномученика Иоанна Покровского сказали, что его дом посещают странствующие священники, и что будто бы в результате этого была занесена заразная болезнь, поразившая колхозных лошадей и свиней 14, С. Преподобноисповедник Рафаил Шейченко , говоря на проповеди о жизни преподобного Иоанна Дамаскина при дворе халифа, сказал, что «мы не можем представить себе той восточной древней роскоши, которой окружали себя… восточные правители». И эта фраза была поставлена ему в вину, когда следователь заявил: «В этой своей проповеди вы, сравнивая жизнь Иоанна с советской действительностью, высказывали клеветнические измышления на материальное благосостояние трудящихся в СССР» 3, С. Как нетрудно видеть, обвинения эти носят явно надуманный характер и являются лишь прикрытием подлинного стремления советской власти: уничтожить Церковь, лишить ее священства и монашества под любым предлогом. Мы намеренно привели столь много примеров, чтобы стало видно, что речь идет не об исключениях, а о систематическом явлении. Реальность заключалась в том, что арестовывались в то время все подряд — и предатели, сотрудники НКВД, и отреченцы, и те, кто снял сан, но продолжал служить иногда по распоряжению органов , и те, кто сам выступал лжесвидетелем. Обвинения, предъявляемые им, являлись ложными, но лишь те показали себя христианами, чья совесть была чиста, и кто не согласился с наветами.
Как указывал священномученик Григорий Раевский : «Если нас задумают посадить, то посадят и найдут материалы для обвинения, несмотря ни на какие законы» 10, С. Относиться всерьез к этим трафаретным, тенденциозным, наспех составленным обвинениям в адрес новомучеников — означает верить сознательно возводимой на них лжи. А если, восприняв эти обвинения за чистую монету, начать сомневаться в мученическом венце пострадавших — то цель, ради которой эта ложь возводилась, будет достигнута. Священномученику Николаю Кобранову во время допроса следователь прямо сказал об этом, заметив с усмешкой: «Не беспокойтесь, святым вас не сделаем» 6, С. Священномученику Варсонофию Лебедеву , епископу Кирилловскому, когда вели его на расстрел, конвоиры-красноармейцы говорили, издеваясь: «Не торопись, успеешь попасть в Царство Небесное! Через три года мощами объявится! В отличие от древних гонителей-иноверцев, коммунистические гонители XX века в России получили воспитание в православной среде, и они знали, что такое для Церкви — мученик. Это, впрочем, касается больше первых послереволюционных лет. В 1937 г. Возвращаясь к теме обвинений, стоит указать и совсем циничные случаи, подобные тому, что сотворили со священномучеником Василием Преображенским , который был арестован и осужден на десять лет лагерей за «клевету на политику советского правительства».
В качестве «клеветы» ему инкриминировали сказанные прихожанам слова: «Советская власть арестовывает виновных и невиновных и сажает в тюрьму ни за что, вот и меня задержат тоже, осудят и посадят» 7, С. Нередко следователи предъявляли православным традиционные для того времени обвинения. Так, священномученика Виктора Киранова с группой священников обвинили в подготовке теракта — будто бы они собирались в день выборов отравить колодцы 24, С. Священномученика Сергия Покровского в 1937 г. Отношения новомучеников к обвинениям, выдвигаемым против них коммунистической властью, хорошо выражают строки, написанные священномучеником Сергием Гортинским на листе допроса: «Обвинение предъявленное я не признаю, ибо это явная ложь» 11, С. А священномученик Сергий Флоринский в конце допросного листа написал: «Считаю одно: вина моя в том, что я священник, в чем и расписываюсь» 21, С. Мученики не соглашались признаваться в тех преступлениях, которые им приписывали гонители, потому что такое согласие было бы формой лжесвидетельства. Такой отказ требовал большого мужества, поскольку, как правило, в процессе следствия у подсудимых пытались выбить признание побоями и пытками, так что некоторые мученики даже не доживали до приговора, умирая от травм, полученных в кабинете следователя, как, например священномученик Василий Канделябров. К твердым и непреклонным заявлениям новомучеников об их невиновности советские суды и следственные органы относились без особого внимания, но для Церкви свидетельство самих мучеников о себе приобретает решающее значение, так как подтверждает их верность Христу, их отказ нарушить заповеди, покривить душой, к чему подталкивали гонители. Относительно периода советской власти могут заметить: ведь тогда репрессиям подвергалось не только духовенство.
Точно так же арестовывали тех, кто при прежнем режиме занимал офицерские чины в полиции и армии, тех, кто публично критиковал марксизм, и вообще всех, кого подозревали в политической неблагонадежности. Их также пытали, бросали в тюрьмы, казнили, и некоторые из них проявляли при этом большое мужество и выдержку. Разве означает это, что всех их тоже нужно канонизировать? Не означает, потому что мучеником в православном понимании становится не всякий, кто пострадал и был несправедливо убит, но только тот, кто проявил на этом пути искреннюю веру, предпочитая лучше умереть, чем повредить душе лжесвидетельством.
Игумен Дамаскин Орловский утверждает: «К сожалению, точных цифр пострадавших в этот период времени нет, не приводит их и правительственная Комиссия при Президенте РФ по реабилитации жертв политических репрессий, ограничившись всего лишь обобщенными подсчетами, подготовленными Православным Свято-Тихоновским богословским институтом»[4]. Интересно получилось. Комиссия по реабилитации вместо того, чтобы изучить вопрос, просто обратилась к РПЦ, а там выдали такую цифру, какую захотели, не основываясь ни на чем.
Проверять это не стали. Научный подход Александра Яковлева. Ведь их полно, нужно как-то доказать «мученическую смерть». Хотя понятие «доказать» у РПЦ несколько извращенное. Оно заключается в том, чтобы сочинить легенду и пересказывать ее лицам, которые заранее относятся некритически к любым изречениям попов. Итак, Сильвестр — противник советской власти. Сразу же после принятия декрета об отделении церкви от государства он объявил о начале крестных ходов, где проклиналась новая власть.
Затем он присоединился к белому движению, не подтверждая библейский тезис, что всякая власть от бога. Поп подчинялся Колчаку. На территории, которую контролировал в ту пору Колчак, декрет об отделении церкви от государства отменен. Сильвестр был покровителем дружины святого креста — добровольческого батальона. То есть Сильвестр — участник гражданской войны, агитатор. Колчак потерпел поражение. Сильвестр задержан.
Что же в дальнейшем произошло со служителем культа? Казалось бы, с такими людьми в условиях гражданской войны разговор короткий. Попы сочинили: «Архиепископ Сильвестр был заключен в тюрьму, где в течение двух месяцев его истязали, требуя от него покаяния. Ничего не добившись, безбожники подвергли святителя жестокой и мучительной смерти.
Но отношение к последним было в тысячи раз лояльней, чем к христианам, мусульманам и вообще верующим людям. Много православных страдало в лагерных узах.
Некоторые из них, живя в тяжелейших условиях, озлобились на власть, не сохранили любовь к ближнему, впали в грех осуждения. Но все же многие до последней минуты своей жизни хранили веру, надежду и любовь. Новомученики за веру и исповедники прославлены ныне Русской Православной Церковью в лике святых. Среди них и 12 узниц Акмолинского женского лагеря. Карагандинская земля недаром была названа Святейшим Патриархом Алексием во время его визита в 1997 году в город Караганду «распростертым антиминсом, содержащим в себе мощи новомучеников». А сколько еще таких «антиминсов»?
Историк, руководитель отдела религиозного образования и катехизации Карагандинской епархии протоиерей Ахия Рахимжанов, отвечая на вопрос «Что сейчас мы можем сделать для увековечивания памяти новомучеников? Это лучшая память.
Новомученики и исповедники российские
молите Бога о нас! Новомученики и исповедники XX века. Новомученики ХХI века: смерть за веру. В день памяти новомучеников российских немного о новомучениках и исповедниках, чья судьба так или иначе была связана с рязанским краем. Перечень биографий не полный, всего лишь несколько примеров того, что называют Русской Голгофой. Где-то явно и торжественно (например, в Русской Зарубежной Церкви), где-то скрытно (в Катакомбной Церкви в России), где-то поминал новомучеников келейно, тихой молитвой в стенах квартир. Причислен к лику святых новомучеников и исповедников Церкви Русской постановлением Священного Синода от 26 декабря 2002 года для общецерковного почитания.