Конечно, это не принципиально, любовь не выбирает национальность, влюбиться можно совершенно случайно, татарка она будет по национальности, еврейка, немка или русская. Прекрасные представительницы татарского народа громко заявляют о себе на весь мир на протяжении столетий. Татары – народ с богатой многовековой историей, о чём свидетельствуют серьёзные труды татарстанских, российских и зарубежных исследователей. Депутаты Актанышского района Татарстана проголосовали за увольнение заместителя районного главы Райхан Галимяновой, сообщает РИА Новости.
«Ассимиляционные процессы не настолько сильны»: почему татар стало меньше на 600 тысяч
Валиева татарка по национальности. На YouTube-канале «Питер Татар» состоялась лекция на тему «Татары сквозь века: Становление татарской нации в историческом сюжете». Татары являются второй по численности после русских нацией в стране и самым многочисленным мусульманским народом России.
«Этнократии РТ важно поддерживать образ «единой татарской нации», как обоснование своей власти»
Одним из основных условий была принадлежность к одной национальности, как минимум, в трёх поколениях. Татары являются второй по численности после русских нацией в стране и самым многочисленным мусульманским народом России. Динара воспитывалась в мусульманской семье, по национальности — татарка. По национальности она татарка. О ее родителях мало что известно. Образование Инзиля получила экономическое, после отучилась на визажиста. Депутаты Актанышского района Татарстана проголосовали за увольнение заместителя районного главы Райхан Галимяновой, сообщает РИА Новости. Сейчас татарская нация является официально признанной, наряду с 12 нациями в Афганистане.
Победительница «Татар кызы»: Современная татарка — это не только лапша, эчпочмак и платок
В России процент татар, исповедующих христианство, конечно же, выше, чем в Казахстане, потому что здесь большинство населения — православные. Христианские элементы в татарской культуре — Существуют ли в традиционной татарской культуре христианские элементы? Например, в исламе нет поминок, а у татар-мусульман есть — на третий, седьмой и сороковой день. Причем эта традиция воспринята не от русских, потому что день — седьмой, а не девятый. Это пришло от Ассирийской Церкви Востока, именно ее миссионеры проповедовали предкам татар — тюркам, монголам, ираноязычным народам. Например, татарское именование Бога — Алла — пришло от них к татарам задолго до появления ислама. Татарское именование Бога — Алла — пришло к татарам задолго до появления ислама Ранее имамы очень сильно бранили татар за празднование Сабантуя, поскольку он тоже коренится в христианстве.
В Российской Империи он проводился в период Пасхальной недели — Светлой Седмицы, причем Сабантуем этот праздник назывался только у казанских татар, другие татары называли Сабантуй Кызыл йомырка Байрам — Красный яичный Праздник. То есть это праздник, когда яйца красили в красный цвет, или попросту Пасха — Светлое Христово Воскресение. Редко татарин возьмёт себе жену, например, из Средней Азии, скорее, он женится на русской Вообще, в Татарстане православные и мусульмане очень близки друг к другу. Редко татарин возьмёт себе жену, например, из Средней Азии, скорее, он женится на русской. И наоборот, татарки чаще выходят замуж за русских, чем, допустим, за представителей народов Северного Кавказа. Можно ли считать Татарстан мусульманским регионом Казань — Татарстан часто позиционируется как мусульманский регион и ставится чуть ли не в один ряд с республиками Северного Кавказа.
Есть ли для этого основания? Эти люди даже открыто призывали к тому, чтобы кряшены приняли ислам, им это было нужно для укрепления сепаратистских тенденций в регионе.
Сам он был муллой и отстроил в поселке мечеть. Его жена умерла, он позже женился повторно, но детей больше не заводил. Со временем мачеха заболела и умерла. В 16 лет бабушка Гавхар вышла замуж в городе Асаке за молодого коммуниста Собырджона Рустамова. У них было две дочери. Одна из них, моя мама Зыкиръё Рустамова, родилась в 1937 году, — рассказывает Гавхар Мамурова.
Он был танкистом, мы сохранили его ордена, медали и фото. Дедушка даже до Берлина дошел. А потом у мамы в 1956 году родилась я. В 2010 году Гавхар поехала в Казань к родственникам. Посетила мечеть, которую когда-то отстроил ее дедушка. По словам муллы, в поселке помнят ее основателя и по сей день молятся за него. По ее словам, не только татары смогли обрести здесь покой и новый дом. Разные нации жили в Узбекистане душа в душу.
Сама Гавхар сейчас живет в Андижане. Татарские традиции семья смогла сохранить. Ее мама учила соседок готовить национальные татарские блюда. Она хорошо разговаривала на русском, татарском и узбекском языках, собирала вокруг себя подруг самых разных национальностей. По словам Гавхар, из-за того, что и татары, и узбеки — мусульмане, два народа смогли легко подружиться. Узбекистан дал нам все: и образование, и дом, и работу, — говорит женщина. Чем занимались татары чаще всего? В первую очередь, близость языков позволила им быть переводчиками разных уровней.
Они также занимались типографским делом. Первая книга на узбекском языке была издана татарином в 1871 году, как и первая официальная газета Туркестанского края. После революции 1905 года известный татарский общественный и политический деятель Исмаил Габитов начал издавать газету «Тараккий» «Прогресс». Выход первого экземпляра — 27 июня 1906 года — сейчас в Узбекистане отмечается как День работников печати и СМИ. Среди татарок были врачи, акушерки и гинекологи. По словам историка Рината Шигабдинова, из-за предрассудков, что мужчина не может быть допущен к женщине, особенно в Cтаром городе, многие из них становились акушерками и санитарками, принимали роды. Татары участвовали и в просвещении местного населения. Раньше мактабы существовали двух видов: старометодные и новометодные.
Последние — джадидские — были организованы выдающимся крымскотатарским просветителем Исмаилом Гаспринским. По его словам, одной из важных и последних волн миграции татар произошла в 1966 году. После ташкентского землетрясения со всего Союза приезжали бригады строителей, в том числе из Татарстана. Разница между вновь прибывшими татарами, и теми, кто уже давно жил здесь, знал традиции и обычаи узбеков, чувствовалась сразу. Татары приезжали сюда в основном в поисках лучшей жизни. Бабушка и дедушка Рината Шигабдинова приехали из Татарстана в Самарканд еще до революции, в 1911 году.
Скажем, в татарском тематическом сообществе в «Одноклассниках» опрос об участии в переписи вызвал очень оживлённую дискуссию на 320 комментариев. Вопрос, почему в «Одноклассниках» татары куда активнее и открытее, чем те же татары во «ВКонтакте», хотя соцсети под одним управлением, вопрос интересный, на который у нас пока нет ответа. Один из участников сообщества в «Одноклассниках» вопрошает: «Кому приходили переписчики? Ему другая подписчица сообщества вторит: «А они что, приходили? Его вопрос набрал 10 лайков, а её — 4. Знаю многих, кто как мы также не прошёл перепись», — пишет подписчица сообщества. На её странице в «Одноклассниках» указано, что она из Москвы. Сам же её комментарий набрал 9 лайков. С ней в дискуссию вступает другая подписчица из Тюмени. Она пишет: «Вообще переписчики могли специально указать не татарин ка , а русский. Потому что при переписи, в последний раз, не спрашивали национальность». Её комментарий поддержали два человек. Татарка из посёлка Малая Бича Омская область пишет: «Просто администрации отнеслись несерьёзно». Есть комментарии от подписчиков сообщества, которые удивляются тому, что перепись была в самый разгар коронавируса перепись проходила весь октябрь 2021 года. А комментарий «Что за перепись? Её не было. Я не участвовала и не знала. А когда это было?
При этом Инзиля утверждает, что при знакомстве даже не догадывалась, что ее будущий жених — знаменитость. В январе 2021 года пара провела никах в Казани в знаменитой мечети Кул-Шариф. Это чуть-чуть разозлило башкирских фанатов певца, поэтому свадьба состоялась в Уфе осенью. А еще на торжество пришел глава Башкирии Радий Хабиров. Элвин Грей беспокоился, что после женитьбы не сможет уделять много времени творчеству, однако его опасения оказались напрасны. По словам друзей артиста, он сразу был настроен на то, что эти отношения у него навсегда. Фанаты беспокоились, а как сказывается разница в возрасте пары в 11 лет. Однако, как стало известно UFA1.
Власти Татарии призвали указывать в переписи национальность «татарин»
Учитывая, что в Конституции Афганистана нет национальности «татарин», они вынуждены записываться пуштунами и другими национальностями. Я никогда не делала из этого никакой тайны, но по национальности я татарка, хотя много еще всего намешано, а по духу я, конечно же, русский человек. Из числа тех, кто указал свою национальность как татарин, около 10% записались христианами.
Загитова: горжусь тем, что я мусульманка. Татарская нация очень сильна
Оказалось, немало. Проект «Миллиард. Его объявил в ФБ главный редактор Арслан Минвалеев.
Айран и молоко уступили место квасу, балиш — салу и колбасе, вместо губадии вы увидите какую-нибудь подходящую закуску вроде соленой капусты. Все это, в конце концов, приводит даже к изменению физиологического облика. Татарский ребенок, всегда встававший с первыми лучами солнца, теперь дрыхнет в выходные до полудня». Вот как «тлетворно», оказывается, влияют на татарских детей их русские сверстники. Ну а далее «известный татарский поэт, драматург и публицист» доходит уже фактически до нацизма: «Татарки рожают детей, становясь женами людей пусть и других национальностей, но зато обладающих возможностями для удовлетворения их желудочных интересов. Дети таких родителей — дети без ответственности. Я не знаю, какой ущерб нанесли русским браки с татарами, но с уверенностью могу сказать, что для подсчета тех потерь, которые понесли татары, не хватит и жизни».
В свете всего вышеописанного понятными становятся те тревожные выводы, к которым приходит заместитель председателя Казанского Общества русской культуры.
Татарка в национальном костюме. Казанские Татарская внешность. Мисс татар кызы Ачилова. Казанская татарка внешность.
Сибирские татары. Тоболо-Иртышские татары. Сибирские татары в Тюмени. Национальный костюм барабинских татар. Национальные костюмы Татаров народов Башкортостана.
Татаров и Башкиров. Татары чуваши башкиры молодежь. Поволжско Сибирские татары. Сибирская татарка. Башкирские дети.
Сибирские и крымские татары. Крымские татары и Сибирские татары. Тулвинские татары. Поволжские татары Мишары. Татары Мишары Поволжье.
Татары Мишари внешность. Нижегородские татары Мишари. Татары люди. Калфак у крымских татар. Калфак Казанской татарочки.
Ускуты татары. Татарский головной убор женский. Головные уборы Татарстана. Гульнур Карабулатова. Гульназ Галеева башкирка.
Татарки и башкирки. Гульнур Карабулатова Хылыукай 2008. Башкиры нация Башкиров. Липкинские татары. Народы Южного Урала татары русские башкиры в нац костюмах.
Башкиры и татары внешность. Алия Халикова. Хан кызы актриса. Казанские татары нация. Казанские татары монголоиды.
Татары самоназвание народа. Крымские татары крымцы. Татар Геншин. Ялыбойские татары. Типаж казанских татар.
Типичный татарин внешность. Казанские татарки внешность. Татары Казань внешность. Волго Уральские татары внешность. Табалаева татарка.
Татарочка Татарская. Арпинэ татарка. Алабугатские татары. Национальные Истоки красоты осетинка. Эльмира кумычка.
Проект Натальи Ивановой национальные Истоки красоты. Татарки внешность. Тюбетейка крымских татар.
Объяснение тут логичное — в Татарстане наименьшая доля так называемой «недопереписанной» группы населения, то есть тех, чья национальная идентичность и родной язык неизвестны. Так же мы пока в стороне оставили татарские сообщества из Башкортостана.
В соседней республике есть своя специфика, нюансы и своя мотивация по части участия в переписи населения. Поэтому детальный разбор по Башкортостана мы оставим на будущее. Мы проводили опросы в татарских сообществах Ульяновской области, Москвы, Оренбургской, Пензенской, Свердловской, Челябинской областей, а также Пермского края, Удмуртии, Самарской, Астраханской и Нижегородской областей. В исследовании приняли участие около 5,4 тысяч человек. Также мы провели опрос в одном весьма активном татарском сообществе в «Одноклассниках», где доля татарстанской аудитории незначительна.
Здесь приняли участие в опросе 2054 человека. Мы прекрасно понимаем, что численность проголосовавших в наших сообществах в 7,5 тысяч человек не может представлять собой образцовую социологическую выборку и претендовать репрезентативность по стандартам социологической науки. Однако конкретные тенденции выявить вполне можно. Мы также берём в расчёт, что опрос ведётся среди активнейшей части татарского сообщества за пределами Татарстана. Респонденты умеют пользоваться интернетом и соцсетями и вовлечены в активность в этих сообществах.
В разряд «Не переписались» мы соотнесли тех, кто не знал о переписи, к кому не пришли переписчики, кто не знал, как можно самостоятельно переписаться, отказался от переписи или кому перепись неинтересна. Другими словами, можно сказать, что за пределами Татарстана каждый второй татарин не был переписан или не переписался. Ещё раз отметим, что соотношение 47 к 53 процентам отражает опрос среди активных татар, пользующихся интернетом и общающихся там. За пределами нашего исследования остаётся значительная численность татар, для которых естественной средой коммуникации и потребления информации является телевизор, радио, журналы и газеты. Стоит отметить, что проголосовавшие в татарских региональных сообществах во «ВКонтакте» оказались крайне скупы на комментарии о своём отношении к переписи, к её результатам.
Подписчики и участники опросов не делятся своим опытом участия в переписи, в её процедуре.
ВКТ о переписи-2021: «По нашим оценкам, в России насчитывается не менее 5,5 млн татар»
И дочь отправилась на фронт искать отца. Служить ей довелось в одном партизанском отряде с легендарной Зоей Космодемьянской. Но судьба Чачки сложилась намного счастливее знаменитой партизанки. Более трех лет она провела в рядах диверсионных групп, за свою беспримерную службу была отмечена многими наградами.
Но вот про судьбу своего отца ничего так и не смогла узнать. Даже могилы не нашла. После войны Чачка Загирова работала в Казанском финансовом институте, занималась наукой, преподавала, стала кандидатом экономических наук.
Всю свою жизнь занималась поисками пропавших без вести фронтовиков. Они считают ее самой красивой женщиной на планете. Они живут в разных уголках земного шара и считают ее живым идеалом.
Она — Айдан Шенер, турецкая актриса, у которой было все, чтобы сделать звездную карьеру. Все — это три вещи: славянские корни, победа в конкурсе красоты и работа моделью, а также съемки в удачном фильме», — пишет об одной из самых красивых турецких актрис один из информационных порталов Турции. Не понятно, что имелось в виду под славянскими корнями Айдан.
Вероятно то, что Казань, откуда родом ее прадед по отцовской линии, расположена в России? Но родственник будущей звезды еще в 1877 году эмигрировал из Казани в Турцию. Мама девочки, по национальности крымская татарка, тоже практически «наша».
Айдан росла в небогатой семье, отец работал музыковедом, мама была домохозяйкой. Родители Айдан хотя и были мусульманами, что предполагает массу запретов, признавали за дочерью право на самореализацию и не возражали против желания Айдан работать в модельном агентстве: они хотели видеть ее богатой и счастливой, мечтали о славе. Довольно быстро дочь начала оправдывать надежды родителей: она победила в конкурсе красоты и стала «Мисс Турция».
В 1981 Г. Айдан уже представляла Турцию на международном конкурсе «Мисс Мира», заняв почетное второе место в престижном конкурсе. И именно там случилось самое главное: турецкую девушку с казанскими корнями узнал весь мир.
И заприметили деятели из киноиндустрии: в 1986 году, когда на экраны вышла многосерийная мелодрама «Королек — птичка певчая», Шенер буквально накрыла волна популярности и зрительской любви. И Айдан мгновенно превратилась в звезду кинематографа Турции. В ее фильмографии достаточно картин, которые помогали поддерживать звездный статус.
Но для нас важным событием стало то, что знаменитая турчанка смогла побывать на своей исторической родине. Случилось это в 2004-м, когда Айдан приехала в Казань в сопровождении отца. Он давно хотел побывать на земле своих предков.
Понятно, что турок встречали в Казани как родных: актриса побывала на выпускном вечере учащихся татарско-турецкого лицея, посетила церемонию открытия международной конференции городов Всемирного наследия Евразии. Дорогие гости смогли принять участие в праздновании самого татарского праздника — Сабантуй. Это был не единственный визит татарской турчанки в Казань.
В 2007 году Айдан Шенер снова приехала к нам.
Хочу сказать огромное спасибо всем, кто за меня болел на Олимпийских играх и на протяжении всей моей карьеры. Одержать победы и завоевать все мои награды мне помог только Всевышний, тренеры и, конечно же, родители», — сказала Загитова со сцены.
Что касается Инстаграма, так я вообще стала известной только благодаря социальной сети. Заказы на банкеты приходят через него. Ладно, став замужней, я бы перестала выступать на банкетах. Но концерты, дискотеки… Я бы не стала отказываться. Если человек тебя любит, считаю, он должен принимать тебя такой, какая ты есть.
А он, еще не успев сделать предложение, ставит такие условия. Какой мужчина тебе нужен? Он должен дышать со мной в унисон. Наоборот, вдохновлять меня творить, петь, давать силы. Я не могу, допустим, сходить в фитнес-зал, пошопиться, а потом прийти домой и ждать, когда же вернется муж. Ты говоришь, все отношения заканчиваются неудачно. А я все же верю, что еще встречу своего единственного. Каковы шансы помириться с бывшим? Он говорит, что нам нужно поговорить.
Но мне уже не надо. В глубине души у меня есть к нему чувства, не буду скрывать. Сейчас он ставит мне условия, а что потом… Каким отцом он станет для моих детей? Не сломает ли он меня? Нет, не хочу к нему возвращаться. Сейчас ты одна? Желаю, чтобы Всевышний послал мне человека, который станет для меня лучшим мужем и образцовым отцом для наших детей. Абау… Или ты хочешь сказать, что ты еще невинна? Ага, еще чего.
Мне 31 год. Вот говорят: «Татарские девушки должны выходить замуж невинными». А что, я должна сидеть и ждать, кто возьмет меня замуж? Конечно, не нужно спать со всеми подряд. Я спала только с теми парнями, с которыми встречалась. Если ты встречаешься с парнем и вы спите вместе, в чем тут проблема? А когда уже можно отдаваться парню? Не нужно отдаваться мужчине сразу же, в начале отношений. В женщине должна быть загадка.
Чем дольше тянешь — тем интереснее. Мой бывший из Москвы говорил мне, то если бы мы переспали сразу после знакомства, то он бы мной не заинтересовался. Сколько парней у тебя было? Та-а-ак… Трое. Серьезных отношений было трое. Было такое, что ты боялась забеременеть? Нет, такого не случалось. Я доверяла своим парням. Если бы забеременела, а парень бросил, я бы все равно родила малыша.
Проблем в средствах не возникло бы. У меня есть работа, жилье. Но я ни разу не беременела. Да, верю. Как-то раз я похудела на 7 кг за девять дней. Ходила в больницу, врачи сказали, что медицина тут бессильна.
В 2010 году татарами себя указали 5 310 649 человек, к 2020 году эта цифра уменьшилась на 596 тысяч — во время прошедшей переписи татарами себя назвали 4 713 669 человек. При этом 4 073 253 человека родным языком считают татарский. Соответственно, 640 416 татар татарский язык не считают своим родным языком. Здесь также надо учитывать, что татарским владеют также и представители других национальностей. Таким образом, по результатам переписи 2020 года 69,18 процента татар владеют татарским языком, 61,89 процента используют его в повседневной жизни. Из указавших свою национальность как «татары» татарский язык родным считают 86,41 процента. Во время переписи 2010 года 80,6 процента татар заявляли о своем владении татарским языком. Таким образом, число татар, владеющих татарским языком, сократилось на 11,42 процента. Число лиц, считающих татарский язык своим родным языком, увеличилось на 5,81 процента. Сокращение числа владеющих родным языком наблюдается и у других народов, в том числе у чеченцев, которые в плане общей численности показали рост. Башкиры: из 1 571 879 человек, указавших свою национальность как «башкир», башкирским языком владеют 1 086 423 человек. Этот же показатель у других народов выглядит так: мари: 423 803 — 258 722; мордва: 484 450 — 220 090; чуваши: 1 067 139 — 700 222; удмурты: 386 465 — 255 877; чеченцы: 1 674 854 — 1 493 748; саха якуты : 478 409 — 377 722; тыва: 295 384 — 252 953. Русские и русский язык Число лиц, указавших свою национальность как «русский», сократилось на 5 437 717 человек в 2010 году в России проживало 111 016 896 русских, в 2020-м — 105 579 179. Татары обладают высоким уровнем образования По результатам опроса, проведенного в рамках переписи населения 2020 года, татары отличаются среди других народов более высокими показателями по уровню образования. Образование учитывалось в отношении населения старше 6 лет. Среди татар в эту категорию входят 4 434 552 человека, из них 95,95 процента указали свое образование. Так, среди татар 21,4 процента имеют высшее образование, 15,72 процента — среднее, 1,44 процента прошли программу магистратуры, 1,08 процента имеют высшую квалификационную категорию кандидатскую, докторскую степень. Таких всего 47 958 человек. Для сравнения: среди русского населения людей с высшим образованием — 20,89 процента, средним — 14, магистратура — 1,47, высшая квалификационная категория — 1,12 процента.
Власти Татарии призвали указывать в переписи национальность «татарин»
Он отметил, что задачи перед конгрессом — важнейшие. Одна и наиболее важная из них заключается в сохранении татарского языка. Сельская местность — это основа, где мы сохраняем нашу культуру, самобытность и язык. Мы все прекрасно понимаем, что с позиции языка — основы культуры — есть большие проблемы. Будущее наших детей зависит от нас. Мы должны приложить усилия, чтобы сохранить во всей своей красе наш татарский язык», — отметил Фаррахов.
Соответственно, все, для кого вопрос национальной идентичности был актуален, кто хотел назвать себя башкирами или татарами — получили возможность сделать, и, думаю, сделали это. Весной 2021 года я прогнозировал, что башкиро-татарский «переписной маятник» качается с затухающей амплитудой, приемлемой для стабильно развивающегося общества. Поэтому, думаю, что и сейчас никаких сенсаций не произойдет — результаты будут ближе всего именно к цифрам 2010 года. Правда, тогда я не ожидал столь агрессивной кампании по политизации переписи со стороны Татарстана. При том, что башкирские СМИ практически не поддержали эту полемику.
Посмотрим, насколько это отразилось на результатах переписи. Все это ставит перед экспертным сообществом, помимо обычного анализа, задачу по деполитизации переписи — поскольку на самом деле ее функции находятся в области не политики, а статистики. Гульдар Хилажева, кандидат исторических наук По данным всероссийской переписи 2010 года, в Башкортостане доля смешанных браков составляет почти половину всех семей. Если супружеских пар одной национальности в республике 51,8 процента, то этнически смешанных — 48,2 процента. Причем большинство смешанных браков — почти 60 процентов, заключается с представителями татарского народа, как наиболее конфессионально и культурно близким для башкир. Неудивительно, что в таких семьях, живущих в республике, и родители, и дети могут определять себя башкирами. Второй фактор связан с так называемыми «северо-западными» башкирами — территориальной группы башкир, проживающих в северо-западных районах Башкортостана, на востоке Татарстана, на юге Пермского края и Свердловской области. Эта группа башкир в связи, с одной стороны, культурным влиянием Казани, с другой стороны в связи с отторжением их носителями юго-восточного диалекта башкирского языка, часто имеют двойственную татаро-башкирскую идентичность. И часто меняют ее в зависимости от политической конъюнктуры. Однако в последнее время, в современном обществе, люди с двойной татаро-башкирской идентичностью определяют себя как башкиры.
Кроме того, в последнее время в республике сохраняется тенденция оттока трудоспособного населения.
Создавая фильм, Черногузова изучила множество исторических и литературных книг об истории, мифах и легендах татарского народа. Понятно, что татары — нация, но я татарстанка. Я родилась и живу всю жизнь в Татарстане, и очень сложно отделить себя от татарской культуры. Становясь старше, когда ты начинаешь выезжать куда-то, ты понимаешь, что ты не сколько из России, сколько из Татарстана», — сказала Черногузова. Одним из шагов по продвижению татарских костюмов стал фэшн-фильм Черногузовой «Юха», в основе которого лежит сюжет татаркой сказки «Су Анасы».
По сведениям, содержащимся на официальном сайте, посвященном татарскому классику — поэту Габдулле Тукаю 1886-1913 , премия его имени присуждается в республике за «наиболее выдающиеся и получившие общественное признание произведения литературы и искусства, внесшие значительный вклад в развитие отечественной и национальной культуры». Также могут быть награждены деятели культуры, чьи труды «отличаются высоким уровнем профессионального мастерства, обладают своеобразием авторского стиля, новизной и оригинальностью», или те, кто зарекомендовал себя «выдающимися научными исследованиями в области искусствоведения и литературоведения». В смысле своеобразия авторского стиля 59-летней Фаузие Байрамовой, которую часто называют «бабушкой татарского национализма», безусловно, в Татарстане нет равных. С начала 1990-х годов бывшая выпускница театрального училища призывает к освобождению от «российского имперского гнета» и борьбе за полную независимость Татарии. Именно тогда жители Казани впервые увидели ее во главе толпы татарских националистов, скандировавших «Азатлык! Фаузия Байрамова стала символом татарского национализма «первой волны». Однако после того, как в Татарии система власти Минтимера Шаймиева получила от федерального центра максимум преференций, Байрамову попросили уйти с политической сцены, и о ней стало мало что слышно. Она писала книги и путешествовала, расширяя круг соратников за границей. Фамилия Байрамовой снова появилась в СМИ чуть больше года назад, когда в декабре 2008 года «Милли-меджлис татарского народа» принял новую «Декларацию о независимости Татарстана» и объявил об альтернативном Кабинету министров РТ национальном «правительстве в изгнании».
Поклонская заказала ДНК-тест для выявления национальности: «Вдруг выяснится, что я татарка?»
За 10 лет в России сократилась численность татар | На современном этапе о татарах невозможно говорить без Республики Татарстан, являющейся эпицентром развития татарской нации. |
Telegram: Contact @ideluralnews | Конечно, это не принципиально, любовь не выбирает национальность, влюбиться можно совершенно случайно, татарка она будет по национальности, еврейка, немка или русская. |
«Я не татарка, а татарстанка»: в республике запустят татарский мерч | На современном этапе о татарах невозможно говорить без Республики Татарстан, являющейся эпицентром развития татарской нации. |
Татарские девушки – какие они? За кого выходят замуж?
Соответственно, все, для кого вопрос национальной идентичности был актуален, кто хотел назвать себя башкирами или татарами — получили возможность сделать, и, думаю, сделали это. Весной 2021 года я прогнозировал, что башкиро-татарский «переписной маятник» качается с затухающей амплитудой, приемлемой для стабильно развивающегося общества. Поэтому, думаю, что и сейчас никаких сенсаций не произойдет — результаты будут ближе всего именно к цифрам 2010 года. Правда, тогда я не ожидал столь агрессивной кампании по политизации переписи со стороны Татарстана. При том, что башкирские СМИ практически не поддержали эту полемику.
Посмотрим, насколько это отразилось на результатах переписи. Все это ставит перед экспертным сообществом, помимо обычного анализа, задачу по деполитизации переписи — поскольку на самом деле ее функции находятся в области не политики, а статистики. Гульдар Хилажева, кандидат исторических наук По данным всероссийской переписи 2010 года, в Башкортостане доля смешанных браков составляет почти половину всех семей. Если супружеских пар одной национальности в республике 51,8 процента, то этнически смешанных — 48,2 процента.
Причем большинство смешанных браков — почти 60 процентов, заключается с представителями татарского народа, как наиболее конфессионально и культурно близким для башкир. Неудивительно, что в таких семьях, живущих в республике, и родители, и дети могут определять себя башкирами. Второй фактор связан с так называемыми «северо-западными» башкирами — территориальной группы башкир, проживающих в северо-западных районах Башкортостана, на востоке Татарстана, на юге Пермского края и Свердловской области. Эта группа башкир в связи, с одной стороны, культурным влиянием Казани, с другой стороны в связи с отторжением их носителями юго-восточного диалекта башкирского языка, часто имеют двойственную татаро-башкирскую идентичность.
И часто меняют ее в зависимости от политической конъюнктуры. Однако в последнее время, в современном обществе, люди с двойной татаро-башкирской идентичностью определяют себя как башкиры. Кроме того, в последнее время в республике сохраняется тенденция оттока трудоспособного населения.
Музыкальная школа, музучилище, институт культуры и искусств, опыт работы в различных музыкальных коллективах. Поэтому можно сказать, что музыка — это вся моя жизнь! Я никогда не делала из этого никакой тайны, но по национальности я татарка, хотя много еще всего намешано, а по духу я, конечно же, русский человек. С 2000 года пою в цыганском ансамбле «Ромалэ» в городе Волжском.
В 2015 году с некоторыми из участников этого коллектива мы создали своё детище — цыганский ансамбль «Талисман». Почему именно цыганский? Это обычная практика в мире цыганской музыки и фольклора.
А вдруг у нас с Зеленским общие предки?
Вопросов тьма! Так что ждите ответ на главный вопрос русской политики», — заключила депутат.
Немало татар поселилось и в самой Москве, они получили в кормление множество деревень и городков.
Это не понравилось московскому боярству, и Василий был ослеплен, за что и получил прозвище «Темный». На политической истории ханства останавливатся не будем, ибо она достаточно хорошо известна. Нас интересует другой вопрос — «Кто проживал в Казанском ханстве?
Первоначально в булгарском улусе проживали остатки булгарского населения, известные в русских летописях как «бусурманы» или «сарачины» Летописец так описывает приход Улу-Мухаммеда в Казань: «И шедше полемъ, перелезше Волгу, и засяде пустую Казань, Саиновъ юртъ. И начаша збиратися ко царю мнози варвари отъ различныхъ странъ, ото Златыя Орды и отъ Асторохани, отъ Азуева и отъ Крыма». Как видим, уже тогда состав Казанского ханства существенно пополнился выходцами из других регионов Орды.
Кроме того в Казанском ханстве проживали и другие народы. Андрей Курбский — участник взятия Казани в 1552 году, один из воевод в армии Грозного писал: «бо кроме татарского языка, в том царстве 5 различных языков: мордовский, чувашский, черемисский, воитецкий, або арский удмуртский , пятый башкирский» Финские народы края в основном придерживались своих верований, потому что татарам было чуждо понятие религиозного гнета, так как еще «Яса» Чингисхана приписывала веротерпимость. Ислам распространялся среди этих народов через миссионерство, причем принятие ислама вело обычно к полной ассимиляции в татарском народе.
Инородцы, совращенные въ мусульманство, вместе съ тем и отатариваются. Триста летъ живутъ они вместе съ русскими и подъ русскою властью и не только не русеютъ, какъ друие инородцы, но еще сами развиваютъ съ своей стороны огромное влияние на соседнихъ инородцевъ, обращая ихъ въ магометанство и постепенно отатаривая. Казанские татары.
После воцарения в Казани ханов из ветви Гиреев на территорию ханства попадают и выходцы из Крыма. Так же в южных районах ханства проживало немало ногаев, которые кочевали на левобережье Волги, их влияние усилилось при знаменитой Сюембике, дочери ногайского князя Юсуфа. Сюембике и её сын Утемиш-Гирей.
После взятия Казани население бежало от насильственного крещения в южные и восточные районы ханства. В центральных районах государства на месте селений образовались пустоши, которые стали колонизироваться русскими крестьянами. Некоторые деревни во владение получили служилые касимовские татары.
Население Казанского ханства стало основой казанских татар — самого многочисленного субэтноса татарского народа. Крымское ханство обособилось от Золотой Орды в 1441 году. Основателем ханства был Хаджи-Гирей.
Его потомки правили Крымом до самого присоединения к Российской империи. Крым был пожалуй одним из самых пестрых в этническом отношении регионов Золотой Орды. Кроме общих для всех татар потомков сармато-алан, булгар и половцев, здесь в горной части полуострова долгое время существовало княжество Феодоро, в котором проживали греки, аланы, готы.
Интересен тот факт, что даже через много веков исследователь крымских татар Б. Куфтин отмечал схожесть татарских домов горного Крыма с немецкими. Южное побережье Крыма было населено греками и генуэзцами.
После завоевания Крыма турками и вхождения ханства в состав Османской империи начинается процесс всеобщей исламизации и тюркизации населения. Так же в крымских татарах растворилось немало черкесов, потому что их земли тоже входили в состав Крымского ханства. Последним элементом сложения крымскотатарской общности можно считать ногаев, которые переселились в пределы Крымского ханства из междуречья Урала и Волги спасаясь от калмыков.
Девушка-татарка из Крыма. Крымское ханство попавшее под протекторат Турции испытало значительное влияние османской культуры. Это заметно и в языке, и в кухне, и в народном костюме крымских татар.
В наше время о них принято говорить как об отдельной нации. Но их ранняя история так же как и у остальных групп татар неразрывно связана с «золотоордынским татарским этносом». Бахчисарай - «Дворец-сад» - столица крымских ханов.
Большая Орда — прямой наследник Золотой Орды. Земли этого государства включали центральную часть Золотой Орды, на востоке они ограничавались первоначально рекой Уралом, а с усилением Ногайской Орды граница стала проходить по Волге. Сарай и Астрахань были самыми крупными городами этого государства, но они потеряли свое торговое значение после нашествия Тимура.
Основная масса населения вела кочевой образ жизни. Борьба эта была проиграна и после убийства последнего ее хана Шейх-Ахмада гегемония в степях полностью перешла к Крыму. Население Большой Орды переселилось в соседние государства: в Крым, в Литву, в Казань, часть населения переместилось на юг к Астрахани, где возникло новое Астраханское ханство.
Много татар переселились на север в Мещеру. Здесь они поступили на службу московскому государству. Коренное население этой местности составляли буртасы и мордва.
Пришедшие татары стали смешиваться с ними и получили название «можорян, мещерских людей или мещеряков». Сейчас они известны как субэтнос татарского народы — татары-мишари. О происхождении мишарей существует несколько теорий: от древней финской мещеры, от мадьяр, от золотоордынцев, от буртасов.
Наиболее вероятным представляется происхождение от буртасов и татар Большой Орды при некотором участии финно-угров. В пользу степного происхождения говорит антропологический тип мишарей. У татар-мишарей самый высокий среди татар процент понтидов — типа характерного для древнего сарматского населения, бывшего предками буртасов.
Об ордынском следе в происхождении мишарей говорит и их диалект, в котором много древних форм характерных для старотатарского языка и других кипчакских языков. Кроме того, у мишарей сохранились следы кочевнического быта, а также предания об основании деревень, в которых говорится о переселении основателей из района нижней Волги. Первоначально мишари проживали только на территории Мещеры, но так как они были военно-служилым сословием их стали переселять в другие районы Поволжья с целью охраны засеченных черт.
Сейчас мишари составляют самую большую группу поволжских татар после казанских. Костюм сергачской мишарки. После падения Большой Орды основная масса населения переселилась к городу Астрахани.
Здесь возникло Астраханское ханство. Это было одно из самых слабых и малонаселенных татарских государств. Почти всегда политика Астрахани подчинялась политике сильных соседей.
Наибольшее влияние в Астрахани имела Ногайская Орда. Ногайцы проживали на территории Астраханского ханства. Они являются предками карагашей — одной из групп современных астраханских татар.
Вообще, рассказывая о постордынских татарских государствах нельзя обойти стороной Ногайскую Орду, потому что ногайский компонент в разной степени присутствует во всех татарских субэтносах. Это государство выделилось из Кок Орды во времена Идигея. Идигей — беклер-бек Золотой Орды из рода мангыт.
Не имея права на ханский престол, он тем не менее фактически управлял Улуг Улусом. Память о его могуществе была столь велика, что у тюркских народов появился даже эпос «Идигей». При нем и произошло обособление «Мангытского юрта», как еще называли Ногайскую Орду.