Новости надежда константиновна крупская причина смерти

По официальной версии к причинам смерти Крупской отнесли обострившуюся базедову болезнь, которая повлекла за собой заболевание сердца. В России Надежда Константиновна Крупская встречается с мужем урывками, но держит его в курсе всех дел. Надежда Константиновна Крупская на Викискладе. А после смерти Ленина Надежда Крупская жила в настоящем аду. Надежда Константиновна родилась в 1869 году в Петербурге в бедной дворянской семье военного и гувернантки.

Жена Владимира Ленина: были ли в жизни Надежды Крупской другие мужчины

Занималась организацией пролетарского юношеского движения, стояла у истоков Социалистического союза рабочей молодёжи, комсомола и пионерской организации. С 1917 года являлась членом Государственной комиссии по просвещению. В 1920 году была председателем Главполитпросвета при Народном комитете просвещения, выступила инициатором создания общества «Друг детей». В дискуссии о применении в воспитании советских детей скаутской методики считала, что пионерская организация должна быть скаутской по форме и коммунистической по содержанию. Вместе с немецким коммунистом Эдвином Гёрнле разрабатывала вопросы пролетарского, коммунистического воспитания детей. Крупская стала одним из создателей советской системы народного образования, сформулировав основную задачу нового просвещения: «Школа должна не только обучать, она должна быть центром коммунистического воспитания». Ей была присуждена учёная степень доктора педагогических наук. Как идеолог коммунистического воспитания критиковала педагогическую систему, разработанную А. Макаренко после её выступления на съезде комсомола в мае 1928 года с резкой критикой А.

Макаренко последний был в скором времени снят с руководства колонией им. Крупская сыграла неблаговидную роль в судьбе К. В феврале 1928 года в «Правде» была обнародована статья Крупской «О "Крокодиле" Чуковского»: «Такая болтовня - неуважение к ребёнку. Сначала его манят пряником - весёлыми, невинными рифмами и комичными образами, а попутно дают глотать какую-то муть, которая не пройдёт бесследно для него. Я думаю, «Крокодила» ребятам нашим давать не надо». Выступление вдовы Ленина означало в то время фактически запрет на профессию. Спустя какое-то время Чуковский публикует в «Литературной газете» письмо, в котором отрекается от сказок. После этого до 1942 года он не написал ни одной сказки.

Зиновьева и Л. Каменева в их борьбе против Сталина, но впоследствии признала эту позицию ошибочной, выступала на Пленумах ЦК партии и голосовала за предание суду Н. Бухарина, за исключение из партии Л. Троцкого, Г. Зиновьева, Л. Крупская ходатайствовала за репрессированных, но большей частью безрезультатно. В 1930-е годы Крупская была практически отстранена от работы Наркомпроса и занялась вопросами библиотечной работы. Надежда Крупская - автор многочисленных работ о В.

Ленине, трудов по коммунистическому воспитанию, педагогике и истории партии большевиков. Крупская активно переписывалась с пионерами, советскими детьми. Умерла 27 февраля 1939 года в Москве. После смерти тело было кремировано, прах помещён в урне в Кремлёвскую стену на Красной площади в Москве.

Однако по вызову врачей из Кремлевской клиники прибыли не сотрудники "Скорой помощи", а сотрудники НКВД, заключившие Крупскую под домашний арест и отказавшие ей в медицинской помощи.

К утру 27 февраля, испытывая страшные физические и моральные муки, Н. Крупская умерла. Получается, что Сталин все-таки "приложил руку" к смерти Крупской, причиной которой стал не отравленный торт, а то, что Надежде Константиновне вовремя не оказали медицинскую помощь. Источник: Форум.

К тому же сохранившиеся документы, свидетельствующие о последних часах жизни Крупской, говорят о том, что та ушла из жизни вовсе не из-за торта, а из-за намеренного бездействия медиков. Читайте также: Алла Пугачева и Сергей Челобанов: почему они расстались Настоящая причина смерти Когда Надежда Крупская почувствовала себя неважно, ее гости, как и следует, вызвали бригаду врачей. Они в первую очередь заключили Крупскую под домашний арест, а уже спустя 3 часа вдову Ленина наконец осмотрели доктора Кремлевской больницы. В результате нескольких и весьма продолжительных консилиумов светила советской медицины вынесли вердикт «глубокое поражение всех внутренних органов». Об этом в том числе пишет в своей книге «Кремлевские жены» и Вера Васильева. Между тем непосредственной причиной смерти Крупской оказался аппендицит.

По мнению профессора Владимира Лаврова, все, что необходимо было сделать докторам, — это срочно прооперировать Надежду Константиновну. Но те, как утверждает Лавров, будто специально выжидали, когда обычный аппендицит разовьется в гнойный, а затем завершится перитонитом, который, кроме всего прочего, перед смертью причинил Крупской страшные муки.

Крупская познакомилась значительно раньше Ленина , так как согласно завещанию отца после его смерти в 1883 году семья Крупских оказалась под опекой Николая Утина , который поддерживал контакты с Марксом. В 1887 году окончила с золотой медалью частную женскую гимназию Оболенской в Петербурге [5]. Справка о Крупской Музей политической истории России В 1889 году Крупская поступила на Бестужевские курсы в Петербурге, но училась там лишь год. Во время обучения вступила в студенческий марксистский кружок. С 1891 по 1896 годы преподавала в Петербургской воскресной вечерней школе для взрослых за Невской заставой на Шлиссельбургском тракте, занимаясь пропагандистской работой. В 1894 году познакомилась с молодым марксистом Владимиром Ульяновым Лениным. Вместе с ним участвовала в организации и деятельности « Союза борьбы за освобождение рабочего класса ». В 1896 году была арестована и после 7-месячного заключения сослана в Уфимскую губернию , но отбывала ссылку в Сибири , в селе Шушенском , где 10 22 июля 1898 года вступила в церковный брак с Ульяновым Лениным. Крупская утверждала, что это был её первый брак, однако боевик Борис Герман член партии эсеров, а затем эсеров-максималистов , эмигрировав после революции, вспоминал о сожительстве с Крупской прежде её знакомства с Лениным [6] [7] [8]. Обручальные кольца были изготовлены из медных пятаков одним из местных ссыльных мастеров [9]. Была известна под рядом партийных псевдонимов Саблина, Ленина, Н. В 1901 году эмигрировала в Германию , была секретарём газеты « Искра ». В 1905 году вместе с Лениным вернулась в Россию, была секретарём ЦК. После разгрома Революции 1905—1907 годов в России отправилась во вторую эмиграцию.

Надежда Крупская

Галантерейные амбиции — публикации и статьи журнала STORY Загадка смерти Надежды Константиновны Крупской.
Клинический случай. Единственная Надежда После смерти ее слава только выросла: теперь никто не боялся, что Надежда Константиновна взбрыкнет и осудит очередной изгиб линии партии.
Чем мы обязаны Надежде Константиновне Крупской? / На тему дня / Журнал Вот что вспоминает Надежда Константиновна о том периоде: «Мы с мамой воевали с русской печкой.

«Она похожа на селедку». Рыбные клички Надежды Крупской

Близкий друг Ленина, Глеб Кржижановский, вспоминал: «Владимир Ильич мог найти красивее женщину, вот и моя Зина была красивая, но умнее, чем Надежда Константиновна, преданнее делу, чем она, у нас не было…». На счет своих внешних данных не заблуждалась и сама Надежда Крупская: «Я под стать русской природе, нет во мне ярких красок», — как-то обмолвилась она в разговоре с матерью. Но не все так однозначно. Надежда Константиновна Крупская 1869-1939 в молодости Обычно «рыбные» прозвища Крупской связывают с ее внешностью, однако, публицист Валерий Шамбаров считает что каждое ее прозвище имело под собой четкое обоснование.

В своей книге «Нашествие чужих. Почему к власти приходят враги» Шамбаров утверждает, что истоки «рыбного» прозвища Крупской следует искать в ее родословной. Дело в том, что отец Надежды Константиновны рано ушел из жизни.

О Крупской до конца своих дней заботилась ее мать Елизавета Васильевна, которая, по данным Шамбарова, до замужества носила фамилию Фишман.

Но не все так однозначно. Надежда Константиновна Крупская 1869-1939 в молодости Обычно «рыбные» прозвища Крупской связывают с ее внешностью, однако, публицист Валерий Шамбаров считает что каждое ее прозвище имело под собой четкое обоснование. В своей книге «Нашествие чужих. Почему к власти приходят враги» Шамбаров утверждает, что истоки «рыбного» прозвища Крупской следует искать в ее родословной. Дело в том, что отец Надежды Константиновны рано ушел из жизни. О Крупской до конца своих дней заботилась ее мать Елизавета Васильевна, которая, по данным Шамбарова, до замужества носила фамилию Фишман. Именно по этой причине Крупская и стала «Рыбой».

Известный журналист, Леонид Млечин, перу которого принадлежит издание «Демонтаж патриархата, или Женщины берут верх», также пишет о том, что недоброжелатели часто называли Крупскую «Селедкой».

Национально-патриотическое воспитание порицалось как чуждое «истинному классовому» и как присущее «буржуазной культуре попов и капиталистов», призванное растить их покорных прислужников, а не человеческую личность. В будущем о человеческой личности тоже будут выражаться в ином ключе, и старой школе, которую уже назовут «школой учебы», решительно противопоставят «школу жизни», но в ту пору Ленин призывал взять из нее все хорошее, что необходимо для коммунизма. Ленинские идеи были основой педагогического учения Крупской.

В эмиграции она профессионально изучала педагогику и школьное дело в Европе с марксистской точки зрения. В 1915 году появился ее первый капитальный труд «Народное образование и демократия», в котором она доказывала свою вожделенную идею «трудового метода обучения», то есть создания трудовой школы, где учащиеся могли бы приобретать трудовые навыки и применять полученные знания на практике. Существовавшая школа повергалась критике, помимо вышеизложенного, за ее изолированность, за одиночество детей, которые никому не интересны, за индивидуалистический характер воспитания и за оторванность от реальной жизни. Школа с «полноценным воспитанием» и принципиально новой задачей могла быть создана только при социализме.

Дети имеют право на счастье Н. Крупская среди пионеров После Октябрьской революции большевики смогли приступить к воплощению своих педагогических идей. Перед советской школой, устроенной на марксистских основах, отныне ставилась глобальная задача воспитания нового человека, и школа должна была стать «орудием коммунистического перерождения общества в целях воспитания поколения, способного окончательно установить коммунизм». Крупской с товарищами отчасти удалось сделать то, что совсем не удалось Екатерине Великой с ее просветительскими помыслами — взращивать в Воспитательном доме третье сословие свободных граждан.

Школа превратилась в питомник по выращиванию «нового человека», которому предстоит завершить строительство коммунизма, поэтому ему следует овладеть всеми навыками от материалистического мировоззрения до трудовой специальности. Так антирелигиозная проповедь вышла на первый план, исходя из главной задачи воспитания, сформулированной Крупской: «Воспитывать — значит планомерно воздействовать на подрастающее поколение с целью получить определенный тип человека». Революция только что свершилась, и социализм только начинали строить. А «необходимой предпосылкой социализма является человек, способный осуществить социализм».

Отсюда следовало, прежде всего, изменить его мировоззрение и воспитать в коммунистической морали, которая пришла на смену религии. Обычно, рассуждая об антирелигиозном советском воспитании, забывают эту вторую важнейшую идеологическую составляющую. Согласно ленинскому учению, вечной морали не существует, а существует только классовая. И если буржуазная мораль гласит: «Либо ты работаешь на другого, либо он на тебя», то в основе коммунистической морали лежит борьба за разрушение старой жизни и за построение коммунизма.

Оттого коммунистическая нравственность должна быть направлена «против эгоистов и мелких собственников», то есть против индивидуалистской психологии. Таким образом были заложены основы атеистической, следовательно тоталитарной, коллективистской и антинациональной системы советского воспитания. Перед ее творцами стояла грандиозная задача: уничтожив на корню старую школу с ее методами, выработать кардинально новые принципы обучения. Таковыми стали воинствующий атеизм, внедрение в умы материалистического мировоззрения, коллективизм, политехнизм знакомство в теории и на практике с главными отраслями производства , детский труд, школьное самоуправление, физвоспитание, имеющее целью подготовить молодежь к трудовой деятельности и защите социалистического отечества.

Эти памятные многим громкие абстракции изначально были полны конкретного содержания. Требовалось решить проблемы с учебниками, школьными программами и дисциплинами, с методикой их преподавания и с учителями. За время жизни Ленина и Крупской сущность текущего политического момента менялась неоднократно — гражданская война, военный коммунизм, электрификация, мирное строительство, НЭП, индустриализация, коллективизация и т. Оттого видоизменялись со временем и некие конкретные педагогические установки, но концепция образования оставалась неизменной: «школа должна не только обучать, она должна быть центром коммунистического воспитания».

Генеральная стратегия образования определялась марксизмом и Лениным. Крупская вкупе с Луначарским и другими коллегами только интерпретировала ее на практике со своими конкретными добавлениями. Ей выделили под контроль школу именно как основоположнику марксисткой педагогики. С первых дней революции Крупская работала в Наркомпросе, заведовала внешкольным отделом, являлась членом Государственной комиссии по просвещению, стала председателем Главного политико-просветительного комитета Главполитпросвета и затем председателем научно-методической педагогической секции Государственного ученого совета ГУСа , занимавшегося в числе прочего и разработкой новых школьных программ.

Для ясности упомянем, что осенью 1918 года была одобрена система единой школы с двумя ступенями: I ступень — 5 лет начальная школа и II ступень — 4 года средняя школа. Вместе обе ступени составляли девятилетнюю среднюю общеобразовательную школу, что обеспечивало единство школьной реформы, которую можно условно разделить на два больших раздела: собственно преподавание и устройство школы как детского коммунистического коллектива. Основополагающему педагогическому принципу — воинствующему атеизму — было подчинено все образование в силу идеологического характера советской школы. Даже попытки создания просто «безрелигиозной» школы были приняты Крупской и иже с нею в штыки.

Крупская считала, что антирелигиозная пропаганда должна начинаться в дошкольном возрасте, когда эти вопросы только начинают интересовать детей, однако настаивала на крайней осторожности ее проведения среди учащихся, потому что иначе можно добиться противоположного результата — религиозности. Оттого методы расстрела икон в школах или насильственного снятия нательных крестов она строго порицала, так как после этого многие крестьяне забирали детей из советских школ, и учила обращаться с «орудием насмешки» правильно. Во-первых, полным изгнанием прежних учебников и хрестоматий, написанием новых детских книжек и учебников, созданием «правильных» библиотек и учебных программ. Во-вторых, воспитанием материалистического мировоззрения за счет широкого преподавания эволюционной теории, естественнонаучных дисциплин и марксистского обществоведения и изучения всех предметов в диалектической связи: то есть исследование явлений в их причинно-следственной связи, уяснение их взаимозависимости и итоговое понимание закономерности.

А там, где есть это понимание, там нет места религии». В-третьих — воспитанием в духе коммунистической морали и, следовательно, усиленным внедрением коллективизма, призванного развивать детские общественные инстинкты, учить детей понимать и творить окружающую жизнь. Тут явилась ее любимая идея, выношенная из личного опыта: не будет детского одиночества — не будет у подростка ипотребности в религии, а значит и антирелигиозная пропаганда со временем станет ненужной: «некого будет пропагандировать». По мысли Крупской, ведь и рабочий безбожнее крестьянина потому, что он член коллектива — «ему Бога не нужно».

Тогда как крестьянин пока еще мелкий единоличник, и его дети приходят в школу религиозными, но школа должна их перевоспитать. Разумеется, что от самого учителя требовались активные атеистические взгляды, но и старого квалифицированного преподавателя, «зараженного религией», Крупская призывала пока не отстранять от дел в силу острого дефицита учительских кадров. Пусть он оставит свои религиозные воззрения при себе и займется обучением ребят в той области, в которой он хороший специалист, например садоводству. К новому же учителю, подготовленному советской властью, предъявлялось категорическое требование — быть убежденным антирелигиозником, то есть лично не сомневаться в отсутствии Бога.

Теперь о практике. После революции вопросе о детской книжке стал больным. Старые учебники были противопоказаны для советского преподавания, хотя на первых порах их пытались как-то садаптировать к новым условиям, например, заменить некрасовскую фразу «по своей и Божьей воле» на «по своей мужичьей воле» и т. Однако такие фразы не были единичными, поскольку в старой школе, по словам Крупской, все было проникнуто религиозным духом, особенно литература и история.

Например, книга для чтения весьма почитаемого ею К. Ушинского «Родное слово», предназначенная для детей в возрасте от 9 до 11 лет, была буквально испещрена напоминаниями о Боге, вроде: «Мама, мама! В Божьем небе Божьи ангелы поют, ходят розовые зори, ночи звездные плывут», и иллюстрациями на тему сочельника, Рождества, Пасхи. Книжка по истории для детей старшего возраста содержала рассказы на тему «Крещение Руси», «Владимир-христианин», «Основание Киево-Печерской лавры».

Классики тоже подавались в религиозном ключе — «Всенощная в деревне» Аксакова, «Песня бедняка» Жуковского. Отсюда вывод: все советские декреты сводятся на нет, если дети продолжают учиться по таким учебникам. Учебники отменили, новых пока не было, и детская книжка стала самым востребованным средством коммунистического воспитания. Крупская всегда придавала колоссальное значение книге, которая может быть «организующая» или «дезорганизующая», может формировать мировоззрение, тем более у детей.

Старая школа страдала разрывом книги с практикой жизни.

И клятву свою сдержала: некоторое время младшие девочки росли в Горках. Позже были отправлены за границу. До последнего своего дня Крупская состояла с ними в задушевной переписке.

Особенно любила младшую, Инессу, а сына ее называла «внучком». Вот строки из нее: «Женщина-работница или женщина-крестьянка почти не имеют возможности воспитывать своих детей, оставляя их на целый день на произвол судьбы». Народоволка Вера Засулич очень похвалила эту работу, сказав Ильичу, что она написана «обеими лапами». Книжка вышла без подписи автора.

А в 1906 году была признана антигосударственной и публично уничтожена. Надежда Константиновна считала: проблема не в том, чтобы освободить женщин от необходимости трудиться наравне с мужчинами, а в том, чтобы создать систему, в которой материнское, семейное воспитание заменить общественным. Этому она посвятила значительную часть и своих педагогических трудов, которых к концу жизни набралось на 11 увесистых томов, и своих усилий: после революции, будучи заместителем наркома просвещения Луначарского, именно она заложила основы советской системы детских воспитательных учреждений: яслей, садов, лагерей, интернатов, школ, рабочих училищ. Непосредственное участие приняла и в создании молодежных — пионерской и комсомольской — организаций.

Для последней, кстати, написала устав. Ликбез Базедова болезнь — это аутоиммунное заболевание, диффузный токсический зоб. Данное заболевание получило свое название в честь немецкого врача Карла Адольфа фон Базедова, давшего ему полное и точное описание. Базедова болезнь сопровождается увеличением размеров щитовидной железы и повышением ее функции вследствие аутоиммунных процессов, происходящих в организме больного.

Болезни подвержены люди всех возрастов, но чаще всего болеют женщины молодого и среднего возраста. Способствуют возникновению токсического зоба и различные вирусные инфекции. Специфический симптом для Базедовой болезни — изменения со стороны глаз. При взгляде вниз при открытых глазах появляется белая полоска над зрачком, хотя в норме веко обычно опускается вслед за глазным яблоком.

Глазное яблоко выглядит увеличенным и выпяченным. Глаза блестят, они широко раскрыты, мигание редкое. Веки могут быть отечными. Из-за нарушения питания глазного яблока могут присоединяться различные виды инфекции и возникают конъюнктивиты.

Эмиграция После ссылки Ленин эммигрировал в Австрию. Надежда Константиновна с матерью отправились в Уфу — досиживать срок. Здесь она опять попала в больницу, где врач поставил диагноз: «заболевание эндокринной системы». Начала выходить первая социал-демократическая газета «Искра».

Издавали ее за границей, но деньги для этого собирали в России. Сохранились записи, сделанные рукой Ильича: «Получено 427 марок 88 пфенингов из России из Уфы ». Собраны эти деньги были усилиями его жены, казначея местной социал-демократической организации Крупской. Живя в Уфе, Надежда Константиновна готовилась к жизни в эмиграции.

Посещала курсы французского языка 3 раза в неделю по часу, 6 рублей в месяц. Для сравнения — ее собственные уроки ученикам оплачивались куда дороже — за 6 часов она брала 62 рубля. Объединились супруги в 1901 году, в Лондоне. Первый период эмиграции длился до 1905 года, второй — с 1907 по 1917.

Некоторое время провели и на отдаленных Российских территориях — в Финляндии и Польше. Все это время Крупская исполняла роль целого секретариата: вела переписку с соотечественниками, готовила и проводила съезды, конференции, редактировала печатные издания, исполняла обязанности переводчика и личного референта мужа. Читала лекции французским шляпницам о роли женщины в революции. Спустя годы, выступая на вечере, посвященном 50-летию Ильича, известный революционер Ольминский так оценил работоспособность Крупской: «.

Она всю работу, так сказать, черновую, исполняла, она оставляла ему самую чистую работу, а все конспиративные сношения, шифровки, транспорт, сношения с Россией, все вела сама. И поэтому, когда мы говорим — Ленин великий организатор, то я добавляю, что Ленин с помощью Надежды Константиновны — великий организатор». Лето супруги, как правило, проводили на горных европейских курортах: Альпы, Татры. Этого требовало слабое здоровье Крупской: ее мучили приступы аритмии.

В 1912 году ситуация обострилась, встал вопрос об операции. Средства позволили сделать это у лучшего европейского специалиста — доктора Кохера Берне. На время болезнь отступила. В 1915 году умерла мать Крупской, и перед семьей остро встал финансовый вопрос.

Долгие годы именно ее пенсия служила главным источником существования. Пришлось искать уроки и переводы. Но в своих письмах Крупская опровергает слухи как о жировании за казенный счет, так и о голодном существовании: «Нужды, когда не знаешь, на что купить хлеба, мы не знали». У власти О революции, которая приведет их к власти, большевики узнали из утренних парижских газет.

6 фактов из жизни Надежды Крупской, которые замалчивали историки СССР

И было за что: зеленые глаза, по-аристократически бледная кожа, роскошная коса. Себя Крупская называла "настоящей петербурженкой". Фото: wikipedia. Этот недуг сильно отравил жизнь Крупской. Одно из проявлений болезни — неестественно выпученные глаза. Из-за этого даже среди партийных соратников у Крупской появились обидные прозвища — "селедка", "минога". Заболевание передалось ей по наследству, и уже в юности регулярно давало о себе знать частыми недомоганиями, вялостью. В то время эффективных способов борьбы с базедовой болезнью не существовало, Крупская мучилась, но терпела. С возрастом болезнь все сильнее отражалась на внешности первой леди СССР: отеки шеи и лица, одутловатость. Еще больше подкосили ее здоровье тюремное заключение.

В 1898 году, сидя в холодной камере, она простудилась по женской части. Впоследствии Крупская много лечилась в Европе, но безрезультатно. Бездетность С Лениным Крупская познакомились в 1894 году. Поженились они спустя четыре года. Что любопытно, несмотря на атеистические убеждения супругов, сочеталась революционная пара церковным браком. На этом настояла мать новобрачной — Елизавета Васильевна.

В 1890 г. Крупская вступила в марксистский кружок и, работая учительницей в школе для рабочих, продвигала среди них революционные идеи. Через четыре года она познакомилась со ставшим тогда известным в Петербурге молодым революционером Владимиром Ульяновым. Правда, в это же время к ней был неравнодушен другой марксист - Иван Бабушкин, но она решила отдать предпочтение начитанному, привлекающему своей внутренней энергией провинциалу Ульянову. К слову сказать, Крупская в молодые годы была довольно привлекательной девушкой, что было немаловажным критерием того, что лысоватый, рыжий и низковатый Владимир Ильич ответил ей взаимностью. Зимой 1895 года Ульянов попал на год в тюрьму, откуда вскоре написал письмо Крупской с предложением руки и сердца. Правда, в этот момент Надежду тоже арестовали, но она решила согласиться. Через некоторое время Владимира сослали в Сибирь, а Надежду - в Уфу, но она смогла упросить полицейское начальство отправить ее к жениху в Шушенское. В 1898 году они обвенчались в местной церкви. За неимением колец были использованы самодельные: медные, изготовленные из пятаков. Первые годы жизни молодоженов были наполнены взаимной любовью со всеми вытекающими последствиями, но оказалось, что Надежда, из-за пребывания в сырой тюрьме и полученной по наследству аутоиммунной базедовой болезни, оказалась бесплодной. В апреле 1899 г. Крупская со своей матерью В 1900 году она с мужем отправилась в долгое странствие по Европе. Здесь она стала настоящей соратницей для будущего вождя. Крупская была для него и секретарем, и переводчицей, и стенографисткой, и финансистом, и хозяйкой правда, с последним она справлялась не очень хорошо, потому как не имела способностей к ведению быта. За свою революционную карьеру она зашифровала 30 000 писем! Однако в Европе стала сильнее развиваться базедова болезнь, сопровождавшаяся выпуклостью глаз, отеком тела, утомляемостью и раздражительностью. Из-за того, что денег на лечение не хватало они с Лениным жили в крайне бедной квартире , Владимир Ильич постоянно писал марксистские статьи в газеты и журналы.

Во время службы в армии был членом подпольной антиправительственной организации, помогавшей участникам польского вооруженного восстания 1863-1864 гг. В 1887 г. Надежда Крупская окончила в Санкт-Петербурге гимназию княгини А. Оболенской и педагогический класс при ней, получила право преподавать русский язык и математику. В 1889 г. В юности увлекалась толстовством, затем — социалистическими идеями. С 1890 г. В 1891-1896 гг. В 1894 г. В 1896 г. В декабре 1897 г. Однако по просьбе Крупской ее отправили отбывать приговор в село Шушенское Минусинского уезда Енисейской губернии, где уже отбывал наказание Владимир Ульянов. В июле 1898 г. Для Надежды Крупской этот брак стал фактически вторым, ранее она состояла в гражданском браке с Борисом Германом, ставшим позднее одним из лидеров эсеров-максималистов. При заключении брака взяла фамилию мужа - Ульянова, но при этом публично всегда выступала под своей девичьей фамилией.

Во-вторых, в честь праздника Надежда Константиновна получила в подарок от Сталина торт. Этот торт оказался последним десертом, который довелось отведать юбилярше. Торт от Сталина Надежда Крупская начала готовиться к своему 70-летию загодя. Как утверждает профессор Владимир Лавров, Крупская не любила да и не умела готовить. Эту обязанность в доме Ленина и Крупской выполняла мать последней. После ее кончины супруги стали пользоваться услугами общепита. Но для юбилейного застолья Надежда Константиновна расстаралась — сама приготовила пельмени. Как пишет историк и публицист Гелий Клейменов, в качестве десерта на стол Крупской доставили торт от самого Сталина. Несмотря на то, что Крупская родилась 26 февраля, 24 числа 1939 года в Архангельском ее уже навестили первые гости.

Во имя революции. Личная трагедия Надежды Крупской

А душевную… — Надежда Константиновна, карета скорой помощи все никак не прибудет. Потерпите, голубушка. Она закрыла глаза. Потерплю… А ведь какой вечер!

Она давно не была так счастлива. Да и вообще, была ли? Мигом жизнь прошла.

Надя была гимназисткой-отличницей. Умная, с тонким, может, не самым красивым, но милым лицом и пухлыми губками, она нравилась. Не как некоторые, что сводили с ума сразу.

Взять ту же подругу лучшую, Аполлинарию Якубову — ох, огонь! Надя тихая, без внешнего блеска. А Иван Бабушкин глаз оторвать не может!

Но девушке было не до того. В Наде горел неистовый огонь марксизма — он и был ее любовью. В марксистский кружок она вступила, учась на Бестужевских курсах.

Как торопилась она на его собрания! Денег не было, она зарабатывала преподаванием, ученики были «рассыпаны» по городу. Иногда Надя так замерзала, перебегая с занятия на занятие, что от холода сводило низ живота.

А на кружке было всегда тепло — если и не ногам, то сердцу точно. Володю — быстрого, с проглядывающей, несмотря на молодые годы, лысинкой, — Надя впервые увидела на сходке у общих знакомых. Она слышала о нем.

Он молодец, и в студенческих волнениях участие принимал, и в ссылке побывал! Он не приглянулся ей внешне, но очаровал с первой встречи — с ним интересно, шумно, он говорил так запальчиво и яростно, что Надя невольно кивала головой в такт его словам. Они совпадали во всем, одинаково смотрели на жизнь, грезили революцией...

Надю кольнуло то, что Володя сразу запал на Аполлинарию. Но больше изумляли ее те странные, смутные чувства, которые заставляли ее думать о нем, вспоминать к месту и не к месту его прищуренные, с хитринкой, глаза… Когда он заболел, она вызвалась быть при нем сиделкой. Ей нравилось быть рядом.

Его роман с подругой тек вяло, но мучил Надю порой уколами ревности. Они отдалились с Аполлинарией, и Крупская не знала точно, правда ли Володя предложил ей руку и сердце, и правда ли Якубова отвергла его, но вскоре Надя получила от него предложение стать его женой — в письме из тюрьмы. Оброненная ею фраза — «Ну что же, женой, так женой» — «войдет в анналы».

Но равнодушия во фразе не было. Она просто была согласна на любую роль, лишь бы быть рядом. Когда их обоих решили направить в ссылку, но в разные места, шанс остаться вместе у Крупской и Ленина был один — венчание.

Так 22 июля 1898 года Петропавловский храм села Шушенское услышал их нетерпеливые «да»; кованные ссыльным-умельцем Оскаром Энгбергом из пятаков кольца обняли пальцы не хуже настоящих обручальных. Вместе в ссылке было не так уныло. Надя была сдержанна, но страсти между ними кипели.

Мечталось о ребеночке… Но она так болела, так болела! Рези в животе, в самом его низу, бесконечные врачи и боль — она очень рано начала расплачиваться за небережное отношение к своему здоровью. Володя от каждой ее болезни страдал не меньше: Надя в такие моменты становилась похожа на раненую птичку.

И ждала она птичку. Так называла Крупская свою мечту о малыше.

Надежда была женщиной умной и прагматичной и прекрасно понимала, что её супруг может увлечься другими женщинами. Что и произошло. У него завязался роман с ещё одной политической соратницей — Инессой Арманд. Отношения эти продолжались даже после того, как политический эмигрант Ульянов Ленин в 1917 году стал лидером Советского государства. Инесса Арманд.

Крупская, глубоко страдая, предлагала мужу свободу от семейных уз и даже, видя, что он колеблется, готова была уйти сама. Но Владимир Ильич остался с женой. Сегодня с точки зрения человеческих отношений понять сложно, как Надежда и Инесса оставались в прекрасных отношениях. А их политическая борьба была выше, чем личное счастье. В 1920 году Инесса Арманд умерла от холеры. Ленин этот тяжёлый удар смог пережить только при поддержке Крупской. Всегда вместе.

Через год самого Ленина сразила тяжёлая болезнь — его разбил паралич. Надежда возвращала полупарализованного супруга к жизни — она заново учила его читать, говорить и писать. Это казалось невероятным, но Ленин её стараниями смог вернуться к активной деятельности. Но случился новый инсульт, и Владимир Ильич стал безнадёжен. Жизнь после Ленина В 1924 году Ленин умер, и работа стала для Надежды Константиновны единственным смыслом жизни. Она сделала очень много для развития женского движения, пионерии, литературы и журналистики.

Поэтому разговор о ней — это не столько разговор о прошлом, сколько разговор о будущем, это разговор о пути России, которую некоторые настойчиво тащат в СССР-2.

Крупская в глазах немалого количества людей стала одним из символов СССР, причем прославляющие ее лица, отдавая должное доминирующим в СМИ патриотическим тенденциям, нередко именуют ее даже великой просветительницей и патриоткой. В этом плане характерен, например, Круглый стол под эгидой КПРФ, проведенный в Госдуме к ее 150-летию, который назывался: "Крупская — революционер, государственник, педагог". В ее революционности сомневаться действительно не приходится, а вот что касается ее дел на поле русской государственности и педагогики, то приведу мнение такого видного соратника Ленина и Сталина, как Максим Горький, который давал весьма интересные комментарии о роли Крупской в становлении советской системы образования. Правда, в советское время никогда не цитировался полностью тот горьковский документ, из коего они взяты. А предыстория этих слов коммунистического писателя такова. В 1923 году Главлитпросвет Наркомпроса РСФСР выпустил "Инструкцию о пересмотре книжного состава библиотек и изъятия контрреволюционной и антихудожественной литератур", подписанный Крупской. К инструкции был приложен "Указатель об изъятии контрреволюционной и антихудожественной литератур из библиотек, обслуживающих массового читателя".

Горький в письме Ромену Роллану от 15 января 1924 года прокомментировал этот указ так: "Письмо было вызвано одной из трагических пошлостей, творимых в России. Дело в том, что жена Ленина, человек по природе неумный, страдающий базедовой болезнью и, значит, едва ли нормальный психически, составила индекс контрреволюционных книг и приказала изъять их из библиотек. Мирбо, Л.

По словам академика Бориса Ильича Збарского, главного хранителя мумии вождя, Крупская в последний раз посетила мавзолей в 1938 году, за несколько месяцев до своей смерти. В 1926 году она жаловалась: «Меня беспрерывно травят по партийной линии, да еще как травят… теперь… не церемонятся со мной и всячески подчеркивают свое неуважение.

Ставят мне в упрек, что я дворянского происхождения». В эти дни, по словам Л. Троцкого, она якобы сказала: «Если бы Володя был жив, он бы сидел сейчас в тюрьме». Крупская жаловалась близким: «Нервы у меня как струны, болят, будто обожженные…» Из соображений безопасности вдова Ленина не могла совершать поездки к европейским врачам — выдающемуся немецкому эндокринологу Карлу Харко фон Ноордену 1858—1944 или крупнейшему терапевту и кардиологу того времени Фридриху Краусу 1858—1936 , у которых любили лечиться советские вожди. А ведь она привыкла получать медицинскую помощь за границей — такова была установка ее мужа.

Революционер Николай Владиславович Валентинов Вольский вспоминал: «В случае болезни Ленин обычно обращался к очень хорошим врачам или знаменитостям. У брата своего Дмитрия он не стал бы лечиться. Из Женевы в конце 1903 года он ездил в Лозанну к медицинскому светилу — доктору Мермоду. В Париже оперировать сестру Марию от аппендицита позволил только в хорошей клинике известному хирургу — доктору Дюбуше. Крупскую, страдавшую базедовой болезнью, свез из Кракова в Берн к знаменитому специалисту Кохеру».

В полном собрании сочинений Ленина есть письмо 1913 года Максиму Горькому, которого взялся лечить доктор Манухин: «Известие о том, что вас лечит новым способом большевик, хотя и бывший, меня, ей-ей, обеспокоило. Упаси, Боже, от врачей-товарищей вообще, врачей-большевиков в частности! Право же, в 99 случаях из 100 врачи-товарищи «ослы», как мне раз сказал хороший врач. Уверяю вас, что лечиться кроме мелочных случаев надо только у первоклассных знаменитостей. Пробовать на себе изобретение большевика — это ужасно!

Откуда им быть у них, когда они их не приобретали, практики не имели, а занимались политикой? Я хочу иметь дело с настоящими врачами, специалистами, а не с невеждами». А всем видам лечения в «мелочных случаях» вождь предпочитал отдых и усиленное питание. О младшей сестре Марии Ильиничне писал матери 24 августа 1909 года: «Я ей советую усиленно пить больше молока и есть простоквашу. Она себе готовит ее, но, на мой взгляд, недостаточно все же подкармливает себя: из-за этого мы с ней все время ссоримся».

Заболевших товарищей, включая Крупскую, Ленин отправлял на отдых с усиленным питанием. А после революции посылал страждущих большевиков на лечение за границу и выделял остродефицитную валюту для оплаты консультаций европейских светил. И вдруг медицинское обслуживание за границей стало для Крупской недоступно! В мае 1934 года Крупскую прооперировали по поводу тиреотоксического зоба в хирургическом отделении Кремлевской больницы. Ленин бы отправил ее в Швейцарию!

Тем временем умирают его сестры: в 1935 году — Анна, а в 1937 году — Мария, проживавшая вместе с Надеждой Константиновной. Ларинский, чтобы отпраздновать свое семидесятилетие в воскресенье, 25 февраля. После завтрака с пельменями, киселем и особо вкусным тортом, присланным Сталиным Надежда Константиновна была сладкоежкой! Личный секретарь Крупской Вера Соломоновна Дридзо 1902—1991 вызвала консультанта Лечсанупра Кремля профессора Михаила Борисовича Когана через 15 лет он попадет в знаменитые сталинские списки врачей-вредителей. Он заподозрил пищевую токсикоинфекцию и, помимо всего прочего, зачем-то порекомендовал горячую грелку на живот.

Боль не только не уменьшилась, а стала нарастать. В Архангельское вызвали консультантов Кремля — профессоров Алексея Дмитриевича Очкина и Михаила Петровича Кончаловского, диагностировавших приступ острого аппендицита. Больную направили в хирургическое отделение Кремлевской больницы. По дороге в Москву у нее возник пароксизм трепетания предсердий.

Врач назвал страшную причину гибели Крупской, опровергнув официальную версию

Дерзкие новаторы по отношению к государству и обществу, они оставались консерваторами как читатели и ценители искусства. Надежда Крупская среди пионеров, 1927 год. Фото: Wikimedia Не жаловала Крупская и волшебную сказку. Слишком уж крепко любила она реалистов, очерковый, полудокументальный стиль и считала, что и для детей следует писать только жизнеподобно. Ее и у Чуковского не устраивала разухабистая фантастика. Она воспринимала книгу как учебник жизни — и внимательно следила, чтобы дети не понахватались дурного.

Позиция наивная и ущербная в своем максимализме. На счастье, у Крупской не было амбиций диктатора. Она писала напористо, но не подавляла специалистов, у которых имелось иное мнение. Своим юношеским пристрастиям Надежда Константиновна осталась верна. И с удовольствием вспоминала о том, что нравилось Ленину у Льва Толстого: «есть одно замечательное описание весны в лесу в «Анне Карениной»: пробиваются самые первые ростки травы, и вот стоит Левин, отправившийся с ружьем на охоту, и видит, как шевельнулся иссохший лист — толкнул его пробившийся сквозь зелень молодой росток травы».

Это не только ленинское мнение, здесь, прежде всего, Крупская восхищается «художником слова». Хотя публицистику Толстого в ее времена из библиотек изымали, да и в академическое собрание сочинений она пробивалась непросто. В 1938 году в статье «Об учебнике по литературе» она писала: «Надо, чтобы учащийся до конца понял, какая громадная сила — художественное произведение, как может оно научить вглядываться в жизнь, разбираться в окружающих сложных явлениях, понимать людей, как может оно вооружать в борьбе, сплачивать, сближать людей, ставить перед ними великие цели…» Квартира в Кремле Н. Крупская с мужем В. Лениным, деверем Ульяновым и золовками Ульяновой, Ульяновой-Елизаровой и её воспитанником.

Сидят — В. Ленин, Н. Крупская, А. Ульянова-Елизарова; стоят — М. Ульянова, Д.

Ульянов и воспитанник А. Елизаровых Гора Лозгачев. Осень 1920 г. Москва, Кремль Беспартийной литературы она почти не принимала, антипартийной — тем более. Достойным будущего объявлялось только то, что служило для пользы дела.

Впрочем, этим правилом руководствуются очень многие, во все времена — а вовсе не только большевики. Просто большевики в этом смысле были откровеннее многих. Она органически связана с общественным укладом своей эпохи и не может быть изучаема вне его, без связи с ним» — таково ее кредо. А как иначе — особенно в представлении тех лет. Книга должна учить правильной жизни.

А значит, хорошо бы несколько переписать детскую классику, удалив из знаменитых книг буржуазную начинку. Так она предлагала поступить популярнейшим в то время и, в принципе, полезным для воспитания научного мышления Жюлем Верном. Владимир Ленин и Надежда Крупская, 1922 год Несомненно, среди педагогов и управленцев образования она была одним из самых последовательных сторонников приоритета коллектива над личностью, общественного над личным. Среди экспериментов, которые внедряла Крупская — групповые проекты, задания, которые оценивались по ответу одного — как правило, лучшего — ученика. Его оценку получали все.

Вот такая школа коллективизма. В 1930-е от этих новаций отказались. Еще одна особенность «школы по Крупской» — приближение учебы к жизни. Секрет здесь видели в трудовом и производственном воспитании. В этом смысле союзником Крупской был Антон Макаренко, да и не он один.

Крупская не сомневалась, что человек не должен быть «всю жизнь прикован к какой-нибудь одной узкой специальности, а мог бы применять свои силы в разных областях труда». А значит, необходимо «трудовое обучение». Ребята, окончившие семилетку, получали навыки нескольких ремесел, видели результаты своего труда. Сегодня многие педагоги — и не только в России — развивают это направление. Надежда Крупская, 1936 год Отметим и такой штрих.

Когда стали чинить препятствия для приема в школы детей дворян, священников, кулаков, Крупская выступила против: «Ребенок не может выбирать себе родителей, никого он не эксплуатировал, никого не угнетал, ничей век не заедал, козней никаких не строил. Ни в чем не виноват. Ребенок есть ребенок. И его надо учить как всех других детей, не попрекать происхождением, а растить из него сознательного человека, коммуниста». Она ведь и сама — дочь и жена господ дворянского происхождения.

С годами она стала ортодоксальнее. По крайней мере, нередко проявляла себя именно с этой стороны. А ведь в юности боролась с церковной ортодоксией, властвовавшей в царской России. Между тем, даже самые несправедливые ее статьи написаны мастерски, темпераментно, строгим, взвешенным языком.

Но годы шли — детей не было. А Надежда Константиновна очень хотела ребёнка. Она обожала детей всех возрастов — от совсем малышей до подростков, с удовольствием с ними общалась. И это не легенда, что Надежда Константиновна Крупская — «друг всех советских детей». Её интерес к проблемам детства, к вопросам воспитания был искренним, так она реализовала свой материнский инстинкт.

Во время пребывания в Швейцарии Крупская лечилась в клинике в Лозанне. Это скрывалось и в то время партийные деньги не должны были идти на личные нужды , и тем более в советские времена. Но вот отрывок из письма Ленина родным, посланного из Швейцарии в июле 1895 года: «... Жизнь здесь обойдется, по всем видимостям, очень дорого; лечение ещё дороже». Но Надежде Константиновне, видимо, ничто не могло помочь: родить желанного ребенка ей было не суждено. В 1913 году базедова болезнь проявила себя во всей «красе», и стало уже не до попыток забеременеть. При базедовой болезни увеличивается щитовидная железа, повышается выработка гормонов, больному все время жарко, он потеет, но главное — эта болезнь жестоко уродует внешность. Достаточно только перечислить симптомы, чтобы понять, как страдала Надежда Константиновна, пока болезнь стремительно развивалась, проникая всё глубже в тело и захватывая всё новые участки. Симптом Брама.

У больных базедовой болезнью во время смеха глаза остаются широко открытыми. Симптом Грефе. Отставание верхнего века при взгляде вниз. Симптом Дальмеди. Связано с повышенным тонусом мышц лица. Симптом Дальримпля. Широкая глазная щель, лагофтальм, зависящий от повышения тонуса мышцы, поднимающей веко. Симптом Кохера. При взгляде вверх виден участок склеры в виде белой полоски между верхним веком и верхним краем радужки вследствие неправильного, быстрого, толчкообразного движения века.

Веки двигаются быстрее глазного яблока. Симптом Розенбаха. Дрожание век при их смыкании. Симптом Шарко-Мари. Дрожание рук. Симптом Штельвага.

После смерти Ленина, на публике ей оказывали всяческое почтение и уважение, а на самом деле этот человек постоянно подвергался унижению, очернению и компрометированию. Многие сомневаются, что Надежда Крупская умерла естественной смертью. А все потому, что она не поддерживала сталинский режим и народные репрессии. Однажды Крупская даже сказала, что если бы Владимир Ленин был жив, то вероятнее всего он тоже оказался бы в тюрьме. Конечно, Сталину это все не нравилось, поэтому их отношения складывались самым непростым образом. После смерти вождя Сталин вступил с Крупской в яростную борьбу, не собираясь с кем-либо делить доставшуюся ему власть. Вопреки ее воле похоронить мужа, его тело забальзамировали и отправили в Мавзолей. Когда Сталин взял курс на коллективизацию страны, Крупская стала единственной, кто не стал молчать. Трагедия произошла на следующий день после ее 70-летнего юбилея. Причиной смерти послужил перитонит, развившийся вследствие бурного аппендицита. Из-за ослабленного вследствии болезни состояния, врачи так и не решились сделать операцию. Крупская умерла в невероятных мучениях. После смерти тело было кремировано, а прах помещён в урне в Кремлёвской стене на Красной площади в Москве, хотя она бы наверняка предпочла лежать рядом с мужем в Мавзолее. Сегодня многие историки выдвигают версию о том, что жизнь Надежды Константиновны прервалась не по естественным причинам.

Крупская возглавляла научно-педагогическую секцию Государственного ученого совета, была редактором нескольких педагогических журналов "На путях к новой школе" и др. Являлась одним из инициаторов создания пионерской организации. В ноябре 1921 г. С 1924 г. В 1924-1927 гг. В 1925-1926 гг. Члены этой группировки выступали с критикой НЭПа, призывали вернуться к практикам "военного коммунизма" по отношению к крестьянству, заявляли об опасности "буржуазного перерождения" в рядах ВКП б. После того как сторонники Зиновьева и Каменева потерпели поражение во внутрипартийной борьбе, Крупская покинула ряды оппозиционеров. В 1930-х гг. С 1927 по 1939 г. В 1929-1939 гг. Выступала против преподавания русского языка в начальных классах школ национальных автономий. Надежда Крупская скончалась в Москве. Урна с ее прахом захоронена в Кремлевской стене на Красной площади. Была награждена орденами Трудового Красного Знамени 1929 , Ленина 1935.

Надежда Константиновна Крупская

Владимира Ленина. Владимир Ильич Ленин и Надежда Константиновна Крупская. Надежда Константиновна боялась перемен, которые с ней происходили, а происходили они, подсказывало сердце, быстро.

«Она похожа на селедку». Рыбные клички Надежды Крупской

Надежда Константиновна Крупская родилась 26 февраля 1869 года. Надежда Константиновна Крупская родилась в дворянской семье, получила хорошее воспитание и образование. После смерти ее слава только выросла: теперь никто не боялся, что Надежда Константиновна взбрыкнет и осудит очередной изгиб линии партии.

Годы жизни Надежды Крупской

Надежда революции - Юлия ГОНЧАРОВА Надежда Константиновна Крупская, как правило, представляется пожилой полной дамой с неприветливым выражением одутловатого лица и «пустым» взглядом излишне выпуклых глаз, очень напоминающих рыбьи.
Малоизвестные факты о Надежде Крупской, которые скрывали советские историки. Полное имя: Надежда Константиновна Крупская.
Крупская, Надежда Константиновна Надежда Константиновна Крупская – родилась 26 февраля 1869 года в небогатой семье, революционерка, партийная и общественная деятельница, идеолог коммунистического воспитания.
Ответы : Кто виноват в смерти Крупской Н. К. Ваше мнение Надежда Крупская в детстве, 1879 год.
Последний десерт: тайна смерти Надежды Крупской После смерти Ленина в январе 1924 года все, что осталось у бездетной Надежды Константиновны – это работа.

Почему сестра Ленина называла Надежду Крупскую «селедкой», а сам Ленин ласково звал ее «миногой»

В эмиграции Надежда Константиновна на партийное пособие (тайно, поскольку это было нецелевое расходование средств!) прошла в Лозанне курс лечения от бесплодия, но без результата. Надежда Константиновна Крупская среди пионеров. /. Надежда Константиновна не могла не видеть симпатию между мужем и их общей подругой и предложила Ленину расстаться, чтобы он мог устроить свою личную жизнь открыто. Пока народ превозносил Ульянова, Надежда Константиновна пыталась его очеловечить. Надежда Константиновна Крупская[1] (Русский: Надежда Константиновна Крупская, МФА: [nɐˈdʲeʐdə kənstɐnˈtʲinəvnə ˈkrupskəjə]; 26 февраля [С. О., 14 февраля] 1869 – 27 февраля 1939)[2] был русский революционер, жена Владимира Ильича Ленина. От чего на самом деле умерла Надежда Константиновна Крупская мы, скорее всего, не узнаем никогда.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий