Новости кшесинская матильда феликсовна биография

Матильда Феликсовна Кшесинская – российская балерина с польскими корнями, выступавшая на сцене Мариинского театра с 1890 по 1917 годы, любовница последнего русского императора – Николая II. Матильда Феликсовна Кшесинская / Фото предоставлено М. Золотаревым. В Николая Александровича Матильда Кшесинская, как она писала в мемуарах, влюбилась с момента первой случайной встречи. Интерес к биографии Матильды Феликсовны Кшесинской так и остался бы уделом узкого круга балетоманов, если бы не ореол вымыслов и сенсаций, который всегда окружал балерину. Самой большой и самой известной любовью Матильды Кшесинской стал наследник российского престола Николай Второй. 50 лет назад в Париже умерла балерина Матильда Кшесинская, не дожившая нескольких месяцев до своего столетнего юбилея.

Матильда Кшесинская

Чтобы эта встреча состоялась, престарелая Матильда Феликсовна Кшесинская, которой уже было за 90 лет, готова была приплыть на пароходе в Одессу. Мария-Матильда Адамовна-Феликсовна-Валериевна Кшесинская родилась 31 августа 1872 года в творческой семье. Матильда Феликсовна без обиняков упоминает об их с цесаревичем ребенке, зачатом, но так и не появившемся на свет в 1893 году. Матильде Феликсовне был присвоен титул светлейшей княгини Романовской-Красинской, а ее сын Владимир был официально признан сыном Андрея Владимировича и тоже светлейшим князем. Далее в нашем сообществе мы продолжим рассказ о представителях древнего российского дворянского рода Севенардов-Кшесинских, самой известной из которых была Матильда Феликсовна Кшесинская. У Матильды Кшесинской родился сын от Николая II.

Муза царственных мужчин. Матильда Феликсовна Кшесинская.

Ники был у меня до 5-го час. На полях дневника: «Хотела бы ты выйти за меня замуж? Так, например: «Только то и дорого и хорошо, что почти невозможно». Понедельник, 20 апреля Ники приехал ко мне в 12 час. Когда Ники уезжал от меня, было 6 час. Завтра он приедет ко мне опять.

Вторник, 28 апреля Ники мне привез брошку, но я не взяла. Я от него ничего не хочу, только бы он меня любил. Я хочу сохранить чистое, святое к нему чувство, не оскверняя его никакими материальными выгодами. Ники уехал от меня не поздно, до угла дошел пешком. Ники всегда оставляет лошадь где-нибудь подальше, так безопаснее.

Письмо 2 мая Милый, дорогой Ники! Я никак не могу примириться с мыслью, что я Тебя не увижу два месяца. Я все время вспоминаю последний вечер, проведенный с тобой, когда Ты, милый Ники, лежал у меня на диване. Я Тобою все время любовалась, Ты так мне был в ту минуту дорог, и так страшно я Тебя ревновала к той, которая скоро будет иметь право Тебя осыпать своими ласками имеется в виду Алиса Гессенская, будущая императрица Александра Федоровна — прим. Но помни, Ники, что никто Тебя не полюбит так, как я.

Невозможного я никогда не буду требовать! Я много, много передумала в эти три дня и чувствую, что могу принадлежать только Тебе. Теперь прощай, мой дорогой, милый Ники. Не забывай горячо любящую Тебя Твою Панни. Псевдонимом Панни были подписаны многие письма Матильды наследнику.

Происходит от слова «пани». В одной из первых своих записок к Матильде Николай вспоминал героев гоголевского «Тараса Бульбы»: любовь Андрия к польской панночке, ради которой он забыл и отца, и даже родину. Так же подписана была и фотография, подаренная Цесаревичем Кшесинской на новоселье: «Моей дорогой пани». Кстати, по поводу новоселья. Когда завязались отношения с цесаревичем, Матильда жила с сестрой и родителями.

У девушек была общая спальня и небольшая уютная гостиная. Принимать часто Романова она не могла. Девушке пришлось рассказать родителям о романе и настоять на переезде в отдельный дом. Он был воспитан в строгих принципах, и я знала, что наношу ему страшнейший удар, принимая во внимание те обстоятельства, при которых я покидала семью. Я сознавала, что совершаю что-то, чего я не имею права делать из-за родителей.

Но… я обожала Ники, я думала лишь о нем, о моем счастье, хотя бы кратком…», — признавалась Кшесинская в мемуарах. Родители дали согласие при одном условии — с Матильдой должна была поселиться сестра Юлия. Вскоре девушки переехали в небольшой особняк на Английском проспекте в Петербурге. Письмо 16 июля Дорогой, милый Ники! Как тяжело, как ужасно так жить.

Мне этого не перенести, это невозможно, это сверх моих сил. Два месяца разлуки с Тобой, которые мне предстоят, меня пугают и в то же время радуют: будет хоть конец плохой, но все же какой-нибудь. Тогда прощай, Ники, лучше умереть. Прости, Ники, но мне не верится, что Твое чувство ко мне столь же серьезно, как и мое к Тебе. Я все принимаю Твою страсть за простое увлечение, и это так больно.

Вторник, 21 апреля 1893 г. Кроме Ники и З. Он смотрел портрет Ники, который я рисовала, и не хотел верить, что это моя работа. Ники оставался еще долго после его ухода. Я читала его дневник, [который] он привез с собой.

В дневнике меня очень заинтересовал один день, это 1 апреля, где он пишет про Алису Г. Алиса ему очень нравится, он говорил мне уже об этом раньше, и я серьезно начинаю его к ней ревновать. К будущей царице Александре Федоровне Матильда ревновала и очень сильно. Она знала об всем от самого Николая. Мною он был очень увлечен, ему нравилась обстановка наших встреч, и меня он безусловно горячо любил», — написано в дневниках Матильды.

По ее словам, если вначале общение с принцессой Николай воспринимал как неизбежность, то потом между ним и Алисой возникла взаимная симпатия: «Он от меня не скрыл, что из всех тех, кого ему прочили в невесты, он ее считал наиболее подходящей и что к ней его влекло все больше и больше, что она будет его избранницей, если на то последует родительское разрешение». Письмо 3 августа Твое последнее письмо произвело на меня сильное впечатление. Я теперь начинаю верить, Ники, что Ты меня любишь. Но я все думаю о Твоей свадьбе. Ты сам сказал, что до свадьбы Ты мой, а потом… Ники, Ты думаешь мне легко это было услышать?

Если бы Ты знал, Ники, как я Тебя ревную к А. Алисе Гессенской — прим. Целую Тебя горячо и страстно. Вся Твоя.

Но балерина увидела в этом счастливый знак.

Так начался их роман, впоследствии завершившийся женитьбой. Роды были очень тяжелыми, роженицу с новорожденным чудом вытащили с того света. Жизнь в начале XX века В 1903 году балерину пригласили в Америку, но она отказалась от предложения, предпочтя остаться на родине. На рубеже веков прима уже добилась на сцене всех мыслимых вершин, и в 1904 году решила уволиться из основной труппы Мариинского театра. Она не перестала танцевать, но теперь она работала по контракту и получала огромный гонорар за каждое выступление.

Балерина в зимнем саду своего особняка, 1916 год В 1908 году, Матильда отправилась в тур в Париж, где познакомилась с молодым аристократом Петром Владимировичем, который был младше ее на 21 год. У них завязался страстный роман, из-за чего князь Андрей вызвал соперника на дуэль и прострелил ему нос. Почти все имущество осталось в России, семья была вынуждена продать все драгоценности, но этого оказалось недостаточно, и Матильда открыла балетную школу, пользовавшуюся успехом благодаря ее громкому имени. Во Франции уже немолодая Кшесинская открыла балетную школу Во время войны Кшесинская заболела артритом — с тех пор каждое движение давалось ей с огромным трудом, однако школа по-прежнему процветала. Когда она всецело отдалась новой страсти, азартным играм, студия стала ее единственным источником изрядно оскудевшего дохода.

Смерть Матильда Кшесинская, любовница последнего российского императора, прожила яркую, удивительную жизнь. Она не дожила считанных месяцев до 100-летия. Матильда Кшесинская слева , 1954 год. В 1969 году, за 2 года до смерти Матильды, ее поместье навестили звезды советского балета Екатерина Максимова и Владимир Васильев.

Сперва это была скандальная слава — как у всякой молодой артистки, которая стала бы подругой наследника трона. Потом всем стали видны ее талант и мастерство, трудолюбие и упрямство. Матильда Феликсовна Кшесинская была потомственной "балетной" - она родилась 31 августа 1872 года в театральной семье поляка, танцовщика и оперного певца Феликса Кшесинского и балерины Юлии Долинской в Петербурге. Матильда стала последним, тринадцатым ребенком в этой семье и имела ласковое имя - Маля, Малечка. Старшая дочь Феликса Кшесинского, Юлия, танцевала вместе с отцом и часто на фотографиях сегодня ее путают с Матильдой Феликсовной. Балетным стал также и брат Матильды - Иосиф. Вот в такой атмосфере мира театра и росла юная Малечка. Никого не удивило ,что Матильда решила стать танцовщицей и поступила в императорское театральное училище. На выпускном экзамене в училище в 1890 году почётными гостями была вся царская семья,после состоялся торжественный обед. Александр III усадил Кшесинскую рядом с собой,пожелал ей быть «украшением и славой нашего балета». С другой стороны от Матильды он посадил своего сына Николая,при этом,улыбаясь,сказал: «Смотрите только,не флиртуйте слишком». После экзамена был ужин, взаимный флирт двух молодых людей и спустя годы запись в мемуарах Кшесинской: "Когда я прощалась с Наследником, в его душу, как и в мою, уже вкралось чувство влечения друг к другу". Однажды Кшесинская с сестрой прогуливалась по городу. Недалеко от Дворцовой площади мимо них проехал в коляске наследник Ники. Какая это была неожиданная и счастливая встреча! А вот запись из дневника великого князя Николая Романова: «Кшесинская мне положительно очень нравится». Вскоре наследника отправили в кругосветное путешествие,а когда он вернулся осенью 1891 года,стал ухаживать за Матильдой. Ники дарил ей подарки. Первым из них был золотой браслет с крупным сапфиром и 2-мя бриллиантами.

Проблема возникла и с отчеством — великая княгиня Мария Павловна была категорически против отношений сына с Кшесинской, поэтому Сергей Михайлович великодушно позволил дать младенцу свое отчество до брака Матильды с князем Андреем их сын по документам именовался Владимиром Сергеевичем Красинским. В своих воспоминаниях Матильда Феликсовна написала, что в тот год впервые почувствовала себя по-настоящему счастливой: у нее был сын, любимый, пусть и «неформальный», муж. Помимо этого, она в полной мере ощутила заботу и участие в своей судьбе великокняжеской семьи, которая не забывала регулярно доносить до нее хоть и нечастые, но очень дорогие свидетельства того, что государь по-прежнему о ней помнит. Как бесценный дар приняла она его фотокарточку с подписью «Ники» всем другим он подписывал свой лик «Николай». Уже через два месяца после родов Кшесинская вернула себя в рабочее состояние и станцевала в нескольких спектаклях. Но теперь Матильду одолевали иные заботы: она демонстративно охладела к театру сведя до минимума участие в репертуаре и выбирая лишь самые выгодные зарубежные гастроли и принялась строить собственный, понастоящему семейный дом. Дворец — так дворец Кшесинская с юности любила привлекать к себе внимание — на занятия в училище ездила в маленьком шарабане, запряженном крошечными пони, с восторгом ловя любопытные взгляды прохожих. И затеяв строительство нового дома на Большой Дворянской, непременно желала, чтобы он стал самым-самым. План жилища она заказала модному архитектору фон Гогену, всю мебель — крупнейшему фабриканту Мельцеру, бронзу — от люстр до шпингалетов, а также ковры, материю для обивки мебели и стен — самым стильным салонам в Париже. Заложенный весной 1906-го особняк был готов меньше чем за два года. Отметив новоселье, Матильда Феликсовна постаралась, чтобы о ее доме говорил весь город — только что экскурсии к себе не водила. Особо же Кшесинская гордилась двумя гардеробными комнатами: в одной хоть и с трудом, но разместились ее многочисленные наряды, а в другой — театральные костюмы и аксессуары теперь ей достаточно было написать посыльному номер шкафа, чтобы любой наряд без проволочек был доставлен туда, куда требовалось. Для гостей-мужчин был предусмотрен замечательный винный погреб о пополнении запасов заботился князь Андрей , где устраивались шумные пиршества по торжественным случаям. Публике попроще — простым горожанам, любующимся буржуазным роскошеством сквозь ажурную ограду, — тоже предлагалось своеобразное зрелище: на газоне постоянно гуляли свинья, фоксик Джиби и козочка, выступавшая с Малей в «Эсмеральде» корову, предназначенную давать свежее молоко для хозяйского сына, щипать элитную траву во двор не выпускали. Сооружением особняка в Петербурге Кшесинская не ограничилась — на даче в Стрельне построила отдельный дом для сына, куда великокняжеский отпрыск с удовольствием ездил на собственном автомобильчике, а перед самой революцией князь Андрей купил на ее имя виллу за 180 тыс. В феврале 1917-го она в одночасье потеряла и городской особняк, и загородное поместье аукнулась греховная связь с отрекшимся от престола государем. Поначалу она пыталась бороться — заручившись словом Керенского, подала в суд на Петроградский комитет большевиков и в мае эту тяжбу выиграла. Однажды посетив свой дом, увидела гуляющую по саду г-жу Коллонтай в горностаевом пальто экс-хозяйки, а вторично придя с ордером на выселение оккупантов — нашла там уже полный разгром. Поразительно, что Кшесинская как, впрочем, и все царское семейство , будучи осведомленной о положении в стране гораздо больше других, надвигавшуюся революционную грозу заметила слишком поздно. Хоть и старалась делать вид, что живет интересами государства. Когда началась война, открыла собственный лазарет на 30 коек для раненых солдат, два года щедро его содержала, даже на театр военных действий съездила. Убийство Распутина восприняла как чудовищное преступление перед царской семьей. Отречение государя просто не умещалось в ее голове: как такое допустил верноподданный народ? А революционные массы заметила только в момент, когда шальные пули в ее зимнем саду побили стекла… Лишившись крыши над головой и всего нажитого добра, почти полгода Кшесинская с сыном ютилась по чужим углам друзей и поклонников, пока наконец решилась уехать на юг, надеясь хотя бы там укрыться от всяких потрясений. В Кисловодске их ждал князь Андрей раньше перебравшийся туда с матерью и братом , там же оказалось и множество петербургских знакомых. Потом вместе с Добровольческой армией, которая то наступала, то сдавала большевикам завоеванные позиции, Кшесинская с потоком беженцев попала в Тамбиевский аул, добралась до Балтапашинска и осенью 1918-го наконец осела в Анапе. Во время этих мытарств Матильда Феликсовна узнала о гибели великого князя Сергея Михайловича и с тех пор винила в его смерти себя — он слишком задержался в Питере, хлопоча об имуществе Кшесинской, был увезен большевиками в Алапаевск и там расстрелян вместе с другими членами царской семьи. Месяц спустя разлетелась весть о расстреле всей семьи Николая II. А через два года, уже в эмиграции, князь Андрей встретился со следователем Соколовым, которому адмирал Колчак поручил провести следствие о гибели семьи государя в Екатеринбурге и убийстве членов царской семьи в Алапаевске. И Матильде передали найденный на останках князя Сергея Михайловича золотой медальон с ее фотографией. А в смерть Ники, поскольку никаких верных доказательств тому не было, Кшесинская и через много лет не хотела верить… В Крыму Матильда Феликсовна с сыном Володей трудно, но вполне сносно прожила до конца зимы 1920 года. За это время князь Андрей сделал все возможное для примирения матери с «неформальной» женой и организовал их отъезд в эмиграцию — без обычной транзитной задержки в Константинополе, сразу до Венеции, а там уж — на собственную французскую виллу Алам. Оказавшись в свободной стране, Кшесинская первым делом утвердила свое социальное положение: в январе 21-го она и князь Андрей венчались в Каннах в русской православной церкви. Оттуда сразу же поехали к великому князю Кириллу Владимировичу и великой княгине Виктории Федоровне, которые теперь приняли Матильду Феликсовну как «законную» жену князя Андрея, а Володю как их «законнорожденного» сына. Вскоре канцелярия главы Императорского Дома выдала Кшесинской документ о даровании ей титула и фамилии княгини Красинской. Между тем жить княжеской семье в эмиграции было не на что. На первое время эту проблему удалось разрешить, заложив капдайскую виллу, но вырученные деньги быстро кончились. И Матильда Феликсовна пришла к мысли, что ей нужно открыть свою балетную школу. Имя Кшесинской в Европе еще помнили — в свое время ей рукоплескали Будапешт, Рим, Париж, Вена… Она не ошиблась в своих расчетах: дав первый урок в студии в апреле 1929 года, через несколько лет Кшесинская принимала уже сотню учеников. Весьма помогли развитию ее балетного класса другие мастера русской сцены, оказавшиеся за границей: Тамара Карсавина, Анна Павлова, Серж Лифарь, Михаил Фокин и многие другие. Впрочем, и самой Матильде Феликсовне энергии было не занимать — решив в 1936 году официально попрощаться со сценой, Кшесинская выбрала для этой цели лондонский Ковент-Гарден и так раззадорила холодную английскую публику, что та вызывала 64-летнюю приму 18 раз!

Царь-девица: 18 впечатляющих фактов о Матильде Кшесинской

Личная жизнь Матильды Кшесинской (муж, дети). О личном в подробностях! / Прочее Местом упокоения Матильды Феликсовны Кшесинской стало кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.
Пани Малечка. История жизни Матильды Кшесинской. Матильда Феликсовна Кшесинская (Мария-Матильда Адамовна-Феликсовна-Валериевна Кшесиньская, польск.
Матильда Кшесинская: биография, личная жизнь, фото балерины - Биография балерины Матильды Феликсовны Кшесинской: личная жизнь, роман с Николаем II, фильм о ней, особняк, в старости, сын.

Особняк в стиле модерн

  • Биография Матильды Кшесинской
  • Карьера в Мариинском театре
  • Mathilde Kschessinska
  • «Матильда Кшесинская. Прима императорской сцены». Документальный фильм
  • Матильда Кшесинская — биография балерины

Матильда Феликсовна Кшесинская

Петроградская публика часто называла роскошный особняк дворцом. Здесь бывали актеры Александринского и Мариинского театров, звезды балета, в том числе Тамара Карсавина и Айседора Дункан, а также представители династии Романовых, с которой у Кшесинской были особые отношения. Ни для кого не являлась секретом ее близость к императорской семье: давний роман с наследником цесаревичем Николаем Александровичем, будущим императором Николаем II, потом еще один — с великим князем Сергеем Михайловичем, и еще один — она фактически была гражданской женой великого князя Андрея Владимировича, двоюродного брата Николая II, и даже родила от него сына Володю. Но Кшесинская признавалась в мемуарах, что принимала в этом живейшее участие.

Зал должен был быть выдержан в стиле русского ампира, маленький угловой салон — в стиле Людовика XVI, а остальные комнаты я предоставила вкусу архитектора и выбрала то, что мне более всего понравилось". Для прислуги был отведен небольшой флигель. Во дворе находилась прачечная, а также сараи для экипажа и двух автомобилей.

Сын Кшесинской не отличался крепким здоровьем, поэтому во дворе построили хлев для коровы, благодаря которой у мальчика на столе всегда было парное молоко. Штаб большевиков в особняке Кшесинской Новая история особняка началась 28 февраля 13 марта 1917 года, когда в него ворвалась толпа демонстрантов. Незадолго до этого Матильда и ее сын смогли убежать из дома, с собой балерина взяла только саквояж с драгоценностями.

Большевики, которые нуждались в помещении для своего партийного аппарата, быстро нашли общий язык с солдатами. С этого времени, как писала петроградская пресса, дом стал "главным штабом ленинцев". Сам Ленин вернулся из эмиграции поздно вечером 3 16 апреля 1917 года и бывал в "палаццо" Кшесинской почти каждый день в течение следующих трех месяцев.

Его речи с балкона особняка стали символом набирающей популярность большевистской партии. Именно такой образ он дал толпе обывателей, ожидавшей у стен здания очередное выступление Ильича. Борьба Матильды за свой особняк Пока Ленин выступал с балкона, Кшесинская не оставляла попыток вернуть свою собственность.

На солдат, занимавших нижний этаж здания, она решила воздействовать через Совет солдатских депутатов, и тот в конце апреля издал постановление об удалении из особняка команды броневого дивизиона.

Тем более, цесаревич влюбился в принцессу. Николай видел Аликс так ее называли родственники еще в детстве, на свадьбе ее сестры — принцессы Елизаветы и своего дяди — князя Сергея. Встретившись с Аликс спустя несколько лет, Николай увидел в ее облике сформировавшуюся красавицу, и сердце его дрогнуло. Он понял, что лучшей партии для брака ему не найти. Девушка тяжело переживала расставание, но вскоре быстро справилась с этим. У Матильды и Николая сохранились теплые воспоминания друг о друге.

Перед своей свадьбой, будущий император попросил своего племянника, Сергея Михайловича, позаботиться о Кшесинской, на что тот, с радостью, согласился. Тем более, Сергей был президентом Русского театрального общества, что благотворно повлияло на карьеру девушки. Матильда и Сергей стали хорошими друзьями, а позже и любовниками. Личная жизнь Любовные интриги не были чужды этой симпатичной девушке. После расставания с цесаревичем, у Матильды было два любовника, светлейшие князья Сергей Михайлович и Андрей Владимирович. Сергей сделал предложение балерине, но она по неизвестной причине отказалась. Наверно тогда девушка имела еще слишком ветреный характер и была не готова для серьезной семейной жизни.

Однажды, в 1908 году в туре в Париже, Матильда завела роман с молодым Петром Владимировичем. Вследствие этого романа, у Петра и Андрея возникли далеко не дружественные отношения, дело дошло даже до дуэли, где Петру прострелили нос. В 1902 году у Матильды родился сын Владимир. Между прочим, до сих пор неизвестно, кто на самом деле отец мальчика. Но вскоре это отчество сыну пришлось поменять, так как в 1921 году, в Каннах, Матильда вышла замуж за Андрея Владимировича, внука Александра Второго. Матильда, которая до свадьбы была католичкой, приняла православие с именем Мария.

Последний приют талантливая танцовщица и педагог нашла на парижском кладбище Сен-Женевьев-де-Буа. Однако Кшесинская широко известна не только своим "Русским танцем", который она без труда исполняла и в 64 года, но и своими любовными похождениями, в том числе и с венценосными особами.

Сегодня мы решили вспомнить знаменитые романы "королевы русского балета". Произошло это на выпускном экзамене в Императорском танцевальном училище в 1890 году. Но отношения их завязались только после возвращения наследника из кругосветного путешествия осенью 1891 года. И надо сказать, этой любви никто не мешал - царская семья была не против, чтобы наследник "перебесился до свадьбы" и выпустил "скопившийся эротический пар". Роман длился вплоть до 1894 года, когда состоялась помолвка Николая и принцессы Алисы Гессен-Дармштадской. Из воспоминаний Кшесинской: "Летом он сам неоднократно в письмах и разговоре напоминал насчет более близкого знакомства, а теперь вдруг говорил совершенно обратное, что не может быть у меня первым, что это будет его мучить всю жизнь… Он не может быть первым!

Но человеческая память - неблагодарна. Из всей ее длинной, блестящей жизни, полной интересных событий, явлений, людей, особенного, непередаваемого шарма, загадки, тайны, трудностей, отчаяния, поражений и побед, предательства и любви, славы и забвения, мы знаем - понаслышке, и помним - слегка - лишь тот отрезок пути балерины, когда ее имя было овеяно шепотом скандальных легенд и соединено их же затейливым шлейфом с «порфироносной» фамилией Романовых. Но помимо всех этих точек зрения, за одними и теми же фактами, поданными «под разными соусами» существует, живет и властно привлекает к себе неоспоримость прошлого, «живая жизнь»… Наша героиня сплела ее, эту жизнь, в изящный рисунок нескольких замысловатых и грациозных па. Будто танец. Вот он, этот рисунок, тщательно изображенный словами и превращенный временем в биографию совершенно незаурядной женщины: Матильды Феликсовны Кшесинской. Читайте… Па первое. Предания детства. Малечка Кшесинская выросла в артистической семье, где все, включая ее старших братьев и сестер, были, так или иначе, вовлечены в атмосферу искусства, взращены ею, и совершенно себя без нее не мыслили! Брат баловницы Малечки, Юзя, Йозеф ее сестра Юлия, отец -Феликс Янович, матушка - Юлия Доминская, по первому браку — Леде, дед, Ян Кшесинский Кржзинский — Нечуй - все они служили в «храме искусства», все подчиняли себя, так или иначе строгим законам сцены. Ян Кшесинский «златогласный словик» золотоголосый соловей — польск. Потом, в результате какого то несчастного случая, он потерял голос и, перестав петь, перешел на драматическую сцену , став, как сказано в некрологе о нем «великим польским актером на драматических и комических ролях». Малечка немного помнила седого красавца - дедушку, он умер, когда ей было четыре годика, а ему - сто шесть лет! Не исключено, что именно от него она услышала легенду о роде графов Красинских, которую ей потом удалось воплотить в жизнь и сделать правдой. Согласно этому рассказу, юный граф Войцех Красинский бежал вместе со своим преданным гувернером из Варшавы во Францию, от рук убийц - родственников, зарившихся на его огромное наследство. Во Франции, чтобы выжить, он сменил фамилию на Кшесинский. Фамилия эта и сохранилась навсегда в анналах театрального, балетного, и оперного искусства. Адама -- Владиуша - Феликса Кшесинского, внука Войцеха, естественно, никто уже графом не называл. Да это было и не нужно, ибо у талантливого танцовщика, ученика Мориса ПеонА было свое, собственное имя, которым он гордился по праву. Матильда Феликсовна позднее писала об отце и его партнерше по сцене Вирджинии Цукки, итальянской балерине: «Думаю, что при всей перемене взглядов, технике, требований балетного искусства они и теперь имели бы такой же успех и считались бы такими же первоклассными артистами, которые могли бы быть примером для тех, кто на сцене переигрывает и не переживает своей роли всем сердцем и душой» М. Маленькая, изящная, очень темпераментная Малечка унаследовала от отца несравненную драгоценность для артиста, то с чего начинается талант: способность проживать свои роли, открывать сердце чувствам и переживаниям, а не просто их проигрывать! У нее была очень богатая мимика драматической актрисы и легкость, чеканность балетной техники. Она прилежно училась у знаменитого итальянца Чеккети, у старейшего педагога Императорского балетного училища Льва Иванова, балерины — педагога Екатерины Вазем, всесильного балетмейстера — хореографа Мариуса Петипа, у своих подруг балерин, у партнера по сцене Николая Легата. У всех, у кого только можно было научиться. Узнавать что — то новое она не уставала никогда! Театр обожала с детства, могла часами наблюдать за тем, как устанавливают и меняют декорации, зажигают люстры, репетируют спектакли. Маленькою девочкой однажды забралась под театральное кресло, в надежде просидеть там до вечера и увидеть на сцене появление Царь - девицы из «Конька — горбунка». Отец, забывший о дочери в пылу репетиции и спектакля, вспомнил о ней почти дома. Когда он вернулся за «пропажей», Малечку искали всей труппой. Нашли, раскрасневшуюся, чихавшую от пыли, но довольную донельзя: она увидела, как устанавливают рабочие на сцене морской грот с переливающейся раковиной — жемчужиной, готовят пол для безукоризненного танца артистов. Все эти таинства сцены заворожили девочку, она взахлеб рассказывала о них матери, а та, увидев ее блестящие глазки и румянец на щеках, как то забыла отругать проказницу! Училась в театральном училище Маля очень легко, ведь азы балетного искусства давно и с радостью постигла дома, да и то, что нравилось для нее было только радостью, а не тяжким трудом. Она была кокетлива от природы, улыбчива — с притягательными ямочками на щеках и очень тщеславна: ей нравилось хорошо приготовить урок, чтоб учителя ее похвалили. Много занималась она и дома. Танцевала под звуки рояля, когда играли отец и мать, играла в шутливые костюмированные переодевания с сестрой, которую очень любила. Отец, Феликс Иванович Янович был мастером на все руки, и однажды смастерил детям деревянную модель настоящего театра. Там можно было разыгрывать спектакли деревянными куклами, менять занавес и декорации. Малечка и Юлия очень любили заниматься своими домашними представлениями. Лето семья Кшесинских обычно проводила на даче, в имении Красницы под Петербургом. Имение было небольшим, но уютным, с отлично налаженным хозяйством. Матильда Феликсовна с восторгом вспоминала потом о тех днях, хотя ничего особенного в жизни семьи не было — обычный сезон дачников: сборы грибов и ягод, летние пикники, составление букетов, купание в речке, прогулки на велосипеде или в экипаже, обеды и ужины с большим количеством гостей: отец был хлебосолом и очень любил сам что нибудь готовить к столу; некоторые его секреты кулинарного чудодейства, так и остались нераскрытыми для любимой дочери. Она говорила, что талант развлекать и принимать гостей своих — ими неизменно был полон дом Кшесинской, где бы она не жила! Там же, в июльском мареве вечеров, наполненных густым и пряным запахом свежескошенной травы, попробовала себя впервые Малечка Кшесинская и в качестве юной кокетки, разбив интереса ради сердце чьего то жениха, и расстроив намеченную было свадьбу. Жених потерял голову и слал отчаянные любовные письма, а большеглазая прелестница смеялась, пожимала плечами, и бросала пылкие признанья в огонь. Истинная Женщина проснулась в ней рано, может быть, благодаря всеобщему теплому обожанию в семье, а, может быть, просто — чему то властному, яркому, дремавшему в ней с рождения! Все это выплескивалось через край в живости движений, теплоте смеха, особом блеске глаз огромных глаз и — незменно - в характере танца, куда она вкладывала всю себя: яркую и заметную, как искорку пламени на большой и академично - холодной сцене Александринского театра: ученицы Императорского Мариинского театрального училища часто выступали в больших спектаклях в еще совсем юном возрасте — такова была сила традиций! Кшесинская сразу выдвинулась в число первейших учениц и вскоре затмила всех. Схватывала все с легкостью, занималась много, упорно, но всем казалось - шутя. Слишком легко. Порхала по сцене бабочкой, молниеносно выполняя сложнейшие пор — де - бра, заноски, плие, выворот коленей.. Партнеры по сцене — танцовщики - ее любили: она была легкой, маленькой, изящной — такое кокетливое «перышко» можно было ловить, не опасаясь досадного промаха, а вечная улыбка немного хмельно кружила голову, только выгодно оттеняя блеск адажио или томного па — де — де, или строгий рисунок пятой позиции. Специальная постановка ног в балете, поза требующая высокого технического уровня исполнителя. Ее хвалили и неизменно выделяли среди учениц. Публика уже начинала узнавать ее и встречать теплыми аплодисментами. Но к моменту окончания училища она как то внезапно охладела к учению, разочаровалась в себе, поскольку ей постоянно казалось, что все, чему учили казенных воспитанниц, она, как вольная ученица, уже давно знала, и стремиться ей было как бы и - не к чему! Вот как она сама говорила обо всем этом позднее: «Я не имела веры в значение того, что здесь делалось, и не получала настоящего внутреннего удовлетворения от своего танца. У меня было даже сомнение в правильности выбранной мной карьеры. Не знаю, к чему это привело бы, если бы появление на нашей сцене Вирджинии Цукки Дзукки — в др. Она, ее танец, — вспоминала Кшесинская, - произвели на меня впечатление потрясающее! Мне казалось, что я впервые начала понимать, как надо танцевать, чтобы иметь право называться артисткой. Цукки обладала изумительной мимикой. Всем движениям классического танца она придавала необычайное очарование, удивительную прелесть движений и захватывала зал. Я сразу ожила и поняла, к чему надо стремиться, какою артисткой надо быть,… жадно следя за нею полудетскими восхищенными глазами! Цукки, видя восхищение юной Кшесинской, ободрила ее теплыми словами, и подарила ей на память цветок. Кшесинская трепетно хранила его в баночке со спиртом, считая своеобразным «талисманом», и потеряла лишь в суматохе бесконечных переездов после октябрьского переворота. Она танцевала па — де — де из балета «Тщетная предосторожность» с воспитанником Рахмановым. Выпускной спектакль - концерт прошел на «ура», в присутствии всей Императорской фамилии и Двора, Кшесинская была премирована похвальным листом за отличные успехи в учебе и танце, но самым ошеломляющим впечатлением было для нее то, что Император Александр Третий, выделив ее среди всех остальных учениц, тепло поздравил и сказал фразу, которая стала на долгие годы для Кшесинской не то девизом, не то наказом, не то - творческим кредо, а, может быть, всем сразу: «Будьте славою и украшением нашего балета! А далее был ужин в кругу воспитанников и всей императорской фамилии, старшие члены которой, по очереди сменяли друг друга, чтобы в равной степени оказать внимание всем выпускникам. Матильду, в виде исключения, в этот раз посадили за стол — у нее не было постоянного места, как у приходящей ученицы. И рядом не с кем нибудь, а самим Наследником престола, юным Цесаревичем Николаем Александровичем, а Государь - отец шутливо погрозил пальцем: »Только не флиртуйте слишком! Особенно — Малечке. Она то и дело вспыхивала, как маков цвет, и очень волновалась, отвечая на вопросы Цесаревича, и все время думая: « не допустила ли она какого — нибудь промаха в этикете?! А она боялась смотреть ему прямо в глаза, чувствуя, что что то странное надвигается на нее, охватывает, словно волна.. Что это было? Она еще не сознавала, еще не понимала до конца. Но это было То, что она помнила до конца своих дней и ради возврата этого она, не скупясь, отдала бы многое из своей жизни позднее! Па второе. Юность танца. Роман с Цесаревичем. Роман этот - был. Что бы там не говорили сегодняшние историки — «отбеливатели», усердно желающие добавить лишний нимб к облику царственного мученика Николая Второго, и во чтобы то не стало доказать «непорочность» отношений с прелестной прима - балериной императоских театров! Но в самом этом романе, достаточно мучительном и горьком для Матильды Кшесинской, как ни странно, очень мало было пошлого и обыденного, того, что теперь усердно муссируется на страницах романов и различных исторических изданий. Да, Матильда Кшесинская стала для Николая Александровича первою женщиной и первым чувственным опытом! Они оба пошли на поводу у своего пыла. Но этот любовный танец был очень медленным. Случайные встречи в парке, прогулки на набережной, первый, успешный сезон Кшесинской в Красносельском театре , аплодисменты, цветы, разговоры с Наследником и другими офицерами гвардии у окна грим — уборной. Изящные подарки, цветы, письма на крышке рояля. Разлуки: Наследник уезжал то в кругосветное путешествие, то в Данию, то на маневры полка, то в Спалу и Беловежье. Они виделись редко, оттого их встречи и разговоры были особенно наполненными. Не только физическою страстью. Но и каким то очень бережным отношением друг к другу. В изящном кружеве своих воспоминаний Матильда Феликсовна с такою теплотою и тактом пишет о Наследнике престола, что сердцем веришь в правду написанных строк, хотя и не сохранилось шкатулки с письмами и записками — сожжены были в огне перед каким то очередным обыском или арестом ее доверенными лицами. После летнего сезона в Красном селе, когда я могла встретиться и говорить с ним, мое чувство заполнило всю мою душу, и я только о нем и могла думать. Мне казалось, что он, хоть и не влюблен в меня, но все же чувствует ко мне влечение, и я невольно отдавалась мечтам. Мои разговоры с Наследником, доверие, которое он мне оказывал, делясь со мною своими мыслями и переживаниями, остаются для меня драгоценными воспоминаниями. Наследник был очень образован, великолепно владел языками и обладал исключительной памятью, в особенности, на лица и на все, что он читал.. Чувство долга и достоинства было в нем развито чрезвычайно высоко, и он никогда не допускал, чтобы кто — либо переступал грань, отделявшую его от других. Он был добрый и простой в обращении. Все и всегда были им очарованы, а его исключительные глаза и улыбка покоряли сердца. Одна из поразительных черт его характера было умение владеть собою, и скрывать свои внутренние переживания в самые драматические моменты жизни. Внешнее спокойствие никогда не покидало его! Николай Александрович был настолько сдержан, что трудно было догадаться о его романе с Кшесинской даже по скупым записям в дневнике, но тем не менее вездесущие петербургские сплетники знали вскоре все и вся, описывали в своих ежедневных журналах самые фантастические и самые фривольные подробности романа цесаревича «с актрискою». Прошу прощения, но так процитирован дневник А. Суворина в статье А. Боханова, доктора исторических наук «Великолепная Матильда»! Малечка, воспитанная в семье, где царила любовь и уважение друг другу, и на первый план всегда выходили не личные страсти , а служение сцене, искусству и долгу, прекрасно понимала, какой удар нанесет гордой щепетильности родителей, которые привыкли видеть ее послушной дочерью. Слегка шаловливой, капризной, но - послушной и никогда не выходившей за рамки приличий. Многие вспоминали позже необыкновенное, «придворное» изящество манер, теплоту и тактичность поведения Кшесинской, несмотря на легенды о ее взбалмошности суперзвезды балета, последнее — редко подтверждалось! Для отца балерины, гордого своими дворянскими корнями, понятием «чести артиста» это был огромный удар. Он спросил дочь при откровенном разговоре, «отдаю ли я себе отчет в том, что никогда не смогу выйти замуж за Наследника, и что в скором времени должна буду с ним расстаться? Я ответила, - вспоминает Кшесинская, - что все отлично сознаю, но что я всей душой люблю Ники, что не хочу задумываться о том, что меня ожидает, а хочу лишь воспользоваться счастьем, хотя бы и временным, которое выпало на мою долю.. Их встречи продолжались, но вряд ли Кшесинская приносила свою энергию в жертву лишь любовному пылу.. Ее талант расцветал.. Она впервые в театральном сезоне 1892 — 93 годов получила роли в больших балетах, по прежнему много времени уделяла занятиям у станка, с виртуозом итальянской балетной техники - маэстро Чекетти. У Мариуса Петипа, легендарного хореографа , она рискнула попросить главную партию в любимом ею балете «Эсмеральда». Тот в ответ строго прищурился и спросил : «- А ты любиль? Я ему восторженно ответила, что влюблена и люблю. Тогда он задал второй вопрос: - А ты страдаль? Тогда он мне сказал то, что потом я и вспоминала часто. Он объяснил, что только испытав страдания любви можно по настоящему понять и исполнить роль Эсмеральды.

Кшесинская Матильда: биография и личная жизнь

Симпатия между ними постепенно нарастала. Во время антрактов наследник любил заходить за кулисы. Там они обменивались застенчивыми улыбками. Тем же летом Николай отправился на сборы, в кругосветное путешествие, а затем и в Данию. Впервые Кшесинская и цесаревич остались наедине лишь спустя полтора года после знакомства. Окончательное сближение случилось, когда балерина заболела. У неё была глазная инфекция. Будущий император захотел навестить девушку и узнать о её самочувствии. После этой встречи Николай начал называть балерину ласково Малей.

Их переписки и визиты стали регулярными, насколько это было возможно. Матильда Кшесинская Фото: РИА Новости 23 марта 1892 года наследник отправил письмо Матильде, в котором сообщил о своём визите к ней в 11 вечера. Балерина подробно описала этот день в дневнике. Цесаревич быстро вошёл в комнату, не снимая пальто. А затем впервые поцеловал Кшесинскую. Всю ночь они провели за разговорами. Записи Николая и Матильды передают широкую гамму чувств: от трепета до переживаний. Вполне допустимо сказать, что это была практически первая осознанная влюблённость последнего российского императора.

Царская семья развитию романа особенно не препятствовала, не находя в нём ничего криминального.

Эта итальянка срывала аплодисменты, лишь только выйдя на сцену, ее имя упоминал в своих рассказах Чехов, а драматическую манеру танца итальянки высоко ценил Станиславский. Однако Матильда, в отличие от Вирджинии, не собиралась посвящать балету всю свою жизнь. В 1896 году Кшесинская Матильда становится прима-балериной императорских театров. Это вершина русской балетной иерархии. Спорным остается объективность такой оценки. Не согласен с ней был и балетмейстер Мариинского театра Мариус Петипа.

Однако ему оставалось лишь склонить голову перед волей августейших особ, в кругу коих вращалась Матильда. Как Кшесинская готовилась к выступлениям Матильда была талантлива и по-своему дисциплинированна. Она всегда разделяла театральную и личную жизнь. Выступала нечасто, но в разгар сезона. За месяц до выступления балерина всецело предавалась тренажу, не принимая никого, рано ложилась спать, выдерживала диету, контролировала вес. Перед спектаклем 24 часа лежала в постели, приняв лишь легкий завтрак. За два часа до спектакля Матильда прибывала в театр для грима.

Но танцовщица позволяла себе длительные перерывы. Она обожала азартные игры в карты. Всегда была смеющейся и веселой. По воспоминаниям балерин Мариинского, бессонные ночи не портили ее внешность. Бриллиантовая балерина Но спустя пару лет Кшесинская начала злоупотреблять высоким покровительством. Матильда танцевала даже нищенку в бриллиантовых серьгах и жемчужном ожерелье. Она всегда представала перед зрителями в новом модном платье и по-парижски причесанной.

Балерина блестела на сцене бриллиантами и сапфирами — подарками мужчин из рода Романовых. Однажды директор Императорского совета театров Волконский даже оштрафовал Кшесинскую за то, что та проигнорировала его распоряжение — играть в специальном костюме. Та пожаловалась, и через несколько дней министр двора штраф отменил. После этого князь Волконский подал в отставку. Эта сиюминутная ее победа возмутила театральный мир России, ведь Волконского артисты уважали. Мог ли балетмейстер Мариинского, Морис Петипа, спорить с влиятельной фавориткой, уволившей его министра? Последний директор Императорских театров Теляковский позже написал в своих мемуарах, что балет для нее был не способом жизни, а средством обретения влияния.

Поддерживаемая императорской семьей, Кшесинская поступала так, словно репертуар Мариинского театра принадлежал ей. Она назначала артистов на роли, неугодных же и вовсе лишала возможности танцевать. Ее имя было в первых строках афиш, однако оно странным образом оказалось никак не связанным с Великими балетными постановками. В последнем по списку спектакле балетмейстер снизошел до того, что Матильде ассистировали артисты выше ее классом: Анна Павлова, Михаил Фокин, Юлия Седова, Михаил Обухов. С точки зрения балета, это было абсурдом. Отобразит ли октябрьский блокбастер то, что ведь фактически провалила спектакли «Дочь Микадо» и «Волшебное зеркало» прима Матильда Кшесинская? Фильм об этом, скорей всего, умолчит.

Об отношениях Кшесинской с Романовыми Дата помолвки Николая с Алисой Гессенской - 7 апреля 1894 года - стала точкой невозврата отношений балерины и Николая. Они расстались друзьями, ей было позволено обращаться в письмах к нему на «ты». Император также великодушно пообещал балерине помогать во всем, что она попросит. Страдала ли от разрыва с главным женихом России Матильда Кшесинская? Фото ее, улыбающейся, в обществе следующего своего любовника, Великого князя Сергея Михайловича, будет ответом. Николай I поручил отставную любовницу заботам двоюродного брата. В 1902 году родился сын Матильды Кшесинской — Владимир, отцовство коего остается спорным и по сей день.

На своем бенефисе в Мариинском театре мастерица фуэте закрутила роман с Великим князем Андреем Владимировичем, причем вскружила последнему голову так, что тот вел себя неподобающе для рода Романовых. Незавидна судьба Великого князя Сергея Михайловича, застреленного под Свердловском большевиками и без захоронения сброшенного в шахту.

Униженный князь написал заявление об отставке. Признавал это даже последний директор Имперских театров Владимир Теляковский, называющий Матильду «нахальной, циничной, живущей одновременно с двумя великими князьями и не только не скрывающую этого, но и вплетающую и это искусство в свой вонючий циничный венок людской падали и разврата». Матильда первая среди русских балерин и третьей в мире исполнила на сцене подряд 32 фуэте. Спектакли перерабатывались под ее возможности: другие танцовщицы нередко просто не могли повторить то, что умела Кшесинская. Но успех на сцене был для Матильды лишь средством: ее стремления были гораздо грандиознее, чем просто роль театральной звезды. В конце 1890-х годов она купила загородный дворец в Стрельне, капитально его отремонтировала и даже построила собственную электростанцию, а ведь электричества тогда не было даже в Зимнем дворце. К концу 1906-го был построен еще один особняк в Петербурге длиной 50 метров и шириной 33.

Мебель для него Матильда заказала у известного французского фабриканта Мельцера, всё от люстр до шпингалетов привезли из Парижа. Имелись зимний сад, винной погреб, конные экипажи, автомобили и даже коровник — Кшесинская обожала парное молоко. И совсем не гонорары были источником ее благосостояния: роскошь оплачивалась из военного бюджета Российской империи. Технология разрушения государства» рассказали политолог Алексей Мартынов и кинодокументалист Роман Газенко. Авторы считают, что балерина и великий князь были участниками беспрецедентной по тем временам коррупционной схемы, которая стала одной из причин поражения России в Первой мировой. Великий князь был назначен начальником Главного артиллерийского управления в 1905 году, Кшесинская же вместе с промышленником Путиловым и банкиром Вышнеградским стала совладельцем «индустриального гиганта стратегического значения» — Путиловского завода. Дальше всё было просто: «главный артиллерист» Сергей Михайлович отдавал госзаказы французской фирме Шнейдер, а та по «странному капризу» указывала в контрактах требование производить продукцию исключительно на Путиловском заводе. Обуховский артиллерийский завод был доведен до краха: в 1910—1911 годах его пришлось спасать вливанием гигантских сумм из казны. В Первую мировую Россия вступила с 11 700 стволами разных калибров против 104 500 у Германии и Австро-Венгрии.

Продукты фирмы Шнейдер уступали другому оружию, представленному во время конкурсов, но всё равно принимались на вооружение. Говорят, в армии их называли «гаубицами системы Кшесинской». Первая мировая унесла жизни миллионов русских солдат, Российская империя утратила земли и влияние. Сражения полностью изменили облик страны. Поражения обострили противоречия в обществе и спровоцировали экономический и политический кризис. И свой вклад в это внесла балерина, которая, гонясь за роскошью, не осознавала, что танцует на мировой арене.

Тем более, Сергей был президентом Русского театрального общества, что благотворно повлияло на карьеру девушки.

Матильда и Сергей стали хорошими друзьями, а позже и любовниками. Личная жизнь Любовные интриги не были чужды этой симпатичной девушке. После расставания с цесаревичем, у Матильды было два любовника, светлейшие князья Сергей Михайлович и Андрей Владимирович. Сергей сделал предложение балерине, но она по неизвестной причине отказалась. Наверно тогда девушка имела еще слишком ветреный характер и была не готова для серьезной семейной жизни. Однажды, в 1908 году в туре в Париже, Матильда завела роман с молодым Петром Владимировичем. Вследствие этого романа, у Петра и Андрея возникли далеко не дружественные отношения, дело дошло даже до дуэли, где Петру прострелили нос.

В 1902 году у Матильды родился сын Владимир. Между прочим, до сих пор неизвестно, кто на самом деле отец мальчика. Но вскоре это отчество сыну пришлось поменять, так как в 1921 году, в Каннах, Матильда вышла замуж за Андрея Владимировича, внука Александра Второго. Матильда, которая до свадьбы была католичкой, приняла православие с именем Мария. Их семья была именно такой, о какой и мечтала балерина. Они были вместе до конца своих дней. Матильда с семьей В 1926-м году ее семейству было присвоена фамилия князей Красинских.

А позже она стала зваться княгиней Романовской-Красинской. С этой фамилией балерина и была похоронена. Смерть У Матильды Кшесинской была поистине интересная судьба. Об этом свидетельствует ее биография и личная жизнь.

Матильда Кшесинская

Богатая событиями и известными персонами биография Матильды Кшесинской — предмет, часто освещаемый в искусстве. Мария-Матильда Адамовна-Феликсовна-Валериевна Кшесинская родилась 31 августа 1872 года в творческой семье. Гений русского балета Матильда Кшесинская прожила довольно насыщенную личную и творческую жизнь. Что ж, пока заинтригованная российская публика в состоянии некоторой оторопи готовится лично оценить источник всероссийской шумихи, Владимир Тихомиров рассказывает, какой была в жизни Матильда Кшесинская.

Царь-девица: 18 впечатляющих фактов о Матильде Кшесинской

классический пример личной эффективности и полностью реализованных возможностей. Матильда Кшесинская скончалась 5 декабря 1971 года, не дожив немного до своего столетия. Балерина Матильда Кшесинская брала особым очарованием, которое не оставляет равнодушным ни одного мужчину.

Матильда Кшесинская — биография балерины

50 лет назад в Париже умерла балерина Матильда Кшесинская, не дожившая нескольких месяцев до своего столетнего юбилея. Отношения Николая II и Матильды Кшесинской начались и закончились в то время, когда он не был еще ни императором, ни супругом, ни тем более святым. Балерина Матильда Кшесинская брала особым очарованием, которое не оставляет равнодушным ни одного мужчину. Что ж, пока заинтригованная российская публика в состоянии некоторой оторопи готовится лично оценить источник всероссийской шумихи, Владимир Тихомиров рассказывает, какой была в жизни Матильда Кшесинская.

Пани Малечка. История жизни Матильды Кшесинской.

У девочки была большая семья: родные брат Иосиф и сестра Юлия, а также пятеро сводных братьев и сестёр от первого брака матери. Путь Матильды в балет был предопределён заранее, под влиянием отца. Поляк Феликс Кшесинский прославился не только как солист Мариинского театра и блистательный исполнитель мазурки, но и как талантливый педагог. Окончив Императорское театральное училище, в Мариинку попали также Иосиф и Юлия, которую называли Кшесинской первой. Малю, отданную в балетный класс в трёхлетнем возрасте, стали именовать Кшесинской второй. Педагоги с детства выделяли Матильду, отмечая её незаурядные данные и трудолюбие, и пророчили большое будущее.

Разделяя это мнение, Феликс Кшесинский много времени посвящал развитию дарования младшей дочери. Экзамен, определивший судьбу, или как юная балерина оказалась в объятиях наследника престола Николая Александровича Балерина Матильда Кшесинская. В России, как, впрочем, и везде, сделать блестящую сценическую карьеру можно было только заполучив влиятельного покровителя. Матильде такой случай представился в 1890-м, на выпускном спектакле Петербургского балетного училища. По словам самой Кшесинской, этот вечер решил её судьбу.

Почётными гостями мероприятия были император Александр III с супругой, братьями и цесаревичем Николаем Александровичем. Государь осыпал 18-летнюю выпускницу комплиментами, предрёк, что она станет украшением и гордостью российского балета, представил сыну и удостоил чести сесть рядом во время праздничного ужина. Цесаревич Николай Александрович. Что ж, если это было так, то государев план удался: молодые люди почувствовали сильное влечение друг к другу, вскоре переросшее в пылкий роман.

Просто обратимся к ее дневниковым записям. Они, к счастью, сохранились в Бахрушинском музее. В 1918 году, когда революционные массы разгромили особняк Кшесинской в Петрограде, хранить ее архив было опасно. Но нашелся смелый человек возможно, из поклонников балерины , который спас ее личные вещи, в том числе домашний архив. Он принес четыре тетрадки, исписанные мелким женским почерком, и черновики ее писем своему знакомому Владимиру Александровичу Рышкову.

Тот взял дневники почитать и переписал их, включая ремарки, исправления, заметки на полях. Для чего? Скорее всего, собирался показать их коллекционеру Алексею Бахрушину. Поскольку считал, что эти рукописи «имеют громадный исторический интерес» и способны восстановить страницы из жизни Николая II. Возможно, в дальнейшем речь шла о покупке архива. Но таинственный владелец дневников исчез, и Рышков не смог их вернуть. Так, оригиналы и копии, которые сделал Владимир Александрович, попали в коллекцию Бахрушина. В конце сопроводительной записки к рукописям Кшесинской Владимир Рышков написал, что ему известно, где находятся остальные дневники, но, увы, до сих пор эти документальные свидетельства не найдены. Первый раз, когда мы остались вдвоем в комнате, Ники я не узнала - так он был ласков.

Но когда нам пришлось остаться наедине вторично, между нами произошел крайне тяжелый разговор. Ники меня поразил. Передо мною сидел не влюбленный в меня, а какой-то нерешительный, не понимающий блаженства любви. Летом он сам неоднократно в письмах и в разговоре напоминал насчет более близкого знакомства, а теперь вдруг говорил совершенно обратное, что не может быть у меня первым, что это будет его мучить всю жизнь, что если бы я уже была не невинна, тогда бы он не задумываясь со мной сошелся, и много другого говорил он в этот раз. Но каково мне было это слушать, тем более что я не дура и понимала, что Ники говорил не совсем чистосердечно. Он не может быть первым! Разве человек, который действительно любит страстно, станет так говорить? Конечно, нет. Он боится просто быть тогда связанным со мной на всю жизнь, раз он первый будет у меня.

В конце концов мне удалось почти убедить Ники, он ответил «пора» - слово, которое производит необъяснимое действие на меня, когда оно им произносится. Он обещал, что это свершится через неделю, как только он вернется из Берлина Николай уезжал на свадьбу младшей сестры императора Вильгельма. Однако я не успокоилась, я знала, что Ники мог это сказать, чтобы только отвязаться, и когда он уехал было 4 часа , я была в страшном горе, я была близка к умопомешательству... Все же я поставлю на своем, сколько бы мне то трудов ни стоило! Но к ее огорчению, Ники, вернувшись из Берлина, к возлюбленной не приехал. Об этом свидетельствуют последние ее дневниковые записи от 23 января 1893 года. Вот и решайте, что это за любовь, которая умерла за неделю. Роман Матильды и Николая длился менее трех лет. В начале 1894-го эти отношения закончились.

О помолвке российского престолонаследника с гессенской принцессой было объявлено 7 апреля. В ноябре состоялось их бракосочетание. Любовные отношения с балериной были прекращены по инициативе цесаревича еще до помолвки. Гастроли прошли с большим успехом. Пока Кшесинская отсутствовала, на место первой балерины стала претендовать итальянка Пьерина Леньяни. Она сразу же покорила петербургскую публику своей искрометной техникой. Но Матильда не осталась одна. Николай перед женитьбой поручил ее заботам своего друга и двоюродного брата, Великого князя Сергея Михайловича. Тот стал не только официальным «покровителем» Матильды, но и ближайшим ее другом.

Великий князь Сергей Михайлович Ее сердце недолго было свободным. Неженатый Сергей Михайлович, прослывший человеком замкнутым, испытывал к Матильде невероятную привязанность. Он опекал ее многие годы, благодаря чему ее карьера в театре была совершенно безоблачной. Чувства Сергея Михайловича проходили жестокие испытания. Но это был лишь эпизод перед появлением настоящего соперника. Продолжали покровительствовать Кшесинской и старшие Великие князья, братья покойного императора, не меньше своего племянника очарованные этой маленькой балериной. Да и сам Николай продолжал следить за карьерой своей бывшей возлюбленной. В программе коронационного торжества значился парадный балет «Жемчужина» на сцене Большого театра, где для общих репетиций балетная труппа Мариинки должна была соединиться с труппой Большого театра. Балет ставил Петипа на музыку Риккардо Дриго.

Главные роли исполняли Леньяни и Павел Гердт. Выступление Кшесинской перед молодой императрицей сочли неуместным, и никакой роли не дали. Оскорбленная Кшесинская бросилась к Великому князю Владимиру Александровичу, который ей покровительствовал. В результате дирекция получила личное распоряжение императора ввести Кшесинскую в балет. Положение Кшесинской было восстановлено. В ноябре 1895 года Кшесинская получила давно заслуженное звание балерины, которое присуждалось лишь лучшим танцовщицам труппы. Она была действительно чрезвычайно талантливой танцовщицей, с огромным упорством работавшей над собой. Ее целью было стать первой балериной на российской сцене. Но тогда это представлялось невозможным: в русском балете царили итальянские балерины.

В каждой из ролей Матильда буквально блистала: она выходила на сцену, увешанная настоящими драгоценностями - бриллиантами, жемчугами, сапфирами, подаренными ей очарованными Великими князьями и самим Николаем. Она объясняла это тем, что публика пришла посмотреть на красивый танец ведущей балерины, и не надо лишать зрителей удовольствия увидеть любимую танцовщицу в нарядном платье, которое ей к лицу. Кроме того, не носить подарки своих высоких покровителей значило проявить неуважение. Говорят, что Матильда предпочитала старинные драгоценности и не особо уважала изделия фирмы придворного ювелира Карла Фаберже. Тем не менее, и тех, и других у нее было множество. Говорили, что чуть ли не половина лучших драгоценностей из магазина Фаберже оказывалась потом в шкатулке Матильды Кшесинской. В октябре 1898 года специально для Кшесинской был возобновлен долго не шедший балет «Дочь фараона». Роль Аспиччии полностью соответствовала вкусам и способностям Кшесинской и стала одной из вершин в ее карьере. Через несколько лет эскизы всех костюмов к этому балету были сделаны заново.

К костюму Кшесинской полагалась диадема в египетском стиле. Она так понравилась Матильде, что специально для нее ювелиры Фаберже сделали точно такую же, но с настоящими камнями - шестью крупными сапфирами. Она считалась всесильной хозяйкой Мариинского театра.

В мемуарах Матильда рассказывает о своей родословной: её дед — Ян Кшесинский — был выдающимся человеком со многими талантами: играл на скрипке с Никколо Паганини, польский король называл его «мой словик» соловей за выдающиеся способности к оперному пению, служил актером с широким диапазоном ролей, от трагических до комических. Ян Кшесинский дожил до 106 лет. Отец Матильды — Феликс Янович — балетный танцовщик, выступал на сценах Варшавы как ведущий исполнитель. В 1853 году он переехал в Россию и продолжил карьеру в Мариинском театре Санкт-Петербурга. Мать Матильды — Юлия Доминская — тоже была танцовщицей, но покинула сцену, посвятив себя заботе о детях. Родители Матильды Кшесинской У Юлии Доминской было 13 детей: 9 — рожденных от рано почившего танцовщика французского происхождения Леде, 4 — от Феликса Кшесинского. Матильда была младшим ребенком в этой большой семье.

Ее родные брат и сестра — Иосиф и Юлия — пошли по стопам родителей и стали балетными артистами. Можно утверждать, что творческий путь Матильды Кшесинской был предопределен, но так ли это? Матильда родилась в местечке Лигово, недалеко от Санкт-Петербурга, 31 августа 1872 года. Она с детства любила танцевать и обожала ходить с отцом на репетиции и спектакли. Неудивительно, что девочка, последовав примеру домашних, тоже решила стать балериной и поступила в Императорское театральное училище, куда брали детей с 9-11 лет. Матильда Кшесинская в детстве Во время обучения Матильда и другие воспитанники иногда танцевали в спектаклях наравне со взрослыми исполнителями. Балеты Мариуса Петипа как нельзя кстати подходили для задействования всех сил Императорского театра, поскольку в них были роли для всех возрастов. Дети, как правило, танцевали партии слуг, маленьких пажей и кукол. Так, маленькая Матильда была выбрана на роль одной из марионеток в постановке балета «Дон Кихот». Пройдя половину курса обучения, Матильда поняла, что не питает к театру прежнего интереса, она перестала верить в нужность выбранного ремесла и задумывалась оставить училище.

Именно в этот трудный момент в столицу приехала известная итальянская балерина Вирджиния Цукки, подарившая девочке веру в балетное искусство. Цукки своим примером показала, как наполнить технически безукоризненное исполнение чувством, драматизмом, глубиной.

Дело в том, что признать ребёнка были готовы и Андрей Романов, и князь Сергей Михайлович. В итоге ребёнка сначала хотели записать как Сергеевича, однако, по невыясненным причинам, передумали. Он фигурирует в письмах Матильды как Андреевич. Имя дали в честь "деда" — Владимир.

К слову, балерина хотела назвать Николаем, но передумала — решила, что рискует перегнуть палку. Бенефис Матильда пользовалась своими связями в открытую. Даже в собственных воспоминаниях балерина не скрывает, что, например, обратилась в обход всего начальства лично к министру Императорского двора барону Фредериксу, чтобы он разрешил ей устроить бенефис по случаю десяти лет на главной сцене страны. Дело в том, что такие подарки делали после 20 лет службы или перед уходом со сцены. А Матильде этот бенефис достался "за красивые глаза" или другие части тела. В 1904 году Кшесинская решает уйти из Императорского театра.

Так как к тому моменту она считалась главной интриганкой например, распускала сплетни про приглашённых из-за границы балерин, распространяла множество слухов и про русских танцовщиц , то сопротивления не встретила. Выступив на собственном бенефисе, Матильда отдыхает всё лето в своём доме в Стрельне. Но в начале нового сезона получает предложение вернуться не в штат, а на "контрактной" основе. То есть за каждое выступление ей обязуются платить по 500 рублей более 250 тысяч рублей на современные деньги. Переезд До Февральской революции дом прима-балерины Мариинского театра Матильды Кшесинской являлся популярным салоном. Но в то же время оставаться там, где всё мне напоминало Ники, было ещё грустнее, — пишет она.

В результате Матильда решила "утешиться" домиком, который по размерам больше раза в три. Новое жильё балерины заложили на углу Кронверкского проспекта и Большой Дворянской улицы. Обустройство комнат — по последнему слову моды, дизайн — от лучших петербургских специалистов. За полгода дом отстроили полностью, и к началу 1907 года балерина въехала в новый особняк. Отношение в театре к ней меняется кардинально. Если раньше доходило до того, что с балериной дирекция советовалась насчёт репертуара на год, то сейчас максимум, что ей дают, — эпизодические роли.

Тогда Кшесинская отправляется в Париж, куда её позвали выступить. После этого — Лондон, снова Петербург. До переворота 1917 года, по сути, кардинальных перемен в жизни балерины не происходит. Отречение Николая II Матильда в своих воспоминаниях уверяет, что тревожные слухи начали распространяться по Петрограду с самого начала года. Военные уже в феврале предупреждали Кшесинскую, что нужно собрать самое необходимое и быть готовой покинуть Петроград, а то и Россию, в срочном порядке. С каждым часом становилось всё тревожнее и тревожнее.

Всё, что было более драгоценного и что попадалось мне под руку, я уложила в небольшой ручной саквояж, чтобы быть готовой на всякий случай, — пишет балерина. В городе тем временем творился кошмар — погромы на улицах, отдельные выстрелы, драки. Убили кого, не убили — уже было не разобрать. Тогда Матильда решает — пора. Катя-коровница воспользовалась переворотом и крала мои вещи, — вспоминает балерина.

«Своей семье он был верен»: историк — о романе между Николаем II и Матильдой

Матильда Кшесинская родилась в 1872 году в семье артистов балета. Великолепная Матильда Феликсовна Кшесинская была самой желанной женщиной своего времени. Биография и личная жизнь Матильды Кшесинской тесно связана с императорской семьей. Мария-Матильда Адамовна-Феликсовна-Валериевна Кшесинская родилась 31 августа 1872 года в творческой семье. Дед Матильды Феликсовны прожил 106 лет, старшая сестра Юлия, в замужестве баронесса Зедделер, — 103 года, а сама Кшесинская умерла, не дожив лишь несколько месяцев до 100 лет, — 6 декабря 1971 года. Местом упокоения Матильды Феликсовны Кшесинской стало кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий