Смерть царя Александра I, восстание в Петербурге 14 декабря 1825 года, восход на престол Николая I изменили судьбу Пушкина. История последней дуэли Александра Пушкина началась за три месяца до рокового выстрела. Как умер Александр Сергеевич Пушкин: причина смерти. В этом году исполнилось 179 лет со дня, как закатилось солнце русской поэзии – от полученных на роковой дуэли ран умер Александр Сергеевич Пушкин. Главная» Новости» Когда умер пушкин в январе.
Последние часы жизни Александра Пушкина — из записок очевидцев
Кончина Александра Пушкина в расцвете сил, в возрасте 37 лет, произошла из-за дуэли с французским офицером Жоржем Дантесом, который ухаживал за женой поэта Натальей Гончаровой. Похоронили Александра Сергеевича Пушкина в Святогорском монастыре, рядом с бабушкой поэта Марией Алексеевной, которая умерла в 1818 году. "День смерти Пушкина всегда выпадает на неделе о блудном сыне. Как умер Александр Сергеевич Пушкин: причина смерти. Александр Сергеевич Пушкин умер 29 января 1837 года по русскому Юлианскому календарю царской России.
Последние часы Пушкина: как умирал поэт
Выраженная поистине всенародная любовь к умирающему поэту и всенародная же скорбь в связи с его трагической гибелью были настолько сильными, что заставили тех представителей светского общества, кто был способен на более или менее объективную оценку случившегося, понять наконец, что Пушкин был национальной гордостью и не мог быть судим лишь по меркам этого общества. Поэтому вход во многие дома, где Дантес еще вчера был с любовью и восторгом принимаем, стал для него закрыт. Дантес утверждал в письме: «Правда, все те лица, к которым я Вас отсылаю, чтобы почерпнуть сведения, от меня отвернулись с той поры, как простой народ побежал в дом моего противника…» Тон обиженности, присутствовавший в письме, объясняется именно тем, что суровый приговор был для Дантеса полной неожиданностью. Подобного рода возможных последствий он для себя не допускал, так как ответственность за участие в таких поединках обыкновенно сводилась, как отмечалось, к незначительному наказанию. При этом явная поддержка его преддуэльного поведения светским общественным мнением выглядела в его глазах чуть ли не как аванс будущего милосердия юстиции или как гарантия символического наказания, которое будет назначено ему. Дантес не мог не думать, что будущие его судьи — это те, кто принимал его, восторгался его плоским казарменным шуткам, почти открыто брал его сторону в создавшейся ситуации… И Дантес, и Геккерен-старший, и многие другие представители светского общества допустили при этом существенный просчет: не смогли предвидеть широкого общественного резонанса, выражения общего горя по поводу смерти Пушкина. Поэтому иной, более суровый подход суда к определению наказания за происшедшую дуэль объясняется изменившимся отношением части светского общества, в том числе и гвардейских офицеров, вынесших Дантесу судебный приговор. Конечно, он понимал, что его карьера, так блестяще начавшаяся в России, рухнула. Однако он не унывал не при каких обстоятельствах. Лучше всего об этом свидетельствует содержание письма Андрея Карамзина, написанное своим родным через несколько месяцев после дуэли: «Странно мне было смотреть на Дантеса, как он с кавалергардскими ухватками предводительствовал мазуркой и котильоном, как в дни былые» на балу, устроенном в Бадене русской знатью, то есть по существу тем же обществом, которое погубило Пушкина и для которого Дантес был «несчастным».
К таковым были отнесены, в том числе и Нидерландский Посланник барон Геккерен. В отношении него мера прикосновенности была следующей: «По имеющемуся в деле письму убитого на дуэли камергера Пушкина видно, что сей Министр имеется в виду бытовавшее тогда его официальное дипломатическое звание как посланника — министр Нидерландского двора , будучи вхож в дом Пушкина, старался склонить жену его к любовным интригам с своим сыном поручиком Геккереном. Константин Данзас Фото: en. Судьи не были пристрастны к голландскому дипломату. Оценка Пушкиным и Данзасом преддуэльных событий, и в частности, откровенно своднической роли Геккерена-старшего в попытке сблизить своего приемного сына и жену Пушкина, подтверждается мемуарными и иными свидетельствами современников. В письме Александра Карамзина от 13 марта 1837 г. Старик Геккерен сказал госпоже Пушкиной, что он умирает из-за нее, заклинал ее спасти его сына, потом стал грозить местью». По словам Вяземского, Наталья Николаевна после получения анонимных писем «раскрыла мужу все поведение молодого и старого Геккеренов по отношению к ней, последний стремился склонить ее изменить своего долгу». Пушкиной от второго брака также свидетельствует: «Старый Геккерен написал вашей матери, чтобы убедить ее оставить своего мужа и выйти за его приемного сына».
Наконец, есть и монаршее свидетельство. Николай I так писал по этому поводу своему брату Михаилу: «Пушкин погиб, и, слава Богу, умер христианином. Это происшествие возбудило тьму толков, наибольшую частью самых глупых, из коих одно порицание поведения Геккерена справедливо и заслуженно; он точно вел себя, как гнусная каналья. Сам сводничал Дантесу в отсутствие Пушкина, уговаривал жену его отдаться Дантесу, который будто бы к ней умирал любовью». Как видно, все свидетельства основаны на пушкинском толковании своднической роли Геккерена-старшего, и пушкинское же объяснение этому, как отмечалось, было положено в основу документа судебного дела о мере причастности голландского дипломата к дуэльным событиям. Дуэлянты нашего времени - Не могу не спросить - суд над Дантесом некоторые эксперты рассматривают как комедию, спектакль, поставленный по сценарию, якобы написанному самодержцем. Это так? Более того, такая оценка этого процесса явно принижает то общественное положение, которое в жизни России даже в серо-промозглых сумерках николаевского царствования занимал Пушкин. Никакой комедии не было и быть не могло.
Процесс свидетельствовал об обратном. Да, суд проходил в полку, шефом которого был лично император. Да, офицеры конной гвардии, и генералы Генерал-аудиториата, которых судьба избрала в судьи поэта, были тесно связаны со светским обществом. Но судьи и не думали шутить или ломать комедию , а вынесли Дантесу суровый приговор. Суд отверг все объяснения Дантеса и его приемного отца — Нидерландского Посланника в их объяснении причин дуэльного поединка и исходил в своем решении из пушкинской версии. Сколько бы мы ни считали, вывод один посмертно подсудимый победил! Для нас же, живущих в другом тысячелетии, это обыкновенное, по своему формальному содержанию для судопроизводства николаевской юстиции дело, является и всегда будет являться весьма необычным. А при отягчающих обстоятельствах — по ч. В интернете находится пример такой «дуэли» и ее судебного рассмотрения.
После короткой словесной перепалки подвыпившие мужчины отправились выяснять отношения на улицу. Однако его оппонент настоял на немедленном «поединке». За их боем наблюдали сотрудники Росгвардии и полиции, но предпочли не вмешиваться. Камеры видеонаблюдения зафиксировали, как А. Тот попытался встать, но тут же пропустил еще один удар, оказавшись в нокауте. После этого А. Медики не смогли спасти пострадавшего, а А. Следователи вначале возбудили уголовное дело по ст. Правда, по нашему мнению, квалификация действий виновного, как убийства из хулиганских побуждений, является достаточно сомнительной и, как уже отмечалось, содеянное скорее подпадает под признаки части 1 ст.
Депутат законодательного собрания Ленинградской области направлял обращение на имя главы Следственного комитета РФ Бастрыкина, в котором настаивал на необходимости инициировать расследование причин и обстоятельств гибели поэта в 1837 г. Реабилитация есть признание вынесения определенному лицу неправосудного приговора, то есть признание его невиновным в совершении того деяния, за которое он был осужден. К данному случаю это никак не подходит. Никто, в том числе и Главная военная прокуратура РФ не смогут опровергнуть исторический факт — Пушкин стрелялся на дуэли с Дантесом. В соответствии с действовавшими на то время российскими законами, участие в дуэли и не только непосредственно в качестве дуэлянтом, но и секундантов рассматривалось как уголовно наказуемое преступление. Это соображение, так сказать, формально-юридического свойства. Но, кроме них, есть и нравственно-содержательное.
Александрова ; составление Г. Скрынников, Р. Щеголев, П. Щеголев ; вступительная статья и примечания Я.
Секундант Жоржа принес Александру Сергеевичу ответное письмо с вызовом на дуэль. Версии Эта роковая для Пушкина дуэль была 21-й по счету в его жизни. Примерно в полутора десятках вызовов инициатором был сам вспыльчивый поэт. Друзья Пушкина неизменно вмешивались в процесс, стараясь примирить враждующие стороны, поэтому до настоящей дуэли дошло только в четырех случаях. Версия с ревностью является основной в вопросе дуэли Пушкина и Дантеса. Но исследователи не исключают и других вариантов. Например, смерти поэта всем сердцем мог желать царь Николай I, так как Пушкин частенько писал стихотворения, в которых высмеивал царизм и существующий порядок вещей. Вот Николай и расправился с неугодным поэтом руками Дантеса. Некоторые историки склоняются к мысли о том, что Пушкин, наоборот, выставлял деятельность царя в положительном свете, и это было не на руку послу Луи Геккерну. Барон специально спровоцировал ссору между Пушкиным и Дантесом со смертельным исходом, а позже даже защищал Жоржа в суде после дуэли его разжаловали и выслали из России. Но существует совсем невероятная версия: убийство Пушкина заказали масоны-иностранцы. Некоторое время Александр Сергеевич пребывал среди членов этого общества. Однако в 1820 году он вышел из Ордена вольных каменщиков, став поэтом, прославляющим царя. В пользу этой версии свидетельствует устроенная в то время травля «необузданного и дикого» поэта в прессе. Подобное под силу было устроить только масонам. Дуэль и ранение поэта 27 января 1837 года около 17 часов дуэлянты встретились неподалеку от Петербурга, у Черной речки. По условиям поединка, соперники должны были разойтись на 20 шагов, затем сближаться, стреляя друг в друга. Если бы с первой попытки промахнулись, то дуэль повторили бы. Жорж выстрелил первым, хотя до барьера ему оставался один шаг, и ранил Александра Сергеевича, как раз дошедшего до своей линии. Пуля попала в бедро правой ноги и, раздробив кость, прошла в живот. Александр Сергеевич не удержался на ногах. Подбежали секунданты, чтобы подхватить его.
Нарышкина, единогласно избрали г-на Пушкина коадъютором великого магистра ордена рогоносцев и историографом ордена»» Legion-Media Дантес эмигрировал в Россию после очередной Французской революции. В Петербурге он попадает под покровительство голландского дипломата Луи Геккерна, который впоследствии стал его опекуном. Причем барон Геккерн усыновил Дантеса за полгода до дуэли, хотя на тот момент Жорж уже давно был совершеннолетним, а его родной отец не лишался родительских прав. Такой странный поступок породил множество слухов о гомосексуальной связи между 44-летним бароном Геккерном и 24-летним Дантесом. Пушкин в то время хоть и переживал трудности в карьере, но его положение в обществе было высоко — в первую очередь благодаря дружбе с императором Николаем I. Поэтому спустя неделю после вызова на дуэль Дантес делает стратегический шаг: зовет замуж Екатерину Гончарову — сестру супруги Пушкина, из-за чего поэт вынужден отказаться от дуэли. Жорж и Екатерина поженились через полтора месяца. За шесть лет брака у них родились четверо детей, после последних родов Екатерина скончалась. Пушкин с женой на балу Казалось бы, дуэль в прошлом, но 7 февраля 1837 года опекун Дантеса получает письмо от Пушкина. Поэт обвиняет Луи Геккерна в сводничестве сына с женой поэта. Тогда уже сам барон вызывает на дуэль Пушкина, отмечая, что стреляться за него будет Дантес. Поединок назначен на следующий день.
Материалы рубрики
- К 185-летию со дня трагической гибели Александра Сергеевича Пушкина
- Александра Пушкина можно было спасти от смерти — правда или нет? -
- 181 год назад умер Александр Пушкин - Православный журнал «Фома»
- Александр Пушкин (6 июня 1799 - 10 февраля 1837) , русский поэт, драматург и прозаик
- Как погиб Пушкин
Арабский халифат и его распад
- Традиции праздника
- ИНФОРМАЦИЯ
- 185 лет со дня смерти Пушкина. Как умирал великий поэт | АиФ Санкт-Петербург
- Дуэль А. С. Пушкина. Неразгаданная тайна
- Александр Пушкин: юность и начало творческого пути
Душа народа. 10 февраля — День памяти Александра Сергеевича Пушкина
Александр Сергеевич Пушкин | Александр Пушкин родился в обедневшей дворянской семье 6 июня 1799 года. |
Тайна гибели Пушкина - Мойка 12 - Телеканал «Моя Планета» | Пушкин создал своего рода модель отношения гения и общества в России. Спустя почти сто лет после его смерти в похожих условиях умрет и Блок. |
Причина и дата смерти Александра Пушкина | Что привело к гибели Пушкина 4 ноября 1836 года Александр Пушкин получил анонимное письмо с заголовком «Патент на звание рогоносца». |
Как погиб Пушкин | Смерть Александра Пушкина. 10 февраля 1837 года скончался Александр Сергеевич Пушкин. Он умирал более двух суток от полученного на дуэли с Жоржем Дантесом тяжелого ранения. |
«Мы все сойдем под вечны своды»: как погиб и где похоронен поэт Александр Пушкин
Что увидели его друзья в последние дни жизни великого поэта? Ведь смерть человека очень многое может сказать о его жизни. У нас есть счастливая возможность узнать это из воспоминаний многих близких семье Пушкина людей. Но самые обширные и фактологически точные отчеты о последних днях поэта мы находим у Василия Андреевича Жуковского, человека, который неотступно находился у постели умирающего. В его записях и, конечно, в последнем письме Сергею Львовичу Пушкину отразилось многое: и отношения Александра Сергеевича с императором Николаем I, и преображение умершего в смерти, и отношение самого Жуковского к дорогому другу. Влияние Василия Андреевича Жуковского на формирование Александра Сергеевича Пушкина как поэта велико и признано всеми. Виссарион Белинский сказал когда-то, что без Жуковского мы бы не имели и Пушкина. Их дружба была вполне закономерна, как закономерно притяжение двух гениев-современников.
Много работ написано о заимствованиях традиций Жуковского в творчестве Пушкина. Много исследований по вопросу отношений Пушкина и царской власти, где непременно рассматривается личность Жуковского-придворного и его непрестанная помощь молодому поэту. Однако ничтожно мало написано о роли Василия Андреевича в печально известной последней пушкинской дуэли. А ведь он — единственный человек, писавший конспективные заметки о ходе этого дела от самого начала — 4 ноября 1836 года, до самого конца — посмертного обыска в квартире поэта непосредственно во время событий. Он оставил точные сведения, пошаговое развитие конфликта Пушкина с Геккернами, голые факты без оглядки на цензуру. Оставшиеся записки и письма свидетельствуют о фактической точности этих конспективных заметок. Важен не только событийный ряд, но и чуткие заметки Жуковского о душевном состоянии Пушкина.
Оттуда мы узнаем: раненого Пушкина принесли в дом и сразу послали за Жуковским. Он два последних дня находился неотступно у постели умирающего, вывешивая для посетителей на дверь листки о состоянии поэта. Пушкин понимал, что смерть близка, и сразу написал императору записку, в которой просил прощения за несдержанное обещание уехать в деревню и не мстить Дантесу за оскорбленную честь своей семьи. Записку передал Жуковский. В ответ Пушкин получил следующие слова: «Если Бог не велит нам уже свидеться на здешнем свете, посылаю тебе мое прощение и мой последний совет умереть христианином. О жене и детях не беспокойся, я беру их на свои руки». Хорошо известны слова Николая I, сказанные Жуковскому, что Пушкина «насилу заставили» умереть как христианина.
В «Евгении Онегине» описываются всем известные места, бытовые подробности, упоминаются знаменитые современники, новые театральные веяния. Роман, за исключением писем Татьяны и Онегина, написан особой, новаторской «онегинской строфой». Самое крупное художественное произведение поэта оказало судьбоносное влияние на русскую литературу.
Александр Пушкин: личная жизнь 18 февраля 2 марта по старому стилю 1831 года произошло важное событие в личной жизни Пушкина. Он обвенчался со своей возлюбленной Натальей Гончаровой. Тогда еще 16-летнюю красавицу Наталью Гончарову Пушкин впервые увидел на балу в декабре 1828 года и влюбился с первого взгляда.
Уже через несколько месяцев поэт приехал в дом Гончаровых свататься. Но родители невесты дали согласие на свадьбу только через 3 года. Молодожены жили сначала в Москве, затем в Царском Селе.
В мае 1832 года на свет появилась дочь Мария, а за следующие четыре года в семье родились еще три ребенка — Григорий, Наталья и Александр. Александр Пушкин: возвращение в Петербург Содержать семью Пушкину было непросто.
Несмотря на усилия врачей, его не удалось спасти, и в 14:45 10 февраля 1837 года Пушкин скончался. Этот дом, где каждый уголок дышит историей, стал музеем в 1925 году, привлекая тех, кто желает прикоснуться к быту и творческой атмосфере великого поэта. Биография, как погиб Биография Александра Пушкина ярка и насыщенна, его жизнеописанию посвящено огромное количество различных научных исследований и литературных произведений. Творческое наследие Александра Пушкина — романы, повести, стихи составляют золотой фонд мировой литературы. Александр Пушкин появился на свет в июне 1799 года в столице Российской Федерации. Александр родился в семье нетитулованного дворянского рода. Прадед поэта по матери — африканец Абрам Петрович Ганнибал, который был воспитанником и слугой правителя Петра I. В семье, кроме Александра, было еще несколько детей — Лев и Ольга.
В период с 1805 по 1810 год Александр Пушкин почти все время проводил у своей бабушки в подмосковном селе Захарове. Именно бабушка решила нанять Арину Родионовну Яковлеву, няню, которую так полюбил совсем еще юный Пушкин. В 1811 году Александр начал обучение в Царскосельском Лицее. Стоит отметить, что первые его стихи появились в печати в 1814 году, тогда их публиковал журнал «Вестник Европы». В этот же период Александра приняли в литературное общество «Арзамас».
Сердце министра дрогнуло, и он взял Дантеса под свою опеку. В Петербург они прибыли вместе. Убийца великого русского поэта Пушкина А. Когда Геккерн усыновил Дантеса в 1836 году, дав ему свою фамилию, мать Жоржа уже умерла, но отец был жив и с благодарностью отнесся к шагу барона. Впоследствии Дантеса лишили нидерландского гражданства, так как усыновлять разрешалось несовершеннолетних детей, но голландским дворянином он остался. Петербургская знать, удивленная поступком Геккерна, считала, что корнет является внебрачным сыном или родственником посла, но исследователи опровергли это предположение. Близкие друзья парочки были уверены, что между бароном и юношей существуют интимные отношения. Внешностью корнета Бог не обидел, но отличался скверным характером. Очень нравился дамам, так как обладал красноречием и составлял чудесные каламбуры. Знакомство Дантеса и Пушкина Знакомство убийцы и его жертвы состоялось в 1834 году. Молодой француз не понравился поэту, так как был не сдержан, вел себя надменно и раскованно. Хотя Александр Сергеевич был не прочь послушать каламбуры Дантеса. За год до этого императором был пожалован титул камер-юнкера Пушкину, и это оскорбило классика, ведь подобное звание давали юнцам, а ему было уже 35 лет. Титул позволял получить доступ ко двору, а царю нравилась жена гениального поэта, и он хотел видеться с ней чаще. По возвращении домой молодая женщина наивно рассказывала о своих воздыхателях, в числе которых был и Дантес, мужу. Вызов на дуэль В 1836 году у Александра Сергеевича дела не клеились — нужно было разобраться со всеми долгами, а погасить их можно было, только упорно работая. Он активно занимался «Пиковой дамой», «Капитанской дочкой», «Медным всадником». Смерть матери принесла большое горе в семью. В пасквиле имя любовника жены поэта не называлось, но был намек на Дантеса и царя Николая. Александр Сергеевич верил в невинность жены, ведь до встречи с Дантесом у него не было поводов для ревности. Решив, что виновен в распространении подобных слухов приемный отец Дантеса, 5 ноября он послал корнету письмо, вызывая на поединок. Однако вмешался барон Геккерн, попросив поэта отложить дуэль на две недели, ведь француз собирался жениться на сестре Натальи Николаевны — Екатерине.
Тайна гибели Пушкина - Мойка 12
Последние дни и горестная кончина Александра Сергеевича Пушкина давно уже были описаны многими. Александр Сергеевич Пушкин, известный как "солнце русской поэзии", скончался 29 января (10 февраля) 1837 года от полученного ранения в дуэли. В этот день в 5 часов пополудни за Черной речкой, возле Комендантской дачи стрелялись двое: Александр Пушкин и Жорж Дантес.
«Солнце русской поэзии» в ссылке
Время: около 17:00. Погода: ясно, снег по колено, сильный ветер. Условия — смертельные: Противники встают на расстоянии 20 шагов друг от друга и 5 шагов от барьеров; расстояние между барьерами — 10 шагов. Никому не дано преимущества первого выстрела. По знаку о начале дуэли противники идут друг на друга и могут стрелять с любого расстояния, ни в коем случае не переступая барьер.
После первого выстрела противникам нельзя менять место. Если оба промахиваются, то дуэль начинается заново: противники становятся на то же расстояние в 20 шагов, сохраняются те же барьеры и те же правила. Дуэль началась, когда Данзас дал сигнал, махнув шляпой. Дантес и Пушкин пошли друг на друга.
Пушкин первый подошел к барьеру и, остановившись, начал целиться. Дантес, не дойдя до барьера одного шага, выстрелил первым примерно с 11 шагов — 7 метров. Пуля попала Пушкину в живот. Он упал.
Секунданты подбежали к нему, Дантес стоял на месте. Пушкин сказал, что готов стрелять. При падении в его пистолет попал снег, поэтому Данзас подал ему другой. Дантес стоял боком, прикрыв грудь правой рукой.
Приподнявшись и опершись на левую руку, Пушкин выстрелил. Дантес упал. Пушкин спросил, куда тот ранен, Дантес ответил: «Я думаю, что ранен в грудь». Пушкин крикнул: «Браво!
Дантес ошибся: пуля попала ему в руку, которой он прикрывался, и только контузила грудь. Пушкин был ранен в правую сторону живота. Пуля раздробила кость верхней части ноги у соединения с тазом и глубоко вошла в живот. Есть миф, что Дантеса спасла пуговица сюртука, в которую попала пуля.
Но это не совсем так. Дантеса спасла стойка, потому что пуля попала в руку и не вошла в грудь. Плюс, пробив ткань сюртука, она ударила в пуговицу подтяжек, которая снизила силу удара, но не спасла от вхождения пули в грудь. Как умирал Пушкин Пушкин взял Данзаса в секунданты за несколько часов до дуэли, поэтому тот не успел приготовиться.
По дуэльному кодексу, секундант должен пригласить врача или хотя бы взять с собой лекарства. Но у Данзаса не было даже бинтов, чтобы перемотать рану. Усугубило то, что Данзас повез Пушкина домой, а не в госпиталь. Дорога заняла полтора часа, за это время Пушкин потерял много крови.
Потом Данзас еще около трех часов искал врача — троих не было на месте. Почти все время после ранения Пушкин был в сознании и даже общался с посетителями. Но его мучили сильные боли, состояние было нестабильным. Врачи говорили, что шансов выжить очень мало.
Медицина того времени не умела лечить такое: ранение в живот не оперировали, а антибиотики, асептики и наркоз еще не использовали. Вместо этого были припарки, клизмы и пиявки. Через 46 часов после ранения Пушкин умер 29 января, в 14:45.
Поэт хотел публично оскорбить Дантеса на балу у Салтыкова, но Дантеса предупредили и он на бал не явился.
Как-то вечером Наталья Николаевна возвращалась из театра. Шедший позади Геккерен спросил ее, когда же она наконец оставит своего мужа. Наталья Николаевна тогда же рассказала об этом Пушкину, и тот решил действовать. Пушкин переписал набело подготовленный черновик письма и отправил его по назначению - барону Геккерену, в здание голландского посольства.
В письме этом, по выражению Вяземского, Пушкин излил все свое бешенство, всю скорбь раздраженного, оскорбленного сердца своего. Дуэль становилась неизбежной. Оно было подписано Геккереном, а внизу была приписка Дантеса: «Читано и одобрено мною». Пушкин принял вызов даже не прочитав письмо.
Жуковский кратко обозначил в своем дневнике состояние Пушкина в день роковой дуэли, причем особенно подчеркнул его настроение: «Встав весело в 8 часов - после чаю много писал - часу до 11-го. С 11 обед - ходил по комнате необыкновенно весело, пел песни... Это было нервное возбуждение, безмерная усталость, стремление любым путем выйти из создавшегося положения и большая выдержка, позволявшая ему за несколько часов до дуэли работать над статьями для «Современника», писать ответные письма. Секунданты выработали и подписали условия дуэли.
Условия дуэли: 1. Противники становятся на расстоянии двадцати шагов друг от друга и пяти шагов для каждого от барьеров, расстояние между которыми равняется десяти шагам. Вооруженные пистолетами противники, по данному знаку, идя один на другого, но ни в коем случае не переступая барьера, могут стрелять. Сверх того принимается, что после выстрела противникам не дозволяется менять место, для того, чтобы выстреливший первым огню своего противника подвергся на том же самом расстоянии.
Когда обе стороны сделают по выстрелу, то в случае безрезультатности, поединок возобновляется как бы в первый раз... Секунданты являются непременными посредниками во всяком объяснении между противниками на месте боя. Секунданты, нижеподписавшиеся и обличенные всеми полномочиями, обеспечивают, каждый за свою сторону, своей честью строгое соблюдение изложенных здесь условий». Помимо того, во избежание новых распрей, секунданты не должны были допускать никаких объяснений между противниками и одновременно не упускать возможности к их примирению.
Пушкин принял условия дуэли, даже не ознакомившись с ними. Выпив стакан лимонада, он вышел с Данзасом на улицу, оба сели в сани и отправились через Троицкий мост к месту дуэли, за Черной речкой, близ так называемой Комендантской дачи. На дворцовой набережной они встретили ехавшую в санях жену Пушкина, Наталью Николаевну. Встреча эта могла предотвратить дуэль, но жена Пушкина была близорука, а Пушкин смотрел в другую сторону.
Пока выбирали площадку для дуэли, Пушкин сидел на сугробе и равнодушно смотрел на эти приготовления, но выражал нетерпение. Когда Данзас спросил его находит ли он удобным место дуэли, он ответил: «Мне это решительно все равно, только, пожалуйста, делайте все это поскорее... Противники встали на свои места. Данзас махнул шляпой, и они начали сходиться.
Пушкин сразу подошел вплотную к своему барьеру. Дантес выстрелил, не дойдя одного шага до барьера. Пушкин упал. Пуля, раздробив кость верхней части правой ноги у соединения с тазом, глубоко ушла в живот и там остановилась, смертельно ранив.
Секунданты бросились к Пушкину, но когда Дантес хотел подойти, он остановил его: - Подождите! Я чувствую достаточно сил, чтобы сделать свой выстрел... Дантес стал на свое место боком, прикрыв грудь правой рукой. На коленях, полулежа, опираясь на левую руку, Пушкин выстрелил.
Пуля, не задев кости, пробила Дантесу руку и, по свидетельству современников, ударившись в пуговицу, отскочила. Дантес хотел сказать несколько слов примирения, но Пушкин перебил его словами: - Впрочем все равно. Как только поправимся снова начнем...
Как видно, все свидетельства основаны на пушкинском толковании своднической роли Геккерена-старшего, и пушкинское же объяснение этому, как отмечалось, было положено в основу документа судебного дела о мере причастности голландского дипломата к дуэльным событиям. Дуэлянты нашего времени - Не могу не спросить - суд над Дантесом некоторые эксперты рассматривают как комедию, спектакль, поставленный по сценарию, якобы написанному самодержцем. Это так? Более того, такая оценка этого процесса явно принижает то общественное положение, которое в жизни России даже в серо-промозглых сумерках николаевского царствования занимал Пушкин. Никакой комедии не было и быть не могло.
Процесс свидетельствовал об обратном. Да, суд проходил в полку, шефом которого был лично император. Да, офицеры конной гвардии, и генералы Генерал-аудиториата, которых судьба избрала в судьи поэта, были тесно связаны со светским обществом. Но судьи и не думали шутить или ломать комедию , а вынесли Дантесу суровый приговор. Суд отверг все объяснения Дантеса и его приемного отца — Нидерландского Посланника в их объяснении причин дуэльного поединка и исходил в своем решении из пушкинской версии. Сколько бы мы ни считали, вывод один посмертно подсудимый победил! Для нас же, живущих в другом тысячелетии, это обыкновенное, по своему формальному содержанию для судопроизводства николаевской юстиции дело, является и всегда будет являться весьма необычным. А при отягчающих обстоятельствах — по ч.
В интернете находится пример такой «дуэли» и ее судебного рассмотрения. После короткой словесной перепалки подвыпившие мужчины отправились выяснять отношения на улицу. Однако его оппонент настоял на немедленном «поединке». За их боем наблюдали сотрудники Росгвардии и полиции, но предпочли не вмешиваться. Камеры видеонаблюдения зафиксировали, как А. Тот попытался встать, но тут же пропустил еще один удар, оказавшись в нокауте. После этого А. Медики не смогли спасти пострадавшего, а А.
Следователи вначале возбудили уголовное дело по ст. Правда, по нашему мнению, квалификация действий виновного, как убийства из хулиганских побуждений, является достаточно сомнительной и, как уже отмечалось, содеянное скорее подпадает под признаки части 1 ст. Депутат законодательного собрания Ленинградской области направлял обращение на имя главы Следственного комитета РФ Бастрыкина, в котором настаивал на необходимости инициировать расследование причин и обстоятельств гибели поэта в 1837 г. Реабилитация есть признание вынесения определенному лицу неправосудного приговора, то есть признание его невиновным в совершении того деяния, за которое он был осужден. К данному случаю это никак не подходит. Никто, в том числе и Главная военная прокуратура РФ не смогут опровергнуть исторический факт — Пушкин стрелялся на дуэли с Дантесом. В соответствии с действовавшими на то время российскими законами, участие в дуэли и не только непосредственно в качестве дуэлянтом, но и секундантов рассматривалось как уголовно наказуемое преступление. Это соображение, так сказать, формально-юридического свойства.
Но, кроме них, есть и нравственно-содержательное. Ничего обидного для репутации поэта в приговоре военного суда нет. Дуэльный поединок был в те времена для дворянина формой защиты чести, к которой сам поэт прибегал достаточно часто. Не надо оглуплять и принижать духовный облик гвардейских офицеров и генералов, которым выпала нелегкая ноша — быть судьями по делу о смертельном поединке Пушкина. Они, конечно же, вынося суровое наказание Дантесу, прекрасно понимали, что значил поэт для России. И последнее для таких «сенсационных» предложений - нет сейчас такой инстанции, которая способна была бы официально отменить приговор, вынесенный в первой четверти XIX века. Не может этого сделать даже Верховный Суд РФ. Нет у него для этого и слава Богу!
Так уж распорядилась история. Общественное мнение, по-видимому, никогда не примирится с безвременной потерей Пушкина, и интерес к обстоятельствам дуэли и смерти его не ослабевает. Медики настойчиво думают над тем, можно ли было спасти тяжелораненого поэта. Криминалистам не дает покоя мысль, что Дантес отделался лишь легким ранением. В начале это объяснялось тем, что пуля срикошетила от одной из пуговиц его мундира, задев лишь руку, что и спасло ему жизнь. Известный писатель В. Вересаев высказал предположение, что здесь не все чисто, и будто бы на Дантесе была нательная кольчуга - именно она, а не пуговица спасла ему жизнь. В начале 1990 года криминалисты выдвинули другую версию.
В авторстве их сомневаться не приходится, так как они прямо подписаны А. Да, ничего не попишешь. Ошибся поэт в своем истинном предназначении. Если бы не его увлечение поэзией, какой бы специалист по артиллерийскому делу из него получился! Нет, зарыл Александр Сергеевич в землю свой истинный талант, зарыл… Думается, что все перечисленные «сенсации» не заслуживают серьезного опровержения. Десять лет назад, в двух номерах «Московского комсомольца» была опубликована очень серьезная и интересная статья В. Козаровецкого «Тайны пушкинской дуэли».
Особое место в лирике Пушкина заняли стихотворения «Жил на свете рыцарь бедный…» 1829; 2-я редакция, вошедшая в состав «Сцен из рыцарских времён» 1835; опубликовано в 1837 и «Мадонна» 1830 : в них заявлена тема Богоматери как глубоко личная и при этом обусловившая всю духовную жизнь поэта. В 1830-х гг. Автопортрет рядом с изображением Н. Пушкин подходит к осмыслению национальной идеи во взаимообусловленности её констант: Бог и церковь, царь и государство, народность и отечество становятся темами, обретающими единство в постоянных испытаниях прочности системных связей между ними; вере угрожают грехи гордыни «Пир во время чумы» , эгоизма и алчности «Сказка о попе и о работнике его Балде» , а вместе с тем и безумие «Пиковая Дама», 1834 , государственности — беспечность, умственная леность и страсти «Сказка о Золотом петушке», 1834, опубликована в 1835; поэма «Анджело», 1833, опубликована в 1834 , а вместе с тем революционная стихия, наступающая с Запада «Бородинская годовщина», «Перед гробницею святой», 1831 , народу — духовная разобщённость сословий и неполная прояснённость религиозно-нравственных и культурно-идеологических основ его существования «История пугачёвского бунта», «Капитанская дочка». Пушкин создал свои главные произведения, у него стало меньше читателей: публика желала развития романтической темы, найденной в «южных поэмах», и с трудом воспринимала всё возраставшую сложность пушкинской художественной системы. Последние главы «Евгения Онегина» читательским спросом не пользовались, известность «Повестей Белкина» ограничилась ироническими комментариями журналистов. В этой ситуации перед Пушкиным возник вопрос об исчерпанности возможностей его влияния на русское общество, а вместе с тем и вопрос о смерти. Впервые Пушкин заговорил о ней после того, как в 1831 г. Так, в «Осени» 1833 образ корабля и знаменитый вопрос «Куда ж нам плыть? Мотивами грусти и одиночества проникнуты стихотворения «Пора, мой друг, пора! Пушкин женился на Н. Гончаровой, с которой был знаком с конца декабря 1828 г. Семейная жизнь осложнялась отсутствием постоянного дохода, долгами, неустроенностью быта. В мае — октябре 1831 г. Он сблизился с придворным кружком А. В написанных летом 1831 г. Оно ль иссякнет? С этого времени на смену «либеральной» версии литературно-общественной позиции Пушкина пришла «консервативная»: он все чаще воспринимался как апологет власти. Понимая судьбоносный характер этого конфликта, Пушкин обдумывал возможности его прояснения и углубления: во вступлении к «Медному всаднику» он недвусмысленно заявил тему «торжества» петербургской империи «над врагом», в «Пире Петра I» — тему идеального монарха, «торжествующего» примирение «с подданным», в «Путешествии из Москвы в Петербург» выступил против «прошумевшей соблазном» книги А. В январе 1832 г. Пушкин был возвращён на службу в Коллегию иностранных дел, получив разрешение работать в архивах для написания исторического труда о царствовании Петра I не завершён, сохранились лишь подготовительные материалы. Он исследовал отношение Петра I и его соратников к патриархальным формам церковного и частного быта в связи с процессами «европеизации» и «обмирщения культуры» петровские гуляния на святках, «ругательства веры» , вызвавшими в обществе ответную реакцию «народ почитал Петра антихристом». С февраля 1833 г. Пугачёва , которая в его глазах имела не только историческое, но и современное значение: холерные бунты и возмущения военных поселений в 1830 г. В августе — сентябре 1833 г. Пушкин совершил санкционированную властями поездку по «пугачёвским» местам, посетив Нижний Новгород, Казань, Симбирск ныне Ульяновск , Оренбург, Уральск; ему удалось разыскать нескольких ещё живых участников восстания. Своеобразным приложением к основному тексту книги, не предназначенным для печати и распространения, стали обращённые к Николаю I «Замечания о бунте» 1834, представлены адресату 1835, опубликованы в 1859. Одной из наиболее драматических тем, затронутых здесь Пушкиным, стала позиция священства на охваченных восстанием территориях: оно соединилось с бунтовавшим народом и противопоставило себя дворянству. Вторая Болдинская осень: 2 14 октября — 9 21 ноября 1833 г. Вторая Болдинская осень увенчалась поэмами «Медный всадник» и «Анджело», элегией «Осень» опубликована в 1841 , повестью «Пиковая Дама», «Историей пугачёвского бунта», стилизациями народных сказок «Сказка о рыбаке и рыбке», опубликована в 1835; «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях», опубликована в 1834 , отразившими его интерес к фольклору, который, в соответствии с представлении эпохи романтизма, рассматривался им как свидетельство о национальной душе и одновременно как материал, позволяющий рассмотреть универсальные страсти, заблуждения и ценности. Вместе с тем «народные» сказки Пушкина пользуются репутацией «закрытых» текстов «с ключом» и ожидают адекватного прочтения в контексте его творчества. В «Медном всаднике» обобщены многолетние размышления Пушкина о Петре I и Санкт-Петербурге, о власти и личности и об исторической судьбе России. Скрытой от внимания большинства читателей но понятной литераторам пушкинского круга осталась полемика с А. Мицкевичем, который в приложении к 3-й части своей поэмы «Праотцы» «Дзяды», 1832, опубликована в 1833 создал образ Санкт-Петербурга как имперской столицы, построенного Петром I в союзе с сатаной на погибель рода человеческого и ценностей европейской цивилизации: во вступлении к «Медному всаднику» Пушкин создаёт гимн столице, опирающийся на мотивы этих стихов А. Мицкевича и одновременно переводящий их из негирующего плана в утверждающий подробнее см. Поэму «Анджело», представляющую собой переработку драмы У. Шекспира «Мера за меру» «Measure for Measure», 1603 или 1604 Пушкин считал лучшим своим произведением. В ней показано, что верное служение правосудию под влиянием страстей может стать прикрытием преступления, а милосердие — единственное средство ограничить их губительное воздействие на личность и общество. В «Пиковой даме», посвящённой теме «тайной недоброжелательности», карточная игра становится символом эпохи, породившей нового человека, способного вступить в борьбу с судьбой ради обогащения и не знающего ни моральных ограничений, ни страха перед потусторонними силами. Герой повести Германн, жаждущий денег и иронически соотнесённый с Наполеоном I и Мефистофелем, в момент своего торжества терпит неожиданное поражение и сходит с ума. Недостаточно исследован «декабристский» подтекст повести, на который указывают взятые в качестве эпиграфа к 1-й главе стихи Пушкина «А в ненастные дни…» 1828 , отсылающие к «песне» А. Бестужева и К. Рылеева «Ах, где те острова…» 1822 или 1823. В Болдине начал работу над стихотворным циклом «Песни западных славян» 1833—1834, опубликован в 1835 , в значительной степени опиравшимся на прозаическую мистификацию П. Здесь тема жестокой борьбы славян с турками, в сознании современников Пушкина обладавшая высокой степенью актуальности недавно закончилась русско-турецкая война 1828—1829 , была подана в соответствии с эстетикой романтического фольклоризма и этнографизма и интерпретировалась в двойной смысловой перспективе — в связи с проблемой могущества всепроникающего зла и в аспекте упования на Провидение; в этой связи особое значение приобрели мотивы кары небесной, православия, храма, молитвы, смерти, спасения души. Пушкин приступил к изданию журнала «Современник», задуманного как продолжение «Литературной газеты». Из его произведений большей частью состояли первые 5 номеров; некоторые из них затрагивали религиозную проблематику и историю Русской церкви: рецензии на «Собрание сочинений Георгия Кониского, архиепископа Белорусского» СПб. Лобанова о духе словесности как иностранной, так и отечественной», «Об обязанностях человека: Сочинение Сильвио Пеллико». В том же году в «Современнике» опубликован роман «Капитанская дочка», ставший своеобразным манифестом «либерального консерватизма»: либеральная идея личности связывается с темами личной чести и верности присяге, укоренённости в патриархальном образе дворянской жизни, милосердия и человечности самодержавной власти. В романе сложная система эпиграфов частью придуманных Пушкиным , основная функция которой — актуализация литературной традиции 18 в. Скотта , она представляет собой систему мотивировок поведения идеального героя, с его приверженностью традиционной морали, в сюжетном пространстве романтического исторического романа. Понятиям долга, чести, верности, милосердия и любви, связанным с образом Гринёва сверх того наделённого способностями литератора и даром самоиронии , противопоставлено мироотношение романтизма, воплощённое в характере и поведении отрицательного героя — Швабрина, который обладает всеми характерными атрибутами мышления и поведения романтического героя: он ироничен, эгоистичен и одинок, обладает чувством превосходства над окружающими, презирает мораль; страстная и безответная любовь подталкивает его к преступлению и оборачивается жизненной катастрофой. Образ Пугачёва сложен и многопланов: он виновник кровопролития и жертва обстоятельств, обладатель сильной волевой натуры, ценящий «волю» и одновременно сознающий свою обречённость, безжалостный злодей, умеющий быть и милосердным, и благодарным. Церковная среда представлена в романе идеальными и простонародными образами священника и его жены, рискующими собой ради спасения героини от пугачёвцев. Особое место в романе занимает образ Екатерины II, противопоставленной Пугачёву и наделённой качествами идеального монарха. Содержание «Современника» отчасти раскрывает литературную позицию А. Пушкина в последние годы его жизни. Опираясь на стратегический союз с В. Жуковским и П. Вяземским, он поддержал Н. Гоголя и Ф. Тютчева как писателей, способных к глубокому взаимодействию с основными смысловыми пространствами европейских литератур — дантовским и гётевским, к которым всё более сознавал собственную причастность и которые должны были обеспечить русской литературе возможность выхода на принципиально новый уровень развития. В последние годы жизни Пушкина его отношения с петербургским высшим обществом осложнились; в числе недоброжелателей поэта оказались С. Уваров и К. Светские и придворные успехи Н. Гончаровой сопровождались злословием и подмётными письмами, которые сыграли важную роль в сложной интриге, разрешившейся дуэлью Пушкина с французом на русской службе кавалергардом Ж. Смерть и похороны Исповедовал и причастил А. Пушкина протоиерей Пётр Дмитриевич Песоцкий 1774 — около 1841 , настоятель придворной церкви в честь Нерукотворного образа Спасителя на Конюшенной площади. Посмертная маска А. Скульпторы: С. Гальберг и П. Мещерская, дочь Н. Карамзина, запомнила его слова о Пушкине: «я для себя самого желаю такого конца как он имел» Пушкин и его современники. Санкт-Петербург, 1908. Для совершения отпевания поэта, которое первоначально предполагалось в Исаакиевском соборе , Г. Строганов приглашал митрополита Серафима Глаголевского , но архиерей уклонился: погибавшие на дуэлях приравнивались церковью к самоубийцам. В конце концов Николай I разрешил отпеть Пушкина в придворной Конюшенной церкви, Песоцкий совершил отпевание. Тело Пушкина сопровождал к месту погребения в Святогорском Успенском монастыре А. На могиле, вырытой рядом с захоронением матери, которую поэт похоронил за несколько месяцев до собственной смерти, оплатив при этом место для себя, был установлен деревянный крест с надписью «Пушкин». По условиям зимнего времени могила была сделана неглубокой, и весной гроб был перезахоронен окончательно. Памятник на могиле работы скульптора А. Пермагорова 1786—1854 поставлен в 1841 г. Пушкин и русская литература Пушкин — основоположник новой русской литературы: обобщив наследие отечественной литературы 18 в. Пушкин канонизировал форму русской романтической элегии и романтической поэмы, создал ряд экспериментальных форм роман в стихах, драматические сцены, исторический роман, граничащий с документальной прозой, и др. Созданная Пушкиным сложная художественная система открыта самым разным культурным контекстам, как русским, так и европейским, — как вобравшая в себя существенные элементы поэтики классицизма, сентиментализма , романтизма и предвосхитившая ряд открытий реализма. Творчество Пушкина — основной подтекст русской литературы 19—20 вв. Вскоре после смерти Пушкина в русской культуре утвердилось представление, согласно которому творческое наследие и личность Пушкина — прообраз будущего русского человека и общества Н. Гоголь и основное вневременное идеальное содержание русской жизни А. Во 2-й половине 19 в. Боратынский , А. Дельвиг, В. Кюхельбекер, М. Погодин, А. Хомяков , С. Шевырёв и др. Среди писателей, испытавших наибольшее влияние Пушкина, — Н. Гоголь, И. Тургенев , А. Майков , А. Фет , Ф. Достоевский , Вл. Соловьёв , А. Блок , В. Брюсов , С. Есенин , А. Мировое значение Значение А. Пушкина в мировой литературе обеспечено рядом особенностей. Его творчество последовательно ориентировалось на высшие достижения европейских литератур, не просто признанные европейской аристократией, но и оформившие её самосознание. Памятник Александру Пушкину, Москва. Шекспир, Н.
Как умер Пушкин? Когда умер Пушкин?
Гусляров ; художник А. Молок, Ю. Пушкин в 1937 : материалы исследований по иконографии. Александрова ; составление Г.
Но если спросить сегодня прохожих, а знаете ли вы, где похоронен Александр Сергеевич, кто-то скажет, в Москве, кто-то — в Петербурге. Многие уже забыли, как умирал Пушкин, где и насколько необычно его хоронили. В канун дня памяти Пушкина наш специальный корреспондент Александр Егорцев отправился по последнему пути поэта: из Санкт-Петербурга в Псковскую область, в Святогорский монастырь — на могилу Пушкина.
Александр I, сделав скидку на развивающийся талант поэта, проявил великодушие: ссылку заменили на бессрочную «командировку» на юг империи. В мае 1820 года Пушкин покинул Петербург. Так началась первая в биографии поэта ссылка. Портрет А. Пользовался исключительным доверием Александра I и во второй половине его царствования напрямую влиял на политику страны. Времена его реформ, направленных на создание военных поселений, принято называть «аракчеевщиной». Этим термином в советской историографии обозначали деспотизм самодержавия вообще. Там поэт, от скуки искупавшись в холодном Днепре, заболел. В захудалой избе захворавшего Пушкина нашёл его приятель — младший сын генерала Раевского. Семью военного сопровождал доктор, взявшийся поднять «солнце русской поэзии» на ноги. Уже через неделю Александр Сергеевич выздоровел и решил отправиться с Раевскими на лечебные воды Кавказа, куда семья держала путь. Пушкин на Кавказе и в Крыму Кавказ — тогда ещё только осваиваемая русскими земля — показался Пушкину, рождённому в Москве, экзотическим местом. Вместе с Раевскими он прибыл в Горячеводск современный Пятигорск. Впечатления от увиденного на южной окраине империи нашли отражения в «Кавказском пленнике». До Пушкина никто ещё так точно не описывал жизнь горцев и их обычаи. Лирический герой — первый в русской литературе романтический тип — слеплен из личного опыта и наблюдений, заимствований у Байрона, а также черт характера генерала Раевского. Дружил и был лично знаком со многими участниками восстания на Сенатской площади. С одной из дочерей Раевского — Марией — поэта связывала романтическая влюблённость. Мария Николаевна вышла замуж за князя Волконского, с которым отправилась в ссылку в Сибирь. Знаменитую поэму о Кавказе Пушкин начал в крымском Гурзуфе. Туда летом 1820 года он перебрался вместе с Раевскими. Южный берег Крыма тогда ещё не был популярным курортом русской аристократии.
Он поочередно переживал жару и холод, время от времени погружаясь в состояние забытья. Лучшие петербургские врачи, возглавляемые императорским лейб-медиком Н. Арендтом, пытались спасти раненого, но, как мы знаем, их усилия оказались тщетными. Через два дня после дуэли, 29 января 1837 года, больному стало трудно дышать, и у него появились галлюцинации. Однако его сознание оставалось относительно ясным. Арендт не скрывал от Пушкина его состояния. Поэт прощался с женой и детьми, послал за священником… В 14:45 наступила смерть. В момент кончины Пушкина часы в его доме остановились. В то время, когда дуэли были запрещены, трагедия становилась еще более серьезной. Данзас, который был секундантом Пушкина, мог быть арестован за свое участие в дуэли. Поэтому, находясь на смертном одре, Пушкин попросил через Арендта или, возможно, через В.
Пушкин: не последняя дуэль. До рокового выстрела поэт подряд участвовал в трех поединках
Последняя дуэль и смерть Александра Пушкина — Википедия | «Любезный друг Александр Сергеевич, если не суждено нам видеться на этом свете, прими мой последний совет: старайся умереть христианином. |
Смерть Пушкина: как это было на самом деле | Последние часы — Пушкин перед смертью «Утром 29 января состояние стало критическим, предагональным. |
Скончался великий русский поэт Александр Пушкин (10.02.1837) | Миф № 4: Пушкин инсценировал свою смерть и планировал бегство во Францию. |
Когда умер пушкине
Биография поэта Александра Сергеевича Пушкина: личная жизнь, отношения с матерью и отцом, воспитание няней, жена Наталья Гончарова, рождение детей, день и город его имени, открытие памятника. Смерть царя Александра I, восстание в Петербурге в 1825 году, коронация Николая I изменили судьбу Пушкина. Смерть Александра Пушкина. 10 февраля 1837 года скончался Александр Сергеевич Пушкин. Он умирал более двух суток от полученного на дуэли с Жоржем Дантесом тяжелого ранения. Александр Пушкин был уверен, что автором анонимного пасквиля и сплетен был Луи Геккерн, поэтому 7 февраля написал ему очень резкое письмо, в котором красочно изложил все, что думает и о нем, и о его сыне. Александр Пушкин добился руки и сердца Натальи Гончаровой не сразу. Пушкин создал своего рода модель отношения гения и общества в России. Спустя почти сто лет после его смерти в похожих условиях умрет и Блок.