Ил-76 — факты о созданном во времена СССР военно-транспортном самолете: разработка и модификации, технические характеристики, история эксплуатации. Военно-транспортный самолет Ил-76МД. Предназначен для десантирования воздушных десантов, перевозки войск, боевой техники (в том числе средних танков) с расчетами и вооружения, доставки войскам срочных грузов, а также транспортировки раненых и больных. Внешне самолет Ил-76 выделяется характерно высоким крылом и размещенной на хвосте двойной вертикальной стабилизаторной поверхностью.
Ил-76: универсальный «грузовик»
Самолёт Ил-76МД, переоборудованный для тренировок космонавтов в условиях искусственной невесомости[26][27]. Ил-76 должен был иметь грузоподъёмность и дальность действия в 2 раза большие, чем самолет Ан-12, но без ухудшения взлётно-посадочных характеристик. Самолет Ил-76 способен перевозить средние танки и другую бронетехнику массой до 42 т. Самолет оснащен четырьмя ТРДД Д-30КП конструкции ева с тягой по 12000 кгс.
Business Jet IL-76 TD
Транспортный самолет Ил-76МД-90А впервые в ходе испытаний успешно выполнил посадку и взлет с грунта. Ил-76МДК «Космос» – Самолёт Ил-76МД, переоборудованный для тренировок космонавтов в условиях искусственной невесомости. История «улыбающегося» военно-транспортного самолета Ил-76 началась в 1966 году, когда Министерство авиационной промышленности СССР поручило ОКБ Ильюшина разработать машину нового поколения. В 1967 г проект самолета Ил-76, обладающий высокой скоростью отрыва на взлёте, был утвержден конструкторским бюро. Военно-транспортный самолёт ИЛ-76 Ил-76, Ильюшин, Авиастар, Самолет, Армия, Россия, Длиннопост.
Общие данные самолета Ил-76
Как и все отечественные ВТС, Ил-76 снабжен верхним и нижним десантно-транспортным оборудованием, включающим грузовые балки и четыре электротельфера грузоподъемностью по 2,5 т, рольганговые дорожки и грузовые лебедки для погрузки несамоходной техники и грузов. Самолеты первых модификаций имеют взлетную массу 172 т, грузоподъемность — 28 т, дальность полета с максимальной нагрузкой — 4200 км. В ходе модернизаций взлетная масса самолета возросла до 190 т -МД , грузоподъемность — до 42 т -М, -МД , при этом дальность полета составляет 4000 км. Грузовая кабина обеспечивает размещение 145 или 225 модификации Ил-76М, — МД в двухпалубном варианте солдат или 126 десантников, до трех БМД-1 или другой техники на ее базе. Самолет Ил-76 способен перевозить средние танки и другую бронетехнику массой до 42 т.
Их востребованность очень большая. Думаю, что здесь и спектр их применения достаточно широкий. Испытания самолета Ил-76 близки к завершению.
При этом производство этого лайнера достаточно дорогое, отметил гендиректор консалтинговой компании Friendly Avia Support Александр Ланецкий: Александр Ланецкий гендиректор консалтинговой компании Friendly Avia Support «Я не видел последнее, что показывали расчеты, но, насколько я помню, изначально речь шла о 70-80 млн за воздушное судно. Пока цены тоже достаточно дорогие, так как у них четыре мотора, четыре двигателя, дорогой самолет. Дорогой, и изначально этот самолет в Советском Союзе задумывался как военный самолет. Военные вообще про цену эксплуатации мало задумывались.
Дальнейшие испытания проводились недалеко от Новгорода в военных частях городов Псков, Кречевицы, Витебск-Северный. Там же заступил на службу в Воздушные Силы Советского Союза. Началось серийное производство. Один из новейших авиационных заводов в Ташкенте предоставил взлетную полосу для первого серийного Ил-76 в мае 1973 года.
Впоследствии в Ташкенте построили приблизительно 1000 самолетов, из которых свыше сотни ушла на экспорт. В 2000х годах производство Ил-76 в силу политических и экономических причин перенесли в Россию, в город Ульяновск, где в 2012 году выпущен серийный борт Ил-76МД. Конструкционные особенности В соответствии с общепринятой схемой практической аэродинамики транспортных самолетов, основу машины составляет круглый в сечении фюзеляж, с высоким расположением крыла высокоплан и «Т» — образным хвостовым оперением. Крыло обеспечено самой передовой на тот момент механизацией, стабилизатор установлен в верхней части киля, который снабжен рулем направления. Самолет обладает характерной для такого класса машин трапецевидной формой крыльев, расположенных стреловидно под углом в 25 градусов. Фюзеляж конструктивно разделен на 4 части: кабины первого и второго пилотов смежные , штурманская кабина расположена под ними изолированно, грузового отсека и кабины пилота-стрелка на военных модификациях. В кормовой части фюзеляж снабжен автоматическим трехстворчатым грузовым люком с нижней частью — аппарелью, приспособленной для десантирования личного состава, боевой техники и их наземного спуска. В носу спроектированы: люк для аварийного выхода экипажа, эксплуатационный люк для выхода на поверхность фюзеляжа самолета и крылья.
Грузовой отсек оснащен 2 лебедками грузоподъемностью до двух с половинной тысяч килограмм и рольганговыми дорожками для грузов, лишенных мобильности. Силовая установка представлена четырьмя турбореактивными двигателями, подвешенными на пилонах попарно под консолями крыла. На современных представителях класса используются ПС-90А-76 с тягой в 14500 кгс. Шасси у Ил-76 особой конструкции.
Но вернемся в 1969 год, в дни работы макетной комиссии в ОКБ-240. Технику на макет будущего Ил-76 загоняли самую настоящую.
Чтобы не жонглировать цифрами и не вынуждать себя уже на серийных самолетах доделывать то, что не доделали на макете, конструкторы и инженеры «Стрелы» построили макет не просто в натуральную величину, а с самым настоящим силовым набором пола. Это позволяло загонять на него реальные образцы стоящей на вооружении техники, размещать по сидениям солдат и десантников, промерять размеры остающихся проходов и экспериментировать с крепежными устройствами. По воспоминаниям ильюшинцев, на территории конструкторского бюро, располагавшегося на краю Центрального аэродрома имени Фрунзе в районе станции метро «Аэропорт», на эти две недели сосредоточили чуть ли не целую дивизию. Там были танки, бронетранспортеры, недавно вставшие в строй боевые машины пехоты БМП-1 и только-только принятые на вооружение боевые машины десанта БМД-1, разного рода артиллерийские орудия и самоходные установки, ракетные установки, тягачи и армейские автомобили всех классов… Особую пикантность этим испытаниям придавал тот факт, что проводились они едва ли не в центре Москвы: до Кремля — семь километров, а до посольства США — на километр меньше. И хотя территория ОКБ, как и завода, тщательно охранялась, как любая другая секретная территория в Советском Союзе, полностью исключить нежелательное внимание к сосредоточению военной техники в таком месте было трудно. Тем не менее, насколько можно судить уже сегодня, о появлении в СССР нового тяжелого военно-транспортного самолета западные спецслужбы узнали только тогда, когда он уже начал совершать регулярные полеты.
И еще о том, почему Ил-76 оказался настолько приспособленным к задачам, для которых его создавали. Он пригласил нас на два дня в Каунас, показывал, что такое ВДВ, и рассказывал, что он хотел бы на этом самолете увидеть. Тогда же Василий Филиппович мне и сказал: если ты сделаешь на Ил-76 четыре десантных потока, я тебе поставлю памятник при жизни. Это пожелание Маргелова мы выполнили, с Ил-76 можно десантироваться в четыре потока: два потока идут в правый и левый бортовые люки, а два потока — через рампу. Памятник, конечно, он мне не поставил. Самая высшая награда у Василия Филипповича была расцеловать перед строем.
Когда Ил-76 вышел на испытания, он меня расцеловал и вручил штык-нож с гравировкой «40 лет ВДВ». Выброска техники во время учений в Псковской десантно-штурмовой дивизии. Кстати, с работой той Макетной комиссии связан и еще один забавный эпизод, который в итоге оборачивается бытовыми неудобствами для тех, кому приходилось и приходится пользоваться Ил-76. О нем тоже рассказывал Генрих Новожилов: «Когда был готов полноразмерный макет самолета с боевым полом, куда швартовали технику, мы на нем разместили нормальный туалет. Приехали представители Минобороны, посмотрели макет и говорят: «Генрих Васильевич, а зачем нам на самолете, который планируется эксплуатировать с грунта, туалет? У нас ведь нет машины, обеспечивающей его слив.
Ты нам сделай ведро, закрепи его и сделай шторку — прилетели, солдата свистнули, и он в ближайший кювет все вылил». Так и не появились на «семьдесят шестом» удобства, за исключением модификации Ил-76Т, созданной для гражданской авиации, и ее дальнейших итераций. Причем туда его пришлось устанавливать, отбирая пространство у отсека экипажа. В итоге, как рассказывают, например, спасатели МЧС, которым приходилось пользоваться этим заведением, «входишь туда в полусогнутом состоянии, и видишь сбоку от себя высокий унитаз, на который нужно вскарабкаться — и при этом еще сильнее согнуться». Самолет, удобный для эксплуатации Впрочем, отсутствие или необходимость пользоваться малокомфортным бортовым туалетом — одно из немногих неудобств, которые испытывают летчики, техники и другие представители авиационных, армейских и других специальностей, летающие на Ил-76. Напротив, большинство из тех, кто способен оценить этот самолет не с точки зрения пассажира, а с точки зрения экусплуатанта, отмечают его приспособленность к регулярной работе и обслуживанию.
Можно привести такой пример. В 1996 году, когда отмечалось тридцатилетие начала работ по созданию легендарного самолета, в приуроченной к этой дате конференции по вопросам эксплуатации Ил-76 в числе других участвовал и генерал-майор авиации Геннадий Софрин, в то время главный инженер — заместитель командующего Военно-транспортной авиации по инженерно-авиационной службе. Он так отозвался о двигателях, позволивших создать и поднять в воздух эту машину: «Д-30КП явился значительным шагом вперед в отечественном двигателестроении. Впервые были применены большие степень двухконтурности и степень сжатия воздуха. На этом двигателе весьма совершенные системы запуска, смазки и суфлирования. Если сравнить их с системами двигателя АИ-20 самолета Ан-12, то вспомнится адский труд по подготовке их к запуску в условиях отрицательных температур и с ног до головы облитые маслом авиатехники.
После этого казалось, что на Д-30КП вообще ничего делать не надо». Ил-76 с установленным в грузовом отсеке выливным устройством гасит лесной пожар. Другой пример — степень механизации погрузочных работ на Ил-76, необходимость которой с самых первых дней проектирования осознавали конструкторы и инженеры. Чтобы упростить и ускорить погрузку и разгрузку техники на самолет, они предусмотрели в нем не только две загрузочные лебедки в передней части грузовой кабины, но и четыре тельфера таль с электрическим приводом, позволяющий поднимать и транспортировать груз вдоль двутавровой балки, по которой он движется. Кроме того, в палубе грузового отсека, так же как и в рампе, проложены роликовые дорожки, по которым гораздо проще передвигать тяжелые грузы. Но почему-то, сетует Генрих Новожилов, ими сегодня не все умеют пользоваться: «сейчас в телевизионных сюжетах Ил-76 можно видеть практически каждый день.
И знаете что меня поражает? Когда при погрузке самолета все делается вручную. Груз заносят буквально на руках или завозят обычными погрузчиками. Хотя на Ил-76 у нас все сделано так, чтобы максимально упростить эту работу. Груз пакетируется, устанавливается на поддоны, которые подвозят к самолету, а на борту в грузовом отсеке установлены четыре тельфера, которые берут поддоны и загружают в кабину.
Не стареющий воздушный ветеран России: история самолета ИЛ-76
Ориентировочная стоимость самолета класса Ил-76 доходит до 200 миллионов долларов, а его версия с функцией дальнего радиолокационного обнаружения А-50У доходит до 330 миллионов долларов. Именно этот самолет был сбит ВСУ в середине января 2024 года. Локация падения самолета Ил-76 в районе села Яблоново на карте. По данным МО РФ, ВСУ произвели пуск ракет в районе населенного пункта Липцы, от которых до места падения Ил-76 около 130 км Всего в России произведено более 900 единиц Ил-76 разных модификаций и функционального назначения.
Это один из самых важных моментов, потому что самолет именно для этого и разрабатывался изначально: доставка грузов в любую точку в любое время. Это самолеты транспортной авиации, это самолеты грузовой авиации, и они нужны для всяческих целей — это перевозка грузов, перевозка живой силы. Если мы рассматриваем вариант десантных самолетов, потому что приставка Ил-76МД нам говорит о том, что эти самолеты предназначены для десантирования. Их востребованность очень большая.
Думаю, что здесь и спектр их применения достаточно широкий. Испытания самолета Ил-76 близки к завершению. При этом производство этого лайнера достаточно дорогое, отметил гендиректор консалтинговой компании Friendly Avia Support Александр Ланецкий: Александр Ланецкий гендиректор консалтинговой компании Friendly Avia Support «Я не видел последнее, что показывали расчеты, но, насколько я помню, изначально речь шла о 70-80 млн за воздушное судно.
А Ил-76 — это строевой борт, один из самых надёжных в мире, в нём все системы должны работать как часы Роман Жинин Бывший пилот Ил-76 Жинин добавил, что в самолёте, упавшем под Рязанью, скорее всего, не сработала система пожаротушения, поскольку противопожарную сигнализацию лётчики наверняка слышали. В целом пожар двигателя — это, конечно, очень страшно, но отнюдь не смертельно. Если работает система пожаротушения, она гасит возгорание и даёт экипажу время вернуться на аэродром. У Ил-76 четыре двигателя и даже отказ двух из них — это не проблема. Но если двигатели горят и огонь распространяется на крыло, то исправить такую ситуацию очень тяжело: счёт идёт на секунды Роман Жинин Бывший пилот Ил-76 Лётчик отметил, что, судя по кадрам, опубликованным очевидцами, пожар произошёл в первом двигателе по левому борту. Огонь мог повредить сразу несколько элементов механизации крыла: секцию тормозных щитков, спойлеров, рельс предкрылка, а также закрылки. Разрушение этих элементов пожаром могло привести к тому, что часть крыла Ил-76 отломилась, самолёт стал заваливаться на левый борт, из-за чего и произошло столкновение с землёй. Выжившие члены экипажа и пассажиры сейчас находятся в больницах Рязани, где им оказывается вся необходимая помощь.
За выполнение этой задачи взялось опытно-конструкторское бюро Московского машиностроительного завода «Стрела». Параллельно создавался и двигатель для нового воздушного судна — Д-30КП. Его конструкция позволила еще на этапе проектирования повысить характеристики грузоподъемности с заданных 33 т до 40 т. Для отработки различных комбинаций загрузки была построена полномасштабная модель самолета с грузовым отсеком длиной 20 м и высотой 3,3 м. В ходе испытаний туда загоняли настоящую военную технику, а солдаты тренировали размещение под присмотром командиров. Ударный дрон сможет поражать как надводные, так и наземные цели Первый полет Ил-76 состоялся в марте 1971 года на московском аэродроме имени М. Фрунзе в настоящее время закрыт. Два года спустя началось серийное производство этих самолетов на Ташкентском авиационном производственном объединении имени Чкалова. В 1974 году воздушное судно поступило на вооружение, а в 1977 году появились его гражданские модификации.
ИЛ-76 – самый популярный самолет в истории мировой транспортной авиации
Угол стреловидности крыла — 25 градусов по линии четвертей хорд, которые делят каждое крыло на два полукрыла. Согласно разным оценкам, стоимость самолета Ил-76 составляет 27 млн долларов. Но после случая, когда Ил-76 успешно совершил посадку на бетон без шасси и не загорелся, его экспортная стоимость значительно выросла на несколько миллионов долларов. Для управления им необходимо 7 членов экипажа, хотя более новые и гражданские модификации могут обойтись 3-4 членами экипажа. Вооружение На большинстве изменений имеются две пулеметные пушки ГШ-23, которые управляются с места стрелка. Для бомбометания подвешивают бомбы свободного падения до 500 кг. Гидросистема На борту самолета имеется две подсистемы гидросистемы, каждая из которых оснащена гидронасосами. Они управляют шасси, колеса поворачиваются и тормозятся, двери и аварийные люки открываются и закрываются, и т. Управление гидросистемой находится в компетенции бортового инженера.
Двигатели и топливная система На Ил-76 установлены 4 турбореактивных двигателя. Новые версии самолета оснащены двигателями ПС-90А-76. На Ил-76 установлено несколько систем, отвечающих за поставку топлива к двигателям из баков, а также за заправку и слив конденсата. Для этого используется хладон. Если самолет совершает посадку с убранными шасси, то противопожарная система автоматически запускает три огнетушителя. Кроме того, в кабинах установлены ручные огнетушители для борьбы с местными возгораниями. Для этого используются четыре генератора переменного тока, каждый из которых имеет свой канал.
В передней части фюзеляжа расположены два люка. В корме расположен трёхстворчатый задний грузовой люк. Десантирование личного состава возможно в четыре потока два через грузовой люк , однако на практике этот способ почти не применяется из-за частых схождений в воздухе десантируемых. Грузовая кабина оборудована двумя грузовыми лебёдками, установленными возле передней переборки, четырьмя электротельферами грузоподъёмностью по 2,5 т и четырьмя подтрапниками, ширину расположения которых можно менять. Для удобства погрузки и разгрузки задние тельферы могут выдвигаться за порог рампы на 5 м. Пол грузовой кабины оборудован рольганговыми дорожками, что даёт возможность погрузки, разгрузки и десантирования несамоходных моногрузов. Силовая установка представлена четырьмя турбореактивными двигателями, подвешенными на пилонах под крылом. На первых серийных модификациях устанавливались двигатели Д-30КП тягой 12 000 кгс. В последних модификациях самолётов двигатели Д-30КП заменены на ПС-90А-76 тягой 14 500 3300 кгс на взлётном крейсерском режиме. Шасси пятиопорное, многоколёсное, убирающееся в фюзеляж. Носовая нога имеет 4 бескамерных колеса 1…18 шп. Колёса затормаживаются при убирании. Главные ноги шасси состоят из передних и задних стоек 35…51 шп. Стояночное торможение от переключателя на ЦПЛ. Ось с колёсами разворачивается на 90 град. Генератор нейтрального газа азотная система установлен в передней части правого обтекателя шасси и правом переднем багажнике. Служит для выработки НГ и выдачи его по трубопроводам в надтопливное пространство баков. Азотная система дополнительно имеет 16 баллонов 16 л с азотом. Ил-76 - Первая серийная модификация. Первый полёт прототипа 25 марта 1971 года под командованием Э. Первый полёт серийной машины 5 мая 1973 года. Ил-76 «Baghdad-1» - Позднее переименованный в «Adnan»-1. Всего было построено 3 самолёта, из них один был сильно повреждён в ходе налёта авиации Многонациональных сил. Во время войны в Персидском заливе перелетел в Иран где позднее получил название «Simorgh» , а 22 сентября 2009 года во время репетиции парада потерпел катастрофу, хотя официально тип разбившегося самолёта сразу после происшествия не был сообщён. Ил-76КТ - Самолёт для тренировки космонавтов в условиях имитации невесомости. Построено 3 самолёта этой модификации. Первый полёт 2 августа 1981 года. Ил-76ЛЛ сверху на фото - Летающая лаборатория. Самолёт для отработки и испытания авиационных двигателей. Первый полёт в 1991 году. На самолёте изменена конфигурация электронного оборудования и радиолокационных станций. Ил-76М - Модернизированный, с усиленным фюзеляжем. Грузоподъёмность повышена до 42 тонн. Первый полёт 24 марта 1978 года. Ил-76МГА - Гражданские самолёты без спецоборудования и вооружения. Первый полёт 22 декабря 1976 года. Модифицированная версия Ил-76М. Усилена конструкция планера и шасси. Грузоподъёмность повышена до 48 т. Максимальная взлётная масса увеличена до 190 т. Дальность полёта с загрузкой 40 т увеличена до 4 200 км. Время автономной эксплуатации увеличено до двух месяцев. Обеспечена возможность установки четырёх дополнительных пилонов для подвешивания авиабомб и радиомаяков.
Минимум вооружения, минимум нагрузки. Два дополнительных топливных бака. Имел дополнительную РЛС. Adman2 — машины также направлялись в ВВС Ирака. Этот самолет занимался контролем и наведением истребителей. Нестандартные разработки Кроме версии ЛЛ, которая создавалась для разработчиков, выпустили еще несколько нестандартных вариаций. По неофициальным сведениям, существовали в 1-2 экземплярах и собственного символ-цифрового имени не получили. В качестве прототипа для всех послужил Ил-76Т — самолет с увеличенным запасом топлива. Среди них был летающий госпиталь, носитель лазерного оружия и даже тренажер условий невесомости, разработанный специально для космонавтов. Грузоподъемность При разработке любого современного самолета, неважно, какого типа, конструкторы должны учитывать множество как внешних, так и внутренних параметров, иначе судно просто не сможет подняться в воздух. Когда разработки завершены и начато серийное производство, авиакомпании-покупатели будут обращать внимание уже на другие свойства, но одно из них будет общим и у конструкторов, и у перевозчиков. Это — грузоподъемность. Ил-76ТД в ходе многочисленных модернизаций получил возможность нести в полтора раза больше, чем его прототип. У первых машин была заявлена цифра в 28 тонн. У последних разработок — 42, а в новых модификациях — до 60 тонн. Экипаж Как большая часть советской транспортной авиации, самолет получил круговое остекление в носовой части. Верхняя часть, где находилось основное управление, и нижняя — штурманская рубка. В состав экипажа Ил-76ТД входило 5 человек. Это первый пилот он же КВС , второй пилот, бортинженер и радист. Также в команду входил штурман. Первые самолеты и чисто военные версии имеют в экипаже еще двоих — это солдаты-стрелки. Именно штурманской рубке самолет обязан несколько необычным внешним видом носовой части. Заправка Отдельного упоминания заслуживает топливная система. В обычном гражданском лайнере, вне зависимости от количества двигателей, имеется два, иногда три бака. Стандартная инструкция по технической эксплуатации Ил-76ТД упоминает 12 баков, разделенных на 4 секции по количеству моторов. В каждой из них идет еще свое деление на основной, дополнительный и запасной резервуары. Таким образом, пилот имеет достаточно гибкую возможность управления расходом горючего и может своевременно отреагировать на любые непредвиденные ситуации. Полная емкость всех баков превышает отметку в 100 тысяч литров горючего.
Когда в России появится новый транспортный самолёт Срок службы самых востребованных в военно-транспортной авиации «среднячков» Ил-76МД должен закончиться к середине 2030-х годов. Примерно к этому же сроку выйдет и предельный срок использования самых крупных транспортников в мире — Ан-124 «Руслан», которые в России используют и для отправки гуманитарной помощи и для переброски комплексов С-400 в Сирию. Теперь Ил-76МД90А может без проблем пережить 10 тыс. Но и менять Ил-76МД90А пока не на что.
Самолёт Ил 76
Погрузка грузов и техники производится через грузовой люк с помощью бортовых лебедок и электротельферов. Две лебедки позволяют грузить несамоходную колесную технику. При необходимости грузы массой до 30т могут быть подняты в грузовую кабину рампой. Для погрузки гусеничной и колесной техники, а также платформы на рампе монтируется четыре подтрапника,которые обеспечивают плавный въезд техники на рампу. Шасси идентично шасси базового самолета Ил-76 , но усилено под увеличенную массу самолета. Устанавливается десантно-транспортное оборудование, позволяющее использовать самолет для перевозки личного состава, для парашютного десантирования десантников-парашютистов, для перевозки грузов, техники, универсальных морских и авиационных контейнеров и поддонов, для парашютного десантирования грузов и техники на платформах, для безпарашютного сброса грузов с малых высот. Фото: Ил-76МД-90А Для перевозки людей в грузовой кабине самолета имеются бортовые сидения и устанавливаются съемные центральные сидения.
Конструкции киля и стабилизатора — кессонного типа.
Кессон киля — трехлонжеронный, кессон стабилизатора — двухлонжеронный. Киль крепится к фюзел яжу между шп. Стабилизатор присоединен к верхней части киля лонжеронами: вторые лонжероны киля и стабилизатора связаны шарнирным узлом, а между их первыми лонжеронами установлен винтовой подьемник. Внутри киля между вторым и третьим лонжеронами имеется лаз с лестницей для выхода на стабилизатор. Шасси самолета — пятистоечное, состоит из управляемой носовой стойки и двух пар передней и задней основных стоек. Каждая из стоек оснащена жидкостно-газовым амортизатором и четырьмя колесами, установленными на одной оси. Колеса основных опор КТ-158 размером 1300x480 мм снабжены дисковыми тормозами и антиюзовьмм автоматами.
Носовые колеса КТ-159 размером 1100x330 мм нетормозные. База шасси от носовых до задних основных колес — 14,17 м, колея по внешним колесам — 8,16 м. Носовая опора убирается против полета. Силовая установка включает четыре двухконтурных турбореактивных двигателя Д-30КП 2-й серии, размещенные в мотогондолах на пилонах под крылом. Сухая масса двигателя — 2985 кг, длина — 5. Степень двухконтурности двигателя равна 2,33. Ресурс двигателя — 2000 ч, наработка — не более 1700 запусков.
Двигатель выполнен по двухвальной схеме. Он состоит из трехступенчатого вентилятора, одиннадцатиступенчатого компрессора высокого давления, трубчато-кольцевой камеры сгорания с 12-ю жаровыми трубами, двухступенчатой турбины высокого давления, четырехступенчатой турбины низкого давления, камеры смешения и нерегулируемого реактивного сопла. Каждый двигатель снабжен реверсивно-тормозном устройством, представляющим собой две вертикальные створки, которые в нерабочем положении являются хвостовой частью мотогондолы. На пробеге они поворачиваются навстречу друг другу и перекрывают выхлопную струю двигателя, направляя газы в стороны и вперед. Запуск двигателя на земле — воздушный от наземной установки воздушного запуска А-86М или бортовой ВСУ ТА-6А, которая располагается в переднем отсеке левого обтекателя шасси. Топливо размещается в двенадцати крыльевых баках общей емкостью 114500 л. Баки разделены на четыре группы по три бака в группе.
Каждый двигатель питается из своей группы, но все группы баков соединены между собой магистралями кольцевания. Минимальный невырабатываемый остаток топлива — 890 л. Заправка топливных баков может осуществляться централизованно либо через заправочные горловины каждого бака, расположенные сверху на крыле. Централизованная заправка производится под давлением через два бортовых штуцера, находящихся в правом обтекателе шасси. В правом обтекателе шасси установлен также генератор нейтрального газа, который вырабатывает углекислый для заполнения надтопливных пространств баков. Углекислый газ в генераторе образуется из атмосферного воздуха в результате сжигания топлива. Противопожарное оборудование самолета включает стационарную систему пожаротушения и ручные переносные огнетушители.
Стационарная система обеспечивает обнаружение и ликвидацию пожара в отсеках крыла, мотогондолах, отсеках ВСУ и генератора нейтрального газа. В качестве огнегасящего состава в этой системе используется жидкий фреон R114B2, который содержится в шести огнетушителях — трех УБЦ-16-6 емкостью по 16 л и трех УБШ-3-1 емкостью по 3 л, закрепленных на левом и правом бортах грузовой кабины между шп. На законцовках крыла и обоих обтекателях шасси установлены датчики аварийного включения системы пожаротушения.
Обеспечена возможность установки четырёх дополнительных пилонов для подвешивания авиабомб и радиомаяков. Первый полёт 6 марта 1981 года. По сравнению с базовой моделью длина фюзеляжа увеличена на 6,6 м благодаря вставке дополнительных секций по 3,3 м за и перед крылом. Модернизация коснулась также и бортового радиоэлектронного оборудования. В приборное оборудование включены два экранных индикатора, добавлен блок спутниковой навигации. Благодаря более современному оборудованию удалось исключить из экипажа бортрадиста, то есть экипаж уменьшен до пяти человек. Использование более мощных и более экономичных двигателей ПС-90А-76 позволило увеличить дальность полёта. Грузоподъёмность увеличена до 60 т. Максимальная взлётная масса увеличена до 210 т. Первый полёт совершён 1 августа 1995 года. Государственные совместные испытания планируется завершить в 2009 году, а с 2010 года — поставлять ВВС России. Ил-76МД сверху на фото - Пожарный вариант. Модифицированный вариант самолёта Ил-76МД для тушения пожаров. Способен брать на борт 42 т огнегасящей жидкости. Первый полёт 28 января 1993 года. Интересен факт, что в 1989 году в Красноярске баки устанавливали на 76508 л. На борту находятся три медицинских модуля, выполняющие функции предоперационной, операционной и палаты интенсивной терапии. Первый полёт 23 июля 1983 года. По сообщениям СМИ в июле 2008 года, военно-медицинский самолёт «Скальпель» находится в эксплуатации. На самолёте установлены более мощные и экономичные двигатели ПС-90А-76, которые удовлетворяют требованиям ИКАО по уровню шума и эмиссии вредных веществ. Ил-76МД-М - Модифицированный дальний модернизированный. Модернизированная версия Ил-76МД. Совершил первый полёт 28 февраля 2016 года. У самолёта усилено крыло и фюзеляж, установлены специальные аккумуляторы в топливной и гидравлической системах для обеспечения бесперебойной работы этих систем в условиях невесомости. Стены и потолок грузовой кабины отделаны мягким материалом, на полу закреплены спортивные маты. Первый полёт 6 августа 1988 года. Создано три таких самолёта, все они базируются на подмосковном аэродроме «Чкаловский». Ил-78МК - Модернизированный конвертируемый. Самолёт-заправщик разработан на базе самолёта Ил-78М и предназначен для заправки топливом в полёте до трёх самолётов различного назначения. После переоборудования в условиях эксплуатации Ил-78МК может быть использован как военно-транспортный самолёт для перевозки и парашютного десантирования грузов и личного состава. Ил-76П - Самолёт для тушения пожаров. Способен брать на борт 32 т огнегасящей жидкости. Первый полёт 22 сентября 1989 года. Ил-76ПС - Поисково-спасательный. Первый полёт 18 декабря 1984 года. Ил-76ПП - Постановщик помех. Модифицированный вариант самолёта Ил-76МД. Создан в единственном экземпляре. Первый полёт 29 апреля 1987 года. Ил-76СК - Стратегический воздушный командный пункт ВКП для руководства ядерными силами страны в случае, если наземные пункты управления будут выведены из строя заводское обозначение Ил-76ВКП. Оснащён комплексом связного оборудования включая спутниковую связь. Построено 2 самолёта, оба базируются на аэродроме Чкаловский. Ил-76Т - Транспортный.
Построено 2 самолёта, оба базируются на аэродроме Чкаловский. Ил-76Т - Транспортный. Гражданская модификация Ил-76М. На самолёте демонтирована кормовая пушечная установка, автомат выброса дипольных отражателей, десантное оборудование и электронные устройства военного назначения. Первый полёт 4 ноября 1978 года. Ил-76ТД - Транспортный дальний. Гражданская модификация Ил-76МД. Демонтировано оборудование военного назначения. Грузоподъёмность машины составила 50 т. Максимальная взлётная масса 190 т. Дальность полёта с максимальной загрузкой 3600 км. Первый полёт 5 мая 1982 года. Первый полёт 17 ноября 1985 года. На серийную машину ставили дополнительное навигационное оборудование и раскраска для полётов в Арктике и Антарктике. В Аэрофлоте 76474. В Красноярске переделали 2 самолёта 76459 и 76465. Самолёт этой модификации отвечает требованиям ИКАО по шумам на местности согласно главе 4, тогда как все остальные модификации с использованием двигателей Д-30-КП Д-30-КП-2 отвечают лишь 2 главе. На нём планируется уменьшение экипажа до 3-4 человек. Первый полёт в 1978 году. А-60 - Летающая лаборатория, самолёт-носитель лазерного оружия. Построено 2 по другим данным 3 экземпляра ОКБ Бериева и заводом им. Димитрова в Таганроге на базе Ил-76МД. Первый полёт — 19 августа 1981 года первый самолёт и 29 августа 1991 года второй самолёт. Первый самолёт по окончании испытаний находился на аэродроме Чкаловский, сгорел в 1989 году. Второй самолёт базируется на аэродроме города Пушкин Санкт-Петербург. Есть информация о третьем Ил-76 А-60 в Таганроге, который поддерживается в работоспособном состоянии. Самолёт конструктивно представлял собой гибрид Ил-76МД и А-50. В составе экипажа 15 операторов СКИП. Первый полёт самолёта в 1986 году. Всего было изготовлено 5 машин, сведённых в отряд, с базированием на аэродроме Раменское. В настоящее время три самолёта списаны, один переделан в летающую лабораторию для испытания двигателей и продан в Китай, второй также переделан в ЛЛ — на нём, в частности, испытывался российско-французский двигатель SaM-146 для самолёта Sukhoi Superjet 100 выполнено 28 полётов. Ил-78 сверху на фото - Самолёт-заправщик на базе Ил-76МД. Первый полёт 26 июня 1983 года. Ил-78М - Ил-78 Модифицированный. Первый полёт 7 марта 1987 года. Разработана и подготовлена к серийному производству в начале 1990-х годов, однако заказов на самолёт не последовало. Ил-78МП - Обозначение для четырёх самолётов поставленных государственной компанией Укрспецэкспорт по контракту в Пакистан. Контракт подписан в конце 2006 года, поставка осуществлялась в период с декабря 2009 года по май 2012 года. Первый экземпляр построен в декабре 2011 года, его первый полёт состоялся 22 сентября 2012 года. Заводские испытания прошли в 19 полётов, с 18 марта по май 2013 года. С июля 2013 года проходит первый этап ГСИ 3 полёта. Путина между «Авиастаром» и Министерством обороны РФ подписан контракт на 39 единиц до 2020 года с поставкой двух первых бортов в 2014 году. Стоимость единицы около 3,5 млрд руб.
«Слон» вместо «Гриба» и «Руслана». Когда в России появится новый транспортный самолёт
Ил-76ТД, военно-транспортный самолёт, модернизация самолета Ил-76Т. — Сохранив все достоинства предшественников, Ил-76МД-90А вывел марку Илов на новый качественный уровень, оставаясь при этом не парадным самолетом, а настоящим небесным трудягой. Новый серийный Ил-76МД-90А передан в войска, сообщает 30 мая пресс-служба «Ростеха».