58% респондентов отрицают наличие зависимости от цифровых устройств и интернета: 24% однозначно в этом уверены, еще 34% скорее уверены. Вы получите информацию, как формируется цифровая зависимость, её индикаторы и признаки, а также, что позволит побороть эту беду XXI века. «Сегодня в российских центрах применяют два метода лечения компьютерной зависимости: психотерапия и психофармакотерапия. Впервые об интернет-зависимости заговорили в 1995 году, когда Всемирная паутина еще только начинала захватывать мир. Отрывок выступления Андрея Курпатова «Всё, что нужно знать о технологии счастья» для MGNTech: лекторий о технологиях и и оригинальное видео.
Компьютерная зависимость
Зависимость от наркотических веществ и поведенческая зависимость от смартфонов задействуют одни и те же участки мозга. Представленная здесь статистика технологической зависимости за 2023 год подчеркивает распространенность и безотлагательность решения этой тревожной проблемы в быстро развивающуюся цифровую эпоху. Цифровая зависимость затем используется для обозначения зависимости от использования цифровых устройств или технологий таким образом, который приводит к поведенческим симптомам, сходным с любым аддиктивным расстройством (Joseph and Hamiliton-Ekeke, 2016).
Цифровая зависимость. Миф или реальность?
Впервые об интернет-зависимости заговорили в 1995 году, когда Всемирная паутина еще только начинала захватывать мир. По данным нового исследования «Лаборатории Касперского»*, почти треть (30%) опрошенных родителей в России волнует проблема детской интернет-зависимости. Часто родители, приводя детей к нам в iKids, просят даже не научить программированию, а помочь именно с проблемой цифровой зависимости. О компьютерной зависимости у подростков заговорили из-за массового распространения видеоигр и приставок в начале 1980-х годов. В этой статье мы поговорим о том, к чему может привести цифровая зависимость у подростков. Эксперты в области психологии и нейрофизиологии определяют «цифровую зависимость» как «нарушение функций головного мозга, которое ведет к ухудшению его работоспособности».
Что хотите найти?
«Гаджет-аддикция, интернет-зависимость – это главная зависимость 21-го века», – уверена медицинский психолог Республиканского клинического наркологического диспансера, когнитивно-поведенческий терапевт Мария Щевлягина. Зарецкая О.В. Компьютерная и интернет-зависимость: анализ и систематизация подходов к проблем Психологическая наука и образование («Психолого-педагогические исследования») 2017. Компьютерная зависимость: формирование, диагностика, кор рекция и профилактика: Монография.—.
Цифровой аутизм: как не попасть в капкан виртуальной зависимости
По данным нового исследования «Лаборатории Касперского»*, почти треть (30%) опрошенных родителей в России волнует проблема детской интернет-зависимости. Цифровая зависимость может быть связана с внутренними проблемами? Описание симптомов интернет зависимости, а также причин по которым она возникает.
Цифровая зависимость у подростков: причины возникновения
На протяжении почти тысячи лет с момента появления университетов в Западной Европе основным способом передачи знания была лекция. Пятидесятиминутные и полуторачасовые лекции распространены и сегодня, но все чаще говорят, что студенты не могут сконцентрироваться дольше чем на 15 минут. В популярном проекте TED лимит выступлений ограничен 18 минутами, потому что любую важную информацию якобы можно уместить в этот период. Меняется представление о том, как должна быть «упакована» современная информация. И смартфоны в этом плане поистине подрывная технология.
Американский психолог Адам Альтер в своей книге Irresistible сравнивает зависимость от смартфонов с наркоманией. Зависимость от наркотических веществ и поведенческая зависимость от смартфонов задействуют одни и те же участки мозга. Бывший продакт-менеджер Google Тристан Харрис выяснил, что специалисты крупнейших компаний намеренно программируют приложения таким образом, чтобы спровоцировать у пользователей выброс дофамина — гормона удовольствия, который подсаживает нас на цифровую «иглу». Как указывает Харрис, геймификация, возможность бесконечного скроллинга, пуш-уведомления, автоматическое воспроизведение видео — все это разработано специально для того, чтобы мы проводили в смартфонах как можно больше времени и обязательно возвращались за новой дозой дофамина.
Механизм смартфонозависимости или, как ее еще называют, номофобии — боязни остаться без смартфона ровно такой же, как у игромании. Соцсети и другие мобильные приложения все равно что рулетка: никогда не знаешь, что тебя ждет, когда открываешь очередное уведомление о новом сообщении или когда обновляешь ленту новостей. Адам Альтер отмечает, что большинство владельцев смартфонов используют свои гаджеты на протяжении от одного до четырех часов каждый день, но в будущем это время, вероятно, увеличится — ведь подрастает молодое поколение, которое практически родилось со смартфоном в руке. Проблема не только в том, что без смартфона мы испытываем тревогу.
Каждый раз, когда берем в руки смартфон и начинаем листать ленту новостей или проверять почту, мы отвлекаемся. Если учитывать, что после каждой такой проверки, сколько бы она ни занимала, нам требуется время, чтобы вернуться к сосредоточенному состоянию, на решение серьезных задач попросту не остается времени. На фоне растущего числа пользователей смартфонов в мире а вместе с тем и увеличения времени, которое они проводят в мобильных приложениях, а значит, и рекламных средств, получаемых компаниями-разработчиками появляется запрос на избавление от смартфонозависимости. Тристан Харрис, например, создал некоммерческую организацию Time Well Spent, призванную противодействовать зависимости от гаджетов.
Он советует включить на телефоне черно-белый цветовой фильтр, чтобы яркие уведомления и иконки приложений не вводили пользователя в соблазн. Еще в конце августа глава Минпроса России Ольга Васильева заявила, что считает необходимым запретить школьникам проносить смартфоны на уроки. Мол, сдавать их нужно при входе. Эксперты в большинстве своем согласны, что смартфоны часто используются на уроках не в учебных целях и эту проблему нужно как-то решать.
Однако при этом в России принята цель — развивать цифровую экономику, важной частью которой является онлайн-образование.
И виной этого является использование смартфонов и гаджетов. Отчет ВОЗ показывает, что количество детей и подростков, имеющих проблемы с поведением, выше в развивающихся странах, где цифровые технологии более доступны. Детская зависимость от цифровых устройств стала реальностью, с которой необходимо бороться и предотвращать. Социальные сети должны быть безопасными, чтобы дети не попадали в ловушку «онлайн-ухода» или компьютерных игр». В отчете также говорится, что родители должны играть большую роль в цифровом благополучии и поведении своих детей не только дома, но и за его пределами. Однако, когда этих детей нет дома, увеличивается количество причин для плохого поведения. Цифровые платформы оказывают сильное влияние на поведение и умственное развитие детей, что может иметь долгосрочные последствия для их физического и психического здоровья и благополучия. Однако родители и учителя имеют ограниченную информацию и ресурсы, которыми они могли бы помочь, когда ребенок использует цифровые устройства в социальной или онлайн-среде. Развитие детей в понимании своих эмоций и эмоций других людей, обмене ими и взаимодействии с ними, а также в умеренном использовании цифровых устройств в ранние годы имеет решающее значение для лучшей подготовки детей к преодолению рисков зависимости от этих устройств.
Европейский союз недавно начал уделять внимание цифровым и смежным вопросам. В июньских выводах Совета 2018 года о цифровой трансформации экономики подчеркивается важность защиты детей и подростков от таких опасностей, как цифровая зависимость. Европейский Союз уже является лидером в этой области и будет продолжать подавать пример. Вместе мы должны убедиться, что дети готовы к решению цифровых проблем в будущем. В отчете также подчеркивается важность предотвращения использования вызывающих привыкание и вредных средств массовой информации, таких как игры, с помощью таких действий, как предварительная регистрация, обеспечение наличия соответствующего возрасту контента и обеспечение ответственности компаний за контент, который они создают.
Поделитесь им с коллегами и партнерами! Похожие публикации Спецпроект «Видеоигровая индустрия Москвы: тренды и прогнозы развития» 16 Апреля 2024 Исследовательский проект «Видеоигровая индустрия Москвы: тренды и прогнозы развития» — это масштабное социологическое исследование в сфере цифровой экономики и секторе развлечений. Цена личных данных: россияне рассказали, во сколько оценивают личную информацию и как защищают 2 Апреля 2024 Только пятая часть жителей России вовсе не делают резервные копии данных. Однако большинство россиян копируют данные редко, а в случае их потери не готовы платить за восстановление. Индекс цифровой грамотности-2023: в России стало немного больше людей с продвинутым уровнем цифровых компетенций 15 Февраля 2024 15 февраля — Всемирный день управления информацией.
К этой дате Аналитический центр НАФИ представил результаты ежегодного измерения уровня цифровой грамотности россиян. Исследование показало, что за последний год в России стало на 4 п. Исследование Яндекс 360 и НАФИ: тенденции проникновения интернет-технологий и сервисов в жизнь россиян 6 Декабря 2023 Исследование показывает, какие сферы жизни россияне считают самыми важными, и как им помогают в этих сферах информационные технологии: от сервисов коммуникации до гаджетов.
Мозг не готов к таким нагрузкам, поэтому человек часто забывает о своих обещаниях, предстоящих делах. Нарушение режима дня. Чтобы провести как можно больше времени в сети, зависимый отказывается от прогулок, физической активности, полноценного питания, заменяя его перекусами. При компьютерной зависимости больные часто страдают от нарушений сна: долго не могут уснуть, ложатся под утро, проводят в постели большую часть дня. Сужение круга интересов. Человек может забросить прежние хобби, перестать встречаться с друзьями, станет реже выходить из дома. Несмотря на то, что компьютерную зависимость относят к психологическим, а не физиологическим, её последствия не менее разрушительны, чем последствия алкоголизма или наркомании.
Подбор лечения Последствия компьютерной зависимости Как и у каждой аддикции, у патологической тяги к играм и интернету есть свои последствия. Их можно разделить на три группы: Физиологические; Психологические; Социальные. Физиологические последствия развиваются из-за пренебрежения человека к своему здоровью и нормальному режиму дня. Из-за постоянной сидячей позы перед компьютером нарушается осанка, появляются проблемы с позвоночником. Начинаются усиливающиеся головные боли, ухудшается зрение. Если пользователь играет в наушниках — возможно снижение слуха. Среди других последствий компьютерной зависимости: Снижение когнитивных функций внимания, концентрации из-за постоянной нагрузки на центральную нервную систему и головной мозг; Нарушение функций ЖКТ, высокий риск развития гастрита из-за неправильного питания ; Снижение иммунитета на фоне гиподинамии и авитаминоза. Не менее выражены психологические последствия. Постоянно находясь в выдуманном виртуальном мире, игрок сбегает от реальности. Он не хочет брать на себя ответственность за собственную жизнь.
В нем нарастает инфантилизм, неумение справляться со стрессами конструктивно. Больному сложно справляться с перепадам настроения, он не контролирует эмоции. Постепенно это приводит к личностной деградации. Но наиболее заметны социальные последствия компьютерной зависимости. Постепенно зависимый становится асоциальным, разрывает прежние дружеские связи. Он пропускает учебу и работу, что может привести к отчислению или увольнению. Как правило, это не волнует игромана: до тех пор, пока ничто не угрожает возможности проводить время за ПК или ноутбуком, он спокоен. Известны случаи, когда компьютерная зависимость приводила к усилению других фобий, например, агорафобии боязни пространства. Получая всё через интернет, люди полностью отказывались выходить из дома. Причины компьютерной зависимости у взрослых людей Компьютерная зависимость формируется в любом возрасте.
Взрослые люди старше 18-25 лет , становятся зависимыми от ПК преимущественно по следующим причинам: Неудовлетворенность собой и своей жизнью; Отсутствие интересов; Нехватка социального взаимодействия; Неуверенность в себе. Взрослые люди уходят в иллюзорный мир, где они могут быть кем угодно, не прилагая к этому никаких внешних усилий. Игра позволяет им уходить от реальных проблем. При этом в мозге увеличивается количество вырабатываемых гормонов радости и удовольствия дофамина, серотонина , поэтому человек испытывает неподдельное счастье и эйфорию, что роднит его с наркоманом. Именно этот нейробиологичекий процесс и становится основой для возникновения компьютерной зависимости.
Цифровая зависимость
Поэтому неудивительно, что болезнь Паркинсона и Альцгеймера значительно помолодели в последнее время. На сегодняшний день существуют примеры, когда семилетние дети страдают подобными заболеваниями», — добавляет Бахадова. Стоит отметить, что даже если ребёнок посещает вполне приемлемые сайты и проводит всего пару часов перед экраном компьютера в день, у него также есть риск приобретения большого количества нарушений. Появляются проблемы со сном, поведением, вниманием, у детей наблюдается гипервозбудимость, нарушение кровообращения в шейном отделе, зрения, речи и пищевых привычек, мелкой моторики и физического развития, искривление позвоночника, ожирение и нарушение пищеварения. Есть общее мнение у родителей, что навыки, которые можно изучить в играх или других цифровых сферах, могут оказаться полезными в жизни. Но методы, приёмы выживания и правила, которыми руководствуются дети в виртуальной реальности, не переносятся непосредственно на повседневную жизнь, потому что задействуются другие нейронные связи. Поэтому игры на компьютере или телефоне в дошкольном возрасте абсолютно бесполезны. Современные дети, что называется, рождаются со смартфоном в руках и встроенным дисплеем в головах, поэтому у них нет ощущения реальности.
По словам психолога, это также серьёзная проблема, поскольку сегодня кажется, что для ребёнка существование в параллельных мирах — норма. Жить реальной жизнью — задача со звёздочкой Елена Бахадова отмечает полную ответственность родителей за цифровую осознанность или неосознанность детей, потому что именно взрослые устанавливают границы дозволенного и недозволенного. Кроме того, они же растят ребёнка в цифровой реальности, постоянно расширяя его возможности, показывая, как он может заполнять собой пространство. Иными словами, родители контролируют постепенную цифровую социализацию детей. Среди наиболее действенных и важных инструментов влияния на ребёнка психолог называет личный пример, а также формирование навыков цифровой гигиены. Так как процесс появления новой привычки занимает не менее 40 дней, взрослым придётся изрядно потрудиться, прежде чем новое правило пустит корни в семье. Тогда можно будет говорить, что все гаджеты, подаренные детям, не личные, а являются достоянием семьи.
А значит, родитель имеет полное право на установление границ и качества распоряжения телефоном или планшетом. Ведь родителю важно знать и контролировать, в какие сети и на какие площадки ребёнок имеет доступ. Очень важно понимать, что гаджет — это инструмент для изучения, исследования чего-то нового, а не предмет поощрения и наказания. Елена Бахадова категорически не советует использовать времяпрепровождения в интернете как бонус за хорошее поведение или отметки в школе, поскольку таким образом увеличивается самоценность того или иного гаджета. А это, в свою очередь, может привести к необратимым последствиям, когда телефон или компьютер превратятся в сакральный предмет. Психолог объясняет: возвращение ребёнка в реальность — тяжёлый каждодневный труд.
Цифровые платформы оказывают сильное влияние на поведение и умственное развитие детей, что может иметь долгосрочные последствия для их физического и психического здоровья и благополучия. Однако родители и учителя имеют ограниченную информацию и ресурсы, которыми они могли бы помочь, когда ребенок использует цифровые устройства в социальной или онлайн-среде.
Развитие детей в понимании своих эмоций и эмоций других людей, обмене ими и взаимодействии с ними, а также в умеренном использовании цифровых устройств в ранние годы имеет решающее значение для лучшей подготовки детей к преодолению рисков зависимости от этих устройств. Европейский союз недавно начал уделять внимание цифровым и смежным вопросам. В июньских выводах Совета 2018 года о цифровой трансформации экономики подчеркивается важность защиты детей и подростков от таких опасностей, как цифровая зависимость. Европейский Союз уже является лидером в этой области и будет продолжать подавать пример. Вместе мы должны убедиться, что дети готовы к решению цифровых проблем в будущем. В отчете также подчеркивается важность предотвращения использования вызывающих привыкание и вредных средств массовой информации, таких как игры, с помощью таких действий, как предварительная регистрация, обеспечение наличия соответствующего возрасту контента и обеспечение ответственности компаний за контент, который они создают. Международное партнерство за здоровье детей в Интернете IPCH — это многосторонняя организация, которая продвигает передовой опыт управления и защиты здоровья детей в Интернете путем мобилизации политики и планов действий со стороны правительств, гражданского общества, научных организаций и промышленности. В России проблемой цифровой зависимости занимаются многие психиатры и нейрофизиологи, например, Андрей Курпатов и Татьяна Черниговская, разработавшие когнитивную терапию цифрового лечения зависимости в России, и Юрий Кореценко, который является изобретателем цифровой детокс-терапии.
Также этой проблеме посвящены иследования [1, 2, 3, 4]. Цифровое лечение детоксикации основано на эффективности методов нейробиоуправления, которые дают некоторое представление о структуре мозга, а это означает, что понимание структуры мозга и нейрофизиологии зависимости от цифровых технологий сможет повысить эффективность этого лечения. Нейробиоуправление основано на адаптации конкретной электрической активности мозга. Электроэнцефалограмма головного мозга ЭЭГ регистрирует электрическую активность в коже черепа во время ее наблюдения.
Для этого достаточно найти хобби в реальной жизни, использовать компьютер и телефон только при острой необходимости, удалить аккаунты в социальных сетях, заниматься спортом, поддерживать общение с семьей или друзьями в реальной жизни. Употребление наркотиков наносит невосполнимый вред здоровью и представляет опасность для жизни! Бесплатная консультация Не можете уговорить на лечение? Наши консультанты помогут вам найти эффективную мотивацию и уговорить близкого на лечение.
Психологи выделяют два вида пагубной тяги: Сетеголизм или онлайн-зависимость — постоянное стремление быть в интернете, проверять социальные сети, заниматься «сёрфингом» по сайтам. Кибераддикция или пристрастие к компьютерным играм. Это деление условно — кибераддикция может быть взаимосвязана с сетеголизмом, тем более, что многие игры доступны только в режиме онлайн MMORPG. Часто специалисты не делают никаких делений, а ставят общий диагноз «компьютерная зависимость». Незаметное появление компьютерной зависимости В психиатрии и наркологии под зависимостью понимается непреодолимая тяги к чему-либо. Она может быть физиологической желание выпить или употребить психоактивный препарат или психологической например, неконтролируемое стремление выполнить какое-либо действие. И если развитие физиологических зависимостей легко проследить, то психологические не так очевидны на ранних стадиях. Проблема компьютерной зависимости стала такой острой, потому что многие люди не могут понять тонкую грань между здоровым желанием расслабиться за игрой и аддикцией. Часто человек «втягивается» в игры незаметно для себя. Начиная с одного часа в день, буквально за неделю он может увеличить количество часов, проводимых за ПК до 5-8. Подбор лечения Факторы, влияющие на развитие компьютерной зависимости Практически каждый взрослый человек периодически работает за компьютером, проводит время в социальных сетях, использует гаджеты для отдыха музыка, сериалы, общение. Почему для некоторых такое времяпрепровождение безопасно, а у других развивается компьютерная зависимость? Психологи описали несколько предпосылок к появлению интернет-аддикции: Замкнутость и неумение выстраивать полноценные отношения с людьми. Интернет позволяет компенсировать недостаток уверенности в себе, создает иллюзию живого общения и поддержки. Недостаток личных побед и заниженная самооценка. Компьютерные игры ставят перед пользователями конкретные легкодостижимые цели. По завершению очередной компании или уровня человек испытывает глубокое удовлетворение собой, ему кажется, что он достиг успеха. Бедная эмоциональная сфера. Отсутствие хобби, скудная событийная жизнь приводит к тому, что человек вынужден «добирать» недостающие эмоции из виртуального мира. Неумение выражать истинные желания и предпочтения. Часто встречается у детей и подростков с авторитарными родителями. Они не могут свободно выражать себя из-за страха неприятия. Но в интернете нет никаких границ, дети могут быть теми, кем захотят и вести себя соответствующе. В такой ситуации высок риск развития компьютерной зависимости. Нарушения психики: например, склонность к депрессивным состояниям, высокий уровень тревожности, различные социальные фобии. Как понять, что обычное увлечение гаджетами становится патологическим? Достаточно знать основные симптомы сетеголизма и кибераддикции. Признаки компьютерной зависимости у подростков и взрослых Первый и самый яркий признак — это наличие абстиненции. Точно так же, как алкоголизм или наркомания, компьютерная зависимость приводит к появлению «синдрома отмены». Если человек не получает свою «дозу» игр или интернета на протяжении 2-4 часов, он начинает проявлять беспокойство, становится раздражительным и агрессивным, не может сосредоточиться на текущей задаче. К другим симптомам аддикции относится: Нарушенное ощущение времени. Находясь за монитором, зависимый утрачивает чувство времени.
Интернет-зависимость: причины, признаки, риски
Может ли цифровой аутист добиться успеха в обществе, не владея навыками общения? Известный антрополог и популяризатор Робин Данбар доказал, что объем коры головного мозга у примата зависит от численности стаи, к которой он принадлежал. По сути, чем больше его стая, тем больше социальных связей он может установить, а значит, тем он умнее. Это повод задуматься, так ли выгоден нашему мышлению фриланс и что мы теряем, исключая себя из социальной иерархии. Второе последствие аутизма — добровольное одиночество. Социальные сети и мессенджеры создают иллюзию общения. Но, встретившись с кем-то, кто регулярно лайкает ваши посты, вы вряд ли найдете о чем поговорить. В Нидерландах была установлена скульптура «Поглощённые светом».
За ее гиперреализмом считывается социальная критика современного человека, не способного на живое общение. Создатели сервисов Blogger и Twitter ограничили доступ к смартфонам и планшетам своим детям до 1 часа в день, а Крис Андерсон, один из основателей 3D Robotics, запрещает себе пользоваться гаджетами в спальне и также ограничивает своих детей. Идея отказаться от смартфонов и перейти на кнопочный телефон и стационарный компьютер кажется привлекательной, но мало совместимой с жизнью. Есть, конечно, луддиты, которые яростно протестуют против технологий и отправляют письма только Почтой России. Но как быть тем, кто не готов вернуться к плугу и родная клавиатура ему природу заменила? Что же делать? Следите за экранным временем и поставьте лимит на приложения, в которых больше всего тратите времени.
Отключите уведомления и не дергайтесь каждый раз, когда кто-то поставил вам лайк. Проверяйте почту систематически, а не спонтанно. Найдите для этого специальное время. Убирайте телефон за 1 час до сна и 1 час после пробуждения. Возможно, вам скучно лежать в кровати одному и вы страдаете. Так вот, хорошая новость в том, что если вы страдаете от одиночества — вы точно не аутист.
Все статьи рубрики Проблемы у детей при злоупотреблении гаджетами и их профилактика В предыдущих статьях , посвящённых профилактике зависимости от гаджетов у детей, мы уже поговорили о том, что именно нужно не упустить из виду, впервые давая ребёнку гаджет в личное пользование, и о рекомендованных нормах экранного времени для разных возрастов. В этом статье мы приводим правила безопасности, которые важно обсудить с ребёнком до того, как гаджет перейдёт в его распоряжение.
Сохраните статью в закладках, чтобы вы могли опираться на перечисленные ниже пункты в разговоре с детьми. Для удобства мы оформили её в виде таблицы. Риски и проблемы 1 Негативное влияние гаджетов на формирование личности Дети — незрелые создания, они ещё не всегда умеют различать добро и зло, контролировать своё время, организовывать процесс обучения, их моральные качества неустойчивы. Заложить прочные основы личности — задача родителей. В тот момент, когда мы отдаём в руки ребёнка смартфон или планшет и не устанавливаем контроль, мы делегируем электронному устройству функции воспитания. Даже невинные на первый взгляд ролики из тик-тока оседают где-то в глубине сознания и начинают «нашёптывать», как жить, что делать и к чему стремиться. Пока личность ребёнка формируется, он будет перенимать стиль жизни и взгляды блогеров, следовать изменяющимся трендам. Разнонаправленность этих стремлений, а также частая их смена нередко дезориентируют формирующуюся личность.
Ребёнок может чувствовать нехватку опоры, отсутствие почвы под ногами. Это может стать причиной подростковых депрессий, а также затормозить развитие и укрепление своего «я». Стержень, который помогает не поддаваться бездумно внешним веяниям и чужим установкам, может так и не сформироваться или сформироваться с опозданием.
Для удобства мы оформили её в виде таблицы. Риски и проблемы 1 Негативное влияние гаджетов на формирование личности Дети — незрелые создания, они ещё не всегда умеют различать добро и зло, контролировать своё время, организовывать процесс обучения, их моральные качества неустойчивы. Заложить прочные основы личности — задача родителей. В тот момент, когда мы отдаём в руки ребёнка смартфон или планшет и не устанавливаем контроль, мы делегируем электронному устройству функции воспитания. Даже невинные на первый взгляд ролики из тик-тока оседают где-то в глубине сознания и начинают «нашёптывать», как жить, что делать и к чему стремиться. Пока личность ребёнка формируется, он будет перенимать стиль жизни и взгляды блогеров, следовать изменяющимся трендам. Разнонаправленность этих стремлений, а также частая их смена нередко дезориентируют формирующуюся личность. Ребёнок может чувствовать нехватку опоры, отсутствие почвы под ногами. Это может стать причиной подростковых депрессий, а также затормозить развитие и укрепление своего «я». Стержень, который помогает не поддаваться бездумно внешним веяниям и чужим установкам, может так и не сформироваться или сформироваться с опозданием. Когда мозг перегружен бесконечно мелькающими яркими картинками, восприятие мира притупляется: реальность кажется бледной и неинтересной. Ребёнка ничто не увлекает и не трогает. Это особенно заметно при вечернем взаимодействии ребёнка с экраном: после игры на компьютере или просмотра мультфильмов на ночь ребёнок или долго не может заснуть, или спит тревожно.
Наблюдения за зависимостью от компьютеров и, в частности, компьютерных игр начали проводиться с конца 70-х годов. Снижение умственных показателей и напряжение в нервной системе усугубляют все психические проблемы. Так, необщительные люди еще более замыкаются в себе, интенсивность проявления обсессивно-компульсивного расстройства увеличивается, а если человек страдает, например, от порнозависимости, то длительное пребывание перед экраном монитора зачастую приводит к онанистическим срывам. Исследование М. Шоттон Обратимся к психологическим исследованиям. Первое серьезное исследование феномена зависимости от компьютера было проведено в 80-х годах английским психологом Маргарет Шоттон. Исследование, в котором участвовало более 100 проявляющих зависимость от компьютера профессиональных программистов и работающих с компьютерами любителей, осуществлялось посредством опроса испытуемых. В нем применялись стандартные психологические тесты и специально разработанные опросники. Наряду с теми, кто характеризовался как зависимый от компьютера, были исследованы таким же способом две контрольные группы. Согласно выявленным Шоттон социально-демографическим параметрам, проявляющие зависимость от компьютера — это чаще всего высокообразованные мужчины. Средний возраст выборки составляет около 30 лет, они обычно работают в области науки или техники, более половины из них — перворожденные дети у своих родителей. По сравнению с контрольной группой среди них больше холостяков. У зависимых от компьютера испытуемых оказался высокий уровень интеллектуального развития. Согласно признаниям большинства испытуемых, они проявляли теоретический и практический интерес к электронике еще до того, как приобрели начальный опыт работы с компьютером. Как утверждает Шоттон, компьютер воспринимается ими как своего рода конкурент — рациональный, логичный, высокоинтеллектуальный. К этому можно добавить, что задача, которую ставят перед собой зависимые от компьютера субъекты, состоит в том, чтобы добиться от такого незаурядного конкурента полного подчинения. Установить контроль над компьютером означает для них в какой-то мере отыграться за невозможность осуществления желанного контроля в других жизненных сферах, особенно в социальных отношениях. Многим из испытуемых хочется контролировать поступки и слова других, даже самых близких людей, однако им это плохо удается. Психологический механизм возникновения эффектов компьютерной зависимости у подростков может быть в общих чертах обрисован следующим образом. Если стремление доминировать в личных отношениях, общественной жизни и трудовой деятельности постоянно наталкивается на неудачи, это побуждает некоторых молодых людей с высокоразвитыми интеллектуальными способностями и недостаточно развитым социальным интеллектом эмоциональность, контактность, понимание собеседника, умение слушать, эмпатия, доверие сделать вполне рациональный, на первый взгляд, выбор. Выбор состоит в отторжении многого из того, что традиционно относится к социальной сфере, и в поглощенности новыми технологиями, в первую очередь связанными с применением компьютеров. Освоение многочисленных приложений информационных технологий воспринимается как определенный интеллектуальный вызов, на что расходуется немало времени и усилий. Эти труды рано или поздно начинают приносить определенный успех, который можно спрогнозировать. Общение с окружающими людьми чревато проблемами и не гарантирует успех во взаимоотношениях. В итоге чреватая возможными неудачами социальная сторона жизни начинает вызывать все меньше интереса, и на основе стремления к самоуважению и получению положительных эмоций формируется тот или иной вид зависимости — в данном случае от компьютера. Момент достижения практического результата интересует зависимых от компьютера испытуемых, исследованных Шоттон, в меньшей степени, нежели процесс достижения этого результата. Это свидетельствует о наличии процессуальной мотивации. Зависимые ощущают почти постоянную нужду в позитивной интеллектуальной стимуляции, которая не достигается социальной или спортивной активностью. Их привлекают одновременно мифология и астрономия, философия и религия, музыка и литература, психология и другие науки. Разработанная Шоттон типология компьютерной зависимости включает три разновидности. Во-первых, это сетевики: они оптимистичны, сравнительно с другими типами зависимости социально активны и позитивно настроены к другим людям, имеют друзей, в том числе противоположного пола, поддерживают нормальные отношения с родителями. Компьютер для них — нечто вроде хобби: они могут интересоваться поиском в удаленных базах данных или, например, играть в ролевые групповые игры, однако при этом они меньше, чем другие выделенные типы зависимых от компьютеров людей, самостоятельно программируют, в меньшей степени интересуются приложениями, компьютерной графикой или аппаратным обеспечением. Во-вторых, это рабочие — самая малочисленная группа. Они владеют наиболее современными и дорогими компьютерами. Процесс программирования у них четко спланирован, программы пишутся ими для достижения нужного результата. Как правило, представители этой группы прекрасно учились или учатся, причем их не удовлетворяет стандартная программа обучения и они посещают дополнительные учебные курсы. В-третьих, это исследователи — самая многочисленная группа. Для них программирование сродни интеллектуальному вызову и одновременно развлечению. Представители этой группы с удовольствием занимаются отладкой программ; компьютерное пиратство и хакерство они приемлют для борьбы против других разработчиков программ. С формальной стороны, уровень образования у них ниже, чем, скажем, у рабочих, при этом они не только не отстают от имеющих более весомые дипломы коллег, но и зачастую превосходят их объемом знаний. Амбиций также немного: ни высокие должности, ни большие оклады не играют для них главенствующей роли. Таким образом, к социальным критериям жизненного преуспевания они довольно равнодушны. Для исследователей компьютер является своего рода партнером и другом, который одушевлен, с ним проще взаимодействовать, нежели с людьми. Такова разработанная Шоттон в 80-х годах типология компьютерной зависимости.
Читайте также:
- Интернет-зависимость
- Каждый второй россиянин считает себя интернет-зависимым
- Цифровая зависимость. Причины, последствия и меры борьбы
- Прошу удалить мой номер
Последствия «цифровой» зависимости непредсказуемы
Адам Альтер отмечает, что большинство владельцев смартфонов используют свои гаджеты на протяжении от одного до четырех часов каждый день, но в будущем это время, вероятно, увеличится — ведь подрастает молодое поколение, которое практически родилось со смартфоном в руке. Проблема не только в том, что без смартфона мы испытываем тревогу. Каждый раз, когда берем в руки смартфон и начинаем листать ленту новостей или проверять почту, мы отвлекаемся. Если учитывать, что после каждой такой проверки, сколько бы она ни занимала, нам требуется время, чтобы вернуться к сосредоточенному состоянию, на решение серьезных задач попросту не остается времени. На фоне растущего числа пользователей смартфонов в мире а вместе с тем и увеличения времени, которое они проводят в мобильных приложениях, а значит, и рекламных средств, получаемых компаниями-разработчиками появляется запрос на избавление от смартфонозависимости.
Тристан Харрис, например, создал некоммерческую организацию Time Well Spent, призванную противодействовать зависимости от гаджетов. Он советует включить на телефоне черно-белый цветовой фильтр, чтобы яркие уведомления и иконки приложений не вводили пользователя в соблазн. Еще в конце августа глава Минпроса России Ольга Васильева заявила, что считает необходимым запретить школьникам проносить смартфоны на уроки. Мол, сдавать их нужно при входе.
Эксперты в большинстве своем согласны, что смартфоны часто используются на уроках не в учебных целях и эту проблему нужно как-то решать. Однако при этом в России принята цель — развивать цифровую экономику, важной частью которой является онлайн-образование. В ряде учебных заведений уже учатся за компьютерами, используют образовательные планшеты или делают домашние задания онлайн. Насколько вообще реально соотнести запреты с развитием цифрового образования — вопрос.
Какие наблюдаются тенденции? Первый вариант: смартфоны и мобильные приложения разрушают традиционные отношения и структуры, превращают людей в замкнутых на себе и своих гаджетах индивидов. Люди меньше общаются лицом к лицу, меньше времени проводят вместе и так далее. Согласно второму, более консервативному подходу технологии встраиваются в уже существующие отношения и если меняют их, то лишь незначительно.
Проблема в том, что сторонники и противники этих моделей, как правило, считают, что возможно только одно решение в разных ситуациях: то есть технологии либо разрушают создают новое общество, либо встраиваются в уже существующее. Но скорее всего, нам следует принять релятивистскую позицию: воздействие технологии зависит от ситуации. Говоря о технологиях, мы обычно забываем об экологических катастрофах, экономической и политической нестабильности. Эти факторы могут существенно повлиять на траекторию технологических изменений.
Кажется, что технологии, став неотъемлемой частью тела, будут давать больше возможностей и гибкости для изобретения социальных стратегий.
Также можно поставить экран компьютера в черно-белый режим, а вкладки браузера - в режим чтения. Это поможет не отвлекаться на цветовой фон и рекламу. Какой же отдых может быть альтернативой смартфону и позволит по-настоящему восстановиться? Главный отдых для мозга — это смена деятельности. Так что, если день был загруженный, прогулка на природе поможет быстро вернуть силы. Она улучшит работу дофаминовой системы и успокоит ум. Ещё один способ прийти в себя после трудовых будней - это живое общение с близкими людьми. Оно укрепляет когнитивные навыки и положительно влияет на мозговую деятельность. Также снять умственное напряжение поможет медитация.
Она нормализует нервную систему и восполняет энергию. Итак, что вы получите, если внедрите в свою жизнь легкий цифровой детокс: - Больше свободного времени; - Меньше стресса за счёт сокращения отвлечений на смартфон и другие раздражители; - Умение лучше фокусироваться на задачах и делать их в более короткий срок; - Умение быстрее восстанавливаться после интенсивного трудового дня благодаря качественному отдыху.
Специалисты утверждают, что раннее знакомство детей с достижениями цифровых технологий может иметь негативные последствия. Попробуйте прожить без телефона хотя бы день - В чем выражаются эти негативные последствия? Они просто не умеют общаться. Планшет, телефон заменяют им общение с живыми людьми. И вероятно, им в будущем будет сложно выстраивать отношения, создавать семью.
Вы заметили, что мы постепенно разучиваемся выражать свои эмоции, мысли словами? Нам легче отправить смайлик. Это тоже результат глобальной цифровизации. Ребенку справиться с ним сложно, отсюда повышенный уровень агрессии, тревожности, неуверенности в себе, подверженность стрессам. В одном классе самой обычной школы провели эксперимент - ученикам предложили сдать на день все телефоны, планшеты. Через 1,5 - 2 часа у детей началось беспокойство. Без привычного интернета, соцсетей они явно ощущали себя дискомфортно, потерянно. Некоторые ребята стали вести себя неадекватно.
Вот настолько все эти гаджеты стали продолжением нас. Мы просто «приросли» к ним. У нас зависимость от телефона. Когда его забываешь дома, ощущаешь, чего-то не хватает, кажется, что ты можешь пропустить какой-то важный звонок, какую-то важную информацию. А когда телефон в руке, есть обманчивое ощущение, что ты контролируешь ситуацию. В общем, «цифровое детство» - тема многогранная, сложная, и вопросов здесь больше, чем ответов… Но об этом необходимо говорить, это необходимо обсуждать педагогам, медикам, психологам, нейрофизиологам, другим специалистам совместно с родителями. Альтернатива «цифре» есть - Как вытащить ребенка из этой «цифровой» зависимости и виртуальной реальности?
Об этом CNews сообщили представители «Лаборатории Касперского». Каждый четвертый уверен, что зависимость от цифрового мира формируется не только из-за того, что дети много времени проводят за устройствами, а вследствие комплекса факторов. Однако взрослые не всегда понимают, как зависимость проявляется на самом деле. По мнению каждого десятого, то, что сегодня многие принимают за зависимость от гаджетов, не является таковой в классическом ее проявлении.