Греция — страна религиозная. Более того, православие — государственная религия. Основная религия Греции православие опирается не только на многовековые традиции, но и на целый ряд законодательных актов, принятых в последние десятилетия. Имеются также представители этнической греческой религии (политеизма) около 2 тыс. ГРЕЦИЯ — последние новости. Греция — парламентская республика, расположенная в Южной Европе на берегу Эгейского, Средиземного и Ионического морей. Когда Греция приняла христианство: на вопрос пользователей отвечает редакция сайта
Тайные древнегреческие ритуалы
Церковь Греции объяснила слова «ислам не религия» | ИА Красная Весна | Среди последователей других религий: мусульман — 230 тыс. (1990), католиков — 58 тыс., протестантов — 40 тыс., иудеев — 5 тыс. (преимущественно в Салониках), последователей этнической греческой религии — примерно 2 тыс. Свидетелей Иеговы в Греции около 30 тыс. |
Новости мира: МИД Греции осудил проведение вечеринки в православной церкви в Измире | В статье проанализировано, как западные страны, вогнав Грецию в безумные долги, вынуждают ее принимать решения, прямо противоречащие самой сути греческой души, которая есть Православие (по их словам). |
Греки не разрешают РПЦ стать вселенской церковью / Вера и общество / Независимая газета | Официальной религией в Греции является греческое православие, являющееся частью православного христианства. Греческая идентичность и греческое (восточное) православие. |
Первосвятительский визит в Грецию — Истинно-православная церковь | Архиепископ Тивериадский Алексий в эфире греческого телевидения рассказал, что основной урон пришелся на административное здание и вход в монастырь, после чего «все здание рухнуло». |
Обычаи и традиции Греции (религия)
В Греции священники кресты надевают только во время архиерейских служб. Также и настоятельницы крестов не носят. Поэтому лучше благословиться у послушницы, чем обидеть игуменью внешне они неотличимы. Православный священник. Калабака, Греция.
Фото Nagarjun 2. Если вы оказались в Греции в августе, имейте в виду, что Успение Пресвятой Богородицы Кимисис тис Феотоку или просто Декапендавгусто — самый почитаемый здесь праздник. Недаром его еще называют «летняя Пасха». Он отмечается 15 августа греки празднуют по Новому Календарю.
Это праздник сугубо семейный — большие города пустеют — все стремятся вырваться к морю, на острова. Ваше путешествие на этот период лучше планировать заранее трансферы, отели, паромы. Никаких деловых мероприятий с 8 по 20 августа лучше не планировать. Остров Родос.
Фото Milos Golubovic 3. На Успение празднуются все чудотворные и местночтимые иконы Богородицы. В один день! Если вам повезет, вы попадете на крестный ход, который бывает 14 августа вечером когда спадает жара.
Россия проиграет, потому что мы, Запад, намного сильнее России. Сегодня Украина сражается не в одиночку. В отличие от прошлых лет, мы не будем сражаться в одиночку». О поддержке Украины и безопасности Европы «У нас есть выбор: либо мы имеем побеждённую российскую армию за пределами Украины, либо победившую российскую армию на границе с Польшей.
И тогда Путин поступит так же, как Гитлер поступил с Чехословакией: он возьмёт промышленность и людей в Украине и мобилизует их для продолжения войны. Лучше остановить Путина в Украине, в 500-700 км отсюда». О ситуации на фронте «Войны никогда не идут в одном направлении, их прилив и отлив время от времени меняются.
Что из себя представляет сегодняшняя Греция мусульманская? В разговоре о мусульманах Греции принято выделять две иногда три группы мусульман, о каждой из которых стоит поговорить отдельно. Мигранты: новые мусульмане Эллады Начнем с самого молодого по времени возникновения сообщества — мигрантского. Это недавние мигранты, переселившиеся в Грецию за последнии десятилетия, хотя с точки зрения многих греков все мусульмане страны — это так или иначе мигранты.
Первые арабские иммигранты начали приезжать в Грецию в 1950-х годах. В основном это были студенты, дипломаты и бизнесмены. Тогда же в Афинах и Салониках появляются молитвенные комнаты мусалли ,чаще всего на частных квартирах. Отношения Афин с арабскими странами, в первую очередь с Египтом, были на высоте в период холодной войны, причем немаловажную роль здесь играла, как и сегодня, общая антитурецкая позиция — в обмен на арабскую прогреческую позицию по Кипру сами греки, например, занимали сторону Палестины в конфликте с Израилем. К тому же еще жива была память о том, как греческие беженцы спасались от ужасов Второй мировой войны в Сирии и Ливане. С приходом к власти социалистического правительства и вступлением Греции в Евросоюз в 1981 году миграционный процесс усилился. С 1990-х сотни тысяч арабов, курдов, афганцев, иранцев и пакистанцев осели в Греции, прежде всего в двух ее крупнейших городах — Афинах и Салониках.
В 1998 году Греция последовала примеру других стран Южной Европы и ввела законы, позволившие иностранцам относительно легко легализовать свое постоянное проживание. Большинство тогдашних мигрантов были мужчинами, редко старше 44 лет, и, как правило, они оседали в столичном районе. Мигранты в основном работали на низкооплачиваемых работах, но многие из них были весьма зажиточными людьми. Война в Персидском заливе вызвала в том числе и миграцию арабских бизнесменов с большими деньгами. Это качественно улучшило ситуацию в мусульманской мигрантской общине. Например, если раньше мусульмане собирались для молитв на частных квартирах, то с началом 90-х они уже собирались в роскошном отеле в центре Афин. Деньги ближневосточных бизнесменов позволяли арендовать более крупные помещения на постоянной основе, тем самым сделав их центрами для различных сообществ.
К 2003 году только в Афинах было больше 20 таких мест. Миграционный кризис 2010-х, вызванный войнами в Сирии, Ираке и Йемене, значительно увеличил мигрантскую составляющую мусульманской общины Греции. На сегодняшний день в Греции проживают сотни тысяч мусульманских мигрантов. Ситуация с этим фрагментом мусульманской общины почти полностью аналогична историям с мигрантами в других странах Восточной и Южной Европы, если еще и добавить сильную православную националистическую идентичность греков, основанную во многом на противостоянии с исламским миром В этом смысле у Греции не много аналогов даже в Европе. Долгий путь к первой за два века мечети в Афинах Именно для этих мигрантов правительство Греции разрешило в 2000 году построить первую за столетия мечеть в Афинах вместе с исламским культурным центром. Мечеть должна была стать местом поклонения, обучения и информации под контролем государства. Это разрешение было прямо связано с запланированными Олимпийскими играми в Афинах в 2004 году.
И мечеть, и центр должны были построить в Пеании, примерно в 20 км к востоку от центра Афин, на территории в 35000 квадратных метров. Несмотря на то, что мечеть должна была служить нуждам мусульман в Афинах, греческое государство никогда не консультировалось с представителями мусульманских иммигрантов. Греческие чиновники обсуждали этот вопрос только с арабскими дипломатами, тем самым исключив большинство местных мусульман полностью. Министерство иностранных дел Греции готовило статут о строительстве мечети в сотрудничестве с министерством культуры, послами Марокко и Иордании и представителем Организации освобождения Палестины. Между тем король Саудовской Аравии Фахд согласился профинансировать строительство мечети и исламского центра. Подобную модель хорошо описал французский исламовед Яхья Мишо, который назвал ее «дипломатическим субподрядом»: «Из-за сложности поиска собеседников в самой недавно прибывшей иммигрантской общине власти предпочли иметь дело напрямую с мусульманскими государствами». На самом деле греческие власти следовали примеру французского Института арабского мира, ответственного за строительство Большой мечети Парижа в 1927 году.
Один бывший министр-социалист утверждал, что мечеть можно открыть лишь после соответствующего шага со стороны Турции, под которым он понимал ни много ни мало... Другой депутат, тоже социалист, опасался, что мечеть станет «центром международного терроризма». Позиция православной церкви была в целом также негативной. Законы 1930-х годов требуют, чтобы «известные» то есть признанные религиозные группы к которым относятся и мусульмане получали разрешение на строительство от Министерства образования и религии, которое в свою очередь может обосновать свое решение мнением местного православного епископа. Позиция архиепископа была такой: «Церковь уважает религиозные убеждения каждого человека, и поскольку ислам — хорошо известная религия, она не возражает против создания мечети при определенных условиях, а именно, чтобы мечеть не была построена в центре Афин, потому что средний грек еще не может принять идею минарета в центре города». На практике церковь возражала против строительства мечети даже на окраине Афин и постоянно стращала своих прихожан «мусульманской угрозой». Строительству мечети также противились все местные власти, которые собирали для этого публичные митинги протеста.
Они утверждали, что мечеть привлечет мусульманских мигрантов, что она стилистически не вписывается в район, что она слишком близко расположена к аэропорту и приезжающие туристы будут видеть ее раньше, чем «истинно-греческие» церкви. Примечательно, что построенный за 15 лет до этого в районе индуистский храм не вызывал подобных споров. От идеи строительства мечети в Пеании в конце концов отказались. Она не была построена ни к играм 2004 года, ни позже. В 2006 году парламент Греции все же одобрил строительство мечети в Афинах. Под нее был выделен участок площадью 600 квадратных метров — намного меньше в сравнении с проектом в Пеании, на который отводились 35000 квадратных метров на территории бывшей автобазы Военно-морских сил Греции. Противников немало нашлось даже у этого скромного проекта, но в 2016 году строительство было одобрено, а в следующем году был назначен административный совет мечети, который должен избирать имама.
Строительство завершилось весной 2019 года, а первым имамом стал гражданин Греции марокканского происхождения Мухаммад Заки. Расположена мечеть в индустриальном районе Вотаникос, на западе Афин. И в отличие от проекта в Пеании, эта локация имеет смысл, так как в районе действительно проживает значительное количество мусульман. Говоря о враждебном в целом отношении православной церкви, стоит упомянуть и редкие позитивные жесты, вроде пожертвования церковью мусульманам земельного участка в 28 000 квадратных метров на западе Афин под мусульманское кладбище. Этот дар пришелся очень кстати, ведь мусульманам приходилось везти своих умерших для похорон в Западную Фракию, а то и вовсе в другие страны. В целом же проблемы мигрантского сообщества остаются типичными для мигрантов-мусульман по всей Европе: нехватка мечетей и мусульманских кладбищ, широко распространенные расизм и исламофобия. Мусульманская миграция создает вызовы для нынешней Греции, но, как уже было сказано, Греция здесь неуникальна.
Однако, что отличает Грецию от большинства стран Европы, это присутствие своих коренных мусульман, живущих в основном в Западной Фракии. Эти коренные мусульмане — прямые наследники многовековой османской эпохи в истории Греции, и именно они вплоть до второй половины ХХ века были мусульманами «по умолчанию» для абсолютного большинства эллинов. Фракийская мусульманская община тоже неоднородна, она состоит из турок, помаков славяноязычных мусульман и цыган. Иногда эти идентичности пересекаются между собой, а иногда к ним добавляется и идентичность греков-мусульман эллинов , при этом связь фракийской общины с мусульманами-мигрантами остается довольно слабой, в основном из-за того, что обе общины почти не пересекаются географически. Именно эта община является одновременно и связующим звеном, и камнем преткновения в отношениях Анкары и Афин. Албанцы Греции: исчезнувшее сообщество Перед тем как начать обзор фракийской общины, можно упомянуть еще одно сообщество, которой иногда выделяют в третий элемент мусульманской Греции. Речь об албанцах Греции.
Ситуация с албанцами двоякая. С одной стороны, албанцы Эпира в Северо-Западной Греции, проживающие в области, которая известна у албанцев как Чамерия, это безусловно коренное население. С другой стороны, этнические чистки со стороны греческого государства, насильственные переселения и политика ассимиляции в 1920-1940 годы привели к почти полному исчезновению чамов-мусульман как сообщества. Если на момент присоединения Эпира к Греции в 1913 году почти половина его населения была мусульманской, то греческая перепись 1951 года насчитала уже лишь 127 мусульман-албанцев в Эпире.
Элладская церковь Греции выступила против легализации однополых браков
Религия Греции и ее особенности :: | Основная религия Греции православие опирается не только на многовековые традиции, но и на целый ряд законодательных актов, принятых в последние десятилетия. Религия является составной частью множества аспектов греческого общества. |
Не кануть в Лету: почему современные греки возрождают культ 12 олимпийских богов (видео) | Представители нехристианских религий, а также инославные и атеисты могут быть освобождены от изучения религии (в Греции государственная религия – православие). |
Древняя и современная Греция: религия и ее особенности | Официальная государственная религия Греции. Процентное соотношение конфессий в стране. Какие религии распространены на греческой территории. |
Греческая церковь признала йогу несовместимой с христианством
В религии в Греции преобладает Греческая православная церковь, которая входит в более широкое сообщество Восточной православной церкви. Напомним, что сейчас согласно основному документу "господствующей в Греции религией является религия Восточноправославной Церкви Христовой". последние известия. одна из самых верующих стран Евросоюза, где более 90 процентов населения считают себя православными христианами - сделала ещё один в сторону саморазрушения своего культурного кода, официально приняв закон о легализации браков однополых пар и. Вечером в четверг, 15 февраля, парламент Греции одобрил закон об однополых браках, заявил председательствующий на заседании. Архиепископ Тивериадский Алексий в эфире греческого телевидения рассказал, что основной урон пришелся на административное здание и вход в монастырь, после чего «все здание рухнуло».
Обычаи и традиции Греции (религия)
Остров Родос. Фото Milos Golubovic 3. На Успение празднуются все чудотворные и местночтимые иконы Богородицы. В один день! Если вам повезет, вы попадете на крестный ход, который бывает 14 августа вечером когда спадает жара. В Греции крестные ходы отчасти напоминают наши парады, поскольку сопровождаются одним или несколькими духовыми оркестрами, которые исполняют бравурные марши. При этом верующие ложатся на землю. Икона Пресвятой Богородицы. Фото roberic 4. На Успение именины празднуют чуть ли не половина греков. Так что у вас нет шансов не встретить именинника.
При встрече надо пожелать ему «Хроня полля! Утреня в церкви служится отдельно от вечерни, что для нас, привыкших ко всенощным, непривычно. Монастырь Агиа Лавра, город Калаврит. Фото Ava Babili 6. Греки причащаются, по возможности, в каждый воскресный день, но исповедуются несколько раз в году. Принимать исповедь может не каждый приходской священник.
Во время турецкого владычества 1453 - 1821 гг , церковь играла существенную роль в поддержании и определении греческой идентичности. Благодаря христианской вере удалось сплотить греков и удержать национальные чувства, традиции, сберечь греческий язык и культурное наследие Греции. Церковь в Греции всегда имела и продолжает иметь большое влияние в обществе и на политической арене страны. Бог времени, он был олицетворением времени и его неумолимого течения. Его имя стало нарицательным для понятия времени в целом, а также он связан с различными мифами и легендами. В этой статье мы рассмотрим происхождение и историю этого бога, его атрибуты и функции, а также влияние на греческую мифологию и культуру. Греческий остров - нетронутое экзотическое место В центре международного интереса находится греческий остров Липси.
Гуру Нанак также известно, что он прошел через Грецию во время одного из своих путешествий. Однако фактическая иммиграция в Грецию началась в 1970-х годах. Своего пика он достиг в 1990-2000-е годы. По состоянию на 2017 год Сикхи оцениваются в 20-25 тысяч. Есть восемь Гурудварас в Греция , большинство из них базируется в Центральная Греция и только одно существо в Крит. Гурудварас часто официально регистрируются как личная собственность, общественные центры или библиотеки из-за необходимых документов, а также из-за того, что сикхов не признают Правительство Греции. Сикхи часто сталкиваются с расизмом и дискриминацией со стороны греческой общественности, которая путает их с Мусульмане , а также юридические проблемы, в основном из-за отличного внешнего вида Пять К. Сикхам не разрешается носить тюрбаны и ездить на мотоциклах без шлемов, как в объединенное Королевство , где был признан их вклад в военные усилия, и им было разрешено не носить шлемы. Молодые сикхи часто сталкиваются с трудностями при приеме на работу в обязательном порядке. Сикхизм до сих пор официально не признан в Греции, и сикхи часто не включаются в перепись.
Они собираются на выездные богослужения в каких-нибудь сакральных местах, в репортаже — на месте древнегреческого города Гортина область Аркадия. Церемонии двенадцатибожников, насколько это возможно приближенные к оригиналу, не оставляют равнодушными случайных свидетелей. Белоснежные тоги, развевающиеся волосы, ароматы алтарных благовоний — поклонники олимпийского сонма бьют в бубны и возносят молитвы на древнем языке. Пагонисты говорят, что в такие моменты они ощущают связь с космосом и единение со Вселенной. Интересно наблюдать за метаморфозой одной из героинь репортажа, Эмилией, или Посейдоной, как назвали ее при «посвящении». Работница государственной синематеки, Эмилия ушла из христианства в пагонизм уже 20 лет назад. Во время выездного богослужения, показанного в репортаже, впечатляет преображение Эмилии из среднестатистической полноватой тетки в одухотворенную и даже по-своему прекрасную древнегреческую Посейдону. Как здесь не поверишь утверждению «высшего совета», что культ олимпийских богов — единственная правильная для греков религия, ведь исповедуя ее древние создали основу современной цивилизации.
Религия в Греции
Все ритуалы, обряды, религиозные праздники в Древней Греции часто сопровождались красочными шествиями, исполнениями песен, показательными спортивными состязаниями, а то и вовсе веселыми играми. православие, у мусульман - ислам, у бурятов,тувинцев,калмыков - кую религию мы со школьной истории называем какая же у них религия на самом деле? Архиепископ Тивериадский Алексий в эфире греческого телевидения рассказал, что основной урон пришелся на административное здание и вход в монастырь, после чего «все здание рухнуло». Вечером в четверг, 15 февраля, парламент Греции одобрил закон об однополых браках, заявил председательствующий на заседании. В законодательстве Греции не существует понятия всеобщей свободы религии. Религиозная деятельность регулируется законом «Об Организации законных форм религиозных сообществ и их структуре». последние известия.
ГРЕЦИЯ ЧАСТЬ I
Для молодой христианской религии Кипр был привлекателен с точки зрения географического расположения — остров находится рядом с колыбелями христианства Палестиной и Сирией. Представители нехристианских религий, а также инославные и атеисты могут быть освобождены от изучения религии (в Греции государственная религия – православие). Основным официально признанным религиозным меньшинством современной Греции являются мусульмане Фракии и Додеканесских островов, включающие турок (1 % населения Греции), помаков (болгароязычные мусульмане, 0,3 %) и цыган -мусульман (0,1 %). Основная религия Греции православие опирается не только на многовековые традиции, но и на целый ряд законодательных актов, принятых в последние десятилетия. Имеются также представители этнической греческой религии (политеизма) около 2 тыс.
Греция вскоре перестанет быть православным государством
Равнинные области сев. В Андравиде, не имевшей оборонительных укреплений, жители встретили их даже с крестами и иконами. Но и укрепленные города, такие как Патры, Коринф, Аргос и др. Однако в горных, юго-вост. В Аркадии произошла битва близ Капсикии, закончившаяся поражением греков, но, по выражению хрониста, «это была единственная битва, которую греки дали в эпоху подчинения Мореи франками». Основным и постоянным очагом сопротивления стали области, населенные слав. И через 50 лет с момента появления крестоносцев в Морее юго-вост.
В 1248 г. Центрами греч. Азии и Трапезундской империи в Юж. Фессалоникийское королевство попало под власть Эпирского царства в 1224 г. В борьбе за восстановление Византии успех Никейской империи предопределили значительные экономические ресурсы, близость к К-полю, победы над соперниками. В 1259 г.
В 1261 г. Латинская Романия прекратила существование. В 1262 г. Гийом II Виллардуэн вынужден был за свое освобождение из плена уступить новому визант. В процессе отвоевания Пелопоннеса, а затем и всего Балканского п-ова у франков Мистра играла роль основного опорного пункта Византии. В 60-70-х гг.
XIII в. Начальный период истории Мореи - почти непрерывные войны между греками и франками. Иоанна VI 1341-1354. При следующем правителе - Андронике Палеологе Асене ок. Под властью лат. Ахейского княжества остались Патры, Велигости, Востица и Халандрица.
Следующим правителем был назначен вел. С этого момента и до тур. Мистра и пров. Морея управлялись членами царствующего дома сыновьями императора или его братьями. Дискуссионным остается вопрос о статусе деспотата в составе Византийской империи. Внешнеполитическое положение Мистры в кон.
XIV в. В 1397 г. После разграбления страны турки удалились в Фессалию, но деспот Феодор Палеолог продал Мистру и др. Однако разгром турок под Анкарой армией Тимура 28 июля 1402 г. Феодор Палеолог вернулся в Мистру и отдал полученные за свои земли деньги. После смерти Феодора в 1407 г.
Мануил II 1391-1425 , к-рый прожил здесь год, что показывает общий рост значения Пелопоннеса в визант. К этому времени относится записка с проектом реформ, поданная Мануилу визант. По проекту Плифона началась постройка «Гексамилиона» - истмийской стены на Коринфском перешейке. После отъезда императора в Морее оставался его соправитель Иоанн, к-рый успешно боролся с наваррцами и ахейским кн. Однако восшествие на тур. В мае 1423 г.
Истмийская стена была взята янычарами штурмом и разрушена, полуостров разграблен. Однако после ухода турок Мистра развила широкую территориальную экспансию. Вспыхнула длительная война между греками Мистры и Эпирским гос-вом Карла Токко. Войска Токко были разбиты в битве при Эхинадах, и имп. В 20-х гг. Со временем весь Пелопоннес, за исключением венецианских колоний в Мессении и Арголиде, перешел под власть греков.
Константин взял Афины, захватил всю континентальную Г. После этого поражения Константин сохранил за собой только Мистру, обязавшись в качестве тур. Константин был провозглашен императором и на каталанских триерах отправился в К-поль. Последний период истории визант. Мистры до 1460 г. Мануил II Палеолог с семьей.
Миниатюра из рукописи сочинений Дионисия Ареопагита. Париж, Лувр. Ivoires A 53 Значительную роль в Г. После того как в 1277 г. В последующие годы непосредственным владельцем княжества стал Карл I Анжуйский, кор. Неаполя и Сицилии 1266-1285 , к-рый предпринимал честолюбивые попытки создать на базе Мореи большую империю на Востоке.
Однако восстание на Сицилии в 1282 г. К кон. Герц-ство Афинское просуществовало под властью франк. Вальтера де Бриенна восстала наемная каталонская пехота. Происходившие из сев. Испании наемники-каталонцы, образовавшие Каталанскую компанию, первоначально служили имп.
Андронику II, но затем, выйдя из-под контроля византийцев, опустошили Фракию, Македонию, афонские мон-ри. Захватив Афины, каталонцы признали верховную власть арагоно-сицилийских королей, официально ввели каталанский язык и создали свои органы управления. В 1379 г. Грецию в 1376-1404 гг. Грецию при первых Палеологах было недолговременным. Греции и, наконец, тур.
Весьма сложной была история Фессалоники в этот период. В 1224 г. Иоанну III Ватацу. В 1308 г. Каталанская компания неудачно осаждала Фессалонику. В 1320 г.
В 1334 и 1341 гг. Фессалоника отбивала наступление сербов, к-рые также не смогли овладеть ею. В 1342-1349 гг. Османы напали на Фессалонику осенью 1383 г. Однако после сражения при Анкаре в 1402 г. Но в 1423 г.
Султан Мурад II взял город 29 марта 1430 г. К нач. Завоевание Мореи, означавшее занятие территории всей Г. Факт добровольной сдачи Мистры контрастирует с ожесточенным сопротивлением, к-рое оказали туркам др. Позднее нек-рые греч. Hildesheim, 19652; Hertzberg G.
Halle, 1866-1875. Die Mission und Ausbreitung des Christentums in den ersten drei Jahrhunderten. La vie de S. Princeton; N. Die griechischen Landschaften. Athens in the Middle Ages.
Mediaeval Greece. New Haven, L. Athena, 1987; Ilieva A. Frankish Morea 1205-1262. Athens, 1991; Lock P. The Franks in the Aegean, 1204-1500.
The Byzant. Empire of Thessaloniki 1224-1242. Латинская Романия. Курышева, И. Попов Греческие земли под властью турецких завоевателей Начало османского владычества в греч. Однако этот рубеж в значительной мере условен: тюрк.
Азию, к нач. К-поль с пригородами - это небольшой анклав на территории Османской империи. Однако взятие К-поля не означало полного завоевания греч. В 1460 г. Именно ее покорение означало полную утрату греками собственной государственности, хотя вне власти османов оставалась большая группа прибрежных крепостей на Пелопоннесе, в Центр. Греции и в Эпире, а также острова - все они находились во владении Венеции, Генуи и мелких династий итал.
Завоевание османами этих территорий продолжалось во 2-й пол. Первые острова Тасос, Лемнос и др. Венецианский Крит перешел в руки турок в 1669 г. Ираклио , осада к-рой велась 21 год. Это было последнее крупное приобретение османов. В результате единственной греч.
Вид на Константинополь от бухты Золотой Рог. Фрагмент гравюры А. Зубова «План Константинополя». РГБ I. Положение греческого населения. В 1-й период османского владычества положение греков было наиболее тяжелым.
Основным критерием дифференциации подданных в империи была религ. Полноправными гражданами могли быть только мусульмане. Немусульманам за ними постепенно утвердилось название «райя» - стадо гарантировалась жизнь и личная свобода, но с определенными ограничениями. Им запрещалось жить в нек-рых городах, для проживания им определялись наименее благоприятные районы. Запрещалось занимать почетные места в общественных собраниях, повышать голос в присутствии мусульман, проводить собственные собрания, ходить со свитой, ездить верхом. В свою очередь мусульманам запрещалось приветствовать неверных, поздравлять их или приносить соболезнования.
Немусульмане были обязаны уступать дорогу мусульманам. Право носить бороду было оставлено только священникам. Экономические ограничения, налагаемые на райя, были не очень велики. В османском гос-ве сложилось также своеобразное разделение труда между мусульманами и немусульманами. Мусульмане по-прежнему занимались военным делом и сельским хозяйством, оставляя евреям и христианам такие отрасли, как торговля, ремесло, медицина. Большим унижением для греков в османское время был девширме налог кровью.
Он взимался в среднем раз в 5 лет преимущественно с правосл. Дети проходили курс обучения в лучших османских учебных заведениях и впосл. Не все они, став мусульманами, забывали о своем христ. Участие немусульман в управлении гос-вом было ограничено. Им не разрешалось занимать офиц. Первоначально христиане были освобождены и от военной службы, но очень быстро их стали привлекать для службы во флоте и вспомогательных частях.
Тяжесть положения немусульман была обусловлена не только величиной налогов, но и обязанностью в части гражданских и всех уголовных вопросах подчиняться мусульм. Между тем в суде мусульмане и немусульмане также были неравноправны, поэтому в любых спорах христиане чаще всего проигрывали. В тех редких случаях, когда христианам удавалось выиграть дело, на мусульман налагались значительно более легкие наказания, чем в аналогичном случае на христиан. Со 2-й пол. Лучшие плодородные долины доставались тюрк. Единственным способом сохранить свое материальное положение для греков было принятие ислама.
Массовые переходы в ислам наблюдались в М. Азии, в Эпире, на Крите, на службу к султану перешла и значительная часть визант. Оставшиеся на оккупированной территории греки-христиане стали заселять преимущественно горные местности, ранее пустовавшие, побережья и большие города. В горах османское иго чувствовалось менее всего - горная местность с трудом поддавалась контролю со стороны тур. Там, а также в Понтийских горах и пещерах Каппадокии нашли приют мн. Греки часто селились на побережьях, поскольку турки не могли составить им конкуренцию в кораблестроении и рыболовстве.
Доступ к морскому делу позволил грекам постепенно монополизировать морскую торговлю. В больших городах социальное унижение, к-рому подвергались христиане в османском гос-ве, было менее заметно. Опустошенный во время осады и штурма К-поль был целенаправленно заселен вернувшимися беженцами и жителями др. Постепенно там сформировалась новая греч. Они селились преимущественно в р-не Фанар, где находилась резиденция патриарха, отчего и получили название фанариотов. Государственно-правовое устройство империи и церковное управление.
Османская империя во многом повторяла границы Византии и подчинила себе большинство народов, прежде подвластных визант. Водворение султанов в прежней христ. Социальная и политическая стабильность империи в первые века существования обеспечивалась во многом за счет того, что османы заимствовали визант. Они не стали кардинально менять систему налогообложения, распределение доходов от сельскохозяйственного производства также опиралось на визант. На службу к султану добровольно перешли мн. XVII в.
Постепенно положение греков в империи становилось более законодательно определенным, что было связано с развитием собственных государственно-правовых структур османов. Большая часть полномочий гражданской власти над всеми подданными находилась в руках султана. С 1517 г. В адм. Первоначально бейлербейликов было 2 - Румелийский европ. Румелийский бейлербейлик поначалу включал все европ.
Болгария и Центр. Греция впосл. В 1533 г. Вилайеты делились на санджаки провинции во главе с санджакбеями. XIX в. Санджаки подразделялись на каза уезды , к-рыми управляли казаскеры совместно с кади судьями.
Законодательную основу власти султана составляли сразу 2 правовые традиции. Как глава мусульм. Помимо шариата в империи постепенно сложилась др. Он имел юридическую силу не только для мусульман, но и для всех подданных султана. Исламское гос-во в общих чертах признавало семейное и наследственное право покоренных народов. Постепенно на основе этого разделения сформировалась система миллетов - самоуправляющихся религиозно-национальных общин.
Все правосл. С этнической т. Долгое время национальное самосознание у народов, входивших в Ромейский миллет, отсутствовало. Слово «эллин» было синонимом слова «язычник», слово «грек», к-рое католики-европейцы употребляли в отношении всех православных, имело отрицательные коннотации. Формирование национального самосознания у греков началось раньше, чем у др. XVIII в.
Афинянка и сулиот. Литография Ф. РГБ Афинянка и сулиот. РГБ Особая роль в системе миллетов отводилась правосл. Вскоре после завоевания К-поля представители греч. При этом патриарх получил от султана ряд привилегий, в т.
Поскольку в понимании османов Церковь и гос-во отождествлялись, К-польскому патриарху кроме власти, предоставляемой церковными канонами поставлять и низлагать епископов, судить клир и т. Христиане безоговорочно подчинялись церковному суду в вопросах брака и наследования. Патриархия была формально независимой от Порты: патриарх выбирался христианами. Рассматривать жалобы на епископов и производить их арест Порта могла только с согласия патриарха. В 1516-1517 гг. Восток и все 3 вост.
Патриархата получили равные с К-польским Патриархатом привилегии, но за одним исключением: они не могли сноситься непосредственно с Портой, а все вопросы должны были решать при посредничестве К-польского патриарха. Такое положение, с одной стороны, укрепило связи между Церквами Востока, но, с др. Уже в XVII в. Фактически правосл. Церковь осталась единственным легитимным христ. Среди всех народов, вошедших в состав Ромейского миллета, греки, безусловно, находились в более выгодном положении: они контролировали высший эшелон церковного управления, греческий был языком богослужения и христ.
Однако патриарх был обязан следить за лояльностью своих подопечных к властям и нес личную ответственность за беспорядки. Непосредственную угрозу существованию Патриархии представляли попытки наследников Мехмеда II отнять у Церкви предоставленные ей привилегии и исламизировать ее паству. Такая попытка была предпринята Сулейманом I в 1521 г. Наряду с участием духовенства в гражданском управлении негативные последствия для Церкви имел и установившийся порядок привлечения турок к решению внутрицерковных вопросов, в т. При вступлении в должность претендент на Патриарший престол должен был заплатить пошлину, не имевшую точной величины, поэтому исход выборов зачастую определялся финансовыми возможностями соперничавших группировок. Согласно нек-рым сведениям, в 1466 г.
Симеон патриарх К-польский Симеон I Трапезундский в 1466, 1471-1475 и 1482-1486 годы в разных источниках указываются с нек-рыми расхождениями сделал султану богатое подношение, чтобы взойти на Патриарший престол. В конце его 2-го Патриаршества противники Симеона, желавшие свергнуть его, пообещали султану, что их кандидат будет платить регулярные налоги Порте. Так была узаконена выплата пошлины кандидатом в патриархи причем соперничество между различными группировками приводило к постоянному росту этой суммы , а налоговый иммунитет Церкви практически ликвидирован, поскольку с этого времени Патриархия стала выплачивать ежегодный налог харадж и давать взятки османским чиновникам, чтобы сохранить свои права, попираемые не только турками, но и католич. Регулярные и постоянно возраставшие чрезвычайные налоги и подношения серьезно расстроили финансы Патриархии. Чтобы хоть как-то поправить положение, митрополиты и патриархи были вынуждены отправляться на сбор милостыни, в т. Значительную часть расходов Патриархия перелагала также на епископат, а епископы - на паству.
Постоянный рост собираемых Церковью налогов подрывал ее престиж в глазах верующих. Крепостная стена и ворота Адрианополя. РГБ Крепостная стена и ворота Адрианополя. РГБ В управлении делами Церкви, а следов. Наконец, функции адм. Во главе ее с сер.
Большинство этих должностей могли занимать не только представители духовенства, но и светские лица. Симония и внутренние интриги часто приводили на высшие церковные должности не соответствующих им людей. В отношении мусульм. За все время мусульм. Церковь на Востоке вообще и в греч. Нек-рые изменения в позиции Церкви наметились в связи с распространением в Европе движения Контрреформации, на волне к-рого христ.
Деятельность их агентов и миссионеров коснулась и Патриархии: во 2-й пол. XVI - нач. Важную роль в этом сыграла начавшаяся с сер. Сотрудничество с Портой фанариотов дало церковной политике в отношении османского гос-ва мощную подпитку. Церковная жизнь в греческих общинах. Несмотря на то что немусульмане были людьми неполноправными, османское гос-во по крайней мере теоретически придерживалось политики религ.
Насильственное обращение в ислам в теории запрещалось, а на практике проводилось редко - это было невыгодно с экономической т. Тем не менее гос-во принимало меры, чтобы склонить неверных к принятию ислама. Это приводило к полной интеграции бывш. С течением времени слова «мусульманин» и «турок» стали синонимами. Если христиане, принужденные к принятию ислама либо отрекшиеся от христианства, желали вернуться в лоно Церкви, это часто оканчивалось их мученической смертью такова была кара за отступничество от ислама , к-рая делала их героями в глазах соплеменников и вызывала желание бороться за беспрепятственное исповедание своей веры, причем не только путем молитвы, но и с помощью силы. Смешанные браки допускались только в том случае, если муж был мусульманином, а жена - христианкой, но христианину жениться на мусульманке запрещалось.
Христианам запрещалось возводить новые церкви, самые лучшие из христ. Запрещалось звонить в колокола, устраивать публичные процессии, помещать в публичных местах христ. Исключения из этих правил делались прежде всего для тех общин, к-рые добровольно переходили под власть султана в эпоху завоеваний и получали за это нек-рые привилегии. Берег Мореи.
Вернуться в обычную ленту? Столица республики — город Афины, один из древнейших городов мира. Второй по величине населенный пункт Греции — Салоники , столица области Македония.
Монастырь в память об апостоле был воздвигнут рядом с местом захоронения Варнавы лишь в V веке — после того как были найдены его мощи и восстановлена история жизни. Это событие имело огромный резонанс в православном мире и привело к тому, что церковь Кипра стала автокефальной и апостольской. Новый виток развития Кипрская церковь получила со случайным появлением на острове Равноапостольной Елены, матери императора Константина Великого. В свои 80 лет Елена совершила паломничество в Палестину ради поисков места распятия Христа. На пути домой ее корабль вместе со всеми найденными реликвиями Страстей Господних попал в шторм.
Выйдя к берегам острова, Елена решила остаться на Кипре пока погода не успокоится. В благодарность Господу за спасение царица основала несколько монастырей и церквей — в некоторых из них Елена оставила частицы Креста и веревки, которой был привязан Христос. Ее действия привели к развитию монашеской и отшельнической жизни на острове. Православная церковь Кипра много раз испытывала притеснения: сначала арабские набеги, крестовые походы и завоевание Кипра Ричардом I Львиное Сердце, затем османское владычество, господство Британской империи, территориальное разделение. Но вместе с этим оказывалась домом для многих священных реликвий и мучеников за веру.
Так, например, во времена противостояния иконоборцев и иконопочитателей 730 — 843 гг. В монастырях вели учет привезенного, указывая в списках места схоронения. Сейчас во многих церквях можно увидеть спасенные лики святых. Православная церковь Кипра и главные святыни Церковь Кипра — автокефальная она сама может вести административно-управленческую деятельность на своей территории и древнейшая поместная православная церковь Востока. Высший руководящий орган — Святой Синод, куда входит глава Синода и девять епископов, двое из которых временно проживают на территории Никосии в виду турецкого присутствия на северной части острова.
Церковь состоит из одной архиепископии, девяти митрополий и имеет более 500 храмов и 9 монастырей. Кафедральный собор Кипрской православной церкви, храм Иоанна Богослова, находится в Никосии, рядом с резиденцией Архиепископа. Небольшой, внешне аскетичный храм был построен в период господства Османской империи XVII век на месте бенедиктинского аббатства. В то время турки не одобряли строительство христианских церквей, но если согласовывали, то требовали, чтобы сооружения были обязательно ниже мечети и внешне никак не соперничали с ней. Внутреннее же убранство особо отмечается историками.
Это единственный храм Никосии, где прекрасно сохранились фрески с сюжетами из Библии моменты Вселенских соборов, Страшного суда, из жизней Христа, Иоанна Богослова и истории борьбы Кипрской церкви за независимость. Собор открыт для посещения, в нем проводят ежедневные и праздничные службы. Здесь же все архиепископы проходят процесс интронизации. Храм святого Лазаря в Ларнаке — одна из самых важных святынь для киприотов, возведенная около 898-890 гг. Местные приходят в храм молиться об исцелении больных, и если молитвы были услышаны святым, то люди возвращаются и оставляют у гробницы Лазаря куклу из воска с изображением выздоровевшего.
Дипломаты призвали Анкару "поступать надлежащим образом" и уважать культурное, историческое и религиозное наследие всех религий в стране. Напомним, отношения Турции и Греции обострились после выступления премьер-министра Греции Кириакоса Мицотакиса в Конгрессе США 17 мая 2022 года, где он заявил о беспрецедентно большом количестве пролетов турецких истребителей над греческими островами. В сентябре 2022 года сообщалось , что правительство Турции рассмотрит возможные меры противодействия Греции в связи с ростом напряженности между двумя странами.
История христианства в Греции
В репортаже кто-то договорился до смелого утверждения, что, мол, будь сегодня греки с богами Олимпа, не было бы ни кризиса, ни Меморандума, хм. Нетрудно догадаться, что заветная мечта адептов «национальной религии греков» - это грандиозное богослужение в прославленном Парфеноне. Однако в министерстве образования на эту их мечту смотрят как на несбыточную: «Слушайте, у нас в Греции — свобода вероисповедания. При том, что основной религией в стране является православие, мы — светское, а не религиозное государство. Парфенон — это археологический объект, а не место для каких бы то ни было богослужений». Кто знает, может быть эта попытка вернуть свою уникальность через обращение к древней языческой, с точки зрения православия вере наберет среди греков большую популярность. И возможно через пару десятилетий никого не удивят песнопения во славу Зевса на освященном эксклюзивными греческими богами Акрополе.
Он ссылается на патриарха Кирилла, который на днях советовал епископам не жалеть себя. Накануне решения Синода в Каире Горбачев во всеуслышание заявил, рассуждая о создании африканского экзархата РПЦ год назад: «Русская православная церковь данным решением заявила о себе как о вселенской православной церкви, той церкви, которая вне всяких отношений может вести за собой людей».
Надо думать, что уверенность Горбачева, да и всего Московского патриархата подпитывается тем, что Российское государство ведет активную деятельность по сближению с африканскими государствами. Поэтому РПЦ не встречает препятствий со стороны властей государств региона. В среду президент РФ Владимир Путин заявил, что Россия будет наращивать гуманитарные поставки продовольствия и удобрений в дружественные страны континента. Ранее президент Франции Эмманюэль Макрон жаловался, что Россия вытесняет его страну из региона. Но если у РПЦ есть поддержка в некоторых государствах, то в сугубо церковном сообществе она, кажется, не растет, а наоборот, истаивает. Еще недавно высказывали предположения, что после избрания новый глава Церкви Кипра может отказаться от отношений с ПЦУ. Однако последние заявления епископов острова развеяли эти надежды. Таким образом, РПЦ может и впрямь превратиться в новую вселенскую церковь, которой придется заполнять своей, как говорится, церковной полнотой образовавшиеся вокруг пустоты.
Наиболее важные религиозные центры Греции включают: монашескую общину Горы Афон, производящие незабываемое впечатление монастыри Метеоры , пещеру Апокалипсиса и Монастырь Святого Иоанна Богослова на острове Патмос, места, где проповедовал Апостол Павел, и известные места паломничества, такие как Панагия Экатонтап илиани , Мадонна Панагия Тинос а , Панагия Сумела и т. Сакральные святыни, с их божественным содержанием и отражением сверхъестественных сил, соседствуют, по счастливому совпадению, с несравненной греческой природой.
Каждый камень, любая пещера, всякая гора или остров - все приглашает прикоснуться к божественной стороне нашего существования. Путешествие по Греции включает посещение религиозных реликвий, которые на протяжении веков являлись выражением чувств верующих, и представляет собой, по сути, путешествие сквозь время. Такое путешествие по крайней мере раз в жизни должен совершить всякий человек. Каждый год в Греции проводятся религиозные праздники в соответствии с обычаями и традициями, корни которых уходят вглубь веков. Эти фестивали, как локальные, так и общенациональные, предоставляют шанс от души повеселиться и внести приятное разнообразие в привычную монотонность повседневной жизни. Можно считать большой удачей, если вам довелось присутствовать в качестве зрителя на таких популярных религиозных празднествах.
А вот священник служит еще и чем-то вроде духовного лидера общины, часто совмещая при этом свои прямые обязанности с ролью мирового судьи. Рекомендуется избегать любых ироничных комментариев в их адрес, особенно — прилюдно. Интересно, что устное порицание со стороны священника или осуждение общиной в большинстве случаев значат для грека гораздо больше, чем приговор суда, а потому к своей репутации большинство местных жителей относится очень трепетно. При этом людьми ультрарелигиозными греков назвать сложно — здесь принято спокойное и уважительное отношение к церкви, и не более того. Греки очень суеверны, причем ярко прослеживаются древние языческие традиции. Не принято кого-то хвалить, особенно из членов своей семьи. Почти все носят своеобразные амулеты — каждый свой, но чаще всего можно увидеть простую бирюзовую бусинку особенно у детей , иногда с нарисованным на ней глазом — популярный туристический сувенир. Дома и средства транспорта украшаются иконками, даже ослы нередко снабжаются цветными бусинами. При любой «опасности» грек обязательно трижды сплюнет через левое плечо и постучит по дереву. В субботу перед Пасхой «на удачу» обязательно будет разбита тарелка это символизирует отторжение смерти , тот же обряд будет совершен на свадьбе. А принесение в жертву барашка или ягненка — такая же неотъемлемая часть многих христианских праздников страны, как и многие века назад, во времена совсем других богов. Также обязательно предложение гостю выпить чего-нибудь, хоть стакана воды или кофе, что является отголоском древней традиции ограждения от злых сил.
Греция: церковь и государство
Христианство полностью заменило предыдущие религии, хотя на него оказала глубокое влияние философия, выросшая из встречи греческой религии и Востока, особенно мысли Платона и неоплатоников, и только иудаизм сохранился. В течение следующих столетий развивались богословие и литургия восточной православной церкви, и православная церковь по разным пунктам отличалась от римско-католической церкви латиноязычной части империи. Власть в восточной грекоязычной церкви стала принадлежать патриархам Константинополя, Антиохии, Иерусалима и Александрии. Захват Греции Турцией не сильно изменил положение церкви в греческом обществе, хотя церковь стала одним из символов выживания греческого народа в течение долгих лет турецкого правления. Однако после обретения независимости в 1830 году последовал разрыв со Вселенским патриархатом. В 1833 году правительство опубликовало первое официальное заявление, провозглашающее независимую национальную церковь, свободную от власти патриарха, который по-прежнему проживал на турецкой территории. Независимость церкви была признана лишь в 1850 году. В юрисдикцию Православной церкви Греции не входят некоторые греческие острова, всё ещё находящиеся в юрисдикции Вселенского патриархата, а также, что особенно важно, независимая монашеская республика Гора Афон. В 1924 году Греческая церковь совершила то, что многие считали решающим изменением, приняв григорианский календарь, который заменил традиционный юлианский календарь.
Этот шаг был воспринят многими как отход от принятой церковной традиции и привёл к крупному расколу епископов, священников и приходов, которые продолжали придерживаться юлианского календаря. С годами Истинная старокалендарная православная церковь Греции ещё больше разделилась по вопросу сотрудничества с Церковью Греции, которая участвовала в большом экуменическом движении, вплоть до вступления во Всемирный совет церквей. Церковь Греции остаётся верой подавляющего большинства греческих граждан, но почти сразу после своего появления в качестве автономного органа ей пришлось освободить место для других христианских церквей. Некоторые из них не представляли особой проблемы, например, такие церкви, как Епископальная церковь, Армянская апостольская церковь Святой престол Эчмиадзина или Древняя церковь Востока, которые обслуживали небольшие эмигрантские общины и не предлагали программы прозелитизма.
Тогдашнее искусство, конечно, едва ли могло передать всю важность и эпохальность этого события Греки, разумеется, считали свою церковь самой верной, самой ортодоксально следующей заветам Христа, оттого и название — Православная вольный русский перевод слова «ортодоксальная» церковь. Я думаю, понятно, что такими же «православными» себя считают и дохалкидонцы, и католики, но почему-то это гордое наименование стало ассоциироваться именно с греческой верой.
Может, пропаганда Константинополя так хорошо сработала? Сложно сказать. Борьба и тревоги Византия, официально на уровне государства поддерживавшая Православную церковь, изо всех сил старалась распространить ее влияние за пределы империи. Папский престол делал ровно то же — из итальянского сапога он руководил крещением по католическому обряду огромных пространств языческой, кельтской, германской или славянской, в зависимости от региона, Европы. У него это получилось, к несчастью для ромеев самоназвание византийцев лучше, чем у них — весь центр, север и запад континента оказался под влияние Рима Первого, а не Второго. Греки, однако, все же смогли кое-что совершить — соседние с ними балканские народы, пришедшие на Балканы славяне, а также Грузинское царство на Кавказе были христианизированы православным обрядом.
В этих местах будут созданы собственные церкви, как зависимые от Константинополя, так и автокефальные независимые, но точно такие же по доктрине и канонам. Ну и конечно, из Константинополя свет христова учения был посажен на почву восточнославянских территорий, составлявших тогда пусть рыхлую, но культурно более-менее единую Киевскую Русь. В целом, недурно для империи, не успевавшей передохнуть между вторжениями желающих проломить стены Константинополя на протяжении сотен лет. Как видно, большая часть Европы оказалась вне сферы Константинопольского патриархата Таким образом, в Высокое Средневековье XI-XIII столетия Православная церковь была распространена на обширные регионы, притом весьма разнородные. Тут начинается темная сторона этой повести — как раз с указанной эпохи на Православие пойдет серьезный нажим, который частично его уничтожит и поставит в грустное положении. И если Католичество с открытием Америки и проникновение Запада в Азию будет только увеличивать ареал распространения, ровно как и выделившиеся из него Протестантские церкви, то про их восточных конкурентов так сказать…По-хорошему можно, но при этом и не можно.
Но об этом по порядку. Византийская империя, родина Православия, в XI столетии потеряет горные области Анатолии Турция это сейчас , исламизированные сельджуками, а затем будет жестоко растерзана в 1204 году итальянскими католиками после взятия по их приказанию Константинополя. И хотя в 1261 году империя восстановится, она будет подорвана, а ряд территорий, например Афины, итальянские и французские феодалы захватят себе во владение и будут пытаться окатоличить. Здесь можно увидеть еще пару греческих стран - Трапезунд в понтийском регионе, Эпир и захваченные западными рыцарями Афины и эгейские острова В конце концов, будучи в безысходности от угрозы, исходящей от турок-османов, Второй Рим примет условия унии от Папского престола. В 1439 году император Иоанн VIII во Флоренции согласится подчиняться католикам, дабы те послали армии на защиту того, что осталось от некогда великой империи. Так появится греко-католическая церковь, по сути своей — инструмент ассимиляции православных территорий со стороны католических властей.
Она, правда, будет отвергнута и греками в своем большинстве, и другими Православными церквями, и в итоге ничего это не даст — османы все равно завоюют всю Грецию и вообще все православные Балканы, что не станет великим облегчением - теперь вместо попыток обратить в католицизм пришло жесткое угнетение от мусульманских захватчиков.
Религия древней Греции Греция - страна православная по своей культуре, истории, религиозному выбору. Современные греки считают себя наследниками традиций христианской Византии.
Греческая официально - Элладская Православная церковь - одна из самых влиятельных и третья по количеству верующих в православном мире. А Греция - единственная страна, в которой православие закреплено в Конституции как государственная религия. Церковь в греческом обществе играет важную роль, а вера является неотъемлемой частью культуры.
Брак не признается государством, если он не венчанный.
XVI - нач. Важную роль в этом сыграла начавшаяся с сер. Сотрудничество с Портой фанариотов дало церковной политике в отношении османского гос-ва мощную подпитку. Церковная жизнь в греческих общинах.
Несмотря на то что немусульмане были людьми неполноправными, османское гос-во по крайней мере теоретически придерживалось политики религ. Насильственное обращение в ислам в теории запрещалось, а на практике проводилось редко - это было невыгодно с экономической т. Тем не менее гос-во принимало меры, чтобы склонить неверных к принятию ислама. Это приводило к полной интеграции бывш. С течением времени слова «мусульманин» и «турок» стали синонимами.
Если христиане, принужденные к принятию ислама либо отрекшиеся от христианства, желали вернуться в лоно Церкви, это часто оканчивалось их мученической смертью такова была кара за отступничество от ислама , к-рая делала их героями в глазах соплеменников и вызывала желание бороться за беспрепятственное исповедание своей веры, причем не только путем молитвы, но и с помощью силы. Смешанные браки допускались только в том случае, если муж был мусульманином, а жена - христианкой, но христианину жениться на мусульманке запрещалось. Христианам запрещалось возводить новые церкви, самые лучшие из христ. Запрещалось звонить в колокола, устраивать публичные процессии, помещать в публичных местах христ. Исключения из этих правил делались прежде всего для тех общин, к-рые добровольно переходили под власть султана в эпоху завоеваний и получали за это нек-рые привилегии.
Берег Мореи. РГБ Берег Мореи. РГБ Кроме того, на практике часто встречались отступления от принципа религ. Фанатики-гази уничтожали церкви, насильственно обращали христиан в ислам. Известен случай, когда группе греков-христиан за это отрезали языки.
Любопытно, что одними из самых фанатичных борцов за ислам выступали прозелиты, к-рые еще недавно сами были христианами. Фанатизм чрезвычайно затруднял к. Такая ситуация препятствовала ассимиляции греков османами и способствовала выживанию греков как нации. Чем более удалено было духовенство от столицы, тем слабее были его связи с правящей элитой. Причем это относится не только к приходскому духовенству, но и к епископату.
В ряде случаев не только священники, но и митрополиты становились участниками антитур. Легендарной фигурой, воспетой в народных песнях под именем Папатимиос, стал свящ. Он возглавлял партизанское движение в одном из районов Фессалии и стяжал славу отважного бойца, мудрого руководителя и наставника партизан. Отсутствие социального и идейного единства внутри духовенства, а также начавшийся процесс секуляризации сознания образованных греков объясняют противоречивые высказывания современников о Церкви и ее служителях. Расслоение духовенства в тот период было также следствием упадка образования, общего снижения уровня грамотности.
Если фанариоты, державшие под контролем дела в Патриархии, представляли собой интеллектуальную элиту, то в целом уровень образования греч. По оценкам зап. Однако Церковь по мере сил занималась духовным просвещением паствы, поэтому благодаря ее усилиям греки сохранили свою веру и свой язык как язык богослужения, ей также принадлежит спасение греч. Почти при полном отсутствии светского образования единственными культурными центрами в период османского владычества были мон-ри. Первоначально османское завоевание нанесло большой ущерб имуществу мон-рей.
Однако это не привело к угасанию монашества - напротив, оно оставалось очень популярным. На период ига приходится время расцвета как старых визант. Этому способствовали дискриминационные условия жизни христиан в Османской империи, невозможность сделать светскую карьеру, отсутствие светского образования и, наконец, появление новой формы монашеской жизни - особножительных мон-рей наряду с общежительными и отшельничеством. В XVI в. Но и монастырские б-ки постепенно пришли в упадок.
Из монастырских центров в эпоху ига наибольшим влиянием пользовались Афон и Метеоры. Помимо сохранения рукописной традиции заслуга греч. Косма Этолийский монашество способствовало и сохранению греч. Капитан греч. РГБ Капитан греч.
РГБ С эпохой османского владычества связаны народные представления о т. Согласно преданию, они располагались в притворах храмов и часто функционировали по ночам. Священники одновременно были и учителями, дававшими начальное образование: чтение по Псалтири и основы церковного пения. Тем не менее этим школам приписывалась роль сохранения греч. В наст.
Кроме того, османское правительство никогда не чинило препятствий организации греч. Период мирного сосуществования: 2-я пол. С сер. Поскольку благополучие Османской империи зиждилось на непрерывном ведении захватнических войн, то следствием их прекращения стало нарастание общего кризиса, со временем затронувшего все сферы жизни общества, о кризисе империи свидетельствовали такие явления, как разбойничество и пиратство. В первые годы османского владычества на территории империи был настолько твердый порядок, что это подталкивало жителей нек-рых районов к принятию власти султана.
Однако пиратство стало процветать уже в то время благодаря военно-морской слабости средиземноморских держав - прежде всего Османской империи. Среди греков пиратством активно занимались жители островов, а также маниаты, использовавшие выгоды своего географического положения. Пиратство помимо непосредственных доходов давало возможность грекам сохранять и совершенствовать военно-морские навыки, к-рые впосл. Еще более распространенным явлением было разбойничество, особенно усилившееся после окончания завоевательных походов. Огромная империя с трудом контролировалась центральной властью, оказавшиеся не у дел нерегулярные воинские формирования не смогли адаптироваться к мирной жизни.
Ряды разбойников пополняло также обезземеливающееся крестьянство. Особенностью организации разбойничьих и пиратских банд было их формирование по национальному принципу. Их отряды активно действовали на Пелопоннесе, в Центр. Греции, в Эпире, в Македонии. Со временем разбойники, чей промысел становился наследственным, превратились в особый социальный слой, а их действия стали приобретать и политическую окраску.
Их жертвами все чаще становились не просто купцы и путешественники, клефты нападали на турок и грабили их. Своим действиям они придавали значение национально-освободительных выступлений. Но жертвами нападений клефтов могли стать и греч. Участились случаи поддержки клефтов в антитур. Перераставшие в восстания, эти выступления заставили османское правительство искать путей сотрудничества с разбойниками, чтобы поставить их под свой контроль, поскольку уничтожить их власти не могли.
Для этого использовали тактику превращения разбойничьих банд в нерегулярные военные отряды. Атаманы клефтских банд капитаны привлекались на гос. Такие легализованные клефты получили название арматолов от позднегреч. В их задачу входило обеспечение безопасности в конкретном районе арматолике. В обмен на это османская власть готова была мириться с их существованием.
Однако даже такая мера не ликвидировала разбойничества. Арматолы в любой момент могли, используя малейший повод, не подчиниться властям и перейти на нелегальное положение. Кроме того, различные группировки клефтов и арматолов часто конфликтовали между собой. Клефты и арматолы греч. Из их рядов впосл.
Колокотронис, О. Андруцос и др. Димитрий Халкокондил. Гравюра Димитрий Халкокондил. Гравюра На фоне общего кризиса империи греч.
В результате экспансии в Средиземноморский регион под контролем османов оказались важнейшие морские торговые пути, связывавшие Европу, Сев. Африку и Ближ. Греки, контролировавшие ряд направлений в османской торговле, сумели воспользоваться этим преимуществом. Дополнительные выгоды при ведении внешнеторговых операций греки получили по условиям нек-рых договоров, завершавших войны Османской империи с европ. Мощную подпитку греч.
В посл. Быстрыми темпами развивалось судостроение, наибольшего размаха оно достигло на о-вах Идра, Спеце и Псара, где уже в нач. К этому времени грекам принадлежало уже ок. Наличие такого количества транспорта в значительной степени способствовало развитию торговли и расширению слоя купечества, постепенно превращавшегося в торговую буржуазию. Важным фактором, способствовавшим расширению слоя купечества среди греков, было возрастание в XVIII в.
Бегство на Запад греч. Среди греч. XIV-XV в. Большинство из них поселились в Риме, Милане и Флоренции. С их именами связано начало преподавания греч.
В результате неск. Одной из них была община в Венеции, где в кон. С ним сотрудничал греч. Общинные храмы были центрами не только религ. В кон.
Больше всего греч. Габсбургов: в одной только Вене из 120 банков и торговых домов 80 принадлежало грекам. Эта «торговая империя» создавала материальную базу для развития национально-освободительных идей и образования: греч. Янос Ласкарис. Портрет Национальный исторический музей, Афины Янос Ласкарис.
Портрет Национальный исторический музей, Афины Прекращение завоеваний повлекло за собой постепенную эволюцию социально-политической структуры Османской империи. К этому времени окончательно сформировался слой фанариотов, к-рый при отсутствии в империи дворянства представлял собой политическую элиту греч. Перейдя от завоеваний к установлению дипломатических отношений с европ. Из 49 вел. Поскольку допуск христиан к управлению империей противоречил мусульм.
Фактически доступ к должностям получили лишь те, кто были ближе ко двору, т. У них помимо Патриаршего престола, фактически исполнявшего функции Мин-ва внутренних дел для христ. Фактически власть над островами принадлежала драгоману флота. Поскольку турки часто меняли господарей, то последние вели себя на этих постах как откупщики, нещадно эксплуатируя местное население и ресурсы вверенных им областей. В правлении фанариотов в Молдавии и Валахии был и положительный момент: дворы господарей стали крупными центрами греч.
Деятельность фанариотов оказывала влияние на культурное развитие турок: через греков османская элита приобщалась к европ. В то же время фанариоты были влиятельной силой и в греч. Жители др. Важнейшим изменением в социально-экономической жизни империи стал постепенный переход от старой военно-ленной системы землевладения к поместной. Еще в период завоеваний греки помимо гражданских полномочий, полученных Церковью в масштабе империи, имели возможность приобрести нек-рые права местного самоуправления.
Носителем властных полномочий в этом случае выступала община - городская или сельская последняя могла объединять неск. Члены общинных советов назывались архонтами правителями , прухондами выдающимися , коджабашами кодзабасами; тур. Постепенно все эти названия стали обозначать уже не столько членов общинного самоуправления, сколько греч. Общинное самоуправление не было единообразным и урегулированным в масштабах османского гос-ва. Нек-рые общины получали и обновляли свои привилегии в силу того, что в эпоху завоевания они добровольно приняли власть султана.
Наиболее развитой была система местного самоуправления на островах Эгейского м. Вид Акарнании. РГБ Вид Акарнании. РГБ Переход к поместной системе землевладения повлек за собой изменения в статусе коджабашей. Из сельских старост они становятся владельцами поместий наравне с мусульманами.
В районах с преобладающим греч. Влиятельные коджабаши держали под контролем обширные территории, часто даже целые епархии. Значительные земельные участки принадлежали им лично, а в отношении остальных они выступали как покровители и сборщики налогов, у них оказалась и местная торговля - т. Они же входили в состав совещательных органов, действовавших при правителях нек-рых областей. Во время национально-освободительной войны греков герусия стала основой для формирования независимых национальных органов власти.
В преддверии революции герусия была одним из тех каналов, через к-рые координировалась подготовка вооруженного выступления греков на Пелопоннесе. Кроме того, районы, обладавшие местной автономией, посылали представителей в К-поль, от Пелопоннесской герусии посылались двое. Они имели прямой доступ к султану и могли оказывать серьезное влияние на решение дел, связанных с местными проблемами. Случалось даже, что им удавалось добиться отставки неугодного паши. Нек-рые из таких коджабашей, подобно тур.
Между различными семействами коджабашей могли возникать конфликты на почве раздела сфер влияния. РГБ Гречанка. РГБ Допуск христиан к управлению империей, а также начавшийся экономический подъем и прекращение с нач. В результате увеличился разрыв между греками и турками - все, кто приняли ислам, рано или поздно полностью отуречивались. На 2-й период османского владычества приходится возрождение греч.
Необходимые условия для него появились благодаря экономическому подъему и повышению благосостояния греч. Это возрождение шло путем реанимации собственной традиции, носительницей к-рой была Церковь, и путем заимствования достижений европ. Эти традиции отчасти пересекались, поэтому среди историков нет единого мнения о том, было ли оно самостоятельным течением или только ветвью европ. В греч. Европе, приблизительно со 2-й пол.
На 1-м этапе, в 50-60-х гг. На 2-м этапе, в посл. XVIII - нач. Катардзис, одним из первых оценивший роль димотики народного языка в развитии греч. Велестинлис, выдвинувший идею создания федеративного гос-ва для балканских народов, и др.
Крупнейший представитель греч. Просвещения - А. Кораис 1748-1833. Просвещении можно выделить 2 направления: теоретическое, т. Поэтому эпоха Просвещения в Г.
Теоретическое достижение греч. Это представление объединяло греков, живших под властью турок, с диаспорой, но отделяло их от др. Измир , Янина. Главными проводниками идей Просвещения среди греков были фанариоты, тесно связанные с франц. Большое значение имели Ионические о-ва и Венеция, связывавшие Г.
Распространителями зап. Трансляция новых идей в греч. Просвещение резко усилило секуляризацию во всех областях духовной жизни греков и благоприятствовало формированию их исторического сознания, обусловившего появление у них чувства кровного родства с древними эллинами. Эпоха Просвещения в греч. Параллельно с Просвещением развивалось и др.
Его представители - сщмч. Косма Этолийский, свт. Традиционалисты действовали теми же методами, что и просветители: открывали школы, писали учебники и ученые труды, составили энциклопедию правосл. Они полагали, что только сохранение традиции, возвращение к истокам могут привести греков к культурному и политическому возрождению. Греческие земли под властью Венеции В то время как большинство греков жили под властью султана, часть греч.
Генуя, рыцари-иоанниты и мелкие династии итал. Часть владений утратила и Венеция. Дольше всего во власти венецианцев оставались о-ва Крит, Кипр, а также Ионический архипелаг. Вид венецианской крепости Монемвасия. Гравюра П.
Кипр был приобретен венецианцами дипломатическим путем у последних Лузиньянов в 1489 г. Венецианское правление на острове характеризовалось бюрократизацией системы управления, преследованиями правосл. Церкви и греч. Венецианцы пресекали попытки создания на острове греч. В отличие от Османской империи, где не было четкой сословной структуры общества и греч.
В это время венецианские генеалогические книги пополнились греч. Крит итал. Кандия принадлежал Венеции с 1210 по 1669 г. Первые века венецианского правления ознаменовались серьезными экономическими и политическими притеснениями его греч. Но к кон.
Благодаря этому создались условия для подлинного расцвета греч. За заслуги перед гос-вом местные жители могли получить дворянство. Поэтому число дворян критского происхождения постепенно возрастало. Эллинизация высшего сословия на Крите шла и за счет ассимиляции венецианских дворян: многие перешли на греч. Между социальным статусом и экономическим положением городских и сельских жителей существовал большой разрыв.
Крестьянство, зависимое и свободное, было обложено большим количеством повинностей в пользу сеньора и гос-ва, от к-рых были освобождены городские жители. Недовольное же сельское население и славившаяся вольницей Сфакья часто поднимали восстания, к-рые венецианские власти топили в крови. Положение правосл. Церкви мало изменилось по сравнению с первыми веками венецианского правления: власти не допускали появления на острове правосл. При всяком удобном случае власти налагали временные запреты и на священнические хиротонии.
Восстановление правосл. Они учредили правосл. Вид Корфу Керкиры. РГБ Еще одним долговременным владением Венеции были Ионические о-ва, к-рые в этот период истории обрели помимо географической и социально-политическую общность. Прежде чем попасть в руки венецианцев, Ионические о-ва находились под властью различных итал.
Нек-рые острова венецианцы приобрели дипломатическим путем, «унаследовав» их от законных владельцев, др. Китира была под венецианским контролем фактически с 1364 г. В результате войн с Турцией были приобретены Закинф 1485 , Кефалиния 1500 и Итака 1503. Последним приобретением стала Лефкада 1699. Этот остров - единственный в архипелаге, к-рый пережил более чем 200-летнее владычество турок 1479-1684.
После перехода под власть Венеции разоренные и обезлюдевшие от пиратских набегов острова были заселены греками, албанцами и выходцами из гос-в Апеннинского п-ова. Поскольку каждая группа переселенцев приносила с собой свой диалект и обычаи, то в результате этого на островах сформировалось синкретическое общество, высший его слой осознавал себя венецианским дворянством. Но поскольку большинство населения островов, в т. В отношении правосл. Церкви венецианцы в целом осуществляли спокойную, но жесткую политику.
Как и на Крите, они постарались лишить православных епископата нек-рые еп-ства все же сохр. Вместо этого развился институт выборных протоиереев, к-рые обладали почти епископской властью, но не могли рукополагать во священников. Церковь была лишена земельных владений в пользу неск. Выгодное географическое положение островов сделало их пунктом транзита всей левантийской торговли, причем не только Венеции, но и Англии, Франции, Голландии. Однако в сфере торговли Венеция придерживалась протекционистской политики по отношению к собственным купцам, что не позволило в достаточной степени развиться местному торговому флоту и купечеству в целом.
Расцвет ионического флота начался по окончании венецианского правления, когда эти ограничения были сняты. Однако накопление средств на строительство флота шло под венецианским флагом. Местные жители не могли снаряжать торговые корабли, но успешно занимались пиратством, к-рое было своеобразным средством накопления капитала. В 1797 г. Вместе со всеми владениями она перешла под власть французов.
В 1800 г. Это было первое греч. Однако под рус. Эскадра Феодора Ушакова покинула архипелаг в том же 1800 г. После разгрома Наполеона Ионические о-ва перешли под англ.
Описание Архипелага и Варварийского берега. Записки морского офицера в продолжении кампании на Средиземном море под начальством вице-адмирала Д. Сенявина с 1805 по 1810 г. Путешествие к св. Essai sur les Fanariotes.
Marseille, 1824; Berger de Xivrey J. Политика тур. Geschichte der orientalischen Kirchen von 1453 bis 1898. Bucarest; P. РГБ Вид на афинский Акрополь.
Brussels, 1952. Чесменский бой и первая рус. The Revival of Greek Thought, 1620-1830. The Greek Nation: 1453-1669. New Brunswick, 1976; Станиславская А.
Россия и Греция в кон. Ушакова в Греции, 1798-1800.
Древняя и современная Греция: религия и ее особенности
Медиа Пульс» Главные новости» «Греция, религия, православие»: В центре Афин прошёл митинг в поддержку православия. ГРЕЦИЯ (Ελλάδα), Греческая Республика (Ελληνιϰή Δημοϰρατία), государство в Юж. Европе, в вост. части Средиземноморья. Таким стал ответ Синода Греции на решение 15 февраля 2024 года парламента этой страны на принятие закона, который легализовал однополые браки и дал право геям усыновлять детей.
Религия Греции
Греческий учебник по религии. В законодательстве Греции не существует понятия всеобщей свободы религии. Религиозная деятельность регулируется законом «Об Организации законных форм религиозных сообществ и их структуре». Продольные нефы упираются в апсиду (в переводе с древне-греческого ἁψίς, ἁψῖδος — это «свод»), которая представляет собой выступающий полукруглый или полусферический объем здания, примыкающий к основному. Греция — страна религиозная. Более того, православие — государственная религия.