Новости гештальт подход в психологии

Можно провести аналогию, сопоставив психологические и анатомические границы: сравним психологические границы с кожей. Гештальт-терапия и когнитивно-поведенческая терапия: в чем разница? Что эффективнее: гештальт или КПТ? Читайте в статье. Можно провести аналогию, сопоставив психологические и анатомические границы: сравним психологические границы с кожей.

Основы гештальтпсихологии

Ректор Института Гештальт-терапии и практической психологии, психолог, гештальт-терапевт, супервизор, ведущий авторских обучающих программ, интенсивов, тренингов, опыт работы с 2004 года. Чем может помочь гештальт-терапия. «Гештальт не закрылся» — часто на этом меме наши знания о гештальт-психологии заканчиваются. «Гештальт-терапия помогает обрести эмоциональную целостность, распознать свои эмоции по отношению к себе и к окружающим, отделить важное от неважного, „закрыть гештальты“, то есть завершить для себя эмоционально недопрожитые ситуации. Выражение «закрыть гештальт» часто используют блогеры и коучи в соцсетях. Однако это не просто популярный тренд — в психологии словом «гештальт» обозначают незавершенное действие, мысли о котором не дают покоя. В начале XX века возникла школа экспериментальной психологии, получившая название «гештальт-психология». В классической психологии гештальт — это любой цельный образ, который состоит из частей.

Гештальт. Что это такое и как использовать гештальт-психологию?

Что касается гештальт терапии Перлза, как одного из методов психотерапии, то это совершенно самостоятельное направление в психологии, не имеющее прямого отношения к гештальт психологии, кроме ряда идей, заимствованных из нее и, собственно, названия самой системы. Гештальтпсихология (нем. gestalt — образ, форма; gestalten — конфигурация) – одно из наиболее интересных и популярных направлений в западной психологии, возникшее в период открытого кризиса психологической науки в начале 1920-х гг. в Германии. Термин «закрыть гештальт» происходит из гештальт-психологии, где гештальт означает целостный образ или форму. Согласно гештальт-подходу, наше восприятие стремится к закрытию гештальта, то есть к полному и завершенному восприятию образа или концепции.

Основы гештальтпсихологии

На встрече пациенту дают максимум раскрыться, выговориться, найти причины беспокойства, чтобы обсудить их, вместе найти пути решения проблемы. У истоков гештальт-терапии стоит немецкий психолог Фредерик С. Перзл, слова которого повторяют, как молитву. Я в этом мире не для того, чтобы жить в соответствии с твоими ожиданиями. А ты не для того, чтобы жить в соответствии с моими.

Я есть я. А ты есть ты, Аминь. Считается, что они помогают восстановить дух, настроиться на конструктивную работу. Методики лечения Здесь и сейчас Так называется самая основная методика лечения по гештальт-терапии.

Пациенту предлагают пережить все его проблемы сегодня же, вне зависимости, когда они начались. Больной вспоминает причинно-следственные связи возникновения трудностей, психолог предлагает их пережить сегодня, обговаривая, почему так получилось, что надо исправить в себе, в окружении, чтобы пройти эту преграду. Это должно происходить в настоящем времени, никак не позже, в будущем. Говорить утверждающе, без сомнений Психолог помогает пациенту формировать свою мысль как аксиому, констатацию факта, без знаков вопроса.

В приватной беседе пациент сам доходит до утверждений, отбрасывая ненужные «почему». Надо сказать, психологи не одобряют вопросы, что начинается со слова «почему? Например, вопрос «почему ты меня не уважаешь? Пациент уже берет на себя смелость утвердительно говорить неприятные для себя словосочетания.

Таким образом он более осознанно подойдет к решению своих больных точек. Собака сверху-собака снизу Пациент вместе с психологом рассматривает две ипостаси своей натуры, стараясь сгладит внутренний конфликт. Собака сверху более агрессивная, деятельная, а нижняя не хочет перемен. Если верхняя готова работать, то нижняя лучше отдохнет.

Благодаря ее установкам он должен стать тем, кто он есть, а не тем, кем старается быть, но не является. Как считают психологи, пусть хоть помидоры выращивает или метит в министры, лишь бы жил своею жизнью и полюбил её. Гештальт-терапия и ее основатель Фредерик Перлз В середине XX века немецкий врач-психиатр Фредерик или Фриц Перлз написал основополагающий труд «Гештальт-терапия, возбуждение и рост человеческой личности». В нем он предложил один из методов: поставить перед клиентом пустой стул, на котором, как он воображает, сидит важный для него человек. Либо он сам.

Он начинает разговаривать с ним или с собой вслух. Психологу разрешается вмешиваться в эту «беседу», акцентируя внимание на моментах, задавая вопросы, направляя. Современный гештальт успешно используется не только при психологическом консультировании и психотерапии, но и в педагогике, бизнес-менеджменте, управлении социальными процессами. В России метод интенсивно развивается с конца 1980-х, есть четыре базовых института с международными стандартами обучения: Московский институт гештальта и психодрамы, Московский гештальт институт, Московский институт гештальт-терапии и консультирования и Санкт-Петербургский институт гештальта. Все они объединены в Ассоциацию русскоязычных гештальт институтов, признанную в Европейском гештальт-сообществе.

Причем интересуют не все эти характеристики, а только те, что не приводят к удовлетворению значимых потребностей и окружающих его людей. Поэтому ведущие понятия гештальт-терапии — это целостность и полнота жизни. Так что же такое гештальт-терапия простыми словами? Это учение в психологии, которое помогает осознать и проработать непрожитые чувства, потребности, незаконченные ситуации. Даже название происходит от немецкого слова Gestalt, обозначающее буквально что-то незаконченное.

Действительно, смысл терапии в том, что целое собирается из частей, поэтому нельзя недооценивать значение любых событий в жизни человека. В первую очередь не спрашивает «почему», а интересуется «как» чувствует и проживает моменты пациент.

По канонам гуманистического подхода в гештальт-терапии гештальт-терапевт анализирует феномены совместно с клиентом на равных, избегая наставничества, доверяя суждениям клиента, при этом полностью вовлекаясь в процесс обсуждения, раскрываясь как личность, рассказывая о собственном опыте и событиях своей жизни. По этой причине личные качества гештальт-терапевта имеют огромное значение в гештальт-терапии, большее, чем в психоанализе и поведенческой терапии. Между клиентом и гештальт-терапевтом должен установиться диалог — ещё одно важное понятие гештальт-терапии [1]. Целью гештальт-терапии является создание и укрепление целостного образа гештальта личности клиента. Посредством осознавания клиент должен выявить отвергаемые им части своей личности: отвергаемые эмоции, потребности, черты характера, мысли. Затем принять либо нейтрализовать их, принять себя и тем самым восстановить целостность своей личности [1].

Большое внимание при этом уделяется также развитию независимости личности — умению следовать своим собственным мечтам и потребностям, а не потребностям других людей. В процессе терапии активизируется творческое приспособление, что улучшает способности клиента к адаптации в постоянно изменяющихся условиях внешней ситуации. Вместо оценки, базирующейся на плохо переработанных мнениях других людей, клиент опирается на организмическое оценивание, связанное с возросшим осознаванием и дифференциацией собственных потребностей, присвоением собственных ценностей и логикой актуальной жизненной ситуации. Целью техник является повышение эмоционального осознавания, восстановление способности выбирать, интеграция конфликтующих полярностей частей личности. Понимание механизма и уровня прерывания удовлетворения потребности помогает гештальт-терапевтам осуществлять процесс-ориентированные вмешательства.

Обида, гнев, печаль, страх, горе — вот слагаемые незавершенного гештальта, обязательно приправленные невысказанностью, непрожитостью. В лучшем случае это приводит к хроническому дискомфорту, который отравляет существование нам, а часто и нашим близким. Работа гештальт-терапевта направлена на то, чтобы помочь осознать наши потребности и чувства и то, каким способом мы их реализуем. Примеры незакрытых гештальтов в отношениях Нереализованная мечта может привести к тому, что родитель может пытаться реализовать её с помощью своего ребенка, даже не спросив его мнения. Будет ли счастлив ребенок, который проживает жизнь за своего родителя? Взрослый, которому было мало внимания и любви в детстве или юности, будет усиленно добирать это от семьи, созданной уже им самим. Например, искать в партнере того самого родителя, которого так не хватило в детстве. Насколько счастливым будет такой брак? Партнер, которого внезапно оставили, будет постоянно проживать разрыв, пытаясь найти его причины. Так, мужчина может приняться менять партнерш одну за другой, доказывая бывшей, что он еще ого-го, чтобы она пожалела, что ушла от него.

Гештальт-терапия, что это и кому подойдет?

Итак, гештальт — это простыми словами в психологии образ окружающего мира, который формируется в сознании человека. Гештальт-психология и дизайн. Как закрыть гештальт? Целостным может быть восприятие не только треугольников или кнопок на экране, но и жизненных ситуаций. Третья по популярности — гештальт-терапия (основана на экспериментально-феноменологическом и экзистенциальном подходах), ее предпочитают 26% специалистов. Данный текст является попыткой свести воедино наиболее типичные ошибки восприятия гештальт подхода, почерпнутые из собственного опыта и бесед с другими участниками обучающихся программ. Фактически, выбирая гештальт подход, вы выбирает психотерапевта, который вам симпатичен и интересен как личность, которому вы доверяете и от которого вы не ожидаете морализаторства, давления и заумности.

Основы гештальтпсихологии

Второй сезон подкаста «Гештальт для всех», в первом выпуске которого журналистка Анна Ягода разговаривает с основателем Уральского института гештальта и современной психологии — Михаилом Исуповым и ведущей ключевых программ института. Гештальтпсихология была основана в 1912 году и обязана своим появлением немецким психологам Максу Вертгеймеру, Курту Коффке и Вольфгангу Кёлеру, выдвинувшим программу изучения психики с точки зрения целостных структур — гештальтов. Гештальт-терапия – особое направление в практической психологии, которое помогает людям закрывать такие гештальты. Слово «гештальт» сегодня очень популярно – Самые лучшие и интересные новости по теме: Гештальт, интересно, психология на развлекательном портале Гештальтпсихология – это немецкая научная школа психологии.

Гештальт-терапия, что это и кому подойдет?

В этом ему помогает знание основ гештальт-терапии. Основы гештальт-терапии В основе гештальт-терапии лежит утверждение, что человек должен быть счастлив «здесь и сейчас», то есть не откладывал свою жизнь «на потом» и не углублялся в переживания прошлого. Для того чтобы прийти к пониманию счастья, большинству людей нужна гештальт-терапия. Суть гештальт-терапии заключается в том, чтобы избавлять людей от тех психоэмоциональных «якорей», которые удерживают их в подавленном состоянии. Такими часто становятся привычки, которые нужно обязательно искоренять. Речь идёт о привычке негативно мыслить, надевать старую и несовременную одежду, быстро есть, искать недостатки в окружающих людях и других «якорях».

Всё перечисленное мешает человеку стать счастливым, а потому подлежит искоренению. В задачи гештальт-терапии входит оценка психоэмоционального состояния пациента, подбор программы лечения, замещение травмирующих установок на объективные. Проще говоря, терапия поэтапно позволяет выявить причины проблем, избавиться от них и предотвратить их появление в дальнейшем. Методы гештальт-терапии или как закрыть гештальт? Итак, мы рассмотрели основы работы гештальтиста и можем начать разбираться в том, как работает гештальт терапия.

Вкратце этот механизм можно описать следующим образом. При возникновении определённой потребности возникает логическая цепочка действий: 1. Поиск способов удовлетворения потребности. Реализация одного из способов. Осознание полученного опыта.

Если все перечисленные шаги выполняются, то гештальт закрывается. Если нет — возникает незавершённый гештальт. Соответственно, гештальтист помогает найти те потребности, которые неудовлетворены по каким-либо причинам. С его помощью все необходимые действия совершаются и человек достигает желаемого. В этом и заключается гештальт подход.

Чтобы помочь человеку удовлетворить свои потребности, гештальтисты используют разнообразные техники гештальт-терапии. Их принято называть упражнениями или играми.

Психотерапия позволяет научиться лучше слышать себя. Распознавать, чего именно хочет человек и выбирать, как он может это реализовывать Кому не подходит гештальт-терапия Гештальт-терапия не работает с людьми, которые: — Находятся в острых психотических состояниях; — Находятся в измененном состоянии сознания, в том числе из-за приема алкоголя или наркотиков; — Имеют тяжелые формы личностных расстройств, в том числе связанных с органическими поражениями нервной системы. Кроме того, гештальт-терапия не сможет избавить от зависимостей, но может стать дополнительной поддержкой. Если параллельно клиент, например, участвует в программе «12 шагов» или наблюдается у нарколога или психиатра. Важно, чтобы человек сам захотел и пришел в психотерапию по своей воле. Результаты могут быть менее эффективными, если человек обращается к психотерапевту из-за того, что кто-то на этом настаивает. Встречи проходят 1 раз в неделю.

Длительность психотерапии в гештальт-подходе определяется индивидуально. Этот вопрос можно обсудить с терапевтом перед началом работы. Научные исследования эффективности Научная эффективность гештальт-терапии подтверждена неоднократно. Например: — Исследование по лечению депрессии гештальт-терапией; — Анализ сильных и слабых сторон программы краткосрочной гештальт-терапии наркозависимых пациентов.

В рамках гештальт-терапии очень популярны групповые курсы. Групповая терапия особенно полезна тем, кто испытывает проблемы во взаимодействии с другими людьми, в отношениях и близости. Человек проверяет свои представления, проекции, учится выстраивать коммуникацию по-новому. Это происходит в присутствии терапевта, который обеспечивает конструктивный контакт. Терапия в группе может быть краткосрочной от 2-х недель и долгосрочной около года. Теплое, человечное.

Оно про общение, выражение эмоций, про принятие своих мыслей. В ходе сессий психолог дает обратную связь, говорит, какие чувства в нем вызывают те или иные действия, слова клиента. С терапевтом человек воспроизводит все те же самые паттерны, которые он демонстрирует в общении с другими людьми. Через контакт в рамках сессий он может их осознать». Ксения Кун, гештальт-терапевт: «Я считаю, что групповой опыт — это неоценимый опыт. Вы получаете большую интенсивность проработки, много откликов от разных людей. При этом терапевт контролирует процесс и делает ситуацию безопасной для участников группы. Что касается индивидуальных сессий, это тоже необходимость. Не всегда на все ваши проблемы хватит времени и внимания. Индивидуальная консультация — это полностью ваши 50 минут, они будут посвящены именно вашим проблемам.

Идеальный вариант — когда человек ходит на группу и параллельно занимается индивидуально. Если в группе не хватает внимания к его вопросу, он идет к личному терапевту и прорабатывает ситуацию с ним». Андрей Артемьев, клинический психолог, гештальт-терапевт: Концепции и понятия Эксперименты и феномены Гештальт-терапевт работает с клиентом над выявлением скрытых, неосознанных чувств и эмоций. Для этого он предлагает различные упражнения, которые в терапии называются экспериментами. Выявляемые в ходе упражнений реакции, физические и психические, называют феноменами. К примеру, в качестве эксперимента используется практика монодрамы, или техника «пустого стула». На индивидуальной сессии клиенту предлагается проговорить волнующую его ситуацию с определенным человеком из собственного окружения, которого он представляет сидящим на пустом стуле. В группе роль собеседника может сыграть один из присутствующих. Беседу модерирует терапевт. В ходе разговора клиент концентрируется на своих ощущениях, эмоциях, телесных проявлениях и других феноменах.

Значит, нам надо перестроить мотивационные установки таким образом, чтобы завершение случалось именно на соревнованиях. Тут мы прицельно работаем на изменение поведения человека и выступаем больше в роли педагогов, чем психологов. Но и в этом случае мы можем использовать гештальт-методологию. Гештальт-метод и позиция терапевта Приведенные выше примеры говорят о том, что гештальт-метод как и практически любая психологическая методика, которая используется в консультировании может быть использован тремя разными способами: Во-первых, для описания человеческого поведения. Тогда наша цель — понять, как получается, что человек ведет себя определенным образом, а не иначе, и, возможно, предсказать его дальнейшие поступки. Во-вторых — для управления поведением, когда нам нужно, чтобы человек сделал то, что мы хотим.

Это кстати, не всегда циничная манипуляция ради выгоды; это может быть прием, позволяющий не допустить паники во время пожара в общественном месте или договориться с преступником, удерживающим заложников. В-третьих — для изменения поведения. Тут наша цель состоит в том, чтобы человек сделал самостоятельный, осознанный выбор. Если мы решаем педагогические задачи, значит, фокусируемся на том, что человек выбирает например, социально приемлемое поведение. Если мы решаем терапевтические задачи, мы фокусируемся на том, как человек выбирает, пытаемся помочь ему сделать осуществимой саму возможность выбора. То есть, говоря о применении Гештальта в разных областях жизни, надо отличать гештальт-методологию от собственно гештальттерапии.

Многие идеи, которые используются в гештальт-подходе, могут быть применены, например, для расчета эффективности влияния рекламных сообщений на аудиторию, для диагностики того, что происходит с людьми в трудовых коллективах, и проч. Использование гештальт-подхода в психологическом консультировании — это применение идей, описывающих динамику процесса контакта, в ситуациях, когда человеку необходима помощь. Можно сказать и так: гештальттерапия — это название практик работы в отношениях «клиент и терапевт», и мы предполагаем, что само слово «терапия» дает указание на то, что есть необходимость помощи в решении человеческих проблем и изменении качества жизни клиента. Важнее всего здесь позиция терапевта: как, каким образом он организует контакт с клиентом. В чем специфика поведения гештальттерапевта? Прежде всего, это разговор с клиентом «на равных»; открытость диалогу; максимальное внимание к тому, чтобы исследовать опыт контакта человека и его окружения; поддержка осознанности; отказ от «скрытых методов влияния»; отказ от гипноза и манипуляций.

Это ориентация на актуальное время и место и — в значительно меньшей степени — ориентация на историю детства и бессознательные процессы. Это встреча «человек и человек» в настоящем моменте времени и пространства. Гештальттерапевт воздерживается от того, чтобы считать опыт человека «патологичным» и искать в детстве причину такой патологии. Гештальтттерапевт ориентирован на феноменологию, он осознает, фиксирует происходящее с ним самим и клиентом, но не дает оценок — ни с этической, ни с какой-либо другой точек зрения. Казалось бы, встреча «человек и человек» доступна нам и в обыденной жизни — с друзьями, с близкими людьми. Однако практика показывает, что, если у человека случается стресс, как раз прямая встреча становится для него затруднительной.

Сделаем пометку на полях: независимо от того, какое направление представляет психотерапевт, его разговор с клиентом, по сути, ни к чему клиента не обязывает — в отличие от разговоров с родственниками, начальниками, чиновниками и т. В определенном смысле, психотерапевт — это «случайный попутчик», человек с плохой памятью. Он никому ничего не расскажет. Соответственно, и клиент чувствует себя более свободно, поскольку ему предлагают высказываться в «лабораторных условиях», в условиях ни к чему не обязывающего эксперимента. Инструмент терапевта, его позиция — открытость и присутствие. Клиент и терапевт стараются быть открытыми в плане своих чувств и своих человеческих реакций.

Эта правда чувства в ситуации становится основанием для доверительности и предоставляет клиенту возможность для максимального самораскрытия. То же самое относится и к сюжетам жизни. Человек понимает: даже если он сейчас скажет что-то предосудительное с точки зрения общепринятой морали или, например, гражданского кодекса относительно желаний, мечтаний, фантазий и реальных фактов своей жизни, это не повлечет за собой ни осуждения, ни наказания. Клиент может быть честен, что позволяет ему вместе с терапевтом исследовать душевные феномены и экспериментировать с реализацией желаний в защищенной игровой ситуации. То есть открытость и искренность позволяют поддерживать другие важные для гештальттерапии темы — тему осознавания происходящего, реалистичности опыта, опоры человека на себя, свои телесные ощущения и эмоции, творческое, живое отношение к реальности и поиск наилучшей формы взаимодействия с окружением в конкретной ситуации. Мы отчасти уже говорили об этом в самом начале.

Гештальттерапевта интересует, как организован процесс действования человека в конкретной ситуации, процесс его контактактирования с Другим, процесс его эмоциональной жизни. И, соответственно, «область вмешательства» терапевта его интервенции, предлагаемые эксперименты также будет связана с тем, чтобы по-новому организовать этот самое КАК. Очень важное отличие гештальттерапии от других методов состоит в том, что сюжет как набор и последовательность конкретных фактов, составляющий ситуацию, мене важен, чем способ его проживания человеком. Это, кстати, предоставляет терапевту и клиенту очень широкие возможности для выбора незавершенных ситуаций. Они могут быть социально значимыми или казаться совсем простыми, частными случаями из жизни. Для гештальтиста важно не то, как человек оценивает значимость ситуации, важно то, как он с ней справляется.

С точки зрения постороннего наблюдателя а иногда и самого клиента, который только-только начинает терапию , на сессиях часто обсуждаются какие-то «мелкие темы», но результатом становится изменение способов прохождения контактного процесса и форм организации жизни в самых разных масштабах. Но за счет чего происходят эти изменения? Как удается в рамках терапевтической сессии завершить незавершенное? Практика гештальт-подхода в значительной степени основана на том, что природа или Господь Бог дали нам две сигнальные системы — предметную и фантазийную. Их описал академик Иван Павлов. Суть его открытия я сейчас немного упрощаю состояла в следующем: высшие животные, включая человека, способны проживать ситуации чувствовать, определять приоритеты, ставить цели, действовать как в предметном, так и в фантазийном мире.

Причем, обе системы в значительной степени дублируют друг друга. Иначе говоря, когда мы читаем книгу, слушаем рассказ другого человека, смотрим спектакль или кино, мы переживаем практически то же испытываем те же эмоции , что могли бы пережить, если бы события происходили в реальном мире с нашим участием. На этом основана аристотелевская теория катарсиса. Я, зритель, не участвую в действе, но идентифицирую себя с персонажем и за счет этого способен пережить очень сильные, очищающие эмоции. Больше того, я приобретаю новый опыт проживания ситуации изнутри, хотя, по факту, остаюсь наблюдателем и вижу происходящее извне. Тут, правда, сразу нужно оговориться и мое замечание относится к теории Гештальта : воспринимая происходящее на фантазийном уровне, я проживаю опыт иначе, в других модальностях, чуть с большей или с меньшей интенсивностью, нежели в реально-предметном мире.

Если я здоровый, достаточно образованный человек, знающий правила сценического языка, или просто помнящий правила детской игры, я все-таки буду отличать смерть Эдипа или Дездемоны, персонажей на сцене театра, которых играют актеры, от смерти близких мне людей. Гибель театральных персонажей не станет для меня психологической травмой. Наоборот, я смогу, помимо прочего, восхититься композицией пьесы, талантом актеров, осознать свои собственные эмоции, которые по ассоциации связаны с эмоциями персонажей. Этот особенный эффект русский литературовед Виктор Шкловский называл эффектом остранения от слов «странность» и «отстранение» , и благодаря ему я оказываюсь способен заметить в себе переживания, которые из-за стресса могут быть пропущены мною в собственном человеческом опыте ежедневного бытия. Обратите внимание, мы опять говорим не о содержании действия, не о том, что происходит, а о том, как это происходит. Я получаю удовольствие от факта соприсутствия, от формы, от композиции, от того, как организован процесс, от вовлеченности в сюжет.

Это некоторые «дополнительные» эмоции, которых не возникает, когда я — участник события и сложное по чувствам действие происходит в реальности. Восприятие искусства предоставляет нам дополнительное «место и время» для переживания. Мы говорим: «Ух, как он это сделал! И не просто заметить, но и запомнить, как вообще могут развиваться эмоциональные процессы, как люди вступают в отношения, действуют в отношениях и выходят из отношений. Это помогает нам распознать и осознать самих себя в сложной динамической системе личностных, социальных и культурных взаимосвязей. Тут мы уже совсем близко подходим к пониманию гештальт-методологии.

Потому что базисным основанием терапии является для нас осознанность awareness. Мы предполагаем, что решение психологической проблемы возможно в результате повышения осознанности динамических проявлений человека в ситуации. А метод нашей работы основан на организации эксперимента в реальном времени и реальном пространстве. Это может быть эксперимент в непосредственных отношениях между терапевтом и клиентом или между участниками терапевтической группы. Или эксперимент в фантазийном, игровом мире, который, однако, тоже локализован в реальном времени терапевтической сессии. Гештальттерапевты часто используют игровые, фантазийные эксперименты, потому что такое экспериментирование, в определенном смысле, оказывается даже более эффективным и, понятно, менее рискованным для человека и тех, кто его окружает , нежели экспериментирование в реальной жизни.

Наш клиент на сессии способен не просто проиграть некую ситуацию, но и запомнить сам механизм ее проигрывания. Соединение и интеграция в процессе осознанного экспериментирования двух сигнальных систем вспомним учение Ивана Павлова создает уникальную возможность для создания новой формы самоорганизации личности в ее психической и физической реальности. С некоторой долей оптимизма мы можем даже утверждать, что процесс осознавания ведет к перестройке самой психофизиологии в моменте организации процесса контакта. Иначе говоря, — к тому, что в реальном физиологическом поле организуются новые нейронные связи, и за счет этого переформируется сама система функционирования эмоционального и когнитивного опыта. Процесс и осознавание происходящего здесь и сейчас Надо заметить, что английское «awareness» слово, которое активно используется в Гештальте переведено на русский язык не очень удачно. Мы говорим об «осознании» или «осознавании», и эти термины отсылают нас к тематике сознательного и бессознательного.

Дальше, соответственно, начинаются рассуждения про интеграцию бессознательного в сознание и проч. В действительности же, в Гештальте имеется в виду нечто другое. Речь скорее идет об осведомленности, информированности, компетентности, о способности отдавать себе отчет в том, что сейчас во мне и вокруг меня происходит. Если использовать разговорный оборот речи, можно сказать: «Я в курсе происходящего ». Именно в этом смысле мы говорим, что клиент начинает осознавать процесс и получать определенное удовольствие от того, что осознает процесс , собственные мотивы, эмоции, телесные переживания. В результате во время терапевтической сессии он подмечает то, что обычно пропускает в реальной жизни.

Клиент осознает, как он сам себя прерывает, когда контактирует с другими людьми. И тут мы снова можем опереться на теорию академика Павлова. Допустим, у человека не было опыта позитивного слияния с матерью — не ласкала она его, не кормила грудью. Но есть же еще фантазийный мир! Есть мечты о слиянии, насыщенные множеством деталей… Не ставить же штамп в паспорте «Не годен» всем тем, кого не кормили грудью, не качали в колыбели, кому игрушку нужного цвета не повесили над кроваткой, у кого папа с мамой разошлись! В этом смысле, Гештальт — очень оптимистический метод.

Он сфокусирован не на том, почему у меня возникают проблемы, а на том, как они проявляются. Что такое я делаю? Как так происходит, что я, взрослый человек, повторяю цикл отклика, который сформировался в детстве и тогда, как творческое приспособление к реальности, помогал мне справиться с ситуациями, но сейчас уже мешает? Что я пропускаю, что я не осознаю? Как я прерываю процесс контакта? В этом месте, кстати, гештальт-подход в плане методологии расходится с аналитическими процедурами.

Предположим, клиент заявляет, что мать не кормила его грудью. Психоаналитик в таком случае, скорее всего, будет предполагать, что долгое обсуждение взаимоотношений с матерью, попытка проживания детских впечатлений и эмоций как-то изменит мышление и восприятие клиента. Гештальттерапевт будет склонен воспринимать историю клиента как «параллельную» тому, что случается в жизни человека сегодня. И спросит клиента: «А как ты сейчас себя чувствуешь, когда рассказываешь мне об этом? Как ты сейчас организуешь свой опыт контакта с окружением? То есть клиент действует в данный момент времени, и потребности у него уже другие вряд ли взрослый так уж хочет по-настоящему присосаться к груди!

Если говорить по-простому, мы реагируем на происходящее привычным образом, не задумываясь о том, как мы это делаем. Так вот, гештальттерапевт предложит клиенту не мучить душу тем, как когда-то было плохо, а попытаться понять, как ему справиться с ситуацией здесь и сейчас. То есть мы признаем, что невозможно изменить прошлое, но предлагаем человеку попробовать как-то иначе чуть более спонтанно, вариативно откликаться на настоящее. При этом опору мы, как правило, ищем в поле. Не в самой ситуации, а в том, что ее окружает. Фигура и фон Гештальт-психологи первой половины XX века сформулировали понятия фигуры и фона.

Фигура есть то, на чем сфокусировано сейчас наше внимание. Фон — то, что окружает фигуру. Все мы прекрасно знаем этот эффект. Когда мы смотрим в окно, мы видим либо пейзаж, либо стекло на фоне пейзажа.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий