сезария эвора биография. После первого альбома, выпущенного в 1988 году, Сезария практически каждый год выдает новый. Сезария Эвора. Cesaria Evora.
Читайте также:
- Русский след Сезарии Эворы
- 2. Чем больше косметики и парфюмерии – тем лучше
- Курсы валюты:
- Певица Сезария Эвора - о русских романсах, кино и совах
- Лучше поздно
- Спасающий голос
Сезария Эвора: биография легендарной певицы
С 17 лет Сезария начинает выступать в барах Минделу, исполняя в основном произведения поэта и композитора Б. Леза, чьи морны стали классикой архипелага. В 1975 году на архипелаге, после долгой борьбы за независимость от Португалии, происходит переворот и устанавливается промарксистский режим. В стране тяжелое экономическое положение.
Сезария уже не может зарабатывать себе на жизнь пением. Непризнанная, она замолкает на десять долгих лет. Успокоение она находит в коньяке и сигарах.
В 1985 году Сезария уступает просьбам своих друзей и участвует в записи коллективного альбома лучших исполнительниц морн с Кабо-Верде. В1986 году состоялась запись ее первого сольного альбома в Лиссабоне. За ним следует много концертов в разных странах в среде диаспоры Кабо-Верде.
Вскоре последовала знаменательная встреча с Хосе Да Сильва, соотечественником Сезарии, живущим во Франции. Фанат музыкальной культуры своего народа, Хосе ночью работает путевым обходчиком, а дни посвящает музыке. Именно он берет в свои руки ее карьеру, в результате чего в этом же году выходит ее первый французский альбом «Босоногая Дива».
Этим альбомом начинается ее сотрудничество с Lusafrica, которое длится до сих пор. В 1990 году выходит второй альбом Сезарии «Судьба красавицы». Этот альбом не делает много шума, но слава Сезарии растет в среде диаспоры Кабо-Верде.
В 1991 году Сезарию ждет успех на фестивале в Ангулеме.
Известность к певице пришла случайно, когда её услышал кабовердец Тито Парис, ставший первым продюсером Эворы. Во время очередного концерта в португальском ресторане Enclave, где собирались лиссабонцы с кабовердийскими корнями, Эвору заметил Жозе да Силва.
Француз, предки которого родом с Кабо-Верде, помог певице начать сотрудничать с компанией Lusafrica. Исполнительнице было сорок три года, когда она выпустила свой первый сольный альбом в Лиссабоне. Практически сразу после выхода первой пластинки на «босоногую диву» обрушилась популярность.
Певица начала концертировать по всему миру. Каждый последующий альбом публика встречала еще более восторженно. Особо полюбились слушателям песни с пластинки «Мисс Перфумаду», которая была выпущена в 1992 году.
Кстати, неоднократно со своими концертами Эвора приезжала и в Россию. Сезария, как и ее мать, воспитывала своих детей одна.
За свои первые записи Сезария не получила ни гроша. Люди, оплатившие студию и выпустившие ее первый винил, сказали, что запись плохая, успеха нет - а значит, нет и денег. Каково же было изумление Сезарии, когда однажды, проходя мимо музыкального магазина в Сан Висенте, она услышала собственный голос. Оказалось, что пластинку покупают, и очень охотно. Но, поскольку никаких контрактов подписано не было, Сезария имела на эти записи не больше прав, чем любой прохожий. Уроженка Островов Зеленого Мыса, Сезария не умела плавать и ужасно боялась штормов.
Все потому, что в раннем детстве она увидела, как огромная волна смыла со скалы человека. При этом она не могла долго находиться вдали от океана: говорила, что присутствие Большой Воды необходимо ей, чтобы жить. Сезария никогда не была замужем, но у нее было двое детей: дочь Фернанда и сын Эдуардо, которого она назвала в честь своей первой любви. Сама она говорила, что ее дети - только ее, а мужчины, давшие их, пришли и ушли, как океанский прилив. Сына она родила в восемнадцать от португальского солдата, который уехал с Кабо Верде, даже не зная, что Сезария беременна. Она никогда не пыталась связаться с ним, а много лет спустя на все вопросы об отце Эдуардо скупо отвечала: «Я не знаю даже, жив он или мертв. Мне, честно говоря, наплевать». С отцом дочери, португальским футболистом, она тоже не поддерживала отношений.
Однако и зла на мужчин, оставивших ее, не держала: «Я рожала не по великой любви, это скорее amorzinhos «влюбленность», «страстишка» - порт. Но все же у нас были чувства». От Фернанды, которая умерла несколько лет назад от рака легких, остались близнецы, внуки Сезарии. Их она обожала и очень гордилась, особенно девочкой. Сейчас Жанет Эвора семнадцать, и она начинающая модель. Сезария Эвора - Amоr Di Mundo «Я знаю, как это - жить за чертой бедности, и радуюсь, когда мое творчество может помочь хоть кому-то». Сезария Эвора. Жизнь Сезарии Эворы в цифрах: Сезария Эвора порт.
Сезария Эвора является обладательницей французской музыкальной награды — «Victoire de la Musique». Пять раз она была номинирована на Grammy, дважды становилась лауреатом этой премии. Первое выступление певицы в России состоялось в апреле 2002 года в театре Анатолия Васильева на Сретенке. Второй концерт прошел в мае того же года в Малом театре. Сезария Эвора скончалась 17 декабря 2011 года. Этот солнечный туристический рай находится на островах Зеленого Мыса, что лежат на просторах Атлантического океана, невдалеке от побережья Африки. Своеобразие жителей Кабо-Верде обусловлено сплавом африканской и европейской крови, они вобрали в себя все лучшее, что может только предоставить такой коктейль, по пути впитав в себя золото лучей солнца и протяжные мелодии моря. В таком вот удивительном месте родилась Сезария Эвора , в знойном августе печально памятного нам 1941 года.
Девочка выросла в атмосфере курортного порта Миндело, где вдоль набережной выстроилась целая череда многочисленных кафе, и ночи были такими же насыщенными, как и дни. Когда солнышко клонилось к закату, и морская прохлада приносила облегчение на опаленные зноем улицы, воздух наполнялся ее величеством музыкой. Кроме известных нам музыкальных направлений, жители всегда любили слушать старинный фольклор - морну, фаду и коладеру. Песни с медленным мотивом, в которых сквозит печаль, ностальгия, тоска и, конечно, любовь. Как истинная жительница своей страны, Сезария любила эти песни и настолько проникновенно их исполняла, что быстро завоевала титул «Королевы морны». Она начала свою карьеру в возрасте 17 лет. И вскоре в городке Миндело не оставалось ни одного клуба, ни одной сцены, где бы певица не выступала. Ее пение было очень запоминающимся, глубокий и сильный голос доставал до самых потаенных мест в душах слушающих, раскрывал сердца, заставлял переживать - плакать и любить, тосковать и быть благодарными.
Эта удивительная женщина пела, пыталась построить свое личное счастье у нее трое детей от трех браков , а время шло. Молодость далеко позади и уже, казалось бы, нужно остепениться - заняться прибыльным делом, воспитывать детей, бросить пить и курить, ограничить доступ в свой дом многочисленным друзьям... Но это все не про нашу героиню. Она оставалась верна себе во всем. Молодой человек именем Хосе да Сильва смог убедить Эвору ненадолго приехать в Париж для записи своей пластинки. На этом дело не закончилось. Казалось бы, кто станет слушать вокал никому не известной певицы в возрасте, да на другом не всем понятном языке, кроме выходцев из Кабо-Верде и немногих португальцев… Однако так можем рассуждать мы, а на самом деле случилось вот что. Верность напевам родной страны выделила певицу из массы поп-звезд Европы, ее голос - плавный и эмоциональный, свободный и сильный - брал в плен сердца без боя, слова не нуждались в переводе.
Ведь чувства интернациональны, а тяга человека к чистому, глубокому, естественному всегда живет где-то в каждой душе. В 1992 году альбом «Miss Perfumado» Благоухающая девушка триумфально прошелся по всей Европе, только во Франции было продано более 200 тысяч экземпляров. По всему миру люди повально начинали слушать морну, как когда-то массово танцевали ламбаду и макарену. У Сезарии был редкий талант - в ее голосе сквозит «чувство светлой тоски по родине» - «саудаджи». Это щемящее чувство знакомо каждому - мы можем тосковать по детству, маме, чему-то родному и до боли знакомому, чего уже не вернуть. И Сезария продолжала удивлять публику. На сцену она выходила босоногой в знак солидарности с бедными африканками, даже в залах северных стран и России. Сценические наряды ее были куплены в обыкновенных магазинах, отнюдь не бутиках.
Она не участвовала в светской жизни и политике, не появлялась на модных тусовках, потому что после гастролей всегда возвращалась домой, в Миндело. У нее было всего две, притом недорогих, машины. И жила она в доме своих родителей - доме своего детства. Львиную долю заработанных миллионов долларов певица передавала в бюджет Кабо-Верде. Все начальное образование целой страны целиком финансировалось из ее гонораров! Какая ощутимая любовь к Родине! Представляете, доставшееся потом и кровью - и другим. Сезария знала, что ее страна бедна и нуждается в ней.
Когда тебе судьба дала столько возможностей и средств, а для настоящего счастья много не нужно - лишь друзья, дом, любимая работа и ощущение своей необходимости, не трудно делиться. Радость от того, что твои деньги помогут другим людям выучиться, определят им лучшее будущее, с лихвой покрывает все жертвы. Чтобы вы оценили масштаб переданных сумм - скажу, цитируя газету «Известия», что «В процентном отношении отчисления Эворы в бюджет родной страны равны доходам, которые получает Россия от продажи нефти». Как настоящая африканка Сезария любила коллекционировать золото. Золотые серьги, цепочки, кольца теплыми солнечными каплями всегда дополняли наряд Эворы на сцене. Самые лучшие друзья девушек «бриллианты», а также все остальные драгоценные и полудрагоценные камни, остались не востребованными, как холодные стекляшки. Мнение Сезарии: «Золото — это деньги, которые всегда рядом с тобой. А бриллианты - это потерянные деньги».
Она обувалась лишь в сандалии во время поездок по странам с умеренным климатом. Отцу Сезарии, доброму и простому человеку, была суждена слишком короткая жизнь. Девочке не исполнилось и 7 лет, когда его не стало. Детей в семье было, как говорится, семеро по лавкам. Чтобы хоть как-то облегчить свою участь, мать отдала Сезарию в приют. Повзрослев и малость окрепнув, девушка вернулась домой и стала помогать матери. Чистила, мыла, стирала, готовила, напевала и украдкой поглядывала на фотографии отца-музыканта. Какие чувства пробуждали они в ней, неизвестно.
Однако, в возрасте 14 лет под аккомпанемент гавайской гитары в портовой таверне Сезария впервые запела о любви. Природа одарила девушку сильным и уникальным голосом, которому был присущ особенный магический тембр.
Лучше поздно
- Босая царица маленькой страны: 80 лет певице Сезарии Эворе
- Сезария Эвора - Cesária Évora
- 80 лет назад родилась Сезария Эвора | Глагол. Иркутское обозрение
- Легендарная певица из Африки
- Биография Сесарии Эвора
- Сезария Эвора — Радио JAZZ
Босая царица маленькой страны: 80 лет певице Сезарии Эворе
Cesária Évora. Певица Сезария Эвора: Новые Известия - новости России и мира сегодня. Сезария Эвора - Angola, легендарная босоногая дива. Сезария Эвора Биография Сезария Эвора — самая известная в мире уроженка Островов Зеленого Мыса, бывшей африканской колонии Португалии. Gооglе посвятил новый дудл певице Сезарии Эвора — женщина покорила слушателя не только глубоким голосом, но и поразительными личными качествами. В случае с Сезарией Эворой эти строки перестали быть метафорой — пусть уроженка далеких островов Зеленого Мыса и не слагала сама стихов, всё ее творчество было пронизано самой настоящей, почти что первобытной поэзией. Сезария эвора, биография, новости, фото. Детство и юные годы Сезарии Эворы. Сезария Эвора согласилась на интервью.
#cesariaday: памяти босоногой королевы Сезарии Эворы
Мать была не в состоянии одна прокормить детей, поэтому отдала дочь в приют к католическим монахиням. В 13 лет она вернулась домой и стала помогать матери по хозяйству. Причем пела она исключительно в жанре морна. Это традиционные песни для Островов Зеленого Мыса, в которых чувствуется влияние африканских мотивов, а также бразильских и португальских ритмов. Название произошло либо от английского глагола to mourn «печалиться» , либо от португальского слова morno «теплый». Сама Сезария говорила про свою музыку так: «Стиль морна соткался из всего того, что окружало нас на острове: море, любовь и тоска по чему-то необъяснимому». В 16 лет Сезария встретила свою первую любовь — музыканта и моряка Эдуардо Жуау Шалину. Они познакомились в баре, где девушка рассчитывала спеть — бесплатно или хотя бы за несколько сигарет.
В то время ей исполнился 51 год. В 53 она записала шестой по счету диск, ставший во Франции золотым. В 54 получила первую номинацию на премию Grammy. В 60 она впервые приехала в Москву. И вот ей почти 70, и Сезария уже во второй раз в Нижнем… …Открылась дверь, она тяжелой поступью прошла по залу, села, неторопливо достала пачку Marlboro, закурила и приготовилась отвечать на вопросы. Покончив с алкоголем более пятнадцати лет назад, расстаться с сигаретами она не в силах. Мудрый взгляд, платок леопардовой раскраски, превращенный в импровизированную чалму, золотые браслеты, цепи, брелки на груди и запястьях и павловопосадский платок на плечах. Поклонники много чего дарят, и в доме Сезарии есть сувениры с разных концов света. Она любит ходить по магазинам и признается, что в России покупает одежду и золото.
Себя певица побаловала лишь парой недорогих автомобилей, чтобы гонять теплыми африканскими вечерами по побережью родной страны… Цезария Эвора — бабушка-певица c Островов Зеленого Мыса. Она курила сигары и ходила босиком. Пожилая женщина с расфокусированным взглядом, мать троих детей, гордость своего маленького города Манделы, Цезария воплотила тайные мечты всех бабушек. В душе бабушки совсем не хотят быть похожи на Надежду Бабкину или героиню молочной индустрии с домиком в деревне. Правильные бабушки хотят быть похожи на Цезарию Эвору. Цезария Эвора родилась через два месяца после того, как на Россию напала армия Гитлера. Пока наши бабушки-девочки прятались от немцев под немецкой швейной машинкой «Зингер», Цезария Эвора имела беспечное африканское детство на природе. Потом — любовь с музыкантом, концерты в кабаках и неизменный виски с сигарой. Под рюмочку-другую Цезария вещала посетителям забегаловок о тяжелой жизни населения Островов Зеленого Мыса. Ее песенные истории складывались в морны — народные баллады. Для жителей культурной столицы островов — Манделы — она уже тогда была символом. В конце восьмидесятых зрелую чернокожую Золушку заметил французский продюсер. Ровно 10 лет назад Эвора с аншлагом собрала парижскую «Олимпию».
Но благодаря искренней проникновенной манере исполнения они не нуждались в переводе. Это были композиции о жизни, любви, земных радостях и печалях. Личная жизнь Всю свою жизнь Эвора посвятила творчеству, а вот личного женского счастья так и не обрела. Первая любовь с гитаристом Эдуардо закончилась болью и разочарованием. Романы с другими мужчинами не вылились ни во что серьезное. Однако Сезария состоялась как мать, она самостоятельно воспитала троих детей. Что интересно, в результате своей деятельности, Эвора заработала более 50 миллионов долларов. Но она не стала «сорить» деньгами направо и налево. Большую часть средств она потратила на финансовую поддержку систем образования и здравоохранения в своей маленькой бедной стране. Благодарные люди хотели поставить Сезарии памятник еще при жизни, но она попросила организаторов перевести средства нуждающимся детям. Эвора дожила до 70 лет и ушла, оставив после себя яркий след из своих уникальных песен и добрых дел. Певица с Островов Зеленого Мыса стала одной из самых популярных исполнительниц современности. На сцену Эвора выходила всегда босиком: из солидарности с бедняками — своими земляками. Сезария ходила босиком и в жизни на протяжении многих лет. Она надевала обувь только в исключительных случаях, например тогда, когда отправлялась на гастроли. Эвора родилась в Минделу в 1941 году, в 17 лет начала выступать в музыкальных барах. Она пела песни в стиле «морна» фольклорная музыка Островов Зеленого Мыса , томные португальские «фаду», а еще включала в репертуар любимые африканские песни. Дебютный альбом певица издала только в 43 года в Лиссабоне, в первое турне по Европе поехала в начале 1980-х и уже в 1988 году прославилась на весь мир. Первое выступление Сезарии в России состоялось в апреле 2002 года в театре Анатолия Васильева на Сретенке. За годы выступлений Эвора заработала 50 миллионов долларов. За этот альбом Эвора была номинирована на «Грэмми» и получила в Париже награду «Золотой диск», став второй африканкой после Мириам Макеба, достигшей подобного успеха. Четвертый альбом и его заглавная песня стали самыми знаменитыми в творчестве певицы. Диск был номинирован на премию «Грэмми». Это один из любимых альбомов певицы, с которым она отправилась в турне на много месяцев и объехала весь мир. Именно в Кабо-Верде певица умерла в 2011 году на 70-м году жизни. Альбом «Кафе Атлантико» был номинирован на «Грэмми» и принес певице награду Victoire dela misique — высшее признание музыкального успеха во Франции. Название диска — это собирательное название всех баров в Минделу, где много лет работала Сезария. Именно поэтому песня Amor di Mundo получилась особенно эмоциональной — она ностальгическая. Сезария записала ремейк известной композиции «Парень с улицы Глюк» вместе с итальянским актером и певцом Адриано Челентано. Песня, исполненная на креольском языке, вошла в альбом Челентано Ce sempre un motivo. Эта композиция 1966 года, в которой певец пел о себе Адриано родился на улице Глюк в Милане , была переведена на 22 языка мира и более четырех месяцев возглавляла итальянские хит-парады. Челентано прокомментировал этот дуэт так: «Я всегда слушал и люблю музыку Сезарии, которая хранит дух ее культуры. Однажды я попросил Клаудию жену. Во время беседы я сказал, что мне было бы приятно спеть с ней. Или одну из ее замечательных вещей, или «Парня с улицы Глюк». Она захотела послушать песню. Ей очень понравилось, и она одобрила эту идею». Дуэт двух великих музыкантов был великолепен. Этот диск наконец получил премию «Грэмми», на которую певица номинировалась пять раз. После его выхода Эвора снова получила титул Victoire dela misique во Франции. Isolada — заглавная и самая задушевная песня — задает тон всему альбому. В портовом баре накурено и людно. На сцене босая темнокожая девочка поет о большой любви, о разлуке. Она верит, что однажды и к ней придет счастье, и не знает, что через четыре десятка лет ей, по-прежнему босоногой и верящей в него, будут хлопать в переполненных залах по всему миру… Если бы не Сезария Эвора, бывшие Острова Зеленого Мыса а сегодня - Республика Кабо-Верде так бы и оставались строкой в учебниках истории и географии. И только редкие путешественники, любители забраться подальше от цивилизации, смогли бы рассказать о 18 островах в Атлантическом океане, недалеко от западного побережья Африки. Но, выйдя на сцену, Сезария смогла рассказать нам, не видевшим тех краев, о своей родной земле , где ласковое солнце, весь день нагревавшее песок бесконечных пляжей, скатывается в огромный океан, где шелестит среди ветвей ветер, нашептывая влюбленным о скорой разлуке, и где поют женщины, чьи возлюбленные уже покинули родные края, надеясь отыскать лучшую жизнь. И песни о разлуке, о все еще возможном или уже несбыточном счастье, мелодии светлой грусти, укутанной в робкую надежду и разрывающую сердце тоску, уплывают за горизонт - тонкую линию между лазурным небом и бирюзовым океаном. Еще в XVI веке португальцы высадились на островах, превратив их в свою колонию, и стали увозить невольников за Атлантику. В конце XIX века рабство на этих землях отменили, но это не слишком улучшило социальный статус местных жителей. Редкие дожди не позволяли заниматься сельским хозяйством, богатых залежей ископаемых тоже не находилось, власть на острове по-прежнему принадлежала португальцам. Все больше мужчин мечтали о лучшей жизни и садились на корабли, чтобы пересечь океан из чужих земель слать гроши, которые помогут спасти семью от голода. Все больше женщин оставались бедствовать со множеством детишек, по вечерам вглядываясь в горизонт и в песнях изливая тоску по любимым. Морны - так назвали эти музыкальные плачи - один из самых распространенных на острове жанров. Мама Сезарии тоже не раз выпевала ветру печаль, когда в доме оставалась одна лепешка на шестерых детей. Эту грусть узнала и маленькая Сезария. Сначала когда в семилетнем возрасте потеряла отца, а после когда ее новой семьей стали такие же чумазые горемыки в детском доме - не в силах самостоятельно прокормить детей, мать отдала их в приют. Девочка скучала по настоящей семье, но старалась не потерять надежду, что счастье однажды найдет ее. Ее никто не учил нотной грамоте - впрочем, обычная тоже осталась для нее непостижимой: в Кабо-Верде времен ее детства было не до школ. Она так до конца жизни и останется необразованной, выучив лишь несколько простых фраз, чтобы подписывать открытки поклонникам: «От Сезарии с любовью». Но это все еще очень далеко, а пока у Эворы свои маленькие радости и беды. Чтобы заработать хоть немного на жизнь, она отправляется в портовую часть родного Минделу, где на побережье стоят трактиры. К 1958 году здесь не сказать чтобы было идеальное место для жизни, но по сравнению с остальными городами более удачное. В порт прибывали корабли со всех сторон света, и соскучившиеся по суше моряки заходили в заведения пропустить рюмочку. Не все понимали, о чем поет 17-летняя девушка, ведь она знала только местное наречие - кабо-вердианский креольский, диалект португальского языка. Но простые парни слушали ее сердцем, ведь историю любви всегда поймет другой влюбленный, на каком бы языке она ни звучала. Слушателю запоминаются больше морны - печальные песни-баллады о любви, о том, как кто-то грустит в разлуке. Есть еще коладеры - они носят критический, даже сатирический окрас. Быть может, кто-то сделал что-то не очень красивое или не очень правильное, а мы делаем из этого историю, превращаем в песню. Практически в каждом альбоме есть и морны, и коладеры». У Сезарии за 24 года вышло 18 альбомов. Первый - Distino di belta - был записан еще в 1987 году, но широкой известности не получил. Последним стал сборник Nha Sentimento 2009 года. А 15-й по счету альбом, Voz de Amor, вышедший в 2003 году, в следующем принес исполнительнице премию «Грэмми». А Сезария пела душой - к ней только пришло первое чувство, но не пришло долгожданное счастье. Красавец гитарист уехал с острова, как многие мужчины, в поисках лучшей доли. И Эвора умела рассказать со сцены от имени всех женщин, любящих и ждущих, и это трогало душу любого слушателя. Как и история сложной жизни в бедности - кому, как не простым морякам, понять, что такое «за душой ни гроша». Но там же она приобрела привычку к алкоголю, которая останется с ней до 1994 года. Меня угощали, и я втянулась. Казалось, что алкоголь спасает от тяжелых мыслей, - признавалась она. К счастью, сумела победить эту зависимость и ничего крепче воды уже не употребляла». Ее музыка стала появляться в эфире местного радио, ее имя уже знали соотечественники. Так прошло двадцать лет, но она не переставала верить, что однажды счастье придет к ней, настоящее, полноценное, и у нее появится возможность услышать аплодисменты не только посетителей баров. Я пела в барах Минделу для многих иностранцев и видела, что им нравится моя музыка. Тогда подумала, что, если однажды поеду за границу, другим тоже придется по душе то, что я делаю.
Сезарии Эвора 27 августа исполнилось бы 75: почему певицу обожает весь мир?
Сезарию Эвору называли "босоногой дивой". На сцену она всегда выходила босиком. Сезария Эвора Музыканты, как и все без исключения люди, приходят и уходят. В случае с Сезарией Эворой эти строки перестали быть метафорой — пусть уроженка далеких островов Зеленого Мыса и не слагала сама стихов, всё ее творчество было пронизано самой настоящей, почти что первобытной поэзией. Cesária Évora. Певица Сезария Эвора: Новые Известия - новости России и мира сегодня. Сезария Эвора - Angola, легендарная босоногая дива. Cesária Évora in São Paulo, 2008.
Сезария Эвора - Cesária Évora
Сезария Эвора легендарная босоногая дива, уже легенда, Годы жизни: 27 августа 1941 года, Минделу — 17 декабря 2011 года[1], Сан-Висенте) — певица из Кабо-Верде, исполнительница морны, фаду и модиньи. Сезария Эвора родилась в 1941 году на Сау-Висенте, который тогда входил в колониальную империю Португалии. Cesária Évora), по прозвищу «босоногая дива», родилась 27 августа 1941 года в городе Минделу – втором по величине в крошечном островном государстве Кабо-Верде.
Cesaria Evora - День памяти...
Исполняла песни на креольском языке Кабувердьяну. Детство и юность Будущая певица Сезария Эвора впервые увидела свет 27 августа 1941 года во втором по величине городе Кабо-Верде Минделу, расположенным на острове Сан-Висенте. Глава семьи Жустино да Крус Эвора скончался, когда ей было 7 лет, помимо основной работы он был музыкантом по совместительству. А в 10 лет Сезарию поместили в приют, поскольку мама Дона Хоана не была в силах сама воспитывать 6 детей. Она не держала за это обиду на мать и повзрослев стала помогать ей в воспитании младших детей. В возрасте 16 лет друг настойчиво посоветовал ей петь в матросском трактире, что она и начала делать. В дальнейшем она работала в других заведения и барах Минделу. Ее взросление происходило в доме в Минделу, в котором часто бывали и использовали другие певцы и творческие личности в период с начала 1940-х по 1970-е годы.
Да, для своей страны я самая известная и состоятельная, но то, что я делаю, делаю исключительно как частное лицо. Ах, вот еще что. Есть ассоциация, которая так и называется «Сезария». Она принадлежит мне самой и моему продюсеру Хосе да Силва. Мы систематически занимаемся тем, что помогаем талантливым ребятишкам развивать их музыкальные дарования. Это совершенно точечная поддержка маленьких талантов Кабо-Верде. Я не знаю, сколько именно таких детей, по точно не тысячи. Про мою поддержку образования на национальном уровне в Республике - это всего лишь красивый миф». Тем не менее эти мифы возникли не на пустом месте. Сезария на самом деле помогла огромному количеству кабовердианцев, и даже всей стране - благодаря ей о маленьком государстве, разбросанном по островам Атлантики, услышал весь мир. Страна стала членом ООН, ВОЗ и других международных организаций , что дает жителям реальную помощь, стали приезжать туристы со всего мира, а это помогает поддерживать бюджет Кабо-Верде. Но не только мир что-то дал ее родине, сама Сезария дала — миру гораздо больше: возможность, слушая ее песни, мечтать о встреченных на берегу океана рассветах с любимым, надежду, с которой провожаешь его, и светлую грусть, с которой ждешь возвращения. О своих возлюбленных она говорила немного, но всегда с трогательным смущением. Сейчас меня окружают мои близкие - дети, внуки, кто-то из них остается со мной, кто-то навещает. Но именно это делает меня счастливой, большего от жизни мне не надо», - улыбалась пожилая женщина. Она ушла из жизни в декабре 2011 года, ей было 70 лет. Незадолго до этого она говорила: «Дожив почти до 70, я понимаю, что у меня исполнились все мечты и новых уже нет. Я жду, когда Бог заберет меня и я скажу всем: «До свидания! И до последнего дня Сезария Эвора жила в старом доме, курила сигареты и принимала гостей, встречая каждого улыбкой. Она постигла жизненную мудрость, которая заключалась в том, что надежда должна быть бесконечной, любовь - долготерпящей, тоска - светлой, сочувствие - искренним. В Миндело, как и в большинстве портовых городов, бурно кипела ночная жизнь, везде - в клубах, на улицах, на пляже - играла музыка. В моде были все стили: баллады, вальсы, фокстроты, контраданс. Однако наиболее популярными считались морна и коладера - медленные и ритмичные песни, выражающие ностальгию, любовь, печаль и тоску. Обладая сильным и эмоциональным голосом, наиболее подходящим для этих стилей, Цесария быстро нашла свою нишу в музыкальной жизни Миндело и благодаря регулярным и запоминающимся выступлениям скоро завоевала титул "королевы морны". С верными ей музыкантами она переезжала из клуба в клуб, давая концерты и зарабатывая на жизнь от щедрот своих поклонников. Однако в конце 50-х порт стал приходить в упадок, а когда в 1975 году Сенегал получил независимость от Португалии, торговля в Кабо-Верде быстро свернулась, и большинство музыкантов эмигрировало в другие части света. Цесария же Эвора решила остаться на родине. Известная в тех краях певица Бана и женская ассоциация Кабо-Верде не раз приглашали ее для записи в Лиссабон, но ни один продюсер почему-то не заинтересовался ею. И вот в середине 80-х Хосе Да Сильва, молодой француз кабо-верденских корней, был так тронут пением Цесарии, что убедил ее поехать с ним в Париж для записи пластинки. Однако настоящее признание пришло только в 1992 году с выходом в свет альбома Miss Perfumado, который своим триумфальным шествием от Парижа до Лиссабона и от Монреаля до Барселоны за один момент превратил 52-летнюю Цесарию Эвору в поп-звезду, чей диск только во Франции был продан в количестве более чем 200000 экземпляров. За привычку появлять на сцене босиком в знак солидарности с бедными африканскими женщинами и детьми ей дали шуточное прозвище "босоногая дива", на что она нисколько не обижается. По всему миру покатилась волна увлечения морной - кабоверденской версией блюза. Вышедший в 1995 г. На этом поднявшемся почти до самых вершин чартов Билборд и остававшемся там значительное время диске певица своим пронизывающим душу вокалом и трогательной лирикой пытается воссоздать сказочную атмосферу кабоверденских ночей. Здесь Цесарии, большой поклоннице Эдит Пиаф, Билли Холидей и Бесси Смит, аккомпанирует большой состав акустических инструментов: несколько гитар включая кавакино - небольшую 4-струнную ритм-гитару , скрипка, аккордион и кларнет. Записанные "живьем" они усиливают плавность и эмоциональную глубину звучания ее голоса. Альбом начинается дебютным синглом "Petit Pays" и включает несколько более ритмичных вещей, а также ряд душещипательных мелодий, которые Цесария исполняет со свойственной ей неподражаемой небрежностью. Французская газета La Vie Paris написала об этом альбоме: "Шарм Цесарии Эворы, ее богатый, насыщенный теплыми тонами голос снова как и прежде трогают нас. Не упустите возможность получить истинное удовольствие. Газета Le Monde Paris восторженно замечат, что "голос Эворы способен тронуть любую душу". Последние ее выступления включали два аншлаговых концерта на джазовом фестивале в Монреале в 1995 г. В будущем, в октябре 1996 г. Я знал, что ей 70 лет, что она очень больна, что у нее диабет в тяжелой форме, что она пела босиком не из солидарности с нищими женщинами Африки, как любят писать массмедиа, а потому что на больные и распухшие ноги не налезала никакая обувь в ее райдере значилась обязательная подача кресла-каталки к трапу самолета и чтобы гримерная была на одном этаже со сценой - она не могла подниматься по лестнице. Я знал, что один глаз у нее не видит совсем, а второй - очень плохо, что два года назад она перенесла инсульт, а год назад - операцию на открытом сердце, что осенью перед концертом в Париже ей стало плохо, и она объявила об окончании концертной деятельности. Я знал все это, но, когда 17 декабря услышал о ее смерти, чуть не расплакался. А мой друг-музыкант в пьяном виде позвонил из Израиля и десять минут рыдал в трубку. Чем же так проняла всех эта неуклюжая, безвкусно одетая, с головы до ног увешанная золотыми побрякушками, полуграмотная она практически не умела ни читать, ни писать немолодая женщина без особенных вокальных данных, певшая вдобавок небрежно, неточно и безучастно? Почему для людей, восприимчивых к музыке, для тех, у кого, как говорят французы, «тонкое нёбо», ее пение было совершенно неотразимым и воспринималось буквально как факт личной биографии? Я попытаюсь сегодня что-то рассказать об этом, но на самом деле ничего объяснить здесь нельзя. Пардон за банальность, но волшебство таланта и чудо искусства не поддаются никаким логическим объяснениям. Для затравки поставлю вам песенку, которую все вы наверняка слыхали, и расскажу, как я услышал ее в первый раз. Это было в Париже, ранней весной 2000 года. Мы с моей женой Маришей гуляли по городу, и в один из моментов ей, как и всякой нормальной женщине, натурально, захотелось походить по какому-то огромному многоэтажному универсальному магазину, а я, как всякий нормальный мужчина, всей душой ненавидя шопинг во всех его проявлениях и понимая, что это дело может затянуться надолго, остался внизу в небольшом кафетерии. Мне действительно пришлось просидеть там часа полтора, и все это время молодой бармен за стойкой раз за разом ставил на своем бумбоксе одну и ту же песню. И никому это не надоедало. И даже, когда Мариша вернулась, мы ушли не сразу, а прослушали ее еще несколько раз. Nho antone escaderode С тех пор прошло уже много времени. За подотчетный период я эту песню, которую про себя называл просто «Антошка-дерошка» , слушал бессчетное количество раз, но, только готовясь к этому вечеру, удосужился задуматься, о чем же собственно в ней поется. Скажу сразу, узнать это оказалось очень непросто. Как известно, Эвора пела на креольском диалекте португальского, который даже португальцы понимают с трудом. Текст на креольском языке в интернете нашелся, нашлись после чрезвычайно долгих поисков даже два перевода на английский и один на французский, причем все три довольно сильно отличались друг от друга. К счастью, текста в этой песне очень мало. Как почти всегда у Эворы, это многократно повторяемые два куплета и припев. И если попытаться привести английские и французский переводы к некоему общему знаменателю, то в песне поется примерно следующее: «Когда я в первый раз приехала в Рибейра Гранде это такой городок в Португалии , я славно провела время в одной забегаловке. Нас было трое, и мы так надрались ромовым пуншем, что потеряли контроль над собой и стали ходить, как скрюченный сеньор Антош». И это все. А в припеве просто повторяется имя и фамилия - Антош Эскадерош. Кто это такой, в песне не уточняется. Вообще, тексты песен Эворы - это отдельная история, и мы о них еще поговорим. Но для порядка сначала все-таки немного биографии. Сезария Эвора родилась 27 августа 1941 года в городе Минделу на острове Сан-Висенте архипелага Кабо-Верде, который по-русски чаще называли Острова Зеленого Мыса - португальской колонии, расположенной в 600 км к западу от побережья Сенегала. На этих девяти обитаемых островах сегодня живет чуть больше 400 тысяч человек для сравнения: это примерно в два раза меньше, чем в московском Северном округе. Ее отец, который был музыкантом и играл на скрипке и виолончели, умер рано, оставив жену с семью детьми. О своем детстве Сезария вспоминала так: «Мы не голодали, мы были просто очень бедными, как и многие в Минделу. Основной доход в семью приносили мои братья, которые работали за границей. Кроме того, мы сдавали в аренду часть дома, а бабушка держала огород, где выращивала арбузы, кукурузу, фасоль. Собирая небольшой урожай, мы всегда раскладывали его на кучки и делили между соседями». Тем не менее вскоре матушка Сезарии была вынуждена отдать маленькую Сизи в детский приют. Именно в этом благотворительном заведении наша героиня впервые приобщается к музыке и пению - она поет в приютском хоре. С шестнадцати лет Сезария уже пела в барах своего родного Минделу, пела с охотой, и все вокруг ее очень хвалили. В это же время она влюбляется в местного моряка Эдуарду, который обучает ее местным песням, причем многие из них сочинил ее родной дядя, известный под псевдонимом B. Leza, и в дальнейшем они полноправно вошли в ее репертуар. Сезария быстро нашла свою нишу в музыкальной жизни островов и благодаря регулярным и запоминающимся выступлениям скоро завоевала титул «королева морны». О том, что такое морна, мы еще поговорим. Но настоящей профессиональной карьеры не получалось: ни пластинок, ни гонораров… Две записи ее выступлений по радио вышли в конце 1960-х - одна в Португалии, другая в Нидерландах, где было много эмигрантов с Островов, но они прошли незамеченными.
Она поет песни рая, куда человек вернулся, зная, что в любую секунду может его потерять… Африканская Эдит Пиаф, 62-летняя бабушка с островов Зеленого Мыса, всю свою жизнь пела в прокуренных портовых барах. И начала свою профессиональную карьеру лишь в 47 лет. Доходы от концертной деятельности Эворы формировали чуть ли не половину казны ее родины — Кабо-Верде. Ее манера исполнения морна протяжных и мелодичных романтических баллад на креольском языке сводила с ума мировых ценителей музыки. Эвора родилась 27 августа 1941 года в портовом городе Минделу Кабо-Верде в семье музыканта. С 17 лет Сезария начинает выступать в барах Минделу, исполняя в основном произведения поэта и композитора Б. Леза, чьи морны стали классикой архипелага. В 1975 году на архипелаге, после долгой борьбы за независимость от Португалии, происходит переворот и устанавливается промарксистский режим. В стране тяжелое экономическое положение. Сезария уже не может зарабатывать себе на жизнь пением. Непризнанная, она замолкает на десять долгих лет. Успокоение она находит в коньяке и сигарах. В 1985 году Сезария уступает просьбам своих друзей и участвует в записи коллективного альбома лучших исполнительниц морн с Кабо-Верде. В1986 году состоялась запись ее первого сольного альбома в Лиссабоне. За ним следует много концертов в разных странах в среде диаспоры Кабо-Верде. Вскоре последовала знаменательная встреча с Хосе Да Сильва, соотечественником Сезарии, живущим во Франции. Фанат музыкальной культуры своего народа, Хосе ночью работает путевым обходчиком, а дни посвящает музыке.
К счастью, сумела победить эту зависимость и ничего крепче воды уже не употребляла». Ее музыка стала появляться в эфире местного радио, ее имя уже знали соотечественники. Так прошло двадцать лет, но она не переставала верить, что однажды счастье придет к ней, настоящее, полноценное, и у нее появится возможность услышать аплодисменты не только посетителей баров. Я пела в барах Минделу для многих иностранцев и видела, что им нравится моя музыка. Тогда подумала, что, если однажды поеду за границу, другим тоже придется по душе то, что я делаю. И как видите, оказалась права», - скажет она много лет спустя. И добавит, что однажды кто-то из моряков подарил ей брелок в виде Эйфелевой башни. Тогда Эвора сказала себе, что однажды она обязательно отправится в Париж и своими глазами посмотрит на эту башню. С аншлагами прошли первые концерты на главной площадке страны - «Олимпии»; В 1995 году вышедший диск Cesaria во Франции становится «золотым», а в США - хитом продаж 150 тыс. Но пока ее мечты о славе, легкие и сильные, как океанская волна, едва не разлетелись брызгами, ударившись о скалу реальности. В 1974 году подвластные Португалии Острова Зеленого Мыса наконец отважились осуществить давно вынашиваемый план: стать независимыми. Режим был свергнут, соглашение о независимости подписано, но это не смогло сделать реальными лелеемые мечты о хорошей жизни. Положение обретшего независимость и переименованного в Республику Кабо-Верде государства стало еще хуже. Это почувствовала и Сезария: в порту швартовалось намного меньше кораблей, а жителям островов стало не до песен и веселья в кабаках. Музыка помогала мне зарабатывать на жизнь. И когда пение перестало приносить деньги, я перестала петь, - скажет она о том периоде. Я рада, что они остались позади и я снова смогла выйти на сцену». Это случилось лишь спустя 10 лет ее молчания и произошло благодаря друзьям. Жизнь в Кабо-Верде стала налаживаться, музыканты снова вернулись к творчеству, то и дело упрашивая Эвору сделать одолжение и записать дуэт. Один за другим эти дуэты стали началом нового этапа в ее жизни. Соотечественники, обустраивавшие жизнь в Лиссабоне, не раз звали туда певицу. Там была большая кабо-вердианская диаспора, да и португальцы были готовы помочь жителям с Островов. И наконец она решается на поездку. Сезарии 46 лет, и она записывает первый альбом. Пока ее песни не выходят за пределы диаспоры, ее слушают тоскующие по дому и напевам родины соотечественники. Но в одном из ресторанов Эвору заметил француз с кабо-вердианскими корнями Хосе да Силва. Пораженный колоритом и красотой песен, он убедил Сезарию ехать с ним во Францию, чтобы добиться там успеха. Исполнительница недолго сомневалась, помня о давней мечте увидеть Эйфелеву башню. В Париже Эвора записывает еще три альбома, и третий, Маг Azur 1991 , пробивает этнический барьер и приносит ей звание «аристократки ресторанной музыки», как нарекла Сезарию местная пресса. Франция видит на сцене босую немолодую женщину, которая своими песнями переносит слушателей в совершенно другой мир. Ее хотят слышать во всех уголках Франции, Сезария отправляется в тур и каждый раз выходит на сцену молчаливая и босая. Она не ведет диалоги с публикой, не устраивает шоу и не обувается. Так рождаются первые мифы о том, что Эвора умышленно не общается с залом, чтобы зрителям не было сложно переключиться, когда она запоет на незнакомом языке. На деле же все было банальнее: с детства не обученной грамоте, Сезарии не давались языки. Ничего подобного, я просто не люблю носить обувь. Столько лет я ходила босая, как большинство у нас на острове, и мне легче петь босиком», - расскажет она. Открытая и честная, она покоряла публику именно искренностью. Ее будут называть «чернокожей Эдит Пиаф» и «африканской Билли Холидей», но отношение к жизни у Сезарии останется таким же простым, как раньше. А еще - гладильная доска и утюг в номере, ведь собственноручно готовить костюм к выступлению останется ее неизменной традицией. Не стесняясь, она будет показывать журналистам ожоги на руках. Задолго до того, как я стала известной, меня окружали разные люди - богатые и бедные, близкие и незнакомые. Я росла в бедности, ничего не имея за душой, и сейчас я продолжаю оставаться верной той себе, которой была. Сегодняшний успех не в силах меня изменить». Она на самом деле практически не изменилась, оставив себе даже вредную привычку, приобретенную еще в молодости, - курение. Даже на концертах Эвора устраивала «минутку перекура», смачно затягиваясь просто на сцене, если позволяли обстоятельства. Один влиятельный человек как-то предложил мне дорогой «мерседес» только за то, что я откажусь от сигарет. Как видите, я по-прежнему курю», - смеялась она. И была еще маленькая слабость, которую Сезария позволила себе, став успешной, - золотые украшения. Путешествуя по миру, она сторонилась больших торговых центров, пугаясь их роскоши, но обязательно заходила в небольшие ювелирные лавки. Это деньги, которые всегда с собой. А бриллианты я не ношу, у нас они считаются потерянными деньгами, потому что их не продать», - объяснит она. И во дворе этого дома всегда держали продукты, которые мог взять любой бедняк, нуждающийся в еде. Так же как зайти в ее дом и попросить о помощи. Я могу помочь конкретному ребенку, конкретной матери, у которой больно дитя и нужны лекарства, конкретному человеку, чей дом разрушила молния. За помощью обращаются многие. Да, для своей страны я самая известная и состоятельная, но то, что я делаю, делаю исключительно как частное лицо. Ах, вот еще что. Есть ассоциация, которая так и называется «Сезария». Она принадлежит мне самой и моему продюсеру Хосе да Силва. Мы систематически занимаемся тем, что помогаем талантливым ребятишкам развивать их музыкальные дарования. Это совершенно точечная поддержка маленьких талантов Кабо-Верде. Я не знаю, сколько именно таких детей, по точно не тысячи. Про мою поддержку образования на национальном уровне в Республике - это всего лишь красивый миф». Тем не менее эти мифы возникли не на пустом месте. Сезария на самом деле помогла огромному количеству кабовердианцев, и даже всей стране - благодаря ей о маленьком государстве, разбросанном по островам Атлантики, услышал весь мир. Страна стала членом ООН, ВОЗ и других международных организаций , что дает жителям реальную помощь, стали приезжать туристы со всего мира, а это помогает поддерживать бюджет Кабо-Верде. Но не только мир что-то дал ее родине, сама Сезария дала — миру гораздо больше: возможность, слушая ее песни, мечтать о встреченных на берегу океана рассветах с любимым, надежду, с которой провожаешь его, и светлую грусть, с которой ждешь возвращения. О своих возлюбленных она говорила немного, но всегда с трогательным смущением. Сейчас меня окружают мои близкие - дети, внуки, кто-то из них остается со мной, кто-то навещает. Но именно это делает меня счастливой, большего от жизни мне не надо», - улыбалась пожилая женщина. Она ушла из жизни в декабре 2011 года, ей было 70 лет. Незадолго до этого она говорила: «Дожив почти до 70, я понимаю, что у меня исполнились все мечты и новых уже нет. Я жду, когда Бог заберет меня и я скажу всем: «До свидания! И до последнего дня Сезария Эвора жила в старом доме, курила сигареты и принимала гостей, встречая каждого улыбкой. Она постигла жизненную мудрость, которая заключалась в том, что надежда должна быть бесконечной, любовь - долготерпящей, тоска - светлой, сочувствие - искренним. В Миндело, как и в большинстве портовых городов, бурно кипела ночная жизнь, везде - в клубах, на улицах, на пляже - играла музыка. В моде были все стили: баллады, вальсы, фокстроты, контраданс. Однако наиболее популярными считались морна и коладера - медленные и ритмичные песни, выражающие ностальгию, любовь, печаль и тоску. Обладая сильным и эмоциональным голосом, наиболее подходящим для этих стилей, Цесария быстро нашла свою нишу в музыкальной жизни Миндело и благодаря регулярным и запоминающимся выступлениям скоро завоевала титул "королевы морны". С верными ей музыкантами она переезжала из клуба в клуб, давая концерты и зарабатывая на жизнь от щедрот своих поклонников. Однако в конце 50-х порт стал приходить в упадок, а когда в 1975 году Сенегал получил независимость от Португалии, торговля в Кабо-Верде быстро свернулась, и большинство музыкантов эмигрировало в другие части света. Цесария же Эвора решила остаться на родине. Известная в тех краях певица Бана и женская ассоциация Кабо-Верде не раз приглашали ее для записи в Лиссабон, но ни один продюсер почему-то не заинтересовался ею. И вот в середине 80-х Хосе Да Сильва, молодой француз кабо-верденских корней, был так тронут пением Цесарии, что убедил ее поехать с ним в Париж для записи пластинки. Однако настоящее признание пришло только в 1992 году с выходом в свет альбома Miss Perfumado, который своим триумфальным шествием от Парижа до Лиссабона и от Монреаля до Барселоны за один момент превратил 52-летнюю Цесарию Эвору в поп-звезду, чей диск только во Франции был продан в количестве более чем 200000 экземпляров.
ТЕТУШКА ЦИЗЕ, КОТОРАЯ ОБЕЩАЛА НАМ СЧАСТЬЕ
Свой первый сольный альбом певица записала в сорок три года в Лиссабоне. Первым продюсером Эворы стал другой известный певец — кабовердец Тито Парис. Там же в Лиссабоне в ресторане «Enclave» клуб лиссабонских кабовердцев, её услышал Жозе да Силва, француз с кабовердийскими корнями, и был покорён её голосом так, что положил три года на то, чтобы сделать её знаменитой. Он привёз уже 47-летнюю певицу во Францию [4]. С этого момента началось её сотрудничество с «Lusafrica».
В начале 1980-х годов Сезария Эвора начала тур по Европе.
Она ничего не ждала, ни на что не надеялась. Но Жозе не отчаивался и не сдавался. Он все же нашёл продюсера, который сразу влюбился в голос Сезарии. Франсуа Пост — запомните это имя, поклонники Эворы. Именно он быстро пробил её выступление на популярнейшем фестивале во французском городке Ангулем. Сезария вышла на сцену, босая, с тяжелой походкой, запела… И зал замер. Потом покатилось… Первый диск назывался «Босоногая дива».
Жозе сказал Сезарии — просто сиди и пой. В первый же день поступления диска в магазины продали 50 000 экземпляров. С презентацией второго диска певица была приглашена уже в Олимпию! Жозе вспоминает, что люди просто потеряли от неё голову, хотя ни слова не понимали, о чем она вообще поёт — это было не важно. Это, оказывается, совсем-совсем не важно! Важно то, чему нет названия. Но какую надо было самой иметь для этого душу, натруженную, измученную и понимающую. Неграмотная женщина, по воспоминаниям друзей и музыкантов, была очень тонким, мудрым человеком.
Думается, на личность певицы повлияла и география. Редкие дожди, нагорья, много усыпанных щебнем холмов. Настоящий лунный пейзаж. Скалистые берега… Кругом бары, рестораны, мужчины, валом покидающие родину, оставляющие одинокими женщин с детьми… Заезжие моряки. Есть причины, чтобы душу в кровь стереть, и петь потом этой душой для миллионов тоже, в общем-то, не очень счастливых людей. Где их много-то, счастливых? Но что интересно. Обратите внимание, как Сезария преображается, когда смеётся на своих концертах и что-то говорит своим молодым красавцам-музыкантом.
Как в этим моменты обнажается вся нерастраченная женская природа! Сезария одновременно была увлекающейся и не доверяющей мужчинам. Душу никому не открывала. Зачем, если завтра все кончится… Повезло её детям с мамой, на концерты которой невозможно было достать билеты ни в Европе, ни в Америке. Они живут во Франции на отчисления от её авторских гонораров. Расплата за долгожданный успех — болезнь и смерть.
С этого момента началось её сотрудничество с «Lusafrica». А уже в 1988 году она стала знаменита на весь мир.
Особое признание певица получила после выхода её четвёртого альбома «Miss Perfumado» в 1992 году. Первое выступление певицы в России состоялось в апреле 2002 года в театре Анатолия Васильева на Сретенке. Этот концерт был закрыт для широкой публики и официально о визите не сообщалось. Второй концерт прошёл в мае того же года в Малом театре. В 2005 году впервые выступила в Сибири - в Иркутске, Красноярске и Новосибирске, вернулась в эти города в 2007 году. Начиная с 2005 года, объехала с концертами практически всю Россию, выступала во Владивостоке, Хабаровске, Уфе, Челябинске, Тюмени, Перми, Ярославле и многих других городах. В мае 2010 года из-за проблем с сердцем певице пришлось отменить все свои концертные выступления до конца года. В сентябре 2011 года она объявила о завершении певческой карьеры.
Причины смерти — сердечно-лёгочная недостаточность и артериальная гипертензия. Правдивыми были - Сезария Эвора и Атлантический океан. В ту пору Сезария была хорошо известна ТОЛЬКО внутри страны, так как ее голос постоянно звучал из радиоточек и динамиков особенно на площадях, небольших городков и селений, где после захода солнца собиралось население для каждодневного легкого карнавала, который продолжался до середины ночи. Давным-давно в 1982 году, по решению Организации Объединенных наций ООН мы получили задание запроектировать строительство нескольких причалов для сообщения между островами республики Острова Зеленого мыса. Эта работа шла в счет оплаты нашего членства в ООН. Морские сообщения в этой экзотической стране являются доминирующими, поэтому нужны причалы, склады, технологические решения. Наша экспедиция выполняла инженерные изыскания для проектирования. И было нас двенадцать человек: гидрографы, геологи, гидрологи, механики.
Была середина мая, Министерство морского флота Республики Острова Зеленого Мыса проводило дипломатический вечер дружбы. Были наши — посольские, представители министерства и советская изыскательская экспедиция в полном составе — вся дюжина. Это была суббота, и проходило мероприятие в ресторане высокозвездного отеля «Санта Мария» на острове Сал. Мы были строги, сдержаны, так как находились в центре внимания, ну и выглядели соответственно происходящему моменту. На работе костюма никакого не предусматривалось, мы мало, чем в гардеробе отличались от местных в рабочие дни. Так защита от солнца сомбреро на голове, легкая футболка с рукавами и шорты, да завершали все кроссовки.
Однако, в возрасте 14 лет под аккомпанемент гавайской гитары в портовой таверне Сезария впервые запела о любви. Природа одарила девушку сильным и уникальным голосом, которому был присущ особенный магический тембр. Слушатели сразу полюбили юную певицу и всегда поддерживали ее бурными аплодисментами.
С 1958 года, то есть с 17 лет, Сезария Эвора работала в музыкальных барах Минделу, однако свой первый сольный альбом певица записала лишь в 43 года в Лиссабоне. Первым продюсером Эворы стал другой известный певец — кабовердец Тито Парис. Там же в Лиссабоне, в ресторане «Enclave» где собирался клуб лиссабонских кабовердцев , её услышал Жозе да Силва, француз с кабо-вердианскими корнями, и был покорён её голосом так, что посвятил три года тому, чтобы сделать её знаменитой. Он привёз уже 47-летнюю певицу во Францию. В начале 1980-х годов Сезария Эвора начала гастролировать по Европе. И уже в 1988 году она стала знаменита на весь мир. Особое признание певица получила после выхода её четвёртого альбома «Мисс Перфумаду» в 1992 году.
Из Википедии — свободной энциклопедии
- СЕЗАРИЯ ЭВОРА
- Эвора, Сезария биография, Награды, Память, Дискография
- Сезария Эвора - Angola, легендарная босоногая дива
- 1. Страсть к ярким длинным ногтям
Не стало неподражаемой Сезарии Эворы, великой певицы и простой женщины
Сезария Эвора — самая известная в мире уроженка Островов Зеленого Мыса, бывшей африканской колонии Португалии. Cesaria Evora is of that soil in the dryness of the sands. Gооglе посвятил новый дудл певице Сезарии Эвора — женщина покорила слушателя не только глубоким голосом, но и поразительными личными качествами. Сезария Эвора. Самая полная биография на русском языке. 17 декабря 2011), более известный как Cize, был певцом и автором песен из Кабо-Верде. Около семи лет назад мир простился с популярной самобытной певицей Сезарией Эворой, но образ «босоногой бабушки» с завораживающим низким голосом, исполнявшей проникновенные грустные песни о любви и далекой родине, до сих пор помнят во всем мире.
Сезария Эвора: биография легендарной певицы
Бытовой комфорт не очень ее волновал. Дома носила передник с множеством карманов, в которых, как любая деревенская хозяйка, держала уйму полезных вещей, а домочадцев и гостей любила закармливать, как типичная добрая бабушка. Дома она была типичной деревенской бабушкой в переднике. Леопардовые наряды и много, много золота «Народная» певица Сезария Эвора была очень простой, непосредственной и совсем не гламурной, однако, помимо страсти к кричащему маникюру была у нее и еще одна забавная причуда. Сезария любила покупать в больших количествах золотые украшения и постоянно их носила.
На ее шее красовалось сразу по несколько цепочек, а руки украшали массивные золотые браслеты и перстни. Носить сразу много золота было еще страстью. Такие пятнистые платки, юбки, блузки были неотъемлемой частью ее образа. Сезария любила носить леопардовые наряды.
Все свои деньги она отдавала другим Часто бывает, что люди, которые выросли в бедности, разбогатев, начинают очень трепетно относиться к деньгам, но Сезария была не такой. Даже став высокооплачиваемой мировой знаменитостью, она не научилась жить солидно и делать прибыльные вложения, как другие «звезды». Все, что зарабатывала, она вкладывала вобразование Кабо-Верде или раздавала беднякам. Ведь она так любила свой народ!
Сегодня мир покорен голосом еще одной самобытной темнокожей певицы - Жанин де Бике.
Ее стиль можно охарактеризовать как сочетание фаду, морены и влога. Эти жанры тесно связаны с португальской культурой и историей, и Сезария смогла их превратить в универсальный язык музыки, который проникал в сердца слушателей во всем мире.
Сезария Эвора не только выделялась своими музыкальными талантами, но и своей личностью. Она всегда была открыта и искренна с поклонниками, делая свои выступления поистине незабываемыми. Она пела с душой и страстью, и каждая ее песня становилась историей, рассказанной через музыку.
Музыка Сезарии Эворы остается живой и актуальной и по сей день. Ее влияние на португальскую и мировую музыку неподвластно времени. Она стала символом фаду и певицей, которая смогла донести эмоции через границы языков и культур.
Музыка Сезарии Эворы будет продолжать вдохновлять и трогать сердца миллионов слушателей во всем мире. Сезария Эвора была известной кабо-вердейской певицей, получившей прозвище "Божественная сырость". Она была замужем дважды и имела двух детей.
Первый брак певицы был заключен в юном возрасте, когда она еще только начинала свою музыкальную карьеру. Ее мужем стал Родриго Мануэл Родригес, талантливый музыкант и композитор. Однако, их брак оказался несчастливым и через несколько лет они развелись.
После развода Сезария нашла любовь второй раз и вышла замуж за Виктора Стевенса, преподавателя музыки и пианиста. Они вместе прожили много лет и имели двоих детей — сына и дочь. Семья Сезарии жила скромной, но счастливой жизнью, в которой музыка всегда занимала важное место.
Однако, несмотря на второй шанс в личной жизни, Сезария так и не смогла забыть свою первую любовь, Родриго. Он оставался ее вдохновением и часто присутствовал в ее песнях и музыке. Их отношения были сложными, но она всегда любила его, несмотря на все разочарования.
Вечная романтика прослеживалась и в семье Сезарии. Она не только была прекрасной певицей, но и заботливой матерью и любящей женой. Она всегда старалась быть рядом с детьми и поддержать их в их личных и профессиональных стремлениях.
К сожалению, Сезария Эвора не смогла дожить до старости.
Столица России станет четырнадцатой из двадцати пяти остановок Эворы в рамках мирового турне, покрывающего пространство от Рейкьявика до Харькова. В Москву она прилетит из Марокко, из Москвы улетит во Францию — и повсюду ее афиши будет сопровождать наклейка «Все билеты проданы». В начале нового века пожилая жительница африканских островов, поющая на никому не понятном креольском языке, заняла в мировой индустрии развлечений место Марлен Дитрих, Лайзы Миннелли, Далиды — дивы, поющей с живым оркестром. Алексей Васильев встретился с Эворой в номере гостиницы «Украина». Фотографии Игоря Мухина. Сезария Эвора комкает в огромной, желтой от никотина ладони пустую пачку из-под Marlboro. Вдоль руки вздуваются три длинных глубоких шрама — такие может оставить острый нож или саблезубый тигр. Ее взгляд блуждает в поисках сигарет — а может, так кажется из-за ее глаз. О них она рассказывает историю, похожую на простецкую народную песню, каких много в репертуаре Эворы.
Тот глаз, который видит, она называет Паулино; тот, зрачок которого вслепую дрейфует по озерцу белка, — Камуче. Паулино и Камуче — братья; Паулино видит, но парализован, Камуче слеп, зато ходяч. Так и идут они по жизни, помогая друг другу двигаться в верном направлении. На груди и запястьях Эворы — золотые браслеты, цепи и брелки, на голове — импровизированная чалма, какие умеют сооружать из чего придется африканские женщины, за чалмой — вид на Белый дом, открывающийся из окна ее номера в гостинице «Украина». Стоит апрель; Эвора в первый раз в Москве, она дает закрытый концерт в новом здании Театра Анатолия Васильева. Сейчас ее мысли заняты чемоданом, который порвался под тяжестью подарков, собранных ею в ходе турне. Ей обещали поход в большой московский магазин, где она сможет сколь угодно долго выбирать чемодан. Но вначале ей придется отвечать на мои вопросы. За полчаса белая чайная чашка наполнилась окурками до краев. Впереди еще час, а сигарет у Эворы уже не осталось.
Я вспоминаю слова мэра города Мандела, где Эвора родилась 27 августа 1941 года и жила безвылазно до середины 80-х: «Она — олицетворение независимой от мужчины и несгибаемой под ударами судьбы кабо-вердской женщины; в Японии гораздо больше людей знают о ней и ее песнях, чем о существовании президента Кабо-Верде». Я протягиваю послу кабо-вердской культуры Lucky Strike и вспоминаю другую фразу мэра: «Не скрывая своих пороков и дурных привычек, она никогда не оставляла окружающим возможности поставить их себе в упрек. Она не из тех, кого можно подчинять или переиначивать; она всегда отстаивает право быть самой собой до конца». Мандела — город с населением в 47 тысяч человек; рассказывая о жительнице вверенной ему вотчины, мэр поведал о человеке, чья жизнь прошла перед его глазами. Гордясь артисткой, рассказавшей миру о Кабо-Верде, он гордится талантом известной распутницы из квартала красных фонарей Ломбо, который в пору ее молодости конкурировал по спектру услуг и уровню разврата с Амстердамом. Матери троих детей от разных отцов, ни с одним из которых она не оформляла отношений. Пьяницы, которой принадлежат слова: «Если я заказываю в баре виски и слышу шиканья за своей спиной, я заказываю следом двойной — чтобы дать достаточно веский повод для злословий». Городской сумасшедшей, которая в середине 70-х отмечала дарованную Кабо-Верде независимость, шарахаясь голой по улице и бормоча бессвязные слова. Мандела — слишком маленький город, чтобы полвека жизни его обитательницы не прошли перед глазами остальных как сенсационная история на первых полосах газет и не превратились бы по ходу в миф. Езжайте в Манделу, разговорите продавца в лавке или официантку в кафе — услышите и не такие подробности.
Позавчера после концерта в Харькове, — продолжает она, глубоко затянувшись, — мне подарили восемь блоков Marlboro. Два оставила себе. Один только что докурила. Где-то должен быть второй. Я бросила пить 15 декабря 1994 года.
Я знал все это, но, когда 17 декабря услышал о ее смерти, чуть не расплакался.
А мой друг-музыкант в пьяном виде позвонил из Израиля и десять минут рыдал в трубку. Чем же так проняла всех эта неуклюжая, безвкусно одетая, с головы до ног увешанная золотыми побрякушками, полуграмотная она практически не умела ни читать, ни писать немолодая женщина без особенных вокальных данных, певшая вдобавок небрежно, неточно и безучастно? Почему для людей, восприимчивых к музыке, для тех, у кого, как говорят французы, «тонкое нёбо», ее пение было совершенно неотразимым и воспринималось буквально как факт личной биографии? Я попытаюсь сегодня что-то рассказать об этом, но на самом деле ничего объяснить здесь нельзя. Пардон за банальность, но волшебство таланта и чудо искусства не поддаются никаким логическим объяснениям. Для затравки поставлю вам песенку, которую все вы наверняка слыхали, и расскажу, как я услышал ее в первый раз.
Это было в Париже, ранней весной 2000 года. Мы с моей женой Маришей гуляли по городу, и в один из моментов ей, как и всякой нормальной женщине, натурально, захотелось походить по какому-то огромному многоэтажному универсальному магазину, а я, как всякий нормальный мужчина, всей душой ненавидя шопинг во всех его проявлениях и понимая, что это дело может затянуться надолго, остался внизу в небольшом кафетерии. Мне действительно пришлось просидеть там часа полтора, и все это время молодой бармен за стойкой раз за разом ставил на своем бумбоксе одну и ту же песню. И никому это не надоедало. И даже, когда Мариша вернулась, мы ушли не сразу, а прослушали ее еще несколько раз. Nho antone escaderode С тех пор прошло уже много времени.
За подотчетный период я эту песню, которую про себя называл просто «Антошка-дерошка» , слушал бессчетное количество раз, но, только готовясь к этому вечеру, удосужился задуматься, о чем же собственно в ней поется. Скажу сразу, узнать это оказалось очень непросто. Как известно, Эвора пела на креольском диалекте португальского, который даже португальцы понимают с трудом. Текст на креольском языке в интернете нашелся, нашлись после чрезвычайно долгих поисков даже два перевода на английский и один на французский, причем все три довольно сильно отличались друг от друга. К счастью, текста в этой песне очень мало. Как почти всегда у Эворы, это многократно повторяемые два куплета и припев.
И если попытаться привести английские и французский переводы к некоему общему знаменателю, то в песне поется примерно следующее: «Когда я в первый раз приехала в Рибейра Гранде это такой городок в Португалии , я славно провела время в одной забегаловке. Нас было трое, и мы так надрались ромовым пуншем, что потеряли контроль над собой и стали ходить, как скрюченный сеньор Антош». И это все. А в припеве просто повторяется имя и фамилия - Антош Эскадерош. Кто это такой, в песне не уточняется. Вообще, тексты песен Эворы - это отдельная история, и мы о них еще поговорим.
Но для порядка сначала все-таки немного биографии. Сезария Эвора родилась 27 августа 1941 года в городе Минделу на острове Сан-Висенте архипелага Кабо-Верде, который по-русски чаще называли Острова Зеленого Мыса - португальской колонии, расположенной в 600 км к западу от побережья Сенегала. На этих девяти обитаемых островах сегодня живет чуть больше 400 тысяч человек для сравнения: это примерно в два раза меньше, чем в московском Северном округе. Ее отец, который был музыкантом и играл на скрипке и виолончели, умер рано, оставив жену с семью детьми. О своем детстве Сезария вспоминала так: «Мы не голодали, мы были просто очень бедными, как и многие в Минделу. Основной доход в семью приносили мои братья, которые работали за границей.
Кроме того, мы сдавали в аренду часть дома, а бабушка держала огород, где выращивала арбузы, кукурузу, фасоль. Собирая небольшой урожай, мы всегда раскладывали его на кучки и делили между соседями». Тем не менее вскоре матушка Сезарии была вынуждена отдать маленькую Сизи в детский приют. Именно в этом благотворительном заведении наша героиня впервые приобщается к музыке и пению - она поет в приютском хоре. С шестнадцати лет Сезария уже пела в барах своего родного Минделу, пела с охотой, и все вокруг ее очень хвалили. В это же время она влюбляется в местного моряка Эдуарду, который обучает ее местным песням, причем многие из них сочинил ее родной дядя, известный под псевдонимом B.
Leza, и в дальнейшем они полноправно вошли в ее репертуар. Сезария быстро нашла свою нишу в музыкальной жизни островов и благодаря регулярным и запоминающимся выступлениям скоро завоевала титул «королева морны». О том, что такое морна, мы еще поговорим. Но настоящей профессиональной карьеры не получалось: ни пластинок, ни гонораров… Две записи ее выступлений по радио вышли в конце 1960-х - одна в Португалии, другая в Нидерландах, где было много эмигрантов с Островов, но они прошли незамеченными. Да тут еще несчастная личная жизнь и, как следствие, очень серьезные проблемы с алкоголем… Словом, к середине 70-х Сезария совсем забросила музыку, погрузилась в типичные заботы матери-одиночки у нее несколько детей от разных мужчин, и она никогда не была замужем. К тому же в 1975 году Острова Зеленого Мыса обрели независимость от Португалии, и хотя в отличие от соседней Анголы это произошло без кровопролитной гражданской войны , ничего хорошего не принесло, потому что к власти пришло прокоммунистическое правительство.
При проклятых колонизаторах Острова Зеленого Мыса были крайне бедной страной, но все-таки в Минделу, как и в большинстве портовых городов, бурно кипела ночная жизнь, везде - в клубах, на улицах, на пляже - играла музыка. Однако и любовь, и печаль, и весёлые, юмористические, праздничные картинки - всю эту гамму чувств и настроений островитяне выражали в морнах и коладейрах - местных песнях на все случаи жизни. С верными ей музыкантами Сезария переезжала из клуба в клуб, c острова на остров, играя концерты и зарабатывая на жизнь себе и своей семье. Но с избавлением от колониального гнета и приходом к власти доморощенных коммунистов и прежде небогатая экономика страны, державшаяся исключительно на туристическом бизнесе, попросту перестала существовать. В стране начался настоящий голод, и большая часть населения была вынуждена эмигрировать. Надо сказать, что и до сих пор в кабовердианской диаспоре проживает гораздо больше людей, чем в, так сказать, метрополии.
Естественно, в полный упадок пришла и культурная жизнь. В отличие от многих, Эвора не уехала из страны, но, если так можно выразиться, с головой ушла во внутреннюю эмиграцию. Это были самые трудные десять лет в ее жизни. Она полностью прекратила петь, практически не выходила из дома, много и беспробудно пила. Так безрадостно и уныло прошло почти десять лет, и только в середине 80-х, когда ей было уже за сорок и страна немного очнулась от спячки, она запела вновь. И тут неожиданно выяснилось, что половина кабовердийских певиц считает ее своей учительницей.
В середине восьмидесятых годов Сезария в составе большой делегации кабовердианских музыкантов впервые в жизни выехала за пределы островов. Эту поездку организовал какая-то загадочная и полумифическая организация - Комитет женщин Кабо-Верде. Путь Эворы лежал в Лиссабон. Что там получилось с этой поездкой, история умалчивает, но известно, что Сезария осталась в Лиссабоне, пела по вечерам в ресторанах, собирая деньги на обратный билет. То ли тоскливо стало ей в матушке-Европе, то ли концерты не задались. Словом, она решила отбыть к себе на родину.
На ее и на наше счастье, в один из вечеров, когда она пела в ресторане «Enclave », туда заглянул французский продюсер Жозе да Силва. Впрочем, французом он был только по паспорту, а родился и вырос на тех же Островах Зеленого Мыса. Собственно, и продюсером он в то время еще только мечтал стать, а пока работал по ночам путевым обходчиком. Тем не менее, если бы этой встречи не произошло, то мы, скорей всего, никогда и не узнали бы, что на свете есть певица Сезария Эвора. Жозе сразу понял, какой брильянт попал к нему в руки. Он привез Сезарию в Париж, организовал ей профессиональную запись, потом другую.
Впрочем, эти альбомы были мало похожи на то, что мы узнали позже. Это были примитивные дискотечные аранжировки с синтезаторными барабанами и почти полным отсутствием живых инструментов. Все это полностью сводило на нет искренность и эмоциональность неподражаемого голоса Эворы. Небольшой успех они имели, но только на танцевальных вечеринках выходцев с Островов Зеленого Мыса. Однако постепенно, методом проб и ошибок, Жозе да Силва нащупал тот неповторимый акустический саунд, который впоследствии покорил весь мир. Он сумел найти правильных музыкантов - в основном уроженцев Кабо-Верде.
С электронным звучанием было покончено раз и навсегда. И Европа пала в 1991-м году, когда вышел альбом Mar Azul «Лазурное море». Да Силва поместил Сезарию в привычное и понятное ей окружение - маленький акустический ансамбль гитары и обязательная кавакиньо - ритмическая 4-струнная гитара, акустический бас, перкуссия, скрипка, рояль, саксофон, труба , отсутствие сложных аранжировок и подготовленных форм плюс совершенно живая запись без наложений - в таком режиме весь альбом был записан в два дня! И успех пришел. Титульную песню альбома, которую, между прочим, написал уже упоминавшийся сегодня дядя Сезарии Эворы B. Leza, французские радиостанции крутили день и ночь.
Давайте и мы сейчас ее послушаем. Текст предельно прост, незамысловат и поэтичен: Море! Вези меня в мою страну, В страну, где ждёт меня мама, Где все скучают обо мне! В земли, где прошло мое детство. Сан-Висенте, твои руки - моя колыбель… Море! И сколько лет уже прошло, Как прежде, светит луна, а я была так далеко!