Последние новости по теме Вкусвилл: Основательница "Андерсон" назвала причины продажи бизнеса. UPD: эволюционная цель «ВкусВилл»: Полезные продукты для здорового питания доступны каждому. Много раз по ходу книги автор пишет, что «ВкусВилл» – во многом самоуправляемая компания, но особых подтверждений этому не приводит. Сеть супермаркетов «ВкусВилл» скорректировала планы по развитию в Петербурге.
«Вкусвилл» назвал долю онлайн-продаж в преддверии IPO
По данным на конец марта, сеть «Вкусвилла» объединяла 1688 торговых точек. Основной формат ритейлера — магазины «у дома» средней площадью 140 кв. По словам Кривенко, значительных стратегических инициатив развития традиционной розницы у «Вкусвилла» теперь нет, новые магазины по одной-две точки будут открываться только в регионах. Сейчас компания сосредоточена на развитии онлайн-продаж. Была сеть киосков «Избенка», но в какой-то момент команда поняла, что этот формат уже устарел, современный — супермаркет. Тоже самое произошло и в прошлом году.
А стилеобразующие элементы в виде коммуникационных баблов символизируют отношения бренда с потребителем. А также разработана палитра дополнительных цветов, позволяющая разнообразить коммуникацию. Фирменный стиль перестал быть однородным, с точки зрения цветовой гаммы, стал заметнее и контрастнее. Для брендирования коммуникационных макетов и рекламных поверхностей были разработаны фирменные паттерны. Они изображены в аппликационной, рукотворной манере.
В качестве сюжетов для их создания были выбраны полезные и вкусные продукты: томаты, лимоны, арбуз, хлеб, баклажаны, авокадо, брокколи и так далее. Иллюстративный стиль «ВкусВилла» также содержит черты рукотворности и изображает полезные и вкусные продукты, сотрудников «ВкусВилла» и его покупателей. Дизайн-конструктор позволяет изображать персонажей в разных позах и действиях, создавать им новые эмоции и характеры. Помимо этого, была переделана визуализацию программы лояльности: графика и элементы объединили как офлайн-, так и онлайн-коммуникации. По результатам работы бренд с новым ярким визуальным характером целостно развивается на территории онлайна и офлайна Татьяна Янышева, бренд-стратег «ВкусВилл»: «Мы — компания, в которой много свободы и много изменений, поэтому рамки, пусть даже широкие — это сложность. Агентству Linii удалось сделать их поддерживающими, а не ограничивающими. Всей команде, работавшей над проектом, удалось в середине процесса мы пришли в Linii уже с бренд-платформой и ценностями бренда верно почувствовать бренд «ВкусВилл», смело и с большим вкусом выразив все, что в него заложили». Бирюзовое управление на практике. Опыт российских компаний. Валера Разгуляев.
З причины рекомендовать книгу: Практические советы. Конкретные примеры. Рассказ инсайдера. Семь основных идей книги. В цветовой классификации типов управления организацией бирюзовый — это самоуправляемая команда с плоской организационной структурой. Бирюзовый подход призван преодолеть недостатки традиционного корпоративного — пурпурного — управления. Основные элементы бирюзовой модели: эволюционная цель организации, самостоятельность и целостность сотрудников. Сотрудник, принимающий на себя ответственность за результат, должен быть наделен всеми правами, необходимыми для его достижения. Организации с бирюзовым управлением отказываются от корпоративной иерархии, бюджетов, планов и ключевых показателей эффективности. Существует несколько путей перехода организации к бирюзовому управлению.
Их можно применять как по отдельности, так и вместе. Существует несколько вариантов классификации организаций по типу управления, в которых используется цветовая кодировка: каждому типу соответствует свой цвет. Заимствуя некоторые идеи Лалу , можно представить типичные подходы к управлению организацией в виде палитры, где с черным цветом ассоциируется отсутствие управления, то есть полная анархия, а с белым — идеальная система из будущего. Пурпурный цвет соответствует классической современной корпорации, которая находится в состоянии вечной войны — как внутренней между подразделениями и между сотрудниками , так и внешней конкурентная борьба между компаниями. И наконец, бирюзовый цвет служит для обозначения организации с плоской структурой — самоуправляемой команды, в которой нет руководителей. В любой организации, как и в стиле управления любого руководителя, в тех или иных пропорциях смешаны все эти подходы, но один из них обязательно преобладает. В современном бизнесе чаще всего встречаются организации с доминированием желтого, зеленого и пурпурного типов управления. Для предприятий этих трех типов уже разработаны и проверены на практике схемы перехода к бирюзовому управлению. Бирюзовая концепция возникла как попытка преодолеть неискоренимые проблемы современного бизнеса, и прежде всего — классических пурпурных корпораций. Эти проблемы — высокие управленческие расходы, хроническая перегруженность руководителей и демотивация рядового персонала, всеобщее нежелание брать на себя ответственность и внутрикорпоративные конфликты.
Реализация проектов и решение возникающих проблем, как правило, протекают медленно, обходятся дорого, а результаты оставляют желать лучшего. Неистребимость этих проблем наводит на вывод о том, что хорошие результаты отдельных компаний объясняются лишь благоприятным стечением обстоятельств. Бирюзовый подход призван исключить саму возможность возникновения перечисленных пороков. Центральная идея этого подхода: управлять людьми невозможно, мы можем управлять только своим влиянием на них. Организация — это организм, а не механизм. Влияние осуществляется каждым словом и поступком, любым жестом или проявлением мимики и даже молчанием, бездействием или отсутствием реакции. Бирюзовые принципы позволяют превратить организацию в гибкий саморегулирующийся и саморазвивающийся организм, в котором заложено стремление к постоянному росту и совершенствованию. Эволюционная цель не должна сводиться к получению прибыли — при бирюзовом управлении деньги рассматриваются как ресурс компании, а не смысл ее существования. Организации, выбравшие бирюзовый путь, ставят перед собой высокие общественно-полезные цели, которые для них важнее собственного блага. Целостный человек искренен, открыт и честен перед собой и коллегами, получает удовольствие от работы.
Для компаний с бирюзовым управлением важен не только труд, но и сами люди — их личность, эмоции, человеческие качества. Штрафовать сотрудников в компаниях бирюзового типа категорически запрещается. Даже если вы откажетесь выполнить просьбу коллеги, никаких санкций не последует. Отсутствие наказаний не означает отсутствие ответственности. Напротив, права и ответственность в организациях с бирюзовым управлением неразрывно связаны: получая право на самостоятельные решения, человек одновременно принимает на себя ответственность за них. Когда все необходимые полномочия предоставляются, он дает обещание. Сотрудники совершенно свободны в выборе способов выполнения данных ими обещаний. Сроки выполнения обещаний, как правило, не оговариваются, так как на практике это лишь замедляет работу: обычно люди склонны запрашивать на выполнение задачи намного больше времени, чем нужно в реальности. Любому человеку удобнее жить в таком режиме, когда он сам определяет… чем заняться сначала, а чем потом, — тогда и результат выдается по максимуму. Когда у сотрудника появляется дублер, внутренние клиенты получают возможность выбирать, к кому из исполнителей обратиться.
Вознаграждение каждого из них зависит от объема работы, выполненной по заказу клиентов. Во-первых, этот механизм помогает, если сотрудник то и дело нарушает свои обещания. Неэффективного работника никто не наказывает — он просто естественным путем остается без заказчиков, и через два месяца компания с ним прощается. В-третьих, можно объективно сравнить качество работы дублеров. Наконец, если один из сотрудников увольняется, это не приводит к остановке рабочего процесса. Соответственно, они же несут ответственность за наем и обучение дублеров. В организациях, строящих свою работу на основе бирюзового управления, широко практикуются следующие принципы. К каждому коллеге, партнеру, контрагенту изначально относятся как к заслуживающему доверия. Как показывает опыт, издержки на внедрение различных мер безопасности обычно обходятся дороже, чем ущерб, которого удается с их помощью избежать. Впрочем, доверие не подразумевает исключения проверки.
Полная информационная открытость. У каждого сотрудника есть полный доступ ко всей корпоративной информации, в том числе финансовой. Размер оклада коллег ни для кого не секрет. Такая открытость способствует справедливой оплате труда и помогает предотвращать финансовые махинации недобросовестных сотрудников. Отказ от бюджетов. Вместо бюджетирования применяется ежедневный контроль за движением денежных средств, расходами и доходами предприятия. Сотрудники, имеющие право на расходование средств, несут ответственность за его результаты. Расходы снижаются: никто не пытается на всякий случай запросить бюджет побольше, а потом любой ценой его освоить. Отказ от планов. Известно, что официально утвержденные планы лишь тормозят работу, так как исполнители обычно стараются сделать план заведомо выполнимым и ни в коем случае его не перевыполнить.
Слово «доступно», наверное, самое сложное в этом определении. Под доступностью мы понимаем не только то, что продукты есть в наличии и за ними можно пойти в магазин. Под доступностью мы понимаем ещё три очень важных момента. Первый: это то, что продукты должны оставаться доступными по цене, что не всегда просто, учитывая отличия по качеству и составам. Второй, ещё более сложный: люди понимают отличие, что есть здоровые и нездоровые продукты. В детстве или даже лет в 20 многим кажется, что фастфуд — это прекрасная еда, мало у кого возникает мысль: «А вдруг она вредная? Поэтому тут есть и какая-то образовательная часть. Это мы тоже вкладываем в понятие «доступные».
Еще один элемент системы управления компанией, в который мы верим, — это самоуправление. Достаточно понятно, как организовать его в офисе правда, на данный момент каждый отдел выбирает, будет он придерживаться самоуправления или ему комфортнее жить по иным принципам. Но в рознице, когда у вас 3000 продавцов, сложно отдать им бразды правления. Но мы делаем это поэтапно и на добровольной основе.
И сейчас действительно многие элементы самоуправления внедрены в магазинах. Например, у нас были территориальные управляющие, руководители секторов магазинов по географическому принципу, и у них были помощники. Все называли их в компании помощниками розничных управляющих. При переходе на самоуправление те же самые люди фактически стали помощниками продавцов.
Они помогают продавцам организовывать их работу на местах. Что же может сделать продавец самостоятельно в магазине? Он может ввести или вывести товар из ассортимента своего магазина. Может ответить покупателю на обращение, изменить выкладку.
Конечно, есть идеальная планограмма, но продавец может сам решить, куда и что положить. Его ограничивает только закон: товарное соседство, температурный режим хранения. Сотрудники сами заказывают у мерчендайзеров тренинги, потому что хотят выложить товар правильно. Ведь когда человек понимает, что у него есть власть, на него тут же сваливается и ответственность, появляется заинтересованность в работе.
Он знает, что делать, чтобы выполнить обещание, данное покупателю, и не нужно ждать указаний от руководителя, чтобы начать действовать. После внедрения режима самоуправления сотрудники розницы начали встречаться еженедельно и разбирать жалобы покупателей самостоятельно, прорабатывая у себя какие-то процессы, без участия головного офиса. Поставщики и покупатели В магазинах «ВкусВилл» вся линейка продуктов представлена под собственной торговой маркой, и один и тот же продукт нам могут делать несколько поставщиков. Это позволяет держать узкий ассортимент на небольшой площади.
Кроме того, с поставщиками и закупщиками мы работаем по принципу «задвоения». Задвоены как производители одного и того же продукта, так и закупщики одной и той же категории, которые разделены по территориальному признаку. Это позволяет поддерживать высокое качество товара. Между производителями идет конкуренция за долю в нашей сети.
Если продукт оборачиваемый, его могут поставлять до восьми разных производителей, и работают с ним два закупщика. Они конкурируют между собой на открытых, объективных показателях. Это оценка продукту, которую ставит покупатель, частота покупок и повторные покупки, и себестоимость. Себестоимость здесь занимает последнее место.
Первое место занимают качественные показатели. Тот поставщик, который даст лучшее качество и меньшую цену, занимает большую долю в сети. При этом мнение покупателей является для нас определяющим при выборе товара или поставщика.
Основатель «Вкусвилла» не исключил привлечение стратегического инвестора вместо IPO
Кривенко через АО «Эволюционная цель» и ООО «Проект Избенка» владеет 86,05% «Вкусвилла». С точки зрения эволюционной цели «последняя миля» делает более доступными продукты ВкусВилла для покупателей. С точки зрения эволюционной цели «последняя миля» делает более доступными продукты ВкусВилла для покупателей.
Основатель «ВкусВилла» и выпускник Физтеха вошел в рейтинг миллиардеров Forbes
Была волна, когда большие сети открывали маленькие форматы — это «Перекресток Экспресс» и «Азбука Daily», — потому что в центре сложно найти большую площадь. Сейчас мы видим, что «Перекресток» закрывает малый формат, а магазинов «Азбука Daily» стало меньше и сеть стала очень аккуратно выбирать точки. Видимо, это было связано с тем, что ассортимент в них был практически таким же, как на больших, а площадь — значительно меньше. Но во «ВкусВилле» совершенно другой набор продуктов, и их магазины заполняют нишу, которая до этого пустовала».
В декабре «ВкусВилл» представил мини-магазины: их планируют открывать в районах с небольшим количеством жителей, где классический формат оказывается нерентабельным из-за просроков; тогда же за ненадобностью закрылась последняя «Избёнка» но под этим брендом во «ВкусВилле» продолжает продаваться молочка. По итогам 2017 года выручка «ВкусВилла» составила 32 млрд руб. По оценке гендиректора «Infoline-Аналитики» Михаила Бурмистрова, расширение сети даже до 1 тыс.
Быстрый рост подкрепило вхождение в капитал компании фонда прямых инвестиций Baring Vostok с безупречной репутацией на российском рынке. Он отказался раскрывать любую «коммерческую и корпоративную информацию», в том числе текущий состав акционеров «Эволюционной цели». Юрист по образованию, Лисицын ранее участвовал в совместных с Кривенко проектах и «долго занимался инвестиционной деятельностью в той или иной ипостаси».
Непрозрачная структура собственников не даёт однозначно утверждать, является ли Baring Vostok единственным внешним инвестором «ВкусВилла». Владельцы «ВкусВилла», вероятно, выбрали такую организационно-правовую форму, как акционерное общество, чтобы получить «больше свободы для каких-то корпоративных действий», говорит источник, близкий к компании. В том числе в акционерное общество удобно привлекать внешние инвестиции, чем могут пользоваться собственники, но во время процесса реорганизации это не являлось «целью как таковой», добавляет источник: «Это вполне имеет место, но на тот момент не было основной причиной».
Он также знает, что реорганизация компании не была связана с вхождением в капитал структур Baring Vostok. Кривенко говорил, что «ВкусВилл» вышел в прибыль спустя 2 года после старта — то есть в 2014 году. До этого он развивался за счёт средств, заработанных «Избёнкой».
В отличие от многих других ретейлеров, по словам Кривенко, «ВкусВилл» не пользуется кредитами, потому что брать кредиты — «это очень хрупкая позиция: если что-то случается, бизнесу становится хуже». Ситуация, при которой «ВкусВилл» развивался исключительно за счёт реинвестирования собственной прибыли вплоть до сделки с Baring Vostok, вполне правдоподобна, считает старший аналитик «Атона» Виктор Дима. Безмолвные поставщики Учитывая кратно выросший масштаб сети, находить нужных производителей «ВкусВиллу» стало проще.
Сейчас напрямую с ретейлером работают более 400 поставщиков. Сеть продаёт продукцию поставщиков по модели private label — то есть под собственной торговой маркой, — и это уникальная ситуация для рынка. Сайт «ВкусВилла» выглядит как настоящий медиапортал: компания активно рассказывает о нововведениях в магазинах, транслирует еженедельные разборы полётов, которые организовывает менеджмент, и отвечает на претензии покупателей.
На сайте также выходят материалы о производителях, поставляющих продукты во «ВкусВилл». Создается впечатление, что производители существуют в полнейшем симбиозе с сетью, однако на практике «ВкусВилл» действует на рынке весьма прагматично. Одна из основ этой сети: они покупают дешево», — рассказывает глава «Союза органического земледелия» Сергей Коршунов.
Сотрудничая с небольшими производствами, «ВкусВилл» получает возможность действовать с позиции силы. Ему завтра возвращать кредит, и он будет продавать дешевле, чем какой-то большой [производитель], у которого существуют договора с крупными федеральными сетями», — объясняет Коршунов. Несмотря на жесткость «ВкусВилла», небольшим производителям выгодно поставлять товары сети, потому что такое сотрудничество гарантирует реализацию.
В противном случае — если производитель пытается продавать свои товары через мелких ретейлеров или самостоятельно — высок риск списаний в связи с отсутствием спроса. К тому же сразу несколько игроков рынка с уверенностью говорят о добросовестности и пунктуальности «ВкусВилла» в расчетах с контрагентами. Поэтому поставщики «ВкусВилла» мирятся в том числе и с тем, что сеть работает по модели private label.
Это тоже позволяет «ВкусВиллу» снижать закупочную цену. При этом наценка «ВкусВилла» для потребителей в среднем ниже, чем в магазинах элитных сетей «Азбука вкуса» и «Гиперглобус», в ассортименте которых тоже встречается натуральная продукция. Для небольших производителей поставки во «ВкусВилл» являются неким знаком качества, который помогает в переговорах с другими сетями, рассказывает основатель бренда натуральных снеков Siberrya Константин Поляков.
Действующие поставщики «ВкусВилла» в основном не считают возможным критиковать ретейлера. Одно из ключевых преимуществ, которые они транслируют, — что они хорошо заботятся о своих производителях, находятся в коллаборации и совместно трудятся, чтобы их потребители получили самый дешевый и качественный продукт. Многие продукты сети поставляют сразу несколько поставщиков, чтобы не сталкиваться с рисками, если поставщик решит закрыть бизнес или прекратить сотрудничество.
Менеджмент «ВкусВилла» заинтересован в том, чтобы и бизнес их поставщиков не был завязан только на одной сети, — поэтому от производителей не требуют эксклюзивных договоров на определенную рецептуру. Миф об абсолютной натуральности Несмотря на то что у потребителей «ВкусВилл» часто ассоциируется не только с натуральными продуктами, но и с фермерскими, на самом деле поставщиками сети являются не мелкие фермеры, а небольшие промышленные производства. Они доносят своим потребителям, что продают не фермерские продукты, а фабричные, просто качественные.
Чтобы работать с сетью, ты должен выдавать постоянный, по правилам определенный и подготовленный объем продукции, что для фермеров практически невозможно. Но у потребителя в голове всё путается, и ему кажется, что здоровое питание и фермерское — это одно и то же». Аудитория «ВкусВилла» действительно не всегда грамотна в вопросах здорового питания, подтверждают данные исследования GfK.
Тебе не нужно что-то дополнительно искать — за тебя уже подумали и решили». В то же время во «ВкусВилле» всячески подчеркивают свой статус компании, которая заботится об экологии. К примеру, в прошлом году в пилотном магазине появилась возможность купить продукты на развес, что позволяет самым небезразличным к экологии потребителям обходиться без лишних пластиковых пакетов.
Хотя сеть по-прежнему не отказывается от пластиковых пакетов. Покупатели «ВкусВилла» активно обсуждают качество купленных продуктов на сайте ретейлера и в социальных сетях. Самый частый сценарий выглядит так: потребитель ругается на качество продукта, а вежливый менеджер извиняется, предлагает отправить визуальные доказательства негодности товара или принести его в магазин, а затем получить сумму, уплаченную за товар, на карту лояльности.
Причём принести в магазин можно не только испорченные продукты, но и те, что просто показались невкусными. Во «ВкусВилле» утверждают, что к масштабному потребительскому терроризму — то есть постоянным возвратам полусъеденных продуктов от одних и тех же людей — такая практика не ведёт хотя такие инциденты происходят, доля их мала.
Принципы самоуправления Сегодня в свою структуру мы включили элементы бирюзовой организации, где вместо менеджеров — коучинг и самоуправление, а вместо KPI — ценности и цели, адаптировав их под себя. Наша эволюционная цель — натуральные продукты должны быть доступны всем. Сеть очень быстро развивается. Мы не только увеличиваем количество торговых точек, но и расширяем ассортимент.
Естественно, наша группа покупателей стала достаточно разнообразной. Это и те самые идейные люди, которые ездили через всю Москву за нашими продуктами, и те, кому важно, чтобы молоко было по 49 руб. Как работать с такой разнообразной аудиторией? Для начала мы заказали маркетинговое исследование, в ходе которого выявили две большие группы покупателей, которые для нас более характерны, чем для других продуктовых сетей см. Это «энтузиасты» и «целенаправленные покупатели». Они ведут себя очень по-разному, но их объединяет нелояльность к брендам.
Именно они являются нашей целевой аудиторией. Далее мы напрямую спросили у наших покупателей, что им важно, и, отталкиваясь от запросов покупателей, все отделы компании дали им обещания, на основании которых перестроили свои рабочие процессы. Есть обещания отделов покупателям, а есть обещания отделов друг другу. Например, есть основные шесть обещаний, которые разные отделы дали покупателям. Розничное направление обещало высокое качество обслуживания, управление расчета заказов — наличие нужного товара, а продуктовое направление и закупщики — высокое качество, натуральность продукции, широкий ассортимент и доступность цен. Но как оценить, насколько сотрудники выполняют свои обещания?
Конечно, по отзывам покупателей. Мы собираем обратную связь от своих клиентов. У нас 25 тыс. Она позволяет не раздувать штат, а максимально переложить работу на алгоритмы, роботов, а не на людей. У нас все обращения зафиксированы в системе и отслеживаются автоматически. Еще один элемент системы управления компанией, в который мы верим, — это самоуправление.
Достаточно понятно, как организовать его в офисе правда, на данный момент каждый отдел выбирает, будет он придерживаться самоуправления или ему комфортнее жить по иным принципам. Но в рознице, когда у вас 3000 продавцов, сложно отдать им бразды правления. Но мы делаем это поэтапно и на добровольной основе. И сейчас действительно многие элементы самоуправления внедрены в магазинах. Например, у нас были территориальные управляющие, руководители секторов магазинов по географическому принципу, и у них были помощники. Все называли их в компании помощниками розничных управляющих.
При переходе на самоуправление те же самые люди фактически стали помощниками продавцов. Они помогают продавцам организовывать их работу на местах. Что же может сделать продавец самостоятельно в магазине?
Во-первых, нельзя сбрасывать со счетов страх заболеть, это понятно, тем более что большинство наших продавцов — это люди в возрасте 35-40 лет и старше. Во-вторых, пандемия — это огромный стресс для покупателей, они стали очень остро относиться к любым изменениям. Мы получаем множество обращений и жалоб и в ежедневном режиме работаем с ними. Что нам удалось: поскольку параллельно стали закрываться другие отрасли, к нам пришел большой наплыв новых кандидатов на работу. И первые две-три недели наша служба подбора работала в круглосуточном режиме, отбирая новых сотрудников. У нас даже были прямые проекты с крупными сетями, когда мы предлагали HR-отделам переводить к нам коллег.
В день мы оформляли порядка 50-60 человек. В итоге смогли набрать необходимое количество сотрудников. Это дало продавцам возможность реже работать и лучше справляться со стрессом. Сейчас штат розницы — это порядка 10 тысяч человек, из них кто-то попал под карантин, кто-то уехал домой, на родину — такие ситуации мы тоже понимаем и принимаем. Запустили внутреннюю биржу труда: мы понимали, что многие наши сотрудники сейчас остаются без работы или с урезанным функционалом, при этом есть отделы, работающие в режиме нон-стоп. И мы открыли вакансии: загруженные отделы написали, что им нужны люди. А все сотрудники проставили статусы: занят или свободен. И благодаря этому нам удалось заполнить внутренними кандидатами те вакансии, которые появились. У нас есть такая ежегодная практика, летом мы замораживаем часть магазинов, особенно в центре города, потому что идет отток людей, а аренда большая, и нам проще временно закрыть магазин, чем платить зарплаты и аренду.
Соответственно, сейчас мы эту технологию применили: мы заморозили около 60 магазинов в Петербурге — 10 , а часть — порядка 20-30 — даже пришлось полностью закрыть, потому что не все арендодатели пошли на соглашение по снижению арендных ставок. Но для нас это, конечно, маленький процент на фоне общего числа магазинов — а их сейчас порядка 1300. Людей, работавших в таких точках, мы переводим на другие объекты. Нам всегда нужны новые кадры, розница — это постоянный поток людей. У нас нет такой проблемы, что кто-то остался без работы. О запуске доставки и планах по развитию в Петербурге Многие петербуржцы до сих пор не знают, что у нас уже появилась доставка. А она официально запущена с прошлой недели. Мы работаем как с помощью такси, так и силами наших пеших курьеров: они доставляют товары в радиусе двух километров. Заказ можно сделать через сайт или через наше мобильное приложение и в течение двух часов мы обещаем привезти товары.
Сейчас более тысячи покупателей в Петербурге ежедневно получают доставку или пользуются самовывозом, что тоже очень удобно и безопасно. Что касается глобальной стратегии развития, пандемия внесла в нее существенные коррективы. До пандемии у нас были большие планы по развитию в Петербурге, мы хотели дальше завоевывать город, открываться с той же плотностью, что и в Москве. Сейчас нам пришлось несколько свернуть темпы этой экспансии. Но, тем не менее, глобально ничего не изменилось: как только ситуация стабилизируется, станем открывать новые точки.
По словам Кривенко, значительных стратегических инициатив развития традиционной розницы у «Вкусвилла» теперь нет, новые магазины по одной-две точки будут открываться только в регионах.
Сейчас компания сосредоточена на развитии онлайн-продаж. Была сеть киосков «Избенка», но в какой-то момент команда поняла, что этот формат уже устарел, современный — супермаркет. Тоже самое произошло и в прошлом году. Компания поняла, что супермаркет — это формат прошлого, мы ими больше не занимаемся. Вся команда работает на онлайн, который будет только расти», — сказал Кривенко РБК.
Как устроен бизнес сети «ВкусВилл»
Основной пакет акций "Вкусвилла" по-прежнему контролирует ООО "Проект Избёнка", которое с 2017 года принадлежит ООО "Эволюционная цель" (ещё одна отсылка к "бирюзовому управлению"), учредителем которого является некий Евгений Лисицын из Ростовской области. Теперь в качестве владельца «Проекта Избенка» в ЕГРЮЛ указано акционерное общество «Эволюционная цель», которое учредил Евгений Лисицын. Основатель сети Андрей Кривенко через АО «Эволюционная цель» владеет ООО «Проект Избенка», которому, в свою очередь, принадлежит 86,05 % АО «Вкусвилл», и ещё 1,79 % акций напрямую[27]. Эволюционная цель бренда звучит, как «сделать полезные продукты для здорового питания доступными каждому». “Полезная еда для здорового питания доступна каждому”.
«Вкусвилл» не исключает IPO даже при возможном отказе от допэмиссии акций
Вместе это огромная благодарность команде за ещё один успешный год на пути к эволюционной цели ВкусВилла: «Сделать полезные продукты для здорового питания доступными каждому». «Вкусвилл» начал серию встреч с потенциальными инвесторами, где обсуждается возможность проведения IPO. На конец 2021 года Андрею Кривенко принадлежало 99% АО «Эволюционная цель», которое через ООО «Проект Избёнка» владела 86,05% «ВкусВилла». Кривенко через АО «Эволюционная цель» владеет ООО «Проект Избенка», которому принадлежит 86,05% «ВкусВилла». Ритейлер «Вкусвилл» проведет внеочередное собрание акционеров, на котором будут обсуждаться несколько вопросов, в том числе отказ от статуса публичной компании, отказ от размещения дополнительных акций для увеличения уставного капитала.
Основной владелец «ВкусВилла» передаст сотрудникам 20% акций ритейлера
Владелец «ВкусВилл» – ее основатель Андрей Кривенко (1,8%), а также Евгений Лисицын (86,08% через ООО «Проект Избенка» и АО «Эволюционная цель») и фонды Baring Vostok (12,16%). В кодексе «ВкусВилл» появилась еще одна цель: построить культуру эволюционного управления у себя, доказать ее эффективность в России и «посеять» по всей стране. «ВкусВилл» же решил пойти от противного и сфокусироваться на шести китах своего «голубого океана». Я ехала на интервью с Андреем Кривенко — основателем магазинов «ВкусВилл» и «Избёнка» — человеком, который получил премию «Предприниматель года-2016» по версии РБК. Сегодня основатель компании через акционерное общество «Эволюционная цель» управляет «Проектом Избенка».
Назад в будущее: Андрей Кривенко об эволюционной цели ВкусВилл | Все о цепях поставок
По его собственным словам, он начал развивать в Москве одноимённую сеть магазинов, торгующих фермерскими молочными продуктами, имея на руках оригинальную идею и всего один миллион рублей. В 2012 году бизнесмен открыл сеть универсамов "Вкусвилл", где реализовывал не только молочку, но и другие "натуральные продукты". Этот бренд принёс Кривенко большие деньги. После введения санкций на импорт подскочил спрос на российские продукты, и в 2015 году прибыль "Вкусвилла" выросла почти в пять раз, составив 5,6 миллиарда рублей. Популярность "Вкусвиллу" принесли московские потребители, которые хотели питаться здоровой пищей и были готовы за это переплачивать. Однако в этом не преуспели. Основной пакет акций "Вкусвилла" по-прежнему контролирует ООО "Проект Избёнка", которое с 2017 года принадлежит ООО "Эволюционная цель" ещё одна отсылка к "бирюзовому управлению" , учредителем которого является некий Евгений Лисицын из Ростовской области. Он же является директором АО "Тилтех" — ещё одного проекта Кривенко. На Лисицына в разное время было записано более десяти компаний в Москве, Санкт-Петербурге и Курганской области.
Причем мы не боремся за массовый трафик, наша идея — выращивать амбассадоров бренда. Именно под них мы выстраиваем матрицу, выявляя предпочтения, проблемы и вкусы, для них ищем новые интересные идеи. Третий фактор — технологии. Нам повезло, что основатель компании Андрей Кривенко — математик и программист и с первых дней сам разрабатывал программы для улучшения процессов. Стараемся оцифровать все, что возможно. Например, когда мы только начали заниматься своим продуктовым предложением, понимали, что главное в работе с фреш — процент списания. А это — ежедневные поставки, четкая система распределения, которую мы сами создали.
Еще пример технологии — наше приложение для доставки. Мы запустили его буквально за два месяца, и оно успешно развивается. Четвертый фактор — система менеджмента. Это люди и то, как в компании устроено управление. Мы чувствуем себя собственниками компании, у нас никогда не было метрик, KPI и начальников. Нас объединяет эволюционная цель — развивать качественный продукт, и каждый сотрудник на своем месте думает, как сделать это лучше. Каждый является участником бизнеса, а не «винтиком» в большой машине, это мотивирует увлеченно работать в одной команде и влиять на улучшение.
У нас живая компания, поэтому новичкам порой кажется, что творится некий хаос: непонятно, кто что делает. Но тем, кто гибок, умеет общаться и договариваться, легко встроиться. Коллеги начинают активно расти и развиваться, могут заинтересоваться другим направлением и поменять сферу деятельности. Например, директор по строительству Кирилл Щербаков увидел в Европе небольшие офисные магазины и придумал запустить у нас микромаркеты. Наши амбассадоры генерируют около 6 млн обращений в месяц. Это рейтинги, отзывы, комментарии, оценки — уникальный массив информации. Каждое обращение имеет тэги — качество, магазин, цена на продукт, продавец и так далее, и для работы с проблемой CRM-система направляет его тому члену команды, который дал обещание по этому направлению поставленные перед собой профессиональные цели сотрудники «Вкусвилл» называют обещаниями — прим.
Например, команда продакт-менеджеров получила много обращений по поводу высокой цены на изделие «улитка». Они проанализировали качество, предложение рынка и изменили продукт. Если рейтинг товара падает ниже 4 баллов, мы блокируем продажи, проводим дегустации, разбираемся. И так — по всем направлениям. Бывает так, что некоторые продавцы сами оперативно отвечают клиенту в приложении сразу после обращения. Наши закупщики — профессиональные технологи, все продукты прорабатываются на натуральность состава, убираются красители и добавки. Если традиционным сетям выгоден максимальный срок годности, то наши закупщики, наоборот, обсуждают, какой минимальный срок лучше указать, чтобы живые бактерии еще действовали.
Мы умеем эффективно работать с краткосрочными продуктами. Мы долго думали о том, какие дополнительные сервисы можно сделать в магазинах, так родилось кафе — это маржинальная и привлекательная для клиентов история.
Сроки первичного размещения будут зависеть в первую очередь от развития сети в Санкт-Петербурге и Нижнем Новгороде. По словам собеседника издания, оптимальный момент для выхода на биржу — 2020—2021 гг. Сейчас под брендом «Вкусвилл» работают 720 точек преимущественно в Москве и Подмосковье. Старший аналитик компании «Атон» Виктор Дима оценивает примерную стоимость сети «Вкусвилл» в 0,6—0,7 объема годовой выручки.
Целостный человек искренен, открыт и честен перед собой и коллегами, получает удовольствие от работы. Для компаний с бирюзовым управлением важен не только труд, но и сами люди — их личность, эмоции, человеческие качества. Штрафовать сотрудников в компаниях бирюзового типа категорически запрещается. Даже если вы откажетесь выполнить просьбу коллеги, никаких санкций не последует. Отсутствие наказаний не означает отсутствие ответственности. Напротив, права и ответственность в организациях с бирюзовым управлением неразрывно связаны: получая право на самостоятельные решения, человек одновременно принимает на себя ответственность за них. Когда все необходимые полномочия предоставляются, он дает обещание. Сотрудники совершенно свободны в выборе способов выполнения данных ими обещаний. Сроки выполнения обещаний, как правило, не оговариваются, так как на практике это лишь замедляет работу: обычно люди склонны запрашивать на выполнение задачи намного больше времени, чем нужно в реальности. Любому человеку удобнее жить в таком режиме, когда он сам определяет… чем заняться сначала, а чем потом, — тогда и результат выдается по максимуму. Когда у сотрудника появляется дублер, внутренние клиенты получают возможность выбирать, к кому из исполнителей обратиться. Вознаграждение каждого из них зависит от объема работы, выполненной по заказу клиентов. Во-первых, этот механизм помогает, если сотрудник то и дело нарушает свои обещания. Неэффективного работника никто не наказывает — он просто естественным путем остается без заказчиков, и через два месяца компания с ним прощается. В-третьих, можно объективно сравнить качество работы дублеров. Наконец, если один из сотрудников увольняется, это не приводит к остановке рабочего процесса. Соответственно, они же несут ответственность за наем и обучение дублеров. В организациях, строящих свою работу на основе бирюзового управления, широко практикуются следующие принципы. К каждому коллеге, партнеру, контрагенту изначально относятся как к заслуживающему доверия. Как показывает опыт, издержки на внедрение различных мер безопасности обычно обходятся дороже, чем ущерб, которого удается с их помощью избежать. Впрочем, доверие не подразумевает исключения проверки. Полная информационная открытость. У каждого сотрудника есть полный доступ ко всей корпоративной информации, в том числе финансовой. Размер оклада коллег ни для кого не секрет. Такая открытость способствует справедливой оплате труда и помогает предотвращать финансовые махинации недобросовестных сотрудников. Отказ от бюджетов. Вместо бюджетирования применяется ежедневный контроль за движением денежных средств, расходами и доходами предприятия.
«Вкусвилл» обсуждает возможность своего IPO
Если уже знаете о том, что такое APM — жмяк. Если пока нет, ниже в статье можно восполнить пробел в знаниях. Погружение в контекст Чтобы не прыгать с места в карьер, введем в контекст и расскажем историю. Кого-то она удивит, а других чему-то научит. Однажды, когда наступила зима 2020 года и мы даже не догадывались, какое интересное время ждет нас впереди, начали только появляться первые признаки пандемии помните, была такая , мобильное приложение «ВкусВилл» еще не стало лидером доставки в России, а было простым приложением с базовым набором функций: посмотреть адреса магазинов, составить список покупок, воспользоваться системой лояльности, просканировать QR-код в магазинах. А теперь представьте, что в какой-то момент все стало невероятно падать.
Коллеги точно поймут эти «веселые» ощущения [как в известном меме «This is fine»]. Помню неделю, на которой мы буквально лежали по несколько часов каждый день. С началом пандемии все локальные проблемы стали влиять на бизнес глобальнее. Например, для такого важного действия как сканирование QR-кода для начисления бонусов в магазине все-таки была неудобная альтернатива — покупатель должен был продиктовать номер телефона. Единственной альтернативой для доставки товаров было оформление заказа у конкурентов.
Тогда мы решили, что нам нужно усилиться и получить помощь со стороны, поэтому позвали внешних консультантов — Самата Галимова и Федора Борщева ссылки на коллег в конце статьи. Ребята подсказали огромное количество идей для Highload, но ключевое — посмотрели на наши мониторинги, покачали головой, вздохнули и предложили выбросить это все далеко и желательно навсегда и немедленно подключить APM. APM предоставляет ценную информацию о различных аспектах работы приложений, таких, как время отклика, задержки, использование ресурсов и другие метрики, которые помогают выявить узкие места и проблемы производительности. Одной из ключевых возможностей APM считается трейсинг. Трейсы представляют собой детальные записи о прохождении запросов и транзакций через систему приложения.
Они позволяют отследить каждый шаг выполнения запроса, включая время выполнения каждого компонента и возможные задержки. Такой подход дает разработчикам полное представление о процессе обработки запросов и помогает идентифицировать узкие места и причины снижения производительности. Трейсы объединяются в спаны. Спан — это набор технологий и методик, которые помогают разработчикам отслеживать и улучшать производительность приложений. Он предоставляет информацию о времени отклика, задержках и использовании ресурсов, помогая выявить проблемы и узкие места в производительности.
Наш бренд упомянут, возможно, поскольку был на слуху у спикера. Подтверждения факта переговоров мы не нашли среди коллег». Оцените шедевр дипломатии в последней фразе: в компании не сочли возможным прямо опровергать слова регионального премьера, а подыскали максимально нелепую формулировку. Лишь бы «ни нашим, ни вашим». Для Запада и возможных санкций: «Да Боже упаси, никакого Донбасса». Для Кремля и возможного разноса: «Разумеется, мы обсуждаем такую возможность». В РБК тоже работают ушлые люди, они подобрали такой вариант перевода со вкусвилловского: «С представителями совета управляющих «Вкусвилла» не велось переговоров о появлении сети в ДНР». Там должны быть хорошие переводчики, ведь в 2016 году они назвали основателя компании Андрея Кривенко «Человеком года».
Донбасс в московском стиле? Легендарный скандал 2021 года с рецептом семейного счастья в формате ЛГБТ вызвал ярость консервативно настроенной общественности, и Кривенко дал заднюю: «Считаем эту публикацию своей ошибкой, ставшей проявлением непрофессионализма отдельных сотрудников». Так-то пиар в компании на уровне: в разгар первой волны эпидемии коронавируса люди, дозвонившиеся по горячей линии, могли услышать в трубке песню с пожеланием лёгкой смерти. В общем, запоздалый Чичваркин-стайл признан Минюстом РФ иноагентом. Очевидно, что яркий пиар и броские интервью были рассчитаны на то, чтобы ударно провести IPO на Нью-Йоркской бирже. Перед запланированным размещением открылись магазины в Амстердаме и Париже, была зарегистрирована компания Vkusvill Netherlands B. Разумеется, каждая организация вправе работать в любом месте, где пожелает.
Но, в принципе, в 39 он тоже делает это с большим удовольствием». А вы по-прежнему каждый день разбиваете коленки? Вот представьте, идет атака, и в бою погибают солдаты. Потом им ставят памятники как героям, погибшим на поле боя. А когда предприниматель вдруг не справился или менеджер не закрыл сделку, то они почему-то считаются последними уродами. Это принципиально неправильно. Я думаю, что нужно ставить памятники неудачным предпринимателям и менеджерам, которые совершили ошибки. Ведь именно они двигают развитие вперед. По этой теории и Советский Союз развалился из-за того, что страна не подозревала банкротства. Банкротство — это единственно жизненный механизм для улучшения. А когда в механизме нет возможности банкротства, все загибается. Если я перестаю допускать ошибки, то я перестаю развиваться и жить. Вот подумайте: с точки зрения биологии больше шансов выжить у того, кто сидит дома. А теперь подумайте про людей, которые поехали открывать Америку на корабликах. Чтобы снарядить корабль и поехать на край земли — туда, где ещё никто не был — это же надо обладать чуть-чуть мутацией». Как вы думаете, то, что вы постоянно куда-то двигаетесь — это все-таки вид мутации или это нормально для человека? Человек по определению свободен, поэтому я считаю, что в будущем все люди будут предпринимателями. То есть весь наемный труд уйдет как класс. Просто каждый человек будет работать сам на себя. Это серьезно провоцируется роботизацией. Скоро весь тяжелый физический труд будет заменен роботами. Например, продавцам не надо будет все разгружать самим. Будет робот-грузчик. А как же кассиры? Вы о них подумали? Кому нравится работать кассиром? Как вы думаете, есть ли люди, которым нравится работать кассирами в супермаркете? И каждый, кто там торговал, был в некотором смысле «кассиром». И им это было, по большей степени, в кайф: приходили знакомые люди, они перекидывались парой слов, общались. Вопрос про современных кассиров — это вопрос объема. Если ты работаешь не по 12 часов без выходных; если у тебя есть знакомые среди покупателей, с которыми ты успеваешь немного пообщаться, то да, это приятно. Но если ты приходишь на работу и за каждый чих тебя штрафуют, унижают, кричат, то как это может нравиться? Постоянно, день за днем ищите новые методы стимулирования». За эти 8 лет, которые существуют магазины, какой у вас самый мощный метод стимулирования? Плюс мы никогда не обманываем покупателей. Особенно продавцы чувствуют отличия, когда к нам приходят работать. У нас не нужно «впаривать» просроченный товар покупателю, этикетки не нужно переклеивать, обсчитывать не нужно. Нам так и говорили новые продавцы: «Работаешь и все время думаешь, что забыл что-то сделать». Это же надо такую силу привычки в себе воспитать, чтобы обсчет покупателей и переклейка этикеток стала рефлексом. Конечно, честным людям жить по нашим правилам игры нравится гораздо больше. А кто устраивается со старой установкой на воровство и обман, тот надолго не задерживается. Сама культура компании таких людей изживает.
Кроме того, акционеры рассмотрят вопрос прекращения действия положения о совете директоров общества. Голосование пройдет в заочной форме, датой окончания приема бюллетеней для голосования установлено 4 мая. В интервью РБК основатель сети Андрей Кривенко заявлял, что компания рассматривает различные пути развития и, кроме IPO, это может быть и привлечение стратегического инвестора.