Новости что такое великий пост в православии

Если говорить о правилах поста православной церкви, то там указаны наиболее строгие ограничения, на которые следует ориентироваться, но не воспринимать их как непреложный закон. В 2024 году Великий пост у православных начнётся 18 марта, за семь недель до Пасхи, и продлится до 4 мая. Завершается пост праздником Пасхи или Воскресением Христовым, в этом году его будут отмечать 16 апреля. На этой неделе у православных верующих начался Великий пост.

Великий пост в 2024 году: когда начинается и заканчивается, смысл и как правильно поститься

Великий пост – 2024: что запрещено во время поста и как правильно поститься Великому посту предшествует подготовка которая начинается за 4 седмицы до него и духовно подготавливает православных к покаянию.
Почему в Церкви четыре поста? В Великий пост в 2023 году нельзя также держать на людей зла и не желать им плохого.
Суть Великого поста | Правмир Великий пост, важнейший из многодневных постов православной церкви, готовит христиан к достойной встрече главного праздника — Светлого Воскресения Христова.
Почему в Церкви четыре поста? Великий пост – время отрешения от мирских дел и общения с Богом.
У православных верующих начинается Великий пост Вели́кий по́ст — центральный пост во всех исторических церквях, цель которого — подготовка христианина к празднованию Пасхи; соответствующий период литургического года.

Уроки Великого поста: каких правил придерживаться, чтобы вырасти духовно и сохранить здоровье

Великий пост продлится семь недель, в этом году он завершится 16 апреля одним из самых главных праздников в православии – Светлым Христовым Воскресением, или Пасхой. Великий пост появился на заре христианства, но не всегда был таким, каким мы знаем его сегодня. В первые три дня Великого поста по уставу положено сухоядение. Установление Рождественского поста, как и других многодневных постов, относится к древним временам христианства. время молитв, служб, духовных и телесных подвигов, которое завершается торжеством Светлого Христова Воскресения - Пасхой. В православном календаре четыре многодневных поста — Рождественский, Великий, Петров и Успенский.

Когда начинается Великий пост

  • Великий пост — 2024: когда начало, в чем суть и что запрещено | 360°
  • У православных верующих начинается Великий пост. Новости. Первый канал
  • Великий пост в 2024 году: начало и конец, суть, как его соблюдать правильно
  • Великий пост в 2024: когда начинается и заканчивается, календарь питания
  • Почему в Церкви четыре поста?

В 2024 году Великий пост начнется 18 марта и закончится 4 мая

В субботу шестой недели церковь вспоминает чудо воскрешения Лазаря Иисусом. За субботой следует Вербное воскресение, открывающее Страстную седмицу - последнюю неделю поста, во время которой вспоминают о страданиях Иисуса Христа. Этот пост называется Великим не только из-за продолжительности и строгости, но и по причине его великого значения в жизни православного христианина. Главными задачами в период Великого поста являются усиленная молитвенная практика, покаяние в грехах и отречение от чувственной суеты. Ради скорбных дней Великого поста, ради дней "сокрушения и сетования" изменяется и порядок церковных служб. Ежедневное совершение Божественной литургии прекращается. Ее служат в субботние и воскресные дни поста.

На протяжении всего Великого поста на утренних и вечерних службах читаются книги Ветхого Завета. В день накануне Пасхи - Великую Субботу - верующие собираются в храме на молитву.

Длительность таких периодов воздержания разная — поститься предлагается много дней Великий, Петров, Рождественский, Успенский пост или один день. Что такое пост? Цель любого православного поста — подчинить тело духу, умножить любовь к Богу, уделить пристальное внимание духовной жизни, сконцентрировать силы для душевной борьбы с грешными мыслями, воспитать волю. Христиане, придерживающиеся правильного поведения в периоды таких воздержаний, демонстрируют предпочтение духовного материальному, телесному.

Это и есть проявление любви к Спасителю, понимания Его жертвы ради всего человечества. Внутренний дисбаланс души и тела, возникающий при греховных мыслях и поступках, при пустом времяпровождении, при проявлениях эгоизма и подчинении страстям преодолевается легче, проще и быстрее в дни поста. Побеждая свои греховные страсти, человек восходит к Богу. Для тех православных, кто берет на себя ответственность поститься, начинается период духовного и телесного воздержания. Что это значит?

У нас до сих пор остались в литургии такие прошения, которые называются ектения об оглашенных.

И вот церковь, как любящая мать, установила этот пост для людей, которые готовились к таинству крещения. И со временем, крещенные верующие, которые ранее постились перед Пасхой непродолжительное время, из солидарности тоже стали держать полный Великий пост в 40 дней. И такое отражение даже в современной практике получила древняя традиция. Сейчас у нас пост делится на две части: собственно пост и страстная седмица. Эти периоды даже немного отличаются в плане организации службы, хотя считается, что со временем богослужения унифицируются. Раньше было принято на вечерней службе в Великую субботу, перед литургией, когда в храм приходили христиане, готовившиеся к Пасхе, читать 15 паремий.

Паремия — это такое ветхозаветное чтение, которое говорит нам о Господе Иисусе Христе, о церкви и о различных пророчествах. И вот во время их чтения обычно совершалось крещение оглашенных. Паремии остались в составе службы. Но крещение во время их чтения уже не совершается. Что касается понимания Великого поста, Святые отцы толкуют его значение как подражание подвигу Господа Иисуса Христа. Вот как он постился перед выходом на свои страдания 40 дней, точно так же и мы постимся, принимая аскезу и готовясь к Светлому Христову Воскресению.

Пасха у нас — великий праздник, который не входит даже в число двунадесятых, «праздников праздник и торжество из торжеств». И готовимся мы к встрече воскресшего Спасителя вот таким периодом воздержания — 40-дневным постом. Кто-то из святых отцов говорил, что постимся мы постом приятным. А что такое приятный пост? Это тот пост, который приближает человека к Богу. Но почему он также называется строгим?

Потому что его Церковный устав очень строг в пище. Согласно, его положениям, в Великий пост нужно отказаться полностью от пищи животного происхождения: мясо, яйца, молоко. В понедельник, среду, пятницу предписывается сухоядение, разрешается вкушать воду, хлеб, фрукты, овощи, компоты. Во вторник, четверг — горячая пища без растительного масла. В субботу, воскресенье — пища с добавлением масла. Человек устроен не только из души, но и из тела.

Поэтому первый пост прежде всего внешний — его соблюдение в еде. Когда человек кушает пищу, мясную, молочную, то она очень сильно отягощает его. И христианину тяжело совершать какие-то молитвенные упражнения, посещать богослужения, готовиться к причастию. Обязательно положен внешний пост.

Может ли современный православный христианин поститься до «страдания и ослабления тела»? И как вообще поститься? По началу христиане не имели единого образца для воздержания. Все постились по-разному.

Церковный историк Сократ пишет о 4 веке христианства, что «одни воздерживаются от употребления в пищу всякого рода животных, другие из всех одушевленных употребляют только рыбу, а некоторые, вместе с рыбой едят и птиц…Одни воздерживаются даже от плодов и яиц, другие питаются только сухим хлебом, некоторые и того не принимают. А иные, постясь до девятого часа, вкушают потом всякую пищу». В современности все более-менее ясно. Если говорить о внешней стороне Великого поста, то Устав нам предлагает следующее: воздерживаемся в пище от всех продуктов животного происхождения, по средам и пятницам не едим даже вареной пищи. А растительное масло, по уставу, можно употреблять Великим постом лишь в субботу и воскресенье. Все ли способны на такой образ поста? Конечно, не все, если даже прп. Феодор Студит, который писал свои «Огласительные поучения», ориентируясь на монахов пишет в слове в первую неделю Православия о том, чтобы сверх силы не подвизаться в Божественных подвигах, и чтобы питать душу духовными созерцаниями»: «… в деле подвижничества и трудах будем иметь меру и рассуждение, чтобы сохранять и телесное здоровье.

Ибо какая польза сначала подвизаться выше своих сил, потом понемногу утомляясь, оставлять свой подвиг»? Действительно, цель поста - облегчить и усмирить тело, научиться обуздывать пожелания и обезоруживать страсти. Слова того же преподобного Феодора: «…с воздержанием в пище, будем воздерживаться и от всякого греха душевного и телесного, как научает нас и стихира, в которой сказано: "пост не ошаяние брашен точию совершим, но всякия греховныя страсти отчуждение"». Василий Великий обличал тех, кто видит в посте только внешнюю сторону: «Не будем думать, что одного неядения до вечера достаточно нам для спасения» и свт. Иоанн Златоуст подтверждает: «…что за польза от поста, скажи мне, если по целым дням не ешь, а предаешься весь день играм, шуткам, даже клятвопреступлению и злоречию». Таким образом, уже со стороны древних аскетов мы имеем предупреждение о том, что поститься можно и неправильно. Что внешний пост не должен превышать меру, которую стоит определять при помощи опытного в духовном отношении человека. Отсюда и указания церкви о соблюдении постов по средам и пятницам или в периоды многодневных постов Рождественского, Великого, Петрова и Успенского могут сильно разниться в зависимости от возраста и физического состояния здоровья человека.

Все указания в полной мере относятся лишь к физически здоровому человеку. При болезнях и немощах к указаниям следует отнестись внимательно и рассудительно. С другой стороны, определение меры поста не должно оправдывать нежелание поститься. Так или иначе, но человек, при знакомстве с аскетической практикой Великого поста приходит к необходимости определить его духовное содержание. Время Великого поста - это прежде всего время сугубого покаяния. Как же иначе, если мы вспоминаем на первой неделе поста про скорбящего после своего грехопадения Адама, а перед Пасхой переживаем за падший человеческий род, который распял своего Бога? И поэтому Великий пост — это время упражнения в молитве, способ удалиться от зла, угасить страсти. Предполагается, что человек очистится и обновится.

Все богослужение Четыредесятницы настроено на это. Протоиерей Александр Шмеман определяет саму атмосферу Великого поста как «светлую печаль»: «У отцов, духовных писателей и создателей песнопений Постной Триоди, которые мало-помалу разработали общую структуру постных богослужений, придали Литургии Преждеосвященных Даров эту особую, свойственную ей красоту, было одинаковое, единое понимание человеческой души.

Великий пост: почему нужно хотя бы раз попробовать его держать?

В воскресенье празднуют Благовещение, поэтому можно рыбу. Пятая неделя Великого поста - Преподобной Марии Египетской, с 8 по 14 апреля: питание такое же, как в первую неделю. Шестая неделя Великого поста - Вход Господень в Иерусалим, с 15 по 21 апреля: В субботу можно есть икру. На 21 апреля выпадает Вербное воскресенье, поэтому можно рыбу.

Седьмая неделя Великого поста - Страстная седьмица. С 22 по 25 апреля - сухоядение, в пятницу 26 апреля - полный отказ от пищи, в субботу 27 апреля - сухоядение. Источники: морепродукты, которые разрешаются по благословению духовника, крупы, соя и продукты из нее, бобовые и орехи, грибы.

Смузи из овсянки и фруктов: Заливаем геркулес холодной водой на ночь. Утром добавляем 1-2 чайных ложки меда и нарезанные кубиками свежие фрукты — банан, киви, апельсин.

Саввы Освященного, настоятеля монастыря из Палестины, недалеко от Иерусалима. Студийская традиция Прп. Федор настоятельствовал в монастыре, в V в. Расположенный не более чем за несколько километров от императорского дворца, монастырь традиционно считался «царским»: сюда отдавали на воспитание наследников престола, здесь часто бывали императоры. Статус обители не помешал, однако, св. Феодору открыто выступить против запрета на поклонение иконам, который ввел император Лев Армянин. Именно высочайший авторитет преподобного, укрепившийся после падения иконоборческой ереси 840-е гг.

Основой традиции соблюдения поста, созданной прп. Феодором и его учениками, была разумность телесного воздержания и акцент на его духовном содержании. По так называемому Студийскому богослужебному Уставу Великим Постом: совершается ежедневная литургия; в пище дозволяется масло, вино во все дни, кроме среды и пятницы; употреблять вино и масло позволялось также на Страстной Седмице, кроме Великого Понедельника сухоядение, то есть невареная пища и Пятницы разрешалось только сочиво ; в среду «преполовения Поста» можно даже употреблять рыбу; ее можно также вкушать на Благовещение, на праздники свв. Иоанна Предтечи, 40 мучеников Севастийских, прп. Алексия, человека Божия, на Лазареву Субботу и Вербное воскресенье; иноки Студийской обители заканчивали воздержание вечером Великой Субботы: их благословляли вкушать сыр, яйца, вино. Устав прп. Саввы Если обитель прп. Феодора была общежительной, то есть иноки жили в одной ограде, руководимые духовным отцом — настоятелем, то Палестинский монастырь прп. Саввы, из которого происходит так называемый Иерусалимский богослужебный Устав был «особножительным».

Это означало, что монахи 6 дней недели подвизались уединенно, а вечером субботы сходились на общую службу, чтобы затем на воскресной литургии причаститься Св. Именно на этом обычае основана традиция Устава св. Саввы совершать полную литургию Великим Постом только по субботним и воскресным дням, а по другим или не совершать ее вовсе, или — по средам и пятницам — служить литургию Преждеосвящённых Даров, на которой верующие причащались Св. Дарами, освященными на воскресной литургии. Что до телесного делания, то традиция прп. Саввы предписывает: вкушать рыбу только на Благовещение если праздник не выпадает на Страстную Седмицу ; употреблять растительное масло, вино только по субботам, воскресеньям; полностью воздержаться от пищи в Великую Пятницу и до 9 часа дня Великой Субботы. Оба варианта телесного поста предписывают мирянам и монахам вкушение пищи не более 1 раза в день обычно после захода солнца. Высокое уважение к преподобному на всей Руси способствовало тому, что монашеские обычаи поста начали перенимать миряне. В XIV в.

Саввы — также монашеский. Его вводят в богослужение, ему стараются следовать и по части соблюдения постов, прежде всего — Великого. Это делают не только монахи, но и миряне, ведь иночество продолжает быть духовным идеалом. Интересный факт При этом некоторые монастыри, даже целые местности продолжали соблюдать Великий Пост по уставу прп. Чаще всего выбор был вызван тем, что такие христиане жили в жестких условиях. Например, Студийского устава держались многие обители Русского Севера, так как при невозможности иметь достаточно растительной пищи — хлеба, круп, овощей холодное лето, невозможность заниматься земледелием , ничего не оставалось, как поддерживать силы рыбной пищей. Согласно ему совершаются богослужения, на него же опираются при соблюдении поста телесного. Вместе с тем, согласно рекомендациям, собственную меру воздержания как монахи, так миряне должны согласовывать с духовником. Пост у католиков В первые века христианства традиции поста Запада и Востока отличались незначительно.

К настоящему времени католики идут по пути смягчения требований к телесному воздержанию и акценту на духовное. К примеру: пост полностью исключен для детей до 14 лет, больных, беременных; существует термин «воздержание», который, однако, означает лишь запрет на мясо, тогда как молочная пища разрешена практически весь период поста. Поэтому соблюдение телесной аскезы у современных католиков все более остается «на усмотрение» верующих, что ведет ко все более легкому отношению к ней. Главное с чего следует начать: советы начинающим и опытным Современный человек к телесному воздержанию не привык, поэтому оно кажется ему чем-то невозможным. На самом деле требования Церкви, если следовать им без неразумной ревности, находятся в пределах возможностей любого среднего человека, они — плод тысячелетнего опыта, поэтому их не следует бояться. Куда сложнее другое. Многие опытные постники, особенно из числа святых отцов, предупреждают: постное делание будет сопровождаться искушениями, восстанием на человека помыслов, страстей. Это вполне нормально, более того — полезно, ведь обнажает перед человеком его недостатки, требующие уврачевания. Какие правила Общие можно свести к следующим: начав с телесного воздержания, как самого простого делания, постепенно переходить к аскезе души; например, кроме скоромной пищи, следует воздерживаться также от мирских развлечений; самая же сложная форма аскезы — воздержание от страстей: например, пагубных привычек; сложнее же всего — «не есть людей», то есть не осуждать, не совершать дурных поступков в отношении ближних, прощать их немощи, нелюбовь, иногда — ненависть; отсюда, может быть, главное правило — не бороться только своими силами, предавать дело исправления себя Богу.

Святитель Василий Великий о посте «Берегитесь измерять пост простым воздержанием от пищи. Тот, кто воздерживается от пищи, а ведет себя неподобающе, уподобляется диаволу, который хотя ничего не ест, однако ж не перестает грешить». Что можно и что нельзя кушать Устав св. Саввы требует как от монахов, так и от мирян полного воздержания от пищи в определенные дни первой недели, а также Страстной Седмицы. Однако сейчас такое делание совершают немногие опытные подвижники в миру, а также священники, монахи, привычные к нему. В остальные дни в дореволюционные годы принято было вкушать один раз, однако и эту рекомендацию сейчас могут понести не все. Смысл воздержания — не в нем самом, не в «очищении организма» хотя благотворность ограничений признана медиками. Оно помогает душе сосредоточиться на главном — жизни с Богом. А для этого стоит ограничить влияние на душу мирских страстей, удовольствий, в число которых входит также пища.

Что приготовить Ограничение пищи касается не только ее качества и количества. Процесс создания постного, но сложного, требующего усилий блюда, отвлекает от духовного, «приземляет». Зачастую немало душевных сил отнимает поиск специфически постных продуктов, особых рецептов. Так достигается требуемый состав блюд, но страдает душевный настрой, нарушается мир, то есть не достигается основная цель. Поэтому важнейший принцип питания Великим Постом — простота блюд, которые лучше готовить из привычных, общедоступных продуктов, лишь исключив те, которые не благословляет Церковь на эти дни. Список продуктов Стоит также прислушаться к советам опытных подвижников, которые советуют, как аскетическое делание, соблюдать максимум однообразия питания, дабы не способствовать развитию «гортанобесия» страсти, представляющей собой стремление наслаждаться разнообразием вкусов блюд. У опытных мирян, давно живущих церковной жизнью, список покупок на Великий Пост хоть и не сводится к нескольким продуктам, но и не слишком велик. Разрешается Во время поста можно употреблять любую растительную пищу. Это могут быть овощи, фрукты, все виды круп, хлеб.

Источником растительного белка, необходимого человеческому организму, являются бобовые горох, чечевица, фасоль , а также грибы. Что касается напитков, то без ограничений можно пить чай, черный кофе. Выбирая продукты, опытные духовники нередко советуют основываться не только на их происхождении. Иногда и постная пища может стать душевредной, если принимается чрез меру, или же человек особенно, до развития страсти чревоугодия, любит тот или иной продукт. Наконец, многие воздерживаются от растительных, но дорогих или экзотических продуктов, употребление которых не запрещено, но кажется верующему не душеполезным. Именно из этих соображений многие русские крестьяне дореволюционных времен не употребляли во время поста мед как чрезмерно услаждающий вкус , сахар — бывший тогда достаточно дорогим для сельского жителя, к тому же купить его часто было сложно. Известен случай, когда к опытному духовнику пришел молодой человек, жалуясь на то, что его мать категорически против того, чтобы он соблюдал пост. Подумав, священник спросил, что из пищи нравится юноше больше всего. Как оказалось, это был горячий крепкий чай.

И тогда батюшка назначил духовному чаду послушание — весь пост воздерживаться именно от него, пусть разрешенного, посчитав, что борьба со страстью будет более полезна душе, чем нарушение семейного мира ради Устава. Не благословляется Это любая пища животного происхождения: яйца, все молочные продукты, мясо, а также содержащие их изделия. Вместе с тем, определяя качество своего питания Великим Постом, стоит знать также меру. Московский протоиерей Максим Первозванский в интервью от 6 марта 2009 г. Впрочем, есть, например, совершенно постная выпечка — некоторые виды печенья, сушек. А надписи на темном без молока шоколаде о том, что он «может содержать следы молока» нужны для тех, у кого аллергия, когда даже микродозы продукта могут вызвать серьезное обострение. Могут ли они духовно повредить постящемуся? Иногда постника, чрезмерно ревностно относящегося к качеству стола, смиряет Сам Господь. Вот что рассказывает митрополит Антоний Сурожский о случае из своей молодости: «Когда я был доктором, то занимался с одной очень бедной русской семьей.

Денег я у нее не брал, потому что никаких денег не было. Но как-то в конце Великого поста, в течение которого я постился, если можно так сказать, зверски, то есть не нарушая никаких уставных правил, меня пригласили на обед. И оказалось, что в течение всего поста они собирали гроши для того, чтобы купить маленького цыпленка и меня угостить. Я на этого цыпленка посмотрел и увидел в нем конец своего постного подвига. Я, конечно, съел кусок цыпленка, я не мог их оскорбить. Я пошел к своему духовному отцу и рассказал ему о том, какое со мной случилось горе, о том, что я в течение всего поста постился, можно сказать, совершенно, а сейчас, на Страстной седмице, я съел кусок курицы. Отец Афанасий на меня посмотрел и сказал: — Знаешь что? Если бы Бог на тебя посмотрел и увидел бы, что у тебя нет никаких грехов и кусочек курицы тебя может осквернить, Он тебя от нее защитил бы. Но Он посмотрел на тебя и увидел, что в тебе столько греховности, что никакая курица тебя еще больше осквернить не может.

Я думаю, что многие из нас могут запомнить этот пример, чтобы не держаться устава слепо, а быть прежде всего честными людьми». Про кальмары, креветки и другие морепродукты Традиции поста по-прежнему различны в разных странах. Так, в Греции даже монахи по субботним и воскресным дням Четыредесятницы едят кальмаров, другие морепродукты, приравнивая их к «траве морской». Их обычай перенимают некоторые православные России, однако многие духовники не благословляют такой подход. По их мнению, «морские гады» все же ближе к рыбе, употреблять их лучше, когда она разрешена Уставом. К тому же эти продукты относятся к числу экзотических, недешевых, а подобные изыски могут свидетельствовать о страсти чревоугодия. Рыба и икра По принятому сейчас порядку поста, рыбу можно употреблять: на праздник Благовещения, кроме случаев, когда он выпадает на Страстную Седмицу; в праздник Входа Господня в Иерусалим. В эти же дни возможно также разнообразить постный стол икрой. Только икра, но не рыба, благословляется на Лазареву Субботу, предшествующую Вербному Воскресенью.

Вино и масло Их устав разрешает по субботним, воскресным дням. Под «вином» монашеские уставы греков понимали совсем не то, что считают таковым сейчас. Его принято было очень сильно разводить водой. Неразбавленноеже то, какое мы знаем сейчас пили только «варвары», язычники. Поэтому разрешение на употребление вина во время поста нельзя понимать как разрешение на пьянство — крепость разведенного напитка была чисто символической. Рецепты блюд на каждый день: Традиционная русская кухня предлагает массу блюд для постного стола, ведь у наших предков соблюдение воздержания было строгим. При этом большинство блюд были легкими для приготовления, не требуя усилий, отвлечения от других трудов. Кисель Одним из самых быстро готовящихся считался гороховый кисель, по сути, очень жидкая каша: горох тщательно мололи, чтобы получилась мука, затем, помешивая чтобы не образовались комки , добавляли воду. Получившуюся жидкую смесь варили всего 2-3 минуты, после чего подавали с грибами, луком, растительным маслом если оно было разрешено.

Популярность киселя была не случайна: ведь горох содержит растительный белок. Это позволяет ему заменять мясные продукты даже у современных вегетарианцев. Салат У наших предков был очень популярен постный салат без растительного масла. Это только три составляющих: свекла, которую следует отварить и потереть на терке; корень хрена, который также измельчается и добавляется к свекле; соль, которая добавляется по вкусу. Блюдо именовалось «бурячки с хреном», так как буряком крестьяне многих местностей называли свеклу. Блинчики Общим для всех рецептов постных блинов является отсутствие яиц и замена молока водой. Старинный их рецепт, именовавшийся «грешниками» делает основой теста гречневую муку отсюда, а не от слова «грешник», название. Ее замачивали тремя стаканами кипятка на час. Затем вливали растворенные водой дрожжи и уже оставляли ее до утра.

А утром добавляли муку, месили тесто до густоты сметаны, после чего пекли на растительном масле на сковороде. Сделать постные блины можно и быстрее, но без дрожжей: на 1 стакан муки требуется столько же воды, 2 столовые ложки растительного масла, соль, сахар. Такие блины не советуют выпекать тонкими: так как там нет яиц, тесто может ломаться. Выпечка Как правило, хозяйки делают: пироги с постным дрожжевым тестом с начинками по вкусу: это могут быть как овощи капуста, картофель , так и грибы или ягоды; выпечку без яиц и молока, обычно она сладкая. В постное тесто не добавляются яйца, а молоко заменяется водой.

И момент, который особо актуален сейчас, — пост не для воинов, обратил внимание настоятель монастыря. Послабление поста для них не воспринималось так, как будто они согрешили. Они себе не принадлежат — что дали, то и вкушай», — объясняет отец Пимен. Не стоит думать о пище, которую они едят, лучше больше времени уделить разговору с Богом.

Они в особых условиях, вся Церковь за них молится ежедневно, и я думаю, что многие наши прихожане и дома молятся, тем более что у многих либо близкие, либо знакомые находятся в зоне СВО», — поделился отец Пимен. В завершение нашей беседы священнослужитель отметил, что с каждым годом становится все больше и больше желающих вступить на этот путь, держать пост. И, как оказалось, даже они делают себе некие послабления. Мы пообщались со старшим по монастырской трапезной, келарем отцом Прохором. Отец Прохор: «Пост — это не только физическое воздержание, но и вкусовое. Можно и соевую колбасу есть, но зачем обманывать себя? Уровень поста, как правило, определяется духовником, а у нас — игуменом. Понятно, что в пост мы не едим ни рыбу, ни мясо. Кто-то придерживается сухоедения, это самый строгий вариант поста», — поделился отец Прохор.

Блюда в Раифском монастыре едят самые простые. В первую неделю там подают по одному блюду — либо кашу, либо суп. Но в последующие дни поста братии монастыря уже попроще: в их меню появляется и первое, и второе, и даже салат, рассказал келарь. На второе всегда рис, гречка или пшенка, варьируется только наполнение, например овощная поджарка или грибы», — отмечает монах. Некоторые христиане пытаются сымитировать привычный вкус еды, пытаясь сделать котлеты из гречки или сои, но в Раифе считают, что это просто самообман: «Какой смысл что-то имитировать? Пост — это не только физическое воздержание, но и вкусовое. Пища помимо насыщения несет и вкусовое удовольствие, с которым мы и боремся». Свежую выпечку: булочки, пирожки с капустой, макароны с поджаркой.

В III веке произошло удлинение пасхального поста на 40 дней под влиянием продолжительной практики оглашения, из желания строгим постом и усердными молитвами готовить оглашенных к принятию таинства крещения [3]. Так как крещение старались приурочивать к главному христианскому торжеству — Пасхе, то и «огласительный пост» оказался «предпасхальным». По примеру Христа, постившегося за людей 40 дней, все христиане, в солидарность с оглашенными, стали ежегодно поститься 40 дней в преддверии Пасхи вместе с готовящимися к принятию святого крещения. Поэтому до сих пор в Великом посте различаются два периода: 1 святой четыредесятницы и 2 страстной седмицы, а иудейская пасха по срокам теперь всегда стала выпадать на период христианского поста. Некоторые святые отцы уже в V веке были уверены, что сорокадневный пост перед Пасхой был апостольским установлением. Например, Лев Великий призывает своих слушателей к воздержанию, чтобы они могли «исполнить апостолами установленные сорок дней поста» ut apostolica institutio quadraginta dierum jejuniis impleatur, P. Подобные же выражения использовали историк Сократ Схоластик и Иероним P. Однако, современная историческая наука опровергает данное мнение, поскольку есть многочисленные свидетельства о существовании различных практик поста в первых веках, равно как и о постепенном процессе его развития. Существует письмо Иринея Лионского Папе Виктору в связи с пасхальными спорами, которое цитирует в своей работе историк Евсевий Hist. Ириней отмечает, что существуют разногласия не только в отношении даты празднования Пасхи, но и в отношении предваряющего её поста. Он также настаивает, что эти различия существуют с давних времён, тем самым подразумевая отсутствие Апостольского предания на этот счёт. Руфин , переводя Евсевия с греческого на латинский , передал текст таким образом, что получалось, что некоторые, согласно Иринею, постились 40 дней. По этой причине существовали разногласия относительно того, как же правильно читать этот текст, однако современная наука однозначно высказывается[ источник не указан 4057 дней ] в пользу правильности перевода, приведённого выше. Таким образом, мы можем прийти к выводу, что Ириней примерно в 190 году ещё ничего не знал о посте в 40 дней. Такой же вывод можно сделать и из высказываний Тертуллиана. Несмотря на то, что у него есть целый трактат «De Jejunio», и он также часто касался этой темы в других местах Tertullian, «De Jejun. И подобное умалчивание мы видим у всех доникейских отцов, хотя многие из них имели достаточно поводов сослаться на такое апостольское установление, если бы оно существовало. Исключение составляет Игнатий Богоносец , провозглашающий: «Четыредесятницей не пренебрегайте, она составляет подражание жительству Христову» [4] ; «Во всю Четыредесятницу должно поститься правоверующим, потому что она содержит чин и устав общества Господня». Ссылаясь на эти слова Дебольский Г.

Что такое Великий Пост и как его провести? Ответы священников

Великий пост 2024: когда начинается, суть, что можно и нельзя есть, календарь питания по дням Вчера у всех православных верующих начался Великий пост.
Великий пост: всем ли нужно 40 дней придерживаться календаря питания Великий пост продлится семь недель, в этом году он завершится 16 апреля одним из самых главных праздников в православии – Светлым Христовым Воскресением, или Пасхой.
Великий пост. История и особенности Вот памятуя об этом, в православной традиции накануне Великого Поста поётся страстный псалом – 136-й псалом “На реках Вавилонских”.

Что такое Великий пост и когда он закончится в 2024 году. Простыми словами

В Великий пост в 2023 году нельзя также держать на людей зла и не желать им плохого. Главный многодневный пост у православных христиан установили в память о 40-дневном постничестве Иисуса Христа в пустыне. Первое воскресенье Великого поста называется неделей торжества Православия. Что такое Великий пост. Великим постом называется многодневный пост перед Пасхой. Сегодня у православных верующих начался Великий пост — самый строгий и продолжительный в году. 18 марта, заканчивается 4 мая.

«Великий пост – это выход из зоны комфорта»: монахи рассказали, что можно, а чего нельзя

Первое воскресенье Великого поста носит название Торжество Православия. это самый продолжительный и строгий из всех постов Русской православной церкви, именно поэтому его называют Великим. Великим постом православные упражняются в тех аскетических умениях, которым научил прп. В понедельник, 18 марта, у православных начался Великий пост, который продлится до 4 мая. Великий пост в 2024 году начнется 18 марта и продлится до 4 мая. Великий пост, важнейший из многодневных постов православной церкви, начинается за семь недель до Пасхи, которую в 2019 году православные празднуют 28 апреля 18.02.2018, Sputnik Грузия.

ВЕЛИКИЙ ПОСТ

18 марта в России у православных христиан начинается Великий пост, который продлится 48 дней и завершится Пасхой. Великий пост, важнейший из многодневных постов православной церкви, готовит христиан к достойной встрече главного праздника — Светлого Воскресения Христова. У православных христиан начался Великий пост.

Что такое пост и для чего он нужен

Священнослужители все чаще советуют избегать переизбытка информации, ограничив бездумное времяпровождение в социальных сетях. Православным лучше сосредоточиться на внутреннем самосовершенствовании и духовном обновлении. Богослов и архиепископ Кесарии Каппадокийской Василий Великий писал: «Настоящий постник воздерживается от гнева, ярости, злобы и мщения. Настоящий постник воздерживает язык от празднословия, сквернословия, пустословия, клеветы, осуждения, лести, лжи и всякого злоречия. Словом, настоящий постник тот, кто удаляется от всякого зла».

Великий пост делится на два основных этапа: Святую четыредесятницу и Страстную седмицу или Страстную неделю. В течение Святой четыредесятницы верующие стремятся к духовному очищению и приближению к Богу через пост, молитву и исповедь грехов. Это время подготовки к встрече с воскресшим Христом. Страстная седмица посвящена последним дням жизни Сына Божьего на земле, его учению, Тайной вечере, страданиям на Голгофе и воскресению.

В эти дни верующие особенно глубоко переживают предшествующие Пасхе события, вместе мысленно проходя эти страдания с Иисусом Христом. Во время Рождественского поста верующие стараются следовать примеру монашеского образа жизни — не только в еде, но и в поведении, акцентируя внимание на милосердии: примиряются после ссор, занимаются благотворительностью, проявляют доброжелательность и открытость к окружающим. Постные дни также благоприятны для совершения крещения как детей, так и взрослых, чтения акафистов, молитв за усопших, в том числе проскомидий и панихид. Желательно чаще причащаться — это способствует духовному и физическому развитию.

Важно добросовестно читать молитвы, посещать храмы, исповедоваться в содеянном, а также помогать нуждающимся. В эти дни особенно преданные верующие ограничивают себя от всего, оставляя на столе лишь хлеб да воду. Однако такой подход требует большой силы воли и крепкого здоровья, потому не всем подходит. Придерживаясь поста, важно подходить к питанию осознанно, не поддаваясь чужим рекомендациям или излишнему поиску информации в интернете.

Лучше всего ориентироваться на собственное здоровье, возможности тела и советы священника, к которому вы обращаетесь за духовным руководством.

Суббота — начало дня будет прекрасным с винегретом, а на обед можно приготовить рисовую кашу с черносливом и курагой, на ужин можно сделать макароны и салат. Воскресенье — овсяные хлопья на воде могут стать завтраком, на обед можно съесть постный борщ и жареный картофель, а на ужин отварной рис с луком и морковью. Помните, что еда в Великий пост может быть разнообразной и полезной. На Великий пост можно экспериментировать. Главное — исключить из меню все продукты животного происхождения.

А это молоко, творог, сметана, яйца, мясо и рыба. Можно без проблем употреблять макароны, разные крупы, овощи и фрукты, сухофрукты и зелень, домашние приготовления и овощную консервацию. Растительный белок в постных продуктах отлично заменяет белок животного происхождения, во многом являясь полезнее. Календарь Великого поста 2023 по дням В 2023 году Великий пост начнется 27 февраля и продлится до 15 апреля у православных христиан, а у католиков начнется 22 февраля и завершится 6 апреля. Дата Великого поста меняется и зависит от даты Пасхи. В 2023 году православные христиане отмечают Пасху 16 апреля.

Пасха 2023 года у католиков приходится на 9 апреля. Дата Пасхи рассчитывается по лунному календарю и может приходиться на период с 4 апреля по 8 мая. Для установления даты Пасхи определяют, когда наступает первое Полнолуние после Дня весеннего равноденствия празднуется 21 марта. Пасха отмечается в первое воскресенье после этого Полнолуния. Пост продлится с 27 февраля по 15 апреля, а значит, в сумме Великий пост займет 48 дней. Первый понедельник поста называется Чистым понедельником, а всю первую неделю — Чистой седмицей.

Вторая неделя поста называется Второй седмицей. Третью и четвертую неделю поста называются Крестопоклонными. Пятая неделя поста называется Похвальной седмицей. Шестая неделя называется Вербное воскресенье. Суббота в Вербное воскресенье называется Лазаревой.

Клубнично-грушево-морковный салат: 2 морковки потереть на крупной терке, добавить нарезанные крупным кубиком клубнику и грушу грушу очистить от кожицы и удалить сердцевину , добавить 1 ч. Если вы ведете активный образ жизни, вам обязательно нужно как можно больше углеводов.

Включите в рацион макароны, хлеб, геркулес. Овсяную кашу нужно выбирать не моментального приготовления, а требующую варки. Овсянка без варки- это быстрые углеводы, ее хватает на 1-2 часа, потом вы снова чувствуете голод. Выбирайте ту, которую нужно варить 15-20 минут. Оливковое масло имеет в своем составе белки, очень близкие к животным. Очень хорошо насыщают сухофрукты: курага, финики, чернослив. Используйте мед, он очистит организм от шлаков.

Богослужения Успенского и Рождественского постов — по сути, то же самое. Ну, есть 2-3 молитвы, которые говорят о том, что мы идём к Рождеству в ирмосах, катавасиях это сказано , но, в принципе, сам стиль богослужения остаётся тот же. Появляются совершенно особые молитвы и в домашней молитве христианина, и в храме. И уже этим свидетельствуется, что это время, которое является совершенно особым. Говоря о церковных постах, имеет смысл вспомнить их происхождение. В принципе, привычка поститься, традиция поста, имеет ещё ветхозаветное установление.

И, в общем-то, даже в иудейской среде рубежа Заветов была привычка поститься два раза в неделю — обычно по вторникам и четвергам. Среда и пятница так появились, тоже два дня в неделю. А что касается более крупных постов, то у них происхождение сугубо интересное. Что касается Великого Поста, то он имеет миссионерское происхождение. И вот человек готовится к Крещению… Это не просто так, вот между делом забежал в храм, крестился, и побежал дальше по своим делам. Крестились тогда взрослые люди.

Христианских семей было ещё мало, поэтому детей не крестили — практически не крестили; в христианских семьях крестили, но большинство было взрослых, которые уже сознательно пришли ко Христу. Нет, это была подготовка, в ходе которой человек должен был основательно перетряхнуть свою душу. И поэтому это было время его подвига, его молитв, его поста. А затем, представьте себе: вот вы — христиане, и вы встретили какого-нибудь там Тита Ливия, вашего соседа, который ещё язычник. Вы начинаете ему проповедовать Евангелие, говорить о Христе. Он вас слышит, сердцем это приемлет и собирается креститься.

И вот уже назначено время его крещения, — а крестили тогда не каждый день, крестили в древней Церкви только несколько дней в году. Скажем на Рождество, на Пасху крестили, и ещё несколько таких дней было, но, прежде всего, в Великую Субботу перед Пасхой. И вот человек начинает поститься, готовясь ко Крещению. Он начинает поститься, потому что вы ему проповедовали Христа. Он живёт в соседнем доме. И вот он заходит к вам, он постится, а у вас курочка на столе лежит.

Вы христианин, вы ему рассказываете о Христе и при этом там косточку обгладываете. А у него, бедняги, уж живот к спине прилип, потому что он постится. И вот, чувствуя неудобство этой ситуации, христиане решили сами поститься в это время — ради оглашенных, ради язычников, которых мы приводим ко Христу. И, таким образом, Великий Пост первоначально зародился в христианской церковной среде как пост солидарности, как сугубое время молитв не столько о себе даже, а молитв о тех людях в том мире, в котором мы живём и который мы надеемся привести ко Христу. Сами же христиане постились не в Великий Пост , не в Четыредесятницу, а в те времена они постились в Страстную Седмицу. И вот, собственно говоря, до сих пор наш пост состоит из двух частей — это Святая Четыредесятница и затем Страстная Седмица.

Страстная Седмица — это уже не Четыредесятница и, в общем, это даже уже не Великий Пост — это отдельное время. Можно сказать так: Четыредесятница первые 40 дней — это время, когда мы идём навстречу к Богу. Страстная Седмица — это время, когда Господь идёт навстречу нам. Идёт через страдания, через арест, Тайную Вечерю, Голгофу, сошествие во ад и, наконец, к Пасхе Он преодолевает последние преграды, которые отделяют нас от Бога. Затем появляется Петров пост. Смысл правила очень простой.

В те времена, в III веке, не было ещё общей для всех христиан традиции празднования Пасхи. Египетская церковь праздновала Пасху по своему календарю, Римская — по своему, Малоазийские церкви — по другому календарю. Каждый высчитывал Пасху по-своему. Потом, в IV веке, I Вселенский Cобор принял единую дату празднования Пасхи для всех — традиция Римской церкви была распространена на все остальные. Ну, а теперь представьте себе: во-первых, даже не каждый человек знает, когда именно празднуется Пасха, потому что он, скажем, находится в путешествии. У него в Александрии, скажем, в этом году Пасха должна быть 20-го апреля, он едет путешествовать в Рим, приезжает в Рим 15-го апреля, надеясь, что ещё 5 дней он попостится до Пасхи, а в Риме уже 10-го апреля Пасху встретили.

Получается, что он остался без Пасхи в некотором смысле, без поста, без сострастия — сострадания Господу, распявшемуся ради нас. С другой стороны, тогда ведь не было газет и нельзя было в каждом храме и на каждом переулке купить церковный календарь с расписанием всех праздников откуда ж всё это в III веке? И поэтому люди очень часто просто не знали толком, когда именно Пасха — если человек живёт в какой-то глуши и, особенно, представляете, если он вынужден уехать из своего города по каким-то делам. Мне в епархиальное управление надо. Где у вас ближайший храм? В какой пещере, в каких катакомбах?

И поэтому, или по болезни, или по тому, что, скажем, солдат был в походе а там, понятное дело, не до поста , поэтому святой Ипполит Римский и говорит, что если кто не смог поститься перед Пасхой, да постится неделю спустя после Пятидесятницы. Пасхальная радость пусть он празднует со всеми и радуется, а затем он это как бы наверстает. Вот подобные истории были связаны и с Успенским постом, и с Рождественским. Это очень важно понимать, что церковные посты — это не просто личный подвиг каждого из нас, а это подвиг нашей взаимности, подвиг нашей солидарности, когда мы ощущаем друг друга сугубо связанными. Конечно, никто нам не мешает, чтобы люди постились раздельно — в то время, которое каждый для себя находит удобным. Есть только одно исключение из этого правила — церковные правила не разрешают поститься на Пасху, потому что Пасха — это время праздника, и получится очень нехорошо, если все празднуют, а ты будешь сугубо скорбеть.

Так вот, каждый из нас в любое время года может по своему желанию поститься или не поститься, но ведь гораздо лучше, если христиане будут это делать вместе, ощущая помощь друг друга и ощущая молитвы друг о друге, усугубляя их. Ну, а теперь что же такое вообще пост. Пост как время воздержания и пост как место, где находится караульный, дежурный солдат. Так вот, в латинском языке, откуда к нам это слово, скорее всего, и пришло, оно означает точно то же самое. Пост — это время, когда душа должна становиться на страже, когда христианин сугубо вспоминает, что он солдат. Каждый из нас, независимо от возраста и от пола, — воин Христов.

И каждому из нас вверена в защиту святыня небывалой ценности. И получается такая удивительная вещь: люди готовы грызть друг другу глотки за право владения нефтяной скважиной, они готовы устраивать перестрелки из-за владения каким-нибудь доходным рестораном, они готовы убивать друг друга и убивать даже детей, сбрасывать атомные бомбы друг на друга ради деления рынков, куда бы они могли продавать свою продукцию, ради приобретения земель и так далее. Готовы бить друг друга смертным боем из-за разницы в политических взглядах. Но что стоит владение каким-нибудь куском земли, какие бы там нефтяные или алмазные скважины не были, по сравнению с человеческой душой? И вот удивительная ведь складывается ситуация: чем более агрессивен человек вовне, чем более агрессивен он в защите внешних ценностей, тем обычно инфантильнее, беззащитнее он, когда речь идёт о защите самого главного — о защите его собственной души. Так вот, Церковь всегда призывает к тому, чтобы человек стоял на страже чистоты своей души, чтобы он не впускал сюда зло.

Грех приходит постепенно в душу человека, постепенно вползает. Иногда, конечно, бывает так, как на ускоренной съёмке, когда в ускоренном ритме показывают киноплёнку и фигурки быстро движутся, — вот таким же скачком человек, бывает, совершает некий грех. Вот, он жил в нормальном состоянии, и вдруг что-то в голову ударило, и он быстро пошёл и кого-то оскорбил, убил или ещё что-то сделал. Но на самом деле, если мы более медленно начнём просматривать эту плёночку, мы увидим, что внезапности всё равно не было, а была, как правило, некая последовательность того, что произошло. Сначала в ум человека вторгается некий помысл. Ну, вот идёт человек по улице и видит, скажем, какая-то надпись на заборе.

Но эту надпись не он написал. Он идёт и от него почти не зависит, прочитает он её или не прочитает, — она сама бросилась в глаза. Вот содержание помыслов почти не зависит от человека. Как однажды о. Потому что во многом даже содержание кладовки нашего подсознания зависит от того, как мы живём в дневное время суток, в сознательное время нашей жизни. Но, тем не менее, зачастую к нам нечто вторгается, приходит извне.

И вот это от нас не зависело, но что от нас зависит? Как нам отреагировать на это вторжение? В нашей голове ведь постоянно мелькает калейдоскоп каких-то мыслей, предположений, обрывочков мыслей, образов, чувств. Но вот однажды мы делаем стоп-кадр. Что это такое? Человек начинает всматриваться в то новое, что вторглось в его голову сейчас, в его душевную жизнь.

Присматривается и начинает спрашивать. Должен пользоваться советом Вл. Ильича Ленина. Так, не понятно, откуда взялось — воздухом навеяло. Бетховен, может, по радио передавался, и такая мысль там была закодирована, или ещё что-нибудь, ну мало ли? Не пойти ли напиться?

Так вот, ты эту мысль осознал и попробовал понять: если я её исполню, то что из этого произойдёт? Вот, у меня есть Ангел Хранитель за правым плечом ну, надеюсь. Если он ещё там, и я не отогнал его ещё окончательно. И вот элементарный вопрос: если я этому помыслу последую, откуда последуют слова одобрения? Кого я порадую? Того, кто за правым, или кто за левым плечом?

Кому это будет выгодно? Простенький вопрос, кажется, примитивный! А попробуйте хотя бы иногда этот вопрос себе задавать, и многое в жизни станет яснее. Итак, я понимаю, что на самом деле, если я по этому прилогу, то есть по этому помыслу поступлю, — аплодисменты раздадутся слева. Что тогда я должен делать? Моя душа — это, если хотите, охраняемая территория, и у меня есть своя система ПВО противовоздушной обороны.

И вот, скажем, в воздушное пространство России вторгается некий неопознанный летающий объект. Это кодированный сигнал на определённой частоте с определённой последовательностью. И вот на своих летательных аппаратах, на всех, стоит приборчик, который автоматически, без воли лётчика улавливает этот запрос, он знает эту волну, на эту волну настроен. Но если вторгся чужак — он молчит, он не отвечает на эту волну, на этот запрос. И тогда объявляется тревога — понятно, что это чужой, надо приводить в готовность какие-то там подразделения и решать вопрос, как его выпроводить из территории нашего воздушного пространства. Тогда нужно попросить её выйти.

Ну, просить вежливо, так вряд ли послушается. Так вот, гнев или ненависть — это дар, который в душе человека выполняет ту же функцию, что система иммунной защиты в нашем организме. Появилась инфекция в моём теле, в моей крови, там антитела соответствующие набрасываются на эту инфекцию и уничтожают её. Отойди от меня! Не соизволяю! Вместо греха мы гневаемся на грешника.

Вместо зла мы зачастую гневаемся просто на людей, даже на Бога гневаемся. Но это уже вопрос.. Но в самом топоре нет ничего плохого. Так вот, если мы опознали некий прилог как зло, но не прогнали его, а продолжаем с ним беседовать, то он нас постепенно убеждает. Но, в принципе, вот правда, что так вот иногда поступить нужно. Нет, я лично никого убивать не буду.

Но, в принципе, некоторых, конечно, задушить голыми руками надо. Сначала Раскольников слушает разговор где-то в трактире двух офицеров. Эта мысль мелькает у него в голове, затем он начинает её обсасывать, приходит к выводу, что некий Наполеон имеет право доказать, что он не тварь дрожащая. Но некий Наполеон, а не лично Раскольников. И кончается тем, чем кончается. Так вот, чтобы таких приключений было поменьше, человек должен сражаться с этими грешными помыслами.

Вот когда человек согласился на грех — это ещё не всё. Потому что дальше некая борьба ещё может продолжаться. Голос совести всё-таки может шепнуть, что так не следует. Ещё что-то. И вот дальше человек может оказаться в состоянии пленения. Греховное пленение — это когда моя душа не желает зла, но грех меня тащит.

Я каюсь в этом грехе, я не хочу в принципе его хоть какой-то частью своей души, но нет во мне сил от него избавиться. Это пленение грехом. Он не просто отдаётся ему, а отдаётся с наслаждением.

Великий пост в 2024 году

  • Великий пост в 2024 году: когда начинается и заканчивается, календарь питания, правила
  • Когда начинается и заканчивается Великий пост
  • Что такое пост и для чего он нужен — блог издательства ✍ «Никея»
  • Православный календарь постов на 2023 год
  • Когда начинается Великий пост

Великий пост 2023 — даты, суть поста, правила соблюдения

  • Великий пост 2023: молитвы, суть, правила, меню – все ответы в одной статье
  • Великий пост в 2024 году
  • Седмицы Великого поста
  • Великий пост: почему нужно хотя бы раз попробовать его держать?
  • Великий пост в 2024: что можно, а что нельзя - Россия || Интерфакс Россия

Для чего нужен пост? Всё о православном посте

Великий пост – важнейший и самый продолжительный из всех православных постов. В 2023 году Великий пост начнется 27 февраля и продлится до 15 апреля у православных христиан, а у католиков начнется 22 февраля и завершится 6 апреля. В первые три дня Великого поста по уставу положено сухоядение.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий