Новости что такое уезд в истории

УЕЗД — УЕЗД, административно территориальная единица в России. История уездов в России В России долгое время существовала особая административно-территориальная единица, известная как «уезд». Уезд в истории — это территориально-административная единица, которая использовалась в России с древних времен и сохраняла свою значимость до начала 20 века.

Что такое уезд в истории

Что такое уезды в истории Уезды были важной административно-территориальной единицей в истории России.
Уезд - это... Что значит слово "уезд"? Уезд — территориально-административная единица в Древней Руси, Русском царстве, с Заходите на сайт, чтобы узнать подробнее.
Уезд термин Уезд — административно-территориальная единица в России с XIII в. Первоначально совокупность волостей, тяготевших к какому-либо центру.

Уезд термин

Государственные крестьяне при Николае I. История России в XIX веке. Уезд это в истории кратко. историческая административно-территориальная единица» рассказывает об исторической роли уездов в России. На протяжении большей части российской истории уезды были административным делением второго уровня. Нигде русские уезды не пристегнуты к губернии, в которой вероятна власть меньшинств, которые будут тянуть губернский бюджет на себя. Вот обратные истории есть. Уезд — территориально-административная единица в Древней Руси, Русском царстве, с Заходите на сайт, чтобы узнать подробнее.

Что такое уезд? история 6 класс

Уезды Эстонии эст. Территория Эстонии разделена на 15 уездов. Уезды Азербайджана азерб. С 1999 года в Польше 379 повятов. Уезды КНР кит.

Он искренне считал свое назначение и кормление наградой за прошлые заслуги, а не как важную государственную должность, направленную на повышение действенности управления территорией. Центральная власть не могла, а по большому счету и не хотела контролировать власть на местах. Там об этом знали и поэтому коррупция цвела в уездах, пышным цветом. О подборе кадров тоже нельзя сказать ничего хорошего.

Долго так не могло продолжаться и вначале XVIIвека, вместо наместника уезд возглавляет воевода, что повысило статус до региона. В 1625 году было 146, наряду с ними существовали волости в качестве самоуправляющихся единиц. Мздоимство это не искоренило хотя воевода уже назначался не на кормление, а получал исполнение должности приличную оплату и не борзыми щенками, а полновесными рубликами.

Эти перестройки прослеживаются по документам, начиная со времени княжения Ивана Калиты, т. В его завещаниях было отражено деление Московского княжества на волости и станы, т. Во второй половине XVI в.

Во времена хозяйственного кризиса второй половины XVI в. С наступлением мира после заключения в 1618 г. Деулинского перемирия возродилась лишь десятая часть поселений XVI в. В новых условиях хозяйственного развития страны было перестроено административно-территориальное деление государства. На территории современного Сергиево-Посадского района теперь располагались только 10 станов. Губернии для народной пользы В декабре 1708 г.

Пётр I учредил «для народной пользы» 8 губерний. В состав Московской губернии на основе нового административного деления государства входили территория современной Московской области, части современных Ярославской, Костромской, Ивановской, Владимирской, Рязанской, Тульской и Калужской областей. В 1719 г. Московская губерния была разделена на 9 провинций, но старое деление на уезды и станы осталось неизменным. В 1774 г. Согласно этой карте Московская провинция была разделена на 15 уездов.

Южная треть территории современного Сергиево-Посадского района входила в состав Московского и Дмитровского уездов. Граница между этими уездами проходила по рубежам, отделявшим средневековые московские волости Радонежская и Бели от дмитровской волости Инобаж. Троице-Сергиева лавра с её бывшими слободами - предшественниками Сергиевского посада - находилась на территории Московского уезда. В ноябре 1775 г. Екатерина II подписала указ из 491 статьи под названием «Учреждения для управления губерниями». Восстание Е.

Пугачёва сентябрь 1773 - сентябрь 1774 гг. Императрица посчитала, что следует организовать губернии исходя из количества населения. В указе говорилось, «дабы губерния для столиц или наместничество прежние губернии порядочно могло быть управляемо, полагается в оной от 300 до 400 тысяч душ. Новые территориальные образования подразделялись на уезды с численностью населения по 20-30 тысяч податных душ. Деление территории государства на станы и волости было отменено. Через несколько месяцев после его издания неожиданно скончался тогдашний главнокомандующий Москвы князь В.

Губерния должна была делиться на 14 уездов со своими городами. Для этого было образовано 6 новых городов. Уже по ходу решения различных организационных вопросов в конце марта 1782 г. В XVIII веке под словом «посад» понимался безуездный город, или, иначе говоря, город без подчинённой ему сельской округи. В мае того же года был учреждён 15-й уезд, административным центром которого стал город Верея. На карте Московской губернии 1787 г.

В декабре 1796 г. В декабре 1802 г. Она была проведена по южной трети средневековых волостей Бели, Корзенев и Воря территория современных Пушкинского и Щёлковского муниципальных районов. Таким образом, вся южная треть территории современного Сергиево-Посадского района вошла в состав Дмитровского уезда. В марте 1778 г. В западные части этих уездов полностью вошли бывшие средневековые переславские станы Серебож, Шуромский, Рождественский, Верхдубенский, Мишутин и Кинельский.

Подобное административное деление территории современного Сергиево-Посадского района просуществовало почти до конца 1919 г. Некое новшество в этот вопрос внесло освобождение крестьян от крепостной неволи в 1861 г. Крестьяне распределялись на сельские общества. За основу его создания были положены отдельное поселение и владельческая принадлежность крестьян. Общества управлялись сходом в определённой степени законодательной властью и сельским старостой - исполнительной властью. Сход облагал членов общины местными сборами и налогами.

Несколько сельских обществ должны были объединяться в административно-полицейскую единицу - волость. Её особенностью являлось объединение без каких-либо территориальных границ определённого числа сельских поселений без городов по вопросам, относящимся к проблемам самоуправления. По этой причине в состав волости могли входить не только группы близлежащих сёл и деревень, но и отдельные поселения, расположенные далеко в стороне от волостного центра. Лица других состояний и земли, этим лицам принадлежавшие, также государственные земли и земли различных учреждений, например, монастырей и приходских церквей, в состав волостей не входили и волостных повинностей не несли. В состав волости входили от 300 до 2000 душ мужского пола. Волостное управление составляли волостной сход, волостной старшина с волостным правлением и волостной крестьянский суд.

Власть волостного правления распространялась только на крестьянское население и на приписанных к волостям лиц городских податных состояний. Земства всему голова В январе 1864 г. По нему земства утверждались как всесословные органы местного самоуправления в уездах и губерниях. Все землевладельцы, промышленники и торговцы, которые обладали недвижимым имуществом определённой ценности, а также сельские общества получили право избирать из своей среды сроком на 3 года представителей они назывались по-тогдашнему «гласными» в уездные земские собрания. В последних председательствовал уездный предводитель дворянства. Собрания созывались ежегодно на короткий срок для решения местных хозяйственных дел.

Уездное собрание избирало из своей среды уездную земскую управу, состоявшую из председателя и нескольких членов. Управа являлась постоянно действующим административным учреждением. Подобный порядок управления был установлен и для губерний. Земства должны были играть роль своеобразного посредника между высшими этажами государственной власти и населением. В основе реформы лежали две идеи. Первая - выборность власти: все органы местного самоуправления избирались и контролировались избирателями.

Кроме того, эти органы были под контролем представительной власти. Вторая идея: местное самоуправление имело реальную финансовую основу своей деятельности. В XIX в. В компетенцию земских учреждений входило решение всех местных хозяйственных дел в рамках губерний и уездов. Часть дел, таких как содержание тюрем, устройство и ремонт почтовых трактов и дорог, выделение подвод для разъездов государственных чиновников и полиции, являлись обязательными для земских учреждений. Другая часть, в виде страхования от пожаров, ремонт местных мостов и дорог, продовольственная и медицинская помощь населению, организация народного образования и т.

Земские учреждения содержались за счёт обложения специальным налогом местного населения. Реформа местного самоуправления позволила, прежде всего, наладить медицинское обслуживание населения уездов и губерний, повысить уровень агрокультуры, приобщить рядовых жителей сельских поселений и городов к основам культуры и грамотности. Революция местного самоуправления В советское время - с 1917 по 1924 гг. В ходе этой территориально-административной перестройки были уничтожены все старые границы губерний и уездов.

Уезды включали в себя несколько городов и сел, которые были объединены под единой управленческой и законодательной властью. Внутри каждого уезда существовало самоуправление, представленное различными органами. Уездные земстаны занимались управлением территорией, решали вопросы по развитию экономики и регулированию жизни населения.

Уездные сеймики были органами законодательной власти, где обсуждались и принимались местные законы. Уезды были важными для системы общественных и политических отношений в России. В них располагались земли, на которых жили и работали крестьяне, ремесленники и купцы. Уездами управляли земские начальники, которые были назначены центральной властью. Уезды также были основой для проведения административно-территориальных реформ. Волости, состоявшие из нескольких сел, считались административными подразделениями уездов. Они имели своих голов и подголов и осуществляли контроль над землями, расположенными на их территории.

Таким образом, уезды представляли собой важную составляющую российской истории. Они играли значительную роль в управлении территорией, развитии экономики и законодательстве. Узнать историю уездов помогает понять прошлое страны и ее традиции. Уезд и территориальное деление Уезд в истории России представлял собой административно-территориальную единицу, которая была широко распространена с XVI по начало XX века. Он представлял собой часть губернии, а сама губерния была подчинена губернатору, назначаемому центральными властями. Территориальное деление Российской империи на уезды позволяло управлять более мелкими территориальными единицами и эффективно осуществлять административные функции. Каждый уезд обычно включал в себя несколько волостей, деревень и городов.

Уезды часто носили название крупного города или населенного пункта, который являлся административным центром уезда. Уезды имели свою администрацию, в состав которой входили городские начальники, ревизоры, прокуроры и другие должностные лица. Главным управляющим органом уезда была земская управа. Это была представительная организация, в которую входили представители помещиков, купцов, духовенства, крестьянства и других социальных слоев. Она занималась решением различных вопросов, связанных с управлением уездом, таких как налоги, образование, земельные отношения и др. Уездная администрация также занималась поддержанием порядка и общественной безопасности на своей территории. К примеру, губернатор уезда имел полномочия принимать меры по поддержанию общественного порядка, борьбе с преступностью и контролю за исполнением законов.

Он также отвечал за ведение паспортного и миграционного дела на территории уезда. В целом, уезды в истории России выполняли широкий спектр административных функций, обеспечивая управление и контроль над территорией. Эта система административного деления существовала до реформы территориального устройства в начале XX века, после чего уезды были заменены другими административными единицами. Уезд: современная оценка и значение Уезд, как административно-территориальная единица в истории России, имеет свое особое значение и современную оценку. Современная оценка уезда основывается на его роли и функциях в историческом контексте. В период Российской империи уезд представлял собой подразделение губернии, обладавшее некоторой автономией в управлении местными делами. Уездный суд рассматривал гражданские и уголовные дела, а уездное земство занималось социально-экономическим развитием территории.

Однако современная оценка уезда предполагает его устаревание и недостаточную эффективность в современных условиях.

Значение слова уезд. Что такое уезд?

В разные периоды на Руси термин «стан» определял различные административно-территориальные единицы земли. Первоначально этим словом отмечали остановку в пути, временное пребывание и обустройство на месте вместе с повозками, шатрами и скотом. Можно сопоставить этот определение со словами «лагерь» и «табор». Отправляясь собирать дань или вершить суд, князь делал несколько остановок по дороге. С течением времени подобные остановки стали центрами княжества или уезда. Стан был временной остановкой для князя или его преемника. Известно, что станы называли в честь рек, деревень или известных наместников князя.

Например, стан Воря и Корзенов был назван по имени реки Воря и посёлка Корзеново. Пятины Буквально этот термин обозначает пятую часть земли. Применялся с глубокой древности, больше всего был распространён в Новгородской Руси.

Территория Литвы разделена на 10 уездов. Уезды Эстонии эст. Территория Эстонии разделена на 15 уездов.

Уезды Азербайджана азерб. С 1999 года в Польше 379 повятов.

Территория Эстонии разделена на 15 уездов. Уезды Азербайджана азерб. Уезды КНР кит. Уезды Китайской Республики — административно-территориальная единица 2-го уровня в Китайской Республике Тайвань , где существует 18 уездов. Уезды Кореи кор.

Уезды Японии яп. По данным на апрель 2007 года в Японии существовало 398 уездов. В древней Руси — совокупность волостей, тяготевших к городу. В царской России и в СССР до районирования — административно-территориальная единица, входившая в состав губернии. Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Гоголь, «Ревизор», 1836 г.

Поселения в уездах обладали разнообразным статусом: городки, сёла , сельца , слободы , слободки, деревни , посёлки и другие. В административном отношении уезды разделялись на волости и станы. В разных краях Руси встречались другие названия единиц уездного деления — станки, сотни , десятни, губы, погосты , засады, осады, оселки, луки, приселья, половины, кромины, пятины , трети, сошки, концы, жиры, дороги и так далее [7] [8] [9] [10]. Границы уездов Московского государства во многом повторяли древние границы ранее существовавших княжеств [11].

Роль уезда в истории России: определение и функции

Уезды в истории 7 класс были важной составляющей государственного устройства, которые способствовали развитию регионов. В истории 7 класса уезд является одним из понятий, которое помогает понять территориальное деление древних государств и империй. Уезды в истории России представляли собой административно-территориальные единицы, которые входили в состав губерний.

Административное деление земель на Руси

- административно - территориальная единица в России до 1929 г. Несколько уездов составляли волость. По обозначаемой части территории, присуд в некоторой степени соответствовал уездам в других княжествах Древней Руси. Что такое уезд история? это административно-территориальная единица, которая использовалась в истории России до реформы управления в 18-19 веках.

Термин уезд в истории

В древности У. Название У. Соловьева, происходит от способа размежевания, именуемого разъездом; межевщик назывался разъезжиком или заездником, а для самого межевания существовал термин разъезжать. По этому термину все количество земли, примежеванное к известному пункту, было уехано к нему, или заехано, являлось его уездом. Наоборот, все то, что было отписано, отмежевано от него, было отъехано, составило отъездные волости. Иногда У. В правительственном отношении У. Населенные единицы У.

Карта Пензенской губернии 19 века. Карта Пензенской губернии 1861 года. Харинская волость Ржевского уезда. Карта Осташковского уезда. Карта Кинешемского уезда Костромской губернии. Старая карта Кинешемского уезда Костромской губернии. Костромская Губерния карта 19 века. Юрьевецкий уезд Костромской губернии. Нижегородская Губерния 18 век. Нижегородская Губерния 1719. Истории Нижегородского края 17 век. Нижегородская Губерния происхождение. Карта Ярославской области 1900 года. Карта Ярославской губернии 1820 года. Старинные карты Ярославской губернии. Карта Ярославской губернии 1900 года. Старинная карта Острогожского уезда Воронежской губернии. Карта Воронежской губернии 1900 года. Уезды Воронежской губернии в 18 веке. Уезды Воронежской губернии 1796 года. Бугульминский уезд Самарской губернии. Бугульминский уезд Оренбургской губернии. Оренбургская Губерния Бугульминский уезд волости. Бугульминский уезд Самарской губернии населенные пункты. Епифановский уезд Тульской губернии. Епифанский уезд Тульской губернии карта. Карта Епифанского уезда. Карта генерального межевания Тульской губернии 1790. Карта Нижегородской губернии 1800 года. Белогородская волость Нижегородского уезда. Нижегородский уезд. Вятская деревня Вятская Губерния. Удмурты Вятская Губерния Слободской уезд. Вятская Губерния карта. Сарапульский уезд Вятской губернии карта. Карта Егорьевского уезда. Карта Рязанской губернии 1800 года. Старая карта Егорьевского района 18 века. Рязанская Губерния уезды Рязанской губернии. Карты Касимовского уезда. Киевская Губерния 19 века. Волынская Губерния уезды и волости. Карта Гродненской губ 19 века. Карта Гродненской губернии и Белостокской области. Черниговская Губерния Черниговский уезд карта 1903 года. Карта Дмитровского уезда 1913. Дмитровский уезд Московская Губерния. Старинные карты Дмитровского уезда Московской губернии. Туркестанская епархия карта. Карта епархий. Горийский уезд. Карта епархий 1900. Уезды делились на волости и станы. Старинные деревни Нижегородской губернии. Карта Балахнинского уезда. Карта Балахнинского уезда Нижегородской губернии. Городецкий уезд Нижегородской губернии.

Цыкино от Юрьевца на восток на луговой стороне, ниже села Валов полторы версты, от Волги верстах в 8, и село Каретино, из которого 1650 г. Старинные волости и станы в Костромской стороне. В заголовке этой статьи нашли отражение основные этапы прошлых реформ местного самоуправления , коснувшихся нашего района. Эти перестройки прослеживаются по документам, начиная со времени княжения Ивана Калиты, т. В его завещаниях было отражено деление Московского княжества на волости и станы, т. Во второй половине XVI в. Во времена хозяйственного кризиса второй половины XVI в. С наступлением мира после заключения в 1618 г. Деулинского перемирия возродилась лишь десятая часть поселений XVI в. В новых условиях хозяйственного развития страны было перестроено административно-территориальное деление государства. На территории современного Сергиево-Посадского района теперь располагались только 10 станов. Губернии для народной пользы В декабре 1708 г. Пётр I учредил «для народной пользы» 8 губерний. В состав Московской губернии на основе нового административного деления государства входили территория современной Московской области, части современных Ярославской, Костромской, Ивановской, Владимирской, Рязанской, Тульской и Калужской областей. В 1719 г. Московская губерния была разделена на 9 провинций, но старое деление на уезды и станы осталось неизменным. В 1774 г. Согласно этой карте Московская провинция была разделена на 15 уездов. Южная треть территории современного Сергиево-Посадского района входила в состав Московского и Дмитровского уездов. Граница между этими уездами проходила по рубежам, отделявшим средневековые московские волости Радонежская и Бели от дмитровской волости Инобаж. Троице-Сергиева лавра с её бывшими слободами - предшественниками Сергиевского посада - находилась на территории Московского уезда. В ноябре 1775 г. Екатерина II подписала указ из 491 статьи под названием «Учреждения для управления губерниями». Восстание Е. Пугачёва сентябрь 1773 - сентябрь 1774 гг. Императрица посчитала, что следует организовать губернии исходя из количества населения. В указе говорилось, «дабы губерния для столиц или наместничество прежние губернии порядочно могло быть управляемо, полагается в оной от 300 до 400 тысяч душ. Новые территориальные образования подразделялись на уезды с численностью населения по 20-30 тысяч податных душ. Деление территории государства на станы и волости было отменено. Через несколько месяцев после его издания неожиданно скончался тогдашний главнокомандующий Москвы князь В. Губерния должна была делиться на 14 уездов со своими городами. Для этого было образовано 6 новых городов. Уже по ходу решения различных организационных вопросов в конце марта 1782 г. В XVIII веке под словом «посад» понимался безуездный город, или, иначе говоря, город без подчинённой ему сельской округи. В мае того же года был учреждён 15-й уезд, административным центром которого стал город Верея. На карте Московской губернии 1787 г. В декабре 1796 г. В декабре 1802 г. Она была проведена по южной трети средневековых волостей Бели, Корзенев и Воря территория современных Пушкинского и Щёлковского муниципальных районов. Таким образом, вся южная треть территории современного Сергиево-Посадского района вошла в состав Дмитровского уезда. В марте 1778 г. В западные части этих уездов полностью вошли бывшие средневековые переславские станы Серебож, Шуромский, Рождественский, Верхдубенский, Мишутин и Кинельский. Подобное административное деление территории современного Сергиево-Посадского района просуществовало почти до конца 1919 г. Некое новшество в этот вопрос внесло освобождение крестьян от крепостной неволи в 1861 г. Крестьяне распределялись на сельские общества. За основу его создания были положены отдельное поселение и владельческая принадлежность крестьян. Общества управлялись сходом в определённой степени законодательной властью и сельским старостой - исполнительной властью. Сход облагал членов общины местными сборами и налогами. Несколько сельских обществ должны были объединяться в административно-полицейскую единицу - волость. Её особенностью являлось объединение без каких-либо территориальных границ определённого числа сельских поселений без городов по вопросам, относящимся к проблемам самоуправления. По этой причине в состав волости могли входить не только группы близлежащих сёл и деревень, но и отдельные поселения, расположенные далеко в стороне от волостного центра. Лица других состояний и земли, этим лицам принадлежавшие, также государственные земли и земли различных учреждений, например, монастырей и приходских церквей, в состав волостей не входили и волостных повинностей не несли. В состав волости входили от 300 до 2000 душ мужского пола. Волостное управление составляли волостной сход, волостной старшина с волостным правлением и волостной крестьянский суд. Власть волостного правления распространялась только на крестьянское население и на приписанных к волостям лиц городских податных состояний. Земства всему голова В январе 1864 г. По нему земства утверждались как всесословные органы местного самоуправления в уездах и губерниях. Все землевладельцы, промышленники и торговцы, которые обладали недвижимым имуществом определённой ценности, а также сельские общества получили право избирать из своей среды сроком на 3 года представителей они назывались по-тогдашнему «гласными» в уездные земские собрания. В последних председательствовал уездный предводитель дворянства. Собрания созывались ежегодно на короткий срок для решения местных хозяйственных дел. Уездное собрание избирало из своей среды уездную земскую управу, состоявшую из председателя и нескольких членов. Управа являлась постоянно действующим административным учреждением. Подобный порядок управления был установлен и для губерний. Земства должны были играть роль своеобразного посредника между высшими этажами государственной власти и населением. В основе реформы лежали две идеи. Первая - выборность власти: все органы местного самоуправления избирались и контролировались избирателями. Кроме того, эти органы были под контролем представительной власти. Вторая идея: местное самоуправление имело реальную финансовую основу своей деятельности. В XIX в. В компетенцию земских учреждений входило решение всех местных хозяйственных дел в рамках губерний и уездов. Часть дел, таких как содержание тюрем, устройство и ремонт почтовых трактов и дорог, выделение подвод для разъездов государственных чиновников и полиции, являлись обязательными для земских учреждений. Другая часть, в виде страхования от пожаров, ремонт местных мостов и дорог, продовольственная и медицинская помощь населению, организация народного образования и т. Земские учреждения содержались за счёт обложения специальным налогом местного населения.

Что такое уезд? Делился на волости. С 1775 г. Управлялся княжескими наместниками кормленщиками , с нач. XVII в.

Слово «Уезд»

Четвертное право, М. У многих из них в избах хранились старинные грамоты о даровании им дворянства. Эта была такая же большая святыня, как и семейные иконы. Главный герой романа, князь Гаврила Чистяков, был однодворцем, и, рассказывая свою историю, он прекрасно изображает мир однодворцев, который мало изменился по сравнению с петровскими временами. Вспоминая свою молодость, он говорит: «Из таковых князей был почтенный родитель мой, князь Симон Гаврилович Чистяков. Будь трудолюбив, работай, не стыдясь пустого титула, и Бог умножит твоё имущество"». Однодворец работал сам.

Он был обычным крестьянином, но помнившим, что он был князем или дворянином, и потому очень высоко себя державшим. Нарежный, гравюра Ф. Алексеева с портрета работы неизвестного художника, «Русская старина», 1889 г. Далее повествуется о романе героя с хорошенькой дочкой соседа, тоже однодворкой и тоже, конечно, княжной, Феклушей. Я взял вёдры и донёс до дому. Российский Жилблаз… Гос.

Я напомню, что сословие однодворцев насчитывало миллион человек, и если учесть, что во всей николаевской России население составляло около семидесяти миллионов, то можно сделать вывод — однодворцы занимали довольно большой сегмент общества. Пётр I специальными указами требовал не учить однодворцев грамоте и счёту, чтобы лишить их дворянских амбиций. Эти люди были нужны как налоговое податное население и как рекруты в армию, тем более что в армии они ценились, поскольку имели традицию воинского служения. Но всё же, несмотря на эти требования Петра, которые, кстати, показывают, что неграмотность русских людей вовсе не случайная вещь, а, начиная с Петра Великого, сознательная политика имперского правительства, грамотность среди однодворцев была существенно более высокой, чем среди остальных категорий крестьян. Детей грамоте учили сами родители, а также нанятые дьячки или бродячие грамотеи. Но учились грамоте дети, конечно, туго.

Существовала традиция — после того, как учитель помог освоить и научил мальчика или девочку читать очередную книгу, например, Псалтырь, то переход к следующей книге всегда отмечался так называемыми деньгами на кашу. Родители ребёнка выносили учителю котёл каши и сверху сыпали монеты как правило, конечно, медные. Уже в ХIХ веке литературный критик Василий Петрович Боткин, проезжая вместе с поэтом Афанасием Фетом по деревням Ливенского уезда, до речки Тим, где у Фета была мельница, потом с восторгом писал Ивану Сергеевичу Тургеневу: «Не могу не сказать о женщинах, или точнее - одеждах их. Говорят, что однодворческие женщины давно одеваются так, а именно: рубашки с высоким воротом, вроде мужской, с широкими, к концу суживающими рукавами; юбка красная и широкая, обшитая черной или синей каймой, плотно охватывает стан. Грациознее и провакантнее замечательное слово, которое, конечно, образовано от provocative — А. Василий Петрович Боткин был известен как большой ценитель не только художественной литературы, но и женской красоты.

И он знал, что говорил. Боткин, из книги «Литературные воспоминания», П. Анненков, 1984 г. Женский костюм, фото с выставки «Феномен народного костюма. Одежда тамбовских переселенцев-однодворцев», г. Как я уже сказал, однодворцы по численности занимали значительный сегмент в обществе.

В одной Орловской губернии в 1830-х годах их проживало до ста пятидесяти тысяч. И вообще, несмотря на то, что государи передавали часть государственных крестьян в частные владения, численность государственных крестьян росла. И происходило это по двум следующим причинам. Одна из них заключалась в характерной русской двойственности. Государство поощряло бегство частновладельческих крестьян, и в случае, если помещики беглых не отыскивали, делало вид, что это новые люди и давало им статус государственных крестьян, обычно поселяя на новые недавно освоенные земли в Сибирь, в Заволжье, на Алтай. А вторая причина была более социальной.

Поскольку уровень жизни государственных крестьян был тоже, конечно, не блестящий, но выше, чем у частновладельческих, то и детская смертность среди них была намного ниже. Соответственно, численность государственных крестьян увеличивалась быстрее, чем частновладельческих. Конечно, существовала ещё и третья причина роста численности государственных крестьян — выкуп разорившихся имений. Когда помещик разорялся, он закладывал имение в банк, надеясь выкупить его потом, а когда не мог этого сделать, имение секвестировалось и поступало государству, а его частновладельческие крестьяне становились крестьянами государственными. Соответственно, их права расширялись, и помещичьи крестьяне всегда завидовали этим счастливчикам. Казённые крестьяне и земли, на которых они жили, при Александре I и Николае Павловиче находились в распоряжении Департамента государственных имуществ в составе Министерства финансов.

И неслучайно. Крестьяне рассматривались только как рентодатели, только как источник государственного дохода, так же как рудники, леса и другие природные угодья, которые приносили прибыль. Со стороны финансовой, органом управления казёнными крестьянами было хозяйственное отделение Казённой палаты, со стороны административной — земская полиция в лице земского исправника и заседателей, а с начала 1830-х годов ещё и становых приставов. Земская полиция взыскивала с казённых крестьян подати и недоимки. Взыскания эти сопровождались незаконными поборами и злоупотреблениями. Поэтому в 1827 году в своей очень интересной «Записке по крестьянскому вопросу» Михаил Михайлович Сперанский, который, как вы помните, происходил из семьи сельских священников и в детстве постоянно проводил время вместе с детьми крестьян и прекрасно знал их жизнь, писал: «Сей род людей государственные крестьяне — А.

Работы и повинности их также неопределенны. Земские исправники суть те же помещики, с тою разностью, что они переменяются, и что на них есть некоторые способы к управе. Но взамен того сии трехлетние владельцы не имеют никаких побуждений беречь крестьян, коих они ни себе, ни потомству своему не прочат». Сперанский, А. Варнек, 1824 г. Об этих становых приставах в конце 1830-х годов ревизор, посланный Киселёвым, писал: «Люди сии большею частью необразованные и безнравственные, притом, облеченные большою властию, беспощадно обирают казенных поселян».

Несмотря на то, что он был коммунистом и начал осуждать и реформы Киселёва, и крестьянскую реформу 1861 года, он всю жизнь посвятил теме государственных крестьян и реформе Киселёва. Его двухтомная книга «Государственные крестьяне и реформы Киселёва», первый том которой вышел в 1946 году, второй — в 1958, это ценнейший источник по жизни крестьян. Но читая его, надо отцеживать некоторые политические коммунистические суждения автора. Самоуправление крестьян Все русские крестьяне, независимо от того, какие они были, частновладельческие или государственные, имели самоуправление. Это были не бесправные картофелины в мешке. Это были организованные и имеющие возможность самим решать свои проблемы, люди.

Другое дело, что в деревнях частновладельческих крепостных помещик, особенно если это был мелкопоместный владелец крестьян, часто вмешивался в их жизнь, в решения их сходов. А если это был какой-нибудь вельможа, который жил в Петербурге или за границей, то крестьяне даже в частновладельческой деревне чувствовали себя лучше, хотя, конечно, их часто обирали тяжёлыми оброками и изнуряли барщиной, и они не имели права сами определять себе размер барщины и оброка. Борьба за так называемые инвентари, то есть за чётко определённое количество трудов и средств, которые крестьянин должен отдать помещику, как вы помните по предшествующей лекции, была одной из главных форм борьбы, если не самих крестьян, то радетелей крестьянской жизни, тех образованных людей, тех чиновников, которые действительно хотели блага крестьянам. Итак, помещик мог забрать у крестьян всё, он мог даже определить их себе дворовыми, а всю их землю взять себе под распашку, продать другому помещику и так далее. Но если он так не делал, если он не вмешивался в жизнь крестьян, то крестьянский мирской сход сам принимал решения о своих проблемах: кому какая земля принадлежит или какие земли находятся в общем владении в основном, это были земли для выпаса скота, часто лес и какие-то охотничьи угодья, важные для крестьян. Крестьянский сход, кстати, имел право решать и даже малозначительные с точки зрения богатых людей преступления.

Кража в размере до пяти серебряных рублей, а это сумма для крестьян немалая, решалась на местном уровне определённым образом самими крестьянами. Наказаниями, которые они предлагали за такое преступление, были и возвращение украденного, и пеня до полутора рублей, и даже наказание розгами до двадцати розог , и принудительные общественные работы. То есть крестьянская община повсюду сама управляла собой и сама выбирала своё руководство. Но у государственных крестьян эти права было намного легче осуществить, потому что государство во внутреннюю жизнь крестьянской общины вмешивалась сравнительно мало, хотя постепенно начало вмешиваться всё больше и больше [См. XIX века. Сходка, гравюра В.

Рыбинского, 1859 в. Традиционный крестьянский мир имел двухуровневое самоуправление. Первый уровень — это селения. Здесь был так называемый сельский выборный староста селения. Его не назначал помещик или чиновник, его выбирал народ. И был десятский — представитель от каждых десяти дворов.

Как правило, от каждых десяти дворов выбирались два человека. Эти выбранные составляли сельский сход в больших деревнях, а в маленьких деревнях сход составляло всё мужское население. Только сельского писаря, как правило, назначали из Министерства, потому что грамотных в деревнях почти не было, а всё делопроизводство селений должно было фиксироваться на бумаге. Поэтому сельский писарь был либо присланный мелкий чиновник, либо какой-то образованный местный человек, к примеру, сын дьякона, не принявший сан. Второй уровень — это волостное правление. Как вы помните, низшей административной единицей была волость.

Сельские земли губернии делились на волости, волости составляли уезд, уезды составляли губернию. Волостное правление в составе волостного головы, старосты селений тоже выбиралось. А волостной писарь назначался Министерством. Проблема передела земли Самым главным вопросом любой общины был вопрос о земле. И сейчас мы с вами должны коснуться больной темы — темы так называемой передельной общины. Славянофилы, народные социалисты энесы развили целую мифологию, утверждавшую, что русский крестьянин и поэтому русский человек вообще — это социалист по натуре; он не знает принципов частной собственности на землю, считает землю «Божьей» и перераспределяет её исходя из нужд людей.

Скажем, если в семье много едоков, то сельская община даёт этой семье больше земли, а если в семье становится меньше едоков дети женятся и отделяются от семьи, кто-то умирает , тогда община у них забирает часть земли и отдаёт тем, у кого есть в ней потребность. Но с землёй всё было не так просто. В деревне вся земля имеет некое предназначение. Во-первых, пахотная земля всегда делилась на три участка: яровой участок, озимый участок и пар. Это было необходимо для осуществления трёхлетнего севооборота. Каждый третий год земля должна была отдыхать.

Весной её засевали под яровые сорта, которые вырастают к осени, потом — под озимые, которые сеют под снег и которые вырастают весной и намного быстрее созревают, а после этого, летом, земля отдыхала и использовалась для выпаса скота. Каждая крестьянская семья, каждый крестьянский надел должен был иметь три куска земли, чтобы осуществлять трёхлетний севооборот, так как другого землепользования русская деревня традиционно не использовала. А во-вторых, земли были разные, и по плодородию, и по удалённости от усадьбы крестьянина. На пашне. Весна, А. Венецианов, 1-я пол.

Третьяковская галерея, Москва И всё это должно было быть распределено поровну. Но сейчас учёные совершенно точно доказали, что это был фискальный социализм, что это было сделано государством и помещиками для того, чтобы получать максимальный налог с души. Поскольку подать была подушная, важно было, чтобы каждая душа имела достаточно земли, чтобы выплатить эту подать. И поэтому нельзя было позволять, чтобы у какого-то количества крестьян не было земли или было очень мало земли. Между тем, ситуация, когда у крестьянина много земли, тоже была нежелательна, ведь, имея много земли и работая на ней, он становился богатым, тогда как платил ровно столько же, сколько должен платить и бедный, так как размер подушной подати был фиксированным. Бедный же не мог на своём клочке земли собрать деньги, необходимые для выплаты.

Подати платили и частновладельческие крестьяне и за это был ответственен помещик , и государственные крестьяне. И государству было важно, чтобы количество и качество земли было примерно равным. Альтернативой этому, как я уже говорил, мог быть поземельный налог, при котором — у кого больше земли, тот платит больше налога, у кого нет земли, тот налог не платит. Но, как вы помните, земля в то время плохо учитывалась. Чем же была так плоха передельная община? Главный её минус заключался в том, что земля для крестьянина не была своей, он не вкладывал в неё своих сил и, как говорили, не унавоживал то есть не удобрял её.

Зачем было стараться и ломаться, если будет новый передел, и землю плодородную и улучшенную трудом, у рачительного крестьянина отберут и отдадут каким-нибудь бездельникам, пьяницам, которые свою землю или всю раздали за водку, или вообще не обрабатывают? В таких условиях крестьянин терял интерес к улучшению земли. Это все понимали. Но, с другой стороны, было понятно ещё и то, что, если ликвидировать подушную подать и перестать переделять землю, то образуется огромный слой крестьянского пролетариата, то есть тех самых пресловутых бедняков, а этого правительство боялось и не хотело. Поэтому с вопросом о переходе с подушной на поземельную подать медлили, хотя методы учета земли и существенно улучшились к XIX веку. Это была одна из русских проблем, с которой окончательно покончили только перед революцией в столыпинскую реформу, но это уже другой разговор.

Соответственно, главной проблемой любой деревни, ее самоуправления, был передел земли. Кому какую землю дать, где и сколько — на этот счёт всегда шли большие споры. Богатые крестьяне использовали сельскую общину, чтобы не отдавать свою землю под тем или иным предлогом, и для этого сами часто старались не быть во главе деревень, чтобы не светиться администрации, а выставлять своих наймитов, услуги которых оплачивали водкой и деньгами. Как говорил один из наблюдателей: «Из кабака изливаются самые убедительные доказательства». Киселёва… С. Множество злоупотреблений было и со стороны писарей.

Крестьяне не умели читать, и писарь одному приписывал, а у другого отписывал землю за взятки. Это тоже была большая беда. Существовала и проблема наделения крестьян землёй. В многоземельных губерниях, то есть в губерниях, где было много земли, на ревизскую душу полагалось 15 десятин, а в малоземельных — 8 десятин. Я напомню, что десятина — это 1,09 гектара. Для простоты будем считать, что 15 десятин или 8 десятин — это 15 гектаров или 8 гектаров, то есть на самом деле не так мало.

В Европе такие наделы крестьянам и не снились. Но именно из-за того, что это было передельное землепользование, земля оставалась неподготовленной, неунавоженной, а потому — малоплодородной. Использовались архаичные формы обработки земли, даже плуг применяли редко, в основном использовалась соха. Это всё было следствием незаинтересованности, бедности и невежества. Итак, нормы составляли 15 и 8 десятин, но в действительности по ревизии 1833 года только в тринадцати губерниях наделы превышали 5 десятин удобной земли на ревизскую душу, а в тридцати губерниях было менее 5 десятин на ревизскую душу. Государство выступало за земельные переделы и за то, чтобы делить землю поровну, а богатые крестьяне выступали против этих переделов.

Деревенская беднота была единодушна с правительством. В ту самую Уложенную комиссию 1767-1768 годов государственные крестьяне посылали наказы, содержащие их пожелания насчёт земли. И все эти наказы — о сохранении семейного права наследственной собственности на землю. Зажиточные крестьяне считали, что земля должна не переделяться. Крестьяне Важской волости пишут, что они «прилагают неусыпные свои труды для распространения хлебопашества путем расчистки пашни и сенных покосов вновь из лесов и болотных мест… а тунеядцы всегда обращаются в лености и мотовствах, и оттого участки свои размотали и запустили, и пришли в скудность и к платежу податей в не состояние и просят, чтоб им те унавоженные земли которые богатые крестьяне унавозили — А. Наказ 127.

Сенатский указ 1800 года гласил: «Соблюсти по крайней возможности такое правило, чтобы всякий из поселян казенных, будучи одинаковою повинностью обязан как мы говорили, все платили одинаковую повинность — А. Зажиточные крестьяне Вологодской губернии жаловались в 1803 году, что их начальство сажает на цепь, понуждая к отдаче своих земель в передел. Это выдумка славянофилов. Да, были местности, где передельная община действительно была обусловлена экономически, но их было немного. В основном же крестьяне всюду стремились сохранить землю за собой навсегда, потомственно, а государство было против этого. Если угодно, государство в России было тем самым народным социалистом, но не из-за каких-то высоких соображений, а по очень низменной фискальной причине — чтобы надежней получать подушную подать.

В 1818 году подушная подать с государственных крестьян составляла 3 рубля 30 копеек с ревизской души. Оброк за пользование казённой землёй — от 7,5 до 10 рублей. Кроме того, были мирские сборы, земские повинности, а также трудовые повинности дорожная, подводная, постройная и, конечно же, ненавидимая крестьянами рекрутская повинность, которая отрывала молодых мужчин от семей, равно и в помещичьих, и в государственных деревнях, и на двадцать пять лет, то есть практически на всю жизнь, отправляла в армию. Крестьяне инородцы К государственным крестьянам относились также крестьяне инородцы. Иногда мы не очень хорошо представляем себе жизнь неправославных и неславянских крестьян в России. Но ведь с присоединением земель Поволжья, Северного Кавказа, Сибири в Империю влилось много таких народов.

Этнографическая карта Российской империи, 1857 г.

Достоинства Несмотря на тот факт, что KMSAuto выполняет очень сложную работу по активации дорогостоящего софта, работать с ним не составит большого труда. Для этого юзеру даже не потребуются никакие навыки — разобраться в принципе работы можно за считанные минуты, в том числе и абсолютному новичку. Помимо простоты в использовании, активатора KMSAuto обладает следующими преимуществами: Проводит быструю и безопасную активацию до лицензионного софта.

Присутствует функция заменить домашние версии Windows на более функциональные и продвинутые — профессиональную и максимальную. Полная поддержка серверных системы 2008-2016 годов. Стирание истории предыдущих активаций успешных и неудачных — это крайне важная функция, ведь история активаций и обновлений может помешать при новой попытке активации. Работает как на 32-битных, так и на 64-битных системах.

Ко всему прочему, в KMSAuto максимально понятный интерфейс, который написан на русском языке. Это весьма круто, ведь многий аналогичный софт есть только на английском, в случае данного активатора юзеру даже не потребуется возиться с переводчиком. Какой KMSAuto использовать На данный момент существует целых три сборки утилиты KMSAuto и каждую из них требуется использовать для активации различных продуктов: Ultimate — наиболее востребованная и универсальная сборка, при помощи которой активируют современные операционные системы, а также пакет офисных программ. Эта версия имеет наибольшее число функций и инструментов.

Lite — также используется для активации современных ОС и ПО, однако обладает более простым дизайном, меньшим набором функций и ее не требуется устанавливать на ПК. Помимо этого, данная версия способна работать без Фреймворка. Helper — сборка для активации старых операционных систем, но при помощи нее можно получить лицензию на все версии Microsoft Office.

С нач. XVIII в. Уезд состоял из города и подчиненных ему волостей. Первоначально им управлял княжеский наместник , с н. С 1775 уезд стал низшей административной, судебной и финансовой единицей с числом жителей 20-30 тыс. Полицейско-административную власть в уезде осуществлял исправник - начальник уездной полиции. К 1917 в России насчитывалось до 800 уездов.

Гоголь, Ревизор. В соответствии с Земской реформой 1864 в У. После 1917 высшим органом власти в У. Он контролировал деят-ность уездного исполнит. В связи с проведением нового адм. Словарь слов из произведений русской литературы Уезд, а, м.

Административно-территориальная единица России, составная часть губернии. Спешим между прочим уведомить тебя, что приехал чиновник с предписанием осмотреть всю губернию и особенно наш уезд. На столбовой дороженьке сошлись семь мужиков, Семь временнообязанных, Подтянутой губернии, Уезда Терпигорева, Пустопорожней волости.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий