Фаворитка трех великих князей, балерина Матильда Кшесинская не просто оставила след в истории России, а изменила ее навсегда. Интерес к биографии Матильды Феликсовны Кшесинской так и остался бы уделом узкого круга балетоманов, если бы не ореол вымыслов и сенсаций, который всегда окружал балерину. Неизвестные письма Матильды Кшесинской рассказывают о ее жизни в эмиграции. Матильда Кшесинская стала первой балериной, которая выходила на сцену в собственных костюмах и настоящих бриллиантах, чем бесила своих менее удачливых коллег.
Матильда Кшесинская - балетная звезда со скандальной репутацией (19 фото)
Концепцию статьи подкинул taxfree12 Знаменитая русская балерина Матильда Кшесинская отличалась столь яркой красотой, что ее внешность удостоилась внимания венценосных особ. Несмотря на то что Кшесинская не просто почивала на лаврах, а постоянно совершенствовала свое балетное мастерство (она первая из русских балерин исполнила 32 фуэте подряд). Статья автора «Сноб» в Дзене: Еще недавно гремел скандал вокруг фильма про балерину Матильду Кшесинскую — тогда о приме узнали те, кто раньше ничего о ней не слышал. Матильда Кшесинская — знаменитая балерина Мариинского и Императорского театра, которой также приписывают громкие романы с несколькими членами семьи Романовых. Лишь благодаря счастливой случайности Кшесинская осталась учиться дальше — однажды она увидела выступление итальянской балерины Вирджинии Цукки и была так вдохновлена им. Фаворитка трех великих князей, балерина Матильда Кшесинская не просто оставила след в истории России, а изменила ее навсегда.
История жизни и смерти Матильды Кшесинской
Матильда Кшесинская в роли Эсмеральды. Фото: РИА Новости. до февраля, будучи на пятом месяце беременности. Где Николай Романов познакомился с Матильдой Кшесинской, как в русском обществе реагировали на роман между наследником и балериной и что с ней стало после разрыва. А балерина поселилась в нем в 1918 году, когда была вынуждена покинуть Петроград.
Судьбоносный ужин
- Грешная Матильда. Как балерина Кшесинская свела с ума мужчин дома Романовых | Аргументы и Факты
- Кшесинская, Матильда Феликсовна — Википедия
- Судьбоносный ужин
- Почетная солистка всея Руси. Заключительная часть
Матильда Феликсовна Кшесинская
Она из театральной семьи. Ее брат и сестра также стали выдающимися танцорами. Матильда была талантлива, работоспособна и предана балету. Она часами тренировалась у станка, и благодаря своему упорству смогла вытеснить царивших в то время в российском балете виртуозок-итальянок. Она первая освоила 32 фуэте, знаменитое вращение Одиллии в «Лебедином озере», о котором знают даже те, кто не сильно интересуется балетом. Я просила сестру и верных друзей прийти на репетицию и откровенно мне сказать свое мнение, могу ли я еще выступать на сцене или нет. С каждым годом я, конечно, становилась технически сильнее и опытнее, но иногда артистка к концу своей службы не замечает, что ей пора покинуть сцену и уйти в полном блеске, а не совершать ошибки, как часто бывает, - не уходить тогда, когда силы уже начинают сдавать, и не оставлять по себе последнее невыгодное впечатление», — напишет она много позже в своих «Воспоминаниях». Судьбоносное для нее знакомство произошло, когда ей было всего 18 лет. На обеде в честь выпускного спектакля она оказалась соседкой по столу юного цесаревича, будущего Николая II. В тот же вечер она записывает в своем дневнике: «А все-таки он будет моим».
Про этот роман уже говорено и переговорено, поэтому отмечу только две вещи. Кшесинская была из балетной семьи и поэтому «правила игры» понимала прекрасно — она может быть лишь романтическим эпизодом в жизни будущего императора. Понимала и принимала. И еще важное замечание. Мне кажется, многие воспринимают Мариинский театр того времени как какой-то эквивалент публичного дома. Да, у сильных мира сего любовницу из балетных иметь было престижно. И да, нравы там были гораздо свободней. Но балерины, а уж тем более прима-балерины, всегда имели возможность выбора, их надо было завоевывать. К их ногам бросали не только кошельки, но и сердца, и жизни.
Вероятно, Кшесинская была самой очаровательной девушкой своей эпохи, иначе как объяснить, что многие мужчины самой влиятельной семьи России оказались ею покорены. В мемуарах директора императорских театров, князя Сергея Михайловича Волконского, Матильда предстает отнюдь не душкой. Еще раз напомню, Кшесинская из театральной семьи, и законы жестокого мира Мельпомены и Терпсихоры усвоила с детства. Хочешь оставаться на плаву — интригуй.
Электричество было тогда новинкой и придало много прелести и уюта моей даче. Затем я построила в Стрельне еще один домик, в 1911 году, о котором стоит сказать несколько слов. Мой сын, когда ему было лет двенадцать, часто жаловался, что он меня мало видит дома из-за моих продолжительных репетиций. В утешение я ему обещала, что все вырученные за этот сезон деньги пойдут на постройку ему маленького домика на даче, в саду. Так и было сделано; на заработанные мною деньги я ему построила детский домик с двумя комнатами, салоном и столовой, с посудой, серебром и бельем. Вова был в диком восторге, когда осматривал домик, окруженный деревянным забором с калиткой. Но я заметила, что, обойдя комнаты и весь дом кругом, он был чем-то озабочен, чего-то как будто искал. Потом он спросил меня, где же уборная. Я ему сказала, что дача так близко, что он сможет сбегать туда, но, если ему очень хочется, то я потанцую еще немного, чтоб хватило на постройку уборной. Этот план не осуществился — нагрянула война. Его сестра, красавица Ирина, впоследствии графиня Воронцова-Дашкова, сводила всех с ума. Мое знакомство с Володей Лазаревым, как мы все его называли, было презабавным. Произошло оно на одном маскараде в Малом театре, куда я была приглашена продавать шампанское. У меня в этот вечер был очень красивый туалет: черная атласная обтянутая юбка, лиф — белого шифона, косынкою прикрывавший плечи и талию, большое декольте, а сзади ярко-зеленый громадный бант бабочкой. Это платье было из Парижа, от Берр. На голове — венецианская сетка из искусственных жемчугов, опускавшихся на лоб с прикрепленным сзади пучком белых перьев «паради». Я надела свое изумрудное колье, а на корсаж — огромную бриллиантовую брошь со свисавшими, как дождь, бриллиантовыми нитями и прикрепленным в середине крупным изумрудом и бриллиантом яйцевидной формы; я имела шанс понравиться публике. На вечере я сперва появилась в черном домино, под маской с густым кружевом, чтобы меня не узнали. Единственно, что было видно сквозь вуаль, — это мои зубы и то, как я улыбалась, а улыбаться я умела. Я выбрала предметом своей интриги именно Володю Лазарева, который меня поразил своим почти детским видом и веселостью. Зная более или менее, кто он такой, я стала возбуждать его любопытство, и, когда увидела, что он действительно заинтригован, я скрылась в толпе и, незаметно выйдя из зала, пошла переодеваться в вечернее платье. Затем я вернулась на бал и прошла прямо к своему столу продавать шампанское, делая вид, что я только что приехала. К моему столу подошел Володя Лазарев, не будучи со мной знаком. Он, конечно, меня не узнал. Но беда была в том, что, когда я была под маскою, он обратил внимание на мои зубы, которые были видны сквозь вуаль, и все повторял: «Какие зубы... С тех пор мы стали большими друзьями, вместе веселились, вместе пережили революцию, вместе бежали из России и встретились снова в эмиграции старыми друзьями. В первом антракте Директор Императорских театров Теляковский передал мне Царский подарок по случаю моего юбилея. Это был бриллиантовый орел продолговатой формы Николаевских времен в платиновой оправе и на такой же цепочке для ношения на шее. На обратной стороне не было видно гнезда от камней, как это обыкновенно делается, а все было сплошь заделано платиновой пластинкой по форме орла, и на ней выгравировано очертание орла и его перьев замечательно тонкой и оригинальной работы. Под орлом висел розовый сапфир, оправленный в бриллианты. Великий Князь Сергей Михайлович пришел также в первом антракте и сказал мне, что Государь говорил ему, что его интересует, надену ли я или нет его подарок на сцену. Я, конечно, после этого его немедленно надела и в нем танцевала па-де-де в «Пахите». Во втором антракте, то есть после «Пахиты», при открытом занавесе происходило чествование меня депутацией от артистов всех Императорских театров, то есть балета, оперы, драмы и Французского театра. Во всю ширину сцены был установлен длинный стол, на котором были выставлены подарки в совершенно невероятном количестве, а цветочные подношения были расставлены позади стола, образуя целый цветочный сад. Всех подарков я теперь вспомнить, а тем более перечесть не могу, кроме двух-трех наиболее памятных. Кроме Цapского подарка я получила: От Андрея — дивный бриллиантовый обруч на голову с шестью крупными сапфирами по рисунку головного убора, сделанного князем Шервашидзе для моего костюма в балете «Дочь фараона». Великий Князь Сергей Михайлович подарил мне очень ценную вещь, а именно — коробку из красного дерева работы Фаберже в золотой оправе, в которой были уложены завернутые в бумажки — целая коллекция желтых бриллиантов, начиная от самых маленьких до очень крупных. Это было сделано с целью, чтобы я могла заказать себе вещь по моему вкусу — я заказала у Фаберже «плакку», чтобы носить на голове, что вышло замечательно красиво. От публики по подписке я получила дивный чайный стол, тоже работы Фаберже, в стиле Людовика XVI с полным чайным прибором. Верхняя доска стола была из зеленого нефрита с серебряной балюстрадою. Ножки стола были сделаны из красного дерева с серебряными украшениями, а под столом, на перекладинах, была серебряная ваза для печений, которую можно было ставить на стол. Кроме того, также от публики, бриллиантовые часы в виде шарика, на цепочке из платины и бриллиантов. Так как денег было собрано по подписке больше, нежели эти предметы стоили, то на излишек были докуплены в самую последнюю минуту по мере поступления денег еще золотые чарки, и их накопилось довольно много. От москвичей я получила «сюрту-де-табль», зеркало в серебряной оправе в стиле Людовика XV с серебряной вазой на ней для цветов. Под вазой были выгравированы фамилии всех лиц, принимавших участие в подарке, и можно было, не подымая вазы, в зеркале прочесть все имена. Мне кажется, что в этот день я также получила от Ю. Седовой хрустальную сахарницу в серебряной оправе работы Фаберже. Эта сахарница после переворота оставалась в моем доме, в Петербурге, и я ее случайно нашла в Кисловодске в одном магазине серебряных вещей. Она была, по-видимому, выкрадена у меня и продана и так, переходя из рук в руки, докатилась до Кисловодска. Когда я доказала милиции, что это моя вещь, мне ее вернули, и она до сих пор у меня здесь, в Париже. Столыпин, Министр Финансов граф В. Коковцов и значительная часть Свиты Государя. В первые дни происходили маневры в окрестностях города и осмотр исторических мест Киева. На 3 сентября был назначен парадный спектакль в городском театре. С утра были получены тревожные сведения от полиции, что в Киев приехали террористы и есть опасность покушения, если их не удастся вовремя арестовать. Все полицейские поиски были напрасны, и среди охраны Государя усилилось беспокойство. Самым опасным моментом полиция считала проезд Государя из дворца в театр, так как путь был всем известен, но доехали все благополучно. Во втором антракте Государю был подан чай в аванложе. Императрица в театр не приехала, были только старшие Великие Княжны. В этот момент из зрительного зала раздался страшный треск, а потом неистовые крики. Не зная, в чем дело, Государь сказал: «Неужели это провалилась ложа? Но когда все бросились обратно, то увидели, что очень близко от Царской ложи, в первом ряду партера, стоял во весь свой рост, в белом летнем сюртуке, П.
Для бенефиса балерины в Эрмитажном театре в 1900 году Мариусом Петипа были поставлены « Арлекинада » и « Времена года ». В том же году балетмейстер возобновил специально для неё « Баядерку », исчезнувшую со сцены после ухода Вазем. Участвовала в летних спектаклях Красносельского театра , где, например, в 1900 году танцевала полонез с Ольгой Преображенской , Александром Ширяевым и другими артистами и классическое pas de deux Льва Иванова с Николаем Легатом. Творческой индивидуальности Кшесинской была свойственна глубокая драматическая проработка ролей Аспиччия, Эсмеральда. Будучи академической балериной, она тем не менее участвовала в постановках хореографа-новатора Михаила Фокина « Эвника » 1907 , « Бабочки » 1912 , « Эрос » 1915. В 1904 году Кшесинская уволилась из театра по собственному желанию, и после полагающегося прощального бенефиса с ней был заключён контракт на разовые выступления — сначала с оплатой по 500 руб. Кшесинская всячески противодействовала приглашению в труппу иностранных балерин, интриговала против Леньяни которая, тем не менее, протанцевала в театре 8 лет, до 1901 года. При ней стала сходить на нет практика приглашения знаменитых гастролёрш. Балерина славилась умением устраивать карьеру и отстаивать свои позиции. Некоторым образом именно она послужила причиной ухода из театра князя Волконского : отказавшись восстанавливать для Кшесинской старинный балет « Катарина, дочь разбойника », он был вынужден подать в отставку с поста директора Императорских театров [7] согласно воспоминаниям самой балерины, видимым поводом к конфликту послужили фижмы костюма для русского танца из балета « Камарго ». В 1911 году Кшесинская участвовала в « Русских сезонах » в Лондоне. Дягилев пошёл на контакт со «своим злейшим врагом» в надежде решить свои проблемы в российской столице: с помощью влияния и связей балерины он намеревался добиться возможности выступить со своей антрепризой в Петербурге и получить отсрочку военной службы для ставшего военнообязанным Нижинского. В обмен на обещание «похлопотать» Кшесинская была приглашена танцевать во время лондонского сезона 1911 года балерину интересовал именно Лондон, где традиционно собиралась высшая аристократия — в отличие от Парижа, бывшего центром артистической жизни.
Если бы Ты знал, Ники, как я Тебя ревную к А. Из записей Матильды совершенно очевидно, чего она пыталась добиться от наследника: «Этот разговор продолжался более часа. Я готова была разрыдаться, Ники меня поразил. Передо мною сидел не влюбленный в меня, а какой-то нерешительный, не понимающий блаженства любви. Летом он сам неоднократно в письмах и в разговоре напоминал насчет более близкого знакомства, а теперь вдруг говорил совершенно обратное, что не может быть у меня первым, что это будет его мучить всю жизнь, что если бы я уже была не невинна, тогда бы он, не задумываясь, со мной сошелся». Cудя по эмоциональным записям цесаревича в этот период, Матильда своего всё же добилась. Но в силу разных обстоятельств - обостряется болезнь императора Александра, появляется надежда на свадьбу с Алисой Гессен - отношения скоро сошли на нет. Последняя из встреча состоялась в конце 1893 года, после чего они прекратили общение и наедине больше не встречались. Сегодня доподлинно неизвестно, часто ли балерина пользовалась этой возможностью, но одно обращение было точно. Причем помощь Николая закончилась для балерины весьма плачевно — скандал разразился на весь Петербург. Прима Мариинского театра Матильда Кшесинская. Как-то директор императорских театров князь Сергей Волконский выписал балерине штраф в 50 рублей за то, что на балет был мотивам судьбы знаменитой балерины эпохи Людовика XV Мари Камарго она надела короткую балетную пачку вместо положенных по сюжету фижм XVIII века. Николай II приказал министру двора барону Фредериксу просьбу балерины исполнить. Но тот сказал, что такой шаг «умножит на нуль» директора театров. Император заявил, что он того и желает и не собирается дискуссировать на эту тему. Князь Волконский подал в отставку, а его место занял полковник Теляковский — по воспоминаниям современников «человек ничтожный, который был безмолвным слугой Кшесинской». И казалось, балерина добилась своего — и от ненавистного начальника избавилась, и 50 рублей сохранила. Но тут по Петербургу поползли слухи — один не пристойнее другого. Через несколько недель императрица Мария Федоровна принимала на аудиенции в Аничковом дворце князя Волконского и спросила, а в чём же причина его отставки.
Не тетя Мотя: бьюти-рутина балерины Матильды Кшесинской
Ведь в русском балете на рубеже веков было крайне важно иметь влиятельного покровителя, без которого трудно было бы делать карьеру. Матильда Кшесинская с выбором такого человека не промахнулась — завела роман с цесаревичем Николаем Александровичем. После свадьбы они прекратили любые амурные отношения, но при необходимости замолвить словечко он по-прежнему мог. Так, уже в 1896-м Матильда стала примой императорских театров, хотя сам Петипа был против. Любая желанная роль доставалась ей, любой вопрос решался в её пользу, кто бы ни был её оппонентом. Помимо императора у Кшесинской нашлись и другие заступники, причём тоже из рода Романовых.
Вскоре она родила сына Вову, и отныне её будущее казалось надёжно обеспеченным, но тут в дело вмешалась революция... Уже февраль 1917-го серьёзно подорвал позиции Кшесинской. Её знаменитый особняк через некоторое время ставший музеем Октябрьской революции был фактически отобран, а имущество разворовали собственные слуги. Поскитавшись немного по чужим домам, Матильда вместе с сыном направилась на юг к Андрею Владимировичу, в то время как отрекшийся император, равно как и его дядя Сергей Михайлович были арестованы, а позже расстреляны. Перемещались в жутких антисанитарных условиях, кругом бушевал сыпной тиф, маленький Вова подхватил испанку, но судьба хранила и балерину, и её окружение.
Вздохнуть свободно удалось только в 1920-м, когда Матильда с сыном добрались через Константинополь на собственную виллу во Франции. Уже в следующем году они с Андреем Владимировичем обвенчались.
Тогда наша съемочная группа изучила все доказательства, проливающие свет на тайну дома Романовых. Но вместо ответов мы получили новые загадки: лаборатория, взявшаяся провести анализ ДНК, наотрез отказывается оглашать результаты. Константин Севенард строит догадки: может, надавили Романовы, недовольные новой родней? Позиция российского императорского дома давно известна: царь налево не ходил. Кажется, проверить это утверждение проще простого — все в той же лаборатории. Но туда никому из претендентов на родство хода нет, а генетический материал убитого царя держат буквально под семью замками. Как же тогда узнать правду? Светлана Филатова, физиогномист: «Скулы говорят о благородном происхождении, форма лба похожа — если сопоставим ширину и длину, то они похожи, а это неизменные признаки, большая степень похожести».
Дарья Голощапова Поделиться: В отличие от современных балерин Матильда не сидела с самого детства на диетах. И даже когда ее преподаватель, балетмейстер Лев Иванов при всем классе сказал: «Жаль, что столь талантливая артистка так располнела», — Матильда не получила пищевого расстройства, а только пожала плечами. Матильда выступала даже на пятом месяце беременности: в 1902 году у 30-летней примы родился сын Владимир. Предполагается, что отцом мальчика был либо великий князь Сергей Михайлович, либо великий князь Андрей Владимирович.
Но вот перед важными выступлениями Матильда Кшесинская, по воспоминаниям балерины Тамары Карсавиной, умела быть совершенно беспощадной к себе: «В течение месяца, предшествующего ее появлению на сцене, Кшесинская все свое время отдавала работе — усиленно тренировалась часами, никуда не выезжала и никого не принимала, ложилась спать в десять вечера, каждое утро взвешивалась, всегда готовая ограничить себя в еде, хотя ее диета и без того была достаточно строгой. Перед спектаклем она оставалась в постели двадцать четыре часа, лишь в полдень съедала легкий завтрак. В шесть часов она была уже в театре, чтобы иметь в своем распоряжении два часа для экзерсиса и грима.
Но туда никому из претендентов на родство хода нет, а генетический материал убитого царя держат буквально под семью замками. Как же тогда узнать правду? Светлана Филатова, физиогномист: «Скулы говорят о благородном происхождении, форма лба похожа — если сопоставим ширину и длину, то они похожи, а это неизменные признаки, большая степень похожести». Но тут в спор вступает историк.
И вроде сухие факты и цифры Дмитрия Черноухова говорят: родившаяся в 1910-м Целина никак не может быть дочерью Кшесинской от Николая. Но в этих цифрах не отражено, какое место занимала Матильда в жизни Николая, рассказывает знаток дома Романовых Зоя Белякова. Зоя Белякова, биограф: «Наследнику было 22, она была его первой женщиной, до нее он был очень флегматичен». И даже после разрыва император часто ходил в театр, где играла Кшесинская.
Элеонора Севенард - праправнучкa Матильды Кшесинской
Матильда Кшесинская — всемирно известная прима-балерина и богатейшая женщина России. до февраля, будучи на пятом месяце беременности. До появления Кшесинской в главном российском театре правили бал «привозные» балерины. Издательство «Центрполиграф» выпустило «Воспоминания» знаменитой балерины Матильды Кшесинской.
Матильда Кшесинская
Отец был не менее известным танцовщиком, служил в Мариинском театре. Его коньком была мазурка, и юной Малечке, вступившей в труппу, выпала возможность выйти с ним на сцену именно в этом танце. До того были 10 лет обучения в Императорском театральном училище, где её педагогами были Лев Иванов, Христиан Иогансон и Екатерина Вазем, и судьбоносное событие на выпускных торжествах, которые по традиции посещала императорская семья. Как писала Кшесинская в своих мемуарах, царствующий монарх Александр III, посмотрев школьный спектакль, напутствовал 17-летнюю танцовщицу: «Будьте украшением и славою нашего балета! Казалось бы, налицо мемуарный вымысел. Но если взглянуть на ситуацию издалека, имеет место чистая, да еще освященная августейшим присутствием правда. Кшесинская действительно добилась того, что, по ее словам, напророчествовал ей император. Роман с наследником стал для нее трамплином в карьере и жизни, хотя и не вылился в роман с царем. После помолвки Николая с Алисой, принцессой Гессен-Дармштадтской, влюбленные расстались.
Произошло это не столь мелодраматично, как показано в нашумевшем блокбастере «Матильда». Из мемуаров балерины следует, что простилась она с Ники на Волконском шоссе, у стоявшего на обочине сарая с сеном. И, как всегда бывает в таких случаях, когда нужно очень многое сказать друг другу, к горлу подступил комок, и мы говорили совсем не то, что хотели. Очень многое так и осталось невысказанным. Да и о чем можно вести речь на прощание, если знаешь, что уже ничего нельзя изменить… Мне казалось, что жизнь кончилась и впереди не будет ничего, кроме боли и горечи». Но жизнь продолжилась более чем успешно. В театре Кшесинская быстро выдвинулась в примы-балерины. На личном фронте Матильде покровительствовали сразу два великих князя.
Началась разведка. Осторожные рейды в дом нет, не она лично, там солдаты с винтовками "разнузданного вида", узнают и - вдруг счастье - гора ящиков, вывезенных городской милицией, обнаружилась в петроградском "Градоначальстве". В 1920 году 48-летняя Кшесинская эмигрировала во Францию.
А в 57 лет открыла свою собственную балетную студию в Париже. Фото: tmblagodat. Вперед - новый шаг "революционного финансового менеджмента"!
Золотой веночек и ящики с серебром власти вернули. И она - должны же быть незыблемые, гранитные здания банков, непоколебимые - сдает все это хозяйство под квитанции в надежные руки банкиров. Золотой веночек - на хранение в Общество взаимного кредита, а 11 ящиков - в крупнейший Азовско-Донской банк, один из столпов российских финансов.
Директор его был "большой друг и сосед по имению в Стрельне". Где эти банки? Куда они спрятались?
Большевики, когда взяли власть, немедленно национализировали банки, вскрыли сейфы, взяли все, что было, реквизировали, отняли. Ушло в небытие Общество взаимного кредита, рассыпался в прах великий Азовско-Донской банк, нет их! Сильная женщина.
Выжила, вытащила мужа и сына Директор Азовского, встретив ее в эмиграции, сказал, что "мои ящики так хорошо запрятаны, что их никогда не найдут". А что? Где-то таятся в современном Петербурге?
Нашли ведь огромный серебряный клад Юсуповых, те же по сути ящики.
Добавила немного фотографий из ее инстаграма и странички вконтакте,по-моему очень милая и приятная девушка,не без таланта. И для сравнения - фотография знаменитой прапрабабушки Лайк.
Вот портрет Николая 2 с балериной. Но это не Матильда. Анастасия Волочкова, балерина: «Мне под стать оказался вот такой герой, человек статусный, достойный, влиятельный». Фреска во всю стену - в ногу с модой, то на имперское прошлое, теперь вот на Матильду...
Анастасия Волочкова, балерина: «Когда человек профессиональный, яркий, сексуальный и привлекающий внимание, то эти мифы неизбежны. И, вы знаете, пусть их слагают! А что — русский балет, русские соболя, ха, конечно! Но скандал вокруг фильма о связи молодой балерины и наследника — как будто раскрутил этот уже залежавшийся в архивах образ. И вот ее словно слепили заново. Образ кликабельный. Продукт маркетологов на потребу масскультуры. Олег Ведутов, политтехнолог, политический обозреватель: «Каждый может выстроить его по своему, так сказать, желанию, просто, беря, те исходные данные, которые есть сейчас в открытом пространстве.
И может каждый построить для себя совершенно разные образы. Сейчас Матильда это такой гибкий образ, который подойдет буквально всем». Для петербургского бизнесмена Константина Севенарда — образ Матильды - возможность сменить фамилию. Он хочет чтобы было - Константин Романов. И престол в придачу. В семье Севенардов уверены — Целина Севенард — якобы внебрачная дочь Матильды и Николая 2, рожденная в 1911 году. А Константин — внук Целины.
История жизни и смерти Матильды Кшесинской
Жизнь Матильды Кшесинской: как балерина изменила судьбу всей России | Портрет балерины Кшесинской появился на 4-х этажном доме №141 Б, который находится на пересечении Лиговского проспекта и Воронежской улицы. |
Прима-балерина Матильда Кшесинская прожила 100 лет и умерла в 1971 году | Кем была Матильда Кшесинская и как на самом деле складывались ее отношения с последним русским императором? |
Сокровища Матильды Кшесинской: Где спрятан клад легендарной балерины
Афера Матильды Кшесинской | Как балерина Кшесинская оскандалилась из-за 50 рублей и получила оплеуху от императрицы-вдовы. |
Роман императора и Матильды Кшесинской — историческая выдумка | Узнав о романе своего сына с начинающей балериной, мать Николая запретила Феликсу Кшесинскому принимать его дома. |
Матильда Кшесинская в эмиграции: новая жизнь русской балерины. | Лишь благодаря счастливой случайности Кшесинская осталась учиться дальше — однажды она увидела выступление итальянской балерины Вирджинии Цукки и была так вдохновлена им. |
«Танцует крепко»: что известно о 20‐летней праправнучке Матильды Кшесинской
Интриганка, танцовщица, игрок: какой была Матильда Кшесинская | В ноябре 1895 года Кшесинская получила давно заслуженное звание балерины, которое присуждалось лишь лучшим танцовщицам труппы. |
Прима-балерина Матильда Кшесинская прожила 100 лет и умерла в 1971 году | Матильда Кшесинская в эмиграции начала полностью новую жизнь. |
Матильда Феликсовна Кшесинская | Онлайн-дневник Матильды Кшесинской приурочен к 150-летию со дня рождения балерины. |
МАТИЛЬДА КШЕСИНСКАЯ: ЖЕНЩИНА И МИФ | Александр III попросил Кшесинскую сесть рядом с ним и представил балерину своему сыну Николаю. |
Она вам не Маля: как балерина Матильда Кшесинская изменила судьбу всей России
Но жизнь продолжилась более чем успешно. В театре Кшесинская быстро выдвинулась в примы-балерины. На личном фронте Матильде покровительствовали сразу два великих князя. Их поддержка сделала ее одной из самых богатых и влиятельных женщин столицы. Она рискованно, но всегда удачно вкладывала деньги в биржевые операции и даже — по неподтвержденным слухам — занималась поставками вооружения в действующую армию. На дни рождения балерины в ее Стрельнинском дворце накрывались столы на тысячу с лишним персон и запускался спецпоезд из Санкт-Петербурга, чтобы все гости могли прибыть вовремя.
Особняк, который Кшесинская построила на углу Кронверкского проспекта и Большой Дворянской улицы, слыл эталоном роскоши: его убранство от мебели до шпингалетов было выписано из Парижа. Коровник при немалом усадебном хозяйстве был свой, отечественный — Матильда Феликсовна была сторонницей здорового образа жизни, хотя любила кутить и веселиться. Чепрунов Перейдя на 14-м году службы на разовые контракты, она выступала только в разгар сезона, позволяя себе длительные перерывы, во время которых прекращала регулярные занятия и предавалась развлечениям. Она обладала удивительной жизнеспособностью и исключительной силой воли», — писала ее коллега по сцене Тамара Карсавина. На Историческую сцену Большого театра вышли герои спектаклей великого хореографа Две части биографии 1917 год положил конец излишествам.
После трехлетних скитаний Кшесинская прибыла в Европу, имея в багаже несколько платьев и альбом с дорогими сердцу фотографиями. Один из ее покровителей — великий князь Сергей Михайлович — погиб в шахте в Алапаевске. С другим великим князем — Андреем Владимировичем, отцом ее сына Владимира — 49-летняя Кшесинская обвенчалась в эмиграции и стала именоваться светлейшей княгиней Красинской-Романовской. Ее биография разделилась на две части: роскошная жизнь в России и относительно скромное существование в Европе, где ей приходилось зарабатывать уроками. Но и в этих условиях она сохраняла царственный апломб.
Солист Большого театра Асаф Мессерер, встретившись с Кшесинской во Франции, был поражен излучаемым ею «блеском преуспевания».
Юная звезда Большого театра встречается с его премьером Денисом Родькиным. Влюбленные вместе принимают участие в нескольких постановках. Чувства на сцене переросли в отношения в реальной жизни. И хотя свой роман пара пока не комментирует, в соцсетях уже стали появляться редкие совместные фотографии.
Он писал в дневнике, что она ему «положительно, очень нравится», а Красносельский театр стал для него «милым». Они начали общаться всё чаще и чаще. В 1892 году цесаревич стал приходить к Матильде в гости. В этот период она пишет в своём дневнике о поцелуях с наследником. Их общение становилось всё ближе, они писали друг другу трогательные письма. К сожалению, их переписка не сохранилась, все письма были сожжены в 1917 годы. Кшесинская в дневнике писала, что Николай хочет перейти к более «близкому знакомству», но он не желает быть у Матильды «первым», потому что это «будет его мучить всю жизнь», но если бы она «уже была не невинна», тогда бы он с ней «сошёлся» не задумываясь. Однако через полгода между балериной и цесаревичем вспыхнул настоящий роман. Для встреч Николай снял небольшой особняк на Английском проспекте, который когда-то был построен великим князем Константином Николаевичем для своей дамы сердца балерины Кузнецовой.
Несмотря на краткость, этот потаенный фрагмент из мемуаров Кшесинской содержит сведения, позволяющие разобраться в произошедшем. Матильда Феликсовна без обиняков упоминает об их с цесаревичем ребенке, зачатом, но так и не появившемся на свет в 1893 году. Однако не является ли это женской фантазией? Могло ли быть реальностью упомянутое в зачеркнутых строках событие с потерянным волею злого случая младенцем? Судя по процитированным выше записям наследника престола, их первая с Матильдой ночь любви случилась 25 января 1893 года. Дату «несчастия» Кшесинская в «Воспоминаниях» не приводит. Однако, ориентируясь на тот факт, что катались они тогда с подругой на санях, можно предположить, ДТП произошло не позднее конца марта — начала апреля. Позже какой может быть снег на мостовых Петербурга! В итоге делаем вывод, что «маленькая К. Существует еще одна история, связанная с рождением Кшесинской ребенка от своего любимого Ники. Правда, относится она уже ко временам, когда тот царствовал в России под именем императора Николая II. Сюжет закручен лихо. Согласно документам, в семье брата Матильды Иосифа Кшесинского в 1911 году родилась дочь, которую назвали Целиной. Некоторые из ее потомков утверждают, что на самом деле родителями девочки были царь Николай и Матильда Кшесинская. Якобы осенью 1910-го состоялась их встреча, имевшая такой материализовавшийся результат. Но оставить родившуюся 9 месяцев спустя малютку у себя балерина не рискнула: ведь неминуемо возникнут вопросы, а кто же отец ребенка? В создавшейся ситуации сестру выручил ее брат. Иосиф Феликсович взял Целину в семью, записав своей дочерью. Каковы аргументы в пользу столь конспирологической версии? Судя по появившимся некоторое время назад в печати объяснениям внука Целины Константина Севенарда, важными доказательствами он считает пару сохранившихся старых фотографий. На одной из них, датированной началом 1911-го, при желании можно увидеть округлившийся живот Матильды Кшесинской хотя скептик наверняка возразит, что это покрой платья такой и ракурс съемки. А на снимке, сделанном несколькими месяцами позже, Матильда — уже по-балетному стройная — стоит рядом с коляской и смотрит с нежностью на лежащего в ней младенца. Считают, что это именно появившаяся недавно на свет Целина. В качестве аргумента против может быть использован уже упомянутый выше неопубликованный отрывок из воспоминаний Кшесинской, где женщина утверждает, что у нее не было детей от Николая Романова. Лето 1911-го. Однако у нее возникли новые любовные связи с другими мужчинами из Дома Романовых. Один из великих князей — Александр Михайлович которого в узком кругу называли Сандро — привлек внимание барышни еще в период ее романа с цесаревичем. Если Ники будет медлить, а подобные разговоры наедине, как сегодня, будут часто происходить между Сандро и мной, то ничего нет удивительного, если наши отношения примут иной характер. Сандро замечательно красив, да и это бы еще ничего, но он проговорился и дал понять, что я ему нравлюсь... Наш разговор тянулся долго, и были затронуты такие вопросы, что если был бы тут третий, то верно был бы сконфужен... По несчастному стечению обстоятельств веселая прогулка обернулась трагедией. Неизвестно, как развивалась бы «сердечная» история между балериной и великим князем после того, как Николай дал понять Матильде, что роман с нею у него закончился. Можно предположить, что «маленькая К. Зато «подхватить эстафету» с радостью готов был другой представитель Дома Романовых — дядя цесаревича, великий князь Сергей Михайлович. Он уже давно положил глаз на Малечку. Из дневника М. Кшесинской: «22 ноября 1892 г. Я догадалась, что С. Сергей Михайлович. Сергей своими взглядами извел меня вконец, и скажу откровенно, что после сегодняшнего раза он мне еще более понравился, ужасно люблю таких бедовых…» Позднее в опубликованных мемуарах она написала, вспоминая дни их разрыва с цесаревичем: «В моем горе и отчаянии я не осталась одинокой. Великий князь Сергей Михайлович… остался при мне и поддержал меня. Никогда я не испытывала к нему чувства, которое можно было бы сравнить с моим чувством к Ники, но всем своим отношением он завоевал мое сердце… Тем верным другом, каким он показал себя в эти дни, он остался на всю жизнь, и в счастливые годы, и в дни революции и испытаний». Со стороны великого князя это была настоящая любовь, продлившаяся четверть века — вплоть до последних мгновений его жизни. Большевики убили Сергея Михайловича на Урале в июле 1918-го. Но сама Матильда уже через несколько лет ушла от своего высокородного любовника к другому мужчине. Тоже из числа многочисленных Романовых.
Потеряла ребенка от Николая II: разгадана главная тайна Матильды Кшесинской
Элеонора Севенард, праправнучка балерины Матильды Кшесинской, вошла в труппу Большого театра. все ее знают - 26 февраля 1917 года по старому стилю позвонили "сверху" и предупредили. А балерина поселилась в нем в 1918 году, когда была вынуждена покинуть Петроград. В апреле 1917 года большевики заняли особняк Матильды Кшесинской, за что прима-балерина Мариинского театра подала на них в суд. Теперь сыновья Кшесинской могут спокойно наследовать наследие Николая II-го.
Балерина Романовых
Где Николай Романов познакомился с Матильдой Кшесинской, как в русском обществе реагировали на роман между наследником и балериной и что с ней стало после разрыва. Матильда Кшесинская в роли Эсмеральды. Фото: РИА Новости. Матильда Кшесинская с выбором такого человека не промахнулась – завела роман с цесаревичем Николаем Александровичем. Авторы фильма расскажут, как жила балерина Кшесинская после революции в эмиграции, и какова судьба ее несметных сокровищ.
Матильда Феликсовна Кшесинская
Она говорила, что это была любовь с первого взгляда. После того, как они провели сезон в Красном селе, когда встречались беспрепятственно, ее чувство было беспредельным, она больше не могла ни о ком думать, только о нем. В 1894 году Николай II был помолвлен. Его избранницей стала Алиса Гессен-Дармштадская, внучка королевы Виктории. И после этого отношения с Матильдой прекратились. Однако царственные особы продолжали добиваться ее расположения, и вскоре балерина уже была близка с великим князем Сергеем Михайловичем, а потом ее возлюбленным стал великий князь Андрей Владимирович. Фамилия мальчика была Красинский, в родные звали его просто Вовой. Матильда Кшесинская с князем Андреем Владимировичем 30 января 1921 года Матильда стала женой великого князя Андрея Владимировича. Местом заключения этого морганатического брака стала Архангело-Михайловская церковь в Каннах.
Великий князь усыновил Владимира и дал ему свое отчество. Сама Кшесинская крестилась в православной церкви в 1925 году под именем Мария. В ноябре 1926 года по указу Кирилла Владимировича, двоюродного брата Николая II, Кшесинская и ее потомки получили княжеский титул и фамилию Красинские. В июле 1935-го они стали светлейшими князьями Романовскими-Красинскими. Эмиграция В феврале 1917-го Кшесинская потеряла свое роскошное жилье — особняк на Английской улице, в котором теперь расположился «центральный штаб ленинцев», и дачу. Балерина вынуждена скитаться вместе с Вовой по чужим домам. Она принимает решение о переезде в Кисловодск, где живет князь Андрей Владимирович, хотя надеется, что очень скоро вернется домой. В дневнике балерина писала, что ее душа находилась в смятении.
С одной стороны, она была рада увидеться с Андреем, а с другой, мучилась угрызениями совести, так как оставляла Сергея в столице, где он каждый миг подвергался опасности. Помимо этого, она увозила от него ребенка, которого тот очень любил. Матильда Кшесинская уехала из Петербурга 13 июля 1917 года, чтобы больше никогда туда не вернуться. В 1918-м большевики «добрались» и до Кисловодска. Матильда забирает сына, и бежит с ним в Анапу, где проживает мать Андрея, великая княжна Мария Павловна. В поезде было всего два вагона. Мария Павловна и ее окружение ехали в вагоне первого класса, а Кшесинская и Вова добирались третьим классом. Жизнь становилась все сложней.
Представителям высшего общества пришлось на протяжении шести недель жить непосредственно в вагонах, кругом бушевал сыпной тиф, косил людей ежедневно. После этого им удалось отплыть из Новороссийска с французскими визами. Спустя девять лет Кшесинская уже преподавала в собственной балетной студии в Париже.
И все адресованы одному человеку — Софье Александровой-Голуб, впоследствии Баралли. Очевидно, именно ей и принадлежал архив. Несколько десятков писем балерины Императорского театра и великого князя, вырезки из журналов, водительские права на имя Софьи Баралли , банковские расписки. Последние — свидетели тяжелой финансовой ситуации, в которой оказались еще совсем недавно богатейшие люди — великий князь и любимая придворная балерина, обласканная вниманием чуть ли не десятка великих князей.
Приобретение виллы в счастливый довоенный 1913 год стало судьбоносным и, как потом оказалось, спасительным. Виллу назвали «Алам», что было перевернутым «Мала», уменьшительным от Матильда. Война и революция на шесть лет отрезали ее от этого места. Спустя годы удачное приобретение стало спасительным приютом — роскошный особняк в Петербурге и знаменитая дача в Стрельне, подарки великого князя Сергея, безоглядно влюбленного в Кшесинскую всю жизнь и зверски убитого под Алапаевском вместе с другими членами императорской фамилии, — все было реквизировано большевиками. Кшесинская оставалась в России до последнего, надеясь вернуть свои сбережения и драгоценности, хранившиеся в банке. Но тщетно. Из Петербурга она отправилась в Кисловодск, но, когда в феврале 1920 года стало окончательно понятно, что надеяться больше не на что, на британском военном фрегате — на нем же покинула Россию великая княгиня Мария Павловна — отправилась в Венецию, откуда перебралась в Монако.
Сразу по возвращении на виллу Кшесинскую навестил вездесущий Дягилев, постоянно находившийся в поиске средств для своих «Русских сезонов». С тех пор как Императорские театры перестали существовать, я не хотела больше выступать». Позже, правда, это не помешало Кшесинской блистать на сцене. Последний ее выход состоялся в «Ковент-Гарден» в 1936 году. Ей было 64 года... В письмах Софье Александровой-Голуб балерина признается, что гости бывают на вилле «Алам» едва ли не каждый день. Тамара Карсавина, Федор Шаляпин, балетмейстер Михаил Фокин, итальянский маркиз Пассано, женатый на дочери Салтыкова-Щедрина, заезжавший «поиграть в картишки».
Так кто же она, эта загадочная для нас личность, сохранившая письма Кшесинской и князя Андрея к ней? Мы видим по переписке и вырезкам из газет, что Софья Александрова-Голуб, «исполнительница русских песен и цыганских романсов», жена богатого мужа, тоже жила на своей вилле в Монако. Она, судя по всему, была близко знакома с Кшесинской и ее супругом, входила с ними в один круг. В 1980-е годы вилла Софьи и все вещи «исполнительницы русских и цыганских романсов», выставили на продажу. Чемоданчик с документами оказался у некой женщины, помогавшей с продажей вещей из виллы. По словам ее сына, который пожелал остаться неназванным и у которого в данный момент находятся письма Кшесинской, она решила сохранить переписку по неизвестной для него причине. Они пронизаны щемящей нежностью и благодарностью к Сонечке и ее «драгоценному супругу».
При всем этом письма можно назвать своеобразной хроникой финансового краха двух не приспособленных к тяготам людей. И судя по интенсивности и драматическому накалу переписки, Софья и ее муж были спасительной соломинкой для их стремительно тонущего судна под названием «Беззаботная жизнь на Лазурном берегу». Тревогой о финансовом состоянии и долгах наполнена вся обнаруженная переписка. Неудивительно, ведь Кшесинская, по ее собственному признанию, приехала в Монако «без гроша» и была вынуждена сразу же заложить виллу — «чтобы расплатиться с прислугой и старым садовником Ботэн, которые шесть лет терпеливо ждали моего возвращения и берегли дом и сад». Финансовые мытарства титулованной четы в эмиграции пара смогла получить благословение на брак от великого князя Кирилла Владимировича, брата князя Андрея, и Кшесинская официально приобрела высокие регалии вскрывают пикантные подробности. В том числе намеки на интриги и тайные увлечения. Так, письма проливают некоторый свет на обстоятельства, скрытые Кшесинской в мемуарах.
А именно — ее увлечение казино. Хотя она и признавалась в воспоминаниях, что «всю жизнь любила играть», но речь не шла о миллионах и проигрыше состояний. Кстати, вилла «Алам» сейчас выставлена на продажу. В описании, предоставленном агентством недвижимости, упоминается, что балерина вынуждена была продать ее, проигравшись в казино Монте-Карло. Кшесинская лично опровергала это популярное при ее жизни мнение. Впрочем, письмо князя из найденного архива, в котором он, тщательно прописывая все свои регалии, милостиво просит предоставить ему ссуду еще в миллион франков, возможно, говорит об обратном. Казино часто упоминается в письмах середины 1920-х годов.
Например, балерина обстоятельно излагает проблему проигрыша грузинской княжной Тамарой Эристави крупной суммы и обсуждает вопрос немедленной пересылки ей 2275 франков для покрытия проигрыша. Речь о той самой Тамаре Эристави, которая получила в наследство драгоценное ожерелье из бриллиантов и изумрудов, принадлежавшее в свое время ее предкам — царям Имеретии.
А если попали, таков уж характер, плывите достойно, не отнимая - давая. Легко сказать, но жизнь все равно заставит или плакать, или смеяться, а бывает - все вместе.
А события могут развернуться самым неожиданным образом. Большой балерине Матильде Кшесинской - все ее знают - 26 февраля 1917 года по старому стилю позвонили "сверху" и предупредили, что в Петербурге положение "очень серьезное и чтобы я спасала, что могла, из своего дома, пока есть еще время" здесь и далее - "Воспоминания". И 26 февраля начался ее личный "революционный финансовый менеджмент". Мои крупные бриллиантовые вещи я дома не держала, они хранились у Фаберже, а дома я держала лишь мелкие вещи, которых было невероятное количество, не говоря уж о столовом серебре и обо всем другом, что было в доме".
Что делать? Все драгоценности и "все, что попадалось под руку" - немедленно в саквояж. Состояние полной боевой готовности. Я надела самое скромное из своих меховых вещей, чтобы быть менее заметной - черное бархатное пальто, обшитое "шиншилла", - и на голову накинула платок".
Чуть не случилось ужасное - "я чуть было не забыла своего любимого фоксика Джиби, который смотрел на меня огромными глазами, полными ужаса". Поздний вечер. Конец октября. И да - пустил, спрятал, дал убежище и ей, и сыну.
Запомним - это не приключение, это метания растерянной женщины, которую все знают, все могут ненавидеть, с маленьким сыном от великого князя, с ним за руку, в черном густом вечере октября, когда начинается безвластие, уличная толпа уже царствует в Петербурге и все может случиться. И с саквояжем с драгоценностями на миллионы. А пара спутников, знакомых они были с ней - не спасут. Между тем Петербургом овладел психоз.
Город был в абсолютной уверенности, что на крышах - установлены пулеметы, что город усыпан на вершинах домов полицейскими, стреляющими в уличные толпы, "подбивающими людей, как птиц".
В своих мемуарах наследник престола писал: «Весьма странное явление, которое я в себе замечаю: я никогда не думал, что два одинаковых чувства, две любви одновременно совместились в душе». Несмотря на это в душе он хранил верность Алисе Гессен-Дармштадтской и искренне надеялся, что однажды обстоятельства вынудят Александра III все же дать согласие на этот брак. В итоге именно так и произошло. О помолвке Николая и Алисы было объявлено весной 1984 года. Император осознал, что ждать более подходящей невесты больше нельзя, поскольку с каждым днем чувствовал себя все хуже.
Влюбленные были счастливы тому, что Александр III сменил гнев на милость. А вот для Матильды начался период первых страданий. Естественно, он не мог резко обрубить все связи с девушкой, с которой его столько связывало. Матильде все еще можно было обращаться к нему на «ты». А еще он просил ее не стесняться просить у него помощи. Однако Кшесинская, судя по всему, искренне любила Николая.
Именно поэтому она предпочла оставить дом, в котором они встречались, и спрятаться от всего мира. Я не хотела, чтобы меня жалели, а для встречи с теми, кто будет злорадствовать, надо было приготовиться и быть очень сильной», — отмечала в своих мемуарах Кшесинская. Она сняла дачу в Стрельне, где жила вместе с сестрой, пытаясь залечить разбитое сердце. Однако не проявлял к ней симпатии открыто из уважения к наследнику престола. Однако балерина не испытывала к нему и доли тех чувств, которые пробудил в ней цесаревич Николай. Впрочем, внимание и трепетная забота о балерине сделали свое дело — Матильда стала относиться к нему куда лучше.
Сергей Михайлович не просто был готов положить к ногам танцовщицы весь мир. Он практически именно этим и занимался. Кшесинская получала дорогие усадьбы, карьерные успехи. Ее баловали практически как малое дитя. Однако все это лишь отчасти заглушало тоску, которую артистка испытывала из-за Николая. Благодаря покровительству сперва Николая, а потом и Сергея Михайловича, в 1986 году Кшесинская стала прима-балериной императорских театров — и это вопреки главному балетмейстеру Мариусу Петипе.