Антонина Васильевна Нежданова за свою жизнь заслужила огромное количество наград и званий. Судьба Антонины Васильевны Неждановой, так же как и ее искусство, феноменальны. Сборник материалов и исследований «Антонина Васильевна Нежданова» предлагает вниманию читателей работы, написанные самой Неждановой, воспоминания ее друзей, коллег, учеников и исследования о великой русской певице.
НЕЖДА́НОВА АНТОНИНА ВАСИЛЬЕВНА
Царица русской оперы - Российский Национальный Музей Музыки | Знакомство Рахманинова с Неждановой состоялось, когда Антонина Васильевна обучалась в Московской консерватории. |
В Москве воссоздадут музей-квартиру оперной дивы Антонины Неждановой | 16 июня 1873 года в селе Кривая Балка, близ Одессы родилась Антонина Васильевна Нежданова, чьё феноменальное искусство, восхищавшее несколько поколений слушателей, стало легендой. |
63 года назад не стало оперной певицы Антонины Неждановой | Антонина Нежданова смогла сохранить свой нежный и звонкий голос до конца дней. |
Содержание
- Листки из семейного альбома
- Нежданова Антонина Васильевна | это... Что такое Нежданова Антонина Васильевна?
- Концепция группы "АРТ ЛАБИРИНТЫ истории"
- Антонина Васильевна Нежданова - YouTube
- Нежданова Антонина Васильевна
- Антонина Нежданова - актриса - биография - актрисы театра - Кино-Театр.Ру
В Петербурге показали считавшийся утерянным портрет и концертные костюмы Неждановой
И опять Антонина оказалась на прослушивании. Девушка поет довольно точно, но ей было крайне тяжело брать верхнюю ноту в «Колыбельной» Чайковского. Причина была простой: диапазон ее голоса был недостаточно развит. Однако это не помешало выдающемуся преподавателю консерватории, итальянцу Умберто Мазетти разглядеть в юной Неждановой будущую великую певицу. В феврале 1902 года в Большом театре проходила проба голосов. По словам журналистов, именно Антонина Нежданова всех приятно удивила своим голосом. Увы, в Большой ее не взяли, но предложили место в Мариинском театре. Нежданова из Москвы пока никуда уезжает не хочет, а потому продолжает занятия с Мазетти.
Случилось однажды так, что все исполнительницы партии Антониды в «Иване Сусанином» заболели. Дирекция Большого театра вспомнила о талантливой Антонине Неждановой. Давняя мечта певицы сбылась. Она попала в Большой театр. В своем первом сезоне она спела партии в восьми операх. Чуть позже ей передали весь репертуар тогдашней примадонны Эмилии Кристман. Антонина дважды соглашалась на зарубежные гастроли.
В 1912 году она была в Париже, где ее партнером по сцене был Энрико Карузо. В 1922 году она гастролировала и по Западной Европе. Прижиться за границей она так и не смогла. Антонина была очень привязана к родине и пожертвовала всемирной славой, которую сулило ей пребывание на Западе. Антонина Нежданова смогла сохранить свой нежный и звонкий голос до конца дней — никто и никогда не слышал в ее пении старческого дребезжания. Свой последний концерт Антонина дала на радио 4 августа 1943 года в возрасте семидесяти лет. А в 1950 году певица умерла.
Они оставили след в истории Одессы Одесский биографический справочник Нежданова Антонина Васильевна 1873-1950 — певица. Родилась 16 июня 1873 года в селе Кривая Балка под Одессой в семье сельских учителей. Тоне было всего семь лет, когда ее участие в церковном хоре привлекло массу народа. Читать еще: Возникновение и развитие фольклора, его специфические признаки. Фольклор и фольклористика В девять лет Тоню перевезли в Одессу и отдали во 2-ю Мариинскую женскую гимназию. Там девочка заметно выделялась своим голосом красивого тембра. С пятого класса Антонина начала выступать соло.
Большую роль в жизни Неждановой сыграла семья директора Народных училищ В. Фармаковского, которая оказывала ей не только моральную, но и материальную поддержку. Когда умер отец, Антонина училась в седьмом классе. Ей неожиданно пришлось стать опорой семьи. Именно Фармаковский помог девушке внести плату за восьмой класс гимназии.
В 1899 поступила в Московскую консерваторию класс профессора У. В 1902 окончила консерваторию с малой золотой медалью. Редактировать В Большом театре В 1900 еще студенткой дебютировала на сцене Большого театра , исполнив партию Миссис Форд в спектакле Московской консерватории «Виндзорские насмешницы» О. В 1902-48 стала солисткой Большого театра. Дебютировала в партии Антониды в опере «Иван Сусанин» М.
Участвовала в первых постановках на сцене Большого театра опер «Сорочинская ярмарка» М. Мусоргского Парася, 1925 и «Любовь к трем апельсинам» С. Прокофьева Нинетта, 1927. Верди и др. Редактировать Выступления за рубежом Впервые выступила за границей в 1901 в Италии. В 1902 была приглашена в Кремону Италия на партию Джильды. В 1906-1907 выступала в Париже концерты русской музыки С. Дягилева , Лондоне, США. Одно из самых ярких выступлений — в партии Джильды в опере Верди «Риголетто» Париж, 1913. Выступления в Лондоне, Франции, Италии, Швейцарии 1914.
Неоднократно выступала на сценах Мариинского театра 1908, 1911, 1915 и др. Редактировать Особенности голоса и исполнительской манеры Великая русская певица 20 в. Обладательница сильного лирико-колоратурного сопрано чистого, ясного тембра, сохранявшего свежесть звучания несколько десятилетий.
Зрители нетерпеливо ожидали появления А. Когда же она вышла вместе с дирижером Большого театра Н. Головиным, публика устроила грандиозную овацию. А Алябьева на слова А. Дельвига «Соловей» фирма «Граммофон», 1908 г.
В октябре 1899 г. Прослушав девушку, экзаменаторы объявили ей, что её голос для карьеры оперной певицы недостаточен, но Антонина не привыкла отступать, тут и понадобилась материальная помощь доктора Бурды, который обещал перевести деньги в оплату за учёбу в Московскую консерваторию. Она очень волновалась на прослушивании: пела точно, но с трудом взяла верхнюю ноту в «Колыбельной» Чайковского. Причина была простой и ясной: диапазон её голоса был развит недостаточно, однако эта ошибка не помешала выдающемуся педагогу, итальянцу Умберто Мазетти, разглядеть в абитуриентке будущую большую певицу. Нежданову приняли в избранный класс. Неизвестно, как бы сложилась творческая судьба певицы, не окажись у истоков её пути такого великолепного мастера, каковым был Мазетти, проявив себя как тонкий и умный педагог. Он «подарил» Неждановой её голос.
Первые 4 мес. Диапазон певицы, не превышал полутора октав, Мазетти как бы предоставил возможность постепенно проявиться самой природе, осторожно, без напряжения подталкивая голос к верхним регистрам. Таким образом, именно итальянский педагог заложил основы уникального мастерства певицы, в исполнении которой поражала прежде всего раскованность и лёгкость в партиях любой сложности. Он же научил Нежданову и трепетному, заботливому отношению к собственному голосу: петь не больше 2-3 час. Антонина Васильевна берегла свой голос пуще всего на свете, часто по этой причине отказываясь от выступлений, некоторых партий, гастролей. Она относилась к голосу свято, словно осознавала, что дан он ей не за какие то особые заслуги, а просто так, случайно, и она не вправе распоряжаться им, как транжира. Зато до конца дней певица сохранила нежный звонкий «колокольчик» своего природного инструмента и никто никогда не слышал старческого, плавающего дребезжания в её пении.
А свой последний концерт Нежданова дала на радио 4 августа 1943 г. Как утверждали газеты, свежестью и приятностью голоса произвела наиболее приятное впечатление А. Нежданова, спевшая партию Лючии. Однако в тот раз в театр она не попала. Принимая во внимание особые таланты дебютантки, ей предложили место в Мариинском театре, однако Нежданова отказалась. Стать артисткой Большого певице помог его величество случай. Однажды заболели все три!
Дирекция императорских театров вспомнила о молодой певице и попросила её выручить спектакль.
Нежданова Антонина Васильевна
Поступив в Одесскую гимназию и освободившись от непосредственного контроля родителей, двенадцатилетняя Тоня около года посещала музыкальное училище по классу фортепьяно, а затем брала уроки пения у сестры знаменитых братьев Рубинштейн - Софьи Григорьевны. Когда Неждановой исполнилось 16 лет, умер отец. Теперь выбор сделали обстоятельства - нужно было помочь семье, и в память об отце Антонина становится преподавателем в городском женском училище. Восемь лет она преподавала. Но несмотря на преподавательскую деятельность, Антонина не пропускала ни одной оперной премьеры в Одесском театре. Когда младшие сестра и брат подросли, Нежданова решила, что самое время подумать о себе. В октябре 1899 года Антонина отправилась в Петербург поступать в консерваторию. Прослушав девушку, экзаменаторы объявили ей, что ее голос для карьеры оперной певицы недостаточен. Но Антонина не привыкла отступать, тут и понадобилась материальная помощь доктора Бурды, который обещал перевести деньги в оплату за учебу в Московскую консерваторию. Нежданова очень волновалась на прослушивании. Она пела точно, но с трудом взяла верхнюю ноту в "Колыбельной" Чайковского.
Под аккомпанемент дирижера и композитора Н. Головина Нежданова исполнила перед краснодарской публикой отрывки из русских опер Н. Римского-Корсакова, М. Глинки, А. Рубинштейна, романсы и русские народные песни. Как всегда в концертах Неждановой, главным номером в программе была песня А.
Природа голоса, нежнейший тембр его не сразу были учтены руководителями театра. И какая же дебютантке нужна твердость характера, уверенность в себе и своих возможностях, чтобы отказаться от не подходивших ее голосу партий драматического характера например, Венера в "Тангейзере" Вагнера. Однако вскоре по распоряжению дирекции Большого театра Неждановой был передан весь репертуар тогдашней примадонны Эмилии Кристман. И посыпались блестящие рецензии, цветы от поклонников, признание критики. Тесное творческое общение связывало Нежданову с такими корифеями русской оперной сцены, как Собинов, Шаляпин, Рахманинов, Танеев. Рахманинов, будучи дирижером Московского Большого театра с 1904 по 1906 год, с особой тщательностью корректировал исполнение певцов, борясь со ставшими привычными нарушениями ритма, интонаций смысловых и акустических. На вопрос Неждановой, почему же Рахманинов не поправляет ее, он ответил: "Пойте так же прекрасно, как вы это делали до сих пор". На одном из концертов композитор сидел в публике и слушал в исполнении Антонины Васильевны арии Франчески из собственной оперы "Франческа да Римини". Как же должно было взволновать Рахманинова пение Неждановой, если при его сдержанности, даже высокомерии, композитор вышел на эстраду и стал экспромтом аккомпанировать певице. Однако самые теплые чувства Нежданова питала к Леониду Витальевичу Собинову, который являлся практически постоянным партнером певицы на оперной сцене. Собинов трогательно называл Антонину Васильевну в письмах: Нежданчик. Это он, ведя переговоры о гастролях, рекомендовал дирекции Миланского театра Нежданову для партии Амины в "Сомнамбуле" Беллини. Он утверждал, что Нежданова — единственная в Европе певица, способная спеть эту партию. Интересной особенностью нашей героини было то, что она редко гастролировала, отказывала в ангажементах лучшим мировым театрам. В наше время трудно представить перспективную артистку, у которой не закружилась бы голова от оглушительного успеха, выпавшего на долю Неждановой. И совсем уж невозможно объяснить, почему Нежданова с таким упорством отвергала предложения "Ла Скала", оперного театра в Монте-Карло и Нью-Йорке. Римского-Корсакова при условии, что хореографически иллюстрировать известное произведение станет знаменитая балерина Карсавина. С возмущением певица отвергла "кощунственное", по ее мнению, внедрение в знаменитую оперу. Римская-Корсакова, жена композитора, благодарила Нежданову за то, что она "оберегла честь русского искусства…" Только дважды Антонина Васильевна согласилась на заграничные гастроли — в Париж в 1912 году, где партнерами певицы были Энрико Карузо и Титта Руфо, и в 1922 году — в Западную Европу, — измучившись от постоянных лишений в послереволюционной России. Но остаться за границей, жить там она так и не смогла. Она была так консервативна, так привязана к месту, к своей родине, что пожертвовала всемирной славой ради покоя и приверженности ко всему русскому, дорогому и такому понятному. Источник: М. Похожие статьи.
Рубинштейн [2]. После окончания гимназии работала учительницей русского и немецкого языка в Одесском городском женском училище. Посещала спектакли с участием гастролировавших в Одессе русских и итальянских певцов М. Фигнер , М. Баттистини , Джакомо Гальвани , пела главным образом народные песни на любительских вечерах, в благотворительных концертах. В 1902 году окончила Московскую консерваторию по классу У. Мазетти , и вскоре была приглашена солисткой в Большой театр , где служила более тридцати лет, исполняя главные партии в операх русских и зарубежных композиторов. Наибольшую известность певицы принесли роли Антониды в опере М. Глинки « Жизнь за царя » и Марфы в « Царской невесте » Н. В 1912 году единственный раз в своей карьере выступила в Европе — в Парижской опере спела партию Джильды в опере « Риголетто » Дж. Могила Неждановой на Новодевичьем кладбище Москвы. Помимо оперных партий также исполняла камерные вокальные сочинения, часто выступая в ансамбле с мужем Н. В обширный репертуар свыше 700 произведений певицы входили произведения С. Рахманинова , П. Чайковского , Л.
Листки из семейного альбома
Он победил", — рассказывала об одном из выживших бойцов Русланова. Лидия Русланова С самого начала боевых действий артистка в составе одной из ведущих концертных бригад выступала вместе Владимиром Хенкиным, Михаилом Гаркави и могими другими. Начальником сформировавшегося ансамбля был директор Центрального дома искусств Борис Филиппов. Русланова могла отказаться от концертов еще в первые дни войны, ведь приходилось репетировать в катастрофических условиях. Некоторые дома культур, где собирались музыканты, находились под обстрелом, но они продолжали подготовку. Посыпались бомбы, затрещали пулеметы, задрожала земля от взрывов... Смотрю, никто и ухом не ведет, слушают, как в Колонном зале. Думаю, и мне не пристало отсиживаться в траншее, да и концерт прерывать негоже...
В общем, налет фашистов выдержала, программу довела до конца, — так вспоминала Русланова свое первое крупное выступление под Ельней. Как потом рассказывала певица Тамара Ткаченко, многих солдат ничто не могло остановить от того, чтобы пойти и послушать Русланову. По словам, артистки, выступавших всегда тепло встречали и сопровождали концерты бурными аплодисментами. Одно из главных "передвижных" выступлений Лидии Андреевны состоялось у стен Рейхстага 2 мая меньше недели оставалось до составления Реймского договора и подписания Акта о безоговорочной капитуляции Германии. Один из участников боевых событий, Борис Уваров, делился вскоре, что это был впечатляющий концерт. Сначала запел наш казачий хор, потом Русланова... Ком в горле встал, слез не сдержать.
Но не только со мной такое. Герои, орлы фронтовые, на груди тесно от наград, плакали не стыдясь. И заказывали, заказывали свои песни — кто сибирские, кто про Волгу-матушку... Маршал Советского Союза Георгий Жуков, ставший случайным участником концерта, после выступления Руслановой подозвал ее к себе, снял со своей груди почетный орден и вручил Лидии Андреевне. Память о славных днях в Берлине артистка решила увековечить собственной подписью на колонне Рейхстага. Валерия Владимировна Барсова Валерия Барсова урожденная Калерия Владимирова была одной из самых выдающихся советских певиц. О ней мы знаем, к сожалению, не так много, однако доподлинно известно, что с 1920-го по 1947 годы она являлась солисткой Большого театра СССР.
Валерия Владимировна внесла огромный вклад в развитие искусства. Выдающаяся камерная певица за годы служения прекрасному собрала репертуар из более 600 композиций. К моменту начала войны Барсова уже давно сложилась как артистка, и ее выступления посещали целыми семьями. Она была пронзительна и неповторима в своих сценических образах. И этот творческий накал звезда сохранила и в годы войны.
Действительно, на свои заработанные до начала войны деньги Русланова приобрела "Катюшу", которая в скором времени была отправлена на Первый Белорусский фронт, где также находился муж артистки. Русланова не раз рассказывала, что вместе с композицией "Валенки не подшиты, стареньки" эта песня стала визитной карточкой артистки они дошли до самого Берлина. На последнем концерте, который советская звезда давала вместе с ансамблем, с Лидией Андреевной приключился памятный случай. Я пою русскую песню "Степь широкая" и вижу, что кто-то расталкивает людей, все ближе пробирается к нам. И вдруг бросается прямо на ступени. Сразу узнала его, хоть и возмужал он, офицером стал, вся грудь в орденах. Подняла его руку и крикнула: "Смотрите! Вот русский солдат! Умирая, он верил в Победу. И он дошел до Берлина. Он победил", — рассказывала об одном из выживших бойцов Русланова. Лидия Русланова С самого начала боевых действий артистка в составе одной из ведущих концертных бригад выступала вместе Владимиром Хенкиным, Михаилом Гаркави и могими другими. Начальником сформировавшегося ансамбля был директор Центрального дома искусств Борис Филиппов. Русланова могла отказаться от концертов еще в первые дни войны, ведь приходилось репетировать в катастрофических условиях. Некоторые дома культур, где собирались музыканты, находились под обстрелом, но они продолжали подготовку. Посыпались бомбы, затрещали пулеметы, задрожала земля от взрывов... Смотрю, никто и ухом не ведет, слушают, как в Колонном зале. Думаю, и мне не пристало отсиживаться в траншее, да и концерт прерывать негоже... В общем, налет фашистов выдержала, программу довела до конца, — так вспоминала Русланова свое первое крупное выступление под Ельней. Как потом рассказывала певица Тамара Ткаченко, многих солдат ничто не могло остановить от того, чтобы пойти и послушать Русланову. По словам, артистки, выступавших всегда тепло встречали и сопровождали концерты бурными аплодисментами. Одно из главных "передвижных" выступлений Лидии Андреевны состоялось у стен Рейхстага 2 мая меньше недели оставалось до составления Реймского договора и подписания Акта о безоговорочной капитуляции Германии. Один из участников боевых событий, Борис Уваров, делился вскоре, что это был впечатляющий концерт. Сначала запел наш казачий хор, потом Русланова... Ком в горле встал, слез не сдержать. Но не только со мной такое. Герои, орлы фронтовые, на груди тесно от наград, плакали не стыдясь.
Голос и артистизм Неждановой покоряли Станиславского и Бернарда Шоу, Скрябина и Рахманинова, посвятившего ей свой Вокализ, — впервые Нежданова исполнит его в Петербурге в зале Дворянского собрания 5 февраля 1916 года. Нежданова была обласкана властью: заслуженная артистка Императорских театров стала народной артисткой СССР. В 1922-м Наркомпрос командировал ее в тур по городам стран Балтии, Германии, Польши, Чехословакии — Нежданова, спевшая на гастролях больше 40 концертов, была призвана показать Европе высокую культуру новой, пугающей мир страны. В туре ей аккомпанировал муж они поженились в 1915-м — пианист, дирижер и композитор Николай Голованов. Был ли он за роялем на двух концертах, которые Нежданова и Собинов дали в Большом зале Ленинградской филармонии 26 февраля и 1 марта 1924 года, неизвестно: выступления великих певцов, по всей вероятности, устраивали в экстренном порядке, так как ни афиши, ни программки, ни анонсов в прессе обнаружить не удалось, а единственным свидетельством стала лаконичная запись в рукописной книге концертов Филармонии.
Не обладала Фострем и первоклассной колоратурой. Русские же партии она пела с «резко звучащим чужестранным акцентом». Журнал «Артист» пишет, что «Людмила — Фострем даже свое имя произносила с мягким окончанием; точно также именовала она милого «Русляна»; а потом были разные «родители несабфенные» незабвенные. И если русская сцена увидела подлинного Ленского только с приходом Собинова , если только Шаляпин раскрыл истинный смысл образов Бориса Годунова и Ивана Грозного, то и Нежданова явилась лучшей Антонидой и Людмилой, впервые воплотив в своем пении характеры, созданные Глинкой. Вот почему молодая певица, впервые выступившая на сцене Большого театра именно в партии Антониды, сразу привлекла к себе внимание передовой общественности. Проникновенный лиризм, сдержанный и чистый, чуждый даже намека на сентиментальность или внешний эффект, душевная теплота, которой была овеяна каждая интонация Неждановой, помогли ей создать незабываемый образ Антониды. Даже такой требовательный блюститель традиций Глинки, как С. Рахманинов, заново ставивший «Ивана Сусанина»,— не мог предъявить Неждановой ни одного упрека. На вопрос, заданный ею на репетиции, — почему он не делает ей никаких указаний, Рахманинов ответил: «Пойте так же прекрасно, как вы это делали до сих пор». Певица покоряет своею простотой, природного негою голоса. Антонида у нее в характере, в самом естестве вокальных данных»,— отмечалось в прессе по поводу рахманиновского спектакля... Да и внешний образ бесхитростной русской девушки с ее невзгодами, с ее счастьем удачно воплотился в лице исполнительницы»,подчеркивал другой рецензент. Это признание было единодушным. И не только Антонида — ряд совершеннейших по своей законченности и правдивости лирических образов, в которых вряд ли рискнула бы выступить обычная колоратурная певица, стали шедеврами вокального творчества Неждановой. Не тем бутафорским, к какому прибегают многие актеры, а являющимся результатом хорошо воспитанной души,— писал В. Это чувство правды в связи с ее чудесным голосом делает Нежданову необыкновенно гармоническим сценическим явлением». Это же восхищает в Неждановой и М. Ермолову, работавшую с певицей над партиями Виолетты и Мими. Стоит только вслушаться в вокальную декламацию Антонины Васильевны, изумительное по совершенству слияние слова со звуком, музыкальной интонации с психологической, чтобы понять гармоничность ее творчества. Никогда в исполнении Антонины Васильевны нельзя было заметить гипертрофию слова, но и никогда певица не приносила слова в жертву звуку, вокальному эффекту, демонстрации верхних нот. Нежданова все подчиняла музыке, как средству выражения эмоционального содержания. Атмосфера народной песенности, в которой формировалось музыкальное сознание Неждановой, воспитала в ней необычайно живое, теплое чувство мелодии, определившее душевность, выразительность исполнения певицы. Это умение предельно точно передать мелодический образ делало Антонину Васильевну высоким авторитетом для композиторов. Рахманинов посвятил Неждановой свой гениальный «Вокализ», и на вопрос певицы: — Почему без слов? Тот же Рахманинов, затем Гречанинов, Глиэр, Василенко, работая над вокальными произведениями, неизменно обращались к Неждановой за советами. У меня сохранилась написанная рукой Антонины Васильевны программа последнего в ее жизни открытого концерта, состоявшегося 18 апреля 1940 года в зале Дома ученых в Москве. Эта программа отражает широчайший диапазон камерного репертуара Неждановой. Программа первого отделения завершается песенкой «Гвоздика» Вальверде, очень часто н довольно банально исполняемой эстрадными певцами. Но искусство Неждановой, ее благородная простота и верное ощущение песенности преобразили произведение, приблизили его к народной основе. Кажется, что непосредственно к Неждановой адресуется высказывание Белинского: «В искусстве есть два рода красоты и изящества, так же точно, как есть два рода красоты в лице человеческом. Одна поражает вдруг, нечаянно, насильно, если можно так сказать; другая постепенно и неприметно вкрадывается в душу и овладевает ею. Обаяние первой быстро, но непрочно; второй — медленно, но долговечно; первая опирается на новость, нечаянность, эффекты и нередко странность; вторая берет естественностью и простотой». Простота и естественность — это то, что каждый слушатель прежде всего отмечал в искусстве Неждановой. Но простота эта является высшей целью и высшей трудностью, которую достигают лишь немногие, но к которой должны стремиться все, кто хочет достигнуть истинных высот, а не срывать легкие, но быстро увядающие лавры внешнего успеха. Искусство Неждановой адресуется непосредственно к человеческой душе. Примеров этому много; но вот один, быть может, наиболее лаконичный и выразительный. Это было в 1919 году. Небольшая бригада артистов Большого театра во главе с Антониной Васильевной, выступая в Вологодской области, посетила село Плющево, славящееся своими мастерами резьбы по дереву и кости. Небольшой сельский клуб, конечно, был набит до отказа; радушно принимали крестьяне. Мигая, С. Стрельцова, певших русские народные песни и арии русских композиторов. Но вот на сцену вышла Антонина Васильевна и запела романсы Шуберта и Шумана. Слушавшие ее из-за кулис артисты и аккомпанировавший певице Н. Голованов рассказывали мне, что были крайне смущены выбором Антониной Васильевной репертуара, показавшегося им слишком изысканным и чужим для русских крестьян. Но с первой же фразы, пропетой Антониной Васильевной, слушатели постепенно, Друг за другом, стали подниматься со своих мест и все номера Неждановой уже прослушали стоя, в благоговейной тишине. Это было так значительно и торжественно, что и через тридцать с лишком лет участники этого концерта не могли вспоминать о нем без волнения... Продельная художественная правда искусства Неждановой помогла ей взволновать и потрясти душу русского крестьянина. В этой правде — основа эстетики русского сценического реализма — от Щепкина и Мочалова до Шаляпина и Станиславского. Как перекликаются с этими словами великого русского критика высказывания Неждановой о своих сценических переживаниях. Казалось, что мы, действительно, оба по-настоящему были влюблены друг в друга. В «Лакме», спасая любимого Джеральда, я горела искренним самопожертвованием. В «Травиате», безумно любя Альфреда, горячо оплакивала несбывшиеся мечты и надежды. В «Лоэнгрине» страдала глубоко, переживая все чувства несчастной Эльзы». Но Антонина Васильевна подчеркивает не раз, что «переживания при неумелой технике не достигают цели. Натурализм должен уступить место искусству перевоплощения». И Фигнер, и Шаляпин, и Ермолова учили не только переживать самой, но и «уметь внешне передавать пережитое, заражать своим настроением зрителей». Нужно отметить связь передовых творческих стремлений Неждановой с ее общественным обликом, морально-эстетическими принципами, мировоззрением. Народное учительство, в среде которого выросла Нежданова, составляло одну из передовых групп русского общества. В народные учителя шли многие талантливые, энергичные, образованные люди, стремившиеся облегчить крестьянскую долю, поднять культурный уровень народа. Одним из таких людей был и Насилий Павлович Нежданов. Антонина Васильевна, посвящая своему отцу строки любви и преклонения, характеризует его, как человека передовых идей и лаконично рассказывает о друзьях и знакомых семьи. По этим строкам можно представить окружение Неждановых. Антонина Васильевна упоминает о «политически неблагонадежных» студентах, которые укрывались в их доме от преследований полиции. Это были не случайные в доме люди. Некоторые студенты были постоянными участниками деревенского хора, руководимого Василием Павловичем. Круг знакомых Неждановых — семьи народных учителей, педагогов высших учебных заведений, профессоров университета. О принадлежности Василия Павловича к прогрессивным кругам русской демократической интеллигенции свидетельствует его многолетняя дружба с В. Фармаковским директором Народных училищ. До своего переселения в Одессу, Фармаковский жил в Симбирске, где работал в дирекции Народных училищ, возглавляемой И. Ульяновым — отцом В. Семья Фарма-ковского была близка с семьей Ульяновых, и их дети росли в тесном общении друг с другом. Естественно, что быстро возраставшая популярность В. Ленина среди передовых русских кругов была предметом гордости всех Фармаковских, и его имя часто звучало в их семье. Через Фармаковских Антонина Васильевна совсем юной девушкой вошла в среду передовой интеллигенции. Встречи и общение с такими людьми, как профессора Успенский, Зелинский, Умов и другие выдающиеся деятели русской культуры и науки, явились своеобразным университетом для Неждановой, оказав огромное влияние на формирование ее мировоззрения. Дружба с семьей Сеченовых ввела артистку в передовую московскую среду и дала новую, обильную пищу ее впечатлительному уму. Сам Иван Михайлович Сеченов и его жена одна из первых русских женщин-врачей, окончившая университет в одно время с Софьей Ковалевской были страстными почитателями искусства, и особенно музыки. Верное художественное чутье помогло им почувствовать огромный талант ученицы Московской консерватории, выступившей в одном из студенческих концертов. Сеченовы выразили восхищение безукоризненным исполнением Неждановой старых итальянских мастеров.
День одного исполнителя. Антонина Васильевна Нежданова
Нежданова, Антонина Васильевна | Антонина Нежданова Антонина Нежданова российская и советская певица и музыкальный педагог. Она по праву считается одной из самых прославленных оперных певиц XX века. |
АНТОНИНА НЕЖДАНОВА * - Форум | Антонина Васильевна Нежданова (1873—1950) — русская и советская оперная певица (лирико-колоратурное сопрано), педагог. |
Нежданова антонина васильевна личная жизнь дети > Человек и здоровье | Антонина Васильевна Нежданова 4 (16) июня 1873, Кривая Балка, близ Одессы — 26 июня 1950, Москва Оперная певица (сопрано), одна из величайших представительниц русской вокальной школы Народная артистка СССР (1936). |
НЕЖДАНОВА Антонина Васильевна
Антонина Васильевна Нежданова за свою жизнь заслужила огромное количество наград и званий. «"Антонину Васильевну Нежданову и Николая Семеновича Голованова многие десятилетия связывал творческий союз, как на сцене Большого театра, так и на концертной эстраде. Нежданова Антонина Васильевна (1873-1950), российская певица (лирико-колоратурное сопрано), народная артистка СССР (1936), доктор искусствоведения (1944), Герой Труда (1925).
НЕЖДА́НОВА АНТОНИНА ВАСИЛЬЕВНА
Антонина Нежданова пела на одной сцене с Энрико Карузо и Федором Шаляпиным; Бернард Шоу считал ее «лучшим творением природы», а Сергей Рахманинов посвятил ей свой знаменитый «Вокализ». В этом доме с 1915 по 1935 год жила Антонина Нежданова, наша дива, оперная прима. 16 июня 1873 года в селе Кривая Балка, близ Одессы родилась Антонина Васильевна Нежданова, чьё феноменальное искусство, восхищавшее несколько поколений слушателей, стало легендой.
Нежданова антонина васильевна личная жизнь дети
В Москве воссоздадут музей-квартиру оперной дивы Антонины Неждановой | Предлагаемый вниманию читателей сборник "Антонина Васильевна Нежданова" подготовлен к изданию Вокально-творческим кабинетом им. овой Всероссийского театрального общества. |
Нежданова Антонина Васильевна — Биография | Путь Антонины Васильевны Неждановой на сцену Большого состоял из счастливых случайностей. |
Централизованная библиотечная система города Сочи - Новости - | Антонина Нежданова родилась 4 (16 по новому стилю) июня 1873 в селе Кривая Балка близ Одессы Херсонской губернии. |
Нежданова Антонина Васильевна | Антонина Нежданова смогла сохранить свой нежный и звонкий голос до конца дней. |
Антонина Васильевна Нежданова - YouTube | Вот еще почему вокально-техническое мастерство Антонины Васильевны должно изучаться" Антонина Васильевна Нежданова родилась 16 июня 1873 года в деревне Кривая Балка, близ Одессы, в учительской семье. |
Антонина Нежданова
Антони́на Васи́льевна Нежда́нова — русская и советская оперная певица (лирико-колоратурное сопрано), педагог. Народная артистка СССР (1936). Герой Труда (1925). В 1912 году Антонина Васильевна с огромным успехом выступила на сцене Гранд-Опера в Париже. 365 дней ТВ представляет | Женщины в русской истории | Выпуск № 29Антонина Васильевна Нежданова#365днейТВ #История #ЖенщиныВРусскойИстории #ИсторияРоссии #Ве.