Новости академия наук 1725

Диссертация по теме Протоколы заседаний Конференции Императорской Академии наук с 1725 по 1803 года. Первое заседание Академии наук и художеств в Санкт-Петербурге прошло 27 декабря 1725 года по старому стилю в бывшем дворце опального вице-канцлера П. П. Шафирова. Академия наук во все времена уделяла и уделяет серьезное внимание своей издательской деятельности, ибо выпуск научных трудов изначально стал одной из главных ее задач. О созданной в 1725 году по инициативе Петра I Российской Академии наук и об ученых, утвердивших ее отечественную и мировую известность. Академия наук в России в 18 в., очерк истории создания и развития Академии наук (АН) в 18 в. Учреждена в 1724 г. Располагалась в Санкт-Петербурге.

Рождение академической науки в России

В физический класс входили четыре кафедры — физики теоретической и экспериментальной , анатомии, химии и ботаники. Гуманитарный класс состоял из трёх кафедр: красноречия и древностей; истории древней и новой; права, политики и этики. При Академии наук были созданы кунсткамера, обсерватория, типография, а позже — гравировальная палата и другие отделения. Имелась собственная библиотека. Здесь начала выходить газета «Санкт-Петербургские ведомости». Особую область деятельности Академии наук составляли экспедиции, во время которых велись астрономические, геодезические, географические наблюдения, изучался растительный и животный мир, полезные ископаемые и этнография народов.

Сначала профессор Христиан Мартини представляет доклад о феноменальной памяти знаменитого любекского мальчика-вундеркинда Гейнеке, а затем Христофор Гросс в 1742 году он застрелится, не дожидаясь результатов следствия по делу о участии его в интригах маркиза Шетарди рассуждает в стенах Академии о понятии свободы. В июле 1727 года в Академии впервые выступает, наверное, самый сильный академик первого созыва — Леонард Эйлер, который приехал в Петербург в мае. А академик по кафедре зоологии и анатомии упорно изучает и делает множество докладов по анатомии слона! Но не только заседаниями занималась Академия. Почти сразу же начались эксперименты: например, уже в 1728 году Георг Бильфингер показывал свой усовершенствованный термометр и все высказались за дополнительную экспериментальную проверку изобретения , а в 1727 году генерал-фельдцехмейстер Гинтер «провел на загородном пустыре опыты по наблюдению вертикального полета пушечных ядер для изучения скорости распространения света и звука в воздухе», где присутствовали иностранные гости и академики. Одновременно начались экспедиции — как научные например, для сбора новых ботанических коллекций , так и чисто практические — сразу же начались поездки в разные регионы России для картографии и определении координат городов нашей страны. Разумеется, Академия занималась и издательской деятельностью. Помимо отдельных книг и календарей на текущий год, уже в 1728 году Академия начала обсуждать свой научный журнал. В апреле состоялось интересное обсуждение названия: Acta Academiae некоторые сочли неблагозвучным, Acta Societalis — не соответствующим целям Петра — и остановились на Commentarii Academiae. А из вариантов «Петербургские» или «Российские» выбрали первый. Но самое необычное дело у Академии было в 1727—1729 годах, когда государством правил Петр II. Академикам поручили составление… учебников для одного ученика — самого Петра, которому в момент вступления на престол было всего 11 лет!

В связи с этим во время своих поездок по европейским странам он внимательно изучал опыт деятельности университетов, академий наук, научных обществ. Архивные документы свидетельствуют о том, что конкретная разработка проекта будущей Академии наук была начата в середине 1723 г. Петр I руководил сам этой работой, а подготовка текста этого нормативно-правового акта императором была поручена нескольким доверенным сотрудникам: лейб-медику Л. Блюментросту, руководителю императорской библиотеки И. Шумахеру, чиновнику императорской канцелярии П. Работа была завершена к началу 1724 г. Петр I направил в Правительствующий Сенат «Записку об учреждении Академии наук и художеств», «в которой бы языкам учились, так же прочим наукам, знатным художествам и переводили книги» 1. Апраксин, Г. Головкин, А. Меншиков, П. Ягужинский и др. В этот день и был одобрен и утвержден «Проект положения об учреждении Академии наук и художеств», ставший главным уставным документом для Академии на весь первый, сложный период ее становления вплоть до принятия «Регламента Императорской Академии наук», утвержденного уже в 1747 г. По замыслу Петра I одной из главных задач, поставленных перед вновьсозданной Академией наук, должна была стать ее деятельность по распространению просвещения в России. В параграфе 3-м «Проекта» указывалось, что Академия «учреждается не токмо к славе сего государства для размножения наук, но и чтоб чрез обучение и разположение оных польза в народе впредь была»3. Для этой цели в составе Академии наук организовывались «университет, который науки всему народу объявляет, а такожде и гимназия, в которой младые люди нужным наукам обучаются». В самом конце хранящегося в Архиве РАН оригинала текста «Проекта» имеется важная приписка, сделанная Петром I, о размерах государственных ассигнований на содержание Академии наук: «Доход на сие определяется в 24. Следует сказать о том, что идея создания Академии наук, по замыслу Петра I, была тесным образом связана со строительством на стрелке Васильевского острова в Петербурге специального здания для первого академического музея — Кунсткамеры, где должна была разместиться и академическая библиотека. Это сложное и дорогостоящее по тем временам строительство велось в 1721—1724 гг. Академия Наук Санкт-Петербург Отметим, что еще задолго до принятия «Проекта» организаторами будущей Академии наук велась активная переписка с рядом известных европейских ученых с предложением приехать в Петербург для работы в ней.

Правда, не сразу иноземцы приноровились к отечественной культуре: уже в мае следующего года Лаврентий Блюментрост писал о «непристойном поведении некоторых членов Академии в церкви и других местах, что может нанести большой вред Академии» — и грозил при повторении исключать из рядов. Но, судя по всему, все наладилось, и Академия продолжила свою регулярную работу. В чем она заключалась в первые десятилетия? Самый первый тип работ — это как раз научные выступления академиков. Это могли быть как собственные работы, так и обзоры научных трудов коллег. Надо сказать, что уже в «Проекте» положения об Академии Петр Первый и Лаврентий Блюментрост писали: «Понеже академия ничто иное есть, токмо социетет собрание персон, который для произведения наук друг друга вспомогать имеют, того ради весьма надобно, чтоб оне еженедельно несколько часов в собрании были, и тогда каждый мнение свое предлагать, советом и мнением других пользоваться и партикулярно учиненные эксперименты в присутствии всех членов поверять может. И сие последнее весьма надобно, для того, что в таких экспериментах многократно один другаго, яко например анатомикус механика и пр. То есть создатели Академии сразу же требовали научной дискуссии: Петр видел, как это работает в Европе, и хотел такого же для России. А работы были очень, очень разные. Например, 21 и 25 февраля 1727 года делается два совсем разных доклада. Сначала профессор Христиан Мартини представляет доклад о феноменальной памяти знаменитого любекского мальчика-вундеркинда Гейнеке, а затем Христофор Гросс в 1742 году он застрелится, не дожидаясь результатов следствия по делу о участии его в интригах маркиза Шетарди рассуждает в стенах Академии о понятии свободы. В июле 1727 года в Академии впервые выступает, наверное, самый сильный академик первого созыва — Леонард Эйлер, который приехал в Петербург в мае.

Император Петр Великий и основание Санкт-Петербургской академии наук (по материалам архива РАН)

Первое заседание Академии наук и художеств в Санкт-Петербурге прошло 27 декабря 1725 года по старому стилю в бывшем дворце опального вице-канцлера П. П. Шафирова. Но Академия наук уже была организована стараниями Петра I, хорошо понимавшего роль науки и образования в модернизации страны. Образование Академии наук было важной составляющей кардинального обновления страны, проводимого Петром Первым. 8 февраля 1724 года Правительствующий Сенат опубликовал указ об учреждении «Академии, или Социетета художеств и наук». Дело своего венценосного супруга продолжила императрица Екатерина I. 20 ноября (1 декабря) 1725 г. императрица подписала указ «о заведении» Академии наук и назначении ее президентом лейб-медика Лаврентия Лаврентьевича Блюментроста (1692–1755). О созданной в 1725 году по инициативе Петра I Российской Академии наук и об ученых, утвердивших ее отечественную и мировую известность.

Протоколы заседаний Конференции Имп. Академии наук с 1725 по 1803 года : Т. 1-4 1744-1770

Например, когда историограф из Германии Герхард Миллер, швейцарец-математик Леонард Эйлер, астроном-француз Жозеф Делиль и другие приехали по приглашению царского двора в Петербург, в России наука только зарождалась. Но Академия наук уже была организована стараниями Петра I, хорошо понимавшего роль науки и образования в модернизации страны. Императрица Екатерина I, вступившая на престол после кончины царя Петра I 28 января 8 февраля 1725 года , взяла создаваемую Академию под своё покровительство. Она выделила дополнительные помещения и нередко лично присутствовала на заседаниях «мудрецов». А в 1735 году в университете, организованном при академии, в числе 12-ти других новобранцев начал своё обучение Михаил Ломоносов, ставший первым отечественным академиком в области естествознания.

Целую эпоху в истории Академии и российской науки в целом составила научная, просветительская и организаторская деятельность великого учёного-энциклопедиста Михаила Васильевича Ломоносова. Он обогатил человечество фундаментальными открытиями в области химии, физики, астрономии, геологии, географии; внёс большой вклад в разработку истории, языкознания и поэтики; организовал в 1748 году первую химическую лабораторию; активно участвовал в 1755 году в основании Московского университета, ныне по праву носящего его имя. На портале Президентской библиотеки М. Ломоносову посвящена обширная коллекция электронных копий документов, в которой представлены исследования, очерки и архивные материалы, посвящённые жизни и деятельности учёного, его труды по грамматике русского языка, истории и металлургии, отдельные письма.

Ряд произведений крупного русского научного деятеля раскрывает его литературный талант. Символично, что день Российской науки совпадает и с днём рождения другого выдающегося русского учёного — Дмитрия Ивановича Менделеева. Его жизни и деятельности также посвящена размещённая на портале Президентской библиотеки электронная коллекция. В подборку вошли труды Менделеева, переписка, архивные документы и исследования его научной, педагогической, общественной деятельности и многое другое.

Например, немецкий философ и математик Г. Лейбниц , оказавший влияние на взгляды Петра I о развитии науки и образования в России, предлагал создать в стране учёную коллегию, в задачи которой должно было войти решение судеб высших и низших учебных заведений, руководство наукой, контроль развития книжного дела и некоторые другие вопросы Копелевич. Иначе представлял себе назначение академии один из близких Петру людей — механик А. Он полагал, что это должна быть, прежде всего, Академия художеств, которая занималась бы развитием искусств и ремёсел Копелевич. Но чаще всего царю подавались планы создания академии как учебного учреждения, в котором преподавались бы языки и различные практические дисциплины, вроде морского дела или строительства, либо велась бы целенаправленная подготовка государственных служащих и т. О целесообразности организовать в России сначала академию-университет говорили и за рубежом. Так, ученик Г. Лейбница, консультировавший Петра I, — Х. Между тем в стране с 1707 г. При нём Канцелярия стала выполнять функции Аптекарского приказа , который занимался не только лекарским делом, но и сбором и хранением редких книг и рукописей, отправкой экспедиций в разные регионы страны для поиска лекарственных трав, приглашением иностранных специалистов Тункина.

Возглавив Канцелярию, Арескин развивал её научную составляющую: ввёл строгий отбор иностранных специалистов, приезжавших искать службы в Аптекарской канцелярии, смотрел за книжными и натуралистическими коллекциями царя, которые позднее легли в основание академических Библиотеки и Кунсткамеры 1714 Копелевич. После смерти Арескина в 1718 г. Блюментрост и Л. Блюментрост возглавил Аптекарскую канцелярию с 1721 Медицинская канцелярия , Л. Блюментрост — Библиотеку и Кунсткамеру и одновременно курировал вопросы науки. В 1718 г. Блюментрост представил Петру I проект академии ныне местонахождение неизвестно , в которой должны были трудиться пять профессоров: астрономии, географии, анатомии, ботаники и естественной истории. Перечисленные учёные занятия полностью соответствовали отделам Кунсткамеры, для которой тогда на берегу Невы возводили специальное здание: в нём предполагались астрономическая обсерватория, анатомический театр, помещения для растительных, животных, минералогических коллекций, для чего привозили научные инструменты, механизмы, натуралии и артифициалии со всего света. Основание Сохранились лишь отрывочные сведения о том, как готовился документ, известный как «Проект Положения об учреждении Академии наук и художеств» 1724 г. Считается, что его текст по поручению царя был подготовлен Л.

Блюментростом, который основывался как на собственных наработках, так и на материалах других лиц. Предполагается, что Пётр I непосредственно участвовал в составлении той части проекта, которая касалась научной стороны дела, и лично определил источники содержания АН. По результатам этих обсуждений 28 января 8 февраля 1724 г. Сенат издал указ «Об учреждении Академии и о назначении для содержания оной доходов таможенных и лицентных, собираемых с городов Нарвы, Дерпта, Пернова и Аренсбурга» [Полное собрание законов Российской империи ПСЗ. Собрание 1-е. Санкт-Петербург, 1830. Первоначальный объём финансирования составил 24 тыс. Регламентирующие работу АН документы Проект 1724 г. Проект был издан как приложение к сенатскому указу от 28 января 8 февраля 1724 г. Подчинённость издания в качестве приложения и статус незавершённости проект не позволяют считать этот документ имеющим законную силу уставом, хотя именно так его воспринимали современники.

С созданием АН в Российской империи появилось государственное учреждение, предназначенное для развития наук и образования в стране. Ради достижения этой цели оно объединило в себе научное и учебные заведения: собственно АН и Академический университет с Академической гимназией. В отличие от европейских научных сообществ, члены АН были на полном содержании государства. Проект академического регламента 1725 г. Блюментрост , а к 27 сентября 8 октября переведён на русский язык и передан в Сенат, однако утверждён не был [Победоносцев. По мнению ряда исследователей, утверждение не состоялось из-за того, что на реализацию проекта требовалось слишком много средств. Однако в АН его считали действующим и опирались на его положения, многие из которых действительно вошли в академическую практику; например, о том, что АН подчиняется лишь монарху, никто другой не может её «обременять» своими поручениями, судить её членов до тех пор, пока «оная Академия, урузумев дело», сама не решит судьбу виновных, подтверждались также наличие у АН собственной типографии, привилегии издавать и продавать научную литературу, право на бесплатную учёную корреспонденцию и др. Материалы для истории. В нём проговаривалась трёхступенчатая организация АН: из-за малого числа российских студентов приглашались иностранные, чтобы они, прослушав профессорские лекции, завершили бы здесь своё образование и одновременно сами преподавали бы в гимназии и учили бы русский язык. Это должно было продолжаться до тех пор, пока не умножится число достойных учеников Копелевич.

Регламент 1747 г. С этого времени Петербургская академия стала именоваться «императорской». Полное официальное название АН в делопроизводстве и повседневной практике почти не употреблялось, сокращаясь до «Императорской Академии наук». На содержание АН было отпущено вдвое больше средств — 53 тыс. Однако к этому времени возрос и академический штат, поэтому внешне солидная сумма в реальности не обеспечивала нормальной деятельности АН ПСЗ. Структура Система управления Согласно Проекту 1724 г. Блюментроста [7 18 декабря 1725 указ был получен Сенатом и опубликован как утверждённый 21 декабря 1725 1 января 1726 : Российский государственный исторический архив. Роль президента в управлении АН в 18 в. После смерти императора Петра I Л. Блюментрост убедил императрицу Екатерину I реализовать идею АН и, заняв должность президента, добился для неё обещанного финансирования, что было особенно непросто в условиях общего сокращения бюджетных расходов, начавшегося с осени 1726 г.

Должность президента АН в 18 в. Блюментрост до 1733 , барон Г. Разумовский 1746—1798. Согласно Регламенту 1747 г. В апреле 1765 г. Хотя с тех пор он не участвовал в делах АН, но оставался её номинальным президентом. В этих условиях распоряжением Екатерины II в октябре 1766 г. Первым её занял граф В. Орлов , только что завершивший образование за границей Долгополова Е. В дальнейшем должность директора АН последовательно занимали: А.

Ржевский временно исполнял директорские обязанности в 1771—1773 , С. Домашнев 1775—1782 , княгиня Е. Дашкова 1783—1796 , П. Бакунин из рода Бакуниных 1796—1798; исправляющий должность с 1794, после отъезда Е. Дашковой за границу. В апреле 1798 г. Бакунина и вообще упразднил должность директора, назначив президентом АН барона А. Николаи вместо давно отошедшего от дел К. Разумовского Долгополова Е. В 1800 г.

Согласно Проекту 1724 г. Конференцию составляли все действительные члены АН в их число не входили почётные члены и члены-корреспонденты. На собраниях Конференции проходило чтение докладов, обсуждение открытий и изобретений, объявление научных конкурсов, избрание новых членов. Конференция также занималась вопросами снаряжения различных научных экспедиций. Для ведения текущей научной работы уже Проектом 1724 г. Гольдбах 1725—1728, 1734—1742 , Г.

Любопытно, например, что среди университетских преподавателей в это петровское время трудно было найти химика или механика; в Венском университете посланцы Петра столкнулись с отсутствием достаточного преподавания математики. Конечно, ещё менее могли удовлетворить Петра высшие школы, ещё более далекие от жизни: академии и коллегии, которые в это время широко процветали в Польше, были совершенно лишены научной мысли. Два аналогичных учреждения были в это время в пределах владений Петра - в Москве и Киеве. Это были создания, полные церковных интересов, дожившие до конца XVII в. В этих учебных заведениях все новое движение мысли почти не отражалось. В Киевской духовной академии естествознание совершенно не преподавалось; математика была поднята лишь в эпоху Петра, который дал возможность Киевской академии развиться. Естествознание проникало здесь через преподавание физики, стоявшей на низком уровне заглохшей схоластики XVII в. Очевидно, ни университеты, ни коллегии не отвечали задачам Петра. Его интересы лежали не в области образования, а в области приложения научных знаний к реальным государственным потребностям - к составлению карт, использованию естественных богатств страны, к приложению химии, механики и математики к технике и жизни, начиная от весёлых фейерверков и зрелищ и кончая постройкой и вождением морских кораблей. Пётр хотел иметь в стране людей, которые могли бы давать ответы на вопросы, предъявляемые к науке текущей жизнью, хотел научить русских добывать новое знание, быть независимыми от чужеземцев в государственной работе этого рода - в полезных открытиям и изобретениях. В первоначальном плане Академии наук преподавательская деятельность отошла поэтому на второй план; Академия была столь же близка к коллегии петровского времени, как и к высшему учебному заведению. Своеобразие цели, поставленной Петром, было ярко выставлено в самом проекте 1724 г. Цель, какую имела Академия наук, и её несогласие с воззрениями современников ясно сознавались Петром. Татищев сохранил любопытный разговор свой об этом с Петром незадолго до его смерти, в 1724 г. Вероятно, Петру не раз приходилось с этим сталкиваться. Татищев пишет: В 1724 году, как я отправлялся во Швецию, случилось мне быть у его величества в летнем доме; тогда лейбмедикус Блюментрост, яко президент Академии наук, говорит мне, чтоб в Швеции искать учёных людей и призывать во учреждающуюся академию в профессоры. На что я, рассмеялся, ему сказав: Ты хочешь сделать архимедову машину, очень сильную, да подымать нечего и где поставить места нет. Его величество изволил спросить, что я сказал, и я донёс, что ищет учителей, а учить некого, ибо без нижних школ академия оная с великим расходом будет бесполезна. На сие его величество изволил сказать: Я имею жать скирды великие, токмо мельницы нет, да и построить водяную и воды довольно в близости нет, а есть воды довольно во отдалении, токмо канал делать мне уже не успеть для того, что долгота жизни, нашея ненадёжна; и для того зачал перво мельницу строить, а канал велел токмо зачать, которое наследников моих лучше понудит к построенной мельнице воду привести. Академия была создана уже после смерти Петра - при Екатерине I. Мелкие люди, стоявшие у власти, не могли понять планов Петра. При самом её зарождении отлетел от неё тот дух, который мог придать ей силу и значение в государственной жизни того времени. Даже люди, наиболее для неё сделавшие, которые яснее могли понимать её значение при самом её зарождении, считали, что надо образовать не Академию, а университет.

Например: author:иванов Можно искать по нескольким полям одновременно: author:иванов title:исследование По умолчанию используется оператор AND. Оператор AND означает, что документ должен соответствовать всем элементам в группе: исследование разработка оператор OR означает, что документ должен соответствовать одному из значений в группе: исследование OR разработка оператор NOT исключает документы, содержащие данный элемент: исследование NOT разработка author:иванов NOT title:разработка Тип поиска При написании запроса можно указывать способ, по которому фраза будет искаться. Поддерживается четыре метода: поиск с учетом морфологии, без морфологии, поиск префикса, поиск фразы. По-умолчанию, поиск производится с учетом морфологии. В применении к одному слову для него будет найдено до трёх синонимов.

История в лицах

Смотрите видео онлайн «Указ об учреждении Академии наук. И в декабре 1725 года в Академии прошло торжественное публичное собрание – празднование открытия научного центра. Академия наук была основана 8 февраля 1724 года указом российского императора Петра обнародования указа "Об учреждении Академии Наук и Художеств", 8 февраля (28 января по ст. ст.). «Физическое» открытие Академии наук состоялось в С.-Петербурге уже в царствование Екатерины I. Официальным днем открытия считается 29 декабря 1725 г., когда Императрица устроила торжественный прием академикам. Торжественное открытие Академии состоялось уже после смерти ее основателя в 1725 году. 7 (18) декабря 1725 г. последовал императорский указ «О заведении Академии наук и о назначении оной президентом лейб-медика Блюментроста», который возглавлял Академию с 1725 по 1733 гг.

Академия наук России – одно из важнейших детищ Петра I

Образование Академии наук было важной составляющей кардинального обновления страны, проводимого Петром Первым. Петр I умер в феврале 1725 года, не дождавшись официального открытия Петербургской академии наук. Открытие Академии наук произошло уже после смерти Петра – в 1725 г., когда состоялась первая конференция академиков. – Российскую Академию наук считают преемницей Академии наук, созданной Петром Великим. На выставке представлены книги, рассказывающие об истории Российской академии наук в лицах.

История в лицах

Библиотека Математического института им. В.А. Стеклова РАН открыла электронную полнотекстовую коллекцию «История Российской академии наук в документах». Официальным днем открытия Императорской Академии наук считается 27 декабря 1725 г., когда Императрица Екатерина I устроила торжественный приём академикам. 1725 г. Второй президент Академии наук, барон Иоганн Альбрехт Корф, несмотря на заявление первого российского астронома, академика Делиля, «о.

Российская академия наук: замыслы Петра I и трехвековая история

Чем выше уровень, тем более релевантно данное выражение. Допустимые значения - положительное вещественное число. Поиск в интервале Для указания интервала, в котором должно находиться значение какого-то поля, следует указать в скобках граничные значения, разделенные оператором TO. Будет произведена лексикографическая сортировка. Для того, чтобы включить значение в интервал, используйте квадратные скобки.

Органом коллективного обсуждения и оценки результатов исследований стала Академическая Конференция. Ученые пользовались свободой научного творчества и практически неограниченными возможностями публикации научных трудов. Научная работа Академии в первые десятилетия велась по трем основным направлениям: математическому, физическому естественному и гуманитарному. Сразу включившись в умножение научного и культурного потенциала страны, Академия получила в свое распоряжение богатейшие коллекции Кунсткамеры.

Были созданы Анатомический театр, Географический департамент, Астрономическая обсерватория, Физический и Минералогический кабинеты.

Учитывая особую роль Академии наук в развитии России Указом Президента Российской Федерации от 7 июня 1999 года установлен День российской науки, который ежегодно отмечается 8 февраля. Это праздник академиков, ученых, профессоров и студентов, решивших посвятить свою жизнь научной и исследовательской деятельности. Опубликовано: Академия наук и художеств08.

Именно с этого дня ведут отсчет многие российские науки. Ведь до петровской академии такие научные отрасли, как медицина, ботаника, зоология, метеорология и другие были представлены лишь разрозненными записками различных естествоиспытателей. Академия наук располагалась на Васильевском острове, в здании кунсткамеры.

Протоколы заседаний Конференции Императорской Академии наук с 1725 по 1803 года

Что нужно знать о выборах президента Российской академии наук Первоначально "Проект положения об учреждении Академии наук" 1724 , составленный лейб-медиком Лаврентием Блюментростом и одобренный Петром I, предполагал, что новому учреждению "непременно и полезно быть... Этот документ не был утвержден в связи с кончиной императора в 1725 году, но продолжал выполнять функции академического устава до принятия в 1747 году "Регламента Академии наук". Академия не получила автономию, а правом избирать своих членов была наделена только в 1803 году. Назначение президента Академии наук главой Российской империи было закреплено в ее первом уставе, утвержденном в 1747 году Елизаветой Петровной. Согласно уставу 1836 года, президент академии избирался и определялся "непосредственно его императорским величеством из особ первых четырех классов" кандидаты должны были иметь чин действительного тайного советника I класса, действительного тайного советника, тайного советника или действительного статского советника. Первым президентом Академии наук стал Лаврентий Блюментрост. Он был назначен 3 декабря 20 ноября по старому стилю 1725 года указом императрицы Екатерина I "О заведении Академии наук и о назначении президентом оной лейб-медика Л. Блюментрост возглавлял Академию наук восемь лет - до июля 1733 года.

Сразу включившись в умножение научного и культурного потенциала страны, Академия получила в свое распоряжение богатейшие коллекции Кунсткамеры. Были созданы Анатомический театр, Географический департамент, Астрономическая обсерватория, Физический и Минералогический кабинеты. Деятельность Академии уже в самом начале позволила ей занять почетное место среди крупнейших научных учреждений Европы. Немало тому способствовала научная, просветительская и организаторская деятельность Михаила Васильевича Ломоносова, который обогатил российскую науку фундаментальными открытиями в области химии, физики, астрономии, геологии и географии. Сегодня, славные традиции Академии, заложенные Петром I, продолжают реализовываться Российской академией наук, воссозданной Указом Президента Российской Федерации от 21 ноября 1991 года как высшее научное учреждение России.

Лейбниц остался до конца неизменным в своей оценке университетов, он искал новых путей. А между тем с ним и с кругом лиц, с ним связанных, как раз столкнулся в Германии Пётр, так как Лейбниц и его круг глубоко интересовались Россией, энергично искали возможности с ней столкнуться. К тому же Лейбниц был близок к немецким придворным кругам, с которыми породнился Пётр, где вращались русские и поступившие на русскую службу государственные деятели того времени. Для Петра университеты были чужды ещё и потому, что они в общем в это время стояли в стороне от того движения, которое вызвало рост точного знания. Изобретатели, видные исследователи математики и естествознания, которые работали в областях, близких к жизни, стояли в это время в целом в стороне от университетов. Любопытно, например, что среди университетских преподавателей в это петровское время трудно было найти химика или механика; в Венском университете посланцы Петра столкнулись с отсутствием достаточного преподавания математики. Конечно, ещё менее могли удовлетворить Петра высшие школы, ещё более далекие от жизни: академии и коллегии, которые в это время широко процветали в Польше, были совершенно лишены научной мысли. Два аналогичных учреждения были в это время в пределах владений Петра - в Москве и Киеве. Это были создания, полные церковных интересов, дожившие до конца XVII в. В этих учебных заведениях все новое движение мысли почти не отражалось. В Киевской духовной академии естествознание совершенно не преподавалось; математика была поднята лишь в эпоху Петра, который дал возможность Киевской академии развиться. Естествознание проникало здесь через преподавание физики, стоявшей на низком уровне заглохшей схоластики XVII в. Очевидно, ни университеты, ни коллегии не отвечали задачам Петра. Его интересы лежали не в области образования, а в области приложения научных знаний к реальным государственным потребностям - к составлению карт, использованию естественных богатств страны, к приложению химии, механики и математики к технике и жизни, начиная от весёлых фейерверков и зрелищ и кончая постройкой и вождением морских кораблей. Пётр хотел иметь в стране людей, которые могли бы давать ответы на вопросы, предъявляемые к науке текущей жизнью, хотел научить русских добывать новое знание, быть независимыми от чужеземцев в государственной работе этого рода - в полезных открытиям и изобретениях. В первоначальном плане Академии наук преподавательская деятельность отошла поэтому на второй план; Академия была столь же близка к коллегии петровского времени, как и к высшему учебному заведению. Своеобразие цели, поставленной Петром, было ярко выставлено в самом проекте 1724 г. Цель, какую имела Академия наук, и её несогласие с воззрениями современников ясно сознавались Петром. Татищев сохранил любопытный разговор свой об этом с Петром незадолго до его смерти, в 1724 г. Вероятно, Петру не раз приходилось с этим сталкиваться. Татищев пишет: В 1724 году, как я отправлялся во Швецию, случилось мне быть у его величества в летнем доме; тогда лейбмедикус Блюментрост, яко президент Академии наук, говорит мне, чтоб в Швеции искать учёных людей и призывать во учреждающуюся академию в профессоры. На что я, рассмеялся, ему сказав: Ты хочешь сделать архимедову машину, очень сильную, да подымать нечего и где поставить места нет. Его величество изволил спросить, что я сказал, и я донёс, что ищет учителей, а учить некого, ибо без нижних школ академия оная с великим расходом будет бесполезна.

Не сочетается с поиском без морфологии, поиском по префиксу или поиском по фразе. Это позволяет управлять булевой логикой запроса. Можно дополнительно указать максимальное количество возможных правок: 0, 1 или 2. Чем выше уровень, тем более релевантно данное выражение. Допустимые значения - положительное вещественное число.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий