В 1820 году русская экспедиция из шлюпов «Восток» и «Мирный» открыла Антарктиду. 28 января 1820 года (16 января по старому стилю) вошло в историю как день открытия шестого континента – Антарктиды. Как начинались 1820‑е и к чему привели романтические устремления императора Александра I, крупных политиков и сторонников Просвещения? 1820 год в различных календарях.
Пушкин на Кавказе
Пушкин закончил поэму "Руслан и Людмила". Прочтя ее, поэт В. Жуковский прислал автору свой портрет с надписью: "Победителю-ученику от побеждённого учителя". Пушкин был выслан из Петербурга в Екатеринослав Днепропетровск.
Зато обогатили мировую науку важнейшим географическим открытием, составив карту нового континента. Второй раз российские исследователи прибыли в Антарктиду спустя 135 лет, в 1955 году. С тех пор исследование ледового континента и наблюдение за ним не прекращалось. В экспедиции участвовал живописец Павел Михайлов, благодаря которому в России узнали как выглядят пингвины.
Только после пресечения такового потомства наследие могло перейти в женское потомство линии старшего сына и так далее по старшинству ветвей. Картина Герхарда фон Кюгельгена.
Таким образом, количество потенциальных наследников престола зависело только от самого количества потомков Павла I, причем как по мужским, так и по женским линиям. Этот порядок мог обеспечить бесперебойное наследование престола в течение длительного времени при условии значительного числа потомков самого императора. Акту придавалось чрезвычайно большое значение — он в течение почти ста лет хранился в серебряном ларце на престоле Успенского собора Московского Кремля, главного собора страны и места венчаний на царство российских государей. Почему Николай стал законным наследником в обход старшего брата Портрет великого князя, цесаревича Константина Павловича. Миниатюра Петера Эрнста Рокштуля. Однако указом от 28 октября 1799 года император пожаловал титул цесаревича также и своему второму сыну — великому князю Константину Павловичу, в качестве отличия за «подвиги храбрости и примерного мужества», выказанные им во время кампании 1799 года, то есть Швейцарского и Итальянского походов Суворова. От брака с великой княгиней Анной Федоровной, урожденной принцессой Саксен-Кобург-Заальфельдской 1781—1860 , у Константина Павловича детей не было вовсе.
К восставшим вышел митрополит Санкт-Петербургский Серафим Глаголевский , однако его попытки уговорить декабристов сложить оружие не имели результата. Он не хотел вступать на престол через кровь своих подданных. Будущий император обещал восставшим сделать вид, что ничего не произошло, но они продолжали стоять в каре на площади.
Вокруг стал собираться народ. По его словам, хотя декабристы и разработали в целом эффективный план восстания, времени на его подготовку у них не было. Но захватить город, если бы у них была возможность следовать плану, они бы смогли. В реальности подготовиться им не удалось, а когда часть потенциальных участников отказались выводить свои отряды, всё превратилось в импровизацию на тему «как славно мы умрём», — отметил Ляшенко. Артиллеристы сделали семь залпов картечью: один — поверх голов восставших, а остальные — по ним. Солдаты и собравшиеся вокруг площади зеваки обратились в бегство. По официальным данным, жертвами восстания стал 1271 человек — преимущественно те жители Петербурга, кто находился в районе площади. Несколько сотен гвардейцев были арестованы. По делу о восстании официально проходили 579 человек. Приговор был приведён в исполнение 25 июля 1826 года.
Всего суд признал виновными по делу декабристов и приговорил к различным мерам наказания около 120 человек. Многие из них были сосланы в Сибирь на каторгу или на поселение. Внимание общества привлекло то, что за частью декабристов в Сибирь последовали их жёны. Ленин полагал, что они были первыми революционерами, «разбудившими» Герцена. Однако с учётом программ общественного переустройства, подготовленных декабристами, называть их действия обычной попыткой дворцового переворота, по моему мнению, нельзя», — заявил Евгений Спицын. Всё остальное уже накладывалось — и плохая организация, и взаимные обвинения в честолюбии, и разные программы.
1820 год в истории россии
В 1814 году при активном участии российских иезуитов последовало полное восстановление ордена во всем мире. 28 января 1820 года считается датой открытия Антарктиды русскими моряками. 14 ноября 1820 года состоялся в Троппау высочайший приказ по армии о переформировании Семеновского полка: офицеры и нижние чины были переведены в различные полки армии.
Корабли Черноморского флота
Контора Севастопольского порта назначила для принятия приходящих купеческих судов и стояния оных Артиллерийскую бухту... В Севастополе сильнейшая буря. В течение двух месяцев наблюдалась сильная жара, не было ни одного дождя. С утра стояла тихая погода, к обеду поднялся ветер, небо затянуло дождевыми тучами, в 15 ч 30 м при жестоком ветре весь горизонт помрачился, пошел проливной дождь с крупным градом, сопровождаемый сильнейшими громовыми ударами и молнией. Буря продолжалась 8 минут, за это время вырвано с корнем 50 молодых дубов, разбросана каменная 50 — метровая стена, молнией убило 6 и ранило 27 человек, общий ущерб городу составил почти 50 тысяч рублей. К счастью, смерч миновал центр города и бухту, где стояла Севастопольская эскадра. Пушкин в Байдарской долине.
Севастополь 06. Пушкин, гениальный русский поэт, писатель, историк, преодолев перевал Шайтан — Мердвен, спускается в Байдарскую долину и через селение Байдары направляется на мыс Фиолент, где осматривает Георгиевский монастырь, мыс Фиолент, переночевав в монастыре, отправляется в Бахчисарай. Грандиозный вид окрестностей и споры о местоположении храма Девы легли в основу стихотворения Пушкина, посланного П. Чаадаеву: «К чему холодные сомненья, Я верю, здесь был грозный храм... К первому изданию поэмы «Бахчисарайский фонтан» Пушкин приложил «Отрывок из письма», в котором, описывая свое путешествие по Крыму, упоминает: «Георгиевский монастырь и его крутая лестница к морю оставили во мне сильное впечатление. Тут же видел я и баснословные развалины храма Дианы».
Почтовая дорога из Симферополя проходит через Мекензиевы горы на Северную сторону, а далее в центр города добираются на лодках. Грейг продолжает совершенствовать организацию и мощь флота. Для улучшения связи между судами и берегом, а также между кораблями в море, он усовершенствовал дневные флажные сигналы, введенные решением Государственного адмиралтейского департамента на всем русском флоте. Проведены испытания канонерской лодки нового проекта, предложенного Грейгом для вооружения Дунайской флотилии. Скрытность и огневая мощь новой канонерки значительно возросли.
Шварц мог провести провинившегося солдата перед строем, приказав всем сослуживцам плевать ему в лицо. И подобные унизительные наказания он придумывал регулярно, что не добавляло ему симпатий. Измучив солдат постоянными военными смотрами, репетициями парадов и бессмысленными упражнениями на плацу, командир полка сам спровоцировал бунт. Вечером 16 октября 1820 года солдаты одной из рот самовольно собрались на перекличку, потребовали к себе офицеров и изложили им свои жалобы на излишнюю муштру.
Никаких противоправных действий они не совершали, лишь отказались расходиться, пока начальство их не выслушает и не примет меры. Но руководству страны в те времена повсюду мерещились заговоры тайных обществ. Поэтому роту, выказавшую неповиновение, в полном составе арестовали и посадили в Петропавловскую крепость. Солдаты двух других рот, узнав о беде своих боевых товарищей, решили помочь им, добиться освобождения арестованных. Начался бунт, который был быстро усмирен. Семеновский полк расформировали по высочайшему приказу Александра I, подписанному 2 ноября 1920 года. Военный министр А. Аракчеев и будущий глава жандармерии Александр Христофорович Бенкендорф жестоко подавили выступление семеновцев. Многих солдат прогнали сквозь строй, избив шпицрутенами.
Других зачинщиков выпороли кнутами и сослали в Сибирь. Военный суд признал виновными в ненадлежащем исполнении своих обязанностей четырех офицеров: полковника И. Вадковского, капитана Н. Кашкарова, майора И. Щербатова и отставного полковника Д. Остальных солдат и офицеров Семеновского полка, напрямую не участвовавших в бунте, разослали по дальним гарнизонам. Кстати, по итогам проведенного расследования командир полка Ф. Шварц был отправлен в отставку, поскольку он не сумел обеспечить надлежащую дисциплину. Новый Семеновский полк был сформирован в декабре 1820 года из военнослужащих трех разных гренадерских дивизий.
До этого дорога была всюду несносная, то по выбитым деревянным бревенчатым мостовым, то по камням, ямам и пескам. Для государственных конных заводов куплены в Англии за 48000 рублей три жеребца, один из которых считался Тхундерболтом, знаменитым тем, что не проиграл ни одной скачки. Однако записи в английском студбуке свидетельствуют, что этот жеребец умер в 1819 году, так что за Тхундерболдта продали неизвестного жеребца. Массовые волнения крестьян на Дону. Выступление солдат Семеновского гвардейского полка в Петербурге. Переводы офицеров из полка в полк практически невозможны, так как мешают чинопроизводству, осуществляющемуся на вакансии по старшинству в каждой части. Они разрешаются очень редко на вакансии преимущественно по мотивам совместной службы с родственниками, считается, что это повышает боевую спайку частей. Армейских офицеров в гвардию запрещено переводить иначе как прапорщиками.
Сгорело около половины дворца: церковь, лицей, комнаты императрицы Марии Федоровны и государевы. Гасить пожар прибежало множество солдат, но все с голыми руками. Три раза загоралась кровля, ее тушили, а потом ветер переменился. Последний раз в царствование Александра обсужден проект по крестьянскому делу. В Государственном совете проект встретил величайшее сопротивление и провалился. Второй варшавский сейм отверг почти все законопроекты, внесенные правительством, после ряда весьма резких оппозиционных речей.
Капитан предлагал организовать сразу два похода — к Северному и Южному полюсу. В каждой экспедиции должно было быть по два судна — «Северная дивизия» и «Южная дивизия». Южную экспедицию по предложению Крузенштерна должен был возглавить Фаддей Беллинсгаузен он был участником первой кругосветки под началом Крузенштерна. Под его командование передали шлюп «Восток», второй корабль — шлюп «Мирный», возглавил лейтенант Михаил Лазарев.
Это был опытный моряк, участник войны со шведами и французами, руководитель кругосветного путешествия на фрегате «Суворов». Цель экспедиции звучала туманно — открытия «в возможной близости Антарктического полюса». По сути, русский флот интересовали все южные воды Тихого, Атлантического, да и Индийского, океанов. Выйдя 4 16 июля 1819 года из Кронштадта, корабли посетили Копенгаген и Портсмут и в начале ноября прибыли в Рио. До Бразилии корабли южной и северной экспедиций шли вместе, затем разделились. Беллинсгаузен сперва направился прямо на юг, а экспедиция на шлюпах «Открытие» и «Благонамеренный» пошли к мысу Доброй Надежды, а оттуда до порта Джексон Сидней в Австралии. Корабли под началом Беллинсгаузена обогнув юго-западный берег острова Южная Георгия, открытого Куком, открыли три острова маркиза де Траверсе, осмотрели Южные Сандвичевы острова. Двигаясь на юг, насколько позволяли льды, 27 января 1820 года русские моряки впервые в истории нашего флота пересекли Южный полярный круг. А 28 января шлюпы «Восток» и «Мирный» подошли вплотную к Антарктическому материку. Лейтенант Лазарев позднее написал: «16 января по старому стилю.
Русские первопроходцы не ограничились этим, продолжая идти на восток, они раз за разом пытались пройти дальше на юг. Но каждый раз их останавливал «матёрый лёд». Это убедило исследователей, что они имеют дело с материком, а не островами либо льдом. В начале февраля русские корабли повернули на север, в Австралию. Отремонтировав суда и пополнив запасы, шлюпы в мае отправились в Тихий океан, открыли несколько островов и атоллов Восток, Симонова, Михайлова, Суворова, Россиян и др. Затем экспедиция вернулась в Порт-Джексон Сидней и в ноябре 1820 года снова двинулась в южнополярные моря. Не оставляя попыток пройти как можно дальше на юг, русские моряки три раза пересекли Полярный круг, в начале 1821 года открыли ряд новых земель, включая остров «Петра I», «Землю Александра I» крупнейший остров Антарктики. Всего в ходе экспедиции были открыты 29 островов и один коралловый риф.
1820 год в истории россии
В ходе кампании 1820 г. основные боестолкновения произошли у крепости Шемокмети (апрель), в которых гурийцам и имеретинцам удалось разбить несколько постов русских войск. 1820 год, февраль – Совещание Коренной управы Союза благоденствия, на котором рассматривался вопрос о форме будущего правления России. Лейб-гвардии Семеновский полк, входящий в Российскую императорскую гвардию, поднял восстание в 1820 г. Волнения были спровоцированы действиями начальства, назначенного Аракчеевым. была открыта Антарктида первой русской антарктической экспедицией под руководством сгаузена и ва на шлюпах «Восток» и «Мирный». 28 января 1820 года первой русской антарктической экспедицией на шлюпах «Восток» и «Мирный» под руководством Фаддея Фаддеевича Беллинсгаузена и Михаила Петровича Лазарева была открыта Антарктида. Тайные организации в России 1801-1820 годов 19 века. Общественное движение при Александре 1 Эпоха Александра 1 характеризуется п.
События истории России и мира за 1820 год
Это был 1820 год. Что происходило 200 лет назад. В русской истории есть немало событий, многократно отозвавшихся в различных и зачастую далеких друг от друга пластах культурной жизни. В истории России было много бунтов и восстаний, но одним из самых известных было восстание декабристов 190 лет назад.
Это был 1820-й или Что происходило двести лет назад
В ходе кампании 1820 г. основные боестолкновения произошли у крепости Шемокмети (апрель), в которых гурийцам и имеретинцам удалось разбить несколько постов русских войск. 1820 год в различных календарях. Участвовал в Отечественной войне 1812 года, к 1825 году дослужился до чина полковника. В русской истории есть немало событий, многократно отозвавшихся в различных и зачастую далеких друг от друга пластах культурной жизни. 28 января 1820 года первой русской антарктической экспедицией на шлюпах «Восток» и «Мирный» под руководством Фаддея Беллинсгаузена и Михаила Лазарева была открыта Антарктида. 1820 год, события в истории Санкт-Петербурга. Все даты в хронологическом порядке по дням и месяцам.
Движение декабристов: Союз спасения и Союз благоденствия
Однако, несмотря на райский облик местности, впереди было много работы — предстояло заняться развитием деревень и небольших поселений, а также воздвигнуть новые города на обширных незаселенных землях, создать карты, проложить дороги, построить порты и Черноморский флот. Обустройство лучшей гавани в Европе 17 ноября 1782 года два русских фрегата — "Восьмой" позже "Осторожный" и "Одиннадцатый" "Храбрый" под общим командованием капитана первого ранга Ивана Одинцова — прибыли в Ахтиарскую бухту ныне Севастопольская на зимовку. Тогда она еще не рассматривалась как база российского флота — корабли, по всей видимости, должны были отразить возможную атаку Османской империи или усмирить мятеж ее сторонников на полуострове. Тогда по распоряжению Одинцова бухту исследовали и описали. К тому же Одинцов отметил, что на территории около Ахтиарской бухты удобнее всего разместить казармы, офицерские покои и другие сооружения.
Так он подтвердил выводы своего предшественника Ивана Батурина, который тоже исследовал эту гавань еще в 1773 году, — бухте действительно не было равных по расположению и глубине. Карта Ахтиарской Севастопольской гавани, июнь 1783 года Когда Крым стал российским, в Ахтиарской бухте разместился Черноморский флот. Через месяц, 3 июня 1783 года, контр-адмирал Фома Мекензи заложил первое здание будущего города — часовню во имя Николая Чудотворца. Так на карте полуострова появился Севастополь, название которого переводится с греческого как "город славы", "город, достойный поклонения".
Там были дикие места, покрытые "мелким дровяным лесом и кустарником", и во время дождя негде было укрыться, кроме как под отвесными скалами. Только вдали, на северном берегу Ахтиарской бухты, виднелась небольшая татарская деревня Ахтиар, название которой автор записок переводил как "белая или меловая гора". После присоединения Крыма к России первые здания в Севастополе начали строить моряки. И моряки приступили к работам: начали строить пристани, жилые дома для офицеров и казармы для матросов.
Постройки напоминали "малороссийские хаты" из плетня, обмазанные глиной и побеленные, с крышей из камыша. Корабли Черноморского флота 2 мая 1783 года в Ахтиарскую совр. Севастопольскую бухту вошли первые военные корабли Черноморского флота ЧФ. Спустя четыре года в Крым с первым визитом прибыла императрица Екатерина Великая.
К тому моменту около бухты было не более 40 строений. Порт еще не был укреплен, центр современного Севастополя покрывал лес. Но самое главное уже было готово — севастопольский рейд ожидал прибытия государыни. Перед ней открылся великолепный вид на флот, выстроенный в боевом порядке посреди залива.
В тот же день Екатерина отправилась на главную пристань города — Графскую название отсылает к имени графа Марко Войновича, командующего Севастопольской эскадрой в 1786—1790 годах — прим. К пристани причалил вызолоченный катер, и Екатерина в компании римского императора Иосифа II отправилась на осмотр севастопольского рейда. Императрица тоже была довольна увидеть свои военно-морские силы на Черном море. Флот салютовал Екатерине, и командиры кораблей в парадных мундирах вместе с матросами скандировали "Ура!
Так началась история Севастополя, который в будущем выдержит две героические обороны времен Крымской и Великой Отечественной войн. Его известные и без вести павшие защитники прославят город и принесут ему звание героя. Во времена Крымского ханства в тех местах был город Ак-Мечеть или Ак-Месджит , что в переводе с крымско-татарского означает "белая мечеть". Свою историю он начал не позднее конца XV — начала XVI века, и там располагался дворец калги-султана, второго лица в государстве.
Ак-Мечеть была следующим по значимости городом после Бахчисарая, расположенного на юге ближе к черноморскому побережью — именно там находилась главная резиденция крымских ханов. ТАСС Чатыр-дагом, вершина которого касается небес… Это благоустроенный город с домами, крытыми рубиново-красной черепицей, двухэтажными, с выложенными из камня стенами. Вскоре после присоединения полуострова прошла и первая волна эмиграции татар в Османскую империю, которая усугубила демографическую обстановку. К 1783 году Ак-Мечеть превратилась в небольшое поселение в 815 человек.
В городке в основном проживали татары, армяне и православные греки в отдельной крепости Керменчик. По описанию академика Петра Симона Палласа в "Путешествии в Крым в 1793—1794 годах", как и другие татарские города, Ак-Мечеть была изрезана узкими немощеными улицами, дворы местных жителей располагались за оградами. Татары строили дома из белого мергелистого известняка и укрепляли их глиной, смешанной с песком и известью. Хозяйственные постройки строились из хвороста или камыша и тоже укреплялись глиной.
Ограды были настолько высокими, что создавалось впечатление, будто ходишь "между развалившимися стенами, построенными из грубого нетесаного камня", писал Паллас. Однако постепенно начался новый виток развития этих территорий — неподалеку от Ак-Мечети начали возводить новую столицу полуострова. Новый центр Таврической области назвали Симферополем, что в переводе с греческого означает "город общего блага", "город пользы". Ни при Павле I, ни в первое десятилетие XIX века рывка в развитии Симферополя не случилось — не хватало средств и специалистов с нужными компетенциями, начались Наполеоновские войны.
Однако благодаря проложенной в 1826 году шоссейной дороге в Алушту город начал расти. В 1830—1840-х годах Симферополь продолжил постепенно развиваться, а в 1842 году император Николай I утвердил генеральный план застройки города. К тому моменту там уже построили дом гражданского губернатора Таврической губернии Дмитрия Нарышкина в парке "Салгирка" в 1834 году его приобрел Михаил Воронцов и устроил там свою симферопольскую резиденцию и храм Святого Александра Невского, площадь у которого стала центром города. К 1846 году в городе проживали 13 768 человек.
Королевство Гаити ликвидировано, страна объединена под руководством президента Республики Гаити Жана Пьера Буайе [13]. Без точных дат « Дорога на столбах » — первый монорельс в мире, который построил в 1820 году Иван Эльманов , житель подмосковного села Мячково [14]. Ост-Индская компания вынудила эмиров и шейхов семи арабских княжеств подписать «Генеральный договор», положивший начало английскому господству на этой территории и окончательному разделению Омана на три части — имамат Оман , султанат Маскат и «Пиратский берег».
Быченского, которая сообщает интересные подробности чрезвычайно редкого для Крыма явления. В 9-м часу до полудня на северо-западной стороне в горизонте моря видны были дождевые тучи, сверкающая молния и слышны были глухие громовые раскаты… В половине 4-го часа при жестком ветре от юга вдруг весь горизонт помрачился, пошел проливной дождь с градом, довольно крупным, сопровождаемый сильными громовыми ударами и молниею. В половине 5-го часа ветер продолжался во всей силе, и при сильных густых черных тучах, обращающихся, движущихся в различные и даже противные стороны, увеличились дождь, гром и молния. С тем вместе явился и тифон, или водяной столб, от юго-запада, при собственном своем ветре или вихре.
Сие страшное явление стремлением своим противодействовало всем ветрам, которые были в ужасном волнении без всякого определения. Словом, все ужасало не токмо людей, но и самую природу. В 8 минут более 70 самых сильных ударов громовых прогремело над Севастополем, и из них действительных и замеченных по несчастному действию их на город в разных местах было 16. Молния, беспрерывно сверкая, освещала и самый день. В то же время тифон, сей страшный феномен, приводил всех в трепет.
Более того, великая княгиня, воспользовавшись семейным предлогом, в 1801 году покинула Россию и отказывалась возвращаться назад. Таким образом, брак Константина Павловича, являвшегося ближайшим потенциальным наследником императора, фактически распался. В связи с этим, а также с желанием великого князя жениться вторично императорская фамилия решилась на беспрецедентный шаг — развод наследника престола.
Это «дополнительное постановление об императорской фамилии» заключалось в следующем: «…если какое лицо из императорской фамилии вступит в брачный союз с лицом, не имеющим соответствованного достоинства, то есть не принадлежащим ни к какому царственному или владетельному дому, в таком случае лицо императорской фамилии не может сообщить другому прав, принадлежащих членам императорской фамилии и рождаемые от такового союза дети не имеют права на наследование престола». Иными словами, супруги неравного статуса и их потомство лишались прав членов императорской фамилии и, соответственно, права наследования престола Российской империи. Проект манифеста о передаче права наследования Николаю в связи с отречением Константина. Автограф Александра I. Следствием этого обращения стал еще один манифест Александра I, подписанный 16 августа 1823 года. В нем говорилось, что в связи с отсутствием прямого мужского наследника у самого императора и желанием Константина Павловича отречься от прав на престол чтобы тем самым придать новую силу дополнительному акту 1820 года, то есть освободить династическую и политическую ситуацию в будущем от возможных затруднений наследником престола объявляется следующий по старшинству брат — великий князь Николай Павлович.
Идеалисты или авантюристы: какую роль в истории России сыграло восстание декабристов
А развернулись они при царевне Софье, поскольку с ними активно общался фаворит царевны князь В. В том числе и из-за этого Петр I изгнал иезуитов из России. Цветная раскрашенная литография с портрета Жана НатьеНо они не оставляли своих попыток утвердиться в России. Во времена Екатерины II наступило для них временное послабление, связанное, в основном, с тем, что после трех разделов Польши среди российских подданных оказалось большое количество католиков и униатов. На этих территориях вовсю действовали всякие иезуитские «конторы». При императорах Павле и Александре I деятельность иезуитов расширилась. И что же поделывали они под крылом монаршей снисходительности? Открывали свои отделения орден вполне можно назвать транснациональной корпорацией, навроде современных Monsanto, Церкви объединения, Ордена Храма Солнца… Все это — глобальные бизнес-проекты , в частности, в Санкт-Петербурге, Москве, Одессе, Астрахани, открыто и довольно успешно занимались прозелитизмом. Основывали престижные пансионы для детей знати, что имело весьма и весьма негативные последствия. Чтобы туда, не дай Бог, не проникли всякие провинциальные дворянчики и вообще «русопяты», за учение была назначена баснословная плата. Преподавание велось на иностранных языках католическими преподавателями, мало знакомыми с православной Россией, а часто и откровенно враждебными к ней.
Именно поэтому они создавали различные просветительские и литературные общества, которые носили как легальный, так и нелегальный характер. Такие общества, по утверждениям декабристов, способствовали распространению общественного мнения в стране. Союз благоденствия выступал в защиту развития науки, выпускал различные журналы и альманахи, участвовал в защите несправедливо осужденных, выкупал талантливых крепостных самоучек, создавал школы в армейских частях, оказывал помощь голодающим крестьянам. Многие члены общества вели открытую борьбу против крепостного права и прямую антиправительственную пропаганду в армии. По воспоминаниям И. Якушина « мы обсуждали главные язвы отечества: закоснелость народа, крепостное состояние, жестокое обращение с солдатами, для которых служба в течение 25 лет была каторгой, повсеместное лихоимство, грабительство и, наконец, явное неуважение к человеку вообще». У членов Союза благоденствия были различные взгляды на политические преобразования в стране.
Одни декабристы придерживались либеральных взглядов, другие - оппозиционных, треть — радикальных. Лидирующее положение занимали те, кто придерживался радикальных взглядов, их было больше всего и они требовали "решительных мер" вплоть до введения республики. На собраниях общества зачастую происходили споры, сталкивались противоположные мнения из-за разнородного состава членов Союза благоденствия. В 1820-1822 году начался переломный момент декабрьского движения. В январе 1820 г. Глинки, было проведено собрание из 14 членов Коренной управы - руководящего состава Союза. На собрании Пестель предложил республиканскую форму правления в результате проведения революционного переворота.
После обсуждения, споров по данному вопросу, все члены общества высказались за республику. Муравьеву и Пестелю было предложено разработать документы тайного общества.
Третьи - и среди них вернувшиеся с войны молодые офицеры - горячо приветствовали начинания «Агамемнона». В показаниях декабристов восхищение «варшавской речью» императора стало общим местом. Так, по словам Бурцова, речь эта, «в коей изложено было высочайшее намерение распространить со временем и на Россию подобное образование гражданского управления», «много» усилила «общее стремление к снисканию сведений», которые «могли быть употребленными в исполнении общественных обязанностей» [Бурцов 2001, с. Пестель, «воздействуя» на только что вступивших в общество заговорщиков, тоже призывал их «постигнуть» «речь, произнесенную в Варшаве к представителям народным» [Комаров 2001, с.
Никита Муравьев показывал, что «свободный образ мыслей» утвердился в нем благодаря речи «покойного государя императора к Сейму Царства Польского, в коей он объявлял свое намерение ввести представительное правление в Россию» [Муравьев 1925, с. Император на самом деле был уверен: «либеральные начала», к которым он относил и введение конституции, и отмену крепостного права, «одни могут служить основою счастия народов» [цит. Высшие государственные деятели составляли такого рода проекты; большинство из них разрабатывалось тайно. После дарования конституции Польше началась работа над «Государственной уставной грамотой» - российским основным законом; слухи об этом быстро расползлись по России. Иногда конституционные искания становились достоянием общественности: должностные лица и крупные душевладельцы выступали с речами, в которых - с большей или меньшей степенью радикализма - звучали призывы отменить крепостное право. Каждое такое выступление вызывало волну обсуждений и надежд в обществе.
Идеи учебы и помощи императору имели совершенно очевидные последствия для офицеров-реформаторов. Они, по справедливому замечанию В. Боковой, хотели видеть себя людьми - «в первую очередь», и только потом уже - офицерами [Бокова 2003, с. Соответственно, изменился и их внешний вид. По словам Федора Глинки, после войны, Окончив полевые драки, Носили офицеры фраки. И даже когда офицеры не надевали фраков, соблюдать правила ношения форменной одежды они не желали.
Пример показывали Милорадович и Си-пягин: Андрей Розен, например, описывал в мемуарах непорядок в одежде высших должностных лиц корпуса. Он писал: «Когда Н. Сипягин был начальником штаба, то он сам, и граф М. Милорадович, и Я. Потемкин, и вообще генералы-щеголи или франты, а за ними и офицеры носили зеленые перчатки и шляпу с поля». И вспоминал эпизод, когда, копируя поведение начальников, тоже оделся «против формы, по образцу тогдашнего щеголя»: «Под расстегнутым мундиром виден был белый жилет, шляпа надета была с поля, а на руках зеленые перчатки».
На улице Розен встретил императора Александра: «Я остановился, смешался, потерялся, успел только повернуть поперек шляпу. Государь заметил мое смущение, улыбнулся и, погрозив мне пальцем, прошел и не сказал ни слова» [Розен 1984, с. Кроме того, между офицерами и солдатами еще на войне установились «добрые отношения»; после войны они только окрепли. В других полках ротные командиры нашли возможность без нее обходиться. Про жестокости, какие бывали прежде, слышно было очень редко», - вспоминал Иван Якушкин [Муравьев-Апостол 1922, с. Офицерам было ясно: просвещение и палки - вещи между собою несовместимые.
Давно отмечено, что послевоенная эпоха в России - это «эпоха тайных обществ» [Бокова 2003]. Образовывались полковые артели, политические клубы, кружки, в которые, наряду с офицерами, вступали и их штатские единомышленники. Так, в 1815 г. В Генеральном штабе существовала Священная артель, «мыслящий кружок», участники которого беседовали «о предметах общественных» [Пущин 1988, с. В Москве возникло Военное общество и т. Все они были тайными, однако «их "тайна" - только принятая форма собраний, -негласных, более или менее замкнутых, непубличных» [Пресняков 1925, с.
Между тайным и антиправительственным объединением ставить знак равенства пока еще было невозможно. В феврале 1816 г. Его основали шестеро молодых гвардейцев, связанных между собою узами родства и фронтовой дружбы. Среди основателей - четыре представителя разветвленной и дружной семьи Муравьевых, «муравейника», как их называли в свете: Александр и Никита Муравьевы, Матвей и Сергей Муравьевы-Апостолы. При этом четверо - братья Муравьевы-Апостолы, Иван Якушкин и Сергей Трубецкой - служили на момент образования общества в гвардейском Семеновском полку, а еще двое -Александр и Никита Муравьевы - были гвардейскими квартирмейстерами. Нечкина считала, что Союз спасения - «первая русская революционная организация.
Однако вряд ли в данном случае она права. В Союзе шли споры о том, что есть «благо России»: противодействие ли немцам на русской службе, «конституционное правление» или необходимость «даровать свободу крепостным крестьянам и для того пригласить большую часть дворянства к поданию о том просьбы государю императору» [Пестель 1927, с. Ни о каких конкретных «революционных действиях» Союза историкам не известно. Бокова [Бокова 2003, с. Однако Союз спасения - притом, что для власти он был абсолютно безопасен - стал первым, еще робким сигналом того, что власть теряет доверие мыслящего общества. Осенью 1817 г.
Повод, в связи с которым возник цареубийственный план, заговорщики трактовали по-разному. Многие из них подтвердили на следствии, что план возник вследствие письма из Петербурга, от Сергея Трубецкого. В письме содержалась информация, что император намеревается присоединить к Царству Польскому часть бывшей польской территории и уехать со всем двором в Варшаву. Причины, по которым это было нужно императору, заговорщики запомнили по-разному. Никита Муравьев утверждал, что из Варшавы император собирался издать «манифест о вольности крепостных людей и крестьян», этот «манифест» мог сподвигнуть народ на применение оружия «противу дворян»; государь же, пользуясь «всеобщим смятением», «присоединит польские губернии. Якушкин показывал, что государь таким образом «старается.
Трубецкой писал, что он действительно «полагал», что император вскорости объявит о присоединении «российско-польских провинций к Царству Польскому», а о других 14 «мнимых намерениях государя императора» ничего на следствии сказать не смог [Муравьев 1925, с. Сначала заговорщики решили - для того чтобы выбрать из своих рядов цареубийцу - «бросить жребий». Иван Якушкин, согласно его собственным показаниям, вызвался сам, «не хотя подвергнуть себя жребию» и желая «пожертвовать собой, дабы спасти Россию от погибели». Против этого замысла высказался Сергей Муравьев-Апостол: «На другой день, обдумав неосновательное намерение наше и быв болен, я изложил на бумаге мое мнение, коим остановлял предпринятое действие, показывая скудость средств к достижению цели» [Якушкин 1927, с. В итоге замысел был оставлен, император остался цел. Дело было, конечно, не в том, что царь в 1817 г.
И не в том, что к 1817 г. Дело было в другом: молодые офицеры впервые поняли, что для реализации планов реформ они императору не нужны. И к реальной российской политике в государстве они - при всей своей учености и влюбленности в «Агамемнона» - никакого отношения иметь не будут. Год спустя основатель Союза спасения Александр Муравьев получил возможность почувствовать на себе отношение императора к собственным антикрепостническим идеям. Возражая одному из «обскурантов», публично критиковавшему идею отмены крепостного права, но желавшему при этом конституции, он написал записку, которую сумел передать царю. В записке, между прочим, были такие слова: «Непостижимо, как можно с таким восхищением говорить о собрании представителей и в то же время оскорблять вольность и противиться сообщению мыслей!
Получив записку, монарх, согласно воспоминаниям Сергея Трубецкого, прочел ее и сказал: «Дурак! А в мае 1818 г. Однако ни в 1817, ни в 1818 гг. В 1819 г. Написанная в осторожных выражениях, она тем не менее хорошо передавала взгляды декабриста: «Не зная и не смея угадывать намерения правительства насчет общего освобож- дения крестьян, можно, однако же, быть уверену, что оно будет предпринимать все возможные по обстоятельствам меры к достижению сей благотворной цели. Дух справедливости, ознаменовавший наше правительство в глазах целой Европы, позволяет ожидать, что еще в настоящее царствование, столь славное многими победами, совершится славнейшая победа справедливости над несправедливостью, просвещения над варварством, света над тьмою».
Кроме того, Тургенев в записке осуждал запрет на гласное обсуждение крестьянского вопроса: «Нет сомнения, что благонамеренные и пристойные суждения о предметах сего рода в журналах и в книгах могли бы принести великую пользу; вреда же никакого» [Тургенев 2001, с. Александр поручил Милорадовичу «передать свое благоволение автору». При этом монарх пообещал - для облегчения участи крепостных - выбрать «самое лучшее из поданных ему записок по этому вопросу» [Шебунин 1925, с. В том же 1819 г. Александр велел передать автору, что его стихи внушают «добрые чувства» [Жихарев 1989, с. Серьезной поддержкой в обществе пользовалась религиозная политика, тесно связанная с политикой гуманитарной.
В конце 1812 г. Еще год спустя Библейское общество стало независимым и получило статус общероссийского. Официально декларируемая цель этой организации - перевод Библии на языки народов, населяющих Россию. Но, как видно по результатам многих исследований, деятельность Библейского общества оказалась гораздо шире декларируемой цели. Во главе этого общества стоял один из временщиков императора, князь Александр Голицын. Время управления Голицыным Библейским обществом ознаменовано ожесточенными спорами о роли Церкви в Русском государстве и русском обществе.
Князь был сторонником «универсального христианства», стирающего конфессиональные различия; пропагандируемая им «внутренняя церковь» допускала единение с Иисусом Христом, минуя церковь официальную [Флоровский 2006, с. Религиозные воззрения князя распространяли подчиненные ему преподаватели учебных заведений. Начинания Библейского общества, безусловно, влияли и на развитие науки, в первую очередь языкознания. Согласно мнению А. Пыпина, «непосредственный результат библейской деятельности - новые издания Библии, и в особенности издания на русском языке и переводы на различные инородческие наречия, во всяком случае, были явлением высокой важности в истории русского образования» [Пыпин 2000, с. Идеи взаимодействия религии и просвещения как раз и лежали в основе концепции образованного в 1817 г.
Министерства духовных дел и народного просвещения, главой которого и был назначен Голицын. Это, по выражению современников, «сугубое» министерство подмяло под себя не только собственно ведомство просвещения, но и иностранные вероисповедания, и православный Синод, и периодические издания за исключением нескольких ведомственных газет и журналов , и Академию наук, и вольные общества, и цензуру через посредство цензуры - и литературу ; «по совместительству» Голицын возглавлял и Почтовый департамент. На посту министра князь как мог развивал просвещение, учреждал школы и университеты: в частности, при нем был основан Санкт-Петербургский университет. С его санкции открывались новые периодические издания, выходили книги. Исследователи спорят, была ли политика Голицына «протестантским проектом, глобальной попыткой Реформации сверху», «мессианско-эсхатоло-гическим синтезом», «католической конверсией», «утопией общехристианского государства» или «христианским экуменизмом»1. Кроме того, вызывают споры и политические воззрения князя.
Так, М. Майофис видит во главе Библейского общества либерала: по ее мнению, насаждавшаяся посредством этого общества «модель христианства» была орудием «либерализации режима и модернизации» [Майофис 2008, с. Готовцева полагает, что «многие инициативы лично Голицына и возглавляемого им Министерства духовных дел и народного просвещения укладываются в проевропейский космополитический дискурс» [Готовцева 2018, с. Минаков, напротив, считает князя «деятелем с консервативной репутацией». Однако он уточняет, что «вариант консерватизма, который он 1. Свод и анализ мнений о религиозной политике властей в первой четверти XIX в.
Впрочем, спор о взглядах Голицына и «направлении» Библейского общества и «сугубого» министерства - это всего лишь спор о терминах. Главным было другое: согласно Пыпину, Библейское общество было, по сути, общественной организацией. Согласно Пыпину, «действия общества проникли в слои жизни, до которых редко касались какие-нибудь подобные влияния; и для людей, не задававших себе никаких вопросов, проводивших жизнь по принятому обычаю и переставших что-нибудь думать о ней, такое возбуждение религиозно-нравственных вопросов все-таки могло быть шагом вперед как пробуждение из нравственной спячки» [Пыпин 2000, с. В годы деятельности Голицына в России выходили многочисленные журналы - и почти у каждого из них было свое лицо. Министр искренне любил многих из своих неспокойных подчиненных, поддерживал при дворе Жуковского о взаимоотношениях Голицына и Жуковского см. Президент Библейского общества одним из первых русских правителей понял силу общественного мнения и старался в своей деятельности опираться на это мнение.
Более того, он зачастую сам инициировал ту или иную общественную инициативу. В частности, он пытался внедрить в отечественное образование ланкастерский метод взаимного обучения. В 1816 г. Он лично наблюдал за обучением студентов и докладывал об их успехах императору, а в октябре 1817 г. При Главном правлении училищ был создан особый комитет для учреждения училищ народного просвещения [Сборник постановлений 1875, с. В 1818 г.
Историки долго спорили о том, что представлял из себя Союз благоденствия. Пыпин считал, что его основатели хотели «заявить о нем правительству и просить его содействия» [Пыпин 2001, с. Пыпину возражала Нечкина, ставившая знак равенства между тайным и революционным обществом. Она удивлялась, зачем общество - если оно преследовало вполне благонамеренные, легальные цели - «оставалось тайным» [Нечкина 1955 а, с. По ее мнению, этот союз, как и предыдущий, был организацией революционной. Сегодня Союз благоденствия мало кто из историков считает революционной организацией.
Самое многочисленное тайное общество в России 1820-х годов задумывалось вовсе не как собрание революционеров, стремящихся во что бы то ни стало убить царя и разрушить самодержавие. Между деятельностью этого союза и последующими событиями на Сенатской площади можно выявить лишь весьма условную связь. И это хорошо видно при анализе устава союза см. Устав декларировал: целью союза было «споспешествовать правительству к возведению России на степень величия и благоденствия, к коей она самим творцом предназначена» [Устав 1951, с. Ничего, противоречащего «видам правительства», в союзе, согласно уставу, быть не могло: он создавался для того, чтобы обратить «собственную волю» частных людей «к цели правительства, к пользе общей». Устав гласил: «Всякий член имеет право учреждать или быть членом всякого рода правительством одобренных обществ.
Однако никто из исследователей не задавался вопросом: а какое именно «правительство» имеется в данном случае в виду: императора окружали разные люди, выражавшие разные мнения относительно происходивших в России и в Европе политических процессов. Понятно, что Союз благоденствия не мог был создан для поддержки Аракчеева, начальствовавшего над канцелярией Комитета министров и тем самым имевшего непосредственное отношение к «правительству». Почти ничего не говорится в уставе и о военной сфере деятельности «правительства» - несмотря на то что многие члены союза были офицерами, а послевоенное положение армии оставляло желать лучшего. Как известно, деятельность членов Союза благоденствия должна была охватывать «четыре главные отрасли»: «человеколюбие», «образование», «правосудие» и «общественное хозяйство». Две из них - «человеколюбие» и «образование» - дублировали деятельность возглавлявшихся князем Голицыным государственных и общественных организаций. Как следует из текста устава, Союз благоденствия «вменял» себе в «святую обязанность» распространение «истинных правил нравственности и просвещения» [Устав 1951, с.
И эта благая цель полностью согласовалась с целью Министерства духовных дел и народного просвещения. Согласно «Учреждению» этого министерства, оно как раз и должно было блюсти «истинное просвещение». Авторы «Учреждения» утверждали, что основанием такого просвещения должно быть «христианское благочестие» [Полное собрание 1830 с, с. Авторы устава тоже считали истинную веру необходимой принадлежностью «образования». Члены союза были обязаны «распространять истину» о том, что «человек не иначе, как с помощью веры, может преодолеть свои страсти, противостоять неприязненным обстоятельствам и таким образом шествовать по пути добродетели» [Устав 1951, с. Устав признавал желательность вступления в ряды Союза благоденствия священников.
Вполне в духе «внутренней церкви» Голицына, устав утверждал, что «вера наша состоит не в наружных только признаках, но в самых делах наших» [Устав 1951, с. Духовные особы, состоявшие в союзе, должны были «иметь надзор» за своими собратьями, «вне союза состоящими», сообщать в союз «замечания свои насчет их поведения, дабы он мог споспешествовать трудам добродетельных и уничтожать козни порочных» [Устав 1951, с. Устав Союза благоденствия утверждал: под надзором этой организации должны были «находиться все без исключения народные учебные заведения» [Устав 1951, с. Однако «заведение и устройство училищ» было предметом деятельности входившего в министерство Департамента народного просвещения [Полное собрание 1830 с, с. Союз благоденствия должен был заниматься сочинением и переводом «книг, как хороших учебных, так и тех, кои служат к изяществу полезных наук» [Устав 1951, с. Однако составление учебных пособий тоже было прерогативой этого департамента.
Союз собирался «исправлять нравы» «изданием повременных сочинений, сообразных степени просвещения каждого сословия, сочинением и переводом книг, касающихся особенно до обязанностей человека» [Устав 1951, с. Но цензура, которую эти «сочинения» не могли миновать, опять-таки находилась в ведении Министерства просвещения. Еще более показательны предполагаемые действия Союза благоденствия в сфере «человеколюбия». И это вполне согласовалось с деятельностью возглавлявшегося тем же Голицыным Императорского человеколюбивого общества и основанного им Попечительного общества о тюрьмах. Вообще членам союза предписывалось работать в тесном контакте с этими организациями, уговаривать «соотечественников к составлению человеколюбивых обществ и заведений» и вступать «во все, уже ныне существующие» [Устав 1951, с. Союз благоденствия собирался снабжать «праздношатающихся людей работами, стараясь помещать их сообразно их способностям и учреждая рабочие заведения, в которых бы упражняющиеся находили верное и без-нуж[д]ное пропитание» [Устав 1951, с.
Императорское же человеколюбивое общество старалось «выводить из состояния нищеты тех, кои трудами своими и промышленностью себя пропитать могут» [Полное собрание 1830 Ь, с. Человеколюбивое общество создавалось, в частности, «для призрения дряхлых, увечных, неизлечимых и вообще к работам не способных» [Полное собрание 1830 Ь, с. Конечно же, сфера деятельности союза - в той мере, в какой она была заявлена в уставе - была шире сферы деятельности голицынских организаций. В частности, по его «ведомству» не проходили две из четырех «отраслей» союза: «правосудие» и «общественное хозяйство». И если «общественное хозяйство» хоть в какой-то мере интересовало Голицына в докладе об образовании Библейского общества утверждалось, что «чтение Священного Писания» благотворно влияет «на поощрение к промышленности» [Полное собрание 1830 а, с. Однако в реальности основная работа членов союза шла как раз в области литературы, просвещения, благотворительности и т.
И можно, в принципе, представить себе, что авторы устава не понимали: коль скоро они собираются сотрудничать с правительством, вторгаясь в компетенцию Голицына, им придется иметь дело и с его министерством, и с ним самим. Однако организовывая, к примеру, Общество для заведения училищ по методе взаимного обучения 1819 , они не могли не знать, что это общество числилось подразделением Министерства духовных дел и народного просвещения [Месяцеслов 1820, с. По делам ланкастерского обучения члены общества тесно общались с министерскими чиновниками. Таким же подразделением министерства было и Вольное общество любителей российской словесности, которое многие исследователи считали и считают «легальным» филиалом Союза благоденствия. Либеральные журналы 1820-х годов были наполнены славословием в адрес Голицына и Библейского общества. Факты свидетельствуют о том, что роль Союза благоденствия в русском обществе 1820-х годов была, скорее всего, сходна с ролью Библейского общества.
Библейское общество существовало для поддержки религиозных инициатив министра, Союз же благоденствия - для поддержки его просветительских и гуманитарных инициатив. Образованные дворяне Александровской эпохи не могли не видеть, что параллельно с разговорами об отмене крепостного права, о конституции и либерализации церковной жизни набирает силу прямо противоположная тенденция: тенденция, говоря сегодняшним языком, «закручивания гаек». Естественно, что гвардейская «вольница» привела к падению дисциплины в войсках. Официальные документы Гвардейского корпуса содержат немало сведений о дисциплинарных проступках офицеров. Они, стоя в карауле у городской заставы, могли забыть записать в списки выезжающих из города графа Аракчеева или морского министра маркиза де Траверсе, могли - «в фуражной шапке, в расстегнутом мундире, в рейтузах и без шпаги» - случайно попасться на глаза великому князю Николаю Павловичу, могли и просто быть «неисправными» в карауле «в экспедиции заготовления бумаг» и «у присутственных мест». Далеко не все офицеры, говоря словами Федора Глинки, «перо и книгу брали в руки» и действовали «на поле мысли»; некоторые из них, «нарядясь в штатские фраки и сертуки», приставали к гуляющим по улицам женщинам, заводили скандалы и с ними, и с их мужьями.
Однако реакция императора и тех, кто исполнял его волю, была, мягко говоря, неадекватной. Власти не ограничивались наказанием конкретных виновных, они «подтягивали дисциплину» в масштабе всей гвардии и - шире -армии. В 1817 г. В том же году закрылся «Военный журнал». Военный историк А. Керсновский писал, что после войны войска стала «засасывать» «вязкая трясина мелочей»: «Вальтрапы и ленчики, ремешки и хлястики, лацканы и этишкеты сделались их хлебом насущным», «в 18151817 годах не проходило месяца, чтобы не издавались новые правила и добавления к оным, усложнявшие и без того сложный, строевой устав.
Замысловатые построения и перестроения сменялись еще более замысловатыми. Идеально марширующий строй уже не удовлетворял - требовались плывущие стены! Недовольство сквозит и в письмах великого князя Константина, и в переписке генералов и офицеров, и в мемуарах. Кроме того, в 1810 г. В 1816-1817 гг. Про военные поселения написано много: послевоенный экономический кризис привел к тому, что содержание миллионной армии стало России не по карману, а демобилизация солдат - в условиях рекрутского набора - оказалась невозможной.
Идея состояла в том, чтобы «поселить» солдат на землю, заставить их кормить самих себя, то есть хотя бы отчасти сделать армию самоокупаемой. Историки считают, что поселения «задумывались как специфический государственный институт, и их введение нужно рассматривать как серию мероприятий пусть и паллиативных по своей сути , призванных сократить государственные расходы на армию, стабилизировать экономику страны», ликвидировать рекрутские наборы, «путем создания зажиточного военно-земледельческого сословия расширить социальную базу самодержавия» [Ячменихин 2006, с. Некоторые исследователи и вовсе усматривают в идее военных поселений часть «либерального модернизационного проекта» Александра I [Кондаурова 2009, с. Можно спорить, было ли в идее военных поселений здравое зерно. Пестель, умный и дальновидный современник, прекрасный специалист в военном деле, например, утверждал, что государственные «выгоды» от поселений -«мнимые»: в военное время поселения не спасут страну от рекрутского набора, соединение военного и крестьянского сословий, оседлость солдат лишит армию «воинского духа». Кроме того, хотя поселения и давали возможность государству содержать армию «без особых на то издержек», поселенцы освобождались от «всякого вида податей» - а значит, государство вполне может оказаться в финансовом проигрыше.
Поселения, по мнению Пестеля, пагубны и для государственной безопасности: поселенцы образуют вооруженное «особое государство», живущее по своим законам, - «между тем, как остальное государство», в случае поселения всей армии, останется без всякой защиты. Сколько пало невинных жертв для пресыщения того неслыханного зловластия, которое с яростью мучило несчастные селения, для сего заведения отданные!.. И все сие для удовлетворения неистовому упрямству одного человека», - эмоционально утверждал Пестель [Пестель 1958, с. Вводя поселения, император не оглядывался на мнение подданных. Против такой формы организации армии выступали не только армейские оппозиционеры, но и крупные военачальники, в частности фельдмаршал Михаил Барклай де Толли. Император никого не слушал, он утверждал, что поселения «будут во что бы ни стало, хотя бы пришлось уложить трупами дорогу от Петербурга до Чудова» цит.
Во главе пехотных поселений встал Аракчеев, во главе кавалерийских - генерал Иосиф Витт. Военные поселения оказались постоянным источником недовольства. Солдаты и поселенцы, которым объясняли «выгоды» нового устройства армии, «от всех этих несказанных благодеяний» приходили «в страх и онемелость» цит. Летом 1817 г. Проведенная Михаилом Магницким, членом Главного правления училищ при Министерстве духовных дел и народного просвещения, ревизия заклеймена в большинстве мемуаров и исследований. Так, например, М.
Нечкина утверждала, что Магницкий «учинил в университете настоящий разгром», а С. Мироненко видел в ревизии начало широкого «наступления на университеты» [Нечкина 1955 а, с. В современной исследовательской литературе делаются попытки взглянуть на эту ревизию по-другому, доказать, что в деятельности университета были «несомненные вопиющие недостатки, злоупотребления и должностные преступления» - и именно с ними в первую очередь боролся Магницкий. После ревизии Магницкий был назначен попечителем Казанского учебного округа. Преподавание в университете стало вестись исключительно в соответствии с «духом Святого Евангелия», причем с этим «духом» следовало согласовывать все дисциплины: физику, историю, астрономию, словесность. Минаков предпринимает детальный разбор инструкции директору Казанского университета, которую Магницкий подписал в январе 1820 г.
Согласно этой инструкции, в преподавании философии нужно было следовать утверждению, что «все то, что не согласно с разумом Священного Писания, есть заблуждение и ложь». Правоведение должно доказывать, что «правление монархическое есть древнейшее и установлено самим Богом», «профессора физики, естественной истории и астрономии, согласно инструкции, обязаны были "указать на премудрость Божию и ограниченность наших чувств и орудий для познания непрестанно окружающих нас чудес"», а на занятиях по истории студенты должны были усвоить, что «Отечество наше в истинном просвещении упредило многие современные государства», а доказать это следует «распоряжениями по части учебной и духовной Владимира Мономаха» [Минаков 2018, с. Первым активным участником Союза спасения и Союза благоденствия, кто по долгу службы уехал из столицы в провинцию, был Пестель. От остальных молодых офицеров Пестеля отличали талант политического лидера, серьезные познания в политических науках, решительность и радикализм взглядов. Пестель покинул Петербург в начале 1817 г. Генерал от кавалерии граф Петр Витгенштейн, у которого он служил адъютантом, получил назначение командовать 1-м пехотным корпусом со штабом в Митаве.
Там Пестель попробовал завести тайное общество, но потерпел неудачу. В мае 1818 г. Пестель, уже штабс-ротмистр, сопровождая назначенного главнокомандующим 2-й армией Витгенштейна, появился в Тульчине, месте дислокации армейского штаба. Здесь его действия были удачнее: ему практически сразу же удалось собрать вокруг себя штабную молодежь. Сам Пестель был уверен, что завел в Тульчине управу Союза благоденствия. Бокова же склонна считать тех, кто сгруппировался вокруг Пестеля, отдельной орга- низацией, которую она называет «тульчинское офицерское общество» [Боко-ва 2003, с.
Через год во 2-й армии появился новый начальник штаба -Павел Киселев, а с ним в Тульчин приехал его адъютант, капитан Гвардейского генерального штаба Иван Бурцов - как и Пестель, признанный лидер Союза благоденствия. Бурцов тоже стал руководителем «офицерского общества».
Андрей Яновский — заместитель директора Государственного исторического музея по научной работе, кандидат исторических наук. Алексей Юшко — главный хранитель отдела письменных источников. Николай Миско — научный сотрудник Исторического музея.