Вчера было установлено, что трагедии в московском "Трансвааль-парке" предшествовало разрушение одной из колонн, поддерживающих крышу сооружения.
ПОЧЕМУ РУХНУЛ "ТРАНСВААЛЬ-ПАРК"?
Мы поговорили с их близкими о том, как пострадавшие адаптировались к новой жизни и что чувствуют через 16 лет после трагедии. На момент обрушения кровли в спортивно-развлекательном комплексе "Трансвааль-парк", по некоторым оценкам, находилось более тысячи человек. В тот год День святого Валентина выпал на субботу, поэтому в аквапарке было много отдыхающих, особенно молодежи. На посетителей обрушился купол постройки около 5 тысяч квадратных метров , расположенный над зоной водных развлечений. Не был задет только бассейн для взрослых. В результате трагедии сотни человек оказались под завалами, 28 человек погибли, среди них были восемь детей.
Пострадали 193 человека, в том числе 51 ребенок. Молодая пара решила романтично отметить в водном комплексе День влюбленных. Молодой паре повезло: они находились не под куполом, но видели, как он стал рушиться. Сначала парень с девушкой услышали громкий хлопок, после чего первая колонна начала падать и потянула за собой все остальные. Там была паника.
Все, кто выжил, побежали в сторону выхода. Все кричали, что это теракт, что был взрыв и клубы дыма. Дмитрий Кулагин От госпитализации пара отказалась, но помощью психолога все же пришлось воспользоваться. Они сходили на несколько консультаций для того, чтобы переварить произошедшее и продолжать жить. Тем не менее у ребят сформировались фобии аквапарков, башен и куполообразных сооружений.
Ранее следствие называло виновником происшедшего главу Мосгосэкспертизы Анатолия Воронина. При этом, по словам Воронина, прокуратура ссылалась на заключение судебных экспертов. Эти эксперты недостаточно разобрались в деле, полагает глава Мосгосэкспертизы. Он настаивает на том, что вины возглавляемой им организации в обрушении купола "Трансвааль Парка" нет, и утверждает, что большинство ведущих архитекторов и проектировщиков страны были удивлены решением судебных экспертов.
Мы поставили дешевле». Ему говорят: «Спасибо, до свидания». Ничего себе! Колонны не стояли, как должно, это вопрос уголовной ответственности. Какое тут «спасибо»?!
Проект, возможно, был и неплох, только воплотили его плохо? Когда сделали экспертизу, получилось, что проект не очень жизнеспособен, и привлекли к ответственности Канчели. Но, по-моему, Канчели — больше стрелочник, чем реальный виновный. Эта армия огромна, и все они должны нести ответственность за каждую свою подпись. Например, в Южной Корее рухнул торговый центр. Там посадили и чиновников, и хозяев, заплатили пострадавшим. Оценка стоимости жизни в Европе на сегодня колеблется в районе миллиона евро. Это другие деньги, другая ответственность. Все это формирует совершенно иное качество строительства.
Они звонят, когда задерживаются выплаты, и я реагирую в части судебных приставов. Я информирую о прохождении наших исков в Европейском суде. Радует, что Россия ратифицировала 14-й протокол, это ускорит дело. Возьмите Тамару Папиташвили — ей отрубило обе ноги. Она сейчас живет в Грузии, у родителей. Ответ на вопрос «как ты живешь? Зачем я буду задавать вопрос, от которого будет больно? Понятно, денег ей не хватает, но сделать-то я ничего не могу. Я стараюсь дистанцироваться от эмоциональной составляющей, говорить только юридическим языком, и затрагивать только юридические темы.
В них говорилось, что в аквапарке все же был взрыв. Не это ли объясняет скомканность следствия? Представить ЧП как результат теракта — это была идея одного из подозреваемых. Было несколько экспертиз, и они ничего похожего на теракт не обнаружили. Колонна выскочила из крепления из-за перенапряжения. Сыграл роль целый ряд факторов: зима, большой слой снега на крыше. Плюс внутри в этот день громко играла музыка, он нее шла вибрация — в этот день в аквапарке проходила рекламная кампания. Потом, крыша-то была бетонной, а бетон впитывает влагу.
Теплоход «Булгария», Татарстан Когда: 10 июля 2011 года. Погибшие: 122 человек, в том числе 28 детей.
Что случилось: Теплоход шел по Волге по маршруту Казань — Болгар — Казань и, как позже выяснили следователи, не мог не затонуть: экипаж был неопытным и регулярно нарушал правила технической эксплуатации, а у судна имелись многочисленные повреждения — от неработающего дизель-генератора до дыр в корпусе. Кроме того, в день катастрофы поднялся шторм со скоростью ветра 20 метров в секунду. Следователи установили, что главной причиной крушения стали незадраенные экипажем иллюминаторы: в них залилась вода, когда из-за сильного порыва ветра и выполнения судном поворота возник крен. Корабль завалился на бок и ушел под воду за считаные минуты. В катастрофе спаслись лишь 79 человек. Кто виноват: Расследование продолжалось два года. Среди обвиняемых — глава организации-субарендатора и эксплуататора «Булгарии», эксперт Российского речного реестра, лицензировавший теплоход, начальник и главный госинспектор Казанского отдела Ространснадзора, а также выживший в катастрофе старший помощник капитана теплохода «Булгария». Пятеро обвиняемых получили сроки от 5 до 11 лет. ТЦ «Адмирал», Казань Когда: 11 марта 2015 года. Погибшие: 18 человек во время пожара и 1 человек, подполковник МЧС, при обрушении здания.
Что случилось: Пожар возник из-за кровельных работ на крыше пристройки к торговому центру.
На месте аквапарка «Трансвааль» произошёл пожар
20 лет назад, 14 февраля 2004 года, в Москве обрушился стеклянный купол первого столичного аквапарка «Трансвааль-парк». Как 8-летняя девочка преподала взрослым урок мужества в рухнувшем Трансваале. Всего при обрушении купола «Трансвааль-парка» погибли 28 человек (8 из них – дети), еще 193 получили травмы. Обрушение купола "Трансвааль-парка" в феврале минувшего года произошло из-за просчетов, допущенных на стадии проектирования. Крупный развлекательный центр будет построен на месте "Трансвааль-парка", сообщила во вторник "Интерфаксу" первый заместитель префекта Юго-Западного округа столицы Любовь Финяева. Архитектор "Трансвааль-парка" Нодар Канчели громко озвучивал для СМИ горячую версию о теракте.
Эхо «Трансвааль-Парка»
В этот раз жертв было еще больше — 68 человек. Но в случае с Басманным экспертиза исключила возможность обрушения здания из-за проектных недостатков, и подозрения с архитектора сняли. Сейчас я, разумеется, так не думаю. Просто такое стечение обстоятельств». Родители долго не могли пережить смерть Алены. Однако они не сдавались, и в 2006 году мама Александры родила ей брата. С тех пор дата 14 февраля для Александры перестала быть праздничной. Этот день она всегда проводит с родителями.
Сейчас Саша живет в Петербурге, но приезжает в Москву каждый год. Вместе с родственниками они идут на кладбище, а потом — к памятной табличке, находящейся на том месте, где когда-то погибли 28 человек. Постепенно боль притупляется, память пытается отсечь плохие воспоминания, оставив только теплые и хорошие. Однако почти через десять лет произошло событие, которое вновь ударило по выжившим и родным погибших: на месте «Трансвааля» — там, где установлена мемориальная табличка с именами погибших, — открылся новый аквапарк «Мореон». С тех событий прошло почти 17 лет, но я больше никогда не посещала такие места». В день обрушения «Трансвааля» Саша и Алена, которые всегда были не разлей вода, поругались. Из-за занятий Алены они и так опаздывали в «Трансвааль», а тут еще бабушка непременно хотела Алену покормить...
Мы в парк опаздываем! В Китае из-за аварии в парке аттракционов пострадали 16 человек В Китае в юго-восточной провинции Хунань произошла авария в парке аттракционов. Как сообщает The Straits Times, в результате происшествия пострадали по меньшей мере 16 человек. По данным издания, инцидент произошел на аттракционе цепочная карусель. По словам очевидцев и местных властей, там произошел механический сбой. Колесо, к которому крепились качели, упало на землю. Некоторые туристы выпали из кабин.
Все пострадавшие были доставлены в больницу.
Строили по СНиПам Инициатива по проверке турецких строителей и объектов, возведенных ими ранее, интересна, но пока преждевременна. Известны случаи, когда и архитекторы несли уголовное наказание», — сказал юрист. Он уточнил, что все построенные здания отвечают современным требованиям, строительным нормам и правилам — их приемку проводили в соответствии с российским законодательством. Строителям нужен жесткий контроль Политолог, эксперт по Ближнему Востоку Маис Курбанов согласился, что после череды землетрясений люди будут сомневаться в домах, которые возводили турецкие строители. Ведь здания могут оказаться такими же непрочными, как в Турции. Турки — прекрасные строители, они работают по всему миру. Но в Турции не было такого контроля», — объяснил Курбанов.
Запрос в Генпрокуратуру и последующие проверки должны успокоить людей, подытожил собеседник «360».
Москвич Дмитрий Меркулов, переживший катастрофу будучи 13-летним подростком, рассказал РИА Новости о событиях того дня. Крыша начала падать, когда он катился в трубе водного аттракциона — мальчик несколько раз терял сознание. Очнулся, увидел свои руки в крови, потом выключился. Пришел в себя в скорой, помню мама рядом была. И снова потерял сознание, очнулся уже, когда в больницу привезли.
И там тоже потерял сознание», — рассказал Меркулов. Медики диагностировали у подростка переломы, ушиб головного мозга, множество колото-резаных ран и ожоги. Меркулов провел в больнице больше месяца, однако смог восстановиться и стал профессиональным хоккеистом.
К Канчели применялась амнистия, связанная со 100-летием Госдумы РФ. Амнистия распространяется на обвиняемых по уголовным делам старше 60 лет. Нодару Канчели в этом году исполнилось 68.
Кроме того, столичная прокуратура прекратила уголовное дело в отношении второго фигуранта дела - начальника Московской государственной вневедомственной экспертизы Анатолия Воронина, проверявшего конструкторское решение Нодара Канчели. Таким образом в деле с 28 погибшими и более чем сотней пострадавших обвиняемых не оказалось вообще, отмечает "Коммерсант". Первоначально Моспрокуратура предъявила Канчели обвинения по статьям 109 "Причинение смерти по неосторожности" и 118 "Причинение тяжкого вреда здоровью" УК РФ из-за допущенных ошибок при проектировании купола "Трансвааля". Господина Воронина следователи обвинили по 293-й статье УК "Халатность, приведшая к гибели двух или более человек" , поскольку он "ненадлежащим образом проконтролировал безопасность этого проекта".
Ошибки проектирования и искалеченные судьбы: со дня трагедии в «Трансвааль-парке» прошло 20 лет
Не это ли объясняет скомканность следствия? Представить ЧП как результат теракта — это была идея одного из подозреваемых. Было несколько экспертиз, и они ничего похожего на теракт не обнаружили. Колонна выскочила из крепления из-за перенапряжения. Сыграл роль целый ряд факторов: зима, большой слой снега на крыше.
Плюс внутри в этот день громко играла музыка, он нее шла вибрация — в этот день в аквапарке проходила рекламная кампания. Потом, крыша-то была бетонной, а бетон впитывает влагу. Чем дольше стояла бетонная крыша, тем тяжелее она становилась. В результате одна из колонн выскочила из креплений, а дальше аквапарк рухнул, как карточный домик.
Альтернативная версия: аквапарк взорвали В прокуратуру в 2004 году поступили материалы независимой экспертизы, проведенной по инициативе правления Союза московских архитекторов. Эксперты-взрывотехники 13-го и 15-го закрытых институтов Минобороны, а также научно-технического центра НТЦ «Взрывотехника» Московского государственного строительного университета МГСУ 28 апреля 2004 года провели осмотр того, что осталось от здания. И обнаружили свидетельства внешнего воздействия, в том числе следы самой взрывчатки. Из протокола осмотра элементов конструкций разрушенной железобетонной оболочки аквапарка «Трансвааль» от 28 апреля 2004 года: — внутренняя поверхность оставшейся после обрезки нижней части водосточной трубы у колонны «8» закопчена по всей оставшейся длине на фото.
Внутренняя поверхность водосточных труб, расположенных у других колонн, не закопчена и окрашена в ярко-желтый цвет; — на брусчатке возле колонн «8» и «14» обнаружены повреждения типа выбоин; — у колонны «8» обнаружено скопление битого стекла у наружной границы стилобата. У других колонн этого скопления у наружной границы стилобата нет; — у колонны «8» выброс битого стекла обнаружен на расстоянии около 11 метров, у других колонн такого выброса осколков стекла не имеется. Выводы из заключения ФГУП 15 ЦНИИИ Минобороны РФ «…На основании анализа исходной информации и результатов проведенных расчетов следует, что наиболее вероятной причиной обрушения колонны «8», а вследствие этого — и оболочки аквапарка является внешнее воздействие, возможно, взрывного характера, так как другими способами не представляется возможным вызвать имевшую место фрагментацию стеклопакетов витражей, приведшую к образованию повреждения стилобата. Взрыв заряда ВВ в непосредственной близости от стенки металлической колонны «8» на расстоянии около 50 мм привел к смятию стенки несущей колонны «8» на фото — та самая водосточная труба , которая под давлением тяжести железобетонного покрытия потеряла устойчивость, согнулась, и вся конструкция опорной колоннады стала мгновенно изменяемой, в результате чего вся конструкция аквапарка рухнула.
То, что имел место взрыв заряда ВВ, подтверждается также тем, что остекление у колонны «8» было мелко раздроблено вследствие бризантного дробящего действия взрыва заряда ВВ. Если бы разрушение стекла произошло просто вследствие разрушения конструкции, то наряду с мелкими осколками имелись бы и отдельные крупные осколки стекла на стилобате у колонны «8», которых не было. На действие взрыва указывает также то, что при взрыве вследствие отражения ударной волны от стенки колонны «8» возникла отраженная волна, направленная преимущественно в сторону леса, которая выбросила мелко раздробленные осколки стекла в виде «языка» в сторону леса на значительное расстояние — около 11 м. Сценарий взрыва был следующий.
После разрушения стенок водосточной трубы воздействие воздушной ударной волны привело к моментальному разрушению остекления. С другой стороны продукты детонации воздействовали на оштукатуренную поверхность толщиной около 50 мм несущей колонны. В результате на поверхности этой колонны образовалась «воронка выброса». При этом факел выброса через образовавшийся проем в витраже вышел в атмосферу.
Что и было зафиксировано видеокамерой см. Поскольку толщина штукатурки была невелика всего около 50 мм , оставшийся после ее выброса импульс хотя и не был достаточен для среза несущей колонны, был достаточен для ее смятия и прогиба, что и привело к потере ее несущей способности…" Под этим заключением подписался руководитель службы взрывобезопасности Москвы, глава НТЦ «Взрывоустойчивость» профессор Адольф Мишуев. Катастрофы Нодара Канчели Среди спроектированных Канчели строений — два железобетонных покрытия в виде оболочек, обрушения которых привели к многочисленным человеческим жертвам: купол аквапарка «Трансвааль-парк» построен в 2002 году и висячая оболочка покрытия Басманного Бауманского рынка 1977-го года постройки , оба в Москве. Крыша первого обрушилась 14 февраля 2004 года, второго — 23 февраля 2006.
Однако, уголовное дело, переданное в суд, было на первом судебном заседании признано судом не имеющим достаточной доказательной базы и возвращено в прокуратуру для дополнительного следствия. В итоге Канчели, согласился на прекращение уголовного дела по амнистии, в связи с пожилым возрастом.
Представители ответчика - компании ЗАО "Европейские технологии и сервис" - заявили, что не признают свою вину, между тем, они пока не определились, будут ли обжаловать решение суда. В результате обрушения купола аквапарка в Ясенево 14 февраля 2004 года погибли 28 человек, более 100 получили ранения.
Дорогие пользователи! С 15 декабря Форум Дети закрыт для общения. Выражаем благодарность всем нашим пользователям, принимавшим участие в дискуссиях и горячих спорах.
Редакция сосредоточится на выпуске увлекательных статей и новостей, которые вы сможете обсудить в комментариях.
Тема стала особенно актуальной после обрушения кровли «Трансвааль-Парка» и Бауманского рынка в Москве — гибель десятков людей не повлекла за собой финансовой ответственности тех, кто проектировал и строил здания. С 1 января 2007 года в России отменяется лицензирование строительных организаций. Система лицензирования признана неэффективной хотя бы в силу своей маломощности: в целом по стране лицензии на осуществление профессиональной деятельности имеют около 200 000 организаций, а надзором за их соответствием лицензионным требованиям занимаются всего лишь 1000 человек. Теперь и в органах государственной власти, и среди экспертов идет обсуждение того, как без лицензий наладить контроль над строительством и, в частности, за безопасностью строительных работ.
Ситуацией решили воспользоваться в страховом сообществе. Появилась идея, что в условиях, когда правительство не будет иметь оснований контролировать строительные компании, чиновников смогут заменить страховщики — но при условии законодательного введения обязательного страхования гражданской ответственности строителей. Таким образом, забота о безопасности должна обеспечить страховщикам новый рынок обязательного страхования, сопоставимый с ОСАГО. К сожалению, сейчас такой гарантии не существует. Проходя по улице мимо строительной площадки и получив по голове кирпичом, выпавшим из рук нерадивого строителя, гражданину приходится уповать только на чудо, которое поможет ему получить возмещение.
Но, как мы знаем, чудес на свете не бывает». Особенно это касается зданий, расположенных в районе плотной застройки — например, в исторических центрах городов», — рассказывает заместитель генерального директора компании «Ренессанс Страхование» Наталья Карпова. В законодательной власти выразителем нового веяния стал председатель думского Комитета по собственности Виктор Плескачевский, который недавно, выступая на съезде Всероссийского союза страховщиков, пообещал, что уже в нынешнюю весеннюю сессию Государственная Дума начнет обсуждение новой инициативы. Если соответствующий закон будет принят, то «фактически страховая компания станет сорегулятором вместе с общественным механизмом контроля», — считает Плескачевский. Уроки катастроф Дискуссия о страховании ответственности строителей обещает стать весьма острой, поскольку будет происходить на фоне сообщений о громких обрушениях зданий и сооружений как в России, так и по всему миру.
Москва. Новый комплекс вместо Трансвааля
Кроме того, нужно учесть опыт трагедии 2004 года, когда в результате ошибки при проектировании обрушилась крыша московского «Трансвааль-парка». Катастрофа "Трансвааль Парка" началась с темного облака у опорной колонны •. На днях прокуратура Москвы продлила до 14 июня следствие по делу об обрушении купола аквапарка "Трансвааль-парк". Как 8-летняя девочка преподала взрослым урок мужества в рухнувшем Трансваале.
Трагедия в "Трансвааль-парке": ошибка или преднамеренный расчёт?
Тогда обрушилась крыша "Трансвааль-парка". Сейчас о том происшествии непричастным людям напоминает лишь часовня в память о жертвах. Панорама — спортивно-развлекательный центр Трансвааль парк, Москва. 14 февраля исполняется 5 лет со дня трагедии, потрясшей всю страну.
На месте "Трансвааль-парка" в Москве построят развлекательный центр с бассейном
Сергей Арсентьев отметил, что за два года существования аквапарка владельцы не успели погасить привлеченные кредиты. Предъявление исков со стороны потерпевших к собственникам Сергей Арсентьев назвал «бессмысленным», поскольку «Е. Согласно материалам обвинительного заключения, ущерб «Е. Аквапарк был застрахован в компаниях РОСНО и Росгосстрахе, однако оба страховщика отказались признать обрушение крыши страховым случаем, поскольку договоры страхования здания и оборудования не предусматривали покрытие риска повреждения из-за ошибок проектирования. Источник: Интерфакс Санкт-Петербург. Коллегия Счетной палаты сегодня обнародовала результаты проверки расходования средств, выделенных в 2003-2004 гг. Как сообщили в пресс-службе Счетной палаты, коллегия пришла к выводу, что использование средств займа на строительство КЗС значительно отстает от графика. Как следует из материалов коллегии Счетной палаты, привлечение займа позволило возобновить строительство КЗС.
В здании развлекательного комплекса в момент обрушения находились более тысячи посетителей. Позже была названа основная причина трагедии в Ясенево: ошибка проектирования.
По уголовному делу в качестве обвиняемых проходили главный архитектор Нодар Канчели и начальник Московской государственной вневедомственной экспертизы Анатолий Воронин.
Проект на Отрадной улице на северо-востоке Москвы уже одобрен градостроительной земельной комиссией ГЗК. В рамках первой очереди будет построен спортивно-торговый комплекс с аквазоной общей площадью 7,5 тыс.
Затем девелопер перейдет к возведению жилой части на 20 тыс. Сроки строительства, по словам Марины Резвовой, предположительно два-три года. В целом инвестиции в проект МФК на Отрадной улице могут составить примерно 1,8 млрд руб.
В катастрофе спаслись лишь 79 человек. Кто виноват: Расследование продолжалось два года. Среди обвиняемых — глава организации-субарендатора и эксплуататора «Булгарии», эксперт Российского речного реестра, лицензировавший теплоход, начальник и главный госинспектор Казанского отдела Ространснадзора, а также выживший в катастрофе старший помощник капитана теплохода «Булгария». Пятеро обвиняемых получили сроки от 5 до 11 лет. ТЦ «Адмирал», Казань Когда: 11 марта 2015 года.
Погибшие: 18 человек во время пожара и 1 человек, подполковник МЧС, при обрушении здания. Что случилось: Пожар возник из-за кровельных работ на крыше пристройки к торговому центру. Так как при строительстве ТЦ были использованы материалы низкой огнестойкости, конструкции здания быстро начали заваливаться, перекрывая эвакуационные выходы. Пламя захватило площадь в 4 тысячи квадратных метров. Кто виноват: По версии следствия, с 2013 года здание ТЦ незаконно эксплуатировалось без соответствующего разрешения и с грубыми нарушениями норм противопожарных правил.
К уголовной ответственности привлечены 12 человек: собственник торгового центра, директор организации-арендатора, сотрудники, ответственные за пожарную безопасность, а также рабочие, чьи действия привели к возгоранию кровли. Часть дел передана в суд в 2017 году. Подготовила Анна Карпова.
Рухнувший «Трансвааль-парк» решено восстановить
Чтобы если не устранить, то хотя бы минимизировать воздействие вибрации, необходимо обеспечить диссипацию рассеяние энергии колебаний, возникающих в конструкции. Диссипация происходит в результате внутреннего трения или ухода волн в грунт. В "Трансваале" крепление колонн было близко к шарнирному. Поэтому деформационные волны не гасли из-за внутреннего трения сталь - очень упругий материал и не уходили в фундамент, а отражались от шарнира и вновь начинали "гулять" по элементам сооружения. Конечно, это тоже повышало риск обрушения. Почему же вибрация не рассматривалась в качестве одной из главных причин катастрофы, хотя этот фактор и фигурировал в материалах расследования?
Комиссии экспертов проверяли процессы проектирования, возведения и эксплуатации здания аквапарка в первую очередь на соответствие Строительным нормам и правилам СНиПам - в строительстве им принадлежит та же роль, что ГОСТам в промышленности. Нарушений обнаружено не было. Возникает простая мысль: если проект соответствовал СНиПам, но здание разрушилось, значит, СНиПы необходимо пересмотреть, добавив раздел "Вибрационная выносливость" - ведь нормы на этот параметр отсутствуют. В этом разделе необходимо запретить использовать несущие конструкции из бетона, если в процессе эксплуатации в них могут возникать поперечные изгибные колебания. Имеет также смысл создать службу наблюдения за вибрационной обстановкой в составе Госгортехнадзора или МЧС, вменив ей в обязанность вести непрерывный контроль частот и амплитуд колебаний почвы и элементов конструкций, в первую очередь таких сооружений, как мосты, тоннели, крупные здания.
Наконец, следует шире внедрять в строительную практику приемы, увеличивающие диссипацию энергии колебаний. Это могут быть эластичные соединения крупногабаритных жестких элементов, антивибрационные швы, демпфирующие устройства и т.
Я вел наиболее острые дела — сирот и инвалидов. Это дело Тамары Папиташвили, которой отрубило обе ноги. В «Трансваале» у нее погибли ее ребенок и супруг, она осталась без средств к существованию.
Это дело сироты Вики Смирновой, у которой погибла беременная мама, это дело Юлии Милогородской, у которой погибли оба родителя. Это дело Ларисы Гузеевой, у которой погиб один из двух сыновей. Мы выиграли эти дела. Плюс нам удалось добиться так называемого пролонгированного возмещения ущерба. Тамара Папиташвили получает ежемесячные выплаты на лекарства и уход — около 5 тысяч рублей.
Мы долго боролись с судебными приставами, и сегодня эти решения исполняются. Вы надеетесь отсудить больше выплат? Сейчас в Европейском суде эти жалобы приняты к рассмотрению, и мы ждем оттуда адекватного решения. Конечно, есть надежда, что Европейский суд взыщет уже с Российской Федерации, а не с конкретных виновных, более высокие суммы. Кроме того, решение могло бы стать, согласно российскому законодательству, новым, вновь открывшимся обстоятельством, что является основанием для пересмотра уголовного дела.
Мы не оставляем работу в этом направлении: если будет решение Европейского суда, мы поставим вопрос о привлечении виновных к ответственности. Все же факты нарушений зафиксированы в материалах уголовного дела, их там огромное количество. Их изучение вызывает только один вопрос: почему «Трансвааль-парк» простоял так долго, почему не рухнул раньше?! По проекту его глубина должна быть около четырех метров, а когда заменили, он оказался углублен всего на два метра. Потом, по проекту должна быть алюминиевая крыша, а сделали бетонную.
Ряд согласований, которые делаются еще до начала строительства, сделали после того, как закончили стройку. В процессе строительства было огромное количество пересортицы: более дорогие строительные материалы меняли на более дешевые. В частности, крепления опор крыши вместо дорогой высокопрочной стали, подлежащей сварке, поменяли на чугунные, сваривать которые невозможно. Все эти нарушения при строительстве были осознанными, умышленными. Все они имели один мотив — корыстный.
Везде все было связано с желанием сделать все подешевле. В чем была разница между алюминиевой — по проекту — крышей и бетонной? В цене! Алюминиевая стоила в два раза дороже. Это «подешевле» уже жить не могло, стоять не могло, — и в итоге рухнуло.
У нас нельзя построить здание просто так. Согласование пакета проектных документов длиться около двух лет. Естественно, за каждой подписью стоит определенная ответственность, в том числе уголовная.
По закону Гука они вызывают соответствующие деформации. Но из-за хаотического взаимного расположения зерен локальные местные напряжения и деформации не совпадают со средними, в частности могут существовать области, где напряжения превышают предел упругости. При статическом нагружении такое положение не вызовет опасных последствий. В случае же переменных нагрузок напряжения и деформации в указанных "перенапряженных" областях могут привести к нарушению сплошности тела.
Дефекты в виде микротрещин уменьшают жесткость конструкций, а это в свою очередь снижает частоту собственных колебаний. В конце концов, она может оказаться в "опасном" диапазоне. Когда это произойдет, зависит от особенностей каждой конкретной конструкции. Кровля "Трансвааля" имела огромную площадь и небольшую толщину, представляя собой, по сути дела, мембрану. В сложившихся условиях амплитуда ее колебаний оказалась высокой и дегенерация бетона шла быстро. Поэтому от постройки до аварии прошло совсем немного времени. Чтобы если не устранить, то хотя бы минимизировать воздействие вибрации, необходимо обеспечить диссипацию рассеяние энергии колебаний, возникающих в конструкции.
Диссипация происходит в результате внутреннего трения или ухода волн в грунт. В "Трансваале" крепление колонн было близко к шарнирному.
Заслуженный строитель России к ответственности не привлекался. В 2013 году на месте «Трансвааль-парка» был открыт другой развлекательный объект — аквапарк «Мореон», рядом с ним на территории установлена часовня в память о жертвах трагедии.