В разных регионах России существовали свои традиции и особенности сватовства.
Свадебные обычаи Древней Руси
Простолюдины громко праздновали без венчания, и новость о новобрачных становилась известна по всей округе. Самая любимая свадебная традиция среди жителей СФО и ДФО — бросание букета невесты: этот обычай соблюдали на своей свадьбе 57 % опрошенных женатых пар. Самая любимая свадебная традиция среди жителей СФО и ДФО — бросание букета невесты: этот обычай соблюдали на своей свадьбе 57 % опрошенных женатых пар. Свадебные традиции, которые вмещает в себя свадьба в России сегодня, далеки от старинных и смешаны с современными трендами, заимствованных у католиков, с. Традиции и обряды», которая готовится к открытию в филиале ГИМ в Туле, вошли 283 экспоната. Мы привыкли уже к нашим свадебным традициям и порою не отдаём отчёта в их самобытности и неповторимости.
Традиции и обряды русской свадьбы
Молодой человек должен был подумать и о свадебном кортеже. В нём участвовали все родственники и гости со стороны жениха. Исключением были его родители. Они должны оставались в доме и заканчивали все приготовления к празднику. Девичник и мальчишник Непосредственно за три дня перед свадьбой проходило ещё два события. Невесты организовывали девичник, а жених — мальчишник.
В нынешнее время девичник проходит в виде весёлой вечеринки, на которой подружки дарят невесте всякие безделушки. В давние времена всё происходило иначе. Новоиспеченная невеста собирала всех девушек села, подруг и родственников. Обязательно приглашалась вытница, которая пела страдальческие песни. Девушка в это время горько плакала, прощаясь со своей молодостью, беззаботной жизнью, с родительским домом.
Рыдание невесты на девичнике было обязательным — в противном случае её ждала несчастная жизнь в браке. После обряда рыдания все присутствующие приглашались за стол. Все выпивали, кушали и продолжали плакать. Невеста каждой гостье дарила по два пояска. Заканчивалось мероприятие песнями.
Если девушке разрешалось выйти из дому, то в летнее время всей гурьбой шли в поле, собирали цветы, вязали венки. Все эти действия сопровождались песнями. В зимнее время — катались на санях. В завершении девишника невеста с подругами шла в баню, где её мыли и готовили к предстоящей свадьбе. Мальчишник у жениха был абсолютной противоположностью: он проводил его в полном одиночестве, должен был находиться с вечера до утра в бане и молчать.
Проведение торжества Наконец-то наступал день торжества, и в этот день необходимо было соблюсти каждое действие в точности. Начиналось все с восходом солнца. Новоиспечённой невесте необходимо было в доме будущего мужа прочитать заклинания от всякого рода сглаза. Выкуп невесты Следующей традицией, которая сохранилась и до нынешних времён, является выкуп новобрачной. В момент, когда молодой человек приезжал за своей суженой, ему готовили различного рода испытания.
Только после того, как все задания выполнялись, он мог забрать невесту. Весь процесс проходил весело. Участниками были все родственники со стороны невесты, которые преграждали дорогу жениху ещё на въезде в деревню. Следующий этап был у ворот двора. Если молодой человек не справлялся с поставленной задачей, то он должен был рассчитаться денежкой.
Конечно, не стояла задача разорить жениха. Всё было символично. Тем более, что на всех этапах разрешалось помогать дружку жениха. После того, как жених забрал невесту, все дружно отправлялись на венчание в храм. Празднование После церкви молодожёны отправлялись в дом жениха, где и происходили гуляния.
На пороге дома молодожёнов встречала мать молодожёна. Она осыпала пару пшеницей и овсом, чтобы в семейной жизни было благополучие и достаток. Затем угощали хлебом и солью. Каравай или хлеб пекли дома.
Существуют и современные свадебные традиции, которые появились совсем недавно. Расскажем более подробно о них.
Свадебный каравай как традиция Считается, что если выполнять определенные традиции свадьбы, то это будет являться признаком семейного счастья. Одной из таких традиций является свадебный каравай. Свадебный каравай как традиция одна из самых старых и с ней связанно выполнение многих ритуалов. Прежде всего, свадебный каравай должен быть испечен определенным образом. На нем обязательно должна присутствовать веточка калины, как символ любви. Готовиться он должен также определенным образом.
Тесто должна замешивать женщина, которая находится в счастливом браке и имеет кучу детей. Замешивая тесто для свадебного каравая — она тем самым делится своим счастьем с будущей семьей. Свадебный каравай как традиция существует и сегодня, правда несколько в упрощенном виде. Также со свадебным караваем существует традиция такая, что жених и невеста должны откусывать от него.
В стародавние времена гадать о главе семьи никому бы и в голову не пришло.
На Руси правил строгий и порой жестокий патриархат. Брачная ночь Предсвадебные хлопоты позади, закончено застолье, и наступает самая таинственная и прекрасная ночь в жизни влюбленных — первая брачная. Свадебная традиция, внести молодую жену в новый дом на руках, также имеет магическую подоплеку. В древние времена жених таким образом отводил глаза нечистой силе, делая вид, что несет дитя. Обычай проводить первую свадебную ночь вне родных стен призывает молодых людей скрыться от злых чар, спрятаться в другом месте.
Часто ночлег новобрачным предоставляли родственники, или в качестве экзотического варианта молодых людей отправляли на сеновал, оборудованный сарайчик. Современные молодожены также жаждут приключений и для этого бронируют номер в гостинице, арендуют апартаменты. В отличие от славянских традиций, второй день банкета стал необязательным. Вместо него юные влюбленные предпочитают свадебное путешествие, медовый месяц в каком-нибудь курортном месте. Несмотря на то, что культура постоянно меняется и многие традиции утрачивают свою актуальность, свадебное торжество навсегда останется самым великолепным и запоминающимся событием в жизни.
А чтобы свадьба стала настоящим праздником любви и веселья, необходимо приложить все усилия и как следует подготовиться.
Они составят уникальную сюжетную линию, в которой отражены хобби, события в вашей паре, украсят площадку, подберут атрибуты, костюмы. Тогда будет уверенность, что выкуп станет шикарным выступлением, а не клоунадой в неухоженном подъезде. Бросать крупу и монеты в молодых Летящие рис и монетки не такие уж и приятные предметы. Представьте, сколько времени потребуется невесте, чтобы выбрать рис из прически. А получить пятирублевой монетой в лицо — тоже не самое приятное ощущение. Есть более элегантный способ встречи молодой пары, о котором расскажем дальше.
Цеплять замки Традиция давно исчерпала себя. В различных российских городах власти вынужденно удалили замки — заграждения не держали нагрузки и начали наклоняться, обрушаться под «тяжелым весом любви». На замену есть более новый, интересный способ «капсула времени», о котором написано ниже. Выпускать голубей Эта традиция существует очень долго. Она вовсе не свежа и не такая безобидная. Откажитесь от эксплуатации голубей в пользу более гуманного, но при этом также символичного ритуала. Каравай Существуют более интересные способы встретить новобрачных.
Например, вместо традиционного каравая можно выбрать другое, соответствующее стилю свадьбы. Для свадьбы в итальянском стиле можно использовать пиццу или заменить встречу с караваем разрезанием красной ленточки. Это будет символизировать конец «старой» жизни, вступление в «новую» вместе. Собирать деньги с гостей или что-то продавать им Есть много аналогичных традиций, которые сегодня выглядят странно. Апогеем является сбор денег на мальчика или девочку. Гости уже решили, какую сумму вручат молодым. Она находится в конверте или потрачена на подарок.
Дальнейшие попытки выманивания денег попахивают манипуляцией. Многие платят картами, некоторые телефоном. У гостей вообще может не быть наличных, что сделает ситуацию неловкой. С этими традициями в архив отправляются чтение стихотворений с поздравительных открыток и требование произнести тост от всех гостей. Бросать букет В настоящее время многие новобрачные отказываются от этой традиции в пользу оригинальных и интересных вариантов. Например, можно организовать забавную игру, в которой принимают участие все гости, или даже предложить букет невесты особенному человеку, достойному этой чести по вашему мнению. Это внесет элемент индивидуальности и неожиданности.
Русская свадебная традиция
- Свадьба в России сегодня: традиции и современные тренды
- ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ
- Будущие традиции, которые зарождаются сегодня
- Свадебные обряды и традиции в России Часть 2
Устаревшие свадебные традиции
- Sorry, your request has been denied.
- Свадьба в России сегодня: традиции и современные тренды
- Свадебные традиции в России, обычаи и традиции на свадьбе — Портал «Свадебный вальс»
- Современные свадебные традиции и обряды
- Свадебные обычаи и традиции в России - Организация банкетов
Игры в покойника. Странные свадебные традиции на Руси
Русская свадьба - традиции и современность | В русской традиции считалось нормальным шить самой себе свадебное платье. |
Исторический музей знакомит жителей Тулы с истоками русского свадебного обряда | Еще в начале XX века Россия сохраняла множество традиций и обрядов, которые корнями уходят в дохристианские времена. |
Традиции и обряды русской свадьбы | Современные свадебные традиции и обряды в России. |
Свадебные традиции и обычаи в России - церемонии и обряды на свадьбе | Эти традиции могут напугать кого угодно: как на Руси проходили свадебные гуляния и какие ритуалы предстояло пройти новобрачным. |
Больше не «Горько!»: как проводит свадьбы молодежь и почему банкеты больше не в моде
После регистрации брака, гости осыпают молодоженов цветочными лепестками, рисом, монетами. Эти дары — символическое пожелание плодородия, материального изобилия и достатка. А открывал этот бал вальс, который танцевали новобрачные. Сегодня первый танец жениха и невесты — это возможность выразить и показать историю своей любви в танце, проявив свой творческий потенциал.
Его начинают репетировать за несколько недель до торжества, и результат всегда стоит затраченных усилий, находя восторженное отражение в глазах гостей. Невеста, повернувшись спиной к незамужним подругам, бросает букет назад. Поймавшая девушка — следующая, кто будет играть свадьбу.
Мужчинам-холостякам аналогичным образом бросает подвязку жених. Голубь, символ чистоты, любви и мира, ассоциируется также со счастливым браком, ведь известно, что эти птицы выбирают себе пару один раз и на всю жизнь.
Если парень приходил без кольца, то родители делали вывод, что он в будущем не сможет обеспечить семью. Если сватовство заканчивалось с положительным решением, то родители должны были выполнить обряд благословения. В давние времена он проводился только в храме с использованием икон, рушника и хлеба с солью. В том случае, когда молодые люди сговаривались между собой о свадьбе, а их выбор не нравился родителям, то они могли не получить благословение последних. Молодые должны были повиноваться. В противном случае существовал риск полного разрыва отношений с родителями за непослушание.
Помолвка После того, как прошло сватовство, следующим этапом было проведение сговора или, иными словами, «рукобитья». Во время этого мероприятия все участники мероприятия оговаривали все моменты подготовки и проведения свадьбы. Именно с этого дня начинались все совместные действия, и он стал называться помолвкой. Помолвка считалась важным днём в развитии взаимоотношений между молодыми людьми. С этого момента определялись некоторые обязательства. В этот день привселюдно молодой человек делал девушке предложения руки и сердца. Но в первую очередь он обращался к отцу невесты. И только после его одобрения жених мог обратиться непосредственно к своей избраннице.
После утвердительного ответа парень вручал ей кольцо, которое носилось на безымянном пальце правой руки вплоть до свадебного торжества. Отмечалась помолвка довольно торжественно. Все заботы полагались в основном на семейство невесты. Накрывался шикарный стол, виновники торжества и все гости надевали нарядные одежды. В центре застолья восседал именно отец невесты. За ним всегда сохранялось право первого слова и напутствия. Затем гости поочередно подходили к молодым людям и произносили поздравления. В деревенских семьях помолвка постепенно перерастала в шумное мероприятие с песнями и плясками.
Среди состоятельных людей в этот день традиционно организовывались балы, на которые приглашалось огромное количество гостей. В давние времена помолвка проводилась как минимум за 3—6 месяцев до свадьбы. Таким способом молодым давалось время обдумать своё решение и проверить чувства. Ещё одной причиной такого длительного срока — было отведение необходимого промежутка времени на организацию свадьбы и проведения подготовительных мероприятий. Некоторое время традиция проведения помолвки была забыта, но в последнее время некоторые молодожёны все больше обращаются к этому моменту. Подготовка к свадьбе Итак, прошла помолвка, дата свадьбы назначена, а следовательно — наступило время подготовки к свадьбе. Приданное После сговора и помолвки невеста начинала готовить приданное. В основном девушка занималась этим самостоятельно, но если сроки поджимали, то на помощь приходили все женщины в доме: мать, сёстры, подружки невесты.
По своему составу приданное отличалось в зависимости от благосостояния семей и их статуса. В перечень приданного обычно входили несколько платьев, шуб, посуда, бельё для постели, одеяла и покрывала, ковры, шубы и прочее. Кроме своего приданного, девушке необходимо было подготовить и свадебные атрибуты: вышитый рушник, используемый для благословения; расшитую рубаху для жениха, которую он надевал на свадьбе. После свадебного торжества вышитый рушник сохранялся в новой семье и являлся оберегом от горестей и ненастий. Наряд Свадебный наряд невесты существенно отличался от того, который принято видеть на современных торжествах. Белое подвенечное платье пришло в Россию из Европы. А в давние времена невеста облачалась в сарафан красного цвета, символизирующий счастливый брак и большое потомство. А белому цвету приписывали несчастье и печаль.
Теперь о фате. Этот элемент свадебного наряда имела право надеть девушка, которая выходила замуж впервые.
Однако перечить родителям все равно осмеливались немногие — влюбленные старались, чтобы отец и мать благословили союз. В семьях, где было несколько девушек на выданье, нужно было соблюдать очередность: младшая дочь не могла опередить в замужестве старшую. Однако уже во второй половине века традицию, согласно которой родители решали судьбу детей, начали считать пережитком прошлого. Мальчишники и девичники Перед свадьбой традиционно закатывали мальчишники и девичники. Мужчины ходили по кабакам, к цыганам, пели песни под гитару и веселились.
Девушки собирались в банях, а после также ели, пили, пели и плясали. Фото: А. Согласно поверью, в туфли невесте клали золотые монетки под пятки — это сулило семье богатство. Женихи наряжались в праздничный костюм. Представители светского общества облачались в черные фраки, повязывали белые галстуки, на руки надевали перчатки, военные были в парадной униформе. Фото: К.
Чаще всего, невесту выкупают у её подруг, матери или брата. Делать это может как дружки жениха, та и он сам — приезжая за будущей женой, он обнаруживает двери запертыми и предлагает плату.
Если она мала, жениху выводят совсем другую девушку. Или женщину — какую-нибудь немолодую тётушку, например. Свадьба от этого бывает только веселей. Кстати, различного рода препятствия на пути к венцу могут чинить и совершенно посторонние люди, например, перекрывая дорогу свадебному кортежу. В качестве выкупа в этом случае взрослые требуют выпивку, а дети — конфеты и другие угощения. Кстати, в деревнях, вдали от мегаполисов, эта традиция всё ещё жива. Выкуп дороги», худ. Львов, 1912 год Благословение родителей Родители должны благословить молодых иконой ещё до того, как они поедут регистрировать брак.
Но в жизни так происходит редко. Если семья нерелигиозная, благословение принимает форму обычного напутствия. Благословение дают родители невесты в своём доме, когда сторона жениха уже уладила все вопросы с выкупом. А свёкр и свекровь благословляют молодых, встречая пару уже на пороге своего дома. Конечно, в наше время они чаще всего приезжают куда-нибудь в ресторан, но традиция преподносить молодоженам «хлеб-соль» от этого не отменяется. Она существует только у славянских народов и очень прочно в наши традиции вросла. Смысл — определить по размеру укуса, кто в семье будет главный. Кусок непременно круто солится, им жених и невеста угощают друг друга.
Считается, что это последнее огорчение, доставленное супругу. Кстати, традиция кричать на свадьбе «Горько!
Звездные гости, ведущий Басков и традиции: как прошла свадьба сына Жасмин, длившаяся неделю
О свадебных обычаях, бок о бок идущих с церковным таинством венчания, узнаем из описания русского этнографа М. Забылина. Традиции и обычаи свадьбы в России. В этой статье мы попробуем разобраться, какие свадебные традиции пришли из глубокой древности, а какие зародились чуть позже, но при этом отлично вплелись в славянскую культуру.
Свадебные традиции в XIX веке: ярмарки невест, сватовство и мальчишники
История свадебных обычаев и традиций. Свадебные обычаи имеют свою древнюю историю, которая начинается задолго до нашей эры. Некоторые обычаи и традиции проведения русских свадеб до сих пор используются в современных тематических торжествах. Отмена свадебных традиций.
О женитьбах и свадьбах в старину на Руси
Современная русская свадьба сохранила в себе традиции древнерусской свадьбы и включила в себя обычаи других народов. В современном прочтении в свадебном обычае перемешались православные традиции, светские обряды и даже отголоски язычества. О новых и старых обычаях в стране, особенностях их соблюдения в России — в материале РИА е традиции и обычаиРусские традиции формировались и видоизменялись на протяжении многих веков. Свадьба — это целый набор традиций и обычаев, и отдельное важное место занимает подготовка к ней.
Несколько идей для свадьбы в традициях славянской культуры
Он брал с собой 1—2 сватов. Все они должны были быть хорошими, счастливыми семьянинами. Никогда на должность сватов не выбирали бездетных и вдовых. В большинстве случаев ни жених, ни его родители не приходили в дом невесты, пока сватами не была получена предварительная договоренность о браке. Неблагоприятными днями для сватовства считались среда и пятница есть мнение, что в эти дни запрещалась львиная доля всех дел, которым покровительствовало женское божество, например, ткачество, прядение. А также понедельник — так же, как и в нынешнее время, он звался тяжёлым днём. Сватать обычно приходили после захода солнца. Приносили с собой круглый хлеб, по желанию — горячительный напиток. Сваты заходили в дом, не дожидаясь приглашения, переступали порог правой ногой, грели руки у печи и сразу садились под матицу или возле неё — потолочную балку, отделяющую в гостиной зону «для гостей» от личного пространства семьи, входить в которое было не принято.
Таким образом, сваты устраивались как раз на границе. Во многих регионах хозяева не угощали сватов, а если эти особенные гости попадали в дом во время семейной трапезы, всю еду спешно убирали. Разговор сваты вели иносказательно, вроде того что «у вас в саду цветочек, можно ли его пересадить в наш садочек? А вот как об этом рассказывает народная песня: «Так уж мы летали, летали Да на сине море плавали». Пимоненко, 1896 г. Невеста либо не присутствовала на сватовстве, либо её усаживали возле печки которая оберегала её , откуда она молча наблюдала за происходящим, одетая в так называемое «печальное» платье. Когда согласие было достигнуто, родители впервые отламывали принесённый сватами хлеб. Часто отец невесты разламывал его на две или четыре части.
Одну половину хлеба отдавали родственникам невесты, другую — родственникам жениха. Они разделяли его между всеми присутствующими. Петров, 1861 г. Фрагмент Но это было не окончательное решение о свадьбе, обязательно назначался осмотр хозяйства потенциального мужа, а в некоторых случаях устраивали и смотрины невесты. Кроме того, во время помолвки которая также называлась сговором стороны жениха и невесты договаривались о том, в какой срок они сыграют свадьбу и породнятся, распределяли свадебные чины, оговаривали вопросы приданого, условия проживания невесты и так далее. Переговоры заканчивались подписанием документа, отдалённо напоминающего брачный контракт — так называемой рядной записи. После этого начинался настоящий праздник в честь помолвки. Согласно чину «Домостроя», организовывалось лёгкое угощение.
В первую очередь поздравляли будущую тёщу. Стороны обменивались подарками, далее следовали поцелуи с ширинками — дарением друг другу платков. Важным обрядом было рукопожатие отцов невесты и жениха над столом, которое называлось рукобитье это слово стало синонимом «сговора». Интересно, что во время рукопожатия оба отца закрывали кисти своих рук: надевали рукавицы, распускали рукава своей одежды или просто пожимали руки друг другу через рушник. Это наглядно показывало, что две семьи всё ещё чужие. В некоторых регионах рукобитье и помолвку разделяли на два праздника: первое считали делом семейном, присутствовали лишь ближайшие родственники. В то время как помолвка отмечалась в другой день, и приглашали на неё столько гостей, сколько мог вместить дом родителей невесты. Во время помолвки совершалось первое благословение на брак.
Будущие супруги становились перед родителями невесты, отец невесты благословлял иконой, мать — хлебом с солью. Гравюра с картины И. Середина XIX в. В рамках помолвки часто совершалось домашнее обручение, которое заключалось в следующем. Парень и девушка клали свои кольца в эту посуду. Затем отец невесты три раза передвигал эти предметы. Таким образом, перед парнем оказывалась посуда с кольцом девушки, а перед девушкой — посуда с кольцом парня. Жених и невеста надевали их.
Есть версия, что само слово «обручение» происходит от одного из названий колец — «обручей». На будущих супругов иногда надевали один на двоих меховой тулуп либо плащ , покрывая их с головой. Его приносил жених. Обычно это трактуют как символ покровительства, которое с этой поры обязан обеспечивать девушке её суженый. После помолвки невеста называлась «сговоренка». Будущих супругов могли называть «помолвленные». То же значение и у слова «наречённые». Дарили ли на Руси кольца?
Только что мы говорили об обычае обмена кольцами, часто проводившемся на помолвке, теперь рассмотрим происхождение этой традиции. Дело увенчалось успехом, и папа начал заочное венчание. Однако все были удивлены, что русский государь не передал с послами своё кольцо для обряда. На этот вопрос присутствующий уполномоченный Иван Фрязин ответил, что такого обычая на Руси нет. Из данного сообщения некоторыми делается неправильный вывод, будто на Руси не было обручения вообще, и только после приезда Софьи Палеолог оно получило распространение в нашей стране. На самом деле на Руси в то время не было обычая обмена кольцами на венчании, тогда как обручение перед свадьбой было широко распространено. Видный историк М. Никольский показал, что обмен кольцами возник на Руси задолго до введения христианства.
В Переяславльско-Суздальской летописи отмечено: выбор суженого совершался на языческих праздниках в полях путём «пръест ручных показана, и от пръстней даралагания на пръеста чюжия»; также использование перстней в качестве атрибутов супружества указывается в «Слове об идолах» как дохристианский славянский обряд. На сохранившемся до наших дней памятнике славянского язычества, Збручском идоле, найденном на территории нынешней Украины и датируемым X веком, есть изображение богини с кольцом в руке. Считается, что это покровительница брака Лада. Таким образом, изначально на Руси обмен кольцами происходил дома и за несколько недель до свадьбы. Но всё переменилось в 1702 году. Петр I издал указ, согласно которому не нужно было обручаться заранее, это разрешалось делать только в церкви перед венчанием, да и то было необязательно. По замыслу Петра I, указ должен был уничтожить юридическую силу обручения. Однако простые люди закон восприняли не в полной мере, и многие крестьяне всё равно продолжали проводить обмен кольцами в честь помолвки.
Видеть невесту и отказаться от нее считалось бесчестием, и родители невесты могли напутать на жениха духовным властям много такого, что и не снилось жениху, и вовлечь его в беду и ответственность. Костомаров приводит такой пример. Один молодой человек, вероятно не имевший родителей, задумал жениться и поручил свату найти ему невесту. Приятель условился с одним посадским обмануть его. У этого посадского была кривая дочка. Родитель этой красавицы обещал приятелю щедрую награду, если он сбудет ее за охотника. Сват отправляется к жениху и говорит, что он может видеть из окна невесту, когда она пройдет по улице. Девицу провели во всем убранстве, и жених смотрел на нее из окна. Девица, идя, держалась так, что жених видел только ее здоровый глаз и, не заметив другого, решился на ней жениться. Плохое житье было как мужу, так и жене; выиграл в этом только один сват.
И ныне есть в обычае в старинных русских семействах и особенно между провинциалами-староверами, что родители, не спрашивая согласия своих детей, соглашаются между собою и насильно совершают брак ради своих дружеских отношений, коммерческих выгод или хорошего собутыльничества. Брачный сговор После смотра происходил сговор, первая часть брачного праздника, или вступление к торжеству. Сговорный день назначался родителями невесты. Родители жениха, сам жених и его близкие родственники приезжали к ним. Это случалось иногда до обеда, иногда после обеда, вечером, смотря по тому, как угодно было это назначить родителям невесты. Тут родители невесты принимали гостей с почестями, выходили к ним навстречу, кланялись друг другу до земли, сажали гостей на почетных местах в переднем углу под божницей, а сами садились возле них. Несколько времени проходило в молчании, глядя друг на друга. Этого требовало приличие того времени. Михаил Шибанов. Потом или отец жениха, или родственник жениха, человек близкий, говорил речь такого смысла, где высказывалась причина приезда и доброе его назначение.
Родители невесты необходимо должны были отвечать, что они рады этому приезду. После того писалась рядная запись, где означалось, что обе стороны постановляли: в такое время жених обязывался взять себе в жены такую-то, а родственники ее должны были выдать и дать за нее такое-то приданое. Сроки были различные, смотря по обстоятельствам: иногда свадьбы совершались и чрез неделю после сговора, а иногда между сговором и венчанием проходило несколько месяцев. Приданое, как и теперь, всегда было важным условием русской свадьбы и состояло в постели, платьях, домашней утвари и украшениях, в рабах и деньгах, и недвижимых имениях, если девица принадлежала к дворянскому происхождению. Обыкновенно приданое доставлялось в дом новобрачных после свадьбы; но недоверчивость родителей жениха нередко достигала того, что вызывала немедленное исполнение обещанного по пословице: «Денежки на стол, девушку за стол». Роспись приданого в прежнее время называлась рядною записью, где писалось подробно все, что давалось за невестою; причем в противном случае договаривалась неустойка или попятное. Та сторона, которая отступала, обязывалась платить известную сумму. Такие суммы были велики, смотря по состоянию, и всегда таковы, что могли быть отягощением для нарушителя своего обязательства. Рядную запись писал подьячий, которого нарочно для того приглашали. Случалось, что в той же рядной записи прибавлялось в виду условия, чтобы мужу не бить своей жены; чтобы при случае можно было взыскать обиду судом.
Эта мера считалась необходимою, потому что, в противном случае, новобрачный мог в полной мере выражать свою лютость и досаду безнаказанно над супругою. При сговоре невесты в то время не было. Но по окончании условий одна из женщин, принадлежащих к членам семейства или состоя в близкой родне невесты, приносила жениху и сопровождающим его родственникам от имени невесты — подарки. Сговор вообще представлял собою характер укрепляющий для будущей цели брачного союза, нарушить который со стороны жениха значило оскорбить семью невесты. Как бы то ни было, но, начиная от сговора до свадьбы, как бы ни был продолжителен срок, жених не видит своей будущей невесты. Но вот наступает день бракосочетания: у жениха и невесты делаются приготовления; собирали поезжан, снаряжали разные свадебные чины, которые по духу времени составляли необходимость брачного торжества; замечание профессора Костомарова чрезвычайно удачно, когда он говорит, что вступление в новую жизнь жениха и невесты имело подобие с возведением старинных князей в достоинство их власти, а потому жених носил название князя, а невеста — княгини. Здесь подразумевается и то еще, по нашему мнению, что каждый отец и каждая мать обещает новое потомство, которое во всяком случае своего родоначальника или родоначальницу может почтить высоким достоинством и очень почтенным. Свадебные чины Главный чин со стороны жениха был тысяцкий, точно так же, как такие чины существовали во времена удельно-вечевые. Должность тысяцкого была сопровождать повсюду жениха и всюду остерегать и предупреждать его действия и совершать по порядку, притом так, чтобы из правил, соблюдаемых при венчании и на свадебном пиру, не нарушался порядок церемонии ни на одну черту. Затем следовали посаженные отцы и матери, если не было родных; в более благоприятном случае эту должность исполняли самые родители.
Отец и мать жениха благословляли его на брак; отец и мать выдавали невесту. С обеих сторон выбирались старшие и меньшие дружки и две свахи из замужних женщин; одна сваха была со стороны жениха, а другая — со стороны невесты; с обеих сторон выбирались сидячие бояре и боярыни, которые должны были образовать почетный совет; также с обеих сторон назначались свадебные дети боярские, или поезжане, сопровождавшие шествие жениха и невесты и во время церемонии составлявшие второй класс гостей после бояр. Наконец, к свадебному чину принадлежали лица, выбранные из прислуги: свечники, коровайники и фонарщики. Сверх всех свадебных чинов, был один очень важный, которого должность была оберегать свадьбу от всякого лиха и предохранять ее от колдовства и порчи, ибо свадебное дело в старину считалось особенно удобным для порч и колдовских лиходейств. Он назывался ясельничий или конюший. Накануне свадьбы собирались к жениху его гости, а также и к невесте ее гости, которые должны были составлять поезд, и те и другие пировали. В царских свадьбах царь сидел с невестою за одним столом, и все приносили поздравления. У простых же людей в эти дни выбранные свадебные чины с обеих сторон находились отдельно. У посадских и у крестьян велось в обычае, что жених в то время посылал невесте в подарок шапку, пару сапог, ларец, в котором румяна, перстни, гребешок, мыло и зеркальце, а некоторые, что проф. Костомаров приписывает обычаям XVI и XVII веков, посылали принадлежности женских работ: ножницы, нитки, иглы, а вместе с тем лакомства, состоящие из изюма и фиг, и розгу.
Это было символическим знаком того, что если молодая жена будет прилежно работать, то ее будут кормить и лакомить, а если лениться, то будут сечь розгами. Подготовка брачного ложа Венчание происходило большей частью вечером. Утром, в день торжества, иногда накануне, сваха невесты отправлялась в дом жениха приготовлять брачное ложе. В те времена суеверие допускало особенное приволье действиям колдунов, там, где рядят свадьбу, и потому принимали все меры предосторожности. Так, например, сваха обходила кругом хоромину, где устраивалось брачное торжество, и кровать, где постилалось брачное ложе, с рябиновой ветвью в руках, на которой нарезывались какие-то знаки. Ее шествие совершалось церемонно. За свахою человек пятьдесят и более несли принадлежности брачного ложа и брачной комнаты. Брачною комнатою избирался сенник, часто нетопленный. Необходимо было, чтобы на потолке не было земли, для того, чтобы таким образом брачная спальня не имела никакого подобия с могилою. Сенник обивался по стенам и устилался по помосту коврами; под стенами всегда были лавки с полавочниками, по четырем углам комнаты втыкалось по стреле, а на стрелы вешали меха соболей, в великокняжеских и царских брачных ложах по сорока, а в других по одному соболю, и сверх того, на оконечности стрелы втыкался калач; на лавках по углам ставили по оловяннику питейного меда; над дверьми и под окнами как внутри, так и снаружи по стенам прибивали по кресту.
Когда в этот покой вносили постель, то впереди несли образа Спаса и Богородицы и большой крест. Постель приготовлялась на кровати или на широкой скамье таким образом: сперва настилали снопы — в царских свадьбах число их было тридевять, то есть 27, в обыкновенных свадьбах по сорока; то и другое имело символо-кабаллистическое значение и, вероятно, употреблялось по произволу. На снопы клали ковер, а на него перины; на свадьбе Михаила Феодоровича положено было семь перин одна на другую; а у простых людей клали две перины и более, по желанию или по средствам. На перины клали изголовье и две подушки; на подушки натягивались шелковые наволоки. Постель была застлана шелковою простынею, на нее сверху постилали холодное одеяло; в довершение всего клали на подушку шапку, а в ногах теплое одеяло соболье или кунье, с оторочкою из более богатой материи, чем самое одеяло; шубу и ковер закрывали простыней. Вокруг постели навешивались тафтяные занавеси; над постелью ставились образа и крест, те самые, которые предшествовали при вносе постели.
Первым делом жених подписал документ, подтверждающий его любовь к избраннице, а после был проведен обряд под балдахином. После соблюдения всех традиция Жасмин устроила для молодоженов уже более яркий праздник со звездными гостями.
Помимо кровного родства существовало еще родство по вере, и там были свои ограничения. Поэтому часто девушке предстояло ехать далеко от дома, «во чужу деревню». В некоторых областях допускались знакомства во время церковных праздников, ярмарок, посиделок, хороводов. Знакомилась молодежь и на чужих свадьбах. Юон Пляска свах. Лигачево Московская губерния , 1912 Невесту готовили будто умирать Далекие расстояния и трудность жизни — причина, по которой на русском Севере, например, свадьбы были похожи на похороны. Переход невесты в новый статус сопровождался причитаниями и плачем, будто по покойнице. Грибков «Благословение на свадьбу» 1886 А вот в южных областях России свадьба — праздничный, яркий каравайный обряд, в котором гораздо меньше причитаний. Ритуалы в бане помогали выяснить, здорова ли невеста В бане за пару недель до свадьбы собирались важнейшие женщины: сваха, мать жениха и повитуха. При мытье они внимательно смотрели, нет ли у невесты физических изъянов, синяков, ссадин, кожных болячек. Достаточно ли она здорова, чтобы быть матерью, сможет ли выносить и родить детей? Вот почему так важно было, чтобы на теле девушки не было ни царапинки. Ведь если что-то могло показаться старшим женщинам подозрительным, могла расстроиться вся свадьба. А за физический изъян сваты были вправе просить увеличить размер приданого. Поэтому семья невесты с момента сватовства освобождала девушку от работы в поле и оберегала ее здоровье. Накануне свадьбы дня или рано утром в свадебный день невеста шла в баню с подругами или с родителями. Там ее омывали как покойницу, со специальными песнями, а после одевали в праздничный наряд.
Лучшие свадебные традиции в России. Свадебные обычаи в России
Традиции и обряды», которая готовится к открытию в филиале ГИМ в Туле, вошли 283 экспоната. Традиции, обряды, сценарии» пишут, что в старину в России последний день перед венчанием называли вечерухой или надвечерьем брака. Современные свадебные традиции и обряды в России.