Скачать презентацию на тему Общественное движение при Александре I можно ниже. В годы правления Александра I общественное движение в России впервые приобрело организованную форму. При Александре 1 общественное движение характеризовалось созданием тайных обществ. Общественное движение при Александре 1 основу своей деятельности закладывало на фундаменте либеральных идей.
Развитие общественного движения в России при Александре I. Подготовка восстания декабристов
Главная» Новости» Конспект по истории 9 класс общественное движение при александре 1 выступление декабристов кратко. Общественное движение при Александре I Дворцовый переворот и убийство императора Павла I многими в России были восприняты как настоящее, а не календарное начало нового века. характеризуется появлением первых примеров организованного общественного движения. Зарождение общественного движения При Александре I общественное движение впервые приобрело организованные формы. Общественное движение при Александре I – 21 просмотр, продолжительность: 20:46 мин. Смотреть бесплатно видеоальбом Камала Хабибова в социальной сети Мой Мир. • В царствование Александра I общественное движение впервые приобрело организованные формы.
Общественное движение при Александре I причины и последствия восстания декабристов
История | Общественное движение при Александре I. Общественное движение – явление, при котором разные слои населения выдвигаются различные идеи о перест. Цель урока: показать учащимся причины зарождения, идейные основы и основные этапы эволюции общественного движения в стране в первой четверти XIX в. Помагите пожалуйста по истории тема: ОБЩЕСТВЕННОЕ ДВИЖЕНИЕ ПРИ АЛЕКСАНДРЕ 1 кратко и важное. Одной из наиболее характерных черт послевоенного периода царствования Александра I стало нарастающее общественное движение. Деятельность общественного движения при Александре 1 привела к ряду значимых результатов, которые оказали влияние на развитие России в XIX веке.
Предпосылки возникновения и идейные основы движения декабристов.
- Россия в мире. 11 класс
- Конспект Общественное движение при Александре I | История 9 класс
- Общественное движение при александре первом
- Общественное движение при Александре 1 (таблица)
- Общественное движение при Александре I причины и последствия восстания декабристов
- Общественное движение при Александре 1: история, цели и влияние на Россию
Краткое содержание
- Конспект Общественное движение при Александре I | История 9 класс
- Общественное движение при Александре 1 (таблица)
- Общественное движение при Александре I. Выступление декабристов
- 4. Общественное движение при Александре I. Правление Александра I
4. Общественное движение при Александре I
Это новое общество при Екатерине II размножилось отчасти под влиянием ея просветительских планов, отчасти уже независимо от них или даже наперекор ея намерениям, по собственной силе развития» Пыпин А. Интеллигенция была наиболее активным и сознательным элементом. Эти здравомыслящие, передовые люди понимали необходимость двух коренных реформ - социальной и политической. Несомненно, новый император видел себя тем человеком, который решит эти задачи. Стремление Александра к преобразованиям и реформам в отечественной литературе часто трактовалось как «заигрывание с либерализмом», Ерошкин Н. И в первые годы своего царствования приблизительно до Тильзитского мира Александр действовал под влиянием своих идеальных воззрений, столько времени подавляемых и впервые вырвавшихся на свободу и вооруженных теперь всем могуществом русского самодержавия.
Планы стоились грандиозные, но им не суждено было сбыться. Единственный важный результат первых лет нового царствования заключался в утверждении министерств, то есть замене коллегиального правления министерским. Манифестом 8 ноября 1802 года было учреждено и Министерство народного просвещения. На всех преобразовательных попытках начала прошлого века лежит печать робкой нерешительности: не было общего ответа на вопрос, как осуществлять реформы. Ключевский писал: «Александр вступил на престол с запасом возвышенных и доброжелательных стремлений, которые должны были водворить свободу и благоденствие, но не отдавал отчета, как это сделать» Ключевский В.
Последние слова можно отнести и ко всем передовым просвещенным представителям русского общества того времени. Кроме того, прогрессивные идеи встречали противодействие, как со стороны сановной бюрократии, считавшей, что их реализация ниспровергнет Россию в бездну с вершины, достигнутой ею в предыдущее царствование славы, так и основной массы помещиков, среди которых мысль об освобождении крестьян не была популярной. Общество начала XIX в. Представители первого: А. Пыпин, Попугаев - пропагандировали идеи буржуазной республики, выступали за отмену крепостного права, за установление гражданских свобод для всех сословий; представители другого -Е.
Измайлов, Н. Карамзин, Д. Языков защищали идеи просвещенной монархии и в своих требованиях были близки к правительственному либерализму. Итак, мы видим, что «общество несомненно обнаруживало признаки самодеятельности и критического отношения к своей жизни» Пыпин А. Мы неслучайно достаточно подробно остановились на первых годах царствования Александра I - «весне либерализма»; это было время пробуждения русской общественной мысли, стремления к общественной деятельности, которое со временем только усиливалось.
Либеральное настроение правительства и передовых кругов общества нашло отражение в области просвещения и печати: принятые в 1804 году Устав учебных заведений и первый в России цензурный устав отличались демократичностью, причем цензура передавалась в ведение Министерства народного просвещения. И хотя действие этих уставов систематически ограничивалось правительственными мероприятиями и в новое царствование они были заменены другими, значение прогрессивных идей, заложенных в них, было велико для передовых кругов общества и развития образования и печати на протяжении всего XIX века. В результате государственные преобразования первого пятилетнего периода не пошли дальше учреждения министерства и весьма скромной реформы. Труднейшими препятствиями к быстрому продвижению вперед были признаны: крепостное право и слабое распространение просвещения в широких массах. Для устранения этого, последнего, препятствия сделано тогда было сравнительно много.
Первые годы царствования Александра I могут быть признаны самым блестящим периодом в истории русского просвещения. После 1805 года Александр I отошел от реформаторской деятельности, столкнувшись с многими трудностями, и увлекся внешней политикой, результатом которой стали неудачные войны 1805-1807 гг. Походы и неудачи охладили первоначальный реформаторский пыл Александра.
Он также советовал собрать уже действующие законы и систематизировать их.
Повышению авторитета монархии должна способствовать и деятельность православной церкви, поэтому автор «Записки» отмечал, что России нужны и «хорошие священники». Свой тезис об укреплении самодержавной власти Карамзин связывал с требованиями охраны прав и привилегий дворянства как важнейшей опоры власти. Поэтому признавая, что крепостное право — это зло, историк считал, что его отмена избавит царя поддержки дворянства. Влияние на русское общество труда «Четыре главы о России» де Местра В конце 1811 царь ознакомился с еще одной запиской, которую, по предложению князя А.
Голицына, подготовил посланник сардинского короля в России Жозеф де Местр с февраля 1812 он почти четыре месяца исполнял обязанности секретаря Александра I, но перейти на русскую службу отказался.
Дается анализ "Русской Правды" П. Пестеля и "Конституции" Н. Рассказывается о династическом кризисе и междуцарствовании, которые возникли в России после смерти Александра I.
Муравьева предусматривала отмену крепостного права. Однако земля в основном оставалась в руках помещиков. Работать на помещика они могли по найму. Власть и тайные общества.
Несмотря на тайный характер организаций, правительство имело немало сведений об их деятельности. Был принят специальный указ о запрете всех тайных обществ. Началось их преследование. Александр I узнал не только о наличии тайных офицерских организаций в армии, но и имена руководителей готовящегося мятежа.
За несколько дней до смерти Александр приказал арестовать ряд участников движения. Уже после смерти царя был отдан приказ об аресте Пестеля, которого осведомители называли «главным зачинщиком». Он был арестован накануне восстания.
Конспект на схожие темы
- Общественное движение при Александре I - презентация онлайн
- Общественное движение при Александре 1
- Общественное движение при Александре I | Конспект
- Общественное движение при Александре I причины и последствия восстания декабристов
Русское общество в правление Александра I. Общественная мысль
Общественное движение в России в эпоху правления Александра I | Общественные движения при Александре 1. В обществе второй половины правления Александра I существовало резкое раздвоение: если одни примкнули к мрачной реакции, то другие не порывали с либеральными идеями. |
Общественное движение при Александре 1 — Ужесточение режима | "Восстание декабристов и общественные движения 1825 года" (ВИДЕОУЧЕБНИК | ). |
Общественное движение при Александре 1 — Ужесточение режима
Документ был секретным, о его существовании знали лишь ближайший круг Александра I. Таким образом, ни завещание Александра I, ни отречение Константина не были обнародованы. Вся эта ситуация с передачей прав престола велась тайно, весь российский народ был не в курсе происходящего. А повторная присяга Николаю I считалась незаконным действием, неприемлемым для народа. Но власть сама создала условия для антиправительственного движения. Декабристы восприняли междуцарствие как уникальную возможность добиться своих целей. На площади и на лесах строившегося Исаакиевского собора собралась толпа горожан, явно сочувствующих восставшим. Выработанный накануне план начал срываться с самого начала. Государственный Совет принес присягу новому императору — Николаю I — еще ночью, Сенат — утром и большая часть гвардейских офицеров тоже. Видя, что шансов на успех восстания нет, и желая, по-видимому, избежать напрасного кровопролития, С.
Трубецкой не явился на Сенатскую площадь. В отсутствие диктатора, не имея ясных преставлений о том, как действовать, декабристы ограничились пассивным выжиданием. Кроме того, один из членов декабристского движения М. Милорадович стремился заслужить расположение нового императора, поэтому он обратился к солдатам, уговаривая их сдаться. Декабристы опасались, что герой 1812 года может переломить настроение армии.
У «Союза благоденствия» существовал устав — «Зелёная книга», где говорилось о необходимости ограничения самодержавия и отмене крепостного права с помощью бескровной революции. Организация просуществовала до 1821 года. К этому времени император отошёл от либеральных преобразований, поэтому нужны были особые методы конспирации и более радикальные способы достижения целей. Период реакции и формы протеста Второй период правления Александра I связан с именем графа Аракчеева и его военной реформой. Необходимость увеличения армии в период войны и её сокращения в мирные дни привела к идее создания военных поселений. Народ воспринял реформу негативно. Летом 1819 года произошло восстание в Чугуеве Украина из-за столкновения крестьян с поселенцами. А в октябре 1820 года восстали солдаты Семёновского полка, недовольные жестоким к себе обращением старших офицеров. В этих условиях из распустившего себя «Союза благоденствия» были созданы две тайные организации, которые стали планировать вооружённое восстание. Первые революционные организации декабристов «Северное общество» возникает в Санкт-Петербурге, а «Южное общество» — на Украине.
Соловьёв и К. Кавелин, литературные критики П. Анненков и В. Белинский, писатель И. Тургенев и др. Из западничества выросла и вся будущая российская революционная демократия, проповедавшая социализм. Основателем своеобразного «русского социализма» считается А. В 1831 г. Огарёвым Герцен создал в Москве кружок, члены которого читали произведения французских просветителей, анализировали революционные события в Европе и изучали теорию утопического социализма, изложенную в трудах французских философов Р. Оуэна, Ш. Фурье, А. Но в 1834 г. Вернувшись из ссылки в Москву, А. Герцен примкнул к «западникам». В 1847 г. Будучи в эмиграции, А. Герцен на основе теории утопического социализма разработал теорию русского социализма. Он полагал, что в России есть благодатная почва для построения социализма: крестьянская община, равное право людей на землю, крестьянское самоуправление и природный коллективизм русского крестьянства. Существование общины и крепкие общинные традиции в деревни, по мысли Герцена, отличают Россию от Западной Европы и именно это может быть залогом успешного развития страны в сторону идеального устройства общества и социализма. Главным средством победы социалистического общества в России Герцен и его последователи считали народную революцию. Учение А. Герцена оказало большое влияние на дальнейшее развитие общественного движения, став теоретической основой будущего движения «народников». Идеи утопического социализма были близки и членам кружка петрашевцев, который действовал в Петербурге в 1845—1849 гг. Основателем и руководителем кружка был М. Буташевич — Петрашевский, служащий Министерства иностранных дел. Среди членов кружка были известные писатели Ф. Достоевский, М. Салтыков — Щедрин, поэты А. Плещеев, А. Маков и др. Петрашевцы обсуждали проблемы России, критиковали самодержавие и крепостное право. Они составили «Карманный словарь иностранных слов, вошедших в словарь русского языка», где пропагандировали идеи утопического социализма. Под влиянием европейских революций 1848 г. Но в апреле 1849 г. После следствия состоялся суд, приговоривший 21 человека, включая самого Петрашевского и Ф. Достоевского к смертной казни, которая в последний момент была заменена каторгой и ссылкой. Общественная мысль I половины XIX в. По-разному эти проблемы предлагали решить представители декабристского движения, а затем консервативного, либерального и радикального направлений общественной мысли. Несмотря на запретительную политику правительства, наличие цензуры, участники общественного движения осмысляли исторический путь России, обсуждали проблемы российского общества и искали пути их решения. Теоретический материал для углублённого изучения: 14 декабря 1825 года в Петербурге на Сенатской площади произошло первое в истории России организованное выступление дворян-революционеров против царского самодержавия и произвола. Восстание было подавлено. Пятерых его организаторов повесили, остальные были сосланы на каторгу в Сибирь, разжалованы в солдаты... Жены одиннадцати осужденных декабристов разделили их сибирское изгнание. Гражданский подвиг этих женщин - одна из славных страниц нашей истории. Одной из этих женщин, которые последовали за своими мужьями в Сибирь, была княгиня Екатерина Трубецкая. В 1871 году Николай Некрасов завершил работу над первой частью поэмы «Русские женщины», в которой рассказал о судьбе Екатерины Трубецкой урожденной Лаваль , внучке известного миллионера, променявшей все материальные блага на возможность быть рядом с любимым супругом. Екатерина Ивановна стала первой женой декабристов, последовавшей за мужем в Сибирь. Родителями Екатерины были сотрудник министерства иностранных дел Иван Лаваль и его жена Александра, дочь миллионера Ивана Мясникого. Их особняк на Английской набережной был одним из центров культурной и общественной жизни Петербурга в 20-х годах XIX века. Когда старшей их дочери Екатерине было 19 лет, она познакомилась с князем Сергеем Петровичем Трубецким, героем Отечественной войны 1812 года. Симпатия молодых людей получила одобрения родителей, и вскоре произошло венчание. Но наслаждаться семейным счастьем молодоженам предстояло недолго. В декабре 1825 года после смерти Александра I на Сенатскую площадь с целью восстания вышли вооруженные войска. Диктатором восстания был Сергей Трубецкой. Трубецкой был приговорен к вечной каторге в Сибири. Екатерина добилась у императора разрешения последовать за любимым в ссылку. Она согласилась отречься от всего, что у нее было — дворянское звание, богатое наследство, лишь бы иметь возможность поехать за своим мужем. Перед таким напором чиновники отступили — в январе 1827 года она отправилась в центр каторжного Забайкалья. В феврале 1827 года в Благодатском руднике Екатерине Трубецкой наконец позволили увидеть мужа. Их встречи были редкими, но именно они позволяли ему не падать духом.
Дополнительный материал для учителя Организация «Союза спасения» из воспоминаний участника : Некоторые молодые люди, бывшие за отечество и царя своего на поле чести, хотели быть верной дружиной вождя своего и на поприще мира. Они дали друг другу обещание словом и делом содействовать государю своему во всех начертаниях его для блага своего народа. Их было мало, но они уверены были, что круг их будет ежедневно увеличиваться, что другие, им подобные, не захотят ограничиться славою военных подвигов и пожелают оказать усердие свое и любовь к отечеству не одним исполнением возложенных службою обязанностей, но посвящением всех средств и способностей своих на содействие общему благу во всех его видах. От поступающих в это маленькое общество требовалось: 1-е, строгое исполнение обязанностей по службе; 2-е, честное, благородное и безукоризненное поведение в частной жизни; 3-е, подкрепление словом всех мер и предположений государя к общему благу; 4-е,разглашение похвальных дел и осуждение злоупотребления лиц по их должностям. Действие общества должно было основываться на том рассуждении, что многие из правительственных лиц и частных людей будут восставать против некоторых намерений императора как, например, было касательно свободы крестьян , и, следовательно, как бы ни был слаб голос тех, которые стали бы их оправдывать, но беспрерывное склонение в обществе разговора на известный предмет и оправдание его убедит многих, даст силу правительству привести в исполнение свое благое намерение. Сначала молодые люди ограничивались только разговорами между собою. Еще неизвестно было, что именно государь намерен был сделать; но в уверенности, что он искренно желает устроить благо России, решено было дать форму обществу и определить порядок действий, которыми намерены были поддерживать и подкреплять предположения государя. Пестелю, Долгорукову и Трубецкому поручено было написать устав общества. Последний занялся правилами принятия членов и порядком действия их в обществе; Долгорукий — целью общества и занятиями его для ее достижения; Пестель — формою принятия и внутренним образованием. Он имел пристрастие к формам масонским и хотел, чтобы некоторые подобные были введены для торжественности. При первом общем заседании для прочтения и утверждения устава Пестель поселил в некоторых членах некоторую недоверчивость к себе; в прочитанном им вступлении он сказал, что Франция блаженствовала под управлением комитета общественной безопасности. Восстание против этого было всеобщее, и оно оставило невыгодное для него впечатление, которое никогда не могло истребиться и которое навсегда поселило к нему недоверчивость. Масонские формы, введенные в заседаниях и в принятии членов, затрудняли действие общества и вводили какую-то таинственность, которая была в противности с характером большой части членов. Они хотели действия явного и открытого, хотя и положено было не разглашать намерение, в котором они соединялись, чтобы не вооружить против себя неблагонамеренных. Общих собраний не требовалось, но только частные свидания для сообщения предметов, требовавших распространения сведений о них в публике.
Движение декабристов при александре 1 кратко
Вводились гражданские права и свободы. Муравьева предусматривала отмену крепостного права. Однако земля в основном оставалась в руках помещиков. Работать на помещика они могли по найму. Власть и тайные общества. Несмотря на тайный характер организаций, правительство имело немало сведений об их деятельности. Был принят специальный указ о запрете всех тайных обществ. Началось их преследование. Александр I узнал не только о наличии тайных офицерских организаций в армии, но и имена руководителей готовящегося мятежа. За несколько дней до смерти Александр приказал арестовать ряд участников движения. Уже после смерти царя был отдан приказ об аресте Пестеля, которого осведомители называли «главным зачинщиком».
Он был арестован накануне восстания.
Либеральное направление Российской империи Либеральное движение в годы правления Николая 1 пользовалось популярностью у интеллигенции и было разделено на западников и славянофилов. Первые предпочитали перенимать опыт Европы в разных вопросах, вторые настаивали на формировании собственной идентичности России и русского народа. Ключевой момент, позволяющий объединить две группы в одно направление — желание перемен внутри страны. Это интересно! Представители славянофилов в будущем повлияли на внешнюю политику России, сделав ее более агрессивной. Славянофилы уделяли особое внимание православию как единственной верной религии, также им импонировало сохранение общины, а вот крепостное право считалось проблемой, тормозящей развитие страны. Ключевой ошибкой в истории считались реформы Петра 1, навязавшего европейский уклад. Западники старались сделать Россию более похожей на Британию, Францию и прочие великие державы вестернизировать.
Тайные общества «Союз спасения» распущен. Создается новый «Союз благоденствия» - 1818 -1821 гг. Устав «зеленая книга» Цель: бороться против крепостничества и самодержавия. Пути: 1. Южное общество на Украине объединяло офицеров 2 - й армии руководитель: Павел Иванович Пестель. Ежегодно на ярмарке в Киеве 1821 -1822 гг. Южное общество Программа «Русская правда» проект республиканской конституции Россия — республика. Разделение властей. Независимость отдельным частям России не предоставлять. Отмена крепостного права.
Отдавались крестьянам И не продавались. Муравьев, Н. Тургенев, М. Лунин, С.
В 1802 году был создан Министерство народного просвещения, которое занималось развитием образования в России. Были открыты новые университеты и гимназии, расширена сеть школ. Реформы в сфере здравоохранения В сфере здравоохранения были проведены реформы, направленные на улучшение условий лечения и профилактики заболеваний.
Были созданы новые больницы и аптеки, улучшены условия содержания больных. Были проведены мероприятия по борьбе с эпидемиями, в том числе и с холерой, которая в то время была одной из самых опасных болезней. Реформы в сфере судебной власти В сфере судебной власти были проведены реформы, направленные на улучшение качества правосудия и защиты прав граждан. Были созданы новые суды и улучшены условия работы судей.
Общественные движения в России в царствование Александра 1 и Николая 1
Конспект урока «Общественное движение при Александре I» Во второй половине царствования Александра I в Российской империи начало развиваться общественное движение. Общественное движение нарастает и приобретает организованные формы по окончании либеральных реформ Александра I – во второй половине его правления (1801–1825 гг. Общественное движение при Александре 1 основу своей деятельности закладывало на фундаменте либеральных идей.
Общественное движение при Александре 1: история, цели и влияние на Россию
Главная» Новости» Общественные движения при александре 1 выступление декабристов кратко. Общественное движение при Александре I Дворцовый переворот и убийство императора Павла I многими в России были восприняты как настоящее, а не календарное начало нового века. § 39. Общественное движение и общественно-политическая мысль первой половины XIX в.
История России, 9 класс, § 8-9, "Общественное движение при Александре I. Выступление декабристов"
Урок 4: Восстание декабристов - | Общественное движение при Александре 1 Эпоха Александра 1 характеризуется потрясениями как внешними так и внутренними. |
Общественное движение при александре первом кратко | История | Общественное движение при Александре I. Общественное движение – явление, при котором разные слои населения выдвигаются различные идеи о перест. |
Общественное движение при Александре I — Гипермаркет знаний | Тема сегодняшнего урока «Общественное движение при Александре 1. Ужесточение режима» подробно описано развитие общественного движения в России. |
История России, 9 класс, § 8-9, "Общественное движение при Александре I. Выступление декабристов"
Движение по уренгою в морозы. Деятельность общественного движения при Александре 1 привела к ряду значимых результатов, которые оказали влияние на развитие России в XIX веке. В правление Александра I основу общественных движений составляли дворяне, также незначительную роль там играли разночинцы.
§ 39. Общественное движение и общественно-политическая мысль первой половины XIX в.
Итак, декабристы пришли к выводу о необходимости революции. Крестьянский бунт для них был неприемлем. Поэтому в декабристской среде все более крепла идея военной революции, совершаемой в интересах народа, но без его участия. Особенно активно к захвату власти готовилось Южное общество: Муравьев-Апостол и Бестужев-Рюмин выступали за то, чтобы захватить императора, арестовать высших генералов и идти на Петербург; Пестель считал что революцию нужно начать в Петербурге силами гвардии. Он пытался добиться объединения Южного и Северного обществ, однако этого не состоялось по нескольким причинам: крайний радикализм Пестеля, его честолюбие и стремление к диктатуре оттолкнули большинство северян; Северное общество предпочло договориться о совместном выступлении с другим руководством. После смерти Александра I в 1825 году возникла ситуация междуцарствия. По праву престол должен быть занять сын императора. Константин не пожелал приехать в Петербург и лично подтвердить свое отречение. Но так как по закону престол должен был достаться ему, то народ присягнул Константину. В 1823 году Александр подготовил манифест, объявлявший наследником великого князя Николая I.
Документ был секретным, о его существовании знали лишь ближайший круг Александра I. Таким образом, ни завещание Александра I, ни отречение Константина не были обнародованы. Вся эта ситуация с передачей прав престола велась тайно, весь российский народ был не в курсе происходящего. А повторная присяга Николаю I считалась незаконным действием, неприемлемым для народа. Но власть сама создала условия для антиправительственного движения.
Солдаты и офицеры, побывавшие в Европе, вернулись на родину убежденными противниками крепостного права и самодержавного строя. Абсолютное игнорирование властями необходимости преобразовывать страну вызвало глухое недовольство прогрессивных слоев населения. Именно в таких условиях зародилось и начало свою деятельность общественное движение при Александре 1. Краткое содержание Первыми общественными организациями в России были масонские ложи.
Идея возникновения масонского движения пришла из Европы. К 20-му году XIX в. Масонство дало обществу опыт, необходимый для организации и деятельности тайных обществ. В основном общественное движение при Александре 1 известно такими тайными обществами: Союз спасения, Южное общество, Союз объединенных славян и прочие. Союз спасения Это первое крупное общество. Его основателем был А. Муравьев — полковник Генерального штаба, герой Отечественной войны. Главной целью Союза спасения была ликвидация крепостничества и ограничение прав монархии. Звучали отдельные призывы к заговору и цареубийству, но они не получили распространения среди большинства членов союза.
После того как было принято решение о привлечении широкой поддержки общественности, Союз спасения распустился, и на его основе возник Союз благоденствия.
Общество легко поддавалось каждой новинке; одних и тех же лиц можно было видеть увлекающимися то одним направлением мистицизма, то другим одни из них имеют своим источником западно-европейские течения, другие выросли на русской почве. Например, князь А. Голицын министр народного просвещения с 1817 года по 1824 , типичный представитель тогдашнего увлечения мистицизмом, ищет поучения у всех мистиков и в то же время устраивает у себя домовую церковь, выполняет обряды и «вкушает хлебцы духовные» у православного архимандрита Фотия. Такие примеры свидетельствуют о том, что мистицизм для большинства явился временным налетом, и после краткого его господства общество обращается к православной церкви, особенно заметно это стало на рубеже 20-х годов. Религиозная экзальтация в философских и политических вопросах ищет поддержку во всем, что имеет авторитет старины, традиций, что покрыто таинственностью; вера в сверхъестественное подрывает авторитет просвещения.
Неудивительно поэтому, что возврат к религии повлек за собой возврат к старым формам политического строя и к борьбе с просвещением. Мистицизму враждебны либеральные идеи, где проявляется человеческий разум. Потому очень скоро русское правительство сделало реакционно-настроенные круги общества опорой для своей политики. Начала мистицизма проникли и в Министерство народного просвещения. Согласно новому направлению образование должно посредством «лучших учебных книг водворить постоянное и спасительное согласие между верой, ведением и разумом, то есть между религиозным состоянием, между образованием умственным и между порядком политическим. Эти добрые начала, которые составляют идеал всякого образования, практически были разработаны так, что вера, ведение и разум почувствовали себя еще большими врагам, чем были прежде».
Такую очень точную характеристику дает деятельности Министерства народного просвещения и Духовных Дел, учрежденного в 1817 году, В. Ключевский Ключевский В. Так народное просвещение, продвинувшееся было вперед в начале царствования, теперь было подавлено, искажено обскурантскими и реакционными мерами клерикалов и мистиков. Сильно пострадала печать, и вообще, казалось, все легальные и мирные пути к свободному развитию общества были закрыты. В обществе второй половины правления Александра I существовало резкое раздвоение: если одни примкнули к мрачной реакции, то другие не порывали с либеральными идеями. Именно в этих кругах общества под влиянием великих пережитых событий и условий современной жизни быстро созревало самостоятельное и глубокое стремление к коренному преобразованию всего общественного и политического строя страны.
Как уже указывалось, после 1815 г. Но ввиду дальнейшего развития событий, которые кратко описаны выше, люди, питавшие эти надежды, разочаровываются в своих ожиданиях, и в настроении общества появляются недоверие и раздражение. Стремясь к какой-либо общественной деятельности, одни вступали в масонские ложи, другие искали выхода активности в ученых и литературных кружках, не удовлетворяясь масонскими церемониями, организовывали тайные общества, преследовавшие цели политические. Тайные, потому что на ряду с гласным выражением либерализма Александра существовало и министерство полиции, не допускавшее никакой критики внутренних отношений. Всего больше тайных обществ именно там, где пробуждавшееся общественное мнение не имело исхода и встречалось с политическим гнетом», - справедливо отмечает А. Пыпин Пыпин А.
Следует отметить, что в первые годы после своего возникновения с 1816г. Лишь когда исчезла последняя надежда добиться мирным путем ослабления гнета и правительственного произвола, они получили полное и быстрое развитие. Политические программы тайных общество явились высшей точкой развития русской общественной мысли первой четверти XIX в. На это указывает М. Довнар-Запольский: «В идеях декабристов общественно-политическое сознание Александровской эпохи достигает своего высшего выражения» Довнар-Запольский М. Декабристы выступали за установление конституционной монархии, были сторонниками равенства граждан, свободы слова, печати, мечтали о свободном развитии просвещения, верили в правовую справедливость в деятельности государства.
После этого Николай I, стянувший к площади войска около 12 тыс. Уже после второго выстрела артиллерии восставшие дрогнули и побежали. Число жертв составило, по разным данным, от 200 до 300 человек. После получения известия о разгроме выступления в Петербурге 29 декабря 1825 г. Муравьёва-Апостола выступил Черниговский полк на Украине.
Но уже 3 января 1826 г. К следствию и суду было привлечено несколько сотен человек, большинство из которых были военными. Осуждённые были разделены на четыре разряда в зависимости от тяжести приговора. Пятеро декабристов — П. Пестель, К.
Рылеев, П. Каховский, С. Муравьёв-Апостол, М. Бестужев-Рюмин — были поставлены «вне разрядов» и приговорены к смертной казни четвертованием, замененной повешением. Свыше ста декабристов были сосланы на каторгу и на вечное поселение в Сибирь.
Многих офицеров разжаловали в солдаты и отправили на Кавказ, где шла война с горцами. Туда же был направлен весь Черниговский полк. Несмотря на жестокую расправу с декабристами, правительство Николая I не смогло убить свободную мысль и стремление прогрессивной части общества к переменам. В российском образованном обществе бурно обсуждаются пути развития страны, происходит осмысление национальных задач и интересов, внимательно изучается отечественна история, вырабатываются и предлагаются многообразные проекты настоящего и будущего устройства России. Постепенно в российской общественной мысли складываются несколько направлений.
Наибольшим влиянием пользовалось государственно-охранительное направление, представленное теорией официальной народности, разработанной министром народного просвещения графом С. Теория была основана на трёх принципах — православие, самодержавие, народность. Православие рассматривалось как духовная основа народа и нравственный стержень государства. Самодержавие признавалось лучшей и единственно возможной формой правления для России. Крепостное право расценивалось как благо и для народа, и для государства.
Под словом «народность» подразумевалось отсутствие социальных противоречий в России, единство народа и царя. На основе этих идей делался вывод о том, что социальные и политические изменения в России не нужны и только нанесут вред основам русской жизни. Близок к этому направлению был историк М. Погодин, издававший журналы «Московский вестник» и «Москвитянин». Он считал, что Россия развивается совершенно по иному пути, чем страны Европы, а самодержавие продолжает играть самую благодатную роль в русской истории.
В 1836 г. Публикация письма навлекла на Чаадаева гнев властей: его объявили сумасшедшим и оставили под постоянным полицейским надзором. В письме Чаадаев высказал мысль, что Россия, отказавшись в древности от католицизма и приняв православие, совершенно оторвалась от общемирового культурного развития. Это письмо не только потрясло всё русское думающее общество, но и положило начало его размежеванию на несколько мировоззренческих направлений — славянофильство и западничество. Сходство взглядов их представителей заключалось в том, что оба течения осознавали необходимость перемен в социально-политической системе России, прежде всего, понимали пагубность крепостного права.
Они верили в возможность мирных, реформаторских преобразований с согласия и при участии верховной власти. Однако их взгляды расходились по вопросу о путях развития России. Славянофилы были уверены в самобытности пути развития России. Уникальность исторического пути России они видели в отсутствии классовой борьбы, в наличии крепкого сословного строя, в существовании сельской общины, в православной религии. Эти же черты они находили и в истории других славянских народов и считали, что Россия должна объединить мировое славянство, стать охранительницей православной христианской веры и монархии.
Эта теория получила название панславизма. Славянофилы отрицали необходимость введения каких-либо представительных парламентских учреждений европейского образца и выдвинули свой известный лозунг: «Сила власти — царю, сила мнения — народу». Царскую власть они представляли неограниченной, но прислушивающейся к народу, выражающему свое мнение через свободную печать и Земский собор. Реформы, которые провёл Петр I, славянофилы воспринимали как крайне негативный опыт насаждения чужеродных порядков, свернувших Россию с «истинного» пути. Главным результатом петровских преобразований они считали установление деспотической власти и крепостного права.
Несмотря на резкую критику Запада, славянофилы вовсе не были противниками технического прогресса. Они понимали важность и нужность технических усовершенствований, высказывались за отмену крепостного права, за развитие торговли, промышленности, банковского дела, за строительство железных дорог. Но при этом, считали славянофилы, государство должно твердо стоять на страже национальных интересов, поддерживать и поощрять коммерческую деятельность отечественных купцов и промышленников. Славянофилы внесли большой вклад в изучение истории, культуры, традиций русского народа, а также ограничили настроения поклонения перед всем европейским, господствовавшее в общественном сознании XIX в. Среди славянофилов мы встречаем имена философов, историков, литературоведов, богословов, экономистов.
Это братья И. Киреевские, А. Хомяков, братья К. Аксаковы, А. Кошелев, Ю.
Западники, в отличие от славянофилов, полагали, что развитие России и Западной Европы должно происходить по единому пути, поэтому в России существует необходимость отмены крепостного права, установления конституционной монархии, введения парламента, гражданских прав и свобод, развития рыночной экономики. Западники высоко оценивали реформы Петра I, считая, что именно в его правление Россия активно двигалась по западному пути. К лагерю западников относились известные общественные деятели и историки: философ П. Чаадаев, историки Т. Грановский, С.
4. Общественное движение при Александре I
Общественное движение при Александре I кратко | В царствование Александра I общественное движение впервые приобрело организованные формы. |
Общественное движение при Александре I. Выступление декабристов | Общественные движения при Александре 1. В обществе второй половины правления Александра I существовало резкое раздвоение: если одни примкнули к мрачной реакции, то другие не порывали с либеральными идеями. |
§ 39. Общественное движение и общественно-политическая мысль первой половины XIX в. | В целом, общественное движение при Александре I имело долгосрочные последствия для политической ситуации в России. |
Развитие общественного движения в России при Александре I. Подготовка восстания декабристов | реформаторские планы начала царствования императора Александра I и разочарование в «реформаторе на троне», последовавшее в результате их реализации. |