Как правило, начинают учиться в автошколе, не думая о календарном месяце.
Как получить водительские права
Отмена сдачи экзаменов в автошколах с 1 марта 2022 года | Приказ Минпросвещения №808 о программах обучения вождению вступает в силу 1 сентября. |
В России с 1 апреля ужесточат сдачу экзамена на водительские права | Как правило, начинают учиться в автошколе, не думая о календарном месяце. |
Как проходит экзамен в ГИБДД | Когда начинается вождение в автошколе. Законодательством не предписываются, через сколько времени после начала занятий можно садиться за руль учебного автомобиля. |
Отмена сдачи экзаменов в автошколах с 1 марта 2022 года | Первый урок вождения в автошколе, как проходит, что необходимо знать. |
Как проходит первый урок вождения в автошколе с инструктором: все, что нужно знать новичку | Когда начинается вождение в автошколе. |
С 1 сентября автошколы начнут обучать будущих водителей по новым программам
Теперь при подготовке водителей больше внимания будут уделять учебной езде по городу. При обучении на категорию B увеличено количество часов, отпущенных на практическую подготовку на улице. Прежде это соотношение было 24 и 32 часа соответственно. Эту поправку внесли по инициативе Госавтоинспекции, после того как в апреле прошлого года изменились правила сдачи экзамена на водительские права. Теперь вся практическая часть испытаний в ГИБДД проходит в городских условиях «площадку» оставили только на внутреннем экзамене в автошколах. Если раньше езда по городу длилась максимум 10 — 15 минут, то теперь полчаса. Причём за это время кандидат в водители обязан выполнить все присутствующие в списке элементы вождения включая обгон.
Светофоров по пути много, я внимательно слежу за тем, чтобы вовремя притормозить, правильно остановиться, правильно тронуться, инструктор рядом, все хорошо. Вдруг у инструктора звонит телефон, он ответил и начал разговор. Первые пять секунд недоумеваю: «Вздумал тут болтать по телефону. Я же ведь могу врезаться в кого-нибудь или нарушить правила». Но очень скоро я поняла, что никто из окружающих меня водителей не собирается «въехать» в мою машину, а никто их пешеходов специально под колеса не бросается, и немного успокоилась. Удивительно, но поведение многих водителей меняется во время движения. Оказывается, многие готовы спокойно подождать, пока ты, наконец, справишься с этим сцеплением, но потом будто компенсируют это поведением в движении. Внезапные перестроения, невключенные «поворотники» в этом грешке однажды даже была уличена машина ГАИ , подрезания. Чаще всего в проявлении дорожного хамства замечены водители грузовиков и маршрутных такси. Сложилось впечатление, что они почему-то обижены на машины с меткой «У», а по вечерам рассказывают друг другу, кто и сколько сегодня подрезал учебных авто. А может, это ложное впечатление, и мне просто не повезло? Наконец, первый час езды закончен, ты отправляешься домой, и тут весь вечер все домашние начинают слушать истории о твоем подвиге. А если ты уже поменялась контактами из группы автошколы, то конечно вы начинаете плотно общаться, и понимаете, что только люди из твоей группы могут тебя полностью понять! Кстати о группе. Решительные и застенчивые, всезнающие и наивные, веселые и серьезные курсанты женского пола были объединены общими целями — обрести самостоятельность и избавиться от тягот передвижения на общественном транспорте. Кому-то все давалось легко и непринужденно, а кто-то явно сел не в свои сани… В целом, вождение в условиях реального дорожного движения не такая уж страшная штука. Нужно только привыкнуть к тому, что вокруг полно машин, людей, постоянные пробки, и ученика каждый норовит подрезать и "оббибикать". Но тут за меня, как железобетонная стена, стоял инструктор. Правда некоторые его требования выполнить было крайне сложно. Например, сакраментальное «Газу! Иногда сложно «никогда не торопиться», когда правое ухо закладывает от зычного призыва поддать газку. Со временем перестаешь пялиться только прямо, начинаешь «читать» знаки и дорожную обстановку, вспоминаешь о существовании зеркал, перестаешь думать о том, как вовремя и правильно переключить передачу. Крутить головой нельзя, нужно смотреть в зеркало. Ситуация с зеркалами действительно заслуживает внимания. После того, как я не пропустила людей на пешеходном переходе и получила очередной нагоняй от инструктора, приближаясь к следующему переходу, я, естественно, внимательно следила за людьми. Вот, стоит тетка. Стояла, стояла, а когда я уже вплотную подъехала к переходу, вдруг как выскочит на дорогу! Со всей силы давлю по тормозам, а инструктор вопит: «Ты что делаешь?! Говорю: «Пропускаю пешехода». А он: «А ты в зеркало заднего вида посмотрела? Оказывается, пешеходам запрещено внезапно выскакивать на дорогу… И помните, что пока Вы ездите на учебной машине — Вы ученик, а не водитель. Вы учитесь, поэтому можете допускать ошибки автор данной статьи умудрялась, застревать посреди левого поворота, глохнуть на перекрестке, вставать посреди пешеходного перехода, шарахаться ото всех возможных машин и делать еще много всяких глупостей. А чтобы эти ошибки не сказались на безопасности дорожного движения, справа от Вас сидит Ваш инструктор, который и является в данном транспортном средстве водителем. Он умеет и может вмешиваться в управление машиной именно в тот момент, когда это необходимо. К слову сказать, желательно, чтобы он только в эти моменты и вмешивался … ибо если он постоянно будет крутить за Вас руль и нажимать педали — то вряд ли Вы научитесь чему-то толковому. Но все-таки езда на автомобиле — это огромное удовольствие! Это азарт, это какая-то эйфория. Напоминает классные виртуальные игры, вот только жизнь здесь всего одна. Это свой мир, свои правила, свой дорожный «этикет». Это новый уровень, новая реальность, и я туда обязательно прорвусь!
Полезные советы Начинать изучение ПДД можно еще до того, как стать студентом автошколы. Это поможет ускорить процесс обучения и снизить стоимость обучения. Лучше брать инструктора, который имеет полное понимание вождения, привычных маршрутов и ПДД. Старайтесь практиковать упражнения и маневры, которые вы уже освоили во время занятий с инструктором. Выводы Теперь вы знаете, что практические занятия в автошколе начинаются через 3-4 недели после начала теоретической подготовки, вождение можно начинать после достижения 17-летнего возраста, а водительское удостоверение можно получить только после 18 лет. Обучение в автошколе занимает от 2 до 5,5 месяцев и включает в себя теоретическую и практическую подготовку.
Первое вождение в городе Первое занятие по вождению в городе — это настоящее приключение для учеников! Естественно, вы всегда будете под чутким присмотром вашего инструктора. Благодаря ему вы научитесь чувствовать габариты автомобиля и поймете всю прелесть вождения! Через сколько часов вождения выпускают в город Как и писали чуть выше, в основном ученики начинают обучение в городе на 5-6 занятии. Это очень важное правило. Одно занятие идет 1,5 часа. То есть, через 7,5-9 часов вождения на автодроме, начинается первое вождение с инструктором в городе. Однако, все индивидуально! Кто-то выезжает в город уже спустя 4 часа, а кто-то спустя 8. И это нормально. Сколько можно ехать на учебной машине Все ученики ездят на учебных автомобилях, пока не освоят все навыки управления автомобилем и не сдадут финальные экзамены в ГИБДД. Даже после получения водительских прав ученик может взять дополнительные уроки и прокатиться на учебном авто. В этом плане никаких ограничений нет и не было.
Как проходит первый урок вождения в автошколе
- Первый выезд начинающего водителя: главное не бояться!
- Выезд в город с инструктором: подготовка и первая поездка | Автошкола ТЕХНИКА
- Учебная езда по ПДД в 2023 году | Профи Центр
- Экзамен на права по новым правилам: что изменится для желающих сесть за руль // Новости НТВ
- Учебная езда по ПДД в 2023 году | Профи Центр
Обзор регламента сдачи практического экзамена по категории "В"
Теперь сдать экзамен на права будет проще, однако цена ошибок вырастет. Теперь сдать экзамен на права будет проще, однако цена ошибок вырастет. Кажется все мастера обучения вождению вздохнут с облегчением. Что такого вводит новый Регламент сдачи экзамена на водительские права? Поговорим сегодня об эт.
Новый порядок взаимодействия Госавтоинспекции и автошкол вступил в силу 1 марта
Инструктора накатывали кандидатов в водители по определенным маршрутам. То есть они уже знали, на каком перекрестке повернуть и что сделать», — отметил он. Источник: Агентство городских новостей «Москва» Теперь, отметил Гиляков, экзаменационный маршрут представляет собой только перечень улиц и дорог, а направление движения определяется самим экзаменатором. Поэтому выпускникам автошкол приходится показывать все свои навыки в условиях реального дорожного движения.
В июле 2022 года Минпросвещения России предложило создать федеральный центр по оценке качества подготовки водителей в автошколах.
Постановления Правительства РФ от 20.
Учебная езда на дорогах допускается только с обучающим вождению. При обучении управлению транспортным средством на дорогах обучающий вождению должен находиться на сиденье, с которого осуществляется доступ к дублирующим органам управления этим транспортным средством, иметь при себе документ на право обучения управлению транспортным средством данной категории или подкатегории, а также водительское удостоверение на право управления транспортным средством соответствующей категории или подкатегории. К учебной езде на дорогах допускаются обучающиеся вождению, достигшие возраста: 16 лет - при обучении управлению транспортным средством категорий "B", "C" или подкатегории "C1"; 20 лет - при обучении управлению транспортным средством категорий "D", "Tb", "Tm" или подкатегории "D1" 18 лет - для лиц, указанных в пункте 4 статьи 26 Федерального закона "О безопасности дорожного движения", - при обучении управлению транспортным средством категории "D" или подкатегории "D1".
Как начинается вождение в автошколе Первое занятие в автошколе — это вводное занятие, на котором инструктор рассказывает про основные положения ПДД, строение дороги, категории транспортных средств, обязательные водительские документы, типы страховых полисов и как получить водительское удостоверение.
Зачастую урок включает изучение признаков дорожно-транспортного происшествия и сообщает, что делать при аварии. Как проходят практические занятия в автошколе Практические занятия начинаются примерно через 3-4 недели после начала теоретической подготовки. Они продолжаются по 1,5 часа, но нередко инструктор соглашается провести 2 занятия за 1 раз. Обучение включает в себя управление автомобилем, правильную технику вождения, парковку и соблюдение правил дорожного движения.
Какой график обучения в автошколе График занятий в большинстве школ составляется на 4 часа 4 раза в неделю.
Новый порядок взаимодействия Госавтоинспекции и автошкол вступил в силу 1 марта
Не подал сигнал световым указателем поворота перед началом движения, перестроением, поворотом (разворотом) или остановкой. Экзамен по вождению будет длиться 30 минут для большинства кандидатов в водители. В целом, по мнению наблюдателей, рынок услуг автошкол в России будет в ближайшее время развиваться по западному пути, где в центре обучения навыкам вождения стоит фигура инструктора. Итак, когда приступают к практике в автошколе? Стоимость обучения в автошколе, особенности сдачи экзамена и основные причины неудач — разберём всё самое главное.
Посадка в Автомобиль! Первый урок Вождения [Автошкола RED]
Инструктор по вождению Денис работает в одной из новосибирских автошкол, его стаж — более десяти лет. Теперь сдать экзамен на права будет проще, однако цена ошибок вырастет. Чему учат в автошколах в 2024 году, сколько длится обучение, как проходят экзамены, на какие категории прав можно сдать и с какого возраста рассказывают «Известия». Первый урок вождения в автошколе, как проходит, что необходимо знать. Разрешена ли учебная езда по автомагистрали, можно ли ученику автошколы на учебном транспорте заезжать в жилую зону и кто заплатит штраф за нарушение ПДД или ДТП на учебном авто. С начала второго квартала 2024 года это удостоверение для кого-то станет доступнее, а для кого-то – наоборот.
Правила обучения в автошколах изменятся с 1 сентября
Насколько важна организованная сдача экзаменов на права и зачем она вообще нужна, разберёмся ниже. Учебные заведения для будущих водителей могут не оказывать данную услугу. Задача автошколы — научить вас управлять автомобилем. И в результате при успешном обучении выдать вам свидетельство об окончании учебного заведения установленного образца официальный документ об окончании автошколы. Ваша дальнейшая судьба, как и где вы будете сдавать экзамены в ГИБДД и когда получите водительское удостоверение, по большому счёту автошколе не интересна. Хорошим тоном и заботой об учениках автошколы является возможность довести ученика не просто до окончания учебного заведения, приняв внутренние экзамены, выдав на руки свидетельство и оставив его наедине с «бумажкой», а довести до ГИБДД и до получения водительского удостоверения. Если ваша автошкола занимается «сопровождением», то запись на сдачу или пересдачу экзамена в ГИБДД происходит через учебное заведение. Обычно объявляется дата и время сдачи экзаменов, на которую приезжает представитель автошколы. Кандидату в водители не требуется беспокоиться куда подать документы, почему его не вызывают, и что делать дальше — все вопросы берет на себя сотрудник автошколы, который будет находиться в РЭО в течение всего дня на экзамене. Кроме того, на организованную сдачу автошкола должна предоставить учебный автомобиль обычно два или три. Соответственно существует вероятность, что вам повезёт и попадётся машина, на которой вы учились ездить с инструктором.
К недостаткам организованной сдачи можно отнести невозможность выбрать конкретную дату сдачи экзамена.
Отмена возможности сдать экзамен на территории автошколы Информация о нормативном документе 2022. Документ вступил в силу 1 марта 2022 года. Организацией, осуществляющей образовательную деятельность, не позднее 30 календарных дней до окончания обучения учебной группы в экзаменационное подразделение с соблюдением требований Федерального закона от 27 июля 2006 г.
N 152-ФЗ "О персональных данных" направляется список лиц, проходящих профессиональное обучение в указанной учебной группе приложение N 1 к настоящему Порядку. Организация, осуществляющая образовательную деятельность, не позднее 10 рабочих дней до начала проведения практического обучения вождению направляет в экзаменационное подразделение почтовым отправлением либо через личный кабинет организации, осуществляющей образовательную деятельность, в федеральной государственной информационной системе "Единый портал государственных и муниципальных услуг функций " либо представляет нарочным уполномоченному должностному лицу экзаменационного подразделения под расписку список лиц, проходящих профессиональное обучение в данной организации, осуществляющей образовательную деятельность рекомендуемый образец приведен в приложении N 1 к настоящему Порядку. С 1 марта 2022 года установлен иной срок - за 10 рабочих дней до начала практических занятий в автошколе за 2 недели. И это очень серьезная разница.
Например, пусть срок обучения в автошколе составляет 2,5 месяца 75 дней , а практические занятия начинаются через 2 недели после начала обучения 14 дней. До 1 марта 2022 года эта автошкола могла подать документы на 45-й день обучения за 30 дней до окончания обучения. С 1 марта 2022 года документы должны быть поданы в ГИБДД в 1-й день обучения за 2 недели до начала практики. Описанное нововведение может создать дополнительные сложности для автошкол, так как нужно будет либо очень быстро собрать документы обучающихся в том числе медицинские справки , либо дополнительно увеличить время обучения позже приступить к практическим занятиям.
Нужно понимать, что порядок взаимодействия также содержит пункт 16, который описывает действия сотрудников ГИБДД в случае, если документы не поданы в установленный срок. То есть сама по себе несвоевременная подача документов не приведет к катастрофическим последствиям для кандидата в водители или автошколы. Данный вопрос более подробно будет рассмотрен ниже.
Представив сочувствующие лица подруг и ехидные смешки дома, трясу головой. Не дождутся! Послезавтра, в это же время. Потом еще два месяца. Научусь всем им назло. Вон вокруг, сколько народа ездит — а я что, рыжая? Не знаю, как инструктору удалось унять поток девчачьих причитаний, но на следующее занятие я пришла, улыбаясь и осознавая всю мощь и силу вверенного мне серьезного механизма, этой груды железа, представляющей собой потенциальную опасность.
Главное вовремя понять, чем может обернуться мое неумение обращаться с машиной в реальных дорожных условиях. Второе занятие принесло разочарование — мы были вынуждены повторять все элементы с самого начала. В этот раз я справилась немного лучше и поняла, что в вождении главное — не знание теории или способности, а практический опыт, который можно получить только за рулем. Когда на третьем занятии инструктор сказал: «А теперь поедем в город» — я подумала, что он либо экстремал, либо сумасшедший. Выпустить на дорогу с огромным количеством машин новичка, который третий раз сидит за рулем — самоубийство. Инструктор же ехидно улыбается: «Я легкой жизни никому не обещал! Кстати, метод «кнута и пряника» оказался самым действенным. Ну, поехали, так поехали. Обреченно вздохнув, поворачиваю ключ. Сцепление, первая передача: медленно отпускаю педаль, газ.
Надо же, не заглохла. Двадцать километров в час — хватит, для начала. Машина не торопясь движется в крайнем правом ряду. Слева проезжает дорогущий джип, нагло ухмыляется и прибавляет ходу, оставляя меня позади. Ну и ладно. Первый выезд в город — это, безусловно, запоминающийся и крайне нервный опыт. Со всех сторон мельтешат автомобили, светофоры, знаки, пешеходы, троллейбусы и автобусы…Кто знает, тот поймет: глаза квадратные, спина липкая, пальцы судорожно сжимают руль, нога мечется между тормозом и газом, кнопки не кнопаются, нажималки не нажимаются. Да уж, это вам не площадка — глохнуть в первый день пришлось часто, не меньше трех раз. Спасибо автомобилистам, абсолютное большинство которых никаким образом не выразили недовольства тем, что я их задерживаю. На мгновенье задумываюсь.
Повороты, светофор, крики с соседнего сиденья застали меня врасплох, а инструктор мстительно сообщил, что вообще-то машина у него одна — ну, и далее по тексту. Пару раз приходилось понервничать. Светофоров по пути много, я внимательно слежу за тем, чтобы вовремя притормозить, правильно остановиться, правильно тронуться, инструктор рядом, все хорошо. Вдруг у инструктора звонит телефон, он ответил и начал разговор. Первые пять секунд недоумеваю: «Вздумал тут болтать по телефону. Я же ведь могу врезаться в кого-нибудь или нарушить правила». Но очень скоро я поняла, что никто из окружающих меня водителей не собирается «въехать» в мою машину, а никто их пешеходов специально под колеса не бросается, и немного успокоилась. Удивительно, но поведение многих водителей меняется во время движения. Оказывается, многие готовы спокойно подождать, пока ты, наконец, справишься с этим сцеплением, но потом будто компенсируют это поведением в движении. Внезапные перестроения, невключенные «поворотники» в этом грешке однажды даже была уличена машина ГАИ , подрезания.
Чаще всего в проявлении дорожного хамства замечены водители грузовиков и маршрутных такси. Сложилось впечатление, что они почему-то обижены на машины с меткой «У», а по вечерам рассказывают друг другу, кто и сколько сегодня подрезал учебных авто. А может, это ложное впечатление, и мне просто не повезло?
Для примера. После окончания автошколы полис ОСАГО для дочери стоил 38 тысяч рублей, тогда как мне на ту же машину полис выходил всего в 5 тысяч. В результате активного промывания мозгов любой гражданин на вопрос о том, кто виноват в ситуации на дорогах, уверенно отвечает: «Пьяные и автошколы». Поэтому все возможные гадости и подлости в адрес автошкол воспринимаются как проявления благородной борьбы со злом. И афоризм «Хотели, как лучше, получилось как всегда» очень точно отражает результат этих реформ. В первую очередь речь тогда шла об увеличении часов на занятия по вождению. Планку подняли с 32 до 56 часов. В результате получили всплеск аварийности с новичками. Специфика обучения в автошколах такова, что увеличение часов на вождение действительно увеличивает количество ДТП с новичками. Недоучка более осторожен. Переученный ученик легче переходит грань дозволенного. Важна «золотая середина». Это — научно установленный факт. Чтобы скрыть свой провал, в ГИБДД снизили стаж вождения для новичков с трёх до двух лет и отчитались об успешности реформ — подтасовка со статистикой позволила избежать позора. Чтобы показать хорошие цифры, чиновники манипулируют статистикой Но с тех пор чиновники стали крайне осторожны. Поскольку истерия в СМИ про то, что автошколы плохо учат, не умолкает и не умолкнет никогда, руководству ГАИ нужно обозначать свою деятельность в данном направлении. И перед нами очередной «документ ни о чем». Перетасованные цифры создают в сознании обывателя иллюзию бурной деятельности. А на фоне очередных гадостей в адрес автошкол формируется и образ благородного рыцаря, ведущего борьбу со злом. Начнём с самого интересного.
Новый порядок взаимодействия Госавтоинспекции и автошкол вступил в силу 1 марта
Разработаны новые программы подготовки водителей. Проект соответствующего приказа Минпросвещения поступил в аналитический центр правительства. А именно в рабочую группу по "Регуляторной гильотине". Чем удивляет этот проект? Тем, что последние программы подготовки водителей вступили в силу 1 сентября прошлого года. Причем автошколы были вполне ими довольны. При этом всего было утверждено 62 программы.
Это не только подготовка водителей по основным категориям, но и программы переподготовки, а также повышения квалификации водителей. То есть согласно им, обучившись на одну из категорий, водитель потом по упрощенной схеме, с сокращением количества часов обучения, может обучиться на другую. Причем сокращение времени довольно серьезное - 86 часов. А это экономия не только времени, но и денег.
Однако в 2020 году запрет убрали из ПДД, а теперь езду по магистралям внесли и в программу обучения в автошколах.
Также приказ Минпросвещения вводит новые программы переподготовки, позволяющие, к примеру, водителям, у которых есть права на мотоцикл, получить допуск к управлению автомобилем по сокращённой программе. В ГИБДД не раз отмечали, что при подготовке в автошколах нужно больше внимания уделять езде в реальных условиях. В июле глава Госавтоинспекции Михаил Черников заявил, что усложнение экзамена для будущих водителей уже приносит свои плоды. Это дало уже положительный результат. Мы видим, что сократилось количество погибших, количество ДТП с участием молодых водителей, которые имеют стаж управления транспортных средств менее двух лет, — сказал главный гаишник России.
По статистике ГИБДД, в 2021 году в Воронежской области было зафиксировано 134 аварии с участием водителей со стажем управления до двух лет.
Это вдвое меньше, чем в марте, когда действовали старые правила и была «площадка». Здесь у кандидатов в водители присутствует некоторая доля волнения.
И потом — ориентироваться немного сложнее». До 1 апреля это был перечень минимум трех маршрутов для каждой категории, который был заранее определен.
Как вести себя с инструктором по вождению Если вы переживаете и не знаете, как вести себя с инструктором, то вспомните ваше поведение перед преподавателем, которого вы очень уважаете. Просто будьте собой, внимательно слушайте, при необходимости записывайте. Если вам что-нибудь непонятно, обязательно спрашивайте! Только не забывайте про субординацию. Они разговаривают на разные темы: про хобби, путешествия, музыку и т. Смело задавайте вопросы, которые вас смущают или вам интересны.
Инструктор на то и инструктор, чтобы обучать вас всему, что он знает! Не бойтесь своего инструктора. Вы можете общаться на любые темы, которые не пересекают порог субординации. Первый раз за рулем в автошколе — это так здорово! Это потрясающий и незаменимый опыт, который обязательно нужно получить. Желаем всем удачи на дорогах! Наша автошкола предлагает программу заочного обучения , которая позволяет получить необходимые знания и навыки вождения без необходимости посещения занятий в автошколе.
Первое вождение в автошколе: что нужно знать?
Новый экзамен на права заваливают 87% кандидатов | #АвтошколаRED #Автошкола #АвтошколаРостов В этом видео вместе с опытным инструктором и его прекрасной спутницей мы проведем первый практический урок управления автомобилем. |
С 1 сентября автошколы начнут обучать будущих водителей по новым программам | С 1 апреля автошкола не сможет получить и продлить лицензию на образовательную деятельность без заключения о соответствии учебно-материальной базы. |
Как получить водительское удостоверение | Обычно обучение в автошколе — от начала изучения теории до сдачи экзаменов — занимает от 3 до 6 месяцев. |
Первый выезд начинающего водителя: главное не бояться!
С 1 сентября изменились правила подготовки водителей в автошколах. Экзамен по вождению — основные требования регламента при сдаче практического экзамена в ГИБДД на категорию «B». Часто будущие ученики в начале обучения смутно представляют, как проходит обучение в автошколе. Инструктор по вождению Денис работает в одной из новосибирских автошкол, его стаж — более десяти лет.
Первый урок вождения в автошколе
Учиться в автошколе теперь придется на месяц дольше: вместо 100 часов теории — 140. Правила сдачи экзамена по вождению указывают, что прохождение испытаний состоится в отделении инспекции, к которой прикреплена автошкола. Инструктор по вождению Денис работает в одной из новосибирских автошкол, его стаж — более десяти лет.