Спустя шесть лет после смерти Державина уйдет из жизни и Ширвиндт, а причиной смерти назовут проблемы с сердцем — те же самые, что свели в могилу и его друга. Александр Ширвиндт и Михаил Державин выступали с юмористическими номерами начиная с 1957 года, а затем они вели передачу "Утренняя почта", сообщает издание личная трагедия. Роксана Бабаян, вдова Михаила Державина, тоже не могла пропустить церемонию прощания, ее муж был близким другом Ширвиндта.
«До скорого, любимый!» — Александр Ширвиндт простился с Михаилом Державиным
вплоть до самой смерти Михаила Михайловича в 2018 году. Михаил Державин скончался 10 января на 82-м году жизни в результате тяжелой болезни. Александр Ширвиндт только за последние пару лет похоронил троих близких друзей. С 2018 года там же покоится лучший друг Ширвиндта — Михаил Державин. В последние годы Ширвиндт часто упоминал лучшего друга Державина и грустил о том, что многие его приятели уже ушли из жизни.
«Прощайте, дорогой лорд-канцлер» — памяти Александра Ширвиндта
Последнее время он жил, превозмогая боль, написал книгу мемуаров, но участвовать лично на презентации уже не смог. Державин скончался после продолжительной болезни на 82-м году жизни. Несмотря на бешеную популярность, он никогда не зазнавался и, по словам коллег, ни разу не повысил голоса. Окружающие всегда удивлялись — с Державиным просто невозможно было поссориться. Это я говорю о нашей с Мишкой биографии. Не круглая дата, но большая. Если посчитают, что это достойно какого-то рекорда, то я эту медаль получу и тебе принесу.
До скорого, любимый — Александр Ширвиндт, актер театра и кино. Михаил Михайлович прожил на улице Вахтангова всю жизнь.
Метко говорил. Шутил над собой — в первую очередь. Достойно прожил.
Мудро избежал ошибок. Порой резал правду-матку так — пострадавшие долго залечивали порезы. Память по себе оставил добрую. Вот за это за все спасибо, Александр Анатольевич. Вот и всё… Ещё в 14:35 была надежда.
Даже на то, что сыграем спектакль наш 3 апреля… Спасибо Вам большое дорогой, любимый. За годы общения, за роли, встречи, работу, за шанс, за… За многое спасибо… Буду помнить… Журналист и телекритик Арина Бородина: Теперь не осталось никого. Светлая память. Александр Ширвиндт — пример правильного и интеллигентного человека. Спецпредставитель президента России по международному культурному сотрудничеству Михаил Швыдкой : Не могу и не хочу в это верить.
Александр Анатольевич олицетворял собой великую, убедительную силу жизни. Он был совершенно неповторимым человеком, уникальным. Он был символом убедительности жизни и на сцене, и на телевидении, в дружбе и любви.
Ширвиндт считает, что его дружба с Державиным достойна книги рекордов Единственное, на какую иглу он меня подсадил, — это рыбалка.
Он наследственный рыбак — папа его был прекрасен в этом деле. Сначала, когда было спокойно и безлюдно, мы вдвоем с Михаилом выезжали куда-то в дебри и ставили палатку. Потом, когда с палатками стало страшновато, мы перебрались в более цивильные места. Михаил всегда меня перелавливал, потому что я стационарный рыбак, ленивый — как сел, так и сижу.
А он был искателем — бегал по берегу водоема, менял насадки и наживки, вынимал спиннингом щук. Это и было наше общее хобби, так всю жизнь и рыбачили вместе. Конкретно не помню, но так или иначе наша дружба сказалась, наверное, и на выборе имени моему сыну. Он действительно всегда был рядом, и имя Михаила часто возникало.
Пусть это не прямое явление, как с именем моего внука Андрея, которого назвали в честь Миронова, но такое общебиографическое единение, думаю, имело место быть.
Но когда в финальной сцене один из них закусил бутафорским огурцом, я явственно почувствовал витающий в воздухе запах свежего огурца, а когда другой закусил бутафорским помидором, мне показалось, что из него брызнул сок. Вот как надо играть. Кто матери-истории более ценен - еще вопрос. Их дружба выдержала семь десятилетий и сложившуюся в последние годы в театре субординацию между худруком и актером. Ужас в том, что с Михаилом Державиным невозможно поссориться, он антиконфликтный человек.
Это идет от того, что он мудрый, потом - трусливый, потом - просто понимает, что всякий конфликт, как и революция, чреват усугублением ситуации. Вот и все. Разумеется, и тут не обошлось без баек, которые Ширвиндт, до сих пор носящий гордое, пусть и неофициальное, звание самого остроумного мужчины Москвы, рассказывать большой мастак. Причем любимый герой его баек - конечно же Державин! Произошло это во время афганских событий. Страшное время.
Ташкент, палаточный госпиталь для раненых. И в большой палатке, которая была и столовой, и клубом, состоялся наш творческий вечер. Мы приезжали всех подбодрить. И там на афише было написано: «У нас в гостях - артисты Театра эстрады Дарвин и Равинглот». У меня даже эта афиша сохранилась. То, что я Равинглот, - это естественно.
Но почему Мишка - Дарвин, мы так и не поняли... Или вот еще история. В Хайфе идем после концерта, к нам подходит милая дама и говорит: «Михал Михалыч, скажите честно: вы еврей? Но это еще не значит, что в жизни были тишь да благодать. Особенно в личной. Три брака, два развода.
Каждый из которых для Михал Михалыча стал настоящей драмой. Ведь не он уходил, а от него. С первой женой - Екатериной, дочерью легендарного Аркадия Райкина, - Державин прожил совсем недолго.
«Плеяда практически исчерпана». Политики и деятели культуры вспоминают Ширвиндта
Следом за нами в тех же местах стали строиться друзья, и центром общения стал наш дом. Поэтому Роксочка дом расширила: пристроила еще одну, 90-метровую комнату — зал, в котором все могли бы спокойно собираться. Роксана: Наш дом — как каша из топора. Сначала он был такой страшный!
Покачивался на ветру, и казалось, что сделан не из деревянных щитов, а из картона. И подвал все равно перманентно затапливало… Мы его лет пять достраивали, отделывали кирпичом. А ведь кирпич, как и многое другое, был дефицитом!
Люди за ним ночами в очередях стояли! Нам, конечно, было попроще — все-таки узнаваемые лица. Приехали на кирпичный завод, познакомились с руководством.
Михаил Михайлович: Пока Роксана разговаривала с директором, ко мне подошел человек в грязной спецовке. Пожал руку и сказал: «Здравствуйте, Бабаян». А тот: «Нет, это я Бабаян.
Заместитель директора по производству». И тогда я понял, что кирпич у нас будет. Роксана: Сразу было видно, с какой любовью его для нас упаковывали.
Кирпич тщательно завернули в целлофан. И ни одного битого не попалось! Мы в наших краях одними из первых дом построили.
Сами по болотам провели дорогу от основной трассы — и вдоль нее дачи пошли, как грибы после дождя, целые городки из садовых товариществ образовались! С одной стороны, здорово, что наша дорога стольким людям пользу принесла, а с другой… По ней стали ездить огромные грузовые машины, самосвалы — и разбили ее так, что теперь она вся в ямах и колдобинах… Ну что поделаешь, если люди не понимают. Сначала не берегут, что имеют, а потом в ямах буксуют.
Роксана: У нас абсолютно простой участок, засаженный елями, соснами. Михаил Михайлович: Когда мы получили землю и стали обсуждать, что посадить, Роксана предложила завести какую-нибудь грядочку, посеять укроп или лук. Я же, на свой страх и риск, взял за правило — и считаю, что это хорошее правило: если, едучи на рыбалку, увижу у дороги какую-нибудь маленькую сломанную сосну или елочку, потихоньку ее выкапываю и сажаю на даче.
Роксана добавила саженцы вишни, яблони. Они так разрослись! Еще мы выкопали экскаватором пруд глубиной в четыре метра, запустили туда карпов с карасями.
Первыми оценили новшество нутрии и ондатры. Они там уже много лет плавают — пищу добывают. Карпов с карасями я вылавливаю в других прудах, а потом бросаю в наш.
Да у нас всюду жизнь! Среди деревьев, которые я сохранил, бегает собака, которую мы спасли. Михаил Михайлович: Однажды сидим мы с Роксаночкой на терраске, а мимо на машине проезжает милая дама.
Остановилась, машет мне рукой и кричит: «Михаил Михайлович! Я пытаюсь их раздать, возьмете одного? Но Роксана сказала: «О, какой прекрасный щенок!
Давай возьмем! Из-за коричневого окраса мы назвали его Каштаном. Но обычно зовем Каш, Кашик.
Когда перед летом стрижем овчарку она у нас любит купаться, а потом валяться по земле — и на шерсти быстро появляются колтуны, поэтому мы ее стрижем, хоть по породе и не положено , он дежурит, ждет, когда его тоже причешут. Любит эти процедуры. Ежиков, которые рвутся в наш лесок, мы тоже любим.
Но наши собаки обожают на них охотиться. И чтобы никто никому не причинил зла, внизу под забором мы закрепили заградительные сеточки. Но когда видим, что со стороны соседей к нам пробирается ежик, Роксаночка идет за ворота и несет ему любимую еду… Роксана: Остапа понесло — и уже занесло довольно далеко!
Не кормим мы никаких ежиков! Просто Михаил Михайлович такие трактаты может сочинить! Он иногда моему брату Юрию Леонидовичу звонит… Юра сообщает свои новости, спрашивает, как дела у Михаила Михайловича.
И Миня начинает фантазировать на ходу. Вот, говорит, новую пьесу принесли — в одну секунду придумывает фабулу. Да так, что мой брат, театральный человек, который знает про все и всех в театре, который все спектакли видел, Миню не сразу может раскусить.
Теперь все зависит только от того, кто первым добежит, первым допьет свою пол-литру. Теперь это соревнование на равных! У нас всегда был свой мини-театр — он да я. Этот театр прожил так долго, потому что мы с Мишей вовремя догадались, что в нем должно быть все дифференцированно.
Я был худрук и режиссер, а он артист и парторг. Я об этом писал уже в книге «Былое без дум» правда, чуть иначе. Насколько знаю, фрагмент из нее о Державине будет здесь использован, но, думается, подобные повторы у зрителя, который в данном случае чудесно перевоплощается в читателя, не вызовут нареканий. Ходят же люди по нескольку раз на полюбившийся спектакль, значит, будут не против и прочесть различные литературные интерпретации одного и того же события.
Мы репетировали и придумывали сценки всюду, при каждом удобном случае Еще одна особенность нашего мини-театра в том, что мы в нем работали на равных, не было никакого перетягивания юмористического каната. Как это нередко случается между партнерами и в театре, и на эстраде. Судьбы большинства дуэтов подозрительны и зачастую трагичны. Было множество дуэтов «жена — муж», множество дуэтов конферансных, множество эстрадных куплетистов… Как правило, это бесконечное существование вдвоем, нос в нос, чревато накоплением взаимного раздражения, усталости и тому подобное.
В этом плане нам дарован был какой-то воздух — мы не круглыми сутками отирались друг о друга. У нас был театр, в нем отдельные спектакли, отдельные роли. Было кино, разводящее по разным съемочным площадкам. В конце концов, у нас были отдельные семьи, отдельные дети тоже не всякий дуэт может этим похвастаться.
Так что длительное пребывание «нос в нос» никогда не перерастало в какую-то дурную бесконечность. Ведь отчего так трудно взаимоотношаются великие шахматисты? Публика часто винит в этом их «плохие характеры», звездную капризность, болезненное чувство соперничества в борьбе за пьедестал. На самом же деле, если сутками сидеть в 30 см друг от друга, при самых ангельских характерах можно осатанеть.
Слава богу, у нас с Мишей был необходимый воздух. Этим и объясняется такое творческое долголетие нашего дуэта. Повлияло здесь и то, что так называемых «масок» рыжий-черный, трус-балбес и так далее в нашем мини-театре не было. При всей кажущейся простоте мизансцен мы старались рисовать и думается, не без успеха психологически точные, реалистичные портреты наших современников, живых людей, за словами, жестами и общим состоянием которых угадывались судьбы.
Как ни странно, это всегда работало на юмор. Зритель узнавал в наших героях себя или своих знакомых, видел сходство ситуации на сцене с той или иной ситуацией в жизни… и вдруг начинал хохотать. Нам ведь мало кто писал. В основном то, что мы показывали, рождалось как импровизация — на бегу, в застолье, по дороге на гастроли, на рыбалку… Конечно, все наши спонтанные озарения бывали запомнены, даже записаны и тщательно отрепетированы.
Но именно то, что вся эта «лабуда» изготавливалась нами лично, приводило к тому, что органика нашего дуэта была незаемная, предельно своя. Наверное, мы не достигли бы той естественности и раскрепощенности, которые столь ценит зритель во все времена, если бы просто выучивали наизусть и репетировали текст какого-то пусть даже большого сатирика. Конечно, в пользу нашего дуэта играл и тот факт, что мы полюсно противоположны по фактуре. Это помогает создавать необходимое напряжение, «разность потенциалов» на сцене.
Даже не прямой голливудский конфликт, а вещицы потоньше. Михаил Державин на зависть разноплановый актер. Как худрук и режиссер нашего мини-театра, я мог извлечь из этого «материала» буквально все. У зрителя, знавшего Мишу в основном по киноролям, порой складывалось впечатление его совершенно определенного амплуа — голубоглазого западного аристократа, этакого красавца-педанта.
Это далеко не так. В нем было все!.. Порою это подтверждала сама жизнь. Однажды во время гастролей Театра сатиры в Израиле к нему подошла одна старая еврейка и сказала: «Скажите, Дэржавин, вы случайно не еврэй?
Так что в нем было все. Кстати, после этого случая многие в коллективе нашего театра начали посматривать на Мишу как-то… чуть иначе. Мне давно было ясно, что социально-типажный подход советского кино очень обеднил Мишину фильмографию. Ведь он мог стать просто нашим Аленом Делоном.
Но требовались иные типажи по крайней мере на роли главных героев — в 50-е нужны были Рыбников, Белов, Юматов на роли рабочих парнишек, в 60-е — Смоктуновский, Баталов, Лазарев на роли интеллектуалов-физиков… Державин не вписывался ни в каких «кубанских казаков», что бы они там ни оседлали — племенных рысаков, атомное ядро или монтажниц-высотниц. Уже, так сказать, под занавес появился режиссер Анатолий Эйрамджан. Вот он начал снимать Мишу много, да все в главных ролях, стал буквально Мишиным домашним режиссером, зачастую в его фильмах появлялась и Роксаночка. Эти кинокомедии зритель помнит до сих пор — это и «Бабник» где мы играли с Мишей вместе , и «Импотент», и «Моя морячка», и «Жених из Майами», и многие другие.
Теперь уже не вспомнить, где это было? В каком городе гостиница «Малахит»? Помню, меня все спрашивали: «А почему вы не снялись за компанию с Державиным после «Бабника» и в «Импотенте»? Старый бабник и начинающий импотент — это практически одна и та же фигура».
К счастью, наши «Трое в лодке, не считая собаки» удались на славу. Там у нас был даже не дуэт, а терцет, или трио. Солировал наш замечательный друг Андрюша Миронов. Один из секретов успеха этого фильма, я думаю, в том, что режиссер Наум Бирман предоставил нам полную свободу импровизации.
Он понял, что нас можно смело «отпустить», ведь у нас были уже сыгранные в сценических дуэтах пары — у Миши со мной, у меня с Андреем. И с московской сцены на берег Немана по сюжету Темзы телепортировались те самые раскрепощенность, чувство партнера, общее в нюансах и оттенках для всех троих чувство юмора… Сейчас я понимаю, что на славу нашего дуэта с Мишей работал и тот простой факт, что в советские времена подача юмора на телевидение осуществлялась очень порционно тем более мы старались держать марку! Это сегодня — «во всех подворотнях». Казалось бы, нынешним молодым сатирикам и юмористам можно только позавидовать!
Полное отсутствие цензуры! Но оказалось, вседозволенность хуже любых цензурных рамок. Когда человеку без вкуса, без элементарной художественной грамоты, но с полным набором пошлостей все разрешено… начинается кошмар. Это уже не «свободное творчество», не «антицензура», это не творчество вообще.
Это антиискусство. Что касается партнерства на сцене Театра сатиры, мы тоже немало там сыграли с Мишей вместе. При этом он просто не способен врать на сцене! Ни в чем!
При всей его острохарактерности. Это мне представляется важным отметить именно сейчас, когда все просто обожают кривляться на сцене, всех тянет наиграть с три короба, прокричать что-нибудь «нечеловеческим голосом», испытать «нечеловеческие чувства»…» Тет-а-тет Нашему дуэту более полувека. Но редко удается уединиться, отвести душу в задушевной беседе — репетиции, спектакли, гастроли. Но вот наконец удалось поговорить с глазу на глаз.
Михаил Державин: Знакомы мы очень давно, спорить глупо. Помню тебя, тогда еще мальчика Шуру, приезжающим в наш двор на потрясающем велосипеде. Ты появлялся на улице Вахтангова, ныне Николопесковском переулке, и все пацаны тебе дико завидовали. Но давал покататься!
Был добрым мальчиком. Александр Ширвиндт: Все ты врешь. Ничего я не давал. Михаил Державин: Неужели?
Шура не только добрый, но честный и принципиальный… Нет, ты не разрешал даже пылинки с велика сдувать. Хотя я как-то все же прокатился. Но брючина намоталась на цепь, цепь слетела, и Шура орал благим матом. Александр Ширвиндт: Страшно боялся, что велосипед сломают, а я этого не переживу и умру от разрыва сердца.
Трехскоростной «ЗиЧ», собранный на заводе имени Чкалова, долго оставался главным моим сокровищем. Михаил Державин: Пока ты не разжился «Победой» и опять не прикатил к нам во двор. Единственная машина на всю округу! Дикая роскошь!
Сколько лет прошло, но до сих пор ее номер помню — ЭВ 44—51… Александр Ширвиндт: Я уже был артистом Театра имени Ленинского комсомола, начал сниматься в кино… В 1957 году сыграл в картине «Она вас любит» и купил у актера Станицына подержанное авто. В складчину с родителями. Полсуммы — мой гонорар, вторая часть — привет от папы с мамой. В салон влезали девять человек, мы даже на рыбалку ездили.
Да, тогда машины выглядели покрепче и поосновательнее. Что, впрочем, не мешало им ломаться. Однажды в самый неподходящий момент отвалилась спинка водительского сиденья. Управлять автомобилем, не имея упора и держась только за руль, невозможно.
За мной в салоне сидел актер Театра Ермоловой Любецкий, он коленями придерживал спинку, а я пытался рулить. До сих пор не понимаю, как мы не угодили в аварию… Еще помню случай. Как-то зимой опаздывали на концерт к труженикам села, и вдруг машина заглохла — в ней замерзла вода. Тогда ведь антифриза не было, точнее, мы о нем не слышали.
И вот картина: ночь, голое поле, ветер, 25 градусов мороза, занесенная дорога и пять мужиков, рискующих околеть в этой глухомани… Спасались при помощи подручных средств: вся наша банда будущих народных артистов по очереди помочилась в радиатор, машина отогрелась и поехала за милую душу… Михаил Державин: Да уж, были мы тогда помоложе, а моча посвежее, струя посильнее. Помню, помню это незабываемое зрелище. Александр Ширвиндт: А ты ведь долго не решался сесть за руль, предпочитая использовать супругу в качестве водителя. Помню, как ты покровительственно обнимал ее за плечи, делая вид, будто учишь… Я с трудом заставил тебя купить первые «Жигули».
Михаил Державин: Как ни крути, а по нашим биографиям можно изучать историю страны. Скажем, для всех нормальных людей Семен Буденный — герой Гражданской войны, а для меня еще и бывший тесть. Сколько раз мы с тобой организовывали новогодние утренники на даче у Семена Михайловича! Дети заранее знали, кто будет играть Деда Мороза, и следили за нами, карауля момент переодевания.
Но однажды ты решил устроить сюрприз, загримировав Нину Семеновну, мою жену. Наклеил ей красный нос, налепил бороду, вывел через черный ход на крыльцо, где уже стояла запряженная тройка. И вот кульминация: Семен Михайлович заиграл на баяне и торжественно объявил: «Встречайте Деда Мороза! Дети в недоумении смотрели на нас с тобой: если эти дяди здесь, кто же в санях?
Разумеется, и тут не обошлось без баек, которые Ширвиндт, до сих пор носящий гордое, пусть и неофициальное, звание самого остроумного мужчины Москвы, рассказывать большой мастак. Причем любимый герой его баек - конечно же Державин! Произошло это во время афганских событий.
Страшное время. Ташкент, палаточный госпиталь для раненых. И в большой палатке, которая была и столовой, и клубом, состоялся наш творческий вечер.
Мы приезжали всех подбодрить. И там на афише было написано: «У нас в гостях - артисты Театра эстрады Дарвин и Равинглот». У меня даже эта афиша сохранилась.
То, что я Равинглот, - это естественно. Но почему Мишка - Дарвин, мы так и не поняли... Или вот еще история.
В Хайфе идем после концерта, к нам подходит милая дама и говорит: «Михал Михалыч, скажите честно: вы еврей? Но это еще не значит, что в жизни были тишь да благодать. Особенно в личной.
Три брака, два развода. Каждый из которых для Михал Михалыча стал настоящей драмой. Ведь не он уходил, а от него.
С первой женой - Екатериной, дочерью легендарного Аркадия Райкина, - Державин прожил совсем недолго. Еще до официального развода Катя забеременела от другого. И от кого!
От популярнейшего актера Юрия Яковлева! Конечно, отставленный муж переживал: такой удар, такой разрыв. Но каждый вечер выходил на сцену с неизменной улыбкой.
Вторая жена - Нина - была дочерью прославленного маршала Семена Буденного. Это был уже настоящий брак, полновесный.
Известный отечественный артист Александр Ширвиндт тяжело переживает уход из жизни своего лучшего друга Михаила Державина , скончавшегося 10 января 2018 года на 82-м году жизни. Популярный актер Александр Олешко опубликовал в своем Instagram снимок Ширвиндта, который одиноко стоит на сцене перед пустым зрительным залом. Как известно, с Михаилом Державиным его связывала дружба еще с самого детства — они дружили 70 лет.
Державин, Михаил Михайлович
Руководитель театра Александр Ширвиндт, бывший близким другом скончавшегося актера, во время церемонии прощания обратился к нему со сцены театра и заявил, что их 72-летняя дружба достойна Книги рекордов Гиннесса. Александр Ширвиндт умер в 89 лет. Скончался Михаил Державин 6 лет назад. Ширвиндт остался без Державина Смерть, Одиночество, Мужская дружба.
«Уходит поколение известных артистов»: в Москве простились с Михаилом Державиным
Роксана Бабаян, вдова Михаила Державина, тоже не могла пропустить церемонию прощания, ее муж был близким другом Ширвиндта. вплоть до самой смерти Михаила Михайловича в 2018 году. Заключение – причиной смерти Державина Михаила стала ишемическая болезнь сердца. Близким другом Державина был отец Михаила Ширвиндта. Он является художественным руководителем Театра сатиры в Москве. Александр Ширвиндт и Михаил ДержавинАлександр Ширвиндт и Михаил Державин / ВКонтакте. Народный артист РСФСР Михаил Державин умер в 85 лет после продолжительной болезни.
"Душа плачет…": Александр Ширвиндт трогательно простился с Михаилом Державиным
Его, конечно, все помнили, но именно благодаря этому к студенту Державину предъявлялся особый счет — все нужно было делать лишь по высшему разряду. У него был талант. Он справился. Через три года в училище поступил и Саша Ширвиндт — друг Державина еще со времени школы. А в 1959 году выпускник Державин отправился в Театр имени Ленинского комсомола. На первую серьезную работу. Он оценил драматический талант Михаила Державина, отдав ему роли в тех постановках, на которые делалась ставка. Театралы оценили и образ стиляги Бубуса, сыгранного Державиным в культовом спектакле «Опасный возраст». Роль стала его «визитной карточкой» на годы. Восходящая звезда Михаил Державин был дивно красив, обаятелен, с харизмой.
Появились поклонники и мода «ходить на Державина». Стоит напомнить, что в это время в Москве шли мощные ротации актеров и режиссеров, так что Михаил Державин стал одним из участников этого невероятно трудного процесса. Державин оказался в театре вовремя — главную роль отдали ему. И успех постановки был феерическим. Вскоре в театр перешел и Ширвиндт. Театральные перемены и рокировки делали жизнь и на сцене, и вне ее невероятно бурной. Вошли в моду «капустники» — очень смешные и смелые, иногда откровенно острые, без всяких реверансов. Именно тогда, на капустниках в Театре сатиры, и зародился творческий дуэт Державина—Ширвиндта, ставший легендарным. Актер Михаил Державин в сцене из спектакля «Привет от Цюрупы!
Выйдя на сцену этого театра, Михаил Державин мгновенно стал ведущим актером. Он сыграл главные роли в спектаклях «Горе от ума» и «Вишневый сад», блистал в «Ревизоре»; в спектакле «Самоубийца» он создал образ Виктора Викторовича, в «Швейке, или Гимне идиотизму» — генерала, в «Тартюфе» — самого Тартюфа, в « Бешеных деньгах» — Телятьева. Ну а в легендарной постановке «Прощай, конферансье! Державин играл, как и жил, «взахлеб». Но самое главное — он не стал актером какого-либо амплуа.
Аркадий Исаакович даже самого Мишу помнил ребенком. Хотя когда появлялся у них во дворе, шел не к Державиным, а к их соседу по подъезду — знаменитому отоларингологу Виктору Канторовичу. Но если замечал во дворе Мишу, играющего с соседскими мальчишками, улыбался ему и спрашивал: «Мишенька, ты не знаешь, Виктор Самойлович дома? Правда, поженились они только года через два… Какое-то время молодые жили у нас на Арбате. Не представляю, как они там все размещались в 40-метровой квартире: Мишина мама моя бабушка и сестры Аня и Таня моя будущая мама … Но жили дружно.
А потом Аркадий Исаакович снял для дочери и зятя комнату у каких-то своих знакомых. Сам Райкин еще к тому времени не перебрался в Москву, а жил с женой и маленьким сыном Костей в Ленинграде. Как-то Аркадий Исаакович дал зятю для выступления свой костюм. Державина впервые пригласили в сборный концерт, но предупредили, что нужно, как бы сейчас сказали, соблюсти дресс-код. А у МихМиха вообще никакого пиджака не было. И вот он набрался смелости и обратился к тестю: мол, одолжите костюм. Потом, получая свои вещи назад, Аркадий Исаакович спросил: «Ну как все прошло? Мишенька, даже если бы ты вышел на сцену и вообще ничего не делал, тебе бы все равно аплодировали. За мой костюм! После «Щуки» его пригласили в «Ленком», который чуть позже возглавил Эфрос, а ее — в Театр Вахтангова.
И там Екатерина влюбилась в партнера по сцене — Юрия Васильевича Яковлева и ушла к нему. Конечно, МихМих переживал, но не в его характере было таить зло — с Екатериной они расстались совершенно мирно. Он вообще за всю свою жизнь, кажется, ни разу ни с кем не поссорился. А когда спустя много лет в Театр сатиры, где играл Державин, поступила молодая актриса Алена Яковлева, МихМих ужасно обрадовался: «Ой, Аленочка, ты же первая дочка второго мужа моей первой жены! Мы же практически родственники». И такой непосредственностью и добротой совершенно растрогал Алену. А теперь мы с Аленой работаем в «Сатире» и обожаем с ней друг друга, она же мне, можно сказать, сестра. Я пришел сюда сразу после «Щуки» летом 1997 года. Тогда, к сожалению, погиб один актер, занятый в этой постановке, Андрюшу Барило назначили на его роль, а мне достался персонаж, которого должен был играть Андрюша. Вчерашнему студенту играть на одной сцене с такими артистами — дорогого стоит...
После развода с Екатериной Райкиной МихМих некоторое время оставался один, и друзья уже начали за него беспокоиться. Переводчик Виктор Суходрев он тогда был женат на актрисе «Ленкома» Инне Кмит и через нее передружился со всей труппой сказал: «Миша, хочу тебя познакомить с чудесной девушкой, журналисткой Ниной Буденной. Между прочим, она дочка того самого маршала! Причин отказываться у него не было, МихМих пошел. А среди гостей была и Нина Семеновна Буденная — действительно чудесная девушка, которая Михаилу очень понравилась. Так он познакомился со своей второй женой. Через два года у них родилась дочь Маша. Этот брак оказался более продолжительным, хотя тоже кончился разводом через 18 лет. Причину я не знаю, но и с Ниной Семеновной МихМих остался в добрых отношениях. Помню, как я ребенком в квартире Буденного на улице Грановского сейчас это Романов переулок разглядывал шашки маршала на круглой стойке — самого Семена Михайловича уже не было в живых.
Когда-то в этой квартире жил и сам МихМих, пока оставался мужем Нины. Их соседями были сплошь маршалы: Жуков, Малиновский, Тимошенко, Ворошилов... Однажды Державин рассказывал Буденному, как мальчишкой провожал глазами автомобили своего нынешнего тестя и нынешних соседей, когда они проезжали по его родному Арбату к Кремлю: «Я махал рукой и все пытался рассмотреть лица сквозь стекла». Маршал добродушно усмехнулся: «Ну что, сынок? Вот и домахался! Кстати, Эфросу почему-то было интересно узнать: читал ли Буденный «Войну и мир»? Он даже попросил: «Миша, спросите у него при случае». И МихМих спросил. Маршал ответил: «Читал, и неоднократно. А первый раз еще при жизни автора, когда ты, Мишуль, еще и не родился!
Об этом сообщает Telegram-канал Mash. Уточняется, что в коттеджном посёлке Тверской области у Бородина целых четыре участка общей площадью 6400 квадратных метров. Согласно документам, их предпринимателю подарили в 2021 году.
Семья Державиных была очень знаменита в свое время. Мать — Державина Ираида Ивановна. Их семья жила в доме на легендарной улице Вахтангова, где проживали многие знаменитые актеры и художники. В этом же доме располагалось знаменитое театральное училище имени Щукина. Юный Михаил рос в театральной обстановке. Со своими сверстниками они постоянно показывали театральные представления, сами писали сценарии сказок, придумывали декорации, и, конечно же, играли в своих спектаклях. Занавес ребята делали из географических карт. Для своих чад родители постоянно устраивали бальные вечера, проводили концерты, импровизировали. Державин уже с детства знал, кем будет в будущем. Да и выбирать не приходилось, все само подталкивало в театр. Михаил Державин в молодости Державин с детства дружил с Александром Ширвиндтом, он был частый гость в доме на Вахтангова. Их родители дружили и посещали друг друга постоянно. Впоследствии Ширвиндт и Державин образовали творческий дуэт, который завоевал сердца миллионов. Михаил тогда даже не думал, что можно, кроме театра, еще посещать какие-либо места. Театр был для него всем. Державины часто летом снимали дом в дачных поселках. Туда же приезжали знаменитые «вахтанговцы».