Объединяет приходы в административных границах Алатырского, Батыревского, Ибресинского, Порецкого и Шемуршинского районов Чувашской Республики. 11 сентября, Преосвященнейший владыка Феодор епископ Алатырский и Порецкий, по окончании божественной литургии в Храме Усекновения главы Иоанна Предтечи, совершил освящение помещения, в котором будет оказываться круглосуточная помощь зависимым людям.
В Чебоксарах и Ядрине прошли празднования, посвященные 10-летию учреждения Чувашской митрополии
Однако сам феномен старообрядчества, его философия, мировоззрение и особенности терминологии исследованы до сих пор слабо. Сайт «Русская вера» является самым обновляемым источником информации, рассказывающий об истории и современной жизни старообрядчества в целом и старообрядческих согласий в частности, таких как: РПСЦ , РДЦ , ДПЦ , Старопоморы-федосеевцы и другие, а также Старообрядные приходы в лоне РПЦ. Наш проект дает возможность читателю отслеживать актуальные новости старообрядчества , найти прямую дорогу и посетить старообрядческий храм , вспомнить прекрасные русские традиции , прикоснуться к архивным документам и памятникам культуры, каковым является Лицевой Летописный свод Лицевой свод Ивана Грозного. Сайт первым начал собирать истории и биографии из жизни особо значимых деятелей прошлого протопоп Аввакум , Митрополит Амвросий и наших современников Агафья Лыкова , Митрополит Алимпий.
Встретили Владыку глава Батыревского муниципального округа Рудольф Селиванов, начальник Балабаш Баишевского территориального отдела Владимир Никитин, депутат Собрания депутатов Батыревского муниципального округа Петр Ларев. По завершении праздничной службы Преосвященнейший Феодор епископ Алатырский и Порецкий обратился к прихожанам с архипастырским словом, поздравил всех с праздником Сретения Господне, поблагодарил за совместную службу.
Об этом я узнала еще в три года, но мне тогда сказали, чтобы никому не говорила, и я молчала. Какие у Вас были послушания? Работала в просфорне… Потом, после пострига, меня послали на уборку зерна в другую епархию. Я только: «Батюшка, благословите»... Игуменское послушание было для матушки Елисаветы полной неожиданностью.
Известие это застало ее на подворье, где она в то время работала, и как узнала, расплакалась — страшно стало. Закрылась в келье, думает: «Не поеду — и все». Но послушание есть послушание. И для монаха, будь то мужчина или женщина, оно превыше всего. В 2020 году схиигумения Елисавета почила, в сане схиигумении. Именно благодаря ей монастырь обрел свой современный вид. Через год после смерти матушки Елисаветы, на могилке видео Алены Тимашковой В настоящее время игуменией монастыря назначена монахиня Елисавета. В сан игумении матушку 25 ноября 2020 года посвятил Владыка Феодор, епископ Алатырский и Порецкий. Велик Ты, Боже наш, в твореньи И на земле, и в небесах, Велик и дивен в промышленьи, Могуч и славен в чудесах! И мы, смиренное созданье, Мы носим образ Твой в себе; Питаем в сердце упованье За гробом перейти к Тебе, Дабы на век соединиться, Но, чтоб достойно нам явиться, Даждь нам всегда Тебе служить!
Диаконский чин возглавил протодиакон Михаил Мельник. Проповедь на тему Евангельского чтения произнес насельник обители иеромонах Филарет Гавщук. В сегодняшнем Евангелии мы читаем о юноше, который приступил к Иисусу с вопросом, что ему делать, чтобы наследовать жизнь вечную. Не существует более важного вопроса.
Алатырская епархия
Так, 10 ноября епископ Алатырский и Порецкий Феодор посетил мобилизованных из Чувашии. Преосвященнейший Феодор епископ Алатырский и Порецкий возглавил праздничную службу 15. [1] "Слово архимандрита Феодора (Белкова) при наречении во епископа Алатырского и Порецкого. Преосвященнейший Феодор епископ Алатырский и Порецкий возглавил праздничную службу 15. На эту кафедру 12 марта назначен епископ Алатырский и Порецкий Феодор (с освобождением его от управления Алатырской епархией и выражением благодарности за понесенные труды). 63-летний Епископ Алатырский и Порецкий Феодор решением Священного синода РПЦ назначен Преосвященным Бердянским и Приморским.
Ахтубинский епископ провёл встречу с сотрудниками культуры
В 2012 году назначен председателем вновь образованного отдела по взаимодействию с вооружёнными силами и силовыми ведомствами Чебоксарской епархии. С 21 октября по начало ноября 2013 года был слушателем курсов повышения квалификации для новопоставленных архиереев Русской православной церкви [6] [7]. Постановлением Священного Синода от 12 марта 2024 года назначен управляющим Бердянской епархией с освобождением его от управления Алатырской епархией и выражением благодарности за понесенные труды [9].
На богослужении под открытым небом молились настоятельницы монастырей Чувашской митрополии и многочисленные паломники. По сугубой ектении была совершена молитва о Святой Руси. Затем прозвучали прошения о упокоении душ усопших рабов Божиих, «за веру и правду страшные страдания и истязания в годы лихолетия и гонения на Церковь Христову претерпевших, пострадавших и убиенных, от болезней, глада и хлада, в темницах и узах и на месте сем мученически жизни свои скончавших архипастырей, пастырей, монашествующих и мирян, их же имена Ты Сам, Господи, веси». Богослужебные песнопения исполнил сводный молодежный детский хор Чувашской митрополии регент Ирина Савенкова. По окончании богослужения митрополита Савватия приветствовал Преосвященный Феодор, епископ Алатырский и Порецкий.
Встретили Владыку глава Батыревского муниципального округа Рудольф Селиванов, начальник Балабаш Баишевского территориального отдела Владимир Никитин, депутат Собрания депутатов Батыревского муниципального округа Петр Ларев. По завершении праздничной службы Преосвященнейший Феодор епископ Алатырский и Порецкий обратился к прихожанам с архипастырским словом, поздравил всех с праздником Сретения Господне, поблагодарил за совместную службу.
С целью их государственной регистрации в качестве религиозных организаций упомянутые приходы и обители приписаны к Бердянской епархии. Согласно биографической справке, опубликованной на официальном сайте Московского патриархата РПЦ, епископ Бердянский и Приморский Федор Белков Александр Михайлович родился 9 мая 1960 года в Дрездене Германия в семье военнослужащего. Среднюю школу окончил в г. Хмельницкий Украина , поступил в Военно-медицинскую академию им. Кирова г. Проходил военную службу до 1998 года, был уволен в связи с сокращением Вооруженных сил.
Епископ из Чувашии переводится в Запорожскую область
Встретили Владыку глава Батыревского муниципального округа Рудольф Селиванов, начальник Балабаш Баишевского территориального отдела Владимир Никитин, депутат Собрания депутатов Батыревского муниципального округа Петр Ларев. По завершении праздничной службы Преосвященнейший Феодор епископ Алатырский и Порецкий обратился к прихожанам с архипастырским словом, поздравил всех с праздником Сретения Господне, поблагодарил за совместную службу.
Более 300 человек прошли с молитвой по улицам Яранска. В часовне на месте бывшего упокоения старца епископ Паисий прочитал евангельское зачало. Затем крестный ход вернулся в Троицкий собор, где митрополит Иоанн прочитал молитву преподобному Матфею перед его святыми мощами.
Проповедь перед Причастием произнес клирик храма иерей Иоанн Цупко. По окончании богослужения Его Преосвященство обратился к молящимся с архипастырским словом и передал благословение митрополита Ростовского и Новочеркасского Меркурия. Также епископ Артемий осмотрел готовящийся к открытию музей колокольного звона, который расположен внутри соборной колокольни, и новый класс воскресной школы соборного храма станицы.
В 1977 г. Хмельницкий Украина. В том же году поступил в Военно-медицинскую академию им. Кирова г. Санкт-Петербурга, которую окончил в 1983 г. Проходил военную службу до 1998 г. Подполковник медицинской службы запаса.
Феодор, епископ Алатырский и Порецкий
На эту кафедру 12 марта назначен епископ Алатырский и Порецкий Феодор (с освобождением его от управления Алатырской епархией и выражением благодарности за понесенные труды). Архепископ Уральский Антоний от лица Главы Православной Церкви Казахстана митрополита Астанайского и Казахстанского Александра вручил епископу Диодору орден преподобномученников Серафима и Феогноста Алма-Атинских. В свою очередь, епископ Алатырский и Порецкий Феодор назначен Преосвященным Бердянским и Приморским с освобождением его от управления Алатырской епархией и «выражением благодарности за понесенные труды». С участием Преосвященнейшего Феодора, епископа Алатырского и Порецкого проведено освящение храма в честь Державной иконы Божией Матери в во. 27 апреля 2024 года, в Лазареву субботу, викарий Ростовской епархии епископ Таганрогский Артемий совершил Божественную литургию в Воскресенском войсковом соборе станицы Старочеркасской. Home>Новости>Епископ Матфей совершил Божественную литургию в Лазареву субботу.
Преосвященнейший Феодор епископ Алатырский и Порецкий возглавил праздничную службу
«Также Синод постановил епископу Алатырскому и Порецкому Феодору быть Преосвященным Бердянским и Приморским с освобождением его от управления Алатырской епархией и выражением благодарности за понесенные труды. Алатырская епархия новости, алатырская епархия адрес, алатырская епархия официальный сайт архиерейское, алатырская епархия инн. Преосвященнейший Феодор епископ Алатырский и Порецкий возглавил праздничную службу. Епископу Алатырскому и Порецкому Феодору. Ваше Преосвященство, досточтимый владыка Феодор! Сердечно поздравляю Вас со знаменательной датой – 55-летием со дня рождения. 27 апреля 2024 года, в Лазареву субботу, викарий Ростовской епархии епископ Таганрогский Артемий совершил Божественную литургию в Воскресенском войсковом соборе станицы Старочеркасской. Перед началом собравшихся тепло приветствовал епископ Алатырский и Порецкий Феодор.
День тезоименитства митрополита Астраханского и Камызякского Ионы
О, если бы наши умы и наши сердца были умом и сердцем Марии, непрестанно созерцающими Господа и внимающими каждому Его слову, каждому движению уст Его. Тогда пришел бы к нам Сам Христос, дух наш воскресил прежде общего воскресения. И мы, пребывая еще здесь, на земле, жили бы небесной, духовной жизнью — земные ангелы и небесные люди. Потрудимся же, православные христиане!
Мацан: — Потрясающе! Не могу вас при этом по-журналистски не спросить: вот если нас сейчас слушает кто-то, кто, может быть, как-то не доверяет такого рода рассказам про такие личные ощущения и готов сказать, что: ну это какая-то физиология, вот мозг же связан с телом, мы же существа психосоматические и бывает, вот подумал о чем-то — ощутил, потом подумал по-другому — перестал ощущать, то есть человек-скептик может поставить под сомнение то, что это был религиозный опыт, а не просто моменты физиологии организма. И, может быть, я бы в иной ситуации этот вопрос не задал, но вы врач-невропатолог и вы наверняка можете что-то такому заочному скептику ответить, как отличить религиозный опыт от просто эмоций, психики, гормонов, всего прочего, что в организме происходит при том что это может быть внешне даже похоже. Феодор: — Я хочу сказать, что если брать физиологически, психосоматика так быстро не развивается, чтобы вот раз — на тебя положили, раз — тут же сняли, так не бывает, нужно какое-то определенное время, у нас же стадии разные, сначала стадии, связанные с реакцией нервной системы, потом уже так называемые гуморальные стадии, это все развивается постепенно, а не мгновенно, а тут мгновенно, то есть это явно не физиологические явления. Мацан: — Вот ответ врача. А когда вас благословили на монашеский постриг, вот что это было, что вы почувствовали, каким этапом это было для вас и вашей духовной биографии? Феодор: — Это уже следующий этап, он связан с тем, что я переехал уже из Астраханской епархии в Чебоксарскую и связано это уже с именем владыки Варнавы, такой очень известный у нас архиерей был. Мацан: — Да, легендарный архиерей, многолетний, возглавлявший Чебоксарскую епархию. Феодор: — Он как был направлен туда в 1976 году и так он закончил свое служение в 2020 году, скончался он от осложнений от нынешнего поветрия. И тоже мне уже сказал: «А матушка твоя приехала с тобой? Я переехал и как раз получилось что вовремя: у отца начались такие серьезные поражения сердца, поставили ему кардиостимулятор и аневризма аорты была, чудом он остался живой, потому что она уже начала расслаиваться и в принципе он мог умереть, но как-то его чудом на «скорой помощи» довезли, успели прооперировать, поставить протез сосудистый. Вот в такой период я был там и получилось, что матушка, она и не собиралась ехать, потому что у нее в Ахтубинске были свои родители, тоже престарелые и тоже болели, но владыка Варнава говорит: «У тебя дети взрослые? Я говорю: «Как благословите». То есть у меня внутреннее стремление было к священству, но я никогда сам не просился, по благословению все, и на монашество тоже меня владыка Варнава благословил. И я уж думал: буду в монастыре, но он почему-то меня оставил служить в епархиальном храме своем и как-то служил и говорит мне: «Давай, в Академию поступай», я смеюсь, говорю: «Ну, у меня есть академия, только военная». Он говорит: «Нет, в духовную поступай», я говорю: «Ну вы же не заканчивали академию»... Мацан: — Дерзко. Феодор: — Ну, может быть, и дерзко, но владыка понимал, о чем мы говорим с ним, потому что он мне потом говорит: «Ну, может, епископом станешь». Я говорю: «Да нет, зачем мне? Я если хотел бы быть начальником, карьеру делать, я бы и в армии, может быть, служил бы до сих пор. Я же пришел служить Господу». Ну и потом говорит: «Все равно тебе не помешает», ну диссертацию-то могу и в Чебоксарах защитить, я просто вел там на национальном радио передачи, там два блока было у меня, один: «Церковь и армия», потому что я возглавлял Отдел по взаимодействию с Вооруженными силами, и второе: «История православия в Чувашии», работал в архивах, и мне историки из университета говорят: «Ну давай ты соискателем к нам придешь, у тебя материала достаточно, год проучишься и будет диссертация». Ну, я владыке Варнаве уже сам говорю: так и так. Он стал уговаривать меня: «Ну давай, мне нужен викарий, и я уже старенький, будешь со мной все время, никуда я тебя не отпущу». Я согласился из такого, может быть, отчасти сочувствия старому архиерею, который действительно нуждается в помощнике. Но когда я приехал в Патриархию, мне говорят: «Вот мы образовали митрополию в составе трех епархий, будешь Алатырским». Ну, уже деваться было некуда, вот такая ситуация. С постригом — я в постриге, в общем-то, недолго и пробыл, меня перед Страстной седмицей Великим постом постригли, а 2 декабря того же года, 2012-го, рукоположили в архиереи. И тоже очень такое примечательное событие: будучи иеромонахом, я приехал на Соловки, это был как раз тот период, когда Святейший Патриарх там совершал богослужение на Преображение и память Зосимы и Савватия Соловецкого, и он меня помазывал, так посмотрел на меня, видимо, не вспомнил, что такой иеромонах есть в составе братии монастыря, потом причащал меня, и тогда же была архиерейская хиротония на Соловках, по сути, можно сказать, так я приготовился к своей хиротонии, и после этого как раз и состоялся разговор с владыкой Варнавой, тоже очень такое интересное событие. Мацан: — Да. А вот что бы вы сегодня с высоты своего опыта, епископского в том числе, сказали бы себе, молодому священнику, вот тому, только рукоположенному, что бы вы посоветовали, от чего предостерегли? Феодор: — Я бы словами из Священного Писания сказал: веруй, не бойся, радуйся.
В Алатырской епархии он служил с 2012 года, а до того — в Астраханской и Чебоксарской епархиях. Мы гордимся, что для него выбрана эта высокая миссия — служить в Новороссии в то время, как наши бойцы защищают Родину от неонацизма. Епископ Феодор — искренний, глубокий и мудрый наставник. И даже находясь далеко в Запорожье, он будет близок к Чувашии, ведь для нашей республики Бердянская область — подшефный регион. Желаем владыке Феодору здоровья и Божьей помощи во всех начинаниях», - прокомментировала министр культуры, по делам национальностей и архивного дела Чувашской Республики Светлана Каликова. Справочно: Как сообщает ТАСС, 12 марта Священный синод РПЦ поручил временное управление рядом приходов и обителей Запорожской епархии, в том числе, на территориях Веселовского, Каменско-Днепровского, Мелитопольского и Михайловского районов, а также городов Мелитополя и Энергодара Запорожской области преосвященному, управляющему Бердянской епархией.
А здесь жила моей бабушки родная сестра. Было это еще до революции. После женитьбы прадед матушки Елисаветы дал обет, что первого своего ребенка отдаст Господу, а остальных — в мир. И вот первой родилась девочка, которую назвали Пелагеей. К сожалению, ее монашеское имя осталось в тайне, потому что доживать свой век ей пришлось уже далеко за пределами монастыря, и родным она запомнилась как баба Поля. А когда разогнали монастырь, ей было 65 лет, и она пешком пришла в родительский дом под Ульяновском, где ее «раскулачили». Хотя чего там было брать? Но взяли иконы, которые были дома, и те, что дали ей на хранение из монастыря, да книги. Пришли разрубили их и прямо в доме сожгли. А всю утварь, постель, посуду забрали и унесли. Свои же это сделали, соседи. Когда я приехала сюда, то впервые батюшке Иерониму рассказала, что у нас в роду была монахиня. Об этом я узнала еще в три года, но мне тогда сказали, чтобы никому не говорила, и я молчала. Какие у Вас были послушания? Работала в просфорне… Потом, после пострига, меня послали на уборку зерна в другую епархию.
Феодор, епископ Алатырский и Порецкий
Александр Ананьев: — Тридцать две тысячи. Все равно много. Представьте себе, друзья, картину, которую я в Москве отвык, наверное, видеть, не привык я к такому. Владыка выходит на улицу, мы с ним идем по улице туда, где будет какое-то мероприятие или в епархию идем. Практически каждый житель этого города подходит сам, подводит детей, мамы счастливые: бегом-бегом, давай, у владыки получи благословение. Практически каждый подходит, такое впечатление, что вас знает там буквально каждый в этом городе. Епископ Алатырский и Порецкий Феодор: — Действительно я хожу по улицам, живу в монастыре в своей келье, иду в епархиальное управление, либо даже просто иду на службу в городские храмы, иду пешком. У людей есть возможность подойти, взять благословение, задать какие-то вопросы.
Я думаю, что эта идея святейшего патриарха — образование новых епархий и послужила на пользу, дала возможность людям быть ближе к епископу, и епископам быть ближе к людям. Александр Ананьев: — На самом деле тема нашего разговора может быть любой, и она мне доставила бы радость в любом случае. Но поскольку сразу у меня перед глазами картина, как детишки подходят к вам взять благословение, взрослые подходят, мне стало ужасно интересно поговорить с вами на тему, что такое вообще благословение. Что это значит, когда я подхожу к священнику, сложив правую ладонь поверх левой, протягиваю их: благословите. Кто может благословить и в каких случаях, на что можно благословить, и вообще, что такое благословение? Собственно, это и будет темой нашей сегодняшней программы «Вопросы неофита», об этом мы еще никогда не говорили. Несмотря на то, что это простая штука абсолютно, спроси меня, что такое благословение, что происходит со мной, когда священник, владыка Феодор меня благословил, что меняется во мне, что меняется в моей жизни после этого благословения?
Начну, пожалуй, с начала. Что обозначает эта фраза? Что значит благословен Бог? Епископ Алатырский и Порецкий Феодор: — Давайте мы обратимся к самому слову «благо слово». Два корня. Александр Ананьев: — Благо это благодать Святого Духа? Епископ Алатырский и Порецкий Феодор: — Да.
Слово — через слово преподается. То, что вы рассказали: вы складываете руки, священник или епископ осеняет вас крестным знамением, это же только внешняя сторона, как есть молитва внешняя и внутренняя. Но священник, совершая такие действия, говорит что-то. Точно так же говорят и католики, когда благословляют. Греки тоже говорят определенные слова.
Кирова в Ленинграде. До 1998 года проходил воинскую службу, по окончании которой, работал в военной поликлиннике. Первым его приходским священником стал архимандрит Андрей Листоверов , который привёл его к священству, научил любить богослужение, приучил к благоговению перед святынями и привил вкус к молитве [1].
Балабаш Баишево Батыревского муниципального округа проведена праздничная служба, которую возглавил Преосвященнейший Феодор епископ Алатырский и Порецкий. Встретили Владыку глава Батыревского муниципального округа Рудольф Селиванов, начальник Балабаш Баишевского территориального отдела Владимир Никитин, депутат Собрания депутатов Батыревского муниципального округа Петр Ларев.
Мацан: — В молитве Оптинских старцев знаменитые слова, завершающие эту молитву: «... Один мой старший знакомый говорил, что воспринимает эти слова как лестницу, это такое восхождение к любви, как последней ступени. А для вас что самое тяжелое из этих ступеней: молиться, верить, надеяться, терпеть, прощать, любить? Что требует больше всего усилий, какого-то самопонуждения? Феодор: — Вы знаете, такой вопрос непростой, конечно. Из этих ступеней, наверное, таких ступеней вообще-то больше, но я уже опять обращаюсь к тому, что Господь все делает, всегда обращаюсь к Господу и как раз после моей хиротонии, когда Святейший говорил мне напутствие, он тоже сказал слова, что «на свои силы нам сложно надеяться, только с Божьей помощью делай», также и здесь, то есть каждая ступень преодолевается только с Божьей помощью. Я не сказал бы, что они были все таки, труднопреодолимые, но они легкие для преодоления только с Господом. Мацан: — Вы упомянули, что, как это всегда бывает, когда человека рукополагают во епископа, Святейший Патриарх, ну или тот, кто рукополагает, дает напутственное слово, а вот что еще такого важного для вас прозвучало в этом слове, что в сердце осталось как такой завет на будущее? Феодор: — Я слушал несколько обращений Святейшего Патриарха, к новопоставленным епископам и у меня такое ощущение, что он видит каждого из нас и каждому говорит именно то, что важно для этого человека. Мацан: — Интересно. Феодор: — И для меня он по сути определил программу моего служения, определенные такие ступени, о которых мы говорили, и направление деятельности, и как я это должен делать. И они все разные, слова для каждого епископа, для каждого свои, тут тоже мудрость Святейшего, он видит, что кому нужно сказать. И, конечно, я распечатал это слово из интернета, которое Святейший говорил, оно лежит в столе, я его периодически достаю — все ли я сделал и правильно ли я двигаюсь в том ли направлении, в котором меня направил Святейший, могу так сказать. Мацан: — А эта потрясающая история, которую вы рассказывали, ваш опыт о том, сколько несет человек и сколько за него делает сам Господь, я бы вот в этой связи о чем хотел спросить: я почему-то тоже в последнее время часто для себя об этом задумываюсь, может быть, в силу специфики работы, мы много говорим о вере, об усилиях человека, о том, как следует жить, молиться, жить церковной жизнью, что делать, чего не делать, как правильно понимать, и в центре таких размышлений стоит человек, я. Даже если я себя признаю грешником, все равно некоторое мое поведение, и это правильно, и как будто бы в тень отходит та мысль, то ощущение, та вера, что вообще-то Господь действует Сам раньше меня и инициатива всегда за Ним, вот можно молиться словами: «я, Господи, встал перед Тобой», и «я» — подлежащее в этом предложении, а можно подлежащим слово «Ты», «Ты еси, Господи» и это будет какая-то совершенно другая картина мира. Вот как бы это не забывать, что вы об этом думаете, как это реализовывать на практике, чтобы Бог был не объектом твоих молитв и поклонений, а субъектом, деятелем в твоей жизни? Феодор: — Ну вы же прекрасно знаете, что нам рекомендуют читать Священное Писание ежедневно, и я обычно говорю в таких случаях, на такие вопросы отвечаю так, что: для чего мы читаем Священное Писание — чтобы свою жизнь сравнивать с тем, что там написано, с тем, что нам заповедал Христос и с тем, как Он жил сам. Христос глава нашей Церкви, и поэтому мы должны следовать за Ним. Поэтому если следовать этим путем, думаю, конечно, Он будет на первом месте. Мацан: — А вот что такое «следовать за Христом»? Вот мы это выражение употребляем нередко, но за частым употреблением как-то иногда затирается смысл, что это такое на практике? Феодор: — Следовать за Христом, я думаю, все-таки именно то, о чем я сказал — сравнивать свою жизнь, потому что мы же говорим, что Христос — путь, истина и жизнь, и именно следование тем заветам, тем заповедям, которые нам даны, это и есть это следование. Мацан: — Что самое тяжелое в духовной жизни, как вам кажется для человека? Феодор: — В духовной жизни самое тяжелое... У каждого свой крест, вы же сами прекрасно знаете, у каждого своя тяжесть и самое тяжелое — не впасть в гордыню и в самые разные ее проявления, ведь какой самый тяжелый грех, и он ведь бывает очень видим, и в таких завуалированных формах, которые все-таки являются из нам известной притчи, который рассказывает нам все остальное, я думаю, вот это, потому что можно служить и думать: какой я хороший епископ или священник, можно читать молитву и думать о том, как вот я молюсь, а кто-то совершает добрые дела и тоже от этого может возгордиться, то есть любое дело может привести к тому, что человек будет подвержен воздействию вот этого греха гордыни, это, мне кажется, самое страшное. Мацан: — А самое радостное для вас в священническом служении, в епископском в данный момент что? Феодор: — Богослужения. Когда стоишь, молишься, обращаешься к Христу, я часто в монастыре служу один, без всех архиерейских атрибутов. А так можно? Феодор: — Так можно. Ну мы же видим пример Святейшего, когда он служит один, также и я. Как я знаю, достаточно много архиереев, которые совершают такие богослужения, оставаясь перед престолом один на один с Господом, это вот самое лучшее, особенно в архиерейской жизни, когда вокруг тебя все время люди на богослужении, и вся торжественность и пышность архиерейского богослужения, она, бывает, отвлекает.