День святых Петра и Февронии, они считаются покровителями влюбленных. В 2023 году День всех влюбленных назвали «элементом духовной агрессии Запада»: с таким заявлением выступил глава Ассоциации православных экспертов Петербурга Кирилл Фролов.
День святого Валентина: Именины без именинника
День Петра и Февронии 2023 - православный праздник влюбленных | С 2008 года день памяти святых начали отмечать как День семьи, любви и верности, а на днях, после подписания указа президентом Путиным, праздник стал официальным. |
День святого Валентина: за что его критикует РПЦ - АБН 24 | День всех влюблённых, как известно, является не православным, а католическим христианским праздником. Однако нет никаких запретов относительно его празднования православными верующими. |
День святого Валентина - мнение церкви (протоиерей Дионисий Свечников) | Согласно ей, покровитель влюбленных – Римский мученик, бывший даже патрицием, и, видимо, одновременно христианским священником, который благословил брак своих христиан-слуг, за что и был взят на мучения вместе с ними. |
Официальный сайт Пермской епархии | alt Принято считать, что православные христиане День Влюблённых не отмечают – то ли из пренебрежения любовью между мужчиной и женщиной, то ли из принципа не принимать ничего западного. |
Без валентинок и скандалов: каким должно быть 14 февраля в дни СВО? | Глава Русской православной церкви патриарх Кирилл предложил не праздновать День святого Валентина в России. |
Можно ли праздновать День святого Валентина?
14 февраля Русская Православная Церковь отмечает день святого мученика Трифона. Как сообщил в интервью РИА Новости генсек Конференции католических епископов России священник Игорь Ковалевский, в российских католических храмах в среду вместо "Дня влюбленных", имеющего языческие корни, отмечается праздник святых Кирилла и Мефодия. И этот день стал называться Днём всех влюблённых, которые пришли проститься с Валентином. Но больше всего печалит православных священнослужителей, что люди поддались вывеске праздника – День влюбленных.
День влюблённых уток
Не наш праздник нашей любви День Святого Валентина стал модным в России в начале 90-х годов, напомнил психолог Антон Кузнецов. Треть века назад наши граждане впервые стали 14 февраля дарить друг другу открыточки и шоколадки в форме сердечек. День всех влюблённых «упал на благодатную почву» и «глубоко пророс корнями в сердцах влюблённых», подчеркнул эксперт. После того, как в стране началась борьба за традиционные ценности, Валентинов день впал в немилость. Якобы святой Валентин, в честь которого назван праздник, оберегал любовь однополых пар. Однако важно идти дальше». Он призвал избавить наше общество от Дня Святого Валентина. Его он сравнил с «безобразной вакханалией, принесённой к нам из-за рубежа». Глава РПЦ назвал праздник «совершенно чуждым нашим традиционным ценностям». По его мнению, он «противоречит нашим принципам — историческим, нравственным, религиозным».
Патриарх Кирилл не единственный, кто раскритиковал День Святого Валентина. Два года назад глава Крыма Сергей Аксёнов также был недоволен тем , что 14 февраля некоторые граждане вырезают из бумаги сердечки. Он попросил молодёжь обращаться «не к духовной жвачке из-за бугра», а «к истинным ценностям». По его мнению, «подтекст» Дня всех влюблённых — «безответственность и легкомыслие». Высказывался против «праздника» и депутат Госдумы Виталий Милонов: «Мы не папуасы, чтобы устраивать карго-культ сытой западной жизни». Попытка номер пять? День Святого Валентина проходит тот же путь, что и Хэллоуин, который также популярен среди российской молодёжи. День всех святых уже несколько лет также пытаются отменить за пропаганду чуждых нашему обществу ценностей. Были и креативные попытки адаптировать Хэллоуин под наш менталитет.
Подобное предложили провернуть с Днём Святого Валентина и просто сменить название.
Таким образом, празднование памяти святого Валентина было установлено исключительно как почитание его мученичества, без какой-либо связи с покровительством влюбленных. Немного позднее, при папе Юлии Первом, у Понте-Молле была выстроена церковь св. Валентина, а городские ворота надолго получили название «ворота Валентина». Святой Валентин упомянут, как славный Мученик, в Сакраментарии святого Григория, в Римском Миссале Томмази и в целом ряде британских житий святых. В Средние века изображали его обычно либо с мечом и пальмовой ветвью — символами его мученичества, либо в момент исцеления дочери судьи Астерия. В последующие девять веков имя святого упоминается в Мученических актах, самый ранний из которых датируется шестым или седьмым веком и в «Золотой Легенде» — житиях святых 1260 года, где впервые упоминается о встрече Валентина с «Императором Клавдием», отказе предать Христа и об исцелении дочери тюремщика от слепоты и глухоты. По всей видимости, здесь уже сливаются воедино два жития абсолютно разных святых, как мы это увидим немного позже.
Что касается романтических легенд, тайно совершенных браков, записок «от твоего Валентина», ни о чем подобном не упоминается нигде вплоть до тех самых пор, пока английский поэт Джеффри Чосер в 1382 году в поэме «Птичий парламент» не упомянул, что птицы в Валентинов день начинают искать себе пару. Эта фраза, не вполне, впрочем, точна — в британском климате птицы начинают обустраивать личную жизнь несколько позже, но романтическая литература, вступавшая в пору расцвета, подхватила ее, развила и растиражировала в множестве более поздних произведений. Энциклопедия Брокгауза и Эфрона, изданная более ста лет назад, утверждает, что «14 февраля, в Англии и Шотландии в старину сопровождался своеобразным обычаем. Накануне дня, посвященного св. Валентину, собирались молодые люди и клали в урну соответственное их числу количество билетиков, с обозначенными на них именами молодых девушек; потом каждый вынимал один такой билетик. Обычай этот, о котором так трогательно говорит Офелия в своей знаменитой песне, по всей вероятности, происхождения языческого. Еще поныне Валентинов день в Шотландии и Англии дает молодежи повод к разнообразным шуткам и развлечениям». Обычай посылать любимым открытки в день святого Валентина также возник в Средние Века.
Самой первой валентинкой в мире считается записка, отправленная из тюремного заключения в лондонском Тауэре в 1415 году Карлом, герцогом Орлеанским, и адресованная его жене. Современное почитание и современный праздник Что касается почитания святого, то в новейшие времена произошло вот что. Во время реформы Римско-Католического календаря святых, произведенной в 1969 году, празднование памяти св. Валентина как общецерковного святого было упразднено на том основании, что не имеется никаких сведений об этом мученике, кроме имени и информации об усечении мечом. На сегодняшний день 14 февраля память святого Валентина совершается исключительно факультативно. В Православной Церкви, напротив, святой Валентин почитается по-прежнему. Точнее, оба упомянутых ранее мученика — епископ и пресвитер — имеют собственные дни поминовения. Валентин Римлянин — пресвитер — почитается 19 6 июля, а священномученик Валентин, епископ Интерамны, — 12 августа 30 июля.
Если внимательно прочитать жития этих святых, то становится видно, что в распространенных ныне легендах смешались фрагменты, относящиеся к совсем разным людям, да еще средневековые сочинения дополнили их множеством романтичных, но совершенно нереалистичных эпизодов. Таким образом получается, что возникновению имиджа святого Валентина как покровителя влюбленных, а также многочисленных легенд, связанных с ним, мы обязаны Средним Векам и их романтической литературе, а отнюдь не обстоятельствам жизни реальных мучеников, погибших на заре христианства.
Во сне князю было открыто, что это может сделать дочь пчеловода благочестивая дева Феврония.
Когда князь увидел крестьянку Февронию, то полюбил ее за благочестие, мудрость и доброту и дал обет жениться на ней после исцеления. Феврония вылечила князя и вышла за него замуж. Святые супруги пронесли любовь и верность друг другу через многие испытания.
Надо рассказывать о российском праздник е», — считает д епутат Нина Останина. Мы можем сами придумать День плюшевых игрушек. Потом мы сами можем выбрать любую дату и предложить в определенный день праздновать Ден ь плюшевых иг рушек», — напомнила она. Что говорят политики про День святого Валентина Алтайский депутат и лидер партии «Коммунисты России» Сергей Малинкович обратился к Госдуме с требованием «признать святого Валентина фейковым персонажем». А вот бывший премьер-министром Дмитрий Медведев в 2019 году сам поздравил участников инвестиционного форума в Сочи с Днем святого Валентина, потому ч то «любовь — о чень важная часть нашей жизни». Где будут праздновать День святого Валентина На текущий момент некоторые регионы самостоятельно принимают решение о том, проводить ли День святого Валентина.
У некоторых позиция очень жесткая: так, отмечает РБК, в 2011 году экс-губернатор Белгородской области Евгений Савченко запретил праздновать ДСВ: в директиве, благословленной епископом Белгородским и Старооскольским Иоанном, предписывается запрет ДСВ в рамках «мероприятий по обеспечению духовной безопасн ости». В Татарстане к ДСВ также относятся негативно. Хотя стоит признать, что за эти долгие годы прижился во многих семьях, в сознании многих людей. Поэтому нам нужно наше общество переориентировать сейчас на 8 июля», — считает уполномоченная по правам ребенка Татарстана Ирина Волынец.
Почему церковь не признаёт День Святого Валентина?
Да и в Католической церкви службы в этот день посвящены Кириллу и Мефодию. Празднование памяти святого Валентина католики рассматривают как факультативное, а сведения о том, будто священник Валентин совершал венчания без разрешения властей, отсутствуют в его жизнеописании», — говорится в комментарии. Священнослужителя отмечают, что этот праздник не церковный, а светский: «Одни пишут, что для римского простонародья этот день заменил древний праздник плодородия. Другие утверждают: его придумали торговцы, чтобы сбывать нераспроданный в Рождество товар».
Трудно было привыкнуть к такой жизни после достатка и богатства. Феврония утешала мужа: «Не печалься, князь — милостивый Бог не оставит нас в нищете». Тем временем, в Муроме между вельможами, искавшими власти, возникли распри, дошло до кровопролития. Многие из них потеряли жизнь. Бояре стали просить Петра и Февронию вернуться на княжеский престол. Супруги вернулись.
Они с мудростью правили Муромом. Как пишет Дмитрий Ростовский, любили чистоту и целомудрие, защищали обижаемых, всегда были милостивыми, справедливыми и кроткими. В зрелом возрасте Петр и Феврония оставили княжество и ушли в разные монастыри. Незадолго до смерти приняли монашеский постриг с именами Давид и Евфросиния. В ответ на молитвы Господь послал им кончину в один день и час. Тела похоронили в общем гробу с тонкой перегородкой.
Святые супруги Петр и Феврония Через 300 лет после кончины Петра, в иночестве Давида, и Февронию, в иночестве Евфросинию, канонизировали на церковном соборе. Святитель Филарет писал, что святые «в жизни своей были образцом христианского супружества, готовые на все лишения для евангельской заповеди о нерушимом союзе. И ныне они молитвами своими низводят небесное благословение на вступающих в брак. Так показывают многие опыты загробной жизни их». В Новосибирске памятник святым Петру и Февронии установлен неподалеку от Вознесенского собора До 1921 года мощи Петра и Февронии Муромских находились в муромском соборе в честь Рождества Пресвятой Богородицы, построенном царем Иваном Грозным. Через несколько лет после революции их перевезли в краеведческий музей в антирелигиозный отдел, выставив как экспонат.
В 1970-х гробницу с мощами убрали в хранилище, где они находились до 1989 года. После возвращения мощей православной церкви их переместили в Благовещенский собор бывшего мужского монастыря. Верующие приезжают помолиться у мощей святых и попросить о помощи в личной жизни. Петр и Феврония давно почитаются как покровители семьи. У их мощей молятся о семейном благополучии, о разрешении проблем в личной жизни, о детях, об исцелении. Насельницы Свято-Троицкого монастыря издали книгу с историями людей, получивших ответы на молитвы.
Почему святых Петра и Февронию почитают 8 июля? Святитель Филарет, опираясь на летопись, утверждает, что святые Петр и Феврония умерли в апреле 1228 года, на Пасхальной седмице. Почему же день их памяти 8 июля 25 июня по старому стилю? Святитель пишет, что «25-й день июня надобно признать за день открытия мощей». Протоиерей Павел Гумеров считает, что из-за неясности в отношении точной даты смерти святой четы и обретения их мощей установили праздновать 25 июня — в день преподобномученицы Февронии девы, святой IV века.
Почему же ты, позабыв про свою жену, о чужой помышляешь?
Возвращение в Муром А. Слева — Семья — малая Церковь. Справа — Князь Петр — строительство храмов Вскоре муромские вельможи пришли просить Петра вернуться — после его ухода началась смута и распри. Супруги вернулись и правили Муромом в соответствии с заповедями, «не любили жестокости и стяжательства, не жалели тленного богатства». В старости они приняли монашество и договорились уйти в один день. После их смерти 25 июня по новому стилю 8 июля их не решились положить в один гроб, как они просили.
Их тела находились в разных церквях, но наутро они оказались в одной гробнице. Так любовь смогла победить даже смерть, поэтому праздник стали отмечать в этот день. Осенние листья А. Разговор душ на расстоянии История Петра и Февронии стала примером любви, верности и почитания семейных ценностей. Спустя столетия она достойна такого же восхищения, как и много лет назад. Праздновать ли 8 июля День семьи, любви и верности — у вас еще есть время подумать, ну а пока февраль — время подарков для влюбленных Понравилась статья?
Праздновать День влюбленных в честь святого Валентина начали в католицизме. Его стали чтить как покровителя влюбленных. Но в 1969 году его убрали из списка святых, которых упоминают в литургии, а в обществе привычка осталась.
Одна из версий праздника гласит, что в далекие времена существовал языческий обряд Луперкалий, который отмечался 15 февраля, а 14 февраля — гуляли в честь богини Юноны. В это время не стесняясь люди вступали в близкую связь, потому что значением праздника была плодовитость. Молодые люди создавали союзы, хотя не всегда они оказывались крепкими.
Как к празднику Дню святого Валентина относятся православные священнослужители В католицизме и православии есть святой Валентин, но его чтят только в некоторых епархиях на местном уровне. Ко всеобщему почитанию он не рекомендуем. Но больше всего печалит православных священнослужителей, что люди поддались вывеске праздника — День влюбленных.
Поведение и действия многих людей далеки в этот день от благопристойных, которые церковью не приветствуются. Митрополит Павел объясняет, что люди 14 февраля бесчинствуют, гуляют, придумывая себе экономически выгодные праздники под церковным покровом.
Приметы на 14 февраля: что нельзя делать в этот день, чтобы не прожить весь год в одиночестве
14 февраля Русская Православная Церковь отмечает день святого мученика Трифона. «День влюбленных» у большинства наших соотечественников ассоциируется с пришедшим к нам с Запада «Днем святого Валентина». Что говорят православные священники о дне влюбленных? Православный День влюбленных (День памяти свв. Петра и Февронии) отмечается без всякого внешнего антуража.
Протодиакон Андрей Кураев: День святого Валентина и для православных!
В День святого Валентина, который в мире отмечают как «день всех влюбленных», верующим стоило бы вспомнить о священномученике Валентине и помолиться об умножении истинной любви. В День святого Валентина, который в мире отмечают как «день всех влюбленных», верующим стоило бы вспомнить о священномученике Валентине и помолиться об умножении истинной любви. Конечно же, День всех влюбленных, как принято именовать День святого Валентина, показался многим очень привлекательным. Критическое отношение к «Дню всех влюбленных», подчеркнул он, вовсе не означает, что люди не должны проявлять внимание, нежность, заботу друг о друге, дарить подарки. День святого Валентина: библейский ответ влюбленным Традиция празднования Дня святого Валентина или, как его еще называют, Дня всех влюбленных пришла в Россию в начале 90-х годов. Православный День влюбленных (День памяти свв. Петра и Февронии) отмечается без всякого внешнего антуража.
«Святые несвятые Валентины»: сколько их, кем были они на самом деле?
Если отношения с ближним мы выстраиваем так, что они противоречат Божиему закону, то это уже не любовь. Любой грех суицидален, несет в себе семена саморазрушения личности. И тот, кто потворствует греху и называет это любовью, на самом деле враждебен по отношению к тому, к кому он проявляет чувства в таком искаженном формате. Поэтому для христиан это слово имеет конкретный смысл, и вы правы: если на улице остановить 10 человек и задать им вопрос — что они понимают под словом «любовь», то мы получим 10 разных ответов, включая самые экзотические. А в нашем понимании любовь есть совокупность совершенств, как сказано в Библии Кол. То есть гармонизация отношений с Богом мы берем заповеди, которые регулируют взаимоотношения между человеком и Богом и гармонизация отношений между людьми мы берем заповеди, которые регулируют взаимоотношения между человеком и человеком. Поэтому любовь раскрывается в той мере, насколько мы, выстраивая отношения с кем-либо, следуем букве закона Божия. Если мы находимся на чужой площадке, то есть, когда окружение не наше… А, собственно говоря, христиане уже почти 2000 лет существуют в чужом окружении, как Христос говорил: «посылаю вас, как овец среди волков» Мф.
То мы должны учитывать контекст, в котором существуем. И мы должны предавать формам мирским, то есть мирскому пониманию праздника какое-то свое звучание, другой смысл обнаруживать во всем этом. И я думаю, что если на сайте семинарии это повод для дискуссии — это уже очень важно. Кто-то наберет в поисковой системе «День святого Валентина» и попадет на сайт и услышит альтернативную точку зрения. Альтернативную той, которая массовая. То есть массовое представление мы преодолеваем нашей библейской и святоотечески выверенной позицией. Иаков и Рахиль у колодца.
Из иллюстраций Ветхого завета Юлиус Шнорр фон Карольсфельд — Расскажите, а какое различие между чувством любви и влюбленности? Если говорить о теперешнем поколении молодых людей, то я немного себя чувствую «инопланетянином» среди них, потому что эти люди — они не читают книг, они живут в каком-то своем виртуальном пространстве, они даже не смотрят фильмы.
Что говорят политики про День святого Валентина Алтайский депутат и лидер партии «Коммунисты России» Сергей Малинкович обратился к Госдуме с требованием «признать святого Валентина фейковым персонажем». А вот бывший премьер-министром Дмитрий Медведев в 2019 году сам поздравил участников инвестиционного форума в Сочи с Днем святого Валентина, потому ч то «любовь — о чень важная часть нашей жизни». Где будут праздновать День святого Валентина На текущий момент некоторые регионы самостоятельно принимают решение о том, проводить ли День святого Валентина. У некоторых позиция очень жесткая: так, отмечает РБК, в 2011 году экс-губернатор Белгородской области Евгений Савченко запретил праздновать ДСВ: в директиве, благословленной епископом Белгородским и Старооскольским Иоанном, предписывается запрет ДСВ в рамках «мероприятий по обеспечению духовной безопасн ости». В Татарстане к ДСВ также относятся негативно. Хотя стоит признать, что за эти долгие годы прижился во многих семьях, в сознании многих людей. Поэтому нам нужно наше общество переориентировать сейчас на 8 июля», — считает уполномоченная по правам ребенка Татарстана Ирина Волынец.
А вот в Кабардино-Балкарии, как о тметили журналис ты «ФедПресс», День святого Валентина в 2024 году бюджетники будут праздновать «официально». В нескольких населенных пунктах республики проведут мероприятия под названием «День святого Валентина», или «день сердечек».
Читайте также — Поздравления с Днем святого Валентина Таким образом, празднование памяти святого Валентина было установлено исключительно как почитание его мученичества, без какой-либо связи с покровительством влюбленных. Немного позднее, при папе Юлии Первом, у Понте-Молле была выстроена церковь св. Валентина, а городские ворота надолго получили название «ворота Валентина». Святой Валентин упомянут как славный мученик в Сакраментарии святого Григория, в Римском Миссале Томмази и в целом ряде британских житий святых.
В Средние века изображали его обычно либо с мечом и пальмовой ветвью — символами его мученичества, либо в момент исцеления дочери судьи Астерия. Джакопо Боссано. Валентин крестит св. В последующие девять веков имя святого упоминается в Мученических актах, самый ранний из которых датируется шестым или седьмым веком, и в «Золотой Легенде» — житиях святых 1260 года, где впервые упоминается о встрече Валентина с «императором Клавдием», отказе предать Христа и об исцелении дочери тюремщика от слепоты и глухоты. По всей видимости, здесь уже сливаются воедино два жития абсолютно разных святых, как мы это увидим немного позже. Что касается романтических легенд, тайно совершенных браков, записок «от твоего Валентина», ни о чем подобном не упоминается нигде вплоть до тех самых пор, пока английский поэт Джеффри Чосер в 1382 году в поэме «Птичий парламент» не упомянул, что птицы в Валентинов день начинают искать себе пару. Эта фраза не вполне, впрочем, точна — в британском климате птицы начинают обустраивать личную жизнь несколько позже, но романтическая литература, вступавшая в пору расцвета, подхватила ее, развила и растиражировала в множестве более поздних произведений.
Энциклопедия Брокгауза и Эфрона, изданная более ста лет назад, утверждает, что «14 февраля в Англии и Шотландии в старину сопровождался своеобразным обычаем. Накануне дня, посвященного св. Валентину, собирались молодые люди и клали в урну соответственное их числу количество билетиков, с обозначенными на них именами молодых девушек; потом каждый вынимал один такой билетик. Девушка, имя которой доставалось таким образом молодому человеку, становилась на предстоящий год его «Валентиной», так же как и он ее «Валентином», что влекло за собой между молодыми людьми на целый год отношения вроде тех, какие, по описаниям средневековых романов, существовали между рыцарем и его «дамой сердца». Обычай этот, о котором так трогательно говорит Офелия в своей знаменитой песне, по всей вероятности, происхождения языческого. Еще поныне Валентинов день в Шотландии и Англии дает молодежи повод к разнообразным шуткам и развлечениям». Обычай посылать любимым открытки в день святого Валентина также возник в Средние века.
Самой первой валентинкой в мире считается записка, отправленная из тюремного заключения в лондонском Тауэре в 1415 году Карлом, герцогом Орлеанским, и адресованная его жене. Современное почитание и современный праздник Что касается почитания святого, то в новейшие времена произошло вот что. Во время реформы Римско-Католического календаря святых, произведенной в 1969 году, празднование памяти св. Валентина как общецерковного святого было упразднено на том основании, что не имеется никаких сведений об этом мученике, кроме имени и информации об усечении мечом. На сегодняшний день 14 февраля память святого Валентина совершается исключительно факультативно. В Православной Церкви, напротив, святой Валентин почитается по-прежнему. Точнее, оба упомянутых ранее мученика — епископ и пресвитер — имеют собственные дни поминовения.
Валентин Римлянин — пресвитер — почитается 19 6 июля, а священномученик Валентин, епископ Интерамны, — 12 августа 30 июля. Если внимательно прочитать жития этих святых, то становится видно, что в распространенных ныне легендах смешались фрагменты, относящиеся к совсем разным людям, да еще средневековые сочинения дополнили их множеством романтичных, но совершенно нереалистичных эпизодов.
Православный «День влюблённых» Принято считать, что православные христиане День Влюблённых не отмечают — то ли из пренебрежения любовью между мужчиной и женщиной, то ли из принципа не принимать ничего западного. Это неправда. У православных христиан есть свой «День влюбленных» - чудесный летний праздник.
Древнерусская «Повесть о Петре и Февронии» сохранила для нас историю их любви. Согласно этому преданию, благоверный князь Петр вступил на Муромский престол в 1203 году. За несколько лет до этого он заболел проказой, от которой никто не мог его излечить. Князь перепробовал многие средства, но ни одно из них не смогло ему помочь. Странствуя в поисках лекаря, способного излечить проказу, Пётр повстречал обычную крестьянскую девушку Февронию.
Князь увидел, что Феврония добра, благочестива и очень мудра — он поверил, что она сможет помочь ему. Пётр дал обет жениться на девушке после исцеления.
«День святого Валентина». Православный взгляд
Этот святой был известен чудесами исцелений, через которые обратил высокопоставленных язычников ко Христу, за что и был казнен в 269 г. Другой мученик Валентин был священником в Риме, иных сведений о нем нет. Позже неподалеку от Фламиниевых ворот была построена небольшая церковь в честь мученика Валентина, а сами ворота переименованы в Валентиновы. О третьем мученике Валентине известно лишь то, что он пострадал в Карфагене. Когда и кем было положено начало общецерковному почитанию святых мучеников 14 февраля доподлинно неизвестно. Есть мнение, что это сделал папа Геласий в конце V в, прославив римских мучеников в лике святых.
Папа Геласий I был известен достаточно активной деятельностью за свой короткий понтификат с 492 по 496 гг. Так, он утвердил окончательный канон Нового Завета, выступал против ереси монофизитства и добился запрета в Риме луперкалий. Последнего стоит коснуться особо. Луперкалиями в Риме называлось празднование в честь бога Луперка Луперк — одно из прозвищ Фавна. Совершалось празднование 13-15 февраля.
Италийцы почитали его как доброго бога гор, лесов, полей, который ниспосылал плодородие полям, людям и животным. Луперк считался оплодотворяющим и посылающим милости божеством. Также «задачей» Луперка было оберегать стада от волков и прочих неприятностей. Его святилище было одним из самых древних в Риме, находилось в гроте на Палатинском холме. В этом гроте-святилище в день праздника он назывался dies Februtus, т.
После жертвоприношения двое знатных юношей приводились к месту заклания козлов, один из жрецов касался их лба жертвенным окровавленным ножом, другой отирал кровь шерстью, намоченной молоком. Затем следовала ритуальная трапеза, по окончании которой жрецы-луперки разрезали шкуры жертвенных козлов на ремни. После луперки, обнажившись и прикрыв бёдра козлиной шкурой, что символизировало облик божества, брали в руки связки ремней, окунали их в жертвенную кровь и начинали ритуальный бег вокруг Палатинского холма. По дороге они наносили удары этими ремнями всем встречным, преимущественно женщинам, которые к тому же охотно подставляли себя под эти удары. Считалось, что они дадут им плодовитость и легкие роды, удачу в любви и т.
Луперкалии продолжали совершаться в Риме даже после христианизации империи. Имеет смысл предположить, что, добившись запрета луперкалий, папа Геласий попытался христианизировать фестиваль, придал благочестивый характер и «назначил» ему покровителя — святого Валентина, память которого выпадала на 14 февраля. Однако не вполне понятно, кто из святых Валентинов мог быть назначен покровителем праздника, и какая благочестивая форма празднования пришла на смену совсем не благочестивым луперкалиям? Очевидно, что ответа на этот вопрос мы уже не узнаем — нет никаких исторических документов, отражающих эти аспекты. Известно лишь, что в 496 г.
В итоге они были заменены шествием с зажженными факелами в день праздника. Но нет более никаких упоминаний, что это действие стало традиционным. Еще в IX в. Далее, видимо, произошло смешение житий этих святых, и в средневековых документах уже упоминается один святой Валентин, как, например, в «Золотой легенде» Якова Ворагинского около 1255 г. Именно в этом известном агиографическом произведении святой Валентин предстает перед императором Клавдием и за отказ предать Христа принимает мученическую кончину.
Рождение Дня святого Валентина Впервые романтические ноты в день памяти святого Валентина вносит английский поэт, отец литературного английского языка, Джеффри Чосер. В своей поэме «Птичий парламент» он озвучил английские и французские народные поверья того времени о том, что птицы в Валентинов день начинают искать себе пару, т. В основе поэмы лежит то самое народное поверье о птицах, хотя аллегорически она рассказывает о людях, их страстях и даже о конкретном событии — сватовстве и женитьбе Ричарда II на Анне Богемской.
Традиционно все также пекут блины и ходят друг к другу в гости. Если говорить о праздниках, пришедших к нам с запада, то уместно вспомнить празднование в честь перенесения мощей святителя Николая Чудотворца в г. Интересна история праздника. Святитель Николай всегда был весьма почитаем во всем христианском мире. Мощи его долгое время покоились в г. Мира, где он был епископом и умер в 343 г. Православная Византийская империя претерпевала в XI веке не лучшие времена, случались частые нападения и разрушения святынь. В 1087 г. Барийцы успели первыми. Барийцы вскрыли гробницу святого, забрали мощи и поспешили отплыть из города. Когда в городе стало известно о случившемся, горожане с оружием поспешили к пристани, но корабли уже успели отплыть. Несомненно для барийцев это был большой праздник, а в 1090 г. Византийский восток этот праздник не принял, потеря мощей для греков была печальным событием. Но на Руси праздник прижился довольно быстро и совершался уже в 1092 г. Таким образом, принятие «чужих» праздников никогда не было для Православной Церкви непреодолимой проблемой. Это происходило на протяжении всей истории. Святые мученики и языческий праздник Однако, вернемся к святому Валентину. А если быть более точным — как минимум, к трем святым мученикам Валентинам, память которых, согласно древним мартирологам, совершалась 14 февраля. Двое из этих мучеников пострадали в Риме во второй половине III в. Один из них был епископом г. Интерамна, сейчас это г. Терни в Италии. Этот святой был известен чудесами исцелений, через которые обратил высокопоставленных язычников ко Христу, за что и был казнен в 269 г. Другой мученик Валентин был священником в Риме, иных сведений о нем нет. Позже неподалеку от Фламиниевых ворот была построена небольшая церковь в честь мученика Валентина, а сами ворота переименованы в Валентиновы. О третьем мученике Валентине известно лишь то, что он пострадал в Карфагене. Когда и кем было положено начало общецерковному почитанию святых мучеников 14 февраля доподлинно неизвестно. Есть мнение, что это сделал папа Геласий в конце V в, прославив римских мучеников в лике святых. Папа Геласий I был известен достаточно активной деятельностью за свой короткий понтификат с 492 по 496 гг. Так, он утвердил окончательный канон Нового Завета, выступал против ереси монофизитства и добился запрета в Риме луперкалий. Последнего стоит коснуться особо. Луперкалиями в Риме называлось празднование в честь бога Луперка Луперк — одно из прозвищ Фавна. Совершалось празднование 13-15 февраля. Италийцы почитали его как доброго бога гор, лесов, полей, который ниспосылал плодородие полям, людям и животным.
Пётр и Феврония помогали нуждающимся, украшали святые храмы, примиряли враждующих. Они прославились своим милосердием и надолго остались в памяти русского народа. Скончались святые Петр и Феврония в один день и час 8 июля 25 июня — ст. Их тела были положены в один гроб. Примерно через триста лет после кончины Петр и Феврония были причислены Русской Православной Церковью к лику святых. Их мощи хранятся в Троицком монастыре города Мурома. В 2008 году в России учредили новый государственный праздник - «Всероссийский день супружеской любви и семейного счастья». Решение о принятии новой торжественной даты приняла верхняя палата российского парламента — Совет Федерации. А в Муроме, на родине святых, 8 июля отмечают уже много лет, и ценят этот праздник намного больше полуязыческого «Дня святого Валентина». В день памяти благочестивой супружеской четы православные верующие посещают храм.
Желательно — через разрыв праздничного общения. Кто утром слышал о том, что среди шумного пира повелено было усекнуть голову большего из рожденных женами, у того язычески новогоднее настроение было уже на весь день испорчено". Даже языческие праздники Церковь смогла подбирать и переосмыслять. Конечно, я боюсь, что нет документов, которые позволяли бы утверждать, что "в 496 году папским указом Луперкалии преобразованы в День всех влюбленных, а Валентина, отдавшего за любовь свою жизнь, причислили к лику святых". Более определенно можно сказать о том, венчал ли св. Валентин влюбленных. Это уж точно не более чем легенда. Легенда потому, что строится на несомненном анахронизме: во времена св. Валентина в III веке просто еще не существовало особого обряда церковного венчания брака. Но если читать их официальное церковное житие — то за общими словами "будучи оба святыми и праведными людьми, любили чистоту и целомудрие и всегда были милостивыми, справедливыми и кроткими,… оба приняли монашество и скончались в один день" никак не проступает история их любви. Вот она как раз наделяет своих персонажей прекрасными и понятными человеческими чертами… Но эта повесть осталась в разряде апокрифов и в круг церковного чтения не была включена. Вот и вера современных людей в св. Валентина как покровителя влюбленных есть несомненный факт, независящий ни от каких источниковедческих штудий. Итак, с формальной точки зрения празднование святого Валентина именно 14 февраля вполне может быть воспринято Русской Православной Церковью. Вопрос в том — нужна ли подобная рецепция. Разве это плохо с точки зрения Православия? Разве наша Церковь состоит только из монахов? Разве только монашеский путь считается у нас спасительным и дозволенным? Разве влюбленность не должна сопровождаться молитвой? А начать хотя бы с того, чтобы 14 февраля служить молебны св. Для этого не нужно даже ждать разрешения Синода: мы же в любой день можем служить молебен св. Николаю или Георгию — а не только в дни их календарной памяти.