Эвакуация жителей из блокадного Ленинграда должна была проходить в несколько этапов. Точное число жителей блокадного Ленинграда, погибших от голода, холода, артобстрелов и бомбардировок фашистской авиации, неизвестно. Эвакуация населения из блокадного Ленинграда, начавшаяся 29 июня 1941 года и продолжившаяся до 1 апреля 1943 года, проходила в три этапа. Подписано Соглашение о создании межрегионального электронного проекта «Эвакуация из Ленинграда и возвращение домой: “Сплоченные войной”». Более 8 тысяч жителей блокадного Ленинграда эвакуировали в Башкирскую АССР с 1942 по 1944 годы.
Новости и события Российского исторического общества
После прорыва блокады в феврале 1943 г. было восстановлено железнодорожное сообщение с Большой землей и поезда стали основным транспортом для эвакуируемых. В июле — августе 1941 г. эвакуация из Ленинграда была форсирована, особое внимание уделялось вывозу оборонных предприятий вместе с квалифицированными рабочими. Ярославская область и Санкт-Петербург реализуют совместный проект "Эвакуация из Ленинграда и возвращение домой: "Сплоченные войной". Он приурочен к 80-летию полного снятия блокады Ленинграда. Длинная история сложного переселения: в Перми открылась выставка, посвященная эвакуации из блокадного Ленинграда.
Судьбы 445 тысяч эвакуированных блокадников возвращены из забвения
Кураторы отмечают точность, с которой педагоги в то время старались составлять учетные записи на каждого ребенка. Сами пытались искать родственников, потому что многие из детей не умели даже толком говорить. Ребят обеспечивали кровом, питанием, определяли в школы и даже на внеклассные занятия. Возвращать детей в Ленинград начали в конце 44-го.
Руководству города удалось не только спасти население от варварских обстрелов и бомбёжек, но и предотвратить эпидемии, которые могли возникнуть в период блокады. Дорога жизни Единственной надеждой на спасение для сотен тысяч ленинградцев стала эвакуация и доставка продовольствия по Ладожскому озеру — летом по воде, зимой по льду.
Эта трасса получила название «Дорога жизни». Доставка людей и грузов в период блокады по этой трассе по праву может сравниться с величайшими операциями Великой Отечественной войны. Как только в конце ноября 1941 года Ладога покрылась льдом, руководство Ленинграда организовало через озеро переброску продовольствия в город на грузовых машинах. Обратно эвакуировалось голодающее население. По «Дороге жизни» до весны 1943 года было доставлено 1,6 млн тонн грузов, эвакуировано 1,3 млн ленинградцев.
Порой грузовики проваливались под лёд, но колонна продолжала движение, иногда под обстрелом. По дну Ладожского озера были уложены трубопровод и электрический кабель. В декабре 1941 года умерли 53 тыс. Говоров и Волховского командующий генерал армии К. Мерецков фронтов.
Общую координацию наступления осуществлял Г. Советские ударные группировки превосходили теперь врага на решающих направлениях в пять и более раз. Блокаду прорвали 18 января 1943 года на узком участке южнее Ладоги, шириной всего 8—11 км. По этому коридору уже через несколько недель проложили железную дорогу, по которой доставляли в Ленинград продовольствие, вооружение, пополнение для защитников города. В честь этого события впервые за всю войну был дан салют не в Москве, а в самом Ленинграде.
Тысячи жителей вышли на улицы, чтобы увидеть салют и порадоваться столь желанной победе у стен своего родного города. Сегодня в городе —.
Этапы эвакуации Организация медицинского обеспечения эвакуации населения строилась с учетом принципа этапности. Начальными этапами были эвакопункты Финляндского и Московского вокзалов, выполнявшие функции своеобразных фильтров по выявлению граждан, которым эвакуация по состоянию здоровья была временно противопоказана. Здесь же выявлялись и инфекционные больные. Эвакуируемые у Московского вокзала. Из коллекции Военно-медицинского музея Эвакуируемые у Московского вокзала. Из коллекции Военно-медицинского музея Очередным и наиболее ответственным этапом эвакуации населения был путь через Ладожское озеро. Здесь, сначала в Ваганове, а с февраля 1942 года на станции Борисова Грива, люди пересаживались в автомобили и в сопровождении среднего и младшего медицинского персонала следовали на восточный берег озера. Въезд на ледовую трассу у д.
Из коллекции Военно-медицинского музея Въезд на ледовую трассу у д. Согласно специальной инструкции, начальник этапа эвакуации, организовавший посадку и погрузку раненых и больных в автомобили, был обязан проверить состояние обуви и одежды эвакуируемых, их обеспеченность теплыми портянками и рукавицами; организовать утепление поврежденных частей тела и дополнительное укутывание раненых, снабдить всех пассажиров химическими грелками; проинструктировать и проверить готовность медицинского персонала, сопровождавшего раненых и больных в пути. Название «полуторка» пошло от грузоподъемности автомобиля, она составляла 1,5 тонны. Из-за своей распространенности и относительно малой массы они отлично подходили для совершения рейсов по «Дороге жизни». Однако ситуации с уходом автомобилей под лед не были редкостью, особенно в весенний период. Справлялись с этим разными методами: грузили машины не полностью, заливали ограниченное количество топлива только на дорогу в один конец , соблюдались жесткие правила следования колонн автомобилей с дистанцией в 100 метров и запрет на остановку, если другая машина из колонны начинала тонуть.
Её автор — Иван Ильин, житель блокадного Ленинграда, сын полка на Ленинградском фронте, впоследствии действительный член Русского географического общества, действительный член Санкт-Петербургского Дворянского собрания. В начале блокады мальчику было 10 лет. Войну он встретил на даче в Стрельне, потом была жизнь в осаждённом городе, на фронте под Колпино, эвакуация в марте 1942 года, смерть младшего брата... Несмотря на весь трагизм описываемых событий, книга читается на одном дыхании. Издание в рамках акции по сохранению памяти о блокаде Ленинграда, объявленной в конце прошлого года, передал Президентской библиотеке сам 87-летний автор. В жизни Ивана Дмитриевича в военные годы была не одна, а… три эвакуации. Рассказ об этом заслуживает отдельного внимания. Это была Большая земля! Мама вернулась, но не успели мы ничего съесть, как объявили посадку в эшелон», — вспоминает Ильин. Во время давки при посадке в теплушки какой-то вор разрезал мамину сумку, висевшую у неё на локте, и теперь продуктов у них не было….
Вы точно человек?
Федеральный проект истории обороны и блокады Ленинграда | Аннотация: Статья посвящена малоисследованному сюжету из истории эвакуации населения Ленинграда в годы блокады. |
Блокада Ленинграда: Как спасали осаждённый город | Ситуация с жильем в Ленинграде после блокады с одной стороны накалилась ввиду того, что многие жилые дома оказались разрушенными, с другой стороны, наоборот, количество населения существенно уменьшилось во время блокады. |
Тысячи спасенных. 29 июня 1941-го начался I этап эвакуации из Ленинграда
Как люди выживали во время блокады Ленинграда | Ровно 81 год назад, в 1942 году, началась первая эвакуация жителей блокадного Ленинграда по льду Ладожского озера. |
Блокада Ленинграда: можно ли было предотвратить крупнейшую гуманитарную катастрофу в истории? | Еще до того, как блокада была полностью снята, ближе к концу 1943 г. началась реэвакуация ленинградцев. |
Блокада Ленинграда. Эвакуация | Подвиг железнодорожника | ржд тв | Издание в рамках акции по сохранению памяти о блокаде Ленинграда, объявленной в конце прошлого года, передал Президентской библиотеке сам 87-летний автор. |
Несколько неудобных вопросов о ленинградской блокаде | Восемьдесят лет назад, 27 января 1944 года, была окончательно снята блокада Ленинграда. |
"Возвращенный из смертной бездны". Как начали восстанавливать Ленинград после блокады | После начала войны года Совет по эвакуации при Совнаркоме СССР начал подготовку к эвакуации в Ленинграде. |
В Музее обороны и блокады Ленинграда открыли выставку об эвакуации детей из осажденного города
Блокада Ленинграда: можно ли было предотвратить крупнейшую гуманитарную катастрофу в истории? | Точное число жителей блокадного Ленинграда, погибших от голода, холода, артобстрелов и бомбардировок фашистской авиации, неизвестно. |
Хроники блокадника: как 4 сухаря спасли семью от голодной смерти в окружённом фашистами Ленинграде | В конце 1943 года, ещё до полного снятия блокады, население Ленинграда начало возвращаться в свои дома после эвакуации. |
«Мы здесь больше не чужие»: как Сибирь встречала эвакуированных из блокадного Ленинграда
Зато благодаря таким совместным поискам нам написала жительница Санкт-Петербурга Ирина. Так вот — это не Толя! Александрова Антонина Александровна, моя тетя», — сообщила женщина в музей. Скорее всего, листочек, на котором составили список, был сложен или помят в том самом месте, где были фамилия и имя ребенка под номером 21. И текст стал неразборчивым. Так Тоня превратилась в Толю. Племянница Антонины Александровой написала, что ее тетя родилась в Ленинграде 6 марта 1937 года. Жила с мамой Ульяной и папой Александром.
В марте 1942 года у Тони умерла мама. Отца отправили на фронт, и за девочкой присматривала двоюродная сестра отца Наталья. Но родственница малышки трудилась день и ночь на заводе и не могла уделять девочке много внимания. Она отправила ее в детский сад. Оттуда в апреле 1942 года Тоню эвакуировали, и она попала в Горячий Ключ. Благодаря племяннице Антонины Александровой удалось установить еще один интересный факт. Если ранее предполагалось, что часть детей из Горячего Ключа эвакуировали в Киргизию, а ребят из списка — в Понежукай и оттуда в Старокорсунскую, то оказалось, что маленькая Тоня осталась в Горячем Ключе.
Возможно, сначала ее приютили местные жители. Затем Тоню отправили в городской дом малютки. В школу она пошла в Горячем Ключе и проучилась до 1953 года. Это было самое яркое воспоминание Тони. И она ее нашла! И отыскала отца малышки! Александрова Тоня с сыном Алешей Фото: Из личного архива Антонины Александровой Как выяснилось, он давно, но безуспешно разыскивал дочь.
В 1947 году отец Тони повторно женился. У него родилась еще одна девочка, которую Александр Александров назвал Антониной в честь старшей дочери. Но благодаря неравнодушной жительнице Горячего Ключа, имя и фамилия которой, к сожалению, не сохранились, удалось вернуть Тоню в семью. Отец приехал в Горячий Ключ и забрал дочь в Ленинград. Антонина Александрова прожила долгую жизнь, родила сына.
Его отец служил хирургом в военном госпитале.
Потом папу отправили воевать с японцами, правда дотуда он не доехал. В районе Омска их остановили, развернули госпиталь, и там отец служил ещё год после войны», — рассказывает блокадник. А Аркадий Борисович вместе с мамой, старшей сестрой, дедушкой и бабушкой жили в городе Колпино. Раньше он относился к Ленинградской области, сейчас — это район Питера. В войну он выплавлял броню для катеров, бронепоездов, артиллерийских башен и так далее. Завод сразу начали бомбить немецкие самолёты.
Он превратился в руины. Нам очень быстро пришлось переехать в Ленинград к маминой сестре. Она жила вместе с дочерью и братом в коммунальной квартире на улице Смольной, — продолжает блокадник. По его словам, воздушная тревога в городе раздавалась в день 5-6 раз. Во время каждого вражеского налёта жители спускались в бомбоубежища. Мы прятались под кроватью, считали это место безопасным.
А если накрыться матрасом, то и вовсе было ничего не страшно», — вспоминает Аркадий Борисович. Его дедушка умер в начале января 1942 года, позже скончался дядя: он ушёл за хлебом, который выдавали по талонам, и не вернулся. Дядю Аркадия Борисовича похоронили на Пискарёвском кладбище. Поэтому тётя с дочерью практически жили там. А мы с сестрой, мамой и бабушкой оставались в коммунальной квартире на улице Смольной, — продолжает блокадник. Аркадий Борисович до сих пор не понимает, как можно было выжить в холодном, осаждённом городе, получая на руки только 125 граммов хлеба в день.
И тем не менее, сколь бы мизерными не были эти порции, получить их можно было только после многочасового стояния у магазинов. Были периоды, когда хлеба жители и вовсе не видели несколько дней. Мы лежали все вчетвером и ждали конца. Сестра рассказывала, что всё было как в тумане. Мерещились разные картинки, на которых кто-то заходит в дверь и приносит еду.
Ленинградская блокада — трагическое событие, которое полностью перевернуло судьбы и жизни горожан.
Своими масштабами все это затмило вопрос недвижимости людей, покинувших ее под воздействием непреодолимых обстоятельств. После возвращения из эвакуации люди не могли попасть в свои квартиры, и на это были свои причины. Вернуться в город было достаточно сложно. Он был закрытым вплоть до середины 1946 года. Человеку было необходимо получить ответ на запрос от властей или «вызов» организации, предприятия. Если такого документа не было, то человека должны были в течение 24 часов выселить из Ленинграда.
Именно такое решение принял исполком Ленгорсовета. По мнению историков, это связано с тем, что местные специалисты требовались в иных регионах государства. Ну а вернувшимся пришлось пережить еще одну серьезную проблему, только на этот раз она была связана с жилищным вопросом.
В 1940-х в количественном смысле это явление было слабо изучено даже учеными и вряд ли было вполне ясным для ленинградского руководства Как легко видеть из этого автографа, внимание руководства государства воздушному мосту и другим аспектам снабжения города было большим. По записям его переговоров с командирами на фронте видно: с сентября 1941 года он постоянно подталкивает их, иной раз недвусмысленно угрожая, наступать с целью прорыва блокады города. Огромный объем сил, выделяемый для Ленинградского и Волховского фронтов, а также высокий уровень потерь в их наступательных операциях по деблокаде города, превышает показатели для любого другого города СССР. Все это ясно указывает: Кремль был готов на очень многое, чтобы снять или хотя бы облегчить блокаду. Если бы городское руководство яснее понимало, что происходит в его епархии, и информировало бы Москву о том, что с весны 1942 года голод не прекратил убивать, а лишь стал делать это реже, весьма вероятно, что из Ленинграда сперва вывезли бы людей, а уже потом станки. Но ясного понимания масштаба проблемы в этот период у местного градоначальника, судя по документам архивов, никогда не было. Но ведь блокаду можно было снять раньше? Сталин 12 декабря 1941 года одобрил план Шапошникова по удару под Ленинградом. В нем ключевую роль должен был сыграть Волховский фронт, развернутый восточнее и южнее отрезанного города. Ему поставили задачу ударить навстречу Ленинградскому фронту и тем самым снять блокаду. Одновременно планировали удары и южнее, вплоть до Новгорода. Если исходить из формальных показателей, шансы на успех операции были. У Волховского фронта к моменту начала его наступления 7 января — 30 апреля 1942 года было в полтора раза больше людей и в 1,3 раза больше артиллерии, чем у противника. Да, у него не хватало боеприпасов, но и немецкая сторона в это время испытывала хаос в снабжении. Не очень частый, типично ленинградский плакат времен войны. Германия потеряла к этому времени безвозвратно менее 10 процентов от солдат, начавших войну 22 июня, а СССР — более 90 процентов. Основная часть довоенного офицерского корпуса или, как тогда говорили, командиров также ушла в потери. Естественно, что набранные резервисты в смысле подготовки уступали немецкой армии. Поэтому прорыв получился лишь у 2-й ударной армии, сравнительно далекой от Ленинграда. Расширить его к северу и к югу она не могла, и после многих недель «тыканий» в оборону противника немцы нанесли срезающие удары по клину 2-й армии, и она в основном погибла.
Блокада Ленинграда: Как спасали осаждённый город
Детей из блокадного Ленинграда вывозили в течение всех лет блокады, используя для этого все возможные средства: водный и железнодорожный транспорт, автодороги, Ледовую дорогу через Ладожское озеро, авиацию. В многочисленных воспоминаниях бывших блокадных детей и их родителей проблема софинансирования эвакуации не поднимается. Длинная история сложного переселения: в Перми открылась выставка, посвященная эвакуации из блокадного Ленинграда. Свыше пяти тысяч оцифрованных архивных дел с информацией о судьбах более чем 684 тысяч эвакуированных жителей блокадного Ленинграда переданы Архивному комитету Санкт-Петербурга. После прорыва блокады в феврале 1943 г. было восстановлено железнодорожное сообщение с Большой землей и поезда стали основным транспортом для эвакуируемых.
Переживший блокаду Юрий Смолич рассказал, как его эвакуировали из Ленинграда
В течение 2020-2021гг продолжалась масштабная работа с региональными архивными учреждениями по поиску и сбору информации об эвакуированных жителях блокадного Ленинграда, которых в годы войны судьба разбросала по всему Советскому Союзу. В Горячий Ключ из блокадного Ленинграда были эвакуированы несколько сотен детей. Как я пережила блокаду, эвакуацию и вернулась в Ленинград. Официальная советская версия о блокаде города Ленинграда рассказывает примерно следующее — город был взят в полное кольцо окружения с 8 сентября 1941 по 27 января 1944 года. Сегодня 79 лет со дня снятия блокады Ленинграда.
Проблемы эвакуации жителей
На экране 2 страшных дня — всего их было 872. Город полностью освободили в 27 января 1944 года. И именно в этот день, спустя 75 лет, фильм «Спасти Ленинград» выйдет в широкий прокат. Картина дня.
Как рассказали в пресс-службе Комитета по транспорту города, с началом блокады автобусное движение в Ленинграде прекратилось. Пассажирская техника была повреждена снарядами.
Тогда была поставлена задача эвакуировать 500 тысяч человек. Для ее выполнения ремонтные рабочие восстановили 40 автобусов.
Заключительная стадия массовой эвакуации протекала с мая по октябрь 1942 года, и ознаменовалась спасением 403 тысяч человек.
В дальнейшем, чтобы покинуть город, ленинградцы должны были получить особое разрешение в Городской эвакуационной комиссии, которая выдавала подобные документы до 1 апреля 1943 года, когда официально была прекращена переброска населения из Ленинграда. По расчётам историков к 1 мая 1943 года в культурной столице СССР оставалось около 640 тысяч человек. Привилегированные В работе «Неизвестная блокада» исследователь Николай Ломагин полагает, что власти, проводя эвакуацию, в первую очередь они занимались переброской в безопасные регионы сотрудников важных для обороноспособности страны предприятий и учреждений.
Историк Даниил Коцюбинский утверждает, что первоочередной задачей, стоявшей перед руководством СССР и Ленинграда, был вывоз из окружённого города базировавшихся в нём военных частей со всем их личным составом. Не желая допустить попадания в плен около 500 тысяч матросов Балтийского флота и солдат Ленинградского фронта, власти в первую очередь организовали их переправу в ущерб интересам мирных граждан. Не принимая в расчёт вывоз детей, Н.
Ломагин заостряет внимание на том, что среди эвакуированных было много ленинградцев, которые, по мнению работников НКВД, входили в круг «политически неблагонадёжных лиц».
Среди них — описания боевых действий, карты с планом советского командования, фотоотчёт работы артиллерии Балтийского флота, наградные листы защитников города. Также сообщалось, что программа «Память сильнее времени» , посвящённая 80-й годовщине полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады, прошла в пятницу, 26 января, в Доме офицеров городского округа Краснознаменск в Московской области. Ошибка в тексте?
Вы точно человек?
Президент родился в Ленинграде и постоянно участвует в памятных мероприятиях, связанных с блокадой. В Башкортостане 103 жителя награждены знаком «Жителю блокадного Ленинграда». Два ветерана удостоены медали «За оборону Ленинграда».
Теперь оставался только месяц до наступления холодов и замерзания озера.
За это время город надо было обеспечить продовольствием на зиму. Задача была весьма непростой, учитывая, что за предыдущий месяц удалось завезти продовольствия меньше чем на десять дней. Причём эти поставки проходили в крайне неблагоприятных условиях — на Ладоге начался период штормов, и в отдельные периоды рейсов вообще не было.
На следующий день началось снабжение Ленинграда по воздуху. Ранее самолёты доставляли в город только оружие и боеприпасы. Однако большое количество транспортных самолётов выделить было невозможно, всех их передали на нужды армии.
Поэтому рейсы совершало лишь 50 Ли-2. Несколько дней им помогали десять бомбардировщиков, позднее вернувшихся к своим основным задачам. Самолёты в основном возили в город концентраты и мясо.
В общей сложности за два месяца блокады они доставили в Ленинград более пяти тысяч тонн продовольствия. Большую часть — в ноябре. Всего за два месяца блокады в город было доставлено 30 тысяч тонн продовольствия по данным уполномоченного ГКО по снабжению Ленинграда Павлова.
Этого хватало только на 15—20 суток блокадного существования. При этом более-менее приемлемые хотя и незначительные темпы доставки появились только начиная со второй половины октября, когда действительно были брошены все усилия на снабжение города. Но почему этого не произошло ещё в сентябре?
Можно было бы объяснить это отсутствием оборудованного порта для быстрой разгрузки, плохой организацией, недостатком экипажей и плохим состоянием судов. Но в октябре в значительно более неблагоприятных для навигации условиях количество перевезённых грузов удалось увеличить почти вдвое. К тому же в первые три дня навигации удалось доставить более трети от всех доставленных за первый месяц грузов.
Но почему дальше не удалось сохранить эти темпы? Ответ, по всей видимости, надо искать в обстановке на фронте. В сентябре судьба Ленинграда висела на волоске.
И это не преувеличение, угроза потери города осознавалась всеми, в том числе и в Ставке. Жуков вспоминал: "Сталин заговорил о Ленинграде и Ленинградском фронте. Положение, сложившееся под Ленинградом в тот момент, он оценивал как катастрофическое.
Помню, он даже употребил слово "безнадёжное". Он говорил, что, видимо, пройдёт ещё несколько дней и Ленинград придётся считать потерянным". Положение действительно было критическим, началась кадровая чехарда.
За половину месяца сменилось три командующих Ленинградским фронтом. Однако он трезво оценивает обстановку и не желает участвовать в операции, которая с высокой долей вероятности обернётся поражением и потерей города. Ворошилову удалось добиться от Сталина своей замены.
И уже через несколько дней во главе Ленинградского фронта был поставлен Жуков. На следующий день после начала блокады началась подготовка к уничтожению важных городских объектов. Во всех райкомах, а также на крупных предприятиях были созданы специальные партийные "тройки".
Их задачей было составить список объектов, подлежащих уничтожению в случае захвата города немцами. Также планировалось уничтожить корабли Балтфлота, чтобы они не достались врагу.
Почти все они были круглосуточными. Тысячи малышей спаслись благодаря детским садам, там хоть как-то кормили, а главное — отвлекали. В Педагогическом музее собран уникальный архив — свидетельства подвига ленинградских воспитателей, которые самоотверженно выполняли свою работу. Учитывая каждую деталь, чтобы защитить детскую психику. Ленинградские детские сады становились для детей вторым домом, где они жили месяцами, лишь изредка видя родителей.
Служащие детского сада находились на казарменном положении, поэтому, если начинался обстрел или бомбежка, они все участвовали в спуске детей в коридор цокольного этажа, укрывали матрасами, успокаивали малышей, а после отбоя тревоги поднимали всех наверх в групповую комнату. Детские сады работали без перерыва в течение всей блокады. Точное число содержавшихся в них детей оценить трудно, цифры разнятся от 60 до 180 тысяч. Школы Нацистская концепция "образования для славян": "Дети должнызнать некоторые буквы, не обязательно все, уметь считать до 10, больше не требуется. При необходимости подписи - довольствоваться любым знаком. Среднее и высшее образование для славян запрещено. Таким нацисты хотели видеть будущие поколения славян.
Именно поэтому, несмотря на бомбежки и обстрелы, Ленинградский городской совет депутатов принял решение не приостанавливать работу школ. Три четверти от числа учащихся довоенного периода сели за парты: часть детей была в эвакуации, часть трудилась на фабриках и заводах. Исследователи говорят о феномене блокадной педагогики, который еще предстоит осмыслить. На общегородском собрании учителей в начале войны поставили стратегическую задачу — сохранить образование. И дети учились на отлично. Трудно себе представить, как ребенок старательно выводит свои первые буквы, когда за окном взрываются снаряды. Но дети в основной массе учились на "хорошо" и "отлично".
Уроки проходили в 39 школах даже в самый сложный период в условиях суровой зимы 1941—1942 годов — учились в школах, подвалах и бомбоубежищах. Уроки шли по 20-5 минут 2-3 дня в неделю - преподавали только основные предметы. Особенно хотелось бы обратить внимание на цифру занятых в оборонном производстве.
Скот, имевшийся в государственных хозяйствах, был забит, а мясо сдано на заготовительные пункты для распределения.
Фуражное зерно, предназначенное для корма животных, было предложено перевезти на мельницы, перемолоть и использовать в качестве добавки к ржаной муке в хлебопечении. Администрации лечебных заведений вменялось в обязанность из карточек граждан, находящихся на лечении, вырезать талоны на продукты за время их пребывания в больницах. Такой же порядок распространялся и на детей, находившихся в детских домах. Во избежании потери из за всевозможных пожаров муку и другие продовольственные товары развезли по складам в более безопасные места.
За весь период блокады фашистам не удалось нанести серьезного ущерба запасам продовольствия, за исключением потери от пожара на складах имени Бадаева небольшого количества муки и сахара. Но Ленинграду было необходимо больше продуктов питания. Нормы отпуска товаров по продовольственным карточкам, введённым в городе ещё в июле, ввиду блокады города снижались, и оказались. Размер продовольственного пайка составлял: Рабочим — 250 граммов хлеба в сутки, Служащим, иждивенцам и детям до 12 лет — по 125 граммов, Личному составу военизированной охраны, пожарных команд, истребительных отрядов, ремесленных училищ и школ ФЗО, находившемуся на котловом довольствии — 300 граммов, Войскам первой линии — 500 граммов.
Все остальные продукты почти перестали выдаваться: уже 23 сентября прекратилось производство пива, а все запасы солода, ячменя, соевых бобов и отрубей было передано хлебозаводам, для того, чтобы уменьшить расход муки.
"Если видишь тонущую машину - не останавливайся!" Спасение ленинградцев на Дороге Жизни
Всего за время блокады на Ленинград было выпущено 150 тысяч снарядов и сброшено больше 107 тысяч зажигательных и фугасных бомб. Именно поэтому в день снятия блокады Ленинграда мы открываем новый раздел в виртуальном музее “Москва — с заботой об истории”. В России собирают информацию об эвакуированных жителях блокадного Ленинграда. Эвакуация продолжалась, даже когда вокруг города на Неве сомкнулось кольцо блокады. Многим жителям, покинувшим Ленинград во время эвакуации, не разрешали после блокады вернуться в город. Блокада Ленинграда длилась 872 дня.