Большая атомная подводная лодка третьего поколения К-278 — единственная атомная подводная лодка проекта 685 «Плавник». затонула уникальная советская атомная подводная лодка "Комсомолец". Советская атомная подлодка К‑278 "Комсомолец".
Пожар на «Комсомольце»: тайна гибели лучшей советской АПЛ
Основные памятные мероприятия состоятся у мемориала АПЛ «Комсомолец» в Заозерске, откуда от причала № 9 27 лет назад ушла в свой последний поход атомная подводная лодка. На днях все мировые информационные агентства разнесли тревожную новость — АПЛ «Комсомолец» начал «фонить» — уровень выше допустимого чуть не в миллион раз! Советская атомная подлодка К‑278 "Комсомолец". На российском Военно-морском флоте во вторник проходит день памяти экипажа атомной подлодки "Комсомолец". 7 апреля в Севастополе прошло памятное мероприятие, посвященное погибшим членам экипажа АПЛ К-278 «Комсомолец».
7 апреля – День памяти погибших подводников
Достичь такого эффекта конструкторам во многом удалось благодаря одному решающему фактору: «Комсомолец» был полностью сделан из титана. Этот лёгкий металл стоит огромных денег, но в СССР на оборону не жалели средств. В результате в июне 1983 года лодка была спущена на воду, а в декабре вступила в строй. На испытаниях в 1984-м К-278 произвела успешный пуск нескольких торпед с глубины 800 метров, а в августе 1985 года она установила абсолютный рекорд погружения, нырнув на 1027 метров. По теме Что происходит на дне? Диверсии на «Северном потоке» и в Балтийском море как предпосылки Третьей мировой войны То есть лодка по всем статьям являлась вершиной инженерной мысли. И вдруг она тонет, будто старый баркас. А экипаж даже не успевает эвакуироваться, хотя «Комсомолец» был оснащён уникальной конструкцией всплывающей спасательной камеры. Мы, подводники, долго размышляли об обстоятельствах этой катастрофы, пока однажды мой приятель, работавший в кораблестроительном институте, не обронил — дескать, не многие знают, что титан горит уже при температуре плюс 600 градусов.
Более того — он обладает возможностью гореть в воде. Впоследствии я не раз пытался выяснить, так ли это. Ещё одно подтверждение данной информации я нашёл лишь в книге Юрия Крючкова «Подводные лодки и их создатели». Автор, сам конструктор субмарин, отмечал: «Дело в том, что титан, ещё недостаточно опробованный, оказался материалом «со сложным характером»: он был склонен к трещинообразованию, хладноломкости и т. К тому же он хорошо горит в воде». Если так, то сама собой появляется версия: титановый корпус лодки мог просто прогореть насквозь — вот почему она так быстро ушла под воду! Ведь температура в загерметизированных после начала пожара отсеках достигала едва ли не тысячи градусов. Позже выжившие моряки рассказывали, что сперва огонь пытались тушить с помощью системы химического пожаротушения, но при продувке балласта прогорел трубопровод, в отсеки начал поступать воздух под высоким давлением, и из-за этого площадь и интенсивность пожара резко увеличились.
При этом экипаж всё это время продолжал бороться за живучесть корабля обычными методами, будучи уверен, что они помогут. Кстати, позже объединённая экспертная комиссия пришла к выводу, что находившийся в момент гибели на борту «Комсомольца» 604-й экипаж не был в достаточной степени подготовлен.
Для решения этого вопроса нужен взвешенный подход и тщательные рассчеты специалистов по подъему нестандартных объектов с больших глубин. Стоимость такой операции оценивается сотнями миллионов долларов; 2007 год март Была проведена российская экспедиция по осмотру затонувшей АПЛ; 2019 год июль Ученые из России и Норвегии обнаружили превышение уровня радиации в районе затонувшей АПЛ в сто тысяч раз. Исследовательское судно «G. Sars» отправилось из Тромсё, чтобы выяснить экологическую обстановку и произвести замеры уровней загрязнения. В экспедиции принимали участие специалисты из ведущих научно-исследовательских учреждений Федеральной службы России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды Росгидромета НПО «Тайфун» и Норвежского института морских исследований. Они взяли пробы из вентиляционного отверстия, находящегося в непосредственной близости с реактором. Хелдаль отметила, что данные о превышении уровня радиации в сто тысяч раз предварительные.
Ученый подчеркнула, что утечка радиации не представляет угрозу для рыболовства в этом районе. Однако ее уровень оказался выше зафиксированного российскими учеными в ходе предыдущей экспедиции в 2007 году. Исследователи применили спускаемый подводный аппарат AEGIR 6000, который может добраться до обломков лодки и передать изображение на судно. Зеленский Ю. Ванин Е. Александров Ю. Бережной С. Апальков Ю. Информация о соединениях с портала "Подводный Флот России".
Проектирование и строительство" под общей редакцией академика РАН В. Пашина, ЦНИИ им. Крылова, Санкт-Петербург, 2004г. Спирихин С. Войтов Д. Информация с сайта www. Информация с сайта новостных агентств. Большая просьба ко всем, кто может что-либо добавить к приведенным данным или внести поправки, свяжитесь с автором по e-mail: nas deepstorm. Все права защищены.
Воспроизводство страницы полностью или частично в любой форме или виде только с письменного разрешения автора. All rights reserved.
Атомная подводная лодка К-278 «Комсомолец» 3-го поколения, единственная лодка проекта 685 «Плавник», затонула в результате пожара в Норвежском море 7 апреля 1989 года.
Лодке принадлежит абсолютный рекорд по глубине погружения — 1027 метров. В результате катастрофы 42 члена экипажа погибли, выжили 27. Реактор лодки был надежно заглушен, однако в торпедных аппаратах находятся торпеды с ядерной боевой частью.
В результате коррозии существовала вероятность разгерметизации боевых частей, что привело бы к загрязнению окружающей местности плутонием. В район гибели АПЛ «Комсомолец» в Норвежском море глубоководными аппаратами «Мир» в 1989-1998 годах было проведено семь экспедиций, в ходе которых проводилась установка измерительной и записывающей аппаратуры и герметизация торпедных аппаратов, в которых находятся торпеды с ядерными боеголовками, с целью обеспечения радиационной безопасности.
И вдруг она тонет, будто старый баркас. А экипаж даже не успевает эвакуироваться, хотя «Комсомолец» был оснащён уникальной конструкцией всплывающей спасательной камеры. Мы, подводники, долго размышляли об обстоятельствах этой катастрофы, пока однажды мой приятель, работавший в кораблестроительном институте, не обронил — дескать, не многие знают, что титан горит уже при температуре плюс 600 градусов. Более того — он обладает возможностью гореть в воде. Впоследствии я не раз пытался выяснить, так ли это.
Ещё одно подтверждение данной информации я нашёл лишь в книге Юрия Крючкова «Подводные лодки и их создатели». Автор, сам конструктор субмарин, отмечал: «Дело в том, что титан, ещё недостаточно опробованный, оказался материалом «со сложным характером»: он был склонен к трещинообразованию, хладноломкости и т. К тому же он хорошо горит в воде». Если так, то сама собой появляется версия: титановый корпус лодки мог просто прогореть насквозь — вот почему она так быстро ушла под воду! Ведь температура в загерметизированных после начала пожара отсеках достигала едва ли не тысячи градусов. Позже выжившие моряки рассказывали, что сперва огонь пытались тушить с помощью системы химического пожаротушения, но при продувке балласта прогорел трубопровод, в отсеки начал поступать воздух под высоким давлением, и из-за этого площадь и интенсивность пожара резко увеличились. При этом экипаж всё это время продолжал бороться за живучесть корабля обычными методами, будучи уверен, что они помогут.
Кстати, позже объединённая экспертная комиссия пришла к выводу, что находившийся в момент гибели на борту «Комсомольца» 604-й экипаж не был в достаточной степени подготовлен. Так, перерыв после предыдущего выхода в море превышал предельно допустимый срок в восемь месяцев, а пять членов экипажа не были допущены к исполнению обязанностей согласно занимаемой должности. Вот и случилось то, что случилось… Сама собой появляется версия: титановый корпус лодки мог просто прогореть насквозь — вот почему она так быстро ушла под воду! Ведь температура в загерметизированных после начала пожара отсеках достигала едва ли не тысячи градусов Оставили на глубине Но, как говорится, мёртвые сраму не имут, потому лучше поговорить о другом. Вскоре после гибели «Комсомольца» конструктор Игорь Спасский заявлял: «Страшно обвинять мёртвых, но виноват экипаж. Прежде чем пользоваться, надо знать хотя бы, что это такое». Но вот что неясно: а точно ли экипаж знал о свойствах титанового корпуса?
Место затопления атомной подлодки «Комсомолец» исследует Росгидромет
Александр Володин до последнего обеспечивал связь, уничтожил секретные документы, старался спасти тонущих товарищей. Погиб от переохлаждения. Был «взят морем» — место его последнего упокоения воды мирового океана. Трагедия случилась при выполнении задач боевой службы, когда на глубине 386 метров в нейтральных водах возле острова Медвежий в двух смежных отсеках начался пожар, который разрушил системы цистерн балласта, в результате чего лодка была затоплена водой.
Причина возгорания до сих пор точно неизвестна, хотя наиболее вероятной версией считается воспламенение электрического оборудования. Шесть часов экипаж боролся за спасение корабля, однако после взрывов в отсеках лодка ушла на дно. Спасение прибыло к «Комсомольцу» только через несколько часов после начала аварии, подошедшая плавбаза Северного флота «Алексей Хлобыстов» приступила к спасению людей после 18 часов вечера.
Катастрофа «Комсомольца» унесла жизни 42 подводников, в том числе командира корабля Евгения Ванина. Все они были посмертно награждены орденом Красного Знамени, а в Никольском морском соборе Санкт-Петербурга была установлена мемориальная доска с именами погибших моряков. На «Комсомольце» погибло 17 севастопольцев.
АПРК «Курск» затонул 12 августа 2000 г. Среди погибших членов экипажа было 22 севастопольца, 7 из них захоронены в родном городе. Этот день — дань памяти всем, кто отдал свои жизни, защищая Отечество под водой, - представителям одной из самых опасных, тяжелых и ответственных военных профессий.
Возложение венка к мемориалу погибших подводников 2021 г.
Но похоже, спустя 30 лет он стал пропускать морскую воду. То есть разгерметизирован первый контур. В первом контуре, когда глушили этот реактор, когда лодка тонула, находилась кроме отработавшего ядерного топлива вода первого контура и различные отложения. Но вода первого контура на подводных лодках не высокой радиоактивности». Атомная подводная лодка «Комсомолец» была сверходорогим и сверхсекретным аппаратом — это одна из причин, по которым Советский Союз не стал обращаться за помощью к Норвегии для спасения моряков. Корабль состоит из семи отсеков, атомный реактор находится рядом с центральным постом управления и рубкой. Норвежские исследователи обнаружили подозрительные выбросы рядом с вентиляционной шахтой субмарины — именно в этом странном облаке высокая концентрация радиоактивных веществ. Угрозы для рыболовства в настоящий момент нет: в этом сходятся и норвежские, и российские специалисты.
Сегодня В настоящее время в Северодвинске, где строилась лодка, можно посетить гранитный Скорбный камень из черного кольского гранита. Памятник был возведен уже на 40-й день гибели субмарины. До сих пор подлодка лежит на дне Норвежского моря в 180 километрах юго-западнее острова Медвежий на глубине 1600 метров. Я никого не знал из экипажа «Комсомольца», но было ужасное чувство, что я не могу помочь.
Задача нашей организации - сохранить память о моряках. Память — вот, что главное. В Кронштдатском морском соборе установлены мемориальные доски морякам, погибшим с 1958 по 2003 гг. Но именно в Николо-Богоявленском морской соборе установлены мемориальные доски всем погибшим подводникам АПЛ «Комсомолец».
Экскурсии для родственников погибших моряков будут проведены усилиям Санкт-Петербургской благотворительной общественной организации «Общественной памяти атомной подводной лодки «Комсомолец» совместно с Комитетом по социальной политике. Петра и Павла в Сестрорецке и в Морской собор в Кронштадте. Поделиться в соцсетях.
День памяти погибших подводников 7 апреля — традиции
- Испытание глубиной
- На Северном флоте проходят памятные мероприятия, посвященные гибели АПЛ «Комсомолец»
- На Северном флоте проходят памятные мероприятия, посвященные гибели АПЛ «Комсомолец»
- На месте гибели атомной подлодки повысилась радиация в 100 тысяч раз, заявили норвежские ученые
- Пожар на «Комсомольце»: тайна гибели лучшей советской АПЛ
День памяти погибших подводников
Экипаж героически боролся с пожаром, но спасти лодку не удалось. Погибли люди. На «Комсомольце» проходил службу капитан третьего ранга, командир боевой части связи Александр Васильевич Володин. Александр Володин до последнего обеспечивал связь, уничтожил секретные документы, старался спасти тонущих товарищей. Погиб от переохлаждения. Был «взят морем» — место его последнего упокоения воды мирового океана. Трагедия случилась при выполнении задач боевой службы, когда на глубине 386 метров в нейтральных водах возле острова Медвежий в двух смежных отсеках начался пожар, который разрушил системы цистерн балласта, в результате чего лодка была затоплена водой.
Получил специальность тракториста-машиниста в Мичуринском профессионально-техническом училище.
Работал трактористом на сахарном заводе «Никифоровский». Срочную службу проходил в военно-морском флоте матросом атомной подводной лодки «Комсомолец». В своих письмах родственникам и друзьям Андрей восторженно писал о море и о своей службе. В составе команды подводной лодки К-278 Андрей Михалёв ушёл в свой последний, ставший трагическим, поход 7 апреля 1989 года. На субмарине произошёл пожар, в результате которого она затонула в Норвежском море, в нескольких километрах от Медвежьего острова.
Вскоре после гибели «Комсомольца» конструктор Игорь Спасский заявлял: «Страшно обвинять мёртвых, но виноват экипаж. Прежде чем пользоваться, надо знать хотя бы, что это такое».
Но вот что неясно: а точно ли экипаж знал о свойствах титанового корпуса? И извещали ли о них разработчики лодки? Этот вопрос становится особенно актуальным, учитывая, что произошло дальше. С самого начала правительство решило: «Комсомолец» надо поднимать. Похоронить с честью погибших, изучить характер повреждений. Также тревожило состояние атомного реактора и торпед, начинённых ядерными боеголовками. Правда, оказалось, что «Комсомолец» лежит на глубине 1670 метров, добраться куда не представлялось возможным.
Теперь мало кто помнит, что в декабре 1989 года постановлением Совмина СССР ЦКБ морской техники «Рубин» было определено головной организацией по созданию глубоководных судоподъёмных средств широкого профиля. Вместо этого уже менее чем через месяц был заключён контракт с голландским консорциумом. Датой подъёма «Комсомольца» изначально назвали 1992 год, ибо считалось, что уже в 1993-м он начнёт фонить. Но в том же 93-м вдруг обнаружилась новая проблема. Как оказалось, «Комсомолец» поднимать нельзя. Лодка вся в трещинах и при попытке подъёма может просто «рассыпаться на куски». В итоге «Комсомолец» так и остался лежать на дне.
А надёжного глубоководного спасательного средства страна так и не получила, что позже больно аукнулось во время катастрофы АПЛ «Курск». И порой хочется задать вопрос: так не смогли создать такое средство или не захотели, чтобы осмотр поднятого корпуса «Комсомольца» не показал возможные ошибки в использовании титана для создания лодки? Первые пять-шесть лет после катастрофы судьба «Комсомольца» ещё продолжала беспокоить мировую общественность.
Бывшие моряки утверждают: время не лечит. Большинство из них с того страшного дня не ступали на борт корабля. Вновь оказаться на подводной лодке — не просто ностальгия.
Подводники вместе с родственниками побывали на атомоходе "Воронеж". Проходя по отсекам, вспоминают о былых временах, с теплотой и болью обсуждают свои первые походы в море, сравнивают устройство лодки со своей. Проходил, увидел свои системы, которые я обслуживал. Меняется, конечно, но в основном все знакомо", — признался бывший командир группы дистанционного управления ядерной установкой атомной подводной лодки К-278 "Комсомолец" Игорь Орлов. Позже члены экипажа "Комсомольца" возложили цветы к мемориальной доске и почтили память погибших товарищей, а также посетили музей истории Заозерска. На отдельном стенде, посвященном аварии, — хронология событий, рядом — фотографии моряков, в госпитале после аварии, имена погибших.
В 17 часов митинг у мемориала "Героическому экипажу подводной лодки "Комсомолец".
7 апреля - день гибели экипажа атомной подводной лодки Северного флота «Комсомолец»
Моряки начали сбрасывать спасательные плоты, но спустить удалось только один, да и тот перевернулся в штормовых волнах. Самолет сбросил свой спасательный контейнер, но его отнесло далеко от судна. Спасателям удалось поднять на борт с поверхности моря 30 живых и 16 погибших моряков. Не дождались помощи и погибли от переохлаждения еще 16 членов экипажа. Причины и следствие …Мы выпили стоя, не чокаясь. А они прыгали в море, где вода всего-то 4 градуса, в легкой одежде без спасжилетов и гидрокостюмов - не думали, что лодка затонет так быстро, надеялись, что помощь придет вовремя... Мне говорили, что, когда их подняли на "Хлобыстов", женщины из обслуживающего персонала своими телами согревали бесчувственных замерших мужиков. Этот действенный способ немцы применяли во время войны, спасая в Арктике жизни вытащенных из воды своих моряков и летчиков. А о том, что на этой плавбазе еще трое ребят - уже отогретые и накормленные - умерли, в СМИ еще не писали?
Их напоили-накормили, они даже ходить начали. Потом попросились на палубу покурить. Затянулись и… все. Одни говорят, что нельзя было курить после переохлаждения, другие - в организме уже начались необратимые явления... О том, мог ли экипаж спасти лодку, Толя высказался так: - На "Комсомольце" находился сменный экипаж, основной был в отпуске. Ребята, что отправились в эту «автономку» одиночное плавание — авт. И когда возник аврал, не всегда правильно ориентировались. Но боролись, как могли - героически.
Кап-три, инженер Толя Испенков - я его знал - погиб у дизель-генератора, до последней возможности давая свет, а значит - шанс людям выбраться из лодки на палубу... В 1967 году на К-3 "Ленинский комсомол" удалось установить причину пожара: вместо латунной прокладки в ходе ремонта масляного насоса поставили пластик... Так эта лодка пришла в порт, а просто "Комсомолец" лежит на дне. Не везет кораблям с такими названиями. Помяните мое слово: всю вину спишут на флот...
Максимальная глубина погружения Субмарина могла погружаться на такие глубины, куда ранее не мог проникнуть ни один боевой корабль. Проектная глубина погружения подлодки К-278 составляла 1000 метров, а в качестве предельной глубины, на которой лодка могла сохранить свою целостность, разработчики рассчитывали на 1250 метров. Вооружение Лодка несла на своем борту ядерное оружие , но она не относилась к подводным лодкам стратегического назначения так называемым «убийцам городов». К-278 не имел на вооружении межконтинентальных ракет с ядерными боеголовками, задачей подводного крейсера была борьба с кораблями и субмаринами противника. С этой целью на вооружении «Комсомольца» стояли торпеды и крылатые ракеты «Гранат» и «Шквал», способные оснащаться ядерными боевыми зарядами мощностью порядка 150 килотонн. Подлодка могла стрелять ими даже на предельной глубине погружения. Торпеды АПЛ имела шесть носовых торпедных аппаратов калибра 533 мм с устройством быстрого заряжения. Боезапас торпедного вооружения на подлодке включал в себя 12 торпед САЭТ-60М, которые обладали дальностью хода до 12 км, имели пассивную акустическую систему самонаведения и несли фугасную боевую часть массой 300 кг. Ракеты К ракетному вооружению относились 10 ракето-торпед РК-55 «Гранат» и подводных ракет ВА-111 «Шквал» в качестве боеприпасов к торпедным аппаратам, каждый из которых имел автономное пневмогидравлическое стреляющее устройство. ТТХ ракето-торпед «Гранат» примерно соответствовали характеристикам американских крылатых ракет морского базирования «Томагавк» и обладали максимальной дальностью 3000 км. Ракеты «Шквал» применялись для поражения надводных и подводных целей на близкой дистанции до 13 км и несли боевую часть массой 210 кг. Экипаж Штатный экипаж лодки включал в себя 60 человек, половину из которых составляли офицеры. Для несения боевой службы было сформировано два состава экипажа. Первым из них значился экипаж под командованием капитана 1 ранга Юрия Зеленского. Экипаж под командованием капитана первого ранга Евгения Ванина состоял из 69 человек. Достоинства и недостатки Простая, но тщательно рассчитанная конструкция корпуса с оптимизированными внешними обводами способствовала малому сопротивлению в воде, что в сочетании с мощным атомным двигателем обеспечивало высокую скорость АПЛ «Комсомолец». Уникальный корпус лодки позволял добиться непревзойденных до сих пор технических характеристик по прочности и способности погружаться на недосягаемые другим боевым кораблям глубины. По своим параметрам и возможностям К-278 превосходила все существовавшие на тот момент в мире субмарины.
Надводные суда, по расчетам, должны были подойти к месту аварии только к шести часам вечера к тому времени субмарина уже затонула. В пятом часу АПЛ начала увеличивать крен, Ванин приказал начать эвакуацию экипажа и подготовить всплывающую спасательную камеру. С самолета был сброшен спасательный контейнер. С самой АПЛ получилось спустить лишь один спасательный плот. Через 8 минут после начала массовой эвакуации людей «Комсомолец» с 80-градусным дифферентом затонул. Во всплывающей капсуле оставались пятеро подводников, включая самого Евгения Ванина. Он сам и еще трое членов экипажа при всплытии ВСК погибли, как и капитан 3 ранга Анатолий Испенков, остававшийся в затонувшей АПЛ Испенков обеспечивал работу дизель-генератора. Из-за разницы давления у всплывающей камеры сорвало люк и она затонула. Спастись из нее смог только мичман Виктор Слюсаренко. Для спасения терпящих бедствие подводников в 18. Живыми на ее борт было поднято 30 моряков. Всего в результате этой трагедии вместе с капитаном АПЛ «Комсомолец» погибло 42 человека, большая часть умерла от переохлаждения или утонула. Сам «Комсомолец» лег на более чем полуторакилометровую глубину. Что говорит главный конструктор По версии главного конструктора атомной подлодки «Комсомолец» Дмитрия Романова, которой он придерживается в своей книге, основная причина ЧП в АПЛ — отсутствие необходимых знаний у экипажа и, как следствие, несогласованность действий при устранении последствий аварии. Романов полагает, что подводники были недостаточно тренированы и потому не смогли быстро и оперативно справиться с чрезвычайной ситуацией.
АПЛ «Комсомолец» была спущена на воду 9 мая 1983 года. Считалось, что по своим тактико-техническим характеристикам атомная подводная лодка этого класса опережает время примерно на четверть века: сверхпрочный корпус из титана, более 1000-метровая глубина погружения, подводное водоизмещение 8500 тонн, скорость хода более 30 узлов, полное необнаружение и недосягаемость для любого оружия. Не менее трагичным событием в истории современного российского Военно-морского флота стала гибель атомной подводной лодки «Курск». День 7 апреля в истории Не удивительно, что профессия моряка-подводника считается сегодня одной из самых опасных и ответственных военных профессий.
Гибель АПЛ «Комсомолец»
Подводная лодка «Комсомолец» стала воплощением вошедшей в плоть и кровь идеи руководящего начала с «кнопочным» управлением и заменой техникой функций исполнителей. Атомная подводная лодка К-278 «Комсомолец» 3-го поколения, единственная лодка проекта 685 «Плавник», затонула в результате пожара в Норвежском море 7 апреля 1989 года. 7 апреля 1989 года в водах Северной Атлантики затонула многоцелевая подводная атомная лодка ВМФ СССР «Комсомолец». 7 апреля 1989 г. в Норвежском море произошел пожар на атомной подводной лодке К-278 «Комсомолец». Трагедия, о которой нельзя забывать: в Заозерске почтили память погибших членов экипажа подводной лодки "Комсомолец". Трагедия, о которой нельзя забывать: в Заозерске почтили память погибших членов экипажа подводной лодки "Комсомолец".
Выжившие подводники «Комсомольца» зажигают свечи и читают молитвы
Капитан 3-го ранга Анатолий Испенков, инженер, командир электротехнического дивизиона БЧ-5 на АПЛ К-278 «Комсомолец». атомной подводной лодки К-278 "Комсомолец", которые еще не были известны стране. 7 апреля 1989 года в Норвежском море погибла подводная лодка К-278 «Комсомолец» — гордость подводного флота СССР. Атомная подводная лодка К-278 «Комсомолец» затонула в Норвежском море после пожара 7 апреля 1989 года.
Память моряков погибшей АПЛ "Комсомолец" почтили в Мурманской области
Гибель подводной лодки К-278 «Комсомолец»: что произошло, как погибла большая часть экипажа и что стало с подлодкой. Атомная подводная лодка К-278 «Комсомолец» была построена в 1983 году на судостроительном предприятии «Севмаш» в Северодвинске и вошла в состав Северного флота. EADaily напоминает, что АПЛ «Комсомолец» K-278 проекта «Плавник» затонула после пожара 7 апреля 1989 года в 180 км от острова Медвежий. Технический проект подводной лодки «Комсомолец» был разработан с противопожарной системой ЛОХ, имеющей дистанционное управление из центрального поста. была единственной в мире атомной подводной лодкой, способной погружаться на глубину 1000 метров. Торжественно-траурные мероприятия, посвященные памяти экипажа АПЛ "Комсомолец" (Заозерск) — 5 – 7 апреля 2023 (11 волонтеров подали заявку).
Погибла советская атомная подлодка «Комсомолец»
С самой АПЛ получилось спустить лишь один спасательный плот. Через 8 минут после начала массовой эвакуации людей «Комсомолец» с 80-градусным дифферентом затонул. Во всплывающей капсуле оставались пятеро подводников, включая самого Евгения Ванина. Он сам и еще трое членов экипажа при всплытии ВСК погибли, как и капитан 3 ранга Анатолий Испенков, остававшийся в затонувшей АПЛ Испенков обеспечивал работу дизель-генератора. Из-за разницы давления у всплывающей камеры сорвало люк и она затонула. Спастись из нее смог только мичман Виктор Слюсаренко. Для спасения терпящих бедствие подводников в 18. Живыми на ее борт было поднято 30 моряков. Всего в результате этой трагедии вместе с капитаном АПЛ «Комсомолец» погибло 42 человека, большая часть умерла от переохлаждения или утонула. Сам «Комсомолец» лег на более чем полуторакилометровую глубину.
Что говорит главный конструктор По версии главного конструктора атомной подлодки «Комсомолец» Дмитрия Романова, которой он придерживается в своей книге, основная причина ЧП в АПЛ — отсутствие необходимых знаний у экипажа и, как следствие, несогласованность действий при устранении последствий аварии. Романов полагает, что подводники были недостаточно тренированы и потому не смогли быстро и оперативно справиться с чрезвычайной ситуацией. Точка зрения ветерана РВСН, кандидата технических наук, Олега Сергеева: «рассеяние», несплоченность коллектива АПЛ привело к тому, что пожар в кормовом отсеке «Комсомольца» ликвидировал в одиночку старший матрос Нодари Бухникашвили. На британской подлодке «Трафальгар», напоминает Сергеев, произошла схожая авария. Но благодаря сплоченным действиям экипажа ее последствия удалось устранить.
Она относилась к третьему поколению атомных субмарин и была единственным представителем проекта 685. Ей принадлежат до сих пор не побитые рекорды по глубинам погружения 1027 м и применения торпедного оружия свыше 800 м. Подписка Корабел.
Летом 1987 года лодка сменила статус с «опытной» на «боевую». В августе — октябре 1987 года лодка успешно прошла вторую «автономку». Под командованием капитана Зеленского она получила весьма престижное на флоте звание «отличный корабль». Пожар на глубине В январе 1989 года подлодке К-278 было присвоено имя «Комсомолец». Спустя месяц К-278 отправилась в своё третье автономное плавание, на этот раз со сменным экипажем, который возглавлял капитан 1-го ранга Евгений Ванин. Поскольку первый поход с новым экипажем — это чрезвычайно ответственное событие, на борту оказались и представители флотского командования в лице заместителя командира дивизии подлодок и начальника политотдела. Автономный поход проходил успешно до самого возвращения домой, когда казалось, что ничего экстраординарного уже произойти не может. Основной версией считается возгорание электрооборудования.
Пожар стремительно охватил весь 7-й отсек и унёс жизнь вахтенного матроса Нодари Бухникашвили. Когда сигнал о пожаре поступил на центральный пульт, была предпринята попытка использовать лодочную объёмную химическую систему пожаротушения ЛОХ , однако это не дало результата. Температура в 7-м отсеке достигала 1000 градусов, огонь проник и в 6-й отсек, где погиб мичман Владимир Колотилин. К этому моменту на лодке была объявлена аварийная тревога, «Комсомолец» начал всплытие. На глубине 150 метров из-за вызванных пожаром повреждений она потеряла ход, и дальнейшее всплытие происходило за счёт продувки цистерн главного балласта. В 11:16, спустя 13 минут после начала пожара, лодка достигла поверхности. Когда позже начнутся поиски виновных и экипаж «Комсомольца» начнут обвинять в некомпетентности, тот самый заместитель командира дивизии, находившийся на лодке, капитан 1-го ранга Коляда заметит — если бы экипаж был некомпетентен, то лодка бы не поднялась на поверхность. Борьба за живучесть Положение на «Комсомольце» было очень тяжёлым — 6-й и 7-й отсек охвачены огнём, 2-й, 3-й и 5-й задымлены.
В экипаже много обожжённых и отравившихся. Сработала аварийная защита, автоматически заблокировавшая атомный реактор лодки, «Комсомолец» перешёл на использование аккумуляторов. Первый сигнал об аварии был подан в 11:37, но из-за нарастающих неполадок в штабе он был принят лишь в 12:19. К месту аварии был отправлен самолёт Ил-38 с аварийно-спасательными контейнерами. Ил-38 не может садиться на воду, поэтому в данной ситуации он мог только наблюдать и наводить на место аварии идущие на помощь корабли. К тому же первые сообщения от капитана Ванина были достаточно спокойными — корабль всплыл, экипаж ведёт борьбу за живучесть.
Наблюдения и съемка носовой части лодки, проведенные в 1994 году при помощи выдвижных устройств аппаратов со светильником и миниатюрной цветной телекамерой, позволили определить характер разрушений внутри прочного корпуса: носовая и кормовая части 1 отсека завалены металлическими конструкциями, переборка отсека разрушена, левый верхний торпедный аппарат также разрушен.
Прочный корпус фактически разломлен в районе расположения горизонтальных рулей. Этапу подводных работ предшествовал инженерно-технический, когда были изготовлены специальные ферменные раскрывающиеся диафрагмы, многосекционные складные пластыри из прочного армированного материала, рулонные пластыри, заглушки, эластичные мешки и автономные гидравлические станции для заполнения мешков водой. Доставка всего этого оборудования, размеры которого часто были соизмеримы с размерами самих аппаратов, осуществлялась подводными аппаратами в несколько этапов. После этого начинались сложные «хирургические» операции. Прежде всего в разлом корпуса установили две ферменные диафрагмы, перед ними раскрыли диафрагму «зонтик». Перекрытый объем носовой части был заполнен 19 эластичными мешками емкостью по 3 м3 каждый. Гидравлические автономные станции, работающие от аккумуляторов и установленные на палубе лодки, закачивали в них воду.
Они закрыли отверстия и плотно обтянули борта лодки, так как к их нижним секциям подвесили тяжелые грузы. Люк штокового устройства и решетки вентиляции были заглушены крышками из титана. Внутрь изолированного объема заложили более 100 пакетов с химическим веществом, способным уничтожить микроорганизмы, выносящие из лодки радионуклиды. Для отбора из воды плутония в носовой части разместили молекулярные сита. Понадобилось 19 погружений аппаратов "Мир-1" и "Мир-2" для герметизации носовой части лодки. Параллельно велись научные наблюдения и измерения. Результаты этих измерений говорят о стабильной обстановке в районе реактора.
Данные по измерениям концентрации цезия-137 в трубе вентиляции реакторного отсека позволяют сделать вывод: тепловыделяющие элементы не начали разрушаться; 1998 год июль Седьмая экспедиция научно-исследовательского судна Академии наук «Академик Мстислав Келдыш» с двумя глубоководными аппаратами "Мир-1" и "Мир-2" на борту к месту гибели АПЛ. Черняев, И. Пономарев, Н. Пименов прошел над палубой и далее работал в районе рубки. Гидронавты взяли образцы воды вместе с микроорганизмами специальным засасывающим устройством — «слэпганом». Затем "Мир-2" опустился на грунт в носовой части лодки, где были взяты пробы осадка. Записывающих станций, установленных аппаратами возле лодки еще в 1995 году, обнаружено не было, от них остались только аккуратно отстыкованные якоря.
Нашли и забрали в бункер лишь измеритель течения. В это время "Мир-1" А. Сагалевич, Д. Войтов, К. Родионов вышел в район реакторного отсека, где с 1995 года стоял гамма-спектрометр.
Российская экспедиция подходит к месту гибели АПЛ «Комсомолец» в Норвежском море
Командир первого экипажа атомной подводной лодки «Комсомолец» Юрий Зеленский считает, что эксперты из Норвегии могли «что-то подложить». Атомная подводная лодка «Комсомолец» была спущена на воду 9 мая 1983 г. По своим тактико-техническим характеристикам этот корабль опережал своё время на четверть века. Атомная подводная лодка К‑278 «Комсомолец» была спроектирована в ЦКБ‑18 в 1966—1974 годах. 7 апреля 1989 года в Норвежском море затонула атомная подводная лодка К-278 «Комсомолец» – Самые лучшие и интересные новости по теме: Военные, происшествия. Очень жизненная песня про АПЛ Комсомолец: Александр Викторов – Памяти АПЛ "Комсомолец" (Автономка-2). Гибель подводной лодки К-278 «Комсомолец»: что произошло, как погибла большая часть экипажа и что стало с подлодкой.